Термин «культура» произошел от латинского слова, означающего в переводе «воспитание». Со временем понятие приобрело более широкий смысл. В современном обществе оно включает совокупность норм, ценностей, предметов, накопленных за время существования человечества. Рассмотрим, как происходит формирование духовной культуры личности в современном обществе. Тема может касаться как отдельной личности, так и всего общества, что делает ее разносторонней, представляющей собой значительный интерес. Во все времена она актуальна, какие бы эволюционные процессы не происходили.

человек размышляет о духовном на берегу

Что такое духовная культура личности

Духовное самосовершенствование необходимо людям, во многом предопределяет роль каждого в жизни. Процесс связан с постоянной работой, саморазвитием. Успеха можно достичь лишь при осознании возможности и необходимости это реализовать. Важна уверенность в получении результата. Ведь нельзя себя духовно измерить, можно только судить о наличии развития сознания по действиям и поступкам.


Человек приобщается к наследию своей нации или цивилизации в целом, изучая культурные источники. Это исторические и литературные памятники, писания, музыка и изобразительное искусство. Так реализуется духовное самосовершенствование. Освоив знания, люди лишь получают инструмент, способствующий подобному развитию соответствующих качеств своей личности. Необходимо также устранить черты характера, мешающие процессу.

Весьма давно, около 2 тысяч лет тому назад человечество начало различать материальную и духовную компоненты культуры. Первая составляющая представляет собой разнообразие, состоящее из созданных руками людей предметов. Вторая состоит из норм, нравов, представлений о добре или красоте. Понятие включает идеи, религию, интеллектуальные ценности, изобретения, развитие мысли и многое другое. Формы духовной культуры выделить не так просто, между ними лишь условная граница. Хотя вполне можно различить личностный и общественный ее виды.

Воздействие духовной культуры на формирующуюся личность

Духовное самосовершенствование считается возвышенным понятием. Но реальность требует опыта, так как имеет приземленные основы. Личностный рост и саморазвитие получают толчок при наличии проблем, требующих разрешения. Это здоровье, психологические трудности, эмоции, связанные с семьей и отношениями, жизненные поиски.


Духовное самосовершенствование представляет собой путь, который нужно пройти для преодоления своих заблуждений. Человек становится психологически зрелым, чтобы осознать эту дорогу, понять гармонию мира и его полноту. При достижении истины необходимо избавиться от иллюзий и ошибок. Ученый Р. Уолш считал духовность и психологическую зрелость синонимами. То и другое связано с реализацией личностью своих способностей, развитием качеств: правдивость, решительность доброта и других.

Духовный рост сопряжен с изменением восприятия, очищением сознания. Понятия, не содержащие в себе истины, могут исказить видение реальности и самого себя. Как основа формирования личности, духовность мобилизует внутренний потенциал. Высокие ее показатели позволяют воспринимать жизнь наиболее полно, обретать покой, равновесие и умение сострадать.

Этапы духовного развития человека

Выделяют несколько составляющих, которые считают основой сущности индивидуума. Это следующие ценности.

  • Истина, представляющая собой интеллектуальный аспект.
  • Мир, важный для эмоциональной сферы.
  • Любовь, как нравственная составляющая.
  • Праведность, существенная для физической сферы.
  • Духовный аспект составляет отказ от насилия.

Данные компоненты присутствуют вне зависимости от расовой или национальной принадлежности, окружающей среды и вероисповедования.


е человеческие ценности связаны между собой и зависят одна от другой. Личностный и духовный рост происходит при развитии вышеперечисленных основ. Человек мотивирует в себе убеждения, увеличивающие ресурсы, избавляясь от тех, которые лишь поглощают энергию и тормозят. К примеру, если считать себя умнее всех, можно оказаться на ложном пути или в тупике. Но более реально понимать свои способности к повышению уровня самообразования.

Другой вопрос — почему становление нравственных качеств невозможно без самовоспитания? При появлении осознанности становится важным понимание индивидуумом его миссии. А также сути происходящих событий, наличия цели. Так человеку приходит знание, вера, источник силы он находит внутри себя. Он должен быть уверен в своей способности к преодолению трудностей. Духовно-нравственное воспитание, как основа формирования каждой личности, помогает в этом. Рассмотрим основные этапы или уровни духовного развития.

Человек незнающий

Людей, волю и дух которых лишь недавно посетило осознание своей индивидуальности, считают наиболее приближенными к природе. Перед ними стоит задача выживания. Они характеризуются стремлением «быть, как все». Но руководствуются экологическими принципами, дающими безопасность. Консервативные индивидуумы с инертным умом встречаются и из числа пожилых людей. Они всегда пребывали на таком уровне или «скатились» на него с высокого положения.


Такими личностями легко управлять. Порой они боятся изменить собственную жизнь, наблюдают за страстями издалека, просматривая сериалы. Их моральные ориентиры ограничены, но присутствует значительная выносливость, способность работать с помощью физической силы. Эволюция почти всех за редкими исключениями начинается с такого уровня.

Есть и такие, которых называют «люди-дети», им присущ интерес к познанию, а также озадачивает вопрос: как развить в себе способность к переходу на более высокий этап. Подобные настроены изучать мир, чтобы еще активнее потреблять его блага. Такое духовное развитие ограничивается недостаточностью способности концентрироваться, усидчивости. Выработанные ценные идеи обречены на то, что их авторы не могут их реализовать до конца.

Человек ищущий

Среди типов людей, способных на начинания в пределах того или иного пути достижения цели редко встречаются те, которые могут сосредоточиться на одном деле. Они хотят все перепробовать, успеть это на протяжении жизни. Иногда такие индивидуумы превращаются в рабов своих развлечений, не приобретая в этом самостоятельности. Кто-то делает их бытие интересным, отчего они впадают в зависимость, зачастую скучая или доводя себя до депрессии.

