Здраравствуйте, дорогие читатели! Добро пожаловать на блог!

Средневековая философия – самое главное кратко. Это очередная тема из цикла статей по философии в кратком изложении.

Из предыдущих статей Вы узнали:  Часть 1. Философия - определение, предмет изучения  Часть 2. Философия Древней Греции кратко  Часть 3. Философия Древней Индии кратко  Часть 4. Философия Древнего Китая кратко

Средневековая философия – самое главное кратко

Средние века – это период истории Европы продолжительностью почти в тысячелетие. Начинается с 5-го века (распад Римской империи), включает эпоху феодализма и завершается в начале 15-го века с наступлением эпохи Возрождения.

Средневековая философия – основные черты

Для философии средних веков характерна идея объединения всех людей разных сословий, профессий, национальностей при помощи христианской веры

Философы средних веков говорили, что все люди, приняв крещение, в будущей жизни обретут те блага, которых они лишены в этой жизни. Идея бессмертия души уравнивала всех: нищего и царя, ремесленника и мытаря, женщину и мужчину.

Философия средних веков в кратком изложении – это христианское мировоззрения, внедренное в сознание общественности, часто в выгодном для феодалов свете.

Основные проблемы средневековой философии

Основными проблемами, которые рассматривали философы средневековья, были следующие:

Особенности средневековой философии кратко

Отношение к природе. В средневековье сформировалось новое восприятие природы, отличное от античного. Природа, как предмет Божественного творения, теперь не считалась самостоятельным предметом для изучения, как это было принято в античности. Человека ставили над природой, называли ее повелителем и Царем природы. Это отношение к природе мало способствовало ее научному изучению.


Человек – подобие Божие, образ Божий. Человек рассматривался двояко, с одной стороны, как подобие и образ Бога, с другой — как и у древнегреческих философов — как «разумное животное». Стоял вопрос, какой природы в человеке больше? Философы античности тоже высоко превозносили человека, но теперь он, как подобие Бога, вовсе выходит за пределы природы и становится над нею.

Проблема души и тела. Иисус Христос — это Бог, воплотившийся в человека и искупивший на кресте все грехи человечества для его спасения. Идея объединения божественного и человеческого была совершенно нова, как с точки зрения языческой философии Древней Греции, так и спозиций Иудаизма и Ислама.

Проблема самосознания. Человеку Бог дал свободную волю. Если в философии античности на первом месте был разум, то в философии средних веков воля выносится на первый план. Августин говорил, что все люди — это воли. Они знают добро, но воля не подчиняется им и они делают зло. Философия средних веков учила, что человек не может преодолеть зло без помощи Бога.


История и память. Сакральность истории бытия. В раннем средневековье проявился острый интерес к истории. Хотя в античности историю бытия больше связывали с космосом и природой, чем с историей собственно человечества.

Универсалии — это общие понятия (например, живое существо), а не конкретные предметы. Проблема универсалий возникла еще во времена Платона. Вопрос состоял в том, существуют ли реально универсалии (общие понятия) сами по себе или проявляются только в конкретных вещах? Вопрос универсалий породил в средневековой философии направления реализманоминализма и концептуализма.

Философия средних веков кратко самое главное

Основная задача философов средневековья – Богоискательство

Философия средних веков — это прежде всего Богоискательство и подтверждение того, что Бог существует. Средневековые философы отринули атомизм античных философов и единосущность Бога в истолковании Аристотеля. Платонизм же был принят в аспекте триединства Бога.

3 этапа философии средневековья

Условно выделяют такие 3 этапа философии средневековья, кратко их суть в следующем.


  • 1-й этап Апологетика — утверждение о триединстве Бога, доказательство Его существования, пересмотр раннехристианских символов и ритуалов служения к новым условиям.
  • 2-й этап Патристика — установление господства католической христианской церкви во всех сферах жизни европейских государств.
  • 3-й этап Схоластика — переосмысление догматов, узаконенных в предыдущие периоды.

Апологетика в философии это?

Главные представители апологетики — 1-го этапа в философии средневековья — Климент Александрийский и Квинт Септимий Флорент Тертуллиан.

Апологетика в философии кратко — это основной раздел богословия, в котором доказывается истинность бытия Бога и главных положений христианской веры при помощи рациональных средств.

Патристика в философии это?

В период 2-го этапа средневековой философии доказывать существование Бога уже не было необходимости. Начался этап распространения христианской веры.


Патристика (от греческого «pater» — отец) в философии кратко — это теология и философия Отцов Церкви, продолживших дело Апостолов. Иоанн Златоуст, Василий Великий, Григорий Нисский и другие выработали учение, положенное в основу хистианского мировоззрения.

Схоластика в философии это?

3-й этап средневековой философии – это схоластика. Во времена Схоластики возникают школы, университеты с богословской направленностью и философия начинает переходить в теологию.

Схоластика (от греческого «школа»)  в философии – это средневековая европейская философия, которая представляла собой синтез философии Аристотеля и христианского богословия. Схоластика соединяет теологию с рационалистическим подходом к вопросам и проблемам философии.

Христианские мыслители и философские поиски

К выдающимся мыслителям 1-го этапа средневековой философии относят апологетиков Татиана и Оригена. Татиан собрал во едино четыре Евангелия (от Марка, Матфея, Луки, Иоанна). Они стали называться Новым Заветом. Ориген стал автором отрасли филологии, которыя была основана на библейских сказаниях. Он ввел понятие Богочеловека.


Философ Боэций
Философ Боэций

Выдающимся мыслителем в период патристики был Боэций. Он обобщил философию средних веков для преподавания в университетах. Универсалии – это детище Боэция. Он разделил 7 направлений знаний на 2 вида дисциплин — гуманитарные (грамматика, диалектика, риторика) и естествознание (арифметика, геометрия, астрономия, музыка). Он перевел  и сделал толкование главных трудов Евклида, Аристотеля и Никомаха.

К выдающимся мыслителям схоластики относят монаха Фому Аквинского. Он систематизировал постулаты церкви, указал 5 несокрушимых доказательств существования Бога. Объединил философские идеи Аристотеля с христианским учением. Он доказал, что всегда совершается последовательность завершения разума верой, природы – благодатью,  философии – откровением.

Философы католической церкви


Многие философы средневековья были причислены к лику святых католической церковью. Это Блаженный Августин, Ириней Лионский, Климент Александрийский, Альберт Великий, Иоанн Златоуст, Фома Аквинский, Максим Исповедник, Иоанн Дамаскин, Григорий Нисский, Дионисий Ареопагит, Василий Великий, Боэций, канонизированный как Святой Северин и другие.

