ФИЛОСОФИЯ МИЛЕТСКОЙ ШКОЛЫ. ФАЛЕС

Одной из древнейших философских школ считается Милетская (VII–V вв. до н. э.). Мыслители из города Милета (Древняя Греция) – Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Для Милетской школы характерны следующие черты: поиски первоначала; само первоначало мыслится монистически; оно представлено как первичное вещество; первоначало мыслится как живое, находящееся в вечном движении и превращении (такая точка зрения есть гилозоизм – учение о всеобщей одушевленности материи).

Философия возникает здесь как рационализация мифа. Мир объясняется из него самого, на основе материальных начал, без участия в его создании сверхприродных сил. Такая позиция по существу является космоцентрической. Материализм первых греческих философов носил стихийный характер, а попытки рассматривать окружающий мир в непрерывном движении и изменении привели их к наивным представлениям о диалектике.


Фалес (640–545 гг. до н. э.) являлся первым ионийским и вместе с тем первым европейским философом. Он был также математиком, физиком, астрономом. Фалес определил продолжительность года в 365 дней и разделил его на 12 тридцатидневных месяцев, установил время солнцестояний и равноденствий, предсказал солнечное затмение, изобрел несколько астрономических приборов; он открыл Полярную звезду и ряд созвездий и показал, что они могут служить руководством для мореплавания. В своем осмыслении мира Фалес поднялся до понятия первоначала, каковым, с его точки зрения, оказывается вода. Она во всем и подо всем. Все, что есть в мире, производно от воды и основывается на этом первоначале. Она отличается от простой воды; это вода божественная, одушевленная. Земля, как и все предметы, пронизана этой водой; она окружена со всех сторон водой в ее исходной форме и плавает, как дерево, в безбрежной воде. Одушевленность воды связана с населенностью мира богами. К этому предположению он, быть может, пришел, видя, что пища всех существ влажная и что само тепло возникает из влаги и ею живет (а то, из чего все возникает, есть начало всего). Вода пребывает в движении, вследствие чего все вещи и земля изменчивы, земля во время землетрясения «носится» в разные стороны.


к как в мире в изобилии имеется жидкость, а земля пропитана ею, то из земли «выходят» реки и моря.

Божественность, одушевленность воды выражается и в такой форме, как душевная жизнь человека. Сама душа есть тонкое (эфирное) вещество, позволяющее человеку чувствовать; она является носителем разумности и справедливости и причастна к божественному (разумному и прекрасному) строю вещей. Душевная жизнь человека отличается от процессов природы – она ближе всех стоит к богам. Итак, и природное, и духовное основываются на едином первоначале; не мифология способна объяснить мир, а знание, направленное на первоначало, изнутри присущее самому миру.

Фалес считал, что все знание надо сводить к единой основе, а познание основывать на чувственном восприятии вещей. Познание мира неотделимо от человека. «Познай самого себя» – одно из важнейших положений, связываемых с его именем.

ФИЛОСОФИЯ МИЛЕТСКОЙ ШКОЛЫ. АНАКСИМАНДР И АНАКСИМЕН

Одной из древнейших философских школ считается Милетская (VII–V вв. до н. э.). Мыслители из города Милета (Древняя Греция) – Фалес, Анакси-мандр, Анаксимен. Для Милетской школы характерны следующие черты:


• поиски первоначала;

• само первоначало мыслится монистически;

• оно представлено как первичное вещество;

• первоначало мыслится как живое, находящееся в вечном движении и превращении (такая точка зрения есть гилозоизм – учение о всеобщей одушевленности материи).

Анаксимандр (ок. 610 – после 547 гг. до н. э.) – преемник Фалеса, усматривал первоначало не в каком-либо конкретном веществе, а в первовеществе – апейроне (что значит «беспредельное»). Иначе говоря, это неопределенная материя – апейрон – вещественное начало, лишенное границ, т. е. без всяких качественных характеристик и количественно бесконечное. На вопрос «Как из него возникают вещи?» Анаксимандр отвечает: «Путем выделения». Апейрон соединяет в себе противоположности: горячее – холодное, сухое – влажное. Путем различных комбинаций противоположностей происходит выделение конкретных вещей, их развитие в различных формах. На этом построена и его космогония.

Как же происходит процесс развития? Анаксимандр считал, что через вечное движение происходит бесконечная смена мироздания.

Еще один яркий представитель Милетской школы – Анаксимен (ок. 585 – ок. 525 гг. до н. э.) – началом всего сущего считал воздух. Огонь – это разряженный воздух. Сгущаясь, воздух становится первоначально водой, затем, при дальнейшем сгущении, землей и наконец камнем. Анаксимен все многообразие стихий объясняет степенью сгущения воздуха: «…При разряжении рождается огонь, а при сгущении – ветер, затем туман, вода, земля, камень. А из этого возникает все прочее».


Душа тоже состоит из воздуха. Являясь источником и души, и тела, и всего космоса, воздух первичен даже по отношению к богам. «Не богами создан воздух, а они сами из воздуха, – утверждал Анаксимен, – совсем как наша душа, воздух поддерживает все и управляет всем».

