ФИЛОСОФИЯ РУССКОГО КОСМИЗМА

Космизм – специфическое мировосприятие космоцентрической ориентации, течение в философской и естественно-научной мысли. В России уже с середины XIX столетия вызревает уникальное космическое направление научной мировоззренческой мысли. В его ряду стоят такие философы и ученые, как Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский и многие другие. Среди русских религиозных философов космическое направление представлено в наследии В.С. Соловьева, С.Н. Булгакова, ПА Флоренского, Н.А. Бердяева. Именно в космизме ставятся проблемы о космосе и человеке, выдвигается положение о том, что конец этого мира, конец истории зависит и от творческого акта человека.


космизме проявляется принципиально новое качество мироотношения, которое является определяющей чертой российской мысли. Это идея активной эволюции, т. е. необходимости нового сознательного развития мира, когда человечество направляет его в ту сторону, в какую диктует ему разум и нравственное чувство. Речь, по существу, идет о расширении прав сознательно-духовных сил, об управлении духом материи, об одухотворении мира и человека. Космисты сумели соединить заботу о большом целом – Земле, биосреде, космосе – с глубочайшими запросами высшей ценности – конкретного человека. Гуманизм – одна из самых ярких черт этой замечательной плеяды мыслителей и ученых.

Николай Федорович Федоров (1829–1903) – философ, родоначальник русского космизма. В основе концепции Н.Ф. Федорова лежит поиск глубинных причин зла и разработка средств его преодоления.

Главное зло для человека он усматривал в смерти, порабощенности его слепой силой природы. В таких условиях каждый человек пытается решить прежде всего проблемы самосохранения, что неизбежно порождает эгоизм, безнравственность, зооморфизм общественного строя. Он выдвигает идею регуляции природы силами науки и техники. По его убеждению, человечество должно объединиться для борьбы со слепыми силами природы, осуществляемой «существами разумными и нравственными, трудящимися в совокупности для общего дела».


гуляция природы мыслилась им как принципиально новая ступень эволюции, как сознательный этап развития мира и космоса. Потому-то и нет в природе целесообразности, утверждал он, что ее должен внести сам человек, и в этом заключается высшая целесообразность. В его проекте – и овладение природой, и переустройство человеческого организма, и управление космическими процессами, и наконец «воскрешение отцов», возвращение людям жизни, отнятой у них людьми или природой в процессе войн, голода, природных стихий и т. д. В деле «воскрешения» Н.Ф. Федоров отводит большую роль науке. Долг воскрешения есть не только высшая нравственность, но и само христианство, превращение его догматов в заповеди. Н.Ф. Федоров считал христианскую идею личного спасения неверной и настаивал на соборном, всеобщем спасении, победе над смертью.

В дальнейшем учение Н.Ф. Федорова развивалось в двух направлениях: религиозно-богословском и естественно-научном.


 

Источник: nitshe.ru

Предмет философии исторически изменялся: предметом философских мышлений у древних философов являлась природа, космос; в средние века в центре внимания философских размышлений стоит бог — тео — теоцентризм. В центре внимания русских философов прошлого столетия стоял человек — антопоцентризм. В настоящее время существуют философские направления, которые отличаются по своему предмету, по методу исследования.

Основные проблемы философии.

1) Проблема БЫТИЯ ( существования), эта проблема имеет два аспекта: а) что существует; б) как доказать существования того или иного элемента бытия. Первые философы (др. греки) бытие отождествляли с материальным неразрушимым, совершенным космосом, природой — многообразия объектов и явлений мира. В средние века противопоставляется истинное божественное бытие и не истинное сотворенное бытие. В новое время (17 век) бытие ограничивается природой, миром естественных тел.


2) Проблема первоначала, первоосновы субстанции. На протяжении столетий мыслители пытались найти, то из чего возникают вещи, и во что они превращаются распадаясь. Так первые философы понимали под первоначалом нечто конкретное чувственное.

3) Фундаментальные свойства бытия. К таковым относятся движения пространства и время.

4) Предметом философских размышлений были связи развития между объектами материального мира — диалектика.

5) Гносеология — теория познания. Вопрос о источниках наших знаний, вопрос о познании мира, вопрос о истине… 6) Предметом философских размышлений выступает общество и человек.

