• Нравственность и духовность проф. Осипов А.И.
  • Православная духовность митрополит Иерофей (Влахос)
  • О духовности прот. Александр Мень
  • Что такое православная духовность?
  • Духовность и духовная жизнь  схиархим. Гавриил (Бунге)
  • «Духовность» и «душевность» архиеп. Аверкий (Таушев)
  • Духовность свт. Игнатий (Брянчанинов)
  • Духовность схиархим. Иоанн (Маслов)
  • Дух, Духовность преп. Оптинские старцы
  • Духовность свт. Димитрий Ростовский
  • О жизни в миру С.И. Фудель

 

Духо́вность – 1) одно из сущностных свойств Бога; 2) особенность духов, отличающая их от плотских существ; 3) причастность человека Духу Святому; 4) мера приближения человека к Богу.

Духовность человека по-разному понимается в светском  и христианском мире. В первом – она сводится к душевности, нравственности, интеллектуальности, добродетельности, во второй – это понятие выводится за пределы бытия души (психики). Духовные люди, по апостолу Павлу, – «водимые Святым Духом» или, по св. Григорию Паламе, – «новые люди, возрожденные благодатью Всесвятого Духа».


***

митрополит Сурожский Антоний:
…обычно, когда мы говорим о духовности, мы говорим об определенных выражениях нашей духовной жизни, таких как молитва, как подвижничество; и это ясно из таких книг, как, например, книги Феофана Затворника. Мне кажется, однако, надо помнить, что духовность заключается в том, что в нас совершает действие Святого Духа, и духовность не есть то, что мы ею обозначаем обычно, а эти проявления таинственного действия Духа Святого.
Духовность — присутствие и действие Святого Духа в нас, через нас и посредством нас и в мире.

***

Николай Бердяев:
Духовность есть богочеловеческое состояние. Человек в духовной своей глубине соприкасается с божественным и из божественного источника получает поддержку…
Очень важно еще понять, что духовность совсем не противополагается душе и телу, она овладевает ими и преображает их. Дух есть прежде всего освобождающая и преображающая сила.

***

протоиерей Максим Козлов:
Безусловно, для Православия духовность неотделима от веры. И в этом смысле нынешние изрядно уже надоевшие разговоры о духовности, обретаемой через интеллектуальное познание, эстетическое развитие, туристическое разнообразие жизни, представляются абсолютно ложными.


е в апостольских посланиях сказано: Это люди, отделяющие себя (от единства веры), душевные, не имеющие духа» (Иуд. 1:19). А по нынешним временам то, что называется духовностью, и до душевности-то большей частью не дотягивает. Скорее, это род тонкого плотоугождения, которое не обязательно принимает внешне грубые формы скотских страстей, но у человека с развитыми художественными запросами может сочетаться с определенным эстетическим или интеллектуально-усладительным моментом.
Духовность – это слово, происходящее от слова «дух». А «пневма-дух» – это Дух Святой. Реальность же Духа Святого познается только тем человеком, который входит в жизнь Церкви как единого организма, данного нам здесь, на земле, Самим Богом для нашего с Ним общения. Все другое может быть лишь мостками и преддверием настоящей духовной жизни, лишь ее тенями и образами, в какой бы гениальный полет мысли нас наша мирская духовность ни увлекала.

***

архимандрит Платон (Игумнов):
— Есть ли какая-то разница между понятиями «духовное» и «религиозное»?

— Конечно, духовное и религиозное может быть разным. Может присутствовать религиозность, но не быть духовности настоящей. Или духовность может быть отрицательной, как, например, любая деятельность, направленная на самоутверждение (ведь и в христианстве многие люди направлены к самоутверждению).


о такое, например, католицизм? Это тоже один из видов самоутверждения. Во-первых, католицизм построен по типу облегченного христианства. Во-вторых, возьмем пример из истории – Крестовые походы. В историографии это оценивается как попытка европейцев утвердиться в Азии. Почему мы видим эту попытку самоутверждения? Человек сам для себя создает положение, он повелевает рабом, он повелевает конем, он повелевает женой, его стихия – самоутверждаться, а во имя чего – непонятно. Для чего он хочет самоутвердиться? Конечно, в католицизме есть благотворительность, милосердие, помощь бедным – это все есть, но в целом пафос его – это самоутверждение.

У наших подвижников этого нет. Они наоборот уходили из городов в леса, в глушь, ни о каком самоутверждении не думали, они думали о своем спасении. Возьмите жизнь Франциска Ассизского, который мечтал быть генералом, полководцем, но ему это не удалось, а когда он ушел в монашескую среду, то достиг там еще большей известности. Ни один западный генерал не известен так, как Франциск Ассизский. Так что есть разница, несомненно, в понятиях религиозности и духовности. Слово «духовность» трактуется очень широко. С точки зрения нового гуманитарного цикла духовностью называется все то, что связано с любой творческой деятельностью человека, с его индивидуальностью, занятия науками, искусством тоже трактуются как духовность человека.

— А возможна духовность зла, духовное зло?

— Конечно. Яркий пример – то духовное и нравственное совершенство, которого достигают адепты восточных мистических культов.


ловек, занимающийся йогой, думает о себе, что он выше всех, он тоже самоутверждается. Он себя считает нравственно кристаллически чистым, но все это, как и у фарисеев, служит лишь поводом для самовозвышения. Например, фарисей мыслил о себе как о человеке, достигшем нравственного совершенства, исполнившем все Божии заповеди – постится дважды в неделю, отдает десятую часть доходов, никого не ограбил. Он считает, что достиг совершенства. Но это отрицательная духовность.

— Но в Православии тоже так может быть?

— В Православии тоже может быть искушение такой духовностью. Это называется прелестью, когда человек возомнил о себе, что он уже достиг святости. Православные аскеты называют это прелестью. Когда человек прельщен, он считает, что достиг совершенства. Часто такое прелестное состояние заканчивается трагически для него.

