Имя Платона – философа, жившего в древней Греции, известно не только студентам исторических и философских факультетов. Его учение и труды знамениты во всем мире благодаря усилиям, которые приложили сторонники и ученики платоновской школы сразу еще при его жизни. В результате чего, идеи Платона получили распространение стали быстро распространяться по Греции, а потом и по Древнему Риму, а оттуда и в его многочисленные колонии.

Жизнь и деятельность философа была разнообразной, что связано с особенностями греческого общества 5-4 вв. до н.э.

Формирование мировоззрения Платона

На учение философа большое влияние оказали происхождение, семья, образование, политическая система Эллады. Биографы Платона считают, что родился он либо в 428, либо в 427 г. до нашей эры, а умер в 348 или 347 году до н.э.

В момент появления на свет Платона в Греции шла война между Афинами и Спартой, которая получила название Пелопоннесской. Причиной междоусобной борьбы было установление влияния над всей Элладой и колониями.


Имя Платон было придумано либо учителем борьбы, либо учениками философа в юности, при рождении же был назван Аристоклом. В переводе с древнегреческого языка «Платон» означает широкий или широкоплечий. По одной из версий, Аристокл занимался борьбой, имел крупное и крепкое телосложение, за что учитель и назвал его Платоном. Еще одна версия говорит о том, что прозвище возникло из-за идей и взглядов философа. Есть и третий вариант, согласно которому Платон имел довольно широкий лоб.

Аристокл появился на свет в Афинах. Его семья считалась довольно знатной и аристократической, ведущей родство от царя Кодра. Об отце мальчика практически ничего неизвестно, скорей всего, его звали Аристон. Мать – Периктиона – принимала активное участие в жизни Афин. Среди родственников будущего философа числился выдающийся политический деятель Солон, древнегреческий драматург Критий, оратор Андокид.

У Платона была одна сестра и три брата – два родных и один сводный, и ни один из них не увлекались политикой. Да и сам Аристокл предпочитал читать книги, сочинять стихи, беседовать с философами. Этим занимались и его братья.

Мальчик получил очень хорошее на то время образование, которое состояло из посещения уроков музыки, гимнастики, грамоты, рисования, литературы. В юношеские годы он стал сочинять собственные трагедии, эпиграммы, которые посвящались богам. Увлечения литературой не мешало Платону принимать участие в различных играх, соревнованиях, турнирах по борьбе.

На философию Платона огромное влияние оказали:


  • Сократ, который перевернул жизнь и мировоззрение юноши. Именно Сократ подарил Платону уверенность в том, что есть истина и высокие ценности в жизни, которые могут подарить блага, красоту. Получить эти привилегии можно только через тяжелый труд, самопознание и совершенствование.
  • Учение софистов, утверждавшие, что существует социальное неравенство, а мораль – это выдумка слабых, и для Греции лучше всего подходит аристократическая форма правления.
  • Евклид, вокруг которого собирались ученики Сократа. Некоторое время они вспоминали учителя, переживали его смерть. Именно после переезда в Мегару у Платона возникла идея путешествия по миру, который верил, как и его учитель, что мудрость передается от других людей. А для этого нужно ездить и общаться.

Путешествие

Историки не до конца установили, куда сначала отправился Платон. Возможно, что это был Вавилон или Ассирия. Мудрецы из этих стран дали ему знания о магии и астрономии. Куда последовал странствующий грек, биографы только могут предполагать. Среди версий – Финикия, Иудея, Египет, несколько городов Северной Африки, где он встретился с величайшими математиками того времени – Феодором и Аристиппом. У первого философ брал уроки математики, стал постепенно сближаться с пифагорейцами. О их влиянии на платоновскую философию говорит то, что Платон изучал различные символы Космоса и человеческого бытия. Пифагорейцы помогли сделать учение философа более четким, строгим, стройным, последовательным и всесторонним. Эти принципы он потом использовал для рассмотрения каждого предмета и создании собственных теорий.


Компанию Платону в путешествии составил Эвдокс, который прославил Элладу в области астрономии и географии. Вместе они посетили указанные выше страны, а потом длительное время остановились на Сицилии. Отсюда он последовал на Сиракузы, где познакомился с тираном Дионисием. Поездка продлилась до 387 года до нашей эре.

Из Сиракуз Платон вынужден был бежать, опасаясь преследования тирана. Но домой грек не добрался. Его продали в рабство на острове Эгина, где его купил один из местных жителей. Платона сразу отпустили на свободу.

После долгих странствий философ снова оказался в Афинах, где купил дом с садом. Ранее тут находилось языческое святилище, посвященное богине Афине. По легенде, местность была подарена Тесеем герою Академу за особые заслуги. Он приказал высадить тут оливы и обустроить святилище.

Платоновская Академия

Жители Афин довольно быстро стали называть место, где проживал Платон, Академией. Это название охватывало и сады, и гимнасий, и рощи. В 385 году до нашей эры сформировалась философская школа, которая существовала до 5 в. н.э., т.е. до времени окончания античности.

Академия по форме представляла объединение мудрецов, которые служили Аполлону и различным музам.

Академию еще называли мусейоном, а ее основателя – схолархом. Интересно, что еще при жизни был назначен преемник Платона, которым он сделал своего родного племянника.


Над входом в Академию размещалась надпись «Негеометр да не войдет», которая означала, что вход в школу закрыт всем, кто не уважает математику и геометрия.

Главными предметами в школе были астрономия и математика, занятия происходили по общей и индивидуальной системе. Первый тип занятий подходил для широкой публики, а второй – только для довольно узкого круга людей, которые хотели изучать философию.

Ученики Академии и жили в гимнасии, поэтому должны были следовать строгому распорядку дня, установленного самим Платоном. По утрам учеников будил звон будильника, который сделал философ самостоятельно. Учащиеся жили довольно аскетично, как проповедовали пифагорейцы, питались все вместе, много времени проводили в тишине, думали, очищали собственные помыслы.

Занятия в Академии вели и Платон, и его ученики, и выпусники философской школы, которые успешно завершали курс обучения. Беседы проходили в саду или роще, доме, где была оборудована специальная экседра.

Ученики платоновской Академии особое внимание уделяли изучению следующих наук:

  • Философию;
  • Математику;
  • Астрономию;
  • Литературу;
  • Ботанику;
  • Право (в том числе, и законодательство, устройство государств);
  • Естествознанию.

Среди учеников Платона были Аристотель, Ликург, Гиперил, Филипп Опунтский, Демосфен.

Последние годы жизни


Когда Платону было больше 60 лет, его снова пригласили в Сиракузы, где правил Дионисий-младший. По заверениям Диона правитель стремился получать новые знания. Платону удалось переубедить тирана о том, что тирания является неэффективной формой правлений. Это Дионисий-младший признал довольно быстро.

Из-за сплетен и махинаций недругов Дион был выслан своим правителем из Сиракуз, поэтому и перебрался жить в Афины, в Академию Платона. Следом за своим другом домой вернулся и пожилой философ.

