Текст научной статьи

Мир духовных ценностей многолик и неисчерпаем. Его трудно вместить в рациональные рамки понятийности и научных категорий. Да и возможно ли «точно» определить, что такое счастье, любовь, добро, красота?.. Эти «вечные» вопросы решаются на индивидуальном уровне сознания и получают выражение в представлениях человека о мире, о самом себе, о жизненных целях и ориентирах, другими словами, они образуют ценностно-смысловое содержание культурного бытия. Современный социум значительно усложнил поиск человеческого предназначения, внеся деструктивные элементы не только в явления материального мира, но и мира духовного, в сознание личности. Скептицизм, равнодушие, ощущение человеком тщетности жизни, своей «ненужности» — стали характерной приметой нашего времени. Учитывая эти процессы, современная культурологическая наука (при всем различии школ и направлений) в исследовании духовной сферы актуализирует проблему самоценности человеческой личности.


понимании ученых сегодня важна не идея человека и человечности вообще, а ее преломление сквозь индивидуально-неповторимый, внутренний мир личности. Именно «встречей с самим собой и является ценной проблема духовности в наше время» [1, 20]. Современные исследования вопросов духовного характеризуются различными подходами и акцентами (А.И. Арнольдов, Д.И. Дубровский, Е.В. Золотухина -Аболина, М.С. Каган, С.Б. Крымский, Э.С. Маркарян, В.М. Межуев, Л.Н. Столович и др.).В большинстве работ духовность по нимается как некое целостное ценностное образование, объединяющее собой основные сферы духовной деятельности человека. Учеными выделяются типы духовности: теоретизм, этизм, эстетизм (В.Г. Федотова), ее конкретно-исторические формы: миф, религия, философия, наука, право, политика, идеология, мораль, искусство (Е.П. Никитин), которые в своём единстве составляют духовную культуру общества. Вместе с тем, эти понятия не тождественны. Если духовную культуру философы рассматривают как особый «раздел» или «слой» культуры, синтезирующий все надматериальные формы культурной активности людей, то духовность является всеобъемлющей универсальной характеристикой культуры; это всегда «полнота бытия, противоположная любой абсолютизации какой-либо его подсистемы»[1,24]. Духовность определяется не столько предметом oтражения и распредмечивания духовного труда человека, сколько целями и ценностями человеческого общества.

а воплощает в себе великие гуманистические идеи, устремленность к вечным нравственным истинам. Духовность есть высшее качество человеческой жизни, некий абсолют, утверждающий духовные ценности главным основанием человеческого бытия. Ценностное основание является общим знаменателем всех культурных явлений, их внутренним содержательным единством. Обосновывая данный подход, П. Сорокин писал: «Всякая великая культура есть не просто конгломерат разнообразных явлений, сосуществующих, но никак друг с другом не связанных… Доминирующие черты изящных искусств и науки такой единой культуры, ее философии, религии, этики и права, ее основных форм социальной, экономической и политической организации, большей части ее нравов и обычаев, ее образа жизни и мышления — все они по своему выражают ее основополагающий принцип, ее главную ценность. Именно ценность служит основой и фундаментом всякой культуры»[2,429]. Таким образом, приняв за основу вышеизложенные положения, мы можем определить духовность как универсальную категорию, которая является выражением высших общечеловеческих ценностей, выработанных всей историей мировой культуры. Общечеловеческие духовные ценности составляют главный смысл, из которого исходят все рассуждения человека определенной культуры. Они воспринимаются как нечто естественное, как «иначе и быть не может». Причем это характерно не только для массового, но и для теоретического сознания. Размышления ученых о высших ориентирах «обусловлены самими этими ориентирами, вот почему так затруднен их анализ и рационалистическое обоснование» [3,13].

этом смысле характерно высказывание Н.А. Бердяева, отмечавшего, что «о ценности ничего нельзя изрекать словами, потому что ценность должна предшествовать суждению, не зависеть от суждения» [4,8]. Тем не менее, анализ современных культурологических и философских исследований, изучение истории аксиологической мысли, позволяет высветить наиболее существенные признаки, определяющие в целом специфику общечеловеческих ценностей. Высшие духовные ценности обладают принципиально «неинструментальным и неутилитарным» (Е.В. Золотухина-Аболина), бескорыстным характером. Они являются ценными не потому, что служат для чего-то иного, нежели они сами, напротив, все иное приобретает смысл и значимость лишь в свете этих ценностей. Главным критерием определения высших духовных ценностей является «принцип всеобщности» (М.С. Каган), общезначимости, выраженный в способности ценностного сознания составлять фундамент общечеловеческого мировоззрения. Существование этих ценностей всегда выходит за рамки частной жизни, ограниченной пространственно-временными измерениями. Духовность приобщает человека к тому, что выше его самого, его собственной жизни, это всегда — выход за пределы прижившихся норм и стандартов. Высшие ценности выступают как нечто неохватное, неисчерпаемое, «настолько превосходящее самого индивида, что он ощущает себя лишь моментом этой великой и могучей целостности»[3,15-16].

