Введение

Этика – это философское учение, объектом изучения которого является мораль. В этике можно выделить два рода проблем:

— вопросы о том, как должен поступать человек;

— теоретические вопросы о происхождении и сущности морали.

Исходя из первого рода проблем, становится очевидной практическая направленность этики, её проникаемость во все сферы бытия, за что она и получила название «практической философии». Практическое значение этики проявляется в первую очередь в сфере человеческого общения, важной составляющей которого является общение людей в процессе совместной деятельности. Совместная деятельность людей не может быть нейтральной по отношению к нравственности. Исторически мораль, а не право, была первой формой регуляции отношений между людьми. Особое значение эта форма регуляции деловых отношений приобретает в демократическом обществе, в котором отсутствует жесткий контроль государства за хозяйственной и иной деятельностью людей. Именно поэтому роль профессиональной этики особо важна.


…Личность характеризуется не только тем,

что она делает, но и тем, как она это делает

Выяснить происхождение профессиональной этики — это проследить взаимосвязь моральных требований с разделением общественного труда и возникновением профессии. На эти вопросы, много лет назад обращали внимание Аристотель, затем Конт, Дюркгейм. Они говорили о взаимосвязи разделения общественного труда с моральными принципами общества. Впервые материалистическое обоснование этих проблем дали К.Маркс и Ф. Энгельс.

Возникновение первых профессионально-этических кодексов относится к периоду ремесленного разделения труда в условиях становления средневековых цехов в XI-XII вв. Именно тогда впервые констатируют наличие в цеховых уставах ряда нравственных требований по отношению к профессии, характеру труда, соучастникам по труду.


Однако ряд профессий, имеющих жизненно важное значение для всех членов общества, возникли в глубокой древности, и поэтому, такие профессионально-этические кодексы, как «Клятва Гиппократа», нравственные установления жрецов, исполнявших судебные функции, известны гораздо раньше.

Появление профессиональной этики во времени предшествовало созданию научных этических учений, теорий о ней. Повседневный опыт, необходимость в регулировании взаимоотношений людей той или иной профессии приводили к осознанию и оформлению определенных требований профессиональной этики. Профессиональная этика, возникнув как проявление повседневного морального сознания, затем уже развивалась на основе обобщенной практике поведения представителей каждой профессиональной группы. Эти обобщения содержались как в писаных так и в неписаных кодексах поведения, так и в форме теоретических выводов. Таким образом это свидетельствует о переходе от обыденного сознания к теоретическому сознанию в сфере профессиональной морали. Большую роль в становлении и усвоении норм профессиональной этики играет общественное мнение. Нормы профессиональной морали не сразу становятся общепризнанными, это бывает связано с борьбой мнений.

Взаимосвязь профессиональной этики и общественного сознания существует и в форме традиции. Различные виды профессиональной этики имеют свои традиции, что свидетельствует о наличии преемственности основных этических норм, выработанных представителями той или иной профессии на протяжении столетий.


Профессиональная этика — это совокупность моральных норм, которые определяют отношение человека к своему профессиональному долгу. Нравственные отношения людей в трудовой сфере регулирует профессиональная этика. Общество может нормально функционировать и развиваться только в результате непрерывного процесса производства материальных и ценностей.

Содержанием профессиональной этики являются кодексы поведения, предписывающие определенный тип нравственных взаимоотношений между людьми и способы обоснования данных кодексов.

Профессиональная этика изучает:

— отношения трудовых коллективов и каждого специалиста в отдельности;

— нравственные качества личности специалиста, которые обеспечивают наилучшее выполнение профессионального долга;

— взаимоотношения внутри профессиональных коллективов, и те специфические нравственные нормы, свойственные для данной профессии;


— особенности профессионального воспитания.

Профессионализм и отношение к труду являются важными характеристиками морального облика личности. Они имеют первостепенное значение в личностной характеристике индивида, но на различных этапах исторического развития их содержание и оценка существенно различались. В классовом обществе они определялись социальным неравенством видов труда, противоположностью умственного и физического труда, наличием привилегированных и непривилегированных профессий. О классовом характере морали в сфере труда свидетельствует написанная в первой трети II века до н.э. христианская библейская книга «Мудрость Иисуса, сына Сирахова», в которой есть поучение о том, как следует относиться к рабу: «корм, палка и бремя — для осла; хлеб, наказание и дело — для раба. Занимай раба работою и будешь иметь покой; ослабь руки ему — и он будет искать свободы». В Древней Греции физический труд по ценности и значимости находился на самой нижней оценке. А в феодальном обществе религия рассматривала труд как наказание за первородный грех, а рай представлялся как вечная жизнь без труда. При капитализме отчуждение рабочих от средств производства и результатов труда порождало два типа нравственности: хищнически-грабительскую, капиталистическую и коллективистско-освободительскую рабочего класса, распространявшуюся и на сферу труда. Об этом пишет Ф.Энгельс » … каждый класс и даже профессия имеют свою мораль».


Те ситуации, в которых оказываются люди в процессе выполнения своих профессиональных задач, оказывают сильное влияние на формирование профессиональной этики. В процессе труда меду людьми складываются определенные моральные отношения. В них есть ряд элементов, присущих всем видам профессиональной этики.

Во-первых, это отношение к общественному труду, к участникам трудового процесса,

Во-вторых, это те моральные отношения, которые возникают в области непосредственного соприкосновения интересов профессиональных групп друг с другом и обществом.

Профессиональная этика не является следствием неравенства в степени моральности различных профессиональных групп. Просто к некоторым видам профессиональной деятельности общество проявляет повышенные моральные требования. В основном это такие профессиональные сферы, в которых сам процесс труда требует согласованности действий всех его участников.


еляется особое внимание моральным качествам работников той сферы, которые связаны с правом распоряжаться жизнью людей, здесь речь идет не только об уровне моральности, но и в первую очередь о должном исполнении своих профессиональных обязанностей (это профессии из сфер услуг, транспорта, управления, здравоохранения, воспитания). Трудовая деятельность людей этих профессий, более чем каких-либо других, не поддается предварительной регламентации, не умещается в рамках служебных инструкций. Она по своему существу является творческой. Особенности труда этих профессиональных групп усложняют моральные отношения и к ним прибавляется новый элемент: взаимодействие с людьми — объектами деятельности. Здесь нравственная ответственность приобретает решающее значение. Общество рассматривает нравственные качества работника как один из ведущих элементов его профессиональной пригодности. Общеморальные нормы должны быть конкретизированы в трудовой деятельности человека с учетом специфики его профессии. Таким образом, профессиональная мораль должна рассматриваться в единстве с общепринятой системой морали. Нарушение трудовой этики сопровождается разрушением общих моральных установок, и наоборот. Безответственное отношение работника к профессиональным обязанностям представляет опасность для окружающих, наносит вред обществу, может привести в конечном счете и к деградации самой личности.

Сейчас в России выявляется необходимость выработки нового типа профессиональной морали, которая отражает идеологию трудовой активности на основе развития рыночных отношений. Речь идет прежде всего о моральной идеологии нового среднего класса, составляющего подавляющее большинство рабочей силы в экономически развитом обществе.


В современном обществе личностные качества индивида начинаются с его деловой характеристики, отношения к труду, уровня профессиональной пригодности. Все это определяет исключительную актуальность вопросов, составляющих содержание профессиональной этики. Подлинный профессионализм опирается на такие моральные нормы как долг, честность, требовательность к себе и своим коллегам, ответственность за результаты своего труда.

Каждому роду человеческой деятельности (научной, педагогической, художественной и т.д.) соответствуют определенные виды профессиональной этики.

Профессиональные виды этики — это те специфические особенности профессиональной деятельности, которые направлены непосредственно на человека в тех или иных условиях его жизни и деятельности в обществе. Изучение видов профессиональной этики показывает многообразие, разносторонность моральных отношений. Для каждой профессии какое-то особое значение приобретают те или иные профессиональные моральные нормы. Профессиональные моральные нормы — это правила, образцы, порядок внутренней саморегуляции личности на основе этических идеалов.


