Религия – совокупность взглядов и воззрений, система верований и обрядов. Признаки религии: вера в сверхъестественное, религиозные каноны (правила и догмы) и культ (обряды, ритуалы, таинства).

Религия играет важную роль в жизни общества: объединяет нацию, создает моральные ценности, регулирует духовную сферу общества. Каждый человек согласно Конституции РФ имеет право на свободный выбор идеологии и вероисповедания (понятие «свобода совести»).

Формы религиозных верований. Примитивные религиозные верования возникли еще в первобытное время. Одной из первых форм религии был тотемизм. Тотемизм – поклонение тотему (животному или растению), который считался мифическим предком семьи или рода. В тотемизме использовалось большое количество религиозных действий. Постепенно в тотемизме начинает появляться первобытная магия (колдовство) – совершение обрядов и вера в их магические свойства. Широкое распространение в первобытной магии получил фетишизм – верование в магические свойства предметов-фетишей (амулеты, обереги). Фетишизм сохраняется во многих современных религиях, хотя и является пережитком прошлого.


Второй формой первобытных религиозных верований стал анимизм (от лат. дух, душа) – верование в душу и духов. Первобытные люди верили, что все растения и животные (в том числе и человек) имеют свою душу. Анимистические представления сохранились и до наших дней.

Третья форма – антропоморфизм (от греч. человеческая форма) – перенесение присущих человеку свойств на божества и силы природы. Ярким примером служат религиозные верования Древнего Египта. в которых боги изображались с телом человека и головами животных.

Параллельно появился политеизм (от греч. многобожие) – поклонение многим богам, имеющим конкретный облик, имя и культ. Примером политеизма является славянское язычество, религиозные верования Древней Греции, Древнего Рима, Древнего Египта.

Монотеизм (от греч. единобожие) – вера в одного бога, который является небесным царем. Одной из первых монотеистических религий стал зороастризм (VII в. до н. э.) – древнеиранская религия, создание которой приписывается мифическому пророку Заратустре. Зороастризм оказал большое влияние на христианство и иудаизм.

Позже появились национально-государственные религии, ставшие основой религиозных верований отдельных наций, например иудаизм – государственная монотеистическая религия Израиля. Черты иудаизма: вера в бога Яхве, священная книга – Талмуд, иудейская церковь – синагога. Индуизм – государственная политеистическая религия Индии. Черты индуизма: почитание бога Шивы и Вишну, учение о карме – воздаянии за поступки, многократное перерождение души.


Крупнейшими религиями современного общества являются три мировые религии: христианство (православие и католицизм), буддизм и ислам. Их объединяют следующие общие признаки: популярность во всем мире, межэтнический характер, проповедование равенства всех людей и классов.

Следующая глава >

Источник: info.wikireading.ru

Вера не есть просто знание, я же писал о знании (не познании!) Бога. Дмитрий, чтобы не погружаться в теологические дискурсии, приведу наиболее исчерпывающий ответ.

Иерей Олег Давыденков. КАТИХИЗИС
1.2. Что такое вера?

а) Прежде всего под верой понимают состояние психологической уверенности в истинности некоторых положений, которые не могут быть логически доказаны и опытно проверены.
Применительно к христианской религии вера означает уверенность в бытии Бога и духовного мира, а также в исполнении Божественных обетований.


. Павел определяет веру как
“осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом” (Евр. 11, 1).
По истолкованию “Пространного Катихизиса”, это означает
“уверенность в невидимом, как бы в видимом, в желаемом и ожидаемом, как бы в настоящем”2.
Такая вера является основанием религиозной жизни как таковой,
“ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает” (Евр. 11, 6).
б) Верой называется также и самый предмет уверенности, то есть некоторое учение, в истинности которого человек убежден. В таком значении использует слово “вера” ап. Павел, когда говорит о людях, которые “отвергли прежнюю веру” (1 Тим. 5, 12), о “невеждах в вере” (2 Тим. 3, 8). В таком смысле можно говорить о христианской, мусульманской, иудейской и другой вере.
в) Бог Библии не есть отвлеченная сущность, но живая Личность, свободно-разумное Существо, с Которым человек может вступить в непосредственное личностное общение, соединиться теснейшим внутренним союзом. Верой мы получаем доступ к Божественной благодати, верою Христос вселяется в наши сердца (Еф. 3, 17). Христианская вера изначально есть вера именно в Личность, а не в доктрину, поэтому вера христиан в принципе не может быть ограничена лишь формальным признанием истинности христианского учения. По словам выдающегося русского богослова первой половины XX в. В. Н. Лосского, “вера — не психологическое состояние”, а “онтологическая связь (то есть связь по бытию.

