· Бэкон выдвинул главным методом познания индукцию. Этот метод философ разрабатывает в своем главном труде «Новый Органон». «Органон» — в пер. с греч. – означает орудие, инструмент, средство познания, исследования;

· Под индукцией Бэкон понимал обобщение множества частных явлений и получение на основе обобщения общих выводов;

· Достоинство индукции Бэкона перед дедукцией Р. Декарта – в расширении возможностей, интенсификации процесса познания;

· Недостаток индукции Бэкона перед дедукцией Декарта – ее вероятностный характер;

· Путь преодоления главного недостатка индукции (её неполнота, вероятностный характер), по Бэкону, — в накоплении человечеством как можно большего опыта во всех областях знания;

· Именно Бэкон стоял у истоков разработки методологии экспериментального естествознания. Выводы науки должны основываться на фактах. От них необходимо идти к широким обобщениям. Экспериментальному знанию соответствовали методы наблюдения, анализа, сравнения, эксперимента. Процесс обобщения знаний есть индукция. Индукция исходит из отдельных фактов, основывающихся на чувственном опыте, постепенно поднимаясь до самых общих положений.


· Суть индукции, по мнению Бэкона, образует:

ü Наблюдение фактов;

ü Их систематизация и классификация;

ü Отсечение ненужных фактов;

ü Разложение явления на составные части;

ü Проверка фактов на опыте;

ü Обобщение знаний.

· Источником человеческого знания Бэкон объявляет чувственный опыт;

· Верный путь следования человеческого разума в познании мира должен начаться с ощущений;

· Бэкон провозгласил важность опытного исследования, основанного на экспериментальном методе от знаний об единичном и простейших умозаключений – к самым общим положениям.

 

 

Конкретные пути, с помощью которой может проходить познавательная деятельность:

· «путь паука», «путь муравья», «путь пчелы»;

· «путь паука» — способ получения знания из «чистого разума», то есть рационалистическим путем. Этот путь отрывает исследователя от реальной действительности, он догматичен, эти исследователи «ткут паутину мыслей из своего ума», принижают роль конкретных фактов, практического опыта;

· «путь муравья» — способ получения знаний , когда во внимание принимается исключительно опыт; все внимание сосредоточено на сборе фактов. Таким образом, эти исследователи получают внешнюю картину знаний, но не могут понять внутреннюю сущность изучаемых явлений;


· «путь пчелы», по Бэкону, — идеальный способ познания. Суть его такова: философ-исследователь берет все достоинства «пути паука» и «пути муравья». Следуя по «пути пчелы» необходимо собрать всю совокупность фактов, обобщить их (взглянуть на проблему снаружи) и, используя возможности разума, заглянуть «вовнутрь» проблемы, понять ее сущность;

· Таким образом, лучшим путем познания, по Бэкону, является эмпиризм, основанный на индукции (сбор и обобщение фактов, накопление фактов) в сочетании с использованием рационалистических приемов понимания внутренней сущности вещей и явлений разумом.

 

Причины («призраки», «идолы»), препятствующие человеку получить истинное знание:

Ф. Бэкон определяет четыре их разновидности:

1. призраки рода;

2. призраки пещеры;

3. призраки рынка;

Призраки театра.

· «Призраки рода» — это ошибки, вытекающие из того, что человек судит о природе по аналогии с жизнью людей;

· «Призраки пещеры» — заключаются в ошибках индивидуального характера, зависящих от воспитания, вкусов, привычек людей (их предрассудков, заблуждений – «пещера»);


· «Призраки рынка» — это неправильное, неточное употребление понятийного аппарата: слов, выражений, дефиниций;

· «Призраки театра» — связаны со слепой верой в авторитеты.

· Не ссылаться ни на какие авторитеты – таков был принцип науки Нового времени.

 

Классификация наук, предложенная Ф. Бэконом:

· Основания классификации – свойства человеческого ума:

ü Память;

ü Воображение;

ü Рассудок.

· Памяти соответствуют исторические науки;

· Воображению – поэзия;

· Рассудку – философия, составляющая основу всех наук.

· Философию Ф. Бэкон определяет как науку о:

ü Боге;

ü Природе;

ü Человеке.

· Природу человек познает непосредственно с помощью чувственного восприятия и опыта;

· Бога — через природу;

· Себя – через рефлексию (то есть, обращенность мысли на саму себя, изучение мыслью мысли).

Вопрос об отношении веры и разума:

 

· Ф. Бэкон придерживался идеи «двойственной истины» — истины веры и истины разума. Истинами веры (откровения) ведает теология. Истинами разума – философия.

· Провозглашая материалистические принципы, он вместе с тем допускал существование Бога и в общем идеалистически толковал закономерности общественной жизни.


 

 

Значение философии Ф. Бэкона в том, что им:

· Было положено начало эмпирическому (опытному) направлению в философии;

· Была определена новая цель философии – помогать человеку добиваться практических результатов в его деятельности;

· Предпринята первая в Новое время попытка классификации наук;

· Дан импульс антисхоластической, буржуазной философии;

· Обоснована ведущая роль теории познания; гносеология становится важнейшим разделом любой философской системы.

Афоризмы Ф. Бекона

Законы подобны паутине: мелкие насекомые в них запутываются

Нет больше вреда для державы, чем принимать хитрость за муд­рость.

