Культура — это основное достижение человеческой деятельности, связанная с неким самовыражением (самовысказыванием) человека и также проявлением его субъектности в той или иной области искусства (субъективности, характера, навыков, умения и знаний).

Культура — это система ценностей, образцов поведения и норм, передаваемых последующим поколениям.

Первоначально под словом «культура» подразумевались способы обработки земли.

Культура в широком смысле

Все, что создано человеком, в своей совокупности

вторая природа.

вся преобразовательная деятельность человека и ее результаты

Результат деятельности человека и общества, совокупность

материальных и духовных ценностей, созданных человеком

Культура в узком смысле

степень воспитанности определенного человека

все, что относится к деятельности в сфере искусства

этикет


наука и научные учреждения.

К культуре относится:

А. Нормы поведения людей

Б. Опыт и способы деятельности в разных сферах жизни

В. Духовно-нравственные проблемы человека

Культура есть мера человеческого в человеке.

Различают народную, элитарную и массовую формы культуры.

Народная культура развивается как коллективное творчество на­рода на основе преемственности и традиции. Она представляет собой синтез материальных и духовных ценностей. Образцами на­родной культуры служат сказки, песни, былины, одежда, обря­ды, орудия труда и быта и т.д. Авторы произведений народного творчества неизвестны. Передаваясь из поколения в поколение, произведения народной культуры могут дополняться, видоизме­няться, но в то же время сохраняют присущий каждому народу особый колорит, те характерные черты, по которым можно оп­ределить, какой народ создал данное произведение. В науке со­вокупность проявлений народного творчества называется фольк­лором (от англ. folkloreнародная мудрость). Фольклор принято делить на устно-поэтическое творчество, комплекс музыкаль­ных, игровых и хореографических видов творчества и изобрази­тельное и декоративно-прикладное искусство. Фольклор каждого народа отличается самобытностью, ярко выраженным этничес­ким своеобразием, особенностями региональных и стилевых про­явлений.

Элитарная культура рассчитана на ее восприятие ограничен­ным кругом людей, которые обладают особой художественной восприимчивостью. Эта часть общества оценивается как элита (от франц. eliteлучшее, отборное).


Элитарная, или салонная, культура была в прежние времена уделом высших слоев общества, например дворянства. В настоя­щее время элитарной культурой называют сложные для понима­ния широких слоев населения произведения музыки, драматургии, литературы, кинематографа. Создание произведений в рам­ках элитарной культуры часто служит средством самоутверждения их авторов. Результаты такого творчества становятся предметом оживленной полемики критиков и искусствоведов, но не всегда востребованы как объект массового духовного потребления. Од­нако в истории есть немало примеров, когда то явление культу­ры, которое получало название элитарного, оказывалось вре­менной формой самоутверждения отдельных социальных групп, быстро становилось модным и превращалось в объект культур­ного освоения широкими слоями населения, т.е. объект массо­вой культуры.

Массовая культура — наиболее типичный способ существова­ния культуры в условиях современного общества. В отличие от элитарной массовая культура сознательно ориентирует распро­страняемые ею ценности на усредненный уровень развития по­требителей ее произведений. Средствами распространения массо­вой культуры служат книги, пресса, кино, телевидение, радио, видео- и звукозаписи, т. е. те объекты, которые могут многократ­но тиражироваться с помощью современных технических средств.


просы потребителей массовой культуры складываются стихий­но и способствуют конкуренции в сфере «индустрии развлече­ний». Она, будучи прибыльным делом, стала своеобразным сек­тором экономики, называемым в обиходе шоу-бизнесом. Мас­совая культура характеризуется общедоступностью и легкостью усвоения создаваемых ею ценностей, не требующих особо раз­витого эстетического вкуса, и рассчитана в большинстве случа­ев на проведение досуга. Она таит в себе возможности мощного средства воздействия на общественное сознание для нивелиро­вания взглядов и идеализации существующих общественных ин­ститутов.

Основные виды культуры: материальная и духовная культура.

Источник: studfile.net

Культура и духовная жизнь общества

Сейчас уже является общепринятой классификация культуры на материальную и духовную.

В целом духовная культура выражается в двух составляющих:

  • внутренний мир личности и его деятельность по созданию духовных ценностей;
  • продукты такой деятельности, то есть произведения искусства, научные теории, обычаи, законы.

Также она воплощается в религии, образовании, языке и составляется правилами, законами, ценностями, знаниями, обычаями, нормами морали.

Таким образом, духовная культура, как и материальная, появляется в результате деятельности людей, но создается не руками, а разумом. Объекты данной культуры нельзя увидеть и подержать в руках в чистом виде, так как они существуют лишь в сознании. Но они непременно воплощаются в материальных предметах: знания – в книгах, научные теории – в экспериментальных моделях и так далее.


Духовная культура человека и общества обществознание

Духовные ценности

Многообразие духовных ценностей легче представить, если разделить их на группы.

Рассмотрим классификацию духовных ценностей:

  • Мировоззренческие (связанные с понятиями жизни и смерти – время, судьба, прошлое, соотношением человека и природы). Данная группа отражает понимание человеком своего места в мире;
  • Нравственные (Связанные с категориями добра и зла – долг, ответственность, верность, честь, любовь, дружба). Иными словами, они отражают способность человека соотносить свои желания и потребности других людей;
  • Эстетические (Красота, высокие ценности);
  • Религиозные (Любовь, вера, смирение).

Функции культуры

Культура играет особую роль в обществе. Ученые выделяют следующие функции:

  • познавательная;
  • оценочная;
  • регулятивная;
  • информативная;
  • коммуникативная;
  • функция социализации человека.

