Власть фараонов и жреческой аристократии не могла не сказаться на мировоззрении. Оно развивалось преимущественно в религиозно-мифологическом обрамлении.

Что сопровождает нашу историческую ‘память’ о Древнем Египте?

Сфинкс. Это было первое творчество Египта и его главный символ. Голова человека на теле могучего быка со львиными когтями и орлиными крыльями, сложенными по бокам.

Что означает этот символ? Есть разные суждения, до сих пор предлагаются различные толкования его. Наиболее распространено следующее: Сфинкс изображает богиню Исиду (главную богиню Египта). Богиня символизировала природу в живом единстве различных ее царств. В соединении быка, льва, орла и человека отражено единство четырех составных элементов микрокосма и макрокосма (человека и природы): земли, воды, воздуха и огня. Разгадка тайны сфинкса состоит в том, что представлен человек как микрокосм, божественный проводник, который одновременно един с природой и включает в себя все ее элементы, все силы природы.


Таким образом, Древний Египет с самого начала цивилизации поставил самый главный философский вопрос: Что есть человек? Оставив после себя сфинкса как единственного свидетеля всех сомнений и поисков ответа на этот вопрос. Египет оставил свой вариант ответа, решая великую проблему своеобразно.

Можно назвать еще один символ Египта — символ синтеза всех наук под названием Osiris (Осирис) — владыка разума. Большая пирамида представляет собой отражение этого символа.Оба бога — Исида и Осирис — были сокровенными символами жречества, и одновременно действующими лицами народной мифологии.

Очень развитым в Египте был погребальный культ. Тела умерших царей подвергали сложной операции бальзамирования и превращали в мумию. Затем мумификации подвергали и людей других слоев общества. Искусство это находилось в руках жрецов. Насколько оно было развито, видно из того, что с XVI в. до н. э. множество мумий прекрасно сохранилось до наших дней.

Представления египтян о посмертных злоключениях душ, о суде над ней, об угрожающих ей опасностях и средствах избавления от них изложены подробно в ‘Книге мертвых’ (самая древняя в мире книга). Это обширный (более 180 глав) сборник магических заупокойных формул. Древнейшие из формул писали на стенах гробниц фараонов, затем — на саркофагах вельмож, позже стали писать тексты па папирусах и класть их на грудь мумии умершего. Так и составилась эта знаменитая ‘Книга мертвых’.


Эзотерическая наука египтян предлагала два ключа к миру. Первый: ‘Внешнее подобно внутреннему: малое таково же, как и большое; закон один для всего. Нет ничего малого и нет ничего великого в божественной экономии’. Второй: ‘Люди — смертные боги, а боги-смертные люди’. Счастлив тот, считали египтяне, кто понимает эти слова, он овладеет ключом ко всему. Однако тайну эту следовало хранить oт злых, чтобы они не смогли схватить ее отрывки и сделать из них орудие разрушения; а также — от слабых, чтобы не свести их с ума. А потому истину нужно беречь в сердце своем, проявляться же она будет через дела посвященного в тaйну. Тогда знание станет силой, вера — мечом, а молчание — доспехами.

Такова ‘Книга мертвых’, древнейшая книга Человечества, раскрывающая тайну: ‘Единая душа, великая душа все то зачала, отделив от себя, все души, которые наполняют своим стремлением вселенную’.

Формирование знаний и философский скептицизм.

Египет — страна не только древнейших мистерий ( от греческого мистерион — тайна, таинство, тайные религиозные обряды, в которых учавствуют только посвященные — мисты. В Египте — это мистерий Изиды и Осириса), но и, возможно, самых ранних научных знаний. В какой-то степени это было отражением практической необходимости. В Египте сооружались мощные оросительные системы, огромные пирамиды, храмы и дворцы. Нужны были расчеты, математические вычисления и т. п. Расширяющееся хозяйство требовало знаний и стимулировало их развитие.


Так, египтяне вычислили периодичность подъема и спада воды в Ниле и установили ее прямую связь с фазами Луны. С этого начались астрономические исследования.

Итак, философская мысль Египта включала в себя представления о материальной первооснове мира. В качестве таковой выступала вода — источник всех живых существ. Часто упоминался в древнеегипетских памятниках и воздух, заполняющий пространство и ‘пребывающий во всех вещах’. Это одна сторона представлений. Вторая, более существенная и более развитая, это ‘теогония’ и ‘космогония’ Древнего Египта. Большая роль отводилась светилам, планетам, звездам. Они играли роль не только для исчисления времени и для предсказаний, но и как творящие мир и постоянно действующие на него силы. ‘Звездное’ (астральное) мировоззрение вело к развитию астрологии — веры в способность светил влиять на судьбу людей и обществ.

Таковы две основные тенденции, характерные для философской мысли Древнего Египта (и Вавилонии). Философская мысль здесь еще не достигла уровня, характерного для более развитых стран того времени. Тем не менее воззрения египтян оказали существенное влияние на последующее развитие науки и философской мысли. По утверждению Плутарха, это древнегреческий философ Фалес именно у египтян заимствовал мысль о воде как первопричине и начале всех вещей.


Источник: www.SunHome.ru

Возникновение и формирование

Одно из древнейших государств Востока – Египет – возникло в долине нижнего течения Нила, в юго-восточном угле Африки. Географически и культурно Египет делится на две части: узкую котловину долины Нила и широкую Дельту. Верхний Египет связан с пустыней и Африкой, нижний обращен к Средиземному морю и Азии. Регионы в корне отличались друг от друга и традиционно соревновались. Но их объединяла изолированность от остального мира и зависимость от Нила. Осваивая долины Нила, египтяне потратили значительные усилия, чтоб использовать заболоченные, нездоровые места для жизни.

Древнеегипетская история имеет свою хронологию: известны имена и периоды правления всех фараонов. Историю Древнего Египта делят на Древнее, Среднее и Новое царства. В Древнем царстве правили первые восемь династий царей Египта, 2900—2200 гг. до н. э. К Среднему царству относятся IX-XVI династии, 2200—1600 гг. до н. э. Новое царство – XVII-XX династии, 1600—1100 гг. до н. э. Далее следует время Позднего Египта, когда друг за другом сменялись завоеватели. История суверенного Египта оканчивается при правлении XXVI династии (665-525 гг. до н. э.). Поскольку в те времена столицей Египта был Саис, Египет времен последней династии назывался Саисским Египтом.

Египет имел множество достижений в науке, технике, медицине, литературе, искусстве, астрономии. Около 3000 лет до н. э. завершается постепенное объединение египетских областей – номов. Объединения возглавили вожди клана Гора, который изображался в виде сокола и отождествлялся с божественным Солнцем. Все египтяне обожествляли Солнце – Сияющий Ра – живой символ Единого.


Традиционно объединение Египта связано с именем первого фараона Мина, увенчавшего себя священным талисманом, символом власти – двойной короной, которая состояла из двух корон: Дельты и Севера, белой и красной. Мин – основатель города Мампи (Мемфиса), ставшего звеном, соединявшим Дельту и Север. Начиная с V династии, фараоны выбирают своим покровителем бога Ра, который теперь отождествляется не с Гором, а с гелиопольским Атумом. Многочисленные надписи и барельефы свидетельствуют о том, что царь является сыном Солнца в прямом и буквальном понимании. Царская власть в Египте всегда считалась божественной и объединялась в едином образе Бога – царя-фараона. Фараон сосредотачивал в своих руках власть над Вселенной, стихиями и людьми. Но не только власть фараона – часть космического порядка, но и социальный строй Египта получил наивысшую божественную санкцию. Нарушить санкцию означало нарушить законы природы и обречь себя на неминуемую смерть. Таким образом иерархия стала нерушимой.

Особенности мировоззрения древних египтян


Древний Египет, как и современный, характеризуется высокой плотностью населения и его изолированностью. Природная изоляция Египта от других стран порождала эгоцентричное чувство отдаленности, что воплощалось в синкретизме. Разнообразные идеи и представления, которые часто противоречили друг другу, спокойно сосуществовали. Египтянин воспринимал новое, переделывая на свой лад, но и не отказываясь от устарелого. Таким образом, в Древнем Египте невозможно найти систему в современном понимании. Тонкость учения в Древнем Египте заключалась в упорядочивании, а не в последовательной и законченной систематизации.