Что самое главное в государственных делах ? — Смелость. Что на втором и третьем месте ? — Тоже смелость. И вместе с тем сме­лость дитя невежества

Истина — дочь Времени, а не Авторитета.

Знание само по себе сила. (Знание — сила.)

Хромой, бегущий по дороге, опережает того, кто бежит без дороги. Существует три источника несправедливости: насилие как таковое,

злонамеренное коварство, прикрывающееся именем закона, и жестокость самого закона.

Бэкон Френсис (1561 — 1626 г.)

Источник: megaobuchalka.ru

Индукция как главный метод эмпирического познания.


Бэкон выдвинул новаторскую идею, в соответствии с которой главным методом познания должна стать индукция.

Под индукцией философ понимал обобщение множества частных явлений и получение на основе обобщения общих выводов (например, если многие отдельные металлы плавятся, то значит, все металлы обладают свойством плавления).

Метод индукции Бэкон противопоставил методу дедукции, предложенному Декартом, согласно которому истинное знание можно получить, опираясь на достоверную информацию с помощью четких логических приемов.

Достоинство индукции Бэкона перед дедукцией Декарта – в расширении возможностей, интенсификации процесса познания. Недостаток индукции – ее недостоверность, вероятностный характер (так как если несколько вещей или явлений обладают общими признаками, это вовсе не значит, что данными признаками обладают все вещи или явления из данного их класса; в каждом отдельном случае возникает необходимость в экспериментальной проверке, подтверждении индукции).

Путь преодоления главного недостатка индукции (ее неполноты, вероятностного характера), по Бэкону, — в накоплении человечеством как можно большего опыта во всех областях знания.

Определив главный метод познания – индукцию, философ выделяет конкретные пути, с помощью которых может проходить познавательная деятельность.

Это:

— «путь паука»;

— «путь муравья»;


— «путь пчелы».

«Путь паука» — получение знания из «чистого разума», то есть рационалистическим путем. Данный путь игнорирует либо значительно принижает роль конкретных фактов, практического опыта. Рационалисты оторваны от реальной действительности, догматичны и, по Бэкону, «ткут паутину мыслей из своего ума».

«Путь муравья» — такой способ получения знания, когда во внимание принимается исключительно опыт, то есть догматический эмпиризм (полная противоположность оторванного от жизни рационализма). Данный метод на практическом опыте, сборе разрозненных фактов, доказательств. Таким образом, они получают внешнюю картину знания, видят проблемы «снаружи», «со стороны», но не могут понять внутреннюю сущность изучаемых вещей и явлений, увидеть проблему изнутри.

«Путь пчелы», по Бэкону, — идеальный способ познания. Используя его, философ-исследователь берет все достоинства «пути паука» и «пути муравья» и в то же время освобождается от их недостатков. Следуя по «пути пчелы», необходимо собрать всю совокупность фактов, обобщить их (взглянуть на проблему «снаружи») и, используя возможности разума, заглянуть «вовнутрь» проблемы, понять ее сущность.

Таким образом, лучшим путем познания, по Бэкону, является эмпиризм, основанный на индукции (сбор и обобщение фактов, накопление опыта) с использованием рационалистических приемов понимания внутренней сущности вещей и явлений разумом.


Препятствия на пути познания («призраки»)

Фрэнсис Бэкон не только показывает, какими путями должен происходить процесс познания, но и выделяет причины, которые препятствуют человеку (человечеству) получить истинное знание.

Данные причины философ иносказательно называет «призраками» («идолами») и определяет четыре их разновидности:

— призраки рода;

— призраки пещеры;

— призраки рынка;

— призраки театра.

Призраки рода и призраки пещеры – врожденные заблуждения людей, которые заключаются в смешивании природы познания с собственной природой.

В первом случае (призраки рода) речь идет о преломлении познании через культуру человека (рода) в целом – то есть человек осуществляет познания, находясь в рамках общечеловеческой культуры, и это откладывает отпечаток на итоговой результат, снижает истинность знания.

Во втором случае (призраки пещеры) речь идет о влиянии личности конкретного человека (познающего субъекта) на процесс познания. В итоге личность человека (его предрассудки, заблуждения – «пещера») отражается в конечном результате познания.

Призраки рынка и призраки театра – приобретенные заблуждения.


Призраки рынка – неправильное, неточное употребление речевого, понятийного аппарата: слов, дефиниций, выражение.

Призраки театра – влияние на процесс познания существующей философии. Зачастую при познании старая философия мешает проявлять новаторский подход, направляет познание не всегда в нужное русло (пример: влияние схоластики на познание в средние века).

Исходя из наличия четырех основных препятствий познания, Бэкон советует максимально абстрагироваться от существующих «призраков» и получать свободное от их влияния «чистое знания».

Попытки классификации наук и значение философии Ф. Бэкона.

Ф. Бэкону принадлежит одна из попыток классифицировать имеющиеся науки.

Основание классификации – свойства человеческого ума:

— память;

— воображение;

— рассудок.

Памяти соответствуют исторические науки, воображению – поэзия, рассудку – философия, что составляет основу всех наук.

Философию Бэкон определяет как науку о:

— Боге;

— природе;

— человеке.

