Философия Средних веков.

1. Условия формирования западноевропейской философии в Средние века. Роль христианства в развитии культуры.

2. Этапы развития и характерные черты средневековой философии.

3. Патристика. Философия Августина Аврелия (Блаженного).

4. Схоластика. Учение Фомы Аквинского.

5. Учение об универсалиях: номинализм и реализм.

6. Арабская средневековая философия (Авиценна, Аль Фараби, Ибн Рушд и др.).

7. Влияние средневековой философии на медицину. Роджер Бэкон и его борьба против схоластической медицины.

Условия формирования западноевропейской философии в Средние века. Роль христианства в развитии культуры.

«Средними веками» (термин введен в XV в. итальянскими гуманистами) принято называть самый длительный период развития Западной Европы: V в. (распад Римской империи)– XIV – нач. XV вв.

В социально-экономическом отношении это период господства феодальных отношений. Характерные черты феодализма:


-частная собственность на землю, преобладание натурального хозяйства;

-закрепощение крестьян;

-иерархическая структура общества;

-монархическая форма правления;

-медленные темпы социального развития..

Отличительная особенность Средних веков – господство религиозных убеждений и становление институтов религиозной власти. Христианство возникло в Римской империи как религия угнетенных и рабов. Христианская религия давала новую систему ценностей – иллюзию равенства всех людей перед Богом. Согласно христианскому вероучению, мировой порядок создан некоей внешней силой – Богом, его изменить невозможно, остается надеяться на приход Мессии (Спасителя). С IV в. христианство становится государственной религией и распространяет свое влияние на все сферы общественной жизни.

Гегель охарактеризовал средневековье как «эпоху тысячелетней ночи». Однако нельзя утверждать, что общественная жизнь, культура в этот период не развивались:

-сформировался светский идеал рыцарства;

-появились первые университеты (в Париже, Оксфорде, Кембридже);

-медленно, но развивались науки;

-огромную роль в культуре играла литература (героический и рыцарский роман, поэзия трубадуров и вагантов).

Философия в Средние века играла подчиненную по отношению к религии роль (по высказыванию Ф.Энгельса, философия в этот период была «служанкой богословия»). Философия развивалась в рамках теологии (богословия) – это изложение учения о Боге, а также комплекс правил и норм жизни верующих. Церковная догма являлась основой философского мышления.


Этапы развития и характерные черты средневековой философии.

В развитии философии Средних веков можно выделить несколько основных этапов:

1) апологетика (II – IV вв., крупнейшие представители – богослов и юрист Тертуллиан, Тит Флавий, Ориген и др.) – период создания произведений апологетов (защитников) христианства, изложивших основы христианского вероучения. В этот период не было создано философских систем, но был намечен круг вопросов, ставших центральными в средневековой философии: о Боге и соотношении Бога и мира, о сотворении мира и структуре мироздания, о сущности человека и его месте в мире;

2) патристика (V – IX вв., крупнейшие представители – Григорий Нисский, А.Аврелий) – создание учений «отцов церкви» (лат. pater – отец) – христианских мыслителей, заложивших основы религиозной философии. Основная задача философии этого периода – систематизация и толкование христианского вероучения, которое велось с опорой на античную философию, прежде всего идеи Платона;

3) схоластика (досл. с лат. «школьная философия») (X – XV вв., крупнейшие представители – Пьер Абеляр, Альберт Великий, Ф.Аквинский) – период распространения этих учений в общественном сознании и духовной культуре общества.

Характерные черты средневековой философии:


1)теоцентризм – философский принцип, согласно которому высшей реальностью признается Бог — сверхъестественная и всемогущая сила, являющаяся источником и основой всего сущего;

2)умозрительный характер: философское мышление основано на отвлеченных логических построениях, не связанных с опытными данными;

3) креационизм – идея сотворенности мира Богом из ничего, лежавшая в основе средневековой онтологии;

4) идея откровения, т.е. познания мира через изъявление божественной воли путем приобщения к христианскому вероучению, изучения христианской литературы, составляющая основу гносеологии;

5) дидактизм, т.е. назидательный, поучительный характер;

6) экзегетика – искусство толкования религиозных текстов.

3. Патристика. Философия Августина Аврелия (Блаженного).

Наиболее яркий представитель патристики – Августин Аврелий (Блаженный) (354 – 430 гг.). Его главные труды: «Исповедь», «О граде Божьем». В произведениях Августина мифологические и библейские сюжеты сочетаются с религиозно-философскими размышлениями.

Августин – крупнейший систематизатор христианского вероучения, стоявший на позициях неоплатонизма.

Учение о Боге и мире. Бог рассматривается им как начало всего сущего, как единственная причина возникновения вещей. Бог вечен и неизменен, он есть нечто постоянное. Мир созданных богом вещей изменчив и пребывает во времени. Мир представляет собой лестницу, где есть высшее (бестелесное и божественное) и низшее (телесное и материальное). Т.е. в мире существует иерархия – жесткий, установленный Богом порядок.


Учение о познании. Внешний изменчивый мир не может быть источником истины, таковым может быть только вечное, т.е. Бог. Познание Бога должно составлять смысл и содержание всей жизни человека. Постичь истину можно только путем откровения. Таким образом, Августин выдвигает тезис о превосходстве веры над разумом («верить, чтобы понимать» – суть теории познания Августина). Разум постигает явления видимого мира, а вера приводит к осознанию вечного.

Учение о душе. Душа, по августину, есть только у человека – это ставит его выше всех живых существ. Душа бессмертна, она бестелесна, нематериальна и рассеяна по всему телу. Ее важнейшие способности – разум, воля и память.

