мире духовном (Бог, Логос, Святой Дух, ангелы)", "2 книга. О материальном мире и человеке", "3 книга. О свободе воли, о грехе, искуплении и эсхатологии", "4 книга. О Священном Писании и принципах его понимания".
"Толкования к Евангелию от Иоанна" относятся к экзегетическим сочинениям Оригена. Они были написаны в опровержение гностического учения Гераклеона (последователя Валентина), также составившего толкования к Евангелию от Иоанна. Всего Оригеном было написано 32 книги этих Толкований, до нашего времени из них дошло лишь 9. Книга 6-я Толкований содержит объяснение первой главы данного Евангелия, 19-29 стихов. Необходимо отметить, что данное издание одного из главных трудов Оригена не является научно подготовленным и потому может использоваться лишь в качестве популярно изложенного дополнительного текста при изучении истории христианской богословской науки.
Нужно сказать, что среди выдающихся подвижников и ученых ранних веков христианства Оригену действительно по праву принадлежит одно из первых мест. Однако в некоторых своих творениях он весьма сильно отклонялся от Священного Предания Церкви. Во взглядах Оригена очень много спорного и более того — еретического. Так, он признавал предсуществование душ и реинкарнацию; утверждал, что спасение уготовано всем, в том числе отпавшим духам. В результате уже при императоре Юстиниане, в 543 году, на V Вселенском Соборе, его учение было осуждено как еретическое, а сам он предан анафеме.


Для специалистов, занимающихся исследованиями в области догматического богословия (в целом), общей церковной истории, истории Вселенских Соборов, ересеологии, религиозной философии, патристики, библеистики, раннехристианской экзегетики.
Для исследователей, изучающих жизненный путь и богословскую биографию Оригена, Александрийскую богословскую школу в целом.
Для филологов, изучающих раннехристианскую литературу.
Для философов, религиоведов, психологов, культурологов.
В ограниченном объеме издание может быть использовано в качестве дополнительного учебного материала для студентов, преподавателей и научных сотрудников духовных учебных заведений, преподавателей, студентов и аспирантов богословских вузов и факультетов.

Выдающийся александрийский философ, филолог и богослов Ориген (185-253) — один из выдающихся представителей раннехристианского богословия и библейской филологии. В настоящее…

Источник: www.livelib.ru

Левкипп (5 в до н. э.). Один из основателей древнегреческой атомистики, учитель Демокрита. Допускал существования небытия т.е пустоты.


Гераклит Эфесский. (5-4 в. До н. э.)Первоначалом сущего считал мировой огонь, который есть так же душа и разум; говорил, что он «мерами вспыхивает и мерами угасает»; путем сгущения из огня возникают все вещи.Высказал идею непрерывного движения («все течет», «в одну реку нельзя войти дважды»). Считал, что противоположности пребывают в вечной борьбе, в тоже время в космосе существует скрытая гармония.

Пифагор Самосский. (около 570-500 вв. до н. э). Древнегреческий философ из города Регия, религиозный и политический деятель, основатель пифагореизма. В г. Кротоне основал школу своих последователей (около 2 тысяч человек), представляющее собой одновременно и философско — научную школу и религиозно — магический союз. Из записанных произведений Пифагора известны: «О природе», «О воспитании», «О государстве», «О мире», «О душе». Пифагор впервые назвал Вселенную «космосом». В качестве основного принципа всего существования он выделял число.

Сократ (около 470-399 вв. до н. э). Античный мыслитель, первый афинский фиолсоф. Отдавал предпочтение устному рассуждению в ходе диалогов на площадях и в палестрах. Один из родоначальников диалектики как метода познания истины путем наводящих вопрсов. Был обвинен в « поклонении новым божествам» и « развращении молодежи» и приговорен к смерти. Цель его философии — самопознание как путь к постижению истинного блага. Стал воплощением идеала мудреца.


Аристотель (384-322 вв. до н. э.). Учился у Платона в Афинах. В 335г. Основал лицей. Основоположник логики. «Первая философия Аристотеля» (позже была названа метафизикой) содержит учения об основных принципах бытия. Центральный принцип его этики: разумное поведение, умеренность. Считал, что лучщие формы правления — монархия, аристократия, «политика», наихудшая — тирания. Основные сочинения — «Метафизика», «Органон», «Физика», «О возникновении животных», «О душе», «Этика», «Политика», «Поэтика».

Протагор (480-410 вв. до н.э.) Виднейший из софистов. Выдвинул тезис «человек есть мера всех вещей — сущих в их бытии и несущих в их небытии». В Афинах объявлялся в безбожии.

Горгий (5 вв. до н. э.) Ему принадлежит сочинение « О природе, или о несуществующем»; выдвинул три тезиса: ничего не существует; если бы нечто существовало, то было бы непознаваемо; если бы нечто было бы познаваемо, то познанное было бы невыразимо.

Эпикур (341-270 вв. до н. э.) В Афинах основал философскую школу, следовал атомистике Демокрита. Девиз — живи уединенно; цель жизни — отсутствие страданий, здоровье тела и состояние безмятежности духа, познание природы освобождает от страха смерти, суеверий и религий вообще. В молодости считал истинным наслаждением — наслаждение тела. А в старости признавал высшим наслаждением — развитие себя, познание разума.

Диоген (около 404- 323 вв. до н. э.)Философ — киник. Практиковал крайний аскетизм. Считал себя гражданином мира. По преданию жил в бочке.


Зенон из Китиона (4-3 вв. до н. э.). Древнегреческий философ. Основал в Афинах школу стоиков.

Марк Аврелий. (121- 180) Римский император, философ — стоик. Оставил философские записи — 12 книг, написанных на греческом языке, с общим названием «Рассуждения о самом себе». В центре его антиматериалистического учения стоит частичное обладание человеком своим телом, духом и душой. Он утверждал, что посредством духа все дюди принимают участие в божественном.

Средневековье

Фома Аквинский (1225-1274). Философ и теолог, систематизатор схоластики. Сформулировал 5 доказательств бытия Бога, описываемого как первопричина, конечная цель сущего и.т.д. Утверждал, что природа завершается в благодати, разум — в вере, философское познание — в сверхъестественном откровении. Основные сочинения: «Сумма теологии», «Сумма против язычников».

Августин Блаженный (354-430). Христианский теолог и церковный деятель, главный представитель западной патристики. Родоначальник христианской философской истории. Развил учение о благодати и предопределении. Сочинения: «О граде Божием», «Исповедь».

Пьер Абеляр (1079-1142). Французский философ, теолог, поэт. В споре о природе общих понятий развил учение, названное позже концептуализмом. Рационалистическая направленность его идей вызвала протест церковных кругов.


Роджер Бэкон (1214-1292). Английский философ и естествоиспытатель, монах-францисканец. Профессор в Оксфорде. Придавал большое значение математике и опыту — как научному эксперименту, так и мистическому озарению. Занимался оптикой, астрономией, алхимией.

Иоанн Дамаскин (675-749). Византийский богослов, философ и поэт, завершитель и систематизатор греческой патристики; ведущий идейный противник иконоборчества. Философско — теологический компендиум «Источник знания». Автор песнопений, способствовавших оформлению

Византийской системы осмогласия.