Еще один раз Платон посещал Сиракузы, но разочаровался окончательно в Дионисии, увидев его вероломство по отношению к другим. На Сицилии остался Дион, погибший в 353 г. до н.э. Новость о смерти друга сильно подкосила философа, он стал постоянно болеть и пребывать в одиночестве. Год и день смерти Платона точно не установлены. Считается, что умер он в день своего рождения. Перед кончиной он дал свободу своей рабыне, приказал составить завещание, по которому небольшое имущество философа было роздано друзьям.

Великого грека похоронили в Академии, где жители Афин поставили Платону памятник.

Работы Платона

В отличии от многих античных авторов, чьи произведения дошли до современных читателей в фрагментарном состоянии, работы Платона сохранились полностью. Подлинность некоторых из них ставится биографами под сомнение, в результате чего в историографии возник «платоновский вопрос». Общий перечень произведений философа составляет:

  • 13 писем;
  • Апологию Сократа;
  • 34 диалога.

Именно из-за диалогов исследователи и спорят постоянно. Самыми лучшими и известными творениями в диалоговой форме считаются:

  • Федон;
  • Парменид;
  • Софист;
  • Тимей;
  • Государство;
  • Федр;
  • Пир;
  • Парменид.

Один из пифагорейцев, которого звали Трасилл, служивший астрологом при дворе римского императора Тиберия, собрал и издал сочинения Платона. Философ решил разбить все творения на тетралогии, в результате чего появились Алкивиад Первый и Второй, Соперники, Протагор, Горгий, Лисид, Кратил, Апология, Критон, Минос, Законы, Послезакония, Письма, Государство и другие.

Известны диалоги, которые были изданы под именем Платона.

Изучения творчества и произведений Платона началось еще в 17 в. Так называемый «корпус текстов Платона» стали критически изучаться учеными, которые попробовали разложить сочинения по хронологическому принципу. Тогда же и возникло подозрение о том, что не все сочинения принадлежать философу.

Большинство произведений Платона написаны в форме диалога, в котором проводились судебные заседания и разбирательства в Древней Греции. Подобная форма, как верили греки, помогала адекватно и правильно отразить эмоции, живую речь человека. Диалоги лучше всего соответствовали принципам объективного идеализма, концепцию которого разработал Платон. Идеализм основывался на таких принципах, как:

  • Примат сознания.
  • Преобладание идей над бытием.

Платон специально не занимался изучением диалектики, бытия и познания, но его размышления об этих проблемах философии изложены в многочисленных произведениях. Например, в «письмах Платона» или в «Государстве».

Особенности учения Платона

  • Бытие философ изучал, основываясь на трех основных субстанциях – душе, уме и едином. При этом он не дал четкого определения этим понятиям, поэтому исследователи установили, что в некоторых местах он противоречит сам себе в определениях. Это проявляется и в том, что Платон пытался дать толкования данным субстанциям с разных точек зрения. То же самое касалось и свойств, которые приписывались понятиям – часто свойства не только противоречили друг другу, но и были взаимоисключаемыми, несовместимыми. «Единое» Платон трактовал, как основа бытия и действительности, считая субстанцию первоначалом. Никаких признаков у единого нет, как и свойств, что мешает, если верить Платону, найти его сущность. Единое есть единое, без частей, не относится к бытию, поэтому можно отнести его к таким категориям, как «ничто», «бесконечность», «многое». В результате чего, сложно понять, что такое единое, его нельзя понимать, ощущать, размышлять о нем и трактовать.
  • Ум понимался Платоном с точки зрения онтологии и гносеологии. Философ считал, что это одна из первопричин всего, что происходит во Вселенной, на небе или на земле. Ум, если верить Платону, должен вносить порядок, понимание Вселенной людьми, которые должны с разумной точки зрения трактовать явления, звезды, небесный свод, небесные тела, живое и неживое. Ум – это рацио, которое живет своей жизнью, имея способность жить.

  • Душу Платон делит на две части – мировую и индивидуальную. Мировая душа – настоящая субстанция, которая также не понималась Платоном однозначно. Он считал, что субстанция состоит из элементов – вечной и временной сущности. Функциями души является объединение телесного и идей, поэтому возникает только тогда, когда захочет демиург, т.е. бог.

Таким образом, онтология Платона строится на соединении трех идеальных субстанциях, существующих объективно. Они вообще не связаны с тем, что думает и делает человек.

Познание занимало особое место в философии ученого. Платон считал, что нужно познавать мир через собственное познание, любить идею, поэтому он отвергал чувства. Источником настоящего, т.е. истинного познания могут стать познания, а чувства стимулируют процесс. Познать идеи можно только через разум, ум.

Диалектическая концепция Платона постоянно менялась, что зависело от окружения и взглядов, которые исповедовал грек. Диалектику ученый считал отдельной наукой, на которой основываются другие научные области и методы. Если рассматривать диалектику как метод, то будет происходить разделение единого на отдельные части, которые потом можно свести в целое. Такое понимание единого еще раз доказывает противоречивость онтологического знания Платона.

Путешествие по разным странам оказало особое влияние на формирование социальной философии Платона, который впервые во всей Греции систематически изложил знания о человеческом обществе и государстве. Исследователи считают, что эти понятия философ отождествлял.

Среди основных идей, которые выдвигал Платон касательно государства, стоит отметить такие, как:


  • Люди создавали страны, поскольку это была естественная потребность объединяться. Целью такой формы организации общества было облегчение условий жизни, существования, хозяйственной деятельности.
  • Люди стремились полностью удовлетворить собственные потребности, поэтому и стали привлекать других к решению собственных проблем.
  • Желание избавиться от нужны – один из основных инструментов того, почему люди стали создавать государства.
  • Между душой человека, государством и космосом есть невидимая связь, поскольку у них есть единые начала. В государстве можно найти три начала, которые соответствуют началам в человеческой душе. Это разумное, вожделеющее, яростное, которые соотносились с совещательным, деловым и защитным. Из делового начала возникали три сословия – философы, которые были правителями, воины, становившиеся защитниками, ремесленники и земледельцы, которые выполняли роль производителей.
  • Если каждое из сословий будет правильно выполнять свои функции, тогда государство можно трактовать, как справедливое.

Платон признавал существование только трех форм правления – демократии, аристократии и монархии. Первую он отбросил, поскольку демократический режим Афин убил Сократа, который был учителем философа.


Из-за этого Платон до конца жизни пытался разработать концепцию того, каким должно быть государство и политическая система. Свои размышления он строил в виде диалогов с Сократом, которыми написаны «Законы». Эти сочинения так и не были закончен Платоном.

Одновременно с этим философ пытался найти образ справедливого человека, который из-за демократии будет иметь извращенные идеи и ум. Избавиться от демократии можно только с помощью философов, которых ученый считал истинными и правильно мыслящими людьми. Поэтому он считал, что философы обязаны занимать только самые высокие должности в государстве, управлять другими.

