В статье рассматривается дихотомия «духовность — бездуховность», сущность понятий духовности и бездуховности, формы духовности, псевдодуховность и её формы, духовность человека и общества в целом.

Ключевые слова: духовность, бездуховность, псевдодуховность.

В настоящее время, по наблюдениям исследователей, в российском обществе возрастает интерес к вопросу о духовности, о месте моральных ценностей в жизни человека. Существует несколько подходов к проблеме духовности с точки зрения религии, истории, культуры, психологии и т. д. Мы рассмотрим вопрос о духовности в рамках философии и изучим антипод духовности — бездуховность, а также затронем тему псевдодуховности.

Понятие «духовности» в философии, обычно, было связано прежде всего с теми формами общественного сознания, которые, в свою очередь, отождествлялись с формами организации знания. Сущность «духовности» в настоящее время по большей части соотносится с религиозностью, с нравственными ценностями различных вероисповеданий. У ученых нет единого мнения в отношении понятия «духовности», так как каждый понимает этот термин по-своему.


Однако понятие «духовность» всегда имело важное значение в философии и ее вопросах о месте и предназначении человека в мире, смысле бытия, культуре, общественной жизни.

Платон, Аристотель, П. Д. Юркевич, Г. С. Сковорода утверждали о том, что термин «духовность» образован от понятия «дух», что означает «дыхание жизни», «одухотворенное бытие».

Первые представления о духовности складываются с момента первобытной эпохи. В те времена понятие «духовность» и телесная суть еще не обособились друг от друга. Впервые Платон отделил телесное и духовное, определив духовность специфическим человеческим свойством, а телесное — это то, что заложено природой. Аристотель также разъединял эти понятия, но рассматривал телесное и духовное взаимно необходимыми [1].

Духовность — это свойство психики человека, которое заключается в господстве духовных, нравственных интересов, готовность человека к самоотдаче и саморазвитию, ориентированность на общечеловеческие ценности; стремление людей к воплощению в жизнь высших идеалов человечества: мира и добра, истины и справедливости [2].

Бездуховность — это отсутствие у человека духовных, интеллектуальных интересов, запросов; формальное отношение человека к своему делу, к другим людям, к природе, к материальным и духовным ценностям [2].


Формы духовности [3]:

 Теоретизм — постижение мира в виде научной теории или философской концепции;

 Этизм — жизнь сообразно категориям «добро» — «зло», «честь — «бесчестье»;

 Эстетизм — взгляд на мир в категориях «прекрасное» — «безобразное».

Бездуховность — это настоящая беда современности, которая выражается в приземленности, безнравственности, меркантильности, низкой культуре. Зачастую в погоне за всевозможными материальными благами человек забывает о высших человеческих ценностях и идеалах. Именно за счет нахождения грамотного баланса между развитием духовного и материального мира люди самосовершенствуются, становятся цельными, высокоразвитыми личностями [4].

Жизнь бездуховного человека заключается в удовлетворении потребностей на физиологическом (биологическом) уровне. Эмоции и инстинкты бездуховной личности преобладают над его разумом, управляют им. Такой индивид живет одним днем, ему мало интересен окружающий мир, вся его жизнедеятельность направлена на безвозмездное получение общественных благ. Бездуховного человека нередко именуют субъективным идеалистом. Он не развивается интеллектуально, ведь ему нет дела до истории своего народа, до того, что происходит в мире, до просвещения.

Бездуховных людей можно найти в любой сфере общественной жизни, в том числе среди политиков, и среди писателей, литераторов, учителей, артистов. И бюрократ, и люмпен одинаково бездуховны [5]. Афоризм «жить для того, чтобы есть» в точности описывает жизнь бездуховных людей. Они мыслят одинаково стереотипно и не сомневаются в собственной духовном безупречности, не задумываются о каких-либо философских вопросах, уверены в том, что хорошо знают обо всём на свете. Бездуховным человеком управляют настроение, эмоции, ощущения, но не здравый смысл.


Псевдодуховность — это такая смыслообразующая позиция, при которой человек оказывается отсечён от мира своими собственными идеалами. Критерий оценки слишком завышен, и всё в мире кажется человеку неправильным, далёким до совершенства.

Формы псевдодуховности:

 Резонерство — доказательство бессмысленности мира;

 Демонизм — оценка других людей с позиции абсолютных Добра и Зла;

 Фетишизм — поиск в мире воплощения умозрительного идеала прекрасного.

Духовный человекобладает богатым внутренним миром, открыт для людей и мира в целом, умеет радоваться чужому счастью, искренен, совершает благородные поступки, самосовершенствуется в течение всей жизни. Он энергичен, силён духом, свободен от суеты, способен понимать людей и сущность различных явлений.