Каждый из трех предметов философии человек познает по-разному:

— природу – непосредственно с помощью чувственного восприятия и опыта;

— Бога – через природу;


— себя – через рефлексию (то есть обращенность мысли на саму себя, изучение мыслью мысли).

Философия Ф. Бэкона оказала огромное влияние на философию  нового времени, английскую философию, философию последующих эпох:

— было положено начало эмпирическому (опытному) направлению в философии;

— гносеология (наука о познании) поднялась из второстепенной отрасли философии до уровня онтологии (науки о бытии) и стала одним из двух главных разделов любой философской системы;

— определена новая цель философии – помогать человеку добиваться практических результатов в его деятельности (тем самым Бэкон косвенно заложил основы будущей философии американского прогматизма);

— предпринята первая попытка классифицировать науки;

— дан импульс антисхоластической, буржуазной философии как Англии так и Европы в целом.

Философия Т. Гоббса. Учения о познании и о государстве. «Левиафан»

Томас Гоббс (1588 – 1679), ставший учеником и продолжателем философской традиции Ф. Бэкона:

— решительно отвергал теологическую схоластическую философию;

— целью философии видел достижение практических результатов в деятельности человека, способствовании научно-техническому прогрессу;

— в споре между эмпиризмом (опытным познанием) и рационализмом (познанием с помощью разума) выступил на стороне эмпиризма; критиковал рационалистическую философию Декарта;


— был убежденным материалистом;

— считал важнейшей философской проблемой вопросы общества и государства;

— разработал теорию государства;

— первым выдвинул идею, согласно которой в основе возникновения государства лежал общественный (совместный) договор.

Основной предмет философских интересов Гоббса – гносеология (учение о познании) и проблема государства.

Т. Гоббс считал, что человек осуществляет познание главным образом благодаря чувственному восприятию. Чувственное восприятие – это получение органами чувств (глаза, уши и т.д.) сигналов из окружающего мира и их последующая переработка.

Данные сигналы Т. Гоббс именует «знаками» и дает их последующую классификацию:

— сигналы – звуки, издаваемые животными для выражения своих действий или намерений («пение» птиц, рычание хищников, мяуканье и т.д.);

— метки – различные знаки, придуманные человеком для обобщения;

— естественные знаки – «сигналы» природы (гром, молния, тучи и т.д.);

— произвольные коммуникативные знаки – слова различных языков;

— знаки и роли «меток» — специальная «закодированная» речь, понятная немногим (научный язык, язык религии, жаргон и т.д.);

— знаки знаков – имена имен – универсалии (общие понятия).

В качестве метода познания Т. Гоббс выступал за одновременное использование, как индукции, так и дедукции.

Проблема общества и государства, по Гоббсу, — главная в философии, поскольку цель философии – помогать человеку добиваться практических результатов в своей деятельности, а человек живет и действует в обществе и конкретном государстве.

Философ стал автором всемирно известной книги «Левиафан» («Чудовище» — вышла в 1651 г. в период диктатуры Кромвеля), в которой обосновал теорию общества и государства.

Суть данной теории в следующем:

— человек обладает изначально злой природой;

— движущей силой действий человека являются личная выгода и эгоизм, страсти, потребности, аффекты;

— указанные качества приводят к сознанию каждым человеком права на все;

— право каждого человека на все и пренебрежение к интересам других приводит к «войне всех против всех», в которой не может быть победителя и которая делает невозможной нормальную совместную жизнь людей и экономической прогресс;

— в целях совместного выживания люди заключили свои притязания и «право всех на все»;

— для предотвращения «войны всех против всех», подавления крайнего эгоизма возник общий институт (механизм) для регулирования жизни в обществе – государство;

— чтобы эффективно выполнять свои очень трудные функции, государство должно стать всесильным;

— государство – непоколебимое, многоликое, всесильное чудовище – «Левиафан», которое «пожирает и сметает все на своем пути» — сила, которой невозможно противостоять, но которая необходима для поддержания жизнеспособности общества, порядка и справедливости в нем.

Источник: studopedia.ru

1. Френсис Бэкон

ФРЕНСИС БЭКОН
Фрэ́нсис Бэ́кон (англ. Francis Bacon; в оригинальном произношении Бэйкон); (22 января
1561 — 9 апреля 1626) — английский философ, историк, политик, основоположник
эмпиризма. В 1584 году в возрасте 23 лет был избран в парламент. С 1617 года лордхранитель печати, затем — лорд-канцлер; барон Веруламский и виконт СентОлбанский. Крупный государственный деятель при короле Якове I, благоволившим
Бэкону, и даже доверившим ему управлять государством на время своего отъезда в
Шотландию[2]. В 1621 году привлечён к суду по обвинению во взяточничестве, приговорён
к заключению в Тауэр, выплате 40 тысяч фунтов штрафа, а также лишён права занимать
государственные должности, участвовать в заседаниях парламента и быть при дворе[3].
Однако за свои заслуги был помилован королём Яковом I и через два дня выпущен из
Тауэра, избежав более длительного заключения; от штрафа Бэкона также
освободили[3]. Затем ему разрешили занять своё место в палате лордов, быть при
дворе, но государственная деятельность его была закончена; он удалился в своё
поместье и последние годы жизни посвятил исключительно научной и литературной
работе[4].

2.

