Мы даже не уверены, жил ли такой человек на самом деле. От Сократа не осталось ни сочинений, ни могилы. Все, что мы о нем знаем, написано его учениками – Платоном и Ксенофантом. Его облик очень похож на традиционное изображение сатира, вечного спутника бога Диониса. Характер великого грека полностью соответствует этому лесному божку. Но даже если Сократ – миф, этот миф сообщает нам о важном переломе в развитии греческой философии. Эллины научились проникать за маску очевидности и находить скрытые смыслы. Сократ подарил своему народу, а значит, и всему миру, метод познания, который развивал его ученик Платон, а потом довел до совершенства ученик его ученика Аристотель. Мир – это не то, что мы видим и можем потрогать, но нечто гораздо большее. Законы природы и причинно-следственные связи открываются только для тех, кто готов родиться свыше и стать философом.

Жизнь нищего философа

Сократ любил повторять, что он – сын повитухи и многому у нее научился. Сейчас не важно, была ли его мать Фенерета гинекологом, или это всего лишь красивая метафора, но она легла в основу его маевтического метода. Сократ говорил, что он принимает роды не у женщин, а у мужчин, помогая им родить мысль. Он сам родился в 470 или 469 году до н.э. в Афинах в семье скульптора (или каменотеса, что также символично) Софрониска.


Сократ пришел не на пустое место, поскольку древнегреческая мудрость накопила к тому времени значительный багаж знаний и размышлений. Он сам в молодости слушал лекции Анаксагора и Архелая, умел писать и читать, и наверняка был знаком с философскими сочинениями семи великих мудрецов Греции. Мы ничего не знаем о доходах Сократа, но в пользу его зажиточности свидетельствует факт, что он участвовал в боевых действиях как тяжеловооруженный пехотинец. Далеко не каждый мог позволить себе купить оружие, а государство не спонсировало ополченцев. В Пелопонесской войне Сократ проявил мужество и выносливость, и даже вытащил с поля боя раненого Алкивиада, который стал его учеником.

Его женой была Ксантиппа, чье имя стало символом ворчливого женского характера. Впрочем, у нее были все основания устраивать скандалы своему мужу, который с утра до вечера шатался по базару, выискивая собеседников. Эта несчастная женщина была бы гораздо добрее, если бы Сократ не был бессребреником и брал со своих многочисленных учеников деньги, а не подачки. А между тем она растила троих сыновей, меньший из которых в год смерти философа был семилетним ребенком. Сократ не только не заботился о деньгах, но и о своем внешнем виде. Философ всегда ходил босиком, в рваном хитоне и вел жизнь нищего мудреца.


Сократ древнегреческий философ

Маевтический метод

Слово «маевтика» означает помощь при родах. Наводящие вопросы, которыми Сократ вытаскивал плод мысли у собеседника, нередко приводило людей в замешательство и вызывало злобу. Мало кому понравится выглядеть идиотом в глазах окружающих и знать, что тебя одурачил какой-то нищий бродяга. Но начинал Сократ издалека, прося разрешения задать вполне невинный вопрос. Получив ответ, он задавал следующий вопрос, который заставлял усомниться в очевидности сказанного, а затем еще и еще, до тех пор, пока собеседник не признавал свое поражение.

Но Сократ мог начать с провокации. Платон подробно описывает разговор с красивым юношей, рядом с которым Сократ смотрелся уродцем. Философ сказал, что он прекраснее юноши, чем вызвал у присутствующих веселый смех.


ло в том, что слово «прекрасный» в греческом языке означает не только «красивый», но и «полезный». Сократ сказал, что его выпученные глаза гораздо прекраснее глаз юноши, поскольку лучше приспособлены для обзора. Потом он обратил внимание на свои широкие растопыренные ноздри, которые позволяют вдыхать больше воздуха, а значит они прекраснее ноздрей красавца. Так, сравнивая каждую часть своего тела с аналогичными органами юноши, Сократ доказал последнему и всем присутствующим, что он прекраснее.

В беседах Сократа рождалась диалектика, не случайно имеющая общий корень со словом «диалог». Диалектический метод формировался в столкновении двух точек зрения, которые выражали свободные греки на агоре, на базаре или в гимнасии. Сократ был любителем таких споров, в которых рождалась истина. Он не стеснялся признавать, что не знает чего-то. Вообще, многое из того, что он утверждал, принадлежало не ему. Из сочинений Платона очень сложно понять, где идеи Сократа, а где то, что принадлежит Платону или Пифагору. Так, например, обстоит дело с бессмертием души, о котором говорили пифагорейцы. Но одна сократическая фраза не вызывает сомнений: «Я знаю, что ничего не знаю».

Чужой среди своих

Напрасно сердились современники Сократа, считая, что он их унижает. Беседуя с ними, он сам пытался добраться до абсолютной истины. Этим он отличался от профессиональных мудрецов-софистов, готовых за деньги обосновать все, что угодно. Софистов не очень заботили размышления о добре и зле. Они были сродни современным адвокатам, которые служат не истине, но клиенту. Сократ нередко вступал в спор со своими коллегами и посрамлял их, к великому удовольствию публики. Но не публичной славы он хотел. В этих спорах он жаждал получить знания о том, как нужно жить человеку, чтобы быть счастливым.