Духовный человек считает, что смысл его жизни состоит в принесении помощи людям, создании благ, духовных ценностей. Осознание смысла жизни, заключающегося в созидании, невольно побуждает человека работать над собой, управлять собой и своей жизнью, преодолевать себя, физически развиваться и совершенствовать свою духовность.


Эффективная деятельность благоприятствует самореализации, в результате человек испытывает радость, он доволен и наслаждается своей жизнью.

Понятия «духовность общества» и «духовность человека» необходимо отличать друг от друга, несмотря на их кажущееся сходство. Духовность способствует развитию чувства гуманности у человека. Она примечательна присутствием в обществе связей между различными социальными группами и сложных социальных межличностных отношений. Она обеспечивает защищенность инвалидов, стариков, детей и др., аккуратное отношение к окружающему миру, а также суверенность личности и независимость социальных институтов.

Духовность общества представляет собой совершенствование духовности в результате посещения библиотек, музеев, театров, учреждений образования и науки. Сущность духовности общества заключается в преемственной связи поколений, комплексности социальных институтов, культурных ценностей [5].

Человек обладает способностью субъективно отнестись к внешнему миру, интересоваться, заботиться и принимать активное участие в его жизни. В противном случае, человек совершенно иначе, отрицательно относится к окружающему миру и другим людям. Данная противоположность вероятных жизненных позиций, допустимых стратегий фиксируется парой понятий, а именно, дихотомией «духовность –бездуховность».

Сущность духовности заключается в открытости индивида окружающему миру и людям. Бездуховность является антиподом духовности и заключается в субъективно изолированности от мира, во внутренней обособленности индивида от событий окружающего мира.


Духовность нашла проявление в различных видах, связанных с разными видами деятельности человека. Бездуховность проявляется в определенных видах, связанных с осуществляемой жизненной стратегией. Духовность образуется изнутри человека в качестве свободного выбора смысложизненной установки. Духовность не является показателем воспитания и образования, но именно эти процессы человеческой жизни и их результаты оказывают влияние на выбор индивидом жизненной позиции. Создание необходимого благоприятного климата для формирования духовности и исключение неблагоприятных условий — задача трудно разрешимая, но вполне осуществимая.

Литература:

  1. Духовность // [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://pandia.ru/text/77/464/30537.php/ (дата обращения: 05.03.2016).
  2. Духовность, бездуховность // Толковый словарь обществоведческих терминов // [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.slovarnik.ru/html_tsot/d/duhovnost5.html/ (дата обращения: 05.03.2016).
  3. Ваайман, Кейс. Духовность. Формы, принципы, подходы // [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://coollib.net/b/175471/read/ (дата обращения: 07.03.2016).
  4. Что нужно, чтобы знать, что такое бездуховность // [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.onemillionadvice.info/index.php?mode=2&pname=87817&main_name=ct1_Kul %27tura_i_obshestvo&sub_name=ct1_Drugoe&name=ct1_takoe_bezduhovnost %27/ (дата обращения: 07.03.2016).
  5. Духовность общества и духовность человека // [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.mariuver.info/mari/soc/media/papers/pogarnja/2/duhovnost.html/ (дата обращения: 07.03.2016).

Источник: moluch.ru

это видно лучше всего из стихов. . духовность Кто предан этим радостям души, 10 Но склонен к мыслям о земном уделе, Найдет себе приют в лесной глуши, Где прыгают малиновки, где ели Роняют шишки твердые в тиши, Где ссохшиеся листья облетели. Джон Китс. Перевод С. Сухарева духовность — РФ волнует, прежде всего, пища духовная (плейер, книги) , человеческое и физическое (грелка, носки) тепло, свет излучаемый (фонарь) и отражённый: продолжение пира впечатлений. Роман Фольбух духовность Вот он идет, и его груди Духовные Исполненные молока Духовности Отвисли белые — он к людям Спешит, да вот спешит пока Жизнью дыша здесь углекислой А молоко-то и прокисло Все Дмитрий Пригов ДУХОВНОСТЬ Всё лучшее с собою заберу в духовность. Тики-диги-ду. Тики-диги-ду. Зоогогика Собакевичей взял на прогулку, А то, сидючи дома, день сгорит, что белая страница. “Значит так — почистить сапожки, не лупать глазками, не материться. В рот из лужи воду не брать. Будем чинно гулять вдоль реки. А увидев собачьих мамзелей, не кинемся наперегонки”.


