Биография

Демокрит Абдерский – знаменитый древнегреческий философ, который считается основателем теории атомизма, владел энциклопедическими знаниями. Ученый муж изучал точные и естественные науки и участвовал в составлении первого календаря.

Демокрит родился в городе Абдерах, находящемся во Фракии. Датой рождения принято считать 460-370 г. до н.э. Семья мальчика славилась богатством и праведной жизнью. Помимо Демокрита родители дали жизнь еще двум сыновьям – Геродоту и Дамасу. В Греции родной город юноши считался городом простаков и невежд, а жителей называли откровенными глупцами. Смышлёный мальчуган опровергает мнение соотечественников об Абдерахе.

Портрет Демокрита
Портрет Демокрита

Дамасипп, глава семейства, оставил в наследство детям акры земли, три сотни голов скота, рабов и деньги. Мужчина надеялся, что отпрыски увеличат состояние. Демокрит отказался от имущества, взяв 100 талантов. Родственники считали, что он купит товары или использует средства на торговые операции. Но юноша отправился странствовать, так с детства мечтал постичь истину.


За 8 лет странствий побывал в Персии, Индии, Египте и Вавилоне. Полтора года прожил в Афинах, где слушал лекции Сократа и общался с Анаксагором. Почерпнул знания у персидских халдеев и магов. Вернутся в родной город мужчину заставила нужда. Растратив на путешествия отцовское наследство, вынужден жить за счет родного брата Дамаса.

Демокрит защищает себя на суде
Демокрит защищает себя на суде

В Абдерахе подвергнулся заключению под арест за растрату имущества. На суде юный философ защищал права самостоятельно и отчитался перед согражданами за деяния. Объяснил собравшимся, что потратил деньги не на пустые скитания, а на познание мудрости других народов, на изучение чужеземных нравов, обычаев, науки.

В конце оправдательной речи Демокрит зачитал отрывки из собственного произведения «Большой мирострой», которое объясняло происхождение Вселенной и строение вещей. Горожане оправдали мудреца и наградили деньгами. Этот момент биографии философа подтверждается исследованиями трудов Цицерона, Диогена Лаэрция и Афинагора.

Наука


Жизнь и научные эксперименты знаменитого абдеритянина не оставляли равнодушными сограждан, которые считали его помешанным. Демокрит любил гулять часами по кладбищу, где обдумывал идеи сотворения мира в тишине и спокойствии. В разговоре мог запросто расхохотаться без причины. Мужчина объяснял это тем, что житейские трудности и нюансы – это ничто, в сравнении с глобальностью мироздания.

Друзья ученого пригласили Гиппократа для исцеления душевнобольного «смеющегося философа». Основанием послужило то, что люди увидели, как мужчина вспарывает трупы животных ножом, вынимает внутренности и увлеченно конспектирует, рассматривая органы зверей. Гиппократ зафиксировал полноценное здоровье – психическое и физическое. Доктор отметил, что впервые встречает такого умного и образованного человека.

Смеющийся Демокрит
Смеющийся Демокрит

Демокрит изучал физику, астрономию, медицину, математику, музыку. Каждая сфера подвластна величайшему мыслителю Греции. Мудрец считается основоположником атомистического учения, которое гласит, что в мир состоит только пустоты и атомов. Выводы ученого относительно следующих наук таковы:


  • Математика. Отрицание бесконечной делимости сводится к тому, что геометрические тела раскладываются на листочки (плоскости), которые дробятся на нити (линии), распадающиеся на зернышки (точки). Создает теорию математической проекции и перспективы. Демокрит первым высказал мысль о том, что конус представляет собой третью часть цилиндра, а пирамида – это часть призмы. Эту теорему доказал Евдокс.
  • Физика. Абдерский ученый доказал существование атомов – неделимых частиц, движущихся в пустоте. Атомы притягиваются друг к другу, образуя тела и фигуры.
Демокрит и атомы
Теория атомов придумана Демокритом
  • Биология. Происхождение и развитие человеческой расы произошло путем «самозарождения». Демокрит говорил: «Мухи заводятся в гнилом мясе, а черви — в иле». Организмы приспосабливались к условиям жизни и эволюционировали. Конечная цель природы – человек, после рождения которого адаптация и перерождение не остановятся.
  • История и культура. По мнению ученого, люди объединились в стаи для защиты от диких животных. Эта же причина послужила развитию речи и интеллекта. С течением лет в человеческой общине сформировалось понятие нравственности и обобщение ценностей, что привело к созданию государств и законов.

Карта Демокрита
Карта Демокрита
  • Астрономия. Неисчислимое количество атомов, двигаясь в хаотичном порядке, сталкиваются и цепляются друг за друга. Вихрь, возникший в космосе, объединил частицы. Так, по мнению ученого, появилась Земля, которая размещена в центре Вселенной.
  • География. Ученый муж создал географическую карту, основываясь на собственных путешествиях. В карте начертаны все страны и города, которые посетил.

Основополагающей стадией древнегреческого материализма становится учение Демокрита, принципы которого заложены в собственную философию Эпикура.

Философия

Дионисий Галикарнасский (древнегреческий мыслитель) отмечает трех греческих философов, обладающих поэтическим слогом и даром красноречия. Это – Аристотель, Демокрит и Платон. Ученые рассказывают легенду, что Платон приказал скупить и уничтожить труды антагониста Демокрита, но правдоподобность этого не обоснована.


Абдерский мудрец внимательно изучал философию эллинов, но невероятное влияние на становление мировоззрения оказал Левкипп. Наставник ученого переехал в Абдерах из Элеи и организовал атомистическую школу, где преподавал теорию атомов во вселенной. Демокрит становится верным учеником и ярым соратником таинственного философа, от которого почерпнул основы собственной атомистической концепции.

Портрет Демокрита. Художник Антуан Куапель
Портрет Демокрита. Художник Антуан Куапель

Проблема основ бытия считается основополагающей в философском учении. Стремясь разгадать сущность материи, Демокрит выдвигает утверждения, которые впоследствии становятся гениальными догадками. Согласно этой теории, природа и материя – первичны, а чувственность, душа, сознание и боги – вторичны. Атомы и пустота – это основа, остальное – дополнение.

