Скрыто ли будущее в настоящем и прошлом?

Ошибка Протагора

Все знают изречение древнегреческого философа Протагора (ок. 490 до н. э. — ок. 420 до н. э.) «Человек есть мера всех вещей, существующих и несуществующих».
Однако, принятие этого изречение за истину, за закон ведёт к странному, дикому положению. Получается, что выше человека не существует Того, Кто являет собой Человеку Высшую Меру. Ссылка на то, что говорится только о «вещах» материальных, неубедительна. Мы видим, однако, что в Природе всё является размеренным независимо от человека, от его желания. Человек может размерить лишь то, что создаёт сам и что вписывается в Меру Природы. Мало кто будет спорить с этим.
Высшая Мера для любого из нас – это он сам – так, якобы, следует по Протагору. Нужно ли доказывать религиозному человеку эту ошибку? Конечно, нет.
Ярослав Таран в своей книге «Роза Мира или родонизм? (вспоминая будущее)»  сетует на превращение рм-сообществ (сообществ последователей идей Даниила Андреева, представленных им в его книге «Роза Мира») в свою полную противоположность тому, что декларировалось участниками сообществ при их создании.


овозглашение всеобщего братства быстро превратилось в духовную враждебность, носящую корпоративную окраску.
Попытки объяснения автором книги такого положения неким демоном зла оказываются не очень убедительными по причине традиционности доказательной базы. Получается, что высшая идея Даниила Андреева, якобы, не смогла проникнуть в души людей, его последователей, и её место занял демон.
Автор книги, на наш взгляд, достаточно правильно интерпретирует суть движения событий, связанных одним критерием (критерий – оценка, мера по-гречески: http://genmir.ru/b/58.htm), если его назвать причиной: «Главная причина – в будущем, она определяет тот ряд случайностей, который придаёт смысловую направленность событию, а вовсе не та причина, которую мы видим в прошлом и считаем ведущей» (с. 39).
Такой «причиной», как доказываем мы, является сам главный критерий, который оказывает на человека ведущую роль. Эта ведущая роль названа нами одухотворяющей (см. «Что такое дух и духовность?»). Однако, Высшая Мера, главный критерий действует на человека всегда – в прошлом, в настоящем, в будущем. И если человек мало соответствовал в прошлом и мало соответствует в настоящем его требованиям, это ещё не значит, что он может избежать в будущем подчинения главному критерию. Возможно, что время Жизни бесконечно, человечество бессмертно.

r />В дальнейшем, ниже, мы можем попытаться отказаться от несистемного понятия «причина», а будем рассматривать всю совокупность системных данных и их изменение в динамике, то есть во времени, в виде системы, включающей в себя, кроме объекта, и оценочную, и регулирующую части. Не сделав последнего, можно скатиться к случаю статического тупикового доказательства, подобного апории Ахилла и черепахи (Ахилл никогда не догонит черепаху, с какой бы скоростью он ни двигался, так как, пока он добегает до середины расстояния между ними, черепаха преодолевает ещё некоторое расстояние.). А рассматривая человека системно, мы представляем его истинным субъектом: оценка характерна только  для субъекта.

Как увидеть действия главного критерия

Если у каждого человека или сообщества – свой Бог как главная оценка или система оценок, то человек и будет вынужден её максимизировать всеми своими усилиями и мыслями, даже не осознавая, что делает. В этом состоит закон действия главного критерия как одухотворяющего фактора Жизни. В этом процессе максимизации и лежит источник природной и даже Божественной воли, подчиняющей человека.
То, что человек без специальных усилий не осознаёт свои действия по максимизации главного критерия, является основным признаком существования духовного пространства, наделённого волей и мало зависимого от человека, пространства, которое задаётся этим критерием.
Отличие главного критерия от всех остальных оценок в том, что он не имеет ограничений (системное качество).


гласимся, что под этот закон подпадает лишь нравственный критерий. Ни свобода, ни что-либо другое не могут быть главным критерием, так как требуют для своей реализации нравственных ограничений. Это значит, что нравственность является вершиной критериальной одухотворяющей иерархии.
В данном случае мы не делаем специальный акцент на силе (воле) и качестве, модальности, духовного пространства. Оно может быть разной модальности и полярности – добрым, злым, высшим, промежуточным и так далее. Это качество определяется модальностью главного критерия. Поэтому при демоническом критерии пространство носит демонический характер.
Повторим критериальные определения морали и нравственности  (см. статью автора «О формировании человека нравственного с опорой на знания»: http://par.genmir.ru/23.htm ):
«Мораль – это практика поведения, общения личности с подобными себе. Её положительная вершина: «Делай и желай другому того, что ты хочешь для себя».
Нравственность – это практика поведения личности в отношении общества. Её положительная вершина: «Делай и желай всем того, что ты хочешь для себя».
Мы видим, что моральное поведение является частным случаем нравственного поведения».
Мораль и нравственность могут принимать и негативную окраску, однако, тогда они нежизнеспособны, вызывают духовное пространство взаимной вражды, а вражда, как известно, – это способ самоочищения духовного пространства путём взаимного уничтожения враждующих сторон.


О духовно-волевой сфере Жизни

Возьмём цитату из упомянутой книги Я. Тарана:
«Локомотивом цепи событий во времени является будущее. Об этом говорит опыт Козырева. Главная причина – в будущем, она определяет тот ряд случайностей, который придаёт смысловую направленность событию, а вовсе не та причина, которую мы видим в прошлом и считаем ведущей. Такой взгляд мне не только ближе, но понятнее даже. Из прошлого тянется нить необходимости, а из будущего действует творчески активная сила, и она, как иголка, ведёт за собой эту нить. Все попытки основать критерий истинности какой-то теории на том, сбываются или нет её предсказания, есть покушение на свободный диалог Творца и творения. Только мёртвая составляющая времени, целиком принадлежащая царству необходимости, может быть событийно детерминирована прошлым.
Главную причину возникновения под вывеской «Роза Мира» родонизма я вижу именно в будущем: она определяет всё происходящее в сетевом рм-поле, она вызывает из бездны и самого рм-демона, формирует его характер и стиль, даже ту его специфическую особенность, что он может питаться только излучениями вражды между двумя крыльями своей идеологии и между людьми внутри отдельного, созданного им сообщества. Демоническая воля антикосмоса пытается изменить ход событий, а точнее подменить собою тот Замысел, что находится в будущем и вытягивает из нашего времени, акцентирует целый комплекс исторических случайностей, которые должны привести к расширению нового религиозного сознания и становлению всемирного ансамбля культур и религий» (с.


