Предмет философии

Филосо́фия (др.-греч. φιλοσοφία — «любовь к мудрости», «любомудрие», от φιλέω — люблю и σοφία — мудрость) — наиболее общая теория[1], одна из форм мировоззрения, одна из наук,[2], одна из форм человеческой деятельности, особый способ познания.

Общепринятого определения философии, равно как общепринятого представления о предмете философии, не существует. В истории существовало множество различных типов философии, отличающихся как своим предметом, так и методами. В самом общем виде под философией понимают деятельность, направленную на постановку и рациональное разрешение наиболее общих вопросов, касающихся сущности знания, человека и мира.

  • 1 Что такое философия?
    • 1.1 История термина
    • 1.2 Функции философии и формы философской деятельности
      • 1.2.1 Философия как мировоззрение
      • 1.2.2 Философия как образ жизни
      • 1.2.3 Философия и наука
      • 1.2.4 Философия и религия
      • 1.2.5 Философия и искусство

    • 1.3 Предмет философии
    • 1.4 Философия: за и против
  • 2 История философии
  • 3 Современная философия
    • 3.1 Современные философские направления
    • 3.2 Современные философские проблемы
    • 3.3 Методы современной философии
  • 4 Разделы философии
    • 4.1 Общефилософские дисциплины
    • 4.2 Философия средств и способов познания
    • 4.3 Теоретическая философия
    • 4.4 Практическая философия
    • 4.5 Философские дисциплины или философские направления
      • 4.5.1 Философские теории идентичности
      • 4.5.2 Философские теории, разрабатываемые отдельными школами
  • 5 Организация философии
  • 6 См. также
  • 7 Примечания
  • 8 Ссылки
  • 9 Литература
  • 10 Навигаторы

Что такое философия?

Традиционно философия определяется как исследование первопричин и начал всего мыслимого — универсальных закономерностей, в рамках которых существует и изменяется как бытие, так и мышление, как постигаемый Космос, так и постигающий его дух.


слимое в традиционной философии выступает в качестве бытия — одной из основных философских категорий (ср. тезис Парменида: «мыслить и быть — одно и то же»[3]). К бытию относятся не только реально происходящие процессы, но и умопостигаемые возможности. Поскольку мыслимое необозримо в своих частностях, философы, в основном, концентрируют своё внимание на первопричинах, предельно общих понятиях, категориях. В разные эпохи и для разных философских направлений эти категории свои (ср.: Гегель определял философию как «современную ей эпоху, постигнутую в мышлении»).

Философия включает в себя такие различные дисциплины, как логика, метафизика, онтология, эпистемология, эстетика, этика и др., в которых задаются такие вопросы, как, например, «Существует ли Бог?», «Возможно ли объективное познание?», «Что делает тот или иной поступок правильным или неправильным?» Фундаментальным методом философии является построение умозаключений, оценивающих те или иные аргументы, касающиеся подобных вопросов. Между тем, точных границ и единой методологии философии не существует. Споры идут и по поводу того, что считать философией, и само определение философии различно в многочисленных философских школах.[4]

Сам термин «философия» всегда имел славу термина, с трудом поддающегося определению из-за подчас фундаментального разрыва между философскими дисциплинами и используемыми в философии идеями.


Гегель определял философию как науку о мышлении, которая имеет своей целью постижение истины посредством развёртывания понятий на основе развитого «субъективного мышления» и метода, который «в состоянии обуздывать мысль, вести её к предмету и удерживать в нём»[5] В марксизме-ленинизме давалось несколько взаимосвязанных определений: философия есть «форма общественного сознания; учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека и мира; наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления»[6].

Современные западные источники дают гораздо более осторожные определения, например: «философией является учение о наиболее фундаментальных и общих понятиях и принципах, относящихся к мышлению, действию и реальности»[7].

Наконец, есть современное «постмодернистское» или «практическое» понимание философии, согласно которому философия — это то, чем занимаются люди, называющие себя философами, некий вид деятельности и ее результат. Это понимание философии критикуется как недостаточное.

История термина

Считается, что само слово «философия» первым придумал Пифагор. Как сообщает Диоген Лаэртский,

Философию философией [любомудрием], а себя философом [любомудром] впервые стал называть Пифагор, когда спорил в Сикионе с Леонтом, тираном Сикиона или Флиунта <…>; мудрецом же, по его словам, может быть только бог, а не человек. Ибо преждевременно было бы философию называть «мудростью», а упражняющегося в ней — «мудрецом», как если бы он изострил уже свой дух до предела; а философ [«любомудр»] — это просто тот, кто испытывает влечение к мудрости[8].