Нил, текущий на юг и несущий необходимую для жизни воду, – главная характерная черта Египта. Река – источник жизни, имеет особенное значение в жизни египтян, но не может соперничать с Солнцем. Солнце напоминает ежедневное рождение и смерть. Нил – годовой цикл рождения и смерти. Бог Солнца – верховное божество, бог-творец. В Египте Солнце представлялось не только в виде страшного зверя, хищной птицы или злого человека, но и в виде насекомого. Ежедневное триумфальное Солнце и ежегодное возрождение реки навевало египтянам уверенность: Египет – центр Вселенной, и жизнь всегда торжествует над смертью. Идея Египта – центра Вселенной устанавливала стандарты, становилась правилом и нормой во Вселенной, нормой в Египте.

Зарождение философской мысли в Древнем Египте осуществлялось не только из-за необходимости решения проблем, возникающих в общественной жизни, но и в связи с появлением первых зачатков природоведения, накоплением научных знаний.


египтян и человек, и боги, и Вселенная, и окружающий мир имели одну и ту же суть, одну природу. Это проявлялось в принципе свободной замены и перестановке элементов мира. Бог олицетворяет нечто важное во Вселенной. Древние египтяне различали звезды и планеты, давали названия некоторым созвездиям и небесным телам. Высказывали гипотезы, что звезды и Солнце исчезают за краем Земли и ночью обходят ее снизу. Наметился разрыв с традиционным суждением о земле как плоской окружности или вытянутой полосе, возникало представление об объемности Земли.

Возникали зачатки геометрии, появлялись географические карты, формулировались знания механики, математики, распространялась медицина – лечение недугов человека. Материалистические идеи глушились доминирующими религиозно-идеалистическими взглядами. Божественное присутствовало там, куда приводило дело, а это случалось тогда, когда акт поклонения Богу взывал к храму. Храм создавался как жилище для Бога. Так, дом Бога Амуна исполнен в форме каменной статуи человека. Царь Египта – один из богов и представитель от Земли среди других богов. Наделенный божественностью, фараон владел переменным характером божества: мог слиться с другими богами, мог стать одним из них. Если фараон мог отражать бога, то человек мог отражать фараона. Люди привыкли объяснять свои действия, исходя из собственного мышления, вместо того, чтобы объяснять их своими потребностями, которые отражались в уме, осознавались. Острые социальные разногласия порождали и политические учения, отражающие основные идеи рабовладельческой знати об управлении государством.


Космология и космогония в Древнеегипетской Протофилософии

Космология. Концепция Нуна. Египтянин представлял Землю плоским блюдом. Внутреннее дно блюда – плоская аллювиальная равнина Египта. Блюдо плавало в воде. Бездонные воды, которые омывали блюдо, египтяне называли Нун – водами подземного мира. Из вод подземного мира рождалась жизнь. А Нил рождался из пещер, которые питали Нун. Из вод, которые окружали мир, рождалось все живое. Такова Вселенная, где действовали человек, боги и небесные тела.

Космогония. Среди древние египетских мифов, дошедших до наших дней, большое место занимают сказания о сотворении мира и людей. Создателями богов, людей и Вселенной в мифах и легендах выступают то животные, то птицы, то боги, то богини. Согласно одному сказанию, Солнце рождается от небесной коровы, согласно другому – оно выходит из лотоса, согласно третьему – из гусиного яйца. В разных местностях Египта почитались разные боги, в одном месте миф считался религиозным, в другом – нерелигиозным. В Мемфисе – столице Древнего царства почитался Птах, в Фивах – столице Среднего и Нового царства – Амои, в Гелиополе – бог солнца Ра.

Различны и способы создания мира. Общим для всех мифов является только представление о первичном хаосе, из которого постепенно возникли те или иные боги, которые по-разному творили мир, а также признание зарождения жизни на первичном холме. Сами пирамиды позаимствовали идею вознесенного холма как гарантию мертвому египтянину возвращение к новому существованию.


Разнообразие представлений о происхождении мира вполне естественно. Созданные в разные эпохи и периоды, разными социальными слоями мыслителей и философов, космогоничные концепции несли следы их влияния. Археолог Етьем Матье выделяет две принципиально разные группы легенд о сотворении мира. Одна из них охватывает легенды, согласно которым творцом Солнца и, следовательно, всей Вселенной, является богиня-мать, рождающая солнечного младенца без участия какого-либо мужского начала. Другая – охватывает легенды, где, наоборот, бог-отец создает божественную пару самостоятельно, без помощи женского начала, в полном противоречии с представлением о том, что мир вылеплен богом-творцом.

Официальной космогонией считается гелиопольский вариант, согласно которому первородный хаос Нун порождает бога солнца Атум-Ра, который оплодотворяет самого себя, поглощая собственное семя, а затем выплевывает первую пару – бога воздуха Шу и его женский коррелят – богиню воды Тефнут. Шу и Тефнут порождают землю, небо и еще семь богов, включая Осириса и Исиду, Сета и Нефтиду. Воздух Шу разделил Небо и Землю, подняв богиню неба Нут над богом земли Гебом.


Но существовали и другие легенды о происхождении мира. Наиболее интересна из них мемфисская концепция, дошедшая из наиболее ранних времен египетской истории, когда первые династии основали столицу в Мемфисе – месте бога Птаха. Концепция утверждает: все создано могуществом Мысли, Слова. Мысль и Слово – древние атрибуты власти в Египте, воплощенные как божества. В мемфисском тексте атрибуты власти даны в материальных терминах: Сердце – орган, где мысль зарождается, Язык – орган, который рожденную мысль превращает в чувственную реальность – Слово. Такое творение с помощью мысленного представления и словесного произношения имеет эмпирические корни: власть правителя – создавать по приказу. Акт творения приписывается деятельности Птаха, это первое сотворенное начало. Из единого творца Птаха исходит все, даже города, храмы, ремесла, искусство. Однако данная концепция не отбрасывает гелиопольскую космогоничную концепцию и пытается не заменить, а ассимилировать ее.

Вавилонскому мифу об Иштар и Таммузе в Древнем Египте соответствовал миф об Исиде и Осирисе. Осирис олицетворял и жизнь, и смерть. Осирис – олицетворение Нила, источника всего живого в Египте. Он же судья в царстве мертвых. Нил-Осирис борется со своим братом Сетом, олицетворением пустыни. Сет обманул Осириса, заключил его в гроб и пустил вниз по течению Нила. Сестра-жена Осириса Исида (в Египте фараоны женились на своих сестрах) отправляется на поиски мужа. Она только что родила сына Гора. Сет расчленяет тело Осириса и повсюду его разбрасывает. Исида собирает части тела своего супруга. Один из богов подземного царства Анубис и сын Осириса Гор оживляют Осириса. Гор побеждает Сета. Эта вечная периодическая борьба Осириса и Сета отражала времена года в Египте; разлив Нила, время сева, время созревания и уборки урожая и период засухи (апрель – июнь); Осирис в гробнице – это спад Нила во время засухи, а разбросанные члены его – оставшиеся после разлива Нила мелкие озера, болота, лужи; возрождение Осириса и победа Гора над Сетом – новый разлив, торжество жизни.

Но Осирис – не только жизнь, но и смерть. У древних египтян был сильно развит погребальный культ. Считалось, что после смерти тела душа может полноценно существовать лишь при условии сохранения тела. Отсюда обычай мумификации, строительство городов мертвых – некрополей, а также гигантских пирамид – сверхсаркофагов некоторых фараонов. Египтяне различали в человеке несколько сущностей: его тело, его имя (рен), его душу – «ба», его другую душу – «ка». В подземном царстве мертвых душа предстает перед Осирисом. Судья взвешивает сердце души, на вторую чашу весов кладется статуэтка Правды. Если она поднималась вверх, то душа тут же пожиралась адским чудовищем. В противном случае душа сохраняла жизнь. Это и была «ка» – жизненное начало. Если сердце души признавалось безгрешным, душа покойного отправлялась на поля Иалу, которые в отличие от египетских полей никогда не страдали от засухи.