В мире отсутствуют цвета, запахи, вкус, размеры, а присутствует только воздействие атомов на чувства. 

«Ни одна вещь не возникает из небытия и не уходит в ничто. Атомы не перевоплощаются, а остаются равнозначными. Объединение и распад атомов побуждает возникновение и разрушение вещей».


Демокрит и Гераклит
Демокрит и Гераклит

В Европейской философии и живописи распространено противопоставление двух философов, чьи взгляды на жизнь разительно отличались. Смеющийся Демокрит и плачущий Гераклит с завидной периодичностью припоминались потомками. Первый считал человеческую жизнь никчемной и забавной, а второй грустил и сострадал каждому встречному. Вальтер Скотт писал: 

«Эти два исполнителя закона представляют полную полярность друг другу как по внешности, так и по приемам».

Личная жизнь

Личная жизнь у древнегреческого ученого отсутствовала. Сексуальную жизнь не одобрял, считая это преобладанием удовольствия над сознанием. В момент соития мужчина руководствуется животными инстинктами, что для ученого не подобающе. Женщин считал глупыми и никчемными созданиями, пригодными только для продолжения рода.

Статуи Демокрита
Статуи Демокрита

Роль отца не вдохновляла философа. Он считал, что маленькие дети помешают умственной и созерцательной работе. Потомства Демокрит не оставил. По высказыванию Тертуллиана, в 90-летнем возрасте ослепил себя, чтобы не возжелать женщину. Эта гипотеза признана ошибочной и доказано, что к этим годам ученый муж попросту ослеп.

Смерть

Гиппарх сообщает, что великий философ умер безболезненно, не страдая болезнями, дожив до 109 лет. За три дня до смерти просил ежедневно приносить в комнату горячий хлеб и булочки, чтобы насладиться ароматом. Погребение состоялось за государственный счет, а при прощании горожане воздали почести великому соотечественнику.

Интересные факты

  • Являлся атеистом. Богов создали люди, чтобы объяснить миропорядок.
  • Стремился к самосовершенствованию и духовному росту.
  • Написал 70 трудов.
  • Считал, что душа состоит из «жизненных атомов» огненного цвета.
  • Человеческий разум расположен в груди, а не в голове.
  • Возникновение ремесел объяснял тем, что человек это «подсмотрел» в животном мире.
  • В 20 веке в честь ученого назвали лунный кратер.

Источник: 24smi.org

Родина Демокрита, личные качества философа


Демокрит родился во Фракии, в древнегреческом городе Абдере. Этот место в Греции считалось не просто глухой провинцией, но даже городом глупцов. Однако нарицательное «абдерит», в переводе означающее «глупец», «простофиля», «простак», стало именем собственным одного из выдающихся умов древности, Демокрита. Из многочисленных легенд и свидетельств мы узнаем, что Абдерит был «смеющимся философом».

Ему казалось несерьезным все, что делалось всерьез. Сохранившиеся рассказы о нем свидетельствуют, что Демокриту была свойственна глубокая житейская мудрость, обширные познания, наблюдательность.

Знакомство с достижениями философов

Дамасипп, его отец, был одним из наиболее богатых горожан. Поэтому Демокрит получил хорошее образование для своего времени. Учителями будущего философа были персидские мудрецы, которые жили в Абдере, когда там пребывал Ксеркс, персидский царь. Однако настоящим учителем Демокрита является Левкипп, глава местной философской школы. Именно благодаря ему и познакомился с трудами греческих философов Демокрит. Атомизм его основан на тщательном изучении достижений его предшественников. Исследованием работ греческих философов его образование не ограничилось. Демокрит, атомизм которого будет рассмотрен чуть ниже, хотел познакомиться с достижениями мировой мысли, поэтому отправился в путешествие.

Первое путешествие Демокрита

Через некоторое время умер его отец. Он оставил значительное наследство своему сыну, и Демокрит решил отправиться в путешествие. Философ поехал в Вавилон, а затем и в Египет. Везде он встречался с мыслителями, а также знакомился с вавилонскими магами и египетскими жрецами. Из этого следует, что мировоззрение его было сформировано под влиянием множества культур как древнего, так и нового мира. Демокрит взял от каждой из них какие-то элементы и создал свою философскую систему.


Преподавание, основные сочинения

Возвратившись в Абдеру, он начал преподавать философию, а также создавать собственные сочинения. Диоген Лаэртский позже составил каталог трудов Демокрита. В него включены названия более 70 работ. Среди них главное место занимают следующие сочинения: «О логике, или Мерило», «Малый диакосмос», «Великий диакосмос». Просто удивительна широта интересов этого философа. Не было области знаний, которую он оставил бы без внимания.

Философ Демокрит, как известно, пользовался большой славой в своем городе еще при жизни. В благодарность за его заслуги жители Абдеры поставили ему бронзовую статую. Кроме того, рассказывали, что он был одним из самых известных ораторов своего времени. Известно, что Демокрит занимался филологией, создал руководство по красноречию.

Второе путешествие

Через некоторое время он решил совершить еще одно путешествие, на сей раз в Афины. В то время здесь трудились самые знаменитые философы Греции. Диоген рассказывал, что Демокрит встречался с Сократом и Анаксагором. Однако они не разделили его взглядов. Ведь существование богов категорически отрицал Демокрит. Атомизм его совершенно не согласуется с божествами в общепринятом смысле.

«Великий диакосмос»


Возвратившись в родной город, философ создал труд «Великий диакосмос». В этом произведении изложена концепция устройства мира. Демокрит считал, что все предметы состоят из атомов, мельчайших частиц. Пока их было мало, они свободно двигались. Постепенно атомы стали притягиваться друг к другу, как птицы собираются в стаи — журавли с журавлями, голуби с голубями. Так появилась Земля.

Атомизм Демокрита: основные положения

Два вида свойств явлений различал Демокрит. Одни — «вещи в себе» — образ, величина, твердость, движение, масса. Другие свойства явлений связаны с различными органами чувств человека — запах, звук, яркость, цвет. Согласно философу, движениями атомов можно объяснить все, что происходит в нашем мире. На этом утверждении строится атомизм Демокрита. Кратко расскажем об основных идеях философа, которые следуют из этой мысли.