Таким образом, суммируя взгляды представителей Милетской школы, отметим, что философия возникает здесь как рационализация мифа. Мир объясняется из него самого, на основе материальных начал, без участия в его создании сверхприродных сил. Такая позиция по существу является космоцентрической. Милетцы были гилозоистами, т. е. говорили об одушевлении материи, считая, что все вещи движутся по причине наличия в них души. Они были также пантеистами (пантеизм – учение, отождествляющее Бога и мир), в соответствии с чем пытались выявить природное содержание богов, понимая под этим фактически природные силы. Материализм первых греческих философов носил стихийный характер, а попытки рассматривать окружающий мир в непрерывном движении и изменении привели их к наивным представлениям о диалектике.
.


lor: rgb(51, 51, 51);">
………………………………………………
nitshe.ru философы и философия
 

Источник: nitshe.ru

Фалес


Фалес — один из семи античных мудрецов, философ, математик. Он занимался купеческой деятельностью и  много путешествовал. Фалес сделал предсказание солнечного затмения, которое наблюдалось  в Греции в 585 г. до н. э., объяснил причины разлива Нила, ввел понятие года и разделил год на 365 дней, сконструировал модель небесной сферы.

Из своих представлений о мире Фалес сделал вывод, что вода является первоначалом всего. У Фалеса вода являлась разумной и божественной. Философ отмечал, что вода необходима как живым организмам, так и неживой природе, под влиянием воды тела меняют размеры.

Источником самодвижения Фалес считал душу. Он утверждал, что душа есть как в одушевленных, так и в неодушевленных телах (приводил в пример — магнит и янтарь). Фалес был первым философом, который объявил душу бессмертной.   

Анаксимандр

Анаксимандр был учеником Фалеса и выдающимся мыслителем своего времени. Он отличался своими математическими и географическими знаниями, продолжил самостоятельно начатую Фалесом космологическую теорию. Анаксимандр считается греческим прозаиком и первым философским писателем.

В отличие от философов, которые выбирали качественно определенное первоначало (Фалес – воду, Анаксимен – воздух), Анаксимандр выбрал неопределенно-бескачественное материальное начало. Он считал, что, если есть различные стихии и каждую из них кто-то производит в ранг первоначала, то, с одной стороны, эти стихии находятся в равном положении, а с другой – каждая из стихий, которая предлагается  в качестве первоначала, неоправданно предпочитается другой. 


Анаксимандр обращается к абстракции материального первоначала – ее бескачественности. Он  ввел  понятие «начало всего сущего» — архэ. Под основой всего сущего Анаксимандр понимал апейрон. Апейрон безграничен и бесконечен. Как субстанциональное начало он является  основой взаимопревращения стихий. Понятие апейрон распространяется на самые разные явления природы, микро- и макрокосмос,  процессы познания.

Из апейрона Анаксимандр выделял основные противоположности, взаимодействие между которыми образуют вещи и миры — это холодное и тёплое, затем влажное и сухое. Так из сухого и холодного образуется земля, из влажного и холодного – вода, из влажного и горячего – воздух, из сухого и горячего – огонь.

Анаксимандр считал, что  в центре Вселенной находится Земля, которая имеет цилиндрическую форму. Вокруг Земли расположены огненные кольца («ободы»), в которых находятся звезды в последовательном удалении  от Земли —  Луна и Солнце. Когда эти огненные кольца вращаются вокруг Земли, то через отверстия в кольцах  люди могут видеть небесные тела. Земля равноудалена  от всех точек в пространстве, и поэтому она  не двигается.

Анаксимандр помещает космос в математизированное пространство, которое определяется геометрическими отношениями. 

По представлениям философа, Земля находилась в жидком состоянии, после частичного высыхании на ее поверхности появились живые существа. Люди первоначально зародились в воде и были покрыты чешуей, как рыбы, затем они вышли на сушу.

Анаксимен


Анаксимен —  философ-материалист, стихийный диалектик. Его больше всего  интересовала астрономия и метеорология. 

Анаксимен был убежден, что существует  неограниченная во времени и пространстве материя. Все вещи созданы из одной первоосновы. Этой первоосновой Анаксимен считал воздух

Анаксимен считал ошибочными положения Анаксимандра об апейроне, т.к. апейрон не наблюдаем, а воздух мы можем наблюдать (разрежаясь, воздух становится огнём, сгущаясь – ветром, затем —  облаком и т.п.). Если воздух преобразуется  в другие вещества, по мнению Анаксимена, он становится виден. Так он открыл закон перехода количества в качество.

Для Анаксимена Земля располагалась в центре мироздания, находясь в покое из-за влияния равнодействующих сил. Анаксимен считал, что Земля не одна во Вселенной, т.е. предполагал наличие других планет. По мнению Анаксимена, все небесные тела плоские как лист и имеют под собой опору в виде лежащего под ними воздуха. Благодаря плоской форме «Земля не рассекает находящейся под ней воздух, а запирает его, а он, лишённый пространства, достаточного для перемещения, остаётся неподвижен».

Источник: Zaochnik.com


Фалес из Милета (греч. – Θαλής ο Μιλήσιος) (ок. 640—625 до н. э. – ок. 546 до н. э.) – основатель первой в мире философской школы – милетской. По словам Аристотеля, Фалес был первым греческим философом. Фалес также являлся одним из Семи Мудрецов – по сведениям Диогена Лаэртского, он был первым из их числа.

Как сообщает Плутарх, философ выделялся из числа «семи мудрецов» в силу того, что «по всей вероятности, в те времена [во времена Солона] мудрость одного только Фалеса вышла за границы практических нужд и пошла дальше них в умозрении (theôria), а остальные снискали имя „мудрецов“ за свою политическую доблесть» (Плутарх. Солон, 3, 8).

