(от греч. pan — всё и theos — бог) — филос. и религиозное учение о Боге и мире, объединяющее их в единое целое. Впервые слово «пантеист» было использовано англ. деистом Дж. Толандом в 1705. Оппонент Толанда — нидер. богослов Й. Фай ввел сам термин «П.», очень быстро ставший общеупотребительным. Довольно сложно свести различные варианты П. в одно общее определение. Основой всех типов П. остается отрицание сущностного различия между Богом и миром, т.е. утверждение их полного единства в бытии, лежащем в основании мирового целого. Это бытие может быть определено как вечная и бесконечная субстанция у Б. Спинозы, абсолютная реальность духа у Г.В.Ф. Гегеля или чистая, свободная и абсолютная воля у Ф.В.Й. Шеллинга. Из утверждения единства Бога и мира следуют два направления в П., в зависимости от того, как определяется место этого единства — в Боге или в мире. В П. Бог растворяется в мире во вселенской перспективе. В панэнтеизме (всё в Боге) мир оказывается только способом Божественного проявления.
В истории философии пантеистические идеи берут начало в др.-инд.мысли.


Упанишадах Брахман — единая, бесконечная и неизменная реальность, отождествляется с Атманом — жизненным духом, одушевляющим человека. Некоторые исследователи полагают, что пантеистические тенденции можно найти в греч. философии у элеатов, стоиков и неоплатоников. Ксенофан выступал против Гомера и Гесиода, осуждая антропоморфизм и имморализм многочисленных богов, но его собственное учение о Едином, неизменном и идентичном с миром бытии осталось непроясненным. В стоической философии П. — основа мироощущения. Логос, пронизывающий весь мир, сливается с «веществом», «природой». В учении Плотина об эманации Ум, Мировая душа с необходимостью исходят от абсолютного Единого.
Средневековый П. часто вырастает из мистической, созерцательной практики. Пропасть, разделяющая Бога и человека в монотеистических религиях, ставит вопрос о возможности соединения с божеством. Мистический опыт единства в своих экспликациях требует языка, соединяющего Божественное и человеческое, что приводит к пантеистическим формулировкам. В 9 в. Иоанн Скот Эриугена в соч. «О разделении природы» выделял четыре вида бытия: несотворенное и творящее, сотворенное и творящее, сотворенное и нетворящее, несотворенное и нетворящее. Первая природа — это Бог как творец, четвертая — Бог как тот, в кого возвращается все сотворенное. Для Эриугены природа вечна, все четыре вида бытия принадлежат к различным периодам ее развертывания, все предстает как бесконечная теофания.

одные тенденции можно отметить в шартрской школе, у Давида Динанского, амальрикан. Согласно М. Экхарту, мир творится Богом извечно, вместе с рождением Сына, сотворенные вещи вне Бога представляют собой чистое ничто. Мистический П. завершают в 16 в. построения Я. Бёме, который видел основание всех вещей в божественной «Первооснове» (Ungrund), объединяющей все и ничто.
В эпоху Возрождения можно обнаружить две тенденции в П.: христианскую (Николай Кузанский) и антихристианскую (Дж. Бруно). Для Николая Кузанского Бог, в котором совпадают абсолютный максимум и абсолютный минимум, проявляет себя в мире, предстающем как чувственно воспринимаемое богоявление. У Бруно Бог становится имманентной причиной природы, жизнь космоса — Божественной жизнью. Все события происходят в соответствии с Божественным законом, что абсолютно исключает возможность чуда.
В 17 в. самым ярким проявлением П. была система Спинозы, для которого существует только одна субстанция — Бог как causa sui (причина всего), существующая «в себе и для себя». Бог не творит мир (в иудео-христианском смысле). Он имманентная причина мира, вещи не творятся, но исходят, отсюда знаменитое — Deus sive nature (Бог или природа). Спиноза проводит различие между активной, порождающей природой — natura naturans и природой пассивной, порожденной — natura naturata. Тем самым мир предстает как необходимое следствие Бога, состоящее из модусов.
В дальнейшем П. перестает быть критическим переосмыслением монотеизма, в нем.

сли складывается собственно пантеистическая традиция, И.В. Гёте под влиянием Спинозы разрабатывает такое видение мира, которое одновременно соединило бы Божественное и природное и разделило бы их. Нем. идеализм полемизирует со спинозовской концепцией Бога-субстанции. И.Г. Фихте видит абсолютное бытие как соединяющее основание Я и не-Я. Божественный разум лишен личностных черт. Шеллинг утверждает тотальное недифференцированное единство субъекта и объекта, принимая П. как принцип «всё в Боге». Для Гегеля Божественное предстает как тотальность, Абсолют, диалектически проявляющийся в природе и истории.
В последующем развитии философии пантеистические тенденции теряют свое значение.

Источник: rus-philosophical-enc.slovaronline.com

Что такое пантеизм?

