АРИСТОТЕЛЬ; Aris­to­te­les, из Ста­ги­ры, 384—322 гг. до н. э., гре­че­ский фило­соф. Сын Нико­ма­ха, вра­ча македон­ско­го царя Амин­ты II. По месту рож­де­ния его ино­гда назы­ва­ли Ста­ги­ри­том. В тече­ние 20 лет (367—347 гг.) был уче­ни­ком и сорат­ни­ком Пла­то­на, а после его смер­ти, уязв­лен­ный выбо­ром Спев­сип­па руко­во­ди­те­лем Ака­де­мии, оста­вил Афи­ны и пре­по­да­вал в Ассе в Тро­аде, а затем в Мити­лене на Лес­бо­се. В 342 г. Филипп II, царь Македо­нии, дове­рил ему вос­пи­та­ние сво­его три­на­дца­ти­лет­не­го сына Алек­сандра. В Македо­нии Ари­сто­тель пре­бы­вал 7 лет. После вступ­ле­ния Алек­сандра на трон он вер­нул­ся в Афи­ны и осно­вал соб­ст­вен­ную фило­соф­скую шко­лу, зна­ме­ни­тый Ликей (Ly­keion), где пре­по­да­вал 12 лет. В Ликее была кры­тая гале­рея для про­гу­лок (pe­ri­pa­tos), поэто­му шко­лу назва­ли Пери­па­том, а ее адеп­тов пери­па­те­ти­ка­ми. Это было образ­цо­вое науч­ное учреж­де­ние, снаб­жен­ное бога­той биб­лио­те­кой и цен­ны­ми собра­ни­я­ми, при­вле­кав­шее выдаю­щих­ся уче­ных, спе­ци­а­ли­стов в раз­лич­ных обла­стях.


сле­до­ва­ни­я­ми руко­во­дил Ари­сто­тель, а их резуль­та­ты обра­ба­ты­вал син­те­ти­че­ски, созда­вая систе­му, охва­ты­вав­шую все зна­ние о мире того вре­ме­ни. В 323 г., после смер­ти Алек­сандра, сво­его покро­ви­те­ля, Ари­сто­тель оста­вил Афи­ны в стра­хе перед пре­сле­до­ва­ни­я­ми и вско­ре умер в Хал­киде Эвбей­ской. Под име­нем Ари­сто­те­ля сохра­ни­лись немно­го­чис­лен­ные фраг­мен­ты про­из­веде­ний лите­ра­тур­но­го харак­те­ра, напи­сан­ных боль­шей частью в фор­ме диа­ло­га, а так­же обшир­ное собра­ние фило­соф­ских трак­та­тов, пред­на­зна­чен­ных для изу­че­ния в шко­ле, так назы­вае­мый Cor­pus Aris­to­te­li­cum. В Риме эти тек­сты упо­рядо­чил, снаб­дил ката­ло­гом и издал извест­ный пери­па­те­тик Анд­ро­ник Родос­ский. Соглас­но тра­ди­ции, сочи­не­ния Ари­сто­те­ля делят­ся обыч­но на семь групп: 1) логи­че­ские сочи­не­ния, кото­рые позд­ней­шие пери­па­те­ти­ки назва­ли Орга­нон (Or­ga­non — инстру­мен­ты), ибо логи­ку отде­лил от фило­со­фии еще сам Ари­сто­тель и при­знал необ­хо­ди­мым инстру­мен­том и осно­вой вся­кой нау­ки; 2) сочи­не­ния из обла­сти физи­ки, то есть нау­ки о при­ро­де (от гре­че­ско­го сло­ва phy­sis — при­ро­да); 3) био­ло­ги­че­ские сочи­не­ния; 4) сочи­не­ния из обла­сти пси­хо­ло­гии; 5) про­из­веде­ния, касаю­щи­е­ся так назы­вае­мой пер­вич­ной фило­со­фии, поме­щен­ные Анд­ро­ни­ком после книг о физи­ке и назван­ные поэто­му Ta met a phy­si­ka (пост­фи­зи­че­ские сочи­не­ния, мета­фи­зи­ка); 6) так назы­вае­мые прак­ти­че­ские сочи­не­ния по вопро­сам эти­ки, поли­ти­ки, эко­но­ми­ки, тео­рии государ­ства и пра­ва; 7) сочи­не­ния из обла­сти рито­ри­ки и поэ­ти­ки.

сохра­нив­ших­ся про­из­веде­ни­ях Ари­сто­те­ля мы нахо­дим мно­го­чис­лен­ные повто­ры и несоот­вет­ст­вия, следы попра­вок и ком­мен­та­рии; сле­до­ва­тель­но, мож­но пред­по­ло­жить, что они пред­став­ля­ют собой собра­ние лек­ций и чер­но­вых наброс­ков Ари­сто­те­ля, допол­нен­ных замет­ка­ми его уче­ни­ков и слу­ша­те­лей. И если сего­дня во мно­гих слу­ча­ях уже труд­но рас­по­знать, что напи­сал сам Ари­сто­тель, то целое несет отпе­ча­ток его гения, ува­же­ние вну­ша­ют широта зна­ний и глу­би­на его фило­соф­ской инту­и­ции. Ари­сто­тель не толь­ко создал фило­соф­скую систе­му, кото­рая про­су­ще­ст­во­ва­ла мно­го веков и ока­за­ла огром­ное вли­я­ние на исто­рию чело­ве­че­ской мыс­ли и евро­пей­ской фило­со­фии, но так­же зало­жил осно­вы раз­ви­тия таких науч­ных дис­ци­плин, как логи­ка, био­ло­гия и пси­хо­ло­гия. Логи­че­ские сочи­не­ния Ари­сто­те­ля вклю­ча­ют 6 трак­та­тов: Кате­го­рии, О выра­же­нии мыс­лей, Пер­вые ана­ли­ти­ки, Вто­рые ана­ли­ти­ки, To­pi­ka, О софи­сти­че­ских обма­нах. В Кате­го­ри­ях (Ka­te­go­riai) Ари­сто­тель изла­га­ет свою док­три­ну об осно­вах бытия, опре­де­ля­ю­щих любой пред­мет.

раз­ли­ча­ет 10 кате­го­рий: суб­стан­ция, коли­че­ство, каче­ство, отно­ше­ние, место, вре­мя, поло­же­ние, сфе­ра воздей­ст­вия, назна­че­ние и пости­же­ние. Цен­траль­ным поня­ти­ем явля­ет­ся кате­го­рия суб­стан­ции. Суб­стан­ция — это про­сто инди­виду­аль­ный кон­крет­ный пред­мет, отдель­ный чело­век, конь или дере­во. Кате­го­рии 2—10 обо­зна­ча­ют лишь атри­бу­ты дан­ных суб­стан­ций, опре­де­ля­ют ее точ­нее, пред­став­ля­ют то, что мож­но ска­зать о суб­стан­ции. Пер­вая кате­го­рия каса­ет­ся пред­ме­та выска­зы­ва­ния, девять осталь­ных — раз­лич­ных заклю­че­ний о нем. Поми­мо пер­вич­ной инди­виду­аль­ной суб­стан­ции Ари­сто­тель выде­лял суб­стан­цию вто­рич­ную, родо­вую. Под­лин­ным пред­ме­том позна­ния явля­ет­ся не пер­вич­ная суб­стан­ция (напри­мер, Кал­ли­ас), но веч­ная и неиз­мен­ная вто­рич­ная (напри­мер, чело­век). Ари­сто­тель назы­ва­ет ее поня­тий­ной суб­стан­ци­ей и отож­дествля­ет с сущ­но­стью. Она тем не менее про­яв­ля­ет­ся в самих вещах (uni­ver­sa­lia in re­bus), а не вне их, ибо невоз­мож­но отде­лить пред­мет от его сущ­но­сти, как это делал Пла­тон, про­ти­во­по­став­ляя идеи — вещам, мир идей — пред­мет­но­му миру. Пер­вая суб­стан­ция непре­рыв­но изме­ня­ет­ся от рож­де­ния до смер­ти, но сохра­ня­ет при этом свою инди­виду­аль­ность, тож­де­ст­вен­ность себе самой, раз­ви­ва­ясь в рам­ках сво­его рода и вида. Осно­вой чело­ве­че­ско­го зна­ния явля­ет­ся чув­ст­вен­ное вос­при­я­тие: наблюде­ние, экс­пе­ри­мент и позна­ние фак­тов, — но сверх это­го оно тре­бу­ет про­ник­но­ве­ния в при­чи­ны.