Как уже говорилось, семью мудрецами назвали особо чтимых древнегреческих философов, стоявших у истоков науки. В разных источниках в качестве этих мудрецов фигурируют разные имена. Так, в диалоге Платона «Протагор» автор указывает в качестве основной Семерки Фалеса Милетского, Питтака Митиленского, Брианта Приенского, Солона из Афин, Клеобула Линдийского, Мисона Хенейского и Хилона из Спарты.

Плутарх считал Фалеса мудрейшим из них и приводил следующую историю:

«Рассказывают, что мудрецы эти сошлись однажды в Дельфах, а потом в Коринфе, где Периандр устроил какое-то пиршество.


 еще больше уважения и славы доставила им история с треножником, который обошел их всех, как по кругу, и который они уступали друг другу с благожелательным соревнованием. Косские рыбаки (так гласит молва) закидывали сеть, и приезжие из Милета купили улов, еще не зная, каков он будет. Оказалось, что они вытащили треножник, который, по преданию, Елена, плывя из Трои, бросила тут, вспомнив какое-то старинное предсказание оракула. Из-за треножника сперва начался спор между приезжими и рыбаками; потом города вмешались в эту ссору, дошедшую до войны; наконец, пифия повелела обеим сторонам отдать треножник мудрейшему. Сперва его послали к Фалесу в Милет: жители Коса добровольно дарили ему одному то, из-за чего они вели войну со всеми милетянами. Фалес объявил, что Биант ученее его, и треножник пришел к нему; от него он был послан еще к другому, как к более мудрому. Потом, совершая круг и пересылаемый от одного к другому, треножник вторично пришел к Фалесу. В конце концов он был привезен из Милета в Фивы и посвящен Аполлону Йеменскому. Но Феофраст говорит, что треножник сперва послали в Приену к Бианту, а потом Биант отослал его в Милет к Фалесу; так обойдя всех, он вернулся к Бианту и, наконец, уже был отправлен в Дельфы. Последняя версия более распространена; только одни говорят, что подарок этот был не треножник, а чаша, посланная Крезом, а другие, – что кубок, оставшийся после Бафикла.»

Плутарх (Солон, 4)

Фалеса также часто называют «отцом науки». Согласно некоторым источникам он был назван «отцом философии» еще при жизни. Знаменитый британский философ Бертран Рассел в книге «История западной философии» соглашается с мнением Цицерона о том, что наука началась с Фалеса. К сожалению, собственные сочинения древнегреческого философа не сохранились до наших дней.

Принято считать, что Фалес был знатного рода, что позволило ему получить хорошее образование. Несмотря на то, что как точная дата рождения, так и дата смерти философа являются предметом споров и обсуждений историков и философов, можно с большой долей уверенности утверждать, что Фалес был свидетелем солнечного затмения 585 года до н. э. Это, естественно, ставит под сомнение данные некоторых источников о том, что Фалес был известен в пору седьмой Олимпиады, т. е. в 750-х годах до н. э. Согласно современным исчислениям, солнечное затмение, пришедшееся на период войны между Мидией и Ливией, состоялось 28 мая 585 года до н. э. В работах Диогена Лаэртского указывается, что Фалес умер в возрасте 78 лет во время 58-й Олимпиады. В работах же Сосикрата упоминается тот факт, что Фалес умер в возрасте 90 лет. Во многих источниках сообщается, что философ умер во время спортивных состязаний, вероятнее всего от обезвоживания в один из жарких дней.

Под сомнение некоторыми историками ставится сам факт рождения Фалеса в Милете, многие отмечают наличие у философа финикийских корней. Такой точки зрения придерживался, например, Демокрит, а в работах Геродота указывается, что семья Фалеса приехала в Милет именно из Финикии.

Что же касается семейного положения Фалеса, то на этот счет историки также не сходятся. Одни из них полагают, что Фалес был женат, другие утверждают, что Фалес оставался холостым, а третьи настаивают на том, что у философа не было жены, но им был усыновлен сын его сестры. В трудах Диогена Лаэртского упоминается возможное имя сына Фалеса – Сибист. Диоген указывает также еще одну теорию – Фалес так и не женился, в раннем возрасте объясняя это тем, что еще рано, а в старости – тем, что уже поздно.

Фалес обладал обширными знаниями в различных областях как науки, так и общественной жизни. Считается, что на обширный кругозор философа повлиял тот факт, что Фалес увлекался путешествиями, а согласно некоторым источникам, занимался торговлей. Так, он посетил Египет, Вавилон, ряд стран Средней Азии. Именно из этих путешествий он почерпнул знания в областях географии, математики, астрономии и т. д. В ходе своих путешествий он значительное время провел в Египте, где изучал геометрию, в том числе измеряя различными способами размеры пирамид. В Греции же геометрии как таковой на тот момент еще не сформировалось и именно знания Фалеса позволили ему стать основателем этой науки в своей стране.

Когда Фалес окончательно осел в Милете, он стал первым философом, посвящавшим все свое время именно науке.

Рассмотрим вклад Фалеса в развитие целого ряда наук и его влияние на общественно-политическую жизнь.

Политика

Стоит отметить значительные достижения Фалеса в области политики и дипломатии. Будучи другом правителя Фрасибула, он принимал активное участие в политической жизни Милета, в частности выступая за союз городов Ионии против персов. Идея объединения ионийских полисов представляла собой подобие современных конфедераций.

