Перевёрнутые позы в йоге считаются неотделимой частью любой практики. В основном группа перевёрнутых асан используется под конец практики, но это не есть какое-то основное правило, которого нужно придерживаться. Халасана является одной из главных асан, которые включаются в эту группу. В переводе с санскрита «халасана» — это ‘поза плуга’. И вправду, если посмотреть со стороны, что-то напоминает нам этот древний, но эффективный сельскохозяйственный инструмент с широким металлическим лемехом для вспашки земли. Перевёрнутые асаны считаются очень эффективными и полезными как для нашего физического тела, так и энергетического. А заслуги и польза Халасаны уже доказаны веками сильнейшими практиками. Чем же она так полезна!? Ведь мы всё время ходим головой вверх, а тут нас заставляют закидывать ноги выше головы!

Есть такая концепция, что в древности на нашей Земле, была не такая сила притяжения, соответственно кровь в голову приливалась более эффективно и в большем объёме. И, как показывает нам история, люди в то время были намного развитее нас: одним из показателей является постройка пирамид.


это всего лишь предположение, знать наверняка мы не сможем, не проверив это на своём опыте! Известно лишь то, что после длительного пребывания в данной позе мозговая активность хоть чуть-чуть, да улучшается. Поза плуга омолаживает нервную систему, помогает развитию мышления, памяти и внимания. Воздействует на область таза, живота и бёдер, сжигая излишний жир в этих областях.

Особая польза от Халасаны — лечебный эффект, оказываемый на позвоночник, например, излечение остеохондроза всех отделов. Так как Халасана даёт отдых сердечной мышце, то это способствует укреплению и улучшению работы половых органов, лучшему пищеварению, омолаживает печень и надпочечники. Очень важным моментом в Позе плуга является то, что она стимулирует работу гипофиза, а также благотворно воздействует на все железы внутренней секреции.

Перед тем как мы будем осваивать технику выполнения Халасаны, важно знать также и противопоказания:

  • Внутричерепное давление;
  • Высокое кровяное давление;
  • Большой «минус» на зрение (больше -5);
  • Критические дни у женщин;
  • Беременность;
  • Травмы шеи, а также боли в шее и плечах;
  • Артериосклероз;
  • Не рекомендуется выполнять детям до 12 лет из-за гормонального воздействия;
  • Астма.
халасана, поза плуга
Халасана

Очень важно следовать технике выполнения Халасаны, потому что, если её делать неправильно, можно привнести в свою жизнь травмы шеи и позвоночника. А также не стоит выполнять перевёрнутые асаны во время менструации. Я думаю, вы сами понимаете, к чему это может привести. Везде старайтесь привносить осознанность и не спешите сразу освоить полный вариант. Лучше понемногу, но правильно, чем получить травму и потом забыть о йоге на долгие годы.

Халасана: техника выполнения

Итак, техника выполнения Халасаны с одной стороны очень проста, но, с другой стороны, она имеет свои тонкости.

Существует различное множество входов в данную асану, но мы с вами рассмотрим самую простую и безопасную:

  1. Лягте на спину и уведите прямые руки назад за голову;
  2. Подтяните колени к рёбрам и потихоньку уводите ноги назад, без рывков и помощи рук, т. к. если шейный и грудной отделы не достаточно гибкие, то будет, в лучшем случае, дискомфорт и тяжело дышать, в худшем — лучше рассматривать не будем…
  3. Постарайтесь, унося ноги назад, если не предоставляется возможности поставить стопы в пол, то заранее подготовьте стул или кубики и постепенно делайте медленные и спокойные перекаты пока мышцы не укрепятся. Не наваливайте вес на шею и не пользуйтесь руками как рычагом!

