«Верую, чтобы понимать.»
Аврелий Августин

Аврелий Августин, или блаженный Августин, — христианский философ, проповедник, причисленный к лику святых. Его труды оказали значительное влияние на средневековую философскую и религиозную мысль и западную культуру в целом.

Учение о боге и бытии

Аврелий Августин — один из отцов христианской церкви; этот почетный титул означает, что он участвовал в формировании основ нового религиозного учения. Мать будущего философа была христианкой, отец — язычником, этот факт отражает ситуацию, существовавшую в то время: христианство совсем недавно стало официальной религией, античные языческие культы еще не исчезли.

Философская деятельность отцов церкви получила название «патристика», и один из главных вопросов, которые ей предстояло решить, заключался в следующем: как совместить веру и знание, религию и философию? Вера для христиан, естественно, была на первом месте, знание уже не играло такой роли, как для античных философов. Да и сама философия теперь не имела такого значения, она стала считаться вспомогательной наукой, нужной для того, чтобы лучше понять религиозные догмы.


Первые христианские философы изучали своих античных предшественников и пытались понять, что из их теорий применимо в христианстве, а что нет. Августин хорошо знал труды нео-платоников и соглашался со многими их взглядами. Он считал, что все бытие есть благо. Бог создал материю и дал ей предназначение, а так как все, что создано Богом, это благо, то этот мир благ по своей природе. Существование зла объясняется недостатком блага. Зло само по себе не является субстанцией и существует лишь там, где отсутствует добро.

В отличие от неоплатоников, которые считали создателя безличным абсолютом, Августин определяет Бога как личность. Бог — это вечный творец бытия, мир существует, потому что Бог постоянно создает его вновь и вновь.

«Прошлого уже нет, будущего еще нет, а настоящее лишено протяженности» (Аврелий Августин)

Божественное предопределение

По мнению Августина, Бог полностьювладеет человеческой судьбой, он заранее предрешил для одних спасение в раю, для других — грехопадение и ад. Человек не хозяин своей судьбы, а Божественный замысел непостижим, поэтому совершено бессмысленно задаваться какими бы то ни было вопросами.

У первых людей, до того, как было совершено грехопадение, существовала свобода воли, считал Августин. Их праведность была добровольным выбором, они не совершали зла, чтобы не нарушать нравственный закон, данный им Богом. Почему же люди потеряли право выбора? Потому что они использовали свободу не во благо, они нарушили волю Бога. С момента грехопадения люди стали рабами своих желаний и не могут не грешить.

Августин считал, что тексты Библии не должны пониматься буквально, так как она была создана для спасения души, а не для размещения научных знаний


Иисус, принеся себя в жертву, искупил прегрешения человечества перед Богом. У людей снова появился свободный выбор. Иисус показал людям путь возвращения к Богу: полностью ему покориться, сделать его волю своей волей. Только таким образом можно спасти свою бессмертную душу и после смерти обрести Царство Божие.

Жизнь человека предопределена Богом — и в то же время он обладает свободой воли и может самостоятельно выбирать между добром и злом, поэтому от него самого зависит, спасет ли он свою душу. Августин, как добрый христианин, стремился к чистоте и спасению души. Но и он в молодости поддавался искушениям и не чуждался удовольствий. Известно высказывание, произнесенное им в двадцатилетнем возрасте: «Добрый Боже, дай мне целомудрие и умеренность… Но не сейчас, о Боже, еще не сейчас!»

«Не существует никакого соглашения, никакой доброй цели, никакой особой милости, посредством которых было бы дано Божественное или человеческое позволение говорить ложь» (Аврелий Августин)

О вечности и времени


Исследуя феномен сотворения мира Богом, Августин пришел к вопросам времени и вечности. Эта проблема была невероятно трудной для понимания, и философ доходил до отчаяния, пытаясь ее осмыслить. В итоге он пришел к выводу, что время, так же, как и пространство, не существует отдельно от мира. Пока не было мира, не было и времени, оно возникло сразу после сотворения.

Августин дал такое определение времени: это мера движения и изменения. Это простое определение не утратило своей актуальности до сих пор, на нем были основаны исследования, впоследствии проведенные в этой области Ньютоном и Эйнштейном.

Философ считал, что ни прошлого, ни будущего в реальности нет, существует только настоящее. Прошлое находится в памяти человека, будущее живет в его надеждах. Вечность же, в понимании философа, неотделима от Бога. В вечности нет промежутков времени, которые состоят из изменений. Время же — это движение изменений, отсутствие совпадения: заканчивается одно, и начинается другое.

