Неслучайно, что многие мореплаватели и учёные, которые приобрели всемирную славу в эпоху Великих географических открытий, — П. Тосканелли, X. Колумб, Дж. Кабот, А. Веспуччи — были итальянцами. Италия, раздробленная политически, была в тот период страной с самой развитой в Европе экономикой и культурой. В Новое время она вступила в разгар грандиозного культурного переворота, получившего название Возрождение, или по-французски — Ренессанс, потому что первоначально под ним подразумевалось возрождение античного наследия. Однако Возрождение было продолжением Средневековья не в меньшей степени, чем возвратом к античности, оно рождалось на основе высокоразвитой, утончённой и сложной культуры Средних веков.

Понятие Возрождения. Гуманизм

Наряду с понятием «Возрождение» широко используется понятие «гуманизм», производное от латинского humanis — человеческий. Оно тесно связано с понятием «Возрождение», но не равнозначно ему. Термин «Возрождение» обозначает весь комплекс явлений культуры, характерных для данной исторической эпохи. «Гуманизм» представляет собой систему взглядов, сформировавшихся в ренессансную эпоху, согласно которым признаётся высокое достоинство человеческой личности, её право на свободное развитие и проявление своих творческих способностей.


В эпоху Возрождения понятие «гуманизм» обозначало также комплекс знаний о человеке, о его месте в природе и обществе. Особый вопрос представляет отношение гуманистов к религии. Гуманизм вполне уживался с христианством, наиболее ярким свидетельством чего стало активное участие священнослужителей в гуманистическом движении и, особенно, покровительство со стороны римских пап. В эпоху Возрождения религия из предмета слепой веры превратилась в объект сомнений, размышлений, научного изучения, даже критики. Но, несмотря на это, Италия в целом осталась религиозной, преимущественно католической страной. В итальянском обществе по-прежнему сохранялись всевозможные суеверия, процветали астрология и другие лженауки.

Возрождение прошло через несколько этапов. Раннее Возрождение (XIV и большая часть XV в.) характеризуется зарождением ренессансной литературы и связанных с ней гуманитарных дисциплин, расцветом гуманизма в целом. В период Высокого Возрождения (конец XV — первая треть XVI в.) происходил небывалый расцвет изобразительного искусства, однако уже наметился явный кризис гуманистического мировоззрения. В эти десятилетия Возрождение вышло за пределы Италии. Позднее Возрождение (большая часть XVI в.) — период, когда его развитие продолжалось параллельно с религиозной Реформацией в Европе.


Столицей итальянского Возрождения стал главный город Тосканы — Флоренция, где сложилось уникальное сочетание обстоятельств, способствовавших стремительному подъёму культуры. В разгар Высокого Возрождения центр ренессансного искусства переместился в Рим. Папы Юлий II (1503—1513 гг.) и Лев X (1513—1521 гг.) прилагали тогда огромные усилия, чтобы возродить былую славу Вечного города, благодаря чему он действительно превратился в центр мирового искусства. Третьим крупнейшим центром итальянского Возрождения стала Венеция, где ренессансное искусство приобрело своеобразную окраску, обусловленную местными особенностями.

Палаццо Веккьо. Флоренция
Палаццо Веккьо. Флоренция

Панорама Венеции
Панорама Венеции

Искусство итальянского Возрождения

Культурный подъём, происходивший в Италии в период Возрождения. ярче всего проявился в изобразительном искусстве и архитектуре. В них с особой силой и наглядностью отразилось великое переломное значение эпохи, определившей пути дальнейшего развития мирового искусства.


Одной из наиболее ярких фигур итальянского Возрождения являлся Леонардо да Винчи (1452-1519), который соединял в себе множество талантов — живописца, скульптора, архитектора, инженера, оригинального мыслителя. Он прожил бурную и насыщенную творчеством жизнь, создавая свои шедевры на службе Флорентийской республики, у герцога Миланского, Паны Римского и короля Франции. Фреска Леонардо «Тайная вечеря» представляет собой одну из вершин в развитии всего европейского искусства, а «Джоконда» — одну из его величайших загадок.

Л. да Винчи. Автопортрет
Л. да Винчи. Автопортрет

Живопись была для Леонардо универсальным средством не только отражения мира, но и его познания. По его собственному определению, это — «удивительное мастерство, вся она состоит из тончайших умозрений». Своими экспериментальными наблюдениями этот гениальный художник обогатил почти все области науки своего времени. А в число его технических изобретений входил, например, проект парашюта.

С гением Леонардо соперничал не менее великий художник Микеланджело Буонарроти (1475-1564), звезда которого начала восходить на рубеже веков. Трудно было представить себе столь разных людей: Леонардо — общительный, не чуждый светских манер, вечно ищущий, с широким кругом часто менявшихся интересов; Микеланджело — замкнутый, суровый, с головой уходящий в работу, сосредоточенный на каждом своём новом произведении.


келанджело прославился как скульптор и архитектор, живописец и поэт. К числу его первых шедевров относится скульптурная группа «Оплакивание Христа». В 1504 г. народ Флоренции пронёс в триумфальном шествии колоссальную фигуру Давида, являющуюся шедевром этого мастера. Её торжественно установили перед зданием городского совета. Еще большую славу ему принесли фрески Сикстинской капеллы в Ватикане, где за четыре года Микеланджело расписал 600 кв. м сценами из Ветхого Завета. Позднее в той же капелле появилась его знаменитая фреска «Страшный суд».

Микеланджело. Купол собора Св. Петра
Микеланджело. Купол собора Св. Петра

Микеланджело. Оплакивание Христа
Микеланджело. Оплакивание Христа

Микеланджело. Сотворение Адама. Сикстинская капелла
Микеланджело. Сотворение Адама. Сикстинская капелла


Не менее впечатляющих успехов Микеланджело добился и в архитектуре. С 1547 г. до конца жизни он возглавлял строительство собора Св. Петра, предназначенного стать главным католическим храмом в мире. Микеланджело радикально изменил первоначальный замысел этого грандиозного сооружения. По его гениальному проекту создали купол, по сей день непревзойденный ни по размерам, ни по величию. Этот римский собор вошёл в число величайших творений мирового зодчества.