Типы культуры:

  • народная

Народная культура отражает особенности жизни общества, действующие в нем нормы, характерные ценности.

  • элитарная

Произведения создаются отдельной группой населения, как правило, самой образованной для привилегированных слоев. Это такие виды искусства, доступ к которым имеет меньшинство. Это может быть, к примеру, классическая музыка и литература.

  • массовая

Появилась в 20 веке как отражение потребности больших групп населения в досуге. Продукты массовой культуры характеризуются простотой форм, понятностью для большинства людей независимо от возраста, образования и профессии.

Формирование духовной культуры личности в современном обществе происходит под влиянием разных факторов. Особую роль в этом процессе играют средства массовой информации, интернет, телевидение, газеты, которые оказывают сильное влияние на мировоззрение людей, навязывают ценности.

Источник: obrazovaka.ru

Понятие о культуре. Культура (от лат. cultura – возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) – определенный способ организации и развития жизни и деятельности людей, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений человека к природе, обществу, между людьми и к самому себе.


понятии «культура» определяется как общее отличие человеческой жизнедеятельности от биологических форм жизни, так и определенное качественное своеобразие исторически-конкретных форм этой жизнедеятельности на различных этапах истории, в рамках определенных эпох, общественно-экономических формаций, этнических и национальных общностей[8]. Культура характеризует также особенности общественного и личностного сознания, поведения и деятельности людей в конкретных сферах общественной жизни (культура труда, культура быта, художественная культура, политическая культура и др.). В культуре может фиксироваться способ жизнедеятельности отдельного индивида (личная культура), социальной группы или всего общества в целом.

Понятие «культура» было в центре исследований на всех этапах истории человеческой мысли, хотя само слово вошло в обиход европейской социальной мысли лишь со второй половины XVIII в., более или менее сходные представления существовали на ранних этапах европейской истории и за ее пределами (например, жень в китайской мысли, дхарма в индийской, дике в греческой). Изначально понятие культура подразумевало целенаправленное воздействие человека на природу (обработка земли и пр.), а также воспитание и обучение самого человека.


лины видели в «пайдейе», т. е. в «воспитанности», основное отличие от «некультурных» варваров. В позднеримскую эпоху позитивно оценивался городской уклад социальной жизни (близко к понятию «цивилизация»). Культура стала ассоциироваться с признаками личного совершенства. В Возрождение культура представляется как соответствие гуманистическому идеалу человека, позднее – идеалу просветителей.

Цель культуры представлялась с позиции эвдомонистической концепции сделать всех людей счастливыми, натуралистическая концепция считает культурными тех людей, которые живут в согласии со своими естественными природными потребностями. В эпоху Просвещения критикуется культура и цивилизация (Руссо), которая противопоставляет испорченности и моральной развращенности «культурных» наций простоту и чистоту нравов народов, находившихся на патриархальном уровне развития.

Представители немецкой классической философии искали выход из этой ситуации в сфере «духа», в сфере морального (Кант), эстетического (Шиллер) или философского (Гегель) сознания. Культура представляется как область духовной свободы человека.

В конце XIX – начале XX вв. универсализм сложившихся эволюционных представлений о культуре был подвергнут критике с позиций неокантиазма (М. Вебер, Риккерт).


льтуру стали представлять как определенную систему ценностей и идей, которые различаются ролью в жизни и организации общества того или иного типа. Позднее подобный взгляд оформился в теорию «культурных кругов» (Л. Фробениус, Ф. Гребнер), распространенную до начала 20-х гг. XX в. В теории единой линейной эволюции культура подверглась критике с позиций философии жизни, и ей была противопоставлена концепция «локальных цивилизаций» – замкнутых и самодостаточных, неповторимых культурных организмов, проходящих сходные этапы роста, созревания и гибели (Шпенглер). Для этой концепции характерно противопоставление культуры и цивилизации, которая рассматривается как последний этап развития определенного общества. В определенных концепциях критика культуры доводилась до полного ее отрицания; выдвигалась идея «природной антикультурности» человека, а любая культура трактовалась как средство его подавления и порабощения (Ницше).

Духовная культура личности и ее значение в общественной жизни. «Дух» считается философской категорией, означающей духовную, а не материальную первичность. Вопрос о первичности и вторичности, о соотношении духа и материи есть основной вопрос философии. Основной вид, процесс духовной деятельности – духовно-производительная деятельность, т. е. производство индивидуального и общественного сознания, производство идей, знаний, теорий, художественных образов и других духовных ценностей в их конкретно-историческом содержании и формах.


ли целью материальной деятельности является производство материальных благ, то духовной – производство духовных ценностей, призванных удовлетворять духовные потребности и интересы людей, общества, вместе они образуют производство в целом, законы развития которого имеют всеобщее значение. Вполне правомерна точка зрения К. Маркса, что мораль, право, религия и другие виды духовной деятельности «суть лишь особые виды производства и подчиняются его всеобщему закону»[9].

Следует отметить, что определенными особенностями обладают отдельные виды духовной деятельности: научная, художественная, религиозная, нравственная и др. Но необходимо иметь в виду, что духовное производство – это «живая летопись чувств и переживаний человеческих существ»[10].

Духовная культура личности (конкретной души) не может существовать вне совокупности других «душ», и эта совокупность «душ» организуется в некоторую единую духовную формацию – духовную культуру данного народа, нации, общества, государства или целой эпохи.