Представления древних египтян о человеке

В древнеегипетских источниках не существовало текстов о происхождении человека. Это объясняется тем, что в представлении древних египтян не существует четкого и окончательного разделения между богами и людьми. Человек создан по образу и подобию богов и стоит в центре Вселенной, созданной богами. Согласно древнеегипетской мифологии, люди были созданы богом Солнца Ра из его слез. Каково же содержание отношений человек – боги, боги – человек? Человек определяется не только богосозданным, но также богоподобным. Такая генетическая богосозданность и богоподобность между богами и человеком дополняется и подчеркивается функциональной связью. А именно: той целью, которую ставили боги, когда создавали человека. Считалось, что человек создан, чтоб служить богам, но суть службы в том, что человек берет на себя ношу богов, включающую жизненно необходимые для самого человека действия: добывание пищи, сооружение жилья, каналов, пошив одежды и т. д. Другими словами, функциональное предназначение человека включает не только служение богам, но и удовлетворение потребностей самого человека.

Вопрос о преодолении конечности человеческого бытия, отношение к смерти как к завершению жизни на Земле и переходу в другой мир играют важную роль в формировании системы ценностей и поведения каждого человека. В Древнем Египте будущая жизнь продолжает настоящую. Душа сохраняется, тело защищено мумификацией, гробница – дом. В потустороннем мире египтянин отрицает реальность смерти.

Источник: www.mudriyfilosof.ru

Может быть всего два устройства жизни людей между собой (два замысла жизнеустройства, по научному — две концепции):

1. Справедливое устройство жизни.
2. Несправедливое устройство жизни.

В справедливом обществелюди живут между собой в мире и согласии, уважают друг друга, почитают старших, пестуют младших, заботятся о немощных, трудятся честно на благо всех, живут в достатке, достойном человека, сохраняют природу… В общем живут, как говорили на Руси, по-Божески.

В несправедливом обществе всё совсем наоборот. Там одни люди паразитируют на труде других людей. Одни живут в нищете, а другие с жиру бесятся. Одни трудятся с утра до ночи, а денег всё равно не хватает. Другие ничего не делают, а купаются в роскоши.

В глубокой древности рабовладение было узаконенным. То есть несправедливое жизнеустройство было явным, открытым и понятным для людей. Были рабовладельцы (хозяева). У них были рабы, которые трудились на рабовладельцев. Чтобы рабы хорошо работали, не ленились, хозяева ставили над рабами надсмотрщиков.

Так проходили столетия. И хотя рабы пытались вырваться из рабства (как Спартак), но у них ничего не получалось. Почему?

Всё дело в знаниях. Рабовладельцы обладали определёнными знаниями. В том числе и знаниями о том, как управлять множеством людей, как их «охмурять». А надсмотрщикам и рабам они давали знания «в части их касающейся». На однодолларовой купюре изображена схема устройства такого несправедливого рабовладельческого общества — пирамида. Внизу надпись на латыни: «NOVUS ORDO SECLORUM» — «новый мировой порядок». На другой схеме вы видите две пирамиды: «пирамиду» структуры общества и «пирамиду» знаний. Такое дозирование знаний осуществляется до сих пор! И делается это через систему дошкольного, школьного и даже академического образования. Зачем? А для того, чтобы рабы и надсмотрщики не вышли из повиновения, чтобы они даже не понимали, что являются рабами и надсмотрщиками!

На определённом этапе самые-самые «крутые» рабовладельцы поняли, что лучший раб тот, который даже не понимает, что он раб, а наслаждается своими цепями. Ведь при явном рабовладении раб работает плохо, без «огонька», норовит убежать… Чтобы раб работал хорошо и не убежал, нужны надсмотрщики, которым надо зарплату платить… В общем, эффективность производства низкая. Что сделать, чтобы раб работал на хозяина с песнями? Надо дать рабу то, что он хочет! А что хочет раб? Раб хочет свободу! Но если ему дать свободу, то он перестанет быть рабом! Что же делать? А что, если рабам дать иллюзию свободы? И такая иллюзия была создана. После чего явное рабовладельческое общество стало неявным, завуалированным, скрытым. И раб действительно не понимает, что он — раб. И сейчас многие рабы даже наслаждаются своими цепями, которые из железных цепей стали цепями невидимыми. Кто стал рабом бутылки, прикован к ней «тягой» к спиртному, кто прикован цепью к наркотикам, кто сидит на «золотой цепи» («деньги, деньги всё решают!»), кто прикован цепями к телевизору и наслаждается «богатыми, которые тоже плачут» и другой подобной дурью, кто запутался в религиозных цепях «отца Виссариона», кто сам себя приковал к «инглингам» или учению «гробового»… Так хозяева несправедливой концепции от явного рабовладения перешли к скрытому рабовладению.

За счёт чего же на протяжении столетий «жрецам»-демонам и их наследникам со времён древнего Египта удавалось удерживать миллионы людей в повиновении? Почему за сотни лет никто не смог распознать этой хитрости? Какое тайное оружие они применили против всего человечества планеты? Давайте разберёмся и с этим.

Человек Разумный — часть Вселенной. Воспринимать Вселенную каждый человек может по-разному.

Если человек воспринимает мир правильно, без искажений, то действия и поведение человека будут правильными, а возможные ошибки будут выявляться и устраняться.

Если же человек воспринимает мир в неправильном, искаженном виде, то и действия, и поведение его будут ошибочными, а возникающие при этом ошибки в делах могут не замечаться, причем иногда очень длительное время.

Что «окружает» и «происходит» с каждым из нас? Работа и зарплата, семья и дети, квартирный вопрос, транспорт, милиция, армия, телевизор, школа и учителя, книги, друзья, газеты, кино, начальники всякие, война в Чечне, бандиты на улицах, депутаты в Госдуме, события в Иране и в США, забастовки то здесь, то там, мусульмане, христиане, Бог, который есть и много выдуманных людьми богов, попы и муллы, партии всякие разные, выборы и т.д. и т.п. Как на всё это смотрит каждый? Существует два «воззрения» на окружающий мир, т.е. два мировоззрения:

1. Калейдоскопическое мировоззрение.
2. Мозаичное мировоззрение.

Калейдоскоп. Люди считают, что кругом хаос. Ничто не связано ни с чем. «Камешки»-события калейдоскопа изменяются вокруг собственного «я» по мере того, как «крутится» жизнь и «подбрасывает» новые факты и «сотрясает» человека «стечением обстоятельств». Все это характеризуется поговоркой: «в огороде бузина, а в Киеве дядька».

Люди с калейдоскопом в голове что-то учитывают в своей жизненной практике, а что-то вообще не учитывают, считая, что «это их не касается». Так, многие считают, что кинофильмы не оказывают влияния ни на них, ни на их детей. Многие считают, что на их зарплату война в Ираке не влияет. Такой «частичный» подход к оценке того, что происходит вокруг, приводит людей, страдающих калейдоскопическим идиотизмом, к множеству неурядиц, неудач, несчастий, катастроф, бедствий и трагедий.

Примеров таких невзгод из жизни людей с калейдоскопом в голове можно приводить бесконечно много. От бытовых жизненных неурядиц до трагических поворотов судьбы. Поехал на личном авто за грибами в заповедное место, но не учёл (забыл), что на дороге идёт ремонт моста и требуется делать большой крюк. А бензина впрок не взял. А если ещё понадеялся на комфортную асфальтовую дорогу, не привёл в порядок запасное колесо, то… Ни грибов, ни ягод, а одни упрёки… То есть даже при организации небольшого мероприятия надо учитывать как можно больше «мелочей». А уж что говорить о том, сколько всего надо учитывать при «организации жизни» каждого человека и общества в целом! Но как раз такого «учёта» люди, страдающие калейдоскопическим идиотизмом, не осуществляют. И много бед ожидает такого человека в его личной жизни.