поис­ках отве­та на вопрос поче­му? — поче­му вещи изме­ня­ют­ся, где заклю­че­на сила, поз­во­ля­ю­щая мате­рии пере­хо­дить из одно­го состо­я­ния в дру­гое и тво­рить раз­лич­ные пред­ме­ты — Ари­сто­тель при­хо­дит к сво­ей док­трине о мате­рии и фор­ме. Каж­дая пер­вич­ная суб­стан­ция есть син­тез двух неразде­ли­мых состав­ля­ю­щих: мате­рии (hy­le) и фор­мы (eidos); напри­мер, ста­туя скла­ды­ва­ет­ся из мра­мо­ра и обра­за. Если мы мыс­лен­но отде­лим одно от дру­го­го, то мате­рия будет дви­жу­щей силой дей­ст­вия, в фор­ма — его целью. Фор­ма изме­ня­ет мате­рию в стро­го опре­де­лен­ном направ­ле­нии — в направ­ле­нии мак­си­маль­но­го раз­ви­тия родо­вых черт. Эти чер­ты разум обоб­ща­ет в поня­тия, кото­рые мы раз­ли­ча­ем путем дефи­ни­ции, per ge­nus pro­xi­mum et dif­fe­ren­tiam spe­cy­fi­cam — через родо­вую при­над­леж­ность и харак­тер­ные отли­чия (напри­мер, чело­век есть суще­ство, обла­даю­щее даром речи и разу­мом). В мате­рии заклю­че­на сила, потен­ци­аль­ная воз­мож­ность (гр. dy­na­mis, лат. po­ten­tia) реа­ли­зу­ет­ся бла­го­да­ря фор­ме (в яйце заклю­че­на потен­ци­аль­ная кури­ца, в желуде — дуб и т. д.). Про­ти­во­по­лож­но­стью «воз­мож­но­сти» явля­ет­ся «дей­ст­ви­тель­ность» (ener­geia).

ре­ход от воз­мож­но­сти к дей­ст­ви­тель­но­сти назы­ва­ет­ся дви­же­ни­ем. Через дви­же­ние, в пони­ма­нии Ари­сто­те­ля, про­яв­ля­ет­ся воздей­ст­вие силы, он раз­ли­чал 4 раз­но­вид­но­сти это­го воздей­ст­вия, то есть 4 рода дви­же­ния: пере­ме­ще­ние в про­стран­стве (пря­мое и вра­ща­тель­ное), дви­же­ние, про­из­во­дя­щее каче­ст­вен­ные изме­не­ния; дви­же­ние, про­из­во­дя­щее коли­че­ст­вен­ные изме­не­ния: уве­ли­че­ние и умень­ше­ние, а так­же дви­же­ние, вызы­ваю­щее воз­ник­но­ве­ние или раз­ру­ше­ние пер­вич­ных суб­стан­ций. Источ­ни­ком дви­же­ния явля­ет­ся низ­шая фор­ма, при этом выс­шая фор­ма есть цель это­го дви­же­ния. Чув­ст­вен­но вос­при­ни­ма­е­мый мир явля­ет­ся миром мате­рии, фор­мы и дви­же­ния. Наряду с ним суще­ст­ву­ет, одна­ко, чистая фор­ма и чистое дей­ст­вие, без какой-либо при­ме­си мате­рии и воз­мож­но­сти; это ари­сто­телев­ский Бог-Разум (Нус), суще­ст­во­ва­ние кото­ро­го осно­вы­ва­ет­ся на осо­зна­нии само­го себя. У чело­ве­ка его соот­вет­ст­ви­ем явля­ет­ся созида­тель­ный бес­смерт­ный дея­тель­ный разум, про­ти­во­по­став­лен­ный пас­сив­но­му, кото­рый уми­ра­ет вме­сте со смерт­ной душой. В дру­гом логи­че­ском трак­та­те О выра­же­нии мыс­лей (Pe­ri her­me­neias) Ари­сто­тель уста­нав­ли­ва­ет зна­че­ние слов: суще­ст­ви­тель­ное, гла­гол, отри­ца­тель­ное и утвер­ди­тель­ное пред­ло­же­ние, суж­де­ние и выска­зы­ва­ние. Он ого­ва­ри­ва­ет осо­бо суж­де­ния с выра­же­ни­ем отно­ше­ния, так назы­вае­мые модаль­ные, и слу­чаи про­пус­ка отдель­ных зве­ньев логи­че­ской цепоч­ки.

Пер­вых ана­ли­ти­ках (Ana­ly­ti­ka pro­te­ra) Ари­сто­тель пред­став­ля­ет опре­де­ле­ние сил­ло­гиз­ма и раз­ли­ча­ет 3 его типа: науч­ный, диа­лек­ти­че­ский и эри­сти­че­ский. Ана­ли­зи­ру­ет индук­тив­ный и дедук­тив­ный мето­ды умо­за­клю­че­ния. Во Вто­рых ана­ли­ти­ках (Ana­ly­ti­ka hys­te­ra) он отдель­но рас­смат­ри­ва­ет науч­ные сил­ло­гиз­мы, в To­pi­ka — диа­лек­ти­че­ские. Послед­нее про­из­веде­ние явля­ет­ся посо­би­ем по ора­тор­ско­му искус­ству, объ­яс­ня­ю­щим такие тер­ми­ны, как 10 кате­го­рий, пра­ви­ла несоот­вет­ст­вия и опу­щен­ной середи­ны, тож­де­ст­вен­ность, род и вид, дефи­ни­ции и др. Трак­тат О софи­сти­че­ских обма­нах (Pe­ri sophis­ti­kon elen­chon) каса­ет­ся эри­сти­че­ских суж­де­ний и обра­щен про­тив искус­ных в пара­док­сах фило­со­фов так назы­вае­мой мегар­ской шко­лы. Сре­ди сочи­не­ний по физи­ке самым зна­чи­тель­ным явля­ет­ся трак­тат Физи­ка (Phy­si­ke ak­roa­sis) в 8 кни­гах. В нем Ари­сто­тель уточ­ня­ет поня­тия, слу­жа­щие ему для объ­яс­не­ния явле­ний окру­жаю­ще­го мира, и преж­де все­го поня­тие при­ро­ды (phy­sis) и поня­тие дви­же­ния (ky­ne­sis). Ари­сто­тель выде­ля­ет виды дви­же­ния, ана­ли­зи­ру­ет его сущ­ность и усло­вия дви­же­ния, пони­ма­е­мо­го как отно­ше­ние силы к мате­рии. К физи­че­ским сочи­не­ни­ям Ари­сто­те­ля при­над­ле­жат так­же работы: О рож­де­нии и гибе­ли и О небе.

пер­вом он отде­ля­ет абсо­лют­ные рож­де­ние и гибель от тех, что свя­за­ны со сме­ще­ни­ем и изме­не­ни­я­ми. Во вто­ром трак­та­те он вос­про­из­во­дит кар­ти­ну мира и вво­дит новый, пятый эле­мент — эфир. Шаро­об­раз­ный, веч­но вра­щаю­щий­ся мир состо­ит из двух частей: доль­ней и гор­ней. Пер­вая — это непо­движ­ная зем­ля, кото­рую пооче­ред­но окру­жа­ют три остав­ши­е­ся сти­хии: вода, воздух и огонь. Гор­няя часть мира, начи­наю­ща­я­ся от Луны, запол­не­на веч­ным и неиз­мен­ным эфи­ром, кото­ро­му при­су­ще вра­ща­тель­ное дви­же­ние в отли­чие от пря­мо­ли­ней­но­го дви­же­ния воды, возду­ха и огня. Поня­тия про­стран­ства и вре­ме­ни нахо­дят­ся в непо­сред­ст­вен­ной свя­зи с дви­же­ни­ем. Ари­сто­тель не при­зна­вал пустоты, а дви­же­ние пони­мал как вза­им­ную сме­ну мест. Соглас­но Ари­сто­те­лю, в при­ро­де гос­под­ст­ву­ет целе­со­об­раз­ность, а сооб­ра­же­ния целе­со­об­раз­но­сти пред­став­ля­ют­ся важ­ней­ши­ми. Ари­сто­теле­ва кар­ти­на мира про­су­ще­ст­во­ва­ла в нау­ке до вре­мен Копер­ни­ка, Гали­лея и Нью­то­на. Чрез­вы­чай­но вели­ки заслу­ги Ари­сто­те­ля в обла­сти био­ло­гии. Он был све­ду­щим и спо­соб­ным зоо­ло­гом, инте­ре­со­вал­ся срав­ни­тель­ной мор­фо­ло­ги­ей живот­ных и эмбрио­ло­ги­ей, опи­рал­ся на экс­пе­ри­мен­таль­ный мате­ри­ал, раз­ли­чал ок. 500 видов живот­ных, а его клас­си­фи­ка­ция живот­но­го мира не утра­ти­ла акту­аль­но­сти до вре­мен Лин­нея.

