Плутарх

ок. 46–126 гг.

Великий древнегреческий историк, писатель-моралист. Автор книг «Сравнительные жизнеописания», «Наставления о государственных делах».

Предатели предают прежде всего самих себя.

* * *

Надежда есть и у тех, у кого больше ничего нет.

* * *

Чтобы чувствовать цену того, чем вы владеете, представьте себе, что вы потеряли это.

* * *

Нет зверя свирепее человека, если к страстям его присоединяется власть.

* * *

Ни одно произнесенное слово не принесло столько пользы, сколько множество несказанных.

* * *

У эллинов говорят умные, а дела делают дураки.

* * *

Ученость — единственное, что в нас божественно и бессмертно; величайшие преимущества, которыми одарена человеческая природа, — это разум и речь.

* * *

Хотя мальчишки побивают лягушек камнями ради забавы, но лягушки умирают по-настоящему.


* * *

Человек может быть только тем, чем он есть.

* * *

Я не нуждаюсь в друге, который повторяет каждый мой жест: это проделывает гораздо лучше моя тень.

* * *

Я удивляюсь тому, кто допустил на своем столе искаженные формы мертвых тел и потребовал для своего ежедневного питания то, что еще так недавно представляло собою существа, одаренные движением, пониманием и голосом.

* * *

Неблагодарность по отношению к своим великим людям есть характерная черта сильных народов.

* * *

Кто хочет пребывать в благополучии, тот должен научиться жить в нужде.

* * *

Бог — это надежда для храброго, а не оправдание для трусливого.

* * *

Всякое заблуждение пагубно, но там, где к нему примешивается страсть, оно пагубно вдвойне.

* * *

Желание мешает нам пользоваться тем, что мы имеем.

* * *

Животное от животного не отличается так сильно, как человек от человека.

* * *

Злорадство — наслаждение чужим горем.

* * *

Из самых диких жеребят выходят наилучшие лошади, только бы их как следует воспитать и выездить.

* * *

Когда Солона спросили, какое государство самое благоустроенное, он ответил: «То, в котором не обиженные преследуют судом и наказывают обидчиков не менее, чем обиженные».


* * *

Кто рассчитывает обеспечить себе здоровье, пребывая в лени, тот поступает так же глупо, как и человек, думающий молчанием усовершенствовать свой голос.

* * *

Малые погрешности кажутся большими, если обнаруживаются в поведении тех, кому доверена власть.

* * *

Медицина заставляет нас умирать продолжительнее и мучительнее.

* * *

Мужество и стойкость потребны людям не только против оружия врагов, но и равным образом против всяких ударов.

* * *

Надежда есть и у тех, у кого больше ничего нет.

* * *

Нас делает счастливыми именно излишнее, а не то что всем необходимо.

* * *

Научись слушать, и ты сможешь извлечь пользу даже из тех, кто говорит плохо.

* * *

Не должно никогда ничего уничтожать, не будучи уверенным в возможности заменить уничтожаемое столь же выгодно.

* * *

Победившие спят слаще побежденных.

* * *

Потребность любить создает привязанности вымышленные.

* * *

Почему на Кноссе обычай, чтобы должник выкрадывал свой долг у заимодавца? Может быть, так делали для того, чтобы можно было обвинить в грабеже и тем строже наказать неоплатного должника?

* * *

Сострадание есть горе о чужом несчастье, зависть есть горе о чужом счастье.


Источник: litresp.ru

Первые греческие мыслители

Фалес Милетский (конец 7-го — первая половина 6-го в. до н.э.) Философ, ученый, политик. Труды неизвестны. Получил вавилонское образование, владел геометрией. Основой всего сущего считал воду, понимая ее как первоматерию (архэ). В 585 г. до н.э. предсказал солнечное затмение.

Его ученик Анаксимандр считал первоначалом нечто количественно неопределенное, вечную первоматерию апейрон. Материю он полагал живой (гилозоизм): хиле — материя, дзое — жизнь. Другой философ из Милета Анаксимен первоначалом считал воздух.

Пифагор из Самоса (примерно 584-500 гг. до н.э.). В интеллектуальном отношении один из самых значительных людей, когда-либо живших на Земле. Пифия-Пифазис-Пифагор — таков генезис его имени, которое дал ему отец Мнесарх. По-видимому, побывал в вавилонском плену, затем в Индии (где его называли Яванчария — ионический учитель). Олимпийский чемпион. Основой мира считал число. Эмпедокл о Пифагоре:

Жил среди них некий муж. умудренный безмерным познаньем,

Подлинно мыслей высоких владевший сокровищем ценным,

В разных искусствах свой ум глубоко изощрявший,


Ибо, как скоро всю силу ума направлял он к познанью,

То без труда созерцал все несчастные мира явленья,

За десять или за двадцать людских поколений провидя”.