Так, очень многие наши современники в России, глядя на творящийся беспредел, беззаконие и т.п., считают, что всё это произошло «само-собой» «сами виноваты», что «так устроена жизнь», что «крутиться надо». И они начинают «крутится» В коммерческий банк сбережения положили под большие проценты, а банк «лопнул», и их денежки «плакали». Решили на халяву в «МММ» с Мавроди поиграть, но Мавроди посадили, а деньги не вернули. Решили открыть свой «бизнес», но в 1998 году «внезапно сам-собой случился» дефолт… и «бизнес» их кончился. Пошли работать на «хорошую фирму» с хорошей зарплатой, а фирма разорилась в результате неведомой им «конкуренции» (а могли «хозяина» фирмы отстрелить, а новый хозяин всех старых выгнал и набрал новый персонал). И миллионы наших соотечественников вот так и «идут по жизни» с калейдоскопом в голове, после каждого крушения своих надежд успокаивая себя тем, что «так жизнь устроена». А многие, устав от многочисленных несбывшихся надежд, уходят в запой или кончают жизнь самоубийством.

Но как только эти люди зададут себе простой вопрос: «КЕМ и ПО КАКИМ ПРАВИЛАМ ТАК устроена жизнь?», — всё, они на верном пути ухода от калейдоскопа.

Но гораздо больше бед и несчастий приносит множеству людей человек, осуществляющий управление предприятием, отраслью, министерством, государством. Ведь от его решений зависят судьбы тысяч, а то и миллионов людей. Представьте себе ситуацию, когда руководители страны искренне считают, что цены на нефть устанавливает некий никому неведомый абстрактный «рынок», а не вполне конкретные люди, которые преследуют изменением цен достижение волне конкретных целей. Что будет с жителями такой страны? Или эти горе-руководители страны искренне заявляют, что церковь должна быть отделена от государства. Но тогда вопрос, если руководители с трибуны будут говорить одно, а попы с амвонов другое, то кого послушается народ? А отсюда второй вопрос: кто тогда правит страной и народом? А если руководители страны считают, что управление странами и народами на Земле не существует, что глобальной политики нет, а есть только внутренняя и внешняя, то кто тогда реально управляет страной: выбранные народом по закону п-резиденты и депутаты или «мировое закулисье»? И тогда что нам ждать от таких горе-управленцев?

Так что калейдоскопическое мировоззрение — это совсем не безобидная штука!

Мозаика. Здесь «камешки» (явления, факты, события) укладываются в мозаичное полотно. Все взаимно обусловлено и взаимозависимо. Никакого хаоса нет. Мир един и целостен и все процессы в нем упорядочены определенным образом. Мозаичное мировоззрение формирует целостную картину.

Вопрос только в том, откуда начинать «укладывать камешки». И если в самом начале допустить ошибку в «укладывании камешков», то с течением времени она будет накапливаться и в какой-то момент приведет к обрушению всей картины и тогда все зрители картины, да и сам художник, будут очень разочарованы. И может быть два варианта:

а) Мозаичное мировоззрение «Я-центричного» типа. Здесь личные понятия, факты, события связаны между собой. Но первичным понятием является собственное «Я» — как центр мира.

В этом случае человек увязывает явления и события друг с другом. Он видит их взаимную обусловленность. Но это касается только окружающего его мира. Он запрещает своим детям смотреть безнравственные фильмы. Он видит, что фирма, где он работает, терпит крах и спешит найти новое место. Я знаю некоторых, которые, предвидя крушение СССР, заранее покидали союзные республики и обосновывались в России. Т.е. такие люди видят некую целостность событий и стараются их выстраивать под своё понимание, в основном под понимание своего благополучия. И это им во многом удаётся, иногда на очень длительном протяжении.

Но как только выстроенный ими «мирок» соприкасается с тем, что они не учли при оценке событий и явлений, их мирок рушится. Так в Калининграде я столкнулся с диаспорой русских, которые при развале СССР переехали в Прибалтику. Они рассказывали о своём бывшем благополучии в Советском Узбекистане, о тех бедах и проблемах, с которыми они столкнулись после развала СССР, о мытарствах, которые им пришлось пережить при смене жительства. И вот они с гордостью рассказали, как они сумели обустроиться и зажить довольно успешно в Калининграде. Но когда я задал вопрос, а что они будут делать, если Калиниград немцы всё же вернут, рассказав при этом о Гарвардском проекте, то этот вопрос их сначала озадачил и они нахмурили брови. Однако через несколько месяцев острота восприятия у них спала и они сами себя успокоили: такого быть не может. При очередной встрече они опять «напряглись», после чего опять успокоились.

Т.е. чем глобальнее явление или событие, тем более оно «не входит в круг понятий» людей с «я-центричным» мировоззрением. Как правило, такие люди отрицают существование глобальной политики, а уж тем более существование Бога, под которым многие понимают законы природы.

б) Мозаичное мировоззрение с развертыванием полной системы («укладыванием камешков» в мозаику) ОТ Истинного бытия Мирозданья (именуемого в народе Богом) В направлении к самому себе.

В этом случае человек признаёт иерархию управления всеми процессами во Вселенной, включая и процессы социального управления. Всё это хорошо показано в Достачно Общей Теории Управления в КОБе. И даже если здесь возникают ошибки на определенном этапе, то они поправимы. И эти «поправки» не приводят к «обрушению» всей картины в целом.

Однако «жрецы»-демоны, чтобы не дать людям этой целостности, а значит не дать возможности самим разбираться во всём, поставили «основной вопрос философии» иначе: Что первично: материя или сознание?

«Материализм» — утверждает, что первична материя.

«Идеализм» — утверждает, что первично сознание.

Эти две философские системы противостоят друг другу многие столетия. На базе этих философских систем строятся религии и идеологии. А они, в свою очередь, определяют деятельность и поведение людей. И люди, отстаивая ту или иную идеологию (или религию), даже убивают друг друга в войнах, религиозных и национальных конфликтах. Так кто же прав? Что первично?

Обратимся к первоисточникам.

В «Книге для начального чтения» В. Водовозова (СПб, 1878 г.), которая предназначалась для самообразования «простых людей» России в конце XIX века, в главе о воззрениях на мироздание древних египтян читаем:

«Самая главная каста, управляющая всем, была каста духовных или жрецов. Они предписывали и царю (т.е. фараону), как жить и что делать… Высшим божеством египтян был АМУН. В его лице соединились четыре божества: вещество, из которого состоит все на свете, — богиня НЕТ; дух, оживляющий вещество, или сила, которая заставляет его слагаться, изменяться, действовать, — бог НЕФ; бесконечное пространство, занимаемое веществом, — богиня ПАШТ; бесконечное время, какое нам представляется при постоянных изменениях вещества — бог СЕБЕК. Все, что ни есть на свете, по учению египтян, происходит из вещества через действие невидимой силы, занимает пространство и изменяется во времени, и всё это таинственно соединяется в четырехедином существе, Амуне».

Таким образом: НЕТ — соответствует современному веществу; НЕФ — силовым полям; ПАШТ — пространству; СЕБЕК — времени.

Получается, что на протяжении тысячелетий понятия о мироздании, которые жрецы преподнесли всему обществу в качестве истины, остались неизменными и современная нам наука оперирует теми же самыми представлениями:

1. Материя — вещество.
2. Дух, понимаемый сейчас как «энергия» (но «энергия» — это всего лишь переходная форма существования материи). Некоторые понимают дух как «силу» (силовое поле, отнесенное к материи диалектическим материализмом), и как управляющее начало, то есть информация.
3. Пространство.
4. Время.

Однако, из другой книги — «Священная книга Тота. Великие арканы Таро» В. Шмакова, инженера путей сообщения, издания 1916 года, мы узнаем, что для «особо посвященных», для «избранных», было другое представление о мироздании:

«Тридцатью двумя путями — чудными, мудрыми, начертал 1А, IEBЕ, Саваоф, бог Израиля, Бог Живой и Царь Вечный, Эль Шаддай, Милосердный и Прощающий, Возвышенный и Пребывающий в вечности,—возвышенно и свято Имя Его, — и создал мир Свой тремя сеферим: сефар, сипур и сефер.» Здесь Шмаков цитирует одну из книг Талмуда «Сефер Иецира», то есть «Книга Творения».