Фундаментальной проблемы философии является проблема соотношения материального и духовного, объективного или субъективного. На ранних стадиях философы убедились, что существует явление духовного характера. Проблема материального и духовного решалась двумя прямо противоположными способами: одно считали, что материальное является первичным, а духовное вторичным, а другие считали наоборот.

Материализм — это философская система (концепция, учение), которая признает в качестве первичного материальное начало; вторичное идеальное. Крупными представителями материализма древней Греции были Фалес, Анаксимен, Гераклит.


Идеализм — это философская система, которая принимает в качестве первичного идеальное начало; вторичное (производное) — материальное; некий дух творит окружающий мир. Крупнейшими идеалистами были: Пифагор, Платон.Кроме этих двух как основным философских направлений существуют дуалистические школы (дуа — два), которые принимают материальное и идеальное в качестве двух первоначал. Крупнейшим представителем был Декар.

Материализм и идеализм как философские направления неоднородны, существуют различные формы как материализма так и идеализма.

Формы материалистических учений: 1) Наивный, стихийный материализм древних греков. Древних греки высказали ряд идей не опираясь на какую-то единую систему (научное, гуманитарное знание) взгляды их были наивны.

2) Механистический, метафизический материализм (17-18 век). В 17 веке были открыты законы механики Ньютона. Эти законы механики мыслители стали использовать для объяснения всех явлений мира, явлений в жизни и.т.д Сложились тем самым определенное мировоззрение — механистическое, которое имело как сильные так и слабые стороны.

3) Метафизический — метафизика, под метафизикой Аристотель понимал ту сферу человеческой знаний, которые стоит за физикой. Понятие метафизика понимается как метод познания, согласно которому все явления природы рассматриваются обособленно друг от друга ( вне движения). Такой метод сложился в 17 веке в естествознание.

4) Диалектический (диалектика), понимают философскую концепцию, которая изучает взаимосвязи явлений мира, противоречивость бытия, развитие материального мира.


Формы идеализма: субъективный и объективный.

1) Субъективный идеализм признает в качестве первоначала мое сознание, сознание конкретного человека.

Крупнейшими представителем был Епископ Беркли. Вещи окружающего мира представляют комплекс моих ощущений.

Логика рассуждения: мир дан в ощущениях.

2) Объективный идеализм — это философская концепция, которая в качестве первичного признает «ничье сознание», дух вообще, а все вещи окружающего мира произведены от этого духа. Крупнейшим представителем был Платон.

Согласно учению, которого мир вещей, есть продукт деятельности абсолютной идеи, некой духовной субстанции, это символ всех человеческих знаний. Абсолютная идея развивается постоянно.

Источник: catalog.studentochka.ru

Одним из наиболее оригинальных направлений в русской философской мысли конца XIX — начала XX веков является космическая философия или, как чаше ее именуют, русский космизм — учение о неразрывном единстве человека, Земли и космоса, о космической природе человека и о его безграничных возможностях по освоению космоса.

Основной возникновения совершенно оригинального учения в философии – русского космизма (русской космической философии) послужили следующие факторы.


1. Философские источники — диалектические идеи развития и всеобщей взаимосвязи явлений материального и духовного мира, разрабатываемые философией в ходе всего ее исторического развития.

2. Религиозные источники — в нравственных постулатах христианства. Многие из представителей космизма были религиозными мыслителями, например, Н. Федоров, Вл. Соловьёв, П. Флоренский. Христианская идея о братстве всех живущих людей, независимо от их национальных, религиозных и иных различий, о единстве человека и Бога, дают изначальную установку и о единстве всего сущего — земного и небесного миров. Этот постулат лежит в основе русского космизма. Кроме того, религиозное влияние на русский космизм явственно проглядывает и через христианское учение о воскрешении людей. Это наглядно видно в концепции «патрофикации (воскрешения) отцов» Н. Федорова. А попытка ее реализации неизбежно связана с идей единства земного и небесного миров.

3. Естественно-научные предпосылки заключаются в том, что в учении русского космизма помощь человечеству в единении с космосом в немалой степени оказывается благодаря опоре на человеческий разум, на науку, технику.

Бурное развитие науки и естествознания во второй половине XIX в., новые великие открытия в самых различных отраслях знания (в том числе в физике, химии, биологии, астрономии) наталкивали сторонников космизма на гениальные догадки, опирающихся на науку как на практическое средство достижения благородных целей.


