Огромное влияние науки на жизнь и деятельность людей заставляет философию обратить внимание на саму науку и сделать ее предметом изучения. Что такое наука? Чем отличается научное знание от мифа и религиозных представлений? В чем ценность науки? Как она развивается? Какими методами пользуются ученые? Попытки найти ответы на эти и другие вопросы, связанные с пониманием науки как особой сферы человеческой деятельности, привели к возникновению в рамках аналитической философии особого направления — философии науки, которая сформировалась в XX в. на стыке трех областей: самой науки, ее истории и философии. Трудно указать тот момент, когда возникает философия науки как особая сфера философского исследования. Рассуждения о специфике научного знания и методов науки можно найти еще у Ф. Бэкона и Р. Декарта. Каждый философ нового времени, рассматривавший проблемы теории познания, так или иначе обращался к науке и ее методам. Однако долгое время наука рассматривалась в общем контексте гносеологического анализа. У О. Конта, У. Уэвелла, Д. С. Милля, Э. Маха научное познание постепенно становится главным предметом теории познания, А. Пуанкаре, П. Дюгем, Б. Рассел уже специально анализируют структуру науки и ее методы. Однако только логический позитивизм четко разделил научное и обыденное познание и провозгласил науку единственной сферой человеческой деятельности, вырабатывающей истинное знание.


Предметом философии науки является исследование общих закономерностей по производству, проверке и обоснованию научного знания на разных этапах развития общества.

Одной из важных ее задач является исследование того, как исторически меняются способы формирования нового научного знания и каковы механизмы воздействия социокультурных факторов на этот процесс.

Чтобы выявить общие закономерности развития научного познания, философия науки должна опираться на материал истории различных конкретных наук. Она вырабатывает определенные гипотезы и модели развития знания, проверяя их на соответствующем историческом материале. Все это обусловливает тесную связь философии науки с историко-научными исследованиями.

Прежде чем приступать к исследованию науки и пытаться отвечать на какие-то вопросы относительно научного знания, ученый должен иметь определенное представление о том, что такое человеческое познание вообще, каковы его природа и социальные функции, его связь с производственной практикой и т.п. Ответы на эти вопросы дает философия, причем разные философские направления дают различные ответы. Поэтому каждый философ науки с самого начала вынужден опираться на те или иные философские представления.


У всех методологических концепций один базис, один предмет изучения — современная наука и ее история. И сколь бы разными ни были философские воззрения исследователей, они не могут игнорировать общепризнанные факты истории науки и современные научные теории.

Современная философия науки выступает от имени естественно-научного и гуманитарного знания, пытается понять место науки в современной цивилизации в ее многообразных отношениях к этике, политике, религии, выполняет и общекультурную функцию, не позволяя ученым стать невеждами, абсолютизирующими узкопрофессиональный подход к явлениям и процессам. В наши дни к философии науки примыкают социологические и психологические науки.

По лекции — предметом философии науки являются общие закономерности и тенденции научного познания как особой деятельности по производству научных знаний, взятых в их историческом развитии и рассмотренных в исторически изменяющемся социокультурном контексте.

Современная философия науки рассматривает научное познание как социокультурный феномен. И одной из важных ее задач является исследование того, как исторически меняются способы формирования нового научного знания и каковы механизмы воздействия социокультурных факторов на этот процесс. Чтобы выявить общие закономерности развития научного познания, философия науки должна опираться на материал истории различных конкретных наук. Она вырабатывает определенные гипотезы и модели развития знания, проверяя их на соответствующем историческом материале. Все это обусловливает тесную связь философии науки с историко-научными исследованиями.

Под предметом понимают то, что изучает та или иная наука. В отношении Философии науки выделяют два подхода:


  • философия науки как направление философии представлена множеством оригинальных концепций, предлагающих ту или иную модель развития науки;
  • философия науки как дисциплина возникла в ответ на социальную потребность осмыслить социокультурные функции науки.

Как дисциплина философия науки испытывает на себе влияние со стороны:

  • общего социокультурного фона эпохи;
  • гносеологических, методологических исследований (гносеология – теория познания; методология – методы познания);
  • моделей и концепций разработанных в рамках философии науки как направления философии.