Основными видами профессиональной этики являются: врачебная этика, педагогическая этика, этика ученого, актера, художника, предпринимателя, инженера и т.д. Каждый вид профессиональной этики определяется своеобразием профессиональной деятельности, имеет свои специфические требования в области морали. Так, например, этика ученого предполагает в первую очередь такие моральные качества, как научную добросовестность, личную честность, и конечно же патриотизм. Судебная этика требует честности, справедливости, откровенности, гуманизма (даже к подсудимому при его виновности), верности закону. Профессиональная этика в условиях воинской службы требует четкого выполнения служебного долга, мужества, дисциплинированности, преданности Родине.

Я бы хотел поподробнее остановиться на юридической этике, так как юриспруденция является моей специальностью.

Юридическая этика

Юридическая этика обусловлена спецификой профессиональной деятельности юриста, особенностями его нравственного и социального положения. Необходимость повышенных моральных требований, а следовательно, и особой профессиональной морали, как показывает исторический опыт, проявляется прежде всего во врачебной, юридической, педагогической, научной, журналистской и художественной деятельности, т. е. в тех сферах, которые непосредственно связаны с воспитанием и удовлетворением потребностей личности.


Особенности профессиональной деятельности судьи, прокурора, следователя настолько своеобразны и так существенно затрагивают права и интересы людей, что требуют отдельной характеристики с точки зрения их влияния на нравственное содержание этой деятельности.

Деятельность судьи, следователя, прокурора носит государственный характер, так как они являются должностными лицами, представителями власти, осуществляют властные полномочия. Они наделяются этими полномочиями для защиты интересов общества, государства и его граждан от различных посягательств и в своем служебном общении с другими людьми представляют государственную власть. Закон в ряде случаев прямо определяет государственный характер принимаемых ими решений. Так, приговоры по уголовным делам и решения по гражданским делам выносятся именем государства. Прокурор осуществляет надзор за исполнением законов и поддерживает государственное обвинение. Все постановления следователя, вынесенные в соответствии с законом по находящимся в его производстве уголовным делам, обязательны для исполнения всеми, кого они касаются.


Действия и решения суда, прокурора, следователя затрагивают коренные права и интересы граждан. Поэтому она должна соответствовать принципам и нормам морали, охране авторитета государственной власти и ее представителей. Выполнение государственных обязанностей требует от представителей власти повышенного чувства долга. Люди, решающие судьбы других, должны обладать развитым чувством ответственности за свои решения, действия и поступки.

Подробное и последовательное регулирование законом всей служебной деятельности судьи, следователя и прокурора является особенностью этой профессии, накладывающей глубокий отпечаток на ее нравственное содержание. Нет, пожалуй, другой такой отрасли профессиональной деятельности, которая столь детально была бы урегулирована законом, как процессуальная деятельность, осуществляемая судьей, прокурором или следователем. Их действия и решения по существу и по форме должны строго соответствовать закону. Для профессиональной этики юриста характерна особо тесная связь правовых и моральных норм, регулирующих его профессиональную деятельность.

Реализуя правовое и нравственное требование справедливости, юрист опирается на закон. Подчеркивая неразрывное единство справедливости и законности, М. С. Строгович писал, что всякое решение, принимаемое органами государства, «должно быть законно и справедливо; более того, законным может быть только справедливое решение, несправедливость не может быть законной».

В этой формуле правильно определено соотношение правового и нравственного в деятельности любого юриста. Всякое решение, всякое действие следователя, прокурора, судьи, если оно соответствует закону, его правильно понимаемой сущности, будет соответствовать нравственным нормам, на которых зиждется закон. Отступление от закона, обход его, искаженное, превратное толкование и применение по сути своей безнравственны. Они противоречат не только правовым нормам, но и нормам морали, профессиональной этики юриста. При этом безнравственны не только сознательные нарушения закона, но и неправильные, противозаконные действия и решения, обусловленные нежеланием глубоко овладеть необходимыми знаниями, постоянно их совершенствовать, неряшливостью, неорганизованностью, отсутствием внутренней дисциплины и должного уважения к праву, его предписаниям.

Таким образом, профессиональная этика юриста формируется на основе взаимосвязи и взаимообусловленности правовых и нравственных принципов, норм, правового и нравственного сознания.

Независимость и подчинение только закону образуют важнейший принцип деятельности органов юстиции, оказывающий существенное влияние и на ее нравственное содержание.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации судьи независимы и подчиняются только Конституции и закону. Органы прокуратуры в пределах их компетенции осуществляют свои полномочия независимо от органов государственной власти и управления, общественных и политических организаций и движений и в строгом соответствии с действующими на территории Российской Федерации законами.

Независимость и подчинение только закону предполагает строжайшее их соблюдение судьями, прокурорами, следователями. Здесь к юристам всегда предъявлялись повышенные требования. Выступая в глазах общества в роли блюстителей законности, они должны показывать образец неукоснительного ее соблюдения. Нарушения закона его защитниками подрывают веру в его незыблемость и авторитет.

Из принципа независимости и подчинения только закону вытекают важные требования нравственного характера. Судья, прокурор, следователь не вправе уступать местным влияниям, руководствоваться не требованиями закона, а указаниями, советами, просьбами и т. д. отдельных лиц или учреждений, какими бы высокими правами те не обладали. Осуществляя свои функции в интересах всего народа во имя исполнения его воли, выраженной в законе, судья, прокурор, следователь руководствуются законом, своими нравственными принципами, своей совестью.

Судья, прокурор, следователь несут личную ответственность за законность или незаконность своих действий и решений, их справедливость или несправедливость, пользу или вред, причиняемый ими, без права сослаться на чей-либо приказ, указание, распоряжение или совет. Они морально ответственны как перед государством, обществом, другими людьми, так и перед своей совестью.

Особенностью профессиональной деятельности юриста является гласность её осуществления или результатов, контроль общественности, общественного мнения, оценка ими справедливости, нравственности или безнравственности деятельности профессиональных участников судопроизводства. Конституция устанавливает, что разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается лишь в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Открытое разбирательство уголовных дел во всех судах – правило, а закрытое – редкое исключение. Приговоры же во всех случаях провозглашаются публично. Судьи выполняют свои обязанности по осуществлению правосудия в открытых судебных заседаниях, публично, в присутствии граждан. Соблюдение ими нравственных норм или же отступления от них, справедливость или несправедливость принимаемых решений контролируются общественным мнением.

В гласном, открытом судебном процессе по уголовному делу прокурор поддерживает государственное обвинение перед судом. Он действует в этих случаях в присутствии публики, дающей нравственные оценки его позиции и поведению. Следователь ведет расследование в условиях неразглашения данных следствия. Но все, что собрано им по уголовному делу, становится затем достоянием гласного суда. Подсудимый, его защитник, потерпевший, свидетели, другие лица, вызванные в суд, нередко сообщают о том, как проводилось предварительное следствие, о том, насколько строго соблюдал следователь правовые и нравственные нормы.

Деятельность юриста осуществляется в сфере социальных и межличностных конфликтов. Например, при производстве по уголовным делам она ведется по поводу преступления в целях привлечения к ответственности виновного, восстановления нарушенных преступлением прав. Деятельность суда – правосудие затрагивает интересы многих людей, нередко прямо противоположные. Судебная власть призвана справедливо решать разнообразные и сложные вопросы не только тогда, когда кто-либо нарушил уголовный закон и должен быть наказан, но и тогда, когда конфликтная ситуация возникает в любой другой сфере, регулируемой правом. Это и законность забастовки, и правомерность закрытия печатного издания, и законность акта исполнительной или командной власти, и споры об имуществе, и отсутствие согласия между родителями по поводу того, с кем остаются дети при разводе, и т. д.

Люди, которым доверено в соответствии с законом разрешение социальных и межличностных конфликтов, несут повышенную нравственную ответственность за свои действия и решения. Нравственные проблемы всегда сопровождают людей юридической профессии. Из сказанного следует, что особенности профессии юриста обусловливают необходимость существования юридической этики.

В настоящее время возрастает значение профессиональной этики в регулировании различных видов трудовой деятельности. Это связано со стремлением постоянно совершенствовать профессиональные нормы применительно к изменяющимся общественным отношениям.

Профессиональная этика общества не может представлять абсолютную истину в поведении людей. Каждое поколение должно решать их вновь и вновь самостоятельно. Но новые разработки должны опираться на моральный запас, созданный предшествующими поколениями.

Сегодня, когда имеет место опережающее развитие технических аспектов и отставание культурного, очень важно понять , что для стабилизации общества необходимы этические знания.