Под этим термином понимают религиозно-философское учение, в основе которого лежит представление о Боге, как о безличном начале, а все остальное, что находится на свете, имеет отношение к Божественной субстанции. Термин был придуман англичанином, математиком и философом Джозефом Рафсоном в 1697 году. Первый раз термин был использован в рукописи было в 1709 году, его применил нидерландский теолог И.Фай. Производное от пантеизма – слово пантеист применил на 4 года раньше, английский философ Дж. Толанд.

История пантеизма

Такое религиозно-философское учение, как пантеизм имеет очень богатую историю. Проследив ее, можно лучше понять сущность и принципы этих воззрений. История пантеизма включает в себя следующие этапы:


  1. Первобытные, языческие времена, когда идеи пантеизма находился в зачаточном состоянии.
  2. Формирование древнеиндийских учений – это второй шаг к развитию.
  3. Пантеизм в древнем Китае и Японии имел очень большое значение. Многие историки сходятся во мнении, что в своем основном виде он и зародился там.
  4. Пантеистические воззрения древней Греции и ближнего Востока имели не меньшее значение.
  5. В Европе в средние века течение было преимущественно религиозным.
  6. В эпоху Возрождения, пантеизм являлся одним из основных учений.
  7. Современность – интерес к этому течению увеличивается.

пантеизм это учение

Основные направления пантеизма

Учение пантеизм – это в философии одно из основополагающих, поскольку оно выражает почтение к Вселенной и акцентирует внимание на природе или Боге, как центре этичности и духовности. Многие философские течения обращаются к тем же идеям. Можно выделить три основных направления пантеизма в зависимости от отношения к идеальному и материальному:

  1. Материалистический монистический пантеизм. Он признает за материей первичное начало, а Бог идентичен природе. Сейчас эта точка зрения тоже находит своих последователей – создана целая организация – «Мировое пантеистическое движение».

  2. Идеалистический монистический пантеизм признает идеальное первичным началом мира. Эту концепцию разделяют в индуизме и буддизме.
  3. Дуалистический пантеизм признает право на существование и идеального и материального начал. Это самое обширное направление пантеизма, может включать в себя даже веру в реинкарнацию.

Идеи пантеизма

Идеи пантеизма находят выражения в его основных направлениях. Можно выделить четыре формы такого учения, как пантеизм в философии:

  1. Теомонистический – предполагает, что существует только Бог, мир без него не существует.
  2. Физиомонистический – напротив, существует только мир, природа равно Бог.
  3. Трансцендентный мистический – пантеизм, то есть согласно этому учению, мир пребывает в Боге, однако Бог не растворяется в мире.
  4. Имманентно-трансцендентный – Бог находится в вещах.

Пантеизм — представители

После того, как стало понятно, пантеизм что это за философская доктрина, можно рассмотреть его представителей. Для удобства они помещены в рамки тех направлений, которые они представляют.

  • теомонистический пантеизм или акосмизм – Фихте, Шеллинг, Д.Бруно, Н. Кузанский;
  • физиомонистический пантеизм – Оствальд, Геккель, Тэн;
  • трансцендентный (мистический) пантеизм или панентеизм – Краузе, И. С. Эриугена, С. Франк, В. Вейгель, Я. Беме, А. Силезиус (Иоганн Шефлер);
  • имманентно-трансцендентный пантеизм – Спиноза, немецкие идеалисты, Гёте, Шлейермахер, Эйкен.

пантеизм в философии

В чем опасность пантеизма?

Церковь всегда относилась к идеям пантеизма отрицательно. Пусть современные пантеисты стараются как можно реже употреблять слово «Бог», заменяя его на «природу», «Вселенную», «реальность». Некоторые продолжают употреблять это слово исключительно для выражения сильных чувств, но это порицается церковью. По ее мнению, существует вполне определенный вред пантеизма, который проявляется в следующем:

  1. Религиозные термины в пантеизме используются в философском значении. Прежде всего это касается самого слова Бог, ведь пантеисты не верят в него в том традиционном понимании, которое диктуется церковными канонами: как личности и творца.
  2. Пантеизм отрицает положения теизма и рассматривается в основном как его альтернатива. В теизме Бог рассматривается, как трансцендентная личность по отношению к миру. Пантеисты отрицают способность Бога принимать обоснованные решения.
  3. Взаимоотношения пантеизма и атеизма вызывает много споров. Атеисты считают, что Бог пантеистов не является Богом в общепринятом смысле, и не является трансцендентным.

Современный пантеизм

Сегодня пантеизм – это учение, которое широко востребовано. Уже отмечалось, что существует организация под названием «мировое пантеистическое движение». Как же получилось, что интерес к пантеизму снова появился? Есть основания полагать, что опасность мирового экологического кризиса подогрела интерес к этому учению. Вот несколько фактов.

  1. Возрождение пантеизма началось в конце XX века. Это связано с увлечением здоровым образом жизни, натуральными продуктами, то есть возрождением экологического сознания. С этим и связывается появление интереса к пантеизму.
  2. В 1975 году было основано «Универсальное пантеистическое общество», но оно было немногочисленным.
  3. В 1999 году создается «Мировое пантеистическое движение», оно имеет больше последователей, и их количество постоянно увеличивается.
  4. Пример пантеистического взгляда на мир и природу – это нашумевший фильм Джеймса Кэмерона «Аватар».