Как градостроитель Микеланджело всю силу своего таланта выразил в создании архитектурного ансамбля на площади Капитолия. Он фактически сформировал новый облик Рима, который с тех пор неразрывно связан с его именем. Своих вершин живопись итальянского Возрождения достигла в творчестве Рафаэля Санти (1483-1520). Он принимал участие в сооружении собора Св. Петра, а в 1516 г. был назначен главным смотрителем всех римских древностей. Однако Рафаэль проявил себя преимущественно как художник, в творчестве которого получили завершение живописные каноны Высокого Возрождения. Среди художественных достижений Рафаэля — роспись парадных залов Ватиканского дворца. Его кисти принадлежат портреты Юлия II и Льва X, благодаря которым Рим превратился в столицу ренессансного искусства. Излюбленным образом художника всегда оставалась Богоматерь, символ материнской любви. Неслучайно его величайшим шедевром признана потрясающая воображение «Сикстинская мадонна».


Рафаэль. Сикстинская мадонна
Рафаэль. Сикстинская мадонна

Почётное место в истории ренессансного искусства занимает венецианская школа живописи, основоположником которой был Джорджоне (1476/77-1510). Всемирное признание получили такие его шедевры, как «Юдифь» и «Спящая Венера». Наиболее выдающимся художником Венеции стал Тициан (1470/80-е — 1576). Всё то, чему он научился у Джорджоне и других мастеров, Тициан довёл до совершенства, а созданная им свободная манера письма оказала большое влияние на последующее развитие мировой живописи.

Тициан. Автопортрет
Тициан. Автопортрет

К числу ранних шедевров Тициана относится оригинальная по замыслу картина «Любовь земная и любовь небесная». Венецианский художник получил широкую известность и как непревзойдённый портретист. Позировать ему считали за честь и римские первосвященники, и коронованные особы.

Архитектура и скульптура

Основоположниками нового архитектурного стиля стали выдающиеся мастера Флоренции, прежде всего Филиппо Брунеллески, создавший монументальный купол собора Санта-Мария дель Фьоре. Но главным типом архитектурного сооружения в этот период становится уже не церковное, а светское здание — палаццо (дворец). Ренессансный стиль характеризуют монументальность, создающая впечатление величия, и подчёркнутая простота фасадов, удобство просторных интерьеров. Сложной конструкции готических зданий, подавлявших человека своим величием, была противопоставлена новая архитектура, которая создавала принципиально новую среду обитания, более соответствующую человеческим потребностям.


Собор Санта-Мария дель Фьоре. Флоренция
Собор Санта-Мария дель Фьоре. Флоренция

Палаццо Медичи-Рикарди. Флоренция. Фасад
Палаццо Медичи-Рикарди. Флоренция. Фасад

Палаццо Медичи-Рикарди. Флоренция. Внутренний двор
Палаццо Медичи-Рикарди. Флоренция. Внутренний двор

В эпоху Возрождения произошло отделение скульптуры от архитектуры, появились отдельно стоящие памятники как самостоятельный элемент городского ландшафта, быстро развивалось искусство скульптурного портрета. Портретный жанр, широко распространившийся в живописи, скульптуре и графике, отвечал гуманистическому настрою ренессансной культуры.

Литература, театр, музыка


Ренессансная литература, создававшаяся первоначально на латыни, шаг за шагом уступала место собственно национальной, итальянской. К середине XVI в. итальянский язык, основой которого стал тосканский диалект, становится преобладающим. Это был первый национальный литературный язык в Европе, переход на который способствовал широкому распространению ренессансной образованности.

На протяжении XVI в. в Италии возник национальный театр в современном понимании этого слова. Итальянские народные комедии стали первыми в Европе, которые писались прозой и имели реалистический характер, то есть соответствовали действительности.

Увлечение музыкой в Италии всегда было более распространено, чем в любой другой стране Европы. Оно носило массовый характер и представляло неотъемлемый элемент повседневной жизни самых широких слоёв населения. Эпоха Возрождения принесла большие изменения и в эту сферу. Особую популярность получают оркестры. Создаются новые виды музыкальных инструментов, из струнных на первое место выдвигается скрипка.

Новое понимание истории и рождение политической науки

Мыслители Возрождения выработали оригинальный взгляд на историю и создали принципиально новую периодизацию исторического процесса, в корне отличавшуюся от мифической схемы, заимствованной из Библии. Осознание того, что насту пила новая историческая эпоха, стало наиболее оригинальной чертой итальянского Возрождения. Противопоставляя себя Средневековью, гуманисты обращались как к своим прямым предшественникам к мастерам древнего мира, а тысячелетие между своим «новым» временем и античностью обозначили как безымянные «средние века». Так родился совершенно новый подход к периодизации истории, принятый и в настоящее время.


Крупнейшим мыслителем итальянского Возрождения, который внёс неоценимый вклад в развитие как исторической, так и политической мысли, был Никколо Макиавелли (1469-1527). Уроженец Флоренции, он занимал ответственные посты в правительстве и исполнял важные дипломатические поручения в те годы, когда Италия превратилась в арену ожесточённого международного соперничества. Именно в эту катастрофическую для его страны эпоху флорентийский мыслитель попытался ответить на острейшие проблемы современности. Для него история представляла политический опыт прошлого, а политика — современную историю.

Н. Макиавелли
Н. Макиавелли

Основными заботами для Макиавелли являлись «общее благо» народа и «государственный интерес». Именно их защита, а не частные интересы должны, по его убеждению, определять поведение правителя. «Свидетельство моей честности и верности — моя бедность», — писал Макиавелли в подтверждение своих выводов. Его политическим завещанием стали слова: «не отклоняться от добра, если это возможно, но уметь вступить на путь зла, если это необходимо». Этот призыв часто воспринимается как оправдание безнравственной политики, не брезгующей никакими средствами для достижения своих целей, для обозначения которой даже изобрели понятие «макиавеллизм».

Из книги Н. Макиавелли «Государь»


«Намерение моё — написать нечто полезное для того, кто это поймёт, почему мне и казалось более верным искать настоящей, а не воображаемой правды вещей». Ведь «так велико расстояние от того, как протекает жизнь в действительности, до того, как должно жить».

«И хорошо устроенные государства, и мудрые князья особенно усердно старались не озлоблять знатных и вместе с тем удовлетворять народ, сделать так, чтобы он был доволен, потому что в этом одно из главнейших дел князя». А «тот, в чьи руки отдана власть, обязан никогда не думать о себе».

Государю «должно казаться милосердным, верным, человечным, искренним, набожным; должно и быть таким, но надо так утвердить свой дух, чтобы при необходимости стать иным… превратиться в противоположное». «Ведь тот, кто хотел бы всегда исповедовать веру в добро, неминуемо погибнет среди столь многих людей, чуждых добра».