«Добродетель есть знание», — говорил Сократ. Он пояснял свой тезис так. Человек несчастлив только потому, что у него нет достаточных знаний о том, почему одни поступки плохие, а другие – хорошие. Как только он разберется, куда приводят дурные деяния, то сразу же перестанет поступать дурно и встанет на правильную стезю. Сократ ошибался в том, что равнял всех под себя. Мы видим сейчас, как люди знают о том, что поступают плохо, однако продолжают делать то же самое. Но возможно Сократ имел в виду опытные знания, которые отвратят человека от дурных дел. Но современные психологи утверждают, что генетическая предрасположенность и недолюбленность в детстве может стать причиной плохих поступков. Другими словами, сын алкоголиков с большой долей вероятности пойдет по стопам своих родителей, и никакие знания не помогут.

Апология Сократа

Так называется сочинение Платона, посвященное последнему и, пожалуй, самому важному периоду в жизни философа. Здесь повествуется о суде над ним и последних месяцах его жизни, проведенных в тюрьме. Платон пересказывает защитительную речь Сократа, в которой он излагает суть своей философии. О суде стоит рассказать подробно, чтобы снять обвинение с афинян. Они не настолько виноваты, как нам представляется.


Итак, в афинский суд на Сократа поступил донос, где его обвинили в двух вещах: в безбожии и в совращении малолетних. Что касается последнего обвинения, то под этим понималось не то, что подразумевается в наше время. Речь шла о том, что философ подстрекает своих учеников выступать против родительской воли, спорить с отцами и всегда отстаивать свое мнение. С точки зрения тогдашней морали это было недопустимо. Что же касается безбожия, то здесь философа заподозрили в непочтении к богам. Это также считалось серьезным проступком, поскольку гнев обиженных богов мог привести к несчастьям. Но Сократ не был атеистом, поскольку верил в некое абсолютное божество, которое не нуждается ни в поклонении, ни в задабривании.

Сократ

Стремление к этому совершенному безымянному богу был частью учения Сократа.


лософ верил в бессмертную душу, которая тоскует по совершенству и может расслышать голос с небес, если ее обладатель будет жить праведной жизнью. Итак, Сократа обвинили в богохульстве и растлении молодежи. В знак подчинения ему предложили самому выбрать наказание из трех возможных вариантов: изгнание, тюремное  заключение или штраф. Сократ не только отверг обвинения, но выдвинул встречное обвинение афинянам. Он назвал их глупыми и ленивыми, а себя – оводом, кусающим тучную лошадь. Неи никаких сомнений, что с этим животным он сравнивал граждан Афин.

Не обвинять, а носить его на руках должны афиняне, за то, что он вытаскивает их из гордого самодовольства. Философ приводит высказывание дельфийского оракула о том, что «нет человека более независимого, справедливого и разумного, чем Сократ». Храм Аполлона Дельфийского был для всей Греции непререкаемым авторитетом. Именно оттуда привез эту весть друг Сократа Херефонт. Сам философ пытается пояснить, что пророчество о его мудрости означают одно, но очень важное знание – о себе как о человеке, которому многое еще неизвестно.

Своими колкостями Сократ настроил против себя множество народа. Но у него было немало богатых покровителей и последователей, поэтому осудить такого человека на смерть было нелегко. Но Сократ вел себя столь вызывающе, что фактически сам подписал себе смертный приговор. Несколько месяцев он проводит в тюрьме, которая плохо охранялась, но почти не запиралась. Ученики навещают его, уговаривая бежать. Жена Ксантиппа приходит к нему с малолетним сыном и слезами на глазах. Но Сократ непреклонен. Бегство означало бы признание своей неправоты, а преклонный возраст давал право не испытывать к смерти ничего, кроме любопытства. Возможно, внутренний голос, который вел его по жизни, подсказывал ему не сопротивляться судьбе. Сократ выпил чашу с цикутой в 399 году до рождества Христова в окружении верных учеников.


Мир после Сократа

Вскоре афиняне раскаялись в содеянном. Смерть великого мудреца произвела громадное впечатление на Платона, который продолжил развивать его идеи о боге, душе и добродетельной жизни. Аристотель, ученик Платона, стал продолжателем сократической традиции и заложил основы западноевропейской философии. Церковь считает его христианином до Христа, который подвел народы к восприятию идеи о Боге-Творце. В мире исламской мысли его возвели на пьедестал первого мусульманского мудреца. Сократ понятия не имел ни о Христе, ни о Магомете, однако он увидел то, чего не видели до него – незримую вертикаль духовной жизни и подлинное счастье человека.

Источник: theperson.pro

7 малоизвестных фактов из жизни мудреца

Все знают, как любим был мудрец учениками и что сделал для последователей. А вот чего многие не знают.

Бюст Сократа работы Лисиппа, хранящийся в Лувре

Принято считать, что Сократ был необразованным. На самом деле его родители — каменотес и повивальная бабка — дали сыну очень хорошее образование. В раннем возрасте он начал изучать геометрию, астрономию и музыку. Брал уроки математики у Феодора Киренского, обучался у Дамона и Коннона. В 20 лет встречался и вел долгие беседы с Парменидом.

Самое знаменитое высказывание Сократа «Я знаю, что не знаю ничего» тоже заслуживает внимания. Дело в том, что эта фраза неполная. К ней мудрец добавлял, что, будучи несведущим, он все же стремится к знаниям — высшей добродетели — в отличие от многих современников. А еще Сократ признавал, что в одном деле он прекрасно сведущ. Речь об эротике — науке о любви, в которой философ считал себя мастером.