Источник: womanadvice.ru

Что такое пантеизм


Пан-теория объединяет и отождествляет элементы античной философии, основанной на познании природы и космоса. Несмотря на многочисленные заблуждения о том, что Pantheism — это стройная, выверенная до мелочей система, история доказывает обратное. Точнее всего было бы называть этим словом целое течение разных направлений мысли. Объединяет эти направления убежденность в существовании некой единой Божественной субстанции, наполняющей мир. Если пойти еще дальше, то, по мнению философов, реально существует только эта субстанция. Она вечна, и является причиной своего собственного начала. Она неделима, неизменна и находится абсолютно во всем. Все вещи и явления, подверженные ее влиянию образуют мир и являются частью мирового движения.

Некоторые философы в своих трудах сближают пантеистическое учение с атеизмом. Атеизм опровергает антропоморфную сущность Бога, не принимает его за личностную единицу и, соответственно, рушит религиозную доктрину, строящуюся на личности Господа.

Pantheism также отрицает личностное начало Божественной сущности. Для него Бог — это природа, это жизнь, это первооснова вселенной.

Сложно сказать однозначно, возвеличивает ли Бога эта мысль или наоборот ниспровергает. С одной стороны оказывается, что Господь велик настолько, что одновременно присутствует в каждой мельчайшей частице. С другой — каждый предмет, существо и явление, имея в своей основе Божественную сущность, сами являются Богами по своему происхождению и естеству.


В каждом человеке есть божественная сущность — супермощный реактор ...

Происхождение слова

Само слово Pantheism имеет древнегреческие корни. Оно произошло от слияния двух основ «пан» — «все, всякий» и «теос» — «Бог». Отсюда и ключевая мысль всего учения: Божественная субстанция, заключенная во всем живом и неживом мире.

Но имея греческое происхождение, термин впервые появился в работе английского математика и философа Джозефа Рафсона « De Spatio Reali» в 1697 году. А на английском языке понятие «pantheist» было использовано только спустя несколько лет в 1705 году ирландским ученым Джоном Толандом в статье «Socinianism Truly Stated, by a pantheist».

Значение понятия

Пантеисты сходятся во мнении, что ключевое понятие их учения описывается одной короткой фразой: «Природа – это Бог в вещах». И, несмотря на различные ответвления, эта философия построена на едином принципе святости природы и Боге, как безличном начале.

Сегодня понятие «Pantheism» продолжает развиваться и расширяться.


Обои небо, облака, природа, бог, the sky для рабочего стола #5767

Сущность и основные положения

Закон пан-теории призван главным образом решать проблему объединения двух противоположных состояний мировой гармонии: статичность и подвижность. Ученые в своих трактатах наделяют теорию божественной субстанции сразу двумя видами свойств. К статичным явлениям относятся: вечность, бесконечность вселенной, неизменность, а к динамичным: постоянная природная изменчивость, движение жизни.

У Парменида философское учение, отождествляющее бога и мир, называется несколько иначе, однако, проповедует те же идеи, что и Pantheism. Он говорит о том, что божественная неподвижность в своеобразной форме присуща всему живому, здесь он вспоминает закон цикличности природы. А вот Гегель, наоборот, приписывает творцу исключительно динамические способности к движению и развитию мира, таким образам, полностью искореняя противоречивость учения.

Приверженцы имманентного направления видели высшую силу, как некую закономерность, которая неподвластна времени и неизменна. Именно она управляет всем земным движением.

Одно из ответвлений неоплатонической философии со временем сформировало новое направление пантеистического учения — эманационное. В эпоху возрождения средневековой философии идеи ученых эманационнистов не противоречили господствующей теологической доктрине, но представляли собой один из подвидов реализма. Его черты обнаруживаются в работах Эриугены и Давида Динанского.

Парменид. Бытийный грек | Алексей Халапсис

История пантеизма

Новый термин был характерен для философского мировоззрения востока, хотя слово «пантеист» родилось в трудах английского материалиста Джона Толанда на рубеже XVII-XVIII веков. Но истоки этой философской мудрости появились в истории человечества задолго до Толанда. Первые размышления, близкие пантеистическому мировоззрению, зародились в восточных культурах. Так, индуизм, веданта, брахманизм в Индии, даосизм в Китае — были основоположниками этой философской системы. Древнеиндийские веды и тексты упанишады содержат в себе письменные доказательства идей единства Бога и окружающего мира.

Эта мысль ярко прослеживается в трудах Лао-Цзы. То же самое обнаруживается в религиях африканских народов, в зооастризме, буддизме.

В поддержку пантеистического мировоззрения открыто выступал Джордано Бруно. Богословы Западной Европы: Эриуген, Иоанн Скот, Николай Кузанский и Экхарт были близки этому учению, но официально не причисляли себя к нему.

Благодаря работам Спинозы пан-теория получила распространение в Европе XVIII века. Следующий век называл эту систему философией будущего, но в XX столетии из мировой истории Pantheism вытеснили идеи коммунизма и фашизма.