Духовное производство в разнообразных видах человеческой деятельности обладает определенной качественной спецификой, которая объясняется причинами объективного и субъективного характера. В разных видах человеческой деятельности не одинаковая степень обусловленности духовного материальным. Производство нравственных представлений, идей, принципов, норм, идеалов, художественных образов и вкусов, а тем более философских идей намного больше отделено от материального, чем производство каких-либо математических или экономических конструкций.


История сохраняет «вечные» сюжеты, которые характерны для всех народов, изображающие трагедию вражды, злости, драму любви, верность, ревность, жадность и т. п. отношения, настроения, действия. Несомненно, что огромная сила традиций в духовной жизни людей имеет свои социальные причины. Главная из них заключается в том, что сознание людей в конечном счете отражает их общественное бытие, а духовная деятельность вплетена в деятельность материальную, составляя ее необходимое свойство или сторону. Поэтому любая человеческая потребность, интерес, цель, средства достижения цели, метод, который используется, действие и результат представляет собой единство материального и духовного в этой детерминационной структуре деятельности человека.

Таким образом, любой духовный образ, идея как общее, проникая в сознание определенного человека, социальной группы, общества (как материального образования), становится определенностью этого человека, группы, общества, характерной чертой, свойством и в деятельности получает свое иное бытие.

Культура народная, массовая и элитарная. Совершенно очевидно, что культура – явление общечеловеческое. Выделяя народную культуру можно определить ее так: традиционная культура, включающая культурные уровни разных эпох от древности до настоящего времени, субъектом которой является народ, – коллективная личность, которая означает объединение всех индивидов коллектива общностью культурных связей и механизмов жизнедеятельности.

Своеобразие этой культуры заключается в том, что она бесписьменная, именно поэтому в ней большое значение принадлежит традиции как способу передачи жизненно важной для общества информации.

Вполне закономерно, что каждое новое поколение людей делает свой вклад в духовную жизнь и деятельность общества, добавляет новые ценности к ценностям, которые выработаны предшественниками, хотя, как правило, обычно молодое поколение с присущим ему максимализмом представляет дело так, будто бы оно создает свою духовность заново, на чистом месте, отрицая все старое. Но действительно оно лишь добавляет, а то просто облекает в новую форму старые истины и образы «новое – это хорошо забытое старое».

На каждом этапе развития человеческой общности характерен свой тип духовной культуры как исторической целостности. Правомерно заметить, что народной культуре не свойственен разрыв в развитии, уничтожении старого, отказ от культурного наследия и традиций, потому что каждый новый этап развития с объективной необходимостью, но в то же время избирательно наследует культурные ценности предшествующего этапа.

Для определенных обществ (государств) антагонистического характера характерна неравномерность культурно-исторического процесса, усиления культурного расслоения общества, что порождает сложные социальные проблемы, поскольку культурное развитие одной части общества происходит за счет другой. Все это отражается и на самой культуре, например, ее деление на так называемую высокую (элитарную) и массовую культуру.

Массовая культура – это то, что приспособлено к вкусам широких масс людей, которая технически тиражируется в виде множества копий и распространяется при помощи современных информационных технологий.

Появление и развитие этой культуры связаны с бурным развитием средств массовой коммуникации, способных оказывать мощное влияние на общество. В средствах массовой коммуникации, как правило, выделяют три элемента: средства массовой информации (газеты, журналы, радио, телевидение, интернет-блоги и т. д.), которые тиражируют информацию, оказывают постоянное воздействие на аудиторию и ориентированы на конкретные группы людей; средства массового воздействия (реклама, мода, кино и др.) не постоянно воздействуют на аудиторию, они больше ориентированы на усредненного потребителя; технические средства коммуникации (телефон, Интернет и пр.) определяют возможность непосредственного общения конкретного человека с человеком и служат для передачи информации личного характера.

В последнее время в контексте развития средств коммуникации говорят о новой разновидности культуры – компьютерной. Если прежде основным источником информации являлась книжная страница, то в настоящее время – монитор. Современный компьютер позволяет мгновенно получать информацию по сети, дополнять текст графическими изображениями, видеофильмами, звуком, что создает целостное и многоуровневое восприятие информации. При этом текст в сети (например, веб-страница) может быть представлен как гипертекст, т. е. содержать систему отсылок на другие тексты, фрагменты, нетекстовую информацию. Гибкость и многоаспектность средств компьютерного отображения информации многократно усиливают степень ее воздействия на человека.

Анализируя действительность сегодняшнего дня, следует выделить следующие элементы массовой культуры: информационную индустрию – прессу, теле- и радионовости, ток-шоу и т. д., разъясняющие происходящие события самым простым понятным языком. Исторически массовая культура первоначально формировалась в сфере информационной индустрии, так называемой, «желтой прессе» XIX – начала XX вв. Нельзя оставить без внимания высокую эффективность средств массовой коммуникации в процессе манипулирования общественным мнением. Это индустрия досуга: фильмы, развлекательная литература, эстрадный юмор с максимально упрощенным содержанием, поп-музыку и т. д.; система формирования массового потребления, в основе которой находятся реклама и мода. Потребление представляется в виде безостановочного процесса и важнейшей цели существования человека. Мифология тиражируется от мифа об «американской мечте», где нищие превращаются в миллионеров, до мифов о «национальной исключительности» и особых добродетелях того или иного народа по сравнению с другими.

