Современные трактовки предмета философии разными авторами

Автор Трактовка предмета философии
А.Ф. Зотов Отношения человек-мир в наиболее общем смысле с целью получения человеком устойчивых жизненных ориентиров, познать смысл своего существования.
А.А. Горелов Основополагающие вопросы о происхождении, а также выполнении функций природы, человека и общества. Таким вопросами являются: происхождение мира и человека, устройство мира, познание его человеком, что такое истина, красота, добро, а также в чем смысл существования человека в мире  пр.
Д.Л. Родзинский Знания о принципах, законах и закономерностях изучаемой реальности, порождающие духовную мудрость, которая раскрывается в отношении человека к самому себе.
О.Д. Волкогонова Место человека в мире и их взаимодействие, а также смысл краткого нахождения человека в бесконечном мире.
В.П. Кохановский Высшие смыслы, цели и ценности человека и его культуры.

Эволюция понимания предмета философии

Понимание предмета философии сложилось:


  • в результате расширения мировоззренческого сознания: выхода за рамки мифологии и начальных форм религии;
  • в результате отделения философии от остальных наук.

Противопоставление мифологии (древнегреческая философия)

В отличие от начальных форм религиозности и мифологии, философия ориентируется не на авторитет, обычаи, традиции и стереотипы сознания, а на процесс познания мира и человеческой жизни.

Антропоморфизму (придание природным вещам и процессам человеческих качеств), мифологии и религии той эпохи противопоставляется суждение о мире как месте функционирования безличных объективных сил.

Царица наук

Более осмысленному пониманию предмета философии содействовала  цель отделить то особое знание, которое представляет собой философия от всей совокупности знаний той эпохи. Ввиду недостаточной развитости опытного, экспериментального естествознания того времени философия выступала в роли науки, объясняющей причины и движущие силы рассматриваемых явлений и процессов. Она играла роль особой «науки наук», или «царицы наук», единственно способной объяснить все происходящее как в человеке, так и в окружающем его мире.


Метафизика

По мнению Аристотеля метафизика – особый вид знания, надстраивающегося над физическим или, по мнению того времени, естественно-научным знанием. Если под понятием «знание» подразумевать не только фиксацию наблюдаемого или непосредственно данного, но и способность объяснить с теоретической точки зрения, выявить суть наблюдаемого, то на первоначальных стадиях развития философия заключала в себе все наличное знание. Таким образом, философия представляла собою все знание о человеке в частности и окружающем его мире в целом. На протяжении долгого времени оставалось такое представление о предмете философии.

Отделение наук

Значительно позже (Новое время, XVII) отдельные конкретные науки стали отъединяться от философии. В результате у естественных наук отпала необходимость в философии как особого, высшего типа знания, выступающего покровителем и контролирующего их. Философия перестала играть роль «царицы наук». Соответственно возникла необходимость модификации и уточнения интерпретации ее предмета.

Взаимоотношения с религией

На протяжении двух столетий (XVII и XVIII) философия восстанавливает статус самостоятельной науки, независимой от религии. Философия становится господствующей силой в духовной жизни общества и человека, в то время как религия и богословие отодвигаются на второй план.


Значительный рост авторитета философии привел к кардинальному изменению осознания ее предмета и предназначения. Именно тогда возникает, особенно в нашей стране, представление о том, что философия – наука об общих закономерностях развития природы, общества и человеческого мышления.

Завершение формирования понятия о предмете философии

В середине следующего столетия (XIX) философия ищет другие основоположения человеческого существования, являющиеся связующим звеном между миром и сознанием человека.

В современной философии таким звеном выступает многообразный язык: математический и логический, способы фиксации и систематизации эмпирических данных, показаний, художественно-символические средства и т. д.

Еще одним связующим звеном между бытием и сознанием является культура: вся творческая и созидательная деятельность человека в совокупности и ее результаты, т.е. все то, что было преобразовано человеком, а не является исключительно природным явлением или предметом. С этой точки зрения предмета философии в современном понимании – анализ всеобщих категорий или универсалий культуры: ее характеристик и свойств.

При этом сохраняется традиционная интерпретация философии как своеобразной формы духовной деятельности человека, в процессе которой происходит появление универсальной картины бытия и представлений о мире. Средством достижения этой цели, является многообразная культурно-творческая деятельность человека во всех проявлениях.