Пифагор не оставил после себя сочинений, так что первый автор, у которого встречается слово «философ», — это Гераклит:

Очень много должны знать мужи-философы[9].

Термин «философия» впервые встречается в диалогах Платона.

Из Древней Греции термин «философия» распространился в странах Запада и Ближнего Востока.

В восточных традициях философия не выделялась в отдельную область деятельности, и была растворена в культурных, религиозных и политических учениях, так что в них существуют лишь приблизительные аналоги термина «философия».

Например, в индийской философии использовались термины: «брахма-видья» («знание Абсолюта»), «анвикшики» («рефлексивное ви́дение»), «даршана» («теоретическое ви́дение»), «мата» — («теория»)[10].

В китайской философии использовался термин «сюэ» («теория»).

В арабской философской традиции происходящее из древнегреческого слово «фальсафа» применялось в двух значениях: в широком смысле как «философия» и в узком — как название одной конкретной философско-теологической школы (прежде всего, последователей ал-Кинди).


переводах ряда арабских философских трактатов этот «ложный друг переводчика» приводил к недоразумениям, из которых наиболее известным является книга ал-Газали «Самоопровержение философов» (араб. ‎‎ Тахафут аль-фаласифа), являющаяся памфлетом именно против этой конкретной школы, а не самой философии (в некоторых других трудах ал-Газали не столь критичен по отношению к «философам» и признает значимость вклада ал-Кинди). Как ни странно, эту ошибку допускает Бертран Рассел в своей «Истории Западной философии».

В обыденном языке слово «философия» также может обозначать общее мировоззрение человека либо его индивидуальные верования или этику.

Функции философии и формы философской деятельности

По отношению к любой сфере человеческой жизни и деятельности философия может занимать три позиции.

  1. Исследовательская позиция. Философия как наиболее общая наука исследует данную сферу.
  2. Критическая и методологическая позиция. Критикует деятельность данной сферы и предписывает ей правила.
  3. Позиция активного вмешательства. Претендует на то, чтобы заменить собой данную сферу деятельности (например, время от времени философия пытается подменить собой науку).

В целом философия претендует на выполнение следующих функций.

  1. Мировоззренческая функция: помогает сформировать целостную картину мира.

  2. Методологическая функция: формулирует правила познания для всех частных наук.
  3. Эвристическая (поисковая) функция: создаёт новые области теоретического исследования.
  4. Функция социальной критики: осуществляет критику существующего в обществе порядка вещей.
  5. Футурологическая функция: отвечает на вопрос о том, каким должно быть будущее.
  6. Идеологическая функция: создаёт представление о желательном политическом и общественном устройстве.
  7. Воспитательная и образовательная функция: участвует в формировании личности.

Философия как мировоззрение

Философия является мировоззренческой дисциплиной (наукой), поскольку её задачей является обозрение мира в целом, поиск ответов на наиболее общие вопросы.

Мировоззрение — система наиболее общих взглядов на мир (природу и общество) и место человека в этом мире. В истории человечества выделяют ряд форм мировоззрения: мифологию, религию, философию и другие.

Есть мнение, что философия — это мировоззрение человека, то есть его суждение об окружающем его мире, о событиях происходящих в этом мире, комплекс понятий о культуре, идеологиях, его заблуждения и прозрения.

Мировоззрение формируется под воздействием личного жизненного опыта, школ и течений, существующих в умах людей в данную эпоху, на склад ума индивидуума. Часто индивидуум не высказывает свои мировоззренческие взгляды. Но это не значит, что их нет.


сто философ рассматривает явление через ту или иную призму предвзятости. Бердяев, например, в своей работе «Смысл творчества» прямо определяет эту свою предвзятость русским православием, причём, в своей собственной трактовке этого православия. Призма К. Маркса: бытиё определяет сознание. Да, вполне вероятно, что у каждого индивидуума есть своя призма, может быть не сформулированная. Очень часто философы формулируют какой-никакой постулат, а потом на протяжении всей своей жизни строят натянутые схемы в поддержку этого постулата.

См. также

  • Мудрость
  • Резонёрство

Философия как образ жизни

В античной, индийской и китайской философии сама философия рассматривалась не только как теория, но и как образ жизни (деятельность).

Философия и наука

Имеется, по крайней мере, три вопроса, касающихся соотношения философии и науки:

  • Является ли философия наукой?
  • Как соотносятся между собой философия и частные (конкретные) науки?
  • Как соотносятся между собой философия и вненаучного знания?

При рассмотрении первого вопроса о научности философии видно, что на протяжении всей своей истории философия — один из источников развития человеческого знания. Рассматривая её исторически, можно обнаружить преемственность в развитии философского знания, его проблематики, общность категориального аппарата и логики исследования. Не случайно Гегель рассматривал философию прежде всего с точки зрения «науки логики».