Использованная литература:
В.В. Носков, Т.П. Андреевская / История с конца XV до конца XVIII века

Источник: KnowHistory.ru

Истоки философской мысли эпохи Возрождения

Каждому ещё со школы известно, что мыслители эпохи Возрождения вдохновлялись классической античной философией. Это действительно так. Франческо Петрарка, которого вполне заслуженно называют самым первым гуманистом, обратил внимание на то, что языческие авторы излагают в своих работах простые и доступные каждому истины: стремление к чистоте помыслов, единение с природой, познание бога и мира через самого себя. Петрарка сопоставлял идеи античных философов с тем, что видел вокруг себя: злоупотреблениями служителей церкви и схоластикой, губительно сказывавшейся на состоянии науки. Последователи Петрарки также стали искать истину в работах древних мыслителей. Конечно, идеи Аристотеля и Платона были известны образованным европейцам и в эпоху Средневековья. Но отличительной чертой философии Возрождения является понимание исторического контекста, в котором создавались те или иные концепции. Гуманисты не слепо копировали идеи античных авторов, а стремились разобраться в том, почему эти идеи были ценны для античного мира и что из них можно использовать и в более позднюю эпоху.

Однако идеи, захватившие умы европейской интеллигенции, не исчерпывались концепциями одних только классических философов. Большую роль в становлении философии Возрождения сыграл герметизм – эзотерическое учение: сплав астрологии, натурфилософии, алхимии и магии. Это учение возникло во II-III веках н. э. в Римской империи и должно было стать неким противовесом быстро распространявшемуся в этот период христианству.

Но, несмотря на определённые заимствования, очень многие идеи, возникшие в эпоху Возрождения, носили оригинальный характер. Во многом это связано с политическими изменениями, которые переживала в это время Европа. Всё чаще звучала критика в адрес католической церкви: как со стороны светских государей, не желавших делить свою власть с клириками, так и со стороны простого народа, уставшего от огромных налогов в пользу церкви. Была и третья категория недовольных: пока ещё слабо оформленная и немногочисленная европейская интеллигенция, из которой потом выйдут первые гуманисты. В Средневековье наиболее учёными и грамотными людьми были священники и монахи, но в Возрождение учёность перестала быть привилегией духовенства. С XIV века в Европе стали появляться светские учёные и мыслители. Этих людей не устраивал диктат церкви в духовной и повседневной жизни человека.

Переживали трансформацию и общественные отношения. Росла роль местного самоуправления, складывались предпосылки для формирования развитого гражданского общества. Гуманизм, секуляризм и критический научный подход были именно тем, в чём нуждалось европейское общество в эту эпоху.

Периодизация развития философии эпохи Возрождения

Первый этап: гуманистический (середина XIV — первая половина XV веков)

Петрарка открыл для европейцев новые стороны учения античных авторов, и у него нашлось немало последователей. Однако гуманизм Петрарки был излишне спиритуалистическим и абстрактным. Более поздние авторы сделали гуманизм социально-политическим учением, облекая его в конкретные формы. Глубокую работу над древними текстами провёл Колюччо Салютати – создатель первой во Флоренции кафедры греческого языка. Итогом исследования Салютати стало новое понимание христианства. Салютати решительно отвергал идею о том, что созерцательная жизнь отшельника может привести человека к богу. По его мнению, лишь активный волевой человек, не чуждающийся проблем земного мира и приносящий пользу своим близким и Отечеству, способен достичь совершенства и вечной жизни. Эта мысль стала отправной точкой для гуманистов, которые возвели человека в центр вселенной, в отличие от средневековых схоластов, смотревших на человека как на безмолвное орудие в руках божьих.

Примат гражданско-политических идей над метафизическими также отстаивали такие видные гуманисты как:

  • Леонардо Бруни,
  • Поджо Браччолини,
  • Леон Баттиста Альберти.

Нужно заметить, что гуманисты, в отличие от схоластов, не только предавались возвышенным рассуждениям и вели философские дискуссии, но и много занимались науками и общественной деятельностью. Так, например, Салютати и Браччолини были секретарями Флорентийской республики; Бруни – флорентийским канцлером; а Альберти – художником и геометром.

Одной из ключевых фигур первого периода развития философии Возрождения стал Лоренцо Валла, пересмотревший идеи Эпикура и создавший собственное учение – неоэпикуреизм. Валла категорически осуждал аскетизм монахов и восхвалял наслаждение, которое, по его мнению, могло быть не только плотским, но и духовным. По сути, Валла поставил точку в построении гуманистического учения, сделав его зрелым и завершённым.

Второй этап: неоплатонический (вторая половина XV – первая половина XVI веков)

На стыке неоплатонизма, герметизма и Каббалы

Идеи Платона нашли живой отклик у гуманистов, однако, нужно отметить, что платонизм вошёл в эпоху Возрождения не в чистом виде, а с многовековыми напластованиями посторонних идей. Платон не оставил после себя каких-либо сочинений. Все его концепции дошли до наших дней в изложении его учеников, которые, безусловно, могли где-то исказить, пусть даже и неумышленно, его оригинальные идеи. Позже понятия, выработанные Платоном, использовались самыми разными авторами, которые часто понимали их по-своему. Но если в наши дни историческая наука располагает необходимыми приёмами и методами для того, чтобы максимально очистить изначальный смысл текста от более поздних примесей, то гуманистам в этом плане пришлось намного сложнее. Они не сумели провести границу между идеями Платона и его учеников, с одной стороны, и различными христианскими и магико-теургическими учениями, заигрывавшими с некоторыми понятиями платонизма, с другой. Поэтому неоплатонизм XV века представлял собой сложный сплав множества часто противоречащих друг другу идей.

Одним из самых значимых философов этого периода стал Николай Кузанский. Философию Кузанского нельзя отнести к гуманистическим теориям, вроде тех, что излагали Салютати и Валла, но в то же время это были идеи, резко отличающиеся от схоластики. Поэтому историки считают, что этот автор положил начало нового этапа развития философии Возрождения.

Кузанский учил, что бог есть истина, но познать его невозможно. Чем больше человек познаёт, тем больше он убеждается в собственном незнании. Большую роль в становлении Кузанского как мыслителя сыграла математика, поэтому, даже предпринимая попытку описания божества, он использовал математические аналогии. Любопытно, что Кузанский писал о том, что уместнее описывать Бога не через понятия «троицы» и «святого духа», а — через такие определения как «максимум», «равенство», «бесконечность» и «единство». При этом Кузанский подчёркивал, что познание в высших его формах может осуществляться только через рассудок; чувства и воображение же являются низшими способами познания. Интерес Кузанского к природе как олицетворению бога позже был развит натурфилософами и положен ими в основу нового подхода к изучению мира.