Демокрит считал, что атомы находятся в постоянном движении, постоянно то разъединяющем, то соединяющем их. Процесс разъединений и соединений приводит к исчезновению и появлению отдельных предметов. В результате их взаимодействия получается все разнообразие существующего. Неподвижная земля — центр вселенной. По форме она является плоским цилиндром, который окружен воздухом. В этом воздухе движутся различные небесные тела. Философ считал эти тела массами вещества, которые находятся в раскаленном состоянии и увлечены в высоту быстрым круговым движением. Они состоят из вещества, подобного земному. Атомами огня проникнуты все части вселенной. Они гладкие, круглые и очень мелкие. Эти атомы выполняют важную роль — оживляют вселенную. В человеке их особенно много.

Конечно, мы охарактеризовали атомизм Демокрита кратко. Говорить о нем можно долго, но нам нужно рассказать и об остальных достижениях этого философа.

Человек в трудах Демокрита

Следует отметить, что именно человек является главным предметом исследований древнегреческого философа. Он доказывал, что устройство нашего организма очень целесообразно. Вместилищем мышления является мозг, вместилищем страстей — сердце. Однако тело, по мнению Демокрита, лишь «сосуд души». Философ считал самой важной обязанностью каждого человека заботу о своем душевном развитии.

Демокрит утверждал, что изменчивый мир явлений — призрачный мир. Изучение его явлений не может привести людей к истинному знанию. Демокрит, признавая призрачным чувственный мир, считал, подобно Гераклиту, что человек должен сохранять душевное спокойствие, какими бы ни были обстоятельства. Тот, кто может отличать существенное от случайного, подлинное от призрачного, счастья ищет не в чувственных наслаждениях, а прежде всего в том, чтобы дать правильный ход своей душевной жизни.

По Демокриту, целью нашего существования является счастье. Однако оно заключается не в наслаждениях и внешних благах, а в неизменном спокойствии души, в довольстве. Это достигается чистотой дел и мыслей, воздержанностью, умственным образованием. Согласно Демокриту, счастье каждого из нас зависит от того, как он себя ведет. Боги дают нам лишь хорошее, только собственным безрассудством человек превращает его в дурное. Применение к делам частной и общественной жизни этих мыслей составляет основу нравственной философии Демокрита.

Божественные силы в учении Демокрита

Естественно, что богам не было места в мире, каким этот мыслитель представлял его себе. Атомизм Деомкрита отвергает возможность их существования. Философ полагал, что люди сами придумали их, что они являются воплощениями человеческих свойств и явлений природы. Зевса, например, Демокрит отождествлял с Солнцем, а Афина, как считал он, — олицетворение разума.

Согласно его учению, божественные силы — это силы человеческого разума и природы. А божества, созданные религией, или призраки, олицетворившие представления людей о силах природы, или духи («демоны»), — смертные существа.

Математические работы

Этот философ, как свидетельствуют античные источники, написал немало и математических работ. К сожалению, только несколько фрагментов дошло до нашего времени. В них содержатся формулы объема ряда фигур, например, пирамиды и конуса, выведенные им.

Социальные проблемы, рассматриваемые Демокритом

Много задумывался и о социальных проблемах Демокрит. И философия атомизма, кратко изложенная выше, и другие его идеи впоследствии были восприняты многими мыслителями. Например, самой лучшей формой устройства государства, согласно этому философу, является государство-полис. Демокрит видел цель жизни человека в достижении эвтюмии — особого состояния, при котором люди не испытывают страстей и не боятся ничего.

Разносторонние интересы Демокрита

Последовательностью выводов, проницательностью ума, обширностью знаний Демокрит превосходил практически всех философов, как прежних, так и его современников. Весьма разносторонней была его деятельность. Он создал трактаты по естествознанию, математике, эстетике, естественным наукам, техническим искусствам, грамматике.

Влияние на других мыслителей

Демокрит и философия атомизма в частности сильно повлияли на развитие естествознания. Об этом влиянии у нас есть лишь смутные сведения, поскольку многие его труды погибли. Однако можно считать, что как натуралист Демокрит был величайшим из предшественников Аристотеля. Последний очень многим был ему обязан и говорил о его работах с глубоким уважением.

Как мы уже сказали, многие сочинения мыслителя были утрачены впоследствии, нам известно о них только по сочинениям других философов, разделявших или оспаривавших его взгляды. Известно, что античный атомизм Демокрита и воззрения этого философа сильно повлияли на Тита Лукреция Кара. Кроме того, Лейбниц и Галилео Галилей, которые считаются основоположниками новой концепции земного устройства, опирались на его труды. Более того, создатель атомной физики Нильс Бор однажды заметил, что устройство атома, предложенное им, целиком следует из работ античного философа. Теория атомизма Демокрита, таким образом, намного пережила ее создателя.