парень смотрит на свечу

Чтобы не стать жертвой тех или иных дурных привычек, каждый может заняться поиском пути перехода на следующий этап. Хотя многие остаются на таком уровне. Но если потенциал человека потребует большего, мир заставит его эволюционировать дальше. Как развить в себе способность для перехода на следующую ступень, подскажет целеустремленность. Проявив амбиции и реализовав работоспособность, личность начинает изучать окружающий мир, методы управления им.


Человек, обретший знания

Образованный человек иногда употребляет слово «статус». Наличие культуры личности в процессе самосовершенствования включает осознание своих достижений. Некоторые стремятся оставить в истории свой след или задать высокий уровень потомству. Двигаясь вертикально, подобные индивидуумы учатся использовать тех, кто ниже их по развитию. Но найдутся те, кто стоит на более высокой ступени и знакомы с их ситуацией. Может возникнуть взаимный конфликт по поводу бездарной растраты отпущенного времени.

У подобных людей отмечается требовательность к себе. Нравственное воспитание, как основа, помогает им осознавать такие достижения, как преодоление животного начала. Но не все из них пришли к вере в Бога, зная, что у человека есть возможность «поворачивать вспять реки». Подобная природа вещей открывается им в конце данного этапа. Они начинают изучать правила общения с высшими силами, методы применения культуры личности в этом процессе. Осознав, что достигли предела собственных возможностей, такие индивидуумы иногда меняют сферу деятельности. Но могут также начать уничтожать себя наркотиками, экстремизмом, азартными играми. Возможна и эволюция на следующий этап.


Человек применяющий знания

Данный уровень, как и два предыдущих, можно назвать переходным при реализации культуры личности в саморазвитии. Люди начинают осознавать Бога в душе, воспитывают в себе смирение, получая некоторое удовольствие от наличия у каждого собственной судьбы. При этом человек может сформировать мировоззрение, согласно которому социум не влияет на него. Ведь есть всевышний разум и лишь он обладает властью. Такой индивидуум обладает простотой и мудростью, помогает активизировать духовность у людей, стоящих на низшем уровне развития. В пределах данного этапа выделяют три типа.

  1. Смиряющие свое эго.
  2. Теряющие в некоторый момент все имеющееся для полного устранения самолюбия, так как оно им более не помогает. Формирование духовной культуры личности таким путем может привести к реальной свободе. Но важно также не допустить длительного ощущения потери или снижения уровня.
  3. Пройдя этап «обнуления», индивидуум находит свою жизненную дорогу, устанавливая собственные контакты и виды деятельности.

Считается, что применяя знания, человек и Вселенная работают друг на друга. От такой личности исходит ясность и мудрость. На следующем этапе вновь активизируется воля.

Человек просветленный


Моментами у индивидуума могут возникнуть опасения, что он возвращается на пройденные этапы. Но дух предоставляет ему энергию, достаточную для изменения окружения и решения задач. При этом личность полностью подчиняется мыслеформе (духовности). Высшее «Я» имеет с ней совпадающие желания. Под влиянием просветленного люди начинают осознавать свое предназначение. При дальнейшем развитии цель существования заключается в подобном воздействии. Высшие духовности помогают нижестоящим уровням пройти с пользой все этапы.

человек просветленный

Необходимость духовного развития в современном обществе

Культура отдельной личности — это присутствие духовного мира, который в разной степени имеется у каждого. Его характеристики связаны с помыслами, желаниями и целеустремлениями. А также определяются деятельностью, творческой реализацией, возможностью предлагать идеи, создавать правила и улучшать мир. Формирование нравственной культуры личности, как и духовной, основывается на соответствующих ценностях. В их числе традиции, обычаи и законы, которым все подчиняются. Групповое сознание обладает возможностями, которые не стоит недооценивать.

Даже если некто не хочет подчиняться условностям, ему придется с ними считаться. Формирование духовной культуры каждой личности в современном обществе складывается в сознание, присущее всему социуму.


о находит выражение в политике, области правовых отношений, нравах, науке и искусстве. Проявляется уровень коллективной духовности. Формирование нравственной культуры личности, а также духовной в совокупности приводят к созданию норм поведения, эталонов. Задаваясь вопросом, как развить свою волю и дух, человек обращается к разуму, коллективная форма которого ориентируется на вечные ценности. Это основа любой культуры.

Источник: myself-development.ru

Развитие духовной культуры личности современного школьника

Одной из актуальных проблем образования на современном этапе является развитие духовной культуры личности в ходе управления педагогическим процессом. В этом случае педагог должен учитывать потребность в свободе самореализации ребенка. Под потребностью в свободе самореализации, прежде всего, понимается свобода выбора форм жизнедеятельности, цели и способов ее достижения, направлений и сфер существования. Свобода самореализации ребенка связана с его возможностями и склонностями. Ребенок полностью открывает себя только в условиях, отвечающих его склонностям. И именно в таких условиях рождается Личность.

        Развитие духовности и нравственности человека происходит под влиянием разных факторов. К ним, согласно классификации К.В. Макаровой [10], относятся социально-средовые, деятельностно-духовные и личностные смысловые.

        Социально-средовые факторы духовно-нравственного становления в авторской трактовке образуются уровнем культуры, в которой личность развивается. Под культурой имеется в виду, с одной стороны, человеческий опыт, закрепленный в мифах, легендах, ритуалах и обычаях, с другой стороны, – ценностные ориентации семьи и нормы ее морали.

        Опираясь на концепцию Л.С. Выготского, уровень культуры общества (и семьи как мини-общества) и духовные способности человека взаимосвязаны и взаимообусловлены.   Только приобщаясь к культуре, можно достичь понимания общечеловеческих ценностей и расширить диапазон собственного морального сознания, регулирующего проявление собственных психических функций.

        Деятельностно-духовные факторы духовно-нравственного развития представляют собой определенные виды деятельности. Таковыми обозначаются игра, учебная деятельность и искусство [18].