Элитарная культура. Рассматривая понятие и содержание элитарной культуры, можно определить ее как культуру привилегированных групп общества, которая характерна принципиальной закрытостью, духовным аристократизмом и ценностно-смысловой самодостаточностью, включающую в себя искусство для искусства, серьезную музыку, высокоинтеллектуальную литературу. Уровень элитарной культуры связан с жизнью и деятельностью так называемой элиты. Художественная теория считает элитой представителей интеллектуальной среды, деятелей культуры и науки, искусства, религии. Следовательно, элитарная культура связана с частью общества, как бы наиболее способной к духовной деятельности или обладающей властными возможностями в силу своего социального положения. Именно эта часть общества в большей части обеспечивает общественный прогресс и развитие культуры. Однако возможны исторические периоды, когда под маской элиты прячется «псевдоэлита», что более всего характерно для сферы политики (политическая псевдоэлита)[11]. В истории практически всех народов были такие периоды (инквизиция, фашизм, коммунистический радикализм, исламский радикализм т. п.).

Популярная культура выступает в оппозиции элитарной культуре и представляется как область культуры, приемлемой и понятной большинству населения в любую историческую эпоху. Унифицированность и тривиальность элитарной культуры противопоставляется некой оригинальности и индивидуальности в поисках новых художественных решений; простоте и доступности – закрытость и зашифрованность культурных символов; минимуму изобразительных средств – самый широкий спектр средств выразительности и т. д. Но основное отличие элитарной культуры от популярной представляется в том, что истинно творческой является именно элитарная культура: именно она создает новые культурные формы и определяет пути развития культуры.

Правомерно выделить следующие отличительные черты популярной культуры: ярко выраженная национальная специфика, тогда как традиционная народная культура преимущественно этноцентрична, а массовая культура, вне сомнения, космополитична. Видимо, поэтому с помощью популярной культуры можно эффективно формировать государственную и национально-культурную идентичность. Представляется правомерной точка зрения, что в современных условиях только на ее основе может сложиться действенное идейное политическое единство наций, имеющих сложную полиэтническую структуру; усиление взаимосвязи и взаимодействия всех видов и жанров культурного творчества – народного (фольклорного), самодеятельного и профессионального искусства, идеологизированных институциональных форм и тех видов, которые непосредственно связаны с бытовыми, повседневными сторонами жизни; ведущая роль наглядных, изобразительных жанров, в то время как в традиционной культуре имеют преимущество устные жанры, а в классической – литературные, печатные; неразрывное соединение со средствами массовой коммуникации, хотя использование технических каналов для трансляции произведений неизбежно приводит к обеднению их содержания, так как техническая передача ограничивает возможности импровизации и новых интерпретаций; условность понятия авторства. Оно не отрицается, но не имеет самодовлеющего значения, так как для массовой публики безразлично авторство. Правомерно сделать вывод, что популярная культура интерактивна, она создается параллельно с процессом распространения и потребления (интерпретации). Этим она больше напоминает народное творчество. Более явно эта черта видна в сети «Интернет»; наличие черт традиционных праздников, народных гуляний, ритуалов, карнавала, проявляющееся в том, что культурные события распределяются во времени неравномерно, организуются в определенные тематические циклы и приурочиваются к знаковым событиям, которые тщательно планируются.

Массовая культура определяется как совокупность общемировых потребительских элементов культуры, которые производятся в больших объемах промышленным способом, культура повседневной жизни, предоставленная большей части общества по различным каналам, включая средства массовой информации и коммуникации, с которыми она тесно связана. В содержание массовой культуры включается продукция современного промышленного производства, кино, телевидение, книги, газеты и журналы, спорт, туризм и т. д. Потребление этой продукции – массовое или аудитория, которая воспринимает данную культуру. Как правило, это массовая аудитория больших залов, стадионов, миллионы зрителей телевидения и кино.

Не лишне заметить, что массовая культура является фундаментом мировой культуры, стирает и устраняет национальные границы. Дело в том, что произведения массовой культуры основываются на универсальных психологических (психофизиологических) характеристиках и механизмах восприятия, которые работают независимо от уровня образования и степени подготовленности аудитории. Напротив, образование для нее даже вредно, поскольку явно мешает непосредственному эмоциональному восприятию, на которое нацелена массовая культура. Правомерно сформулировать основные характеристики массовой культуры: ориентированность на гомогенную аудиторию: опора на эмоциональное, иррациональное, коллективное бессознательное: эскапизм (бегство от действительности); быстродоступность и быстрозабываемость; традиционность и консерватизм; оперирование средней языковой семиотической нормой; занимательность.

На основе анализа современной действительности можно выделить три основных уровня массовой культуры.

Во-первых, это так называемая кич-культура, которая представляется как массовая культура в ее самом низкопробном проявлении. Если первые проявления кича получили широкое распространение лишь в прикладном искусстве, то по мере развития кич стал захватывать все виды искусства, в том числе кино и телевидение. Можно выделить следующие характеристики кича: упрощенная подача проблематики; опора на стереотипные образы, идеи, сюжеты; ориентация на обывателя, жизнь которого представляется скучно и однообразно. У кича нет вопросов, он содержит только заранее подготовленные ответы, клише, не вызывает духовных исканий, психологического дискомфорта. В настоящее время в индустриально развитых странах преобладает именно кич-культура.

Во-вторых, мид-культура как разновидность массовой культуры, которая обладает некоторыми чертами традиционной культуры, но в то же время включает в себя основные черты массовой культуры. По отношению к кичу данная форма массовой культуры считается более высокой. Правомерно отметить, что она задает тон и на ее стандарты ориентируется массовая культура в целом.

В-третьих, арт-культура, под которой понимается массовая культура. Она не лишена определенного художественного содержания и эстетического выражения. Считается, что это наиболее высокий уровень массовой культуры, рассчитанный на самую образованную часть общества. Целью является максимальное приближение массовой культуры к нормам и стандартам традиционной культуры.