Крестовые походы – причины и последствия

Часто можно услышать вопрос, почему в период средневековья  такими жестокими были Крестовые походы, если причиной их организации была проповедь веры в Бога? А ведь Бог есть любовь. Этот вопрос часто смущает, как верующих, так и неверующих людей.

Если Вам тоже интересно получить глубокий и подтвержденный историческими фактами ответ на этот вопрос — посмотрите это видео. Ответ дает известный миссионер, богослов, доктор исторических наук Андрей Кураев:

Книги по философии средних веков

  • Антология философии Средних веков и эпохи Возрождения. Перевезенцев Сергей. Читать здесь онлайн.
  • Ричард Саутерн. Схоластический гуманизм и объединение Европы. Читать онлайн здесь.
  • Д. Реале, Д. Антисери. Западная философия от истоков до наших дней: Средневековье. Читать онлайн здесь.

Источник: alenakraeva.com

Средневековая философия: особенности и характерные черты

фото 670

Средневековая философия – это период, когда произошла смена мировоззренческих ориентиров, философов. Изменяются нормы, идеалы мира и роли человека в нем. Периодизация этой эпохи имеет различные варианты. Наиболее устоявшийся и принятый период в современном мире – II-XIV вв. Поскольку он пересечен с христианством, логично считать его началом периода время появления Библии. В отличии от античной философии, изучающей на протяжении трех этапов своего развития первоздание и человеческую природу, философия средневековья связана с теологией – учением о Боге. Выделяют следующие особенности средневековой философии:

  1. Теоцентризм – реальность, определяющая, что все сущее является Бог, который представлен, как личность над миром.
  2. Философские мышления периода средневековья приобрели религиозный характер и связаны с церковью.

  3. Размышления о сверхъестественном начале изменяют мировоззрение человека. Начинается переоценка истории, поиск целей и смысла жизни.
  4. Ретроспективность мышления – «чем древнее, тем настоящее, чем настоящее, тем истиннее».
  5. Традиционализм – акцент средневековой философии сделан на отрицании новаторства, использование которого считалось гордыней и грехом. Ценностью была не креативность и индивидуализм, а приверженность традициям.
  6. Авторитарность – обращение к Библии.
  7. Комментаторство. Комментаторский жанр в средние века преобладал над остальными жанрами.
  8. Источник философских знаний (священное писание) – не поддается анализу или критике, разрешено только его толкование.
  9. Дидиктизм – присущ философии средневековья. Поэтому, философия приобретает характер учительства, проповедничества.

Помимо теоцентризма, для средневековой философии характерны и следующие особенности:

  1. Монотеизм – Бог не только един, но и отличен от всего сущего.
  2. Креационизм – понимание мира, как сотворение Богом из ничего.
  3. Провиденциализм – непрерывное осуществление божественного замысла – спасение мира и человека, на протяжении истории.
  4. Эсхатологизм – учение о конце исторического процесса, и представление человека особым существом, который уподобен Богу в безгрешности, святости и любви.

Развитие средневековой философии

Философия средневековья была лишена скептицизма и рационализма, предшествующего периода – античности. Мир не представлялся больше понятным и постижимым, его познание происходило через веру. Известно три этапа развития средневековой философии:


  1. Патристика – литература, оставленная отцами церкви. Такими считались духовные наставники с определенным учительским авторитетом. Спустя время, это понятие расширило свое значение, и стало состоять из 4 основных признаков: святость жизни, древность, ортодоксальность учения, официальное принятие церкви. В патристику были заложены основы христианских догматов. Истинная философия приравнивалась к теологии. По роли в обществе, патристику разделяют на апологетическую и систематическую, по языковому критерию – на греческую и латинскую, или на восточную и западную. Важнейшим вопросов патристики был вопрос соотношения веры и знаний, религии и философии. Религия опирается на веру, а философия на знание. Поскольку, это было время господства христианства, главенство религии было неоспоримым, но необходимо было прийти к выводу, что делать с философией: оставить ее подпоркой религии, и дальше переплетать в тесную нить, или отвергнуть, как богопротивное занятие, приносящее вред религии и вере.
  2. Схоластика – максимальное подчинение теологии, объединение догматических предпосылок и рационалистической методики, интерес к формально-логической проблематике. Цель схоластики – доступность догматики для простых людей. Ранняя схоластика возродила интерес к знаниям. Основными проблемами развития ранней схоластики были: отношение веры и знания, проблема универсалий, согласование аристотельской логики и других форм познания, согласование мистики и религиозного опыта. Расцвет схоластики – это время появления университетов и широкого распространения трудов Аристотеля. Поздняя схоластика – это время упадка средневековой философии. Системы старых школ подвержены критике, новые идеи не введены.
  3. Мистика – осмысление религиозной практики единения человека с Богом. Мистические учения наполнены иррациональными и интуитивными чертами, часто намеренной парадоксальностью.

Мировоззрение в период философии средневековья

Поскольку, основой духовной жизни средневековья было христианство, то и сама жизнь в этот период приобретала характерные черты. Жизнь средневекового человека воспринимается, как путь к искуплению грехов, возможность восстановления гармонии между Богом и человеком. Это связано с грехом Адама и Евы, который начал искупать Иисус. Человек – богоподобен, и искупление Иисус делит с человеком.

Само понятие «человек» – разделено на «душу» и «тело». «Душа» – это сам человек, поскольку душу вдохнул в человека Бог, а «тело» – презренно и греховно. Человек в этом мире должен искупить грехи, получить оправдание на Страшном Суде и беспрекословно повиноваться Церкви.

Картина мира для средневекового человека складывалась из образов и толкований Библии.

Отношение к внешности человека, по сравнению с периодом античности, когда воспевались красивые тела и мускулистые фигуры, изменилось. В период средневековья человеческая красота – это торжество духа над телом.

Объяснение мира упирается в разделении на два полюса: душа и тело, небо и земля, Бог и природа.

Любая деятельность человека расценивалась в русле религиозных представлений. Все что противоречило религиозным догматам было запрещено на уровне законов. Любые выводы и мнения проходили библейскую цензуру.

Такие особенности мировоззренческих взглядов в средние века привели к тому, что наука не просто стояла на месте, а двигалась назад. Любые нововведения и идеи пресекались. Ограничение и сдерживание развитие науки вскоре приобрело настойчивый характер.