Сократ и Ксантиппа

Одна из двух жен гения (Ксантиппа) отличалась настолько сварливым характером, что стала отрицательным примером для многих будущих поколений. Ее имя увековечено в десятках поговорок, которые высмеивают женскую жадность, глупость и злость. Всем известно, насколько ангельское терпение Сократ проявлял в отношении своей далеко не самой смиренной супруги.

«Ксантиппа издевается над философом Сократом в присутствии Алкивиада», около 1655 г. Рейер ван Бломмендаль

Но мало кто знает, что причины у Ксантиппы для бесконечной злости на мужа все же имелись. Потому как он предпочитал сравнивать ее только с дикими лошадьми, гусями или ослами. Причем делал это публично.


«Сократ и Алкивиад» — К. В. Эккерсберг

Всю жизнь Сократ жил в бедности. Мудрец предпочитал ходить босым, никогда не менял одежды до их полного износа. Потому ему приписывают роль мученика — голодающего, нуждающегося. На самом деле отказ от благ был его осознанным выбором. И даже при этом мудрец ни в чем не нуждался.

Сократ застаёт своего ученика Алкивиада у гетеры — Г. Семирадский

Среди ближайших друзей было немало богачей (Криптон, Аполлодор, Платон, Криптобул). При необходимости они всегда готовы были погасить за учителя долги (в том числе, за услуги гетер).

Сократ ищет Алкивиада в доме Аспасии — Жан-Леон Жером, 1861 год.

Известно, что мудрец выучил десятки великих мужей. Но мало кто знает, что его самого на путь философии наставляли женщины. Среди первых учителей Сократа были две знаменитые гетеры Афин — жрица Диотима и неофициальная жена Перикла Аспазия. Первая учила его диалектике, а вторая — риторике.

Ядвига Лужевская (польск. Jadwiga Łuszczewska), позирующая в роли Диотимы, в живописи Йозефа Зимлера, 1855

Мир унаследовал много гениальных выражений философа. Но их точного смысла не знает никто. Потому как Сократ никогда ничего не записывал. И вся его философия — это его мысли, «пропущенные» через восприятие учеников. Причем в трудах того же Платона и Ксенофонта (самых страстных последователей) учитель предстает разным.

Статуя Сократа в Академии Афин

Мудрец очень следил за своей физической формой. Судя по воспоминаниям Платона, он болел идеей полного подчинения тела требованиям разума. Для достижения этой цели Сократ нередко заставлял себя стоять часами, погрузившись в размышления. Есть записи о том, как во время похода на Попидею он простоял без сна всю ночь и на рассвете просто двинулся дальше.

Сократ принимал участие в Олимпийских играх. Правда, в отличие от Пифагора и Платона не стал победителем.

Источник: zen.yandex.ru

Источники

Сократ излагал свои мысли в устной форме, в разговорах с разными лицами; до нас дошли сведения о содержании этих разговоров в сочинениях его учеников, Платона и Ксенофонта (Воспоминания о Сократе, Защита Сократа на суде, Пир, Домострой), и лишь в ничтожной доле в сочинениях Аристотеля. Ввиду большого числа и объёма сочинений Платона и Ксенофонта может казаться, что философия Сократа нам известна с полной точностью. Но тут есть препятствие: Платон и Ксенофонт во многих отношениях представляют учение Сократа различно. Например, у Ксенофонта Сократ разделяет общее мнение, что врагам надо делать больше зла, чем они могли бы сделать; а у Платона Сократ, вопреки общему мнению, говорит, что не следует платить обидой и злом никому на свете, какое бы зло ни сделали люди. Отсюда в науке возник вопрос: кто из них представляет учение Сократа в более чистом виде. Вопрос этот породил глубокие споры в философской литературе и решается совершенно различно: одни учёные видят в Ксенофонте самый чистый источник сведений о Сократовой философии; другие, напротив, считают Ксенофонта никуда не годным или мало годным свидетелем и отдают предпочтение Платону. Впрочем, естественно, что знаменитые воины Сократ и полководец Ксенофонт, в первую очередь, обсуждали проблемы отношения к врагам на войне, с Платоном, наоборот, речь шла о врагах, с которыми люди имеют дело в мирное время. Некоторые утверждают, что единственным достоверным источником для характеристики Сократа являются комедии Каллия, Телеклида, Эвполида и особенно комедии Аристофана «Облака», Лягушки, Птицы, где Сократ представлен софистом и безбожником, идейным лидером реформаторов всех мастей, даже вдохновителем трагедий Еврипида, и где отражены все пункты будущего обвинения на суде. Но многие другие драматурги-современники изображали Сократа сочувственно — бескорыстным и добродушным чудаком и оригиналом, стойко переносящим невзгоды. Так, Амейпсий в трагедии «Кони» даёт такую характеристику философа: «Мой Сократ, ты — лучший в узком кругу, но непригодный к массовым действиям, страдалец и герой, среди нас?» Наконец, некоторые признают важными показания о Сократе всех трёх основных свидетелей: Платона, Ксенофонта и Аристофана, хотя спонсором Аристофана был главный враг Сократа богач и коррупционер Анит.[4]

Философские взгляды Сократа

Используя метод диалектических споров, Сократ пытался восстановить через свою философию авторитет знания, поколебленный софистами. Софисты пренебрегали истиной, а Сократ сделал её своей возлюбленной.

«…Сократ исследовал нравственные добродетели и первый пытался давать их общие определения (ведь из рассуждавших о природе только Демокрит немного касался этого и некоторым образом дал определения теплого и холодного; а пифагорейцы — раньше его — делали это для немногого, определения чего они сводили к числам, указывая, например, что такое удобный случай, или справедливость, или супружество). …Две вещи можно по справедливости приписывать Сократу — доказательства через наведение и общие определения: и то и другое касается начала знания», — писал Аристотель («Метафизика», XIII, 4).