мы­ми зна­чи­тель­ны­ми работа­ми Ари­сто­те­ля по био­ло­гии пред­став­ля­ют­ся: Ана­то­мия живот­ных (Pe­ri zoon mo­rion), Раз­мно­же­ние живот­ных (Pe­ri zoon ge­ne­seos), Исто­рия живот­ных (Pe­ri ta zoa his­to­riai) и дру­гие. Сре­ди пси­хо­ло­ги­че­ских трак­та­тов Ари­сто­те­ля обра­ща­ет на себя вни­ма­ние объ­ем­ный труд О душе (Pe­ri pshy­ches) в 3 кни­гах. Ари­сто­тель при­во­дит опре­де­ле­ние души, а затем раз­гра­ни­чи­ва­ет оду­шев­лен­ные тела (so­ma­ta empshy­cha) и тела, лишен­ные души (so­ma­ta apshy­cha). Оду­шев­лен­ные тела он делит на рас­те­ния, живот­ных и людей. Рас­ти­тель­ная или веге­та­тив­ная душа пред­на­зна­че­на толь­ко к пита­нию и про­дол­же­нию рода, живот­ная душа наде­ле­на вдо­ба­вок спо­соб­но­стью вос­при­я­тия, жела­ния (воли) и дви­же­ния, а чело­ве­че­ская душа — при­ви­ле­ги­ей разум­но­го мыш­ле­ния. Соглас­но Ари­сто­те­лю, суще­ст­ву­ет две раз­но­вид­но­сти мыш­ле­ния: обыч­ное, дис­кур­сив­ное мыш­ле­ние и тео­ре­ти­че­ское, инту­и­тив­ное. Пер­вое Ари­сто­тель свя­зы­ва­ет с пас­сив­ным разу­мом (iras pathe­ti­kos), сопут­ст­ву­ю­щим инди­виду­аль­ной и смерт­ной душе, дру­гое — с бес­смерт­ным и уни­вер­саль­ным разу­мом (nus poie­ti­kos). Бла­го­да­ря дея­тель­но­му разу­му мы позна­ем основ­ные пра­ви­ла логи­че­ско­го мыш­ле­ния и абстракт­ные поня­тия, не под­даю­щи­е­ся дока­за­тель­ству, но явля­ю­щи­е­ся науч­ны­ми акси­о­ма­ми. Тео­ре­ти­че­ской фило­со­фи­ей Ари­сто­тель зани­ма­ет­ся в Мета­фи­зи­ке.

а состо­ит из 14 книг и явля­ет­ся собра­ни­ем трак­та­тов. Цель­ные сочи­не­ния пред­став­ля­ют собой толь­ко кн. VII и VIII, рас­смат­ри­ваю­щие поня­тие суб­стан­ции, и кн. V — о мно­го­знач­ных сло­вах. В кн. I Ари­сто­тель раз­гра­ни­чи­ва­ет 4 прин­ци­па — нача­ла суще­ст­ву­ю­щих вещей: фор­ма, мате­рия, источ­ник дви­же­ния и цель. Впо­след­ст­вии он сво­дит их к двум основ­ным — фор­маль­но­му нача­лу (фор­ме) и мате­рии. Харак­те­ри­зуя мате­рию, он гово­рит о так назы­вае­мой пер­вич­ной мате­рии (pro­te hy­le), не име­ю­щей ни при­зна­ков, ни фор­мы; оформ­лен­ную же мате­рию он назы­ва­ет конеч­ной мате­ри­ей (escha­te hy­le). Мате­рия и фор­ма тес­но свя­за­ны меж­ду собой в мире, кото­рый мы видим. Суще­ст­ву­ет, одна­ко, чистая фор­ма, без при­ме­си мате­рии — Бог-Разум. Ему Ари­сто­тель посвя­ща­ет XII кн. Мета­фи­зи­ки и назы­ва­ет его пер­вым «непо­движ­ным» источ­ни­ком дви­же­ния, сво­бод­ным от вся­кой мате­рии, веч­но дей­ст­ви­тель­ной мыс­лью, пред­став­ля­ю­щей послед­нее усло­вие суще­ст­во­ва­ния мира явле­ний. Его созна­ние опре­де­ля­ет жизнь и суще­ст­во­ва­ние Все­лен­ной. Сле­дую­щая груп­па сочи­не­ний Ари­сто­те­ля каса­ет­ся так назы­вае­мой прак­ти­че­ской фило­со­фии: эти­ки, поли­ти­ки, тео­рии государ­ства и пра­ва. Сре­ди эти­че­ских трак­та­тов Ари­сто­те­ля наи­бо­лее извест­на Нико­ма­хо­ва эти­ка (Ethi­ka Ni­ko­macheia), содер­жа­щая зна­ме­ни­тый прин­цип уме­рен­но­сти (me­so­tes); доб­ро­де­тель поме­ща­ет­ся в так назы­вае­мой золо­той середине меж­ду дву­мя край­но­стя­ми; муже­ство, к при­ме­ру, нахо­дит­ся меж­ду удаль­ст­вом и тру­со­стью.

и­сто­тель делит доб­ро­де­те­ли на прак­ти­че­ские и тео­ре­ти­че­ские. Тео­ре­ти­че­ские доб­ро­де­те­ли — интел­лек­ту­аль­ные — свя­за­ны с так назы­вае­мой тео­ре­ти­че­ской жиз­нью (bios theo­re­ti­kos), созер­ца­тель­ной и даю­щей наи­боль­шее сча­стье. Эта же эти­ка совер­шен­ства пред­став­ле­на в кн. X Нико­ма­хо­вой эти­ки, а так­же в Эвде­мей­ской эти­ке (Ethi­ka Eude­meia). Вели­кая эти­ка (Ethi­ka Me­ga­la) не счи­та­ет­ся под­лин­ным сочи­не­ни­ем Ари­сто­те­ля. В кн. VIII—IX Нико­ма­хо­вой эти­ки Ари­сто­тель гово­рит об эти­ке, осно­ван­ной на при­вя­зан­но­сти (fi­lia). Граж­дан­ской, обще­ст­вен­ной эти­ке Ари­сто­тель посвя­тил свою Поли­ти­ку, вме­щен­ную в 8 книг. Это сбор­ник ряда трак­та­тов, в кото­рых на кон­крет­ном мате­ри­а­ле суще­ст­ву­ю­щих зако­нов Ари­сто­тель пред­став­ля­ет тео­рию спра­вед­ли­во­го государ­ства и наи­луч­ше­го обще­ст­вен­но­го строя. Каж­дое государ­ст­вен­ное устрой­ство хоро­шо, если оно обес­пе­чи­ва­ет бла­го всех граж­дан. Суще­ст­ву­ет глав­ным обра­зом 3 хоро­шие фор­мы управ­ле­ния: монар­хия, ари­сто­кра­тия и наро­до­вла­стие; и 3 пло­хие: тира­ния, оли­гар­хия и охло­кра­тия. Две послед­ние кни­ги Поли­ти­ки пред­став­ля­ют образ иде­аль­но­го государ­ства. Для гума­ни­тар­ных наук базо­вое зна­че­ние име­ли Поэ­ти­ка (Pe­ri poie­ti­kes) и Рито­ри­ка (Tech­ne rhe­to­ri­ke). Рито­ри­ка в 3 кни­гах пред­став­ля­ет собой систе­ма­ти­зи­ро­ван­ное посо­бие, пред­на­зна­чен­ное обу­чить искус­ству дока­за­тель­ства при помо­щи искус­ных дово­дов. Кни­га III посвя­ще­на в основ­ном вопро­сам сти­ли­сти­ки, искус­ству пра­виль­но выра­жать­ся и пра­виль­но­му постро­е­нию речи. Поэ­ти­ка пер­во­на­чаль­но состо­я­ла из 2 книг. В кн. I Ари­сто­тель раз­би­рал тра­гедию и эпо­пею, в кн. II — дифи­рам­би­че­скую поэ­зию и комедию. Сохра­ни­лась толь­ко кн. I. Ари­сто­тель обо­зна­ча­ет здесь искус­ство как под­ра­жа­ние (mi­me­sis) и при­во­дит зна­ме­ни­тое опре­де­ле­ние тра­гедии. Она явля­ет­ся про­из­веде­ни­ем, ими­ти­ру­ю­щим дей­ст­ви­тель­ность, в кото­ром дей­ст­ву­ют люди, и об их делах мы узна­ем пря­мо, а не из рас­ска­зов. Тра­гедия, про­буж­дая состра­да­ние и страх, при­во­дит к очи­ще­нию (kathar­sis). Ари­сто­тель выде­ля­ет затем 6 состав­ля­ю­щих тра­гедии: сюжет, харак­те­ры, смысл, сце­ни­че­ское обрам­ле­ние, язык и стиль (а так­же музы­ку); он гово­рит о един­стве тра­ги­че­ско­го дей­ст­вия (Пра­ви­ло 3 единств: места, вре­ме­ни и дей­ст­вия, — соблюда­е­мое вели­ки­ми евро­пей­ски­ми тра­ги­ка­ми, сфор­ми­ро­ва­лось позд­нее. Трак­тат на эту тему создал сре­ди про­чих Кор­нель). Ари­сто­тель явля­ет­ся одним их самых раз­но­сто­рон­них мыс­ли­те­лей, а его вли­я­ние как на фило­со­фию, так и на отдель­ные нау­ки было огром­ным.