).
Уточним ещё раз, что вражда является, прежде всего, духовным противостоянием, при котором главные критерии сторон различны либо противоположны. Добавим, что в динамике развития событий в духовном (критериальном) поле не может быть состояния стабилизации, ибо критерии требуют постоянной своей максимизации, что однозначно приводит к максимизации степени противостояния. И соответственно это обязательно ведёт к настоящим военным действиям.
 «…творчески активная сила» — это и есть главный критерий, духовно действующий на людей из их будущего и настоящего. Он свой у каждого человека и он свой у каждого общества, будь то рм-сообщество или церковь, или какое-то другое объединение людей. Мы почти всегда можем наблюдать, как действует главный критерий в каждом конкретном случае хотя бы по тому, что человеком или сообществом декларируется в качестве высшей оценки и что на самом деле максимизирует этот человек или это сообщество.
«Из прошлого тянется нить необходимости» – представляется неверным. Оно, к сожалению, противоречит всему контексту приводимой цитаты и сути книги Я. Тарана.
Автор настоящей статьи за несколько лет (1998 – 2005 г.) написал и издал несколько книг под общим заголовком «Человек Будущего». В них обоснована точка зрения на будущее человека, которое заложено в тех главных и генеральных критериях, что заданы нам по необходимости из другой, духовно-волевой, сферы Жизни, нежели сфера видимого биологического, сознательного и психологического типа человека.


Осознанная необходимость

Что необходимо, чтобы чувствовать себя человеком? Другими словами, что является для человека самым необходимым?
К. Маркс назвал свободу осознанной необходимостью. С таким же успехом необходимостью нужно назвать и любовь, причём, даже с успехом большим, чем свободу, ибо Любовь нравственная есть вершина нравственности, которая не может иметь никаких ограничений.
И Любовь нравственную необходимо назвать генеральным критерием Бога и Жизни, придав ей волевую силу нравственного порядка, по-настоящему одухотворяющую поведение человека или сообщества.
Если говорить о причине, то с большой натяжкой мы могли бы сказать, что главной причиной будущего является всё-таки вполне осознаваемый при нашем желании главный критерий как одухотворяющий центр, дух которого человеком или сообществом максимизируется. Повторим попутно, что человек или сообщество максимизирует не просто своё кровное желание или свою страсть, получая при этом удовлетворение, а Нечто духовное, находящееся вне человека или сообщества и обладающее непреодолимой волей притяжения к Жизни. По  отношению к этому Нечто человек обладает качеством эмпатии, то есть это Нечто сливается с самим человеком или сообществом, подавляя все их другие желания и внушая своё желание, никаким образом непреодолимое человеком.
При этих условиях «демоническая воля антикосмоса» проявляется в этих духовных действиях критерия и совсем не подменяет «собою тот Замысел, что находится в будущем».


оборот, критерий как духовный вестник из будущего проявляет собой свою духовную реальность и духовную волю по отношению к реальности настоящего (и духовной, и материальной), в котором человек или сообщество вынуждены находиться.
Поэтому прошлое и настоящее являются не причиной, а исходными условиями для будущего движения. Причины движения в рассматриваемом нами системном континууме проживания человека нет вообще. Она находится за его пределами.
При этом получается, что «демоническая воля антикосмоса» реализуется, как воля соответствующего критерия ненравственного порядка, который максимизируется усилиями людей независимо от их кажущейся индивидуальной воли. Если нет нравственного критерия, то любая система, будь то человек или сообщество, скатится к любому другому критерию, который продиктует ей главный дух ненравственного поведения. Но любой критерий, кроме нравственного, является «демоническим», ибо он при своей максимизации отменяет нравственные ограничения.
Максимизация этого критерия-духа приведёт к положению системы, далёкому от нравственного идеала. Учитывая, что общение людей или сообществ происходит, прежде всего, в их оценочных полях, на основании их духовной (критериальной) составляющей, разница между их духовными вершинами начнёт в процессе их общения тоже максимизироваться, что совершенно естественным образом приведёт к максимизации вражды между ними как духовной основы их дальнейших отношений. В этом собственно и проявляется «демоническая воля антикосмоса».


Имитаторы духовности

Нетворческие по большому счёту люди часто имитируют творческую и духовную деятельность, ощущая поддержку соответствующего главного критерия со своим духовным пространством, далёким от нравственного. На Востоке таких деятельных людей называют тёмными (В. Сидоров. Семь дней в Гималаях: http://genmir.ru/prorok/2.htm ). Страсть игры в кубики, в трансформеры не даёт им покоя. Их «творчество» – это создание новых конструкций из готовых деталей, в числе которых могут находиться и великие идеи, и бездарные «кубики». Это своеобразная «куча мала», из которой человек, наделенный такими качествами имитации, строит свои «теории», «учения», «церкви».
Имитатор всегда имеет свою закрытую логику доказательств, в которой нет места тонким нравственным нюансам, являющимся основой переходов одного уровня духовной иерархии в другой вплоть до высшего уровня нравственной ответственности человека перед Богом. В такой иерархии не вытекает естественно жёсткая зависимость поступков человека от нравственной вершины позитивного плана. В ней вершиной может стать любая идея любого промежуточного уровня. В таком случае и всё духовное пространство поведения становится заданным таким промежуточным «главным критерием». А поскольку это при своей максимизации рано или поздно полностью отменит нравственность, то и проявится такое движение демоническим.
Ярким примером подобных случаев является жизнь людей и существование государств, исповедующих религию капитала.