• Род. 22 января 1561 г.
в Лондоне
• Учёба в Кэмбриджском
университете (Тринити-колледж)
(1573-1575)
• Служба в английском посольстве
во Франции
(1576-1579)
• Адвокатская практика
(с 1579 г.)
• Член парламента ( с 1584 г.)
• Генеральный прокурор
(с 1613 г.)
• Лорд-хранитель печати
(с 1617 г.)
• Лорд-канцлер (1618-1621)
• Ум. 9 апреля 1626 г.
в Лондоне

4. Научное познание

НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ
Однако на науку делалось много нападок. Проанализировав их, Бэкон пришёл
к выводу о том, что Бог не запрещал познание природы. Наоборот, он дал
человеку ум, который жаждет познания Вселенной. Люди только должны понять,
что существуют два рода познания: 1) познание добра и зла, 2) познание
сотворённых Богом вещей.
Лозунгом Бэкона было — «Знание — сила»
В основе научного познания, согласно Бэкону, должны лежать индукция и
эксперимент.
Предложил метод опытного изучения природы, включающий эксперимент и
индуктивный метод, позволяющий анализировать и объяснять опытные данные.

5.

Определив главный метод познания – индукцию, философ выделяет конкретные пути, с
помощью которых может проходить познавательная деятельность. Это:
«путь паука»;
«путь муравья»; «путь пчелы».
«Путь паука» — получение знания из «чистого разума», то есть рационалистическим путем.
Данный путь игнорирует либо значительно принижает роль конкретных фактов,
практического опыта. Рационалисты оторваны от реальной действительности, догматичны и,
по Бэкону, «ткут паутину мыслей из своего ума».
«Путь муравья» — такой способ получения знания, когда во внимание принимается
исключительно опыт, то есть догматический эмпиризм (полная противоположность
оторванного от жизни рационализма). Данный метод на практическом опыте, сборе
разрозненных фактов, доказательств. Таким образом, они получают внешнюю картину
знания, видят проблемы «снаружи», «со стороны», но не могут понять внутреннюю сущность
изучаемых вещей и явлений, увидеть проблему изнутри.
«Путь пчелы», по Бэкону, — идеальный способ познания. Используя его, философисследователь берет все достоинства «пути паука» и «пути муравья» и в то же время
освобождается от их недостатков. Следуя по «пути пчелы», необходимо собрать всю
совокупность фактов, обобщить их (взглянуть на проблему «снаружи») и, используя
возможности разума, заглянуть «вовнутрь» проблемы, понять ее сущность.
Таким образом, лучшим путем познания, по Бэкону, является эмпиризм, основанный на
индукции (сбор и обобщение фактов, накопление опыта) с использованием
рационалистических приемов понимания внутренней сущности вещей и явлений разумом.

6.

Индукция как главный метод эмпирического познания. Бэкон выдвинул
новаторскую идею, в соответствии с которой главным методом познания должна
стать индукция.Под индукцией философ понимал обобщение множества
частных явлений и получение на основе обобщения общих выводов (например,
если многие отдельные металлы плавятся, то значит, все металлы обладают
свойством плавления).Метод индукции Бэкон противопоставил методу дедукции,
предложенному Декартом, согласно которому истинное знание можно
получить, опираясь на достоверную информацию с помощью четких логических
приемов.
Достоинство индукции Бэкона перед дедукцией Декарта – в расширении
возможностей, интенсификации процесса познания.
Недостаток индукции – ее недостоверность, вероятностный характер (так как
если несколько вещей или явлений обладают общими признаками, это вовсе не
значит, что данными признаками обладают все вещи или явления из данного их
класса; в каждом отдельном случае возникает необходимость в
экспериментальной проверке, подтверждении индукции).
Путь преодоления главного недостатка индукции (ее неполноты, вероятностного
характера), по Бэкону, — в накоплении человечеством как можно большего опыта
во всех областях знания

7. Индукция

ИНДУКЦИЯ
Полная
(совершенная)
Неполная

8. Индукция полная (совершенная)

ИНДУКЦИЯ ПОЛНАЯ (СОВЕРШЕННАЯ)
Полная индукция означает регулярную
повторяемость и исчерпаемость какого-либо
свойства предмета в рассматриваемом опыте.
Индуктивные обобщения исходят из
предположения, что именно так будет обстоять
дело во всех сходных случаях.

10. Индукция Неполная

ИНДУКЦИЯ НЕПОЛНАЯ
Неполная индукция включает обобщения,
сделанные на основе исследования не всех
случаев, а только некоторых (заключение по
аналогии), потому что, как правило, число всех
случаев практически необозримо, а
теоретически доказать их бесконечное число
невозможно.

17. Препятствия на пути познания

ПРЕПЯТСТВИЯ НА ПУТИ ПОЗНАНИЯ
Фрэнсис Бэкон разделил источники человеческих ошибок, стоящих на
пути познания, на четыре группы, которые он назвал «призраками» или
«идолами» (лат. Idola)
«призраки площади»
«призраки пещеры»
«призраки рода»
«призраки театра»

18. «призраки рода»

«ПРИЗРАКИ РОДА»
«Призраки рода» проистекают из самой человеческой
природы, они не зависят ни от культуры, ни от индивидуальности
человека.