  4. Вес тела должен находиться в плечевом поясе, в районе лопаток, на шее вес не должен быть сосредоточен. Шея должна быть свободна и подвижна.
  5. Зацепитесь ладонями за стопы, оттяните пятки дальше назад, а скругленную спину — в другую сторону.
  6. Выпрямите и натяните ноги.
  7. Дышите ровно, расслабляя низ живота и «заворачивая» бёдра внутрь.
  8. Оставайтесь в позе одну минуту, со временем увеличьте продолжительность выполнения до трёх минут.
халасана, поза плуга
Халасана

Подколенные сухожилия должны выпрямляться, спина округляться и тянуться от стоп в противоположную сторону, а таз, наоборот, к голове, вытягивая таким образом ещё больше мышцы шеи и растягивая межпозвоночные диски.

Для углубления асаны можно оттягивать ноги дальше от рук и ставить подъёмы в пол, а также пробовать различные переходы из одной асаны в другую, например, из Пашчимоттанасаны в Халасану, или из Убхая Падангуштхасаны. Также можете пробовать раскрывать ноги в Халасане в стороны, делая Супта Упавиштха Конасану.

Соблюдая все инструкции, вы привнесёте в свою жизнь и практику только положительные аспекты данной асаны! Практикуйте и всё придет! ОМ!

Источник: www.oum.ru


Ардха халасана

Ардха халасана

Ардха халасана

Техника выполнения:

Для того чтобы научиться хорошо вытягивать туловище и ноги, на начальном этапе практики рекомендуется выполнять Халасану , опуская пальцы ног на стул или стену. Вы можете сделать эту вариацию позы у стены, после Саламба сарвангасаны , или в центре, как отдельную позу. Положите одеяла и валик, как для выполнения Саламба сарвангасаны . Поставьте стул за головой на расстоянии примерно полметра от затылка. Сядьте в Дандасану на край одеял лицом к стулу. Убедитесь, что ваши стопы оказались примерно под центром сиденья стула. Лягте на спину затылком в сторону стула. Подхватите руками спину, перекиньте ноги за голову и поставьте пальцы ног на сиденье. Полностью вытяните ноги, поднимая плоть переднего бедра и колени от пола. Держите стопы перпендикулярно полу. Оставляя руки на спине, поднимайте всю спину вверх, помогая вытягиваться позвоночнику и мышцам спины. Поднимая передние бедра от пола, тяните плоть живота к потолку, чтобы область груди и грудная диафрагма не сжимались. Смотрите в направлении центра груди. Останьтесь в позе 1–2 минуты, затем, поддерживая руками спину, вернитесь на спину и расслабьтесь.


Ардха халасана

Воздействие:

Учит вытягивать ноги и спину. Помогает области грудной диафрагмы не сжиматься, способствует спокойному дыханию в перевернутом положении тела.

Ардха халасана

Особые указания:

• Чтобы лучше вытянуть руки, наденьте на запястья ремень и разворачивайте руки в плечевых суставах изнутри наружу, стараясь прижать их к одеялам по всей поверхности.

• Если активное вытяжение не дает вам расслабить спину, если спина болит, если у вас нет сил вытягивать ноги в конце занятия, выполните Ардха халасану с бедрами на стуле.

Источник: medic.news

Польза Халасаны

При выполнении асаны происходит растяжение мышц таза, тонизируются почки, стимулируется рабочая функция кишечника, с помощью этой позы можно нормализовать излишний вес. Именно в этой позе позвоночник вытягивается максимально, больше всего в шейном его отделе. Таким образом развивается и сохраняется гибкость и подвижность позвоночника, корректируются небольшие деформации, выпрямляется осанка. Происходит питание межпозвоночных дисков, а также суставов за счет улучшения кровообращения.


Ардха халасана
За счет массажа внутренних органов система пищеварения нормализуется, запоры и диспепсия устраняются. Происходит более активная выработка инсулина в поджелудочной железе, улучшается работа печени и почек.

При постоянной практике Халасаны снимается утомление, человек перестает нервничать, повышается умственная деятельность.