апологеты намерено отбрасывают высший критерий нравственности, заменяя нравственность лишь некоторыми ограничениями капиталистического критерия качествами «капитализма с человеческим лицом».
Тёмные любят свою логику и любят пользоваться ею к месту и не к месту. Их особенность – это страстное стремление быть лидерами любых сообществ. Если даже слегка выйти за пределы их логики в логику нравственного порядка, можно легко обнаружить в их рассуждениях неожиданные переходы от предварительных точных логических построений к выводам противоположного вида. В этом удивительном феномене заложен постоянно действующий Закон обратного зеркального отражения Природы (книга: Мирошниченко Г. «Критериальное сознание. Том 1. Изд-во ИАМ: – Тула. ISBN 978-5-7362-0156-3. С. 73, 77, 240: http://genmir.ru/Books/ks1.htm).
Реализация подобных схем в жизни возможно лишь в том случае, когда люди оказываются убаюканными красноречием такого «лидера». Это своего рода коллективный гипноз, при котором критическая способность к восприятию смысла недостаточно определённой информации не просто снижена, а часто совсем нулевая. Доверие масс при этом может быть безграничным. Подобное происходит не так уж и редко. Это в течение нескольких десятков лет происходило с народом СССР перед развалом этого государства.

жь на государственном уровне зашкалила, лишив большинство граждан реальной оценки происходящего. Масса народа была так вышколена с помощью коллективного гипноза, настолько чудовищно гипнабельна, что даже события 1991 – 1993 годов не вызвали сколько-нибудь реалистической оценки. Прогноз на основе этики и нравственности был полностью исключён, хотя он и является самым надёжным.
Оказывается, что система человечества часто оказывается почти полностью забитой информационным шумом, среди хаоса которого без специального перехода к генеральному критерию нравственного порядка принципиально невозможно выделить кластер полезных сигналов (Статья автора: «Отчего развалился СССР. Ложь как террор»: http://opp.genmir.ru/28.htm ).
Сказанное относится и к любым человеческим сообществам, которые независимо от желания людей строятся на принципах системного плана, то есть на принципах кибернетики, среди которых первое место по праву занимают принципы целостности, устойчивости и жизнеспособности, полностью отражающие действие высшего критерия духа. Модальную сторону влияния последнего мы обсудили выше.

Резюме

Итак, на вопрос: «Чем является прошлое и настоящее для будущего?» мы вынуждены ответить категорически: «В нашем прошлом и в нашем настоящем, то есть в нашей культуре, наше будущее спрятано совсем не причиной, а лишь исходными условиями». Зеркало нашего будущего скрыто в том Генеральном Критерии духовности человечества, который спущен нам из Духовного Мира Жизни.
Постоянное движение в акте максимизации критерия приводит каждую следующую ситуацию в противоречие с предыдущей. Поэтому люди по-настоящему нравственные и моральные всегда будут самыми неудобными для окружающих – они вечно мешают всем своими поисками и поправками, требованием улучшения.
«Демоническая воля антикосмоса» есть вполне конкретное, но слабо осознаваемое нами волевое и оценочное пространство, в котором духовность человека и сообщества и их поведение задаётся действиями главного критерия ненравственного порядка.

Источник: rmvoz.ru

Что такое духовность

В современном религиоведении духовность рассматривается как наиболее общая черта, характеризующаяся опытом, который возникает внутри человеческих переживаний, влияние на которые имеет культура. Соответственно источником данного понятия является внутренний опыт индивида. «Spiritus» – в дословном переводе значение этого слова «дух», считается, что определение духовности человека, есть производное от данного слова. Для сегодняшнего мира это словоупотребление применяется для объяснения высшей части человеческого яства, духовной сущности субъекта, описание его внутренней жизни. Отрицание зависимости человеческого существования от материального и телесного облика жизни человека.

Определение духовности человека имеет многочисленные трактования в связи с существованием различных парадигм в жизни общества. Сквозь все различные изъяснения духовности прослеживается некая закономерность в причислении ее к религиозной жизни индивида. Но, духовность как индивидуальный личностный опыт, не всегда отождествляется с религией и не всегда ею определяется. В большинстве изъяснений данное понятие интерпретируется в направлениях гуманитарной психологии. При этом объединяется с неким мистическим деянием, эзотерическими традициями или философскими учениями. В рамках этого духовность направлена на развитие целостной личности как системы, включающей альтруизм, богатый внутренний опыт, бескорыстность, сострадание, развитый внутренний мир.

Как психологическую категорию духовность начали рассматривать с конца девятнадцатого столетия, определяя ее в рамки понимающей психологии. Эдуард Шпрангер, Вильгельм Дильтей как представители этого направления, акцентировали внимание на изучении взаимосвязи духовных видов деятельности личности (культура, этика и искусство) и психики личности. При этом отрицали взаимосвязь психики субъекта с естественными науками. Карл Юнг в дальнейшем рассматривал духовность в рамках аналитической психологии. В рамках этих исследований понятие рассматривалась и анализировалась сквозь призму коллективного бессознательного и архетипов. Юнг стал основополагателем анализа психологии религии и алхимии.

В парадигме гуманистической экзистенциальной и трансперсональной психологии, духовность отождествлялась с высшим бессознательным, которое является источником творческого вдохновения (Роберто Ассаджоли). Маслоу Абрахам в своих многочисленных исследованиях, определил взаимосвязь духовности с пиковыми переживаниями. Возникновение которых происходит в период самоактуализации личности.