именно благодаря такому ощущению своей сопричастности к социокультурному целому, благодаря осознанию духовной близости с человеком далекого и близкого прошлого, личность воспринимает собственное бытие как важное, ценное, значимое не только для себя, но и для других людей. По своей природе духовные ценности тесно связаны с идеалом. Устремляясь к высшему смыслу бытия, они совершают прорыв человеческого сознания в прекрасное будущее ради осуществления этого будущего[5,96]. Поэтому высшие ценности переживаются как нечто бесконечное и возвышенное. Ценности не могут быть до конца переведены на рациональный язык понятийности, поскольку их полноценное существование и осознание определяется не аналитическими процедурами, а «религией сердца». Вот почему высшие ценности всегда легко приобретали сакрализованную форму — это созвучно их внутренней духовной сути. Досконально и окончательно рационализировать общечеловеческие ценности, аналитически разложить их, исчерпывающе объяснить, сведя к «фрагментам» и «элементам», — значит снизить их и исказить[3,16]. Более того, «освобождение высших ценностей от одежд возвышенности оборачивается ликвидацией самого главного и основного — их мощной побудительной силы»[3,16]. В человеческом обществе вырабатывается целая система или иерархия ценностей, но для духовности характерна направленность именно на абсолют. «Иерархическую организацию ценностных интенций можно образно представить в виде слегка усеченного конуса, — пишет Д.И.

бровский. — Чем выше ранг ценностей, тем их меньше. На высших уровнях этого «конуса» есть свои рядоположенности, но их число нарастает по мере движения вниз»[6,98]. Даже простое перечисление ценностей, имеющих жизненно важное значение для личности и общества, показывает, что их достаточно много, что они разнохарактерны и разноплановы. Возможно ли выделить среди них самые высшие? История мировой культуры доказывает: ими являются те ценности, которые имеют непреходящее значение и прочно сохраняют за собой статус общечеловеческих. Конечно, пишут ученые, система ценностей не статична, а исторична в том смысле, что в каждом конкретном контексте времени она обусловливается достижениями данного общества в сфере культуры, представлениями эпохи о смысле жизни, духовно-нравственных идеалах. Часть их претерпевает эволюцию, но глубинная сущность духовности — общечеловечность — оставалась и остается неизменной. Даже при коренных изменениях условий жизни людей, их нравов, психологических стереотипов остаются общезначимыми понятия добра, правды, любви, милосердия, красоты и истины. Эти духовные ценности, развиваясь от столетия к столетию, преодолевают барьеры исторических трагедий и катаклизмов, тоталитарных режимов и тиранических диктатур, концентрируя в себе гуманистический потенциал всех прошедших эпох и цивилизаций. Таким образом, духовный идеал человечества, имея конкретно-исторический характер, обладает в то же время ярко выраженной универсальностью.

современной научной литературе, исследующей содержание общечеловеческих ценностей, «трансисторическими, существующими извечно и непрерывно» (Е.П. Никитин) на протяжении всей истории человечества, определяются три высших духовных начала: познавательное, нравственное и эстетическое. Они нашли свое классическое выражение в ценностном понятии триединства Истины, Добра и Красоты. Именно эта аксиологическая триада, принципиальной особенностью которой является ее целостность, неразрывность, составляет основу высокой духовности.

Источник: publikacia.net

Духовный человек – это какой?

Если обратиться к словарям, можно увидеть возникновение современного понятия «духовный человек». Во времена, когда атеистов было немного, общество строилось на вере в Бога, в человеке признавали божественную искру. В. И. Даль вообще не включил это понятие в словарь (1863 год), а слово «духовный» трактовал как «принадлежащий духу». Относительно использования слова «духовный» применительно к человеку, он дает такую трактовку: «Все в нем, относящееся к Богу, душе, нравственная сила, ум и воля».

Д. Н. Ушаков тоже не включает понятие «духовный человек» в словарь (1935-1940 годы). Он указывает на разговорный вариант употребления прилагательного в сочетании «человек духовного звания», делая разграничение духовного и светского. С. И. Ожегов в 1949 году описал слово «духовный» как относящийся к религии (музыка, академия, училище).


С. А. Кузнецов в 1998 году выделяет два понимания: первое – относящийся к религии и второе – имеющий философский взгляд на мир. Интересно, что определение духовно неразвитого человека в Словаре синонимов выглядит более чем непрезентабельно: быдловатый, отсталый, убогий.

Психологи о духовности

С конца девятнадцатого века в психологии начинается изучение духовности как психологической категории. Выясняли связи так называемых духовных видов деятельности, представляющих искусство и культуру, с психикой человека. После были еще исследования – духовность коллективная, высшая духовность как источник творческого вдохновения и другие. В результате было установлено, что духовностью человека является нечто субъективное. Ее невозможно исследовать с помощью науки.

Было определено, что духовность отличает человека от остальных форм жизни, несет социальный характер. Человек может пользоваться духовностью, и от того, в какой мере он это делает, он познает смысл своей жизни и свою роль и место в ней.

Сейчас психологи считают физическую, материальную природу человека лишь частью его. Вторая часть, не менее важная – это духовность. То есть совокупность его моральных и нравственных ценностей. Рассматривая человека как духовное существо, стало возможным говорить о психологии духовности.

Определение духовного человека


Психологи признают, что сейчас в обществе не встретить абсолютно духовного человека. Это утопия, но каждый обязан стремиться к совершенству. Тогда общество изменит свою направленность на разрушение. Другими словами, мир и гармония с природой, обществом и самим собой – это цель современного человека.