Источник: FB.ru

Эпистемология

Д. дви­жет­ся в рус­ле вы­дви­ну­той элей­ской шко­лой ди­хо­то­мии мне­ния и зна­ния и ге­рак­ли­тов­ско­го ре­ля­ти­виз­ма в от­но­ше­нии фе­но­ме­наль­но­го ми­ра. Про­ти­во­пос­тав­ле­нию то­го, что су­ще­ст­ву­ет «до­под­лин­но», «в ре­аль­но­сти», то­му, что су­ще­ст­ву­ет лишь в субъ­ек­тив­ном пред­став­ле­нии, или «ус­лов­но», со­от­вет­ст­ву­ют два ви­да по­зна­ния – «под­лин­ное» (или «за­кон­но­ро­ж­дён­ное», γνώμη γνησίη) и «тём­ное» (или «не­за­кон­но­ро­ж­дён­ное», γνώμη σϰοτίη), т. е. тео­ре­тич. ра­зум и чув­ст­вен­ное вос­при­ятие, при­чём ра­зум вы­сту­па­ет как шес­тое чув­ст­во, ко­то­рое ви­дит и слы­шит там, где ощу­ще­ния сле­пы. Ра­зум да­ёт «точ­ное зна­ние», ощу­ще­ния – лишь «при­вте­каю­щее мне­ние», обу­слов­лен­ное пси­хо­фи­зич. со­стоя­ни­ем ин­ди­ви­да. Все чув­ст­вен­ные ка­че­ст­ва субъ­ек­тив­ны, сле­до­ва­тель­но, кар­ти­на ми­ра, пе­ре­да­вае­мая ощу­ще­ния­ми, – те­ат­раль­ная де­ко­ра­ция или бре­до­вое на­ва­ж­де­ние (обы­ден­ное соз­на­ние как «су­ма­сше­ст­вие»), «че­ло­век от­ре­зан от ре­аль­но­сти», «ис­ти­на по­гре­бе­на в глу­би­не». Но в от­ли­чие от скеп­ти­ков Д. не со­мне­ва­ет­ся в том, что «ис­тин­ная ре­аль­ность», скры­тая за фе­но­ме­на­ми, су­ще­ст­ву­ет и по­зна­вае­ма: это ато­мы и пус­то­та. Воз­мож­но, позд­нее эм­пи­ризм ио­ний­ской шко­лы взял верх в Д.: в бо­лее позд­нем, чем «Ка­но­ны» (осн. ло­ги­ко-эпи­сте­мо­ло­гич. трак­тат), соч. «Пре­одо­ле­ния» ощу­ще­ния да­ют «под­твер­жде­ния» или «удо­сто­ве­ре­ния» то­го, что по­сти­га­ет­ся ра­зу­мом.

Атомы и пустота

Со­глас­но Ари­сто­те­лю, ато­ми­стич. уче­ние Д. воз­ник­ло в от­вет на ар­гу­мен­ты элей­цев про­тив дви­же­ния и мно­же­ст­ва. Элей­цы ут­вер­жда­ли, что дви­же­ние и мно­же­ст­вен­ность бы­тия (по­ни­мае­мо­го как «пол­ное») не­воз­мож­ны без раз­гра­ни­чи­ваю­щей его пус­то­ты, ото­жде­ст­в­ляв­шей­ся ими с не­бы­ти­ем. Со­глас­но сфор­му­ли­ро­ван­но­му Д. прин­ци­пу рав­но­ве­ро­ят­но­сти, или исо­но­мии, бы­тие (пол­ное) ни­чуть не бо­лее ре­аль­но, чем не­бы­тие (пус­тое). Вме­сто еди­но­го су­ще­го Пар­ме­ни­да име­ет­ся бес­ко­неч­но мно­го су­щих в бес­ко­неч­ной пус­то­те, при­чём ка­ж­дая час­ти­ца бы­тия «не­де­ли­ма» (ато­мон). Атом не­де­лим в си­лу сво­ей фи­зич. плот­но­сти и не­про­ни­цае­мо­сти (от­сут­ст­вия в нём пус­то­ты). Ато­мы веч­ны (без­на­чаль­ны и не­унич­то­жи­мы), не под­вер­же­ны из­ме­не­ни­ям, ли­ше­ны чув­ст­вен­ных ка­честв, их суб­стан­ция («при­ро­да») аб­со­лют­но од­но­род­на. Они раз­ли­ча­ют­ся толь­ко ве­ли­чи­ной, фор­мой, а так­же (в со­еди­не­ни­ях) «кон­так­том» и «по­во­ро­том» (или «по­ряд­ком» и «по­ло­же­ни­ем», по Ари­сто­те­лю). Ато­мы мо­гут ме­ха­ни­че­ски со­еди­нять­ся ме­ж­ду со­бой пу­тём «сце­п­ле­ния» или «пе­ре­пле­те­ния» и вре­мен­но «со­пре­бы­вать», по­ка внеш­няя не­об­хо­ди­мость (анан­кэ) не рас­се­ет их. Со­глас­но сфор­му­ли­ро­ван­но­му Д. за­ко­ну сквоз­ной при­чин­но­сти, «ни­что не про­ис­хо­дит бес­при­чин­но (или «спон­тан­но», μάτην), но всё в си­лу не­ко­то­ро­го ос­но­ва­ния и под дей­ст­ви­ем (внеш­ней) не­об­хо­ди­мо­сти» (у Ио­ан­на Сто­бея этот фраг­мент при­пи­сы­ва­ет­ся Лев­кип­пу). По­доб­но то­му как из од­них и тех же букв мож­но со­ста­вить тра­ге­дию или ко­ме­дию, так все­воз­мож­ны­ми ком­би­на­ция­ми ато­мов по­ро­ж­да­ет­ся всё мно­го­об­ра­зие чув­ст­вен­но­го ми­ра. По-ви­ди­мо­му, ато­мы об­ла­да­ют «ве­сом», про­пор­цио­наль­ным их ве­ли­чи­не, но не об­ла­да­ют «тя­же­стью», ко­то­рая по­бу­ж­да­ла бы их «па­дать» в пус­то­те (как ато­мы Эпи­ку­ра). Т. о., ато­мам ско­рее все­го свой­ст­вен­но бес­по­ря­доч­ное дви­же­ние во всех на­прав­ле­ни­ях, обу­слов­лен­ное ис­клю­чи­тель­но со­уда­ре­ни­ем и от­ска­ки­ва­ни­ем («рас­прей», по вы­ра­же­нию Д.). Про­стран­ст­во Д. ото­жде­ст­в­лял с пус­то­той, а вре­мя счи­тал субъ­ек­тив­ной фик­ци­ей.