Духовность в зависимости от возникновения трансперсональных переживаний и духовных кризисов рассматривалась в исследованиях Станислав Грофа. В рамках трансперсональных учений данное понятие трактовалось, как некое исцеление с использованием шаманизма и иных традиционных культур. Так же Виктор Франкл рассматривает это явление как нечто высшее над антропологическими измерениями субъекта. В аспекте христианской психологии ученые духовность трактуют тождественно с высшими божественными или демоническими силами природы, проявляющиеся в поступках индивида, а проявление ее в других направлениях отрицается.

Духовность человека, как нечто глубоко субъективное, внутренне не способна быть исследована при помощи научных исследовательских методик. Отождествляя себя с мыслями, чувствами, памятью, человек открывает истинную природу своего сознания, определяет свое истинное «я», чем и обретает ее.

Проблема духовности

Духовность – это феномен, отличающий человеческую жизнь от природного существования, привносит в нее социальный характер. Насколько человек пользуется духовностью, зависит его существование, его будущее и истинное. Так как осознание индивидом окружающего, формирование более изящного представления и глубокого отношения к миру, является понятием духовности человека. Сегодня духовность помогает человеку познавать себя, свой смысл жизни и предназначение в ней.

Духовность помогает человечеству на пути к выживанию, развивающее стабильное общество и целостную личность. Она отыгрывает важнейшую роль в процессе формирования социального общества. Способность человека отличать враждебное и чуждое в его существовании, позволяет защитить среду его обитания, его самого от ошибочных поступков и действий, которые имеют разрушающие последствия. Говоря о проблеме, следует коснуться возникновения духовно нравственных проблем общества. Как известно текущий этап жизни общества переживает кризис духовности.

Духовность и нравственность приобретают новые значения и реализацию. Так, процветание жестокости, преступности, беспорядка, спекуляции, теневой экономики, наркомании, бесчеловечности – последствия падения духовности человека, соответственно обесценивания человеческой жизни. Хотя падение уровня нравственности населения не вдет к прямой его гибели, но ведёт за собой к разрушению многих институтов общества: экономического, духовного и политического.

Наиболее щепетильной проблемой есть то, что это разрушение общества, происходит незаметно для человека. Новый этап формирования культуры человечества способствует развитию раскрепощённых, свободных, незакомплексованных, открытых к новаторству личностей, но наряду с этим равнодушных, агрессивных и безразличных. Большинство людей направляют свои действия на заполнение жизни материальными, потребительскими ценностями, отвергая духовный компонент существования человека.

Обнаруживается противоречие в формировании нынешнего сообщества: научно-технический прогресс и духовное развитие идут абсолютно по разным стезям, при этом многочисленное количество индивидов теряет нравственную опору в жизни, тем самым усложняя духовную жизнь целого общества. На таком фоне в период с двадцатого столетия началось полнейшее обесценивание жизни человека. История показывает, что каждое столетие, идя на перемену «старому бесчеловечному», приносила все больше и больше жертв среди людей. Несмотря на развитие социальных и политических условий жизни, развитую культуру, литературу – осуществлялись жестокие злодеяния относительно личности человека. Отсутствие нравственности при этом рассматривались, как нечто способствующие таким поступкам, предполагаемые парадигмой данного общества.

Какое бы не было развитое социально-экономическое общество, технологии и ресурсы, с их помощью решить проблему жизни невозможно. Только изменение мышления человека, изменения внутреннего мировоззрения, осознание целостности и духовности общества поможет направить его на истинный путь существования и развития. Создание идеального мира духовности человека, создание мира ценностей и понятий поможет поднять душу человека высоко над материальным благом. Дабы обновить общество, действовать нужно изнутри: обновить духовность и нравственность субъектов, подготовить сознание человека к грядущим переменам, к осознанию важности целостности общества и обновлению системы ценностей.

Источник: psihomed.com

Духовность — основа гармоничной жизни

В окружении каждого из нас наверняка найдётся такой человек, который всегда излучает позитив. Знаете, есть такие люди: они подобны лучам солнца, в свете их сияния всё как будто расцветает. Они всегда позитивно настроены. Никогда не гневаются, не осуждают никого, не винят окружающих в своих проблемах, а самое главное, во всём видят только позитив, даже там, где найти его порой бывает очень сложно. Иногда таких людей даже считают немного странноватыми, и в современном обществе, наверное, именно так это и выглядит — странно.

Когда утром в рабочий день в толпе хмурых, угрюмых уставших от жизни людей видишь такого человека, который, казалось бы, радуется просто потому, что светит солнце, поют птицы, а сам он получает удовольствие лишь от того, что может дышать, ходить, слышать и видеть, на самом деле возникает ощущение, что человек этот — не в себе. Но когда такой человек находится в твоём окружении, возникает чувство гармонии, и этим чувством такой человек заражает всех вокруг. По сути это и есть духовность.

Духовность — это не ритуалы, не заповеди, не стремление поставить кого-то в какие-то рамки, кого-то объявить праведником, кого-то грешником, чью-то веру правильной, чью-то неправильной и так далее. Это, скорее, уже спекуляция духовностью. Вот эти понятия важно разделять. Духовный человек, по-настоящему духовный человек, делает мир вокруг себя лучше и гармоничнее. А если духовность человека приводит только к ссорам с близкими, к навешиванию ярлыков на окружающих, к осуждению людей, то это — псевдодуховность. Поистине духовный человек знает простой закон, по которому живёт этот мир. Он знает, что всё, что происходит в его жизни, происходит из-за него и благодаря ему самому, и поэтому осуждать кого-то — просто глупо. Если мы видим чьё-то несовершенство, то это несовершенство берёт начало в нас самих. Это важно понимать.

помощь старшим

Поистине духовный человек никогда не будет никого осуждать или навешивать ярлыки, ведь он знает, что всё возникает в силу причин и условий. И внешний мир лишь отражает состояние мира внутреннего. Если духовное развитие человека приводит к тому, что он становится религиозным фанатиком и догматиком и осуждает всех, кто живёт не так, как написано в какой-то умной книжке, — это не духовность, а, скорее, попытка скрыть какие-то свои комплексы за маской нравственности, духовности, религии и так далее.