Облик неоплатонизма XV века в корне изменили работы Марсилио Фичино – священника, мага и переводчика. В 1462-1463 годах Фичино перевёл «Герметический корпус», «Комментарии к Зороастру» и «Гимны Орфея», которые, как он думал, были первоисточником платонических идей (на самом деле эти работы появились через несколько веков после смерти Платона), и именно с лёгкой руки Фичино изложенные там магико-теургические концепции стали неотъемлемой частью культуры Возрождения. Фичино причудливо сплёл традиционное христианство с платонизмом, магией и эзотерическими учениями. Он считал, что и античная, и христианская традиции восходят к одному и тому же источнику – божественному откровению – Логосу. Люди же, в силу своего несовершенства, вместо того, чтобы объединиться, стали создавать различные культы для того, чтобы следовать этой истине. Фичино считал, что рано или поздно люди придут к пониманию того, что им нужна единая религия. Магия и астрология были для Фичино логическими и неотъемлемыми частями религии: небесные сферы оказывали влияние на земные объекты, а ритуалы практиковались и в стенах традиционной церкви. Фичино следовал неоплатоническому утверждению об одухотворённости всех вещей и природы и полагал, что специфические обряды с некоторыми предметами могут воздёйствовать на тонкие материи.

Схожие с Фичино идеи высказывал и такой известный представитель Возрождения как Джованни Пико делла Мирандола. Пико плотно интересовался Каббалой – возникшим в Средневековье на базе иудаизма мистическим учением. Пико делла Мирандола, как и многие его современники, верил, что корни Каббалы уходят в глубокую древность – во времена библейских пророков. Его работы, посвящённые Каббале и Аристотелю, обогатили и разнообразили философскую мысль Возрождения. Однако главной заслугой мыслителя современные учёные считают создание его «Речи о достоинстве человека» (1496). Это была настоящая программа гуманизма, в которой Пико, вопреки средневековой традиции, уподоблял человека ангелам.

Философия реформаторов

К началу XVI века стали оформляться философские концепции иного рода. На фоне дискуссий о магических практиках и Каббале стали выделяться мыслители, говорившие о более материальных и конкретных вещах. Итальянские мыслители стремились порвать с традицией и создать собственную «научную» религию. Но за пределами Италии гуманизм, напротив, ставился на службу церкви. Теологи и философы искали пути исправления церкви в духе идеалов новой эпохи, но, вовсе не порывая с традиционными представлениями о вере. К числу таких реформаторов относились:

  • Эразм Роттердамский;
  • Мартин Лютер;
  • Ульрих Цвингли;
  • Жан Кальвин и многие другие.

Эразм Роттердамский заложил первые кирпичи в основание протестантизма. Хотя позже он не стал поддерживать Мартина Лютера и порывать с католической церковью, именно его идеи стали началом Реформации. Эразм призывал очистить христианскую веру от бесполезных схоластических споров и вернуться к простоте евангельской истины. Параллельно он клеймил пап, прелатов и рядовых священнослужителей за их порочность и неграмотность. При этом Эразма Роттердамского можно с уверенностью назвать настоящим гуманистом. Он полагал, что человек обладает массой положительных качеств – волей, стремлением к самосовершенствованию, интеллектом и нравственными установками. Всё это, по мнению Эразма, обуславливалось божественным началом в человеке.

Мартин Лютер действовал намного решительнее Эразма. Если второй только тонко намекал на имеющиеся проблемы, то первый их открыто обличал. Он пошёл дальше Эразма, объявив Священное Писание единственным источником божественной мудрости, полностью лишив, тем самым, авторитета многочисленные теологические сочинения Средневековья. Лютер считал философию бесполезным занятием, проистекающим из людского высокомерия. Каста священнослужителей, по его мнению, узурпировала право на трактовку Священного Писания, но на самом деле проповедником мог стать абсолютно любой человек. Итогом смелых, порой даже дерзких, высказываний и действий Лютера, как всем известно, стали: религиозный раскол, возникновение новой ветви христианства – протестантизма — и Крестьянская война в Германии (1524-1526).

Политические дискуссии в эпоху Возрождения

Особое место в истории Возрождения занимает флорентиец Никколо Макиавелли, который в отличие от своих соотечественников и немецких богословов, интересовался, в первую очередь, не религией, а политикой. Именно творчество Макиавелли сделало политику особой сферой общественной жизни, отделённой от этики и религии. Макиавелли смотрел на мир и человеческую природу достаточно пессимистично. Его уже ни в коей мере нельзя назвать гуманистом. Во многом это объяснялось непростой политической ситуацией, сложившейся в Италии на рубеже XV-XVI веков. Макиавелли полагал, что благо Отечества должно стоять превыше всего и ради него можно пойти на измену или обман. В отличие от своих предшественников, Макиавелли не верил в добрую природу человека, по его мнению, люди больше склонны к злу, а, следовательно, монарх не может полагаться на добродетели своих подданных и не должен бояться быть жестоким.

Противоположных взглядов на общественное устройство и политику придерживался англичанин Томас Мор, создавший в 1515 году работу под названием «Утопия». «Утопия» содержала основные принципы и направления государственной политики, которые Мор считал наилучшими. Современный человек мог бы назвать взгляды Мора коммунистическими. Мыслитель считал, что в идеальном государстве не должно быть частной собственности, все граждане должны быть равны и заниматься только тем трудом, который им по душе. Мор изобразил идеальный мир, где каждый стремился к гармонии с собой и окружающими.

Третий этап: натурфилософский (вторая половина XVI века – первая половина XVII века)

Третий этап развития философской мысли эпохи Возрождения был связан с попытками познать природу и выработать систему единых научных законов, по которым развивается всё сущее. На данном этапе были выработаны основные способы научного познания мира, возникли основы многих современных наук. Мыслители этого периода заложили фундамент для философии Нового Времени с присущими ей – научным подходом, скептицизмом и рационализмом.

С одной стороны, науки постепенно очищаются от примесей — религии, магии, герметизма, неоплатонизма – и автономизируются. С другой, научное знание выходит за пределы кабинета учёного: для полноценных исследований нужны институты, лаборатории, библиотеки, международные контакты и финансовые вливания меценатов. По мере того, как всё больше и больше людей начинаются соприкасаться с научной работой (пускай не в качестве исследователей, но как спонсоры, помощники, поставщики необходимых материалов, издатели, арендаторы), научная мысль начинает оказывать влияние на сознание всего европейского общества. Дополнительным толчком к развитию наук этого времени стало усложнение ремесла. Конкретные, общественно полезные знания появлялись в мастерских специалистов (навигаторов, инженеров, архитекторов, художников, гидравликов). Нарождающийся ещё слабый и малозаметный капитализм нуждался в таких профессионалах и всячески поощрял их работы.