21. «призраки пещеры»

«ПРИЗРАКИ ПЕЩЕРЫ»
«Призраки пещеры» — это индивидуальные ошибки
восприятия, как врождённые, так и приобретённые.

24. «призраки площади»

«ПРИЗРАКИ ПЛОЩАДИ»
«Призраки площади (рынка)» — следствие общественной
природы человека, — общения и использования в
общении языка.

27. «призраки театра»

«ПРИЗРАКИ ТЕАТРА»
«Призраки театра» — это усваиваемые человеком от
других людей ложные представления об устройстве
действительности

Источник: ppt-online.org

Философские взгляды Ф. Бэкона следует рассмотреть в такой последовательности:

1. Фигура Ф. Бэкона.

2. Учение о «идолы» человеческого разума.

3. Критика схоластики и критический анализ предыдущих образцов философии. Определение истинного пути научного познания.

4. Экспериментальное исследование природы.

5. Философский метод и его особенности.

6. Онтология Ф. Бэкона. Понятие материи в философии. Материя и форма, материя и движение.

Фрэнсис Бэкон родился 22 января 1561 г. в Лондоне (умер 9 октября 1626 в г. Хайгет) в семье високосановного чиновника. Получил прекрасное образование — окончил Кембриджский университет. Некоторое время исполнял обязанности помощника посла в Париже, где получил немало природничона — научными знаний. С 1591 начинается чиновничья карьера Ф. Бэкона, которая увенчивалась должностями Генерального адвоката, Генерального прокурора, Лорда — Хранителя Большой Печати, Лорда- канцлера и, наконец, Правителя государства в отсутствие короля. Получает титулы барона Веруламский — го и виконта Сент — Альбанских.

Одновременно занимается большим взяточничеством. Согласно решению короля и парламента он лишается всех привилегий и на время отлучается от активной политической жизни. После этого посвящает себя исключительно философским и научным исследованиям.

Произведения Ф. Бэкона

Главным произведением по методологии научного познания был «Новый органон» (1620). Это произведение является второй частью запланированного «Большого воспроизведения Наук», в котором первую часть Бэкон намеревался

посвятить классификации наук, в третьей — дать описание явлений мира, в шестой истинном истолкованию всех явлений природы и истории.

Проект первой части частично был воплощен в большом сочинении «О достоинстве и приумножении наук». Также признание получили работы «О прогрессе наук божественных и человеческих». В последние годы он работал над «Естественным и экспериментальной историей».

Онтологические проблемы (проблемы бытия) рассматривались Ф. Бэконом в незавершенном произведении «О принципах и начала».

Известны его произведения по политическим и общественно — государственных вопросов: утопическая «Новая Атлантида», «Опыты политические и моральные». Исследование древних мифологий нашли свое отражение в работе «О мудрости древних». Широко известна приверженность Ф. Бэкона к применению образов мифологии в выяснении вопросов не только литературных или исторических, но и теоретико — познавательных. Его учение о трех путях познания, указанные поведенческой ными признаками из мира насекомых иначе как гносеологическим тотемизмом назвать трудно. Однако подобное образное применение познавательных стратегий дает исчерпывающий ответ о содержании того или иного пути.

Именно Ф. Бэкону принадлежит первенство в своеобразном «развенчании» критериальной роли разума в обретении человеком чувственного — опытных знаний. Философ впервые указывает на существование препятствий в структуре самого сознания, искажающие истинное восприятие явлений и предметов, целостной природы. Эти преграды Ф. Бэкон называет «идолами», «призраками» ума, а их влияния и содержание рассматривает в учении о «идолы» познания человека.

Философ выдвигает требование к исследователю, который намерен достичь истины — для осуществления истинного познания необходимо преодолеть препятствия, которые находятся в самом мышлении. Что это за препятствия, какова их природа, и в какой области духовной деятельности человека они имеют наибольшее влияние? Ответ очевиден. Именно сознание человека имеет слабость, которая вела к постоянным недостатков в познании. Эти недостатки являются идолами (образами, призраками) присущими самой природе человека.

Термин «идолы» буквально означает «образы», в том числе искажены. Он происходит от слова «ойдолон», означавший в древнегреческом языке «тень умершего». В этих двух значениях сочетается как известная еще с древнегреческой философии проблема познания посредством ощущений — что мы воспринимаем: предмет, или образ предмета, который фиксируется в наших ощущениях (идол)? — Так и мифологическая негативная «блуждающая» призрачность утраченного предметного существования.

Бэкон рассматривает четыре идолы нашего сознания. По своему содержанию они являются демонами человеческой души, или образами отчуждения, неистинными составляющими сознания.

Кроме ума, источником призраков — идолов становится чувственного структура человеческой природы. Также Ф. Бэкон выделяет призраки, источники появления которых находятся в общественных коммуникативных отношениях. Поскольку идолы препятствуют истинному познанию, и эти препятствия надлежащие самой природе человека, задача состоит в том, чтобы освободиться от засилья идолов. Для этого необходимо воздействовать на человеческую природу, очистить ее и изменить. Выделяя четыре вида идолов философ дает и характеристику каждому из них.

Первый вид идолов — это «призраки (идолы) рода». Они присущи всему человеческому роду, поскольку все люди добавляют к природе вещей, опознаваемых природу собственного духа. Это приводит к тому, что люди верят в свою непогрешимость и уверены в том, что их мысли является мерой всех вещей.