озволь нам, батюшка, в лесочек, Погрызть там чисто корешочек”. Владимир Богомяков «Знамя» 2008, №3 Весна, мой друг, не куль гороху. Её психических вибраций, духовность И мои накопленья духовные Все останутся снова при мне, И ударюсь я в грёзы греховные, Одинокий, как Ельцин в Кремле. Но не след мне печалиться-каяться, Наступившую пору кляня: Мне отныне так много икается — Это значит, что помнят меня! Ибо жил я покорен безумию Не во благе пребыть, но в чести. К безволосию или беззубию Притчи жизни моей не свести! Алексей Дидуров 2000 Ровесникам духовность Среди стен, среди тайн — полумрак, полусон, хор "Эй, ухнем" — раскатисто-ровный.. . А в углу — голоса, и дядя с отцом: Хашилоах. Хабад. Центр духовный.. . Все так странно. Таинственно. Трепет в груди — мальчик слышит (навострены ушки) : спорят в книжном шкафу Мохарар из Ляди и Александр Сергеевич Пушкин. Авраам Шлионский. Перевод Е. Бауха Рамбам и Бакунин ДУХОВНОСТЬ (о духовности) а надо-то было просто пожрать… как пошло устроен человек Сергей Власов Speaking In Tongues В метро (и снаружи) (наблюдения) ДУХОВНОСТЬ …Ты бросил мир и стал духовным, Чтоб умолять за свой народ. Но знай, духовное с греховнымПо жизни рядышком идет. Иеромонах Роман. (Александр Матюшин) 1990 Колыбельная. ДУХОВНОСТЬ А человечество — достаточно лишь взрыва И вот уж нет духовного порыва Вот и решай что лучше — Лев Толстой Иль тихо стать пиздюлинкой простой Михаил Гробман 1997 Как хорошо что насекомый мир так мелок Духовность В душе у каждого есть мир незримых чар» Как в каждом дереве зеленом есть пожар, Еще не вспыхнувший, но ждущий пробужденья Константин Бальмонт.

Духовность дерева – Не уход в себя, А вывернутость наизнанку … Цветком — во внешний мир, Листом — наружу . Владимир Макаренков ЛИМБ 2000, № 10 ПУТЬ ДЕРЕВА ДУХОВНОСТЬ Если где-то духовность приходит в упадокИ невежды глумятся над верой отцов, То посланник небес восстановит порядок, А зовется посланник — Вадим Степанцов. Андрей Добрынин 1999 Есть поэты, которые ездят все время,

Источник: touch.otvet.mail.ru

Вопросы духовного развития интересовали наиболее видных ученых и философов на протяжении всей истории человечества. На сегодняшний день мы имеем огромное количество трудов и точек зрения, которые пытаются объяснить протекающие в Духовном Мире процессы, и показать человеку дорогу в Духовный Мир. Но как обычному непосвященному разобраться во всех этих теориях, если они порой противоречат друг другу?

За всю свою предыдущую историю человечество наработало так называемое мифологическое сознание, которое воспринимает познание законов Физического и Духовного Миров как простое накопление и обобщение информации. Поэтому нередко встречается точка зрения, что если взять большое количество существующих ныне методик, объединить их все вместе и использовать одновременно, то эффект будет наилучшим.


Давайте представим себе, что при варке борща мы вывалим в кастрюлю из холодильника все его содержимое и сварим. Что получится? Вероятнее всего, получится несъедобное месиво. Каждая хозяйка знает, что для того, чтобы сварить действительно вкусный борщ, необходимо как минимум взять определенные продукты, причем в строгой пропорции. Смешивание различных методик может привести к самым непредсказуемым последствиям, поэтому оно неприемлемо и недопустимо в принципе.

Но почему человеку так тяжело дается познание Духовного Мира? Почему значительная часть людей вообще отрицает существование и Бога, и Духовного Мира? Давайте зададим случайному прохожему простой вопрос: «Что такое духовность?». И что мы услышим в ответ? Можете проверить, но, вероятнее всего, вы услышите, что это регулярное хождение в церковь, жизнь в монастыре, иконы, посты, отказ от ряда удовольствий жизни и т.п.

Обобщив все полученные ответы, видим довольно страшную картину: наш обычный рядовой гражданин абсолютно не понимает, что такое духовность, а в целом ряде случаев подсознание людей реагирует на слово «духовность» как на аскетизм, страдания, отказ от жизни и т.п.Выше было показано, что в силу свойств «старого времени падения» все духовные движения человека в этом времени сопровождались страданиями и лишениями.

Вероятно, эта неприятная зависимость так глубоко впечаталась в человеческое подсознание, что до сих пор определяет отношение человека и к духовности, и к Богу. А инстинкт самосохранения человека заставляет его держаться за жизнь. Опять же: «жить — хорошо, а хорошо жить — еще лучше»! Потому­то человек и шарахается даже от самого слова «духовность», считая, что это отказ от нормальной жизни.