В то же время в истории человеческой мысли существуют целые пласты ненаучной философии, например, религиозной. Плотная связь философии и науки присуща в основном европейскому способу осмысления процессов познания. Возврат европейской мысли к ненаучному (и даже антинаучному) философствованию нередко проявляется во времена кризиса (примером может служить Лев Шестов).

Отношения науки (частных наук) и философии являются предметом дискуссии.

Философия нередко претендует на то, чтобы быть чем-то большим, чем наука, ее началом и итогом, методологией науки и её обобщением, теорией более высокого порядка, метанаукой (наукой о науке, наукой, обосновывающей науку). Наука существует как процесс выдвижения и опровержения гипотез, роль философии при этом заключается в исследовании критериев научности и рациональности. Вместе с тем, философия осмысливает научные открытия, включая их в контекст сформированного знания и тем самым определяя их значение. С этим связано древнее представление о философии как о царице наук или о науке наук.

Однако даже при отсутствии возможности претендовать на роль науки наук, философия может рассматриваться как наука, имеющая дело с более высоким, вторичным уровнем обобщения, воссоединяя частные науки. Первичный уровень обобщения приводит к формулированию законов конкретных наук, то задача второго — выявление более общих закономерностей и тенденций. Надо иметь в виду, что новые открытия в области частных наук могут приводить к утверждению как научно-философских выводов, так и философской ветви, представляющей иррационалистические спекуляции. Также сама философия может влиять на частные науки, как положительно, так и негативно.


Нужно также отметить, что история философии — это гуманитарная наука, основной метод которой — толкование и сравнение текстов.

Ответ на вопрос о соотношении ненаучного знания и философии связан с вопросом о соотношении философии и «заблуждающегося разума». Этот момент необходим с исторической точки зрения в силу самого характера процесса познания. Он свойственен любой науке. Философия также не может быть гарантирована от заблуждений.

Отношение философии и паранауки. Многие приверженцы концепции постмодернизма и другие авторы призывают использовать любые учения вплоть до мистики, суеверий, магии, астрологии и т. д., лишь бы это оказывало терапевтическое действие на современное больное общество и индивидов. Однако подобная позиция абсолютной нейтральности научного мировоззрения к псевдонауке ведёт к интеллектуальному анархизму. Наиболее велико влияние паранауки становится именно в критические моменты развития общества, так как каждый индивид стремиться свалить груз ответственности за принятие решений и уйти от необходимости делать свой выбор. Статус и общекультурное значение рационалистической и научной философии не совместимы с псевдонауками.

Философия и религия

Подобно философии, религия также исследует первопричины мыслимого (Бог, Брахман), однако в религии делается упор на веру, культ, откровение, а в философии на интеллектуальное постижение.


Тем самым философия дает дополнительную возможность постижения смысла и осмысления мудрости, заложенных в религии. В религии на первом плане вера, в философии — мысль. Религия догматична, а философия антидогматична. В религии есть культ в отличие от философии.

Карл Ясперс писал: «Признаком философской веры, веры мыслящего человека, служит всегда то, что она существует лишь в союзе со знанием. Она хочет знать то, что доступно знанию, и понять самоё себя»

Философия и искусство

В философии немецкого романтизма был выдвинут тезис «философия как искусство».

Предмет философии

Предметом философии называют круг вопросов, которые она изучает.

Что именно является предметом философии, зависит от эпохи и интеллектуальной позиции мыслителя. Споры, что такое предмет философии продолжаются. По словам Виндельбанда: «Только уяснив историю понятия философия, можно определить, что в будущем сможет притязать в большей или меньшей степени к ней».

Свои варианты ответа на вопрос о предмете философии предлагали разные школы. Один из наиболее значимых вариантов принадлежит Иммануилу Канту. В марксизме-ленинизме также предлагалась своя формулировка «основного вопроса философии».

Марксизм-ленинизм относил к числу важнейших вопросов два:

  • «Что первично: дух или материя?» Этот вопрос считался одним из главнейших вопросов философии, поскольку, утверждалось, что с самого начала развития философии произошло деление на идеализм и материализм, то есть суждение о главенстве духовного мира над материальным, и материального над духовным соответственно.
  • Вопрос о познаваемости мира, который был в нём главным вопросом эпистемологии.

Одним из фундаментальных вопросов философии является непосредственно вопрос: «Что такое философия?» Каждая философская система имеет стержневой, главный вопрос, раскрытие которого составляет её основное содержание и сущность.