к, уже в середине XIX в. для разгона облаков и вызывания дождя были использованы мушки. Невиданные ранее достижения техники позволили Н. Ф. Федорову рассчитывать, что будущая наука быстро пойдет еще дальше. В ближайшем будущем она сможет помочь человечеству в его грандиозных идеях, например, в освоении космического пространства, в продлении человеческой жизни, а затем и достижения бессмертия. Именно прогресс мировой науки и техники помог К.Э. Циолковскому осознанно разрабатывать идеи о способах перемещения человека в космическом пространстве.

4. Исторические корни русского космизма имеют самое непосредственное отношение к России, к национальным особенностям русского народа. Один из основных постулатов русского космизма – идея единства людей, всего человечества. Тысячелетняя Россия, огромная страна (своего рода земной космос), всей историей своего развития и географического расположения обеспечивала и укрепляла в сознании людей необходимость территориального, а, главное, духовного единства. Идея русской «соборности», единения, присущая русским, традиционная сельская община есть тот исторический фундамент, на котором возник и развивался русский космизм.

Проблематикой русского космизма активно занимались многие отечественные мыслители, такие, как Н. Федоров, Вл. Соловьёв, Н. Умов, К. Циолковский, П. Флоренский, В. Вернадский, А. Чижевский и

По праву «отцом русского космизма» считается Николай Федорович Федоров (1828-1903).

Учение Федорова, именуемое им как «философия общего дела», концентрируется вокруг главной для него идеи — победы над смертью: достижение человеческого бессмертия и воскрешение всех прежних поколений («патрофикация отцов»).


Величайшей несправедливостью он считал ограничение жизни определенным временем. По мысли Федорова, главной целью деятельности человечества должна стать борьба за человеческое бессмертие. Причем за бессмертие не личное и не для избранных, а для всего человеческого рода, в том числе для давно умерших предков «отцов». Он полагал нравственным долгом потомков вернуть жизнь тем поколениям, на плечах которых они стоят.

Для осуществления грандиозной идеи достижения бессмертия необходимо осуществить ряд конкретных задач. Первое — изменить небратское, «неродственное» отношение людей друг к другу. В реальном мире в отношениях живых людей обычно царит холодная отчужденность.

Человечество для этого мыслителя единый род, который по самой своей первоначальной сути объединяет и современников, и уже давно ушедшие поколения «отцов», (предков). И поэтому «общее дело», борьба всех против смерти, может и должно объединить всех людей и помочь ликвидировать небратские отношения.

В реализации своей мечты Федоров в духе славянофилов возлагал большие надежды на Россию. «Только Россия, — писал Н. Федоров, — как по своему географическому положению, так и по своим физическим особенностям, может стать исходным пунктом «общего дела».


Огромная роль в реализации «философии общего дела» принадлежит науке. Задача: сначала максимально продлить жизнь человека, а затем сделать его организм бессмертным. Затем наука поможет воскресить всех людей, когда-либо живших, причем не в мистически-духовном, а в телесном виде.

Н.Федоров стремится навести мост, соединяющий науку и религию. Для него наука — это в первую очередь мощное такого научного развития, когда человек сможет безгранично «подобно Богу» управлять природой (причем не только внешней, но и своей собственной). Религия, с точки зрения Федорова, дает науке цель — воскрешение и бессмертие, а также нравственное осознание сыновнего долга (в деле воскрешения всех предков, «отцов»).

Другая задача науки — обеспечить человека и все воскресшие предшествующие поколения местом для существования (путем освоения космоса и переселения на другие планеты. Вот она взаимосвязь человека и космоса!

Своеобразие Федоровской идеи заключается в том, что само воскрешение достигается в первую очередь не благодаря Богу, а при помощи науки и техники, то есть усилиями самого человека. Именно поэтому Федоров различает религиозное понятие «воскресение» и естественно-научное «воскрешение».

Божественная благодать является здесь хотя и важным, но все-таки вспомогательным средством. Именно поэтому, принимая саму идею воскрешения, многие русские религиозные мыслители критически отнеслись именно к принижению роли божественного влияния (Вл. Соловьев, Е. Трубецкой, П. Флоренский).

Федоров настаивал на необходимости сознательного управления эволюцией природы. Человечество должно перед собой поставить задачу переделать природу согласно нравственным нормам, установить господство над природой. Покорив ее, человечество будет в состоянии победить смерть и обеспечить братство всех людей и народов.