Одним из первых представителем новой философии стал Леонардо да Винчи. Хотя он творил в конце XV – начале XVI веков, что не укладывается в хронологические рамки третьего этапа развития возрожденческой мысли, взгляды Леонардо можно с полной уверенностью назвать натурфилософскими. Леонардо, как и его предшественники, верил в существование души и одухотворённость всего сущего. Но при этом мир для него имел механистическое строение. Леонардо стремился к точному пониманию вещей, очищенному от мистицизма и спиритуализма. Он был одним из тех, кто попытался соединить в своих исследованиях идеальные математические модели и эмпирическое познание. Практический подход к изучению мира позволил Леонардо не только делать некие философские выводы, но и заложить основы некоторых наук: геологии, механики, анатомии, физиологии и геометрии.

К сожалению, работам Леонардо не хватало систематизированности. Хотя в его трудах были изложены интересные и оригинальные идеи, они так и не стали достоянием широкой общественности. Наиболее крупные представители философской мысли первой половины XVI века, вроде Джордано Бруно, обычно высказывали идеи, выросшие из Каббалы и других магико-теургических учений. Поэтому полноценная научная революция началась уже после смерти Леонардо да Винчи и была связана с именами других учёных. Начало этому процессу положил Николай Коперник, опубликовавший в 1543 году свою работу «Об обращении небесных тел». Завершением же научной революции считают 1687 год, когда вышел труд Исаака Ньютона «Математические начала натуральной философии».

Научная революция была начата астрономами:

  • Николаем Коперником;
  • Иоганном Кеплером;
  • Тихо Браге.

Им удаётся разрушить прежний образ мира, созданный Аристотелем и Птолемеем, и заложить новый, вполне современный, где Солнце занимает центральное положение и существуют орбиты, по которым движутся планеты. Эти открытия не только изменили представления физиков и астрономов о космосе, но и постепенно преобразовали весь жизненный уклад общества. Ведь если Земля – не центр Вселенной, возможно, существуют люди на иных планетах. Причём, люди, обладающие иной культурой и взглядами.

Важную роль в дальнейшем развитии науки Нового Времени сыграл Галилео Галилей. Именно он ввёл в науку такой способ познания как эксперимент. По мнению Галилея, мир можно было полностью познать с помощью разума, механики и математики, ведь у каждого явления есть свои вполне осязаемые причины, никак не связанные с фантастическими представлениями. Учёный строго осуждал любой догматизм, он считал, что человек должен верить исключительно фактам и доказательствам. Только после знакомства с ними исследователю стоило обращаться к теоретическим построениям и интерпретациям увиденного.

Исааку Ньютону предстояло завершить научную революцию, начатую его предшественниками, и полностью оформить классическую физику. Он сумел объединить в единое учение идеи Коперника, Браге, Декарта, Галилея и других. Ньютон видел мир как великий механизм. Все части этого механизма двигались согласно трём физическим законам. В отличие от учёных Средневековья и первых этапов Возрождения, Ньютон ставил перед собой задачу понять не суть вещей, а их функции.

Впрочем, больших успехов в это время сумели добиться не только физики, астрономы и математики, но и представители других наук. Идея механицизма активно использовалась анатомами (например, Уильямом Гарвеем, открывшим кровообращение), биологами (к примеру, Франческо Реди, выступившим против теории самозарождения) и многими другими.

В XVII веке эпоха Возрождения с её мистицизмом, стремлением к прекрасному и огромным творческим потенциалом стала постепенно уступать место Новому Времени. Натурфилософы проделали необходимую работу: подготовили общество к великим переменам – появлению промышленности, следующим научным открытиям, а также к социальным и политическим преобразованиям.

Источник: MirItaly.ru

Содержание 

 

 

     1 Общая характеристика эпохи Возрождения

3

     2 Этапы итальянского Возрождения

5

     3 Философия итальянского Возрождения

8

     4 Искусство итальянского Возрождения

12

     Список использованной  литературы

33

     Приложения

34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Общая характеристика  эпохи Возрождения

 

 

     Эпоха Возрождения или Ренессанс (фр. Renaissance, итал. Rinascimento; от «ri» — «снова» или «заново рожденный») — период культурного и идейного развития европейских стран. Все страны Европы прошли через этот период, но для каждой страны из-за неравномерности социально-экономического развития существуют свои исторические рамки Возрождения.

     Возрождение возникло в Италии, где первые его признаки были заметны ещё в XIII и XIV веках, но оно твёрдо установилось только с 20-х годов XV века. Во Франции, Германии и других странах это движение началось значительно позже. К концу XV века оно достигло своего наивысшего расцвета. В XVI веке назревает кризис идей Возрождения, следствием чего является возникновение маньеризма и барокко.

     Термин «Возрождение» начал применяться еще в XVI веке по отношению к изобразительному искусству. Автор «Жизнеописаний наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» (1550 г.) итальянский художник Д. Вазари писал о «возрождении» искусства в Италии после долгих лет упадка в период Средневековья. Позже понятие «Возрождение» приобрело более широкий смысл.

     Эпоха Возрождения — это конец Средневековья и начало новой эры, начало перехода от феодального средневекового общества к буржуазному, когда устои феодального общественного уклада жизни были расшатаны, а буржуазно-капиталистические отношения еще не сложились со всей их торгашеской моралью и бездушным лицемерием. Уже в недрах феодализма в вольных городах существовали крупные ремесленные цехи, ставшие основой мануфактурного производства Нового времени, здесь начал складываться класс буржуазии. С особой последовательностью и силой она проявилась в итальянских городах, которые уже на рубеже XIV — XV вв. вступили на путь капиталистического развития, в нидерландских городах, а также в некоторых прирейнских и южно-германских городах XV в. Здесь в условиях не полностью сложившихся капиталистических отношений развивалось сильное и свободное городское общество. Его развитие шло в постоянной борьбе, которая частично была торговой конкуренцией и частично — борьбой за политическую власть. Однако круг распространения культуры Возрождения был гораздо шире и охватывал территории Франции, Испании, Англии, Чехии, Польши, где новые тенденции проявились с разной силой и в специфических формах.

    Это также период формирования наций, так как именно в это время королевская власть, опираясь на горожан, сломила мощь феодального дворянства. Из объединений, являвшихся государствами только в географическом отношении, формируются крупные монархии, основанные на общности исторической судьбы, на национальностях.