Философия отвечает на вопросы

  • «Кто такой человек и зачем он пришел в этот мир?»
  • «Что делает тот или иной поступок правильным или неправильным?»

Философия пытается ответить на вопросы, на которые пока не существует способа получения ответа, типа «Для чего?» (напр., «Для чего существует человек?». В то же время наука пытается ответить на вопросы, на которые существуют инструменты получения ответа, типа «Как?», «Каким образом?», «Почему?», «Что?» (напр., «Как появился человек?», «Почему человек не может дышать азотом?», «Каким образом возникла Земля? «Как направлена эволюция?», «Что будет с человеком (в конкретных условиях)?»).

Соответственно этому происходило деление предмета философии, философского знания на основные разделы: онтологию (учение о бытии), эпистемологию (учение о познании), антропологию (учение о человеке), социальную философию (учение об обществе) и др.

Философия: за и против

Смысл и польза философии

Польза философии — формирование у людей, занимающихся ею, навыков самостоятельного, логического, понятийного мышления, что снижает возможности идеологического оболванивания и манипулирования этими людьми и обществом, в котором развивается философия.

Одно из объяснений: культура европейского философского мышления и культура демократии — народовластия формировались в Древней Греции параллельно, обуславливая друг друга. Многие сочинения Аристотеля, Платона и других греческих философов посвящены вопросам общественного устройства, политики. Философское мышление древних греков — это рациональное, то есть разумное мышление свободного человека, живущего в рабовладельческом мире, человека, принимающего участие в общественной жизни. Дисциплинами, разрабатываемыми греческой мыслью были — этика, политика, риторика. Свободная мысль древних греков и их гражданская жизнь были взаимосвязаны. Древние философы провозглашали свои взгляды с центральных улиц греческих городов. Такой культуры мышления и общественной жизни не возникло в соседних с Грецией восточных деспотиях, например в Персии, где единство общества достигалось силой. В Греции же и гражданская жизнь, и философия были средствами найти взаимопонимание между людьми без насилия и принуждения.

Критика философии

История философии

История философии — это исторический процесс развития и изменения философских учений. Также историей философии называется историко-философская наука.

Существуют разные точки зрения на соотношение философии и истории философии. Гегельянство и близкие к нему школы считают всю историю философии по своему существу внутренне необходимым, последовательным поступательным движением, которое разумно внутри себя. Каждая система философии необходимо существовала и продолжает еще и теперь необходимо существовать: ни одна из них, следовательно, не исчезла, а все они сохранились в философии как моменты одного целого. Принципы сохранились, новейшая философия есть результат всех предшествовавших принципов; таким образом, ни одна система философии не опровергнута. Опровергнут не принцип данной философии, а опровергнуто лишь предположение, что данный принцип есть окончательное абсолютное определение. История философии это не просто собрание случайных событий и мнений, в ней есть существенная связь, это система развития мышления. Содержание этой истории представляет собой научные продукты мышления.

Философия возникла параллельно в Древней Греции, Древней Индии и Древнем Китае, откуда и распространилась впоследствии по всему миру. Последовательность эпох и взаимное влияние регионов мира представлена здесь в виде краткой таблицы.

Периоды Западная философия Восточноевропейская и ближневосточная философия Философия Южной и Центральной Азии Дальневосточная философия
Современная философия
Современная философия
Нововременная философия

Европейская философия
Новоевропейская философия
Философия Возрождения

Американская философия
Латиноамериканская философия
Африканская философия
Австралийская философия

Мусульманская философия
Арабская философия
Персидская философия

Восточнохристианская философия
Византийская философия

Философия индуизма
Индийская философия

Буддийская философия
Тибетская философия
Вьетнамская философия
Философия дальневосточного буддизма

Китайская философия
Корейская философия
Вьетнамская философия
Японская философия
Средневековая философия Европейская философия
Философия Возрождения
Средневековая западноевропейская философия
Древняя философия Античная философия
Древнегреческая философия
Древнеримская философия
Древнеиндийская философия Древнекитайская философия

Современная философия

Современные философские направления

  • After-постмодернизм
  • Аналитическая философия
  • Когнитивный релятивизм
  • Критическая теория
  • Либерализм
  • Марксизм
  • Неопозитивизм
  • Неопрагматизм
  • Неотомизм
  • Новая философия во Франции
  • Позитивизм
  • Постмодернизм
  • Постпозитивизм
  • Постструктурализм
  • Структурализм
  • Феноменология
  • Экзистенциализм

Современные философские проблемы

Нерешённые Проблемы, которыми занимается современная философия.