В связи с таким пониманием времени Августин задавался вопросом: как пророки могли видеть будущее, если оно еще не наступило? «Надобно полагать, что и прошедшее, и будущее время также существует, хотя непостижимым для нас образом», — заключал он.

«Воля в нас все — гда свободная, да не всегда добрая» (Аврелий Августин)

Источник: SiteKid.ru


Биография Августина.

АВГУСТИН (Augustinus) Аврелий — христианский теолог. Родился в г. Тагасте (Северная Африка). В своем духовном развитии прошел несколько этапов. В течение 9 лет был приверженцем манихейства — религиозного учения, исходившего из принципа дуализма добра и зла, света и тьмы в мире, затем оказался под влиянием скептицизма. Решающую роль в развитии Августина сыграло его знакомство с неоплатонизмом — философским течением, опиравшимся на идеи великого древнегреческого мыслителя — Платона.

Однако ни одно из этих учений не удовлетворило духовных исканий Августина, и только принятие христианства сделало его действительно глубоким и оригинальным мыслителем. Августин всецело отдал себя богословским занятиям и в 395 г. стал епископом г. Гиппон в Северной Африке. Труды Августина и благочестивая жизнь послужили его признанию одним из отцов Церкви и причислению к лику святых. В важнейшем своем сочинении «О граде Божием» (ок. 413 — 426) Августин раскрыл действие божественного провидения в истории, которое представляет собой движение от господства земного града, воплощенного в государственных учреждениях Римской империи к обретению истинного царства, которое на Земле представлено Церковью.

Августин — автор трактата по эстетике «О прекрасном и пригодном», в котором, опираясь на идеи Аристотеля, развивал положение о том, что красота представляет собой единство в многообразии. Однако этот принцип разрабатывался им на принципиально отличной от античной эстетики основе.


асота в мире, по Августину, существует не сама по себе и не как отражение идеальной красоты, сосредоточенной в мире высших смыслов, а как проявление и свидетельство попечения Творца о твари, постоянное участие Бога в делах мира. Центральный пункт размышлений Августина — «новый» человек в его отношении к Богу и миру; становление человека как личности от ветхого к новому, преодоление себялюбия в любви к Богу. Теоретические основы процесса — философская теология, учение о тринитарной структуре личности как чистого «я» разработаны в трактате «О Троице». Знаменитая «Исповедь» Августина посвящена описанию живого обретения Бога конкретной личностью — автором, который одновременно ставит и решает важнейшие богословско-антрополо-гические проблемы. Вопрос об обретении истинных основ бытия человека в Боге ставится и в трактате «О свободном выборе». Находясь исторически в начальном пункте того явления, которое именуется средневековой культурой, Августин Блаженный заложил основы понимания свободы и ответственности личности, ее значительного положения в мире, которые по своему значению далеко выходят за рамки эпохи.

Философия А.А. теоцентрична, Бог–высшая сущность. Он существует независимо от всего остального, мир существует благодаря божественной воле. Бог создал этот мир и постоянно все контролирует. Счастье человека–в познании бога, инструмент познания–душа. Душа состоит из разума и воли. Разум помогает понять добро и зло, что еще не делает человека добродетельным. Выбор между добром и злом делает воля. Величие бога в том, что он дал человеку волю, и он обладает свободой выбора, в который бог не может вмешаться. Значит бог не имеет отношения ко злу. Бог–абсолютное добро, абсолютного зла нет. Зло–отсутствие добра. Чем дальше человек от бога, тем больше зла.


Проблема веры и разума.

Вера не подменяет и не заменяет разумного понимания, никогда его не элиминирует. Напротив, как уже замечено, вера стимулирует и подвигает понимание. Вера — это способ согласного понимания,— «cogitare cum assensione»— «мыслить с одобрением», именно поэтому без мысли нет и не может быть веры. И наоборот, разумное понимание никогда не элиминирует веры, но цементирует ее посредством максимального прояснения. Итак, вера и разум взаимодополнительны. «Верю, потому что абсурдно», «credo quia absurdum», — этот ход решительно чужд духовному строю Августина. Рождается, таким образом, позиция, которая позже откристаллизуется формулами: «credo ut intelligam» и «intelligo ut credam» — «верю, чтобы понимать», «понимаю, чтобы верить». Исток этих формул мы находим в книге «Исайи» 7,9 в греческой версии 70 переводчиков: «Не имея веры, не можете понять», что у Августина звучит так: «понимание — вознаграждение веры», вера награждает разум. В его работе «Истинная религия» мы читаем: «В видах гармонии сотворенного… в нашем подспорье есть всегда и снадобья для души, благодаря безошибочной доброте божественного Провидения… Это лекарство действует двояко: власть и разум.