Грань между присущими человеку духовными процессами и материальным миром, уже намеченная предшествующим развитием греческой философии (в учении Пифагора, софистов и др.), была более отчетливо обозначена именно Сократом: он акцентировал своеобразие сознания сравнительно с материальным бытием и одним из первых глубоко раскрыл сферу духовного как самостоятельную реальность, провозгласив её как нечто не менее достоверное, чем бытие воспринимаемого мира (монизм)[5].

В вопросах этики Сократ развивал принципы рационализма, утверждая, что добродетель проистекает из знания, и человек, знающий, что такое добро, не станет поступать дурно. Ведь добро есть тоже знание, поэтому культура интеллекта может сделать людей добрыми[6].

Сократовы парадоксы

Многие высказывания, традиционно относимые к историческому Сократу, характеризуются как «парадоксальные», потому что они, с логической точки зрения, вроде бы противоречат здравому смыслу. К числу так называемых сократовских парадоксов относятся фразы[7]:

  • Никто не желает зла.
  • Никто не делает зла по своей воле.
  • Добродетель — это знание.

«Сократовыми парадоксами» также могут называться самоссылающиеся парадоксы, образцом которых является фраза в отношении знания, также приписываемая Сократу: «Я знаю только то, что ничего не знаю, но другие не знают и этого».

Сократический метод

Статья по тематике
Древнегреческая философия

Sanzio 01 cropped.png

Акусилай  · Гомер  ·
Гесиод  · Лин  · Мусей  · Орфей  · Ферекид  · Эпименид

Милетская школа (Фалес  · Анаксимандр  · Анаксимен)

Пифагорейцы (Пифагор  · Алкмеон Кротонский  · Архит  · Тимей Локрский  · Филолай)

Элеаты (Ксенофан  · Парменид  · Зенон Элейский  · Мелисс)

Школа Гераклита (Гераклит  · Кратил)

Школа Анаксагора (Анаксагор  · Архелай  · Метродор Лампсакский)

Атомисты (Левкипп  · Демокрит  · Метродор Хиосский)

Вне школ (Эмпедокл  · Диоген Аполлонийский)

Старшие софисты (Протагор  · Горгий  · Тисий  · Антифонт  · Продик  · Гиппий Элидский  · Ксениад)

Младшие софисты (Фрасимах  · Калликл  · Критий  · Ликофрон  · Алкидам

Сократ

Платоники (Платон  · Спевсипп  · Ксенократ из Халкидона  · Полемон  · Крантор · Кратет Афинский · Клеарх)

Мегарская школа (Евклид из Мегары  · Стильпон · Диодор Крон · Евбулид · Клиномах)

Киники (Антисфен  · Диоген Синопский)

Киренаики  · (Аристипп  · Арета Киренская  · Аристипп, сын Ареты  · Феодор-Атеист  · Гегесий  · Аникерид  · Эвгемер)

Элидо-Эретрийская школа  · (Федон из Элиды  · Плистен из Элиды  · Менедем)

Другие сократики (Главкон из Афин  · Кебет  · Критон  · Симмий  · Симон-кожевник  · Эсхин)

Перипатетики (Аристотель  · Теофраст  · Эвдем Родосский  · Стратон  · Аристоксен  · Дикеарх  · Клеарх)

Свои приёмы исследования Сократ сравнивал с «искусством повивальной бабки» (майевтика); его метод вопросов, предполагающих критическое отношение к догматическим утверждениям, получил название «сократовской иронии». Свои мысли Сократ не записывал, полагая, что это ослабляет память. А своих учеников приводил к истинному суждению через диалог, где задавал общий вопрос, получив ответ, задавал следующий уточняющий вопрос и так далее до окончательного ответа.

Суд над Сократом

Судебный процесс над Сократом описан в двух произведениях Ксенофонта и Платона со сходным названием Апология Сократа (греч. Ἀπολογία Σωκράτους). «Апология» (др.-греч. ἀπολογία) соответствует словам «Защита», «Защитительная речь». В произведениях Платона (см. Апология (Платон)) и Ксенофонта «Защита Сократа на суде» содержится защитная речь Сократа на суде и описываются обстоятельства суда над ним.

На суде Сократ вместо принятого в то время обращения к милосердию судей, которое он объявляет унижающим достоинство и подсудимого, и суда, говорит о словах дельфийской пифии Херефонту о том, «что нет человека более независимого, справедливого и разумного, чем Сократ». Действительно, когда он с одной большой дубинкой разогнал спартанскую фалангу, собиравшуюся забросать копьями раненого Алкивиада, ни один вражеский воин не захотел сомнительной славы убийства или хотя бы ранения пожилого мудреца, а сограждане его собираются приговорить к смерти. Сократ также отвергает обвинения в богохульстве и развращении молодёжи.

В афинском судопроизводстве процессы разделялись на «ценимые» и «неценимые». «Неценимыми» были те, в которых наказание было предусмотрено действующими законами, а «ценимыми» — те, в которых наказание назначал суд. В таком случае после первой подачи голосов, когда решался вопрос, виновен ли подсудимый, следовало второе голосование (если вердикт был обвинительный) относительно меры наказания или штрафа. Наказание предлагал как обвинитель, так и подсудимый, причём последнему было невыгодно назначать себе слишком малое наказание, потому что тогда судьи могли склониться на сторону наказания, предложенного обвинителем. Пример этого мы имеем в процессе Сократа:

Когда ему предложили назначить штраф, он ни сам не назначил его, ни друзьям не позволил, а, напротив, даже говорил, что назначать себе штраф — это значит признать себя виновным. Потом, когда друзья хотели его похитить из тюрьмы, он не согласился и, кажется даже посмеялся над ними, спросив, знают ли они такое место за пределами Аттики, куда не было бы доступа смерти.