    Это было время небывалого развития торговли между странами, время великих географических открытий, в это время были заложены основы современной науки, в частности естествознания с его основополагающими открытиями и изобретениями. Переломным моментом для этого процесса стало изобретение книгопечатания. В различных формах оно пропитывало и увековечивало Возрождение. Высокого уровня достигла литература, получившая с изобретением книгопечатания невиданные ранее возможности распространения. Возрождённые античные рукописи, вновь изданные или переведённые, могли пересекать границы пространства и времени как никогда раньше. Появилась возможность размножить на бумаге любой вид знания и любые достижения науки, что значительно облегчало обучение. Без книгопечатания классическое образование было доступно только узкому кругу учёных, а научные открытия были бы известны малому количеству людей.

     Любовь знати к богатству и блеску, пышность кардинальских дворцов и самого Ватикана были вызывающими. Церковные должности многими прелатами рассматривались как удобная кормушка и доступ к политической власти. Сам Рим в глазах некоторых, превратили в настоящий библейский Вавилон, где царили коррупция, безверие и распущенность. Это привело к расколу в лоне церкви, к появлению реформистских движений.

     Однако эра вольных городских коммун была кратковременной, их сменили тирании. Торговое соперничество городов со временем превратилось в кровавое соперничество. Уже во второй половине XVI века наступает феодально-католическая реакция. Гуманистические светлые идеалы эпохи Возрождения сменяются настроениями пессимизма и тревоги, усилившимися индивидуалистическими тенденциями. Ряд итальянских государств переживает политический и экономический упадок, они теряют самостоятельность, происходит социальное закрепощение и обнищание народных масс, обостряются классовые противоречия.

     Восприятие мира становится более сложным, сильнее осознается зависимость человека от окружающей среды, развиваются представления об изменчивости жизни, утрачиваются идеалы гармонии и целостности мироздания.

 

2 Этапы итальянского Возрождения

 

 

     Итальянское Возрождение делят на 5 этапов:

Проторенессанс (2-я половина XIII века — XIV век)

Раннее Возрождение (1410/1425 года XV века — конец XV века)

Высокое Возрождение (конец XV — первые 20 лет XVI века)

Позднее Возрождение (середина XVI — 90-е годы XVI века)

Северное Возрождение  — XVI век

     Проторенессанс тесно связан со средневековьем, с романскими, готическими традициями, этот период явился подготовкой Возрождения. Этот период делится на два подпериода: до смерти Джотто ди Бондоне и после (1337 год). Важнейшие открытия, ярчайшие мастера живут и работают в первый период. Второй отрезок связан с эпидемией чумы, обрушившейся на Италию. Все открытия совершались на интуитивном уровне.

       Период так называемого «Раннего Возрождения» охватывает собой в Италии время с 1420 по 1500 года. В течение этих восьмидесяти лет искусство ещё не вполне отрешается от преданий недавнего прошлого, но пробует примешивать к ним элементы, заимствованные из классической древности. Лишь впоследствии, и только мало-помалу, под влиянием все сильнее и сильнее изменяющихся условий жизни и культуры, художники совершенно бросают средневековые основы и смело пользуются образцами античного искусства, как в общей концепции своих произведений, так и в их деталях.

      Тогда как искусство в Италии уже решительно шло по пути подражания классической древности, в других странах оно долго держалось традиций готического стиля. К северу от Альп, а также в Испании, Возрождение наступает только в конце XV столетия, и его ранний период длится, приблизительно, до середины следующего века.

      Третий период Возрождения — время самого пышного развития его стиля — принято называть «Высоким Возрождением». Он простирается в Италии приблизительно с 1500 по 1527 год. В это время центр влияния итальянского искусства из Флоренции перемещается в Рим, благодаря вступлению на папский престол Юлия II — человека честолюбивого, смелого и предприимчивого, привлёкшего к своему двору лучших художников Италии, занимавшего их многочисленными и важными работами и дававшего собой другим пример любви к художеству. При этом Папе и при его ближайших преемниках Рим становится как бы новыми Афинами времён Перикла: в нём строится множество монументальных зданий, создаются великолепные скульптурные произведения, пишутся фрески и картины, до сих пор считающиеся жемчужинами живописи; при этом все три отрасли искусства стройно идут рука об руку, помогая одно другому и взаимно действуя друг на друга. Античное изучается теперь более основательно, воспроизводится с большей строгостью и последовательностью; спокойствие и достоинство заменяют собой игривую красоту, которая составляла стремление предшествовавшего периода; припоминания средневекового совершенно исчезают, и вполне классический отпечаток ложится на все создания искусства. Но подражание древним не заглушает в художниках их самостоятельности, и они, с большой находчивостью и живостью фантазии, свободно перерабатывают и применяют к делу то, что считают уместным заимствовать для себя из античного греко-римского искусства.

     Четвёртый  этап — Позднее Возрождение в Италии охватывает период с 1530 по 1590—1620-е годы. Искусство и культура этого времени настолько разнообразны по своим проявлениям, что сводить их к одному знаменателю можно только с большой долей условности. В Южной Европе восторжествовала Контрреформация, которая с опаской смотрела на всякое свободомыслие, включая воспевание человеческого тела и воскрешение идеалов античности как краеугольные камни ренессансной идеологии. Мировоззренческие противоречия и общее ощущение кризиса вылились во Флоренции в «нервное» искусство надуманных цветов и изломанных линий — маньеризм.

     Пятый этап — Северное Возрождение. Итальянский Ренессанс практически не имел влияния на другие страны до 1450 г. После 1500 г. стиль распространился по континенту, но многие позднеготические влияния сохранялись даже до наступления эпохи барокко. Период Ренессанса на территории Нидерландов, Германии и Франции принято выделять в отдельное стилевое направление, имеющее некоторые различия с Возрождением в Италии, и называть «Северное Возрождение».

      Наиболее заметны стилевые различия в живописи: в отличие от Италии, в живописи долго сохранялись традиции и навыки готического искусства, меньшее внимание уделялось исследованиям античного наследия и познанию анатомии человека.

       Выдающиеся представители — Альбрехт Дюрер, Ганс Гольбейн Младший, Лукас Кранах Старший, Питер Брейгель Старший. Предренессансным духом проникнуты и некоторые произведения мастеров поздней готики, таких, как Ян ван Эйк и Ганс Мемлинг.

 

 

3  Философия итальянского Возрождения

 

 

      Для философии эпохи Возрождения свойственно возобновление интереса к античному философскому наследию, опытному познанию мира и человека, радикальный пересмотр устоявшихся средневековых (а иногда и античных) научных и философских догм. Следует отметить, что несмотря на закрепившееся в исторической традиции название, эта эпоха не была лишь восстановлением того, что существовало в античности. Мыслители Возрождения, ориентируясь на лучшие достижения античности и христианской мысли, создавали нечто новое – то, что легло в основу дальнейшего развития европейской культуры.

