Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Каждый из нас частенько слышал слово «карма», а многие активно употребляют его в своей речи.

Но даже те, кто им пользуется, далеко не всегда догадываются о полноте смысла и значении этого термина. То, что известно большинству – это его индийские корни.

А между тем «карма» самым тесным образом связана с понятием «сансара». И хотя оно встречается намного реже, но обладает гораздо большим смыслом и значимостью.

Итак, благословенная сансара – что это такое, как трактуется традиционным буддизмом (что это такое?), по каким законам существует и можно ли вообще выйти из этого кармического круговорота? Вот об этом сегодня и поговорим.

Сансара — что это

Понятие сансары появилось еще до становления буддизма как одного из ответвлений философского учения. Первые упоминания встречаются в брахманизме в VIII – VII веках до н.э. в Ведах Упанишадах.

В этих древнеиндийских религиозно-философских трактатах излагались идеи о мироздании и законах Вселенной. Позже бхавачакра (воплощение сансары) становится частью буддизма и приобретает более самостоятельный характер.

Теперь сансара наряду с законами кармы объясняет причины и следствия жизни человека.


Она служит базисной основой не только для буддизма, но и для сикхизма, индуизма и джайнизма, а также некоторых других учений и направлений. На бхавачакре строится все понимание мира, его механизмов и особенностей влияния на каждую жизнь.

Все, что случается в нашей жизни – включая то, что должно было произойти, но не произошло, – неизбежно влияет на событийность и состояние нашего будущего.

То есть любые наши поступки, высказывания (и даже намерения и мысли) – это первозданные инструменты и одновременно строительный материал, посредством которых мы создаем собственную реальность.

Копнув глубже, обнаруживаем такую закономерность: каждый из нас, совершая любое деяние или даже только допуская какие-то мысли, непременно ощутит на себе в будущем все последствия, связанные с этими актами.

Такова суть причинно-следственных связей: то, что сегодня происходит, – всего лишь результат прошлых поступков, а то, что ожидает нас в будущем, становится результатом настоящих действий и мыслей.

Это и есть карма – линия судьбы, способная распространяться на последующие жизни. А накопление кармы – это основополагающий закон сансары, подразумевающий страдания, на которые обречен каждый человек, подвергаясь бесчисленным перерождениям.


Больше этих страданий или меньше – зависит от особенностей кармы (хорошая она или плохая).

Хорошая будет у человека, который вел праведную жизнь, совершал благие поступки, допускал только благостные мысли, а причинами плохой кармы становятся нездоровые страсти, невежество, дурные мысли, причиненное другим зло.

Кстати, первые упоминания о карме встречаются еще во времена, предшествующие рождению Христа.

Сансара же (иногда ее называют самсарой), как нечто более значительное, как своеобразное суммирование кармических характеристик, в дословном переводе с санскрита означает «вечное блуждание» или «движение без остановки».

И если карму можно уподобить отпечатку или «генетическому коду» судьбы, которую каждый человек берет с собой в новую жизнь после перерождения (реинкарнации),

то сансара – это непосредственно круговорот жизни, смерти и перерождений.

По сути это состояние души в новом времени и в новом теле.

Колесо сансары и содержание его сегментов

Чаще всего сансару изображают в виде разделенного на неравные сегменты круга.

Воплощение сансары – это образное олицетворение пути каждой души, пока та не достигнет нирваны.


Что касается еще одного названия – бхавачакры, – то оно заключает в себе все страсти, перерождения, трансформации, другие миры, взаимосвязи и привязанности.

Сансара же считается отображением всего того, через что проходит человеческая душа раз за разом, пока не разорвет кармический круг и не станет свободной от негативных последствий. Пока что из людей это удалось только просветленному Будде Шакьямуни.

В этом отображении заключена символическая совокупность всего сущего – всех миров, которых во Вселенной множество, и всего живого в этих мирах, что обязательно взаимодействует в совокупности.

Таким образом, круг сансары – это своеобразная визуализация цикличности событий и бесконечного круговорота мироздания, в котором нет ничего постоянного и неизменного.

Красочные изображения колеса сансары встречаются практически во всех буддистских храмах. Они размещаются при входе и могут исполняться в различных техниках:

  1. резьба;
  2. лепнина;
  3. живописная картина.

Традиционное исполнение чаще всего связано с принципами бхавачакры – ровного замкнутого круга, состоящего еще из четырех кругов, но меньшего размера и с другими изображениями.

Интересно, как располагается содержимое в каждом из кругов:

  1. круг центральный, или первый – здесь размещены изображения животных, но не всех, а только свиньи, петуха и змеи. Каждый образ олицетворяет человеческие пороки (то есть яд) – алчность и невежество, привязанности и страсти, злость и ненависть соответственно;

  2. второй – разделяется на две половины. Слева размещены изображения монахов и праведных мирян, а справа – изображения существ, которые стали оплотом греха;
  3. третий – делится уже на шесть неравных частей, олицетворяющих собой уровень сознания или мира (небеса, божества, люди, неупокоившиеся духи, животные, преисподняя). В каждой части, несмотря на ее значение, присутствует изображение просветленного Будды. Это символ, напоминающий о том, что спастись (выйти из круга мучений) может каждый;
  4. четвертый, последний и обрамляющий – олицетворяет 12 связей, которые сопровождают человеческую душу, проходящую свой собственный путь.