Согласно Платоновой «Апологии», он гордо говорит, что заслуживает не наказания, а высшей чести древних Афин — обеда в пританее за государственный счёт.

Смерть

Сократ знаменит не только тем, как жил, но и тем как принял свою смерть. Перед смертью Сократ попросил принести в жертву Асклепию петуха[8](обычно данный обряд совершался как благодарность за выздоровление), символизируя этим свою смерть как выздоровление, освобождение от земных оков. По мнению Сократа, этому освобождению душа философа не противится, поэтому тот спокоен пред ликом смерти. И обстоятельства казни, и сам её процесс были подробно описаны Платоном в его диалоге «Федон», целиком посвящённом последнему дню Сократа. Особенно примечательно, что в течение долгих лет благодаря Ксенофонту бытовало мнение о том, что Сократ был отравлен цикутой. Однако клиническая картина смерти не соответствует классической картине отравления цикутой. Вот как сам Платон описывает смерть Сократа:

Сократ сперва ходил, потом сказал, что ноги тяжелеют, и лег на спину: так велел тот человек. Когда Сократ лег, он ощупал ему ступни и голени и немного погодя — ещё раз. Потом сильно стиснул ему ступню спросил, чувствует ли он. Сократ отвечал, что нет. После этого он снова ощупал ему голени и, понемногу ведя руку вверх, показывал нам, как тело стынет и коченеет. Наконец прикоснулся в последний раз и сказал, что когда холод подступит к сердцу, он отойдет.<..>Немного спустя он вздрогнул, и служитель открыл ему лицо: взгляд Сократа остановился. Увидев это, Критон закрыл ему рот и глаза.[8]

Картина же отравления цикутой куда как более неприглядна, возможны припадки, напоминающие эпилептические, пена изо рта, тошнота, рвота, паралич. Сам Платон никогда не упоминает в своём труде, чем именно отравили Сократа, лишь называя это общим словом «яд». В недавнее время была предпринята попытка[3] установить яд, от которого погиб Сократ, в результате автор пришёл к выводу, что был использован болиголов пятнистый (лат. Conium maculatum), картина отравления которым более подходит к тому, что описал Платон. Современная правовая оценка решения судей противоречива[9].

Теории о личности Сократа

Личность Сократа является предметом многочисленных спекуляций. Помимо философов и моралистов, характер Сократа пытались объяснить многие психологи. Особенно интересовались этим вопросом психология и философия девятнадцатого века, которые, порой, считали его случай патологическим. В частности, вызывала любопытство сила воли этого человека и его физические упражнения. С помощью разных занятий Сократ закалял свое тело для того, чтобы укрепиться против страданий. Он часто оставался в одном и том же положении, от зари до зари, «неподвижный и прямой как ствол дерева». В начале Пелопоннесской войны, Афины опустошила эпидемия; как считал Фаворин, философ был обязан своим спасением постоянству своего режима и удалению от сладострастия, будучи сохранён от болезни благодаря чистому и здоровому образу жизни.[10]

См. также

  • Ксенофонт
  • Воспоминания о Сократе
  • Домострой
  • Защита Сократа на суде
  • Пир
  • Майевтика
  • Платон
  • Сократ (фильм)
  • Сократические школы
  • Софисты
  • Хармид

Литература

Книги

  • Ксенофонт. Сократические сочинения: [перевод с древнегреческого] / Ксенофонт; [вступ. ст. и примеч. С. Соболевского]. — М.: Мир книги : Литература, 2007. — 367 с. — (Великие мыслители). ISBN 978-5-486-00994-5
  • Жебелев С. А. Сократ. — Берлин, 1923.
    • Жебелев С. А. Сократ: биографический очерк / С. А. Жебелев. — Изд. 2-е. — Москва : URSS : ЛИБРОКОМ, 2009. — 192 с. — (Из наследия мировой философской мысли: великие философы). ISBN 978-5-397-00767-2
  • Кессиди Ф. Х. Сократ / Ф. Х. Кессиди. — 4. изд., испр. и доп. — СПб.: Алетейя, 2001. — 345 с. — (Серия Античная библиотека. Исследования). ISBN 5-89329-445-9
  • Нерсесянц В. С. Сократ / В. С. Нерсесянц. — М.: Изд. группа «ИНФРА-М» : Норма, 1996. — 305, [1] с. ISBN 5-86225-197-9 (первое издание — М.: Наука, 1984)
  • Фанкин Ю. Осуждение Сократа. — М., 1986. — 205 с.
  • Эберт Теодор. Сократ как пифагореец и анамнезис в диалоге Платона «Федон» / Теодор Эберт; [пер. с нем. А. А. Россиуса]. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. — 158, [1] с. ISBN 5-288-03667-5
  • Фомичев Н. Во имя истины и добродетели : Сократ. Повесть-легенда. [Для детей] / Николай Фомичев; [Худож. Н. Белякова]. — М.: Мол. гвардия, 1984. — 191 с.
  • Томан, Й., Томанова М. Сократ / Йозеф Томан, Мирослава Томанова; — М.: Радуга, 1983.