Н. Федоров стремится навести мост, соединяющий науку и ре

Н.Ф. Федоров мыслил глобально. Наука должна не только помочь воскресить всех умерших и дать бессмертие будущему человечеству. Необходимо также обеспечить его местом для нормального существования. Мыслитель решает эту задачу с помощью освоения космоса. Для этого нужно переселить людей на другие планеты для освоения новых «мест обитания».

И здесь открывается достойная новая задача для науки — помочь людям овладеть космосом. Об этом до Н.Ф. Федорова никто не говорил! Не К.Э. Циолковский, как полагают зачастую, а именно Н.Ф. Федоров первым заявил, что Земля не является границей для человека: «нужно считать Землю только исходным материалом, пунктом, а целое мироздание — поприщем нашей деятельности». Разумеется, для достижения этой цели потребуется создать соответствующие технические средства, что позже было блестяще теоретически обосновано К.Э. Циолковским.

Русский мыслитель в своих дерзновенных мечтах предлагал свой вариант решения вопроса о способе перемещения человека в космосе. Для этого необходимо освоить электромагнитную энергию земного шара. Это позволит регулировать его движение в пространстве и превратит Землю в космический корабль («земноход» — для полетов в космос).

По дерзновенным замыслам ученого, в перспективе человек объединит все миры и станет «планетоводом». В этих путешествиях и последующем расселении людей на других планетах тесно проявится идея единства человека и космоса.

Философия Н. Федорова оказала сильное идейное влияние на творчество других представителей русского космизма, в том числе на таких выдающихся ученых-естествоиспытателей, как К. Циолковский, В. Вернадский, А. Чижевский.

Источник: studopedia.ru

Детство и юность

Биография Н. Фёдорова содержит очень много белых пятен. Мы не можем сказать, был ли он женат, имел ли детей. Известно только, что родился Николай Фёдорович Фёдоров 26 мая (7 июня) 1829 года. О его матери сведения не сохранились. Он внебрачный сын князя Павла Ивановича Гагарина. Как незаконнорожденные, ни Николай, ни его брат и три сестры не имели права претендовать на титул и фамилию отца. Фёдоровым был его крёстный отец. От него он и получил свою фамилию. Такие ситуации в то время были нередки: дворянин мог полюбить крестьянку, однако развод и женитьба на женщине более низкого сословия лишала многих привилегий как супругов, так и их детей.

Что касается фамилии, то после полёта в космос Юрия Гагарина зарубежные средства массовой информации откликнулись на это событие статьями под заголовком «Два Гагарина», подразумевая настоящую фамилию Николая Фёдоровича. Сергей Королёв имел в своём кабинете портрет философа-космиста и, безусловно, принимая решение, кого из парней первым отправить в космос, не мог не подумать о добром знаке.

Отец, князь Гагарин, не утаил своей внебрачной связи от брата – Константина Ивановича Гагарина. Тот принял участие в судьбе племянников. Он взял на себя оплату образования Николая. Про других детей информации нет. Родное село Ключи (Тамбовская губерния, ныне – Рязанская область, Сасовский район) Николай покинул, достигнув школьного возраста, – он переехал в Тамбов, где поступил в гимназию.

Лицей Ришелье

Окончив в 1849 году гимназию, Фёдоров отправился в Одессу. Там он поступил в знаменитый лицей Ришелье на юридический факультет. Это очень престижное учебное заведение. По значимости оно стояло на втором месте после знаменитого Царскосельского лицея. По составу изучаемых предметов, качеству преподаваемых знаний и правилам он был, скорее, университетом, нежели лицеем. Преподавание вели профессора. В Ришельевском лицее учились дети из самых родовитых и богатых семей. Николай проучился в нём три года. После смерти дяди, платившего за учёбу, молодой человек вынужден был оставить лицей и начать самостоятельную жизнь. Внебрачный сын, даже наделённый большими талантами и высокими добродетелями, не мог рассчитывать на государственную субсидию в таком учебном заведении. Однако три года учёбы не прошли даром. Фундаментальные знания по естественным и гуманитарным наукам, полученные в лицее, в дальнейшем очень пригодились будущему философу, положившему начало русскому космизму.

Учитель и библиотекарь

В 1854 году Николай Фёдорович Фёдоров вернулся в родную Тамбовскую губернию, получил аттестат педагога и направление в город Липецк на работу учителем истории и географии. До конца шестидесятых годов он занимался преподавательской деятельностью в уездных училищах Тамбовской, Московской, Ярославской и Тульской губерний. С 1867 по 1869 год ездил в Москву, где давал частные уроки детям Михайловского.

