• ГЛАВНАЯ
  • НОВОСТИ
  • ПРЕДМЕТЫ
    • Английский язык
    • Библиография
    • Издательское дело
    • История
    • Зарубежная литература
    • История книжного дела
    • КСЕ (Естествознание)
    • Культурология
    • Лингвистика
    • Логика
    • Маркетинг
    • Менеджмент
    • Педагогика
    • Психология
    • Политология
    • Редактирование
    • Реклама
    • Религиоведение
    • Риторика
    • Русская литература
    • Русский язык
    • Современный лит. процесс
    • Социология
    • Текстология
    • Теория литературы
    • Философия
    • Экономика
    • Языкознание
    • Разное

  • КЛАССИКИ
  • РЕФЕРАТЫ
  • ГОСТЕВАЯ КНИГА
  • КОНТАКТЫ
ЛичностиЛермонтовФилософия древнего востока кратко самое главноеПушкинДельвигФетБатюшковБлокЧеховГончаровТургенев
Разделы сайта:

  • Главная
  • Новости
  • Предметы
  • Классики
  • Рефераты
  • Гостевая книга
  • Контакты

назад в содержание

Источник: gumfak.ru

Что такое философия Древнего Востока? Под этим понятием обычно рассматриваются философские школы Южной и Восточной Азии, прежде всего включающие в себя индийскую, китайскую, японскую и корейскую философию. Некоторые исследователи добавляют к их числу философские течения Персии. Вавилонская, мусульманская и иудейская философия может быть отнесена как к западной, так и восточной ветви. Разделение происходит не по чисто географическому принципу, но основывается на концептуальных отличиях, существующих между восточной и западной традициями.

Философия Древнего Востока и ее возникновение

Примечательно, что появление философских систем в очагах древних цивилизаций происходит примерно в одно и то же время – 500 г. до н.э. Таким образом, зародившаяся в это время философия Индии и Китая может быть противопоставлена философии древних греков. Возникновение философского мышления, которое постепенно вытесняло мышление мифологическое, было закономерным процессом, которому способствовали развитие культуры, перемены в социально-экономических отношениях, мышлении и образе жизни людей. Уже в некоторых мифологических сказаниях мы встречаем зачатки естественнонаучного понимания явлений окружающего мира.


лософия Востока обретала очертания, продиктованные многими особенностями, именно поэтому она существенно отличается от того, что говорили великие западные мыслители. Основными причинами своеобразия являлись традиционализм культуры, большая роль религии во всех сферах жизни, психологические особенности людей, климат и география. Так, научные виды познания в философии Индии на протяжении всей истории ее существования преимущественно переплетаются с религиозными.

Особенности восточной философии

Несмотря на уникальность различных течений, можно выделить общие черты, присущие работам древних восточных философов. По сравнению с западным, восточное мышление выступает как более интровертное (обращенное к внутреннему миру человека), чаще оперирует эмоциями и образами, нежели логикой, широко трактует понятие разума (не только как способность, но и как космическую силу), а также не выдвигает человека на первый план. Исходя из этого, философия Древнего Востока в общих чертах более иррациональна, интровертна, не является антропоцентричной и имеет предельно тесную связь с религией. Она носит патриархальный и, скорее, консервативный характер. Между трактатами индийских и китайских мыслителей, благодаря которым философия Древнего Востока оформляется в своем классическом виде, также существует масса отличий, в свою очередь, продиктованных существовавшим государственным строем. Так, благодаря обостренной социально-политической борьбе, философов Древнего Китая особенно интересовали социально-этические проблемы и вопросы управления государством. В индийской философии более тщательно разрабатывается проблема души человека, ее положения в мире, а также вопросы долга и взаимоотношений между представителями различных каст и групп.


Источник: www.syl.ru

Философия является не только сферой осмысления бытия, но и духовной силой, которая оказывает влияние на мировые процессы.

Примечательным является факт, что древнейшие философии восточного и  западного мира возникли примерно в одно и то же время — в середине I тыс. до н.э. При этом они были совершенно самостоятельными и независимыми в своих суждениях, выводах и видении мира.

В целом зарождение философии привело к вытеснению мифологии из культуры, развитию логической мысли, переосмыслению прежних установок.

Философия Древнего Востока старше европейской. Именно здесь сложились первые мировоззренческие концепции, в которых мифы и религия соединились с научными учениями. Самые известные и влиятельные философские учения были в Китае и Индии.

Общими чертами, которые были свойственны философии мира Древнего Востока, являются следующие. Во-первых, они характеризовались неполным отделением от предфилософии. Во-вторых, древневосточную философию характеризовало то, что естественнонаучные знания существенным, адекватным образом в философии не отражались. В-третьих, этой философии свойственен традиционализм. В отличие от западной, которой свойственен скепсис в ее поисках истины, философия Востока отвергала сомнения, базировалась на преемственности поколений и постоянстве традиций.


Первые философские учения возникли в Египте, Месопотамии, Вавилоне, Ассирии. Здесь на рубеже IV-III тыс. до н.э. уже появилась письменность, что означало появление зачатков абстрактной мысли.

Народы Древнего Востока в этот период еще не имели упорядоченных философских систем, но уровень развития наук и искусства был уже очень высок.

В Древнем Египте философская мысль начала путь от религиозного к логическому, философскому толкованию мифов

В Древнем Вавилоне зарождение философии было связано с развитием научных знаний и с формирование рационального отношения к людям и природе.

В середине I тысячелетия до н.э. в Китае и Индии начала складываться своя оригинальная философия — философия Древнего Востока. В этих странах в особых экономических, политических, социальных и духовных условиях существовала особая духовная атмосфера, которая способствовала рождению философской мысли.

Философия Древнего Востока возникла как разрешение противоречий, которые существовали между мифологическим истолкованием мироздания и новым мышлением и знаниями. Однако возникла философия Древнего Востока не из мифологии, а из мировоззренческих переходных форм, которые можно трактовать как предфилософию. На этом уровне развития знаний наряду с мифами существуют и особые «философемы», то есть неразвитые зачатки философской мысли.


Закономерности развития философии Древнего Китая и Древней Индии имеют общие закономерности. Прежде всего, самосознание обоих древних народов конструировалось на основе родовых генетическо-субстанциальных связей. В первых мировоззренческих концепциях природа и человек трактовались как части единого целого.  Виды познания в философии этих стран были очень схожи.

Кроме этого, род был движущей силой трансформации сознания людей. Также для индийской и китайской культуры было характерна оппозиция духовного и телесного. Поэтому в этих странах в качестве предфилософской мысли появились мифы, табу и ритуалы как основы развития философии.

Первая собственно философия Древнего Востока закладывает фундаментальные основания культурного традиционализма глубоко в сознание человека. По сути, философия начинает обслуживать интересы социально-экономической системы, которые в этих двух странах просуществовали до ХХ в.

Естественно, философия Китая и Индии имела свои индивидуальные особенности. В Индии философские школы соотносились с брахманизмом и буддизмом, в Китае – с конфуцианством. В Индии ни одна из школ не смогла приобрести официальный приоритет, в Китае же конфуцианство добилось статуса официальной идеологии государства.

 

Источник: FB.ru


Categories: Философия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.