— Иногда это служит преградой благочестию, ибо слишком много страхов о прелести.

— Духовность, действительно, многогранна, многолика. Самый яркий пример – когда человек рассуждает, как нужно вести себя во время трапезы. Если он будет много есть, он будет угождать бесу чревоугодия, а если он будет мало есть, он будет угождать бесу тщеславия. Как нам быть-то? Отцы говорят – все должно в меру. Антоний Великий говорит – все, что сверх меры, то от бесов. Если человек, например, сверх меры постится, он рискует впасть в прелесть. Если он замечает эти тенденции, что он может впасть в прелесть, то он пытается как-то более реально относиться к жизни.


***

Протоиерей Игорь Прекуп
Все, что приближает нас к Богу или отдаляет от Него, приобретает духовное измерение. Другое дело, что одно и то же явление существует в разных измерениях и рассматривается в разных аспектах. Или один и тот же предмет, в зависимости от его применения, может либо находиться вне духовного измерения, либо оказываться в нем. К примеру, вериги кого-нибудь из древних святых подвижников — это, попросту говоря, цепи и другие изделия из металла, если рассматривать их с утилитарной или ремесленной точек зрения. Однако если смотреть на них как на образец материальной культуры некоего исторического периода — это археологический артефакт. И это именно «вериги», если рассматривать их в духовном аспекте как инструмент аскезы. «Вериги» — понятие, имеющее духовное измерение, поскольку этим словом именуется предмет, используемый для упражнения в добродетели. Аналогично, только с точностью до наоборот, происходит с любым предметом, который из мирного и нейтрального в духовном плане становится оружием в руках злодея. Вспомним топор преподобного Серафима Саровского (На прп. Серафима Саровского, когда он рубил в лесу дрова, напали разбойничавшие крестьяне. Преподобный был мужчиной крепким, к тому же в руках у него был топор.


лькнувшую мысль оказать сопротивление он отогнал, вспомнив слова Спасителя о том, что «все, взявшие меч, мечом погибнут» (Мф.26:52), и положил топор на землю. Обухом этого топора его и ударили, а затем избили до полусмерти).
История знает, правда, и другой случай. Когда одно из многих орудий казни, скверное изначально по самому факту своего предназначения, становится Жертвенником, на котором Сын Человеческий «вземлет грех мира». И именно этот, один из многих сколоченных для мучительного убийства преступников крестов отныне есть первый по значимости из всех предметов, имеющих духовное измерение. Как носитель «благодати, попирающей силу вражию», как символ нашего спасения и попрания всякой скверны.

Источник: azbyka.ru

Духовность в западной психологии

Западная психология, сформировавшаяся и получившая признание в послевоенные годы ХХ века, включает в себя несколько направлений:

  • трансперсональная (не отрицающая влияние религии на сознание человека);
  • гуманистическая (в центре ее изучения ― личность, как единственная в своем роде целостная система);
  • экзистенциальная (относящаяся к психологии гуманистической, затрагивает разные аспекты жизни человека). Для нее все имеет значение: отдельный мир человека, его личные переживания и так далее.

По Маслоу человек, обладающий духовностью, находится на высоком эволюционном этапе. Это люди свободны от примитивных желаний, грязных мыслей и поступков, они сеют добро вокруг и проявляют снисходительность к тем, кто этого не заслуживает. Психологи и психотерапевты в начале считали ХХ века, что отсутствие нравственности есть болезнь и от нее нужно избавляться. Но и многие неразвитые культуры занимались так называемым исцелением души, совершая разные шаманские обряды, жертвоприношения и прочее.

Духовность в немецкой и христианской психологии


Основатели немецкого, или «понимающего», направления (немецкие психологи Шпрангер, Дильтей) боролись за использование понимающих средств проникновения в человеческие души (душевный мир человека). Согласно их теории все культурное наследие, история, искусство влияет на зарождение духовности в личности.

фото 205

Противоположную точку зрения отстаивает христианская психология: нравственность в каждом от Бога, она проявляется в вере, поступках по отношению к другим и образе жизни. Неправильно отождествлять служение Богу и духовность. Достигший успеха в моральном развитии не всегда религиозен. Он:

  1. считает себя свободным от беспрекословного повиновения церкви, не будет соблюдать некоторые законы (посты, церковные обряды), если они противоречат его взглядам;
  2. не испытывает страха перед высшими силами, но получает поддержку, обращаясь к Богу;
  3. любознателен, ищет ответы в науке, не довольствуясь одним вероучением;
  4. тоталитарен по отношению к другой религии;
  5. не заставляет себя быть снисходительным и добрым только из необходимости. Помогает окружающим, потому что так велит совесть;
  6. не подражает другим и живет по чьей-то указке. Ошибаться и делать выводы для него нормально.

Обобщая все вышеизложенные определения духовности, видим, что она относится к внутреннему миру человека, содержит индивидуальные предпосылки. Она связана с мировыми культурными ценностями или божественными учениями.

Как определить в человеке духовность

Верно ли то, что человек обретает духовность, став зрелым, взрослым и накопив богатый жизненный опыт? Одно точно: такими не рождаются. На то, чтобы стать духовным, требуется время. Чтобы приобрести конкретные моральные и этические качества, нужно пройти определенную школу жизни и обзавестись багажом знаний.

Духовность выражается:

  • в стремлении ответить на вечные вопросы: что такое добро и зло; что есть истина; как распознать любовь; в чем проявляется настоящая красота;
  • избегании влияния дурных людей, непозволении утверждаться за счет других;
  • помощи нуждающимся;
  • социальности и открытости обществу;
  • отсутствии желания как можно больше заработать и попробовать;
  • спокойствии и уравновешенности.

фото 204В обычной жизни духовность проявляется в мелочах.