Проблемы философии средневековья

Временные рамки философии средневековья определяют ее продолжением античности, но это новая система осмысления Бога, Мира и человека. Основная мысль философии средневековья – теоцентризм. Главными проблемами, рассматриваемыми в эпоху средневековой философии, являются:

  1. Отношение к природе. Природа более не рассматривается как нечто самостоятельное, посколоьку над всем стоит Бог, которому подвластно сотворение природы и чудес. Античные познания природы ушли в прошлое, теперь внимание сконцентрировано на изучении и познании Бога, человеческой души. Такая ситуация понимания природы несколько меняется в позднем средневековье, но и тогда природа воспринимается только как символические образы. Мир человеку дан не только во благо, но и для поучения.
  2. Человек – это образ и подобие Бога. Определение понятию «человек» во все времена было разнообразным, не стало исключением и средневековье. Главным определением было то, что человек – это образ и подобие Божье. Платон и Аристотель пришли к мысли, что человек – это разумное животное. В связи с таким истолкованием возникал вопрос – чего в человеке больше – разумного начала или животного? Какие свойства в человеке существенны, а какие второстепенны? Равно, как и библейское понимание человека, также вызывало вопросы – если человек подобие Бога, то какие свойства Бога ему можно приписать? Ведь человек не всевластен и не бесконечен.
  3. Проблема души и тела. Христианское вероучение гласит, что Бог воплотился в человека для искупления грехов человека и спасения мира. Дохристианские учения рассматривали различие и несовместимость божественной и человеческой природы.
  4. Проблема самопознания (разума и воли). Бог даровал человеку свободу воли. Воля, в эпоху средневековой философии, выносится на первый план, в отличие от античности, когда основой основ был разум. Воля и Бог помогают человеку творить добро, а не зло. Статус человека, в этот период – не определен. Он вырван из космоцентризма античности, и поставлен над ним, однако, но в силу греховной природы приземлен и несамостоятелен, потому что зависит от воли Бога.
  5. История и память. Сакральность истории бытия. Возникает интерес к истории человечества, что привело к анализу памяти – антропологической способности, составляющей основу исторического знания. Время больше не рассматривается под призму жизни космоса и движения небесных светил. Время – достояние самой человеческой души. Строение человеческой души создает условие возможности времени – ожидание, устремление к будущему, внимание, прикованность к настоящему, память, направленная на прошлое.
  6. Универсалии – нечто общее, а не конкретный предмет. Вопрос состоял в том, существует ли универсалии сами по себе, или же они возникают только в конкретных вещах. Это породило спор между реализмом (изучение вещественности, действительности) и номинализмом (изучение наименований).

Представители философии средневековья

фото 671

Философия средних веков нашла свое яркое выражение в учениях Августина, прозванного Блаженным. Августин – выходец из северной Африки, отец его атеист, а мать – верующая христианка. Благодаря матери, Августин с детства впитывал христианские знания. Размышление, поиски истины – главные черты учений Августина Блаженного. Философ был склонен к отказу от своих взглядов, которых он придерживался ранее. Признание собственных ошибок и заблуждений – его путь к совершенству. Самые знаменитые работы философа: «Исповедь», «О граде Божием», «О Троице».

Фома Аквинский – философ, теолог, доминиканский монах, систематизатор схоластики и учений Аристотеля. Получил хорошее образование в области теологии, чему противилась семья философа. Несмотря на это, на протяжении своего становления как философа, он достигал цель за целью, и получал желаемое. Фома Аквинский известен тем, что в своих учениях ему удалось объединить догматы церкви и знания Аристотеля. Он провел четкую границу между верой и знанием, создал иерархию законов, поставив во главе Закон Божий. Известные работы: «Сумма философии», «Суммы теологии», «О правлении государей».

фото 672

Аль-Фарби – существуют сведение, что до философских учений, Аль-Фарби занимал должность судьи. Натолкнуло на философствование его учения Аристотеля, которым он заинтересовался, изучая огромные литературные труды своего времени. Будучи выходцем восточной культуры, Аль-Фарби много времени проводил в раздумьях, самопознании и созерцании. Известен он был также в области математики, филологии, естественных наук и астрономии. После себя, оставил огромное литературное наследие и учеников, продолжающих его учение.

Яркими и известными философами средневековья, на которых основывалась философия того периода, являлись:

  • Альберт Великий, благодаря работам которого, общество восприняло идеи и методы аристотелизма;
  • Тертуллиан, изучавший и толковавший практичные темы: отношение христиан к язычеству, христианскую мораль;
  • Дунс Скот, оказавший влияние на церковную и светскую жизнь;
  • Мейстер Экхарт, утверждающий, что в каждом человеке есть «божественная искорка».

Средневековая философия – господство религиозного сознания, период обслуживание веры философией. Этот период подарил миру неповторимый по содержанию и форме духовный мир. Философия повлияла на формирование университетов и научных дисциплин.

Источник: mystroimmir.ru

Для философии Средневековья характерен теоцентризм. Мировоззрение преимущественно религиозное. Средневековая философия развивается под влиянием новой христианской религии. Философию начинают называть служанкой Теологии.

Основные идеи философии Средневековья

БОГ (ТЕОЛОГИЯ)

Теоцентризм. Всемогущая Абсолютная Личность. Монотеизм. Антропоморфизм.

ОНТОЛОГИЯ

Креационизм — творение мира из «ничего». Дуализм бытия: Божественный мир и Природный мир. Высшее бытие — Бог. Природа — неподлинное быгие. Геоцентризм.

АНТРОПОЛОГИЯ

Креационизм — творение человека Богом. Человек — подобие Бога. Человек: дух + душа + тело Посмертное бытие души в соответствии с воздаянием. Идея бессмертия как приобщение души к духу. Идея спасения человека через Бога-Сына Открытие самосознания

ГНОСЕОЛОГИЯ

Священное Писание (Библия) Откровение Бога. Бог непознаваем Вера выше знания. Философия — «служанка» богословия

ЭТИКА

Моральные заповеди Христа. Аскетизм. Человек имеет божественную душу, но, вместе с тем, грешен и зол. Зло в мире не от Бога, а от человека. Моральный долг человека — спасение своей души.

ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ

Провиденциализм. Главный движущий фактор истории Бог Направленность истории ко «второму пришествию». Эсхатология.

СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ

Бог дает и устанавливает общественные законы. Социальная иерархия подобная «Небесной».

Направления и представители философии Средневековья

 

Патристика

Схоластика

Основатели

Наиболее известные: Иоанн Златоуст, Дионисий Ареопагит, Максим Исповедник, Иоанн Дамаскин.

Боэций, Северин, Пётр Дамиани, Ансельм Кентерберийский, Пьер Абеляр, Пётр Ломбардский, Раймунд Луллий, Альберт Великий, Бонавентура, Фома Аквинский.

Подразделы

В неё входят: Александрийская теология, Каппадокийский кружок, Латинская патристика, Богословие отцов-пустынников.

Этимология, Схоластическое воззрение на науку, Схоластическая метафизика.