Лао Цзы. Философия учителя поднебесной

Появление учения

Новое течение философской мысли, провозглашающее тождество божественного начала и природного мира, появилась много веков назад в Древней Греции.

Их идеи отождествляют космос с огромным огненным организмом, породившим все живое на планете. Таким образом, и Создатель, и люди, и все сущее имеет изначально одно происхождение. Это провозглашает равенство всего человечества.

Развитие и распространение

Средние века были временем распространения и господства монотеистических учений, где Творец понимался как личность могущественная, обладающая особыми качествами. Он построил этот мир и держал под контролем жизнь каждого живого существа. В этот период пантеисты разрабатывали эманационную мысль, которая была компромиссом официальной религии. Давид Динайский первым в средневековье вывел пентеистическую мысль на материалистический уровень. Он утверждал, что Господь, разум и материальная Вселенная — это одно и то же. Такую теорию поддерживали многие секты, отвергнутые церковью.

Ученые эпохи Возрождения пошли другой дорогой, обратившись к традициям античной философии, наследию натурфилософии. В эту науку внес огромный вклад Парацельс — астролог и врачеватель. В этот период точные науки стали основой для изучения природы и мира, таким образом, поднимая из пепла учения пантеистов.

Спорные вопросы

Несмотря на долгую историю, пантеистическая теория до сих пор имеет ряд спорных вопросов. Один из них — невозможность установить процент религиозности в учении пантеистов. Многие поклонники этого учения считают, что сама мысль уже создала свою собственную религию, способную конкурировать с католицизмом. Другие поддерживают идею о том, что Pantheism — это научная теория познания мира, тождественная многим научным практикам.

живопись. эпоха возрождения | Записи с меткой живопись. эпоха ...

Формы

Четыре основных формы пантеистической теории родились в разное время и развивались в различных условиях. Но сегодня каждая из них имеет право на жизнь и ведет за собой целую армию поклонников, состоящих из ученых, философов, мыслителей и простых обывателей.

Натуралистический

Натуралистическая форма появилась в работах стоиков: Джордано Бруно и Спинозы. Эти труды концентрировались на обожествлении природы и всего живого. Мировая душа — одно из ключевых понятий этого направления, как и бесконечный разум. Философы-натуралисты тяготеют к материальному началу, ставя во главу вселенной природные силы.

Идеалистический

Идеалистические или по-другому монические формы признают «идеальное» началом всего сущего. Такие идеи родились еще в древней Индии, проявлялись в отдельных буддистских школах. В трудах Дипак Чопры дается наиболее полное определение этим пантеистическим формам, успешно распространившимся не только в восточной философии, но и в западной.

Мистический

Ученые: Николай Кузанский, Экхарт, Беме, Парацельс и другие были активными поклонниками и создателями мистической формы пантеизма. В своих трудах они пропагандировали не присутствие Творца в природе, а природы в Творце. Вселенная, все живое и природное — это особый уровень бытия Бога, наивысшая точка его существования.

Дуалистические

Дуалистические формы ярко проявляют себя в современном мире, поднимая популярность таких явлений, как реинкарнация, паранормальные явления, рождающие новые связи в природном мире. Неоязычество активно использует идеи дуалистических форм философских концепций прошлого.

Нью-Эйдж: Бунт Посвященных

Пантеистические концепции в религии

При тщательном изучении первооснов большинства религий обнаруживается их тесная связь с направлением. В разных уголках земного шара люди задавались вопросом о роли божественного начала в структуре вещей. Вселенная изначально представляет собой единство мира природного и материального с сохранением в каждой частице сущего реальности — Творца.

В даосизме

История даосизма знает несколько этапов его развития. Так, в работах его ключевых мыслителей Чжуан-Цзы и Лао-Цзы он имеет пантеистическую основу, несмотря на то, что в будущем даосизм превратиться в религию с множеством различных божеств. В сочинениях Лао-Цзы не встречается Творец, воплощенный в образе человека, личности. В основе всего мироздания лежит «Дао» (путь) — единство, присутствующее в основе всех вещей и явлений. Гармония в даосизме — это жизнь в согласии с природным и мировым единством Дао.

Подобная мысль развивается и в размышлениях Чжуан-Цзы. Он пишет, что вселенная невозможна без Дао, и всем мы сотворены из его благодатной сущности. Тождество природы и божественной сущности доказывается в восточной философии с помощью мысли о вселенской гармонии.

Краткая биография Чжуан-цзы, имеющаяся в Исторических записках Сыма ...

В индуизме

Есть мнение, что первые пантеистические мысли зародились именно в индийских религиозных текстах. В индийских писаниях сказано, что жизнь наполнена бесконечной, безличностной реальностью, которая не изменяется, не преображается. Она формирует вселенную, являясь основанием всего живого.