Одним из проявлений «призраков рода» является склонность людей больше подчиняться влиянию положительных, чем отрицательных фактов. Среди значительного количества фактов человек всегда будет обращать внимание на те, которые определенным образом созвучны положительным о них впечатлением. Даже тогда, когда они противоречат фактам и истине.

Второй вид — это «идолы пещеры», к которым относятся различные индивидуальные проявления и видоизменения действия «призраков рода». В определении этого вида призраков существует безусловная ассоциация с мифом о пещере Платона, в котором человеческая душа подобна узнику человеческого тела, которая вынуждена воспринимать истинный мир в образах шатким теней наших ощущений.

Призраки пещеры — это ложные представления, присущие разным индивидам. Они возникают не только непосредственно благодаря природе, но и происходят от воспитания и общения с другими людьми. Этот вид идолов отличается значительным многообразием, зависит от особенностей каждого человека.

Более однородный характер присущ «призракам рынка», поставання которых вызвано общественными условиями жизни человека. Эти «привидения» зависят от приверженности общим взглядам, предрассудкам и умственным оплошностях. Они порождаются негативным влиянием словесной путаницы. Особенно это касается влияния, которое возникает из применения терминов схоластами.

Всего Ф. Бэкон критикует схоластические термины «общее», «чувственное качество» и др.., А также влияние схоластических силлогизмов, поскольку схоласты были смутные в выборе исходных позиций относительно понятий и суждений, которые они использовали в выводах. Научное исследование, проводимой средствами силлогистики приводило к потере истинного восприятия вещей и явлений. Именно поэтому в разработке собственного метода Ф. Бэкон удалит силлогистики с «искусства открытия».

Критику «призраков рынка» Бэкон связывал не только с обвинениями в адрес схоластической философии, но и с демагогами, которые пытаются достичь цели с помощью красноречия. Осуждает он и гуманистов, для которых словесность древних языков и античной филология превратилась в самоцель.

Последний, четвертый вид идолов — призраки театра, которые являются производными от «призраков рынка». Здесь речь идет о искажающий влияние ложных теорий и философских учений. Они наносят ущерб открытию истины, зашо — рюючи зрение, продолжая размножаться в невероятном количестве, их отличает от первых трех преклонение перед ранее признанными авторитетами. К ним Ф. Бэкон относит Пифагора, Платона и Аристотеля, хотя и не отрицает их конкретно — исторического значения.

По природе происхождения идолы являются врожденными, сложными (и врожденные, и приобретенные) и приобретенными. К безусловно врожденных относятся идолы первого вида. Второй вид является сложным. И только третий и четвертый чисто приобретенные.

Три пути познания

Уже отмечалось на воздействии мифологически образных средств на все теоретические положения философии Бэкона. Но особенно ярко это проявилось в определении путей познания. Освободившись от пороков

сознания важно выбрать и истинный путь исследования. Исследуя предыдущий опыт Ф. Бэкон приходит к выводу, что существуют три возможных и основные пути познания — паука, муравьи и пчелы.

«Путь паука» представляет собой попытку вывода истины с теоретической, умозрительной сферы сознания. Бэкон характеризует этот путь как поспешное, необоснованное подъема от первичных фактов к «общих аксиом», а затем выведение из них знания, что уже не имеет такого общего характера. В произведении такой путь приводит лишь к очень негативным последствиям.

Ошибки тех исследователей, которые осуществляют поиск таким образом состоит в том, что, выведя «общие аксиомы», они в дальнейшем не учитывают тот опытный материал, который стал основой для обобщения. Таким путем двигался в собственных построениях еще Аристотель. Его же влияния претерпела и значительная часть схоластических методов исследования.

По общим отношением критика «пути» паука у Бэкона превратилась в критику спекулятивного рационализма и антиемпиричного способа мышления. Одновременно Ф. Бэкон не отрицает той значительной пользы, которой предоставили схоласты, совершенствуя именно средства теоретической аргументации.

«Путь муравья» — это путь, которым двигались сторонники накопления исключительно чувственное — опытного материала. Такой способ познания присущ ученым, работающим на территории исследования природы — разрозненным наукам. Они не способны выйти за пределы собственного эмпирического материала и увидеть собственную отрасль в системе наук.

И только третий путь — «путь пчелы» — действительно научным. Он сочетает преимущества первых двух, но преодолевает их недостатки. Подъем от видчутгевого опыта к теоретическим аксиом (средних аксиом) является состоянием непрерывным. Этот путь действительно напоминает производство меда (теории) из нектара и пыльцы (чувственное — опытного материала). Как нектар еще не является медом, так и данные ощущений является лишь предпосылкой действительной теории.

Экспериментальное отношение к действительности

Одним из лучших образцов анализа экспериментального отношения к действительности Ф. Бэкона является исследование Ю. П. Михаленко (Бэкон и его учение. — М., 1975), основные положения и порядок освещения проблемы которого мы положим в основу выяснения указанного вопроса.

Схоластика предоставила два вида доказательств: риторический и догматический. Они одинаково удалены от настоящего исследования, поскольку существует нехватка определенной основы. Схоластика оказала значительное спекулятивный компонент, но ее недостаток заключался в отсутствии необходимости привлечения нового чувственного — опытного материала. Возникала необходимость в достижении нового позитивного знания.