>— О. Д.) между человеком и Богом, связь внутренне объективная”3.
С субъективной стороны такая вера раскрывается, прежде всего, как доверие — доверие тому, что Бог открывает нам в Своем слове, доверие Промыслу Божию.
“Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность” (Рим. 4, 3).
Акт веры, совершенный Авраамом, заключался не в том, что патриарх признал бытие Божие — в этом он не сомневался и ранее, — а в том, что он доверился Богу, всецело предал себя воле Божией.
Доверие Богу, Его повелениям и обетованиям порождает в человеке желание хранить верность Богу. На низких степенях духовного развития стремление быть верным Богу может быть обусловлено страхом наказания или желанием получить награду. Однако ни страх, ни корыстный расчет не могут сообщить верности положительного нравственного основания и потому несовместимы с христианским совершенством. Таким основанием может быть только любовь как “совокупность совершенства” (Кол. 3, 14).
Бог есть любовь” (1 Ин. 4, 8; 16), и вера в Бога — Любовь по мере своего роста срастворяется любовью, любовь же побуждает хранить верность тому, кого любишь:
“Если любите Меня, соблюдите мои заповеди” (Ин. 14, 15); “кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое” (Ин. 14, 23).
В этом смысле ап. Павел говорит о “вере, действующей любовью” (Гал. 5, 6).
г) Таким образом, христианская вера не может быть сведена ни к простой уверенности в истинности христианского учения, ни к состоянию души, ни даже к личному отношению человека к Богу. Можно сказать, что вера есть, прежде всего, определенный образ жизни. С одной стороны, его содержание — стремление к богообщению, к соединению с Богом. С другой стороны, этот образ жизни непременно включает в себя твердую решимость исполнять волю Божию, привести свою жизнь в соответствие с Божественным замыслом о человеке.


Источник: azbyka.ru

Знание и вера. Вера и мнение.

Знание – объективная реальность, данная в сознание человека, которую человек в своей деятельности определяет и воспроизводит. Знание образует довольно сложную структуру, это система, которую можно представить в виде социальной памяти, за счет которой из поколение в поколение передается мастерство, опыт.

В гносеологии знание употребляется в смыслах:


1) любая познавательно — значимая адекватная информация об объекте;

2) особая познавательная единица, гносеологическая форма отношения человека к действительности, которая существует наряду с практическим отношением.

Проблему соотношения знания и мнения начали исследовать в античности.

Вера – не основанная на знании убежденность в истинности того или иного явления; уверенность в научных гипотезах, предположениях, которые в данный момент не могут быть доказаны ни теоретически, ни экспериментально.

Проблема роли веры и убеждения (мнения) в познании, соотношение их со знанием может рассматриваться прежде всего с позиций места в познавательном процессе субъективно — личностных факторов.


ромное значение этих факторов в познавательном процессе, по — видимому, не отвергает ни одна гносеологическая теория. В гносеологии признается особо важная роль субъективного фактора в достижении нового знания. Для дальнейшего развития научного познания, принятия практических решений исследователю необходима определенная уверенность в достоверности своих знаний. Особенно возрастает роль субъективного фактора в познании в случае принятия принципиально новых решений. Перед исследователем остро встает вопрос о выборе тех или иных мировоззренческих и методологических посылок. Поэтому для мобилизации духовных и физических сил, обретения психологической стабильности исследователь на различных этапах творческого процесса может использовать как веру, так и убеждение.

Убеждение и вера с психологической точки зрения проявляется одинаково. Они представляют собой субъективно — личностное отношение человека к объективно неоднородному знанию. Из всех сведений, которыми располагает человек, предметом веры или убеждения становятся те, которые имеют знание для его повседневной жизни. Круг таких сведений определяется особенностями самой деятельности человека, его практическими и духовными интересами. Вера и убеждение предполагают определенное эмоционально — волевое отношение к познаваемому объекту: в каждой из этих форм наличествует момент волевого выбора, преодоление сомнения, обретения состояния психологической стабильности. Это проявляется, например, в готовности человека отстаивать свои убеждения, принимать практические решения.


Но наряду с общими психологическими характеристиками убеждение и вера различаются как по предмету применения, так и по основаниям принятия решения. Убеждение – это выражение внутренней уверенности субъекта в истинности идеи. Предметом убеждения являются логически обоснованное и практически подтвержденное знание о действительности. Знание и убеждение – однопорядковые явления. Знание в теоретической форме выражает объект действительности. Убеждение же переводит этот объект в практическую сферу. Оно служит необходимым средством реализации знаний, создает целеустремленность, эмоциональное возбуждение, которое необходимо для практической реализации идеи. В случае убеждения объективно истинное знание переходит во внутреннюю уверенность человека, которая толкает, психологически настраивает его на практическое действие. Таким образом, убеждение можно истолковать как объективную истину, оплодотворенную волей, чувствами и стремлениями человека.


Предметом же веры могут быть только те идеи, которые еще не получили достаточного логического обоснования и не подтверждены практикой, т. е. не имеют значения объективных истин. В той ситуации, когда однозначно обоснованных и проверенных на практике званий оказывается недостаточно при формировании той или иной гипотезы, при принятии практических решений исследователю приходится руководствоваться верой в правильность избранного пути, верности выбранных исходных посылок. Таким образом, вера в отличие от убеждения, имеет в качестве своего предмета гипотетические положения. Эти положения формируются на основе познания и практической деятельности человека. Но содержание веры нельзя непосредственно вывести из этих предпосылок. Между логическими и эмпирическими предпосылками веры и содержанием самой веры имеется разрыв, преодоление этого разрыва осуществляется на основе волевого выбора, интуиции и других нерациональных форм познания. Проблема состоит в том, как объяснить основание выбора, дать ему естественное или сверхъестественное толкование. С точки зрения персонализма, основание веры носит не гносеологический, а этико — религиозный характер. Каждое частное верование возможно лишь в силу приобщения человека к фундаментальной вере – вере в Бога.

Источник: infourok.ru


Categories: Человек

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.