Эта идея отчетливо прослеживается в теологии Брахман, в древнейших ведах и философии адвайт-веданта

В других вероисповеданиях

Пантеистическое начало прослеживается во многих малоизвестных религиозных течениях. Так, например, в индейских и африканских племенах традиционная вера с элементами политеизма и анимализма переплетается с пантеистическими идеями.

Суфизм берет за основу веру в единство природы и божественного начала. Подобные мысли наполняют трактаты суфийских мыслителей, испытавших на себе влияние западной философии XIX века.

Даже некоторые этические направления мысли, как, например, толстовство, включают в свои идеи мысли о природном единстве мира.

природа это бог в вещах

Известные пантеисты

История пантеистического учения знает огромное количество имен, внесших вклад в развитие этой теории. Самыми известными и плодовитыми пантеистами были западные философы: Джордано Бруно и Б. Спиноза.

Джордано Бруно

Джордано Бруно — итальянский философ и мыслитель 16 века. Он считал, что вся природа, человек, Творец и Вселенная — это единый живой организм. На основе этой идеи Бруно предложил теорию существования множества других миров, основываясь на том, что Вселенная бесконечна и не имеет границ. Пантеистические мысль Джордано Бруно стали основой классической концепции философии Ренессанса.

Биография Джордано Бруно

Бенедикт Спиноза

Нидерландский рационалист Бенедикт Спиноза внес в пантеистическую теорию следующую форму: природа, субстанция и Бог — единое целое, творящее мир. Это мысль и дальнейшая ее разработка вывела философа в ряды выдающихся пантеистов. Последователи Спинозы, опираясь на его формулу, смогли развить и усовершенствовать сразу несколько пантеистических течений. Даже сегодня имя Спинозы для многих ученых ассоциируется с великими учениями пантеистического гения.

Спиноза, Бенедикт - Wikiwand

Родственные концепции

Ряд известных философских и теологических концепций содержат отдельные элементы классического теизма в сочетании с мыслями, главенствующими в учении пантеистов. Происходит это из-за того, что при своей отстраненности от других религий ни одна концепция не способна игнорировать достижения сторонних концепций, особенно тех, которые долгие годы разрабатывались лучшими умами человечества.

Панентеизм

Термин «панентеизм» появился в Германии в XIX веке и переводится с древнегреческого как «все в Боге». Согласно этому учению, Бог обнаруживает себя не только во всех вещах, находящихся во Вселенной, но и присутствует вне Вселенной. Иногда панентеизм отказываются считать самостоятельным явлением, и причисляют его к одному из ответвлений течения Pantheism. Но в последние годы специалисты находят все больше и больше оснований для разделения этих двух учений.

Пандеизм

Пандеизм — философское движение, утверждающее, что «все есть Бог». Приверженцы пандеизма верят в божественную природу всего сущего, но категорически отрицаю личность Бога. В основе этой концепции главным образом лежит направление, получившее название «деизм».

Деизм — признает существование Бога, но при этом отвергает все приписываемые ему мистические явления. В 1910 году вышла в свет книга, наиболее точно описывающая учение пандеизма. Ее автор — философ Макс Бернхард Вайнштейн.

Деизм - это... Определение, история и принципы

Панпсихизм

Панпсихизм — это философское направление, говорящее об одушевленности природы.

К современным последователям этого течения относят Дэвида Чалмерса и Галена Стросона.

Источник: proreligiu.club

ПАНТЕИ́ЗМ (от пан… и греч. θεός – бог; букв. – все­бо­жие), в ре­ли­гии и фи­ло­со­фии уче­ние о то­ж­де­ст­ве бо­га и ми­ра.

Тер­мин «П.» впер­вые упот­реб­лён в 1709 франц. тео­ло­гом Ж. де ла Фай в по­ле­мич. со­чи­не­нии, на­прав­лен­ном про­тив Дж. То­лан­да, ав­то­ра ра­бот «Со­ци­ни­ан­ст­во в под­лин­ном из­ло­же­нии пан­теи­ста» («Socinianism Truly Stated, by a pantheist», 1705) и «Пан­теи­сти­кон» («Pan­theisticon», 1720), од­на­ко обо­зна­чае­мые этим тер­ми­ном фор­мы мыс­ли и ве­ро­ва­ний вос­хо­дят к глу­бо­кой древ­но­сти. П. обыч­но про­ти­во­пос­тав­ля­ют те­из­му, где Бог вы­сту­па­ет как тво­рец и пер­во­при­чи­на ми­ра и про­ти­во­пос­тав­ля­ет­ся со­тво­рён­но­му бы­тию, то­гда как в П. мир ве­чен и сам яв­ля­ет­ся бо­гом. При­зна­вая од­но­го бо­га, П. яв­ля­ет­ся в ре­ли­гио­ведч. ас­пек­те фор­мой мо­но­те­из­ма, про­ти­во­по­лож­но­го по­ли­те­из­му, а в фи­лос. ас­пек­те – фор­мой стро­го­го мо­низ­ма, про­ти­во­по­лож­но­го дуа­лиз­му. П. мо­жет иметь как не­ре­ли­ги­оз­ный, так и ре­лиг.-нравств. ха­рак­тер. Пред­ло­жен­ный К. Крау­зе тер­мин «па­нен­те­изм» дол­жен был при­ми­рить П. с креа­цио­низ­мом. В не­ко­то­рых слу­ча­ях П. бли­зок к пан­пси­хиз­му – уче­нию о все­об­щей оду­шев­лён­но­сти.