Статьи

  • Зарубежное философское антиковедение : Критич. анализ / [Кулиев Г. Г., Курбанов Р. О., Драч Г. В. и др.]; Отв. ред. Д. В. Джохадзе; АН СССР, Ин-т философии. — М.: Наука, 1990. — 236, [2] с. ISBN 5-02-008066-7
    • Антипенко З. Г. Проблема Сократа у Ницше // Зарубежное философское антиковедение … — М., 1990. — С.156 — 163.
    • Вдовина И. С. Сократовское учение о человеке в интерпретации французского персонализма // Зарубежное философское антиковедение … — М., 1990. — С.163-179.
  • Васильева Т. В. Дельфийский оракул о мудрости Сократа, превосходящей мудрость Софокла и Еврипида // Культура и искусство античного мира. — М., 1980.
  • Васильев В. А. Сократ о благе и добродетели // Социально-гуманитарные знания. — М., 2004. — № 1. — С. 276—290.
  • Водолазов Г. Г. Наш современник Сократ // Общественные науки и современность. — М., 2005. — № 5. — С.109-117; № 6. — С.128-134.
  • Габдуллин Б. Несколько слов о критике Абаем этических идей Сократа // Философские науки. — 1960. — № 2.
  • Универсум платоновской мысли: неоплатонизм и христианство. Апологии Сократа. Материалы IX Платоновской конференции 23-24 июня 2001 г. и историко-философского семинара 14 мая 2001 г., посвященного 2400-летней годовщине со дня казни Сократа. — СПб., 2001.
    • Дёмин Р. Н. Сократ о диалектике и учение о разделении по родам в древнем Китае //Универсум платоновской мысли: неоплатонизм и христианство. … — СПб., 2001. — С. 265—270.
    • Косых М. П. Тот человек — Сократ // Универсум платоновской мысли: неоплатонизм и христианство. … — СПб., 2001.
    • Лебедев С. П. Место учения о логическом определении в философии Сократа // Универсум платоновской мысли: неоплатонизм и христианство. … — СПб., 2001.
  • Рожанский И. Д. Загадка Сократа // Прометей. — 1972. — Т.9.
  • Оселедчик М. Б. Диалоги Сократа глазами логика // Логико-философские исследования. — М., 1991. — Вып.2. — С.146 — 156.
  • Топоров В. Н. Сократ платоновской «Апологии Сократа» как человек «осевого времени»] // Славянское и балканское языкознание : Человек в пространстве Балкан. Поведен. сценарии и культур. роли : [Сб. ст.] / Рос. акад. наук, Ин-т славяноведения; [Отв. ред. И. А. Седакова, Т. В. Цивьян]. — М.: Индрик, 2003. — 468 с. — C. 7-18. ISBN 5-85759-239-9
  • Флоренский П. А. Личность Сократа и лицо Сократа // Вопросы философии.- М., 2003. — № 8. — С.123-131.
  • Фохт Б. А. Педагогические идеи Сократа // Дидакт. — М. 1998. — № 1 (22). — С. 60-64.
  • Черняховская О. М. Политические взгляды Сократа у Ксенофонта // Историко-философский ежегодник 2007. — М., 2008. — С.5-30.
  • Steinkraus Warren E. Socrates, Confucius, and the rectification of names. Philosophy East and West 30 (2). 1980. — P. 261—264.
  • Yu, Jiyuan The Beginnings of Ethics: Confucius and Socrates // Asian Philosophy 15 (July 2005): 173-89.

Источник: dic.academic.ru

Сократ из Афин (470 – 399 до н.э.) – одна из ключевых фигур в древнегреческой философии. Он родился в Афинах, был сыном каменотёса и повивальной бабки. Сам он ничего не писал, и все сведения о его жизни и о его философских воззрениях почерпнуты из работ его учеников и современников, прежде всего Ксенофонта и Платона. Существует предание, что Сократ в молодости посетил Дельфы, где находился знаменитый храм Аполлона, и на него произвела огромное впечатление надпись в этом храме: «Познай самого себя». Сократ истолковал это как призыв к уяснению путей познания, ведущих к пониманию своей сущности и своего места в мире. Человек, ценности его бытия, главные ориентиры его жизни становятся ведущей темой размышлений Сократа.

Софисты считали, что абсолютных ценностей нет, всё условно. За это их и критиковали. Главная цель философии Сократа – восстановить авторитет знания, поколебленный софистами. Софисты пренебрегали истиной, а Сократ сделал её своей возлюбленной. Софисты не считались с истиной ради денег и богатства, Сократ же оставался верен истине и жил в бедности. Софисты претендовали на всезнание, а Сократ твердил: он знает только то, что он ничего не знает. Сократ был уверен, что существуют абсолютные понятия. Важнее всего для человека – научиться пользоваться своим умом, выстраивать правильные рассуждения, вырабатывать обоснованные понятия. Внимание Сократа направлено не на сами по себе наблюдаемые явления, а на понятия, выражающие их сущность. Полезным он признаёт такое знание, которое выражено в убедительных, неоспоримых понятиях. Сократ начал диалектический поиск. В его исследованиях можно проследить два этапа: критический и доказательный. Критический этап был для того, чтобы разрушить самодовольство, в котором пребывали его собеседники. Сократ был внешне неказистым человеком, ходил в небрежном виде, нередко босиком, даже зимой. Он обращался к знатным людям, задавая им вопросы: что такое добро и зло, любовь, счастье, политика, государство и т.д. Основной метод, выработанный и применяемый Сократом, получил название «майевтика». Слово «майевтика» с древнегреческого языка переводится как «родовспоможение». Применительно к методологии познания смысл этого термина заключается в том, что рождению каждый раз уточненной и обновленной истины необходимо оказывать помощь (подобно рождению ребёнка).