Сама наука оказывает существенное влияние на общество, мы повсеместно имеем дело с последствиями ее развития: и в мировоззрении, и в мире окружающих нас вещей. Вся наука устремлена в будущее. И хотя утверждается, что наука многоаспектна и многогранна, она прежде всего представляет собой производство знаний. Без знания наука не существует, именно производство знаний делает науку наукой. Поэтому философия науки пытается ответить на следующие основные вопросы: что такое научное знание, как оно устроено, каковы принципы его организации и функционирования, что собой представляет наука как производство знаний, каковы закономерности формирования и развития научных дисциплин, чем они отличаются друг от друга, и как взаимодействуют? При этом, анализируя закономерности развития научного знания, философия науки обязана учитывать историческую изменчивость науки.


Ведь в процессе ее развития происходит не только накопление нового знания и корректировка ранее сложившихся представлений о мире, в этом процессе изменяются все компоненты научной деятельности: изучаемые ею объекты, средства и методы исследования, особенности научных коммуникаций, формы разделения и кооперации научного труда; т.е. новая эпоха предполагает новые идеалы научности. Также от эпохи к эпохе изменяются функции науки в жизни общества. Сегодня выделяют три основные социокультурные функции науки:

  • еще с XVII века – наука как мировоззрение (с этих пор ценность образования, основанного на усвоении научных знаний, стала восприниматься как нечто само собой разумеющееся);
  • со второй половины XIX века – технологическая функция (с этих пор наука становится производительной силой общества);
  • в XX веке – функция рационализации человеческого поведения и деятельности (наука начинает все активнее применяться в различных сферах управления социальными процессами, выступая основой квалифицированных экспертных оценок и принятия управленческих решений. С этих пор наука превращается в социальную силу).

Сегодня философия науки уже преодолела ранее свойственные ей иллюзии в создании универсального метода или системы методов, которые могли бы обеспечить успех исследования для всех наук и во все времена. Она выявила историческую изменчивость не только конкретных методов науки, но и глубинных методологических установок, характеризующих научную рациональность. Современная философия науки показала, что сама научная рациональность исторически развивается и что доминирующие установки научного сознания могут изменяться в зависимости от типа исследуемых объектов и под влиянием изменений в культуре.

Философия науки не стремится нас чему-то учить, она не формулирует специально никаких конкретных рецептов или предписаний, она объясняет, описывает, но не предписывает. Ученому философия науки позволяет посмотреть на свою область знаний со стороны, осознать закономерности ее развития, осмыслить ее в контексте науки как целого, и таким образом, расширить кругозор.

Источник: students-library.com

«Философия» по-гречески значит «любовь к мудрости». Поначалу «философией» назывались все существующие знания о причинах вещей, устройстве мира, космоса, природы.


едметом философии был, следовательно, весь мир. В период средневековья философия была тесно связана с христианской теологией (богословием), и своим предметом она избрала представления о духовном мире человека и его связи с Богом. В эпоху Возрождения, напротив, предметом философского познания стала природа, что придало естественнонаучный характер знаниям. Вплоть до эпохи Просвещения слово «философия» оставалось собирательным именем для всех наук, синонимом науки как таковой. Все, и естественные, и гуманитарные научные дисциплины считались разделами философии. Однако, когда со временем науки одна за другой отделились от нее, перед философами встала непростая проблема: что осталось на долю философии от ее прежнего предмета — целого мира?

Представители позитивистской философии утверждают, что у философии нет больше своего личного предмета, и ей остается только собирать готовые знания, полученные другими науками, и строить из них «всеобщую картину мира».

В современных философских направлениях предмет определяется по-разному: как мировоззрение, как методология познания, как знание о мире в целом, как форма идеологии, как наука о наиболее общих законах природы, общества и мышления, как производство концептов, как нерационализированнное постижение мира.

В настоящее время философия рассматривается через социальные и культурные аспекты своего развития. Поскольку область объектного знания осталась науке, то философия обратилась к проблемам человеческой субъективности, выраженной в знаково-символических формах деятельности.