о приверженность религии (утверждение в вере ― хороший толчок к положительным внутренним изменениям), занятия благотворительностью (помочь бездомному псу найти хозяев, передать вещи в детский дом, стать донором крови), уважительное отношение к супруге (супругу) и детям, почитание родителей, тяга к получению новых знаний, этичность и соблюдение законов, интерес к предметам искусства.

Нет такого сверхчеловека, в котором идеально сочетаются эти достоинства. Главное ― ответить на важный вопрос. Как из заурядной персоны превратиться в нравственного героя? Где достать преображающий волшебный эликсир? Любой психоаналитик скажет, что к такой перезагрузке подталкивают пережитые трудности и горести. Если выстоял на ногах, не сломался, все мирское и суетное больше не будет принимать такие масштабные формы.

Развитый человек постоянно занимается познанием себя, исследует свои сильные стороны и слабости, ощущает себя частью чего-то большего, не просто сотрудником какой-то организации, членом большой семьи. Овладение техниками медитации поможет отыскать способы постичь свою сущность, установить свое предназначение.

Почему важно обладать духовностью

Если духовность можно в себе развить с течением времени, то справедливо бы понять, что это в итоге дает.

  1. Каждому хочется ощущать себя особенным. Духовность дает огромное преимущество ― обладать этим качеством означает быть на пике своего развития.

  2. Способность любить и ценить окружающих увеличивается в разы. Любовь к людям открывает новые возможности, устанавливаются прочные связи, появляется чувство нужности и важности.
  3. Начинаешь видеть прекрасное вокруг, темп жизни замедляется, меньше шансов упустить что-либо значимое из виду.
  4. Чувства беспокойства и несправедливости отступают, решения приходят быстро, настроение всегда бодрое.
  5. Некоторые люди утверждают: основа жизни ― терпение и смирение. Высоконравственная личность обладает сильной волей и выдержкой, что помогает не попасть в безвыходную ситуацию.
  6. Непреодолимое желание совершенствоваться не покидает, больше энергии, больше топлива для осуществления своих желаний.
  7. Жизнь без чувства вины и с ощущением свободы.

Существует так называемая мера духовности. Порог есть у всего, и здесь важно не обмануться, ведь существует еще и псевдодуховность. Полностью безгрешными и никогда не ошибающимися мы быть не можем (в Библии говорится, что человек с рождения грешен). Перфекционизм (от англ. perfect ― «идеальный»), склонность к идеалу и прочее значительно отравляют жизнь. Во всем этом особое место занимает простой человеческий эгоизм. Как же тогда считать себя морально развитым человеком?

Формула духовности до безобразия проста.

Духовность ― это нечто среднее между двумя пороками: постоянной нехваткой чего-то материального (страсть к накопительству) и избытком «духовного» (ощущение себя Богом, презрение к обыденным вещам, сознательное ограничение себя в походах на вечеринки, встречах с друзьями, неумение расслабляться, погружение себя в религию и так далее).

В заключение

Желание обрести нравственность внутри себя оправдано. Если духовность ― это высокая ступень развития, то она и есть конечный этап, к которому важно стремиться, чтобы осуществить свое предназначение. Развить ее можно разными способами. Самые простые среди них ― увлечение искусством (высокоинтеллектуальное кино, живопись, художественные произведения, походы в театр), изучение богослужебных книг, посещение церковных служб.

Источник: mystroimmir.ru

Что такое духовность

В современном религиоведении духовность рассматривается как наиболее общая черта, характеризующаяся опытом, который возникает внутри человеческих переживаний, влияние на которые имеет культура. Соответственно источником данного понятия является внутренний опыт индивида. «Spiritus» – в дословном переводе значение этого слова «дух», считается, что определение духовности человека, есть производное от данного слова. Для сегодняшнего мира это словоупотребление применяется для объяснения высшей части человеческого яства, духовной сущности субъекта, описание его внутренней жизни. Отрицание зависимости человеческого существования от материального и телесного облика жизни человека.

Определение духовности человека имеет многочисленные трактования в связи с существованием различных парадигм в жизни общества. Сквозь все различные изъяснения духовности прослеживается некая закономерность в причислении ее к религиозной жизни индивида. Но, духовность как индивидуальный личностный опыт, не всегда отождествляется с религией и не всегда ею определяется. В большинстве изъяснений данное понятие интерпретируется в направлениях гуманитарной психологии. При этом объединяется с неким мистическим деянием, эзотерическими традициями или философскими учениями. В рамках этого духовность направлена на развитие целостной личности как системы, включающей альтруизм, богатый внутренний опыт, бескорыстность, сострадание, развитый внутренний мир.

Как психологическую категорию духовность начали рассматривать с конца девятнадцатого столетия, определяя ее в рамки понимающей психологии. Эдуард Шпрангер, Вильгельм Дильтей как представители этого направления, акцентировали внимание на изучении взаимосвязи духовных видов деятельности личности (культура, этика и искусство) и психики личности. При этом отрицали взаимосвязь психики субъекта с естественными науками. Карл Юнг в дальнейшем рассматривал духовность в рамках аналитической психологии. В рамках этих исследований понятие рассматривалась и анализировалась сквозь призму коллективного бессознательного и архетипов. Юнг стал основополагателем анализа психологии религии и алхимии.

В парадигме гуманистической экзистенциальной и трансперсональной психологии, духовность отождествлялась с высшим бессознательным, которое является источником творческого вдохновения (Роберто Ассаджоли). Маслоу Абрахам в своих многочисленных исследованиях, определил взаимосвязь духовности с пиковыми переживаниями. Возникновение которых происходит в период самоактуализации личности.

Духовность в зависимости от возникновения трансперсональных переживаний и духовных кризисов рассматривалась в исследованиях Станислав Грофа. В рамках трансперсональных учений данное понятие трактовалось, как некое исцеление с использованием шаманизма и иных традиционных культур. Так же Виктор Франкл рассматривает это явление как нечто высшее над антропологическими измерениями субъекта. В аспекте христианской психологии ученые духовность трактуют тождественно с высшими божественными или демоническими силами природы, проявляющиеся в поступках индивида, а проявление ее в других направлениях отрицается.