Симеон Богослов (949-1022). Византийский философ-мистик, религиозный писатель, поэт. Развивал идею самоуглубления и просветления личности; приближал поэтический язык к живым речевым нормам.

Хорезми (787-850). Среднеазиатский ученый. Автор основополагающих трактатов по арифметике и алгебре, оказавших большое влияние на развитие математики в Западной Европе. Труды по астрономии, географии и др.

Омар Хайям (1048-1122). Персидский и таджикский поэт, математик и философ. Его всемирно известные четверостишья — рубаи проникнуты пафосом свободы личности, вольнодумством. В математических трудах дал изложение решения уравнения 3ей степени включительно.

Рудаки (860-941). Персидский и таджикский поэт, родоначальник поэзии на фарси. Свыше 40 лет находился при дворе правителей Бухары. Из литературного наследия сохранилась касыда «Мать вина» (написана в 933), автобиографическая «Ода на старость». Около 40 четверостиший и много фрагментов поэм, произведения лирического и дидактического содержания.


Фирдоуси (940-1020). Персидский и таджикский поэт. Поэма «Шахнаме» вобрала в себя национальный эпос персов и таджиков, оказала влияние на литературу Востока отточенностью формы, идеями тираноборчества, справедливости и гуманизма.

Бируни (973-1050). Среднеазиатский ученый — энциклопедист. Родился в Хорезме. Писал на арабском языке. Труды по истории Индии, математике, философии, астрономии, топографии, медицине, геологии, минералогии. Впервые на Среднем Востоке высказал мысль о том, что Земля движется вокруг Солнца.

Эпоха Возрождения

Данте Алигьери (1265-1321). Итальянский поэт, создатель итальянского литературного языка. Философские и поэтические трактаты о проблемах человека «Пир не закончен», «О народной речи», «Божественная комедия».

Парацельс (1493-1541). Врач, естествоиспытатель и философ эпохи Возрождения. Один из основателей ятрохимии. Подверг критическому пересмотру идеи древней медицины. В центре его учения — понятие природы, как живого целого, проникнутого единой мировой душой. Человек способен магически воздействовать на природу с помощью тайных средств.

Коперник (1473-1543). Польский астроном, создатель гелеоцентрической системы мира. Совершил переворот в естествознании, отказавшись от принятого учения о центральном положении Земли. Свое учение изложил в сочинении «Об обращении небесных сфер», запрещенном католической церковью.


Джордано Бруно (1548-1600). Итальянский философ — пантеист и поэт. Обвинен в ереси и сожжен инквизицией в Риме. Отстаивал концепцию о бесконечности Вселенной и бесчисленного множества миров. Развивал идеи Коперника. Основные сочинения: «О бесконечности, вселенной и мирах.», «О причине, начале и едином.», «О героическом энтузиазме.».

Галилео Галилей (1564-1642). Итальянский ученый, естествоиспытатель. Боролся против схоластики, считал основой познания опыт. Заложил основы современной механики. Построил телескоп с 32-кратным увеличением. Активно защищал гелеоцентрическую систему мира, за что был подвергнут суду инквизиции и из — за этого ему пришлось отказаться от учения Н. Коперника.

Иоган Кеплер (1571-1630). Немецкий астроном, один из творцов астрономии нового времени. Открыл законы движения планет, на основе которых создал планетные таблицы. Заложил основы теории затмений. Изобрел телескоп, в котором объектив и окуляр — двояковыпуклые линзы.

Мартин Лютер (1483-1546). Деятель реформации в Германии. Отвергал основные догматы католицизма. Основатель Лютеранства. Перевел на немецкий язык Библию.

Николло Макиавелли (1469-1527). Итальянский политический мыслитель. Считал главной причиной бедствий Италии ее политическую раздробленность, преодолеть которую способна лишь сильная государственная власть. Признавал ради упрочнения государства допустимыми любые средства. Среди сочинений : «История Флоренции», «Государь», комедия «Мандрагора».


Новое время

Френсис Бэкон (1561-1626). Английский философ. В трактате «Новый органон» провозгласил целью науки — увеличение власти человека над природой, предложил реформу научного метода: очищение разума от заблуждений, обращение к опыту, основа которого — эксперимент.

Рене Декарт (1596-1650). В основе философии Декарта — дуализм души и тела, «мыслящей» и протяженной субстанции. Материю отождествлял с пространством, движение сводил к перемещению тел. Общая причина движения — Бог, который сотворил материю, движение и покой. Человек — есть связь безжизненного телесного механизма с душой, обладающей мышлением и волей. Основные сочинения: «Геометрия», «Рассуждение о методе», «Начала философии».

Барух Спиноза (1632-1677). Нидерландский философ. Мир по Спинозе — закономерная система, которая может быть познана геометрическим методом. Природа единая и вечная субстанция, причина самой себя; мышление и протяжение — неотъемлемые атрибуты субстанции; отдельные идеи и вещи — ее модусы. Человек — часть природы, душа — модус мышления, тело — модус протяжения. Сочинения: «Богословско-политический трактат», «Этика».


Готфирд Лейбниц (1646-1716). Немецкий философ, математик, языковед, физик. Основатель и президент Бранденбургского общества. Разработал проекты развития образования и управления в России. Реальные мир по Лейбницу, состоит из бесчисленных психически деятельных субстанций — монад, находящихся между собой в отношении гармонии. В духе рационализма развил учение о прирожденной способности ума к познанию высших категорий бытия и всеобщих и необходимых истин логики и математики. Один из создателей дифференциального и интегрального исчислений.

Томас Гоббс (1588-1679). Английский философ. Геометрия и механика для Гоббса — идеальные образцы наилучшего мышления. Природа — совокупность протяженных тел, различающихся величиной, фигурой, положением и движением. Государство, которое Гоббс уподобляет библейскому чудовищу Левифану,- результат договора между людьми, положившему конец естественному состоянию «войны против всех». Основные сочинения: «Левифан», «Основы философии».

Джон Локк (1632-1704). Английский философ, основатель либерализма. В «Опыте о человеческом разумении» разработал эмпирическую теорию познания. Утверждал, что все человеческое знание проистекает из опыта. Развил идею о первичных и вторичных качествах и теорию образования общих идей (абстракция). Социально — политическая концепция Локка опирается на естественное право и теорию общественного договора. В педагогике исходил из решающего влияния среды ее на воспитание. Основоположник ассоциативной психологии.

Карл Густав Юнг (1875-1961). Швейцарский философ и психолог, основатель «аналитической психологии». Развил учение о коллективном бессознательном, в образах которого видел источник общечеловеческой символики, в том числе мифов и сновидений. Цель психотерапии по Юнгу,- осуществление индивидуации личности. Оказал влияние на культурологию, сравнительное религиоведение и мифологию.

Джордж Беркли (1685-1753). Английский философ; В «Трактате о началах человеческого знания» утверждал, что внешний мир не существует независимо от восприятия и мышления: бытие вещей состоит в их воспринимаемости. Учение Беркли — один из источников эмпириокритицизма, прагматизма, неопозитивизма.

Иеремия Бентам (1748-1832). Английский философ и юрист, родоначальник утилитаризма, аналитической школы права, идеологического либерализма. В сочинении «Деонтология, или наука морали» сформулировал нравственный идеал («наибольшее счастье наибольшего числа людей»), и критерии морали («достижение пользы, выгоды, удовольствия, добра и счастья»).