П. за­сви­де­тель­ст­во­ван в ря­де др.-вост. ре­лиг.-фи­лос. тра­ди­ций, та­ких как дао­сизм в Ки­тае, ад­вай­та-ве­дан­та в Ин­дии, не­ко­то­рые фор­мы буд­диз­ма. Пан­те­и­стич. мо­ти­вы об­на­ру­жи­ва­ют­ся и в те­и­стич. ре­ли­ги­ях.

В ан­тич­ной мыс­ли мож­но раз­ли­чить два осн. ти­па П.: на­ту­ра­ли­сти­че­ский и тео­ном­ный. Их род­нит то, что в обо­их слу­ча­ях при­зна­ёт­ся то­ж­де­ст­во при­ро­ды и бо­га, а так­же от­ри­ца­ние ан­тро­по­морф­ных ми­фо­по­этич. пред­став­ле­ний о бо­гах, но по ду­ху и смыс­лу они про­ти­во­по­лож­ны. На­ту­ра­ли­стич. П. по су­ще­ст­ву сво­дит по­ня­тие бо­же­ст­вен­но­го к по­ня­тию при­род­но­го, а тео­ном­ный, на­обо­рот, по­ня­тие при­род­но­го – к по­ня­тию бо­же­ст­вен­но­го. На­ту­ра­ли­стич. П. не свя­зан с эти­кой (в си­лу ней­траль­но­сти по­ня­тия при­ро­ды) и мог со­про­во­ж­дать­ся кри­ти­кой тра­диц. ре­ли­гии. Тео­ном­ный П. мог слу­жить обос­но­ва­ни­ем ре­лиг. мо­ра­ли. В пер­вом слу­чае по­зна­ние бо­га сво­дит­ся к по­зна­нию за­ко­нов при­ро­ды и сам бог по­ни­ма­ет­ся как веч­ная, но без­лич­ная при­род­ная си­ла. Во вто­ром слу­чае бог по­ни­ма­ет­ся как су­ще­ст­во, ко­то­рое об­лада­ет «соз­наю­щим умом» (нус), це­ле­на­прав­лен­ной во­лей и про­мыс­лом, вы­сту­паю­щим как нравств. им­пе­ра­тив для жиз­ни че­ло­ве­ка. Пер­вый тип П. «сдви­нут» в сто­ро­ну де­из­ма или да­же ате­из­ма, вто­рой – в сто­ро­ну те­из­ма.

На­ту­ра­ли­стич. П. ти­пи­чен для ио­ний­ской тра­ди­ции. По сви­де­тель­ст­ву Ари­сто­те­ля, боль­шин­ст­во ран­них «фи­зио­ло­гов» ото­жде­ст­в­ля­ли ма­те­ри­аль­ное пер­во­на­ча­ло с «бо­же­ст­вом» (для Дио­ге­на Апол­ло­ний­ско­го воз­дух – кос­мич. пер­во­ма­те­рия – «есть бог»). Ге­рак­лит су­ще­ст­вен­но ре­фор­ми­ру­ет ио­ний­ский на­ту­ра­ли­стич. П. и пре­вра­ща­ет его в тео­ном­ный, из­бе­гая при этом дуа­ли­стич. ме­та­фи­зи­ки: бог, с од­ной сто­ро­ны, не­раз­рыв­но свя­зан с кос­мич. «веч­но­жи­вым ог­нём», но од­но­вре­мен­но по­ни­ма­ет­ся как «муд­рое су­ще­ст­во» и про­ви­ден­ци­аль­ный «ра­зум» (гно­мэ), управ­ляю­щий «всей Все­лен­ной». Уче­ние Ге­рак­ли­та о бо­ге как ми­ро­вом ра­зу­ме по­влия­ло на кон­цеп­цию ума-ну­са у Анак­са­го­ра, ко­то­рый, од­на­ко, от­де­лил бо­же­ст­вен­ный нус от ма­те­рии (у Ге­рак­ли­та они бы­ли еди­ны).