Духовность человека, как нечто глубоко субъективное, внутренне не способна быть исследована при помощи научных исследовательских методик. Отождествляя себя с мыслями, чувствами, памятью, человек открывает истинную природу своего сознания, определяет свое истинное «я», чем и обретает ее.

Проблема духовности

Духовность – это феномен, отличающий человеческую жизнь от природного существования, привносит в нее социальный характер. Насколько человек пользуется духовностью, зависит его существование, его будущее и истинное. Так как осознание индивидом окружающего, формирование более изящного представления и глубокого отношения к миру, является понятием духовности человека. Сегодня духовность помогает человеку познавать себя, свой смысл жизни и предназначение в ней.

Духовность помогает человечеству на пути к выживанию, развивающее стабильное общество и целостную личность. Она отыгрывает важнейшую роль в процессе формирования социального общества. Способность человека отличать враждебное и чуждое в его существовании, позволяет защитить среду его обитания, его самого от ошибочных поступков и действий, которые имеют разрушающие последствия. Говоря о проблеме, следует коснуться возникновения духовно нравственных проблем общества. Как известно текущий этап жизни общества переживает кризис духовности.

Духовность и нравственность приобретают новые значения и реализацию. Так, процветание жестокости, преступности, беспорядка, спекуляции, теневой экономики, наркомании, бесчеловечности – последствия падения духовности человека, соответственно обесценивания человеческой жизни. Хотя падение уровня нравственности населения не вдет к прямой его гибели, но ведёт за собой к разрушению многих институтов общества: экономического, духовного и политического.

Наиболее щепетильной проблемой есть то, что это разрушение общества, происходит незаметно для человека. Новый этап формирования культуры человечества способствует развитию раскрепощённых, свободных, незакомплексованных, открытых к новаторству личностей, но наряду с этим равнодушных, агрессивных и безразличных. Большинство людей направляют свои действия на заполнение жизни материальными, потребительскими ценностями, отвергая духовный компонент существования человека.

Обнаруживается противоречие в формировании нынешнего сообщества: научно-технический прогресс и духовное развитие идут абсолютно по разным стезям, при этом многочисленное количество индивидов теряет нравственную опору в жизни, тем самым усложняя духовную жизнь целого общества. На таком фоне в период с двадцатого столетия началось полнейшее обесценивание жизни человека. История показывает, что каждое столетие, идя на перемену «старому бесчеловечному», приносила все больше и больше жертв среди людей. Несмотря на развитие социальных и политических условий жизни, развитую культуру, литературу – осуществлялись жестокие злодеяния относительно личности человека. Отсутствие нравственности при этом рассматривались, как нечто способствующие таким поступкам, предполагаемые парадигмой данного общества.

Какое бы не было развитое социально-экономическое общество, технологии и ресурсы, с их помощью решить проблему жизни невозможно. Только изменение мышления человека, изменения внутреннего мировоззрения, осознание целостности и духовности общества поможет направить его на истинный путь существования и развития. Создание идеального мира духовности человека, создание мира ценностей и понятий поможет поднять душу человека высоко над материальным благом. Дабы обновить общество, действовать нужно изнутри: обновить духовность и нравственность субъектов, подготовить сознание человека к грядущим переменам, к осознанию важности целостности общества и обновлению системы ценностей.

Источник: psihomed.com

Цитата сообщения Artesiana Духовность.

Духовность человека. Есть или нет?

Современный человек, увлекшийся материальными благами и погоней за удовольствиями разного вида, полностью оторвался от духовного мира. Духовности не хватает катастрофически. Он говорит: «Я верю в Бога», но идет не в церковь, а в театры и кинотеатры, на всевозможные развлекательные программы. Ему кажется достаточным для веры признания в существовании Бога и какой-то причастности к Нему. Достаточно раз в десять лет поставить свечку в церкви и то не во славу Бога и проявления уважения к Нему, а с какой-нибудь просьбой за себя или своих близких, и этим он как бы приобщает себя к религии и к тому Великому таинству, которое скрывается под именем Бог.

Духовность человека. Есть или нет?
Естественно, что этого всего недостаточно, чтобы чувствовать себя духовным. Люди вспоминают о Боге только в минуты крайней нужды – и в этом они должны уличить себя в легкомыслии и корысти, в недопонимании Высших. Над своей духовностью человек должен работать каждый день, и она складывается не из единичных молений в церкви, а из совокупности всех деяний человека, из совокупности его знаний. Почему именно из деяний? Какое отношение они имеют к духовности, спросите вы? Но дело в том, что любые дела человека определяются его моралью, теми нравственными нормами, которые он уже наработал в душе и которые перешли в качества его характера. Чем выше моральные установки человека, тем выше и его поступки, а это значит, выше и нарабатываемая этими поступками энергия, частично отдаваемая Космосу, частично приобретаемая душой. Высокая духовность невозможна без высокой морали, ибо она (духовность) включает в себя все высшие и лучшие достижения человека в развитии. Люди привыкли за приобретение духовности принимать посещение музеев, выставок, концертов, кинотеатров и театров. Но, как вы поняли из предыдущего, подобные посещения используются для начальных стадий, когда человек сам ни на что не способен.
Происходит формирование его вкуса и «магнитофонная» запись в блоке памяти основных понятий. Естественно, что подобные просмотры особых качеств души не прибавят, и только участие самого индивида в аналогичных процессах, освоение их на практике будет способствовать обогащению его души энергиями определенного типа. Невозможно повысить свою духовность одним любованием картин на стене. Необходимы соответствующие действия для приобретения каких-либо качеств, отвечающих требованиям духовного развития. И, как сказали мне на одном из контактов Высшие, человек обладает очень мизерной долей духовности.
Он пребывает в иллюзии того, что ему кажется, будто он духовен. Действительно, насколько наивны представления человека о духовности, если ему кажется, что, чем больше он смотрит на произведение искусства или чем чаще посещает театры, тем становится духовнее. Высшие Учителя дают новое понимание духовности. Знание о Высших мирах, знание иерархической информации формирует духовность человека, потому что любая информация, спущенная Сверху, строится на энергиях более высокого порядка, чем земные энергии. В данной формулировке под понятием «иерархическая информация» можно иметь в виду «космическая информация», так как последнее человеку более понятно, хотя первое понятие более точно выражает реальность.