        Духовным фактором развития является и трудовая деятельность, если в ней реализуются духовные потребности и ценности личности. Как отмечает К.В. Макарова, мотивация трудовой деятельности может привести человека в определенное духовное состояние и влиять на качество способностей [10]. Духовные ценности определяют личностную точку зрения на цель, содержание и результаты труда, способствуют формированию личностного смысла. Искусство тоже может являться духовным фактором развития, т.к. оно представляет собой деятельность по освоению личностного смысла различными средствами. Если переживания людей при восприятии произведений искусства совпадают с направленностью переживаний автора, то они могут влиять на качество проявляемой духовной способности.

        Личностно-смысловые духовные факторы, в ее трактовке, обеспечивая оценку и выбор формы поведения, характеризуют внутренний мир человека. К ним относятся: моральное сознание, поступок, совесть и эмоциональные переживания.

        В трактовке И.В. Михалец [12], факторы развития духовно-нравственных отношений делятся на две основные группы – внутренние (потребность личности в общении, самопознании и самосовершенствовании; интерес к своему внутреннему миру, к личностному своеобразию, опыту, знаниям, интеллекту других людей) и внешние (психолого-педагогические условия развития духовно-нравственных отношений) факторы развития [12].

Очевидно, что обозначенные факторы обладают вариативностью воздействия на каждого конкретного человека. Возможностями по их оптимизации обладает педагогическое воздействие.

        Рассматривая систему образовательных воздействий, классики педагогики выделяли в ее составе приоритетность именно духовно-нравственного развития личности. Согласно позиции К.Д. Ушинского, влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы разными познаниями и разъяснение каждому его личных интересов. П.Ф. Каптерев был убежден, что прогресс в знаниях и умственном развитии без прогресса в добрых нравах, духовности и нравственности есть регресс. И.А. Ильин отстаивал мысль о том, что образование в отрыве от духа, совести, веры и характера не формирует человека, а разнуздывает и портит его, ибо оно дает в его распоряжение жизненно выгодные возможности, технические умения, которыми он, бездуховный и бессовестный, безверный и бесхарактерный начинает злоупотреблять. В.А. Сухомлинский считал нравственно-духовное развитие системообразующим фактором образования.

        В современной педагогической науке получили широкое распространение теории духовно-нравственного воспитания как результата приобщения к общечеловеческим ценностям (Беляева В.А., Кульневич С.В., Сластенин В.А., Смирнов Л.М. и др.). Если духовная сторона воспитания до недавнего времени выпадала из поля внимания, то его нравственные аспекты получили определенное развитие. Попадая в поле исследовательских интересов, нравственное воспитание рассматривается как: целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества (Баранов С.П., Болотина Л.Р., Комарова Т.С.); процесс формирования морального сознания, нравственных чувств и привычек нравственного поведения ( Водзинский Д.И., Запорожец А.В., Маркова Т.А., Нечаева В.Г.); развитие и формирование нравственных качеств личности (Бениаминов М.В., Бондаревская Е.В., Козлова С.А., Куликова Т.А.).

        Интегрируя изученные наработки, можно говорить о том, что духовно-нравственное воспитание должно включать в себя не только знание индивидом определенного набора духовно-нравственных норм, но и превращение их в личностные ценности, позволяющие осуществлять саморегуляцию поведения, результатом которой становится общественно значимый моральный выбор, основанный на единстве внешнего поступка и внутренней рефлексии.

Наибольшие возможности самореализации содержит в себе творческая деятельность ребенка. К творческой деятельности относят такую деятельность человека, которая, перерабатывая прежний опыт человека, создает нечто новое, прежде неизвестное. Основу творческой деятельности составляют воображение и фантазия.

Развитие воображения и фантазии — одна из основных задач художественного образования, помогающая формировать художественную культуру личности ребенка, умение поддерживать и обновлять культуру своей страны, постоянно совершенствуясь как личность.

Чтобы ребенок научился творчески мыслить, важно, как можно больше знакомить его с богатым наследием искусства и опытом человечества. Для этого необходим процесс переживания и сопереживания, что можно добиться средствами изобразительного искусства, литературы и музыки. Знакомство с богатством мировой культуры и искусства также является одним из важных путей формирования духовной культуры личности. Однако, высоко оценивая роль эстетического восприятия, нельзя забывать и о важности изобразительных умений и навыков в развитии творческих способностей ребенка. Так, овладение рисованием можно рассматривать как овладение одним из средств культурного развития личности, которое ведет к обогащению и перестройке психических свойств ребенка и оказывает существенное влияние на целостное формирование личности.

Художественно-эстетическая среда рождает в ребенке восприятие красоты, умение демонстрировать свое творчество, сравнивать его с эталонами; дает возможность включения в общую творческую среду, требуя от ребенка осознания красоты окружающей действительности. Помимо этого, социальная среда устанавливает взаимосвязь искусства с окружающей действительностью, обеспечивает использование продуктов творчества в жизни общества, его исторических процессах. Своими рисунками ребенок без определенного намерения отражает идеологическую и культурную направленность общества, окружающего его. Находясь в поиске внутреннего содержания собственного мира, ребенок присваивает ценности, свойственные той стране, тому региону, где он живет. Отсюда и возрастающий интерес к национальной культуре, способной значительно повысить духовный потенциал личности ребенка.

Важно правильно выбрать развивающую среду, найти такие методы и формы, которые помогли бы ребенку раскрыть себя как творческую личность. Но самое главное состоит в том, что учитель всегда должен развиваться вместе с ребенком, превосходить его уровень и быть постоянно в творческом поиске. Педагог, обучая учеников творить, сам, прежде всего, должен быть Творцом, уметь нетрадиционно мыслить и находить нестандартные способы решения проблем. Деятельность педагога — это его развитие и саморазвитие, поступательное движение вперед, повышение квалификации, поиск нового и совершенствование старого. Когда эти качества объединяются в педагоге, то значит, он состоялся как Личность, он может и должен вести детей вперед.