Проблема свободы воли. Августин развивал идею божественной предопределенности. Но в мире существует добро и зло, поэтому возникает вопрос о природе зла. Августин утверждал, что Бог творит только добро, зло – это отсутствие добра и возникает в результате человеческой деятельности, т.к. от рождения человеку дана свобода воли.

Взгляды на общественную жизнь. Социальное неравенство августин рассматривает как результат грехопадения человечества и считает его основным принципом бытия общества. Государство должно носить теократический характер и служить интересам Церкви. Историю человечества Августин представлял как борьбу двух царств – Божьего и земного. В Божье царство входит меньшая часть человечества – это люди искренне верующие, живущие «по духу». Град земной составляют люди, живущие «по плоти» (неверующие, язычники). Представителем града Божьего на земле является церковь, следовательно, ее власть выше светской.


4. Схоластика. Учение Фомы Аквинского.

Схоластика («школьная философия») стремилась сделать христианское вероучение популярным и доступным для широких слоев населения.

Философское мышление здесь рассматривалось как средство для доказательства истинности религиозной веры.

Фома аквинский (1225 – 1274 гг.) – монах родом из Италии, католический теолог, профессор богословского факультета Парижского университета. После смерти был причислен к лику святых. Его учение – томизм – на долгие годы стало официальной доктриной католической церкви.

Творчество Ф.Аквинского охватило ряд областей знания: теологию, философию, право. Его главные произведения: «Сумма теологии», «Сумма против язычников». В основе учения Ф.Аквинского – религиозная интерпретация идей Аристотеля.

В центре внимания Ф.Аквинского вопрос о соотношении веры и разума. Он предложил оригинальное решение этого вопроса, основанное на понимании необходимости признать успехи науки. По мнению Ф.Аквинского, наука и религия отличаются по методу получения истины. Наука и тесно связанная с ней философия опираются на опыт и разум, а религия основана на вере и ищет истину в откровении, в Священном писании. Задача науки – объяснение закономерностей природного мира и получение достоверного знания о нем. Но разум нередко ошибается, а органы чувств вводят в заблуждение. Вера достовернее и ценнее разума.


Религиозные догматы не могут быть доказаны человеческим разумом в силу ограниченности его возможностей, их надо принять на веру. Однако ряд религиозных положений нуждаются в философском обосновании – не ради подтверждения их истинности, а ради большей доходчивости. Т.обр., наука и философия нужны для укрепления веры («знать, чтобы верить»).

Примером такого подхода является разработанная Ф.Аквинским система доказательств существования Бога. Он полагает, что доказать существование Бога можно лишь косвенно – путем изучения предметов и явлений, сотворенных им:

1)все, что движется, имеет источник движения , значит, существует первоисточник движения – Бог;

2)каждое явление имеет причину, следовательно, существует первопричина всех вещей и явлений – Бог;

3)все случайное зависит от необходимого, значит, существует первая необходимость – Бог;

4)во всем существуют степени качеств, следовательно, должна существовать наивысшая степень совершенства – Бог;

5)все в мире имеет цель, значит, существует нечто, направляющее все вещи к цели – Бог.

Значение учения Ф.Аквинского заключается в том, что он создал глубоко продуманную религиозно-философскую систему, в которой нашлось объяснение Богу, природе, человеку.


5. Учение об универсалиях: номинализм и реализм.

Споры о возможности и степени познаваемости мира в средневековой философии выразились в острой борьбе двух школ – номинализма и реализма. Предметом их спора стал вопрос о том, обладают ли общие понятия (универсалии) подлинным существованием.

Представители реализма считали, что подлинной реальностью обладают не конкретные единичные вещи, а только общие понятия, существующие независимо от сознания и материального мира. Реалисты развивали учение Платона об идеях. Первоначальное, подлинное бытие – это мир общих понятий. Универсалии содержатся в божественном разуме, Бог по универсалиям (образцам) творит мир. Представителем реализма был Ф.Аквинский, который утверждал, что универсалии существуют «до вещей» (т.е. в божественном разуме), «в вещах» (как конкретное проявление общих понятий), «после вещей» (в человеческом разуме как результат абстрактного мышления).

Представители номинализма (лат. nomina – имя) считали, что реально существуют только единичные вещи, а общие понятия есть не что иное, как имена, обозначающие вещи. Они создаются человеческим умом и существуют только в языке. Влияние номинализма сказалось в философии Нового времени.

6. Арабская средневековая философия.

Главными духовными источниками средневековой арабской философии стали сформировавшийся в VII в. ислам, а также греческая наука и философия.

Авиценна (Ибн Сина) (980 – 1037 гг., таджик по происхождению) – ученый-энциклопедист. Его философия соединяет элементы учения Аристотеля с религией ислама. Взгляды Авиценны теоцентричны. Но мир рассматривается как сотворенный Богом из материи, которая является вечной. Авиценна как ученый-естествоиспытатель, врач признавал реальное, объективное существование природы.


Пытаясь решить спор между реализмом и номинализмом, он доказывал, что мир состоит из единичных вещей, общее – это абстракция. В мышлении человека общие понятия существуют на основе познания конкретных вещей.

Философию Авиценна делит на три части:

1)физику – учение о природе,

2)логику – учение о способах познания природы человеком,

3)метафизику – учение о познании бытия в целом.

Основной труд Авиценны – «Канон врачебной науки» – энциклопедия медицинских знаний.

Аль Фараби – математик, врач и философ. Аль Фараби глубоко изучил труды Аристотеля, написал комментарии к ним.