Рассмотрению вопросам, связанных с государством, устройством страны, развитием политической системы, Платон посвятил свое большое произведение «Государство». Некоторые идеи можно найти в сочинениях «Политик» и «Горгия». Там же изложена концепция того, как можно воспитать настоящего гражданина. Сделать это можно только, если общество будет сословным, что позволит создать правильную систему распределения материальных благ. О государстве должны заботиться его жители, не занимающиеся коммерцией и не владеющие частной собственностью.

На особое внимание заслуживает космологическое учение Платона, который понимал Космос и Вселенную, как шар. Его сотворили, поэтому он является конечным. Создал Космос демиург, который и навел в мире порядок. Мир имеет собственную душу, т.к. является живым существом. Интересно расположение души. Она находится не внутри мира, а обволакивает его. Мировая душа состоит из таких важных элементов, как воздух, земля, вода и огонь. Эти стихии Платон считал главными в создании мира, в котором присутствуют и гармония, и отношения, выраженные числами. Такая душа имеет собственное познание. Мир, сотворенный создателем, способствует появлению множества кругов – звезд (они не являются неподвижными) и планет.

Платон мыслил структуру мира так:

  • На самом верху находился ум, т.е. демиург.
  • Под ним располагалась мировая душа и мировое тело, которое принято называть Космосом.

Все живое – это творение Бога, который создает людей с душами. Последние, после смерти своих владельцев, переселяются в новые тела. Душа – нематериальна, бессмертна, а поэтому будет существовать вечно. Каждая душа создает демиургом только один раз. Как только она покидает тело, то попадает в так называемый мир идей, куда душу переносит колесница с конями. Один из них – это символ зла, а второй – чистоты и незамутненности. Из-за того, что зло тянет колесницу вниз, она падает, и душа снова попадает в физическое тело.

Душа у Платона, как и все, имеет определенную структуру. В частности, на состоит из вожделения, рассудительности и пыла. Это позволяет человеку мыслить, особенно в процессе постижения и познания истины. Следствием этого становится то, что человек постепенно, через внутренние диалоги, решает собственные проблемы, противоречия, находит истину. Без такой логической связи найти объективность невозможно. Философия Платона говорит о том, что человеческое мышление имеет собственную диалектику, которая позволяет постичь суть вещей.

Идеи древнегреческого философа смогли развить дальше только мыслители 19 в., которые вывели диалектику на новый уровень. Но ее основы были заложены в античной Греции.

Идеи и философия Платона развивались и после его смерти, проникнув в средневековую и мусульманскую философские мысли.

Читайте также: Философия Древней Греции

Источник: GreeceMagazine.ru

Темы рефератов и докладов

1. Три источника формирования понятия общества в социально-философской мысли.

2. Системы природы и общества: общее, особенное и единичное.

3. Собственность и эксплуатация: современная философская интерпретация.

4. Социальное пространство и время: основные закономерности развития.

5. Кризис мировой цивилизации на рубеже XX–XXI вв. и пути его решения.

Объясните понятия: культура, цивилизация, славянофильство, евразийство.

ОТВЕТЫ НА ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ТЕМАМ

Тема 1. Предмет философии. Философия Древнего Востока

Тема 2. Античная философия

Тема 3. От философии Средневековья к философии эпохи Возрождения

Тема 4. Философия Нового времени и эпохи Просвещения (XVII – XVIII века)

Тема 5. Немецкая классическая философия. Марксизм

Тема 6. Русская философия

Тема 7. Современная философия. Основные направления и школы

Тема 8. Философская, научная и религиозная картины мира. Учение о бытии

Тема 9. Бытие человека

Тема 10. Происхождение и сущность сознания

Тема 11. Теория познания

Тема 12. Философские идеи развития

Тема 13. Общество и культура

ТЕСТЫ ДЛЯ ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ

Выбрать правильный ответ

1. Утверждал, что борьба – отец всего и всего царь: «Все течет, все изменяется»:

А. Эпикур

Б. Гиппократ

В. Гераклит

2 . Сын повивальной бабки, говорил, что истине нужно помочь родиться через муки борьбы мнений:

А. Сократ

Б. Аристотель

В. Фалес

3 . Платон утверждал, что философ должен изучать:

А. Мир природы

Б. Мир идей

В. Самого себя

4 . Утверждал, что тело человека состоит из четырех жидкостей: крови, слизи, желчи черной и желтой:

А. Левкипп

Б. Сократ

В. Гиппократ

5 . Сказал, что философия освобождает душу от страстей, а медицина – тело от страданий:

А. Пифагор

Б. Гален

В. Гиппократ

6 . Объяснил человеческие болезни нарушением циркуляции атомов в порах организма:

А. Гален

Б. Левкипп

В. Демокрит

7. Счастье человека – это состояние «здорового тела и невозмутимости духа», – утверждал:

А. Платон

Б. Эпикур

В. Зенон

8 . Карма – центральное понятие:

А. Буддизма

Б. Конфуцианства

В. Даосизма

9 . Дао – единый мировой закон, центральное понятие философии:

А. Будды Гаутамы

Б. Лао-Цзы

В. Конфуция

10 . Основное требование христианской морали:

А. Любовь к ближнему, даже к врагу своему

Б. «Око за око»

В. Невмешательство в естественный ход событий

11 . Тертуллиану принадлежит изречение:

А. «Верю, потому что абсурдно»

Б. «В основе знаний лежит вера»

В. «Мыслю, значит, существую»

12 . Болезнь – это наказание за грех. Условием выздоровления является покаяние и вера в Иисуса Христа. Это принцип медицины:

А. Средневековья

Б. Возрождения

В. Античности

13 . Отстаивал право церкви на принуждение к вере:

А. Тертуллиан

Б. Абеляр

В. Августин

14 . Первичной была мировая идея. Из нее все произошло, в том числе и эволюционным путем, утверждает:

А. Объективный идеализм

Б. Вульгарный материализм

В. Субъективный идеализм

15 . «Божественный разум – основа природы. Познавая мир, человек познает мудрость Бога», – утверждал:

А. Фома Аквинский

Б. Тертуллиан

В. Августин

16. Неотъемлемые права человека (Д. Локк):

А. На жизнь, свободу и собственность

Б. Честь и достоинство

В. Свободу вероисповедания

17 . Создатель гелиоцентрической системы:

А. Коперник

Б. Кузанский

В. Пифагор

Установить соответствие

Ответ: 1__ 2__ 3__

Выбрать правильный ответ

19 . «Наблюдение, опыт, эксперимент – основа познаний» – изречение:

А. Декарта

Б. Бэкона

В. Ламетри

Установить соответствие

Ответ: 1__ 2__ 3__

Выбрать правильный ответ

21. «Лечить человека следует с учетом механики тела. Люди – просвещенные машины», – утверждал:

А. Ламетри

Б. Кант

В. Гегель

22. «Основной критерий истины – достоверность, отчетливость, ясность», – предполагал:

А. Декарт

Б. Бэкон

В. Локк

23 . Государство является (Локк, Гоббс):

А. Результатом общественного договора

Б. Результатом классовой борьбы

В. Имеет божественное происхождение

24 . Открыл рефлекс, как реакцию на психофизическое воздействие (раздражение):

А. Декарт

Б. Локк

В. Бэкон

25 . Предложил принцип категорического императива, единого нравственного закона:

А. Кант

Б. Гегель

В. Фейербах

26 . «Мыслю, следовательно, существую» – это изречение принадлежит:

А. Декарту

Б. Беркли

В. Юму

27 . Развил идеи диалектики и историзма:

А. Кант

Б. Гегель

В. Беркли

28 . Автор формулы «Благо – Истина – Красота»:

А. Соловьев

Б. Достоевский

В. Толстой

29 . «Тема свободы, творчества и Бога – главная в философии», – утверждал:

А. Бердяев

Б. Ильин

В. Франк

30 . «Причина развития находится в самом явлении духовной жизни, в борьбе его внутренних противоположностей», – утверждал:

А. Гегель

Б. Маркс

В. Фейербах

31. Сущностью человека является его деятельность по преобразованию природы, общества и самого себя:

А. Маркс

Б. Кант

В. Фейербах

32 . «Народ – результат Божественного провидения, соединенный принципом соборности», – утверждали русские философы:

А. Славянофилы

Б. Нигилисты

В. Западники

33 . «Народ – носитель общего человеческого духа», – утверждали русские философы:

А. Славянофилы

Б. Нигилисты

В. Западники

Установить соответствие

Ответ: 1__ 2__ 3__ 4__

Выбрать правильный ответ

35. Автор «Антихристианина»:

А. Ницше

Б. Фрейд

В. Адлер

36 . Понятие ресентимента у Ф. Ницше предполагает:

А. Направление искусства

Б. Форму морали, злопамятство

В. Этап в истории культуры

37 . «Вначале он как верблюд, затем лев, наконец дитя» (Ф. Ницше). О чем идет речь?

А. О библейской притче

Б. О превращениях человеческого духа

В. О мифе

38. Для этики Ф. Ницше характерно:

А. Любовь к «ближнему», страждущему

Б. Любовь к «дальнему», сверхчеловеку

В. Равнодушие к человеческой судьбе

39 . Понятие «Оно», «Я», «Сверх-Я» – это элементы:

А. Психоанализа Фрейда

Б. Личностного учения Ницше

В. Философии Гегеля

40 . Понятие «либидо» у З. Фрейда – это:

А. Комплекс неполноценности

Б. Инстинкт любви (сексуальной, к родителям и т.д.)

В. Воля к власти

41 . Философия существования:

А. Экзистенциализм

Б. Фрейдизм

В. Нигилизм

42 . Человек – существо (ХХ в.):

А. Биологическое

Б. Общественное

В. Биосоциальное

43 . Здоровье человека – результат, прежде всего (ХХ в.):

А. Развития медицины

Б. Способности адаптироваться к окружающей среде

В. Культуры

44 . Сознание человека, как утверждает гилозоизм:

А. Свойство высокоорганизованной материи

Б. Свойство всей материи

В. Проявление мирового духа

45 . Мысль человека – это, как утверждают вульгарные материалисты:

А. Самостоятельное, независимое от мозга явление

Б. Продукт мозга, высшая форма материи

В. Свойство мозга, субъективный образ действительности

46 . Понятие сознания, соответствующее идеализму:

А. Сознание неразрывно связано с материей

Б. Сознание – продукт материи

В. Может существовать независимо от материи

47 . Форма чувственного познания:

А. Суждение

Б. Понятие

В. Представление

48. Форма рационального познания:

А. Восприятие

Б. Ощущение

В. Понятие

49 . В материализме истина – это то, что:

А. Просто и экономично описывает опыт

Б. Полезно и ведет к достижению цели

В. Соответствует отражающему миру

50 . Диалектическая картина мира:

А. Все в мире находится в развитии и взаимосвязи

Б. Мир совершенен

В. «Ничто не ново в этом мире»

51 . Закон единства и борьбы противоположностей показывает:

А. Источник развития

Б. Форму развития

В. Механизм развития

52 . Закон перехода количественных изменений в качественные показывает:

А. Источник развития

Б. Форму развития

В. Механизм развития

53 . Закон отрицания отрицания показывает:

А. Отрицание всего предыдущего состояния

Б. Сохранение того, что способно к развитию

В. Невозможность дальнейшего развития

54 . Теория преформизма в медицине XVIII–XIX вв. утверждала, что плод в чреве матери только растет, т.е. изменяются его количественные характеристики, все необходимые качества в нем уже заложены. Это подход:

А. Диалектический

Б. Метафизический

В. Механический

55 . Клиническое мышление в медицине ХХ в. рассматривает состояние организма пациента:

А. Метафизически – сводит его качество к качеству составляющих его частей, органов

Б. Механистически – организм сложный агрегат, состоящий из органов

В. Диалектически – как целостную систему взаимосвязанных процессов и изменений (биохимических, физических, морфологических)

56. Распространенные сегодня заболевания (язва желудка, диабет, сердечно-сосудистые) – результат, прежде всего:

А. Отставания медицины

Б. Утраты способности организма адаптироваться к среде

В. Наследственности

57 . Соблюдение нравственности – это:

А. Условие здоровья и выживания

Б. Благое пожелание общества

В. Лицемерие общества

58 . Автор иерархической теории потребностей:

А. Маркс

Б. Фрейд

В. Маслоу

Г. Вебер

59 . Совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей:

А. Общество

Б. Государство

В. Семья

Г. Партия

60 . В основе личности лежит:

А. Свобода и автономия

Б. Религия

В. Образ жизни

61 . Пренатальный период в процессе формирования личности – это:

А. Внутриутробное состояние плода

Б. Период социализации в системе образования

В. Период воспитания ребенка в семье

Г. Период сразу после рождения ребенка

Установить соответствие

Ответ: 1__ 2__

Выбрать правильный ответ

63. Развил идеи диалектики и историзма:

А. Гегель

Б. Кант

В. Беркли

Установить соответствие

Ответ: 1__ 2__

Ответ: 1__ 2__ 3__ 4__ 5__

ОТВЕТЫ НА ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ИТОГОВОМУ КОНТРОЛЮ

СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ФИЛОСОФСКИХ ТЕРМИНОВ

Абсолют (лат. absolutus – безусловный, неограниченный) – понятие для обозначения вечного самодостаточного субъекта.

Абстракция (лат. abstractio) – отвлечение.

Агностицизм (гр. agnostos – недоступный познанию) – учение, отрицающее познаваемость мира.

Адекватность (лат. adaequatus – приравненный) – соответствие, эквивалентность.