В 1869 году Николай Фёдорович Фёдоров окончательно перебрался в Москву и устроился помощником библиотекаря в открытую Чертковым первую в городе общедоступную библиотеку.

Фёдоров считал, что библиотека – это тот очаг культуры, который объединяет людей, не связанных родственными узами, но близких по влечению к духовным ценностям – литературе, искусству, науке. Он был против закона об авторском праве и активно пропагандировал идеи различных форм книгообмена.

Румянцевский музей и ученики

В Чертковской библиотеке Фёдоров познакомился с будущим отцом космонавтики – Константином Циолковским. Константин Эдуардович приехал в Москву с намерением получить образование в Высшем техническом училище (ныне Бауманское), но не поступил и решил заниматься самостоятельно. Николай Фёдорович заменил ему университетских профессоров. За три года под руководством Фёдорова Циолковский освоил физику, астрономию, химию, высшую математику и т. д. Не были забыты и гуманитарные науки, которым, как отдыху, посвящалось вечернее время.

Когда через несколько лет библиотеку присоединили к Румянцевскому музею, Фёдоров Н. Ф. сделал полную каталогизацию объединённого книжного фонда. В свободное от основной работы время он занимался с молодёжью. Свою скромную зарплату Николай Фёдорович тратил на студентов, а сам жил, придерживаясь строжайшей экономии вплоть до того, что не пользовался общественным транспортом и всюду ходил пешком.

Суть теории космизма

Николая Фёдорова считают отцом русского космизма. Философ утверждал, что после открытия Коперником гелиоцентрической системы средневековая философия должна была пересмотреть свои представления о мироустройстве. Космические перспективы поставили перед человечеством новые задачи. Как говорил Циолковский: «Земля – колыбель человечества, но не вечно же ему жить в колыбели!»

Надо отметить, что науку философию Фёдоров обозначал как мысль без дела. По его мнению, это рано или поздно приводит к обособлению от предмета изучения и отрицанию объективного знания. Теоретическое знание должно подкрепляться практикой, а его целью служить изучение природы, жизни и смерти для управления ими.

Вселенная освоена в настолько мизерном объёме, что сам собой напрашивается вывод: Господь создал такой огромный Космос с целью разместить в нем всех людей, когда-либо живших, и тех, кто ещё родится в будущем. По-другому это не объяснить. Под влиянием данного умозаключения и родился русский космизм Фёдорова. Рассматривая Вселенную как огромное пространство, лишь микроскопическую часть которого занимает человечество, философ связывал этот противоестественный дисбаланс с христианским учением о воскрешении. Свободное место приготовлено Создателем для размещения на нём миллиардов людей, когда-либо живших на Земле. Подробно об этом можно прочитать в собрании работ Николая Фёдоровича, объединённых названием «Философия общего дела». Развитие человеческой цивилизации должно быть направлено на освоение космического пространства, на возвращение к физической жизни людей, живших прежде и теперь погребённых. В связи с этим необходимо создание новой этики, позволяющей всем жить в мире и согласии.

Новая этика

Николай Фёдорович был религиозным человеком. Он участвовал в литургической жизни Церкви, соблюдал посты, регулярно исповедовался и причащался. По его мнению, новая этика должна развиваться на основе христианского учения о Триединстве Бога. Как три разные Сущности Бога – Отец, Сын и Святой Дух, гармонично взаимодействуют, так и разделённое человечество должно найти способ мирного сосуществования. Божественная Троица – антитеза восточной ментальности растворения личности в коллективе и западного индивидуализма.

Лучшей основой для выстраивания новых отношений является экология. Забота о природе, изучение её законов и управление ими должны стать основой для объединения людей разных национальностей, профессий и уровня образования. У науки и религии есть много общего. Христианская доктрина о грядущем воскрешении мёртвых должна быть осуществлена на практике учёными.

Воскрешение мёртвых

Что такое всеобщее воскрешение, по мнению Фёдорова, – это возрождение или воссоздание людей? Философ утверждал, что смерть есть зло, которое люди должны искоренить. Каждый человек живёт за счёт смерти своих предков, следовательно, является преступным. Такое положение вещей должно быть исправлено. Счета следует оплатить путём воскрешения умерших. Идея воскрешения должна стать катализатором, соединяющим представителей науки всех стран мира ради одного общего дела.