Тео­ном­ный тип П. идеа­ли­стич. тол­ка офор­мил­ся в тра­ди­ции ор­физ­ма и пи­фа­го­ре­из­ма, к ко­то­рой при­мы­ка­ли так­же пред­ста­ви­те­ли элей­ской шко­лы. В «Рап­со­ди­че­ской тео­го­нии» ор­фи­ков Зевс «про­гла­ты­ва­ет» пер­во­род­но­го бо­га-де­ми­ур­га Фа­не­са и т. о. ста­но­вит­ся то­ж­де­ст­вен­ным со Все­лен­ной. Ксе­но­фан (под влия­ни­ем пи­фа­го­рей­цев) при­зна­ёт «еди­но­го бо­га, ве­ли­чай­ше­го сре­ди бо­гов и лю­дей», ко­то­рый по­ни­ма­ет­ся как вез­де­су­щий чис­тый ум-нус. Дуа­ли­стич. ме­та­фи­зи­ка пи­фа­го­рей­цев и Пла­то­на (в «Ти­мее») фор­маль­но не со­гла­су­ет­ся со стро­гим П., но и в кос­мо­ло­гии Пла­то­на при­сут­ст­ву­ют пан­теи­стич. мо­ти­вы (кос­мос как еди­ный «жи­вой ор­га­низм»). В мо­ни­стич. ме­та­фи­зи­ке Пло­ти­на клас­сич. пла­то­ни­че­ский дуа­лизм пре­одо­ле­ва­ет­ся: весь мир, вклю­чая «при­ро­ду», че­рез эма­на­цию вы­во­дит­ся из Еди­но­го, но мож­но ли ме­та­фи­зи­ку не­оп­ла­то­низ­ма счи­тать пан­теи­сти­че­ской, ос­та­ёт­ся пред­ме­том дис­куссий, т. к. в ней от­ри­ца­ет­ся са­ма ре­аль­ность чув­ст­вен­но­го ми­ра. В эл­ли­ни­стич. эпо­ху ре­фор­ми­ро­ван­ный Ге­рак­ли­том на­ту­ра­ли­стич. П. тео­ном­но­го тол­ка был во­с­при­нят и раз­вит в стои­циз­ме. Его этич. смысл оче­ви­ден: сча­стье сто­ич. муд­ре­ца со­сто­ит в «жиз­ни в со­гла­сии с при­ро­дой», ко­то­рая ото­жде­ст­в­ля­ет­ся с бо­гом, ло­го­сом, судь­бой, про­ви­де­ни­ем и т. д. Марк Ав­ре­лий об­ра­ща­ет­ся к Кос­мо­су на «ты» как к жи­во­му бо­гу с мо­лит­вой. Стои­ки яв­ля­ют­ся важ­ней­ши­ми пред­ста­ви­те­ля­ми фи­лос. П. в ан­тич­но­сти.

В Сред­не­ве­ко­вье пре­об­ла­даю­щей фор­мой П. был не­оп­ла­то­нич. эма­на­цио­низм, вос­хо­дя­щий к трак­та­ту Ио­ан­на Скот­та Эриу­ге­ны «О раз­де­ле­нии при­ро­ды» («De divisione naturae»), осу­ж­дён­но­му Цер­ко­вью как ере­ти­че­ский. По по­доз­ре­нию в П. бы­ли осу­ж­де­ны так­же взгля­ды Авер­ро­эса (Ибн Руш­да), Мей­сте­ра Эк­хар­та и др. Пер­вым от­кры­тым пан­теи­стом в эпо­ху Воз­ро­ж­де­ния был Дж. Бру­но, со­глас­но ко­то­ро­му им­ма­нент­ность бо­га ми­ру де­ла­ет не­воз­мож­ным бо­же­ст­вен­ное про­ви­де­ние и чу­де­са.

В Но­вое вре­мя вер­ши­ной фи­лос. П. бы­ло уче­ние Б. Спи­но­зы о Бо­ге как суб­стан­ции с бес­ко­неч­ным чис­лом ат­ри­бу­тов и о ко­неч­ных ве­щах как мо­ду­сах еди­ной суб­стан­ции. По­это­му с нач. 18 в. по­ня­тие «П.» упот­реб­ля­лось пре­им. как си­но­ним по­ня­тия «спи­но­зизм».

Важ­ной ве­хой в ис­то­рии по­ня­тия «П.» стал т. н. спор о П., раз­вер­нув­ший­ся в нем. фи­ло­со­фии и лит-ре кон. 18 – нач. 19 вв. По­во­дом к дис­кус­сии по­слу­жи­ло об­на­ро­до­ван­ное Ф. Г. Яко­би в кн. «Об уче­нии Спи­но­зы в пись­мах к Мои­сею Мен­дель­со­ну» (1785) уст­ное при­зна­ние Г. Э. Лес­син­га о его при­вер­жен­но­сти П. Счи­тая фи­ло­со­фию Спи­но­зы наи­бо­лее со­вер­шен­ным вы­ра­же­ни­ем П. и рас­смат­ри­вая по­след­ний как по­сле­до­ват. ра­цио­на­лизм и де­тер­ми­низм, Яко­би на этом ос­но­ва­нии ото­жде­ст­в­лял П. с ате­из­мом и фа­та­лиз­мом и ут­вер­ждал его не­со­вмес­ти­мость с к.-л. мо­ра­лью, а в ка­че­ст­ве аль­тер­на­ти­вы вы­дви­гал те­изм, опи­раю­щий­ся на акт ве­ры и ут­вер­ждаю­щий суще­ст­во­ва­ние лич­но­го Бо­га. Вы­сту­пив­ший про­тив Яко­би в за­щи­ту Лес­син­га М. Мен­дель­сон в соч. «Ут­рен­ние ча­сы, или Лек­ции о бы­тии Бо­га» (1785) обос­но­вы­вал воз­мож­ность «очи­щен­но­го П.», ко­то­рый ус­мат­ри­ва­ет в бо­же­ст­вен­ной сущ­но­сти ис­точ­ник не толь­ко все­го ис­тин­но­го, но и все­го бла­го­го, а по­то­му впол­не со­вмес­тим с нравств. цен­но­стя­ми ре­ли­гии. До­во­ды Мен­дель­со­на под­дер­жа­ли И. Г. Гер­дер (соч. «Бог») и И. В. Гё­те (в пе­ре­пис­ке с Яко­би); с кри­тич. ар­гу­мен­та­ми Яко­би час­тич­но со­ли­да­ри­зи­ро­ва­лись И. К. Ла­фа­тер и И. Г. Га­ман; про­ме­жу­точ­ную по­зи­цию в дис­кус­сии за­нял И. Кант, в ст. «Что зна­чит ори­ен­ти­ро­вать­ся в мыш­ле­нии?» под­верг­ший кри­ти­ке как од­но­сто­рон­ний ра­цио­на­лизм Мен­дель­со­на, так и про­воз­гла­шён­ный Яко­би прин­ци­пи­аль­ный от­каз от опо­ры на ра­цио­наль­ные ос­но­ва­ния в об­лас­ти ре­ли­гии и мо­ра­ли.