Противопоказания

Не выполняйте асану, если имеется высокое кровяное давление и болезни сердечной мышцы. Исключают выполнение асаны такие болезни как мигрени и сильные головные боли, бронхиальная астма (при условии частых приступов), хроническая обструктивная болезнь легких, выраженный атеросклероз сосудов головного мозга, эпилепсия, глаукома и заболевания сетчатки глаза, отит, синусит. Не стоит выполнять асану детям до двенадцати летнего возраста и также пожилым людям, женщинам в период менструации и беременности.

С осторожностью можно практиковать асану людям, у которых артериальное давление нестабильно, нарушена функция щитовидной железы, мочекаменная и желчнокаменная болезнь, сосудистые поражения головного мозга.

Полезные советы


  • Ноги должны быть прямыми соединены вместе.
  • Совершая подъем ног или их опускание задержите дыхание после того, как вдохнете.
  • При освоении практики в конечном положении задержитесь не более 15 секунд, потом вы сможете находится в позе более длительное время, но помните, вы не должны испытывать дискомфорт.
  • До того, как приступить к выполнению асаны в обязательном порядке разомните шею.
  • Сделайте Саламбу Сарвангасану I и несколько глубоких циклов дыхания.

Техника выполнения

1. Лягте на спину, руки положите по обеим сторонам от туловища тыльными сторонами ладоней на пол. Сделайте выдох и начните медленно поднимать ноги вверх до того, как они не станут перпендикулярно полу, напрягите при этом живот и руки.

2. Начните округлять нижний поясничный отдел, и делая очередной выдох заведите полностью прямые ноги за голову, пальца ног должны прикасаться к полу и твердо упираться в него.

3. Обратите внимание на то, что вес тела находится на плечах и лопатках, а не на шее. Напрягите ноги по всей длине, таким образом, легче будет поддерживать их в прямом состоянии (конечное положение).

4. Задержитесь в таком положении на 15 секунд (далее увеличивая время пребывания в позе).

5. Для выхода из позы медленно опускайте спину на пол. После того, как ноги будут перпендикулярно полу, следует согнуть их и плавно опустить выпрямленные ноги на пол.

6. Вышеописанный цикл можно повторить до 5 раз.


Ардха Халасана

Ардха Халасана – это поза полу плуга, которые выполняется с помощью стула или табурета. Асана помогает снять усталость и тревогу, предотвращает бессонницу и головные боли, вызванные стрессом.

Техника выполнения

1. Приготовьте стул или табурет и положите перед ним свернутое в несколько раз одеяло. Лягте на пол и вытяните ноги прямо перед собой так, чтобы они покоились на одеяле, голова при этом находится под стулом.

2. Выдохните и согните ноги, перемещая их на стул, спину можно поддержать руками.

3. Грудь следует тянуть к голове. Расслабьтесь в таком положении на несколько минут.

4. Для выхода из асаны плавно и медленно начните опускать спину на пол, спустите бедра с табурета и тоже опустите их на пол. Сохраняйте естественное дыхание.

Источник: yogarossia.ru


Асана дает устойчивость, здоровье и подвижность. Устойчивая и приятная поза порождает умственную уравновешенность и препятствует непоследовательности мыслей. Асаны — это не просто гимнастические упражнения, это позы. Чтобы их выполнить, требуется чистое, хорошо проветренное помещение, коврик и решимость, тогда как для других систем физической культуры нужны большие спортивные площадки и дорогостоящее оборудование. Асаны можно выполнять одному, так как конечности тела обеспечивают необходимый вес и противовес. Путем практики в асанах приобретается ловкость, равновесие, выносливость и большая жизнеспособность.

Асаны совершенствовались в течение веков так, чтобы воздействовать на каждый мускул, нерв и железу организма. Они обеспечивают хорошее сложение, с сильными и эластичными мышцами, не выпирающими наружу, и предохраняют тело от болезней. Они снимают усталость и успокаивают нервы. Но их главное значение заключается в тренировке и дисциплине ума.