Духовному человеку свойственны высокие нравственные нормы, он проявляет прекрасные качества, характеризующие его как уравновешенную личность, способного на высокие поступки, готового прийти на помощь ближнему. Он стремится к истине, познает ее и живет в согласии с ней.

Человек как духовное существо не может удовольствоваться только материальным благополучием. Он может и готов пожертвовать им ради удовлетворения его духовных запросов. В истории известны случаи, когда человек, потеряв смысл жизни, угасал и даже умирал. И, наоборот, имея важную цель (обычно намного ценнее его собственной жизни), человек выживал в тяжелейших условиях. Все эти факты свидетельствуют о том, что нельзя упрощать человеческую природу и сводить ее лишь к физическому благополучию.

Свобода духовного человека

У юристов есть понятие «дух и буква закона». Поскольку каждый живет по тем законам, которые он сформировал в своем «я», духовно-нравственный человек будет поступать по духу закона, а не по букве. Пример: женатому человеку сотрудница по работе предлагает интимную встречу. Жена о ней не узнает. Какой выбор он сделает?


Когда на человека действует какой-либо соблазн, бездуховный поддается на него и теряет свою свободу – становится зависимым от соблазна. Духовный человек не потеряет свободы, не соблазнится. Психиатры утверждают, что постоянная борьба с самим собой, чтобы делать то, что не хочется, приводит к неврозу. Поэтому духовность сохраняет психическое здоровье – человек делает то, что хочет, а хочет он следовать нравственным идеалам. Он перестанет себя уважать, если пойдет на поводу у желаний.

Право выбора

У всех людей есть право выбора, как жить, как поступать. Какими моральными ценностями обладать. Человек, стремящийся получить то, что хочет, заботится лишь о себе. Получив желаемое, он не находит удовлетворения. Духовный человек думает не только о себе. Он видит свое место в обществе, свою роль в нем. И соотносит собственные желания с тем, что выше и значимее его самого.

Для кого-то это служение Богу, для кого-то – науке. Такие люди счастливы от того, что могут дать – «блаженнее давать, а не получать», как записано в Деяниях 20:35. Вот какие духовные люди.

Духовность налагает ответственность

Зрелый духовно человек осознает, что вместе со свободой поступать так, как он считает правильным, приходит и ответственность за применение этой свободы. Относительно этого существует такой пример: самолет может катиться по земле, но не это делает его самолетом. Вот когда он уже в небе, тогда становится очевидно, что это самолет. Так же и с духовностью пока нет ситуации, в которой проявятся духовные качества человека, она не видна. Но когда наступает решающий момент, всем становится очевидна его высокая нравственная сущность – она проявляется в этой ситуации.


Психология рассматривает духовность, свободу и ответственность как важнейшие составные части личности. Они тесно связаны между собой. Человек бездуховный не захочет нести ответственность за свои поступки, станет выискивать виноватого. Духовный человек, совершив ошибку, признает ее.

Духовная сфера жизни общества

Общество людей делится на духовную и материальную сферы. Безусловно, материальная сфера важна – она обеспечивает физическое существование. Но для того, чтобы проявлять себя как духовная личность, ему необходима и соответствующая сфера.

Духовная сфера человека включает религию, науку, мораль, культуру, искусство, право. Педагогикой установлено, что прививание основ культуры с раннего возраста позволяет воспитать гармоничную, ответственную личность. Медики выяснили, что связи в мозге, которые образуются при игре на музыкальных инструментах, расширяют математические способности человека. Развитие творческих способностей, которое обеспечивает искусство, расширяет рамки свободы и учит принимать нестандартные решения.

Духовная сфера оказывает мощное влияние на индивидуума. Вывод очевиден: человек, как существо общественное, не может полноценно развиваться без общества.

Духовные ориентиры

В обществе всегда были принятые нормы, которые считались духовными ориентирами. Огромную роль в их становлении играло Священное Писание. Две самые большие религии, основанные на нем – христианство ислам – исповедуют соответственно 33% и 23% мирового населения. На основе десяти заповедей составляются социальные, экономические и уголовные законы и Конституции многих стран.

Золотое правило, записанное в Евангелии от Матфея 7:12, призывает поступать так, как человек хотел бы, чтобы поступили с ним. Это не просто сохранение нейтралитета по формуле «не делай никому зла, чтобы тебе не сделала зла» и не расхожая присказка, призывающая к возмездию «как ты мне, так и я тебе». Этому учили многие философы древности. Христос учил активно делать добро, чтобы и самому воздалось добром. И добавил, что в этом весь закон и пророки.

Духовные ориентиры человека как личности еще больше связаны с Писанием, даже если он никогда не читал его. Благодаря общественной морали понятия плохо или хорошо, порядочно или непорядочно, приемлемо или неприемлемо держат индивидуума в определенных рамках. На основе общественной морали строится литература – мощное средство воспитания духовности. Подробное описание автором глубинных мотивов поступков героя дают возможность получения собственного опыта. Среди великих литераторов, указавших духовные ориентиры – Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, А. П. Чехов, Ч. Диккенс, Э. М. Ремарк.

Духовный герой в литературе

Предназначение литератора выразил А. С. Пушкин в произведении «Пророк». Оно перекликается с библейским повествованием о призвании пророка Исаии. В книге, носящей имя пророка, этому посвящена 6 глава. Глаголом, то есть словом, жечь сердца людей – вот задание пророку и писателю, которому дарован талант.