Образцы музыкальных произведений, литературы, живописи, архитектуры и т. д. – это отражение  многовекового стремления наших предков к красоте, идеалу, мудрости. Таким образом, рождая систему ценностной ориентации человека, духовная культура полностью оправдывает свою изначальную трактовку – «возделывание». Личность, которая старается формировать себя в процессе созидательной деятельности, облагораживая свой облик, воспитывая свою сущность,  «возделывает», окультуривает своё «Я». Причём стоит заметить, что произведения искусства оказывают влияние не только на область человеческих чувств, они одновременно воздействуют и на сознание человека, целостно преобразуя его. Диадность проявляется в характере общения личности и культуры, в двустороннем их взаимодействии

Естественно, что материальная культура тоже будет формировать личность, но с точки зрения утилитарной, материальной сферы (предметы быта, одежда, место обитания др.).

В 19 веке известный скульптор М. Антокольский утверждал: «Посредством искусства мы выражаем свои чувства любви, горести и радости, под звуки музыки мы смелее идём к победе, под те же звуки оплакиваем падших героев. Искусство украшает храмы, оно учит нас лучше молиться, сильнее любить Бога и чувствовать чувства других. Искусство … – это выразитель и толкователь человеческой души, посредник между Богом и человеком. Искусство говорит яснее, конкретнее, красивее то, что каждый хотел бы сказать, да не может. Искусство подобно путеводной звезде, освещающей путь тем, кто стремится вперёд, к свету…» [11, с. 227].

Искусство воспитывает, просвещает, даёт возможность познать мир через его образное выражение в слове, в звуке, в цвете, а вслед за этим и создать свой образ мира, который априори не сможет вмещать разрушающих понятий. Культурный человек – это не тот человек, которого приучают к духовным ценностям насильно, но это личность, которая получает от этого общения радость, ощущает полноту бытия, радуется гармонии своего «я» и мира, черпая духовную энергию из полотен живописцев, поэтических строк, созданий скульпторов. «Художник, творец искусства, обращается сначала к сердцу человека. Произведения искусства всегда несут в себе переживания творца, его взгляд на мир, на своё место в нём. Поэтому так велика сила воздействия искусства на людей: оно пробуждает в человеке ответное чувство» [2, с. 4].  

Искусство, выстроенное по законам добра и красоты, очищает, просветляет, открывает новые горизонты. Именно обращение к искусству становится импульсом к сотворчеству, причиной зарождения желания создать что-то своё, неповторимое – и личность расцветает, становится уникальной.  Например, художник М. Сарьян замечал: «Каждый из них (живописцев – прим. автора) – это цельный мир, цельное восприятие мира. Это цвет, свет, тень, перспектива, музыка, через которые видит художник мир. Но на что был бы похож мир, если бы на земном шаре возник лишь один тип цивилизации и один тип живописи. Искусство любит многообразие, как с исторической, так и с национальной точки зрения» [8, с. 5–6].

Именно  благодаря вовлечению в мир искусства  личность обогащает свой мир, выбирает созидательную деятельность, ощущает полноту бытия. Искусство помогает просвещению, ведь с помощью него многие скучные вещи становятся яснее и ярче.

Каждый вид искусства играет свою роль в формировании духовной культуры личности.

Живопись. Потрясения от преобразованного художником мира могут быть для личности очень глобальными, поворотными. С одной стороны, личность получает эстетический урок. Представления о том, что такое красота или уродство, а, следовательно, формирование своего образа жизни, его эстетической базы – вот что главное в общении с произведениями живописи. Эстетическая функция искусства, живописи особенно, помогает находить верные пути в жизни, во многом опираясь не на некие нормативные документы или публицистические воззвания, а на эмоциональные порывы души. Сколько нюансов чувств можем мы открыть в себе, любуясь полотнами импрессионистов, сколько тайного познать, изучая историю жанра портрета, какой оригинальной трактовкой мира обогатить своё видение реальности, рассматривая картины авангардистов! Интересно отметить, возможно, большинство произведений искусства, оставшихся в веках как классика, – это те произведения, которые содержат гуманистические идеалы, эстетические порывы.

«Любите живопись, поэты!

Лишь ей, единственной, дано

Души изменчивой приметы

Переносить на полотно» [7].

С другой стороны, при «общении» с миром художника через его произведения, человек получает и нравственный урок, который может проникнуть в индивидуальную человеческую психику, вторгаясь в границы сформированного субъективного образа мира личности. Иллюстративен в этом случае пример с эпизодом из жизни Ф. М. Достоевского, который увидел картину «Мертвый Христос в гробу» кисти Ганса Гольбейна Младшего. Она произвела на писателя неизгладимое впечатление [6]. Впоследствии ошеломительное впечатление от картины передаст его герой в романе «Идиот»: « – Да это… это копия с Ганса Гольбейна, – сказал князь, успев разглядеть картину, – и хоть я знаток небольшой, но, кажется, отличная копия. Я эту картину за границей видел, и забыть не могу…

– А на эту картину я люблю смотреть, – пробормотал, помолчав, Рогожин…

– На эту картину! – вскричал вдруг князь, под впечатлением внезапной мысли, – на эту картину! Да от этой картины у иного ещё вера может пропасть!». Что так поразило русского гения? Есть много точек зрения. Одна из них – детальная прорисовка художником черт умершего человека на портрете вопреки тому, что Иисус должен ожить, но если присмотреться, то можно увидеть напряжённый палец, будто поднимающий тело Христа над поверхностью. А иначе и быть не могло. Вера в воскрешение, подтверждённая даже столь безысходной картиной, восторжествовала.

Итак, живопись формирует эстетические представления человека о мире, обогащает личность эмоционально, воздействует на её нравственные основы.