1. Браим М. Н. Этика делового общения.

2. Гусейнов А., Апресян Р. — «Этика».

3. Головко Н.А. Мораль: сознание и поведение.

4. Любичев С. Г. Этические основы следственной тактики.

5. Кобликов А.С. Юридическая этика. Учебник для вузов.

Источник: works.doklad.ru

ДИАГНОСТИКА СОЦИУМА

А.В. Мяготин

Профессиональная этика: современные ценности и смыслы

В разнополярном, разнотемповом, противоречивом развитии социума формируются новые модусы морали (моральных отношений, моральных ценностей, моральной регуляции), отличные от традиционных типов, характеризующиеся высокой степенью эластичности, вариативности, метаморфозами своих проявлений. В этих условиях особую роль играют профессиональные этики как целе- и нормозадающие системы, обеспечивающие синергетичес-кий эффект поступательного развития духовно-нравственной сферы общества, активизации жизненных сил человека, разрешения социальных проблем.

Ключевые слова: мораль, нравы, профессиональная этика, моральные коллизии.

Я обнаружил, что жизнь существует среди разрушения и, следовательно, должен существовать закон более высокий, чем закон разрушения. Только при таком законе общество будет построено верно и разумно, и жизнь будет стоить того, чтобы прожить ее.

Мохандус К. Ганди

Современная ситуация в мире характеризуется кризисными явлениями, которые в силу своей масштабности и значимости для общества приобретают характер глобальных процессов, событий, затрагивающих как судьбы отдельных людей, так и государств, и цивилизаций в целом. Радикальные изменения происходят сегодня во многих сферах жизнедеятельности человека, наиболее остро и болезненно они отражаются в его духовном мире, трансформируя основополагающие этические ценности, моральные нормы и идеалы. Природа социального во многом базируется на нравственных основах, их отсутствие не восполняется ни правом, ни религиозной верой, ни искусством, ни чем-либо другим. Имея устойчивый характер проявления в обществе, этический феномен выступает значимым аспектом жизнедеятельности человека, той его составной частью, которая

© Мяготин А.В., 2011

исполняет роль духовного стержня, мировоззренческого основания, убеждений личности, ее моральной состоятельности.

Сегодня можно говорить о новом типе морали, нравственных отношений, выстроенных и осваивающихся на симбиозе разнородных ценностей, подверженных к тому же трансформационным изменениям, ломаю -щим все прежние представления о благе и человечности, справедливости и ответственности, размывающим идеалы и образы будущего. Возрастает значение морального фактора в профессиональных сферах деятельности, особенно там, где от действий специалистов зависят жизнь, здоровье, безопасность значительного числа людей, судьбы не только отдельных граждан, интересы обществ и государств, но и будущее цивилизаций в целом. Современные условия порождают новые вызовы и угрозы, требуя мобилизации всех усилий человека, когда духовно-нравственные основы выступают гарантом не только адекватных и обоснованных, но и истинно гуманных действий.

В общественной практике все большее значение приобретают профессиональные этики, синтезирующие смысложизненные ценности, обеспечивающие человекоориентированную направленность деятельности, регуляцию отношений, приоритеты развития.

Актуализация вопроса помимо этого обусловлена и рядом других обстоятельств. Во-первых, возрастает потребность не только в теоретическом осмыслении современных духовно-нравственных проблем, но и практического освоения научных разработок и открытий, выходящих на «предельные» уровни представлений о возможностях человека. Это требует внимания к моральным целям, нравственно оправданным средствам их достижения, взвешенности выбора решения.

Во-вторых, кризисные явления в духовно-нравственной сфере все больше приобретают характер застарелых проблем, которые на фоне изменений мировоззренческих позиций людей, трансформации ценностно-нормативных оснований обостряют моральные коллизии в профессиональных сферах деятельности. Возникает социально-этическая полипроблема типа: «убивающий врач», «лживый политик», «нечестный торговец», «подкупный судья», «корыстный защитник Отечества» и др., идущая вразрез с цивилизованными нормами и принципами функционирования общества.

В-третьих, в обществе формируется новый тип морали, отражающий современные нравы, в которых ревизии подвергнуты традиционные этические нормы, что порождает модифицированные формы и способы отношений, осваиваемые сегодня в российском социокультурном пространстве.

Современное общество — это полицентричная, нелинейная, ускоренно развивающаяся, открытая социальная система, где многообразие форм индивидуальной и общественной жизни создает сложнейшую сеть отношений, где развитие одной из них придает импульс развитию другой. Российское общество, не имея четко выраженных целей и приоритетов, раз-

вивается импульсивно, испытывая сильное внешнеполитическое давление, влияние гипертрофированного субъективного фактора в условиях постоянных природных катаклизмов. Такая ситуация обусловливает существование в режиме «от одной беды к другой».

Социальные тупики все более выраженно проявляются в российской действительности. Сегодня нельзя однозначно назвать единую консолидирующую силу для определения перспектив, планов, проектов, обеспечивающих развитие общества. Значительное расслоение общества по социально-классовому положению, жизненноважным интересам, культурному уровню не позволяет в полной мере реализовать принцип соборности и соучастия граждан в обустройстве России. Наиболее сплоченными по целям, духу, ценностям в этом случае выступают профессиональные сообщества, где ценностно-смысловым ядром выступают их профессиональные этики. Отдельные исследователи в поисках креативного класса, способного решать задачи инновационной модернизации России, как раз и рассматривают представителей профессиональных групп, наделенных качествами новаторов, как своеобразных генераторов развития, создателей «точек роста» [1, а 48].

В России это имеет свою специфику, определяемую особыми социально-историческими предпосылками формирования и развития духовности, а также сильной дифференциацией общества по профессиональному признаку, что, несмотря на универсальность основных этических идей, порождает «пестрый» набор моральных норм, оценок и требований.

Феномен морали, обладая универсальным свойством не только присутствовать в различных сферах деятельности человека, но активно влиять на нее, обусловливает интерес специалистов к изучению его проявлений. В отечественной научной мысли с 1960-х гг. прошлого века активизировались исследования в сфере профессиональной этики, где ее дискурс традиционно соотносился с теорией морали, однако тогда же обозначилась и известная ныне проблема полисемии в ее понимании. С недостаточной четкостью, но было сформулировано предметное поле, содержательно включающее феноменологические основания морали в профессиональных сферах деятельности человека (см. коммент. 1). Сегодня особенно известны медицинская этика, этика журналиста, юридическая этика, политическая этика, этика военнослужащего, педагогическая этика и др. Новые модусы профессинальной этики образуются в рамках не только профессий, но и специальностей, например, биоэтика, экоэти-ка, компьютерная этика (объединяет многие направления), этика риел-тора и проч.

Так или иначе профессионально-этические новообразования базируются на фундаментальных этических основах, освоенном моральном опыте. В качестве общего мировоззренческого ориентира в период становления российского демократического государства задавалась классическая этика

ввиду отсутствия сколько-нибудь обоснованных и сформулированных современных нравственных концепций. В результате на практике сложилась причудливая смесь элементов этики гедонизма, прагматизма, меркантилизма, утилитаризма, что не способствует утверждению теоретически безупречных доктрин в современном российском социуме.

Сегодня в общечеловеческих масштабах происходит то, что было характерно для уже пережитой человечеством эпохи классового противостояния. «Складывающаяся ситуация была в своем последовательном развертывании тупиковой: с одной стороны в обществе реально существуют различные системы моральных ценностей, которые изолируют, отчуждают определенные группы людей друг от друга, сталкивают их во взаимном отрицании, а с другой стороны, оно нуждается в некоем, хотя бы минимальном единстве моральных представлений и поведенческих установок, ибо без этого оно не может развиться в устойчиво функционирующий социальный организм» [3, с. 33].

В настоящее время актуализируются проблемы профессиональной этики, которая в рамках постнеклассической науки обретает новые интенции, обусловленные переходом на более высокие уровни структурной организации общества, сложностью и многомерностью социальной реальности. Все это обусловливает потребность в новых исследованиях в тех социальных измерениях, где этика выступает целостным образованием (системой), включенным в более широкую систему общественных отношений. По мнению автора, современные парадигмы социально-философского знания сопряжены с гуманистической направленностью развития человеческого сообщества, выводящей профессионально-этические проблемы на уровень общечеловеческих универсалий.