Он признавал Бога первопричиной бытия, но полагал, что сотворенный мир развивается далее независимо от сверхъестественных сил. По мнению Аль Фараби, мир познаваем. Источниками познания являются, с одной стороны, органы чувств, которые дают непосредственное знание, а с другой стороны – умозрение, которое раскрывает сущность вещей.

Ибн Рушд (Аверроэс) – философ, юрист, медик. В основе его философских представлений также учение Аристотеля. Как и Авиценна, он считал, что мир сотворен богом из материи. Материя и форма существуют отдельно друг от друга. Материя – универсальный источник движения, которое вечно и непрерывно, т.к. каждому движению предшествует другое, вызывающее его.


Философия и религия в учении Ибн Рушда не противопоставлены друг другу: философия постигает истину, а религия предписывает человеку, как ему поступать (нравственное значение). В вопросе об универсалиях он, как и Авиценна, стоит на позициях номинализма.

7. Влияние средневековой философии на медицину. Роджер Бэкон и его борьба против схоластической медицины(самостоятельно).

Источник: studopedia.ru

011815 0144 1 Характерные черты Средневековой философииСредневековая философия представляет собой длительный отрезок времени в истории Европейской философии, который непосредственно связан с христианской религией. Дело в том, что официальная римская религия не могла дать утешение человеку, так как она была тесно связана с деспотическими порядками. Средневековой теологической философией называется ведущее философское направление, распространенное в Европе в V — ХVI вв., которое признавало Бога в качестве высшего существующего начала, а весь окружающий мир — Его творения. Теологическая философия начала зарождаться еще в Римской империи в I — V вв. н.э. на основе раннего христианства, ересей и античной философии и достигла высшего расцвета в V — XIII вв. н.э. (в период между распадом Западной Римской империи (476 г.) и началом эпохи Возрождения).


Наиболее яркими представителями средневековой теологической философии являлись: Тертуллиан Карфагенский (160-220), Август Блаженный (354-430), Боэций (480-524), Альберт Великий (1193-1280); Фома Аквинский (1225-1274), Ансельм Кентерберийский (1033-1109), Пьер Абеляр (1-79-1142), Уильям Оккам (1285-1349), Николай из Отрекура (XIVв.).

Таким образом, целью данной работы является рассмотрение особенностей средневековой философии, для этого в данной контрольной работе рассматривается характерные черты средневековой философии и приведены основные философские идеи Аврелия Августина.

Философия Средних веков– это прежде всего философия феодального общества, характерным для которого является господство теологии и религии.

Основной частью феодальной культуры была религия. Духовенство являлось единственным образованным классом, поэтому юриспруденция, естествознание, философия были приведены в соответствие с учением церкви:

– в Китае учение о дао приспособили к потребностям религии: дао предстало не как естественный закон, а как божественная предопределенность;

– буддистская философия стала разрабатывать проблемы иллюзорности бытия и истинности небытия, бессмертия души и ее перевоплощения на путях достижения вечного духовного мира через усовершенствование самосознания;

– конфуцианство обратилось к идеалистическим и мистическим идеям буддизма и даосизма для оправдания феодального строя: люди должны покорно подчиняться судьбе, обуздывая все свои «злые» помыслы;

– в Европе господствующей была христианская религия, противопоставляющая многочисленным разрозненным феодальным государствам свою строгую централизованную систему контроля над умами и душами людей.

Источником философских размышлений были догматы Священного писания. Для философии Средневековья характерной чертой был теоцентризм – обращение к Богу, его сущности как первопричине и первооснове мира.

Схоластика (от греч. schole – школа) – это средневековая христианская философия, которая господствовала в школьном преподавании и всецело зависела от теологии. Основная задача схоластики – обоснование, защита и систематизация незыблемых религиозных догматов абстрактным, логическим путем.

Родоначальником католической теологии и систематизатором схоластики был Фома Аквинский(1225–1274).

Основные труды Фомы Аквинского:

– «Сумма теологии»;

– «Сумма философии»;

– «Сумма против язычников».

В работах Фомы Аквинского вводятся термины:

– бытие возможное;

– бытие действительное;

– категории материи как возможность бытия;

– категории формы как действительности бытия. Интересны социально-философские воззрения Фомы Аквинского, он считал, что личность – это «самое благородное во всей разумной природе» явление. Она обладает интеллектом, чувствами и волей. Основные темы средневековой философии:

1)  теоцентризм – принцип, исходя из которого Бог является центром средневековых философских и религиозных представлений;

2)  монотеизм – Бог един и уникален, в отличие от античных богов;

3)  креационизм – учение, в котором говорится о сотворении Богом мира из ничего и дается ответ на еще в Античности поставленный вопрос о том, как из единого рождается множественное;

4)  символизм – принцип понимания земного как инобытия, мира Бога;

5)  средневековый антропоцентризм– согласно ему человек – созданное Богом привилегированное существо, повелитель всего созданного для него. Главная проблема философии, по мнению мудрецов Средневековья, – не Космос, а человек. Величайшая добродетель– не интеллект, не разум, а добрая воля, повиновение заповедям Бога. Чтобы быть человеком, надо надеяться, верить, любить и жить по этическим правилам, изложенным Христом в Нагорной проповеди;

6)  средневековая герменевтика –искусство истолкования текстов.