Атомистическая космогония

(вклю­чая про­ис­хо­ж­де­ние жи­вых су­ществ и ран­ние ста­дии че­ло­ве­че­ской куль­ту­ры) из­ла­га­лась в «Боль­шом Ми­ро­строе» и «Ма­лом Ми­ро­строе» (пер­вый из них толь­ко Ари­сто­тель и Тео­фраст при­пи­сы­ва­ли Лев­кип­пу). На пер­вой ста­дии про­ис­хо­дит обо­соб­ле­ние ско­п­ле­ния ато­мов в «ве­ли­кой пус­то­те» (т. е. про­стран­ст­ве од­но­го ми­ра, час­ти «бес­ко­неч­ной пус­то­ты»), на вто­рой ста­дии «в си­лу не­об­хо­ди­мо­сти» воз­ни­ка­ет вихрь, дей­ст­вую­щий как се­па­ра­тор: круп­ные ато­мы со­би­ра­ют­ся в цен­тре вих­ря (бу­ду­щая Зем­ля), мел­кие «вы­тал­ки­ва­ют­ся» на пе­ри­фе­рию (ог­нен­ное ве­ще­ст­во не­бес­ных све­тил), «по­доб­ное стре­мит­ся к по­доб­но­му», как при про­сеи­ва­нии се­мян че­рез си­то. Тра­диц. че­ты­ре эле­мен­та, т. о., сво­дят­ся к аг­ло­ме­ра­там ато­мов рав­но­го раз­ме­ра, но разл. фор­мы, и, как и у Анак­са­го­ра, пред­став­ля­ют со­бой «пан­спер­мии» (на­бо­ры все­воз­мож­ных се­мян-ве­ществ). Весь кос­мос (по ана­ло­гии с рос­том жи­вых су­ществ) за­клю­чён в «обо­лоч­ку», в цен­тре на­хо­дит­ся «ба­ра­ба­но­об­раз­ная» Зем­ля, на са­мой уда­лён­ной ор­би­те – Солн­це, на са­мой близ­кой – Лу­на, ме­ж­ду ни­ми – пла­не­ты. Пер­вые жи­вые ор­га­низ­мы за­ро­ди­лись из ила по ме­ре вы­сы­ха­ния влаж­ной зем­ли. По за­ко­ну исо­но­мии нет ос­но­ва­ний счи­тать, что наш мир – един­ст­вен­ный: в бес­ко­неч­ном про­стран­ст­ве их долж­но быть бес­ко­неч­но мно­го, при­чём од­ни их них по­доб­ны, дру­гие от­лич­ны от на­ше­го. В те­че­ние бес­ко­неч­но­го вре­ме­ни в раз­ных час­тях Все­лен­ной ми­ры воз­ни­ка­ют, рас­тут и по­ги­ба­ют, стал­ки­ва­ясь ме­ж­ду со­бой при рас­ши­ре­нии. В ча­ст­но­сти, вспыш­ки эпи­де­мий объ­яс­ня­ют­ся про­ник­но­ве­ни­ем в зем­ную ат­мо­сфе­ру атом­ных по­то­ков из по­гиб­ших ми­ров.

Про­ис­хо­ж­де­ние и раз­ви­тие че­ло­ве­че­ской куль­ту­ры по Д. пред­по­ло­жи­тель­но ре­кон­ст­руи­ру­ют­ся на ос­но­ва­нии соч. Дио­до­ра Си­ци­лий­ско­го (I, 7) (со­глас­но ги­по­те­зе Рай­нхард­та, этот пас­саж че­рез Ге­ка­тея Аб­дер­ско­го вос­хо­дит к Д.). Изо­бре­те­ние жи­ли­ща, оде­ж­ды и т. д. вы­во­дит­ся из «ну­ж­ды» и «стрем­ле­ния к поль­зе», в ис­кус­ст­вах и ре­мёс­лах че­ло­век под­ра­жал при­ро­де и жи­вот­ным (пау­ку – в тка­че­ст­ве, лас­точ­ке – в до­мо­строи­тель­ст­ве и т. д.). В тео­рии про­ис­хо­ж­де­ния язы­ка Д. пред­по­ла­гал по­сте­пен­ное раз­ви­тие от ста­дии «нев­нят­но­сти» к чле­но­раз­дель­ной яс­но­сти и рас­смат­ри­вал язык как чис­то кон­вен­ци­ональ­ную сис­те­му зна­ков («по ус­та­нов­ле­нию»), ссы­ла­ясь на су­ще­ст­во­ва­ние омо­ни­мии, си­но­ни­мии, пе­ре­име­но­ва­ния и от­сут­ст­вие стро­го­го ана­ло­гиз­ма в сло­во­об­ра­зо­ва­нии.

Психология и теория ощущений

Ду­ша (псю­хэ) то­ж­де­ст­вен­на с ра­зу­мом (ну­сом) и со­сто­ит из тон­чай­ших сфе­рич. ато­мов «ог­ня», про­ни­каю­щих в лю­бые меж­атом­ные про­ме­жут­ки и об­ла­даю­щих наи­выс­шей под­виж­но­стью. Ме­ж­ду лю­бы­ми дву­мя ато­ма­ми те­ла на­хо­дит­ся атом «ду­ши», при­во­дя­щий их в дви­же­ние. Смерть ха­рак­те­ри­зу­ет­ся «рас­сея­ни­ем» ин­ди­ви­ду­аль­ной ду­ши, но са­ми по се­бе ато­мы «ду­ши» бес­смерт­ны; сла­бая сте­пень соз­на­ния при­су­ща да­же тру­пам и не­жи­во­му (см. Ги­ло­зо­изм). Все чув­ст­вен­ные вос­при­ятия Д., по Ари­сто­те­лю, сво­дил к ося­за­нию, т. е. к кон­так­ту ме­ж­ду вос­при­ни­маю­щи­ми ато­ма­ми ду­ши и «ис­те­че­ния­ми» от пред­ме­тов. Все те­ла по­сто­ян­но из­лу­ча­ют ма­те­ри­аль­ные сним­ки, или «об­ра­зы» (εἲδωλα), ко­то­рые от­пе­ча­ты­ва­ют­ся на воз­ду­хе ме­ж­ду объ­ек­том и гла­зом; этот от­пе­ча­ток, по­доб­но вол­не, про­ни­ка­ет в глаз и пе­ре­да­ёт­ся в мозг. Цве­то­вые ощу­ще­ния обус­лов­ле­ны раз­ли­чия­ми в фор­ме и ком­би­на­ции ато­мов. Звук вы­зы­ва­ет­ся «раз­дроб­ле­ни­ем» воз­ду­ха внут­ри тел на ато­мы оди­на­ко­вой фор­мы под воз­дей­ст­ви­ем зву­ко­вой вол­ны. Вку­со­вые ощу­ще­ния так­же сво­дят­ся к фор­маль­ным раз­ли­чи­ям: ощу­ще­ние ки­сло­го вы­зы­вают «уг­ло­ва­тые» ато­мы, слад­ко­го – «круг­лые» и т. д. По­ми­мо пя­ти чувств Д. при­зна­вал су­ще­ст­во­ва­ние экс­т­ра­сен­сор­но­го вос­при­ятия «у бес­сло­вес­ных жи­вот­ных, муд­ре­цов и бо­гов». Лю­бые фан­та­стич. об­ра­зы, воз­ни­каю­щие в со­зна­нии (в т. ч. во вре­мя сна), – ре­аль­ны. Ре­ин­тер­пре­ти­руя в тер­ми­нах ато­ми­сти­ки нар. ве­ру в «де­мо­нов», но­ся­щих­ся в воз­ду­хе, Д. рас­смат­ри­вал их как атом­ные «ис­те­че­ния»-об­ра­зы, про­ни­каю­щие че­рез по­ры в че­ло­ве­ка (осо­бен­но но­чью и при экс­та­тич. со­стоя­ни­ях); они мо­гут пред­ска­зы­вать бу­ду­щее и ока­зы­вать на лю­дей бла­го­твор­ное или зло­твор­ное влия­ние. По не­ко­то­рым сви­де­тель­ст­вам, эти об­ра­зы про­ни­ка­ют в «наш мир» из кос­мич. про­стран­ст­ва – бла­го­да­ря им воз­ник­ли древ­ние пред­став­ле­ния о бо­гах.