Литература. Потрясения от произведений искусства основ человеческой личности заставляют говорить чуть ли не о магическом воздействии духовной культуры на человека. Она преобразует его мир, активирует познавательные, эмоциональные способности, раскрепощает духовные силы. Здесь нужно говорить об ответственности творца перед читателем, зрителем его «текстов», ведь идеи, заложенные в образах, воспринимаются и усваиваются лучше, доступнее.

Особое место в формировании личности принадлежит литературе как искусству слова:

«Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать и предать, и купить,

Слово можно в разящий свинец перелить» [17].

Литература влияет на личность комплексно: здесь и ценностно-ориентированное, и эстетическое, и познавательное, и даже жизнетворящее влияние.  Так, например, спасение в литературе находит и известный русский писатель В. Шаламов, который, находясь в лагере на Колыме, писал Б. Пастернаку:

«…И каждый вечер в удивленье,

Что до сих пор ещё живой,

Я повторял стихотворенья

И снова слышал голос твой.

И я шептал их как молитвы,

Их почитал живой водой,

И образком, хранящим в битве,

И путеводною звездой.

Они единственною связью

С иною жизнью были там,

Где мир душил житейской грязью

И смерть ходила по пятам …» [16, с. 74].

Спасая и оберегая, ориентируя и заставляя мыслить и тонко чувствовать, литературные произведения подчас выстраивают и модель поведения, образ жизни. Как не вспомнить здесь личностное восприятие М. И. Цветаевой А. С. Пушкина и его «Капитанской дочки» в её статье «Мой Пушкин». А вот её впечатление-программа от «Евгения Онегина»: «Многое определил во мне «Евгений Онегин». Если я потом всю жизнь по сей последний день всегда первая писала, первая протягивала руку – и руки, не страшась суда, – то только потому, что на заре моих дней, лежащая Татьяна в книге, при свечке, с растрёпанной и переброшенной через грудь косой, это на моих глазах сделала… И если я потом, когда уходили (всегда – уходили), не только не протягивала вслед рук, а головы не оборачивала, то только потому, что тогда, в саду, Татьяна застыла статуей…. Урок смелости. Урок гордости. Урок верности. Урок судьбы. Урок одиночества» [15, с. 43].

Благодаря тому, что литературные произведения преобразуют окружающую действительность в некий новый авторский мир, личность, обращаясь к искусству слова, обогащает своё видение, получает новое наполнение информационного поля. Эта информация обладает ценностно-ориентированной, эстетической функцией. Кроме того,  литература имеет и психологическое воздействие на читателя в плане помощи выстраивания им  определённого шаблона поведения, образа мышления.

Но надо отметить и ещё одно немаловажное назначение искусства – его способствование переживать моменты, эмоции, которые в реальной жизни могут быть человеку не даны. И тогда искусство становится опытом того, что не случилось, не произошло, но, например, пережито через слово.

Итак, роль искусства в формировании духовной культуры личности велика. Она и импульс  к познанию нового, к творчеству, и способ формирования ценностно-ориентационных критериев, и способ воспитания, общения, и возможность получить эстетическое наслаждение, привить вкус, реализоваться как неповторимая личность, выстроить свой образ мира, возможность пережить непережитое, испытать то, что не случилось  и,  наконец, спастись в переживаемом настоящем.

Музыка – как вид искусства имеет существенную особенность в ярко выраженном эмоциональном характере воздействия. Музыка не учит и тем более не поучает, а предлагает модели эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира. Определяющий фактор в музыкальном искусстве – его гуманистическая направленность, присвоение личностью извечных человеческих ценностей – любви, красоты, добра, достоинства, жизнелюбия.

Музыка – предмет и источник духовного общения, совершенствования. Огромна ее роль в передаче народных, национальных ценностей и патриотических традиций. И, наконец, весьма важная особенность этого вида искусства – возможность эмоционально воздействовать на человека в самом раннем возрасте, когда воспринять живопись и книгу он еще не может.

Следует отметить, что ориентировать ребенка на специальное музыкальное образование, без достаточных на то оснований, нет необходимости, так как обществу нужны не только хорошие исполнители, но и хорошие слушатели. Поэтому упор делается на общее музыкально-эстетическое воспитание и развитие детей путем взаимодействия семьи и школы. “Хорошие родители важнее хороших педагогов”, – говорил Г. Нейгауз, имея в виду, что самые лучшие педагоги будут бессильны, если родители равнодушны к музыке и музыкальному воспитанию своих детей. Именно поэтому, привлекая родителей к участию в самых различных мероприятиях, посвященных государственным или народным праздникам, мы стремимся сделать родителей единомышленниками в приобщении ребенка к истории своего государства, народа через искусство.

Развитие личности является одной из основных целей образования и проходит не спонтанно, а в результате педагогического управления. Основой для целеполагающей деятельности учителей должна стать свобода самореализации ребенка, которая связана с потребностями и возможностями школьников.

Под потребностью в свободе самореализации своих сущностных сил понимается — свобода выбора формы жизнедеятельности, цели и способов ее достижения, направлений и сфер существования. Значительно больше возможностей самореализации представляет творческая деятельность.

Творческой деятельностью называют такую деятельность человека, которая создает нечто новое. Человеческий мозг способен комбинировать, творчески перерабатывать прежний опыт человека и создавать из элементов этого прежнего опыта нечто новое, прежде неизвестное.

Таким образом, деятельность человека можно разделить на два вида: воспроизводящую, связанную с опытом и памятью человека, и комбинирующую, связанную не с воспроизведением имеющихся в памяти образов, а с созданием новых образов на основе их комбинации. Именно вторую деятельность, основанную на комбинирующей способности нашего мозга, психология называет воображением или фантазией, она и составляет основу творческой деятельности человека.

Ребенок многое узнает через культуру. Центральное место в культуре занимает искусство.