Представляется правомерной точка зрения, что в последнее время массовая культура все более ориентируется на мидкультуру, т. е. культуру среднего уровня, в рамках которой экранизируются классические литературные произведения, вводится мода на образцы подлинно художественного творчества, популярную науку, классическую музыку. Следовательно, общий уровень современной массовой культуры возрастает. Такой вывод можно сделать, если сравнить произведения, которые были созданы в начале XX в. и в его конце. Можно также заметить тенденцию к этизации этой культуры, что ведет к некоторому подъему ее морального уровня.

В действительности массовая культура представляет собой более развитую форму культурной компетентности современного человека, новые механизмы инкультурации и социализации, новую систему управления и манипулирования его сознанием, потребностями и интересами. Она представляет собой определенный способ существования современной культуры, и в таком качестве она пересекается с популярной культурой.

Следует отметить еще одну разновидность массовой культуры – экранную культуру, которая является показателем социокультурного прогресса в истории мирового сообщества. Она обеспечивает принципиально новый способ коммуникации и трансляции информации, социокультурного опыта, социально значимых норм и стандартов. В целом распространение экранной культуры средствами кино, телевидения, компьютера изменило мировосприятия человека.

Как представляется, экранная культура – это культура, основным носителем текстов которой является не, как прежде, письменность, а экран, монитор. Таким образом, экранная культура это логический, закономерный этап развития книжной, письменной культуры, поскольку экранная (компьютерная) страница – это зрительно воспринимаемая и озвученная книжная страница.

Нельзя не отметить и такое социальное явление, как субкультура (англ. sub – под и culture – культура), т. е. подкультура, под которой понимается определенная культура того или иного общества, которая отличается от большинства некоторыми признаками: поведением, взглядами, мнениями, внешностью, языком, системой ценностей и т. д. Это понятие в основном используется в антропологии, культурологии и социологии. Как правило, субкультуры формируются на демографической, географической, национальной, профессиональной и других основах. Например, субкультуры молодежных группировок: готы, панки, растаманы и т. п. носителей субкультуры. С точки зрения культурологии субкультура представляет собой объединения людей, которые не противоречат ценностям традиционной культуры, а дополняют ее.

Своеобразие субкультуры заключается в том, что она, как правило, отличается от основной культуры языком, манерой поведения, атрибутикой, одеждой и т. д. В основе субкультуры находятся музыкальные жанры и стили, образ жизни, определенные политические взгляды. Определенные субкультуры могут носить экстремальный характер и демонстрировать протест против общества или конкретных общественных явлений. Некоторые субкультуры носят замкнутый характер и стремятся к изоляции своих представителей от общества. Более развитые субкультуры имеют свои периодические издания, клубы, общественные организации.

Молодые люди создают свою, так называемую молодежную субкультуру для молодых, она эзотерична, ее конкретные варианты понятны лишь знающим и посвященным. Молодежная субкультура – явление элитарное, через нее проходит ограниченный круг молодых людей, и, отклоняясь от традиционной культуры, в действительности она нацелена на включение молодых людей в общество.

Проблемы духовного кризиса и духовного поиска в молодежной среде. Справедливо отметить, что в церковном опыте на протяжении тысячелетий сохранялись традиции духовно-нравственного воспитания человека и формирования его как личности. К сожалению, их утрата привела к тому, что в нашем обществе определенные поколения людей лишены истинного понимания цели и смысла человеческой жизни, позитивной нравственной жизненной позиции и правомерного образа жизни человека. В 90-е годы были подорваны духовно-нравственные начала воспитания. Общество столкнулось со страшным кризисом, состоящим в том, что воспитательные задачи и нравственные нормы взаимоотношений между людьми оказались отвергнутыми и забытыми и в семье, и в школе, и в государстве. К сожалению, проявилась определенная закономерность, что дети, подростки и молодежь вырастали и выходили в самостоятельную жизнь без царя в голове и без Бога в душе. Правомерно заметить, что в молодежной среде произошла некоторая утрата духовно-нравственных ориентиров, позволяющих делать выбор между добром и злом, почти полностью были утрачены идеалы и ценности, принятые в христианском обществе. Стремление к нравственному совершенствованию подменено стремлением к поиску удовольствий и наслаждений, естественная для человека потребность в духовной жизни была трансформирована в нездоровую тягу к мистическим культам религиозных сект и практике оккультизма. Развилась опасная тенденция предпочтения материальных ценностей ценностям духовным. Закономерным следствием этого возникают смутные, а подчас даже искаженные представления детей и подростков о таких добродетелях, как доброта, справедливость, милосердие, великодушие, любовь, гражданственность и патриотизм.

Формирование ценностных установок, идеалов, нравственных ориентиров. Духовные ценности человека являются показателем его высшего уровня развития, личностной зрелости. По своей природе сама духовность является не столько структурой, а способом человеческого существования, включающего в себя ответственность и свободу.

Важно отметить, что духовные ценности детерминируют деятельность человека на совершение определенных поступков, которые отличаются от обычных, элементарных. Помимо этого они выступают определенной предпосылкой ответственности, личной свободы, безграничности.

Процесс взаимодействия культур, ведущий к их унификации, вызывает у определенных наций стремление к культурному самоутверждению и стремлению сохранить собственные культурные ценности или псевдоценности. Некоторые государства и культуры демонстрируют свое категорическое несогласие происходящих культурных изменений. Процессу открытия культурных границ они противопоставляют непроницаемость своих собственных и гипертрофированное чувство гордости своей национальной самобытностью. Различные общества реагируют на влияния извне по-разному. Диапазон сопротивления процессу слияния культур достаточно широк: от пассивного неприятия ценностей других культур до активного противодействия их распространению и утверждению. Сегодня мы являемся свидетелями и современниками многочисленных этнорелигиозных конфликтов, роста националистических настроений, региональных фундаменталистских движений.