Даниэль Дефо описал жизнь Робинзона Крузо вдали от цивилизации. Благодаря нравственным ценностям из Библии он создал прекрасный мир на острове. Не одичал, а переплавился в тяжелом испытании.

Джонатан Свифт наделил своего Гулливера нравственными качествами. Некоторые из его поступков стали нарицательными.

Маленький принц Экзюпери поражает мудростью простой логики, основанной на любви.

Герои Джен Эйр, А. И. Куприна, Джека Лондона, В. Катаева сопровождают многих с детства. С ними переживают жизненные трудности, их качества характера достойны подражания.

Личные качества

В педагогике выделяют качества, которые воспитываются для формирования духовной личности. Это способность к ответственности за свои действия, понимание их влияния на окружающих. Духовный человек – это прежде всего нравственный человек. Ему свойственны честность, порядочность, внутренняя чистота, благородство. Ложь и воровство он презирает. Ему свойственны терпимость ко всем, уважение лиц противоположного пола, взаимопомощь, забота о нуждающихся, самоконтроль.

Поведение такого человека не ограничивается вышеперечисленными качествами. Он постоянно работает над собой, чтобы добиться еще более высоких идеалов. Это обеспечивается внутренней свободой – личностной автономией. Он не нарушает законы общества не из-за страха наказания, а потому, что они являются законами его личности.

Влияние на общество социально духовного человека

Ни один человек не повлиял на историю больше, чем Иисус Христос. Он учил своих последователей распространять то, что они узнали. Сколько раз их пытались уничтожить, как самого Христа! Но они все равно несли в мир истину. Именем их учителя названа религия, начало новой эры считают с его рождения.

Иоанн Гутенберг изобрел печатный станок для распространения Священного Писания, и это оказало огромное влияние на культуру всего мира. Книги стали намного дешевле, и каждый мог позволить себе купить их. Кирилл и Мефодий, греческие миссионеры, создали славянскую азбуку для перевода Священного Писания и это обогатило наш язык. Многие русские пословицы на самом деле взяты из Библии.

Лев Толстой высоко ценил Слово божье и в своих произведениях всесторонне рассматривал добро и зло. Его романы высоко ценил М. Ганди, который возглавил борьбу за освобождение Индии. Он высказался о значении христианского учения, что все мировые проблемы были бы решены, если бы люди на деле придерживались бы его.

Как видно из этих примеров, даже один духовный человек – это несомненная польза для общества.

Заключение

Вопросы духовности всегда привлекали внимание русской интеллигенции. Двадцать первый век не стал исключением. Современное представление о духовной природе человека возрождает понятия чести и порядочности, которые так необходимы сейчас в обществе.

Источник: FB.ru

Почему мы проявляем интерес к духовности и информации о ней?

Согласно определению духовности, приведенному выше, этот термин включает не только религиозность людей, но и очень фундаментальные вопросы о смысле жизни в более широком контексте. По понятным причинам эти вопросы всегда волновали человечество в философии. Все сталкиваются с этими вопросами не позднее, чем по случаю рождения и смерти почему умирают люди.

С другой стороны, есть много людей, которые пытаются объяснить каждое маленькое событие в жизни иррациональными, мистическими объяснениями. По их понятиям все было спланировано заранее с помощью звезд, карм или чего-то еще. Их теория о том, что все предопределено, не совместимо с нашей свободной волей: я сам могу решить, буду ли я смотреть фильм в кино или останусь дома. “Звезды” – или какое бы высшее влияние они ни говорили – не будут толкать меня в кино и не будут удерживать меня дома.

Осмысленное дело с понятием духовности, где-то между этими двумя крайними позициями. Нет смысла отрицать или дискредитировать духовность. Также не имеет смысла подавлять наш материальный воплощенный мир и посвящать себя исключительно духовному миру.

В чем польза духовного роста?

духовность и нравственность Духовная информация должна служить для лучшего понимания нашей жизни и задач нашей жизни и тем самым для более легкого достижения нашей цели жизни. Контакт с духовным миром может быть особенно полезным для осознания и подтверждения целей и задач жизни. Кроме того, этот контакт может быть чрезвычайно важным руководством и помощью в нашей повседневной жизни.

Наши качества, которые предстоит развить в дальнейшем, трудно или просто невозможно понять с нашим рациональным интеллектом. Это такие понятия как безусловная любовь, радость, честность, скромность и смирение. Этот процесс обучения часто называют духовным ростом или развитием сознания. Для этого процесса обучения понятиям, которые трудно осознать нашим рациональным интеллектом, мы можем получить очень важную помощь от духовного мира.

Поэтому совершенно необходимо интегрировать понятие духовность в нашу повседневную жизнь.

Духовность и интеграция в нашу повседневную жизнь

Из вышесказанного можно легко сделать вывод, что понятие духовности всегда должно быть интегрировано в нашу повседневную жизнь, во все, что мы делаем или не делаем. “Всегда” понимается как во всех наших решениях и делах, как в деловой, так и в личной жизни. Интеграция духовности в повседневную жизнь так или иначе похожа на ношение одежды: вы, скорее всего, носите одежду и убедитесь, что вы адекватно одеты весь день, а не только в некоторых редких случаях. Ты же не ходишь голышом и знаешь что старение организма со временем все равно происходит. Также человек должен стараться быть связан с духовным миром весь день как в бизнесе как и в личной жизни.