Основные идеи

Учения, выработанные отцами церкви, стали основополагающими для христианского религиозного мировоззрения. Патристика внесла огромный вклад в формирование этики и эстетики позднеантичного и средневекового общества. Выделяют римское и греческое направления патристики. Исторически традиционно проводят следующее деление:

1. Апостолические мужи, примыкающие непосредственно к апостолам.

2. II в. — Апологетические (защищающие) отцы.

3. III в. и нач. IV в. — Первые попытки систематизации в области теологии и выдвижением вопроса о Христе, породившего многочисленные попытки его решения.

4. В IV в. и нач. V в. Христианство впервые начинает исследовать свою историю. Догмат о Троице получает вскоре свою окончательную формулировку.

5. С кон. IV в., т. е. с завершением процесса формулирования догм и с усилением церкви, особенно после её признания в 313 г. императором Константином Великим, уже резко бросается в глаза церковно-политический характер патристики.

Схоластика – господствующий тип средневековой теологической философии, отличительными чертами которого являлись оторванность от реальной действительности, замкнутость, консерватизм, крайний догматизм, полное и беспрекословное подчинение религиозным идеям, схематичность, назидательность, учительство, сконцентрированная вокруг университетов и представляющая собой синтез христианского (католического) богословия и логики Аристотеля. По общему своему характеру схоластика представляет религиозную философию не в смысле свободной спекуляции в области вопросов религиозно-нравственного характера, как это мы видим в системах последнего периода греческой философии, а в смысле применения философских понятий и приёмов мышления к христиански-церковному вероучению, первый опыт которого представляет предшествовавшая схоластике патристическая философия. Философствование схоластиков строилось на почве установленного учения церкви и тех учений античной философии, которые сохранились до средних веков.

В период расцвета схоластических систем философия и теология действительно переходили одна в другую. Однако различие их природы должно было всё-таки проявить себя — и к концу средних веков богословие и философия уже резко обособляются друг от друга. Схоластики чтили древних философов, как людей, которые достигли вершины естественного знания, но это не значит, чтобы философы исчерпали всю возможную для человека истину.

В Средневековой теологической философии (схоластике) выделяются два противоположных направления – номинализм и реализм

Патристика

Патристика

Схоластика

 Направления

Западная

Восточная

Реализм – направление теологической философии, сторонники которого считали подлинно существующими (подлинным бытием) не сами вещи, а их общее понятие – универсалии (по смыслу реализм близок к учениюПлатона о «чистых идеях», воплощением которых являются реальные вещи). Видными редставителями реализма были Ансельм Кентерберийский, Гильом из Шампо

Номинализм (от латинского «nomen» – имена) – направление теологической философии, сторонниками которого считали реально существующими лишь сами конкретные вещи, в то время как общие понятия (универсалии) воспринимали как имена вещей. Согласно номиналистам, универсалии существуют не до, а после вещей, а вещи познаются чувственным опытом

Представители и основатели

Августин Блаженный, Фиман Александрийский, Кирилл Александрийский, Амвросий Медиоланский, Григорий Великий

Афанасий Великий, Иоанн Златоуст, Исаак Сирин, Ориген, Григорий Нисский

Ансельм Кентерберийский

Утверждали: Что имена вещей или идея вещи обладает реальной сущностью. (идеалистическое)

Иоанн Дунс Скот

Утверждали: Что первоначальное существование обладает вещь, а потом имя.

Великим систематизатором средневековья считают Фому Аквинского (1225-1274гг.). Он сказал ,что идея обладает тремя образами:

— Идея в Боге

— Идея сама по себе

— Идея в вещах

Главный труд Фомы Аквинского «Сумма теологий». ФомуАквинского на латинском называют «Аквинат»

Схема основные направления философии Средневековья

____________

Источник информации:

1. Философия в таблицах и схемах./ Шестаков А.А. — Самара: 2014.

2. Философия в схемах и таблицах. / — М.: 2004.

Источник: infotables.ru

Основные черты философии средних веков

Особенности средневековой философии кратко представляют христианскую веру как инструмент для объединения всех людей, независимо от их материального положения, национальности, профессии, пола. Средневековые философы добились того, что каждый человек, принявший крещение, получил возможность обрести в будущей жизни те блага, которых был лишён в этой. Вера в бессмертие души как главной составляющей сущности каждого человека уравнивает между собой всех: царя и нищего, мытаря и ремесленника, больного и здорового, мужчину и женщину. Если представить этапы эволюции средневековой философии кратко, то это установление догм христианства и внедрение христианского мировоззрения в общественное сознание в соответствии с требованиями феодализма как основной формы государственного устройства большинства стран того времени.

Проблемы христианской философии

Основные проблемы средневековой философии кратко изложить довольно сложно. Если попробовать представить их в нескольких словах, то это установление всемирного господства христианской церкви, обоснование её вероучения с научной точки зрения, с позиций, понятных и приемлемых для людей всех категорий. Одной из главнейших коллизий средневековой философии была тема универсалий. Дихотомия духа и материи выражалась в полемике номиналистов и реалистов. По концепции Фомы Аквинского универсалии проявлялись в трояком виде. Первый — доматерильный, то есть неосязаемый, в виде первоначального замысла Создателя. Второй — материальный или вещественный, то есть физический облик. Третий — послевещный, иначе говоря, запечатлённый в памяти, разуме человека. Фоме Аквинскому противоречил номиналист Росцелин. Его точка зрения крайнего рационализма сводилась к тому, что мир возможно познавать лишь с позиции примата материи, ибо суть универсалий только в их названиях. Изучения достойно только то, что является индивидуальным. Оно есть не одно только колебание голоса. Католическая церковь осудила теорию Росцелина как несовместимую с догматами христианства. Папским престолом был утверждён вариант мироустройства по Фоме Аквинскому. Его умеренный реализм был в конечном итоге принят католической церковью как наиболее рациональный и логически достаточно легко поддающийся обоснованию.

Богоискательство – основная задача средневековых философов

Средневековая философия кратко может быть обозначена как богоискательство и подтверждение существования бога. Атомизм древнегреческих философов был отринут, так же как и единосущность бога по Аристотелю, а вот платонизм, напротив, был взят за основу в аспекте триединства божественной сущности. Теоцентризм средневековой философии кратко описан в катехизисе. Христианство начинало занимать главенствующее положение в политической жизни государств средневековой Европы. Суровая эпоха инквизиции проблемы средневековой философии кратко и полно использовала как движущую силу для внедрения христианского образа мысли в бытовые отношения, складывавшиеся в земледельческих общинах, между торговцами горожанами и среди рыцарского сословия.