Культура общения, труда, учебы, поведения в обществе. Общение является осознанным, рационально оформленным, целенаправленным информационным обменом между людьми, сопровождающимся индивидуализацией собеседников, установлением эмоционального контакта между ними и обратной связью. Можно выделить следующие виды общения: по теме общения – политическое, научное, бытовое, религиозное, философское, учебно-педагогическое, воспитательное и т. д.; по цели общения – деловое и развлекательное; по степени официальности – официальное и неофициальное общение; по форме общения: закрытое, открытое, смешанное; по соотношению формы и содержания – прямое и косвенное; по степени проявления личности в общении – обезличенное и личностное; по продолжительности – кратковременное и длительное, периодическое и постоянное; по соотношению формы и содержания – прямое и косвенное; по свободе выбора партнера – инициативное и принудительное.

Функции общения. Правомерно выделить следующие функции: социальные – связанные с потребностями общества в целом; социально-психологические – связанные с общественными потребностями личности; индивидуально-психологические – связанные с индивидуальными потребностями личности, биологические.

В культуре труда исследователи правомерно выделяют несколько компонентов. Во-первых, это совершенствование трудовой среды, т. е. условий, в которых протекает трудовой процесс. В содержании трудовой среды находятся следующие факторы: физические (воздух, температура, влажность, освещение, цветовое оформление, уровень шума и т. д.); технико-технологические (средства труда, предметы труда, технологический процесс). К средствам труда следует относить машины и оборудование, инструменты и приспособления, производственные здания и сооружения, все виды транспорта, линии электропередачи, т. е. все то, с помощью чего люди воздействуют на предметы труда и видоизменяют их. Средства труда и предметы труда (материалы, подвергающиеся воздействию) составляют средства производства, в процессе труда они постоянно совершенствуются. Но определяющим фактором любого производства является человек, его рабочая сила, так как средства производства сами по себе никаких материальных благ произвести не могут. Повышение культуры труда требует создание комфортных условий труда, необходимых для осуществления качественной трудовой деятельности. Во-вторых, это культура трудовых отношений, создание благоприятного нравственно-психологического климата в трудовом коллективе, на формирование которого большое влияние оказывают отношения между конкретными участниками процесса труда (формальная и неформальная структура коллектива, наличие в нем различных групп и лидеров). Характер трудовых отношений определяется социальным статусом и ролью каждого работника в трудовой организации и оказывает существенное влияние на поведение человека в трудовой среде и достижение положительных результатов в трудовой деятельности.

Культура поведения человека в обществе сводится к формированию личности ребенка и приспособлению его к жизни в данном обществе, в результате чего ребенок постигает культуру, в рамки которой он поставлен, и научается действовать, не нарушая общепринятых правил поведения.

Научное определение понятия «культура поведения человека в обществе» находится в источнике «Словарь по этике». Культура поведения представляется как совокупность форм повседневного поведения человека (в труде, в быту, в общении с другими людьми), в которых находят внешнее выражение моральные и эстетические нормы этого поведения.

Культура поведения человека в обществе осуществляется в его поведении по отношению к требованиям нравственности (объективная оценка со стороны семьи, общества, государства). Каков внешний облик поведения человека, в какой мере органично, естественно и непринужденно он действует, каков его образом жизни, его повседневные жизненные правила. Например, требование уважения к людям выражается в виде правил вежливости, деликатности, в такте, предупредительности и т. п.

В культуру поведения, как правило, входят все области внешней и внутренней культуры человека. Это прежде всего этикет, правила обхождения с людьми и поведения в общественных местах; культура быта, включающая характер личных потребностей и интересов, взаимоотношения людей вне работы.

Культура поведения в основном рассматривается как общепринятая форма внешнего выражения подлинной человечности. Здесь культура поведения того или иного человека в известной мере характеризует его духовный и морально-эстетический и этический облик, показывает, насколько глубоко и органично он усвоил культурное наследие человечества, сделал его своим собственным достоянием.

Культура поведения человека в обществе – это человек во всей своей целостности, во всей совокупности не только внешних проявлений, но и внутренних качеств. А это предполагает, что на каждом из нас лежит ответственность за личную культуру поведения, за окружающих людей и особенно за тех, кто будет после нас.

Этикет. Наука определяет этикет как составную часть внешней культуры общества, как своеобразный ритуал, который выражается в детально разработанных правилах поведения, организующих жизнь общества. «Словарь по этике» дает такое определение данного понятия: «Этикет (фр. etiquette – ярлык, этикетка) – совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда)». Исходя из этого определения, этикет следует рассматривать как социальное понятие, т. е. говорить об этикете как исторически сложившейся системе правил социального поведения, принятых в традиционных для данного этноса ситуациях общения. Соблюдать определенный порядок поведения, придерживаться существующей системы разрешений и запретов, следовательно, принимать сложившуюся систему ценностей и тем самым признавать себя членом этого общества.

Существует много определений этикета. Одно из них: этикет – свод правил поведения, принятых в обществе.

Правомерны и другие определения, например, этикет – это правила поведения (от «веды» – знания); правила вежливости (от «ведать» – знать); правила приличия (от «лик», «образ», «лицо человека»); культура поступков и манер («культурный» в отличие от «природный», «дикий» означает «созданный человеком, организованный, упорядоченный»).