Примеров псевдодуховности сегодня мы можем видеть массу. Начиная от безобидных бабушек в церкви, духовное развитие которых заключается в том, что они осуждают каждого, кто, в их понимании, поступает безнравственно, и заканчивая агрессивными религиозными течениями, которые не брезгуют даже насилием и терактами. У такой духовности — всегда какая-то гнильца под верхним слоем набожности и нравственности. И если духовность человека приводит к тому, что кто-либо из-за его действий страдает, то к такой духовности следует относиться с большим сомнением.

Значение слова «духовность»

Если посмотреть значение слова «духовность» в нескольких словарях, то общий смысл будет где-то между религией и морально-этическими общепринятыми нормами. То есть духовность бывает как с упором на религиозные ритуалы и какие-то сугубо религиозные цели, так и «мирская», то есть социальная духовность — это когда пропагандируются и культивируются какие-то общепринятые нормы. И здесь тоже всё будет довольно условно, так как в рамках той или иной страны, народа, нации, традиции и, опять же, религии духовность будет иметь те или иные оттенки. Как же в таком случае, в таком невероятном разнообразии уловить суть? И чтобы понять глубинную суть духовности, следует обратить внимание на то, что объединяет разные, на первый взгляд, концепции, религии и движения?

И в большинстве религий и философских учений вы встретите такое понятие, как «сострадание». Оно может быть выражено иными словами или подано, что называется, «под разным соусом», но суть большинства адекватных (не берём в расчёт какие-нибудь шаманские учения и своеобразные обряды) в том, чтобы взращивать в себе сострадание к окружающим и стремиться к гармонии с окружающим миром. Этому, на самом деле, учат и все мировые религии. За исключением, разумеется, случаев, когда религия поставлена на службу чьим-то политическим или финансовым интересам. А случаи, когда под маской духовности предприимчивые кукловоды проворачивали свои дела, к сожалению, не редкость.

Духовность человека

Итак, что же такое «духовность»? Если брать в отдельности каждую конкретную религию (а именно к сфере религии сейчас принято относить такое понятие, как «духовность»), то мы можем обнаружить, что порой внешние формы поведения и нравственности, которые нам предлагают те или иные религии и учения, могут и вовсе противоречить друг другу. Однако за внешним нужно уметь видеть суть. Важно понимать, что этот мир многогранен и понятие добра и зла условно. Правила и заповеди придуманы для того, чтобы человек встал на путь и обрёл какую-то первоначальную основу поведения.

Однако слепо действовать так, как написано в какой-то книжке, это, как показывает исторический опыт, путь в никуда. По мере продвижения на духовном пути человек начинает понимать, что всё, по сути, может быть инструментом и нет абсолютно праведных и абсолютно неправедных дел. На начальном этапе, разумеется, следует придерживаться базовых принципов нравственности той религии или учения, которым человек следует, или же просто общепринятым социальным нормам, если человек избрал для себя путь духовного развития вне какой-либо религии или философии. Но это необходимо только на начальном этапе. Когда же человек уже обрёл контроль над своим умом и может действовать исходя из здравого смысла — на этом этапе следует всё подвергать более глубинному анализу и не следовать слепо каким-то стереотипам или догмам. Сострадание ко всем живым существам должно стать путеводной звездой духовному человеку.

Это как в математике — если освоил четыре математических действия: сложение, вычитание, умножение и деление, то любые сложные примеры, уравнения, тождества и так далее решить не составит труда. Подобно тому как школьник усердно трудится над освоением четырёх базовых действий математики, так и духовный человек должен в первую очередь взрастить в себе сострадание ко всем живым существам. Если постигнуто это, то всё остальное из этого следует.

медитация, на природе

Что значит духовность

Внешность обманчива — часто мы сталкиваемся с подтверждениями этого утверждения. В духовном развитии этот принцип актуален как нигде. Порой тот, кто выглядит как духовный человек, или та система, которая позиционирует себя как система духовного развития, несёт в себе совершенно иные цели. И духовность — это в первую очередь состояние нашей души, а не какие-то внешние атрибуты. Можно 24/7 крутить чётки, читать молитвы и поедать пирожки на Пасху, но при этом осуждать окружающих, хамить близким и, вообще, ненавидеть всех инакомыслящих. Порой часто можно видеть такие комичные ситуации, когда в период какого-либо религиозного праздника люди закупаются едой в супермаркете. И среди покупок алкоголь составляет не менее 30–50 % от общего числа купленных продуктов. А если такому человек намекнуть, что не слишком уж здоровую трапезу он себе готовит, то ответ будет в стиле: «Ну праздник же!».

Все внешние атрибуты присутствуют: и красивый стол будет накрыт, и даже тосты будут произнесены, только всё это превратится в банальную попойку и набивание желудка. И есть другой пример: когда человек в великий праздник не напечёт пирогов и с пафосным видом не будет стоять в церкви, и вообще даже не вспомнит о том, что сегодня праздник, а просто сделает доброе дело. И даже не в честь праздника (как бывает часто принято у псевдорелигиозных людей), и не ради каких-то духовных «плюшек» вроде райской жизни после смерти, и не потому, что так написано где-то, в какой-то умной книжке, которой всем предписано следовать, а просто потому, что он не может иначе, просто потому, что это глубинное желание, стремление его души — совершать благие дела.

Ведь стремление к совершению благих дел — это и есть наша истинная природа. И раскрыть в себе это качество, сняв пелену ложных и навязанных эгоистичных установок, — в этом и есть истинная духовность. Стремление к своему истинному «Я» — это наше глубинное желание. Подобно тому как путник в тёмном лесу лишь на миг увидел блеск окон дома, который сможет его приютить холодной осенней ночью, так и каждый из нас лишь изредка в перерыве между мирской суетой может увидеть свет своей души, услышать голос своего истинного «Я». Но, как путник, вдохновлённый мимолётным блеском окон приветливого дома, будет неустанно прорываться сквозь тёмный лес, так и каждый из нас рано или поздно осознает, что стремление раскрыть в себе свет своей души, своего истинного «Я» — это лучшее, чего можно достичь в этой жизни. И поверьте, путник, прорывающийся сквозь тернистые заросли тёмного леса однажды выйдет к опушке и постучит в дверь дома — навстречу своему истинному «Я».