асть требует веры и толкает человека к необходимости понимания. Разум ведет человека к разумному поведению. С другой стороны, даже и власть может быть лишена своего рационального основания и держаться лишь теми, кому дана вера; мотивы же почтительного отношения к власти более чем очевидны, если она умеет уважать неотъемлемые истины разума». И в его «Троице» со ссылкой на «Исайю» можно прочесть: «Вера ищет, разум находит. Поэтому пророк и говорит: „Если не поверите, то и не поймете“.

Учение о бытии

Учение о бытии Августина близко к неоплатонизму. По Августину, все сущее, поскольку оно существует и именно потому, что оно существует, есть благо. Зло не субстанция, а недостаток, порча субстанции, порок и повреждение формы, небытие. Напротив, благо есть субстанция, ‘форма’, со всеми ее элементами: видом, мерой, числом, порядком. Бог есть источник бытия, чистая форма, наивысшая красота, источник блага. Поддержание бытия мира есть постоянное творение его Богом вновь. Если бы творческая сила Бога прекратилась, мир тотчас же вернулся бы в небытие. Мир один. Признание многих последовательных миров пустая, игра воображений. В мировом порядке всякая вещь имеет свое место. Материя также, имеет свое место в строе целого.

Учение о познании

Августин считал достойным познания такие объекты, как Бог и душа: бытие Бога возможно вывести из самосознания человека, т.е. путем умопостижения, а бытие вещей — из обобщения опыта.


анализировал идею Бога в соотношении с человеком, а человека в отношении к Богу. Он осуществил тончайший анализ жизненного пути человека разработал философскую антропологию. Душа, согласно Августину, нематериальная субстанция, отличная от тела, а не простое свойство тела. Она бессмертна. В учении о происхождении человеческих душ Августин колебался между идеей передачи душ родителями вместе с телом и идеей креационизма творения душ новорожденных Богом.

Тема времени и вечности.

Размышления Августина о творении мира Богом привели его к проблеме вечности и времени. Естественно возникал вопрос: что же, выходит Бог пребывал в недеянии до того, как сотворил мир? Августин прекрасно понимал всю невероятную сложность проблемы времени. ‘Что же такое время?’ — спрашивал он и отвечал: ‘Пока никто меня о том не спрашивает, я понимаю, нисколько не затрудняясь; как скоро хочу дать ответ об этом, я становлюсь совершенно в тупик’ (‘Исповедь’. 4.7). В результате глубоких размышлений Августин пришел к выводу: мир ограничен в выборе

Вот удивительно точное определение времени: время есть мера движения и изменения. В этом гениально простом философском определении такого Дикого феномена, как время, Августин опередил И. Ньютона и предвосхитил А. Эйнштейна. Это определение — верное и вполне ручное и поныне. Августин, стремясь установить соотношение настоящего, прошедшего и будущего, пришел к гениальной идее: ни прошедшее, ни будущее не имеют реального существования — действительное существование присуще только настоящему.


в зависимости от него мы осмысливаем и прошлое, и грядущее: нет никакого ‘пред тем’ и никакого ‘потом’. Прошедшее обязано своим существованием нашей памяти, а будущее — нашей надежде. Характерная черта настоящего — стремительность его течения: человек не успеет оглянуться, как он уже вынужден вспомнить о прошлом, если он в этот момент не уповает на будущее. Какая поразительная тонкость мысли у великого философа, ведь свою концепцию он нередко именует релятивистской теорией времени.

Вечность же мыслится Августином так: в мире мыслей идей Бога все есть раз и навсегда — статичная вечность неотделима от Бога. ‘Умственным взором я отделяю от вечного всякую изменчивость и в самой вечности не различаю никаких промежутков времени, так как промежутки времени состоят из прошедших и будущих изменений предметов. Между тем в вечном нет ни преходящего, ни будущего, ибо что проходит, то уже перестает существовать, а что будет, то еще не начало быть. Вечность же только есть, она ни была, как будто ее уже нет, ни будет, как будто доселе ее еще не существует’ (‘Об истинной религии’. X). Августин связывает идею времени с движением сущего: ‘Моменты этого движения и изменения, поколику совпадать не могут, оканчиваясь и сменяясь другими, более краткими или более продолжительными промежутками, и образуют время’ (‘О граде Божием’. X. 2).