Далее, в подстрочном примечании Шмаковым дается разъяснение: «Первый из этих трех терминов (Sephar) должен означать числа, которые одни доставляют нам возможность определить необходимые назначения и отношения каждого (по контексту, возможно: человека) и вещи для того, чтобы понять цель, для которой она была создана, и мера длины, и мера вместимости, и мера веса, движения и гармония — все эти вещи управляемы числами.

Второй термин (Sipur) выражает слово и голос, потому что это Божественное слово и голос, потому что это Божественное Слово, это Глас Бога Живого, Кто породил существа под их различными формами, будь они внешними, будь они внутренними; это его надо подразумевать в этих словах: «Бог сказал: «Да будет Свет» и «стал Свет».

Наконец, третий термин (Sepher) означает писание. Писание Бога есть плод творения.

Слово Бога есть Его Писание, Мысль Бога есть Слово.

Так МЫСЛЬ, СЛОВО И ПИСАНИЕ суть в Боге лишь ОДНО, тогда как в человеке они суть ТРИ». Эти примечания В. Шмаков цитирует по другой книге — «Cuzary».

Эта троица (сефар, сипур, сефер) соответствует триединству:

1. Сефар — мера (форма, матрица).
2. Сипур — информация (содержание, то, что содержится в форме, смысл, идея).
3. Сефер — материя (плоды творения, «вещи» как воплощенное единство формы и содержания).

В Природе эта «святая троица» неразрывна: «Так мысль, слово и писание суть в Боге лишь ОДНО…». Ведь вы не можете себе представить некую «абстрактную» материю. Материя обязательно имеет содержание, образ, (который несёт информацию о вещи, предмете). «Нет вещи без образа» — это русская народная пословица, которую более точно надо выразить так: «Нет материи без образа». И каждая вещь размерена: длиной, шириной, весом, цветом, вкусом, запахом, атомарной и молекулярной структурой и т.д., в том числе и всеми происходящими в ней (вещи) изменениями. «Аллах создал всякую вещь и размерил ее мерой» — это уже Коран. И оторвать «вещь» от «образа» в реальной жизни невозможно.

Но человек «устроен» так, что он может рассматривать эту «святую троицу» по частям, по отдельностям. Он может тщательно изучать, препарировать какой-то вещественный материальный предмет, рассматривая в нем интересующие его частности. Обычно этим занята «наука». А может человек, как говорится, фантазировать в «полете мыслей», оперировать образами, сопоставлять их и т.д. Этим преимущественно ранее были заняты оккультные школы, эзотерические учения, многие церковные иерархии и масонские структуры. В «Cuzary» об этой возможности человека рассматривать «отдельности» сказано так: «…тогда как в человеке они суть ТРИ».

Именно эта способность человека «оперировать отдельностями» и была использована древнеегипетским жречеством.

Древнерусское жречество обладало целостным мировоззрением. Оно нашло отражение в «Велесовой книге» в «Прославлении великого Триглава», которое кроме всего прочего раскрывает полноту и самодостаточность Вселенной.

Символами противостояния мировоззрений древнерусского жречества и древнеегипетского жречества являются:

русская тройка,
египетская квадрига, упряжка из четырёх коней (греческая, римская, византийская).

После этого посмотрите на скульптурные композиции коней на самых известных зданиях страны…

За счет чего древнеегипетское жречество одержало верх над древнерусским? Это было достигнуто за счёт того, что древнеегипетское жречество разработало долговременную стратегию покорения других стран и народов (глобализацию), а у древнерусского жречества такой стратегии не было.

Сейчас вся официальная академическая наука руководствуется всё тем же древним представлением о мироздании, которое было в древнем Египте. Первоначально и «объективно существующими» философскими категориями в ней являются: материя, энергия, пространство и время.

Но «энергия» — это переходная форма существования материи. Простейший пример: полено (твёрдая материя) сгорает и превращается в газ (газообразная материя). Процесс перехода из твёрдого в газообразное сопровождается выделением тепла (энергии).

А «пространство» и «время» — всего лишь частные меры общевселенской меры. Это субъективные категории, созданные человеком для:

— измерения всех частотных процессов одной частотой, произвольно выбранной (время);
— измерения «пространства», протяженности одной единицей длины, выбранной в качестве эталона.

Так что из 4-х «элементов» верен только один — «материя».

Все во Вселенной состоит из материи. Это признают все. Но абстрактной материи во Вселенной не существует. Материя предстает в виде пяти агрегатных состояний:

Твердое.
Жидкое.
Газообразное.
Плазма.

Это всё т.н. «видимая материя», «видимый мир», за исключением многих газов.

Физический вакуум. Физический вакуум — это не некое абстрактное вместилище — пространство, а одна из разновидностей материи.

Кроме этого есть ещё:

Элементарные частицы и кванты разного рода излучений.
Статические и динамические поля в физическом природном вакууме, способные к силовому воздействию на всё выше перечисленное.

Эти частицы и поля уже т.н. «тонкий мир», «невидимый мир». Такой терминологией пользуются некоторые оккультные школы.

И вся материя предстает упорядоченной, имея какой-то внешний образ и внутреннюю структуру, поскольку вы же не можете себе представить какую-то абстрактную «твердую материю» или «жидкую материю». Вот эта упорядоченность содержит информацию о вещи.

И они (вещь и образ) не могут существовать отдельно друг от друга. «Нет вещи без образа». Любая материальная вещь (фрагмент Вселенной) имеет свой образ (информацию). А образ не может существовать отдельно без материального носителя.

Кроме этого, любая вещь наделена, разМЕРена весом, цветом, запахом, длиной, толщиной, и при этом она непрерывно изменяется («стареет», меняет вес, запах и т.п.), т.е. наделена мерой. «Аллах создал всякую вещь и размерил её мерой» (Коран).

Во Вселенной всегда и везде протекают колебательные процессы. Звук — колебания, свет колебания, магнитные и электромагнитные волны — колебания, радиация — колебания, биополе человека — колебания, Луна вращается — колеблется вокруг Земли, Земля вокруг Солнца и т.д. Бытие — это бесконечное множество взаимовложенных колебательных процессов, протекающих с периодами от долей секунды до миллионов и миллиардов лет.

Колебаниями этот «образ» переносится (передаётся) с одного материального носителя на другие материальные носители (отражается на них).

Простейшие примеры. Вы сфотографировали дерево. За счёт световых колебаний на фото вы увидите сфотографированное вами дерево. На фотобумаге у вас не само дерево, а всего лишь образ дерева.

На вашем столе лежит яблоко. Вы посмотрели на него и закрыли глаза. И вы можете представить образ этого яблока. Что у вас в голове? Яблоко? Нет. Образ яблока за счёт тех же световых колебаний «пересел» на клетки вашего головного мозга.

Но отражается на других материальных носителях этот образ с разным качеством. Любая вещь (фрагмент Вселенной) упорядочена (имеет образ) и эта вещь несет в себе всю полноту сведений о самой себе (размер, цвет, вес, атомарная и молекулярная структура и т.д.). А вот на другие материальные носители она «пересаживается» уже не полностью.

Примеры. Та же фотография дерева. Само дерево зелёное, листики шелестят… На чёрно-белом фото вы всего этого не увидите. Да и на цветном тоже. Не говоря уже о размере реального дерева и его образа на фото.

Яблоко на столе. Крупное, румяное. Такой образ вы восприняли при осмотре. А когда откусили — яблоко оказалось червивым.

А что это такое: «разные качества»? Это и есть проявления меры.