Шарль Монтескьё (1689-1755). Французский просветитель, правовед, философ. Выступал против абсолютизма. Стремился вскрыть причины возникновения того или иного государственного строя, анализировал различные формы государства и формы правления. Средством обеспечения законности считал принцип разделения властей. Основные сочинения «Персидские письма», «О Духе закона».

Иоган Готлиб Фихте (1762-1814). Представитель немецкой классической философии. Профессор Йененского университета, был вынужден оставить его из-за обвинений в атеизме. В «Речах к немецкой нации» призывал немецкий народ к моральному возрождению и объединению. Профессор и первый выборный ректор Берлинского университета.

Фридрих Вильгельм Шеллинг (1775-1854).Немецкий философ, отталкивался от идей И. Фихте, развивал принципы объективно — идеалистической диалектики природы как живого организма, бессознательного духовного творческого начала. Считал, что искусство — высшая форма постижения мира, единство сознательного и бессознательного, теоретической и практической деятельности. Абсолют — тождество природы и духа, субъекта и объекта. Через саморазвитие абсолюта развивается его самопознание. Источник зла — свободное отпадение человека от абсолюта.

Дени Дидро (1713-1784). Французский философ — просветитель, писатель. Основатель французской «Энциклопедии». В философских сочинениях «Письмо о слепых в назидание зрячим», «Мысли об объяснении природы», будучи сторонником просвещенной монархии, выступал с критикой феодализма, абсолютизма. Отстаивал материалистические идеи. Один из идеологов французской буржуазии 18 в. Литературные сочинения «Жак — фаталист», роман «Монахиня», роман «Племянник Рамо».

Давид Юм (1711-1776). Английский философ — идеалист, психолог, историк. Единственным предметом достоверного знания считал объекты математики. Все суждения о существовании происходят также из опыта, который, однако, Юм понимал идеалистически. Отрицал объективный характер причинности. В этике развил теорию утилитаризма. Агностицизм Юма оказал значительное влияние на современный идеализм, послужив одним из главных идейных источников неопозитивизма. Основное сочинение — «Исследование о человеческом разуме».

Жан Жак Руссо (1712-1778). Французский философ, представитель сентиментализма. С позиции деизма осуждал официальную церковь и религиозную нетерпимость. В сочинении «Рассуждение о начале и основаниях неравенства…», «Об общественном договоре» и др. Руссо выступал против социального неравенства, деспотизма социальной власти. Государство, по его мнению, может возникнуть только в результате договора свободных людей. Эстетические и педагогические взгляды выражены, в романе — трактате «Эмиль или о воспитании». Идеи Руссо изначально искажающих непорочного человека, оказали влияние на общественную мысль и литературу многих стран.

Классическая философия

Иммануил Кант (1724-1804). Родоначальник классической немецкой философии. Профессор университета в Кенингсберге. Разработал космогоническую гипотезу происхождения солнечной системы из первоначальной туманности. В развитой в 1770г. «критической философии» выступил против догматизма, умозрительной метафизики и скептицизма.

Георг Вильгельм Гегель (1770-1831).Немецкий философ, создавший объективно — идеалистическую теорию диалектики. Ее центральное понятие — развитие — есть характеристика деятельности абсолюта (мирового духа), его сверхвременного движения в области чистой мысли. Противоречие — внутренний источник развития. История — «прогресс духа в сознании свободы». Основные сочинения: «Феноменология духа», «Наука логики», «Основы философии права».

Людвиг Фейербах (1804-1872). Немецкий философ. Первоначально последователь Гегеля, затем подверг критике его философию. В центе его философии — человек, трактуемый, как биологическое существо, абстрактный индивид. Религию истолковывал как отчуждение человеческого духа. Основу нравственности усматривал в стремлении человека к счастью, достижимому, посредством «религии любви». Основные сочинения «К критике философии Гегеля», «Сущность христианства», «Основы философии будущего», «Сущность религии».

Серен Кьеркегор (1813-1855). Датский теолог, философ, писатель. Выделил три стадии на пути к Богу: эстетическую, этическую, религиозную. Защищал тезис о реальности христианства. Оказал влияние на датскую литературу, экзистенциализм и диалектическую теологию. Основные сочинения «Или или», «Страх и трепет», «Философские крохи», «Стадии жизненного пути».

Карл Ясперс (1833-1969). Немецкий философ, психиатр. Основную задачу философии усматривал в раскрытии «шифров бытия» — различных выражений трансценденции (непостижимого абсолютного предела бытия и мышления). Соотнесенность экзистенции и трансценденции прозревается человеком в так называемых пограничных ситуациях (страдание, борьба, смерть). Основные сочинения «Философия», «Истоки и цели истории», «Великие философы».

Мартин Хайдеггер (1889-1976). Немецкий философ. Развил учение о бытии в основе которого противопоставление подлинного существования и мира повседневности, обыденности. Постижение смысла бытия связано, по Хайдеггеру, с осознанием бренности человеческого существования («Бытие и время»). Темы работ «позднего» Хайдеггера — происхождение «метафизического» способа мышления, поиск пути к «истине бытия».

Альбер Камю (1913-1960). Французский писатель и философ. В пьесе «Калигула» выразил поиск мировоззренческих опор в лишенном смысла мире. В повести «Посторонний» герой воплощает фатальное бессилие овладеть потоком бытия. Бунт против законов мироздания отражается в его произведениях: роман-притча «Чума», философское эссе «Миф о Сизифе», «Бунтующий человек». Публицистика: «Злободневные заметки», «Шведские речи». Обладатель Нобелевской премии. Творчество Камю стало выразителем трагического сознания 20в.

Зигмунд Фрейд (1856-1939). Австрийский врач-психиатр, психолог. Основатель психоанализа. Развил теорию психосексуального развития индивида, в формировании характера и его патологии главную роль отводил переживаниям раннего детства. Принципы психоанализа распространил на различные области человеческой культуры. Основные труды «Толкование сновидений», «Психопаталогия обыденной жизни», «Лекции по введению в психоанализ», «Тотем и табу», «Я и Оно».

Карл Густав Юнг (1875-1961). Швейцарский психолог и философ, основатель «аналитической психологии». Развил учение о коллективном бессознательном, в образах которого (т.н. архетипах) видел источник общечеловеческой символики, в т. ч мифов и сновидений. Цель психотерапии по Юнгу — осуществление индивидуальности личности. Оказал влияние на культурологию, сравнительное религиоведение и мифологию.

Эрих Фромм (1900-1980). Немецко-американский философ и социолог, главный представитель неофрейдизма. Опираясь на идеи психоанализа, экзистенциализма, марксизма, стремился разрешить основные противоречия человеческого существования — между эгоизмом и альтруизмом, обладанием и бытием. Пути выхода из кризиса современной цивилизации видел в создании «здорового общества», основанного на принципах и ценностях гуманистической этики (среди которых высшая — любовь). Восстановление гармонии между индивидом и природой, личностью и обществом. Основные сочинения: «Бегство от свободы», «Психоанализ и религия», «Революция надежды».