 

Гераклит из Эфеса (540-480). Знал взгляды милетцев и Пифагора. Происходил из аристократической семьи, но от власти басилевса (царя) отказался. Первоначало, по Гераклиту, — огонь. Все течет, изменяется. Противоположности стремятся к слиянию. Опирался иногда на понятие логоса, столь важное для греков, человеческая душа (псюхе) тоже подчинена Логосу. Первый диалектик.

Элеаты: Парменид и Зенон. Элея — город в южной Италии, куда эмигрировали греки из Ионии (Малая Азия). Ксенофана можно считать предшественником элейской школы (565-470). Считал, что чувства не дают истинного познания. Ему принадлежат известные стихи о богах и конях.

Парменид из Элеи (540-470). Ученик Ксенофана и, возможно, Анаксимандра. Испытал влияние пифагорейцев. Основное сочинение “О природе”. О бытии он писал: “Не возникает оно и не подчиняется смерти. Цельное все, без конца, не движется и однородно”. Не доверял органам чувств:

Пусть не принудит тебя накопленный опыт привычки

Зренье свое утруждать, язык и нечуткие уши.

Разумом ты разреши труднейшую эту задачу,

Данную мною тебе.

 

Движение рассматривал как мнение (докса), которое чревато заблуждением. По Пармениду, бытие есть и не может не быть; небытия нет и не может никак (и нигде) быть.


Зенон из Элеи. Конец 6 — начало 5 в. Защищал учение Парменида. Использовал метод опровержения, т.е. принцип приведения к абсурду. Аргументы против существования движения основывал на принципе дихотомического деления отрезка пути. (Апория “Ахиллес и черепаха”). Отрицал множество. Другие его апории: «Стрела» и «Пшенное зерно».

Демокрит(460-394). Родился в Абдерах. Ученик Левкиппа. о котором почти ничего не известно. Основоположник представления об атомах. Атомы неуничтожимы, различны по форме и размерам. Как стало ясно позднее, это Единое элеатов, разбитое на множество. Атом чувственно не воспринимаем, а постигаем умом. Однако атом как полнота бытия предполагает и пустоту, а значит и небытие. Существует атом, пустота и движение. Остальное объясняется через них. Явления и их различия возникают из столкновения атомов и их воздействия на наши органы чувств. Ум и душа образованы особыми сферическими атомами, легко воспламеняющимися. Это божественные атомы. Чувственное познание порождает мнение, а умопостижение — истину.

Атомизм был продолжен в учении Эпикура (341-270 гг. до н.э.), который ввел понятие о спонтанном отклонении атомов от их вертикального падения под действием силы тяжести, дополнившее первоначальные представления Демокрита, которого К.Маркс называл первым энциклопедическим умом среди греков. Представлениям же Эпикура Маркс посвятил диссертацию. Много позже уже в древнем Риме об атомах будет написана поэма с названием «О природе вещей». Ее автор — последователь Эпикура Тит Лукреций Кар (99-55 гг.). Вот несколько отрывков из этой поэмы.


Всю, самое по себе, составляют природу две вещи:

Это, во-первых, тела, во-вторых же, пустое пространство,

Где пребывают они и двигаться могут различно. …

Дальше тела иль вещей представляют собою начала,

Или они состоят из стеченья частиц изначальных.

Эти начала вещей ничему не под силу разрушить…

Это вещей семена и начала в учении нашем,

То, из чего получился весь мир, существующий ныне. …

Первоначала вещей сначала движутся сами…

Сами к движенью затем понуждая тела покрупнее.

Так, исходя из начал, движение мало-помалу,

Наших касается чувств, и становится видимым также

Нам в пылинках оно, что движутся в солнечном свете,

Хоть незаметны толчки, от которых оно происходит.

 

Заметим, что впервые высказал мысль о «семенах» вещей, которые составляют основу мира, Анаксагор (500-428 гг.). Эти малые материальные частицы он называл гомомериями.

Материалистической «линии Демокрита», противостоит идеалистическое учение Платона (см. дальше), находящееся с ним в постоянном противоборстве со времен античности, когда Платон даже порывался скупить и сжечь все книги Демокрита, который стал известен нам лишь по ссылкам других античных авторов. И если совсем недавно в нашей стране пользовалась официальным признанием линия Демокрита, то теперь приобретает популярность линия Платона.


Протагор. Родился в Абдерах между 491 и 481 гг. до н.э. Основное сочинение “Антилогии”. Перикл поручал ему составление законопроектов. Умер в конце 5 в. Подверг отрицанию наличие абсолютного критерия, отделяющего бытие от небытия, истину от лжи. Критерий всему — человек. “…человек есть мера всех вещей в том, что они существуют и в том, что они не существуют”. Наиболее известный человек среди софистов. Он писал: “О богах я не имею возможности утверждать ни того, что они есть, ни того, что их нет”.