Вселенная, не имея ни «начала», ни «конца» (вечная и безконечная), обладает всей полнотой сведений о самой себе — полной мерой. А мы черпаем знания из Вселенной путём освоения частных мер. Все знания, которыми обладает человечество, это всего лишь множество частных мер, почерпнутых из всей полноты общевселенской меры. Сколько законов действует во Вселенной? Мы знаем все эти законы? Конечно нет. А каждый такой закон — это тоже некая «частная мера», принадлежащая всей полноте меры общевселенской. То есть понятие «мера» включает в себя не только привычные «вес», «длина» «ширина» и т.п. В понятие «мера» входят и цвет, и вкус, и запах, и звук, и слова, и правила, и законы, по которым протекают процессы в мироздании, и многое другое.

И вот все три части этой «святой троицы» — «материя — информация — мера» — существуют в неразрывном единстве друг с другом: во Вселенной всякая «вещь» МАТЕРИЯ пере-ОБРАЗ-уется в МЕРЕ предопределённым образом, по объемлющему всё замыслу общевселенского Интеллекта, т.е. Творца. И этот процесс непрерывный. Процесс триединство «материи — информации — меры».

Мера прибывает во всем и всё пребывает в мере. «Аллах создал всякую вещь и размерил её мерой». (Коран). На мой вопрос авторитетному исламисту Гейдару Джемалю «Что такое мера?», который был задан ему в 1996 году на семинаре по национальному вопросу, проходившему в Госдуме, знаток ислама ответить не смог.

Подобный вопрос был задан 21.12.1996 года ведущим телепередачи «Что? Где? Когда?» Ворошиловым (ныне покойным) приглашённым на передачу «знатоком» (сейчас эта передача называется «клуб знатоков»). Вопрос звучал так: «Фараон собрал жрецов и попросил их подобрать такое (всего одно) слово, которое бы объясняло все процессы, протекающие во Вселенной. Жрецы назвали это слово фараону. Какое слово назвали жрецы?» Так закончил вопрос Ворошилов. И ударил гонг. Бедные знатоки всё отведённое время потели от напряжения, усердно чесали «репы», напыжившись, пытались сказать всякие глупости, но… так и не назвали этого слова. Вновь ударил гонг, и голос за кадром произнёс правильный ответ: «Это слово — мера!».

Существо вопроса состоит вот в чём. Есть окружающий человека мир. Это Солнце, звёзды Вселенной и вся Вселенная в целом, планета Земля с её океанами и морями, полями и лесами, горами и реками, городами и сёлами, странами и народами, всеми явлениями природы и социальными процессами в которых протекает жизнь множества поколений людей. И каждый человек смотрит на всё это (воспринимает) и делится своими впечатлениями с другими людьми. Как?

Он может делать это с помощью рисунков (образов) или с помощью слов (что происходит гораздо чаще). Поэтому, кстати, на Земле существует два вида письменности: иероглифическая и идеографическая. Японцы, китайцы и некоторые другие народы используют иероглифы, а не буквы. Иероглиф выражает сразу всё слово или группу слов, т.е. может описывать некое явление сразу в одном изображении. Соответственно этому и мышление у «восточных» и «западных» народов разное.

Знаменитый итальянский философ, лингвист и оккультист Умберто Эко, известный нам по книге и одноимённому кинофильму «Имя Розы», а также книге «Маятник Фуко», в изданном небольшим тиражом сборнике в России в 2000 году издательством «Симпозиум» под названием «Пять эссе по этике», в вошедшем в этот сборник письме кардиналу Карло Мария Мартини, написанному в 1996 году, ставит вопрос так:

«Хочется начать издалека. Некоторые этические проблемы стали для меня прозрачнее после того, как я продумал некоторые проблемы семантики.

Суть лингвистической задачи сводилась к следующему: существуют ли „семантические универсалии“, то есть элементарные понятия, общие для всего человеческого рода и находящие выражение на любом языке.»

То есть фактически Умберто Эко говорит о том, что раз всё то, что окружает человека, описывается словами, то должны быть такие самые-самые первоначальные слова- «кирпичики», опираясь на которые можно было бы выстраивать всю остальную словесную палитру красок, описывающую картину мира.

Однако, поставив правильно вопрос, Умберто Эко не дал на него ответа. А ведь он один из «авторитетов» Запада в этих вопросах. Это говорит о том, что западная философская мысль отстала от русской как минимум лет на 10. В КОБ «Мёртвая вода» ещё в 1990 году были чётко определены эти первоначальные слова-кирпичики: материя, информация, мера.

Но человек так устроен, что он может рассматривать и оперировать этими «составляющими» неразрывной «святой троицы» каждой по отдельности, о чём мы уже сказали чуть раньше. Используя эту особенность человека, «МАТЕРИЯ» была отдана науке, «ИНФОРМАЦИЯ»– религии, а «МЕРА» была сокрыта от человечества. Сделано это было в глубочайшей древности — в древнем Египте. И сделало это древнеегипетское жречество, дав людям неправильное представление об окружающем мире, распространяя и поддерживая через подконтрольную систему образования «калейдоскоп» в головах миллионов людей столетиями. Это сокрытие и позволило манипулировать сознанием каждого человека в отдельности и всем человечеством в целом на протяжении многих столетий.

Коран раскрывает суть этого обмана: «И вот мы даровали Мусе (Моисею) писание и различение. Может быть вы пойдёте прямым путём». Так повествует Коран о том, что было даровано Богом через Моисея древним евреям для того, чтобы они несли это всему человечеству. Писание — это фактологические сведения, а различение — это методологическое познание мира, способность отличать добро от зла, хорошее от плохого, правду от лжи, одно явление от другого и т.д. А различать — это значит уметь со-раз-мер-ять, наделять мерой явления и события, овладевать всё новыми и новыми знаниями о мире.

Получается, что писание в виде Торы и Библии до нас дошло. А куда дели различение? Зачем скрыли от человечества методологию? За счёт чего это было достигнуто? Теперь вам должно быть понятно, что это было достигнуто за счёт сокрытия категории «мера»!

Ведь именно владение мерой позволяет различать (отличать) одну вещь от другой, один процесс от другого. Если человек не обладает таким различением, не способен отличать правильное от неправильного, то он всегда (рано или поздно) будет допускать ошибки в приятии решений. И в этом случае такому человеку не поможет даже большой объем фактологических знаний. О таких людях можно сказать, что они страдают «калейдоскопическим идиотизмом», поскольку различных сведений в их головах много, но соединить эти сведения в целостную картину такие люди не в состоянии.

Для кого-то эти разногласия в восприятии Мироздания покажутся малозначительными. Но это тот самый случай, о котором говорил Козьма Прутков: «От малых причин бывают весьма важные последствия». Эти последствия все мы сейчас и пожинаем. Сокрытие меры привело к БЕЗмерию («без меры ел, без меры пил»), что в свою очередь привело к БЕЗнравственности и всему тому БЕС-пределу, который мы сейчас наблюдаем в обществе.

Методологическая философия основана на методологии познания. И тогда появление нового знания ведет к преобразованию жизни людей в соответствии с новыми открытыми законами Вселенной. Такая философия позволяет избегать глобальных ошибок в развитии общества.

Диалектический материализм марксизма изначально был принят обществом в качестве философии методологической, поэтому в начале 20 века оппозиция легко разделалась с цитатно-догматической философией церквей и прежних правящих классов. Хотя диалектический материализм марксизма несет в себе множество ошибочных утверждений, но тем не менее, — это исторически первая методологическая философия, которая пропагандировалась в обществе в качестве основы всей культуры мировосприятия и миропонимания.

В СССР вероломно, через бездумное руководство страны, методологию познания и осмысления (диалектический материализм) обратили в мертвящую догму. И только И. В. Сталин, будучи не догматиком, а творческой личностью, довел марксизм до самоотрицания, но не был понят толпой партийцев. Но все же три поколения людей в нашей стране были ознакомлены с методологической по ее существу философией, и не все приняли ее как догму. Но таких — меньшинство.

Таким образом, для того, чтобы устойчиво управлять всем человечеством, странами и народами, древнеегипетское жречество сделало простую «гениальную» вещь. Оно дало людям неправильное представление об окружающем мире, а себе присвоило и спрятало на века (загерметизировало) правильное представление.