Артур Шопенгауэр (1788-1860). Немецкий философ, представитель волюнтаризма. В главном сочинении «Мир как воля и представление» сущность мира предстает у Шопенгауэра как неразумная воля, слепое бесцельное влечение к жизни. «Освобождение от мира », аскетизм достигаются через сострадание, в состоянии, близком к состоянию буддийской нирване. Пессимистическая философия Шопенгауэра получила распространение в Европе со 2-ой половины 19вв.

Фридрих Ницше (1844-1900). Немецкий философ, представитель философии жизни. Творческая деятельность: в «Рождение трагедии из духа музыки» противопоставил два начала бытия — «дионисийское» (жизненео-оргаистическое) и «апполоновское» (созерцательно-упорядочивающее). В своих сочинениях выступал с анархической критикой культуры. В мифе о «сверхчеловеке» культ сильной личности сочетал с романтическим идеалом «человека будущего».

Эдмунд Гуссерль (1859-1930). Немецкий философ, основатель феноменологии. Стремился превратить философию в «строгую науку» посредством феноменологического метода. В дальнейшем обратился к идее «жизненного мира» как изначальному социально-культурному опыту, сближаясь с философией жизни. Оказал влияние на экзестенцианализм и антропологию.

Питер Чарльз Сандерс (1839-1914). Американский философ, логик математик и естествоиспытатель. Родоначальник прагматизма. Выдвинул принцип, согласно которому содержание понятия целиком исчерпывается представлениями о его возможных последствиях. Основатель семиотики. Работы по математической логике.

Джон Дьюи (1859-1952). Немецкий философ, один из ведущих представителей представитель прагматизма. Предложил «реконструкцию философии», чтобы придать ей практическую значимость. Развил концепцию инструментализма, согласно которой понятие и теория — инструменты приспособления к внешней среде. Создатель педагогической теории, в основе которой лежит принцип «обучении я посредством деланья» (формирование практических навыков).

Елизавета Петровна Блаватская (1831-1891). Русская писательница и теософ. Странствовала по Европе, Сев. Америке, М. Азии, Индии и Китаю. С 1860г. Устраивала спиритические сеансы в России. Уехав в США в 1873г. Печатала в Американской прессе статьи по спиритизму, приняла американское гражданство. Под влиянием индийской философии основала в 1875г. В Нью-Йорке Теософическое общество. В 1878 уехала в Индию, где также основала Теософическое общество. Главные сочинения «Разоблаченная Исида», «Тайная доктрина».

Карлос Кастанеда (1935). Американский философ и антрополог. О своем пути к «Тайному знанию» рассказал в многочисленных беллетристических произведениях, в т.ч «Учение Дона Хуана: путь к познанию индейцев Яки».

Огюст Конт (1798-1857). Французский философ, один из основоположников позитивизма и социологии. Позитивизм рассматривал, как среднюю линию между эмпиризмом и мистицизмом. Наука по Конту не познает сущности, а только явления. Выдвинул теорию трех стадий интеллектуальной эволюции человечества (теологической, метафизической и позитивной или научной), определяющих развитие общества. Разработал классификацию наук. Основные сочинения: «Курс позитивной философии», «Система позитивной политики».

Герберт Спенсер (1820-1903). Английский философ, основатель органической школы в социологии; идеолог либерализма. Развил учение об общей эволюции; в этике — сторонник утилитаризма. Внес огромный вклад в изучение древней культуры. Основное сочинение «Система синтетической философии».

Томас Кун (1922). Американский философ, и историк науки. Выдвинул концепцию научных революций как смены парадигм — исходных концептуальных схем, способов постановки проблем и методов исследования. Дал критику неопозитивистскому пониманию науки.

Мишель Поль Фуко (1926-1984). Французский философ, один из основоположников структурализма. Создатель концепции «археологии знания».

Тейяр Де Шарден (1881-1955). Французский философ, палеонтолог, теолог. Развил теорию «Христианского эволюционизма», сближающуюся с пантеизмом. Оказал влияние на обновление доктрины католицизма.

Альберт Швейцер (1875-1965). Немецко-французский философ, теолог и миссионер, врач, музыковед и органист. Организовал госпиталь в Ламбране (Габон). Исходный принцип мировоззрения Швейцера — «преклонение перед жизнью» как основа нравственного обновления человечества. Нобелевская премия мира.

Ханс Георг Гадамер (1900). Немецкий философ, один из главных представителей философии герменевтики середины 20 в. Труды по истории философии, эстетике и философии истории. Основное сочинение «Истина и метод».

Поль Рикер (1913). Французский философ, сочетающий принцип феноменологии с экзистенцианализмом и персонализмом. Труды по этике, эстетике, истории философии.

Русские философы

Эвальд Васильевич Ильенков (1924-1979). Российский философ и публицист. В отталкивании от официальной идеологии и попытался вернуться к «подлинному» Марксу. В середине 1950 гг. стал центром кружка оппозиционно настроенных молодых философов.

Мераб Константинович Мамардашвили (1930-1990). Российский философ. Учился и работал в Москве. «Сократический » характер философствования наиболее полно отразился в его многочисленных лекциях, которые он читал в ВУЗах Москвы и других городов. Основные сочинения «Формы и содержание мышления», «Символ и сомнение», «Классические и неклассические идеалы рациональности», «Как я понимаю философию», «Картезианские размышления».

Александр Моисеевич Пятигорский (1929). Российский философ, исследователь индусской мифологической философской традиции. Книги «Символ и сознание», «Избранные труды», «Мифологические размышления». Интеллектуальный роман-биография «Философия одного переулка».

Николай Александрович Бердяев (1874-1945). Религиозный философ. Издавал философско-религиозный журнал «Путь». От марксизма перешел к философии личности и свободы в духе религиозного экзистенцианализма и персонализма. Свобода, дух, личность противопоставляется им миру объектов, в которых царствует зло, страдание, рабство. Основные сочинения «Смысл творчества», «Миросозерцание Достоевского», «Философия свободного духа», «Русская идея», «Самопознание».

Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900). Российский философ, поэт, публицист. Преподавал утопический идеал всемирной теократии. Оказал большое влияние на русскую религиозную философию. Идеи Христианского платонизма переплетаются с идеями новоевропейского идеализма, особенно Ф.В. Шеллинга.

Вячеслав Семенович Степин (1943). Российский философ, академик РАН. Труды по теории познания, философии и истории науки, философской антропологии.

Иван Александрович Ильин (1882-1954). Российский философ, правовед, публицист. В философии Гегеля видел систематическое раскрытие религиозного опыта пантеизма, как учения о конкретности Бога и Человека. Автор нескольких сотен статей и свыше 30 книг, в том числе «О сопротивлении злу силою».

Владимир Иванович Вернадский (1863-1865). Российский философ, естествоиспытатель. В центре его научных и философских интересов — разработка целостного учения о биосфере и живом веществе, взаимоотношение природы и общества.

Хомяков Алексей Степанович (1804-1860). Российский философ, поэт, публицист. Один из основоположников славянофильства. Ориентация на восточную патристику сочеталось у Хомякова с элементами философского романтизма. Выступал за отмену крепостного права, смертной казни. Стихотворные трагедии «Ермак» и «Дмитрий самозванец», лирические стихотворения, проникнутые гражданским пафосом.

