1. В статье: “Проведя в странствиях 6 лет, он испытывал разные техники, практиковал йогу, но пришел к выводу, что такими способами просветления не достичь”.
Немного подкорректирую текст статьи, и да простит меня автор…

Поскольку Сиддхартха, исходя из текстов Палийского канона и других текстов, практиковал самый суровый аскетизм -“умерщвление плоти”, то вряд ли будет правильным назвать это “йогой”. Термин “йога” вовсе не означает суровую аскезу.

2. Далее по тексту: “Будда придерживался мнения, что необходимо придерживаться «срединного пути», то есть каждый человек должен отыскать «золотую» середину между обеспеченным, пресыщенным роскошью, и аскетичным, лишенных всяческих благ человечества, образом жизни”.

Более верным было бы сказать: “Срединный путь” – это путь отказа, как от жизни в роскоши и мирских удовольствиях, так и от суровой аскезы, которую практиковали отшельники того времени. На самом деле жизнь в лесу, которую вёл Будда и его ученики, и есть “отказ от всяческих благ человечества” – простая и скромная жизнь, означающая полное отречение от мирских благ.


3.”Восьмеричный путь спасения предполагает:” …
(седьмая часть пути) “правильные помыслы – самое главное зло исходит от нашей собственной плоти, избавившись от желаний которой можно избавиться и от страданий”

Отмечу, что на самом деле, седьмая часть восьмеричного благородного пути – это “правильное памятование” -“самьяг смрити” (санскр.). Это специальный термин, который необходимо раскрыть. Правильное памятование развивается с помощью практики, называемой “четыре основы памятования” (cattaro satipaṭṭhāna). Это памятующее созерцание четырёх объективных сфер: тела, чувств, ума и явлений (подробно эта практика описана в “Сатипаттхана Сутте”).
Будда объясняет: “А что такое, монахи, правильное памятование? Здесь монах сосредотачивает внимание на теле, пылко, осознанно и с памятованием, сумев преодолеть алчность и отвращение по-отношению к миру…” (далее сокращённо): “Он сосредотачивает внимание на ощущениях…на уме… на состояниях ума (примеч. – таких, как гнев и т.п.) осознанно и с памятованием, сумев преодолеть алчность и отвращение по-отношению к миру.”

4. “правильная сосредоточенность – восьмеричный путь требует постоянной тренировки, сосредоточения”.


Восьмая составляющая восьмеричного благородного пути “правильная сосредоточенность” – это не всякая сосредоточенность, а именно концентрация на определённом предмете с тем, чтобы возникло состояние погружения – “самадхи”. Именно оно и будет “правильной состредоточенностью”.

5. “Хинаяна. Основным идеалом направления считается монах – только он может избавиться от перевоплощений. Нет пантеона святых, которые могли бы заступиться за человека, отсутствуют обряды, понятие ада и рая”.

Это не совсем верно сказано, поскольку в суттах Палийского канона говорится о существовании многочисленных адов разных уровней, а также и многочисленных “раев” разных уровней, где обитают божества, некоторые из которых, кстати, достигли святости и помогают достойным людям. Пантеона святых в те времена действительно не было, поскольку собственную “святость” никто не афишировал.

Источник: indiada.ru

Во-первых, этот вопрос легко прояснить чисто визуально, например если сходить на реальное собрание реальных буддистов, например в московскую или питерскую общину тхеравады (или поверить мне на слово — я на таких собраниях бываю). После того как вы увидите чтение Паритта-сутт.


ез всяких сомнений, религия.

Во-вторых, следует понимать откуда вообще возникло представление о Буддизме, как о «просто такой философии». Я уже тут неоднократно об этом говорил, но могу повторить еще, мне не сложно 🙂 Сейчас будет немного длинно и занудно:

В период возникновения промышленного капитализма и рзрушения традиционного общества, то есть в 18-19 веках, в Европе появляется и индивид, который начинает обладать свободной волей в отношении собственной жизни. После массового переселения из сельской местности в города у индивида появляется возможность выбора места и типа деятельности. У него даже появляется возможность по собственной воле выбирать себе брачного партнера — великий немецкий социолог Никлас Луман отмечал, к примеру, что сам концепт романтической любви возникает как раз в это время как способ легитимации свободного выбора партнера из другого сословия. 

Точно так же в 19 веке начинается активная секуляризация: в индустриальном обществе церковь не способна уже была  выполнять те же функции, что и в патриархальном традиционном обществе, и необходимость в ней как в важном социальном институте отпала. Кроме того, в это время общество находилось под сильным влияние позитивизма, отвергавшего религиозную картину мира. Например, согласно Огюсту Конту, человечество эволюционировало от самой примитивной  теологической стадии, к самой прогрессивной, то есть научной или позитивной стадии развития. 


Собственно религия, с одной стороны, теряет позиции, а с другой — становится просто одной из возможных опций выбора. По мере развития модерна и перехода к позднему модерну (постмодерну) возможности выбора стремительно увеличиваются. Выбирать можно уже и собственную идентичность и место жительства и вообще у нас сегодня все ходят в кроссовках New Balance, а завтра может пойдет мода на сюртуки и бальные платья. 