Ссылки, источники литературы


  1. Волкогонова О.Д. Основы философии: учебник / О.Д. Волкогонова, Н.М. Сидорова – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2013.-480 с.
  2. Горелов А.А. Основы философии : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / A.A. Горелов. — 15-е изд., стер. — М: Издательский центр «Академия», 2014. — 320 с.
  3. Зотов А.Ф. Философия: Учебник / Под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, A.B. Разина.— 2-е изд., перераб. и доп.— М.: Академический Проект; Трикста, 2004.— 688 с.
  4. Кохановский В.П. Основы философии : учебник / В.П. Кохановский, Т.П. Матяш,В.П. Яковлев, Л.B. Жаров ; под ред. В.П. Кохановского. — 15-е изд., стер. — М .: КНОРУС, 2015. — 232 с.
  5. Миронов В.В. Философия: Учебник для вузов / Под общ. ред. В. В. Миронова. — М.: Норма, 2005. — 928 с.
  6. Родзинский Д.Л. Философия в вопросах и ответах: учебное пособие / Д.Л. Родзинский – М.: МПСИ, 2009. — 448 с.

Источник: NauchnieStati.ru

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЦЕНТРОСОЮЗА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КООПЕРАЦИИ»

КАЗАНСКИЙ КООПЕРАТИВНЫЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

КАФЕДРА ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН


Мазилов А.И.

ФИЛОСОФИЯ

Лекции для студентов очной и заочной формы обучения специальностей

080502.65 «Экономика и управление на предприятии (торговля и общественное питание)», 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», 100101 «Сервис», 080401 «Товароведение и экспертиза товаров», 260501 «Технология продуктов общественного питания», 080105 «Финансы и кредит», 100200 «Туризм»

Казань

2010

Лекция №1

ФИЛОСОФИЯ, КРУГ ЕЕ ПРОБЛЕМ И РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ

План

1. Предмет философия

2. Мировоззрение и его исторические типы. Философское мировоззрение

3. Зарождение философской мысли. Античная философия

1. Предмет философии

Становление и развитие представлений о сущности, предмете, функциях философии осуществлялось в процессе ис­торического развития общественной жизни, расширения и уг­лубления знаний о мире. Отдельные философские идеи, взгля­ды превращались в систему знаний о мире и, наконец, в цело­стное учение, теорию, науку, опирающуюся на законы и прин­ципы, составляющие сущность процессов, явлений и самого мира как системы, целостности.


годня можно дать следующее определение философии и её предмета: философия — это наука об универсальных принципах и законах развития мира, материального и ду­ховного бытия. Законы неразрывно связаны с принципами, составляющими основу организации мира как развивающейся системы и высту­пающими основоположением любого знания. Философия опи­рается на принципы универсальной связи, единства и развития.

В процессе развития философии как учения о мире сложи­лась её структура: онтология /учение о бытии/, диалектика /учение о развитии/, гносеология /теория познания/, социология /учение о человеке и обществе/.

Философия отвечает требованиям научного знания по предмету, наличию категориального аппарата, мето­ду, функциям. Но философия отлична от частнонаучного зна­ния:

1. Её предметом являются универсальные, всеобщие законы и принципы бытия.

2. Философия исследует проблему субстанции мира как причины и сущности ее форм, систем и процессов природы, общества и сознания.

3. Содержанием категорий философии являются универ­сальные существенные связи бытия.

4. Философия является методологией научного познания -способом освоения мира на основе универсальных принципов и законов, теоретическим основанием синтеза частнонаучных знаний в научную картину мира. В процессе развития знаний о мире происходит взаимообогащения философии и частных на­ук.


Соотношение философского и естественно­научного знания заключается в следующем: с одной стороны, философия, предметом которой является всеобщее, выступает теоретическим обобщением эмпирического, конкретного зна­ния естественных наук. С другой стороны, фи­лософия выступает методологией естественных наук, выраба­тывая подходы к рассмотрению эмпирических фактов. В этом состоит диалектичность, взаимозависимость и взаимодействие философии и естествознания, абстрактного и конкретного зна­ния.