 

 

Августин Аврелий (354—430 гг.), или, как принято называть его, Августин Блаженный, — один из столпов раннехристианской фило-софско-этической мысли. Он прошел путь от вольнодумного ритора цицероновской школы до страстного христианина, создавшего собственное учение, полное глубокой веры в Христа. Августин обратился в христианство уже взрослым тридцатилетним человеком, и тот мировоззренческий переворот, который он сам претерпел, стал одной из основных тем его философствования. Чудо своего перерождения и обновления Августин полностью приписывает Божьей благодати. Человек немощен, слаб, а Господь всесилен, и потому человек может быть просветлен и спасен лишь верой — искренней и безоглядной. Только она уводит людей от их несовершенства и греховности. Эта позиция стала исходной для всех этических взглядов Августина. Для Августина Бог — абсолютная творческая сила, он совершенен, самодостаточен и непознаваем для человека. Добро, благо не может быть отделено от Бога, не может стоять над ним или существовать с ним наравне, ибо благо — это и есть сам Бог. Высшее благо — это воля Бога. Божественные заповеди не могут быть измерены человеческой меркой, не могут быть проверены в обычном повседневном опыте, они не должны подвергаться испытанию на разумность или гуманность. Само божественное происхождение делает эти заповеди абсолютно совершенными, а значит, также разумными и гуманными. Все, что происходит от Бога, является добром.

Поскольку наш земной мир, природа созданы Богом, постольку для Августина они есть не подлежащее сомнению добро. Действительность иерархична, в ней все находится на своих местах: минералы, растения, животные, а человек выступает венцом всех земных созданий. Поскольку Бог сотворил и материю, и тело, то и они хороши и прекрасны. Бог достоин во всем наивысшей похвалы. Зло порождается лишь частной точкой зрения. Если же мы возвысимся до обозрения целого, то поймем, что все хорошо.

Тем не менее Бог и мир — принципиально различны, как творец и тварь, и на этом различии строится августиновская мораль. Истинного наслаждения достоин только Бог, ибо он самоценен, а вся тварная действительность предназначена лишь для пользования: радуйся Богу, но не пытайся использовать его, используй земные блага, но не наслаждайся ими. Августин не отрицает значения земных благ для человека, но они вторичны, они — не главные. Их следует отодвинуть в сторону, а возможно, и пожертвовать ими, если ты обращаешь свой взор ко Всевышнему. Богатство, чувственные удовольствия, гордыня — все это надо отринуть, поскольку они мешают видеть Бога. При этом Августин не отказывает людям в интеллектуально-эстетических и интеллектуально-логических благах, ибо они с его точки зрения помогают лучше постигнуть Бога. Главное в морали — ее духовность, ее обращенность ко Всевышнему. Когда человек живет «по человеку», а не «по Богу», он следует по пути Дьявола.

Для Августина моральность человека не автономна, она укоренена в Божественном начале. Эту точку зрения он яростно отстаивал в споре с британским монахом Пелагием, с так называемой «пелагианской ересью». Пелагий считал, что смертный Адамов грех не передается потомству, всякий новый человек рождается нравственно чистым, незапятнанным, и дело его спасения — дело его собственных рук. Божественное воздаяние соответствует нравственным деяниям каждого. Бог справедлив, он дает вознаграждение сообразно заслугам. У Пелагия совершенно в античном духе оказывалось, что человек — сам хозяин своей судьбы, а Господь — честный и строгий судья, но не промыслитель, определяющий судьбы.

У Августина же сильны мотивы фатализма, божественного предопределения человеческой судьбы. Бог создал Адама способным не грешить. Он дал ему свободу, но у этой свободы была изначально заданная направленность — выполнять заповеди Творца. Бог как бы не предполагал самочинности и произвола в человеке, он направлял его к свободному выбору благого. Однако человек проявил непомерную гордыню, он возомнил, что может сделаться как Бог, и это стало его грехом и его фундаментальным нравственным падением, повлекло за собой изгнание из Рая. Таким образом, греховность людей коренится в неправильном употреблении свободной воли, в радикальном непослушании.

Для Августина онтологического зла, укорененного в бытии, нет, ибо бытие — это Бог. Зло — это отсутствие добра, уклонение от него, промах, ошибка, отступление от Божьей воли. Воля человека греховна, так как она отклонилась от высшего повеления, потянулась ко вторичным, низшим благам, вздумала утвердить себя как самостоятельную и независимую. Но почему воля смогла стать злой? Содержалось ли это в божественном замысле мира?

Августин затрудняется однозначно ответить на этот вопрос. Порой он говорит, что у злой воли вовсе нет причины, но при этом оказывается, что человек автономен в своих действиях и решениях, а это не согласуется с концепцией божественного предопределения. Тогда Августин утверждает, что грехопадение входило в божественный план, Бог предвидел, что человек может стать злым. Но тогда как быть с безусловной божественной благодатью? Почему Господь попустил существование зла в мире? Чтобы выпутаться из возникающих противоречий, Августин выдвигает тезис о том, что злая воля смогла появиться в силу творения Ботом мира из «ничего». Природа этого «ничего» примешалась к полноте божественного бытия и вызывала возможность несовершенства, порчи, зла. Но такое объяснение вводит двойственность мира, равноправность добра и зла, что, конечно, нетерпимо для христианина, утверждающего абсолютную изначальность и господство Бога. Поэтому Августин, в конечном счете, отказывается отвечать на вопрос об источнике зла, он считает это темой, непосильной для ограниченного человеческого ума.