Этот метод складывался из следующих правил ведения Сократом творческого поиска обновлённой и обогащённой истины. Сократ изначально предполагал рассмотрение любой исходной концепции как гипотезы. Даже обоснованное научное знание, кажущееся абсолютно достоверным, впоследствии неизбежно обнаружит определённую неполноту, неточность, абстрактность, субъективную концептуальность − такова принципиальная гносеологическая позиция мудреца из Афин.

Первоначально Сократ просил своих собеседников и оппонентов сформулировать тезис на счёт решаемой проблемы. Он предварительно условно соглашался с исходным тезисом. Затем уличал оппонента в неточностях, внутренней противоречивости отдельных положений, демонстрируя неполноту и несовершенство точки зрения.

Критический анализ углублялся посредством подбора противоречащих сформулированной точке зрения фактов, правдоподобных примеров, которые сводили к абсурду отдельные положения или концепцию в целом. Часто он критическими рассуждениями сводил исходную формулировку к противоположному смыслу. Сократ любил сопровождать диалог или спор едкой иронией, высмеивающим скепсисом. Этим самым он целенаправленно ставил оппонента в положение недоразумения, вынуждая его творчески мыслить в процессе поиска более правильного (корректного) ответа. Сократ так ставил вопросы, что становилось очевидным − истина не дается раз и навсегда в готовом виде, она вырабатывается каждый раз с элементами новизны в процессе индивидуального или коллективного творческого поиска.

В структуру метода Сократа входило совершенствование определений основополагающих понятий, тезисов, принципов в контексте их обновления. В процессе определения понятий устанавливались сходство и различия по их объему и содержанию применительно к различным случаям. Приём уточнения понятий, исходных тезисов содействовал творческой работе в ходе дискуссии.

Завершающим в сократовской технологии ведения дискуссии был приём наведения оппонентов на обобщённый, более обогащённый новым содержанием ответ. Однако, в нём Сократ снова находил аспекты неполноты, спорной гипотетичности и противоречивости в отношении к новым фактам. Становилось очевидным, что исследователю нельзя было останавливаться на достигнутых результатах и считать концепцию, раскрытой в последней инстанции на все времена и применительно ко всем условиям. Так он провоцировал продолжение творческого поиска. Метод предполагал рассмотрение творческого продукта как условно, и относительно достоверно истинного. Только дальнейшее исследование проблемы, согласно его учению, спасёт истину от старения и смерти.

Сократ критиковал догматизм в убеждениях. Он учил познающих субъектов непрерывному, поступательному продвижению к сущностям более глубокого порядка. Назначение своего метода он понимал так, что с течением времени всё должно обновляться: научные знания, философские концепции, юридические законы, вероучения, этические нормы.

Этика Сократа ригористична, т.е. признаёт существование предписанных этических норм. Условно этические взгляды Сократа можно свести к следующим положениям:

1. этический рационализм – нравственность основывается на знании. Если истина есть благо, то человек, познавший её, не будет действовать во вред себе и окружающим;

2. главными добродетелями являются: мудрость, справедливость, умеренность и мужество. Мужество – есть порождение человеческой воли;

3. единство морали и права – есть основа добродетели полиса. «Что законно, то и справедливо».

Вторая сторона этики Сократа связана с эвдемонизмом, т.е. учением о счастье. По Сократу, счастьем является разумная жизнь человека. Задача этики сделать человека разумным. Основой моральности является знание. Сократ считал себя счастливым человеком.

Политические воззрения Сократа базировались на убеждении, что власть в государстве должна принадлежать «лучшим», т.е. опытным, честным, справедливым, порядочным и непременно обладающим искусством государственного управления. Он подвергал резкой критике недостатки современной ему афинской демократии. С его точки зрения: «Худшее — это большинство!» Ведь далеко не все, избирающие правителей, разбираются в политических, государственных вопросах и могут оценить степень профессионализма избираемых, их моральный и интеллектуальный уровень. Сократ ратовал за профессионализм в делах управления, в решении вопроса о том, кто и кого может и должен избирать на руководящие посты.

У Сократа было много друзей и врагов. Враги решили свести с ним счёты и подали на него жалобу в афинский суд. Его обвинили в развращении молодёжи и насаждении новых богов. В результате различного рода интриг он был, в конечном счёте, приговорён к смерти. Отказавшись от предоставленной друзьями возможности спастись бегством, Сократ принял смерть, выпив яд (цикуту).

Историческое значение деятельности Сократа в том, что он:

· способствовал распространению знаний, просвещению граждан;

· искал ответы на извечные проблемы человечества — добра и зла, любви, чести и т. д.;

· открыл метод майевтики, широко применяемый в современ­ном образовании;

· ввёл диалогический метод нахождения истины — путем её доказательства в свободном споре, а не декларирования, как это делал ряд прежних философов;

· воспитал много учеников, продолжателей своего дела (на­пример, Платона), стоял у истоков целого ряда так называе­мых «сократических школ».

Источник: studopedia.ru

О великом философе Сократе, у наших современников нет достаточной информации, многое является загадкой. При жизни он не оставил никаких записей. Только из работ его учеников Платона и Ксенофонта, мы можем составить представление о жизни Сократа.