Любое научное знание, опирающееся на законы и принци­пы, представляет собой единство теории и метода; с одной сто­роны, сама теория, логика которой определена этими законами, становится методом исследования, с другой, эта теория своим содержанием помогает выработке новых методов и способов исследования проблем. Теория — система идей, взглядов, на­правленных на познание, объяснение явлений, процессов объ­ективного мира — отвечает на вопрос, что является предметом исследования, раскрывает его природу, сущность, всесторонние связи. Основным требованием является ее истинность и прак­тическая ценность. Метод — способ и средство познания и прак­тического изменения явлений и процессов, соответствующий законам и принципам, действующим в сфере этих явлений. Ме­тод отвечает на вопрос: как познать мир?

Философия как развивающееся теоретическое знание, имеющее своим предметом и основанием универсальные законы и принципы помогает:


• определить стратегию, направление научных исследований;

• фундаментальные философские проблемы, раскрывающие сущность, основу, причину, связи мира как целостности, являются основанием /непосредственно или опосредован­но/ содержания научных понятий, идей, теорий;

• научные предвидения и прогноз опираются на философ­скую методологию;

• научные методы опираются на принципы и законы фило­софии как теории и методологии.

Таким образом, на протяжении всей своей истории философия рассматривает и решает следующие проблемы:

1. проблема объекта и предмета философии. Объектом философии является мир как единое целое, что да­ет общий взгляд на мир. Предметом философии являются законы, свойства и формы бытия, действующие во всех областях материального и духовного мира.

2. Проблема первоосновы мира. Это проблема материальной или

духовной, идеальной первоосновы мира.

3. Проблема развития мира. Эта проблема формирования ме­тодов

познания мира, которые по-разному подходят к вопросу о его

развитии.

4. Проблемы познаваемости мира. Это определение объекта и субъекта

познания и раскрытие их сложного диалектического характера.

5. Проблема человека и его места в мире. Это изучение человека как мироздания в целом. Развитие человеческой культуры в этом случае предстает как единый, целостный процесс, связанный с формированием, функционированием, хранением, переходом культурно-исторических ценностей из одной эпохи в другую, с критическим преодолением уста­ревших форм развития культуры и становлением новых форм. Филосо­фия, т.о., выступает как самосознание культуры той или иной историче­ской эпохи.


2. Мировоззрение и его исторические типы. Философское мировоззрение

Осваивая и познавая мир, человек задумывается о тайнах миро­здания, судьбах человечества, о жизни и смерти, о смысле жизни, о со­вести, о добре и зле. Эти и другие «вечные» вопросы, заново решаемые новыми поколениями, составляют круг вопросов, необходимых челове­ку для общей ориентации в мире, для понимания своего места и роли в нем. Ответы на эти «вечные» вопросы формируют у человека общий взгляд на мир, составляют основу его мировоззрения.

Мировоззрение — это система взглядов человека на мир, на себя и свое место в мире.

Истоками философии и религии в древнем мире были мифы. В мифологии в целостном единстве были слиты реальность и фантазия, знание и вера, мысль и действие, естественное и сверхестественное. По­добная целостность, нерасчлененность сознания была исторически не­обходимым способом освоения древними людьми действительности. Однако по мере развития знания, угасания первобытных форм общест­венной жизни мифология уходит со сцены общественного сознания. Но остались «вечные» вопросы — о происхождении мира и человека, о жиз­ни и смерти и т.д. Их унаследовали от мифов религия и философия, но отвечают на них по-разному.


Религия — это такая форма мировоззрения, в которой мир в соз­нании человека удваивается на посюсторонний (земной, реальный, ес­тественный) и потусторонний (небесный, сверхъестественный, сверх­чувственный), причем сверхъестественные силы в виде богов играют главенствующую роль в мироздании и в жизни людей.

В отличие от религии, философия стремится опереться на науку: догме противостоит сомнение, эмоциям — интеллект, вере — логика.

Философское знание обосновывает соответствующее мировоззре­ние.

Первые древнегреческие философы предметом изучения сделали природу — рассматривали проблемы возникновения и строения мира, искали первооснову всего сущего, из которой все возникает и в кото­рую все превращается. Поворот от космоса к человеку совершил Со­крат (470-399 гг. до н.э.), который поставил проблемы смысла челове­ческой жизни и смерти и др. С тех пор философия ставит перед собой двуединую задачу — исследование мира и человека в их взаимосвязи, взаимоотношении.

Предназначение философии — создание целостного миропонима­ния, объяснение объективной реальности и предельных оснований чело­веческих действий в системе логических категорий и законов.