Стоит отметить, что Фалес в своих политических воззрениях исходил из принципа «меньшего зла». Так, во время войны между Лидией и Персией он охотно помогал лидийскому царю Крезу (о чем речь пойдет ниже), но в то же время выступал против заключения союза между Милетом и Лидией. Многими источниками доказывается правота Фалеса, когда после победы персидского царя Кира он пощадил милетцев, сохранивших нейтралитет в противостоянии Лидии и Персии.

Согласно некоторым источникам, практические навыки и широта познаний пригодились Фалесу при переправе лидийского войска через реку Галис. Войска Креза не могли переправиться через бурную реку и несли ощутимые потери. На реке не было моста и Крез никак не мог сократить число жертв и решить данную проблему, вследствие чего ему пришлось обратиться за помощью к философу. Фалес предложил пустить реку в другое русло. Под его руководством была построена плотина и канал для воды. Таким образом, это позволило снизить уровень воды в реке Галис и организовать переправу армии Креза.

Являясь военным инженером при войске Креза, Фалес много путешествовал по свету, применяя свои знания, а также значительно расширяя собственный кругозор. Лидия в тот промежуток времени воевала с Мидией и к 585 году до н. э. война продолжалась уже пять лет. На шестой год она была остановлена внезапным солнечным знамением. Естественно, что как лидийцы, так и мидяне были поражены и даже испуганы таким внезапным явлением, что сразу же прекратили битву. Согласно многим источникам, Фалес предсказал это затмение. Его пророчество привело к тому, что враждующие стороны заключили союз, на выгодных Лидии условиям.

Астрономия

Фалес зачастую рассматривается как первый из древнегреческих философов и ученых, который занимался проблемой движения планет и, в частности, Солнца. Так, согласно некоторым данным, он вычислил время солнцестояний и равноденствий, а также промежутков между ними.

Фалес впервые предположил, каковы размеры Солнца и Луны. Наблюдая за движением этих небесных тел, он рассчитал, что их размер составляет 1/720 часть от их кругового пути. Наблюдения позволили Фалесу также сделать некоторые выводы о соотношении Земли, Солнца и Луны. Так, он впервые стал утверждать, что солнечное затмение является результатом прохождения Луны между Солнцем и Землей. Лунное же затмение он связывал с тем, что Луна попадает в тень от Земли.

Еще одним достижением Фалеса можно считать первое в Греции применение знакомого нам календаря, состоящего из 365 дней, разделенных на 12 месяцев. Впрочем, историками установлено, что такого рода календарь ко времени его первого использования Фалесом в Греции уже длительное время применялся в Египте. Судя по всему, Фалес позаимствовал это изобретение в одном из своих путешествий.

Впрочем, наблюдая за затмениями солнца и луны, Фалес мог высчитать продолжительность солнечного года. Некоторые ученые настаивают на том, что, узнав о продолжительности года у египтян, Фалес, тем не менее, проверил эти данные опытным путем. Причем философ не стал заимствовать еще и метод, а египтяне, по всей видимости, рассчитали продолжительность года в днях с помощью ежегодно восходящей в июле звезды Сириус. Можно сказать, что несмотря на то, что Фалес, возможно, и не открыл продолжительности и времен года, философ определил взаимосвязь солнечных и лунных затмений и изменения месторасположения светил в течение года с сезонными климатическими изменениями.

Вот что писал о достижениях философа древнеримский писатель Апулей:

Фалес малыми линиями открыл круговорот времен года, направления ветров, движения и орбиты звезд, громов дивные громыхания, Солнца годичные повороты, нарождающейся Луны прибывание, стареющей убывание, затмевающейся преграды. В старости он открыл божественную пропорцию, вычислив, сколько раз своим диаметром Солнце меряет им пробегаемую окружность.

Апулей. Флориды, 18

Фалес также известен тем, что применял в своих путешествиях путеводную звезду. Он ориентировался на созвездие Малой Медведицы, установив, что Полярная звезда всегда занимает один и тот же угол над горизонтом.

Некоторыми учеными высказана идея о том, что Фалес первым предложил разбить небесную сферу на пять зон: арктический видимый пояс, летний тропик, экватор, зимний тропик, антарктический невидимый пояс. Впрочем, зачастую авторство этой идеи приписывают Пифагору.

Геометрия

Принято считать, что помимо собственно основания геометрии как науки, Фалес стал первооткрывателем самого принципа доказательства тех или иных теорем. Ему приписывают доказательство целого ряда теорем.

Рассмотрим некоторые из них:

При пересечении двух прямых образуемые ими вертикальные углы равны. На приведенном рисунке равны углы 1 и 3, а также 2 и 4.

Углы при основании равнобедренного треугольника равны и соответственно, если углы равны, то треугольник считается равнобедренным.

Два треугольника равны, если у них равны одна сторона и два угла, прилегающие к ней. На приведенном рисунке прилегающие к стороне АВ углы 1 и 3, а также 2 и 4 равны. Треугольники АВС и ABD равны.

Диаметр делит круг пополам. Исходя из этой теоремы философ сформулировал знаменитую Теорему Фалеса – «Если А, В и С – точки на окружности, и АС – диаметр круга, то угол АВС=90 градусов»

Фалес зачастую принимал участие в строительстве тех или иных объектов. Так, однажды при постройке храма он доказал, что угол, вписанный в полуокружность, всегда будет прямым. Считается также, что Фалес впервые смог вписать прямоугольный треугольник в круг.