Этика

Д. ори­ен­ти­ро­ва­на на пси­хо­ло­гич. эв­де­мо­низм, её клю­че­вое по­ня­тие – эв­тю­мия, «бла­го­рас­по­ло­же­ние ду­ха», вы­ра­жаю­щее идею ду­шев­но­го ком­фор­та, – трак­то­ва­лось в од­но­им. этич. трак­та­те. Ино­гда это иде­аль­ное со­стоя­ние опи­сыва­ет­ся в не­га­тив­ных тер­ми­нах как «без­мя­теж­ность» или «не­воз­му­ти­мость». «Судь­бы» (тю­хэ) не су­ще­ст­ву­ет, че­ло­век об­ла­да­ет сво­бо­дой во­ли (не­смот­ря на ато­ми­стич. де­тер­ми­низм в фи­зи­ке), ни­ка­кие внеш­ние ус­ло­вия не мо­гут сде­лать его не­сча­ст­ным. Ду­шев­ный по­кой дос­ти­га­ет­ся из­бав­ле­ни­ем от глу­пых же­ла­ний и не­оп­рав­дан­ных на­дежд, пре­одо­ле­ни­ем стра­ха смер­ти и за­гроб­но­го на­ка­за­ния (ос­но­ван­но­го на оши­боч­ных пред­став­ле­ни­ях о ми­ре и бо­же­ст­ве), пред­поч­те­ни­ем ду­хов­ных цен­но­стей ма­те­ри­аль­ным, не­из­мен­ным сле­до­ва­ни­ем тра­диц. греч. этич. идеа­лу «ме­ры». Жизнь фи­ло­со­фа име­ет осо­бую рег­ла­мен­та­цию: фи­ло­соф от­ка­зы­ва­ет­ся от де­то­ро­ж­де­ния, не уча­ст­ву­ет в об­ществ. де­лах, най­ти при­чи­ну од­но­го яв­ле­ния для не­го цен­нее, чем по­лу­чить пер­сид­ский пре­стол, он – гра­ж­да­нин ми­ра.

В об­лас­ти по­ли­ти­ки Д. да­ёт гл. обр. прак­тич. на­став­ле­ния. Бед­ность при де­мо­кра­тии на­столь­ко же пред­поч­ти­тель­нее бо­гат­ст­ва при ти­ра­нии, на­сколь­ко сво­бо­да луч­ше раб­ст­ва. Ин­те­ре­сы по­ли­са – пре­вы­ше все­го, т. к. при его ги­бе­ли гиб­нет всё. За­ко­ны бла­го­твор­ны для лю­дей, толь­ко ес­ли они доб­ро­воль­но им под­чи­ня­ют­ся: как чис­то внеш­нее при­ну­ж­де­ние, за­кон не мо­жет за­пре­тить гре­шить втай­не. От­сю­да по­сто­ян­ные апел­ля­ции Д. к нравств. вос­пи­та­нию гра­ж­дан, к со­вес­ти, «сты­ду пе­ред со­бой», к «за­ко­ну в ду­ше», за­пре­щаю­ще­му «со­вер­шать не­по­до­баю­щее». Бо­га­тые долж­ны де­лить­ся с бед­ны­ми, бед­ные – не за­ви­до­вать бо­га­тым, т. к. «со­гла­сие» гра­ж­дан – за­лог об­ще­го спа­се­ния. За­висть при­во­дит к ре­во­лю­ци­ям и гражд. вой­нам, но в гражд. вой­не не мо­жет быть по­бе­ди­те­лей, т. к. вы­иг­рав­шие её про­иг­ры­ва­ют на­рав­не с по­бе­ж­дён­ны­ми. Т. о., дос­тиг­ший со­стоя­ния эв­тю­мии (и сво­бод­ный от за­вис­ти) ста­но­вит­ся не толь­ко ис­точ­ни­ком ра­до­сти для са­мо­го се­бя, но и за­ло­гом со­ци­аль­но­го ми­ра.

В эпо­ху ан­тич­но­сти фи­ло­со­фия Д. име­ла су­ще­ст­вен­ное влия­ние, в 4 в. до н. э. – бла­го­да­ря де­мок­ри­тов­цам (Несс, Мет­ро­дор из Хио­са, Дио­ген из Смир­ны, Анак­сарх, Ге­ка­тей из Аб­де­ры, Апол­ло­дор, На­вси­фан, Дио­тим, Бион из Аб­де­ры), в эл­ли­ни­стич. вре­мя – бла­го­да­ря её адап­та­ции Эпи­ку­ром и Лук­ре­ци­ем. За­бы­тая в сред­ние ве­ка, она при­об­ре­ла про­грамм­ное зна­че­ние в Но­вое вре­мя (Ф. Бэ­кон, Дж. Бру­но, Г. Га­ли­лей, П. Гас­сен­ди) как пер­вая по­сле­до­ват. сис­те­ма ме­ха­ни­стич. де­тер­ми­низ­ма в про­ти­во­по­лож­ность те­лео­ло­гиз­му Ари­сто­те­ля.