  • Проблема Другого
  • Проблема универсалий
  • Психофизическая проблема (см. также Основной вопрос философии)
  • Парадокс Мура
  • Проблема Геттиэра
  • Проблема Молиньё (Молиньё, Молинё, Молине)
  • Пирроновский регресс в познании
  • Восприятие цвета
  • Контрафактические суждения
  • Парадоксы импдикации (материальной импликации, строгой импликации)[11].
  • Счастливая случайность
  • Проблема зла
  • Дилемма Евтифрона
  • Проблема демаркации
  • Эссенциализм в эстетике
  • Средство есть сообщение (англ. The Medium is the Message)
  • Что является произведением искусства?
  • Искусственный интеллект как философская проблема, (см. Философия искусственного интеллекта)
  • Сущность и статус математических объектов.

Список решённых проблем варьируется в зависимости от философской школы. Там, где одни видят решение, другие продолжают видеть проблему, третьи же признают проблему псевдопроблемой.

  • Ахиллес и черепаха (проблема бесконечно малых).
  • Проблема метода (научный метод, метод философии и т. д.)
  • Проблема обоснования логики и проблемы её применения в конкретных науках.

Методы современной философии

  • Феноменология (дескрипция)
  • История понятий (история идей)
  • Логический анализ языка (анализ языка, логический анализ)
  • Герменевтика
  • Структурализм
  • Семиотика
  • Деконструкция
  • Диалектика

Разделы философии

В вопросе, какие именно дисциплины считать принадлежащими к философии (на какие разделы делится философия), не существует всеобщего согласия. Традиционно к основным философским дисциплинам относят логику, эпистемологию, этику, эстетику и метафизику (онтологию). Однако между этими дисциплинами не проведено четких границ. Существуют такие философские вопросы, которые одновременно относятся более к чем одной из этих дисциплин, и существуют такие, которые не относятся ни к одной.

Вне этих широких дисциплин существуют и другие сферы философского познания. Исторически к области интереса философов относили, и сейчас ещё часто относят политику (которая рассматривалась Аристотелем как составная часть этики), физику (в том случае, когда она изучает сущность вещества и энергии) и религию. Кроме того, есть философские дисциплины, посвящённые отдельным предметным областям; почти всегда предметная область такой философской дисциплины совпадает с предметной областью соответствующей науки. Например, отделение физики от философии в Новое время привело к появлению натурфилософии, а отделение политической теории — к появлению политической философии.

Помимо деления философии на дисциплины существует и более общее деление её на теоретическую, практическую и рациональную философию (философию, исследующую вопросы разума и познания).

Нижеследующая классификация включает как общие (основные), так и специальные дисциплины (философию отдельных предметных областей).

Общефилософские дисциплины

  • Метафилософия — философия философии.

Философия средств и способов познания

Философские дисциплины, исследующие способы познания (рациональная философия).

  • Логика — философская дисциплина о формах правильного рассуждения. Отвечает на вопрос: «Каким образом мы можем отделить истинные суждения от ложных на их пути от предпосылки до вывода?».
  • Эпистемология (гносеология, теория познания), наука о знании и его основаниях. Занимается вопросами: «Возможно ли познание?», «Как мы знаем то, что знаем?».
  • Философия науки, в том числе философии отдельных наук
    • Философия математики
    • Философия физики
    • Философия биологии
    • Философия психологии
    • Философия социальных и гуманитарных наук
    • Философия логики
  • Философия техники
  • Философия языка
  • Философия сознания (философия ментальности, философия ума)

Теоретическая философия

Теоретическая философия — философские дисциплины, исследующие сущее.

  • Онтология — наука о бытии (наука о сущем), философская теория реальности. В онтологии спрашивается: «Что есть реальность?», «Что существует?», «Существуют ли вещи независимо от нашего восприятия?».
  • Метафизика не имеет общепринятого определения. Иногда она отождествляется с онтологией, иногда рассматривается как более общая дисциплина, иногда как более частная — наука о началах бытия.
  • Философская антропология
  • Натурфилософия (философия природы)
  • Философская теология (естественная теология, естественное богословие, натуральная теология,)
  • Философия духа

Практическая философия

Практическая философия — философские дисциплины о человеческой деятельности. Иногда вся практическая философия определяется как аксиология