Известно, что все существа на земле должны уважать определенные законы. Мы назвали важнейшие из этих законов “основные права существования”.

Они гласят: «основа всей жизни на нашей планете является равное право всех живых существ жить здесь, развиваться и выполнять свои задачи». Мы автоматически тренируем наши вышеупомянутые качества безусловной любви, радости, честности, скромности и смирения, когда следуем этому закону.нравственность

Иными словами: смысл жизни заключается в воспитании вышеупомянутых качеств.

Духовный рост

духовный рост Существует большое количество публикаций и веб-страниц по духовной тематике. Качество, правдивость и достоверность такой информации должны оцениваться в каждом конкретном случае. Универсальное суждение невозможно.

Очень увлекательно слышать или читать о работе, цели и задачах невоплощенных существ. Однако для большинства из нас такая информация полезна в лучшем случае для развлечения. Если мы, соответственно хотели узнать о взаимоотношениях и понятиях в духовном (невоплощенном) мире, то почему тогда мы должны быть в этом мире?

В нашем воплощенном мире есть информация различного рода, часть из них совершенно правильная и ценная, но очень много информации неверной или не имеющей смысла. Было бы совершенно глупо полагать, что любая информация, которую человек получает от невоплощенного существа, должна автоматически быть правильной и значимой. Другими словами, человек должен иметь возможность судить о достоверности полученной информации.

Источник: v-nayke.ru

  • Нравственность и духовность проф. Осипов А.И.
  • Православная духовность митрополит Иерофей (Влахос)
  • О духовности прот. Александр Мень
  • Что такое православная духовность?
  • Духовность и духовная жизнь  схиархим. Гавриил (Бунге)
  • «Духовность» и «душевность» архиеп. Аверкий (Таушев)
  • Духовность свт. Игнатий (Брянчанинов)
  • Духовность схиархим. Иоанн (Маслов)
  • Дух, Духовность преп. Оптинские старцы
  • Духовность свт. Димитрий Ростовский
  • О жизни в миру С.И. Фудель

 

Духо́вность – 1) одно из сущностных свойств Бога; 2) особенность духов, отличающая их от плотских существ; 3) причастность человека Духу Святому; 4) мера приближения человека к Богу.

Духовность человека по-разному понимается в светском  и христианском мире. В первом – она сводится к душевности, нравственности, интеллектуальности, добродетельности, во второй – это понятие выводится за пределы бытия души (психики). Духовные люди, по апостолу Павлу, – «водимые Святым Духом» или, по св. Григорию Паламе, – «новые люди, возрожденные благодатью Всесвятого Духа».

***

митрополит Сурожский Антоний:
…обычно, когда мы говорим о духовности, мы говорим об определенных выражениях нашей духовной жизни, таких как молитва, как подвижничество; и это ясно из таких книг, как, например, книги Феофана Затворника. Мне кажется, однако, надо помнить, что духовность заключается в том, что в нас совершает действие Святого Духа, и духовность не есть то, что мы ею обозначаем обычно, а эти проявления таинственного действия Духа Святого.
Духовность — присутствие и действие Святого Духа в нас, через нас и посредством нас и в мире.

***

Николай Бердяев:
Духовность есть богочеловеческое состояние. Человек в духовной своей глубине соприкасается с божественным и из божественного источника получает поддержку…
Очень важно еще понять, что духовность совсем не противополагается душе и телу, она овладевает ими и преображает их. Дух есть прежде всего освобождающая и преображающая сила.

***

протоиерей Максим Козлов:
Безусловно, для Православия духовность неотделима от веры. И в этом смысле нынешние изрядно уже надоевшие разговоры о духовности, обретаемой через интеллектуальное познание, эстетическое развитие, туристическое разнообразие жизни, представляются абсолютно ложными. Еще в апостольских посланиях сказано: Это люди, отделяющие себя (от единства веры), душевные, не имеющие духа» (Иуд. 1:19). А по нынешним временам то, что называется духовностью, и до душевности-то большей частью не дотягивает. Скорее, это род тонкого плотоугождения, которое не обязательно принимает внешне грубые формы скотских страстей, но у человека с развитыми художественными запросами может сочетаться с определенным эстетическим или интеллектуально-усладительным моментом.
Духовность – это слово, происходящее от слова «дух». А «пневма-дух» – это Дух Святой. Реальность же Духа Святого познается только тем человеком, который входит в жизнь Церкви как единого организма, данного нам здесь, на земле, Самим Богом для нашего с Ним общения. Все другое может быть лишь мостками и преддверием настоящей духовной жизни, лишь ее тенями и образами, в какой бы гениальный полет мысли нас наша мирская духовность ни увлекала.

***

архимандрит Платон (Игумнов):
— Есть ли какая-то разница между понятиями «духовное» и «религиозное»?

— Конечно, духовное и религиозное может быть разным. Может присутствовать религиозность, но не быть духовности настоящей. Или духовность может быть отрицательной, как, например, любая деятельность, направленная на самоутверждение (ведь и в христианстве многие люди направлены к самоутверждению). Что такое, например, католицизм? Это тоже один из видов самоутверждения. Во-первых, католицизм построен по типу облегченного христианства. Во-вторых, возьмем пример из истории – Крестовые походы. В историографии это оценивается как попытка европейцев утвердиться в Азии. Почему мы видим эту попытку самоутверждения? Человек сам для себя создает положение, он повелевает рабом, он повелевает конем, он повелевает женой, его стихия – самоутверждаться, а во имя чего – непонятно. Для чего он хочет самоутвердиться? Конечно, в католицизме есть благотворительность, милосердие, помощь бедным – это все есть, но в целом пафос его – это самоутверждение.