Три этапа средневековой философии

Выделяются следующие этапы средневековой философии, кратко суть их в следующем. Обобщённая характеристика первого – установление триединства Бога, доказательство существования Бога, приспособление раннехристианских ритуалов и символов к зарождающейся христианской церкви. Второй этап средневековой философии поставил перед собой задачу установления господства христианской церкви. Третий этап средневековая философия кратко определила как период переосмысления узаконенных в предыдущий период христианских догматов. Разделение этих этапов по времени и личностям самих философов возможно только очень условно, так как разные источники предоставляют на этот счёт несогласованную информацию. Схоластика, патристика и апологетика очень тесно взаимосвязаны и переплетены между собой. Однако апологетика всё же считается временем зарождения средневекового взгляда философской науки на бытие и сознание человека и занимает отрезок времени примерно со второго по пятый век. Патристика условно начинается в третьем веке и в активном доминирующем положении находится вплоть до восьмого века, а схоластика наиболее ярко представлена в промежутке от одиннадцатого по четырнадцатый века.

Апологетика

Первый этап определялся как апологетический. Его главными адептами были Квинт Септимий Флорент Тертуллиан и Климент Александрийский. Апологетические особенности средневековой философии кратко можно охарактеризовать как борьбу с языческими представлениями о мироустройстве. Вера должна быть выше разума. Что в христианстве невозможно проверить, то следует принять как истину от Бога, не высказывая сомнений или несогласия. Вера в Бога не должна быть рациональной, но она должна быть несокрушима.

Патристика

Второй этап является по определению патристическим, так как в это время уже нет необходимости доказывать существование Бога. Теперь философы требуют принимать всё приходящее от Него как благословение, как чудесный и полезный дар. Средневековая философия кратко и доходчиво доносит Благую Весть до язычников через организацию крестовых походов. Кто не с христианской церковью, тот против неё, огнём и мечом выжигалось инакомыслие. Блаженный Августин Аврелий в своей «Исповеди» неверие в Бога и греховные желания человека определяет как основные проблемы средневековой философии. Он утверждает, что всё хорошее в мире от Бога, а плохое – от злой воли человека. Мир создан из ничего, поэтому всё в нём изначально задумано как добро и польза. Человек имеет собственную волю и может управлять своими желаниями. Человеческая душа бессмертна и сохраняет память, даже покинув свою земную обитель – физическое тело человека. По патристике, основные черты средневековой философии кратко – это неустанные усилия по распространению христианства по всему свету, как единственно верной информации о мире и человеке. Именно в этот период философами было установлено и доказано воплощение Господа, Его воскрешение и вознесение. Также был установлен догмат о втором пришествии Спасителя, Страшном суде, о всеобщем воскресении и новой жизни в следующей ипостаси. Очень важным, с точки зрения существования в вечности Христовой церкви и священнической преемственности внутри неё, было принятие догмата о единстве и соборности Церкви.

Схоластика

Третий этап – это схоластическая средневековая философия. Краткая характеристика данного периода может быть обозначена как придание формы церковно-христианским догматам, установленным в предыдущий период. Возникают учебные заведения, философия переходит в теологию. Теоцентризм средневековой философии, кратко выражаясь, проявляется как создание школ и университетов с богословской направленностью. Естественные и гуманитарные науки преподаются с точки зрения христианского вероучения. Философия становится на службу богословия.

Философские поиски и христианские мыслители

Средневековая философия, краткая характеристика её этапов доходчиво объясняются в учебниках по истории философии. Там же можно найти упоминание о трудах таких выдающихся мыслителей первого этапа, как представители апологетики Татиан и Ориген. Татиан собрал четыре Евангелия от Марка, Луки, Матфея и Иоанна в одно. Они впоследствии стали именоваться Новым Заветом. Ориген создал отрасль филологии, основанную на библейских сказаниях. Ему же принадлежит введение понятия Богочеловека в отношении Иисуса Христа. Из числа философов, оставивших наиболее значительный след в этой науке, безусловно, нельзя не упомянуть о патристике Боэции Аниции Манлии Торквате Северине. Он оставил после себя замечательный труд «Утешение философией». Средневековая философия кратко была им обобщена и упрощена для преподавания в учебных заведениях. Универсалии – детище Боэция. С его почина семь основных направлений знаний были разделены на два вида дисциплин. Первое — это гуманитарные дисциплины. В трёхпутье вошли риторика, грамматика и диалектика. Второе – естествознание. В это четырёхпутье вошли геометрия, арифметика, музыка и астрономия. Он же перевёл и разъяснил основные работы Аристотеля, Евклида и Никомаха. Схоластика в философском учении всегда связывается с именем монаха ордена доминиканцев Фомы Аквинского, который систематизировал постулаты ортодоксальной церкви, привёл пять несокрушимых доказательств бытия Бога. Он объединил и логически связал философские выкладки Аристотеля с учением христиан, показал, что естественное человеческое бытие, разум и логика при развитии непременно выходят на более высокий уровень сознания, а именно веру в существование и деятельное участие вездесущего, всемогущего и неосязаемого триединого Бога. Он открыл и доказал всегда совершающуюся последовательность, когда разум завершается верой, природа – благодатью, а философия – откровением.

Философы – святые католической церкви

Многие средневековые философы были причислены католической церковью к лику святых. Это Ириней Лионский, Блаженный Августин, Климент Александрийский, Иоанн Златоуст, Альберт Великий, Фома Аквинский, Иоанн Дамаскин, Максим Исповедник, Григорий Нисский, Василий Великий, Дионисий Ареопагит, Боэций, канонизированный как Святой Северин, и другие.

Источник: FB.ru

Философия Средних веков и Возрождения.

Лекция 3.

Средневековая философия хронологически не совпадает с средневековой эпохой: началась раньше, чем закончилась Античность и началось Средневековье ( средневековая философия- на рубеже н.э., средневековая эпоха – в Европе в V. н.э.). Т.о., несколько веков параллельно шли два способа философствования, существовали и развивались два типа мировоззрения.

Спецификой средневековой философии являлось:

тесная связь с христианством. Философия представляется как «служанка теологии»- целостного учения о Боге.

Дуалистичность картины мира: мир делится на естественный (природа) и сверхъестественный (Бог), который первичен по отношению к естественному и определяет его.

— Попытка согласовать в ее рамках античную философию и христианство. Античная философия использовалась в качестве методологии обоснования и доказательства христианских догматов.

Ретроспективность: « чем древнее, тем подлиннее, чем подлиннее, тем истиннее». Это оправдывает обращение к античной философии.

Традиционализм, опора на авторитет (особенно в период схоластики). Совпадение мнения философа с мнением других, особенно снискавших авторитет в области христианской теологии, является показателем истинности. Отсюда дидактизм, назидательность.