Августин утверждает существование трех главных видов греха, которые он называет похотью. Первый вид — похоть плоти, стремление к чувственным радостям и наслаждениям. Второй — похоть гордыни, жажда самоутверждения на поприще разных видов деятельности. Третий — похоть очей: это влечение к познанию, постижению тайн природы, выпытыванию у мира того, что доступно лишь Богу. Все эти стремления являются для Августина греховными, так как нацеливают человеческий ум и душу на земное, а не на небесное, зовут его к чувственной действительности, а не к трансцендентному. Человечество глубоко греховно. Первородный грех передается из поколения в поколение, неся с собой смерть, полученную Адамом в результате изгнания из Рая. Однако Господь милостив, он прислал к людям своего сына Иисуса Христа, что дало многим возможность обратить очи к небесам и стать на истинный путь. Без Бога и его помощи человек не может подняться из трясины греховности. Но по какому принципу Всевышний распределяет свою благодать? Почему одних он берет в Рай, а другим предназначает Ад? Руководствуется ли он заслугами человека, его нравственным усердием, его поступками? Нет, говорит Августин. Выбор Бога — это его тайна. Человеческие мерки не подходят для Божьего суда и высшего решения. Воля Бога может быть парадоксальной с частной людской точки зрения, его наказания и награды непостижимы для нас: он может низвергнуть праведника и вознести грешника. Даже горячая вера не гарантирует спасения. Бог сам определяет, кто достоин благодати, а кто нет. Не заслуги людей играют здесь главную роль, а сам божественный дар. Этот подход Августина к Божьей справедливости еще раз подтверждает его исходную мировоззренческую позицию: не Бог ориентируется на добро, а добро является таковым, поскольку оно исходит от Бога. Достойность и недостойность — не дело человеческого решения и мнения, Господь следует по своим путям, недоступным и неисследимым для человека — Божьей твари.

Но как жить человеку, если его моральное усердие и праведность ничего ему не обещают? Августин видит эту проблему и решает ее так: он утверждает, что истинно избранные не знают о своей избранности, но всем доступно в полной мере предаться любви к Богу. Любовь в его концепции есть могучая космическая сила, заставляющая каждую вещь стремиться к ее законному месту. Это не внешняя, а внутренняя сила, имманентно присущая каждому. Для человека характерно естественное стремление к Богу, он единственный достоин подлинной любви, а любовь ко всем частным вещам и существам оправдана только тем, что она ведет к любви к Богу или выражает ее. Все классические античные добродетели — мудрость, мужество, умеренность, справедливость — нужны по Августину лишь для того, чтобы человек осознал относительность тех благ, к которым они ведут. Нравственное усилие — это усилие по направлению иррациональной любовной страсти в нужном направлении — от частных и конечных вещей — ко Христу, к Богу, к вечному. Сердце человеческое жаждет и ищет Бога, а христианская мораль помогает его найти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таким образом, период средневековья ни в коем случае нельзя считать временем застоя и упадка философском мысли. Величайшая её заслуга состоит в том, что преемственная связь античной философии и последующих типов философии не прервалась. Средневековая философия несла позитивный вклад в развитие гносеологии, формальной логики, обосновало необходимость изучения природы.

Выделяют следующие особенности философии Средневековья: философское учение теоцентрично, философия Средневековья тесно связана с религией (основа философского мышления — церковная догма), постулирование Бога как мировоззренческого начала.

Статус основного принципа философского теоретизирования в Средних веках приобрел приобрел супранатурализм, который выражался в следующих учениях: креацианизм — учение о сотворении Богом мира из ничего; провиденциализм — понимание истории как осуществление заранее предусмотренного Богом плана спасения человека, 3. сотериологизм — ориентация жизни человека на спасение души.

Философское мышление Средневековья является ретроспективным (обращенным в прошлое). «Чем древнее, тем подлиннее, а чем подлиннее, тем истиннее». Стиль философского мышления Средневековья отличался традиционализмом (любая форма новации считалась гордыней, ценились эрудиция и приверженность традициям). Философское мышление Средневековья полагалось на авторитеты. Основной авторитет — Библия.

Философия Средневековья — это комментаторская философия. Комментировались главным образом Священные Писания. Обращаясь к священным текстам, философы не анализировали и критиковали их, а истолковывали — экзегенический характер философии Средневековья (экзегеза — истолкование).

Стиль философского мышления Средневековья отличает стремление к безличности (многие тексты философов Средневековья анонимны). Философскому мышлению Средневековья был присущ дидактизм (назидательность). Форма подачи мысли — монолог (назидание, проповедь).

В развитии философии Средневековья выделяют 2 периода: патристика и схоластика.

Патристика — совокупность теологических, философских, политико-социологических доктрин христианских мыслителей II-VIII в. (отцов Церкви). Схоластика — усматривала главную роль философии в обосновании теологических догматов методами рационалистического мышления (IX-XII в.).

Противоречия между патристикой и схоластикой содержатся в споре об универсалиях. В формировании понятийного аппарата философского мышления Средневековья велика роль учений Платона и Аристотеля. Итак, средневековый тип философского мировоззрения носит религиозную окраску. «Философия — служанка богословия». Заслугой этого периода является разработка следующих категорий философии: бытие, небытие, смысл, история (пусть даже с позиций религиозных догматов).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Источник: bukvi.ru

5. Для средневековой философии был характерен

Пантеизм

Дуализм

Политеизм

Гуманизм

Для средневековой философии был характерен пантеизм (от греческого «пан» — всё и «теос» – Бог, то есть всебожие) и дуализм (от греческого слова «дуо» — два), и говорит о том, что и материя, и Сознание существуют вечно и параллельно друг другу, то есть — ни одно из них не может быть причиной или следствием другого.