Высшие – духовны, так как имеют построение из энергий соответствующих Уровней, т.е. энергий более высокого порядка, чем те, из которых построен земной мир. А чтобы человеку попасть к Ним, надо пройти много Уровней развития на Земле, и только после этого он приблизится к духовным мирам. Когда я беседовал с отдельными Иерархами и пытался выяснить, насколько духовен современный человек, то Они полностью отвергли миф о наличии в нем духовности. Скажу больше, что нарабатывание истинной духовности – это кропотливый труд даже для индивидов из Иерархии Бога. Но каждый Уровень развития располагает своими понятиями и методами наработки духовности, развития интеллекта и прочего, поэтому, хотя человек и не обладает истинной духовностью, но все земные Уровни готовят его к вступлению в Высший духовный мир. Сам Бог говорит о том, что в Его Иерархии все миры – Духовные.

Поэтому прохождение земных Уровней – это и есть подготовка человека к вступлению в Духовные миры. А так как для каждого мира существует все-таки своя степень духовности, то будем условно считать, что творческие процессы, религиозное служение, совокупность общих знаний о человечестве, информация о Высших Личностях (из Иерархии Бога), самом Боге и Высших мирах способствуют наработке духовности в человеке на земном плане. Так как для человечества даны десять типов программ, то, ориентируясь на них, будем считать, что каждый тип программы способствует наработке духовных энергий для своих десяти Уровней. Каждый Уровень обладает своим понятием духовности и своими методами ее наработки. То есть Уровни нарабатывают в человеке те качества, на которых позднее будет базироваться построение истинных духовных качеств. Рассмотрим общие тенденции развития, способствующие приобретению духовных качеств в человеке.

1. У нетворческих людей развитию духовности способствуют:
а) любовь к животным, человеку, растениям. Творческое преобразование природы;
б) познание азов духовного мира;
в) религия, молитвы, чтение религиозной литературы – все связано с работой энергиями определенного типа;
г) лечение других, забота о слабых, больных. Лечение и забота о других способствуют подъему духовного Уровня целителя или заботящегося о другом, если их действия связаны с любовью к человеку, состраданием, милосердием. Желание облегчить страдания больного толкает целителя к поиску средств и методов лечения, а это способствует собственному совершенствованию. Поэтому забота о другом всегда повышает качественный Уровень лекаря или заботящегося индивида и расширяет границы его познания. Под «заботящимся» надо понимать человека, опекающего не только больного, но немощного, старого, малолетнего или просто беспомощного.

В то же время автоматическое лечение больного лекарствами, травами, без участия в этом самой души врача (целителя) не способствует его развитию в духовном направлении. Любой автоматизм тормозит совершенствование личности. Духовность не придет к человеку и от механического чтения молитв. Только молитва, пропущенная через сердце и искренние чувства, дает нужный эффект, потому что без действия, без поступков не происходит преобразования накопленной в астральной оболочке энергии в качество духовности. Эту энергию можно накапливать в каком угодно количестве в астральной оболочке, но без совершения действия она не перейдет в буддхиальную оболочку и не превратится в духовность. Но когда человек совершает действие, поступок, то происходит преобразование накопленной, допустим, от молитв энергии в определенное качество.

То есть энергия, накопленная первоначально в астральной оболочке, в зависимости от положительного или отрицательного действия человека будет трансформироваться в положительное или отрицательное качество души. И без действия она в матрицу не попадет, потому что действия дают выбор между добром и злом, а молитвы, сама информация всегда нейтральны. И, совершая действие через выбор, человек перерабатывает накопленную в астральной оболочке энергию за счет работы души, и после этого она передается дальше, в соответствующую проделанной работе оболочку. Астральная оболочка имеет большое значение в накоплении различных типов энергий и в их преобразовании. От чего бы человек ни сделал накопления: от прослушивания музыки, написания стихов, постижения каких-либо знаний – они будут переходить в следующие оболочки только при совершении каких-либо действий человека.

И трансформированная энергия будет доходить до соответствующей по частоте оболочки, формируя определенное качество. Через чувства, эмоции, осмысление каких-то знаний происходит перерабатывание энергий физического спектра в энергии тонкого плана и накопления их в астральной оболочке. Это есть тот исходный материал, с которым работает человек при совершенствовании души. Если он дальше продолжает заниматься практической или какой-то социальной деятельностью (деятельность может быть самой разной), то исходные накопления в астральной оболочке перерабатываются в следующие диапазоны энергий. И в зависимости от вида деятельности происходит утончение накопленной в астральной оболочке энергии до следующей частоты. Если это ученый, разрабатывающий новые теории, то энергии утончаются до ментального плана и заполняют ментальную оболочку, и без мыслительной деятельности они в нее никак попасть не смогут.

Если человек занимается социальной работой (руководит предприятием, организует досуг школьников, создает выставки, музеи и т.д.), то энергия трансформируется до каузальной оболочки. И если он занимается религиозной деятельностью, то в зависимости от того, имеют ли дела, совершаемые им на данном поприще, положительный или отрицательный характер (борьба за высокий чин, борьба с соперником), энергия будет поступать в духовную оболочку, но при этом станут формироваться положительные или отрицательные качества через выбор индивида. И это очень важно, что помимо того, что энергии из астральной оболочки переходят в следующие, они обязательно из нейтрального состояния через выбор человека преобразуются в положительные или отрицательные качества.