Аксиология (гр. axia – ценность и logos – учение, понятие, слово) – философское исследование природы ценностей.

Альтруизм (лат. alter – другой) – нравственный принцип бескорыстного служения людям.

Анимизм (лат. anima – душа) – верование в духов и душу.

Антиномия (анти и гр. nomos – закон; буквально – противоречие в законе) – противоречие.

Антропология – наука о происхождении и эволюции человека, образовании человеческих рас и о нормальных вариациях физического строения человека.

Аскетизм (гр. asketes – упражняющийся в чем-либо; отшельник, монах) – образ жизни, связанный с воздержанностью в удовлетворении потребностей.

Виртуальная реальность – искусственная компьютерная среда, в которой можно общаться как в подлинной действительности.

Витализм (лат. vitalis – жизненный) – учение в биологии, объясняющее жизнедеятельность действием особых нематериальных факторов, «жизненной силы».

Генезис (гр. genesis) – происхождение.

Гносеология (гр. gnosis – познание и логия) – теория познания.

Гуманизм (лат. humanus – человеческий, человечный) – уважение достоинства и прав человека, его ценности как личности.

Демиург (гр. demiurgos – мастер, ремесленник, творец) – творец, одно из определений божества.

Детерминизм (лат. determine – определяю) – учение о всеобщей, закономерной связи.

Диалектика (гр. dialektike – искусство вести беседу, спор) – система взглядов на мир в его развитии и взаимосвязи. Наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.

Догматизм – мышление, оперирующее неизменными понятиями.

Евгеника (гр. eugenes – хорошего рода) – теория психологической и физиологической неравноценности людей.

Интуиция (позднелат. intuition – созерцание) – способность непосредственного постижения истины.

Катарсис (гр. katharsis – очищение) – эстетическое воздействие искусства на человека.

Категорический императив – нравственный закон в этике (И. Кант).

Креационизм (лат. creatio – создание, сотворение) – учение о сотворении мира.

Культура (лат. cultura – земледелие, воспитание, почитание) – способ организации и развития человеческой деятельности, представленной в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и ценностей и отношении к природе, самому себе и другим людям.

Либидо (лат. libido – влечение, желание, страсть, стремление) – сексуальное влечение (З. Фрейд).

Личность – социальная сущность человека.

Материя (лат. materia – вещество) – объективная реальность, существующая вне и независимо от человеческого сознания. Философская категория для обозначения объективной реальности, которая отражается нашими ощущениями и существует независимо от них (объективно).

Мистика (гр. mistikos – таинственный) – вера в сверхъестественные силы.

Ноосфера (гр. noos – разум и sphaira – шар) – сфера взаимодействия общества и природы, в границах которой разумная человеческая деятельность становится определяющим фактором развития.

Онтология (гр. on, ontos – сущее, logos – учение) – учение о бытии.

Пантеизм (гр. pan – всё и theos – бог) – учение, сближающее понятия «Бог» и «Природа».

Позитивизм (лат. positivus – положительный) – направление философии, в котором источником истинного знания являются конкретные науки, отрицающие познавательную ценность философии.

Прагматизм – течение в философии, ставящее знание в зависимость от его практического последствия.

Рефлексия – наблюдение за состоянием своего сознания.

Сенсуализм (лат. sensus – восприятие, чувство, ощущение) – учение, признающее ощущение единственным источником познания.

Скептицизм (гр. skepsis – рассматривание) – сомнение в возможности познания объективного мира.

Сознание – свойство высокоорганизованной материи (головного мозга), итог биологического развития и продукт всемирной истории (материализм).

Софистика (гр. sofisma – мудрость, хитрость, уловка) – сознательное применение в споре неправильных доводов, уловок.

Сублимация (лат. sublimo – возвышаю) (З. Фрейд) – переключение энергии с низменных, сексуальных ценностей на социально приемлемые.

Схоластика (гр. scholastikos – школьный, ученый) – средневековая школа философии, которая стремилась рационально обосновать христианское вероучение.

Телеология (гр. telos – конец, цель и logos – учение) – учение о присутствии в мире Божественной целесообразности.

Теология (гр. theologia, от theos – бог и logos – слово, учение) – учение о Боге, богословие.

Феномен – явление, данное нам в опыте, постигаемое при помощи чувств.

Человек (медицинское понятие) – саморегулирующаяся биологическая система, совокупность нужд и потребностей, удовлетворение которых обеспечивает ее рост и развитие.

Человек (материализм) – биосоциальное существо, жизнедеятельность которого представляет собой основанный на материальном производстве, осуществляющийся в системе общественных отношений процесс сознательного, целенаправленного, преобразующего воздействия на мир и на самого человека для обеспечения его существования и развития.

Эгалитаризм (франц. egalite – равенство) – всеобщее равенство.

Экзистенция (лат. exsistentia – существование) – способ бытия человеческой личности.

Эклектика (гр. eklektikos – выбирающий) – смешение различных философских взглядов.

Эмпиризм (гр. empeiria – опыт) – направление в гносеологии, признающее чувственный опыт единственным источником знаний.

Эсхатология (гр. eschatos – последний, logos – учение) – религиозное учение о конце света.

ЛИТЕРАТУРА

Анишкин В.Г., Шманева Л.В. Великие мыслители: история и основные направления философии в кратком изложении / В.Г. Анишкин, Л.В. Шманева. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 337 с.

Балашев В.Е. Занимательная философия / В.Е. Балашев. – М.: Издательскотороговая корпорация «Дашков и Ко», 2008. – 172 с.

Волконогова О.Д. Основы философии / О.Д. Волконогова, М.Н. Сидорова. – М.: Форум, Инфра-М, 2008. – 480 с.

Горелов А.А. Основы философии: учебное пособие для студентов средних профессиональных учебных заведений. / А.А Горелов. – М.: Академия, 2009. – 256 с.

Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие. / В.Д. Губин. – М.: Форум, Ннфра-М, 2009. – 288 с.

Дмитриев В.В., Дымченко Л.Д. Основы философии: учебно– методическое пособие для студентов медицинских училищ и колледжей / В.В. Дмитриев, Л.Д. Дымченко. – М.: Изд-во ФГОУ «ВУНМЦ Росздрава», 2008. – 286 с. Канке В.А. Основы философии: учебное пособие для студентов средних специальных учебных заведений. / В.А. Канке. – М.: Университетская книга; Логос, 2009. – 286 с.

Краткий философский словарь / под ред. А.П. Алексеева. – М.: РГ-Пресс, 2010. – 496 с.

Нижников С.А. Философия: курс лекций / С.А. Нижников. – М.: Экзамен, 2007. – 396 с.

Скирбек Г. История философии: учебное пособие / пер. с англ. В.И. Кузнецова. – М.: Гуманитарно-издательский центр «Владос», 2008. – 799 с.

Стрельник О.Н. Философия: конспект лекций. / О.Н. Стрельник. – М.: Высшее образование, 2009. – 335 с.