Для этикета характерен ряд особенностей: этикет содержит в себе общечеловеческие нормы общения, сохраняющиеся тысячелетней историей и свойственные многим народам. Элементарные правила вежливости, приветствия, выражения благодарности присущи всем людям без исключения; этикет отражает специфические и национальные особенности: традиции, обычаи, обряды, ритуалы, соответствующие историческим условиям жизни разных народов; требования этикета, как правило, носят исторический характер, они не являются абсолютными, а относительны, и соблюдение их зависит от определенного места, времени и обстоятельства. В процессе изменения условий жизни людей, повышения уровня образования и культуры в обществе одни правила поведения сменяются другими; нормы этикета условны, они носят характер неписанного соглашения о том, что в поведение людей является общепринятым, а что нет. Цель этикета – предложить людям такие формы (стереотипы поведения), которые могут облегчить им общение и взаимопонимание; этикет определяется как особая форма проявления нравственной культуры, так как хорошие манеры являются внешним отражением внутренней культуры человека; для этикета характерен эстетический характер. Нам известны такие выражения, как «Красивые манеры, красивое поведение, красивые жесты, позы, мимика». Поэтому правомерно сказать, что понятие этикет подразумевает принятую в обществе эстетическую форму проявления нравственной культуры человека.

Понимание этикета не следует ограничивать лишь описанием установившихся в обществе правил, регулирующих наше поведение в соответствии с социальными требованиями. Ведущую роль в этикете играет и наша речь. Речевой этикет – это система устойчивых формул общения, используемых для установления контакта собеседников, поддержания общения соответственно их социальным ролям в официальной и неофициальной обстановке.

Учреждения культуры. Учреждениями культуры следует назвать культурные организации, выполняющие определенные культурные действия. Особенности и задачи таких заведений различны и обусловлены их принадлежностью к конкретной области культуры. Функции этих заведений во многом обусловлены культурной политикой государства, в котором они действуют, а также интересами конкретного общества. Вместе с этим, если говорить в общем, театр осуществляет постановку произведения и показывает ее зрителю, кинотеатр обеспечивает показ кинофильмов, библиотека занимается информационным обслуживанием, а музеи – сохранением и демонстрацией коллекций. Государственные гарантии свободы доступа к культурным ценностям. Конституция РФ, ст. 44 закрепляет следующее:

– каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом;

– каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям;

– каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Помимо Конституции РФ гарантии свободы доступа к культурным ценностям закреплены в международных актах и федеральных законах.

Источник: kartaslov.ru

 

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 11 КЛАСС

 

 Урок 40

 

Тема: Культура и духовная жизнь

 

Кобба Денис Валерьевич

кандидат исторических наук

 

В самом широком смысле культура представляет собой со­вокупность внебиологических средств и механизмов дея­тельности, посредством которой человек осваивает окружа­ющий мир, осуществляет регуляцию общественной жизни, т. е. культура – это исключительно человеческий, социаль­ный по своему происхождению и назначению механизм. Правомерно сказать, что культура является универсальной формой человеческих коммуникаций, ее функционирова­ние обеспечивает преемственность развития общества, взаимодействие отдельных подсистем, институтов, элемен­тов общества. Возникновение и развитие человеческой лич­ности, существование общества невозможны вне культурно­го контекста.

Материальная культура связывается обычно с практи­ческой деятельностью общества и человека, направленной на удовлетворение элементарных потребностей: человек строит жилище, создает одежду и иные предметы обихода, прокладывает дороги, разрабатывает и применяет техничес­кие средства и технологии. Можно сказать, что материаль­ная культура – это воплощенная в конкретных предметах, вещах духовность человека, поскольку практическая дея­тельность невозможна без духовных усилий человека и об­щества. Уровень развития материальной культуры изучает­ся и оценивается с точки зрения создаваемых средств и условий для совершенствования преобразовательной дея­тельности человека, удовлетворения его материальных потребностей, наиболее полного развития и реализации его «я», потенций человека как субъекта культуры.

Духовная культура отождествляется с процессом и всей совокупностью результатов духовной деятельности человека: достижениями науки и искусства, представлениями о смыс­ле жизни, ценностными ориентациями, разного рода нор­мами и предписаниями. Развитие духовной культуры непосредственно связано с формированием, расширением спектра идеальных потребностей человека, деятельностью отдельных индивидов и общества в целом, направленной на удовлетворение этих потребностей. На социально-психологи­ческом уровне духовная культура выступает как система со­циальных установок, идеалов, ценностей, норм, призванных ориентировать человека в окружающем его мире. Духовная культура пронизывает все стороны социальной жизни и со­циального взаимодействия людей, создавая ощущение един­ства, групповой идентичности. Поэтому духовную культуру можно рассматривать как высшую форму социального отра­жения жизни человека, в которой раскрываются смыслообразующие идеи, ценностные ориентации, удовлетворяются потребности в самосознании, самопознании, самореализации и самоутверждении.

Можно обозначить два пути приращения культурного богатства – это преемственность в культуре и творческие прорывы, но­ваторство. Рассмотрим их более подробно.