Механизм воскрешения основан на законах физики – каждое физическое тело состоит из молекул и атомов, которые удерживаются друг возле друга энергиями притяжения и отталкивания. Все предметы излучают такие волны. Эти явления должны изучаться и тщательно исследоваться на предмет восстановления физической материи, то есть для выращивания прошлых жителей планеты из сохранившегося биологического материала или для собирания энергий, из которых состояли люди, дабы материализовать их таким способом. Вариантов воскрешения может быть больше, как предполагает Фёдоров.

Философия его модели развития общества включает в себя воспитание новых отношений между людьми. Поскольку рай – это не эфемерное пространство, где обитают души праведников, и не абстрактный покой души, смирившейся с действительностью, изменить которую он не властен, а настоящий физический мир, то надо переделать или воспитать людей таким образом, чтобы они навсегда распрощались с зависимостью от пороков, известных как ненависть, зависть, сребролюбие, уныние, гордость, идолопоклонство и т. д. Также необходимо сделать, чтобы люди не страдали от физических раздражителей, как-то: болезни, холод, жара, голод и прочие. Это работа и для учёных, и для духовенства. Наука и религия должны объединиться.

Николай Фёдорович нарисовал два возможных пути развития человеческой цивилизации.

Взаимоотношение между полами

Николай Фёдоров не обошёл своим вниманием и эту сторону человеческих отношений. В нашем мире, по его мнению, царит культ женщины и плотской любви. Отношениями движет половой инстинкт. Больше чувственности и совсем мало сочувствия.

Супружеские отношения следует строить по модели Божественного Триединства, когда союз – не иго, а индивидуальность личности не повод для розни. Любовь между мужчинами и женщинами должна напоминать любовь детей к родителям. Однако не допускается не только похоть, но и её противоположность – аскетизм, как неприемлемы полный эгоизм и абсолютный альтруизм.

Деторождение будет восприниматься как отцетворение, то есть сотворение людей для новых миров. Наша половая чувственность – это инстинктивное бегство от смерти, а рождение, в нынешнем представлении, – противоположность умиранию. Любовь к предкам вытеснит страх перед собственной смертью и трансформируется в воссоздание отцов.

Первый путь, по которому может пойти человечество

Интеллигенция и учёные всего мира станут работать над воссозданием человеческого генофонда. Вооружённые силы больше не будут задействованы для агрессивных, взаимоистребляющих целей, а станут использоваться для противостояния стихийным силам природы, то есть наводнениям, землетрясениям, извержениям вулканов, лесным пожарам и т. д.

Промышленность перестанет изготавливать продукцию, которую можно условно назвать игрушками для взрослых. Основные производства будут переведены в сельскую местность. Там и будет развиваться жизнь. Города плодят людей потребительского склада, склонных к паразитическому образу существования. Жизнь в городах лишает их здоровых стремлений, ограничивает и делает не просто ущербными, но несчастными.

Всеобщее образование – обязательное условие для осуществления плана воскресения.

Государственное управление будет осуществляться монархом, связанным со своим народом отношениями не кесаря и его подданных, а исполнителя воли Бога ради всечеловеческого блага.

Другой путь

Николай Фёдоров предполагал и другой путь развития человеческой цивилизации, который приведет нас не к бессмертию и воскрешению мёртвых, а к Страшному Суду и геенне огненной. Русский космизм – реальная концепция, не имеющая ничего общего с утопическими фантазиями писателей-фантастов. Фёдоровская картина мира выглядит невероятно правдоподобно, хотя он жил в эпоху до научно-технической революции.

К Страшному Суду приведёт гипертрофированное чувство самосохранения, которое возобладает над здравым смыслом. Это возникнет в результате отхода от Бога, в утрате веры в Его промысел, волю, заботу и любовь к людям. Из неверно толкуемого чувства безопасности люди начнут искусственно синтезировать продукты питания. Похоть возобладает над любовью, станут появляться противоестественные браки без деторождения. Животные и растения, представляющие угрозу для здоровья, будут уничтожены. Перестанут выпускать летательные аппараты. В конце концов люди примутся истреблять друг друга. Вот тогда и наступит День гнева.

Поразительно, что всё это было написано в XIX веке – Николай Фёдоров умер 28 декабря 1903 года.