Духовность — это: определение для детей

Мы живём в очень непростое время, когда окружающая среда воспитывает не только нас, но и наших детей. Телевизор, интернет, сверстники — все они, как ни прискорбно это признать, оказывают большее влияние на наших детей, чем мы сами. Как же объяснить ребёнку, что такое хорошо и что такое плохо? У излишне религиозных людей в этом вопросе порой бывают разного рода крайности, когда они начинают запугивать ребёнка, как это любят делать профессиональные религиозные кукловоды, но это большая ошибка. Если бы страхом можно было наставить человека на путь истинный, то в мире бы не было ни тюрем, ни преступности. Однако мы можем видеть, что преступность существует даже в странах, где имеет место смертная казнь. То есть даже страх смерти не останавливает людей. Поэтому воспитание ребёнка через страх — большая ошибка.

радость, девочка, поле

Как же объяснить ребёнку простыми словами, что означает слово «духовность»? Попробуйте объяснить ему простую концепцию духовности: «Делай другим то, что хотел бы получить сам». Эта концепция очень проста для понимания, ведь если ребёнок испытывает дискомфорт, когда с ним поступают плохо, то он сможет понять, что такой же дискомфорт будет испытывать и тот, к кому он будет проявлять подобное поведение. Объясните ребёнку, что всё в этом мире возвращается, и если он не хочет испытывать страданий, то ему не следует создавать причины для этих страданий, то есть не создавать страданий для других. Это и есть золотое правило духовности. И всё остальное — из него следует.

Цитаты о духовности

Чтобы понять, что же такое духовность, можно обратиться к различным философам и мыслителям, которые кратко, но точно высказывались об этом явлении:

  • Душа человека развивается до самой смерти.
  • Если душа родилась крылатой — что ей хоромы и что ей хаты!
  • Душа помнит о прошедшем, зрит настоящее, предвидит будущее.
  • Малодушие возбуждает в нас одно только презрение.
  • Сами по себе мы ничего не значим. Не мы важны, а то, что мы храним в себе.
  • Духовность противоположна религии, поскольку она присуща каждому человеку, в то время как религия является лишь готовой мыслью, предназначенной для тех, кто не в состоянии найти собственный путь развития.
  • В этом тёмном мире считай истинным только духовное богатство, ибо оно никогда не обесценится.

Напоследок можно процитировать слова апостола Павла, который очень кратко, но понятно изложил суть духовного пути: «Всё мне позволительно. Но не всё полезно». Из этого изречения можно видеть, что человек свободен в своих действиях и для него нет никаких границ. А все правила исходят не от каких-то религиозных догм, а от здравого смысла. И разумное существо способно само ограничивать свои действия, исходя из концепции пользы для себя и окружающих.

Критерии духовности человека

Источник: www.oum.ru

В статье рассматриваются основные подходы определяющие критерии духовности личности студента на основе теоретического исследования. Для выявления критерии духовности личности студента проанализированы различные толкования термина «духовность», а также предложены качества личности студента в соответствии с общечеловеческими ценностями. 

В современном обществе все больше наблюдается интерес к возрождению понятия «духовность». К началу XXI в. понятие «духовность» прочно обосновалось в различных социальных науках вопреки прогнозам и надеждам некоторых учёных, выдержав испытание временем [1].

Современный мир находится в поиске новых образовательных программ по общечеловеческим ценностям, в том числе и Казахстан идет в ногу с мировым сообществом поэтому и внедрена программа НДО «Самопознание», которая является отечественным брэндом в области производства духовных ценностей. Духовность считается основным критерием, который определяет прогресс общества, всестороннее развитие личности, так как только тогда, когда развита духовность, в обществе царит общественно-политическая и экономическая стабильность [2]. А вот выявление критериев духовности личности во многом вызывали трудности, обусловленные тем, что в научной литературе нет единства в толковании понятий «духовность», «духовный». Главная причина существования проблемы заключается в недооценке ее философского осмысления и обоснования, а также в многообразии толкования термина «духовность». Так, ученый М.С. Каган определяет «духовность» как целостность психической деятельности человека, К.Вааген «единство всех нравственных сил человека», Ю.Г. Буртин, А.В. Петровский систему высших чувств личности, зарубежные ученые в лице Дж. Нэйсбит отмечает «духовность» быстро распространяющийся «мегатренд», Г.Линч пишет, что духовность – сущность жизни, которая проявляется как любовь, внутренний мир, мудрость «внутреннего голоса», творчество, ощущение целостности, причастности всему миру. Поэтому выделять критерии духовности личности исходит прежде всего из понимания самой сущности духовности.

Самую полную разработку критериев развития духовности личности мы встретили в исследованиях Щеткина Ю. Ю. По его мнению выбор критериев зависит от конкретного содержания понятия «духовность», его смысла, а также системы ценностей, определяющих этот смысл. Опираясь, что смысл понятия «духовность» связан с духом всеобъемлющей любви и соответствующими личностными качествами, приобретающими значение духовных ценностей (милосердие, эмпатия, терпение и т.д.) он выделяет 12 критериев духовности личности. Мы же в свою очередь предлагаем связать и раскрыть эти критерии на основе программы духовно-нравственного образования «Самопознания». Итак, первый критерий разумное следование естеству – это в первую очередь принятие себя, так же это означает жить в согласии, в гармонии с естественными законами, не нарушать эти законы, соглашаясь полностью с ними и оставаясь при этом счастливым. Изучая тщательно Программу НДО «Самопознание», хотим отметить, что принятие действительности и понимание всего сущего есть раскрытие общечеловеческой ценности Истина. Более того, выявление общечеловеческой ценности Истина личности проявляется в таких качествах как честность, всегда говорить правду, ответственность.