Этапы средневековой философии:

Апологетика –I-II в. н.э. На этом этапе создается «Священное Писание» (4 Евангелия : от Матфея, Марка, Луки, Иоанна, и др.), излагающее основные положения христианского видения мира в образной форме.).. На этом этапе еще нет философских систем, намечен лишь круг философских вопросов: о Боге, о сотворении мира, о природе человека и его целях.. Появляется ряд христианских направлений, по-разному решающих вопросы о природе и сущности божественного: православные, католики; манихеи, ариане, несториане, монофизиты, монофелиты.

Патристика— III-VIII в.в. «Отцы Церкви» создают «Священное Предание», комментирующее «Священное Писание». Уже на этом этапе христианская философия пытается совместить веру с разумом, использует рациональный подход для выработки и объяснения христианских догматов. «Отцы Церкви», отстаивая свои идеи, обращаются за аргументами к античной философии, на этом этапе , прежде всего, к Платону и неоплатонизму (все еще авторитетному учению, пропагандировавшемуся в рамках платоновской Академии). Этап патристики – время дискуссий, церковных соборов, на которых и определялся Символ христианской веры. В центре внимания патристики – богословские вопросы, это – «философствование в вере», цель которого – разъяснить смысл христианских доктрин, прояснить текст Писания. Отцы Церкви разработали экзегический метод изучения Библии: вычленения двух смыслов священного Писания, буквального и духовного.



Наиболее яркие представители западной (европейской) патристики- Аврелий Августин., св. Иероним, св. Амвросий, Григорий Великий.

Особое положение занимает восточная патристика (византийская), излагаемая (западная – на латинском) на греческом языке и создавшая фундамент православного христианского вероучения. Ее представители: Василий Кесарийский, Григорий Нисский, Ориген, Григорий Нисский, Дионисий Ареопагит, Иоанн Дамаскин.

Схоластика – VIII- XV.вв. Расцвет христианской философии. Окончательно оформляется христианская теология. Создаются университеты как своеобразные оплоты и «рассадники» христианских идей, поставщики теологов христианства. Для схоластики характерен особый интерес к философии Аристотеля, который стал в это время так популярен, что его называли просто Философ. Переориентация на Аристотеля европейской христианской философии происходит в XIII в. и связана с деятельностью Фомы Аквинского.

 

Наиболее важные идеи и проблемы

средневековой христианской философии:

 

В гносеологии:

идея совмещения разума и веры. Средневековая философия, в первую очередь, западная развивалась от идеи враждебности разума и веры к синтезу. Вехи на этом пути могут быть обозначены изречениями известных христианских теологов:

— Тертуллин (II-IIIв.): «Верую, ибо абсурдно» — противостояние разума и веры, отрицание значения разума.

— Августин (IV в.): «Верю, чтобы понимать»- вера определяет разум.

— П.Абеляр (XIIв. ): «Понимаю, чтобы верить»- разум как методология веры.

— Ф.Аквинский (XIII-XIVв.в.): гармония разума и веры под эгидой веры.

— У.Оккам (XVв.): теория двух истин – «разум и вера — истины разных категорий.

— В рамках размышлений о взаимодействии разума и веры – и спор реалистов и номиналистов о сущности понятий. Для реалистов идеи, общие понятия реальны и существуют сами по себе, определяя существование соответствующих им вещей. (И.С.Эриугена, А.Кентерберийский, Ф.Аквинский). Номиналисты утверждали, что общие понятия –лишь имена, знаки (Росцеллин, У.Оккам).

— Здесь же определение сущности Бога и доказательства его существования. Например, в апофатическом («негативном») богословии — Дионисий Ареопагит: Бога можно обозначить разными именами, взятыми по аналогии с чувственными вещами земного мира. Но наиболее точное определение Бога – в последовательном отрицании того, чем он не является, в результате которого выясняется, что постигнуть сверхчувственную реальность чувственными методами нельзя.

«Онтологическое» доказательство существования Бога Ансельма Кентерберийского: существование выводится из сущности.

Фома Аквинский отверг это доказательство, но взамен его привел пять других: Бог как перводвигатель, как первопричины, как конечный источник, как эталон совершенства, как общая цель.

 

В онтологии:

тема троичности Бога. Для христианского вероучения характерно понимание Бога как Логоса. Логос (дух, учение, слово, знание) – посредник между творцом и тварным миром. Логос – это София, упорядочивающее начало, нравственная основа мира. (Филон). В рамках рассмотрения соотношения Бога-Отца и Бога-Сына вырабатывается идея «вечного рождения» Сына, его единосущности с Отцом: идея совпадения сущности (эссенции) и существования (экзистенции).

идея Бога-личности – то новое, что привнесло христианство в мир. Константинопольский Собор 680 г. постулирует положение о Христе как об «истинном Боге и истинном человеке», в котором две сущности и две воли – человеческая и божественная равновелики. Бог – есть личностное начало, сфера свободы. Такое представление о Боге определит особый антропоцентризм христианского вероучения, как и последующее представлении о наличии у человека личностного начала и сферы духовной свободы .

Личностый Бог христианства позволяет открыть возможность выразить глубину души. Движение в глубь своего «Я» мыслится как движение к Богу, и наоборот – отсюда известная формула Августина «познать Бога через душу и душу через Бога». Поэтому особое значение в христианстве придается исповеди (именно так называет свое главное произведение Аврелий Августин). Исповедь – предел искренности и правдивости, признание собственного несовершенства, но и — путь для его преодоления, для человеческого совершенствования «по образу и подобию божьему». Отсюда августиновское «я ошибаюсь, следовательно, существую».

Бытие Бога как личности определяет , также, и тему любви в христианстве, причем сама способность человека к любви является его личностной характеристикой :у человека свобода выбора в любви, но чем более он способен реализовать чистоту (бескорыстность) любви, тем ближе он к Богу, задавшему непреходящий образец вселенской любви. По Августину, цена личности определяется даром любить, и поэтому , «люби, — и делай, что хочешь».

Таким образом, для христианской философии харктерен антропоценризм: она обращается непосредственно к человеку, выделяя человека из остальной природы как сущность, созданную по образцу Бога и содержащую в себе росток божественного (душу). Онтология в христианстве, т.о., тесно связана с антропологией (как и гносеологией): ощутить Бога- познать Бога- познать человека — связанные друг с другом процессы.

В социальной философии:

— новая концепция истории, обозначенная впервые в произведении Аврелия Августина : «Град Божий»:, история имеет начало (сотворение мира) и конец (Страшный Суд, Апокалипсис), она развивается линейно (ничего не повторяется история единична) и прогрессивно ( «Град земной» (человеческая история, зло) «стремится к граду божьему» (добро, история сверхчеловеческая). В современной жизни «град земной и град божий» перемешены.