Динамичное развитие современного российского общества настоятельно требует совершенствования всех видов социального взаимодействия на нравственных основах. Мораль задает качественную определенность человека и человеческого, в социальной среде приобретая сложные формы и структуры, синтезируясь из индивидуальных проявлений в целостные образования, в рамках которых формируются, поддерживаются, воспроизводятся необходимые стандарты общения и поведения, обеспечивающие существование и развитие общества, социальных групп, отдельных индивидов.

В профессиональных средах объективно исторически складываются совокупности нравственных ценностей, принципов, отношений, приоритетов, которые аккумулируются в профессиональную этику, образуя феномен системного порядка. Профессиональная этика не выступает продуктом только абстрактно-теоретических размышлений, она базируется на реальностях общественной практики, отражая сложно детерминированный характер взаимосвязи и взаимодействия форм общественного бытия.

Предпосылки такого научного интереса в современной России связаны с рядом условий:

во-первых, к 90-м гг. XX века интенсивность исследований морали по вполне понятным причинам была снижена (см. коммент. 2), однако потребность в духовно-нравственных основаниях, прежде всего, в профессиональных сферах деятельности, вновь актуализировала прикладные вопросы морали, нашедшие отражение в попытках регламентировать ряд практик;

во-вторых, объективный характер процесса дальнейшей профессионализации общества (см. коммент. 3), повышение социальной значимости отдельных профессий и специальностей, обусловливает необходимость дополнительных, в том числе, нравственных механизмов регуляции служебных отношений и контроля профессиональной деятельности;

в-третьих, четко фиксируется понимание того, что социальные проблемы не могут разрешаться без гибкого учета нравственного потенциала человека, его духовных потребностей в современных условиях.

В профессиональных сферах деятельности все более востребованы нравственные аспекты, восполняющие недостаточность административных, организационных, кадровых механизмов.

Несмотря на значительное число сфер, в которых изучается профессиональная этика, ее трактовка не имеет единого фокуса понимания, а теоретическая идентификация затруднена по причине многообразия точек зрения на природу данного явления.

В наиболее известном понимании профессиональная этика представляет собой специализированный свод нравственных норм, ценностей, принципов поведения, конкретизирующий требования к предназначению, призванию, задачам и условиям того или иного вида трудовой деятельности, и служащий внутренним регулятором поведения его субъектов, взаимоотношений в сообществе профессионалов. Такой подход подтверждает анализ значительного круга научных и учебных изданий, интернет-ресурсов, отдельных работ. Но здесь следует признать истинность тезиса о том, что даже достаточно четко определенные правила служебного поведения, их регламентация не обеспечивают нравственной состоятельности и настоящего профессионализма работников. Кроме того, «механическое нормирование» профессиональной этики практически сводит её к этикету — упрощенному регламенту, что не совсем корректно, ввиду взаимосвязанных, но в то же время различных по своей природе явлений.

Распространенное не только в отечественной, но и зарубежной науке сведение профессиональной этики к совокупности норм, правил, требований отражает только нормативно-функциональный ее аспект. В то же время в основе действий профессионала лежит сложный комплекс мотивов, принципов, побуждений, а сама общественная практика насыщена различными противоречиями, в которых этические антиномии не находят четких предписаний своего разрешения (см. коммент. 4).

Поэтому приведенная выше интерпретация профессиональной этики не в полной мере удовлетворяет гносеологическим критериям, логической строгости рассуждения и собственно объективной природе явления. Проблема видится полиструктурной, где наличествуют и феноменологический, и гносеологический, и онтологический, и аксиологический и другие аспекты. Соответственно, необходимы подходы, позволяющие охватить всю многогранность данного явления.

В связи с этим вполне обоснованы попытки исследования истоков профессиональной этики, отражающих объективные закономерности ее появления и развития. Привлекает внимание объективно-исторический подход, в котором процесс профессионализации трансформирует холистическую форму (структуру) социума и приводит к появлению зависимостей общественного порядка между «профессиональным деланием чего-либо» и повышенными требованиями к личности, исполняющей эти действия [3]. Проявление этических норм в профессии объективно, по крайней мере, в двух аспектах: во-первых — субъект профессиональных отношений является носителем духовного, морального ввиду своей социальной сути, а во-вторых, в современной системе кооперирования усилий выстраиваются взаимообязательные отношения, усиливающие зависимость людей друг от друга, что неизбежно ведет к появлению моральной ответственности.

Характер такой зависимости очевиден, поскольку находит отражение в элементах социальной организации, построении отношений, реализации потребности во взаимной ответственности членов сообщества. Дифференциация видов деятельности как исторический процесс развития человеческих отношений закономерна, но и закономерным условием этого выступает кооперирование усилий в совместном решении задач. Это, в свою очередь, создает особые требования к личности профессионала, поскольку от него ждут максимально высокого результата. В этом случае появляется ряд зависимостей внутреннего (совесть, честность) и внешнего (долг, ответственность, социальная роль) планов. Дуалистическая природа морального отражает и формальную, и содержательную стороны, позволяет фиксировать не только поведенческие нормы, но и духовные (идеальные) основания для поступков и деятельности человека в целом.

Таким образом, профессиональная этика — явление, зарождающееся в процессе разделения труда как своеобразный духовно-практический элемент, характеризующий этапы общественного бытия, типы отношений и регуляции деятельности человека, а также конкретизирующий специфические (профессиональные) нравственные ценности, нормы, правила, требования, принципы, оценки, исторически складывающиеся в том или ином роде профессиональной занятости.

Профессиональная этика выступает как формально-неформальная институция, где посредством адресного вменения субъектам деятельности задаются стереотипы моральной рефлексии и ее объективации на практике.

Современные интенции понимания сущности профессиональной этики обращены на широкие дискурсы, где она предстает как сложная социальная система, результат (продукт) закономерного процесса профессионализации, обусловленности диалектического единства инструментальных и моральных требований к субъекту соответствующих отношений. В своих развитых формах профессиональная этика представляет собой единство взаимосвязанных элементов морального сознания, нравственных отношений и нравственной деятельности, где целостность, относительная самостоятельность, устойчивость образования фокусируются вокруг центральной идеи реализации общественного блага в профессиональной деятельности.

Отсюда современная парадигма профессиональной этики может представляться как концепция реализации общего блага в профессиональной деятельности человека сообразно основополагающим гуманистическим подходам цивилизованного развития в условиях глобализации.

Современное состояние института профессиональной этики рассматривается как этап ее становления под влиянием совокупности социальных детерминант мега-, макро- и микросфер, генерирующих источники и механизмы трансформационных процессов в условиях противоречивого развития российского социума. Общая направленность развития профессиональной этики отвечает конкретно-историческому ходу событий, задается современными состояниями духовного бытия, совокупностью тенденций развития нравственности в российском обществе. Моральное сознание и нравственная деятельность субъекта отношений фундируется профессиональными особенностями, получающими конкретизацию в типовых служебных ситуациях, создающих предпосылки для институциализации профессиональной этики, конституирования и кодификации моральных требований к работникам.

Развитие профессиональной этики представляет собой процесс, отражающий диалектическую взаимосвязь общественных тенденций и собственную логику ее функционирования, гетерохронность которого обусловливает противоречивый характер взаимодействия, наличие точек бифуркации и, как следствие, неравновесность системы. В настоящее время профессиональная этика сотрудника находится в состоянии динамического равновесия между регрессивными и прогрессивными векторами изменений. В зависимости от преобладания того или иного вектора определяются ее социальные приоритеты и перспективы, способность реализовать программу действий, сохранять качественную определенность, целостность, идентичность.

Вместе с тем, профессиональные этики способны самостоятельно регенерировать «отмирающие» в обществе нравственные основы, выполняя роль очагов сохранения и развития морали и нравственности, привнося и развивая гуманистические смыслы в жизнедеятельность человека.

Комментарии

1. Число сфер деятельности (не только профессиональной), претендующих на формирование собственной профессиональной этики возрастает.

2. В большей степени это было связано со сложными социально-политическими преобразованиями, где этика стала заложницей, прежде всего, идеологической ситуации.

3. Профессионализация общества понимается как современная форма объективно исторического процесса разделения труда, общесоциальная тенденция развития отношений.