Вот таким содержанием наполнен символический океан жизни с водами, то поднимающими ввысь каждое живое существо, то опускающими его в бездну. И эти процессы рождения, взросления, старения, мучений и смерти находятся в бесконечном циклическом движении.

Это и есть сансара – замкнутая и неразрывная цепочка совокупностей и беспрерывных перерождений. Как говорил Будда, начало этой цепи – самый первый момент – увидеть (или хотя бы определить) невозможно.

!!! За время своих странствий, отшельничества и медитаций Будда Шакьямуни открыл немало истин. Именно соответствие им позволяет человеку обрести свободу, разорвав круг сансары.

Как разорвать бхавачакру

Прежде всего нужно избавиться от трех ядов, которые неизменно отравляют сознание человека. Очистившись таким образом, нужно сосредоточиться на духовном развитии.


И речь не только о том, чтобы соблюдать все правила буддизма и не пренебрегать его канонами (что это?) – нужны определенные усилия для объективного самоанализа, который поспособствует разрушению причинно-следственных связей, замкнувших человека в колесе сансары. Как это делается:

  1. попытайтесь осознать, из-за чего вы оказались в круге страданий – какие поступки, помыслы или деяния были отравлены алчностью, невежеством или злостью;
  2. определите условия, при которых вы могли бы освободиться от бхавачакры и перейти в другой, лучший сегмент колеса;
  3. совершите необходимые действия – избавьтесь от недостатков, верните долги, извинитесь перед людьми, которых обидели, и т. д.;
  4. далее неуклонно следуйте восьмеричному пути, который подразумевает постоянное преодоление препятствий в виде невежества, привязанности, гнева, глупости, ревности, зависти, гордыни, заблуждения.

Что такое сансара в философии определение кратко


Возможно ли полностью разорвать сансару и достичь нирваны? Пожалуй, нельзя ответить на этот вопрос однозначно. Верить или не верить – каждый решит для себя сам.

Так или иначе, мудрость Будды учит самому хорошему в жизни. Совсем не важно, разомкнется колесо или нет. Важно то, каким человеком ты будешь.

Источник: KtoNaNovenkogo.ru

САНСАРА

санскр., дословно «блуждание», «переход через разл. состояния», «круговорот») — в этико-религ. воззрениях индийцев обозначение мирского бытия, связанного с цепью рождений и переходом из одного существования в другое, а также — населенных живыми существами миров, в к-рых происходит этот переход. Идея С. и ее преодоления, выхода из цепи существования занимает цент. место в ряде этико-религ. систем, созданных в Индии (в индуизме, джайнизме, буддизме). Характерен образ переправы через океан С. как метафор. описание мирской суеты, спасения. В натурфилос. аспекте идея С. связана с представлением о периодич. возникновении и уничтожении миров. В будд. религ.-мифологич. представлениях С. означает бытие, к-рое неизбежно связано со страданиями и перерождениями живых существ. С. противопоставляется нирване. Мифологич. аспект понятия С. таков: в безначально существующей С. есть 6 видов существ — боги, асуры, люди, животные, прета и обитатели ада.


тя способ существования в этих б воплощениях по внешним проявлениям неодинаковый (первые три считаются относит. благоприятными, последние три — неблагоприятными), суть их всех одинакова — страдание. Вся С. представляет замкнутую систему: после смерти существа перерождаются или в своей прежней сфере, или в более благоприятных, или в менее благоприятных сферах в зависимости от совершенных ими поступков (карма): напр., тот, кто в этой жизни является человеком, может после смерти переродиться в бога, в следующем рождении — в обитателя ада, затем стать прета, животным, асурой и т. д. Цепь перерождений является безначальной, но она может иметь конец, которым и служит нирвана. Достичь нирваны в состоянии только люди, поэтому рождение в облике человека считается особенно благоприятным (хотя жизнь богов кажется более счастливой). Считается, что нирвана находится вне системы С. и не имеет с ней причинно-следств. связи. Тем не менее мифологич. представления буддистов допускают вмешательство (и даже вступление) нирванических существ в С.: так, дхьяни — будды эманируются в С. в виде бодхисаттв в земных будд, особо выдающиеся личности могут в исключит. случаях иметь контакты даже с Адибуддой. Л. Э. Мялль

Источник: Буддизм как культурно-исторический феномен. Словарь

Источник: terme.ru

Сансара и карма

Карма — это последствия всех наших действий, т. е. проявление воздаяния; объединение всех благочестивых и неблагочестивых действий, которые были сделаны во всех жизнях.

Сансара — это состояние привязанности к жадности, ненависти и невежеству. Также это иллюзия, которая скрывает истинную реальность.

И так мы будем находиться в ловушке сансары в каждой жизни, одна за другой, пока не найдём пробуждение через просветление.