6. Высшая человеческая способность согласно учению Августина Аврелия –это…

Возможность познания

Вера в Бога

Чувство справедливости

Чувство долга

В своих произведениях Августин Аврелий обосновывал идею о том, что бытие Бога — это высшее бытие. Добрая воля Бога является причиной появления мира, который через телесное и душу человека восходит к своему создателю. Особое место в этом мире отведено человеку. Материальное тело и разумная душа составляют сущность человека, который через свою душу приобретает бессмертие и свободу в своих решениях и действиях. Однако люди разделены на верующих и неверующих. О первых заботится Бог, а вторым дается возможность через обращение к вере спасти себя. А. Августин считал, что у человека есть два источника знаний: чувственный опыт и вера.

7. Представители номинализма в средневековье являлись

Фома Аквинский

Уильям Оккам

Августин Аврелий

Иоанн Росцеллин

Пьер Абеляр

Представители номинализма в средневековье являлись Фома Аквинский и Уильям Оккам.

8. Универсалии существуют независимо от сознания – так считали приверженцы

Номинализма

Догматизма

Реализма

Универсализма

Номинализм — одно из решений средневековой полемики об Универсалиях, по которому последние существуют после вещей, только в качестве их названий (имен)

9. Фома Аквинский утверждал, что материя …

Последняя ступень деградации божественного абсолюта

Создана Богом из ничего

Не созданная никем и независимая от Бога субстанция

Фома Аквинский утверждал, что материя создана Богом из ничего.

10. Согласно Фоме Аквинскому, бытие Бога может быть доказано… путями

Четырьмя путями

Одним

Тремя

Двумя

Пятью

Фома Аквинский известен тем, что развил пять «онтологических» доказательств бытия Бога в мире. Они сводятся к следующему: Бог есть «форма всех форм»; Бог есть перводвигатель, т.е. исток всего; Бог — высшее совершенство; Бог — высший источник целесообразности; от Бога исходит закономерный, упорядоченный характер мира.

11. Фома Аквинский, решая вопрос об отношении веры и разума, исходил из того, что

Философия возвышается над религией

Философия не может быть совершенно автономной по отношению к религии

Религия возвышается над философией

Религия и философия одним и тем же путем приходят к истине

Религия не может быть совершенно автономной по отношению к философии

Философия и религия, по учению Фомы, имеют ряд общих положений, которые открываются и разумом, и верой в тех случаях, когда представляется возможность выбора: лучше понимать, чем просто верить. На этом основывается существование истин разума.

12.Фома Аквинский полагал, что философ приходит к истине посредством

Интуиции

Разума

Опыта и разума

Опыта

Откровения

Фома Аквинский полагал, что философ приходит к истине посредством разума – совершенствовать разум, приумножать знание, так как оно оказывает великую услугу религии, укрепляя и обосновывая веру в начальную причину всего сущего – творящего Бога.

Задание № 3. Творчество эпохи Возрождения

 

Главная проблема философии Возрождения — человек и Бог, проблема соотношения Природы и божественного первоначала.

Термин «Возрождение» означал первоначально не столько название всей эпохи, сколько самый момент возникновения нового искусства, который приурочивался обычно к началу XVI века. Лишь позднее понятие это получило более широкий смысл и стало обозначать эпоху, когда в Италии, а затем и в других странах сформировалась и расцвела оппозиционная феодализму культура.

Философия Возрождения связывала свободу человека, смысл его жизни с его собственной внутренней активностью, творческой деятельностью, которая выступала как главный фактор самореализации личности, индивидуализации,

Возникновение культуры гуманизма, значительные достижения в области естествознания привели к тому, что философия перестала играть роль служанки богословия и перспектива ее развития приобрела антисхоластическую направленность.

С этого времени начинается развитие науки в новоевропейском смысле слова. Возможности разума находят отражение в начинающейся в эпоху Возрождения революции в познании.

Характеризуют титанов Возрождения. Главное, что они изменили, направление развития мысли от схоластики к реальности, обратив философскую мысль к человеку и природе, придав философии и науке практическую направленность. С этого времени не Бог, а человек привлекает все большее внимание философии и культуры.

Николай Кузанский был одним из первопроходцев современного мышления. Его философия природы и космологические воззрения не выходили за пределы религии. Сын крестьянина, он получил образование у «Братьев общей жизни» в Девентере, и здесь он, заинтересовался мистическими учениями, он также изучал и оккамистскую «виа модерна», усвоил математические и естественнонаучные знания. Изучая право в Падуе, он познакомился с идеями гуманизма. В своих трактатах Николай Кузанский отвергает средневековую рационалистическую систему аристотелизма.

Центральное понятие философии Николая Кузанского — понятие единого. В своем определении этого понятия Николай Кузанский существенно отходит от Платона и неоплатоников.

Н. Кузанский в своем творчестве синтезирует идеи неоплатонизма и пифагореизма, интерпретируя их в духе витающих в воздухе идей Возрождения. Как диалектик, он разрабатывает важнейший методологический принцип: совпадение противоположностей в едином предмете. Это приводит его к антитеологической трактовке Бога не как единого творца, который творит все, а к монизму иного рода, когда единое становится всем.[9, с.265] Отсюда вытекает оригинальный вывод о том, что единое не имеет противоположностей, а значит, тождественно беспредельному и бесконечному. Соответственно этому понятие бесконечного становится мерой всего сущего. Мир у Кузанского не бесконечен, так как в центре его находится Бог, который одновременно его и ограничивает. Но этот мир нельзя мыслить конечно, так как он не имеет пределов, не замкнут. Оригинально, обгоняя последующие учения Нового времени, трактует Кузанский и проблему пространства и времени. Человек рассматривается Кузанским как особый микрокосмос, как своеобразное подобие природы и Бога. Человек воспроизводит в себе окружающий его мир, подобен ему. Человеческий ум состоит из системы способностей, главными из которых являются чувство, рассудок и разум. Чувство и ощущение обеспечивают волевую установку — инициативность. Рассудок взаимодействует с ощущениями. Главная же его функция — быть посредником между ощущением и разумом. Именно разум (интеллект) — главное отличие человека от животных.