4. Этические антиномии — это противоречия (моральные коллизии), имеющие логически равноправное обоснование, своего рода неразрешимости, трудности.

Литература

1. Окара А.Н. Инновационная модернизация как новая идея для новой России // Ценности и смыслы. 2009. № 3. С. 38-58

2. Гусейнов А.А. Введение в этику. М.: Издательство Московского университета, 1985.

3. Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В. Профессиональная этика: социологические ракурсы // Социологические исследования. 2005. № 8. С. 35—39.

Источник: cyberleninka.ru


Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.


Наименование:


контрольная работа Особенности профессиональной этики

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 21.09.2012. Год: 2011. Страниц: 4. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):

Профессиональная этика как феномен социума  
План 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
      Этике деловых отношений уделяется  в последнее время все большее  внимание. Это выражается в увеличении объема обучающих программ в системе вузовской и послевузовской подготовки по соответствующим дисциплинам (например, «этика и деловой этикет», «этика бизнеса», «этика и этикет деловых отношений» и др.). Курсы изучения основ общей этики поведения вводятся также в некоторые школьные программы, в систему среднего специального образования, причем с течением времени охват учебных заведений подобными курсами увеличивается.
      Работодатели  уделяют все большее внимание вопросам этики деловых и личностных взаимоотношений при отборе персонала  и его приеме на работу, а также  в процессе непосредственного выполнения сотрудниками своей профессиональной роли. При этом необходимо подчеркнуть, что понятие «профессиональная роль» включает в себя не только способности к выполнению должностных обязанностей, но и навыки взаимоотношений с внешним окружением (коллегами, руководством, подчиненными, клиентами, партнерами и др.) в процессе реализации зафиксированных для конкретной должности профессиональных задач или функций. Соблюдение этики деловых отношений является одним из главных критериев оценки профессионализма как отдельного сотрудника, так и организации в целом.
      Выполнение  сотрудниками какой-либо организации  норм и правил этики деловых отношений  становится ее «визитной карточкой» и определяет во многих случаях тот факт, будет ли внешний партнер или клиент иметь дело с данной организацией в дальнейшем и насколько эффективно будут строиться их взаимоотношения. 
 
 
 
 
 
 

    1. Сущность профессиональной этики

      Под этикой в широком  смысле понимается система  универсальных и специфических нравственных требований и норм поведения, реализуемых в процессе общественной жизни.
      В системе этического знания важное место  занимают различные виды прикладной этики, определяющие и разрабатывающие нравственные нормы общения людей применительно к различным сферам деятельности. В процессе исторического развития общества, особенно в XX в., возникли многие специальные виды морали, в числе которых видное место занимает профессиональная этика.
      Общество  может нормально функционировать  и развиваться только в результате непрерывного процесса производства материальных и духовных ценностей, и оттого, какими по своим нравственным целям и содержанию являются отношения людей в обеспечении этого процесса, во многом зависит благополучие субъектов труда и общества.
      Профессиональная  этика представляет собой совокупность моральных норм, правил, принципов, которые регулируют отношение человека к своим профессиональным обязанностям, долгу, а также взаимоотношения людей в трудовой деятельности.
      Содержанием профессиональной этики  являются: нормы поведения, предписывающие определенный тип нравственных взаимоотношений между людьми, которые являются оптимальными с точки зрения выполнения ими своей профессиональной деятельности; обоснование, толкование кодексов, задач и целей профессии.
      Профессиональная  этика как составная часть  морали основывается на ее общих принципах и установках, но рассматривает их с позиций специфических проблем в различных видах трудовой деятельности.
      Структуру профессиональной этики определяют следующие элементы:

    отношение людей к труду, а через его характеристики к другим людям (трудолюбие, добросовестность, бережливость, аккуратность, самоотверженность и др.; антиподы – леность, недобросовестность, халатность и др.);
    мотивация трудовой деятельности (общественное благо, заработок, устройство личной жизни и др.; антиподы — карьеризм, тщеславие, корыстолюбие и др.);
    управленческо-производственная регламентация трудовых обязанностей (постановка цели производственной деятельности, организация труда в коллективе, поощрение добросовестных работников и др.);
    средства реализации целей (обучение, воспитание, пример, авторитет руководителя и др.);
    оценка результатов деятельности (экономическая, хозяйственная, управленческая, моральная и др.), их общественной значимости;
    теоретическая разработка вопросов профессиональной этики в связи с развитием общественного производства, углублением разделения труда, возникновением новых видов деятельности.

      Профессиональная  этика изучает:

    качества личности специалиста, необходимые для выполнения профессионального долга;
    нравственные взаимоотношения специалистов и объектов их деятельности (педагог-ученик, врач-больной, продавец-покупатель);
    взаимоотношения людей внутри трудового коллектива и нормы, которые их регулируют;
    цели и методы профессионального обучения и воспитания.

      Профессиональная этика:

    является ответственной, обязательной, но вместе с тем добровольной, т.е. свободной, деятельностью людей, которые подчиняются правилам, но лично независимы, сообразуются с законом, но выполняют долг;
    существует в обществе со сложившейся моралью и отражает- отличия моральных требований к специалистам от общечеловеческих или общепринятых в обществе норм и традиций поведения. В этой связи профессиональную этику подчас называют профессиональной моралью;
    затрагивает область человеческих отношений, развивается в особенности в тех профессиях, где работа требует непосредственных контактов с людьми. Особое внимание уделяется моральным качествам тех работников, которые связаны с правом распоряжаться жизнью людей (это представители управления, транспорта, сферы услуг, здравоохранения, воспитания). Безответственное отношение работников этих сфер к своим обязанностям опасно для окружающих, наносит вред коллективу и приводит к деградации личности;
    устанавливает стандарты поведения специалистов, понимая под качеством их работы наилучший результат для людей, надежность и эффективность товаров и услуг;
    конкретизирует требования общества к моральным аспектам деятельности специалистов. Принципы профессиональной этики высвечивают нравственные ценности лучшей, наиболее образованной и компетентной части общества, которая берет на себя ответственность за положение дел на предприятиях.

      Профессиональную  этику в некоторых случаях  именуют профессиональной деонтологией, или учением о долге. Термин «деонтология»  первоначально отождествлялся с учением о нравственности, затем стал пониматься как одна из концепций морали и, наконец, как один из разделов этики. Но профессиональная этика – более широкое понятие, поскольку наряду с деоытологическими аспектами предполагает также определенные обязательства и нормы как внутри профессиональной среды, так и вые работы.
      Основная  функция норм профессиональной этики  состоит в том, чтобы исключить  влияние случайных, чисто субъективных мотивов и обстоятельств, психологических  состояний, обеспечить надежность, предсказуемость, стандартность и общепринятость поведения. Нормы формируют ожидаемое поведение, понятное окружающим.
      Профессиональная  мораль не может рассматриваться  вне единства с общепринятой системой морали. Только на основе принципов и норм общей морали возможны обобщение нового морального опыта в сфере труда, определение новых норм и запретов профессиональной морали, преодоление отживших правил и оценок. В свою очередь нарушение трудовой этики сопровождается нарушением и общих моральных установок. При наличии несоответствия между системой морали и содержанием профессиональных кодексов, возникновении коллизии между ними предпочтение должно быть отдано общим принципам нравственности, поскольку они глубже и основательнее определяют перемены в условиях жизнедеятельности людей, в том числе в сфере профессиональной деятельности. 
 