То есть происходит сложное преобразование их в композит души. Аналогично происходит с любым действием: оно не только преобразует первичные накопления в более тонкий спектр, но и трансформирует их в положительное или отрицательное качество. Взять такой простой пример. В подъезде жилого дома на лестничной площадке живут три семьи. И только одна хозяйка убирает лестницу, проявляя сознательность. Остальные считают, что это не их дело, или ссылаются на свою занятость. В данном случае у одной хозяйки через действие нарабатывается позитивное качество, а у двух других – негативное. Но каждая из трех женщин сама делает свой выбор, какие энергии: положительные или отрицательные – пойдут в накопительный багаж.

2. У творческих людей развитие духовности связано:
а) с созданием высокоидейных и высокохудожественных произведений. Например, если писатель пишет о высоких нормах и правилах поведения, о благородстве, человеколюбии, сострадании и т.д. в этом же духе, то он способствует наработке духовной основы. Все прочее не только не повышает его духовного Уровня, но и способствует наработке отрицательных качеств;
б) с написанием классической музыки;
в) написанием церковной, космической музыки;
г) на более низких Уровнях – занятие пением, исполнение эстрадных, народных песен высокого содержания;
д) песни низкого содержания, рок не способствуют развитию духовности. Однако они необходимы для совершенствования начальных душ. Например, тюремная лирика (шансон) строится на очень низком диапазоне частот. Но она необходима для молодых душ, потому что это их энергии. И проработка тюремного жанра через подобные песни способствует прогрессу низких индивидов. А если этой тюремной лирикой будет увлекаться среднеразвитый индивид, то она будет способствовать уже его деградации. Поэтому человек должен знать, что помогает ему подниматься, а что будет опускать его вниз;
е) с написанием высокоидейных картин художниками и постановкой высоконравственных кинокартин режиссерами. Имеет значение и цветовая гамма исполнения. Переход от темных красок в диапазон чистых, светлых тонов говорит об изменении внутреннего мира художника или режиссера в сторону высших основ. Темные, грязные тона говорят о низкой в духовном плане натуре художника. Поэтому даже изменение цветовой гаммы в их произведениях в сторону светлой палитры свидетельствует о повышении духовности человека, и отсюда он должен знать, в каком направлении ему следует работать. Таким образом, человек всегда может найти для себя пути повышения духовности на любой ступени развития. И обобщая способы повышения духовности человека, дам следующие формулировки. Духовность – это накопление в душе энергий высшего порядка для данного плана существования. Это не единственный вид энергии.

Духовность складывается из совокупности всех высших качеств человека: высшей сознательности, высшей гуманности, высших поступков и т.д., т.е. она складывается из совокупности других типов энергий. В настоящий же момент, так как человечество прошло уже многие этапы развития, Высшие Иерархи особый упор в повышении духовности человека делают на изучении новой информации, которую они спускают людям. А она вся построена на новых энергиях, более высоких, чем вся существующая и уже устаревшая информация. И в связи с этим разберем значение новой информации, спускаемой человечеству Высшими в настоящий период. Старая информация, построенная на энергиях более низкого диапазона, чем требуется новому времени, отходит в прошлое и превращается в исторические вехи. На основе идей, спускаемых Свыше, человеком разработано много теорий. Но все они вместе с историей пятой расы уйдут в прошлое, так как в основном служили только развитию мышления человека.

Девяносто процентов теорий неправильны, потому что отражают не истинное построение мира, а голограммное, искусственное. Человек объясняет то, что создано другим Разумом для его развития и которое как реальность не существует. От этого – и ошибочность его домыслов. К тому же все эти теории отражают мир пятой расы, а она сменяется новой расой человечества, у которой будет все другое: мир, бытие, цели и пути их достижения. Новой расе потребуется и новая информация. Поэтому на рубеже смены эпох Высшие Учителя и спускают новые знания. Они несут в себе энергию будущего, и постижение ее человеком означает обогащение своей души и сознания энергиями более высокого порядка, переводящими его на более высокую ступень Новая информация несет новые, более сложные понятия и задачи, она расширяет сознание человека до вселенских масштабов, переводит его с земных проблем на решение проблем иерархического сообщества, позволяет увидеть единоцелостность всего существующего и свою связь и зависимость от Вышестоящих миров. Информация в последнем, двадцатом веке стала играть очень большую роль в прогрессировании человека.

Однако, информация, используемая человеком, бывает разных Уровней, а следовательно, несет в себе энергии и высоких Уровней, и средних, и низких. Поэтому знания несут душе разные качества. Например, любая техническая информация прибивает человека к Земле, а космическая, относящаяся не к технике, а к Высшим мирам, поднимает душу в развитии. Технические знания считаются Высшими Учителями самыми низкими по энергетике, а новая космическая информация считается самой высокой. Она насыщена энергиями Высшего плана, поэтому изучение ее способствует интенсивному прогрессу души.

Гуманитарная, философская информация несет положительные энергии. Все расчетно-вычислительные науки и операции несут отрицательные энергии. Даваемая сейчас человечеству новая информация тестирует современного человека на способность осознать и воспринять новое, и воспринявшим ее с должным пониманием открывает пути в Высшие сферы. Она указывает, как совершенствовать свою душу, предупреждает, какие пути ведут к Иерарху отрицательной Системы, и самое главное – она подтверждает, что путь прогрессирования бесконечен и смерть не останавливает душу в развитии. И по этой причине новая информация играет особую роль в духовном развитии современного человека. Среди старых, т.е. низко-потенциальных энергий появились яркие, новые, имеющие более высокую частоту. И когда человек, до этого построенный на старых энергиях, приступает к изучению новой информации, то начинает ярче светиться, так как его оболочки насыщаются энергией более мощной по потенциалу, чем прежняя. Такие люди становятся, как светлячки на фоне серых масс, не изучающих Высшую информацию, т.е. их души становятся особенными.