Многие артисты, акробаты, атлеты, танцоры, музыканты и спортсмены также обладают превосходным телосложением и прекрасно владеют своим телом, но не умеют владеть своим умом, интеллектом и Я. Поэтому они находятся не в ладу сами с собой и среди них редко можно встретить уравновешенную личность. Они часто ставят тело превыше всего. Нельзя сказать, что йог недооценивает свое тело, но он думает не только об его совершенствовании, но и о своих чувствах, уме, интеллекте и душе.


Выполняя асаны, йог подчиняет себе свое тело, делает его инструментом духа. Он знает, что тело — это необходимый инструмент духа. Душа без тела подобна птице, лишенной способности летать.

Йог не боится смерти, зная, что со временем всем приходит конец. Он знает, что тело постоянно изменяется и зависимо от детства, юности, старости. Рождение и смерть — явления естественные, душа же им не подвержена. Как человек сбрасывает с себя изношенное платье и надевает новое, так и обитатель тела отбрасывает изношенные и надевает новые тела.

Йог верит, что тело дано ему Богом не только для наслаждений, но и для служения своим ближним каждую минуту своей жизни. Он не считает тело своей собственностью. Он знает, что Бог, давший ему тело, когда-нибудь возьмет его обратно.

Выполняющий асаны, во-первых, приобретает здоровье. Здоровье — это не просто существование. Это не товар, который можно купить за деньги. Это благо можно приобрести только упорным, тяжелым трудом. Это состояние полного равновесия тела, ума и духа. Здоровье — это когда человек забывает о своем физическом и умственном состоянии. Выполняя асаны, йог делается свободным от физических недомоганий и умственных раздражений. Служа человечеству, он подчиняет свои действия и их плоды Богу.

Йог сознает, что его жизнь и все виды его деятельности — это часть божественных деяний в природе, которые проявляются и действуют в форме человека. В биении своего пульса и ритме дыхания он узнает смену периодов времен года и колебания жизни вселенной. Его тело — это храм, в котором живет Божественная Искра. Он чувствует, что пренебрегать нуждами тела, отрицать их или думать о них как о чем-то небожественном значило бы пренебрегать и отрицать жизнь вселенной, частью которой он является. Потребности тела — это потребности божественного духа, который существует посредством тела. Йог не ищет Бога в небесах, он знает, что Бог внутри него. Он ощущает царство Божие внутри и вовне и находит рай в самом себе.

Где кончается тело и где начинается ум? Где кончается ум и где начинается дух? Их нельзя разделить, так как они взаимосвязаны и являются лишь различными аспектами одного и того же всеохватывающего Божественного сознания.

Йог никогда не пренебрегает и не умерщвляет ни свое тело, ни ум, но лелеет их. Тело для него не является ни помехой в его духовном освобождении, ни причиной неудач, но орудием достижений. Он стремится к тому, чтобы сделать тело сильным, подобно молнии, здоровым и не знающим страданий, чтобы посвятить его служению Богу, для чего оно и предназначено. «Я» нельзя постичь, не имея силы, внимательности и цели. Как необожженный глиняный горшок растворяется в воде, так и тело быстро разлагается. Так что обжигайте его упорно в огне йогической дисциплины, очищая и укрепляя его.

Названия асан знаменательны, они иллюстрируют принцип эволюции. Некоторые получили имена в честь растений, как, например, дерево (врикша) и лотос (падма); другие — в честь насекомых: саранча (шалабха) и скорпион (вричика); еще некоторые в честь водных животных и амфибий: рыба (матсия), черепаха (курма), лягушка (бхека или мандука), крокодил (накра). Имеются асаны, названные в честь птиц: петух (куккута), цапля (бака), павлиц (майюра), лебедь (хамса), а также в честь четвероногих: собака (швана), лошадь (ватаяна), верблюд (уштра), лев (симха). Не забыты также имена пресмыкающихся, например, змея (бхуджанга), и название человеческого зародыша (гарбха-пинда). Некоторые асаны названы в честь легендарных героев, например, Вирабхадры и Ханумана — сына Ветра. Используются имена мудрецов: Бхарадваджа, Капила, Васиштха и Вишвамитра. Некоторые асаны названы в честь богов индуистского пантеона, другие напоминают об аватарах, воплощениях Божественной силы. Во время выполнения асан тело йога принимает многообразные формы, напоминающие различные существа. Его ум так воспитан, что не презирает ни единое существо, так как знает, что во всей гамме творений, от низшего насекомого до совершенного мудреца, дышит один и тот же Вселенский Дух, который принимает бесчисленные формы. Йог знает, что высшая форма — Бесформенность. Он находит единство во всеобщности. Истинны те асаны, в которых мысль о Брахмане течет беспрепятственно и непрерывно в уме ученика.