Источник: ancientrome.ru

Основные положения философии Аристотеля

Понимание предназначения философии. Аристотель очень высоко ценил философию как вид интеллектуальной дея-тельности и четко выделял её из всей сферы знания. Причем он различал «первую философию», которую в I-м в. до н.э. систематизатор его учения Андроник Родосский на-звал «метафизикой» (испорченное греческое «мета та физика» – «то, что следует после физики») и «вторую философию», под которой он имел в виду собственную физику. Предметом «пер-вой философии» является не природа, а то, что существует в ней и сверх нее. Таким предметом должно быть «сущее». Оно шире природы, которая для Аристотеля лишь один из родов сущего. И философия, в отличие от физики, должна исследовать нематериальные, сверчувственные, неподвижные и вечные сущности, разумеется, сперва показав их наличие: «необходимо исследовать, существуют ли одни только чувственно воспри-нимаемые сущности или также другие помимо них, и [если также другие], то имеются ли такие сущности только одного вида или их несколько родов… а также математические предметы как промежуточные между эйдосами и чувственно вос-принимаемыми вещами существует ли помимо чувственно воспринимаемых сущностей какая-нибудь неподвижная и вечная или нет и что же она такое, если существует».

Учение о бытии. Материя и форма.

Центральным в философии Аристотеля является учение о материи и форме. В отличие от Платона, Аристотель считал, что подлинным бытием обладает не общее, не идея, не число, а конкретная единичная вещь. Это, так сказать, сущность первого порядка. Вид, к которому принадлежит единичная вещь, – это сущность второго порядка, род – сущность третьего порядка и т.д. Только такая вещь может быть субстанцией (от лат. «субстанциа», буквально «то, что лежит в основе»), то есть чем-то самобытным, существующем в самом себе, а в мышлении способным выступать в качестве субъекта суждения, но не его свойства (атрибута) или отношений между субъектами.

Всякая единичная вещь представляет собой сочетание материи и формы. Материя – это то, из чего возникает вещь, материал («субстрат»), из которого она состоит. Однако к одной лишь материи вещь не сводится. Чтобы стать вещью, материя должна принять форму; без формы материя остается вещью только в возможности, но не в действительности. «…Материя есть в возможности, потому что может приобрести форму, а когда она есть в действительности, у неё уже есть форма». Форма, суть бытия и первая сущность в «Метафизике» являются синонимами: «Формой я называю суть бытия каждой вещи и первую сущность» – подчеркивал Аристотель. Но сама по себе форма не может стать вещью в её еди-ничном бытии, форма без материи в плане познания – понятие о вещи, а в плане бытия – суть вещи. Сама по себе форма есть нечто общее; а чтобы стать единичным бытием, она должна соединиться с материей. Соединение материи с формой представляет собой реализацию возможного, возникновение реально существующей конкретной вещи.

Понятия материи и формы у Аристотеля не абсолютны, а взаимообусловлены. То, что является материей в одном отношении, в другом может быть формой. В качестве примера единства материи и формы Аристотель приводит бронзовую статую. Материей для статуи в данном случае служит бронза. Но ведь глыба бронзы, из которой отлита статуя, тоже была единичной, актуально существующей вещью, следовательно, представляла собой некоторое единство материи и формы, некий «вид». Материей по отношению к этому виду служат четыре элемента («стихии», «буквы») – огонь, вода, земля, воздух, из сочетания которых в определенных пропорциях получается вещество, обозначаемое как бронза. Но и эти четыре элемента не лишены формы – каждый характеризуется некоторой ком-бинацией качеств и, следовательно, опять-таки может рассматриваться как «вид». Лишь первичная материя (prote hyle), которой нельзя приписать никаких качеств, абсолютно бесформенна и не является видом. Она не может выступать как единичная вещь, она – чистая возможность.

Понятия души и мышления в философии Аристотеля

Во взглядах на данные феномены Аристотель также разошелся с Платоном. По Аристотелю, душой может обладать только естественное живое тело – растение, животное и человек. Скажем, топор души не имеет. Душа – это осуществление (Аристотель использует термин «энтелехия») возможности жизни: «…душа необходимо есть сущность в смысле формы естественного тела, обладающего в возможности жизнью. Сущность же [как форма] есть энтелехия; стало быть, душа есть энтелехия такого тела… душа есть первая энтелехия естественного тела, обладающего в возможности жизнью». Душа в понимании Аристотеля является, так сказать, спутницей жизни, её наличие свидетельствует о завершенности тела, осуществленности возможности жизни.

В отличие от Платона, Аристотель настаивает на неразрывной связи души и тела. Душа без тела существовать не может. Он различает три вида души: растительную, животную и разумную. Первым видом души обладает растительный мир, а признаками такой души является способность к питанию. Чтобы быть животным, достаточно к функциям растительной души добавить чувство осязания (ощущение): «животное впервые появляется благодаря ощущению». Наконец разумная душа, означающая способность к рассуждению и размышлению, это – достояние человека. Разумеется, в каждой из высших душ присутствуют и свойства низших.

Учение об истине

Аристотель является создателем классической, так называемой корреспондентной теории истины. Истина, согласно Аристотелю, состоит в соответствии мысли действительности: «Что же касается сущего в смысле истинного и несущего в смысле ложного, то оно зависит от связывания и разъединения, а истинное и ложное вместе от разграничения членов противоречия, а именно: истинно утверждение относительно того, что на деле связано, и отрицание того, что на деле разъединено, а ложно то, что противоречит этому разъединению… Ведь ложное и истинное не находятся в вещах, так чтобы благо, например, было истинным, а зло непременно ложным, а имеются в рассуждающей мысли».

Телеология Аристотеля

Для объяснения процессов движения, изме-нения и развития, происходящих в мире, Аристотель вводит четыре класса причин: материальные, формальные, действующие и целевые: «Все … причины подпадают под четыре совершенно очевидных вида. Звуки речи у слогов, материал изделий, огонь, земля и все такого рода элементы тел, части целого, предпосылки для вывода – все они причины этих вещей в значении того, из чего эти вещи состоят; причем одни из них суть причины как субстрата (например, части), другие – как суть бытия вещи (таковы целое, связь и форма). С другой стороны, семя, врачеватель, советчик и вообще то, что действует, – все это причины в смысле того, откуда начало изменения или покоя. А остальные суть причины в смысле цели и блага для другого, ибо «то, ради чего» должно быть наилучшим и целью для другого, причем нет никакой разницы, идет ли речь о подлинном благе или о кажущемся благе». Таким образом, причиной того, что из бронзы возникла статуя, является, во-первых, сама бронза (материальная причина), во-вторых, деятельность ваятеля (действующая причина), в-третьих, та форма, которую приобрела бронза в результате деятельности ваятеля (формаль-ная причина), и, в-четвертых, та цель, которую ставил перед собой ваятель (целевая причина или «ради чего», как обычно говорил Аристотель). Аристотелевское учение о конечной, це-левой причине получило название телеологии (от греч. «телеос» – цель).

Физика, космология, биология

Аристотель оставил в наследство потомкам физику, которая просуществовала чуть менее дух тысячелетий и была опровергнута только в начале XVI века знаменитым итальянским ученым Г. Галилеем. Правда, слово «физика» понималось им шире, чем это принято сейчас, включало и биологию, так что оно было синонимом современного понятия «природоведение». В основе физики лежал принцип, что сила является причиной движения тел (о свойстве инерции Аристотель и не подозревал). Далее, он отказался от демокритовского пустого пространства и заполнил пространство «эфиром» – сплошной средой, не обладающей тяжестью и другими физическими свойствами. В физике Аристотеля всякое тело обладает естественной, присущей ему от природы формой движения. Для земных тел таким естественным движением является движение по прямой к центру космоса (то есть к центру Земли), если они тяжелые (как земля, вода и сложные тела, в состав которых они входят), либо от центра к периферии, если они легкие (огонь, воздух и т.п.). В надлунном же, небесном мире естественным является вечное равномерное круговое движение. Насильственное движение земных тел осуществляется под действием силы.

Древние греки предполагали, что Земля имеет шарообразную форму (вспомним этимологию слова «антиподы» – люди, ходящие по отношению к нам вверх ногами на противоположной стороне земного шара), и Аристотель впервые в истории попытался измерить диаметр Земли, получив результат, в два раза превышающий его действительное значение. Надлунный мир, как и у Платона, у Аристотеля является неподвижным и неизменным вечным миром.

Большой вклад внес Аристотель в формирование биологии как науки. В своих биологических сочинениях он описал 495 видов различных живых существ, в том числе 160 видов птиц, 120 видов рыб, 60 видов млекопитающих и столько же видов насекомых. Существование некоторых видов живых существ, описанных Аристотелем, было подтверждено только в начале 19 ст. известным натуралистом Ж. Кювье.

Логика. Аристотель является создателем логики как науки о правильном мышлении. (Правда, сам он называл её «Аналитикой», а название «Логика» она получила в середине XI века). Его первая логическая работа «О софистических опровержениях» была посвящена борьбе с уловками софистов – странство-вавших по Греции учителей-надомников, дававших уроки детям богатых, но не слишком образованных греков, и морочивших им голову с помощью намеренных логических ошибок (софизмов) с целью выманить за уроки побольше денег. Аристотель проанализировал наиболее распространенные уловки софистов, указав, на каких ошибках они основаны, а позднее в работах «Первая аналитика» и «Вторая аналитика» создал теорию правильного дедуктивного рассуждения (так называемую силлогистику). Только в середине XIX столетия были заложены основы современной, символической логики, не опирающейся на аристотелевские принципы.

Учение Аристотеля о государстве и обществе.