Имея в виду длительность как атрибут времени, Августин говорит: ‘Время есть действительно какое-то протяжение’ (‘Исповедь’. X. 23). Настоящее остается действительным временем только при том условии, что через него переходит будущее в прошедшее (‘Исповедь’. X. 4). Мыслитель находится в творческих поисках: ‘Я ничего не утверждаю, а только доискиваюсь истины и пытаюсь узнать ее. Не скажут ли мне, что и эти времена, прошедшие и будущие, также существуют; только одно из них (будущее), переходя в настоящее, приходит непостижимо для нас откуда-то, а другое (прошедшее), переходя из настоящего в свое прошедшее, отходит непостижимо для нас куда-то, подобно морским приливам и отливам? И в самом деле, как могли, например, пророки, которые предсказывали будущее, видеть это будущее, если бы оно не существовало? Ибо то, что не существует, и видеть нельзя… Итак, надобно полагать, что и прошедшее, и будущее время также существуют, хотя непостижимым для нас образом’ (‘Исповедь’. X. 7). Августин мучается в поисках истины по этому вопросу, но в результате заключает: ‘Теперь ясно становится для меня, что ни будущего, ни прошедшего не существует, и было бы точнее выражаться так: настоящее прошедшего, настоящее будущего. Только в душе нашей есть соответствующие три формы восприятия, а не где-нибудь инде (т.е. не в предметной действительности): для прошедшего есть у нас память, а для будущего — чаяние, упование, надежда (‘Исповедь’. X. 20).

Проблема истины

Проблема Бога, мира, человека

Мировоззрение Августина глубоко теоцентрично: в центре духовных устремлений Бог как исходный и конечный пункт размышлений. Проблема Бога и его отношения к миру выступает у Августина как центральная. Креационизм (творение) сформулированный в Священном Писании, осмысливается и комментируется крупнейшими мыслителями. Как и Плотин, Августин рассматривает Бога как внематериальный Абсолют, соотнесенный с миром и человеком как своим творением. Августин настоятельно противопоставляет свои воззрения всем разновидностям пантеизма, т.е. единства Бога и мира. Бог, по Августину, сверхприроден. Мир, природа и человек, будучи результатом творения Бога, зависят от своего Творца. Если неоплатонизм рассматривал Бога (Абсолют) как безличное существо, как единство всего сущего, то Августин истолковывал Бога как личность, сотворившую все сущее. Августин специально подчеркивал отличие так понимаемого Бога от Судьбы, фортуны, занимавших и занимающих столь большое место не только в древности, но и по сию пору. Августин всемерно подчеркивает абсолютное всемогущество Бога (‘Исповедь’. .4). По Августину, христианский Бог всецело овладел судьбой, подчинив ее своей всемогущей воле: она становится промыслом, предопределением его. Утверждая принцип бестелесности Бога, Августин выводит отсюда принцип бесконечности божественного начала. Если Бог, говорит Августин, ‘отнимет от вещей свою, так сказать, производящую силу, то их так же не будет, как не было прежде, чем они были созданы’ (‘О граде Божием’. X. 25). Августин писал: ‘Не мать моя, не кормилицы мои питали меня сосцами своими, но Ты через них подавал мне, младенцу, пищу детскую, по закону природы. Тобою ей предначертанному, и по богатству щедрот Твоих, которыми Ты облагодетельствовал все твари по мере их потребностей’ (‘Исповедь’.. 6).

Концепция двух градов

»Град земной" и «Град Божий».

Назначение человека, назначение человечества — вот о чем размышляет Августин. В последних двенадцати книгах «0 граде Божьем» его апология превращается в широкомасштабное истолкование истории. История предстает как борьба между, градом земным, государством этого мира, мирским сообществом, с одной стороны, и, градом Божьим, государством Бога, божественным сообществом, — с другой. В этом великом противостоянии государства мирского и государства божественного и заключается таинственная основа и смысл истории, которая одновременно является историей борьбы святого и не святого.Происхождение двух сообществ относится к началу времен, когда падение возгордившихся ангелов, наделенных смешанной природой, привело к тому, что наряду с государством Божьим появилось второе сообщество — государство дьявола. Тогда и возникла необходимость в восполнении образовавшейся в результате низвержения ангелов бреши — причем за счет избранных представителей рода человеческого, — до тех пор пока прежнее число граждан божественного сообщества не будет восстановлено. Однако Адам, который одновременно принадлежал и к божественному и к мирскому государствам, своим первым грехом повторил грех гордыни падших ангелов, и среди людей возникло земное мирское государство как полная противоположность государству божественному. Первыми представителями этих государств- антагонистов были, с одной стороны, праведник Авель, с другой — градостроитель и братоубийца Каин. Затем соответственно Израиль и языческие народы, град Бога Иерусалим и град дьявола Вавилон, и, наконец, на последнем этапе истории — Рим (новый Вавилон) и католическая церковь. По самой своей сути град Божий и град земной отличаются друг от друга принципиально:

— У них различный господин и управитель: у первого — Бог, у второго — боги и демоны.

— У них различные граждане: в первом избранные праведники, исповедующие единого и истинного Бога, во втором — отверженные почитатели богов и себялюбцы.

— У них различная позиция: у первого — опирающаяся на смирение любовь к

Богу, доведенная до презрения к себе, у второго — основанная на гордыни любовь к себе, доведенная до презрения к Богу.

Зло — это любовь к себе, надменная спесь, благо — любовь к Богу, т.е. желание и любовь к благу истинному. Это равно справедливо как в отношении к индивиду, так и к человеку как существу общественному. Люди, которые живут в Боге, вместе образуют «Град небесный». Августин пишет: «Два града созданы двумя родами любви: град земной — любовью к себе, доведенною до презрения к Богу, и град небесный — любовью к Богу, доведенною до презрения к себе. Первый полагает славу свою в себе самом, последний — в Боге. Ибо ищет первый славы среди людей, а величайшая слава для другого есть Бог, свидетель совести. Один во славе своей возносит свою голову, второй же говорит своему Богу: Ты, Господи,… слава моя, и Ты возносишь голову мою (Пс 3, 4). В одном господствует похоть, руководящая и правителями, и народами его; в другом служат друг другу по любви и повелевающие правители, и послушные им подчиненные. Первый град — в лице своего правителя — превозносит собственную силу; второй же говорит своему Богу: Возлюблю Тебя, Господи, крепость мою (Пс 17, 2). Даже мудрые в первом граде, ведя жизнь человеческую, добивались благ тела или души, или того и другого вместе; те же из них, кто смогли познать Бога, не прославили Его как Бога и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмышленое их сердце", называя себя мудрыми (то есть превозносясь в своей гордыне и похваляясь своею мудростью), обезумели и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся. Именно к почитанию идолов этого рода пришли они — и вожди, и ведомые — и поклонялись и служили твари вместо Творца, который благословен во веки, аминь (Рим 1, 21-25). В другом же граде вся человеческая мудрость — в благочестии, в почитании истинных Богов, в ожидании как награды не только общества святых, но и ангелов; да будет Бог все во всем.

Оба града имеют своих посланников на небе: ангелов восставших и тех, кто сохранил верность Богу. На земле они разнятся как потомки Каина и

Авеля, так что эти два библейских персонажа выступают символами двух сообществ. На этой земле гражданин первого царства выглядит повелителем и господином мира, гражданин небесного града — пилигримом, странником. Впрочем, первый правдою самою определен к вечному проклятию, второй — к спасению во веки вечные.

История предстает перед нами в свете, решительно незнакомом для греков. Она имеет начало творения и конец сотворенного мира с пограничным моментом в виде воскрешения и страшного суда. Три существенных события размечают бег исторического времени: первородный грех со всеми вытекающими последствиями, ожидание прихода Спасителя, воплощение и страдания Сына Божьего с образованием его дома — Церкви.

. Августин настаивает в конце «Града Божьего» на догме воскрешения. Плоть возродится вновь. Хотя и преобразованная, интегрированная, но плотью она все же останется: «Плоть станет духовною, подчинится духу, но будет плотью, не духом; подобно тому как дух был подчинен плоти, но все же остался духом, а не плотью».История завершится днем Господа, который станет восьмым днем, освященным пришествием Христа, будет вечным отдохновением не только духа, но и тела.

История завершится днем Господа, который станет восьмым днем, освященным пришествием Христа, будет вечным отдохновением не только духа, но и тела.

Источник: ronl.org

Аврелий Августин – один из основателей христианской церкви, философ и проповедник. После смерти причислен к лику святых под именем Августин Блаженный.

Ниже – кратко об основных вехах его жизненного пути и вкладе в христианское учение.