Искусство обладает особыми возможностями эмоционально-образного воздействия на человека, способствует развитию всех сторон личности.

Источник: nsportal.ru

                                ДУХОВНАЯ  КУЛЬТУРА  ЧЕЛОВЕКА — ОСНОВА  НОВОЙ  ЖИЗНИ.
(к Конференции, прошедшей в г. Барнауле12-13 апреля 2014гпо теме:«Перспективы развития и проблемы сохранения самобытности культуры XXI века: ВЗГЛЯД с АЛТАЯ»).

       Выскажу наше видение и понимание Культуры в Жизни Человека, основываясь на Истине Мироздания и Учении Жизни Человека, которое говорит, что Истинная Культура Человека есть Духовная составляющая его Души и тела и неразрывно связана с Человеком.
Н.К. Рерих по вопросу Культуры говорил и писал так:
«Культура есть почитание Света. Культура есть любовь к человеку. Культура есть благоухание, сочетание жизни и Красоты. Культура есть синтез возвышенных и утонченных достижений. Культура есть оружие Света. Культура есть спасение. Культура есть двигатель. Культура есть Сердце».
     Все статьи Н.К.Рериха о Культуре и поныне актуальны как никогда. Перечитывая их вновь и вновь, и сравнивая с культурой Человека 21 века, находишь всё те же искажения и лжетолкования этого светлого слова, которыми Человек прикрывал своё лицемерие и двойственность и в те времена.В 2014 году, ровно 90 лет назад, Человек получил Весть об Очищенном Учении Христа — Учение Живой Этики, в котором одним из фундаментальных вопросов Развития и Духовной Эволюции Человека изложен и вопрос о Духовной Культуре – Культуре Сердца Человека. Именно размышления о Духовной Культуре предопределят обсуждение, нахождение форм и рассмотрение вопросов, которые помогут поднять качество этой Культуры, и подтолкнут каждого Истинно желающего взрастить в самом себе Культуру Сердца к размышлению над своей Жизнью, своими мыслями, желаниями, эмоциями, делами и поступками. Именно они, во всём своём многообразии, претворяясь в конкретные дела Человека, и преобразят Культуру Человечества, которая создаст новую Духовную Цивилизацию, и которая будет производной от Культуры каждого отдельного Человека. Попытки реанимировать старое понятие культуры, которое в корне отличается от Истинного, данного в Учении Жизни, и привязать к нему динамично развивающуюся Жизнь Человека, будет нецелесообразно и несоизмеримо.

Культура Человека и её качества складываются и развиваются из Мировоззрения Человека и применения в его Жизни имеющихся Знаний, как о самом Человеке, так и о Вселенной. От применения в Жизнь Человека имеющихся Знаний Культура развивается в нём, его же руками и ногами. Каковы Знания Человека о Мироздании, о своем предназначении, каково их осмысливание и применение этих осмысленных Знаний в Жизнь, такая и будет Человеком взращиваться в себе Культура. Знания об Истинной Культуре, которая является Духовной Культурой Сердца Человека, даны через привнесение Очищенных Знаний о Мироздании, строении Космоса и Человека. Как эталон для каждого в Жизни, эта Духовная Культура представлена в Жизни, Творчестве и Духовном наследии семьи Рерихов.
На основании этих Знаний видится искажение всех морально – этических норм Жизни Человека, которые образованием лжекультуры, лжеморали, лжеистины, и предопределили создание техногенной цивилизации, ведущей к разрушению среды обитания и самоуничтожению Человека.
Единственной основой, могущей остановить Человека на этом разрушающем пути, по Учению Жизни, должна стать Культура Человека, очищенная от всего наносного и взращённая им самим в самом себе. Вся дальнейшая деятельность, Жизнь и Эволюция Человека будет определяться, качеством этой Духовной Культуры, которую каждый воплощённый по своему сознанию должен сначала развить в себе, и которая, трансформируясь в его мысли, желания, эмоции, дела и поступки начнёт преображать его же Жизнь.
Какие сегодня не рассматривай вопросы Жизни Человека, в том числе и вопросы Культуры, её роль и взаимодействии с другими составляющими Жизни, всегда Человек будет упираться в самого себя. В свой опыт, своё Мировоззрение, Разум и сознание, которое у каждого своё и видит Жизнь своими глазами. Отсюда многообразие, искажение и несоизмеримость понятий и предназначений Культуры.
Для развития и принятия Энергий Учения Жизни, сознание Человека должно сначала очиститься от своих догм и закостенелых формул, очистится от дурмана культуропитейства и табака, так как это те наркотики, употребление которых затуманивает сознание и мешают его развитию и правильному восприятию действительности Жизни. Только затем, по созвучию, притянутся соответствующие Знания Учения Жизни, которые войдя в сознание, и осознанные, могут начать претворяться в Жизнь руками и ногами Человека.
Необходимо также сказать о таком состоянии сознания, как сосредоточение его на механических упражнениях для овладения магией и мистицизмом, для выхода в астральный план, для общения со всевозможными своими «гуру». Эти проявления вновь набирают силу, пропагандируются и внедряются в сознания тех, кто желает без собственных усилий приобрести свою «духовность» и развить такую культуру.
Только сознание, очищенное от употребления алкоголя, табака, от стереотипов и догм сообразно своим Энергиям начнёт притягивать и открывать для себя новые Знания и у каждого проявится свой путь развития Сердца. Также определяться и свои вехи развития Истинной Культуры для каждого Человека. Какие они видятся нашим сознанием, для нас в соответствии с Учением Живой Этики?