Важное место в философии Аристотеля занимает учение об обществе и государстве. Затронутые в нём вопросы повлияли на ход дальнейшего развития социально-философской мысли и в чём-то не утратили своего значения до сих пор.

Причина возникновения государства и его предназначе-ние. Согласно Аристотелю, основой существования государства служит стремление людей к совместной жизни и политическому общению. В этом смысле человек по своей природе есть существо политическое. Люди всегда стремятся соединяться в какие-либо сообщества. Государство возникает лишь тогда, ко-гда несколько семей объединяются ради достижения возможно лучшей жизни. Таким образом, согласно Аристотелю, причиной возникновения государства является не только политическая (общественная) природа человека, сама по себе, но и польза, выгода, которую он может получить от совместной жизни с другими людьми. Другими словами, для философа одним из важнейших критериев является общественный интерес.

Цель создания государства – стремление к счастью. Только в государстве человек может реализовать нравственные добродетели и быть счастливым.

Аристотель видит совершенство человека в том, чтобы тот был совершенным гражданином. А его совершенством, в свою очередь, является совершенность государства. При этом государство стоит как бы «впереди» семьи и индивида. Иными словами, совершенство гражданина обусловливается качеством общества, к которому он принадлежит.

Чтобы быть гражданином, необходимо принимать участие в управлении, принятии законов, реализующих справедливость. Прежде всего, необходимо проявить своё гражданское сознание и чувство ответственности за судьбу своей страны. Поэтому ни житель колонии или завоеванного города, ни ремесленник, ни даже свободные люди не могут быть гражданами, если они не имеют необходимого свободного времени, чтобы управлять своим государством. Число граждан очень огра-ничено, прочие же лишь удовлетворяют их нужды.

Классификация государств. Аристотель выделяет три правильных и три неправильных формы государственного устройства. Правильными являются монархия, аристократия и полития. Неправильные – тирания, олигархия и демократия (охлократия, то есть «власть толпы»).

Принцип деления на правильное и неправильное государства Аристотель основывает на том, что государство нужно для того, чтобы приносить людям счастье. Для государства обязательно наличие свода законов, и власть предержащие обязаны применять эти законы для защиты государства и граждан. В принципе могут существовать государства во благо гражданам или во благо власть предержащим. Поэтому для мыслителя критерием отличия правильных и неправильных форм является учёт политиком общественного интереса.

Государство и его формы:

Власть исходит:

Правильные
(управление в соответствии с общим благом)

Неправильные
(управление в соответствии с собственным интересом)

От одного

Монархия

Тирания

От немногих

Аристократия

Олигархия

От большинства

Полития

Демократия
(охлократия)

Правильным называется государство, в котором один правитель (монарх) свои силы употребляет во благо его граждан. Такие государства существуют крайне редко, гораздо чаще существуют государства, в которых правят достойные люди, составляющие меньшую часть, – аристократия. Полития – это государство, которым управляет большинство людей. Этому большинству обязано подчиняться меньшинство, даже если оно с чем-то не согласно.

Есть и неправильные государства – те, где власти существуют сами для себя. Монарх может стать тираном, использующим власть только в своих интересах. Аристократия может стать олигархией, когда кучка богатых приобретает власть и использует ее, чтобы увеличить собственные богатства за счет других граждан.

Под «демократией» Аристотель понимает стиль правления, который, пренебрегая общим благом, нездоровым образом потакает интересам нищих не только в материальном, но и в духовном смысле слова. Отсюда новый смысл слова демократия – демагогия. Философ уточняет, что ошибка возникает тогда, когда люди, равные в своих политических правах начинают считать себя равными во всём прочем, хотя это далеко не так.

Аристотель утверждает, что, конечно же, первые две формы правления предпочтительнее, но, принимая людей такими, какие они есть, лучшей формой следует признать политию. Она воплощает средний путь, путь между олигархией и демократией, т.е. путь демократии умеренной, где удержаны достоинства олигархии и устранены дефекты демократии.

Имущественная обусловленность социальных процессов. Цели, интересы и характер деятельности людей в государстве зависят от их имущественного положения. Бедные и богатые оказываются в государстве группами, диаметрально противоположными друг другу. Есть три главных слоя граждан: очень зажиточные, крайне неимущие и средние, стоящие между первыми и вторыми. В зависимости от преобладания той или иной группы устанавливается и соответствующая форма государственного строя.

В основе всех общественных потрясений лежит социальное неравенство. Когда в государстве многие люди лишены политических прав, и когда в нём много бедняков, то неизбежно появляются враждебно настроенные граждане. Равновесие обеспечивает наличие среднего «промежуточного» слоя. Лишь те государства стабильны, где этот слой составляет большинство и играет преобладающую роль по сравнению с остальными социальными слоями.

Аристотель не отрицал рабства. Как правило, в Древней Греции рабами были чужеземцы. Поэтому философ полагал, что иноземец, по определению, есть раб, а эллин – человек свободный.

Согласно Аристотелю, власть господина над рабом, организация семьи, государство и царская власть в своей глубинной основе в чём-то схожи. В то же время он признаёт, что власть господина над рабом противоестественна, и существует лишь по закону, по своей же природе все равны. Стало быть, она ос-нована на насилии и несправедлива.

Раб, как и ремесленник, есть одушевлённое орудие (в отличие от орудия неодушевлённого, например, лопаты или кирки). Но от ремесленника он отличается тем, что является одушевлённой собственностью. Раб всецело принадлежит своему господину.

Однако рабство не сводится лишь к отношениям частной собственности. В своих трудах Аристотель затрагивает не только социальную, но и психологическую проблематику: господин и раб как состояния души. Причём дело не только в физических, но и в духовных особенностях людей. По словам мыслителя, одни люди по своей природе свободны, а другие – рабы, и вторым рабами быть «и полезно, и справедливо».

Рабу и господину полезно взаимное дружеское отношение. Когда же их отношения построены не на дружбе, приходится прибегать к насилию.

В учении о государстве Аристотель поставил многие и поныне актуальные проблемы. Среди них: цели государственного строительства, проблема справедливого устройства государства и имущественная обусловленность социальной активности. Кроме того, на протяжении веков человеческую мысль волновали затронутые им вопросы активности гражданина, а также господства и рабства как духовных составляющих человеческой личности. Окончательное решение всех этих вопросов до сих пор не найдено и нередко каждый их решает по-своему.

Значение аристотелевского наследия

Во многих областях философии и других наук влияние Аристотеля прослеживается вплоть до Нового времени. Взгляды Аристотеля на природу единичной вещи и общего (вида», «рода» – далеко не всегда у него последовательные) породили в начале нашего тысячелетия полемику номиналистов и реалистов о природе общих понятий – так называемых универсалий. Телеология органически вписалась в христианское богословие, и не случайно в средневековых университетах Аристотель признавался философом № 1. Непререкаемым был авторитет Аристотеля как творца логики – её изучали во всех университетах и в модернизированном виде аристотелевскую силлогистику преподают до сих пор. Аристотелевское понятие истины успешно используется во всех областях научного познания, кроме чистой математики. В то же время политические взгляды и идеи Аристотеля, привязанные к существованию городов-государств, морально устарели еще при его жизни, поскольку эпоха подобных государств закончилась в Греции во второй половине IV-го в. до н.э.

  • < Назад
  • Вперёд >

Источник: www.SoleCity.ru

Основы философии Аристотеля

фото 778

Аристотеля интересовали как основы мироустройства, так и вопросы сущности человеческой личности. Эти исследования он отражал в своих работах, дошедших до наших дней. Мыслитель много трудов посвятил искусству риторики — обучал красноречию.

Вплотную Аристотель начал изучать философию еще в 17 лет. В этом возрасте он поступил в Академию Платона, где обучался 20 лет. Впоследствии, основал собственную философскую школу в городе Пеле, которая получила название «Ликей» (прототип современного лицея), где преподавал до конца жизни.

Аристотель – автор работ, которые легли в основу современной философии. И самые известные из них — «Риторика», «Метафизика», «Политика», «Поэтика», «Органон».

Составляющие философии Аристотеля

Учение философа делится на 4 части:

  • теорию — изучение проблем бытия и его граней, происхождения и сущности явлений;
  • практику — модель государственного устройства и деятельность людей;
  • поэтику — изучение средств художественного выражения в литературе;
  • логику — науку об истинном представлении окружающей действительности.

В вопросах сущности бытия, Аристотель критиковал труды своего учителя, Платона. Он был противником однозначных теорий о мироустройстве, и считал, что каждая идея будет зависеть от обстановки в окружающем мире, а каждая вещь уникальна. Подробно остановимся на этих моментах.

Понятие метафизики

Суть метафизики Аристотеля — критика трудов Платона и его концепции о разделении мира идей и мира вещей. Ученый считает, что форма и материя неотделимы друг от друга. В материи заложено стремление воплотить в жизни те возможности, которые она заключает в себе.

Понятие «формы» по Аристотелю включает в себя три момента: сущность предмета «в настоящем времени», и потенциально возможные вещи, которые могут получиться из неё после – результат определенного создавшего её акта творчества.