У наших подвижников этого нет. Они наоборот уходили из городов в леса, в глушь, ни о каком самоутверждении не думали, они думали о своем спасении. Возьмите жизнь Франциска Ассизского, который мечтал быть генералом, полководцем, но ему это не удалось, а когда он ушел в монашескую среду, то достиг там еще большей известности. Ни один западный генерал не известен так, как Франциск Ассизский. Так что есть разница, несомненно, в понятиях религиозности и духовности. Слово «духовность» трактуется очень широко. С точки зрения нового гуманитарного цикла духовностью называется все то, что связано с любой творческой деятельностью человека, с его индивидуальностью, занятия науками, искусством тоже трактуются как духовность человека.

— А возможна духовность зла, духовное зло?

— Конечно. Яркий пример – то духовное и нравственное совершенство, которого достигают адепты восточных мистических культов. Человек, занимающийся йогой, думает о себе, что он выше всех, он тоже самоутверждается. Он себя считает нравственно кристаллически чистым, но все это, как и у фарисеев, служит лишь поводом для самовозвышения. Например, фарисей мыслил о себе как о человеке, достигшем нравственного совершенства, исполнившем все Божии заповеди – постится дважды в неделю, отдает десятую часть доходов, никого не ограбил. Он считает, что достиг совершенства. Но это отрицательная духовность.

— Но в Православии тоже так может быть?

— В Православии тоже может быть искушение такой духовностью. Это называется прелестью, когда человек возомнил о себе, что он уже достиг святости. Православные аскеты называют это прелестью. Когда человек прельщен, он считает, что достиг совершенства. Часто такое прелестное состояние заканчивается трагически для него.

— Иногда это служит преградой благочестию, ибо слишком много страхов о прелести.

— Духовность, действительно, многогранна, многолика. Самый яркий пример – когда человек рассуждает, как нужно вести себя во время трапезы. Если он будет много есть, он будет угождать бесу чревоугодия, а если он будет мало есть, он будет угождать бесу тщеславия. Как нам быть-то? Отцы говорят – все должно в меру. Антоний Великий говорит – все, что сверх меры, то от бесов. Если человек, например, сверх меры постится, он рискует впасть в прелесть. Если он замечает эти тенденции, что он может впасть в прелесть, то он пытается как-то более реально относиться к жизни.

***

Протоиерей Игорь Прекуп
Все, что приближает нас к Богу или отдаляет от Него, приобретает духовное измерение. Другое дело, что одно и то же явление существует в разных измерениях и рассматривается в разных аспектах. Или один и тот же предмет, в зависимости от его применения, может либо находиться вне духовного измерения, либо оказываться в нем. К примеру, вериги кого-нибудь из древних святых подвижников — это, попросту говоря, цепи и другие изделия из металла, если рассматривать их с утилитарной или ремесленной точек зрения. Однако если смотреть на них как на образец материальной культуры некоего исторического периода — это археологический артефакт. И это именно «вериги», если рассматривать их в духовном аспекте как инструмент аскезы. «Вериги» — понятие, имеющее духовное измерение, поскольку этим словом именуется предмет, используемый для упражнения в добродетели. Аналогично, только с точностью до наоборот, происходит с любым предметом, который из мирного и нейтрального в духовном плане становится оружием в руках злодея. Вспомним топор преподобного Серафима Саровского (На прп. Серафима Саровского, когда он рубил в лесу дрова, напали разбойничавшие крестьяне. Преподобный был мужчиной крепким, к тому же в руках у него был топор. Мелькнувшую мысль оказать сопротивление он отогнал, вспомнив слова Спасителя о том, что «все, взявшие меч, мечом погибнут» (Мф.26:52), и положил топор на землю. Обухом этого топора его и ударили, а затем избили до полусмерти).
История знает, правда, и другой случай. Когда одно из многих орудий казни, скверное изначально по самому факту своего предназначения, становится Жертвенником, на котором Сын Человеческий «вземлет грех мира». И именно этот, один из многих сколоченных для мучительного убийства преступников крестов отныне есть первый по значимости из всех предметов, имеющих духовное измерение. Как носитель «благодати, попирающей силу вражию», как символ нашего спасения и попрания всякой скверны.

Источник: azbyka.ru

Духовность — основа гармоничной жизни

В окружении каждого из нас наверняка найдётся такой человек, который всегда излучает позитив. Знаете, есть такие люди: они подобны лучам солнца, в свете их сияния всё как будто расцветает. Они всегда позитивно настроены. Никогда не гневаются, не осуждают никого, не винят окружающих в своих проблемах, а самое главное, во всём видят только позитив, даже там, где найти его порой бывает очень сложно. Иногда таких людей даже считают немного странноватыми, и в современном обществе, наверное, именно так это и выглядит — странно.