Иван Васильевич Киреевский (1806-1856). Российский религиозный философ, литературный критик и публицист. Один из основоположников славянофильства. В отходе от религиозных начал и утрате духовной ценности видел источник кризиса «европейского просвещения». Задачей самобытной русской философии считал переработку «европейской образованности» в духе учений восточной патристики.

Павел Александрович Флоренский (1882-1937). Российский религиозный философ, Богослов. В сочинении «Столп и утверждение истины. Опыт православной традиции» разрабатывал учение о Софии (Премудрости Божией) как основе осмысленности и целостности мироздания. В работах 20-х гг. стремился к построению «конкретной метафизики».

Лев Платонович Карсавин (1882-1952). Российский религиозный философ, историк. Опираясь на принцип всеединства В.С. Соловьева, стремился к созданию целостной системы христианского миросозерцания.: «Философия истории», «О личности».

Лев Шестов (1866-1938). Российский философ и писатель. В своей философии, насыщенной парадоксами и афоризмами, Шестов восстал против диктата разума (общезначимых истин) и гнета общеобязательных нравственных норм над суверенной личностью. Основные сочинения: «Апофеоз беспочвенности», «Умозрение и откровение».

Теодор Ильич Ойзерман (1914). Российский философ, академик РАН.

Основные труды по истории западноевропейской философии, а также по теории историко-философского процесса. Обладатель Государственной премии СССР.

Бонифатий Михайлович Кедров (1903-1985). Российский философ, химик, историк науки, академик АН СССР. Основные труды по материалистической диалектике, философским вопросам естествознания, науковедению, классификации наук.

Алексей Федорович Лосев (1893-1989). Российский философ и филолог. В русле традиций Платона и неоплатонизма, диалектики Шеллинга и Гегеля разрабатывал проблемы символа и мифа, диалектики художественного творчества, особенно античного восприятия мира. Основные труды по античной эстетике. Обладатель Государственной премии СССР.

Борис Петрович Вышеславцев (1877-1854). Религиозный философ, профессор Московского Университета. Труды по этике, истории русской философии. Нравственные ценности и свободы видел в христианском учении о «благодати» как преображении подсознательных мышлений. Основное сочинение: «Этика Преображенского Эроса».

Философы ХХ века

Теодор Адорно (1903-1969). Немецкий философ, социолог, музыковед. Представитель франкфуртской школы. Выступил с критикой культуры и общества и идеями «отрицательной диалектики». Вместе с сотрудниками провел исследование «авторитарной личности» как социально-психологичкской предпосылке фашизма.

Карл Раймунд Поппер (1902-1994). Философ, логик и социолог. Свою философскую концепцию — критический рационализм построил как антитезу неопозитивизму. Выдвинул принцип фальсифицируемости, служащий критерием демаркации — отделения научного знания от ненаучного. Теория «трех миров» Поппера утверждает существование физического и ментального миров, а также мира объективного знания. Основные сочинения: «Логика научного исследования», «Открытое общество и его враги», «Предположение и опровержение».

Анри Бергсон (1859-1941). Французский философ. Подлинная и первоначальная реальность, по Бергсону, — жизнь как метафизически-космический процесс, «жизненный порыв», творческая эволюция. Структура ее — длительность, постигаемая только посредством интуиции, противоположной интеллекту; различные аспекты длительности — материя, сознание, память, дух. Основное сочинение «Творческая эволюция».

Мартин Бубер (1878-1965). Еврейский религиозный философ и писатель, близкий к диалектической теологии и экзистенцианализму. Центральная идея философии Бубера — бытие как «диалог». (Между человеком и Богом, между человеком и миром).

Арнольд Гелен (01904-1976). Немецкий философ, один из основателей философской антропологии как специальной философской дисциплины. Основное сочинение: «Человек. Его природа и положение в мире».

Вильгельм Дильтей (1833-1911). Немецкий философ, ведущий представитель философии жизни, основатель философской герменевтики. Развил учение о понимании как специфическом методе наук о духе, интуитивном постижении духовной целостности личности и культуры.

Рудольф Карнап (1891-1970). Немецко-американский философ, логик. Ведущий представитель логического позитивизма и философии науки. Развил теорию логического синтеза языка науки, дополненную поздней семантической теорией.

Уиллард ванн Орман Куайн (1901-1980). Американский философ, математик, логик. Представитель неопрагматизма, или логического прагматизма. Труды по построению аксиоматической системы, включающий логику классов, логической семантике и модальной логике, философии математики.

Эманюэль Левинас (1906). Французский философ. Испытал влияние Э.Гусерля и М.Хайдегера по влиянию религиозной традиции иудаизма. Основой философии считал этику, ее центральное понятие у Левинаса — «другой» и встреча с «другим».

Жак Маритен (1882-1973). Французский религиозный философ, ведущий представитель неотомизма. Видел путь к преодолению морального и социального хаоса, вызванного, по его мнению, субъективизмом нового времени в сфере веры, мысли, чувства.

Габриэль Оноре Марсель (1889-1973). Французский философ, драматург, литературный критик. Основоположник католического экзистенцианализма. Подлинный мир бытия противостоит неподлинному миру обладания. В основе драм Марселя лежат религиозно-моральные конфликты: «Расколотый мир», «Жажда», «Рим больше не в Риме».

Эмманюэль Мунье (1905-1950). Французский философ, основатель и глава французского персонализма. Путь освобождения человечества видел моральном обновлении, духовной революции. Сторонник христианского социализма.

Бертран Рассел (1872-1970). Английский философ, логик, математик, общественный деятель. Основоположник английского ноерелиализма. Развил дедуктивно-аксиоматический метод построения логики в целях логического обоснования математики.

Пауль Тиллих (1886-1965). Немецко-американский философ, протестантский теолог. Представитель диалектической теологии. Стремился к созданию идеальной теологии культуры, примирению разума и откровения.

Мигель Де Унамуно (1864-1936). Испанский писатель, философ, представитель экзистенцианализма. В центре его философии — образ Дон Кихота, выступающий как «душа Испании», воплощение трагического чувства действительности. Основные темы художественных произведений — любовь, смерть, одиночество, богоискательство.

Джон Остин (1911-1960). Английский философ, представитель лингвистической философии. Основную цель исследования видел в прояснении выражений обыденности языка.

Освальд Шпенглер (1880-1936). Немецкий философ, историк. Развил учение о культуре как множестве замкнутых «организмов», выражающий коллективную «душу» народа и проходящих определенный внутренний жизненный цикл. Главное сочинение «Закат Европы».

Давид Фридрих Штраус (1808-1874). Немецкий теолог и философ-младогегельянец. В сочинении «Жизнь Иисуса» отрицал достоверность Евангелий, считал Иисуса исторической личностью. В дальнейшем склонялся к пантеизму.

Джордж Герберт Мид (1863-1931). Американский философ, представитель прагматизма; социальный психолог, основатель т.н. символического интеракционизма. Формирование человеческого «Я», по Миду, отражает структуру взаимодействия индивида в различных группах и состоит в усвоении значения символов и собственной роли.

Джон Стюарт Милль (1806-1873). Английский философ. Идеолог либерализма. Последователь Конта. В «Системе логики» разработал методы индуктивного исследования, трактуя их как общие методы науки. В этике соединял принцип эгоизма и альтруизма.