Дом не может стоять без прочного основания. Цельная личность невозможна без соблюдения принципов ямы и ниямы, закладывающих прочные основания для выработки характера. Практика асан без опоры на принципы ямы и ниямы – это всего лишь акробатика.

Качества, обязательные для занимающегося, – это дисциплина, вера, упорство и настойчивость в регулярных, без перерывов, упражнениях.

Прежде чем выполнять асаны, следует освободить мочевой пузырь и кишечник. Работе кишечника способствуют перевёрнутые позы. Если ученик страдает запором или оказалось невозможным опорожнить кишечник перед началом занятий, надо начинать с Ширшасаны и Сарвангасаны и их вариаций. К другим позам можно приступать только после очищения кишечника. Ни в коем случае не беритесь за трудные асаны, не освободив предварительно кишечник.

Асаны легче выполнять после купания. После них тело покрывается липким потом и желательно минут через 15 по окончании упражнений совершить омовение. Принятие ванны или душа перед выполнением асан и после него освежает и тело и ум.

Асаны предпочтительно исполнять на пустой желудок. Если это трудно, можно выпить до них чашку чая, кофе, какао или молока. После совсем лёгкой еды до занятий должно пройти не менее часа, после плотной еды – не менее четырёх часов. Спустя полчаса после окончания упражнений можно поесть.

Лучше всего заниматься рано утром или поздно вечером. Утром выполнять асаны труднее, так как тело ещё сковано. Зато ум свеж, а по мере того как проходит время, его живость и решительность уменьшаются. Скованность тела преодолевается регулярной практикой, и создаётся возможность выполнять асаны хорошо. Вечером тело более податливо, и асаны выполняются лучше и с большей лёгкостью, чем утром. Утренние занятия способствуют лучшей работе в течение дня. Вечерние занятия устраняют усталость от напряжений дня, освежают и успокаивают. Поэтому трудные асаны надо выполнять утром, когда у человека больше решимости, а стимулирующие асаны (такие как Ширшасана, Сарвангасана и их вариации, а также Пашчимоттанасана) – вечером.

Не выполняйте асаны после длительного (несколько часов) пребывания на жарком солнце.

Заниматься надо в чистом, хорошо проветриваемом месте, где нет насекомых и шума.

Не делайте асаны на голом полу или на неровном месте. Нужно постелить на ровный пол сложенное одеяло.

Во время занятий никакого чрезмерного напряжения не должно ощущаться ни в лицевых мышцах, ушах и глазах, ни в дыхании.

В начальном периоде держите глаза открытыми. Тогда вы будете знать, что делаете и где ошибаетесь. Закрыв глаза, вы не сможете следить за необходимыми движениями тела и даже за направлением позы. Держать глаза закрытыми можно лишь когда вы в совершенстве освоите какую–то асану, так как только тогда вы будете в состоянии регулировать движения тела и ощущать правильные вытяжения.

Если вы делаете асаны перед зеркалом, оно должно доходить до пола и быть строго перпендикулярно к нему, иначе позы будут выглядеть скошенными соответственно углу его наклона. Если зеркало не доходит до уровня пола, вы не сможете наблюдать движения и постановку головы и плеч в перевёрнутых позах.