  • Аксиология (теория ценностей).
  • Этика — философия морали. В этике спрашивается: «Существует ли разница между правильными, с точки зрения морали, и неправильными поступками, ценностями, законами?», «Абсолютны или относительны все ценности?», «Как правильнее жить?», «Существует ли единая нормативная ценность, от которой зависят все основные ценности?» (см. также Норма (естественные и гуманитарные науки), «Материальны ли ценности (как стол или стул) и, если нет, как мы должны понимать их онтологический статус?».
    • Метаэтика
    • Этика поступка
    • Социальная этика
      • Профессиональная этика
        • Юридическая этика (этика юриста)
        • Медицинская этика
    • Биоэтика
    • Экономическая этика
    • Экологическая этика
  • Эстетика — философская дисциплина о прекрасном, безобразном и т. п. В эстетике задаются вопросы: «Что есть красота?», «Как мы постигаем красоту?».
    • Философия искусства
  • Праксеология (прагматика, философия деятельности)
  • Социальная философия
  • Философия религии
  • Философия права
  • Философия образования
  • Философия истории
  • Политическая философия (философия политики)
  • Философия экономики
  • Философия культуры
  • Философия экологии

Философские дисциплины или философские направления

Существуют философские теории, которые можно квалифицировать и как философские дисциплины, и как философские направления, т. е. их статус неясен. К их числу относятся, во-первых, философские теории, которые декларируют свою религиозную, этническую или иную идентичность, во-вторых, философские исследовательские проекты, которыми занимаются те или иные философские школы.

Философские теории идентичности

К философским теориям идентичности относится любая теория, которая является одновременно философским исследованием идентичности и идеологией носителей этой идентичности и философским направлением.

  • Этнофилософия
  • Философия расы (философия расизма)
  • Философия пола (философия сексуальности, гендерная философия)
  • Философские теории, связанные с религиозной идентичностью
    • Светская философия (см. также: философская критика религии, атеизм, деизм, пантеизм).
    • Религиозная философия (см. также теологический рационализм).
  • Философия традиционализма (философия традиции)

Философские теории, разрабатываемые отдельными школами

  • Философия мистики (философия мистицизма, мистическая философия, см. также эзотерика, мистицизм).
  • Герменевтика (философия понимания)
  • Семиотика (теория знака)
  • Философская антропология
  • Ориентализм в философии (рецепция индийской и китайской философии).
  • Философия жизни
  • Философия существования

Организация философии

  • Философские организации
  • Философское образование
  • Философские сочинения
  • Философские энциклопедии и словари
  • Философские журналы
  • Философские сайты

См. также

  • Философы
  • Проблемы и понятия философии
  • Философский термин (философская терминология)
  • Разновидности философии — термин «философия» в различных словосочетаниях
  • Всемирный день философии
  • Вечные вопросы философии
  • Научная картина мира

Ссылки

  • Философия в России
  • Электронная библиотека по философии
  • Книги по философии в электронной библиотеке Гумер
  • Национальная философская энциклопедия Поиск по 48 философским словарям

Литература

  • Хайдеггер М. Что это такое — философия? // Вопросы философии. — 1993. — № 8. — С. 113—123.
  • Мамардашвили М. К. Философия — это сознание вслух // Мамардашвили М. К. Как я понимаю философию. — М.: Прогресс, 1992. — С. 57-71.
Учебники для начального изучения
  • Вундт В. Введение в философию. М.: Добросвет, 1998.
  • Джеймс У. Введение в философию; Рассел Б. Проблемы философии. М., 2000.
  • Доброхотов А. Л. Введение в философию. — М., 1995.
  • Ясперс К. Введение в философию. Минск, 2000.
Энциклопедии
  • Философский энциклопедический словарь. М., 1989.
  • Современная западная философия: словарь. М.,1991.
История философии
  • История философии в кратком изложении. М., 1991. (Перевод с чеш.)
  • История философии: Запад — Россия — Восток / Под ред. Н. В. Мотрошиловой. — Т. 1-4. — М.
  • Рассел Б. История западной философии. В 3-х кн. Любое изд.
  • Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. — Т. 1-4. — СПб.

История русской философии

  • Зеньковский В. В. История русской философии в 2 т.
  • Левицкий С. А. Очерки по истории русской философии.
  • Лосский И. О. История русской философии.

Источник: dic.academic.ru

Слово «философия» в переводе с греческого языка означает «любовь к мудрости», от греческих слов «филия» — «любовь» и «софия» — «мудрость». В русской традиции понятие «философия» часто заменяется словом «любомудрие», а философы иногда называли себя любомудрами. Слово «философия» было, согласно античной традиции, впервые введено выдающимся древнегреческим математиком и мыслителем Пифагором в 6 в. до н.э. Будучи назван за свои таланты и познания мудрецом, Пифагор отказался от этого гордого прозвания. Он полагал, что называть себя мудрецом есть излишняя самонадеянность и тщеславие. Человек никогда не сможет овладеть всей мудростью, но зная о её существовании, будет стремиться в как можно большей степени овладеть ею. Поэтому человек может назвать себя лишь «любителем мудрости» (философом), но не мудрецом (софистом). Полная же мудрость – удел богов и людям недоступна. Пифагор также полагал, что философы отличаются от других людей тем, что они не интересуются суетными мирскими благами и почестями. В то время как большинство людей борются между собой подобно атлетам на арене, философы словно зрители безмятежно наблюдают, созерцая, за ходом борьбы. Другой выдающийся древнегреческий философ Платон полагал, что философствование изначально свойственно душе человека, поскольку стремление к мудрости характеризует человека как промежуточное существо между богами (обладающими мудростью) и животными (ничего о мудрости не знающими).