Переход потенциальной возможности в существующую действительность – движение. В процессе движения, простые вещи превращаются во все более и более сложные. Постепенно, они приближаются к совершенству и к своему первоисточнику — Богу. Согласно этой концепции, Бог — это чистое мышление, которое не имеет выражения в вещественной форме. В дальнейшем, мышление просто не может развиваться – оно достигло совершенства, но Бог не существует отдельно от материального мира.

Аристотель о физике

По мнению ученого, материя возникает, исчезает и изменяется по законам движения, которое представляет собой бессмертную жизнь природы во времени и пространстве. Целью движения является постепенное расширение границ влияния формы над материей, и совершенствование жизни.

Ученый выделяет 4 основных вещества, из которых состоит Вселенная — огонь, воздух, вода и земля.

Философия Аристотеля четко разграничивает направления движения: вверх (к границе мира) и вниз (к центру Вселенной). Обусловлено это тем, что одни предметы (вода, земля) имеют тяжелый вес, а другие (огонь и воздух) легкие; из этого следует, что каждая из стихий двигается по-своему: воздух и огонь стремятся вверх,а вода и земля — вниз.

Вселенная, согласно философской мысли, имеет форму шара. Внутри нее по четко обозначенным окружностям движутся небесные тела, которые тоже имеют шарообразную форму. Граница Вселенной — это небо, которое представляет собой живое существо, и состоит из эфира.

Что такое душа

Аристотель считал, что каждый живой организм имеет нечто, руководящее им — душу. Они есть не только у людей, но и у растений, животных. Это то, что отличает живое от мертвого.

Согласно трактатам мыслителя, душа и тело не существуют друг без друга, поэтому, невозможно изучать одно и другое отдельно.

Мыслитель отличает души растений и животных от человеческой. Последняя — частица божественного разума, имеет более возвышенные функции, чем ответственность за пищеварение, размножение, передвижение и ощущения.

Философ о природе

Аристотель в трудах говорил о том, что материя всегда будет стремиться к более совершенному состоянию. Так, предметы неорганического мира постепенно становятся органическими; растения в процессе эволюции преобразуются в предметы животного царства. Все в природе представляет собой частицы единого целого.

Постепенно, жизнь организмов становится все ярче и ярче, и достигает своего пика, воплотившись в человеке.

фото 779

Аристотель об этике

Древнегреческий философ говорил о том, что суть добродетели состоит не в знании того, что есть добро и зло, потому что, наличие знания не способно удержать человека от совершения дурных поступков. Нужно сознательно тренировать в себе волю к совершению добрых поступков.

Добро — это преобладание разума над человеческими желаниями и страстями. Поведение человека можно назвать этическим, лишь тогда, когда он находит компромисс между своими желаниями и тем, как нужно поступить, согласно морально-этическим нормам. Не всегда человек хочет поступить правильно. Но усилием воли он должен контролировать свои действия. Поступив нравственно и справедливо, мы испытываем чувство довольства собой.

Нравственность неразрывно должна быть связана с государственностью и политикой.

Аристотель о политике

Высочайшей целью нравственной деятельности человека является создание государства. Согласно этой идее, ячейкой общества и государственности является отдельная семья. Супруги состоят между собой в союзе, который основан на нравственности. Руководит им мужчина, но женщина в семье тоже имеет свободу в своих действиях. Мужчина должен в большей степени иметь власть над детьми, чем над своей супругой.

Согласно Аристотелю, рабство — это нормальное явление. Каждый грек может иметь рабов из варварских племен. Ведь они — существа высшей природы. Рабы находятся в полном подчинении своего господина.

фото 780

Несколько семей образуют общину. А когда общины соединяются между собой — появляется государство. Оно должно обеспечивать счастливую жизнь для каждого, стремиться делать граждан добродетельными. Государство должно стремиться к совершенному устройству жизни.

В своем трактате «Политика» ученый приводит несколько разновидностей форм государственного правления: монархия (государством правит одно лицо), аристократия (правят несколько человек) и демократия (источником власти является народ).

«Поэтика» Аристотеля

Многогранный Аристотель изучал также искусство драмы. Он написал отдельный трактат, посвященный этой отрасли — «Поэтика», который не дошел до нас целиком, но некоторые страницы этого труда, сохранились. Поэтому мы знаем, что думал великий философ о драматическом искусстве.

Ученый считал, что суть трагедии — пробуждать в зрителях сострадание и ужас. Благодаря таким сильным впечатлениям, человек испытывает «катарсис» — происходит его духовное очищение.

В пьесах Древней Греции всегда рассматривался определенный период времени. Философ в трактате «Поэтика» говорил о том, что время, место и действия в сюжете не должны расходиться с друг другом (теория «трех единств»).

Многие драматурги в своей работе опирались на учения Аристотеля. Позже, в «Новое время» в Европе не всегда стали придерживаться теории «трех единств», но она стала основой классического стиля в искусстве.

Источник: mystroimmir.ru

Что отрицал аристотельАристотель (др.-греч. Ἀριστοτέλης; 384 до н. э., Стагир — 2 октября,  322 до н. э., Халкида, остров Эвбея) — древнегреческий философ. Ученик Платона. С 343 до н. э. — воспитатель Александра Македонского. В 335/4 г. до н. э.[1] основал Ликей (др.-греч. Λύκειο Лицей, или перипатетическую школу). Натуралист классического периода. Наиболее влиятельный из диалектиков древности; основоположник формальной логики. Создал понятийный аппарат, который до сих пор пронизывает философский лексикон и сам стиль научного мышления.

Аристотель был первым мыслителем, создавшим всестороннюю систему философии, охватившую все сферы человеческого развития: социологию, философию, политику, логику, физику. Его взгляды на онтологию имели серьёзное влияние на последующее развитие человеческой мысли. Метафизическое учение Аристотеля было принято Фомой Аквинским и развито схоластическим методом.

 

Детство и юность

Аристотель родился в Стагире (поэтому получил прозвание Стагирит[2]), греческой колонии в Халкидиках, недалеко от Афонской горы, в 384 г. до нашей эры. Отца Аристотеля звали Никомах, он был врачом при дворе Аминты III, царя Македонского. Никомах происходил из семьи потомственных лекарей, в которой врачебное искусство передавалось из поколения в поколение. Отец был первым наставником Аристотеля. Уже в детстве Аристотель познакомился с Филиппом, будущим отцом Александра Македонского, что сыграло не последнюю роль в его будущем назначении воспитателем Александра.

Юношеские годы Аристотеля пришлись на время начала расцвета Македонии. Аристотель получил греческое образование и был носителем этого языка, он симпатизировал демократическому образу правления, но в то же время он был подданным македонского правителя. Это противоречие сыграет определённую роль в его судьбе.

В 369 году до н. э. Аристотель лишился родителей. Опекуном юного философа стал Проксен (впоследствии Аристотель тепло отзывался о нём, а когда Проксен умер, усыновил его сына Никанора). Аристотель наследовал от отца значительные средства, это дало ему возможность продолжать образование под руководством Проксена. Книги тогда были очень дороги, но Проксен покупал ему даже самые редкие. Таким образом, Аристотель в юности пристрастился к чтению. Под руководством своего опекуна Аристотель изучал растения и животных, что в будущем развилось в отдельную работу «О возникновении животных».

В 347 г. до н. э. Аристотель женился на Пифиаде, приёмной дочери Гермия, тирана Ассоса в Троаде. В 345 г. до н. э. Гермий выступает против персов, за что был свергнут ими и казнён. Аристотель вынужден уехать в Митилины. У Аристотеля и Пифиады была дочь, Пифиада.

Философское учение Аристотеля

Бюст Аристотеля, римская копия оригинала Лисиппа.

Аристотель разделяет науки на теоретические, цель которых — знание ради знания, практические и «поэтические» (творческие). К теоретическим наукам относятся физика, математика и «первая философия» (она же — теологическая философия, она же позднее была названа метафизикой). К практическим наукам — этика и политика (она же — наука о государстве)[3][4]. Одним из центральных учений «первой философии» Аристотеля является учение о четырёх причинах, или первоначалах.
[править]
Учение о четырёх причинах

В «Метафизике» Аристотель развивает учение о причинах и первоначалах всего сущего. Причины эти таковы:
Материя (греч. ΰλη, греч. ὑποκείμενον) — «то, из чего». Многообразие вещей, существующих объективно; материя вечна, несотворима и неуничтожима; она не может возникнуть из ничего, увеличиться или уменьшиться в своём количестве; она инертна и пассивна. Бесформенная материя представляет собой небытие. Первичнооформленная материя выражена в виде пяти первоэлементов (стихий): воздух, вода, земля, огонь и эфир (небесная субстанция).
Форма (греч. μορφή, греч. тò τί ἧν εἶναι) — «то, что». Сущность, стимул, цель, а также причина становления многообразных вещей из однообразной материи. Создает формы разнообразных вещей из материи Бог (или ум-перводвигатель). Аристотель подходит к идее единичного бытия вещи, явления: оно представляет собою слияние материи и формы.
Действующая, или производящая причина (греч. αρχή της κινήσεως) — «то, откуда». Характеризует момент времени, с которого начинается существование вещи. Началом всех начал является Бог. Существует причинная зависимость явления сущего: есть действующая причина — это энергийная сила, порождающая нечто в покое универсального взаимодействия явлений сущего, не только материи и формы, акта и потенции, но и порождающей энергии-причины, имеющей наряду с действующим началом и целевой смысл.
Цель, или конечная причина (греч. τέλος ου ενεκα) — «то, ради чего». У каждой вещи есть своя частная цель. Высшей целью является Благо.