Второй критерий –стремление к познанию истины, точным знаниям –это значит говорить правду, видеть хорошее в других, ответственность, стремление к знаниям, умение искать истину в самих себе, умение отличать вечное от временного, уважение ко всем, вера в себя, единство мысли, слов и дела и правдивость иначе говоря это качества отражающие ценность Истина.

Критерий третий, который подразумевает собой непрерывное самосовершенствование и самообразование, согласно программе НДО «Самопознания», нам известно, что идея непрерывного духовнонравственного самосовершенствования входит в содержательную ткань современных психологопедагогических исследований вопросов саморазвития, самопознания и самовоспитания личности.

Так, в концепции К. Роджерса о взаимодействии Я-реального, Яидеальногодуховного окружения четко просматривается духовно-нравственная проблематика. Несоответствие, возникающее между Я-реальным и Я-идеальным, объясняется тем, что личность не встал на путь познания самого себя. Способность к саморазвитию, самопознанию и самообразованию и его осуществление в течение всей жизни – важная отличительная особенность человека духовного. Более того ученые Р.А. Мукажанова, Омарова Г.А. подчеркивают, что самопознание должно основываться на общечеловеческих ценностях, которые заложены в нас с рождения [6].

По Щеткину Ю.Ю., четвертый критерий особая ответственность (за себя, других, природу и др.). Юсуф Баласагуни в своей поэме «Кутадгу Билиг» рассуждал о духовно-нравственной природе человека: «Создатель наш дал человеку слово, Чтоб он вершиной стал всего земного. И разум дал, чтоб постигать нам знанья, чтобы благие совершать деянья. Бог дал нам совесть, дал нам стыд чтобы дурные сдерживать желанья, узда необходима в виде знанья. Ум – та веревка, что в тяжелый час над пропастью удерживает нас» [7]. Иными словами духовно-нравственные знания успокаивают ум, помогают сдерживать чувства и направляют на благие дела, что является основой ответственности за свои мысли, слова и дела чему и учит нас курс «Самопознания».

Пятый критерий непрерывная просветительская деятельность, направленная на формирование духовности в других. Он отражает требования к личности учителя самопознания, который также отражен в Программе духовно-нравственного образования «Самопознание», где говорится о создании атмосферы любви на уроках самопознания и о личном примере учителя самопознания. А также мы должны помнить, что бы учитель ни делал, он постоянно должен помнить о важности своего личного примера. Так например, если он говорит о внимательности на уроках детям, но слушая их ответы учитель даже и не вникает в то, что говорит ученик это во-первых отражается на оценивании учащегося, но самое неприятное это то, что дети сохранят это в душе, затем это отразиться и в их поведении.

Следующий критерий –поиск смысла жизни не только своей, но и вообще человеческой, является признаком духовности. Он определяет духовную личность также как и ее стремление найти ответы на такие вопросы, как «Кто Я?». Согласно Программе НДО «Самопознание» смысл жизни заключается в стремлении жить по совести, развивать интуитивное мышление, учить быть, а не казаться. Одним из способов развития уровня духовности является постоянное чтение духовной литературы через которых мы осознаем важную роль мирового национального духовного наследия.

Следование духу всеобъемлющей любви, служение другим. Любовь это самая мощная энергия, способная творить чудеса. Её нужно искать внутри себя, проявлять, дарить её бескорыстно и радостно. Так, в произведениях М. Жумабаева мы можем найти: «Для того чтобы быть настоящим Человеком, недостаточно любить лишь себя, своих близких. Обязательным условием является любовь к человечеству» [8].

В самопознании говорится о существовании трех видов любви: эгоистическая любовь, взаимная любовь, чистая, бескорыстная Любовь. Многочисленные исследования ученых подтверждают чудодейственное влияние энергии Любви на все сферы человеческой жизни. В программе НДО «Самопознание» говорится о примении на практике идеи Любви, то есть делиться любовью с все большим и большим количеством людей, только так осознаётся опыт единства между людьми. Поэтому любовь и служение – это два очень близких понятия. Для того чтобы развить в себе эти два качества, любовь и служение, нужно иметь тройственную чистоту: чистоту мысли, слова и дела.

Еще одним критерием, названным Щеткиным Ю.Ю. является понимание своей связи со всем сущим (человечеством, Землей, Вселенной, с другими внеземными цивилизациями и существами). В науке (философии, педагогике, социальной педагогике, социологии и т.д.) существует подход, который называется гуманистическим, есть гуманная педагогика, гуманистическая психология, где в центре гуманизма стоит человек [3]. И в отношении к человечеству гуманистические и духовные позиции сходятся в том, что человечество является величайшей ценностью, а каждый человек, независимо от его расовой, национальной, классовой, религиозной и какой либо другой принадлежности рассматривается как уникальное самобытное и неповторимое существо, равноценное всему человечеству.

Следующий критерий по Щеткину Ю.Ю. называется ненависть к злу. В программе НДО «Самопознания» говориться об общечеловеческой ценности Ненасилие. Практика ненасилия, которая подразумевает не причинение вреда ни себе, ни другим. Выделяют три аспекта Ненасилия: 1. Индивидуальный (ненасилие по отношению к себе); 2. Социальный (ненасилие по отношению к другим); Экологический(по отношению к природе и окружающей среде) [6]. Практика Ненасилия: стараться не причинять никому вреда; понять, что все существа обладают чувствами и правом на жизнь: развивать чувство единства и всеобщего братства; заботиться об окружающей среде; не тратить попусту все виды энергий, установить потолок для желаний, учиться прощать, воздерживаться от непочтительной речи, от пагубной информации, избегать плохой компании.