Бернард Бозанкет (1848-1923). Английский философ, представитель неогегельянства, последователь Ф. Бредли. Автор «Философской теории государства».

Источник: otherreferats.allbest.ru

Одиозный религиозный орден Пифагора

Все мы знаем Пифагора ещё со школы по таблице на обратной стороне тетрадки в клеточку, а также по теореме, названной в его честь. Однако мало кто знает, какую религию исповедовал Пифагор и что в ней было странного.

Гимн пифагорейцев солнцу — Фёдор Бронников, 1869

Философ основал собственный религиозный орден, правила которого заслуживают особого внимания. Так, одним из главных правил был запрет на употребление в пищу бобов. Другие правила не менее причудливы.

Странные привычки Иммануила Канта

Пожалуй, Канта и его «категорический императив» знают все. Немецкий мыслитель внес просто гигантский вклад в философию. Но подробности его жизни заслуживают отдельного рассмотрения. У философа был строгий распорядок дня и целый ряд правил, которые он выполнял неукоснительно.

«Иммануил Кант (1724-1804)» — Johann Gottlieb Becker, 1768

Одним из таких правил было «никогда не ездить в коляске и ни с кем не кататься». Откуда оно взялось, вы можете почитать здесь.

Любовные перипетии Рене Декарта

У Декарта, основоположника рационализма в философии, тоже были причуды. Они касались, прежде всего, отношений с противоположным полом.

«Портрет René Descartes (1596-1650)» — Франс Халс, около 1649-1700 (Лувр, Париж)

Так, французский философ и математик часто состоял в переписке с особами высокого рода. Особенно он предпочитал… косоглазых. К сожалению, отношения с дамами не привели его к счастливому концу.

Источник: zen.yandex.ru

Лао-Цзы — полулегендарный китайский мыслитель, основатель философии даосизма. По преданию, родился в 604 г. до нашей эры, однако историчность его личности вызывает сомнения. В его краткой биографии сказано, что он был историографом-архивариусом при императорском дворе и прожил 160 или даже 200 лет.

Центральная идея даосизма — учение о Дао (дао — путь, извечный закон развития и исчезновения всего). Поскольку никто не знает полностью закона дао, то самое лучшее для умного человека — ничего не делать. И такое «недеяние» может привести к свободе, счастью, успеху и процветанию. Всякое действие, противоречащее дао, означает пустую трату сил. Поэтому мудрый правитель, следуя дао, не делает ничего, чтобы управлять страной, и тогда она процветает, пребывая в спокойствии и гармонии.

Конфуций(551 – 479 до н.э.) – «Почтенный Учитель Кун» (прозвище, данное позднее учениками). Рано осиротев, он, тем не менее, многого добился в жизни, однако оставил карьеру чиновника и отправился в странствия. У него были три тысячи учеников, из них 12 находились при нем постоянно. Ему не раз угрожала смертельная опасность. После смерти ученики собрали устные высказывания и диалоги Конфуция в одну книгу – «Лунь юй» («Беседы и суждения»). Центральное понятие конфуцианства – «жэнь» (человеколюбие, гуманность).

Сократ(470/469 — 399 до нашей эры) родился в Афинах в семье каменотеса и повивальной бабки (акушерки). Самая известная его фраза: «Я знаю, что я ничего не знаю». Однажды в Афины приехал с Востока великий мудрец, и Сократ отправился поговорить с ним. Вышел он очень разочарованным: «Он еще глупее меня, я хоть знаю, что я ничего не знаю, а он и этого не знает!».

Сократ принципиально не занимался никакими науками о природе, утверждая, что все тайны мира человек может открыть, познавая себя. «Познай самого себя — и ты познаешь самое главное» — такова вторая его знаменитая фраза. Поскольку Сократ сам ничего не писал, то все, что мы о нем знаем, дошло до нас в основном благодаря произведениям его ученика Платона. Во всех платоновских диалогах главный герой — Сократ.

Платон(427-322) – это псевдоним Аристокла. Своему псевдониму Платон обязан мощным телом и широким лбом.

Платон – ученик Сократа. Он пытался защитить своего учителя на суде, но 27-летнему юноше не дали произнести речь. В отличие от Сократа, занятого по преимуществу врачеванием душ отдельных людей, Платон, объездивший многие страны, мечтал о переустройстве целых государств. Он пытался внушить идею о правителе-философе тирану Сиракуз Дионисию I, но был продан им в рабство. По освобождению основал академию. Разработал концепцию идей, без которой немыслима современная цивилизация.



Аристотель(384-322) учился в академии Платона 20 лет. За эти годы он приобрел поистине энциклопедические познания в философии и ряде наук. Позднее Аристотель был учителем строптивого Александра Македонского, отношения с которым складывались у философа отнюдь не просто. Великие полководцы — Александр не являлся исключением — склонны сами более поучать, чем учиться.

На пятидесятом году жизни, уже после смерти Платона, Аристотель создает школу под названием Ликей. В Ликее он часто философствовал, расхаживая вместе с учениками. За эти прогулки ученики получили прозвище перипатетиков (от греч. «перипатео» — прохаживаюсь).

Аристотель разработал концепцию формы как динамической сущности единичных вещей, превратил в науку логику и этику.

 

Августин Блаженный родился в 354 г. в Северной Африке, которая тогда была частью Римской империи, в нумидийском городе Тагасте, а умер в 430 г., прожив 76 лет. На его глазах рухнула великая империя, а за годы его жизни сменилось двадцать императоров. Долгие годы был Августин священником в Италии, а после рукоположения в епископы вернулся в родную ему Африку, в город Гиппон. Он умер в то время, когда его город осаждали языческие варвары. Основные произведения Августина — «Исповедь» и «О граде Божием».

Фома Аквинский (1225-1274) считается величайшим представителем схоластической философии. И по сей день во всех католических учебных заведениях в обязательном порядке изучают его труды. Он был сыном графа Аквинского, имевшего свой замок в неаполитанском королевстве, учился в Неаполе, Кельне и Париже. За свои труды получил звание «ангельского доктора». И это несмотря на то, что незадолго до своей смерти свои главные труды — «Сумма теологии» и «Сумма против язычников»- он называл «сплошной соломой». Заслуга Фомы Аквинского в том, что он, «разложив по полочкам» и учение Аристотеля, и учение Библии, сумел объединить философию, религию и науку. Причислен католической церковью к лику святых.

Френсис Бэкон (1561-1626) — сын высокопоставленного английского сановника, со временем и сам стал лордом-канцлером, хранителем Большой печати. Однако на этом посту он продержался только один год, был обвинен во взяточничестве и до конца жизни должен был отказаться от общественной деятельности. Основные работы: «Новый органон», «Новая Атлантида». Вплоть до XX века многие литературоведы считали его автором всех шекспировских пьес и сонетов.

 

Рене Декарт (1596-1650) — французский философ, математик, физик. Декарт обладал ясным умом и широчайшими интересами. За какую бы науку он не брался, везде находил на первый взгляд простые, а по сути новаторские решения.

Главный вклад Декарта в философию — это развитый им метод научных размышлений. Он один из родоначальников философии Нового времени. Знаменитая формула Декарта «Мыслю — следовательно, существую» показала всей последующей философии истинный источник знаний о мире — человеческое сознание.