    2. Происхождение профессиональной этики

      Разделение  труда привело к появлению  множества профессий. Некоторые из них возникли уже в глубокой древности. Вопросы профессионального разделения труда рассматривались такими мыслителями древности, как Платон, Аристотель и др. Именно к этому периоду относятся нравственные установления жрецов, исполнявших судебные функции, клятва Гиппократа в медицинской практике и другие профессионально-этические кодексы, регулирующие отношения работников к своим профессиональным обязанностям.
      Первые  профессионально-моральные  кодексы как уставы целевого назначения появились в XII в., когда происходило становление средневековой цеховой организации труда. Их возникновение отразило интересы определенных социальных групп, объединенных социальным статусом и характером трудовой деятельности. Профессиональные нравственные нормы и требования, зафиксированные в цеховых уставах ремесленников Средневековья, изменялись и уточнялись в зависимости от уровня разделения труда в обществе и содержания деятельности представителей самих профессий. Многочисленные уставы определяли жизнь цехов и мануфактур в городах (распределение заказов, сбыт товаров, закупка сырья, подготовка мастеров и др.).
      Появление профессиональной этики во времени  предшествовало созданию соответствующих научных этических теорий. Повседневный опыт, необходимость в регулировании взаимоотношений людей той или иной профессии приводили к осознанию и оформлению определенных требований профессиональной этики. Возникнув как проявление повседневного, обыденного морального сознания, профессиональная этика в дальнейшем развивалась на основе обобщения практики поведения представителей каждой профессиональной группы. Эти обобщения суммировались как в письменно оформленных, так и в неписаных кодексах поведения различных профессиональных групп, а также в форме теоретических выводов, что свидетельствовало о переходе от обыденного к теоретическому сознанию в сфере профессиональной морали.
      В новейшее время эти вопросы рассматривали  О. Конт, Э. Дюркгейм и другие представители  позитивизма. Научное объяснение их с материалистических позиций впервые дали К. Маркс и Ф. Энгельс.
      Ныне  за рубежом широко представлены специализированные моральные кодексы, которые до мелочей  регламентируют процесс трудовой деятельности – поведение людей различного ранга на производстве, общение руководителей с подчиненными, манеру одеваться, жесты и т.д.
      Активную  роль в становлении и усвоении норм профессиональной этики играет общественное мнение. При взаимодействии людей общественное мнение переходит в нравственную норму, которая в свою очередь может быть предметом критики со стороны общественного мнения.
      Развитие  общества, сопровождаясь постоянным углублением специализации производства, его усложнением, дифференциацией условий труда, требует непрерывного совершенствования профессиональной деятельности. Это влечет за собой соответствующую конкретизацию профессиональных обязанностей, определяет необходимость разработки новых систем моральных требований в различных сферах труда. Типологический анализ сферы трудовой деятельности позволяет не только определить объективные основания норм профессиональной этики, но и выделить ее основные виды.
      В зависимости от сферы трудовой деятельности (производственно-экономической, научной, педагогической, художественной, экологической и т.д.) профессиональная этика подразделяется на соответствующие виды: этика врача, педагога, журналиста, ученого, актера, художника, предпринимателя, инженера, строителя и др. Внутри видов профессиональной деятельности выделяется множество подвидов.
      Выделение видов и подвидов профессиональной этики свидетельствует о многообразии нормативных требований к специалистам, необходимости учитывать специфику моральных отношений в каждой конкретной сфере профессионального труда. При этом существуют общие профессиональные моральные нормы, которые выступают как руководящие начала, правила, образцы, требования к профессиональной деятельности человека на основе гуманистических идеалов.
      Различные виды профессиональной этики имеют  свои традиции. Это прежде всего те общечеловеческие моральные нормы в сфере труда, которые человечество пронесло через различные общественные эпохи и сохранило, хотя часто в измененном виде.
      Становление современного информационного общества сопряжено с возрастанием значимости профессионализма, компетентности, появлением новых профессий, изменениями в традиционных сферах труда. Формирующиеся профессии рождают соответствующие моральные кодексы трудовых отношений. Профессиональные кодексы усложняются и дополняются, в совокупности охватывают все виды профессиональных отношений, составляя системное образование на основе общих норм и принципов морали. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение
и т.д……………..


Источник: www.webkursovik.ru

Тема: Глобальные проблемы нравственности в современном мире.

  1. Подходы к определению понятия «этика», «мораль» и «нравственность».

  2. Причины растущего интереса к нравственным аспектам человеческой деятельности.

  1. В специальной литературе понятия мораль и нравственность отождествляются. Однако существуют и определенные различия.

Мораль

Нравственность

  • Форма сознания;

  • Средство регуляции поведения посредством строго фиксированных норм, социального контроля и моральных санкций;

  • Выражение человечности в идеальной форме;

  • Специфическая сфера, в которой концентрируются и обобщаются высокие идеалы и строгие норма, регулирующие поведение и сознание человека в реальных областях общественной жизни;

  • Что должно быть, к чему человек должен стремиться (мир должного).

  • Область практических поступков, обычаев и нравов;

  • Сфера нравственной свободы личности, внутреннего само принуждения, побуждающего творить добро;

  • Исторически конкретная мера морали;

  • Принципы реального практического поведения людей, в котором строгость высокоморальных норм значительно смягчена, т.е. в данное понятие вкладывается более «житейское», «приземленное» значение;

  • Реальные практикуемые нормы, с которыми человек сталкивается в повседневной жизни (мир сущего).

Слово этика – греческого происхождения, означающее обычай, нрав, характер, как правило применяется в двух значениях:

  1. Философская дисциплина, изучающая мораль и нравственность: их принципы, развитие, нормы, роль в обществе;

  2. Совокупность норм поведения, мораль одного человека или общественные принципы.

Этика – философская наука, объектом изучения которой является мораль как особый феномен человеческого бытия, как форма общественного сознания, как одна из важнейших сторон жизнедеятельности человека, специфическое явление общественной жизни, как основание, из которого произрастают все остальные проявления культуры, духовной жизни людей.

Этика – это нормативная дисциплина, которая систематизирует и формирует моральные требования, стихийно складывается в нравственном сознании общества.

Этика – система ценностей, с помощью которых человек определяет, что правильно или неправильно, что добросовестно и недобросовестно, что справедливо или не справедливо. Этика проявляется в моральном поведении в конкретной ситуации.

Мораль представляет собой совокупность принципов, норм и правил поведения, установленных в обществе или определенной социальной группе. Она включает в себя как область морального сознания, т.е. должное в виде системы идеалов, принципов, категорий, нравственных позиций, так и реальные нравственные отношения людей, т.е. сущее, которое проявляет себя в формах конкретных поступков, реального индивидуального поведения и деятельности человека и его отношений с другими людьми.

По соотношению должной и сущей морали в каждом конкретном обществе или социальной группе можно судить о его (ее) состоянии нравственного здоровья. Поэтому главной проблемой этической науки является проблема соотношения должного и сущего, идеальных норм и фактических нравов, абстрактной моральной личности и конкретных индивидов, принадлежащих данному времени, данной культуре, данному народу.

Вся традиция этики замыкается на выяснении того, что является должным для человека, т.е. соответствует глубинным законам человеческого бытия. В жизни возникают этически сложные проблемы, которые не так просто разрешить. При этом неправильно считается приспособить моральный закон к конкретным житейским ситуациям.

2. В процессе глобализации происходят применения в содержании и способах действия подсистем общества. Глобализация отразилась и на проблемах нравственности в современном мире.

Во всем мире растет интерес к нравственным аспектам человеческой деятельности на планетарном, социальном и личностном уровнях, с учетом объективных и субъективных факторов.

Особенно заметными становятся изменения в подсистеме социализации. Вместо сохранения идентичности (тождества себе) предлагается принять наличие в обществе людей и групп, которые не вписываются в общепринятые (разделяемые большинством) образцы мышления и поведения. Это может быть расовое или этническое, религиозное или сексуальное меньшинство, которое настаивает на своем праве быть непохожим на большинство, сохранять собственную идентичность. Происходит навязывание меньшинствами большинству своих ценностей, мировоззрения, традиций, что приводит к расколу общества и порождает конфликтные ситуации.

Наше время не только усиливает интерес к нравственной проблематике, но приводит к усилению роли морального фактора. Именно моральные убеждения заставляют миллионы людей выступать против военного разрешения самых разнообразных конфликтов. Именно нравственная ответственность встает на пути непредсказуемых по последствиям научных экспериментов. Наиболее важным, от чего зависит судьбы человечества, являются человеческие качества – и не качества отдельных элитарных групп, а именно «средние» качества миллиардов жителей планеты.

Тема: Профессиональная мораль как один из средств общественной нравственности.

  1. Профессионализация: типологические черты и признаки

  2. Объективные причины возникновения и формирования профессиональной этики

  3. Соотношение понятий общественной морали и морали профессиональной.

1. Этика – одна из форм идеологии, учение о морали, ее развитии, принципах нормах и роли в обществе. Этика – совокупность норм поведения, мораль какой-нибудь общественной группы, профессии. Рассмотрение понятий морали и этики позволяет перейти к определению понятия профессиональной этики, как отрасли этической науки.