Некоторые источники упоминают о том, что во время своего визита в Египет Фалес смог измерить точную высоту пирамиды Хеопса, чем поверг в восторг и неслыханно удивил фараона Амасиса и его придворных жрецов. Метод исчисления Фалеса был на самом деле достаточно прост и, конечно же, достаточно известен. Он выждал момент, когда длина тени от использованной им для измерения палки стала равна ее реальной высоте. Ему оставалось лишь измерить длину тени, отбрасываемой пирамидой без необходимости измерения самой пирамиды или ее составных частей.

Космогония

В основе концепции сотворения мира Фалеса лежит теория о происхождении всего сущего из воды.

Как утверждал философ, все возникает из воды и все в нее превращается. Все образуется из воды путем ее замерзания или сгущения, а также испарения. Сгущаясь, вода становится землей, а испаряясь – воздухом.

Многими учеными отмечается тот момент, что Фалес все же признавал наличие четырех основных стихий, отдавая явное предпочтение воде.

Фалес полагал, что Земля плавает в воде. Данная теория, к примеру, прекрасно для своего времени объясняла причину частых землетрясений. В самом деле, любое колебание водной поверхности должны бы было приводить к «встряске» Земли. Учитывая то, что планеты находятся выше Земли, Фалес предположил, что они питаются испарениями от той воды, в которой расположена Земля. При этом Фалес считал именно Землю центром вселенной, что делает его теорию первой предпосылкой развития геоцентрической системы мира. Аристотель в книге «Метафизика» говорит, что Фалес был родоначальником направления философии, которая ставит вопросы о начале, из которого возникает все сущее. Философ считал, что природа, как живая, так и неживая, обладает неким движущим началом (душой, ψυχή). Аристотель в книге «О душе» пишет: «Некоторые утверждают, что душа разлита во всем. Возможно, исходя из этого, Фалес и выводил, что «все полно богов» (Аристотель, О душе, книга 1, 5, 10)

Бизнес

Согласно некоторым данным, Фалес прославился и тем, что мог извлекать реальную материальную прибыль с помощью своих знаний и умений. Согласно одной версии, многие упрекали Фалеса в том, что философия не приносит никаких дивидендов, а сам философ живет в нищете. В ответ на упреки, Фалес сумел предсказать удачный урожай маслин, предварительно скупив все маслодавильни в Милете и Хиосе, став монополистом. Естественно, что спрос породил предложение и купленные Фалесом за бесценок прессы были проданы им гораздо дороже, в один миг сделав его богачом.

Согласно другой версии, Фалес провернул такого рода «аферу» не ради богатства, а только лишь для демонстрации милетцам, что его интеллект при необходимости позволяет в любой момент разбогатеть, но он, как философ, заботится не об этом. Как пишет Аристотель: «Собрав много денег, он показал, что философы при желании легко могут разбогатеть, но это не то, что их заботит. Фалес показал свою мудрость». (Аристотель. Политика, А IV, 4, 1259)

Предприимчивость Фалеса описывается еще в одной истории, которую связывают с его именем. Однажды на переправе через реку упал один из мулов, перевозивших тюки с солью. Часть соли растворилась в воде и ноша животного стала намного легче. С тех пор каждый раз при переправе мул окунал тюки в воду, облегчая себе жизнь. Находчивый Фалес решил проучить животное. В следующий раз он наполнил мешки не солью, а шерстью. Естественно, что опустив тюки в воду, мул не только не облегчил себе жизнь, но и значительно утяжелил несомый вес. С того времени мул стал носить мешки крайне осторожно. Эту и многие другие занимательные истории можно найти в книге Плутарха «О сообразительности животных».

О душе

По словам Диогена Лаэртского, Аристотель и Гиппий говорили, что Фалес «приписывал неодушевленным предметам душу (psuchê), приводя в пример магнит» (Диоген Лаэртский I, 24).

Аэций указывал на то, что «Фалес первый провозгласил, что природа души такова, что она находится в вечном движении или самодвижении» (Аэций IV, 2).

В работах самого Аристотеля мы также встречаем упоминание об этом факте. Аристотель писал, что по мнению Фалеса душа представляет собой движущую силу и также приводил в пример слова философа о том, что магнит имеет душу в силу того, что он способен двигать железо.

Многие современные ученые полагают, что в качестве этого источника знаний Аристотеля о Фалесе необходимо рассматривать труды Гиппия, философа пятого века до н. э. В силу того, что Гиппия и Фалеса разделяли почти полтора века, сложно судить о том, действительно ли точку зрения второго отстаивал первый. Тем не менее, Гиппий от лица Фалеса высказал следующие предположения:

– Если что либо обладает «мотором» (движущей силой), то у него есть душа,

– Магниты и куски янтаря обладают движущей силой.

– Магниты и куски янтаря имеют душу.

Разное

Согласно некоторым данным, Фалес принимал участие в Панэллинских играх и даже дважды их выигрывал. Возможно, его победы были в области ораторского искусства.

Фалесу приписывают изобретение или первое в Греции использование дальномера, позволяющего определять расстояние от точки наблюдения до различных объектов. Естественно, что такого рода изобретение оказалось крайне полезным, позволяя узнавать, насколько далеко находятся вражеские войска или торговые суда.

Фалесу (а также зачастую Филону) приписывают изречение γνῶθι σεαυτόν (gnõthi seautón) – «познай самого себя».