       В эпоху Ренессанса была предпринята попытка воскресить философские учения античности, а именно платонизм (М. Фичино, Д. Пико делла Мирандола), эпикуреизм (Л. Валла), скептицизм (М. Монтень). Главной чертой философии эпохи Возрождения стал антропоцентризм, пришедший на смену средневековому теоцентризму. Именно через призму человека, которого по многим чертам сближали с Богом, стало рассматриваться мироздание, природа и общество.

     Философия Возрождения зародилась в Италии, чему способствовал ряд значимых факторов.

     1) Италия являлась непосредственной наследницей римской античности. Встречающиеся памятники античности вызывали восхищение и желание подражать древним, свидетельствовали о величии существовавшей здесь когда-то культуры, которая стала восприниматься как определённого рода эталон.

      2) В городах Италии развивалась торговля и промышленность, что требовало мышления не скованного жёсткими догмами. Возникает новый тип личности, принципиально отличающийся от идеала личности в средневековье. На первый план выдвигается индивидуализм, инициативность, свободомыслие.

     3) После падения Византии (1453 г.) в Италию переехал ряд греческих философов и богословов, привезших с собой неизвестные до этого в Европе сочинения Платона и других греческих античных мыслителей. С течением времени Возрождение стало общеевропейским явлением. Специфику северного Возрождения (Германия, Британия, Нидерланды) определяли процессы реформации как общественного и религиозного движения.

     В философии Возрождения можно выделить несколько течений. Главные из них:

     1. Гуманистическое (Ф. Петрарка, Л. Валла, М. Фичино, Пико делла Мирандола, Эразм Роттердамский). Главным объектом размышлений для философов этого направления был человек. Гуманизм исторически и типологически определил первый период развития философии Возрождения, став ядром нового гуманистического мировоззрения, которое в борьбе со схоластикой отвоевало право быть философией. Этот подход существенно изменил характер философствования, источники и стиль мышления, сам облик ученого-теоретика. Сущность новой философии — антропоцентризм. Человек — вот ведущее звено всей цепи вселенского бытия. Мир — потенция Бога, но Им был задан только импульс, а дальше Природа раскрывается, как книга, и человек — венец ее творения. Он сам — Мастер. Античность чтила героев, средние века — святых, эпоха Возрождения — Человека. И задача философии — это не противопоставление в человеке божественного и природного, духовного и материального, а раскрытие их гармонического единства.

      Антропоцентризм как принцип мировоззрения приобретает у гуманистов особый оттенок. В отличие от средневекового мышления, гуманизм рассматривает место человека в мире не с точки зрения грехопадения и спасения, а как проблему достоинства человека. Истинно человеческое состояние должно быть результатом осуществления заложенных в каждом индивиде возможностей к совершенствованию, к преодолению «дикого» и «варварского» существования. И хотя они даны Богом, для их проявления нужны собственные усилия личности, ее творческая деятельность. Истинный человек есть человек культурный, цивилизованный, активный. Итак, гуманизм Возрождения:

Источник: www.myunivercity.ru

1. Предпосылки и характерные черты философии эпохи Возрождения.

2. Основные направления философии эпохи Возрождения.

1. Философия эпохи Возрождения представляет собой совокупность философских школ и направлений, возникших и развивающихся в Европе в XIV – XVI вв., имеющих антицерковную и антисхоластическую направленность, веру в физические и духовные возможности человека, жизнеутверждающий, оптимистический характер. Возрождение (ренессанс) – важнейший этап в истории развития философии. В эту эпоху возрождается интерес к античной философии, культуре.

Возникновение философии и культуры эпохи Возрождения объясняется рядом причин. Во-первых, великие географические открытия (Колумба, Васко да Гамы, Магеллана) совершили целый переворот в мировоззрении людей; во-вторых, научно-теоретические открытия (изобретения пороха, огнестрельного оружия, станков, доменных печей, микроскопа, телескопа, книгопечатания, открытий в области медицины и астрономии) способствовали быстрому развитию промышленного производства; в-третьих, феодализм и соответствующая строю идеология – католическая церковь – переживали острый кризис.

Именно в XVI – XVII вв. в Европе произошли нидерландская и английская буржуазно-демократическая революции. На смену изжившей себя общественно-экономической формации – феодализму – пришла новая – капиталистическая. Бурное развитие промышленного производства и торговли, усиление городов, превращение их в торгово-промышленные, культурные, политические центры привело к укреплению и централизации европейских городов и усилению светской власти. Весьма прогрессивным для той эпохи было появление первых парламентов в Европе.

Философия эпохи Возрождения, пробуждая интерес к литературе и искусству Древней Греции и Рима, рассматривала человека как средоточие мира, венец и творец земного бытия. На передний план выдвигаются человеческие возможности о познании, его сила, достоинство. Новая эпоха в становлении капитализма рождает титанов мысли, чувства, знания и дела. Тема религии, Бога отходит на второй план. Возникает новая система ценностей, в которой на первое место выходят проблемы человека и природы. Религия отделяется от науки, политики, морали – что является главной чертой культуры и философии эпохи Ренессанса. Начинается бурное развитие естественных наук, которые опираются на достоверные научные факты, широко применяются новые методы познания: эксперимент, опыт и наблюдение. Их роль в научном познании признается как главная, дающая истинное знание о природе.

К характерным чертам философии эпохи Возрождения относится: антропоцентризм и гуманизм; критика схоластики и догматизма; исследования содержания, а не формы; новое научно-материалистическое понимание мира (Земля имеет шарообразную форму и вращается вокруг Солнца, а Вселенная не имеет центра, бесконечна и т.д.); глубокий интерес к истории развития человеческого общества, государства, личности; широкая и всемирная поддержка идей социального равенства.

Гуманизм эпохи Возрождения выступал как свободомыслие, противостоящее средневековой схоластике. Гуманизм – это воззрение, основывающееся на ценности человека труда как личности, его праве на свободу, счастье, благополучие.

2. В философии эпохи Возрождения были такие основные направления:

— гуманистическое;

— неоплатоническое;

— натурфилософское;

— реформационное;

— социально-утопическое.