Декарт говорил, что философией надо заниматься несколько часов в году, а человек, работающий головой, должен много спать. Сам он спал, по словам современников, до полудня и больше. Однажды шведская королева Христина пригласила Декарта почитать ей лекции. Декарт согласился, и это его погубило. Христина вставала в 5 утра, и после завтрака Декарт должен был беседовать с нею о философии. После нескольких таких бесед рано утром, почти еще ночью, в холодной и унылой зимней Швеции Декарт заболел воспалением легких и спустя неделю скончался. Его основные философские произведения: «Рассуждения о методе», «Метафизические размышления». «Правила для руководства ума».

Джон Локк(1632-1704) английский философ, значительную часть жизни провел в Оксфорде. Является основоположником британского эмпиризма — философии, основывающей всякую теорию на чувственном опыте. Локк утверждает, что человеческий ум есть tabula rasa или чистый лист бумаги, которую опыт как бы заполняет информацией.Его главная работа — «Опыт о человеческом разумении».

Дэвид Юм (1711-1776) опубликовал работы по британской истории, в которых выступил на стороне королей династии Стюартов. Однако известен прежде всего как философ. В молодости Юм зарабатывал на жизнь сначала как дипломат на вторых ролях, потом — как наставник взбалмошного юного аристократа, а впоследствии — в качестве библиотекаря. Юм копил и вкладывал свои деньги, что позволило ему остаток жизни посвятить работе над сочинениями. Главные из них – «Трактат о человеческой природе» и «Опыты».

 

Иммануил Кант (1724—1804) всю жизнь прожил в городе Кенигсберге. Родился хилым, болезненным ребенком, и врачи говорили, что он скоро умрет, однако Кант прожил восемьдесят лет, никогда особенно не болея. Это свидетельствует о том, что человека в первую очередь держит дух. Если у тебя есть дело, большое и достойное, — ты не умрешь, пока его не сделаешь. А если нет дела, никакие диеты и пробежки трусцой не помогут. Кант — автор трех знаменитых «Критик»: «Критики чистого разума», «Критики практического разума», «Критики способности суждения». Эти свои основные произведения он начал писать в пятьдесят лет. Работал преподавателем университета, но никогда не читал свою философию, считал это нескромным. Много лет добивался должности профессора, и когда Кенигсберг был оккупирован русскими войсками, в 1758 году передал письмо российской императрице Елизавете с просьбой о профессорской должности. В 1945 году при штурме Кенигсберга пострадал собор, возле которого похоронен Кант, однако сама могила осталась целой и невредимой.

 

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) самый известный системосозидатель в истории философии. По его мнению, все знание может быть систематизировано в три раздела — логика, философия природы и философия духа. Гегель предлагает также новое понимание диалектики. Он говорит, что история есть прогресс, движимый диалектическим столкновением тезиса и антитезиса, примиряемых затем в синтезе. В молодости Гегель был сторонником Великой французской революции и Наполеона, но со временем в нем выработались ненависть ко всем демократическим институтам и настоящее преклонение перед авторитарным прусским государством. По Гегелю, государство есть шествие Бога по земле. Жизнь Гегеля оборвала эпидемия холеры. Он ушел из жизни, не познав горечи последующего критического наступления на свое учение. Его главные работы — «Наука логики», «Энциклопедия философских наук» и «Основы философии права».

 

Карл Генрих Маркс (1818-1883) родился в семье адвоката, получил юридическое образование в Боннском и Берлинском университетах, где также подробно изучал философию и историю. Еще студентом примкнул к младогегельянцам, которые делали из философии Гегеля радикальные революционные выводы.

Обычно говорят о «двух Марксах»: ранний Маркс — теоретик, писавший интересные работы по проблеме отчуждения, по проблемам сознания, идеологии; и поздний Маркс — практик, который решил осчастливить человечество, указав путь достижения счастливого будущего в исторически определенный период. Путь этот — пролетарская революция, уничтожение частной собственности и построение царства свободы на основе высокоразвитой экономики.

Утопический идеализм Маркса сам по себе — безобидное и в теоретическом плане интересное явление. Хуже, когда он начинает применяться на практике и насильно навязываться какому-нибудь народу как единственно правильное учение. К сожалению, прав оказался русский философ-анархист XIX в. Михаил Бакунин, когда писал, что если люди, разделяющие идеи марксизма, придут к власти в какой-нибудь стране, то народ этой страны окажется самым несчастным в мире. Такой страной оказалась Россия.

Основные произведения К. Маркса — «Экономическо-философские рукописи 1844 г.», «Манифест коммунистической партии», «Капитал», «Критика Готской Программы».

 

Артур Шопенгауэр (1788-1860) считал Гегеля настоящим мошенником, а гегельянство — глупейшим и бессмысленным обманом: он много рассуждает об этом в своей главной книге «Мир как воля и представление». В молодости читал лекции в те же часы, что и Гегель, но не преуспел в переманивании студентов этого философского диктатора. В 1821 г. Шопенгауэр оставил преподавание и посвятил остаток жизни сочинительству.

Шопенгауэр одним из первых в Европе начал изучать религии Индии, и его идеи обнаруживают их влияние. Для Шопенгауэра разум и воля реальны, в отличие от материальной вселенной, которая является в некотором смысле фантасмагорией. Реальность дурна, поскольку желания и воля заставляют лишь страдать. Пессимизм — единственно разумная философия жизни.

Сьёрен Къёркегор(1813-1855) был последним ребенком и родился, когда его матери было 46 лет. Все детство находился под полным влиянием отца. О матери почти никогда не упоминал — такие дети, по мнению психологов, несчастны в личной жизни (в сходной обстановке прошло детство Шопенгауэра). В молодости Кьёркегор отказался от своей невесты и всю оставшуюся жизнь жил одиноко и замкнуто. Окончил теологический факультет Копенгагенского университета, потом учился в Германии, слушал лекции Шеллинга. За четыре года (с 1843 по 1846 гг.) написал свои основные произведения: «Или-или», «Страх и трепет», «Философские крохи», в общей сложности 28 томов сочинений, из них 14 томов — дневники. Умер, упав на улице от истощения.

 

Фридрих Ницше (1844-1900) родился в семье лютеранского пастора, учился в Бонне и Лейпциге. Его способности считали столь блестящими, что еще до окончания учебы ему предложили место профессора. Ему было тогда 24 года. В молодости чрезвычайно восхищался Шопенгауэром (с которым не был знаком) и Рихардом Вагнером (с которым дружил), но в конечном счете разочаровался в обоих.

Ницше оставил академическую работу во время франко-прусской войны и отправился служить санитаром в госпиталь. Но очень скоро оставил и эту службу и повел жизнь, полную скитаний; она стала возможна благодаря пенсии по болезни, которую выплачивал университет. Последние двенадцать лет жизни страдал психическим расстройством.

Ницше стремится опровергнуть традиционные моральные ценности и заменить их своего рода аристократическим эгоизмом. Написал большое количество блестящих философских произведений: «Рождение трагедии из духа музыки», «Так говорил Заратустра», «Веселая наука», «Воля к власти», «Сумерки идолов».