В дальнейшем философия в различные исторические эпохи и у разных философов определялась весьма разнообразно. Так, в средневековье, в период господства религиозного мировоззрения, философия понималась как любовь к Богу, поскольку именно Бог считался источником мудрости. Поэтому философом оказывался не тот, кто изощрён в диалектических рассуждениях, или познающий мироздание, а искренне и глубоко верующий в Бога, даже если этот человек неграмотен.

В целом можно выделить две основные линии в определении философии, которые берут свой исток в античности. Первая из них рассматривает философию как науку, добывающую знания об окружающем мире. Так, Аристотель полагал, что философия это наука о первых началах, определяющих ход всех процессов в реальности. Другие же античные авторы, к числу которых относятся Сократ, Диоген, Цицерон, Сенека,считали главным в философии то, что она может научить искусству жизни, помочь человеку в трудных жизненных ситуациях. Эти линии в рассмотрении философии могут быть прослежены вплоть до современного осмысления философии.

Предложим вниманию читателей следующее определение философии: «Философия – учение о наиболее общих законах бытия и мышления».

Предметом философии как дисциплины является всё мироздание в целом и то, что проявляется во всём мироздании, придавая ему единство. Отметим, что мы не употребили в определении применительно к философии слова «наука», поскольку вопрос о том, является ли философия наукой, до сих пор представляется чрезвычайно сложным и дискуссионным. Научный статус философии на протяжение всего периода существования философии как формы общественного сознания оспаривается и подвергается сомнению. В соответствии с ответом на вопрос «Является ли сама философия наукой?» выделились два направления, которые можно обозначить как сциентизм и антисциентизм.

Сциентисты[1] (от лат. “scientia” – «наука») полагают, что философию можно считать наукой Однако и здесь нет полного согласия. Условно сциентизм можно разделить на философский и антифилософский. Представители философского сциентизма полагают, что философия является образцом, эталоном научности, в соответствии с нормами которого должны строиться прочие науки. Философия ставится в качестве высшей науки в привилегированное положение и получает право командовать прочими науками, становится их царицей, повелительницей. Как подобную «науку наук» рассматривал философию немецкий мыслитель 19 в. Г. Гегель. Также к представителям философского сциентизма могут быть причислены Аристотель, Э. Гуссерль и др. Разумеется, прежде всего такая позиция импонировала самим философам, но вызывала неприятие у многих учёных. Труды философов, Г. Гегеля в первую очередь, изобиловали неточностями и фактическими ошибками, что весьма раздражало учёных. Возникало желание порвать с философской опекой и развивать научные дисциплины без диктата со стороны философии.

Антифилософский (частнонаучный) сциентизм отрицает претензии философии на руководство науками и сводит философию к роли служанки наук. Философия должна не давать новое знание (этим успешно занимаются частные науки), а лишь систематизировать, классифицировать добытые науками знания. Примером антифилософского сциентизма является позиция большинства позитивистов. Так, английский философ-позитивист Г. Спенсер полагал, что философия это «вполне объединённое» знание в отличие от «частично объединённого» научного знания. Позитивисты исповедовали принцип «наука сама себе философия» и выступали за освобождение наук из-под влияния философии. Однако стоит сразу же указать, что подобная позиция подвергается вполне обоснованной критике. Научная деятельность всегда, явно или неявно, опирается на некоторые мировоззренческие предпосылки, задаваемые в том числе и философией. Значение философии для развития науки становится особенно заметным в периоды «научных революций», сопровождаемых сменой парадигм, т.е. основных мировоззренческих и методологических принципов, которых та или иная научная дисциплина придерживалась на определённом этапе своего развития.

Философию с науками связывает то, что и науки и философия нацелены на познание мира, а также необходимость обоснования полученных результатов, что отличает науку и философию от религии и искусства. Интересно отметить, что философия чётко не относится ни к естественным ни к гуманитарным дисциплинам, как бы связывая эти большие группы наук. Подобное место философии среди наук обуславливается тем, что она изучает наиболее общие законы бытия, т.е. то, что объединяет мир природы, изучаемый естественными науками с миром культуры и общества – предметом гуманитарного знания.