А ведь это глубочайшее заблуждение! Весь трагизм и парадоксальность ситуации в том, что именно духовность и является самой жизнью человека, ибо только она описывает законы его жизни в творении. и только встав на путь духовного развития, человек, наконец, начинает жить, а не страдать и существовать в рамках своей кармы.

Но что означают слова «духовность» и «встать на путь духовного развития»? Исследования показывают, что самое безобидное и наиболее распространенное мнение связывает духовность человека с культурой народа или всего человечества. Поэтому любого культурного человека современное общество считает духовным. Но тогда встает вопрос: по каким критериям или параметрам определять культурность? И что такое «культурный человек»? Ведь, например, в середине прошлого века наличие таких внешних признаков, как очки и шляпа, уже определяло интеллигентность, образованность и культурность человека.

Если мы даже определим или введем критерии культурности человека, то возникает другая, хотя и малозаметная, но весьма серьезная проблема. Давайте проанализируем, как развивалась и формировалась культура в эпоху грехопадения. Вероятно, всем понятно, что она отвечала сути «времени падения» и, следовательно, «добросовестно» отображала его. А так как время падения уводило человека от Бога и от Духовного Мира, то сформировавшаяся на сегодняшний день культура в основном выполняет ту же функцию.

Теория Причинности показала, а более чем 19­ти летний опыт работы Международной научной Школы Причинности на практике доказал, что целый ряд народных обычаев и устоев, которые считаются нормой в современном обществе, в Новом Времени стал наносить вред здоровью человека. Например, хранение носильных вещей (одежды и обуви) умерших родственников или фотографий похорон является основной причиной такого страшного заболевания, как инсульт, и довольно часто способствует возникновению инфаркта и рака.

Изменившийся характер энерго­информационных взаимодействий вещей и предметов и их воздействия на человека в Новом Времени требует от нас пересмотра отношения к музеям, музейным ценностям и экспонатам. В противном случае мы будем выглядеть как дикари, съедающие своих соплеменников и считающие это нормой.

На этом этапе духовным является человек, который ищет ответы на вопросы самого общего плана – что есть мир? Что я должен делать? Библия говорит, что Бог создал человека по образу и подобию своему и вдохнул в него душу. Но что такое Божественный образ и подобие?

Образ — это голограмма Божественной Воли и Любви, которую Творец вложил в человека при его создании. Эта голографическая запись фактически и является тем зерном Духа, которое человек должен сформировать и раскрыть в себе в процессе своей жизни. Раскрывшись, зерно становится пробудившимся Духом, который связывает человека с Духовным Миром и ведет его по жизни. Поэтому человек, который начинает задумываться о смысле своей жизни, уже начинает формировать начальные условия для созревания своего Духа и на этом этапе может считаться духовным.

В понятие духовности входит совершенствование себя, достижение мастерства в каком­либо деле, познание, нравственность и высокое искусство. Духовное никогда не равно интеллектуальному. Духовное далеко от банального, обыденного. Страдание означает отсутствие духовности.

Страдания вообще особая категория. Они не могут исходить от Бога. Страдания Богу не нужны. Все что от Бога — все легко, естественно и в радость человеку. Поэтому никакие страдания к Богу не ведут. А если они не от Бога и к Богу не ведут, то от кого они и к кому они ведут..? Подумайте сами.

Но ведь довольно часто можно услышать от представителей многочисленных систем и методик оздоровления, что в карму вмешиваться нельзя, что надо пострадать, чтобы «искупить свои грехи». А в награду за страдания обещается будущая жизнь в Раю. Но если страдания не от Бога, то, значит, они, наоборот, уводят человека от Бога, от Жизни, следовательно, никакого Рая у человека не будет.

Человек постоянно вмешивается в естественный ход вещей. Вот проехал автомобиль или пролетел самолет — уже вмешательство. Не все знают, но то подобие, которым Творец наделил человека, заключается в материальности его мысли и в возможности принимать решения, которые являются обязательными для всех исполнительных, низших планов. Поэтому фактически любая мысль человека является вмешательством в естественный ход вещей. И очень важно, чтобы мы видели и ведали, что творим.

И лишь та система или учение имеет право называться духовной, которая обеспечивает или облегчает человеку Путь к Богу, Путь к самому Себе.

Кризис духовности в том, что мудрость и знание были разведены. Рациональность понималась как метод (измерение), как логичность, как научность. Уход от духовности или снижение ее влияния лишает человека и любую живую систему Высшего Начала и предоставляет их во власть и действие сил низшего порядка, что приводит к дезинтеграции, упадку и распаду. Возрождение духовности выражается как приобщение человека к ощущению его внутренней, глубинной связи с Миром, единства с ним.