Юность

Аврелий Августин родился 13 ноября 354 года в северной провинции Африки Нумидии в городе Тагасте, расположенном близ Карфагена, в семье не очень обеспеченного римского патриция.

Несмотря на то, что его отец был язычником, мать – Моника, была истинно верующей христианкой, причисленной в будущем к лику святых. Благодаря этому ее имя сохранилось в истории, в отличие от имени отца Августина, о котором только известно то, что он принял христианство лишь в конце жизни.

Получив первоначальные знания в школе Тагаста, Августин переезжает для продолжения обучения сначала в Мадавру, а затем в Карфаген, где на протяжении трех лет осваивает риторику.

В тот период жизни юношу еще мало волновали философские учения и вопросы церкви. Как и все молодые люди его возраста, он больше предавался увеселениям.

В 18 лет у Августина родился сын, названный Адеодатом. С матерью своего сына Аврелий прожил около 13 лет в неофициальном браке.
Через год после рождения сына Августин знакомится с сочинениями древнеримского политического деятеля и философа Цицерона, изменившими его жизнь. С этого момента начинаются духовные метания будущего философа.

Заинтересовавшись философским учением, он параллельно изучает Святое Писание. Но, не найдя там ответов, молодой человек присоединяется к манихеям.

Около 10 лет он провел в этой религиозно-философской секте, сочетающей в себе основы разных религиозных течений: христианства, зороастризма, буддизма.

В 383 году Августин переезжает в Рим, где преподает в школе риторики, создать которую ему помогли его собратья-манихеи. Но, если в начале знакомства с данным учением Августин активно агитировал друзей и знакомых вступать в секту, то постепенно он разочаровывается в манихействе.

Встреча с епископом Фавстом, считавшемся одним из умнейших членов манихейской секты, внесла в душу Августина смятение и еще большие сомнения в истинности данного учения.

Из Рима Аврелий перебирается в Медиолан (в настоящее время – Милан), куда его приглашают преподавать риторику. Это стало поводом окончательно порвать с манихейством.

Духовное становление

Во время нахождения в Медиолане Августин разрывает отношения со своей гражданской женой (конкубиной) и заключает помолвку с девушкой, которую ему нашла мать Моника. Но так как невеста не достигла брачного возраста, необходимо было ждать два года до заключения брака. Тогда Августин находит новую конкубину. Через некоторое время он разрывает помолвку с невестой, так и не вступив в официальный брак.

В этот период Августин увлекается изучением неоплатонизма, но проповеди Амвросия Медиоланского становятся толчком для кардинального изменения мировоззрения философа. Окончательная точка в его духовных метаниях была поставлена после чтения послания апостола Павла, адресованное римлянам.

В 387 году на Пасху Аврелий вместе с сыном Адеодатом и близким другом Алилием принял крещение. После крещения Августин решает вернуться на Родину. В дороге его сопровождают друзья и Моника. Но, приехав в Остию, Моника, заболев, умирает. Это стало причиной задержки Августина еще на год в Риме.

Возвращение на Родину

В 388 году Августин возвращается в Африку. В Тагесте, где Аврелий живет после возвращения, он организовывает монашеское братство.
В 391 году Блаженный был посвящен в духовный сан. В 395 году он становится гиппонским епископом, оставаясь в этом духовном звании до самой своей кончины в августе 430 года.

Смерть Августина совпала с осадой города вандалами. Чтобы не допустить осквернения останков святого, приверженцы Августина перенесли их в Сардинию. Позже их выкупил лангобардский правитель для погребения в Павии в церкви св.Петра.
В 1842 году останки Августина были возвращены в Алжир и погребены возле памятника Блаженного.

Основные труды и философское учение Блаженного

Аврелий Августин оставил после себя фундаментальное литературное и богословское наследие, состоящее из более чем 200-сот писем, полтысячи проповедей, множества дохристианских и христианских произведений.

Наиболее известными трудами Блаженного являются:
Исповедь, являющаяся частично автобиографическим произведением.
О граде Божьем, основная мысль которого – противоборство Божьего и Земного градов. Особое положение при этом принадлежит церкви Христа, объединяющей избранных и дающей спасение.
О Символе веры. Трактат о вере в сына Божия, о страданиях Христа, погребении и вознесении на небо.

К основным произведениям святого, ставших основой для развития новых христианских течений, относятся также «О бессмертии души», «Об истинной религии», «О пользе веры», «О духе и букве» и многие другие.

Источник: www.istmira.com


Categories: Философия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.