Науки, родившиеся из учения Фёдорова

Николай Фёдорович Фёдоров, сам того не подозревая, вдохновил Константина Циолковского посвятить свою жизнь созданию новой отрасли науки и техники – космонавтике.

Порядок мироустройства, сформулированный Николаем Фёдоровичем, покорил умы многих его современников. Именно идеи Фёдорова породили такие науки, как космическая и гелиобилогия, аэроионификация, электрогемодинамика и проч. По мнению учёных, занимавшихся наследием, которое оставил «московский Сократ», как прозвали Фёдорова друзья и ученики, обозначил вектор и дал импульс развитию общечеловеческих знаний на много веков вперёд. С его подачи родился новый взгляд на эволюцию человечества, как на активный процесс, производимый самими людьми, трудящимися над созданием идеальной ноосферы.

Большинство записей, которые сделал для своих учеников Фёдоров Н. Ф. сохранились. Николай Фёдорович не занимался публикацией своих мыслей. Его труды сохранили многочисленные ученики. Николай Павлович Петерсон и Владимир Александрович Кожевников их систематизировали и издали в 1906 году. Весь тираж был разослан в библиотеки и бесплатно распространён среди желающих.

При жизни Николай Фёдорович никогда не фотографировался и не позволял себя рисовать. Однако Леонид Пастернак всё же тайно сделал один портрет. Его мы поместили в начале статьи.

Заключение

В годы Советской власти в СССР, когда космическая промышленность и наука добились весьма значительных показателей, о Николае Фёдорове знали только в очень узких кругах.

Высшими руководителями Коммунистической Партии Советского Союза учение Фёдорова воспринималось излишне привязанным к христианской идее о мироздании, как о творческом деянии Божественного разума Святой Троицы – Отца, Сына и Святого Духа. Его глубоко религиозный взгляд на мироустройство вступал в противоречие с основными принципами отношения к миропорядку советского общества, которое имело целью удовлетворение лишь материальных потребностей человека. Главный лозунг социализма: «От каждого – по способностям, каждому – по труду», а главный лозунг коммунизма: «От каждого – по способностям, каждому – по потребностям». Под потребностями подразумевались исключительно физиологические нужды, ведь наличие души советское общество отрицало, хотя идея воспитания нового человека, очень возможно, была позаимствована у него.

В настоящее время мы по-прежнему далеки от эпохи Всеобщего воскресения хотя и по другим причинам – потребительское отношение к жизни, а также удалённость от Бога трансформировались, но в целом претерпели не так уж много изменений.

Источник: FB.ru

Сочинения

  • Философия общего дела. Статьи, мысли и письма Николая Федоровича Федорова, изданные под редакцией В.А. Кожевникова и Н.П. Петерсона. Т. I. Верный, 1906, Т. II. М., 1913
  • Сочинения. М., 1982 (серия «Философское наследие»)
  • Собрание сочинений: В 4 томах. Т. 1–4. М., 1995–1999. Дополнительный том – М., 2000
  • Избранные сочинения. М.: РОССПЭН, 2010.

Литература

  1. Кожевников В.А. Николай Федорович Федоров. Ч. 1. М., 1908, 2-е изд.: М., 2004
  2. Остромиров А. [А.К.Горский]. Николай Федорович Федоров и современность. Вып. 1-4. Харбин. 1928–1933
  3. Young G. Nikolai F. Fedorov: An Introduction. / Nordland publishing company. Belmont, Massachussettes, 1979;
  4. Hagemeister M. Nikolaj Fedorov. Studien zu Leben, Werk und Wirkung. München, 1989
  5. Семенова C.Г. Николай Федоров. Творчество жизни. М., 1990; Философия бессмертия и воскрешения. Вып. 12. М., 1996
  6. Семенова С.Г. Философ будущего века Николай Федоров. М., 2004
  7. На пороге грядущего. Памяти Николая Федоровича Федорова. М., 2004
  8. Н.Ф. Федоров: pro et contra: В 2 кн. СПб., 2004–2008
  9. Служитель духа вечной памяти». Николай Федорович Федоров. К 180-летию со дня рождения: В 2 частях. М., 2010
  10. Young G. The Russian cosmists. The Esoteric Futurism of Nikolai Fedorov and His Followers. N.Y., 2012.

Источник: nffedorov.ru


Categories: Философия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.