За духовной или недуховной деятельностью всегда стоит организация жизни. Если человек не хочет организовывать свою жизнь, а отдает ее организацию другому, то жизнь к другому и уходит. Стиль и образ жизни отвечают стилю и образу мышления человека.

В организацию жизни входит:

  • Отношение к себе.
  • Отношение к другим.
  • Отношение к Пути.

В духовные процессы люди входят своим состоянием. Категория мастерства является духовной, как и категория ответственности, с помощью которой проводятся потенциальные метаморфозы. И главная задача духовных поисков человека — перейти от жизни физического тела к жизни Духа в физическом теле.

Апостол Павел говорил о «соработничестве». Академик Гоч В. П. ввёл понятие со-творчества, как проявление своей деятельностью воли творца.

Путь к этому у каждого человека свой, хотя есть определенные вехи, которые надо пройти. И какие знания, какие методики будут являться помощью человеку, а что препятствием — покажет Жизнь. При этом надо помнить, что Путь требует изменений себя и соответственно работы над собой, совершенствования себя. И процесс этот бесконечный. Уже само принятие и осознание этих моментов дают радостное восприятие Жизни и уводят человека от старости. Старость приходит тогда, когда человек перестает воспринимать Новое, останавливается в движении и переходит в стадию существования.

На разных этапах развития человека можно выделить следующие признаки духовности:

  • дети — веселые игры, общение со сверстниками и мудрыми взрослыми;
  • отроки — учеба в школе;
  • юноши — первое познание Себя через поиск смысла жизни;
  • взрослые — высшее мастерство, которое вводит в Со­Творчество. И везде забота о живом, о Жизни. «Господи, я выполню Волю Твою и думаю сегодня, как буду готов исполнить Ее завтра».

Вы можете заниматься какими угодно системами и духовными практиками, но если вы небрежны в своей профессии, в отношениях с людьми и дома, дорога в Духовный Мир будет закрыта.

Помните, что всякое незаконное желание иметь больше данного вам есть противление Богу — бойтесь оказаться Его противником! Будущую жизнь человек зарабатывает своими делами. Причем в дела входит не только умение и мастерство, но и делание своего внутреннего мира, отношение к людям и ко всему окружающему: «Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только? Ибо как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» (Иак. 2:24, 26).

Упанишады говорят о высшем и низшем знании. Низшим знанием является религиозное прозрение, а высшее включает разнообразные науки.

Живущий в духе видит свой путь и предназначение, знает, как решать поставленные перед ним задачи, действительно может помочь другим.

Духовное состояние человека является основой не только его здоровья, но и основой благополучия окружающих его людей и природы. «Дух животворит, плоть не пользует ни мало» (Иоан. 6:63). Понимание отношений духовной жизни, о которой много говорят, но мало кто знает, о чем говорится, находится в осознании своего Я в системе «человек — Вселенная».

Именно наличие этой внутренней работы позволяет человеку подойти к своей главной задаче — преображение себя в нового человека, «который обновляется в познании по образу Создавшего его» (Кол. 3:10). Человек должен пробудиться, раскрыть свое духовное Я (аспект Божественного в себе), научиться видеть, слышать и ощущать Духовный Мир — то есть совершенно по­другому, чем сейчас, видеть Реальность.

Нашими глазами в Духовном Мире является знание. Кроме того, знание в Пути — особое пространство, в котором (и только в нем) может пробудиться, а затем действовать Дух человека. Знание ведет к Преображению, к Силе и должно уже содержать в себе не просто веру, а доверие. Преображенный знанием человек сможет войти в вибрации Духовного Мира, где, действуя сознанием, становится со­работником Богу (Апостол Павел).

Однако, одним лишь накоплением знаний человек ничего не достигнет в Духовном Мире, законы которого требуют:

  • Освоения предыдущего опыта всего человечества.
  • Усвоения получаемых знаний, что оценивается по умению применять их в жизни, то есть жить нужно так, как учишь других.
  • Быть готовым и уметь отдавать знания людям. Это требует от человека быть Мастером в деле, а не просто толкователем или исполнителем.
  • Иметь ясность сознания, тонкость восприятия чувств и чистоту всех тел — физического, тонких энергетических и духовного тела, низшим аспектом которого является тело Причин.

Эти требования законов Духовного Мира и составляют суть Пути человека к своему духу, суть его внутренней работы над собой, результатом которой будет состоятельность личности, вхождение в жизнь Духа, вступление в Со­Творчество и в Со­Бытие.