Источник: oborudka.ru


Содержание

В каком философском направлении поздней античности была предпринята попытка синтеза всей античной философии


Ответы к тесту
1.(а)
2. (Платон, Сократ, Пифагор, Зенон, Парменид.)
3. (а)
4. 1) а
2) в
3) д
4) б
5) г
5. 1) д
2) г
3) в
4) б
5) е
6) а
6. б) 2
г) 1
7. (в)
8. (а)
9. (а, в, г)
10. (а)
11. (б)
12. (г)
13. (б, г)
14. (г)
15. (б)
16. (в)
17. (а)
18. (б, в, д, е)
19. (в)
20. (б, г, д)
21. (г)
22. (д)


1. Укажите черты, присущие древнегреческой философии:
а) онтологизм; в) космологизм;
б) агностицизм; г) эмпиризм.
2. Назовите представителей философии Древней Греции:
Лао-цзы, Платон, Конфуций, Будда, Сократ, Пифагор,
Зенон, Берлин, Парменид, Гегель, Сенека.
3. Кого и почему считают первым философом Запада?
а) Фалес; в) Платон;
б) Пифагор; г) Парменид.
4. Установите соответствие между именами древнегреческих философов и их учениями:
1) Гераклит; а) наивная стихийная диалектика;
2) Парменид; б) атомистическое учение;
3) Сократ; в) учение о бытии;
4) Демокрит; г) учение о мире людей;
5) Платон. д) этический рационализм.
5. Соотнесите имена древнегреческих натурфилософов и
выдвигаемые ими варианты первоначала мироздания:
1) Гераклит; а) атомы;
2) Фалес; б) воздух;
3) Пифагор; в) число;
4) Анаксимен; г) вода;
5) Анаксимандр; д) огонь;
6) Демокрит. е) апейрон.
6. Кто из перечисленных философов явился основателем 1)
объективного идеализма, 2) материализма?
а) Фалес; в) Зенон;
б) Демокрит; г) Платон.
7. Назовите мыслителя, которому принадлежит высказывание: «Все течет …»:
а) Фалес; в) Гераклит;
б) Демокрит; г) Зенон.
8.


кое из философских учений наиболее полно разработано Парменидом?
а) учение о бытии; в) учение о форме;
б) учение о первооснове мироздания.
9. Назовите древнегреческих философов, развивавших
атомистическое учение:
а) Левкипп; г) Демокрит;
б) Зенон; д) Сократ;
в) Эпикур; е) Эмпедокл.
10. Кого из древнегреческих философов называли «учителями мудрости»?
а) софистов; в) последователей Платона;
б) скептиков; г) всех древнегреческих философов.
11. Выделите имя древнегреческого философа, начиная с
которого в западной традиции впервые четко обозначился интерес к человеку:
а) Платон; в) Будда;
б) Сократ; г) Конфуций.
12. Назовите автора тезиса: «Человек – мера всех вещей».
а) Аристотель; г) Протагор;
б) Пифагор; д) Сократ.
в) Платон;
13. Выделите основные положения философии Платона:
а) наилучшая форма правления – это демократия;
б) идеи являются сущностью вещей;
в) есть бытие, небытия нет;
г) управлять обществом должны философы;
д) мировая душа – источник движения космоса.
14. Назовите древнегреческого философа, которому при-
надлежит следующее определение человека: «Человек есть общественное животное»:
а) Сократ; в) Демокрит;
б) Платон; г) Аристотель.
15. Подчеркните суждения, которые правильно выражают
учения Аристотеля:
а) Душа есть форма тела;
б) Бог – конечная форма всех форм;
в) материя есть действительность.
16.

му из античных мыслителей принадлежит следующее высказывание «Я знаю, что ничего не знаю»?
а) Фалес; г) Аристотель;
б) Гераклит; д) Платон.
в) Сократ;
17. Кто из древнегреческих философов осуществил классификацию научно-философского знания?
а) Аристотель; в) Платон.
б) Парменид;
18. Выделите основные научно-философские достижения
Аристотеля:
а) создал основу современной системы философских ка-
тегорий;
б) основал формальную логику (силлогистику);
в) основал психологию;
г) заложил основы синергетики;
д) очертил предметные поля всего комплекса научного
античного знания;
е) обозначил специфику этики, эстетики.
19. Назовите имя философа – автора философско-политической работы «Государство», в которой описывается
представление об идеальном государстве:
а) К. Маркс; г) Аристотель;
б) Конфуций; д) Г. Гегель.
в) Платон;
20. Назовите философские школы эпохи эллинизма:
а) рационализм; г) кинизм;
б) стоицизм; д) эпикуреизм;
в) агностицизм; е) скептицизм.
21. Как вы считаете, кто явился основателем неоплатонизма?
а) Зенон; г) Плотин;
б) Парменид; д) Сенека;
в) Эпикур; е) Аристотель.
22. В каком философском направлении поздней античности
была предпринята попытка синтеза всей античной философии?
а) эпикуреизм; г) стоицизм;
б) скептицизм; д) неоплатонизм.
в) кинизм;

Источник: www.bysolo.by


Categories: Философ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.