Источник: bigenc.ru

Биография

Будущий философ родился во фракийском городе Абдеры около 460 года до н.э. в богатой семье, славившейся своим праведным жизненным укладом. После смерти, отец семейства оставил Демокриту и его двум братьям – Геродоту и Дамасу большое состояние в надежде, что потомки его приумножат.

Демокрит

Однако у Демокрита не было никакой тяги к накоплению богатств и взяв 100 талантов, он отправился путешествовать, чтобы обрести новые знания.

Поиски истины привели его в южные и восточные страны, где он провёл 8 лет перенимая знания египетских жрецов и персидских халдеев и магов.

Интерес к восточной философии, вероятно, был обусловлен тем, что, когда Демокрит был ещё ребёнком, его отец принял у себя отступающего Ксеркса с войском. В благодарность за радушный приём тот оставил хозяину дома нескольких своих мудрецов в качестве учителей.

Также Демокрит заехал и в Афины, где прожил полтора года, слушая лекции Сократа и общаясь с Анаксагором.

По причине крайней нужды, он был вынужден прервать свои странствия и вернуться в родные Абдеры, где был обвинён в растрате имущества. На суде он выступил с речью, где разъяснил согражданам, что в путешествиях изучил культуру и научные достижения других стран, что может оказаться чрезвычайно полезным. Суд закончился удачно для философа, его оправдали и даже вручили денежное вознаграждение.

В Абдерах он и прожил до самой своей смерти в 370 до н. э. на тот момент ему было 90 лет. Однако по свидетельству Гиппарха, великий философ дожил до 109 лет и спокойно умер, не страдая никакими болезнями. Расходы на погребальные церемонии взяла на себя городская казна, а на само погребение пришло множество абдерских граждан, дабы воздать последние почести великому соотечественнику.

Философские идеи и взгляды

Демокрит направление в философии

1. Теория Атомов

Главное философское достижение Демокрита – это, разумеется, теория атомов. Согласно ей, всё сущее состоит из мельчайших неделимых частиц – атомов. Между атомами есть пустое пространство, а сами атомы неразрушимы и пребывают в постоянном движении.

Аристотель, цитируя Демокрита, наделяет атомы весом, но это не совсем верно.

Если цитировать Демокрита близко к контексту, то он говорил, что движение атомов подобно пылинкам, движущимся в солнечном луче без какого-либо ветра. Сталкиваясь, скопления атомов образуют вихри, однако, в отличие от мнения Анаксагора, движет ими не некий Разум (нус), а механические причины.

Атомы не содержат пустоты, поэтому неделимы. Для лучшего понимания своей идеи он приводил пример с яблоком:

«Когда нож режет яблоко, он разрезает не атомы, а пустоту между ними. если бы в яблоке не было этой пустоты, его невозможно было бы разрезать»

Каждый атом сам по себе внутренне неизменен, но иногда при столкновении определённых атомов друг с другом они могут создавать соединения.

Атомов существует бесконечное множество, но характеризует каждый 3 параметра:

  • Фигура (По фигуре атомы различаются как, например, Д и Т)
  • Величина (Ш и ш)
  • Поворот (Имеется в виду такой же атом, но занимающий несколько иное положение в пространстве, примерно как буквы Р и Ь)

Кроме этих трёх, есть и четвёртая характеристика, называемая «порядок». Он определяет свойства соединений, образующийся, когда атомы сцепляются друг с другом

Существует бесконечное множество форм атомов. Но по мнению Демокрита, и душа, и огонь состоят из одинаковых атомов сферической формы, отличающихся, вероятно, по другим характеристикам.

Из вихрей, которые получаются при столкновении скоплений атомов, создаются тела, а в последствии и миры. У каждого мира должно быть начало и конец, также ему может грозить разрушение при столкновении с большим, чем он сам, миром.

2. Теория возникновения жизни

В «Малом мирострое» Демокрит предполагал, что жизнь возникла благодаря самозарождению. Он аргументировал это тем, что «мухи заводятся в гнилом мясе, а черви в иле». По такой же аналогии, он предположил, что первая жизнь зародилась в некой первобытной слизи.

Человек стал результатом длительного отбора среди самых приспособленных существ, однако, на нём эволюция закончиться не должна. Чтобы выжить, люди вынуждены были действовать сообща. Это привело к возникновению речи, а впоследствии образованию языков, общин и городов.

В теле каждого живого существа, считал Демокрит, есть некоторое количество огня (вероятно, имеется в виду сферические атомы, из которых состоит душа). Содержащая в себе огонь душа наделяет тело теплом и приводит в движение. Самое большое количество огня находится в мозге либо в грудной клетке.

3. Мышление и восприятие

Мысль представлялась Демокриту как некое движение, способное вызывать движение.

Демокрит, в отличие от многих соотечественников, считал, что мышление и восприятие –  вполне материальные физические процессы.

Восприятие бывает двух видов:

  • Рассудочное – восприятие такого типа зависит только от самих вещей и, по сути, является характеристиками, которые реально присущи воспринимаемым объектам. К ним относятся такие параметры как: тяжесть, плотность, твёрдость, ширина, объём и.т.д.
  • С помощью чувственного восприятия мы даём характеристики объектам, руководствуясь нашими органами чувств, которыми мы их воспринимаем. К ним относятся: цвет, вкус, теплота, запах. Эти качества реально не присущи объектам, а всего лишь наше представление о них.

Мировоззрение

Демокрит, как ярый приверженец детерминизма, не верил в случайности. Единственное, что по его мнению, произошло случайно, это сам момент создания мира. Остальные же процессы происходят, повинуясь механическим законам.

Его философия полностью материалистична, душа, по его мнению, состоит из атомов, а мышление – физический процесс. Отвергая телеологический аргумент, который неизменно ведёт к утверждению о существовании некого первоначального Творца, он утверждал, что у вселенной нет никакой цели, там лишь движущиеся в пустоте атомы, управляемые механическими законами.

Он был абсолютным атеистом, отвергал общепринятую религию и считал, что богов создали люди, пытаясь объяснить существующий миропорядок. Также он выступал против Анаксагорова понятия «Нус», которое представляло собой некий вселенский разум, приводящий всё в движение.