Хрусталев Ю.М. Основы философии / Ю.М. Хрусталев. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 304 с.

Источник: iknigi.net

1

  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература

Идеальный философ

Платон жил во время общественных преобразований, в период «осевого времени» (К. Ясперс), в «эпоху учителей», когда в разных регионах нашей планеты одновременно на арену духовной жизни вышли мудрецы, философы, педагоги и наставники, идеями которых на протяжении многих столетий пользовалось человечество. Это был период формирования духовного облика цивилизаций, когда закладывались культурные архетипы мышления и поведения людей. В этом смысле некоторые платоновские идеи по поводу философов и философии актуальны и сегодня.

Важнейшим политическим трудом Платона является «Государство», в котором изображается общественная утопия в исторической динамике. В этой работе он пытался «слепить в воображении» [5, Государство, IV 420 c], то есть смоделировать процесс появления государства и показать его сущность. Здесь Платон подробно охарактеризовал три основных сословия, которые образуют общество. Это – философы, воины и земледельцы с ремесленниками и торговцами. По мнению Платона, философы составляют верхний, элитный слой в идеальном обществе. Они осуществляют здесь функцию мозгового центра и управляют Государством, поскольку соответствуют высшему «разумному слою души». Но в реальном историческом обществе, в котором правят низшие сословия, Истина мало кого волнует по той простой причине, что у людей господствуют в душе «яростное» или «вожделеющее» начала. Все преследуют лишь земные цели, пытаясь удовлетворить свое честолюбие или с максимальным комфортом устроиться в этой жизни. В таких обществах философы оказываются без работы, не у дел.

Платон, пытаясь понять и определить природу идеального философа, начинает с важного заявления, что «некоторым людям по самой их природе подобает быть философами и правителями государства, а всем прочим надо заниматься не этим, а следовать за теми, кто руководит» [5, Государство, V 474 c]. Иначе говоря, дискуссионный вопрос о главенстве природного или социального начала Платон решает в пользу естества: философом нужно родиться, а стать им по своему произволению нельзя. Философы «редко рождаются среди людей – только как исключение» [5, Государство, VI 490 b]. Людей много, а любомудров мало, если не сказать, что очень мало. Для справки, сегодня в России философов по образованию ровно столько, сколько их выпускают во всех вузах страны. На 146 267 288 человек, проживавших в России в 2015 году, приходилось 4517 членов Российского философского общества – всего 0,003 проц. населения. Однако эти данные следует уточнить в одном отношении: можно получить надлежащее образование, стяжать максимум знаний в этой области культуры и всю жизнь преподавать данный предмет в учебных заведениях, но при этом не быть философом по своей сущности. Поэтому П.В. Алексеев включил в книгу «Философы России XIX – XX столетий» всего 2000 человек, которые внесли свой действительный вклад в развитие отечественной философии. Так кто же, по мнению Платона, есть настоящий философ?

Платон подмечает у философов природное влечение к познавательной деятельности в самом широком смысле этого слова. Он говорит: «А кто охотно готов отведать от всякой науки, кто с радостью идет учиться и в этом отношении ненасытен, того мы вправе будем назвать философом…» [5, Государство, V 575 c]. Затем Платон уточняет, что подлинный философ «вожделеет… ко всей мудрости в целом» [5, Государство, V 475 b]. Он – любомудр (др.-греч. φιλοσοφ?α, дословно: любовь к мудрости). Но философ стремится получить не просто какое-то знание и мудрость, но настоящее, истинное знание. Он «любит усматривать истину» [5, Государство, V 475 e]. Наконец, ему «предназначено вечно стремиться к божественному и человеческому в их целокупности» [5, Государство, V 486 a]. Ему «свойственны возвышенные помыслы и охват мысленным взором целокупного времени и бытия…» [5, Государство, V 486 a]. Иначе говоря, любомудр занят формированием мировоззрения, без которого не может обойтись ни один человек, если он хочет быть человеком. Для достижения всего этого у философа должна быть «прирожденная тонкость ума, своеобразие которого делало бы человека восприимчивым к идее всего сущего» [5, Государство, V 486 d].

Стремление к подлинному знанию и мудрости предполагает, что философы обязаны быть бесстрашными, сильными духом и последовательными в своих намерениях. Благодаря этим качествам они идут в постижении и отстаивании истины до самого конца, сквозь все преграды, не останавливаясь и не поворачиваясь назад, будто ратники на поле сражения или спортсмены на соревнованиях. Поэтому учитель Платона Сократ и заявляет, приводя в пример Демокрита, что «философ подобен пятиборцу» [3, IX 37]. Демокрит «ведь и в самом деле был пятиборцем в философии, так как занимался и физикой, и этикой, и математикой, и всем кругом знаний, и даже в искусствах был всесторонне опытен» [3, IX 37]. Обычный же «человек проводит нынешнюю свою жизнь в спячке и сновидениях, и, прежде чем он здесь пробудится, он, придя в Аид, окончательно погрузится в сон» [5, Государство, V 534 d].

Философы также должны быть честными, категорически отвергать любую ложь и стремиться к Истине. Как сказал пророк Давид, «уповай на Господа и делай добро; живи на земле и храни истину» [2, Пс. 36: 3]. Важно, что философ – обязательно «человек порядочный, не корыстолюбивый» [5, Государство, V 486 b]. Конечно, философ, как и обычный человек, должен есть, пить и одеваться. В идеальном обществе эта проблема решается просто – философ находится на обеспечении государства, поскольку его ничто не должно отвлекать от работы. А вот при других государственных устройствах философам, хотят они того или нет, приходится самим заботиться о хлебе насущном. Вопрос в том, что же является главной мотивацией их деятельности, деньги или Истина? Платон убежден, что философ не должен растрачивать себя в беготне за деньгами. Эта занятие подходит кому угодно, но только не ему. Позднее Христос объяснит, что «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом не радеть. Не можете служить Богу и маммоне» [2, Мф. 6: 24]. Какой выход можно найти из этого жизненного противоречия? Христос и здесь дает Свой ответ: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» [2, Мф. 6:33]. Иначе говоря, если философ, впрочем, как и любой другой человек, остается верным своим идеалам, любит мудрость и стремится к Истине, то материальная сторона проблемы в необходимой для жизни степени приложиться сама собой. Христос обещал взять эту часть работы на Себя.