Жизнь Сократа и даже его смерть считаются ярким примером и образцом мудрости и добродетели.

Мы знаем, однако, что он был сыном Софрониска и Файнарети из муниципалитета Алопеки, родился в Афинах в 470 году до н.э. Он женился в старости на Ксантиппе, в браке родилось 3-е детей.

Сократ (Σωκράτης) знаменит тем, что в корне изменил философское учение от природного рассмотрения на реального человека.

Философия Сократа

Главной отличительной чертой афинского философа была его высокая мораль, простой и скромный образ жизни, добродушный юмор, искренность и остроумие. Сократ считал, что лучшим способом для жизни человека — сосредоточится на саморазвитии, а не вести погоню за материальными благами. Он призвал других сконцентрироваться больше на дружбе и чувстве общности, потому что это лучший способ выжить вместе. Достоинство стоит больше, чем что-либо в идеальной жизни, все свои речи посвящал поиску добродетели. Истина лежит в тени существования и может быть только одна, независима от наших желаний и человек должен подчинятся ей. А сначала нужно её найти, пройдя через размышления, сомнения, противоречия.

По Сократу, философ должен помочь человеку найти свою истину, не предлагать готовые ответы, а стараться сориентировать его в многочисленной стихии мыслей и идей.

Знаменитый диалог или метод Сократа, базировался на дискуссии между двумя индивидуумами в форме «вопрос-ответ». Такой метод позволял ему исследовать глубину мыслей собеседника.

За философскими исследованиями наблюдали многие, в основном это были молодые люди. Они образовали вокруг него группу, которая не представляла собой школу, потому что Сократ не учил систематически, он вёл беседу с людьми любого социального класса.

Сократ древнегреческий философ

В отличие от софистов (платные древнегреческие преподаватели убеждения и красноречия), Сократ не брал деньги у своих учеников. Он избегал участия в политике и предпочитал вести свой собственный независимый курс.

Он считал себя оводом и что укусы овода беспокоят самодовольных граждан, пробуждая их от дремоты.

Сократ считал, что самопознание должно быть достаточным, чтобы жить хорошей жизнью, приравнивал знание к добродетели, считал что, люди могут достичь абсолютных знаний, но не всегда это проходит безболезненно, сравнивал познания с болью родов, также обязательным условием он считал логику.

Сократ говорил, что когда люди действуют неэтично делают намеренно, желания их берут верх над их разумом. В противном случае, человек не знает, что является правильным, а что нет, для этого просто не хватает знаний о том, как подобает вести себя в тех или иных обстоятельствах. Таким образом, мы ответственны за то что мы знаем, а что нет и поэтому мы ответственны за наше собственное счастье. Выводы, которые из этого делал философ, были названы «парадоксами».

Знаменитая фраза Сократа: «Я знаю только то, что ничего не знаю», имела продолжение: «но другие не знают и этого». Он побуждал людей заботиться о своей душе, познавать себя, потому что только так мы можем узнать себя, только тогда можем начать заботиться о себе. Он считал душу как истинную сущность человеческой добродетели, то, что позволяет заполнение человеческой природы путем поиска и совершенствования. Самопознание это мудрость и оно может отличить правильное от неправильного (и для нас и для других). Каждый день все сталкиваются с ситуациями, в которых должны выбирать между удобной конвенцией или преданностью истине и разуму. Сократ считал, что мы никогда не должны делать плохо, даже в ответ на негативный выпад в наш адрес. Развивать в себе такие качества как смелость, мудрость, скромность, уметь признавать своё невежество и всегда оставаться человеком.

Смерть Сократа

Обвинили Сократа в неуважении к богам и развращении молодёжи. На тот момент ему было 70 лет. Его смерть таит ещё больше загадок, чем его жизнь. 

Одно из предположений было, что Сократ оказался «козлом отпущения», что его смерть была слабительным лекарством от зол Афин.

фото тюрьмы Сократа в Афинах

                                                                     тюрьма Сократа в Афинах 

Сократ сказал, что ни один истинный философ не боится смерти: «Я считаю, что всё то что случилось со мной это хорошо и те кто считает, что смерть это плохо — не правы. Более того, ни один демон не высказал противоположную точку зрения, что означает, что я говорю правильно. Является ли смерть небытием и потерей сознания или как говорят другие это миграция души из этого мира в другой. При условии, что нет сознания, а сон тронутые мечты, то смерть будет невыразимой прибылью. Потому что если кто-то хочет спать спокойно, я считаю, что это будет одна из лучших ночей своей жизни. По существу вечность будет одна ночь. Но если смерть это путешествие в другое место, где все мертвы, то что может быть лучше, чем это? Будет возможность общаться с Гомером, Орфеем, Гесиодом?

Если это так, то дайте мне умереть снова и снова! Я встречу тех, кого присудили к смерти, как Паламиди и сравню страдания всех. Прежде всего, я буду иметь возможность продолжать искать истину и неправильное знание, как в этом мире и постараюсь найти то, что имеет смысл. Так что давайте радоваться смерти и знаю, что ничего плохого не может случиться с хорошим человеком, до или после смерти. Боги не допустят этого.

Я ясно вижу, что умереть и быть свободным является лучшим для меня, я не сержусь на моих обвинителей, потому что я не пострадал, хотя, конечно, они не желают мне хорошего. И ещё, когда подрастут мои сыновья, я хочу просить вас, чтобы вы наказали их, если они будут стремиться к богатству, а не к добродетели».

Сократ древнегреческий философ

 

Источник: www.thisgreece.ru


Categories: Философ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.