Преемственность связана с сохранением и передачей цен­ностей от одного поколения к другому. Таким образом мо­гут передаваться как промежуточные продукты духовного производства, так и его окончательные результаты. Навер­ное, каждый из вас может привести немало примеров, когда открытие, достижение одного ученого подхватывалось и развивалось его коллегами, современниками и потомка­ми, – в этом случае мы говорим о сохранении и передаче промежуточных результатов деятельности. Элементами культурного наследия являются также социальные нормы, например обычаи, обряды, церемонии; с их помощью вос­производится следующими поколениями определенной этни­ческой группы, например, свадебная церемония. Но насле­доваться могут и завершенные произведения (например, живописное полотно или литературное произведение). Мы получаем удовольствие от чтения романа или стихотворе­ния, просмотра полотен в картинной галерее

Но культура развивается и за счет пополнения новыми ценностями. Любая историческая эпоха вне зависимости от материальных и иных условий существования людей порож­дает новаторов-творцов, делающих научные открытия, изо­бретения, создающих шедевры искусства. Далеко не всегда их достижения оцениваются по достоинству современниками, но многие из этих произведений сохраняются и переда­ются на суд следующим поколениям. Можно вспомнить, Например,  Николая Коперника и других ученых, утвержДуховная культура человека и общества обществознаниеДуховная культура человека и общества обществознаниедавших истинность гелиоцентрической системы, или гени­альные инженерные разработки Леонардо да Винчи, на мно­го веков опередившего свое время.

Культура любой исторической эпохи обладает непреходя­щей ценностью и своеобразием, но она неоднородна, как не­однородно по своему составу создающее ее общество. Внут­ри конкретной культуры мы можем выделить, например, городской и сельский, элитарный и массовый, взрослый и детский пласты. Так что любая эпоха предстает перед на­шими глазами сложным спектром культурных тенденций и ценностей, стилей, традиций и иных проявлений чело­веческого духа. Вот эти-то «культуры в культуре», создава­емые представителями отдельных социальных групп, приня­то называть субкультурами.

В истории культуры складываются и такие ситуации, когда локальные культурные ценности выходят за рамки своей социальной среды, претендуя на некоторую универсальность. В этом случае можно говорить не о субкультуре, а о появлении контркультуры. Современными культуроло­гами это понятие рассматривается по меньшей мере в двух значениях: во-первых, для обозначения социокультурных систем, противостоящих господствующей культуре, стремящихся вытеснить ее; во-вторых, под контркультурой пони­мают ценностную систему асоциальных групп. В этом зна­чении понятие «контркультура» начали употреблять запад­ные ученые 1960-х гг. применительно к феномену хиппи.

Наличие множества локальных культур заставляет уче­ных задумываться над проблемами их взаимодействия. Ряд культурологов полагают, что локальные культуры развиваются по своим внутренним законам и непроницаемы для влияний извне, поэтому нель­зя говорить о планетарном единстве человечества. Другие специалисты утверждают, что уникальность каждой из ло­кальных культур вовсе не исключает их взаимодействия, культурного синтеза.

 

Иллюстрации:

http://macroevolution.narod.ru/culture/05.jpg

Источник: interneturok.ru

В обществознании сложились различные подходы к пониманию культуры как явления общественной жизни:

^ технологический: культура — совокупность всех достижений материальной и духовной жизни общества;

^ деятельностный: культура — творческая деятельность в сферах материальной и духовной жизни общества;

^ ценностный: культура — реализация общечеловеческих цен­ностей в делах и отношениях людей.

Наиболее распространённым является употребление термина «культура» в широком и узком смысле слова.

Культура в широком смысле — это исторически обусловленный динамический комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах общественной жизни форм, принципов, способов и результатов ак­тивной творческой деятельности людей.

Культура в узком смысле слова — процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потреб­ляются духовные ценности.

Формы культуры:

  • материальная — результат производства и освоения предметов и явлений материального мира;
  • духовная — совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению.

Это деление является условным. Говоря о духовной культуре, сле­дует различать её форму, которая материальна, и содержание, которое идеально.

Функции культуры:

  • познавательная;
  • оценочная;
  • регулятивная (нормативная);
  • информативная;
  • коммуникативная;
  • социализации.

Духовная культура человека и общества обществознание

Обществоведы выделяют различные типы культур в зависимости от используемых критериев:

  • национальная — мировая;
  • светская — религиозная;
  • восточная — западная;
  • традиционная — индустриальная — постиндустриальная;
  • сельская — городская;
  • элитарная, массовая и народная культуры.

От степени распространённости в обществе выделяют культуру:

  • Доминирующую — признаваемую и разделяемую большин­ством населения страны, часто являющуюся официальной.
  • Субкультуру — часть общей культуры, систему ценностей, при­сущих большой социальной группе (молодёжная, профессио­нальная). Она включает в себя: знания, ценности, стиль и образ жизни, социальные нормы, роли и статусы.

— Контркультуру — направление в развитии современной культу­ры, противостоящей духовной атмосфере современного обще­ства (либо официальной культуре), например, криминальная субкультура.

Таблица 12

Характеристика основных форм культуры

Вопросы

для сравнения

Народная Массовая (поп-культура) Элитарная
Примеры Анекдоты, народ­ные сказки, мифы, легенды Телешоу, телесериалы, популярная музыка, детективы, женские романы, бестселлеры Фильмы Тарковско­го, Феллини, доку­ментальное кино, классика
Авторы Анонимные люби­тели, народ Профессиональные творцы, действую­щие по определенным стандартам, по запро­су публики. Профессиональные творцы, создающие уникальные произ­ведения
Характер Некоммерческий, народная мудрость, обычаи, традиции, национальный ко­лорит Коммерческий, про­изведения — товар Некоммерческий, произведения — ше­девр, способ само­реализации автора
Уровень сложности Соответствует об­щему уровню раз­вития общества Общедоступная по содержанию, рассчи­танная на различные группы населения Искусство «не для всех», требуется высокий интеллек­туальный уровень, специальные знания
Аудитория Широкая Массовая (распро­страняется в СМИ) Узкая

 

Источник: shollsoch.ru


Categories: Человек

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.