Человек является Творцом Сил и Полем Творчества. При движении Слова через человека и действии проявленных сил как бы сами по себе происходят энергетические изменения. Мир смотрит на себя нашими глазами, ходит по Дорогам нашими ногами, действует и познает через нас. Тайна, вооружившись человеком, творит Саму Себя, но человек, не выполняя свой долг, был и созидающим и разрушающим орудием. Однако, сейчас он должен стать соработником и Со­Творцом.

Чтобы быть подобным Богу, человек должен был проявить Творчество на уровне всей Вселенной — то есть Со­Творить Мир на новых Принципах и в Со­Бытии Бога. И мы проложили Путь и стали Путем к совершенствованию Совершенства и Путем Славы Божией. Все внутри нас и все идет через нас!

Обновление человека — требование Пути при выходе в Духовный Мир.Человек обновляется в познании по образу Создавшего его (Кол.3:10). Это непростой процесс исхода старого и нечистого из духовного тела и перестройки физического тела под новую, более высокую частоту вибраций. Легче всего обновление начинать с каузального тела познанием причин.

Виньетка

Источник: pta-x.ru

Бездуховность

Начальная цитата неплохо передает значение этого понятия. Вполне можно перечислить сюда множество людей, особенно наблюдая за тем что происходит в мире. Так что же отличает бездуховного человека?

Несколько моментов:

  • Закостеневшее мировоззрение. «Я считаю так, а другие точки зрения мне неинтересны», — ответ такого человека. Даже когда нет аргументов, он прав, потому что он прав.
  • Отрицание любых проявлений духовности и Высших сил. Человек — это кусок мяса без души, мы все умрем и ничего после смерти не будет.
  • Завышенная самооценка и презрение к окружающим, что говорит о большом эго (гордыне). Собственно, если ничего выше нас нет, то почему бы не считать себя центром Вселенной? Поступки такого человека дают понимание выражения «а после нас хоть потоп». Это выехать на природу и оставить там весь свой мусор, это получение сиюминутной прибыли без желания смотреть на перспективу и так далее.
  • Жизнь в рамках черного и белого. Отыгрывание своих социальных ролей с полной отождествленностью. Вера в то, что мужчины не плачут и в то, что женщина не может быть сильной. Невозможность и нежелание увидеть в боли, ограничениях и препятствиях возможности для роста.
  • Навешивание ярлыков по первым впечатлениям (толстый — значит много ест, неудачник и нет девушки, не уступил дорогу — значит просто плохой человек).
  • Часто очень присущи насмешки над эмоциональностью и впечатлительностью людей, такие люди вместо того чтобы успокоить вас скажут с презрением: «Что ты ноешь?»
  • Комфортное пребывание в учениях, которые потакают человеческим порокам и слабостям, к тому же греют раздутое эго. К примеру, сатанизм. Также могут быть высокопарные и внешне красивые фразы о духовности (каша из философии, психологии и эзотерики в личном понимании), которые ни автору, ни окружающим ничего не дают.

Лжедуховность

Уже интереснее. Человек думает, что та практика, которой он занимается, религия, в которую верит, приближает его к Богу, хотя на деле он уходит в какие-то мусорные представления о реальности и в дальнешем портит всю свою жизнь и жизнь своих близких.

Лжедуховности присущи следующие моменты:

  • Непонимание того, что такая «духовность» не дает никакой внутренней трансформации. Я называю такую «духовность» походом в театр или просмотром кинофильма. Вы приходите в зал, вы отождествляетесь, сонастраиваетесь, переживаете за героев, но после выхода из зала и непродолжительного времени снова входите в привычную колею реакций и ответов. Желание новых ощущений, тяга к неизведанному определяют такого человека. Практика превращается в духовную наркоманию.
  • Разделение на практику и реальную жизнь. Как пример, ходить в церковь и при этом злословить, обижаться на ближнего, мир и судьбу. Вы получаете от «духовности» лишь поверхностные переживания, а жизнь ваша остается той же что и была. «Зато я соблюдаю пост!» — говорит солдат христианства. Это также повторение ритуалов без попытки понять их суть и значение.
  • Ощущение своей избранности. Продолжение предыдущего примера — «Я соблюдаю пост, а ВЫ НЕТ, поэтому….!» Огромное эго, желание учить других уму-разуму (читай тому учению или практике, которой занимаешься сам) и прочие повадки центропупизма.
  • Уход от реальности, отрицание физического мира, агрессия к нему. «Духовность это наше все, а вот пусть какашки моей собаки убирает кто-нибудь другой!» Тут даже и сказать то нечего.
  • Признание «духовными» людей по их внешнему виду и первым впечатлениям. «Он духовный, потому что носит оранжевую одежду буддистов».
  • Желание найти спасительную таблетку от плохой, жестокой, несправедливой (нужное подчеркнуть) реальности, получить все и сразу без желания меняться. Легко попадают в секты и различные культы в обмен на обещаемые духовные коврижки.
  • Сверхсильная концентрация на сиддхах (сверхспособностях), что легко объясняется. Эти способности нужны чтобы дать свой ответ несправедливости, изменить что-то в лучшую в представлении желающего сторону, поразить окружающих: «Вот Машка удивится!» Сиддхи не даются человеку без изменения и соответствующего уровня — это только усилит его эго, уведет от текущих уроков жизни и так далее. Спички детям не игрушки!
  • Жадность до личного сакрального опыта. Если лжедуховный человек и получает какое-то осознание, то не делится им с другими, ведь «наше учение секретно и для избранных», или «просветление — это мой личный костер и греться у него буду только я».
  • Отрицание и даже агрессия к другим учениям, вере и практикам. «К Богу приводит только наше учение!»… хотя, подозреваю, даже сам Бог об этом не догадывается =)