Этика

В жизни великий философ придерживался принципов, выстроенных своей же атомической теорией. Атом, в понимании Демокрита, полон и самодостаточен. Человек же, по аналогии с атомом, счастлив ровно настолько, насколько замкнут на себе самом.

Подобный взгляд нашёл отклик у современных экзистенциальных психотерапевтов, которые в своей терапии стремятся пробудить в человеке его собственное «Я», сделав его жизнь максимально осознанной и независимой.

Центральное понятие его этической доктрины – эвтюмия, которое можно перевести как «благодушие». Под благодушием Демокрит подразумевал умеренность в удовольствиях и ведение размеренной жизни.

Мудрец, достигший эвтюмии, свободен от зависти, способен радоваться тому, что имеет, трудится в меру своих возможностей и старается поступать справедливо и по закону.

Принуждать к морали с помощью силы и законов, он считал не самой лучшей идеей, ведь более моральным будет человек, пришедший к пониманию морали, благодаря словесному убеждению и внутреннему влечению.

Мудрость и чувство меры – важнейшие качества для настоящего мудреца. Мудрость есть способность правильно мыслить, говорить, действовать.

От правильных мыслей зависит душевное здоровье человека, ведь правильное мышление призвано избавить человека от надуманных тревог и страхов, таких как страх смерти или страх божьего гнева, так распространённый в античности.

Умением хорошо говорить Демокрит считал проявление открытости и правдивости, а добрые дела должны быть практическим воплощением нравственных принципов.

Невежественный человек всегда будет несчастлив, потому что придерживается неверных представлений об удовольствиях, счастье и жизненной цели. Из этого утверждения видно, насколько высоко он оценивал роль знаний в нравственном воспитании.

Демокрит считал необходимым учитывать при вынесении вердикта о нравственности или правильности поступка не только само действие, но ещё и мотив или желание человека совершить это действие

«Враг не тот, кто наносит оскорбления, а тот, кто делает это намеренно»

Личная и социальная жизнь

Насколько известно, личной жизни великий философ предпочитал образование и занятие науками. К сексуальной жизни он относился с резким неодобрением, так как считал, что во время полового акта мужчиной овладевают первобытные животные инстинкты и в это время удовольствие занимает доминирующее положение над сознанием.

О женщинах он тоже был весьма невысокого мнения и считал их глупыми, болтливыми и бесполезными существами, пригодными только для деторождения.

Были даже слухи, что в 90 лет Демокрит ослепил сам себя, дабы не смотреть на женщин, однако эта версия оказалась ошибочной, так как выяснилось, что он ослеп по естественным причинам.

К самому деторождению философ тоже относился с неприязнью, считая, что уход за детьми и их воспитание не стоит сил, которые придётся на него потратить, к тому же это отвлекает от философствования и занятия науками, которые Демокрит считал намного важнее. Потомства после себя, он, разумеется, не оставил.

Тем не менее, он высоко ценил дружбу, однако, большую часть времени предпочитал проводить, гуляя по кладбищу в тишине и спокойствии, размышляя о проблемах мироздания.

По утверждениям очевидцев, философ мог внезапно рассмеяться во время разговора, как бы пребывая в своих мыслях, недоступных собеседнику. Сам Демокрит в ответ на вопрос о своём беспричинном смехе, говорил, что смеётся, поскольку видит насколько глупы и забавны простые житейские проблемы по сравнению с величием мироздания. Образ смеющегося Демокрита часто встречается в живописи. Он зачастую противопоставляется Гераклиту, бывшему очень грустным и сострадательным человеком.

Ещё одним увлечением Демокрита было вскрытие мёртвых животных и изучение их органов. Это показалось ненормальным его друзьям и однажды они позвали Гиппократа, чтобы он убедился в психическом здоровье Демокрита.

Гиппократ утешил их, сообщив что с психическим и физическим здоровьем великого учёного всё в порядке и отметил, что никогда раньше не встречал настолько умного и эрудированного человека.

Критика

Разумеется, такое мировоззрение нравилось далеко не всем его современникам, а Платон, по слухам, даже хотел сжечь труды Демокрита.

Некоторые знаменитые античные философы осуждали его слишком материалистический взгляд на мир. Аристотель упрекал Демокрита с Левкиппом в том, что они не объясняют почему вообще началось движения атомов, хотя утверждают, что все остальные процессы в мире повинуются механическим принципам.

Что касается этого вопроса, то здесь мнение Демокрита с Левкиппом больше похоже на научный подход, ведь если начать рассуждать, то всякая причинность должна с иметь начало. И что бы не послужило началом, нельзя указать причины первоначального события.

Можно заявить, что причиной существования мира является некий Творец, но тогда придётся придумать причину и для него, а потом и для Сверхтворца, что, в конце концов, заведёт размышления в тупик.

Но гораздо чаще он подвергался осуждениям из-за своего атеизма и нежелания иметь детей, хотя он и посвятил некоторую часть своей жизни изучению эмбриологии.

Послесловие

Демокрит безусловно одна из самых важных фигур в античной западной философии. По мнению Бертрана Рассела, он был последним греческим философом, свободным от антропоцентризма. Он был подлинным исследователем и никогда не ставил проблему человека выше проблемы мироздания. Более того, он смеялся над житейскими и бытовыми проблемами, понимая насколько они на самом деле ничтожны.

Он разработал поистине гениальную концепцию, через тысячи лет ставшую основой современной науки. По своему стилю мышления он был ближе к досократикам, с детской любознательностью изучавшим мир.

Все последующие греческие философы слишком много времени уделяли исследованию методов познания (софисты). И даже такие великие люди, как Платон, превозносящий свой «мир идей» над реальным миром, и Аристотель, ставившей веру в цель, как основное понятие науки.

Смерть Демокрита знаменует конец эпохи досократиков и начало новой философии, которая, постепенно развиваясь, всё-таки придёт к упадку в средневековье. И только философы эпохи Возрождения смогут похвастаться той же энергией и энтузиазмом к познанию мира, как досократики.

Источник: GreeceMagazine.ru


Categories: Философия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.