Когда утром в рабочий день в толпе хмурых, угрюмых уставших от жизни людей видишь такого человека, который, казалось бы, радуется просто потому, что светит солнце, поют птицы, а сам он получает удовольствие лишь от того, что может дышать, ходить, слышать и видеть, на самом деле возникает ощущение, что человек этот — не в себе. Но когда такой человек находится в твоём окружении, возникает чувство гармонии, и этим чувством такой человек заражает всех вокруг. По сути это и есть духовность.

Духовность — это не ритуалы, не заповеди, не стремление поставить кого-то в какие-то рамки, кого-то объявить праведником, кого-то грешником, чью-то веру правильной, чью-то неправильной и так далее. Это, скорее, уже спекуляция духовностью. Вот эти понятия важно разделять. Духовный человек, по-настоящему духовный человек, делает мир вокруг себя лучше и гармоничнее. А если духовность человека приводит только к ссорам с близкими, к навешиванию ярлыков на окружающих, к осуждению людей, то это — псевдодуховность. Поистине духовный человек знает простой закон, по которому живёт этот мир. Он знает, что всё, что происходит в его жизни, происходит из-за него и благодаря ему самому, и поэтому осуждать кого-то — просто глупо. Если мы видим чьё-то несовершенство, то это несовершенство берёт начало в нас самих. Это важно понимать.

помощь старшим

Поистине духовный человек никогда не будет никого осуждать или навешивать ярлыки, ведь он знает, что всё возникает в силу причин и условий. И внешний мир лишь отражает состояние мира внутреннего. Если духовное развитие человека приводит к тому, что он становится религиозным фанатиком и догматиком и осуждает всех, кто живёт не так, как написано в какой-то умной книжке, — это не духовность, а, скорее, попытка скрыть какие-то свои комплексы за маской нравственности, духовности, религии и так далее.

Примеров псевдодуховности сегодня мы можем видеть массу. Начиная от безобидных бабушек в церкви, духовное развитие которых заключается в том, что они осуждают каждого, кто, в их понимании, поступает безнравственно, и заканчивая агрессивными религиозными течениями, которые не брезгуют даже насилием и терактами. У такой духовности — всегда какая-то гнильца под верхним слоем набожности и нравственности. И если духовность человека приводит к тому, что кто-либо из-за его действий страдает, то к такой духовности следует относиться с большим сомнением.

Значение слова «духовность»

Если посмотреть значение слова «духовность» в нескольких словарях, то общий смысл будет где-то между религией и морально-этическими общепринятыми нормами. То есть духовность бывает как с упором на религиозные ритуалы и какие-то сугубо религиозные цели, так и «мирская», то есть социальная духовность — это когда пропагандируются и культивируются какие-то общепринятые нормы. И здесь тоже всё будет довольно условно, так как в рамках той или иной страны, народа, нации, традиции и, опять же, религии духовность будет иметь те или иные оттенки. Как же в таком случае, в таком невероятном разнообразии уловить суть? И чтобы понять глубинную суть духовности, следует обратить внимание на то, что объединяет разные, на первый взгляд, концепции, религии и движения?

И в большинстве религий и философских учений вы встретите такое понятие, как «сострадание». Оно может быть выражено иными словами или подано, что называется, «под разным соусом», но суть большинства адекватных (не берём в расчёт какие-нибудь шаманские учения и своеобразные обряды) в том, чтобы взращивать в себе сострадание к окружающим и стремиться к гармонии с окружающим миром. Этому, на самом деле, учат и все мировые религии. За исключением, разумеется, случаев, когда религия поставлена на службу чьим-то политическим или финансовым интересам. А случаи, когда под маской духовности предприимчивые кукловоды проворачивали свои дела, к сожалению, не редкость.

Духовность человека

Итак, что же такое «духовность»? Если брать в отдельности каждую конкретную религию (а именно к сфере религии сейчас принято относить такое понятие, как «духовность»), то мы можем обнаружить, что порой внешние формы поведения и нравственности, которые нам предлагают те или иные религии и учения, могут и вовсе противоречить друг другу. Однако за внешним нужно уметь видеть суть. Важно понимать, что этот мир многогранен и понятие добра и зла условно. Правила и заповеди придуманы для того, чтобы человек встал на путь и обрёл какую-то первоначальную основу поведения.

Однако слепо действовать так, как написано в какой-то книжке, это, как показывает исторический опыт, путь в никуда. По мере продвижения на духовном пути человек начинает понимать, что всё, по сути, может быть инструментом и нет абсолютно праведных и абсолютно неправедных дел. На начальном этапе, разумеется, следует придерживаться базовых принципов нравственности той религии или учения, которым человек следует, или же просто общепринятым социальным нормам, если человек избрал для себя путь духовного развития вне какой-либо религии или философии. Но это необходимо только на начальном этапе. Когда же человек уже обрёл контроль над своим умом и может действовать исходя из здравого смысла — на этом этапе следует всё подвергать более глубинному анализу и не следовать слепо каким-то стереотипам или догмам. Сострадание ко всем живым существам должно стать путеводной звездой духовному человеку.

Это как в математике — если освоил четыре математических действия: сложение, вычитание, умножение и деление, то любые сложные примеры, уравнения, тождества и так далее решить не составит труда. Подобно тому как школьник усердно трудится над освоением четырёх базовых действий математики, так и духовный человек должен в первую очередь взрастить в себе сострадание ко всем живым существам. Если постигнуто это, то всё остальное из этого следует.