Платон однажды описал историю, которую ему рассказал Сократ. По легенде Фалес часто смотрел на небесные тела и в один день засмотрелся настолько сильно, что упал в колодец. Согласно некоторым версиям эта история стала причиной насмешек над философом, который, задумываясь о высоком, не видел, что у него под ногами. Впрочем, Аристотель и Плиний указали, что этот эпизод из жизни философа стал значительным этапом в развитии как теорий самого Фалеса, так и развития науки.

Оказавшись в колодце Фалес, увидел небо словно через подзорную трубу, более того, лишенный яркого сияния солнца, он смог увидеть звезды, ранее невидимые днем. Хотя звезды являются такими же яркими днем, как и в ночное время, из-за солнечного света человек не может их рассмотреть, что становится очевидным при солнечном затмении, или когда звезда находит свое отражение в очень глубоком колодце. Как бы то ни было, кажущийся забавным факт падения в колодец привел к тому, что Фалес открыл совершенно новые возможности для исследования небесных тел. Возможно, что именно после этого он и сделал приписываемое ему открытие созвездия Малой Медведицы.

Сочинения

К нашему времени не сохранилось ни одного сочинения Фалеса. В связи с этим невозможно сказать – записывал ли свои труды Фалес или ограничивался устными речами. Основная информация о Фалесе известна из «вторых рук», прежде всего из работ Аристотеля и Диогена Лаэртского.

Так, Диген указывает на то, что многими отмечается тот факт, что Фалес не оставил после себя ни одного сочинения, а приписываемая ему книга «Морская астрономия» была на самом деле написана Фоком Самосским. Тем не менее, чаще всего Фалесу приписывают авторство двух работ: «О поворотах солнца» и «О равноденствии». Естественно, что авторство этих книг находится под большим вопросом.

Высказывания

Блаженство тела состоит в здоровье, блаженство ума – в знании

Более всего пространство, ибо оно вмещает все

Быстрее всего – мысль, ибо она бежит без остановки

Ищи одну мудрость, выбирай одно благо…

Какие взносы сделаешь родителям, такие взымай с детей. (Другая формулировка – Дети ваши будут обходиться с вами так же, как вы обходитесь со своими родителями)

Какую невидаль довелось увидеть? Тирана, дожившего до старости

Многословие не означает мудрость

Может ли человек тайком от богов совершить беззаконие? – Не только совершить, но и замыслить не может

Мудрее всего время, ибо оно обнаруживает (раскрывает) все

Не красуйся наружностью, будь прекрасен делами

Не наживай богатства нечестным путем

О друзьях должно помнить не только в их присутствии, но и в их отсутствии

Прекраснее всего космос, ибо он творение бога

Сильнее всего – необходимость, ибо она одолевает всех

Старше всех вещей бог, ибо он не рожден

Что есть божество? – То, у чего нет ни начала ни конца

Что легко? – Наставлять другого

Что самое общее для всех? – Надежда; ибо если у кого более ничего нет, то она есть

Что трудно? Узнать себя

Интересный факт

В рассказе Рекса Стаута «Смерть Докси» о похождениях сыщика Ниро Вульфа преступник-математик использовал псевдоним Милтон Фалес (Milton Thales), что является прямой отсылкой к Фалесу из Милета (Thales of Miletus).

Обобщение:

Философ – Фалес

Годы жизни – ок. 625 до н. э. – ок. 546 до н. э.

Философская школа/направление – Милетская

Оказал влияние на Анаксимандра, Анаксимена

Основная идея – Вода как первоначало

Достижения в областях:

Астрономия – Изучение движения планет и их размера, изобретение календаря

Политика – Военный инженер при войске Креза, теория об объединении полисов

Геометрия – Теорема Фалеса и прочие математические теоремы, применение знаний на практике

Космогония – Теория сотворения мира, модель вселенной

Прочее – Успехи в деловых вопросах, ораторском искусстве, изобретательстве

Источник: kartaslov.ru

Особенности философии Милета

фото 628Европейская античность богата колоритными именами и умами.

Города Эллады просто дышали воздухом просвещения, наполнявшим каждый уютный уголок полуострова. Причина – тому то ли освежающий морской бриз, то ли чистота природы. Сейчас значение имеет только тот факт, что современная наука во многом обязана тем исследованием, которое проводили древнегреческие творцы.

Милет – один из крупнейших городов Малой Азии (так называли античную Грецию) не меньше остальных заявил о себе. В VII-VI веках до нашей эры здесь родилась новая философская школа. Она стала прародительницей европейских наук – физики, метеорологии, астрономии, географии, математики. Прежние абстрактно-мифологические представления приобрели с помощью Милета научный интерес. Впервые адепты представляли свои догматы в прозаичной, а не стихотворной форме.

Основной чертой философии милетских мудрецов стал совершенно новый взгляд на вопрос первоначала мира. По сравнению с предшествующими философиями, они рассматривали природу не как беспорядочное скопление разнообразных предметов, а первооснову. Милетцы предполагали, что существует единое первоначало вещей, источник бытия, космической жизни, а разнообразие явлений основано на своеобразном первовеществе (эфир, вода, огонь, земля, воздух). Здесь взгляды представителей учения расходятся, но снова встречаются в понятии одушевленности первовеществе, где «душа» выступала его неуловимой, подвижной субстанцией.

Милетская школа, как предшественница материализма

Мировоззрение до христового человечества было далеким от понятия тонкой материи, различия между материальным началом и идеальной сущностью. Исходя из этого, мыслителей Милета нельзя называть материалистами в настоящем понимании данного термина. Модель их философского мышления является основной базой развития будущего материализма, к нему она тяготеет, на нем строится.