Поэтому и в Распределителе, куда души попадают после смерти, к ним будет совершенно другое отношение. Души, впитавшие в себя новые энергии, идут уже вне очереди. Им не приходится проходить и чистилище. А его проходят все обычные души, так как земное бытие пачкает даже тех, кто старается избежать жизненной грязи. Она налипает на человека непроизвольно, потому что ее очень много в прессе, на телевидении, в самой жизни. И поэтому быть рядом с грязью и не запачкаться невозможно. И человек пачкается. Но вся грязная энергия несет в себе низкий потенциал, поэтому она буквально отскакивает от оболочки человека при соприкосновении его с энергиями высокого потенциала, носителем которой является новая информация. Для чего даются молитвы? Одна из их функций – это внутреннее очищение тонких структур человека. Но времена меняются, меняется мир, поэтому сейчас эту очистительную функцию выполняет новая информация, данная Богом. Человечество переходит на новую ступень развития, и ему уже потребуются более мощные очистители, которыми и является информация с огромным собственным потенциалом.

Раньше о знаниях ничего не говорилось в Библии, потому что человек проходил стадию освоения действия, стадию ситуаций. А теперь он перешел на более высокую ступень – ступень познания и должен интенсивно работать над собственным сознанием, повышать свой интеллект, обогащать душу новыми качествами. Итак: уточним еще раз, что дает индивиду освоение новой информации.

1. Новое всегда несет в себе более высокий энергопотенциал, чем старое. И в этом основа любого прогрессирования. Освоение новых знаний – это накопление душой новых понятий, смысловая категория которых содержит потенциал энергий высшего порядка. Поэтому происходит накопление душой человека энергий более высокого Уровня, чем имеющиеся у него в матрице. Познание нового постоянно повышает энергетический потенциал матрицы, увеличивает мощь души. От этого она становится лучезарной и выделяется на фоне других душ, не изучающих новую информацию высшего порядка. Это позволяет выделять такие души и не связывать их с другими. И еще раз подчеркну, что информация, предназначенная для пятой расы, строилась на энергопотенциале низкого Уровня. А для шестой расы дается информация более высокого порядка, поэтому она несет в себе и более мощный потенциал. И если, усваивая эту новую информацию, человек сделает первичные накопления в астральную оболочку, то они, естественно, будут на порядок выше, чем он делал раньше. И дальше его построение будет базироваться на этом новом, более высоком энергопотенциале, что и дает душе мощный толчок вперед.
Любая новая информация способствует прогрессу души, так как ее потенциал всегда выше, чем потенциал старой информации. (К новой информации относятся только те знания, которые вновь спущены Учителями. Человек же ошибочно к новой относит ту информацию, которая была дана человечеству давно, но с которой он знакомится впервые. Она все равно остается построенной на энергиях нижележащей ступени развития человечества.) Поэтому приобретение новых энергий способствует повышению Уровня всех последующих действий человека, которые будут строиться уже на этом новом исходном материале.

2. За счет поглощения новой энергии через познание высшей информации происходит самоочистка тонких оболочек, а это помогает душе избежать прохождения чистилища.

3. Накопление новой энергии, более мощной по потенциалу, чем энергии предшествующей стадии развития, способствует переводу души на более высокую ступень развития, т.е. обеспечивает ей переход в более высокий мир (а следовательно, более прекрасный. Чем выше мир, тем он прекрасней).

4. Повышение энергетического потенциала души (что связано с накоплением новой, более мощной энергии) открывает перед ней целую цепь положительных последствий:
а) накопленная в оболочках энергия высокого потенциала позволяет душе легко решать житейские проблемы, так как душа становится стойкой, более мощной, чем была ранее. И то, что раньше казалось проблематичным и трудным, будет легко решаться и уже не казаться сложным и неразрешимым, т.е. многие проблемы отпадут сами собой. То, что для слабой души кажется трудным, для мощной души выглядит пустяком, через который она легко перешагивает;
б) накопление новой энергии и повышение энергопотенциала через постижение новых знаний открывает перед душой широкие перспективы для дальнейшего роста. Душа переводится на освоение новых высоких программ. А что значит высокие программы? Это программы, которые исключают низкие и грязные ситуации жизни. Это достаток и спокойное развитие, это интересные встречи и уважение окружающих;
в) накопление высоких энергий расширяет со временем понятия и сознание человека, повышает эрудицию и интеллект, способствует новому осмыслению окружающего и создает предпосылки для перехода в Иерархию Бога, в Его Высшие миры, где душа уже живет вечно, а цикл реинкарнаций прекращается. Нет более важной задачи, чем развитие собственной души. Развивая правильно себя и помогая совершенствоваться рядом стоящим, человек улучшает мир вокруг себя, улучшает жизнь, потому что невозможно быть счастливым среди тысячи несчастных и невозможно продвинуться далеко вперед среди тысячи глупцов.

Все взаимосвязано, и общее развитие всегда отражается на частном. Только правильное совершенствование души поможет человечеству избавиться от войн и страданий. Человек до настоящего времени не может понять, что страдания происходят от несовершенства души, оттого, что он не знает – как правильно жить, как правильно поступить в той или иной ситуации, к чему стремиться, и сам выбирает то зло, которое возвращается рикошетом к нему и причиняет ему боль и мучения. Правильное совершенствование души избавляет личность от страданий и переводит ее в Высшие сферы. Поэтому, постигая новые знания о Высших мирах и совершенствовании души, человек избавляет себя от страданий. Вот так!http://demonhost.info/46/634-est-li-v-cheloveke-duxovnost.html

Источник: www.liveinternet.ru

Духовность – причастность человека Духу Святому, мера приближения человека к Богу.