Философ непременно обязан уподобляться Богу, занимаясь самосовершенствованием, работая над своей природой, в частности, над своим подсознанием. Ибо у всякого человека в природе есть некий изъян – вожделеющая или неразумная часть души, которая делается особенно энергичной во время сна, «когда дремлет главное, разумное и кроткое, начало души, зато начало дикое, звероподобное под влиянием сытости и хмеля вздымается на дыбы, отгоняет от себя сон и ищет, как бы удовлетворить свой норов» [5, IX 571 c]. Поэтому Платон и предупреждает, что «какой-то страшный, дикий и беззаконный вид желаний таится внутри каждого человека, даже в тех из нас, что кажутся вполне умеренными; это-то и обнаруживается в сновидениях» [5, IX 572 b]. Так вот, любомудр, в отличие от простых людей, трудится над своей вожделеющей частью души. Важная черта философской природы заключается в том, что они «звероподобную сторону своей натуры подчиняют человеческой – вернее, пожалуй, божественной…» [5, IX 589 d]. Если же этого не сделать, то, уточняет Аристотель, существование людей хороших во сне ничем не будет отличаться от жизни нечестивцев [1, Никомахова этика, I 13 1102b 3–11].

Платон досконально изображает технологию этой работы, предвосхищая рассуждения Фрейда и других психоаналитиков о сложной структуре психики [4]. Она состоит в том, что вечером накануне сна надо, во-первых, активизировать свою разумную, вернее, божественную часть души, чтоб она предохраняла и защищала человека во время сна. «Он, отходя ко сну, пробуждает свое разумное начало, потчует его прекрасными доводами и рассуждениями и таким образом воздействует на свою совесть» [5, IX 571 d]. Во-вторых, «точно так же человек укротит и яростное свое начало, для того, чтобы не отходить ко сну взволнованным и разгневанным. Укротив эти два вида свойственных ему начал и приведя в действие третий вид – тот, которому присуща разумность, – человек предается отдыху» [5, IX 572 a]. У большинства же простых людей их лучшая часть души обессилена жизнью или малоразвита, так что им «не под силу справиться с теми тварями, которые находятся у него внутри…» [5, IX 499 с]. Они – обычные рабы своих страстей, как бы сказал Платон, игрушки или куклы в руках богов и демонов.

Платон обращает внимание на главного противника духовного развития человека – его влечения и страсти. Однако те методы, которые он предлагает для работы с подсознанием, обусловлены ветхозаветной природой человека, лишь на время сна сдерживают проявление «яростного» и «вожделеющего» начал человека, поскольку не направлены на перевоспитание сердца, на онтологическое изменение естества человека. А именно «из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления» [2, Мф 15: 19]. В двухтысячелетней христианской традиции можно обнаружить конкретные методики и приемы работы над греховными мыслями, переживаниями и чувствами. В этом смысле философ напоминает христианского аскета-подвижника, пытающегося в своей жизни опираться на Бога, чтобы преобразовать и одухотворить всю свою природу [8].

Однако есть и специфика в процессе Богопознания. Платон предлагает для восхождения в мир идей к Богу два основных способа, диалектический и эротический. Первый связан с незаинтересованным созерцанием, когда философ, оставив чувства и весь физический мир, восходит от одной идеи к другой, пока не достигнет самой вершины, то есть Блага. Второй способ есть алогичный путь познания, когда философ посредством Эроса поднимается по «лестнице любви» к Благу, как христианский подвижник благочестия поднимается по «Лестнице Иакова» [2, Быт. 28:12-16] или «Лествице» добродетелей прп. Иоанна Лествичника, игумена Синайского монастыря, в Рай к Богу.

Искушения, подстерегающие истинного философа

Философов, живущих не в идеальном государстве, подстерегают разные искушения, среди которых плохое отношение к ним властей занимает не последнее место. Платон с горестью пишет: «по отношению к государству положение самых порядочных людей настолько тяжелое, что ничего не может быть хуже» [5, Государство, VI 438 a]. Искренне потратив на философию всю свою жизнь, они иногда выпадают из социальной жизни и становятся как бы лишними и непригодными людьми для государственной деятельности. Они, говорит Платон, «большей частью становятся очень странными, чтобы не сказать совсем негодными, и даже лучшие из них под влиянием занятий, которое ты так расхваливаешь, все же делаются бесполезными для государства» [5, Государство, V 487 d]. Дело в том, что настоящие философы должны как бы вести двойную жизнь. Они, с одной стороны, по своей сути и по роду занятий – созерцатели Бога, сами «не хотят заниматься человеческими делами; их души всегда стремятся ввысь» [5, Государство, VI 517 d]. Но, с другой стороны, им приходится жить в этом мире и время от времени заниматься полезными общественными делами. Ведь государство никогда не станет совершенным, пока у него не возникнет некая потребность и необходимость, «которая заставит этих немногочисленных философов – людей не дурных, хотя их и называют бесполезными, – принять на себя заботу о государстве, желают они того или нет (и государству придется их слушаться)» [5, Государство, VI 499 b].

Но власть имущие, по мнению Платона, часто не хотят или не могут найти философам достойного применения в обществе. Поэтому философы, живущие в историческом государстве, вынуждены сами беспокоиться о своем социальном положении, обивая пороги властей и богачей [5, Государство, V 489 b]. Увы, и мы дожили до этих времен. Сегодня философы, впрочем, как и представители других гуманитарных специальностей, мало востребованы в социальной жизни, как и во времена Платона. В глазах общества, оценивающего человека по его «деловым качествам», по умению «делать карьеру» – они лишние и бесполезные люди. Нынешнему государству нужны, говоря языком К. Маркса, «профессиональные кретины», иначе говоря, люди, знающие лишь свою профессию, ограниченные ее рамками и выполняющие свою работу «от сих до сих», а не всесторонне и гармонично развитые любители мудрости. Чем меньше у человека мировоззренческий кругозор, тем легче им управлять. Поэтому сегодня и проходит реформа высшего образования, в процессе которой под предлогом улучшения качества образования, закрывают институты, объединяют кафедры, массово сокращают сотрудников и количество часов на ту или иную гуманитарную дисциплину.

Платон лично столкнулся с этой проблемой. Его участие в государственной жизни свелось к трем неудачным попыткам убедить правителей (сицилийских тиранов Дионисия Старшего и Младшего) преобразовать современную им структуру Государства в соответствии с его скрупулёзно обдуманным, любовно выношенным и выстраданным планом. Разочарование, постигшее Платона в результате общения с правителями, выразилось в полном горестной иронии пассаже о «благородном кормчем» [5, Государство, VI 438 ae].

Но есть и другие серьезные причины, которые иногда мешают философам занять достойное место в общественной жизни. Это – порча философской натуры. Настоящий философ должен на протяжении всей своей жизни сохранять особые свойства души (мужество, великодушие, понятливость, память, стремление к знанию вообще и к мудрости), в частности, вести созерцательную жизнь. Так вот, эти самые «особенности философской натуры, когда они оказываются в плохих условиях, бывают каким-то образом виной тому, что человек бросает этим заниматься; причиной бывают и так называемые блага – богатство и всякого рода обеспеченность» [5, Государство, VI 495 a]. Эти богатства, связанные с удовольствиями, «ласкают нам душу своей привлекательностью» [5, Государство, V 538 d], уводят человека в сторону от философии. Наконец, человек может возгордиться своими способностями, исполниться высокомерия, пустой надменности и изменить своему предназначению в жизни.