Хотя вопрос взаимосвязи вещественного и духовного начал еще стоял в перспективе, представители школы интуитивно уже воспринимали мир материальным. Стихийная наивность первой диалектики представляла сложность, противоречивость, многообразие предметов, но помогала философам постигать динамику перемен, развития мира.

Милетцы, как будущие материалисты, опровергали религиозно-мифологические взгляды оппонентов. Хотя их представления о первоначале жизни были слегка наивными, они, довольно материалистично, отвечали на вопрос о первооснове бытия.

Фалес – представитель милетской школы

Именно Фалеса считают основателем философской школы Милета. Будучи выходцем из богатой семьи, он был занят не только исследовательской деятельностью, но также политикой, торговлей. Это был образованный человек (учился в Вавилоне), который много путешествовал, изучал философии азиатских народов, ознакомился с работами халдейских, финикийских ученых. Накопленные сведения каталогизировал. Согласно им, можно кратко ознакомиться с трудами философа.

фото 629

Небесная сфера, как считал Фалес, разделена на пять зон: Антарктическая, Зимняя тропическая, Равноденствия, Летняя Тропическая, постоянно видимая Арктическая. Согласно данной теории 25 мая 585 года до нашей эры он предсказал затмение солнца.

Благодаря странствиям по Египту и Вавилону (развитое земледелие тех стран способствовало развитию геометрического мышления), путешественник создал упорядоченную геометрическую систему знаний. Ученый сформулировал равенство углов равнобедренного треугольника, подобность треугольников.

Основой существования жизни Фалес считал воду. Мудрец воспринимал вещество не образом мифологической формы, а аморфной концентрацией мысли. Будущее развитие способно существовать только благодаря «бесконечной воде», с помощью ее сгущения или разрежения происходят остальные жизненно важные процессы.

Геологические, географические исследования берут свое начало из астрономических идей философа. Фалес предполагал, что наша планета имеет дисковидную форму, поры, отверстия, плавает в бесконечной воде. Колебания водной глади объясняют землетрясения, цунами.

Жизненный путь мыслителя (640-562года до нашей эры) был направлен на практическое испытание созданных теорий.

Анаксимандр – единомышленник Фалеса

Также выдающимся представителем милетской школы считают ученика и сторонника Фалеса Анаксимандра (610-545 года до нашей эры). Он не меньше наставника увлекался изучением материалистической природы, астрономическими исследованиями, но отличался от основателя учения полным равнодушием к геометрии.

Особенностью мышления Анаксимандра принято считать его геоцентрический взгляд на астрономию – ученый говорил, что Земля постоянно двигается, из-за этого на ней есть периоды тепла, холода; она самостоятельно возносится, удерживается, так как одинаково отовсюду отдалена.

Началом мироздания по Анаксимандру является беспредельное нечто – архэ (неопределенная субстанция). Он не относил его к какой-либо стихии, считал целое постоянным, а его элементы изменчивыми.

Если Фалес о причине возникновения жизни и человека на Земле изрекался образно, то его ученик серьезно проникнул в данную проблематику. Философ считал, что материя – живая. Исходя из этого, он предполагал возникновение первой жизни в виде животных с шипами, зарожденных во влажной среде. Они выходили на сушу, теряли свой специфический покров, умирали. Человек, по словам Анаксимандра, тоже определенный животный вид. Такая концепция подтверждает углубление в материализм адептов Милета.

Анаксимен – ученик Анаксимандра

Последователь Анаксимандра Анаксимен (585-524 года до нашей эры) стал третьим выдающимся представителем милетской школы. По подобию предшественников мыслитель занимался исследованием астрономических процессов. Он пытался найти им естественное объяснение, что окончательно подтвердило материалистическую направленность древнегреческой философской мысли. Потому что материализм характеризуется именно логическим, естественным объяснением природных явлений, вещей.

Анаксимен так же как Фалес, Анаксимандр решает проблему основы мира – первоначала действия и бытия. Во главе всего он тоже ставит материю, говоря более конкретно, ее определенный вид – воздух. Подобно «бесконечной воде» основателя школы воздух Анаксимена неограничен, бесформен, подвержен колебаниям, является источником возникновения жизни. Разрежение воздуха порождает огонь. Сгущение его приводит к возникновению ветра, туч, воды, земли, камней. Воздух мудрец считал не только началом Вселенной, но и Богов.

Анаксимен стал последним милетским представителем натурфилософии.

Анаксагор, как сторонник и оппонент милетцев

Этот античный философ не принадлежал к милетской философской школе. Он был представителем элеатского течения. Элеаты полагались на чувственное восприятие мира, считали его бесконечным множеством делимых частиц. Мышление их предполагало, что в каждом предмете есть частица другого предмета.

фото 630

Анаксагор видел существование Вселенной процессом, где ум выступал движущей силой. Разум посредством круговых движений способствовал разделению изначально перемешанных вещей. Так возникла разница: теплое с холодным, плотное с редким, влажное – с сухим, светлое – с темным.

Благодаря таким метаморфозам появились две области – пространство огненного эфира, пространство воздуха. Земля имеет форму барабана, держится силою воздуха. Светилами выступают камни, охваченные движением эфира. Солнце воспринимают раскаленным огромным камнем.