Для этого необходимо было привести организацию эффективного экспериментального исследования. Бэкон считал, что научное знание основано на опыте, а не только на непосредственных данных ощущений. Уже в этом философ различал данные ощущений и опыт, как теоретически обобщенные, аксиоматизирована ощущений данные. Этот опыт является произведением целенаправленного организованного опыта — эксперимента. Наука по Ф Бэконом не может базироваться только на чувственное, или умозрительном опыте: сенсуалистический реализм столь же недостаточен, как и абстрактно — спекулятивная метафизика: «… дидактики принимают принципы наук вроде взаймы от отдельных наук; дальше, они преклоняются перед первыми понятиями ума; и, в конце концов, успокаиваются на непосредственных данных… ощущение». Однако Ф. Бэкон убежден, что совокупность заимствованных методов отдельных наук не является истинный метод. Для них необходимо найти универсальный метод, который бы обеспечил полноту исследования.

Зависимость от непосредственного видчутгевого опыта человека и его недостатки может исправить правильно организованный и специально приспособлен для того или иного исследования опыт или эксперимент. Именно его: «… мы готовим в качестве светоча, который необходимо разжечь и привнести в природу», «… поскольку природа вещей лучше проявляется в состоянии искусственного ограничения, чем в собственной свободе».

Опыт в науке должен осуществляться по заранее определенному плану, в определенном порядке, и вести от опыта и эксперимента к новым экспериментам, или же от них до теоретических аксиом, которые в свою очередь указывают путь к новым экспериментам. Ф. Бэкон обозначает два пути: 1. Эксперимент — эксперимент — опыт и способности исследователя; 2. Эксперимент — теоретическая аксиома — эксперимент — потребность в методе индивидуального истолкования природы.

В методологическом обосновании науки Бэкон выделил два аспекта: 1) критический, сосредоточен на преодолении препятствий к познанию; и 2) положительный, который предусматривал обоснование необходимости нового метода и его разработки.

Ф. Бэкон первый произнес, что назначение новой философии его времени — создание нового метода. Правильно, что «целью любой науки является ее практическая целесообразность». Но неверно было бы обвинять философию в ненужности, поскольку так как из желудка питательные вещества направляются ко всем частям тела, так и от философии «… попадают жизненные соки и силы ко всем профессиям и искусств». Если разрабатываемый метод «содержит в себе возможность всех других открытий», а последние ведут к господству над природой, то создание метода «будет плодотворным порождением времени».

Указанная универсальность метода не тождественна унификации его применения различными исследователями, его действенность также зависит от конкретных способностей человека. Строгость научного метода связана прежде всего с тем, что стремительность творческой интуиции мыслителя должна быть ограничена природой вещей. В этом, прежде всего, заключается требование научной методологии. Познание законов природы позволяет не только предвидеть события, но и управлять ими. Научная методология должна указывать каждой науке ее дело — познание законов природы.

Таким образом, теория познания Ф. Бэкона предусматривает, что все познания человека имеет своим источником впечатление ощущений, которые возникают под влиянием материальных объектов. К тому же, таким образом, что даже в собственных представлениях человек не способен выйти за пределы материала, который предоставляется органами чувств, хотя способ упорядочения этого материала мог бы быть и произвольным.

Функции экспериментального исследования:

1) Исследование естественной истории. Предполагается индуктивное исследование и составление исторических фактов на новых основаниях. Осуществляется критика тех, кто считал достаточным «заключить историю животных, растений, минералов, без ссылок на эксперименты механических искусств (которые как раз и являются важнейшими для философии)»;

2) Производственная практика, или научный эксперимент. Тематика и технология производства по Ф. Бэкону имеет прямой аналог с экспериментированием с научными приборами в приемах и целях.

3) Дополнение видчуттевих способностей человека механическими и другими средствами: Зрения — «Очевидно, что между ощущений первостепенное значение относительно осведомленности приобретает зрение, для которого, следовательно, особенно важно найти помощь»; Ощущение прикосновения: «эти два чувства информируют широко и относительно общих предметов, тогда как последние информируют только о присущих только им предметов».

4) Экспериментально — аналитические тенденции в природодослидженни. Самая внутренняя построение тел непосредственно недоступна восприятием, поэтому теоретико — экспериментальные исследования на основе нового метода обеспечат развитие отдельных естественных наук.

Для всех случаев формой закрепления этих знаний Ф. Бэкон определяет письменность, согласуется с соответствием интеллектуальной способности человека — памяти, с материалами истории. В соответствии с этим формируется и два уровня исторического материала. Первый охватывает разрозненный, неупорядоченный материал. Вторая становится достижением методологического исследования. Двумя уровнями являются: 1) Повествовательная история естествознания — «естественная история»; и 2) Индуктивная история.

Если повествовательная история естествознания отмечает различия опыта от теории, определенную самостоятельность экспериментирования, то индуктивная история отдает должное связи опыта с теорией, поскольку именно на этом уровне начинается обобщение опыта.