О внутренней жизни Аристотеля мы можем узнать из его рукописей, в которых Аристотель обобщил все знания, которые были известны в то время. Он оставил их своему ученику Теофрасту, и далее рукописи передавались от одного руководителя Лицея к другому. И лишь Андроник Родосский впервые взялся опубликовать их для широкой публики. Главный труд Аристотеля – “Метафизика”, получил свое название (букв. – “после физики”) от того, что Андроник поместил ее в своем издании после “Физики”.

В 4-х томнике произведения Аристотеля расположены не в правильном порядке. Правильный порядок такой:

“Физика” (посвящена философии природы – это 2-ая философия).

“О душе” (важнейшая психологическая работа Аристотеля).

“Органон” (формально-логические произведения Аристотеля, где им исследовались правила субъективного мышления; Аристотель – отец силлогистики):

А) “Аналитики” 1-я и 2-я (важнейшие);

Б) “Категории”;

В) “Топика”;

Г) “О софистических опровержениях”.

“Этика” (“Никомахова” и “Большая”).

“Политика”.

“Поэтика” (эстетика).

“Метафизика” (точнее – первая философия).

Начиная с конца Античности, ложная традиция противопоставляет Платона и Аристотеля. Даже на знаменитой фреске Рафаэля, где они изображены беседующими. Платон показывает рукой вверх, Аристотель – вниз. Выставлять Аристотеля только критиком Платона неверно. Аристотель — критик не Платона, а платоников. Аристотель развивает мысль Платона и, естественно, что ему видны ее недостатки; мышление Аристотеля более сознательно.

Стиль мышления Аристотеля – классический; Аристотель уже не нуждается в образах, поэтому его мысль выражается в форме чистой теории. У Платона стиль мышления, так сказать, романтический, в нем много места занимают образы, мифы. Поэтому, если читать Аристотеля и не входить в суть, то его читать скучно, ибо он не дает образов, этих “костылей мысли”. Аристотель излагает мысль просто и кратко. Так кратко, что порой даже нестерпимо. Он умеет свести множество понятий к единству на протяжении очень короткого отрезка текста.

Аристотель – это 2-ой необходимый класс в изучении философии. Платон – 1-ый (там философия сколь же разъясняется, столь и еще затемняется мифами).

Итак, рассмотрим философию Аристотеля, остановившись только на ее принципе, как он изложен в главном философском произведении Аристотеля – “Метафизике”.

Вся она посвящена одному: поиску и нахождению того, что само по себе и для человека является высшей мудростью. Аристотель ищет такую мудрость, которая является не чьим-то личным достоянием, а наукой. Все содержание “Метафизики” представляет собой определение предмета первой философии. Начиная с первого шага, Аристотель методично идет к результату, и только в XII книге Аристотель его определяет. В “Метафизике” нет, ни одного случайного слова, поэтому читать Аристотеля лучше по-гречески, хотя для первого знакомства и русский текст годится.

Предмет философии не такой, что его можно указать сразу до того, как его достигнешь. К философскому предмету можно прийти, только пройдя немалый путь.

Начинает Аристотель с простейшего, различая три способа деятельности души:

опыт (εμπειρια);

искусство (τεχνε) – техника (это не художественное творчество, как в “Поэтике”);

знание (επιστημη) – наука.

“Метафизика” начинается словами: “Все люди по природе стремятся к знанию”. В оригинале – к пониманию. Здесь Аристотель, заметьте, через стремление к пониманию определяет ни больше, ни меньше природу человека. (Есть у Аристотеля и определение человека, которое получило широкое распространение: “Человек – это общественное животное”). И знак этой природы Аристотель усматривает во влечении человека к бесполезным чувственным восприятиям – их люди ценят ради них самих. Нет животных, смотрящих на растерзанные тела сородичей; мы же не таковы, всякая автомобильная авария собирает толпу зевак, хотя толку смотреть на результаты столкновения нет; навстречу этой же потребности идет телевидение.

В этом бескорыстном стремлении видеть, созерцать сказывается то, что затем приведет людей к философии – потребность в умосозерцании, в понимании. Только случайность задерживает людей на созерцании чувственного.

Первая станция на пути от чувственного созерцания к умозрению – опыт. Он появляется из чувственного восприятия, благодаря памяти. Опыт, по Аристотелю, доступен и некоторым животным – тем, которые имеют память. Опыт человек имеет благодаря памяти, ибо он есть многие воспоминания об одном и том же. Чтобы иметь опыт, не нужно мыслить; опыт – не прерогатива человека. Поэтому слишком уважать опытных людей, по меньшей мере, странно.

Заблуждением является трактовка техники и знания как усовершенствованного опыта. Это современный предрассудок – считать, что наука есть только опытная наука. Без философского противоядия опытная наука приведет человечество к могиле. “Зеленые”, справедливо кажется, протестующие против всевластия опытного насилия над природой, не совсем это понимают.

Хотя опыт кажется почти одинаковым с техникой и познанием, пишет Аристотель, в действительности это не так. Техника появляется тогда, когда из приобретенного опыта впечатлений формируется общий взгляд на сходные предметы, единая мысль. Техника – после опыта, но не ИЗ опыта! Например, ситуация врача: одному дал лекарство он выздоровел, второму дал тоже самое лекарство – выздоровел, третьему дал, а он помер. Поэтому опытный врач знает, кому нельзя давать лекарство. Но почему его нельзя давать — не знает.

Техника же возникает с вопроса “почему”? Почему что-то есть, а что-то не-есть? Как только человек поймет, почему что-то случается или не случается, он становится причастным к технике. Определить, почему данное лекарственное средство помогает ВСЕМ людям определенного склада – это дело техники. ВСЕ в опыте не даны, индивидуальное событие не дает знания причин. А техника позволяет определить пригодность лекарственного средства для ВСЕХ определенных людей, т.е. и для тех, кого не было в опыте врача, тех, кто уже был и тех, кто еще будет.

Мысль возникает не из опыта, а из ума. Совокупность эмпирических фактов не есть общая мысль об их причине. Опыт есть знакомство с единичными, случайными вещами. Опытные это те, кому что-то известно, но не известно “почему”. Опыт – это знание в форме знакомства с тем, что случается.

Техника, по Аристотелю, — это знание причин единичного, т.е. знание особенного. Его можно знать лишь при помощи “общего взгляда” на отдельные предметы, т.е. только с помощью мысли.

В деятельности те, кто имеет опыт, преуспевают более чем техники. Мудрость же зависит от понимания, а не от успешного единичного действия. Имеющие опыт знают “что”, а техники – “почему”. Опытные не могут быть учителями, ибо они не знают “почему”: “Делай как я”. “А почему?” “По-кочану!” Такой человек не знает, почему так все удачно у него получается – случай ему помогает. Он не может это передать другому. Греки: наставников мы почитаем больше опытных людей (ремесленников). И именно они могут быть начальниками, т.е. поучать других не вслепую. Техника мудрее опыта, но знание – мудрее техники.

Техника знает причины случайного, т.е. того, что может быть и не быть. Знание выше техники потому, что оно есть знание необходимых вещей, т.е. тех, которых не может не быть. Оно есть знание причин необходимого или необходимых причин – таких, которые действуют вечно, а не временно. И поскольку предмет знания необходим в точном смысле, знание есть большая мудрость, чем техника и опыт. Но и среди знаний есть разные знания.

Итак, пока для нас, существует три вида мудрости, а Аристотель хочет найти высшую мудрость.

Первый вид мудрости – знание сходных между собой единичных вещей — это опыт. Источник его – ощущение. Опыт есть осведомленность. Большую роль в нем играет память.

Второй вид – техника, вскрытие умом причин единичных, случайных вещей, которые могут быть, а могут и не быть. Техникой познаются причины временного – того, что случается. Почему для познания причин необходим ум, почему недостаточно памяти о том, что наблюдалось? Ум необходим, чтобы знать невидимое – необходимое. Ум необходим для раскрытия необходимого, недоступного чувствам. Ведь случайное почему-то случается, его причины необходимы. Оно не случается само по себе. Чашка треснула. Почему? Говорят: “Я уронила”. Но ведь не только поэтому: если бы чашка не могла треснуть, то роняй ее, не роняй – она бы не треснула. Значит, есть что-то в самой чашке, что позволяет ей треснуть. Что-то должно быть необходимое, чтобы случилось случайное. Техника раскрывает причины случайного. А вот то, что исследует причины необходимого и есть наука или знание как таковое, επιστημη – третий вид мудрости. Знание как таковое – это определение Аристотеля. Что есть знание по Платону – см. его диалог “Теэтет”.