Именно такие идеи бытия Анаксагора связывают его учение с учением милетцев. У них тоже главенствующими стихиями материи являлись воздух, вода, огонь, эфир, земля. Только у элеата из двух соседствующих пространств возникают все остальные.

Значимость милетской философской школы

Древнегреческая философия характеризует главную идею милетской школы принципом сведения многообразия жизни к первооснове вещей. Древние философы считают мир переменчивым, подразумевают наличие природных законов и видят возможность его познания.

Античность в лице милетцев затронула философскую проблему материализма Вселенной, которая остается ключевой даже для философов ХХ века. В этом заключается главная роль милетской школы – заложение основ будущих наук, основанных на понимании материального первоначала мира.

Источник: mystroimmir.ru

Представители Милетской школы и их идеи

Говоря о Милетской школе, специалисты, как правило, подразумевают творчество трёх мыслителей:

  • Фалеса;
  • Анаксимандра;
  • Анаксимена.

Общими чертами в идеях этих философов были: постановка вопроса о мировом первоначале, который милетские мыслители считали основным для науки; материализм; стремление рассматривать мир с учётом его разнообразия и динамики.

Фалес

Фалес, по легенде, был первым греком, занявшимся наукой. О жизни Фалеса известно крайне мало, все его идеи дошли до нас только благодаря устным пересказам, ни одного его прижизненного сочинения не сохранилось. Философу приписывают следующие идеи:

  • суть души – движение: только существа, способные перемещать предметы, являются одушевлёнными (на этом основании Фалес делал вывод, что душой обладают многие объекты неживой природы, например, магнит);
  • земная твердь покоится на воде, поскольку Земля очень тяжела она при этом совсем не двигается;
  • исходя из предыдущего высказывания, Фалес утверждал, что начало всего сущего – это вода. Подтверждением этому служило также и то, что живые существа и растения не могут долго жить без воды.

По-своему, Фалес совершил настоящую научную революцию. Он не только нашёл мировое первоначало не где-то за пределами земного мира (в виде божественных эманаций и т. п.), а совсем рядом, но и посмотрел на мир рационально, не примешивая к своей теории сверхъестественные силы. По сути, это была первая попытка посмотреть на мир как на материальную систему, состоящую из взаимосвязанных элементов.

Анаксимандр

Об идеях ученика Фалеса – Анаксимадра – современным исследователям известно намного больше. С его сочинениями, пусть и дошедшими до них во фрагментарном виде, были знакомы Аристотель и Платон.

Главным интересом Анаксимандра была физика (в те времена под физикой подразумевали науку о самых разных природных явлениях). Он первым высказал идею о происхождении видов и человека. По его мнению, когда-то на земле не было никаких животных, но со временем жизнь зародилась в воде. Потом животные стали постепенно выходить на сушу. Для того же чтобы приспособиться к новым условиям существования, они стали менять свой облик. Человек, по мнению Анаксимандра, тоже, скорее всего, происходил от рыб, но иного рода. Такой вывод мыслитель делал на основании того, что человек, в отличие от прочих животных, очень долго нуждается в молоке матери.

Также Анаксимандр оставил любопытные астрономические наблюдения. Землю он считал центром мироздания. Её окружают трубки, наполненные огнём, а прорехи в этих трубках люди, находящиеся на Земле, видят как небесные светила – солнце, луну и звёзды. В основе космического устройства лежит чёткая система и симметрия: Земля находится в покое именно потому, что она равноудалена от всех пределов мира, её движение нарушило бы логический порядок.

В отличие от своего учителя, Анаксимандр не считал мировым первоначалом воду. По его мнению, 4 стихии были важными элементами мира, но начало всему сущему дало нечто иное, что Анаксимандр называл «апейроном». Всё в мире состоит из апейрона и, погибая, снова становится этой первосубстанцией. Всё сущее пребывает в бесконечном движении, поскольку бесконечен и апейрон. Гибель одного становится толчком к рождению другого, и этот цикл будет продолжаться вечно.

Анаксимен

Анаксимен был учеником Анаксимандра. В целом, он придерживался идей своего учителя, но внёс в них некоторые поправки. Во-первых, он попытался пояснить, в чём заключается бесконечное движение всего сущего на Земле, о котором говорили Анаксимандр и Фалес. Для этого Анаксимен ввёл в свои теории тезис о том, что настоящим первоначалом является воздух. Мировое движение сгущает или разрежает воздух, за счёт чего появляются разные предметы и природные явления. Максимально разрежённый воздух превращается в огонь, но если сгустить воздух до его предельного состояния можно получить землю и камни. Для Анаксимена понятия воздуха, дыхания и души были очень близкими. По его мнению, дыхание (по сути, циркуляция воздуха) живых существ указывало на наличие у них души.

Как и его учитель, Анаксимен продолжил изучение астрономии и движения небесных светил. Более поздние авторы приводят цитаты из работ Анаксимена, в которых излагается довольно поэтичная картина устройства космоса. Мыслитель считал, что небо представляет собой кристальную или ледяную поверхность, в которую как гвозди вбиты звёзды. Оно окружает неподвижную Землю, вокруг которой перемещаются плоские луна и солнце.

В отличие от своих предшественников, Анаксимена интересовали причины возникновения тех или иных погодных явлений. Например, образование снега и града мыслитель объяснял соединением воздуха и воды воедино. Современные исследователи по праву считают Анаксимена одним из основоположников метеорологии.

Источник: GreeceMagazine.ru


Categories: Философ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.