Следующий критерий по Щеткину Ю.Ю. – совокупность особых личностных качеств. В своей работе он перечисляет их, мы же считаем, что все пункты изложенные нами ранее уже в той или иной мере отразили какими качествами должна обладать духовная личность. В рамках этого критерия мы хотим подчеркнуть, что выявление общечеловеческой ценности: Истина, Любовь, Правидное поведение, Внутренний покой , Ненасилие в человеке проявляются как качество личности. В табл.1 отражены в соответствии с общечеловеческими ценностями и качеств личности.

Табл. 1. Качества соответствующие общечеловеческим ценностям 

 

 

 

Истина

Начальное  звено:  говорить  правду,  видеть  хорошее  в  других,любознательность, ответственность, скромность, оптимизм

Среднее звено: стремление к знаниям, единство мысли, слова и дела, скромность, правдивость, умение видеть хорошее во всем, отличать хорошие поступки от плохих, патриотизм.

Старшее звено: умение искать истину в самих себе, умение отличать вечное от временного, реальное от нереального, самоанализ, умение говорить только то, что истинно и необходимо с любовью, уважение ко всем религиям и нациям, вера в себя, ответственность и т.д.

 

Любовь

Начальное звено: любовь ко всем, любовь в семье, любовь к природе и животным, не быть эгоистом, уметь делиться дружелюбие, умение и желание помочь другим людям и т.д.

Среднее  звено:  умение прощать, искренность, доброта, умение заботиться о других, сострадание, понимание и т.д.

Старшее звено: Симпатия и чуткость к окружающим, щедрость, умение пожертвовать своим эгоистическими интересами ради других, умение понимать и прощать, желание, гуманность.

 

 

Правидное поведение

Начальное звено: говорить правду, не красть, не нарушать обещания, не ссориться, здоровье и гигиена, уважение к родителям, учителям, старшим, послушание, храбрость и т.д

Среднее звено: хорошие манеры, пунктуальность, не сплетничать, не говорить плохо о других, быть бережливым, понимать опасность вредных привычек, выполнение своего долга в семье, школе, умение работать в команде

Старшее звено: Работать ответственно и дисциплинированно, с любовью и искренностью, правильно использовать свое время, установить потолок желаний (еда. деньги, энергия), бескорыстное служение  обществу,  социальная  и  гражданская  ответственность, качества истинного лидера, справедливость

 

 

Покой

Начальное звено: Вежливость, не сердиться, практика сидения в тишине ума, сосредоточенность, терпение, дисциплина и т.д.

Среднее звено: правильное ритмичное дыхание, уравновешенность, умение концентрироваться, умение контролировать гнев, жадность, леность, позитивное мышление, терпение и т.д.

Старшее звено: простая жизнь, высокие мысли, самообладание, скромность и терпение, позитивное и различающее мышление, умение быть хозяином, а не рабом своих мыслей и эмоций, ограничение желаний, удовлетворенность настоящим моментом, внутренняя радость, уверенность в себе и т.д.

 

 

 

Ненасилие

Начальное звено: помогай всегда, не вреди никогда, не обижать других, забота о животных, не играть с опасными предметами, работа в команде, единство и т.д.

Среднее звено: понимать ценность другой культуры, дружелюбие, единство, память о культурном наследии, забота об общественной собственности, забота об окружающей среде и т.д.

Старшее звено: уважение ко всем религиям и культурам, толерантность, умение видеть единство во всем, не причинять зла ни одному существу ни мыслью. ни словом, ни делом, социальная справедливость, права человека, быть хорошим гражданином и т.д.

В заключении Щеткин Ю. Ю. предлагает еще два критерия духовности личности. Чувство меры и непорочность. Так, необходимость чувства меры для духовной личности подчеркнуто нами ранее, проецируя практику ненасилия мы говорим об установлении «Потолка желании». Далее непорочность, которая понимается полное отсутствие пороков. Духовная личность может иметь недостатки, но пороков для своего уровня развития – ни одного. Так, Маслоу А. в своих трудах писал, что личность должна пройти трансценденцию и встав на путь духовного совершенствования он с него никогда не сойдет. Вовсе не следует думать, что духовный человек не ошибается. В разных ситуациях те или иные качества его личности иногда дают сбой. Не все они созревают одновременно. Но духовная личность осознает, что без них невозможно сохранять духовность. Поэтому, падая, она поднимается вновь и вновь, борясь в самовоспитании за формирование каждого качества.

Конечно, нами отражены критерии духовности личности в целом, но хотим подчеркнуть, что студенческий возраст предполагает наличие мировоззренческой позиции. Духовно-нравственное совершенствование личности это внутреннее событие, происходящее глубоко в душе, и когда студент окажется перед нравственным выбором, то именно эти критерии помогут ему трансформировать свою личность.

 

 

  1. Игибаева А.К. Проблемы периодизации, этапы становления и развития образовательной системы Казахстана: Вклад молодых исследователей в индустриальноинновационное развитие Казахстана. –2009.
  2. Душаев А.Ж. Духовность и общество А. Ж. Душаев молодой ученый. -2014. №11. –с. 439-440.
  3. Щеткин Ю.Ю., ЩеткинаО.В. Проблема духовности и пути ее решения. Вестник Таганрогского государственного педагогического института. Гуманитарные науки. Специальный выпуск № 1. Таганрог,
  4. Щеткин Ю.Ю. К вопросу о понимании духовности личности на основе библейских текстов. Альманах современной науки и образования. Философские науки. № 2. Тамбов,
  5. Маралов В. Г. Основы самопознания и саморазвития. – М.,
  6. Мукажанова Р.А.,  Омарова  Г.А.  Программа  нравственно-духовного  образования «Самопознание»третий(базовый уровень). –Алматы, ННПООЦЦ «Бобек», 2014
  7. Юсуф Баласагунский. Благодатное знание / Пер. Иванова. — М.: Наука, 1983. 8 Жумабаев М. Стихи. Буклет.Алматы: Жазушы,

Источник: articlekz.com


Categories: Человек

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.