Аристотель: наука – это знание причин необходимого или необходимых причин. Это знание того, что существует необходимо, т.е. вечно. Случайное – то, что не определено в себе самом, т.е. может быть и таким, и другим. Ботинок может быть хорошим, а может быть плохим, рваным. То, что существует необходимо – вечно. Знание об этом вечном – не меняется, т.к. сам предмет неизменен. Знание того, почему сущность человека такова, а не иная – не меняется со временем, т.к. его сущность неизменна. Но необходимых причин много, следовательно, необходимо познать последнюю причину или первопричину.

Знание как таковое или философия у Аристотеля синонимы. Существует три рода необходимых причин, следовательно, философия трояка: третья философия – знание ближайших причин необходимого; вторая философия – знание его средних причин; и первая философия – знание конечной причины, причины всех причин.

Первая философия – это и есть метафизика. Если познана первая причина, то дальше познания нет и быть не может, ибо знать больше нечего. В этом смысле, нет бесконечного познания. Человек знающий первую причину, известным образом знает все, ибо он знает причину всего.

Характеристики первой философии, по Аристотелю, таковы:

Во-первых, она есть самое мудрое знание, потому что быть мудрым – это, значит, знать трудное, не легкопостижимое для человека – то, что дальше всего отстоит от чувственных восприятий. Хлопать глазами могут все, знать невидимую причину всего – единицы.

Во-вторых, она есть самое истинное знание, потому что знает истинное не временами и не в отношении к чему-то иному, а как таковое. Есть вечные истины, но относительные, а есть истина абсолютная, т.е. безусловная, относящаяся лишь к себе самой. Есть ли причина у первопричины? Кажется, что нет. Но значит ли это, что если у нее нет ДРУГОЙ причины, то и вообще нет причины? Нет. Есть причина и у первопричины: она сама себе причина.

В-третьих, первая философия есть самое лучшее знание, потому что она знает наиболее познаваемое, ибо знание самого истинного наиболее познаваемо. Это знание Аристотель называет знанием бога. Первую философию поэтому можно назвать теологией. Занятие первой философией почти не человеческое; оно гораздо более приличествует богу, а не человеку, поскольку, поясняет Аристотель, во многом природа людей рабская и заниматься познанием первой сущности им очень трудно. Людей привязывает к себе область опыта и техники. Чего хотят рабы? Хорошего для себя, полезного. Обычно спрашивают поэтому, а какая от познания будет польза? Такой человек займется познанием только в том случае, если будет от познания польза. Какая польза от познания первой сущности? Никакой. Ведь первая сущность есть для себя, а не для чего-то иного. И редкие люди среди людей могут оторваться от суеты рабского отношения. Редкие люди способны стать равными богам.

“Все остальные познания, — говорит Аристотель, — полезнее, но лучше нет ни одного”. Этим характеристикам посвящены 1-ая и 2-ая книги “Метафизики”.

После этого Аристотель переходит к познанию предмета первой философии – к познанию первопричины, сущего как такового. Это ни случайно существующее, ни необходимое по отношению к другому, а то, что необходимо само по себе. Первую философию интересует, что такое сущее как таковое и что присуще ему самому по себе (популярно: какие у него определения)? Или, что такое бог и что ему присуще самому по себе?

Первое, с чем разбирается Аристотель, есть понятие причины. Что есть предмет ума ищущего причины? Говорят: давайте искать причины. А, что это? Сначала Аристотель выясняет, что говорили о причинах до него далеко неглупые люди, в каких значениях они употребляли слово “причина”? Обычно этот раздел “Метафизики” называется аристотелевским учением о родах причин, хотя здесь Аристотель просто уточняет то, какое значение имела причина до него.

Во-первых, причиной называли то, ПОЧЕМУ любое “что” есть именно это, а не другое – сущность или суть определенного бытия. Например, почему глаз это глаз? Он ведь не потому глаз, что выглядит как глаз, а потому что его суть видеть; именно это делает глаз глазом. Почему человек есть человек? Потому что кто-то выглядит как человек? Нет. Сократ не потому человек, что двуногий и без перьев, а потому что быть человеком есть его суть. Мы можем быть похожи на Сократа, но не по виду, слава богу, а по сути. Этот род причин искал Платон, ибо идеи есть у него сущности любого определенного бытия.

Во-вторых, причиной называли природу вещей, то, ИЗ ЧЕГО все пошло и, стало быть, – материю или материальную причину. Фалес материалист не потому, что вода материальна, а потому что она есть у него природа вещей, т.е. то, из чего происходят все вещи.

В-третьих, причиной называли начало движения – действующую причину. Эта причина выдвигалась из уяснения недостаточности материальной причины, т.к. знание того, ИЗ ЧЕГО все происходит, не говорит, ПОЧЕМУ происходит это происхождение. Что заставляет вещи появляться из материи? Одной материи, для понимания появления вещей недостаточно, надо, чтобы был какой-то толчок. Анаксагор первый, кто понял это, и потому сказал, что помимо гомеомерий (материи), чтобы вещи были, необходима действующая причина – ум.

Следующий род причин противоположен предыдущему. Эта причина есть то, ради чего или ЦЕЛЬ – конечная причина. Все вещи происходят из материи (ИЗ ЧЕГО) в силу действующей причины (ПОЧЕМУ), но зачем, к чему? Сократ и Платон первые заговорили о благе – о том, РАДИ ЧЕГО все происходит. Например, прогулка совершается ради здоровья.

Рассмотрев четыре рода причин, которые были определены до него, Аристотель приступает к собственному определению первосущности, первопричины (субстанции). Различие между доаристотелевскими определениями и определениями Аристотеля заключается в том, что Аристотель начинает переходить от представлений о причине (все предыдущие четыре определения) к понятию причины. И переходя, он начинает формулировать ее первое определение. Здесь важно, что именно первое, а не сразу уже готовое, последнее, как происходит в представлении.

Первое определение причины, по Аристотелю, это возможность (гр. δυναμις, лат. potentia) или подлежащее (гр. υποκαιμενον, лат. substratum). Это задаток всех изменений; материя, которая может принимать все формы, но сама формирующим начало не является. Возможность у Аристотеля – близка к материи, того, ИЗ ЧЕГО происходят все изменения.

Пример:

единство желудя и четырех природных стихий есть возможность дуба. Если нет или желудя (зародыша дуба), или стихий (условий его жизни), то нет и дуба;

камни и дерево – субстрат дома;

тело и душа есть возможность человека, еще не сам человек, а только возможность его.

Второе определение причины – это действительность (гр. ενεργεια, лат. actus) или форма (гр. μορφη), т.е. то, ЧТО формирует материю, то, в результате чего только и возникает что-то определенное, что-то действительное. Форма у Аристотеля близка к действительности.

Форма отрицает материю (формирует неоформленное, определяет неопределенное) и поэтому только она делает возможность некоторой определенной действительностью или “чем-то”.

Для предыдущего 1-го примера с дубом, что есть форма? Форма – это не внешний вид дуба. Внешний вид – это результат действия формы. Заметьте, какой разнообразный результат! Нет вполне одинаковых, по внешнему виду, дубов. Что же делает возможность дуба действительностью дуба, возможный дуб действительным дубом? Что есть форма для дуба, отрицающая материю дуба? В желуде дуба нет, нет там маленького, микроскопического дубочка, который, произрастая, только увеличивается в размерах. Форма для дуба – это его жизнь, вступающая в свои права при наличии условий и вынуждающая возможность дуба стать его действительностью. Желудь должен быть отрицаем, чтобы был дуб, и это отрицание возможности дуба из нее самой есть действительная жизнь дуба.

Что есть форма для дома? Деятельность строителя. Необходима формирующая, энергичная и умная деятельность строителя, чтобы дом стал действительным домом, т.е. домом не только по виду или по имени, который разваливается на следующий день.

Что делает из возможного человека действительного человека? Что есть форма для человека не как внешний вид? Наличие уха с мочкой, двух ног и отсутствие перьев еще не делает человека человеком. Чем отличаются поступки человека от деятельности животного? Они обдуманны. Человек настолько человек, насколько он мыслит. Мышление и есть форма для человека, т.е. то, в результате чего человек из человека в возможности становится действительным человеком. Отсюда практический вывод: нужно стремиться стать человеком, пока есть возможность этого, пока жизнь одушевленного тела не кончилась.

Далее Аристотель говорит, что субстанция или первая сущность всего сущего есть единство материи и формы, возможности и действительности. И поскольку она есть это единство, поэтому все сущее содержит материю (субстрат) и форму (энергию). Без любого из этих двух определений причина не есть первая причина, сущность не есть субстанция, первая сущность.

Отрицательная деятельность или форма не приходит в материю извне. В примере с домом – форма извне, но к дубу жизнь извне не приходит, и мышление не внешне человеку. Следовательно, возможность в себе самой есть действительность, а действительность – возможность. Материя в себе самой есть форма. Нет формы без материи. Если бы материя в себе самой не была бы формой, то она не была бы возможностью некоторой действительности, и если бы форма не была в себе самой материей, то она не была бы действительностью чего-то возможного. Ложно истолкование формы и материи, действительности и возможности как 2-х половинок; они – единое целое.

Таково данное Аристотелем, понятие субстанции или первопричины.

Далее Аристотель указывает, что в разном сущем единство материи и формы выступает по-разному.

Источник: istorii-x.ru



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.