Термин «профессиональная этика», обычно употребляется для обозначения не столько отрасли этической теории, сколько своеобразного нравственного кодекса людей определенной профессии.

Профессиональная этика обусловлена особенностями некоторых профессий, корпоративными интересами, профессиональной культурой. Люди, выполняющие одинаковые или близкие профессиональные функции, вырабатывают специфические традиции, объединяются на основе профессиональной солидарности, поддерживают репутацию своей социальной группы.

В каждой профессии есть свои нравственные проблемы. Но среди всех профессий можно выделить группу таких, в которых они возникают особенно часто, которые требуют повышенного внимания к нравственной стороне выполняемых функций. Профессиональный этикет имеет значение, прежде всего для профессий, объектом которых является человек. Там, где представители определенной профессии в силу ее специфики находятся в постоянном или даже непрерывном общении с другими людьми, связанном в содействием на них внутренний мир, судьбу, с нравственными взаимоотношениями, существуют специфические «нравственные кодексы» людей этих профессий, специальностей.

2. Выяснить происхождение профессиональной этики – это проследить взаимосвязь моральных требований с разделением общественного труда и возникновением профессии. На эти вопросы, много лет назад обращал внимание Аристотель, затем Конт, Дюркгейм. Они говорили о взаимосвязи разделения общественного труда с моральными принципами общества. Впервые материалистическое обоснование этих проблем дали К. Маркс и Ф. Энгельс.

Возникновение первых профессионально-этических кодексов относится к периоду ремесленного разделения труда в условиях становления средневековых цехов в XIXII вв. Именно тогда впервые констатируют наличие в цеховых уставах ряда нравственных требований по отношению к профессии, характеру труда, соучастникам по труду.

Однако ряд профессий, имеющих жизненно важное значение для всех членов общества, возникли в глубокой древности, и поэтому, такие профессионально-этические кодексы, как «Клятва Гиппократа», нравственные установления жрецов, исполнявших судебные функции, известны гораздо раньше.

Появление профессиональной этики во времени предшествовало созданию научных этических учений, теорий о ней. Повседневный опыт, необходимость в регулировании взаимоотношений людей той или иной профессии приводили к осознанию и оформлению определенных требований профессиональной этики. Профессиональная этика, возникнув как проявление повседневного морального сознания, затем уже развивалась на основе обобщенной практики поведения представителей каждой профессиональной группы. Эти обобщения содержались как в писанных, так и в неписанных кодексах поведения, так и в форме теоретических выводов. Таким образом, это свидетельствует о переходе от обыденного сознания к теоретическому сознанию в сфере профессиональной морали. Большую роль в становлении и усвоении норм профессиональной этики играет общественное мнение. Нормы профессиональной морали не сразу становятся общепризнанными, это бывает связано с борьбой мнений. Взаимосвязь профессиональной этики и общественного сознания существует и в форме традиций. Различные виды профессиональной этики имеют свои традиции, что свидетельствует о наличии преемственности основных этических норм, выработанных представителями той или иной профессии на протяжении столетий.

3. Профессиональная этика – это совокупность моральных норм, которые определяют отношения человека к своему профессиональному долгу.

Нравственные отношения людей в трудовой сфере регулирует профессиональная этика. Общество может нормально функционировать и развиваться только в результате непрерывного процесса производства материальных и духовных ценностей.

Профессионализм и отношение к труду являются важными характеристиками морального облика личности. Они имеют первостепенной значение в личностной характеристике индивида, но на различных этапах исторического развития их содержание и оценка существенно различались. В классовом обществе они определялись социальным неравенством видов труда, противоположностью умственного и физического труда, наличием привилегированных и не привилегированных профессий. О классовом характере морали в сфере труда свидетельствует написанная в первой трети II века до н.э. христианская библейская книга «Мудрость Иисуса, сына Сирахова», в которой есть поучения о том, как следует относиться к рабу: «корм, палка и бремя – для осла; хлеб, наказание и дело – для раба. Занимай раба работою и будешь иметь покой; ослабь руки ему – и он будет искать свободы». В Древней Греции физический труд по ценности и значимости находился на самой нижней оценке. А в феодальном обществе религия рассматривала труд как наказание за первородный грех, а рай представлялся как венчая жизнь без труда. При капитализме отчуждение рабочих от средств производства и результатов труда порождало два типа нравственности: хищнически-грабительскую капиталистическую и коллективистски-освободительскую рабочего класса, распространявшуюся и на сферу труда. Об этом пишет Ф. Энгельс: «…каждый класс и даже профессия имеют свою мораль».

Те ситуации, в которых оказываются люди в процессе выполнения своих профессиональных задач, оказывают сильное влияние на формирование профессиональной этики. В процессе труда между людьми складываются определенные моральные отношения. В них есть ряд элементов, присущих всем видам профессиональной этики.

Во-первых, это отношение к общественному труду, к участникам трудового процесса.

Во-вторых, это те моральные отношения, которые возникают в области непосредственного соприкосновения интересов профессиональных групп друг с другом и обществом.

Профессиональная этика не является следствием неравенства в степени моральности различных профессиональных групп. Просто к некоторым видам профессиональной деятельности общество проявляет повышенные моральные требования. В основном это такие профессиональные сферы, в котором сам процесс труда требует согласованности действий всех его участников. Уделяется особое внимание моральным качествам работников той сферы, которые связаны с правом распоряжаться жизнью людей, здесь речь идет не только об уровне моральности, но и в первую очередь о должном исполнении своих профессиональных обязанностей (это профессии из сфер услуг, транспорта, управления, здравоохранения, воспитания). Трудовая деятельность людей этих профессий, более чем каких-либо других, но поддается предварительной регламентации, не умещается в рамках служебных инструкций. Она по своему существу является творческой. Особенности труда этих профессиональных групп усложняют моральные отношения и к ним прибавляется новый элемент: взаимодействие с людьми – объектами деятельности. Здесь нравственная ответственность приобретает решающее значение. Общество рассматривает нравственные качества работника как один из ведущих элементов его профессиональной пригодности. Обще моральные нормы должны быть конкретизированы в трудовой деятельности человека с учетом специфики его профессии.

Таким образом, профессиональная мораль должна рассматриваться в единстве с общепринятой системой морали. Нарушение трудовой этики сопровождается разрушением общих моральных установок, и наоборот. Безответственное отношение работника к профессиональным обязанностям представляет опасность для окружающих, наносит вред обществу, может привести, в конечном счете, и к деградации самой личности.

В современном обществе личностные качества индивида начинаются с его деловой характеристики, отношения к труду, уровне профессиональной пригодности. Все это определяет исключительную актуальность проблем профессиональной этики. Подлинный профессионализм опирается на такие моральные нормы как долг, честность, требовательность к себе и своим коллегам, ответственность за результат своего труда.

Тема: Профессиональная этика: предмет профессиональной этики, структура.

1. Структура профессиональной этики

2. Виды профессиональной этики

1. Достоинство той или иной профессии определяется тем, насколько глубоко осознают люди, занимающиеся определенным видом профессиональной деятельности, свою моральную ответственность перед обществом за социальные последствия этой деятельности. Насколько безукоризненно выполняют они свой профессиональный долг, насколько последовательно и честно воплощаются в этом виде деятельности общие требования нравственности.

В специальной литературе профессиональная этика определяется так:

  • Кодексы поведения, предписывающие определенный тип нравственных взаимоотношений между людьми, которые представляются оптимальными с точки зрения выполнения ими своей профессиональной деятельности;

  • Способы обоснования данных кодеков, социально-философское истолкование гуманистического назначения данной профессии, ее эпоса.

Профессиональная этика – это наука, объектом которой является профессиональная мораль, как один из срезов общественной нравственности, т.е. особенности нравственного сознания и поведения людей определенного вида профессии. Которые объясняются их профессиональной принадлежностью; нормативная дисциплина, включающая анализ типичных этических ситуаций, связанных с профессиональной деятельностью и их рациональное обоснование: свод норм и правил профессиональной морали, т.е. этический кодекс.

Профессиональная мораль представляет собой срез общественной нравственности. Профессиональная мораль копирует структуру общественной нравственности.