Именно это и позволило им осуществлять многие века самое первое качание маятника в сознании человека: «Что первично: материя или сознание (дух)?» И человек ищет истину там, где найти её он не сможет никогда потому, что её там просто нет. Человека поставили перед выбором одной лжи из двух.

Именно это лежит в основе принципа «Разделяй и властвуй». На этой основе противопоставлены материализм и идеализм.

Но именно с позиций этих ложных философских учений строят свои идеологии партии и движения. Одни готовы жизнь отдать «за царя» (православие — в основе идеализм), другие «за генсекретаря» (марксизм — в основе материализм). Но не правы ни те, ни другие!

Оглянитесь вокруг и задумайтесь. Нас везде ставят перед выбором:

— «Какой строй лучше: капиализм или социализм?» (имеется ввиду лжесоциализм) — А это дурь! И там, и там — толпо-«элитарная» система, невольничий рабовладельческий строй. Только в одной пирамиде наверху «элита» либо из царской семьи, либо из бизнесменов, либо из демократов, и в другой пирамиде «элита» либо из парт.сов.номенклатуры типа Брежнева и Горбачёва, из «слуг народа», либо из патриотов-националистов.

— «Какая экономика лучше: плановая или рыночная?» — И это тоже дурь! Да ещё какая! План — это то, что надо сделать, чего надо достичь. И план обязательно должен быть. А рынок очень хороший способ достижения цели. Причём. Но ведь это способ. И когда противопоставляют город, в который надо прийти, дороге, по которой надо идти в этот город, то это называется шизофрения. Поэтому нельзя план противопоставлять рынку. Рыночную экономику надо осуществлять по плану!

— «Какая партия в США хорошая: демократическая или республиканская?». Это тоже дурь, так как обе эти партии выражают интересы своего хозяина — глобальной финансовой мафии. И когда надо в США что-то быстро изменить, эта мафия приводит в штатовский «белый дом» демократов, а когда надо застабилизировать ситуацию, мафия приводит республиканцев.

То же касается и всех российских партий. Они, сами того не понимая, работают на одного хозяина, на ту же глобальную мафию, которая поставила цель: разрушить СССР-Россию. А народу забивают голову выборными проце-дурами: «Выбирайте лучших!» А что выбирать, когда все эти партии одинаковы с точки зрения удержания в России рабовладения.

— Все телевизионные и печатные СМИ, все политологи и социологи также пользуются этим приемом. Они приглашают на передачи «авторитетов» и ставят зрителей и читателей перед выбором: «Кто прав?» «Какое мнение верное? Выбирайте!». Этот приём использует и Познер, и Швыдкой, и Шустер, и… Наиболее выпукло это демонстрирует Соловьев в телепередачах «К барьеру», когда сталкивает лбами одну ложь против другой лжи, выдавая это за демократию.

— И, наконец, именно постановка такого ложного выбора лежит и в противостоянии науки и религии.

Людей, неспособных воспринимать мир таким, каков он на самом деле, и мыслить соразмерно Объективной Реальности — таких людей легче угнетать и грабить „изящно“ и „культурно“, да так, что они этого не будут даже понимать. Чтобы этого достичь, надо спрятать от людей методологию самостоятельного познания мира человеком. Такими людьми легче управлять, их легче обманывать. На протяжении нескольких тысячелетий именно это и позволяло реализовывать принцип: „разделяй и властвуй“.

Но теперь нас не обмануть. Мы овладели мерой!

Источник: ucrazy.ru

Погребальная культура Древнего Египта.

Пантеизм в культуре Древнего Египта.

Культура Древнего Египта

1.Испещренные иероглифами грандиозные храмы и переполненные сокровищами гробницы Древнего Египта вызывают вполне понятное изумление у современного человека. Но и в далеком прошлом иноземцам многое в культуре Древнего Египта казалось странным и лишенным смысла. Например, Геродот совершенно не оценил знаменитые гизовские пирамиды. С его точки зрения они — лишь памятник деспотизма правителей, заставлявших подданных мучиться над созданием столь бессмысленных сооружений. Столь же странным, трудно доступным логическому осмыслению представляется мировоззрение древних египтян и современному человеку. Миросозерцание античных греков нам несравненно ближе. В египетском мифе события могут показаться не имеющими причинно-следственной связи, поступки богов — психологически никак не­мотивированными или вопиюще непоследовательными. Крайне запутана и сама сюжетная основа. Но даже в том случае, когда читатель оказывается способным воспринять текст, понимание всё равно будет лишь рассудочным. Вначале мир природы представлял для египтян неделимое целое с миром богов, и потому многие божества имели в древнеегипетской мифологии либо облик животного, либо — полуживотного-получеловека. Бог Луны, Тот, например, представал то в облике павиана, то человека с головой ибиса. Богиня Солнца Мафдет — в виде самки гепарда. Один из древнейших богов древнеегипетского пантеона, Хор, изображался в виде сокола, бог Анубис — в виде человека с головой шакала {или собаки), а великая восьмерка божеств, олицетворяющих стихии — в виде людей с головами лягушек и т.д. Боги следующего поколения стояли гораздо ближе к человеку, изображались в виде людей, и существенно напоминали людей своими поступками. Убитый Сетом Осирис с помощью сестер Исиды и Нефриды обрел новую жизнь, восторжествовал над смертью и стал правителем царства мертвых. Его сын Гор, рожденный после смерти отца, стал властелином Земли, победив родного дядю Сета, воцарившись над теперь уже навсегда упорядоченным миром.