медитация, на природе

Что значит духовность

Внешность обманчива — часто мы сталкиваемся с подтверждениями этого утверждения. В духовном развитии этот принцип актуален как нигде. Порой тот, кто выглядит как духовный человек, или та система, которая позиционирует себя как система духовного развития, несёт в себе совершенно иные цели. И духовность — это в первую очередь состояние нашей души, а не какие-то внешние атрибуты. Можно 24/7 крутить чётки, читать молитвы и поедать пирожки на Пасху, но при этом осуждать окружающих, хамить близким и, вообще, ненавидеть всех инакомыслящих. Порой часто можно видеть такие комичные ситуации, когда в период какого-либо религиозного праздника люди закупаются едой в супермаркете. И среди покупок алкоголь составляет не менее 30–50 % от общего числа купленных продуктов. А если такому человек намекнуть, что не слишком уж здоровую трапезу он себе готовит, то ответ будет в стиле: «Ну праздник же!».

Все внешние атрибуты присутствуют: и красивый стол будет накрыт, и даже тосты будут произнесены, только всё это превратится в банальную попойку и набивание желудка. И есть другой пример: когда человек в великий праздник не напечёт пирогов и с пафосным видом не будет стоять в церкви, и вообще даже не вспомнит о том, что сегодня праздник, а просто сделает доброе дело. И даже не в честь праздника (как бывает часто принято у псевдорелигиозных людей), и не ради каких-то духовных «плюшек» вроде райской жизни после смерти, и не потому, что так написано где-то, в какой-то умной книжке, которой всем предписано следовать, а просто потому, что он не может иначе, просто потому, что это глубинное желание, стремление его души — совершать благие дела.

Ведь стремление к совершению благих дел — это и есть наша истинная природа. И раскрыть в себе это качество, сняв пелену ложных и навязанных эгоистичных установок, — в этом и есть истинная духовность. Стремление к своему истинному «Я» — это наше глубинное желание. Подобно тому как путник в тёмном лесу лишь на миг увидел блеск окон дома, который сможет его приютить холодной осенней ночью, так и каждый из нас лишь изредка в перерыве между мирской суетой может увидеть свет своей души, услышать голос своего истинного «Я». Но, как путник, вдохновлённый мимолётным блеском окон приветливого дома, будет неустанно прорываться сквозь тёмный лес, так и каждый из нас рано или поздно осознает, что стремление раскрыть в себе свет своей души, своего истинного «Я» — это лучшее, чего можно достичь в этой жизни. И поверьте, путник, прорывающийся сквозь тернистые заросли тёмного леса однажды выйдет к опушке и постучит в дверь дома — навстречу своему истинному «Я».

Духовность — это: определение для детей

Мы живём в очень непростое время, когда окружающая среда воспитывает не только нас, но и наших детей. Телевизор, интернет, сверстники — все они, как ни прискорбно это признать, оказывают большее влияние на наших детей, чем мы сами. Как же объяснить ребёнку, что такое хорошо и что такое плохо? У излишне религиозных людей в этом вопросе порой бывают разного рода крайности, когда они начинают запугивать ребёнка, как это любят делать профессиональные религиозные кукловоды, но это большая ошибка. Если бы страхом можно было наставить человека на путь истинный, то в мире бы не было ни тюрем, ни преступности. Однако мы можем видеть, что преступность существует даже в странах, где имеет место смертная казнь. То есть даже страх смерти не останавливает людей. Поэтому воспитание ребёнка через страх — большая ошибка.

радость, девочка, поле

Как же объяснить ребёнку простыми словами, что означает слово «духовность»? Попробуйте объяснить ему простую концепцию духовности: «Делай другим то, что хотел бы получить сам». Эта концепция очень проста для понимания, ведь если ребёнок испытывает дискомфорт, когда с ним поступают плохо, то он сможет понять, что такой же дискомфорт будет испытывать и тот, к кому он будет проявлять подобное поведение. Объясните ребёнку, что всё в этом мире возвращается, и если он не хочет испытывать страданий, то ему не следует создавать причины для этих страданий, то есть не создавать страданий для других. Это и есть золотое правило духовности. И всё остальное — из него следует.

Цитаты о духовности

Чтобы понять, что же такое духовность, можно обратиться к различным философам и мыслителям, которые кратко, но точно высказывались об этом явлении:

  • Душа человека развивается до самой смерти.
  • Если душа родилась крылатой — что ей хоромы и что ей хаты!
  • Душа помнит о прошедшем, зрит настоящее, предвидит будущее.
  • Малодушие возбуждает в нас одно только презрение.
  • Сами по себе мы ничего не значим. Не мы важны, а то, что мы храним в себе.
  • Духовность противоположна религии, поскольку она присуща каждому человеку, в то время как религия является лишь готовой мыслью, предназначенной для тех, кто не в состоянии найти собственный путь развития.
  • В этом тёмном мире считай истинным только духовное богатство, ибо оно никогда не обесценится.

Напоследок можно процитировать слова апостола Павла, который очень кратко, но понятно изложил суть духовного пути: «Всё мне позволительно. Но не всё полезно». Из этого изречения можно видеть, что человек свободен в своих действиях и для него нет никаких границ. А все правила исходят не от каких-то религиозных догм, а от здравого смысла. И разумное существо способно само ограничивать свои действия, исходя из концепции пользы для себя и окружающих.

Значение духовности в жизни человека

Источник: www.oum.ru


Categories: Человек

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.