Структура профессиональной морали включает:

  • Нравственные требования, предъявляемые обществом;

  • Систему моральных ценностей, относящихся к профессиональному труду;

  • Поведение человека при исполнении своих профессиональных обязанностей;

  • Нравы профессиональной среды, т.е. сознание, объективированное в поступках и социальных отношениях;

  • Систему нравственных оценок человека его коллегами;

  • Систему нравственных оценок данной профессиональной деятельности обществом.

На основе анализа структуры профессиональной морали можно прийти к выводу о том, что:

  • Существуют разные формы проявления профессиональной морали:

  1. Форма общественного сознания;

  2. Форма индивидуального сознания, интериоризирующего общественные требования в личностные формы;

  3. Формы группового сознания в виде корпоративных ценностей, норм и стереотипов;

  4. Формы реального бытия – поступков, нравов профессиональной среды.

  • Существо профессиональной морали как социального феномена заключается в охране интересов, прежде всего людей, пользующихся услугами профессионалов.

С ее помощью общество оберегает своих членов от возможного произвола со стороны специалистов. Профессиональные корпорации провозглашая в своих кодексах благородные общественно значимые цели, стремятся внушить обществу доверие к своей профессиональной деятельности, повысить ее престиж.

Социальная цена разных видов человеческой деятельности неодинакова. Именно она, прежде всего, определяет необходимость выработки и содержание моральных требований к людям, осуществляющим ту или иную профессиональную деятельность.

2. Анализ различных видов профессиональной этики подводит к выводу о том, что:

  • Их появление и развитие – объективный процесс как реакция общества на изменяющиеся условия, процессы и результаты, возможные последствия той или иной профессиональной деятельности;

  • Все виды профессиональной этики объединяет общая нравственная основа в виде требования общественной морали; идея профессионального долга и вытекающей из него ответственности как центральных понятий профессиональной морали; отношение к своему труду; отношение к другим участкам трудового процесса; отношения к другим коллективам и обществу в целом; участие профессионалов в процессе вербализации их требований;

  • Различия видов профессиональной этики обусловлены характером, социальным смыслом и возможными последствиями данной профессиональной деятельности дел жизни общества, граждан и их безопасности; спецификой целей и их механизмов достижения; характером профессионально-нравственных отношений (межличностными у врача, анонимными у ученого, смешанным у журналиста и т.д.). Особенностями взаимоотношений между людьми в профессиональной среде; спецификой взаимоотношений профессиональной группы с внешней средой; характером внутренней противоречивости профессиональной деятельности (например, между интересами развития нации и возможными социальными последствиями научных открытий);

  • Это различия выражаются в переосмыслении принципов общественной морали, их переакцентировке; изменении иерархии нравственных требований по степени их значимости, как для общества, так и для самих профессионалов; в способе сцепления норм и ценностей между собой и с другими регулятивными средствами (например, правовые и моральные нормы в военных уставах и присягах); наконец, в возникновении новых требований и норм, не имеющих аналогов в общественной морали.

Тема: Общее и особенное в профессиональной этике.

1. Общая нравственная основа всех видов профессиональной этики

2. Характер, социальный смысл и последствия профессиональной деятельности для жизни общества

1. Анализ различных видов профессиональной этики, в том числе и формирующихся в наше время, позволяет сделать вывод о том, что их появление и развитие – объективный процесс как реакция общества на изменяющиеся условия, процессы и результаты или возможные последствия той или иной профессиональной деятельности.

Все виды профессиональной этики объединяют общая нравственная основа в виде требований общественной морали; идея профессионального долга и вытекающей из него ответственности как центрального понятия профессиональной морали; отношение к своему труду; отношение к другим коллективам и обществу в целом; участие профессионалов в процессе вербализации их требований.

Различия видов профессиональной этики обусловлены характером, социальным смыслом и возможными последствиями данной профессиональной деятельности для жизни общества, граждан и их безопасности; спецификой целей и механизмов их достижения; характером профессионально-нравственных отношений (межличностными у врача, анонимными у ученого, смешанным у журналиста и т.д.). Особенностями взаимоотношений между людьми в профессиональной среде; спецификой взаимоотношений профессиональной группы с внешней средой; характером внутренней противоречивости профессиональной деятельности (например, между интересами развития нации и возможными социальными последствиями научных открытий);

Это различия выражаются в переосмыслении принципов общественной морали, их переакцентировке; изменении иерархии нравственных требований по степени их значимости, как для общества, так и для самих профессионалов; в способе сцепления норм и ценностей между собой и с другими регулятивными средствами (например, правовые и моральные нормы в военных уставах и присягах); наконец, в возникновении новых требований и норм, не имеющих аналогов в общественной морали.

2. Профессиональная этика является многозначным понятием. Во-первых, это определенные кодексы поведения людей при выполнении ими своей профессиональной деятельности. Во-вторых, это теории данных кодексов, способы их обоснования. Актуальной является проблема соотношения профессиональной этики и общечеловеческой морали. В целом, данное соотношение предстает разновидностью дипломатического отношения части и целого. Нельзя подменять общечеловеческую мораль профессиональными. Существует только одна мораль, которая и предстает общечеловеческой, а все прочие специфические нравственные системы являются лишь ее разновидностью.

В морали можно выделить природную, социальную и духовную основу. Природными началами морали предстают врождённые нравственные чувства, прежде всего чувства совести, сострадания, любви, долга, благочестия. Они отчасти социальные, но отчасти и врождённые.

В этике существует учение о естественном нравственном законе. Это учение получило развитие в религиозной этике. Реально существующая нравственность, существенно зависит от существующей в обществе экономики, политики, религии и других социальных систем. В свою очередь мораль оказывает на все сферы общества активное влияние, которое многообразно.

Профессиональная этика многообразна. Наиболее значимые профессиональная этика – это этика врача (деонтологическая этика), этика юриста, этика ученого, педагогическая этика, этика журналиста, этика PR-специалиста.

Совместно со студентами целесообразно проанализировать социальные, природные и духовные основы и причины возникновения и развития этих (и других) видов профессиональной этики.

Тема: Правила деловых отношений

1. Правила подготовки публичного выступления и проведения деловой беседы

2. Правила подготовки и проведения служебных совещаний и собеседований

3. Правила поведения переговоров с деловыми партнерами и конструктивной критики

1. Деловые отношения – это процесс взаимосвязи и взаимодействия, в котором происходит обмен деятельностью, информацией и опытом, предполагающим достижение определенного результат, решение конкретной проблемы или реализацию определенной цели.

Деловые отношения тесно связаны с общением, взаимодействием производственной деятельности – это самый массовый вид социального общения. Оно представляет собой сферу коммерческих и административно-правовых и дипломатических отношений.

В целом деловое отношение отличается от обыденного (неформального) тем, что в его процессе ставится цель и конкретные задачи, которые требуют своего решения.

Деловые отношения разделяют на прямое (обладает большей результативностью, силой эмоционального воздействия и внушения) и косвенное. Стороны делового общения выступают в формальных (официальных) статусах, которые определяют необходимые нормы и стандарты (в том числе и этические) поведения людей. Как и всякий вид общения, деловое общение имеет исторический характер, оно проявляется на разных уровнях социальной системы и в различных формах. Его отличительная черта – оно не имеет самодовлеющего значения, не является самоцелью, а служит средством для достижения каких-либо других целей.

Основные принципы делового общения.

Первое правило делового общения – будьте во всем пунктуальны.

Опоздания любого сотрудника мешает работе, кроме того они свидетельствуют о том, что на такого человека нельзя положиться. Для делового человека очень важно умение рассчитывать время, необходимое для выполнения того или иного задания.

Второе правило – не говорите лишнего.

Любой сотрудник обязан хранить секреты своей организации.

Третье правило – думайте не только о себе, но и о других.

Нельзя успешно вести дела, не учитывая мнения и интересов партнеров, клиентов, покупателей. Часто причинами неуспеха в делах становятся проявление эгоизма, зацикленности на своих интересах, стремление навредить конкурентам, даже сослуживцам.

Четвертое правило – одевайтесь, как принято.

Главное – одеваться соответственно вашему окружению на службе, не выбиваясь из контингента работников вашего уровня. Ваша одежда должна демонстрировать ваш вкус.

Пятое правило – говорите и пишите хорошим языком.

Источник: StudFiles.net


Categories: Этика

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.