— равенство Мужского и Женского Начал, в соответствии с предназначением, наполненное соответствующими Энергиями, которыми живёт каждый Мужчина и Женщина, а они разные. Взаимодействие этих энергий создадут батарею Мужского и Женского начал;
— выполнение предназначения Начал – Мужское претворяющее, Женское вдохновляющее и направляющее (но не руководящее). Выполнение не «своего» Жизненного предназначения, влечёт искажение сознания и Энергетики всех планов Человека и как результат, их разбалансировку с последующим заболеванием и болезнями физического тела;
— создание Семейного союза Мужчины и Женщины, то есть создание полярной батареи, которая дополнительно притянет соответствующие энергии и даст развитие, как Семье, так и каждому в ней живущему, включая и детей. Отсутствие Семейного Союза практически останавливает Духовное развитие Человека, так как отсутствует пара противоположностей. А Мужчина и Женщина, при их совместном проживании в рамках закона государства «О Семье»и есть пара противоположностей.
-вначале в Семье, начнётся создание Духовной Культуры каждого члена семьи, во всём своём многообразии, качество которой будет подниматься, и развиваться в зависимости от устремления и расширения сознания, а также от осознания канона «Господом Твоим»;
— затем качество этой Культуры начнёт проявляться в Человеке Терпением, Уважением, Доброжелательностью, Терпимостью,Честностью, Искренностью, Порядочностью и т.д. перечислять можно до беспредельности, по отношению к своей половинке, а затем и ко всем окружающим;
— развитие качеств Культуры начнёт подпитывать Человека Энергиями высших порядков, что будет способствовать дальнейшему расширению сознания, преобразованию и исцелению физического тела Человека, развитию в нём разнообразного Творчества;
— немалая доля этих энергий будет передаваться через Женщину, вдохновляющего Мужчину, для его претворяющей деятельности, а Она будет подпитываться от Энергий Мужчины, получая созвучные потоки, а это возможно только в Духовном Семейном Союзе, где ей уготована Эволюцией ответственная роль, о которой говорит Учение:
«Женщина настоящей расы приближается к высшей точке в идущем Цикле, и каждая женщина, которая поможет спасти мужчину от его низшего “я” тем, что она сама не будет уступать соблазнам, которые и ее низшая природа будет ставить на ее пути, и таким образом утверждая существование высшей фазы жизни, эта женщина сделает больше для спасения расы, к которой они оба принадлежат, нежели любой мужчина, как бы ни был он велик, может сделать в идущем Цикле. Грядущая эпоха будет эпохой женщины и потому, именно, женщина будет призвана, в конце концов, к суровой ответственности за безнравственность нашего века больше, нежели мужчина. Грядущее время приносит великую возможность для женщины, потому Я снова обращаюсь к вам, дочери Света, молитесь, чтобы Бог, который внутри вас, помог вам сохранить чистоту…».
В этом и заключается Величие и Подвиг Женщины, а не в иллюзорных руководящих действиях, энергии которых не созвучны энергиям Жизни каждой Женщины и которые несут ей только разрушение. Так как происходит мускулизация Женщины, начиная с её внутреннего Мира- потеря женственности, мягкости, доброты, сочувствия, сострадания, в ней меняется всё — от тембра и интонации голоса до походки и переустройства организма. Развиваются мужские черты характера и стереотипы мужского поведения в Жизни, которые начинают проявляться в каждом действии. Осознание этого каждой Женщиной, особенно прикоснувшейся к Учению, и смена ею ориентира своей Жизни в соответствии с этим и другими Указами Учения, поможет ей открыть своё Сердца для развития в нём Духовной Культуры.
— эти Культурные качества Сердца, как Мужчины, так и Женщины, с их развитием, начнут проявляться и внедряться в мысли, желания, эмоции, в дела и поступки, привносится во все общения и встречи вне Семьи;
— в соответствии развивающегося Творчества и Духовной Культуры Человека, будут притягиваться созвучные его Новой Жизни Энергии, и возникать новые возможности Жизни Семьи. Они будут новыми ступеньками для устремлённого и расширяющегося сознания и новыми ступеньками для роста Духовной Культуры;
-всё это станет возможно только тогда, когда Истинная Культура Человека начнёт проявляться в действии, которое является двигателем, как Духовного Развития Человека, так и всей его Жизни;
-в соответствии с этим всегда перед Человеком будет вставать вопрос о целесообразности и соизмеримости того или иного его действия, того или иного поступка. На этот вопрос каждый отвечает опять сообразно своему сознанию, опыту Жизни и Мотивам, с которыми он подходит к решению того или иного вопроса, к организации того или иного действия;
— если действие Жизни Человека несоизмеримо и нецелесообразно по Законам Мироздания и Учения Жизни Человека, как бы он не старался, какими бы он не прикрывался словами, положительного результата не будет. Его не будет ни в таком действии, ни во всей дальнейшей Жизни Человека, ни в физическом и Духовном здоровье, если эта Жизнь состоит из нецелесообразных и несоизмеримых действий. От другого Человека, свой мотив мысли, желания, эмоции, дела и поступка можно легко при желании скрыть, от Владык Кармы не скрыться.Они, по всей справедливости, воздадут за тот мотив, с которым Человек подошёл к тому или иному делу;
-и наоборот, если действия Жизни Человека соизмеримы и целесообразны, при их реализации не возникает никаких противодействий или негативных последствий, как во время реализации, так и после конкретных действий. Дополнительно в жизни такого Человека откроются разнообразные грани Творчества, улучшится физическое состояние тела, а новые данные возможности будут способствовать дальнейшему развитию Духовной Культуры Сердца.
Вот и получается, что воспитать в Человеке его Культуру Сердца доступно только самому Человеку, и никому другому, и никакие наставления, лозунги и программы этого не сделают. Соответственно должны измениться и существующие ныне формы воздействия на сознание Человека, с тем, чтобы увлечь и заинтересовать его в создании своей Культуры Сердца. А увлечь можно только одним. Учение о Жизни Человека так говорит о всех Человеческих делах:
…И самое основное, самое главное, что нужно начертать огнем в сердце, это: «Все дела значительны, но превыше их Учение, ибо из него дела рождаются…
Не будет изучения, осознания и применения Учения в Жизнь Человека, не будет и дел, которые будут целесообразны и соизмеримы. Не будет понимания того, что Высшим Судьёй всех дел и поступков в Жизни Человека должна стать Истина Учения, и никто другой. И одной из самых важных форм, способствующих воспитанию Культуры Сердца,будет являться изучение и применение Учения в Жизнь Человека, во всём своём многообразии.
Нынешняя созданная техногенная цивилизация есть результат действий искажённой культуры Человека, а этими действиями руководят его мысли, желания и эмоции, в которых она присутствует. Не изменив Человека, не взрастив в нём Культуру Сердца, которая и является Истинной Культурой каждого Человека, не удастся изменить его мысли, желания и эмоции, дела и поступки. Соответственно этому, без Культуры Сердца никакую другую, новую цивилизацию не построит, также как и существующую ныне, не преобразить.
Это что касается воспитания Человеком в самом себе Культуры Сердца и её развития, которая как и Жизнь беспредельна в своём многообразии. Несколько слов о взаимодействии религии, науки и философии, которые, как и в Мире, так и в каждом Человеке, на наш взгляд, являются основными тремя «китами», на которых «восседает» его Культуры. И от того какие Знания имеет Человек об этих трёх «китах», такова его Культура и Жизнь. И вновь приходится возвращаться к Человеку, который работает в каждом из этих образований, и которые имеются в каждом государстве нынешней цивилизации. Не останавливаясь на множестве извращений и искажений, которые сейчас творит Человек, работающий в этих образованиях, и которые превратились в орудия Духовного порабощения его же, хочется сказать следующее:
— Человек, работающий в религиозной сфере, и взрастивший в себе Истинную Культуру Сердца, осознает, что «Нет религии выше Истины» и приложит все свои силы, опыт и знания для проповеди Истины и пересмотра искажённых догм своей религии.
— Человек, работающий в научной сфере, и также взрастивший в себе свою Истинную Культуру Сердца, осознает, что наука, это научное исследование, обоснование и применение той же Истины для создания соответствующих материальных средств для Жизни Человека на основах этой Истины, во всём своём многообразии. Эти материальные средства не должны быть направлены как на уничтожение Человека, так и на уничтожение его среды обитания.
— Человек, работающий в философской сфере, с Истинной Культурой Сердца, перестанет создавать новые и отбросит все созданные им философские доктрины о «…кратиях» и «…измах», и возьмёт за основу всех своих дальнейших философских размышлений и заключений только одну — Истинную. Доктрину, по которой Живёт, Развивается, Эволюционирует Мироздание и Космос – эта доктрина Иерархии и «Власти – как Жертвы». Развивая эту доктрину в соответствии с Истиной, он разовьёт философскую базу в этом направлении и укажет чёткие пути эволюции и Жизни Человека, начиная с создания Иерархии в разнополой, гармоничной семье, Иерархии общественных образований и заканчивая созданием Иерархической структуры государства. В дальнейшем, на этом фундаменте, в своё время начнут создаваться и развиваться Истинные Общины и Кооперативы новой России, это о них говорит Учение Живой Этики.
Только так, на осмыслении, познании, исследовании и применении общей составляющей для религии, науки и философии – данной через семью Рерихов Истины Мироздания, с последующим слиянием и трансформацией накопленных знаний и опыта в синтез, начнёт восходить Солнце Духовной Культуры России.И только тогда, Духовная Культура, замкнув в общий свой круг новые — религию, науку и философию, начнёт преобразовывать техногенную цивилизация в цивилизацию Духовно – экологическую. Сейчас о необходимости такого преобразования говорят все: и церковь, и наука, и философия, и каждая, в отдельности от других,выдвигает своё видение и свои пути этого преобразования, и каждая спорит до хрипоты с другой, желая урвать такой желанный жезл власти и управления Душой Человека.
Но это опять путь в никуда.
А Истина вновь терпеливо ждёт, когда Свободная Воля Человека и его Сознание образумятся, отбросят жажду власти и наживы, и повернут Человека к Ней лицом, для изучения, исследования и применения.
Обо всём вышесказанном в этих размышлениях говорит и Учение Жизни Человека в 14 своих книгах Мудрости Мироздания, говорит своими словами и говорит каждому прикоснувшемуся, по его сознанию. А Духовное наследие и Творческая Жизнь Гармоничной Семьи Рерихов на практике подтвердила непреходящие эти Истины, и указало каждому размышляющему и ищущему сознанию Истинный Путь его Жизни. Ключевые слова очерка Н.К.Рериха:  «Культура,так тесно связанная с Духовностью, прежде всего выражается в изысканном, многообразном творчестве» и «Культура, прежде всего, живёт в Сердце Человеческом», говорят о том, куда каждый истинно стремящийся Человек должен обратить своё внимание и где искать истоки своей Истинной Культуры. Каждому дан наглядный пример, с чего начать, как продолжать и как идти по своему пути Новой Жизни. И начало этого Пути у всех одно. В действии каждого дня своей Жизни взращивать в себе Истинную Духовную Культуру своего Сердца, которая и станет для каждого Человека незыблемой основой его Светлой, Радостной и Счастливой Жизни во всем своём многообразии и бесконечности.
Человек – Мыслящий, со Свободной Волей — вот та причина, которая должна быть исследована со всех сторон, следуя рекомендациям и указаниям Учения Жизни. Изменения этой причины в сторону Света, возможно только с помощью Культуры Сердца, которая автоматически изменит все следствия, порождаемые и совершаемые этой причиной, в сторону созидания, развития и Духовной Эволюции как каждого Человека, так каждой семьи, России, Человечества и Планеты Земля. Всё в твоих руках Человек, и развитие своей Духовной Культуры, в том числе.

                               С пожеланием Света и Любви.                10.04.14г

Источник: www.chitalnya.ru


Categories: Человек

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.