Философия — единство философских взглядов. Все философские взгляды можно классифицировать по следующим критериям:

а) Решение основного вопроса философии:

Что является первичным, дух или природа;

Познаваем ли мир.

б) Методы решения философских вопросов: диалектика, метафизика, материализм, идеализм,
рационализм и т.д.

Функции философии:

мировоззренческая — способствует формированию целостной картины мира, представлений
об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром.

методологическая — абстрактно-теоретическое объяснение мира, общие методы познания и
освоения действительности человеком.

гносеологическая — регламентирует механизм познания — правильное и достоверное познание
окружающей действительности.

критическая — проповедуемый всеми философами со времен античной философии принцип —
подвергать все сомнению.

прогностическая — основана на способности философских знаний прогнозировать тенденции
развития, будущее материи, сознания, науки, человека, природы и общества.

воспитательно-гуманитарная — прививает человеку и обществу гуманистические цели и
идеалы, укрепляет мораль, помогает найти смысл жизни.

социальная — объясняет социальное бытие и способствует его материальному и духовному
изменению. Помогает осознать и сформулировать коллективные цели и способы их
достижения.


Философия многогранна. Она охватывает мир человеческой жизни и мир культуры в его многообразии. Рассмотрение философии как культурно-исторического явления позволяет охватить весь динамичный комплекс проблем, взаимосвязей, функций.

Источник: studopedia.ru

Философия (от греч. phileo — люблю, sophia — мудрость) — любовь к мудрости.

Философия — это наука о всеобщем, она — свободная и универсальная область человеческого знания, постоянный поиск нового.

Философию можно определить как учение об общих принципах познания, бытия и отношений человека и мира.

Цель философии — увлечь человека высшими идеалами, вывести его из сферы обыденности, придать его жизни истинный смысл, открыть путь к самым совершенным ценностям.

Философия как система делится: на теорию познания; метафизику (онтологию, философскую антропологию, космологию, теологию, философию существования); логику (математику, логистику); этику; философию права; эстетику и философию искусства; натурфилософию; философию истории и культуры; социальную и экономическую философию; религиозную философию; психологию.


Философия включает в себя:

— учение об общих принципах бытия мироздания (онтология или метафизика);

— о сущности и развитии человеческого общества (социальная философия и философия истории);

— учение о человеке и его бытии в мире (философская антропология);

— теорию познания;

— проблемы теории познания и творчества;

— этику;

— эстетику;

— теорию культуры;

— свою собственную историю, т. е. историю философии. История философии являет собой существенную составляющую предмета философии: она есть часть содержания самой философии.

Предмет философии — все сущее во всей полноте своего смысла и содержания. Философия нацелена не на то, чтобы определить внешние взаимодействия и точные границы между частями и частицами мира, а на то, чтобы понять их внутреннюю связь и единство.

Основные усилия осознавшей себя философской мысли направляются к тому, чтобы найти высшее начало и смысл бытия.

Фундаментальные проблемы (или разделы) философской науки, ее предметное самоопределение — это уникальность и смысл бытия человека в мире, отношение человека к Богу, идеи познания, проблемы нравственности и эстетики, проблемы сознания, идея души, ее смерть и бессмертие, социальная философия и философия истории, а также история самой философии.

Функции философии:


— мировоззренческая функция (связана с понятийным объяснением мира);

— методологическая функция (заключается в том, что философия выступает как общее учение о методе и как совокупность наиболее общих методов познания и освоения действительности человеком);

— прогностическая функция (формулирует гипотезы об общих тенденциях развития материи и сознания, человека и мира);

— критическая функция (распространяется не только на другие дисциплины, но и на саму философию, принцип «подвергай все сомнению» свидетельствует о важности критического подхода к существующему знанию и социокультурным ценностям);

— аксиологическая функция (от греч. axios — ценный; любая философская система содержит в себе момент оценки исследуемого объекта с точки зрения самих различных ценностей: нравственных, социальных, эстетических и т. п.);

— социальная функция (опираясь на нее, философия призвана выполнять двуединую задачу — объяснять социальное бытие и способствовать его материальному и духовному изменению).

Следующая глава >

Источник: fil.wikireading.ru


Categories: Философия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.