Задание № 4. Тестовые задания

 

1. Основной тенденций философии Нового времени можно назвать:

Гуманизм

Теоцентризм

Гедонизм

Утилитаризм

Универсализм

Основой тенденций философии Нового времени можно назвать гуманизм

2. Эта отрасль науки получила широкое распространение в эпоху Нового времени это были науки о природе — естествознание, астрономия и математика

3. Какая научная картина мира характеризует эпоху Нового времени:

Диатропическая

Механистическая

Социологическая

Исторически первой естественной научной картиной мира Нового времени была механистическая картина, напоминающая часы: любое событие определяется начальными условиями, задаваемыми абсолютно точно. В таком мире нет места случайностям. В нём возможен «демон Лапласа» – существо, способное охватить всю совокупность данных о состоянии Вселенной в любой момент времени и не только точно предсказать будущее, но и в точности установить прошлые события.

4. Метод истинного познания согласно учению Ф. Бэкона:

Индукция

Дедукция

Анализ

Синтез

Гипотетико-дедуктивный

Метод истинного познания согласно учению Ф. Бэкона. Главным шагом в реформе науки, предлагаемой Бэконом, должно быть совершенствование методов обобщения, создание новой концепции индукции. Опытно-индуктивный метод Бэкона состоял в постепенном образовании новых понятий путем истолкования фактов и явлений природы. Только посредством такого метода, по мнению Бэкона, возможно открыть новые истины, а не топтаться на месте.

5. Причины возникновения вида заблуждений «призрака рода», по Ф. Бэкону

Несовершенство органов чувств

Особенности воспитания

Особенности социальной жизни

Вера в авторитеты

Причины возникновения вида заблуждений «призрак рода», по Ф. Бэкону порождаются природной ограниченностью человеческого ума, несовершенством его органов чувств. Бэкон считал этот тип идолов врожденным.

6. Метод истинного познания по Р. Декарту

Индукция

Дедукция

Анализ

Синтез

Гипотетико-дедуктивный

Методом истинного познания по Р. Декарту является дедукция, основанная на ясных и очевидных истинах. Образцом выступает математика. Поэтому он стремился свести любую задачу к системе математических уравнений.

7. Дуалистическая философия характерна для

Декарта

Бэкона

Русо

Канта

Дуалистическая философия характерна для Декарта.

8. Дж. Локк считал эти права неотчуждаемыми:

Собственность

Свобода

Равенство

Жизнь

Образование

Дж. Локк считал эти права неотчуждаемыми – он выводил на первое место личность отдельного человека, наделенного от рождения неотъемлемыми правами на жизнь, свободу и собственность.

9. Эта ветвь власти должна стать верховной:

Исполнительная

Законодательная

Судебная

Монархическая

В Средние века верховной властью была власть монарха: она понималась как особый дар (способность), данная ему свыше, при этом, будучи недоступной и непонятной для обычных людей. Законодательная власть как собственно суверенная, государственная власть может и должна, по Руссо, осуществляться только самим народом-сувереном непосредственно. Что же касается исполнительной власти, то она, «напротив, не может принадлежать всей массе народа как законодательнице или суверену, так как эта власть выражается лишь в актах частного характера, которые вообще не относятся к области Закона, ни, следовательно, к компетенции суверена, все акты которого только и могут быть, что законами».

Руссо отмечает, что «демократическое Правление наиболее пригодно для малых Государств, аристократическое— для средних, а монархическое — для больших».

Источник: www.KazEdu.kz

Средневековая философия – самое главное кратко

Средние века – это период истории Европы продолжительностью почти в тысячелетие. Начинается с 5-го века (распад Римской империи), включает эпоху феодализма и завершается в начале 15-го века с наступлением эпохи Возрождения.

Средневековая философия – основные черты

Для философии средних веков характерна идея объединения всех людей разных сословий, профессий, национальностей при помощи христианской веры

Философы средних веков говорили, что все люди, приняв крещение, в будущей жизни обретут те блага, которых они лишены в этой жизни. Идея бессмертия души уравнивала всех: нищего и царя, ремесленника и мытаря, женщину и мужчину.

Философия средних веков в кратком изложении – это христианское мировоззрения, внедренное в сознание общественности, часто в выгодном для феодалов свете.

Основные проблемы средневековой философии

Основными проблемами, которые рассматривали философы средневековья, были следующие:

Особенности средневековой философии кратко

Отношение к природе. В средневековье сформировалось новое восприятие природы, отличное от античного. Природа, как предмет Божественного творения, теперь не считалась самостоятельным предметом для изучения, как это было принято в античности. Человека ставили над природой, называли ее повелителем и Царем природы. Это отношение к природе мало способствовало ее научному изучению.

Человек – подобие Божие, образ Божий. Человек рассматривался двояко, с одной стороны, как подобие и образ Бога, с другой — как и у древнегреческих философов — как «разумное животное». Стоял вопрос, какой природы в человеке больше? Философы античности тоже высоко превозносили человека, но теперь он, как подобие Бога, вовсе выходит за пределы природы и становится над нею.