 

Эти идеи получили дальнейшее развитие в эпоху Ренессанса (XV- XVII в.в.)

2.Философия Возрождения (Ренессанса).

Начиная с XV в. происходит целый ряд изменений в социально-экономической и духовной жизни Западной Европы, знаменующих начало новой эпохи, которая вошла в историю под именем эпохи Возрождения.

Философская мысль Возрождения охватывает три столетия: от раннего гуманизма XIV-XV в.в. до натурфилософии XVI- нач.XVII в.в. Ее нельзя рассматривать только как результат разложения схоластики, она противостоит всей системе средневековой философии, ибо строится, развивается на принципиально иных основаниях, хотя это и не обозначает полного разрыва между ними.

Для новой философской культуры характерны:

антисхоластический характер (хотя для государства схоластика оставалась официальной философией и ее принципы изучались в большинстве университетов).

Пантеизм как главный принцип мировоззрения; меняются отношения в рамках прежней парадигмы Бог- человек-природа: Бог – это и есть природа, или Бог и Космос –одно и тоже. Иерархическое представление о мироздании ,т.о., заменяется на концепцию о мире , в котором происходит взаимопроникновение земного, природного и Божественного начал. На пантеистическое толкование природы в эпоху Возрождения оказало влияние учение неоплатонизма о Мировой Душе.

Антропоцентризм и гуманизм. Философия Возрождения устремлена к человеку, а не к Богу, что было характерно для средневековой культуры. Основной объект формирующейся интеллектуальной традиции – человек и его место в мироздании. В эпоху Возрождения человек целостный, в совокупности всех своих качеств (не только духовных), человек как таковой считается прекрасным и возвышенным. Прекрасным считалась не только его душа, но и плоть. Гуманисты эпохи возрождения считали, что, предоставив свободу человеку, Бог определил ему высшее назначение «стать своим собственным скульптором и творцом», устремляясь к безграничному совершенствованию своей природы. Так, Дж. Пико делла Мирандола (1463-1494) в «Речи о достоинстве человека» писал: «Сотворив человека и поставив в центре мира, Бог сказал: не даем мы тебе о Адам, не определенного места, ни собственного образа, ни особой обязанности, с тем, чтобы и место, и лицо, и обязанность ты выбрал сам». Человек предстает не просто как природное существо, он- творец самого себя, и этим отличается от других природных существ. Он- господин над природой, творец ее и себя.

— Поэтому фигура художника-творца становится своеобразным символом Ренессанса. Творческая деятельность приобретает сакральный характер. Для этой культуры характерна размытость грани между искусством, наукой, художественной фантазией. Атмосферу пронизывает общее стремление выразить свою одаренность , показать себя одаренной личностью. Одаренных людей окружают буквально религиозным поклонением, их «чтут теперь так, как в античности героев, а в средние века – святых» (Б.Рассел).

— С этим связан культ уникальности и своеобразия каждого индивида. Формируется само понимание личности как таковой. «Каждый человек, от рождения (от Бога) – личность» — лозунг Возрождения. Т.е., каждый человек обладает правом внутренней свобода, непохожести, и именно эта его свобода и непохожесть на остальных и делает человеком. Можно с уверенностью сказать, что такой власти над существующим, такой безграничной веры в собственные возможности, человек не чувствовал никогда.

На человеке эпохи Возрождения лежит «печать» преодоления теоцентрической культуры, в которой Бог – высшая и абсолютная ценность. Задача философии Возрождения была не столько в том, чтобы полностью уйти от теоцентризма, сколько сузить сферу действия религии и найти место новым ценностям, утвердить роль человека.

Так появляются идеи гуманизма.История получает антропологически-ориентированную трактовку. Гуманисты разделили исторический процесс на три периода: древний, средневековый и новый. Каждый из них вносит свой вклад в становление человека, его самосознание. Так, в Античности осознается необходимость различения истины и мнения, самоценность мудрости. В средние века усиливается внимание к моральным ценностям через соотнесение их с абсолютом – Богом, концептуально осваиваются понятия «честь», «совесть», «долг» по отношению к отдельному индивиду. Средневековье делает этот нравственный ряд не только религиозно, но и личностно окрашенным. Начиная с Возрождения, человек становится самостоятельной, а со временем – высшей ценностью. Если человек античности мог быть активным в сфере философских размышлений, то человек Возрождения сам утверждает себя не только и не столько в теоретической области, сколько в жизни, сфере реальной практики. Творческая деятельность человека включает все ее проявления, охватывает всю человеческую жизнь, «жить» и «творить» оказываются нераздельными понятиями. «Творцы» Ренессанса – это конкретные живые люди, с их страстями, чувствами, мечтами и различными способами их реализации: покровители и творцы искусства, политики, воплощающие на практики идеал безграничных возможностей и свободы человека. Поэтому термин «гуманизм» применительно к Ренессансу следует трактовать, скорее, не как «человечное», «человечность» (= «гуманность», «милосердие»), а как «человеческое (укладывающееся в фразу : «Ничто человеческое мне не чуждо»). «Гениями Ренессанса» считаются не только Леонардо да Винчи или Микеланджело, но и Лоренцо Великолепный – правитель Флоренции, и Цезаре Борджиа.

Эстетизм Ренессанса вообще как бы «затмил» (исключение составляет Северное Возрождение, связанное с Реформацией) этическую сторону жизни человека : происходит абсолютизация эстетического подхода к человеку, культ индивидуальности перерастает в культ индивидуализма. В Италии, где начался Ренессанс это приводит к нравственной и политической анархии. «Старые правила морали утратили всякое уважение, большинство правителей пришло к власти с помощью предательства и удерживали жесткостью»- сообщал один из ярких мыслителей этой эпохи, создателя трактатов на политическую тему Н.Макиавелли.

— Широко распространяется мистицизм, магия, астрология, что связано как с общим эстетизмом эпохи, обращением к чувственному, так и с новым распространением идей неоплатонизма.

 

Философы Возрождения использовали, как правило, жанр литературно-риторический, рассчитанный на широкие светские слои читателей, а не только на узкоспециализированную аудиторию профессиональных богословов.

В первый период Возрождения – гуманистический (XIV-сер.XV) новые веяния в мировоззрении вообще предстают, в основном, в виде лирики: «Божественная комедия» Данте Алигьери, «Книга песен» Франческо Петрарки. Гуманизм Возрождения выдвинул новый стиль мышления, новые ценности и приоритеты в жизни человека; сформировал новый тип мыслителя, сложившегося вопреки традициям (его представляли ученые, поэты, педагоги, дипломаты); сформировал новое представление о человеке, выдвинул на передний план человеческие ценности и человеческую жизнь (отсюда – расцвет лирики, воспевающей человеческие чувства, и портретной живописи).Искусство Возрождения, как ничто другое, помогло человеку освободиться от религиозного аскетизма, осознать себя личностью, проявит свои духовные интересы.