Гуманизм как философское направление сильно было развито в Италии в XIV – XV вв. Представители этого направления особое внимание уделяли человеку, а не Богу, воспевали его ум, силу, доблести человека, их работы имели оптимистический, жизнеутверждающий характер. Философы эпохи Возрождения – это цельные, универсальные, гениальные люди. Известными представителями гуманизма были: Данте Алигьери (1265–321), автор «Божественной комедии»; Франческо Петрарка (1304-1374); Леонардо да Винчи (1452-1519) – художник, философ, математик, механик, инженер; Микеланджело (1475-1564); Эразм Роттердамский (1469-1536) – философ, богослов, гуманист, автор «Похвалы Глупости»; Н. Макиавелли (1469-1527) – итальянский политический деятель, философ, писатель, автор работы «Государь»; Лоренцо Валла (1507-1557) – автор трактата «О наслаждении как об истинном благе» и другие. Философы данного направления призывали человека к активному действию, борьбе, самосовершенствованию и смелости в изменении мира.

Неоплатонизм как философское учение, возникло в Римской империи в III в. Философы этого направления старались систематизировать учение Платона об идеях, устранить имеющиеся противоречия и дальше развить. Хотя они не отрицали Бога, но в то же время человека рассматривали как самостоятельный микрокосм. Одновременно работали над созданием целостной мировой философской системы, пытались познать природу, Вселенную и человека с точки зрения идеализма. Гениальными философами этого направления были: Николай Кузанский (1401 — 1464) – кардинал при папе Пие II, крупный ученый в области математики, астрономии, географии; Джованни Пико делла Мирандола (1463-1494) – автор эклектического произведения «900 тезисов», пытавшийся объединить все философские учения и найти «золотую середину».

Натурфилософские идеи широкое распространение получили в Европе (особенно в Италии) в XVI – XVII вв. Ученые-философы этого направления стремились отделить философию от религии, обосновать материалистический взгляд на мир, формировать научное мировоззрение и доказать, что человек познает мир благодаря своим чувствам и разуму, а не Божественному откровению.

Среди ярких представителей этого направления: Андреас Везалий (1514 — 1564) – крупнейший ученый в области медицины, автор книги «О строении человеческого тела»; Николай Коперник (1473 — 1543) – польский ученый – астроном; Джордано Бруно (1548 — 1600) – итальянский ученый, философ, поэт, разделял космологическую теорию Н. Коперника, развивал идеи о бесконечности природы и бесконечном множестве миров во Вселенной; Галилео Галилей (1564-1642) – изобретатель телескопа, астроном, доказал, что небесные тела вращаются как по траектории, так и вокруг своей оси, подтвердил множественность миров во Вселенной. Предложил научный метод исследования на основе наблюдения, выдвижения гипотез и экспериментальной проверки выдвинутых гипотез.

Философия реформации ставила своей целью проведение реформ в католической церкви, демократизацию религиозных и государственных институтов, установление справедливых отношений между Богом, Церковью и верующими.

Возникновению реформационного движения способствовали: кризис феодлизма, моральное разложение католической церкви, ее оторванность от народа, выдача ею индульгенций; укрепление позиций буржуазии; распространение идей гуманизма в Европе; рост грамотности и самосознания народа. Основоположником реформации считается доктор богословия Мартин Лютер (1483 — 1546), который в октябре 1517 года на дверях Виттенбергской церкви в Германии прикрепил 95 тезисов против индульгенций. М. Лютер требовал упрощения обрядов в церкви, освобождения культуры и образования от засилья религии, запрет выдачи индульгенций, восстановление авторитета государственной власти. Тезисы М. Лютера положили начало реформационной борьбе против католицизма.

Продолжателем дела М. Лютера был Жан Кальвин (1509-1564), который выдвинул свои идеи и систематизировал учение Лютера, возглавил реформационное движение в Женеве, упразднил власть Папы в Женеве, установил строгий пасторский надзор за населением, чтобы воспитать граждан в духе аскетизма, добросовестного отношения к работе.

Томас Мюнцер (1490 — 1525) – священник, ученик Лютера, но выдвинул свои революционные идеи, предлагая реформировать все общество с целью установления справедливости на земле. Власть и собственность, по его мнению, должны принадлежать трудящимся. Эти идеи широко поддержали крестьяне, в 1524 – 1525 гг. в Германии шла крестьянская антикатолическая революционная война против духовенства и насилия властей.

Философия реформации стала идеологией борьбы против католицизма, которая продолжалась в XV – XVI вв. в Европе в ряде стран. В итоге установлен протестантизм (лютеранство, кальвинизм) в Германии, Швейцарии, Голландии, Дании, Швеции, Норвегии, проведены политические и социальные реформы в ряде стран.

Философы эпохи Возрождения исследовали проблемы общества, государства, пытались изменить жизнь трудящихся к лучшему. Некоторые философы разработали проекты идеального государства, где изначально установлена социальная справедливость. Так как эти идеи были нереальны, в историю философии они вошли как утопические.

Основателем идей утопического социализма стал Томас Мор (1478 — 1535). Изложив свое учение в работе «Утопия», утверждал, что все граждане общества должны работать, продукты труда являются собственностью общества и равномерно распределяются между гражданами; всеобщая трудовая повинность дает возможность сокращать рабочий день до шести часов, особо трудную и грязную работу выполняют рабы – военнопленные и осужденные преступники; основой общества является трудовой коллектив, где мужчины и женщины имеют равные права и равные обязанности.

Томасу Мору хорошо были известны сложные проблемы государства, так как он был членом парламента и председателем палаты общин Великобритании, с 1529 года – лордом-канцлером (второй человек в государстве после короля). В 1535 году Томас Мор был казнен за отказ дать присягу королю как главе независимой от Папы Римского англиканской церкви Великобритании. Так печально прервалась жизнь этого замечательного философа, который сумел выразить в своей «Утопии» чаяния и надежды миллионов обездоленных, униженных, оскорбленных. Эти идеи были поддержаны теми, кто искренне хотел изменить жизнь на земле в сторону справедливости и добра.

Представителем утопического социализма был и Томмазо Кампанелла (1568 — 1639), который создал образ идеального государства в своей работе «Город Солнца». В этом государстве установлена социальная справедливость: все члены общества заняты работой, получают все одинаково, трудятся и отдыхают сообща. Особое внимание в этом обществе уделяется воспитанию детей: с рождения ребенок обучается и воспитывается в специальной школе, он осваивает азы наук, приучается к жизни в обществе, осваивает традиции и нормы жителей Города Солнца. Этим славным государством правит философ – знаток всех наук и искусств, имеющий навыки всех профессий.

Утопия будет жива до тех пор, пока жива в человеке надежда на возможность лучшей жизни. Без утопии невозможен прогресс, так как она выражает недовольство существующей ситуацией, предлагает разные варианты развития общества.

Источник: studopedia.ru


Categories: Философ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.