Закон сансары


Закон сансары — причинно-следственная связь, это закон кармы, который заставляет отвечать за поступки. Он даёт человеку последствия за совершённые им действия (за то, что он делает или не делает, ведь бездействие также является действием).

Закон сансары — это закон наказаний и вознаграждений за поступки. Закон сансары не является кармой. Закон сансары — это результат состояния кармы, а на неё оказывают влияние наши действия.

Колесо сансары

Колесо сансары также называется бхавачакра, круг сансары или колесо жизни (не перепутайте с колесом баланса жизни). Это необычная цепочка жизней, где изображено объединение миров, которые находятся в непрерывном движении и преображении.

В центре круга часто находятся животные, которые символизируют эти чувства:

  • змея — злость;
  • петух — привязанность и страсть;
  • свинья — алчность и неведение.

Второй круг показывает слева монахов и верующих, существующих по правилам (в доброте, совершенстве), а в правой части находятся противоположные им существа (которые живут в грехе). Хорошее перерождение предназначено тем, кто слева, а тем, кто справа — плохое.


Третий круг — это разные миры, какими их видят буддисты: небеса, боги и божества, люди, мучающиеся духи низших миров, животные, полыхающий пламенем и льдом ад.

Четвёртый круг — это своеобразная рамка колеса, которая показывает 12 связей или ступеней, которые заставляют колесо двигаться и составляют карму:

  • невежество;
  • импульс для движения;
  • сознание;
  • форма;
  • органы чувств;
  • прикосновения;
  • чувства;
  • желания;
  • привязанности;
  • прогресс;
  • рождение;
  • старость, смерть.

Как выйти из колеса сансары

Согласно кругу сансары, быть грешником можно не только телесными действиями, но и словами, и даже мыслями. То есть для того, чтобы человеку выбраться из сансары, не достаточно не делать плохих поступков, ещё нужно правильно говорить и думать.

Действия и принципы жизни, которые помогут выйти из круга:

  • освободить себя от ядов неведения, злости и страха;
  • спасение жизни (человек, животное и всё живое);
  • проявлять материальную или духовную щедрость (дать кому-то нужную информацию, либо кого-то лишний раз похвалить, уже считается щедростью);
  • быть верным действиями и в мыслях: друзьям, семье, спутнице/спутнику жизни;

  • не врать и всегда приходить к примирению в спорах;
  • интеллигентная речь, несущая людям добро;
  • быть благодарным за то, что есть в жизни;
  • проявлять любовь и милосердие ко всем(у) вокруг;
  • проявлять постоянную тягу к обучению, пытаться понять сущность всего вокруг, развиваться духовно;
  • не бояться отвечать за каждый свой поступок (здесь нет математики деяний «плюс — за хорошие, минус — за плохие», они не складываются, поэтому хорошими поступками плохие не перекрыть).

Что такое мокша?

Мокша (санскрит moksa — освобождение, избавление) — в индуизме и буддизме это избавление человека от сансары, т. е. от страданий бесконечности всё новых перерождений.

Двенадцатичленная формула бытия

В буддизме это 12 нидан, это схема процесса идеи причинности (на санскрите pratītyasamutpāda — пратитья-самутпада).

Этот принцип гласит, что всё происходит через причину и следствие, и что всё взаимосвязано. Т. е. любое явление, будь то внешнее или внутреннее, происходит как реакция на предыдущую причину. И абсолютно все явления, в свою очередь, обусловливают последующие результаты.

Звенья Двенадцатичленной формулы бытия:

Санскрит Перевод Описание
1) Avidya Неведение недостаток мудрости; является корнем всех зол.
2) Samskara Волевое действие / составляющие кармы мы не понимаем истину, поэтому у нас есть побуждения, ведущие к действиям, которые ведут нас по пути существования по колесу сансары, это сеет семена кармы.
3) Vijnana Сознание в буддийской системе существует шесть различных типов сознания: сознание глаз, сознание ушей, сознание обоняния, сознание вкуса, сознание касания и сознание мысли.
4) Nama-rupa Имя и форма момент, когда материя (rupa) присоединяется к уму (nama), когда формируется иллюзия индивидуального, независимого существования.
5) Sadayatana Шесть органов чувств возникают шесть чувств (глаз, ушей, носа, языка, тела и разума), которые ведут к следующим связям.
6) Sparsha Чувственный контакт / соприкосновение контакт между чувственными способностями человека и внешней средой.
7) Vedana Ощущение есть только три возможных чувства: приятные, неприятные или нейтральные; их можно испытать в различной степени, от слабого до интенсивного.
8) Trishna Жажда / страстное желание это причина стресса или страдания (дуккха).
9) Upadana Привязанность привязанности к чувственным удовольствиям, ошибочным взглядам, внешним формам и явлениям.
10) Bhava Становление это то, что продолжает продвигать нас по кругу бесконечности сансары.
11) Jati Рождение цикл перерождения включает в себя рождение в жизнь сансары.
12) Jara-maranam Старение и смерть всё неизбежно ведёт к старости и смерти; карма одной жизни приводит в движение следующую жизнь.

Узнайте больше о Буддизме и Будде.

Источник: www.uznaychtotakoe.ru


Categories: Философия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.