Об­су­ж­де­ние во­про­са о воз­мож­но­сти «очи­щен­но­го» П. пе­ре­рос­ло в дис­кус­сию об ос­но­ва­ни­ях и гра­ни­цах ра­цио­наль­но­го по­зна­ния и ста­ло важ­ным им­пуль­сом к фор­ми­ро­ва­нию сис­тем нем. идеа­лиз­ма. Вы­дви­ну­тое Кан­том в соч. «Кри­ти­ка спо­соб­но­сти су­ж­де­ния» тол­ко­ва­ние П. как не­удач­ной по­пыт­ки из­бе­жать за­труд­не­ний в объ­яс­не­нии те­лео­ло­гии при­ро­ды пу­тём за­ме­ны при­чин­но­го от­но­ше­ния ме­ж­ду Бо­гом и при­ро­дой на от­но­ше­ние им­ма­нент­но­сти спро­во­ци­ро­ва­ло ин­те­рес к по­ня­тию «П.» в на­тур­фи­ло­соф­ском кон­тек­сте. Опи­ра­ясь на кан­тов­ские ар­гу­мен­ты, Ф. В. Шел­линг в соч. «Фи­ло­соф­ские ис­сле­до­ва­ния о сущ­но­сти че­ло­ве­че­ской сво­бо­ды…» (1809), ис­хо­дя из оп­ре­де­ле­ния П. как «уче­ния об им­ма­нент­но­сти ве­щей в Бо­ге», по­пы­тал­ся раз­гра­ни­чить разл. ти­пы П., в чис­ле ко­то­рых спи­но­зизм пред­став­ля­ет со­бой лишь один из ва­ри­ан­тов, и обос­но­вать воз­мож­ность идеа­ли­стич. П., пред­по­ла­гаю­ще­го ре­аль­ность сво­бо­ды. В не­окон­чен­ном трак­та­те «Ми­ро­вые эпо­хи» (1811–15) Шел­линг рас­смат­ри­вал П., дуа­лизм и те­изм как ото­бра­же­ния разл. ас­пек­тов бо­же­ст­вен­ной сущ­но­сти, рас­кры­ваю­щих­ся в раз­ные мо­мен­ты её са­мо­раз­ви­тия. Об­ви­не­ния в П. ста­ли од­ним из осн. уп­рё­ков в ад­рес нем. идеа­лиз­ма со сто­ро­ны его кри­ти­ков (так, Ф. К. фон Баа­дер ха­рак­те­ри­зо­вал воз­зре­ния Шел­лин­га и Г. В. Ф. Ге­ге­ля как «ди­на­ми­че­ский П.», а Г. Гей­не иро­ни­че­ски на­звал П. «тай­ной ре­ли­ги­ей Гер­ма­нии»). На­чи­ная с трак­та­та Г. Б. Еше «Пан­те­изм в его раз­лич­ных глав­ных фор­мах» («Der Pantheismus nach seinen verschiedenen Hauptformen», Bd 1–3, 1826–32) по­ня­тие «П.» ста­ло ак­тив­но при­ме­нять­ся в ис­то­ри­ко-фи­лос. ис­сле­до­ва­ни­ях.

На ру­бе­же 19–20 вв. ин­те­рес к П. как воз­мож­ной аль­тер­на­ти­ве тра­диц. ре­ли­ги­ям про­яви­ли отд. пред­ста­ви­те­ли ма­те­риа­ли­стич. мо­низ­ма (И. Рюльф и др.), а в 1920-е гг. – А. Древс, вы­дви­нув­ший про­грам­му «кон­крет­но­го П.» как но­вой сво­бод­ной ре­ли­гии.

Источник: bigenc.ru


Categories: Философ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.