Методики, которыми Ф. Бэкон советует пользоваться в создании индуктивной истории имеют следующий вид:

1) Обобщение: «благодаря существующей во многих отношениях сходства между вещами, которые принадлежат одному виду» — следует, что «если известен один, то известны и все»;

2) Материал в индуктивной истории должен быть подготовлен к обобщению путем отбора и синтезирования фактов;

3) Индуктивная история в отличие от повествовательной должен обращать внимание на причины явлений, а не склоняться исключительно к описанию явлений, как это характерно для большинства из существующих предыдущих исторических источников. Следовательно, задача состоит в выявлении и наглядным сущности явлений;

4) Сплошная внимание должно быть сосредоточено в индуктивной истории на подобии вещей, так как это способствует развертыванию наук, отбирают из сферы опыта вещи с подобными свойствами..

Общий путь от данных опыта к установлению законов природы Бэкон разделяет на три части: 1) История естествознания (естественная история); 2) Таблицы и сопоставления примеров; 3) Наведение, что выступает как философская индукция. Собственно, процесс наведения и является индукцией. Две первые являются подготовительными к третьей. Наведение определяет содержание первых двух, который своей целью имеет поиск законов природы, или ее «форм». Что же такое форма, которая определяет цель исследования?

По Бэкону универсум не имеет другой причины, кроме той, которая в нем же и состоит; причиной же любого явления и любой вещи может быть только другое явление, или иная вещь. Эти причины Бэкон называет формами. Философ дает следующее значение понятия «форма». В обобщенном виде — это форма как причина, наглядных как закон природы, или аксиома: «дело и цель человеческого знания в том, чтобы открывать форму данной природы, или же существенное отличие, или порождающей природу, или источник поставання». Эти формы, действительны различия вещей являются законами чистого действия.

Познания Бэконом есть углубление от поверхности явлений к сущности вещей: «Форма вещи есть сама вещь, и вещь отличается от формы не иначе, как явление отличается от сущности, или внешнее от внутреннего, или вещь по отношению к человеку — от вещи по отношению к вселенной». Внешнее возникает всегда непостоянным, переменным. Сущность вещи — это то устойчивое, сохраняющееся во всех взаимодействиях вещи с другими вещами, а восприятие вещи человеком является лишь одним из многообразных проявлений сущности этой вещи. Поскольку сущность вещи является источником ее проявления, она же является и причиной явлений. Следовательно, сущность, причина и закон являются лишь различными аспектами одного и того же внутреннего содержания вещи. Необходимую связь между причиной и действием (следствием) является связью постоянным, который не имеет никаких видоизменений.

Поэтому порядок отыскания связи и заключает правила метода, которые должны привести от совокупности неупорядоченного материала относительно определенного явления, или иначе природы (стратегия описательной истории) к установлению истинной формы этого явления или природы (стратегия индуктивного обработки исторического материала). Эти правила имеют следующий вид:

1) Составляется список, или таблица примеров, в которых определенная «природа», или свойство, имеющиеся, хотя бы в найвидминниших материальных условиях.

2) Заключается список, таблица, примеров, где отсутствует указанная определенная «природа» или признак. Так как число таких примеров заранее бесконечное, надо негативное подрядить положительном. Это означает, что перечисление негативных примеров ограничивается лишь наиболее подобным примерам, в которых искомая природа налицо. Это таблица отклонений, или «отсутствия в ближайшем».

3) Список интенсификации наличии природы как признаки. Заключается список примеров, в которых искомая природа приобретает рост или падение в собственных проявлениях. Это таблица степеней, или сравнения. За ней происходит процесс наведения. Он заключается в том, что путем отстранения незначимых свойств согласно установленной интенсивностью проявлений искомой природы исследователь получает неизменный и невидсторонюва -ный от «природы» фактор. После таких действий «останется положительная форма, прочная, истинная и хорошо обоснована».

Для осознания места метода Ф. Бэкона для исследования природы важное значение приобретает составлена поздними исследователями «Таблица человеческих познаний». Именно в ней графическим образом отражено подчинения различных человеческих познаний согласно трем интеллектуальными способностями человека — памятью, воображением и рассудком. Первой способности соответствует история, второй — поэзия, и третья сопоставима с философией. Именно в разделе «философия» Ф. Бэкон различает истинный индуктивный метод исследования и подвержен действию идолов метод исследования с помощью силлогизмов. Первый включен в подразделение «Искусство открытия», а второй в подразделение «Искусство суждения», пидпидроздилом которого является «Учение о идолы». Этим философ отметил, что искусство суждения (исследование путем построения силлогизмов) не приводит к истинному знанию.

Также в этой таблице закрепляется принципиальное отличие позиции Ф. Бэкона от позиции Аристотеля относительно разделения философии на первую и вторую философию — «Метафизику» и «Физику». По первой философии главными составляющими определяются «Учение о человеке» и «Учение о природе, или естественную философию». И уже в подразделениях «Учение о природе» — «Теоретическое учение о природе» находится подразделение «Метафизика» как «учение о формах» и «учение о конечных причинах». Следовательно, Ф. Бэкон не рассматривает метафизику как учение о сущем само по себе, отстраненное от чувственного — опытной действительности. Метафизика выясняет именно то, чем является форма как естественный закон, причинная основа, естественный фон вещи.

Теги: деятели, История философии, мыслители, реферат по философии, течения философии, Философия реферат, эпохи

Источник: bagazhznaniy.ru


Categories: Бэкон

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.