Теории Ницше были с энтузиазмом восприняты нацистами, поощряемыми сестрой Ницше Элизабет, которая дружила с Гитлером. Сам бы Ницше вряд ли этому обрадовался.

Освальд Шпенглер (1880-1936) — выдающийся немецкий философ, занимался проблемами философии истории, философии культуры. В 1918 г., сразу после окончания Первой мировой войны, вышла его книга «Закат Европы», которая сразу завоевала необыкновенную популярность, поскольку после такой мировой катастрофы действительно казалось, что закат Европы близок. Книга, написанная ярким образным языком, с большим набором оригинальных гипотез, с ошеломляющей эрудицией автора, воспринималась как пророческий манифест. И Шпенглера самого воспринимали как пророка. Его спросили: когда начнется следующая мировая война? Он ответил: в 1940 г. И в своей книге он писал, что европейская цивилизация полностью кончится к 2000 г. Во втором случае Шпенглер, похоже, ошибся. Влияние идей Шпенглера на философскую и историческую мысль XX века было огромным. Нет почти ни одного философа — теоретика культуры или историка, — который бы не обращался к Шпенглеру: либо яростно опровергая его, либо пытаясь развивать его идеи дальше.

В 1930-х годах Шпенглер отклонил предложения нацистов о сотрудничестве с ними и был подвергнут многолетнему бойкоту.

 

Зигмунд Фрейд (1856-1939) — австрийский врач-психиатр, основоположник психоанализа, согласно которому причины нарушения психики надо искать в детских переживаниях больного, спрятанных в его подсознании. Фрейд первый сформулировал принципы работы бессознательного, описал основные человеческие комплексы и неврозы, подвел психоаналитическую базу под искусство, религию, культуру в целом. Его влияние на культуру XXI века было огромным: фрейдистские мотивы до сих пор широко распростра­нены в философии, литературе, искусстве. Как сказал один немецкий философ, духовную ситуацию прошлого века создали три человека: Маркс, Ницше и Фрейд.

Главные труды Фрейда — «Я и Оно», «Тотем и табу», «Толкование сновидений», «Психопатология обыденной жизни», «Неудовлетворенность культурой».

Карл Густав Юнг (1875- 1961) — швейцарский психиатр, ученик 3. Фрейда, который пошел значительно дальше своего учителя, создав так называемую «глубинную (аналитическую) психологию», психологию коллективного бессознательного. Юнговская концепция бессознательного строится на глубоком и всестороннем анализе литературы, истории, мифологии и психопатологии.

Его работы по психологии, по анализу современной культуры и места человека в ней были настоящим откровением для многих людей, которые и сейчас считают Юнга не только философом, но и неким пророком.

Кроме «Психологических типов» на русский язык переведены сборники работ Юнга «Архетип и символ», «Феномен духа в искусстве и науке», «Либидо, его метаморфозы и символы».

Бертран Рассел(1872-1970). «Ты не должен следовать толпе в ее злых делах» — такую запись сделала в подаренной Расселу библии его бабушка. Этой заповеди Рассел следовал всю жизнь.

Рассел – выдающийся английский философ, логик, математик, лауреат Нобелевской премии в области литературы. Всю свою жизнь бунтовал против всякой неправды, не раз попадал в тюрьму. Уже будучи 90-летним стариком, вместе с молодежью выступал против проявлений милитаризма, снова оказался в тюрьме — за блокировку автомагистрали перед министерством обороны в Лондоне.

Рассел – один из основателей аналитической философии.

 

Людвиг Витгенштейн (1889-1951) – еще один из основателей аналитической философии, ключевая фигура всей философии ХХ века. Поведение Витгенштейна необычно, а некоторые поступки кажутся экстравагантными: он участвует в первой мировой войне, попадает в плен к итальянцам, носит в ранце написанный им философский шедевр «Логико-философский трактат», отказывается от огромного наследства, строит сестре по своему проекту дом, собирается уйти в монастырь, стать дирижером симфонического оркестра, посещает СССР с целью изучить северные народности, преподает австрийским деревенским детишкам в школе арифметику.

В философии Витгенштейн прославил свое имя анализом языка.

 

Мартин Хайдеггер (1889-1976) — немецкий философ, как считают многие, самый оригинальный и самый глубокий мыслитель XX века. Много лет преподавал философию в различных университетах Германии. В зрелом возрасте уехал в деревню и прожил там до конца жизни. Основные произведения — «Бытие и время», «Лесные тропы», «На пути к. языку», «Что есть мысль?» и др.

Произведения Хайдеггера поражают поэтичной выразительностью языка, ювелирной работой со словами, проникновенным анализом проблем человеческого существования. Работы Хайдеггера оказали огромное влияние на современную ему и последующую философию и литературу. Ни одного автора в XX веке не цитировали так часто, как Мартина Хайдеггера.

Карл Ясперс (1883-1969) — знаменитый немецкий философ, сорат­ник М. Хайдеггера, весьма близкий к нему по основным философским идеям. Классик европейской философии. Написал большое количество трудов, очень популярных па Западе. Особенно известна его трехтомная «Философия». На русский язык лишь недавно переведено несколько его работ, самая значи­тельная среди которых — «Философская вера».

Жан-Поль Сартр (1905-1980)и его подруга Симона де Бовуар(1908-1986) – выдающиеся представители французской школы экзистенциализма.

Сартр утверждал, что основная проблема философии — проблема выбора. Человек свою свободу проявляет в экзистенциальномвыборе, определяя свою судьбу на многие годы вперед. Философ в течение многих лет был близок к Французской коммунистической партии, хотя и не состоял ее членом. В 1968 году стал духовным лидером студенческих волнений в Париже. Сартр – автор знаменитых романов и пьес, лауреат Нобелевской премии в области литературы 1964 года, от которой отказался.

Де Бовуар изучала философию в Сорбонне, где вскоре стала профессором. В 1949 г. опубликовала сочинение, излагающее философию феминизма; в 1956 г. оно было переведено на английский язык под названием «Второй пол». Среди других ее сочинений — романы и воспоминания.

До недавнего прошлого Сартр считался куда более значительным философом, чем де Бовуар. Строго говоря, Сартра нельзя сравнивать с Симоной де Бовуар. Его философия коренится в философии Хайдеггера 30-годов XX века, тогда как работы Симоны де Бовуар закладывают основы современного направления философского феминизма.

 

Мартин Бубер (1878-1965) — известный еврейский философ, в чьем творчестве соединились опыт религиозной жизни и современное философское мышление. Основная тема его произведений: человек в своих взаимоотношениях с Богом и миром. Бубер — прекрасный писатель, и его серьезные философские работы читаются, как художественные произведения. Большой друг русского мыслителя Льва Шестова. Главные труды: «Я и Ты», «Два образа веры». «Проблема человека».

Ганс Гадамер(1900-2002) — основатель герменевтики (бытия), ученик Хайдеггера. Первоначально профессор Лейпцигского университета в ГДР. Переезжает из ГДР в ФРГ, где публикует книгу «Истина и метод», которая принесла ему мировую славу. Большой любитель искусства. Стремился построить философию по образцу эстетики. Очень доброжелательный человек и хороший организатор. Ровесник всего ХХ века.

 

 

Источник: studopedia.su


Categories: Философ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.