По поводу примеров из религии.
Вообще, на мой взгляд, религия имеет малое отношение к духовности. Посудите сами — великие учителя никогда не создавали ничего похожего на религию, они лишь передавали свое понимание мира, а уже их ученики создавали из этого писания, правила, обеты, ритуалы. Религия всегда соседствует с властью — там где не помогал страх перед властью, помогал внутренний униженный страх перед всемогущим грозным стариком на туче. А там где власть — там амбиции, желание управлять, зависть, страх и гордыня. Очень мало общего с истинной религиозностью и путем к себе. Власть имущим невыгодно, чтобы вы были свободными, счастливыми и реализованными, потому что им некем будет управлять.

Не осуждайте бездуховность и лжедуховность, пусть каждый сам решит что ему в жизни важнее и как ей распоряжаться. Не тяните никого за рукав в надежде вправить мозги на место. Думаете, что если сам человек во что-то верит и не уходит с этого, то он сразу изменится, если вы его об этом попросите? Отнюдь.

Секты и люди лжедуховные тоже не должны вас отвлекать от сути. А суть — это единство с миром. Не идеальным и не таким, какой он в вашем воображении, а именно таким какой он есть здесь и сейчас. Это невозможно без принятия всех его аспектов, даже самых неприятных для вас.

Духовность

Вот и перешли к главному.

Истинная духовность:

  • Уменьшает эго и гордыню
  • Выводит из дуального восприятия
  • Учит быть в мирУ, видеть взаимосвязь между с виду нелогичными событиями
  • Учит понимать свою судьбу и судьбы других, принимать то, что дает реальность сейчас и не уходить при этом в выдуманный мир
  • Увеличивает понимание себя, дает примирение с собой
  • Не навязывает идей, учит быть податливым, смиренным и текучим к текущему моменту (осознанность)
  • Дает понимание и ощущение счастья

Советую присмотреться к тому, что привело вас на этот путь. Не призывы ли кого-то «духовность — это модно»? =)

Зачем вы встали на этот Путь, что дает духовность для вас? Трезво и правдиво посмотреть на свои истинные мотивы. Лично сам я искал в духовности спасительную таблетку от этого жестокого мира, мне казалось, что просветление — это сразу выход из всех проблем. Инфантильная позиция, сейчас уже думаю совсем иначе.

Духовность не спасет вас от всего «плохого», не сделает сверхмогущественным, ваши проблемы останутся, но существенно изменится взгляд на них. То, что раньше казалось непреодолимой стеной, покажется просто очередным препятствием, которое необходимо пройти, чтобы двигаться дальше.

Источник: soglblog.ru

 

    Бездуховность как качество личности –  неспособность строить свои отношения с внешним миром через призму божественного отношения ко всему сущему, то есть излучения энергии любви, заботы и тепла; неспособность проявлять высшую природу человека, свои лучшие качества посредством налаживания устойчивой связи с Высшим Духовным Источником; склонность ограничиваться удовлетворением своих физиологических, эмоциональных и интеллектуальных потребностей, игнорируя при этом потребности духовные.

     Один путник увидел, как люди таскают куда-то тяжеленные камни. Он остановил первого, очень уставшего с виду, и спросил: «Что ты делаешь?». Носильщик камней поднял тусклые глаза на путника и едва ворочающимися губами выговорил «Я таскаю камни, и они тяжелые…». Путник не стал мешать этому уставшему человеку, пошел дальше, и по пути увидел другого человека, тоже несущего здоровенный камень, но вид этого носильщика был не такой изможденный, как у первого. Путник не удержался и спросил: «Подскажи, что ты делаешь? Зачем ты несешь этот камень?», на что носильщик ответил «Я зарабатываю деньги. У меня большая семья, и всем нужно есть. Так что извини, но я пойду. Мне некогда с тобой разговаривать». Путник кивнул, поблагодарил и двинулся дальше. И тут вдруг он увидел третьего носильщика камней, который очень сильно отличался от первых двух. В глазах его был блеск, походка его была тверда и даже энергична, и несмотря на большой камень, который он нес, по нему нельзя было сказать, что он устал или изможден. Путник решил попытать удачу в третий раз и спросил: «Подскажи, добрый человек, а что ты делаешь? И куда ты так воодушевленно несешь этот камень?». Носильщик приостановился, улыбнулся во весь рот и с радостью поведал: «Я строю Храм!»