Во второй период – неоплатонический (XV-XVI в.) начинается осмысление новых тенденций в жизни человека, намечаются линии интереса, появляются ростки новых идей (Пико делла Мирандолала, Николай Кузанский).

Идеи Н.Кузанского о том, что «творец и творение – одно и то же» и «Бог есть во всех вещах, как все они в нем», так как «Бог есть все, он также и ничто», «он везде и нигде» определили переход от теизма к пантеизму. По Кузанскому, Бог не тождествен с природой, но приррода , мир заключены в Боге, который «абсолютный максимум» и «абсолютный минимум» одновременно. Таким образом , в бесконечности максимум и минимум совпадают. Кузанский разрабатывает теорию пределов (точка- предельный случай прямой, зло- предельный случай добра») и теорию «ученого незнания, согласно которой истина не дается в готовом виде, а выступает как процесс, познание бесконечно, истина неисчерпаема.

 

Третий период – натурфилософский (XVI-нач.XVII в.в.), разработка новой картины мира Николаем Коперником, Джордано Бруно, Галилео Галилеем.

У Дж.Бруно, продолжавшего идеи Кузанского, в отличие, от предшественника, Вселенная уже равна Богу; Бог выступает как деятельное и внутренне начало природы, материального мира, отсюда «нет центра во Вселенной, или каждя точка может считаться центром», селенная бесконечна, содержит множество миров.

В последний период складываются основания новой науки , которая стала разрабатываются в последующий период – новое время. При этом для натурфилософов Возрождения наука и религия не исключают друг друга, поскольку в работе вселенского космического механизма принимает непосредственное участие Бог, трактуемый разными авторами по-своему. И только более поздняя экспансия Разума привела к «выключению» Бога из картины Сущего и заявлениями типа лапласовских о ненужности «гипотезы Бога» для объяснения процессов, происходящих в Универсуме.

 

Параллельно начинается осмысление социального, проблем, бытующих в обществе. Бесконечная вера в человеческие возможности привела к созданию мыслителями Возрождения социальных утопий, рисующих планы переустройства общества согласно идеям гуманизма: «Город Солнца» Т.Кампанеллы, «Утопия» Т.Мора и др.

Социальные концепции представлены и в работах гуманиста М.Монтеня, пропагандировавшего скептическое и жизнелюбивое отношение к миру, а также, Н.Макиавелли, объектом изучения которого становится политическая история.

Главными философскими произведениями в наследии Н.Макиавелли являются «Рассуждение на первую декаду Тита Ливия» и «Государь». Исследуя государство и природу царящих в нем законов , Макиавелли выводит их из опыта, отбрасывая идею Божественного предопределения политического существования. Он полагал, что политические системы рождаются, достигают величия и могущества, а затем приходят в упадок, разлагаются и гибнут, т.е. находятся в вечном круговороте, не подчиненном никакой предустановленной выше цели. Возникновение общества, государства и морали Макиавелли объясняет естественным ходом событий. В этих обстоятельствах действует и человек. Поэтому успех его деятельности во многом зависит от того, как он приспособлен к условиям общественной среды. Судьба определяет лишь часть поступков, людям предоставляется право и свобода выбора поведения. Применив принцип оправдания используемых политиком средств теми целями, которые он ставит («цель оправдывает средства»), Макиавелли подводит базу под произвольное толкование любых политических действий. Однако философия Макиавелли не означает оправдания насильственной и аморальной политики любого правителя и в любые времена. По мнению философа, государь должен использовать нормы морали в целях укрепления государств. Поскольку проявлять добродетель на практике « не допускают условия человеческой жизни», то государь лишь должен добиваться репутации добродетельного правителя и избегать пороков, которые могут лишить его власти, « не отклоняться от добра, но уметь ступить на путь зла,, если это необходимо».

Северное Возрождение ( в Германии, Англии, Голландии –на севере Европы) имело свою специфику. Оно было тесно связано с Реформацией, развивалось, в основном, в ее рамках.

Реформация– социально-культурный феномен Западной Европы XVI века. Она шла под религиозными лозунгами, в ее результате сложилась третья христианская конфессия – протестантизм, но она глубоко затронула все сферы общественной жизни. Реформация имела несколько направлений: бюргерско-буржуазное (М..Лютер, У.Цвингли, Ж.Кальвин), народно-крестьянское (Т.Мюнцер, анабаптисты), королевско-княжеское. Реформация происходила во время (и была связана ) крестьянской войны в Германии и движения гуситов в Чехии.

Большое значение в рамках Реформации играли идеи «христианского гуманизма» Эразма Роттердамского, призывавшего возвратить дух раннеапостольного христианства, и высмеивавшую методы и саму суть схоластики. Мир, по мнению Эразма, создан благим и совершенным , благим и прекрасным создан человек. Поскольку природа Божественного непостижима, человек должен проникнуться любовью к Богу и людям, вполняя по отношению к ним свой долг милосердия и любви.

Северное Возрождение и Реформация, воплотив личностно-индивидуалистическое восприятие мира, возвеличивало человека не самого по себе, а как существо, имеющее возможность реализовать божественное в мире, отсюда его акцент не на эстетические качества человека, а на этические , на его нравственность. Кроме того, идеи Реформации и специфика протестантского вероучения оказали безусловное влияние на формирование принципов, духа нового капиталистического общества. (М.Вебер: «Протестантская этика и дух капитализма»).

 

Эпоха Возрожденияпереходнаяот Средневековья к Новому времени. Ее мыслители, с одной стороны, находятся под влиянием уходящего теоцентрического воззрения, с другой – закладывают фундамент нового здания философии и науки. Эта «близость» к уходящей эпохе нашла отражение как в терминологии, так и в концепциях всех представителей эпохи Возрождения. Так, Кампанелла пытался соединить теологию, метафизику, магию и утопию, а в деятельности ученых, положивших начало механике, переплетались наука, магия, астрология. Галилей составлял гороскопы для двора Медичи, Коперник был не только Астрономом , но и астрологом, а Кеплер проводил аналогию между гармонией солнца, неподвижных звезд и пространства, с одной стороны, и троицей Бог-Отец, Бог-Сын, Бог-Святой Дух – с другой.

Но главное – не это, а то, что мыслители эпохи возрождения изменили направление развития мысли от схоластики к реальности, обратив философскую мысль к человеку и природе, придав философии и науке практическую направленность.

 

Источник: studopedia.su


Categories: Философия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.