Во время выполнения асан активным должно быть только тело, мозг остаётся пассивным, но бдительным наблюдателем. Если же асаны выполняются с участием рассудка, вы не сможете увидеть собственных ошибок.

Во всех асанах нужно дышать только носом, а не через рот.

Не задерживайте дыхания, входя в позу или находясь в ней. Соблюдайте указания относительно дыхания, которые приводятся при описании техники выполнения различных асан.

После окончания упражнений всегда ложитесь хотя бы на 10–15 минут в Шавасану, это снимает усталость.

Прежде чем приниматься за пранаяму, внимательно прочтите соответствующие советы и предостережения (находятся на вкладке «Важно!»). Пранаямой можно заниматься либо очень рано утром перед асанами, либо вечером после их завершения. В утреннее время пранаямой можно заниматься от 15 до 30 минут, затем следует выполнить в течение нескольких минут Шавасану, а к асанам приступать только спустя некоторое время, которое можно заполнить повседневными делами. При вечерних занятиях к пранаяме можно приступать не ранее, чем через полчаса после выполнения асан.

Если у вас бывают головокружения или повышено давление крови, не начинайте с Ширшасаны и Сарвангасаны. Сначала выполните Пашчимоттанасану. Прежде чем браться за перевёрнутые позы, вроде Ширшасаны и Сарвангасаны, следует делать Пашчимоттанасану, Уттанасану и Адхо Мукха Шванасану. А после выполнения перевёрнутых поз надо повторить Пашчимоттанасану, Адхо Мукха Шванасану и Уттанасану (именно в такой последовательности).

Все позы с наклоном вперёд полезны для лиц, страдающих как пониженным, так и повышенным давлением крови.

Лицам, страдающим такими заболеваниями, не следует выполнять перевёрнутые позы.

Не выполняйте асаны в период менструаций. Однако при слишком обильных выделениях крови могут быть полезны Упавиштха Конасана, Баддха Конасана, Вирасана, Джану Ширшасана, Пашчимоттанасана и Уттанасана. Ни в коем случае не становитесь на голову в период менструаций.

В первые три месяца беременности можно выполнять все асаны. Все позы стоя и наклоны вперёд могут выполняться мягкими движениями, так как позвоночник должен становиться сильным и гибким, а в области живота не должно ощущаться давления. Баддха Конасану и Упавиштха Конасану можно выполнять в течение всей беременности в любое время дня (даже после еды, только не наклоны вперёд – их нельзя выполнять сразу после приёма пищи), так как обе эти асаны укрепляют мышцы таза и поясницу, а также значительно облегчают родовые схватки.

В первый месяц после родов не следует делать никакие асаны. Затем можно приступить к умеренным упражнениям. Постепенно увеличивайте курс. Спустя три месяца после родов можно свободно выполнять все асаны.

Неправильные занятия асанами уже через несколько дней вызывают неприятные ощущения и напряжение. Это свидетельство того, что занятия ведутся неверно. Если вы сами не в состоянии найти ошибку, лучше обратиться к человеку, который преуспел в занятиях, и послушать его совет.

Правильная методика выполнения асан приносит ощущение лёгкости и бодрости телу, а также и уму, чувство единства тела, ума и души.

Продолжительная практика меняет взгляды занимающегося. Он становится дисциплинированнее в пище, половых отношениях, соблюдении чистоты, совершенствует характер, делается новым человеком.

Когда асана хорошо освоена, она выполняется без усилий и неприятных ощущений. Движения становятся изящными. При выполнении асан тело ученика принимает множество форм, которые встречаются у различных существ, от низшего насекомого до самого совершенного мудреца, и он обнаруживает, что во всех существах дышит один и тот же Вселенский Дух – Дух Божий. Во время практики он смотрит внутрь себя и ощущает присутствие Бога в различных асанах, выполняемых им так, словно он припадает к стопам Господа.

Источник: yoga.pran.org


Categories: Асан

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.