     В «Основах духовной культуры» В.С. Безруков пишет: «духовность — свойство личности, жизнедеятельность которой проходит в полном противоречии с законами природы, общества и нравственными догматами веры. В результате этого складывается «неразумный дух», не способный к анализу и оценке собственных действий. Бездуховность – это кризис духа, а, следовательно, и кризис человека. Она проявляется в форме ложного мировоззрения, подмене цели жизни ее средствами, душевной грубости и эгоизма, в форме различных страстей и пороков, в отсутствии целостной картины мира, в неспособности человека различать добро и зло. Бездуховность разрушительна для самого человека, губительна для общества в целом, это верный признак отклонения от Истины, Добра и Любви, от духовности как стержня человеческой жизнедеятельности».

       Бездуховность – это когда у человека нет идеи Бога, понимания, что он не грубое тело, а вечная духовная сущность.

Не ищи меня в мареве лета
И в осенней листве не ищи —
Неожиданно канула в Лету
Головёшка сгоревшей души,
Опалённой огнём бессердечным…
Колыхнулась лениво вода
И холодным течением вечным
Душу прочь унесла навсегда…
Как ни странно, бездушное тело
Продолжает бессмысленно жить.
Оттого, что внутри опустело,
Больше нечем ему дорожить…
Сколько сможет оно продержаться,
Прежде чем станет тенью немой?
Сколько будет по свету скитаться,
Словно нищий с потёртой сумой?..
Я тебя не виню за жестокость —
Ты привыкла стоять на своём,
Но любви твоей жаркая пропасть
Полыхнула на душу огнём…
Мыслей с телом пропала созвучность,
Осознать лишь достало ума —
Я теперь бездуховная сущность
И внутри меня только зима…

    Человек, не воспринимающий себя душой, не осознаёт, как действуют законы мироздания, в том числе закон судьбы или закон справедливости, он становится безответственным и нацеленным делать всё, что угодно. Недаром в народе прижился тост: «Чтобы у тебя всё было и тебе за это ничего не было!» То есть можешь жить, как хочешь, вопреки законам мироздания, нарушая права других и плюя на закон.  Одного парня спрашивают: «Каково твоё самое сокровенное желание?» Он отвечает, и это никого не шокирует: «Хочу, чтобы в дальнейшей моей жизни я мог делать всё, что придет в голову, исполнять любые свои желания, но при этом, чтобы всё сходило с рук, никакой ответственности».   

    Бездуховность – это отсутствие всякой связи с Богом. Человек может быть душевным и в то же время бездуховным. То есть, бездуховность не является синонимом бездушия.  Бездушие как качество личности – неспособность  нести энергию любви, проявлять теплое, живое, сочувственное отношение к кому-то или чему-то; склонность думать только о себе, не слыша нужд и страданий других людей. Бездуховность – это представление о себе, как бренном теле: рождающимся, болеющим, стареющим и умирающим.

                            Спешите к Храму!

 Как сложно жить в миру соблазнов

И не сорваться в эту бездну,

Не чётки лет, считая праздно,

А день и ночь спасать болезных!

 

При том совсем не ждать награды,

Всегда довольствоваться малым,

А рядом кто-то в шоколаде,

Путь озаряет драгметаллом.

 

Как суетой не отравиться?

Не стать рабом страстей, пороков!

К высоким целям устремиться,

Внимать Всевышнего урокам!

 

Что все вулканы от лукавых,

Я знаю вам давно не новость,

Нас всех засасывает лава

С названьем вязким – бездуховность!

 

Она змеёй шипит стоглавой,

Одним спиртного подливает,

Других дурманит мнимой славой,

Святую память оскверняет.

 

Вот потому – спешите к Храму,

Чтобы огонь Святого Духа,

Прижег Руси поникшей раны,

Прошла Великая засуха!

 

И хлынул дождь сплошной стеною,

Смывая накипь в водостоки,

И встало солнце над страною,

Как тыщу лет опять с востока!

 

Петр Ковалев 2015 год
Другие статьи автора: https://www.podskazki.info/karta-statej/

Источник: podskazki.info


Categories: Человек

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.