В чем же состоит своеобразие философии?

Во-первых, она обладает всеобщностью и абстрактностью.

Вторая характерная особенность философии — наличие в ней зна­чительного ценностного компонента. Это означает, что философия, будучи рефлексией над всей культурой, обладает аксиологическим ас­пектом, что она такое сложное духовное образование, которое призвано утверждать гуманистические идеалы: Истину, Добро, Справедливость, формировать целостное мировоззрение личности.

Третья отличительная черта философии заключается в ее особой рефлексивности (отражение). Она рефлексирует саму духовную дея­тельность, исследует и показывает, как изучаются процессы реальной действительности, является результатом самосознания всей науки, пре­дельным основанием духовной культуры.

В силу этих особенностей философия является интегратором всей культуры. Ведь именно философская система в отличие от науч­ной теории не склонна выделять группу факторов, а претендует на всеобщую значимость своего принципа.

Философия всегда обращается к достижениям других наук, опи­раясь на которые она строит общую картину мира. О тесной связи фи­лософии и науки В.И. Вернадский заметил: «Точное и глубокое логиче­ское изучение понятий есть основа и самая суть философского мышле­ния. Это та сила- анализ понятий, которым философия глубочайшим образом влияет на науку».

Источник: smekni.com

Предмет философии развивался и менялся каждую историческую эпоху вследствие различного уровня развития культуры и общества. Изначально он включал в себя знания о природе, человеке и космосе. Впервые как отдельную область теоретического знания философию выделил Аристотель. Он определял ее как знание, которое лишено чувственной конкретики, знание о причинах, о сущности, о сути.

В период научной революции (конец XVI — начало XVII в.) от философии начинают отделяться конкретные науки: механика земных и небесных тел, астрономия и математика, позже физика, химия, биология и т. д. В это время предметом философии является изучение об­щих законов развития природы и общества, человеческо­го мышления. Философия же становится методологией научного познания и практической деятельности.

Объектом изучения современной философии является окружающий мир, который представляется как многоуровневая система.

Выделяют четыре предмета осмысления окружающей действительности: Природу (окружающий мир), Бога, Человека и Общество. Данные понятия отличаются друг от друга специфическим способом существования в мире.

Природа представляет собой все, что существует само по себе, стихийно, спонтанно, . Природе свойственен естественный способ существования, она просто есть, была и будет.

Бог соединяет в себе представления о потустороннем мире, о мистических и волшебных существах. Сам Бог представляется вечным, всемогущим, вездесущим, всеведущим. Способ существования Бога – сверхъестественный.

Общество представляет собой социальную систему, состоящую из людей, вещей, знаков, институтов, которые не могут возникнуть сами по себе. Все это создано людьми в процессе их деятельности. Социальной действительности присущ искусственный способ существования.

Человек — это живое существо, однако его нельзя целиком и полностью отнести ни к природному, ни ко социальному, ни к божественному. В человеке есть и качества, которые заложены генетически, и те, которые формируются только в социальной среде, а также божественные — способность творить и создавать. Таким образом, человеку присущ синтетический (комбинированный) способ существования. Человек в некотором смысле является пересечением, фокусом, смысловым центром существования.

Философию можно разделить на три части в соответствие со специфическими ее «предметами»: объектом деятельности, субъектом деятельности и непосредственно самой деятельностью, ее методами и средствами осуществления. В соответствие с данной классификацией предмет философии также делится на три части:

1. Природа, сущность мира в целом (объективная реальность).

2. Сущность и назначение человека и общества (субъективная реальность).

3. Деятельность — систему «человек-мир», взаимодействие и взаимоотношения между субъектом и объектом, а так же направления, способы и характер деятельности.

1. При исследовании природы и сущности мира в целом внимание уделяется объективной реальности, общему представлению о мире, его категориальной структуре, принципах его существования и развития. Однако мир может восприниматься человеком по-разному: как существующий вечно, сам по себе, не зависимо от человека и общества, или как действительность, которая возникла в результате реализации некой идеи. На основании различных подходов к пониманию мира формируется основной вопрос философии: об отношении мышления к бытию (или духа к материи), который ставит своей задачей определить, что же первично: материя или создание. В зависимости от ответа на данный вопрос различают два основных философских направление – материализм и идеализм.

Источник: www.mudriyfilosof.ru


Categories: Философия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.