Первым условием подлинности духовности, о которой мы говорим, является чистота веры.

Духовность человека по-разному понимается в светском  и христианском мире. В первом – она сводится к душевности, нравственности, интеллектуальности, добродетельности, во второй – это понятие выводится за пределы бытия души (психики). Духовные люди, по апостолу Павлу, – «водимые Святым Духом» или, по св. Григорию Паламе, – «новые люди, возрожденные благодатью Всесвятого Духа».

***

митрополит Сурожский Антоний:
…обычно, когда мы говорим о духовности, мы говорим об определенных выражениях нашей духовной жизни, таких как молитва, как подвижничество; и это ясно из таких книг, как, например, книги Феофана Затворника. Мне кажется, однако, надо помнить, что духовность заключается в том, что в нас совершает действие Святого Духа, и духовность не есть то, что мы ею обозначаем обычно, а эти проявления таинственного действия Духа Святого.

***

Николай Бердяев:
Духовность есть богочеловеческое состояние. Человек в духовной своей глубине соприкасается с божественным и из божественного источника получает поддержку…
Очень важно еще понять, что духовность совсем не противополагается душе и телу, она овладевает ими и преображает их. Дух есть прежде всего освобождающая и преображающая сила.

***

протоиерей Максим Козлов:
Безусловно, для Православия духовность неотделима от веры. И в этом смысле нынешние изрядно уже надоевшие разговоры о духовности, обретаемой через интеллектуальное познание, эстетическое развитие, туристическое разнообразие жизни, представляются абсолютно ложными. Еще в апостольских посланиях сказано: Это люди, отделяющие себя (от единства веры), душевные, не имеющие духа» (Иуд. 1:19). А по нынешним временам то, что называется духовностью, и до душевности-то большей частью не дотягивает. Скорее, это род тонкого плотоугождения, которое не обязательно принимает внешне грубые формы скотских страстей, но у человека с развитыми художественными запросами может сочетаться с определенным эстетическим или интеллектуально-усладительным моментом. 
Духовность – это слово, происходящее от слова «дух». А «пневма-дух» – это Дух Святой. Реальность же Духа Святого познается только тем человеком, который входит в жизнь Церкви как единого организма, данного нам здесь, на земле, Самим Богом для нашего с Ним общения. Все другое может быть лишь мостками и преддверием настоящей духовной жизни, лишь ее тенями и образами, в какой бы гениальный полет мысли нас наша мирская духовность ни увлекала.

***

архимандрит Платон (Игумнов):
— Есть ли какая-то разница между понятиями «духовное» и «религиозное»?

— Конечно, духовное и религиозное может быть разным. Может присутствовать религиозность, но не быть духовности настоящей. Или духовность может быть отрицательной, как, например, любая деятельность, направленная на самоутверждение (ведь и в христианстве многие люди направлены к самоутверждению). Что такое, например, католицизм? Это тоже один из видов самоутверждения. Во-первых, католицизм построен по типу облегченного христианства. Во-вторых, возьмем пример из истории – Крестовые походы. В историографии это оценивается как попытка европейцев утвердиться в Азии. Почему мы видим эту попытку самоутверждения? Человек сам для себя создает положение, он повелевает рабом, он повелевает конем, он повелевает женой, его стихия – самоутверждаться, а во имя чего – непонятно. Для чего он хочет самоутвердиться? Конечно, в католицизме есть благотворительность, милосердие, помощь бедным – это все есть, но в целом пафос его – это самоутверждение.

У наших подвижников этого нет. Они наоборот уходили из городов в леса, в глушь, ни о каком самоутверждении не думали, они думали о своем спасении. Возьмите жизнь Франциска Ассизского, который мечтал быть генералом, полководцем, но ему это не удалось, а когда он ушел в монашескую среду, то достиг там еще большей известности. Ни один западный генерал не известен так, как Франциск Ассизский. Так что есть разница, несомненно, в понятиях религиозности и духовности. Слово «духовность» трактуется очень широко. С точки зрения нового гуманитарного цикла духовностью называется все то, что связано с любой творческой деятельностью человека, с его индивидуальностью, занятия науками, искусством тоже трактуются как духовность человека.

— А возможна духовность зла, духовное зло?

— Конечно. Яркий пример – то духовное и нравственное совершенство, которого достигают адепты восточных мистических культов. Человек, занимающийся йогой, думает о себе, что он выше всех, он тоже самоутверждается. Он себя считает нравственно кристаллически чистым, но все это, как и у фарисеев, служит лишь поводом для самовозвышения. Например, фарисей мыслил о себе как о человеке, достигшем нравственного совершенства, исполнившем все Божии заповеди – постится дважды в неделю, отдает десятую часть доходов, никого не ограбил. Он считает, что достиг совершенства. Но это отрицательная духовность.

— Но в Православии тоже так может быть?

— В Православии тоже может быть искушение такой духовностью. Это называется прелестью, когда человек возомнил о себе, что он уже достиг святости. Православные аскеты называют это прелестью. Когда человек прельщен, он считает, что достиг совершенства. Часто такое прелестное состояние заканчивается трагически для него.

— Иногда это служит преградой благочестию, ибо слишком много страхов о прелести.

— Духовность, действительно, многогранна, многолика. Самый яркий пример – когда человек рассуждает, как нужно вести себя во время трапезы. Если он будет много есть, он будет угождать бесу чревоугодия, а если он будет мало есть, он будет угождать бесу тщеславия. Как нам быть-то? Отцы говорят – все должно в меру. Антоний Великий говорит – все, что сверх меры, то от бесов. Если человек, например, сверх меры постится, он рискует впасть в прелесть. Если он замечает эти тенденции, что он может впасть в прелесть, то он пытается как-то более реально относиться к жизни.

Источник: subscribe.ru


Categories: Человек

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.