Проблема души и тела. Иисус Христос — это Бог, воплотившийся в человека и искупивший на кресте все грехи человечества для его спасения. Идея объединения божественного и человеческого была совершенно нова, как с точки зрения языческой философии Древней Греции, так и спозиций Иудаизма и Ислама.

Проблема самосознания. Человеку Бог дал свободную волю. Если в философии античности на первом месте был разум, то в философии средних веков воля выносится на первый план. Августин говорил, что все люди — это воли. Они знают добро, но воля не подчиняется им и они делают зло. Философия средних веков учила, что человек не может преодолеть зло без помощи Бога.

История и память. Сакральность истории бытия. В раннем средневековье проявился острый интерес к истории. Хотя в античности историю бытия больше связывали с космосом и природой, чем с историей собственно человечества.

Универсалии — это общие понятия (например, живое существо), а не конкретные предметы. Проблема универсалий возникла еще во времена Платона. Вопрос состоял в том, существуют ли реально универсалии (общие понятия) сами по себе или проявляются только в конкретных вещах? Вопрос универсалий породил в средневековой философии направления реализманоминализма и концептуализма.

Философия средних веков кратко самое главное

Основная задача философов средневековья – Богоискательство

Философия средних веков — это прежде всего Богоискательство и подтверждение того, что Бог существует. Средневековые философы отринули атомизм античных философов и единосущность Бога в истолковании Аристотеля. Платонизм же был принят в аспекте триединства Бога.

3 этапа философии средневековья

Условно выделяют такие 3 этапа философии средневековья, кратко их суть в следующем.

  • 1-й этап Апологетика — утверждение о триединстве Бога, доказательство Его существования, пересмотр раннехристианских символов и ритуалов служения к новым условиям.
  • 2-й этап Патристика — установление господства католической христианской церкви во всех сферах жизни европейских государств.
  • 3-й этап Схоластика — переосмысление догматов, узаконенных в предыдущие периоды.

Апологетика в философии это?

Главные представители апологетики — 1-го этапа в философии средневековья — Климент Александрийский и Квинт Септимий Флорент Тертуллиан.

Апологетика в философии кратко — это основной раздел богословия, в котором доказывается истинность бытия Бога и главных положений христианской веры при помощи рациональных средств.

Патристика в философии это?

В период 2-го этапа средневековой философии доказывать существование Бога уже не было необходимости. Начался этап распространения христианской веры.

Патристика (от греческого «pater» — отец) в философии кратко — это теология и философия Отцов Церкви, продолживших дело Апостолов. Иоанн Златоуст, Василий Великий, Григорий Нисский и другие выработали учение, положенное в основу хистианского мировоззрения.

Схоластика в философии это?

3-й этап средневековой философии – это схоластика. Во времена Схоластики возникают школы, университеты с богословской направленностью и философия начинает переходить в теологию.

Схоластика (от греческого «школа»)  в философии – это средневековая европейская философия, которая представляла собой синтез философии Аристотеля и христианского богословия. Схоластика соединяет теологию с рационалистическим подходом к вопросам и проблемам философии.

Христианские мыслители и философские поиски

К выдающимся мыслителям 1-го этапа средневековой философии относят апологетиков Татиана и Оригена. Татиан собрал во едино четыре Евангелия (от Марка, Матфея, Луки, Иоанна). Они стали называться Новым Заветом. Ориген стал автором отрасли филологии, которыя была основана на библейских сказаниях. Он ввел понятие Богочеловека.

Философ Боэций
Философ Боэций

Выдающимся мыслителем в период патристики был Боэций. Он обобщил философию средних веков для преподавания в университетах. Универсалии – это детище Боэция. Он разделил 7 направлений знаний на 2 вида дисциплин — гуманитарные (грамматика, диалектика, риторика) и естествознание (арифметика, геометрия, астрономия, музыка). Он перевел  и сделал толкование главных трудов Евклида, Аристотеля и Никомаха.

К выдающимся мыслителям схоластики относят монаха Фому Аквинского. Он систематизировал постулаты церкви, указал 5 несокрушимых доказательств существования Бога. Объединил философские идеи Аристотеля с христианским учением. Он доказал, что всегда совершается последовательность завершения разума верой, природы – благодатью,  философии – откровением.

Философы католической церкви

Многие философы средневековья были причислены к лику святых католической церковью. Это Блаженный Августин, Ириней Лионский, Климент Александрийский, Альберт Великий, Иоанн Златоуст, Фома Аквинский, Максим Исповедник, Иоанн Дамаскин, Григорий Нисский, Дионисий Ареопагит, Василий Великий, Боэций, канонизированный как Святой Северин и другие.

Крестовые походы – причины и последствия

Часто можно услышать вопрос, почему в период средневековья  такими жестокими были Крестовые походы, если причиной их организации была проповедь веры в Бога? А ведь Бог есть любовь. Этот вопрос часто смущает, как верующих, так и неверующих людей.

Если Вам тоже интересно получить глубокий и подтвержденный историческими фактами ответ на этот вопрос — посмотрите это видео. Ответ дает известный миссионер, богослов, доктор исторических наук Андрей Кураев:

Книги по философии средних веков

  • Антология философии Средних веков и эпохи Возрождения. Перевезенцев Сергей. Читать здесь онлайн.
  • Ричард Саутерн. Схоластический гуманизм и объединение Европы. Читать онлайн здесь.
  • Д. Реале, Д. Антисери. Западная философия от истоков до наших дней: Средневековье. Читать онлайн здесь.

Источник: alenakraeva.com


Categories: Философия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.