По мнению Платона, остаются верными философии либо подвергшиеся общественному изгнанию (остракизму), либо болезненные, либо люди великой души – у всех этих трех категорий есть шанс уберечь свой внутренний мир, свою духовность от тлетворного, развращающего воздействия толпы, которую Платон сравнивает с диким зверем. Сократ, зная эту звериную силу толпы, долго убеждал юного честолюбивого Алкивиада из рода Алкмеонидов (Алкмеон был правнуком гомеровского Нестора) отступиться от политической карьеры. После продолжительного собеседования этот юноша обещал впредь заниматься только философией, а не политической деятельностью. Этот диалог заканчивается трогательным предостережением Сократа своему ученику: «Хорошо, если б ты остался при этом решении. Страшусь, однако, – не потому, что не доверяю твоему нраву, но потому, что вижу силу нашего города – как бы он не одолел и тебя, и меня» [5, Алкивиад, I – 135 e]. В этих словах была предсказана судьба Алкивиада и Сократа. Алкивиад, изгнанный из Афин, бесславно погибнет в 404 г. до Р.Х., спасаясь от преследователей, а Сократа одолеет «толпа» в 399 г. до Р.Х. [5, Примечания к Алкивиаду, I. – С. 533].

Еще важно напомнить, что если философ все же рискнет окунуться в политическую жизнь, то непременно столкнется с одной важной проблемой. Он будет вынужден жить по законам системы. В своих действиях, образе жизни ему придется руководствоваться жесткими правилами борьбы за власть, а не собственными принципами. Ведь, как известно, «с волками жить – по-волчьи выть». В противном случае, его просто вынудят покинуть ту или иную политическую партию. «Если человек, словно очутившись среди зверей, не пожелает сообща с ними творить несправедливость, ему не под силу будет управиться одному со всеми дикими своими противниками, и, прежде чем он успеет принести пользу государству или своим друзьям, он погибнет без пользы для себя, и для других» [5, Государство, VI 496 d]. Философ должен прекрасно понимать, что в государственных делах все, как правило, преследуют свои корыстные цели. Такой человек, «видя, что все остальные преисполнились беззакония», будет доволен, «если проживет здешнюю жизнь чистым от неправды и нечестивых дел, а при исходе жизни отойдет радостно и кротко, уповая на лучшее» [5, Государство, VI 496 e].

Лжефилософы

Речь здесь пойдет о так «называемых философах» или «лжефилософах», забывших о главном своем предназначении – служить Истине и Мудрости. Такие недостойные философы, умышленно продавая себя, как говорится, за «тридцать серебренников», оскверняют чистое имя философии и навлекают на нее упреки различного рода, «будто с ней имеют дело люди ничего не стоящие, либо же в большинстве своем заслуживающие всего самого худшего» [5, Государство, VI 495 cd].

Как же эти ложные философы появляются в философии? Дело в том, что по сравнению с обыкновенным ремеслом, как считает Платон, философия «все же гораздо больше в чести» [5, Государство, VI 495 d]. Это и привлекает к ней людей из других сфер деятельности. Они «с радостью делают скачок от ремесла к философии – особенно те, кто половчее в своем ничтожном дельце» [5, Государство, VI 495 d]. Но трудное детство, плохое воспитание, тяжелая работа приводят к тому, что в философию эти люди приходят надломившимися телом и душой: «тело у них покалечено ремеслом и производством, да и души их сломлены и изнурены грубым трудом; ведь это неизбежно» [5, Государство, VI 495 d]. Такие люди напоминают Платону «разбогатевшего кузнеца, лысого и приземистого, который недавно вышел из тюрьмы, помылся в бане, приобрел себе новый плащ и нарядился – ну прямо жених? Да он и собирается жениться на дочери своего господина, воспользовавшись его бедностью и беспомощностью» [5, Государство, VI 495 d].

Особенно важно, считает Платон, не допускать в философию людей низких и подлых. Порой они развивают свои незначительные гуманитарные способности, приобретают определенные навыки разумения и рассуждения и начинают их использовать, но не ради истины, а в корыстных целях, ради материальной выгоды. «Разве ты не замечал, – говорит Платон, – у тех, кого называют хотя и дурными людьми, но умными, как проницательна их душонка и как они насквозь видят то, что им надо? Значит, зрение у них неплохое, но оно вынуждено служить их порочности, и, чем острее они видят, тем больше совершают зла» [5, Государство, VI 519 a].

Самое существенное зло для общества и государства заключается в том, что такие «искусники» для достижения своих низких целей не брезгают никакими средствами, все перевёртывают с ног на голову, доказывая, что белое есть черное, а черное является белым. Вначале поиски противоречий в рассуждениях противника могут выглядеть простым развлечением, но затем превращаются в норму мышления и даже становятся некой специальностью. Платон отмечает: «человек этот падает так низко, что будет придерживаться мнения, будто прекрасное ничуть не более прекрасно, чем безобразное. Так же случится и со справедливостью, с благом…» [5, Государство, V 538 e]. Иначе говоря, эти лжефилософы забывают правду, извращают истину, переворачивают на сто восемьдесят градусов все духовные ценности, лишая народ традиционных религиозных, моральных и художественных ориентиров. Поэтому они – растлители и губители народа. Все это бросает тень на доброе имя философии в глазах общества.

Вместо заключения, или трагическая судьба философов в истории

Лишь в идеальном государстве, по мнению Платона, философ находится на своем месте и легко может обнаружить, что его душа сопричастна Богу, и он может вести здесь «божественную жизнь» [5, VI 498 b]. В некоторой степени можно согласиться с Платоном, что «ни одно из нынешних государственных устройств недостойно натуры философа» [5, Государство, VI 497 b]. Здесь, к примеру, можно припомнить изгнание из Афин Анаксагора и смертный приговор Сократу в античности, наложение херема на Спинозу в новое время, «философский пароход», на котором из России были высланы в Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, И.А. Ильин и десятки других мыслителей. Позднее за ними последовал А.А. Зиновьев. Слова Анаксагора: «Не я потерял Афины, а афиняне потеряли меня», могут стать символом трагической судьбы истинных философов самых разных эпох. Правда, утопически надеется Платон, есть слабая надежда, что когда-нибудь руководителей государства охватит страсть к философии, и они сами станут просвещенными государственными деятелями. А пока надо отбирать способных детей для подготовки из них будущих философов, способных управлять государством или консультировать правителей в соответствии с Истиной. При этом надо отдавать «предпочтение самым надежным, мужественным и по возможности самым благообразным…» [5, Государство, V 535 a] детям, а не пускать процесс воспитания духовной элиты на самотек.


Библиографическая ссылка

Челышев П.В. ПЛАТОН ОБ ИДЕАЛЬНЫХ И ЛОЖНЫХ ФИЛОСОФАХ // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 3-2. – С. 341-346;
URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=8735 (дата обращения: 25.12.2019).

Источник: applied-research.ru


Categories: Философ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.