В 19-20 веках религия активно изучается под лупой всеми, кто претендует на звание гуманитария или представителя социальных наук. Это как раз важный фактор секуляризации, «расколдования» мира (Вебер): нету в том же христианстве теперь более ничего мистического, мы его можем как муху под лупой разглядывать. И в это время религия активно «продвигается» философией, и начинается тут все с того же христианства (христианский экзистенциализм) и иудаизма (например Мартин Бубер). Но ведь это же не делает христианство «отчасти философией»! Христианство  со всеми своими таинствами и верой, христианство деревенских церквей, крестных ходов и «Христос воскресе!» на пасху существует себе дальше, пусть и заполняемость этих церквей падает, а какой-нибудь Габриэль Марсель (как раз знаменитый христианский экзистенциалист) — дальше.


И вот что с буддизмом происходит? А то, что он как раз в это самое время на Западе становится известен и сразу «попадает в оборот». Его тут же оприходуют все кому не лень, начиная с только что появившихся психологов (Юнг, Фромм). Дзен, благодаря стараниям таких фигур как Дайсецсу Судзуки  или Алан Уоттс тут же становится частью массовой культуры  («Бродяги Дхармы» Керуака, «Сиддхартха» Гессе и т.д.). То есть буддизма с самого начала попадает в уже секулярное потребительское общество и потому как религия восприниматься не может! Секулярному, индивидуалистическому, потребительскому обществу религия не нужна. Она в качестве некоего назойливого анахронизма, от которого совсем избавиться не получается, существует внутри современного общества, но дополнительная полноценная религия такому обществу не требуется уж точно совсем никак. А вот некая новая загадочная позитивная «философия» вполне пригодится в качестве эдакой моды. Поэтому полноценного восприятия и осмысления буддизма Западом не произошло и не произойдет, потому что реальный, не «попсовый» религиозный буддизм никому там на самом деле не нужен был раньше и не нужен сейчас.


Но вот есть еще один важный аспект популярности буддизма на Западе: Нью-эйдж. Нью-эйдж (а точнее new age/holistic spirituality) — часть поведенческого паттерна современного человека, способ восприятия и проживания наиболее травмирующих проявлений модерна, того, что британский социолог Энтони Гидденс называл existential isolation. Спиритуалистическое мировоззрение с его опорой на саморазвитие и самопознание, с его воприятие жизни как бесконечного «потока» очень помогает проживать такие неприятные проявления модерна как неопреленность (в том числе персональной идентичности). Именно поэтому сейчас все и полюбили медитацию (в традиционном буддизме миряне, да и большинство монахов, особенно не медитировали никогда), как способ пребывания «здесь и сейчас». Это прям вот точно корреспондирует, например, с работами такого гуру нью-эйджа как Эрхард Толле, у которого даже книжка есть под названием The Power of Now…

Источник: TheQuestion.ru

Быть буддистом не значит быть религиозным

Буддизм относят к числу мировых религий. Это большое заблуждение.

Разберемся с термином «религия». Основа любой религии – наличие верховного, всемогущего существа, который может благословить или покарать. В системе «религии» вы можете обращаться к Создателю (Персонифицированный Бог) и просить его о чем бы то ни было. Он, в свою очередь, может вас «услышать» и исправить сложную ситуацию

В буддизме такой концепции нет. Учение наоборот направлено на человека, на его внутренний, духовный потенциал.

Буддизм религия или философия

Основные понятия


В буддизме нет понятия «вечная душа», искупающая грехи. Существует термин «Карма» — закон воздаяния, причинно-следственной связи. Буддизм вновь направляет внимание человека вглубь, говоря о его полной ответственности за все происходящие события. Последствия имеют как наши действия, так и мысли, создающие карму.

Нирвана – «отсутствие волнения», высшая цель всех живых существ. Освобождение от страданий физического мира и выход из круговорота сансары.

Три драгоценности

Будда – достигший просветления. Дхарма – учение Будды. Сангха – сообщество.

Четыре Благородные истины – основа буддизма

1.Существует страдание – «Дукха» (более точный для нас перевод: беспокойство, страх или неудовлетворенность непостоянством физического мира).

2.У страдания есть причина – ложные представления о собственном «Я» и жажда удовольствия.

3.Существует возможность освободиться от страдания (убрать причину).

4.Существует путь освобождения (Восмеричный Путь):

  • изучение законов кармы;
  • изучения принципа бессущности;
  • изучение учения о мгновенности;
  • изучение буддийской космологии.

Выделено восемь точных рекомендаций, следуя которым, личность способна освободиться от беспокойства (страдания). Следует развивать в себе и придерживаться верного:

  • воззрения;
  • поведения и образа жизни;
  • намерения и усилия;
  • памятования и сосредоточения;
  • речи.

Будда не был буддистом!

Духовное учение не является догматом. Результаты практики всегда зависят от человека, от его собственного духа. Сам Будда говорил о важности проверки знания через личный опыт.

Духовный учитель лишь дал наставление о гармоничной жизни, принимать и претворять их в жизнь каждый может через личное согласие. Для мирян же были сформулированы пять рекомендаций «Жизни в гармонии». Стоит воздерживаться от:

  • лжи;
  • насилия;
  • воровства;
  • прелюбодеяния;
  • употребления опьяняющих веществ.

Невозможно кратко передать суть всеобъемлющего учения Будды. Для глубокого понимания, лучше изучать буддийские сутры. Еще одним важным текстом в понимании философии буддизма станет писание монаха Шантидевы «Путь Бодхисаттвы». Это поистине уникальный текст. В нем дано практическое знание о медитации. Осознанное применение которых способно изменить мышление и сознание.

Источник: www.abcfact.ru


Categories: Философия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.