2. Древние египтяне совершили одну из самых странных революций. Народ древнего Египта восстал против смерти и успешно победил её. Фундаментальным принципом древнеегипетской культуры стала вера в возможность индивидуального бессмертия. Благодаря этому принципу древнеегипетское мировоззрение, сконцентрированное на власти фараона и богов, оставляло простым людям возможность, призвав на помощь магическую силу искусства и науки, увековечить себя. Правда, это стоило больших денег, и далеко не все оказывались в состоянии построить гробницу, оплатить труд художников по росписям её стен каноническими сценками из реальной и загробной жизни, оплатить создание нескольких саркофагов, погребальных масок, и уже потом — изготовление мумии. И все же шанс был у всех. Правда и здесь не обошлось без столь популярного в Древнем Египте воспитательного начала. Право, на загробную жизнь, получая, при условии соблюдения всех перечисленных выше пунктов, лишь тот, кто с честью выдержит суд Осириса, куда любого умершего (вернее, «утомившегося» — слово «умерший» египтяне не признавали, протестуя против смерти и в этом) сопровождал Анубис. Все детали длиннейшего шествия к Осирису были расписаны до мелочей. Человек должен был при жизни выучить немало заклинаний, речей, а главное — знать на зубок «Исповедь отрицания», содержащую перечисление всего, что он не делал при жизни как предосудительное. Древний египтянин почти наизусть должен был знать всю «Книгу мёртвых» — литературный памятник Древнего Египта, содержащий богатейшие сведения по истории, религии, правовой и этической культуре государства. Египтяне были истинными новаторами в области мумификации — искусстве создании мумий. В соответствии с их верованиями, для того, чтобы душа, Ба, сумела найти тело, в которое ей предстоит вернуться, нужно было сохранить нетленным само тело. И ученые Древнего Египта неустанно трудились над решением этой проблемы. Задача невыполнимая без существеннейших открытий в области химии, биологии, медицины и хирургии. Египтяне многое перепробовали в надежде защитить тела от разложения. Они постепенно узнали, что недостаточно вынуть из тела внутренности и залить вместо них смолу, а на месте сердца поместить вырезанного из камня священного жука-скарабея. Недостаточно вымачивать тело в содовом растворе, натроне, а потом его бальзамировать, т. е. пропитывать смесью эфирных масел и смолы. Надо еще обмотать тело воздухонепроницаемыми — для этого их пропитывали смолой и мастикой — полотняными полосками, бинтами, так, чтобы не было видно даже лица. Только в этом случае тело превращалось в не разлагающуюся мумию. Большие надежды возлагались и на каменные сооружения, хранящие и защищающие мумию. Насколько прочна гробница, столь же длительное время будет существовать и нашедшая себе в ней, пристанище душа. Наивнейшие представления привели к созданию, восхищающих и по сей день шедевров архитектуры. Среди них особой известностью пользуются пирамиды в Гизе. Каким образом древним египтянам удалось создать столь грандиозные сооружения, не разгадано до сих пор.Возьмем, например, самую большую пирамиду — пирамиду фараона Хуфу (по-гречески — Хеопса), возведенную около 2600 года до н.э. На ее постройку пошло около 2 миллионов 300 тысяч каменных блоков и плит. Каждая сторона пирамиды имеет ширину в 232,5 метра (сейчас — 230), высоту в 146 метров (сейчас 137). Грани её повернуты к четырем сторонам света. Каменные блоки вытесаны, отшлифованы и подогнаны таким образом, что их углы и кромки безупречно совпадают. Пирамиду в свое время венчала высеченная из красного гранита верхушка, она была облицована тонко отшлифованными облицовочными плитами из белого известняка. Вряд ли сегодня возможно построить что-либо подобное. Пирамида Хефрена известна расположенным неподалеку от неё сфинксом, скульптурным изваянием фантастического существа с головой человека и телом льва. По одной из версий — это страж гробницы, имеющий лицо «утомившегося» фараона. Сфинкс — один из традиционных типов древнеегипетской скульптуры. Существуют портретные изображения и других фараонов обличий сфинксов, а в Луксоре находится целая галерея сфинксов, которых Гегель воспринимал как своеобразный символ древнеегипетского величия и загадочности.Однако, первой из шестидесяти с небольшим дошедших до нас пирамид, была пирамида фараона Джосера. Автором ее проекта являлся Имхотеп — сановник фараона Джосера, сведущий во многих науках, но прославившийся больше всего как врач и зодчий. Это шести ступенчатая, прямоугольная, высотой в 60 метров пирамида, точнее, шесть поставленных одна на другую уменьшающихся к верху мастаб. И хотя, в ее конструкции для современного человека ничего загадочного нет, уровень познаний Имхотепа и его помощников в области геометрии и математики, в равной степени, как и дерзновенность замысла, удивляет и сегодня.Впоследствии, от пирамид отказались вообще. Какое-то время строили более дешевые одноступенчатые мастабы (гробницы не пирамидальной формы, построенные в виде бруса с наклоненными к центру стенами), но и они не во всем устраивали из-за частых попыток ограбления. На стенах одной из мастаб было обнаружено Увещевание, адресованное, «живым, пребывающим [еще] на земле». «Утомившийся» обещал живому заступничество перед богами в случае благожелательного отношения к нему, в противном же случае угрожал судом перед «великим богом" или даже обещал «свернуть шею» или навлечь несчастья на земле. Судя по тому, что в дальнейшем египтяне стали вырубать помещения для захоронений в скалах или же непосредственно в земле, таким образом, чтобы гробницу было трудно отыскать, увещевания вряд ли спасали гробницы от грабителей.Наиболее важным вкладом древних египтян в науку следует считать медицинские знания. Древнеегипетский врач был одновременно жрецом и магом, что характерно для Ближнего Востока, где не было резкой границы между медициной и религией. Но именно в Древнем Египте впервые в мировой истории возникла реальная медицина в современном значении этого слова, опирающаяся на точные знания функций всех органов человеческого тела и возможностей их восстановления. Благодаря этому египтяне уже умели делать хирургические операции. Египетские бальзамировщики по сути дела являлись современными патологоанатомами. Первопричина же всех достижений в области медицины коренится в необходимости при создании мумии освобождать тело от быстроразлагающихся внутренних органов, а, следовательно, — производить вскрытие тела, что категорически запрещалось многими другими культурами вплоть до Нового времени.

3.Из заупокойного культа родилось и искусство портрета, как живописного, так и скульптурного. Портрет в дальнейшем стал одним из главных направлений в изобразительном искусстве. Первоначально подразумевалось точное воспроизведение внешнего облика человека. Подобное отношение к задачам портрета, порождённое культовыми особенностями культуры Древнего Египта, оставалось незыблемым вплоть до начала XX века. Египтяне, хотя и доверяли бальзамировщикам, но все же хотели обезопасить себя и закрыть лицо заупокойной маской, точнейшим образом передающей его черты. Уже при жизни начиналась подготовка погребальной маски. С лица живого человека снимался слепок, затем изображение отливалось из металла, и далее художники «оживляли» лицо, используя цветную эмаль и инкрустацию полудрагоценными камнями. Однако есть доказательства того, что и в Древнем Египте далеко не все воспринимали на веру и заупокойный культ, и идею бессмертия. Сохранилось, например, любопытное литературное произведение, которое известно сейчас под названием «Разговор разочарованного со своей душой». Автор анализирует и переосмысливает многое из того, что почиталось как истина, проявляя поистине философскую мудрость. Идея недоверия заупокойному культу и проповедь жизнелюбия лежат и в основе такого произведения как «Песнь арфиста». Все на земле бренно, утверждается в «Песне». Решительно все обречено на исчезновение. Испокон веков поколения людей одно за другим нисходят в могилы, надгробные памятники разрушаются и исчезают, и от этих людей не остается даже воспоминаний. Никто из умерших не явился из потустороннего мира, чтобы сказать живым об ожидающей их участи; а потому надо использовать все блага жизни — веселиться и наслаждаться, ибо ничто не отвратит неизбежную смерть. Уже в раннем периоде Древнего Египта (Древнее царство) сформировалась и использовалась письменность, что было обусловлено государственным делопроизводством и наличием крупных хозяйств. Видное место занимает фигура писца. Писцы составляли интеллектуальную элиту общества, управляющую сложной административной и экономической деятельностью страны.Древние египтяне писали на папирусных свитках, причем некоторые свитки достигали 30—40 метров. Но те знаки, которые воспроизводились на папирусных свитках, лишь отчасти являлись иероглифами, разновидностью идеографического письма.Знаки иероглифического письма вырезали, главным образом, на камне, и этот способ письма многие и по сей день, называют рисунчатым. Для текстов, воспроизводимых на папирусе, пользовались более сложным вариантом письменности, близким к алфавитному (звуковому). Древнеегипетская, иероглифическая письменность в течение 14-ти веков представляла собой волнующую загадку для европейского мира. Ученым, сумевшим разгадать тайну иероглифов, стал француз Франсуа Шампольон (XIX век). Он предположил, что иероглифы — это не письмена-рисунки (на что они так похожи по форме), а обозначения букв и слогов. Опираясь на свою догадку, Шампольону удалось расшифровать надписи на египетских памятниках и гробницах.Раннее изобретение письменности способствовало развитию высокохудожественной словесности. До нас дошли древние мифы, сказки, повести, басни, дидактические произведения, философские диалоги, гимны, молитвы, плачи, эпитафии, любовная лирика. В Древнем Египте существовало такое специфическое учреждение, как «Дом Жизни», выполнявшее самые разнообразные функции. Там создавались гимны и священные песни, разрабатывались образцы дидактической литературы, систематизировались и хранились «магические» книги, содержавшие сведения по медицине, в которых наряду с магическими заклинаниями и можно было найти и практические, экспериментально — подтвержденные средства лечения. Там разрабатывались и утверждались установки для деятельности художников, скульпторов и архитекторов, хотя официально утверждалось, что принципы художественного творчества были сформулированы богом Тотом. «Дом жизни» был своеобразным синтезом учебного, научно-исследовательского и идеологического заведения, ответственного, в том числе, и за соблюдение канонов. Художественное мышление египтян с древнейших времен в результате длительной практики выработало развитую систему канонов: канон пропорций, цветовой канон, канон композиционный. Здесь, пожалуй, впервые в истории канон становится важнейшим эстетическим принципом, определяющим творческую деятельность художника. Каноничность — чёткое следование определённым правилам, канонам — существеннейшая черта древнеегипетской культуры.

Источник: studopedia.ru


Categories: Философия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.