Антисциентисты же, в противоположность сциентистам, полагают, что философия изначально не является наукой и ей не следует навязывать нормы научности. Это не принесёт никакой пользы мышлению и приведёт к уничтожению философии как таковой и к её растворению в сонме частных наук. Философия и наука, по мнению антисциентистов, — две принципиально разные формы постижения бытия. В качестве примера антисциентистской позиции можно привести воззрения русского религиозного философа начала 20 в. Н. А. Бердяева, считавшего научность «рабством духа во власти необходимости» и рассматривавшего философию как «свободное, ничем не стеснённое исследование бытия».[2] Основной недостаток науки, согласно Н. А. Бердяеву, заключается в том, что она не даёт выхода в сферу свободы, поскольку учёный обязан неотступно следовать за фактами реальности, являясь по сути их рабом. Философия, в отличие от науки, благодаря наличию творческого начала, предоставляет человеку выход из мира необходимости в царство свободы. К антисциентизму относятся воззрения таких направлений современной философии как персонализм, философия жизни, экзистенциализм, неотомизм.

Философию от науки отличает то, что философия является личностным знанием, не обладающим характерной для наук общностью для всех субъектов (интерсубъективностью). Все научные истины интерсубъективны: для всех будет истинна химическая формула воды, или 180 0 как сумма углов треугольника. В философии из-за её личностного, субъективного характера не может быть ничего общего для всех; у каждого человека свои представления о первоначалах мироздания, о смысле жизни, о бытии божественного, о добре и зле и пр. Подобные вопросы вообще не могут быть предметом научного изучения; ответы на эти вопросы, как правило, даются философией или религией.

В качестве следствия из понимания философии как личностного знания можно отметить, что философские проблемы имеют вечный, принципиально нерешаемый для всех характер. Современные философы во многом решают те же проблемы, над разгадкой которых бились их отдалённые предшественники. В философии труднее заметить прогресс в накоплении знаний по сравнению с конкретными науками. Так, любой современный медик знает намного больше, чем основоположник медицины Гиппократ, однако вряд ли можно сказать, что философы нашего времени продвинулись в изучении вопроса о материальном или духовном первоначале мироздания или о смысле жизни вперёд по сравнению со своими предшественниками. Каждый философ (или интересующийся философией человек) даёт своё решение проблемы, которое ни в коей мере не может претендовать на общезначимость.

В отличие от наук, изучающих тот или иной сегмент окружающей реальности, философия интересуется изучением целостного бытия мироздания и использует для этого предельно общие понятия – категории. Она интересуется тем общим, что проявляется в каждой отдельной сфере реальности (бытием вообще, временем вообще, движением вообще). Философия в отличие от науки ориентирована не только на достижение знания, но также и на совершенствование личности, её приобщение к миру высших ценностей. Ещё древнегреческий философ Гераклитписал: «Много должны знать мужи-философы», однако затем добавлял «многознание уму не научает». Наука даёт человеку только знания, а философия предоставляет возможность обрести ум, хотя бы частично приобщиться к мудрости.

Можно также обратить внимание на черты, роднящие философию с искусством. С искусством философию связывает их личностный характер. В произведениях искусства и философских воззрениях находят отражение личные взгляды их авторов. Подобно тому, как пейзаж не обязательно должен точно (в отличие от фотографии) отображать реальные объекты, так и философская теория не отражает в точности окружающую реальность. Можно сказать, что философ наряду с художником отражает не сам окружающий мир (это делает учёный), а свои впечатления от взаимодействия с окружающим миром. Не случайно русский философ Н. Я. Грот доказывал, что философия является не наукой, а одним из видов искусства, «творчеством в сфере отвлеченных понятий».[3]

Близость философии и искусства проявляется в том, что многие философы использовали художественную форму для изложения своих философских идей (Платон, Лукреций, Ф. Ницше, А. Камю, Ж. П. Сартр). В то же время деятели литературы и искусства создают произведения, характеризующиеся глубоким философским содержанием. Здесь можно упомянуть наполненные решением философских вопросов романы Ф. М. Достоевского, произведения Л. Н. Толстого, натурфилософскую лирику Ф. И. Тютчева, музыкальные композиции И. С. Баха, Л. Бетховена, картины К. Малевича, С. Дали. В русской традиции самым ярким примером «философской» живописи можно считать картину художника Николая Ге «Что есть истина? (Христос перед Пилатом)».

Достаточно распространённым является понимание философии как своеобразного синтеза веры и знания; наука выступает лишь как один, хотя и очень важный, компонент формирования философии. Английский философ 20 в. Бертран Рассел применил к философии образ нейтральной территории («ничья земля»), за которую ведётся борьба между другими формами духовной культуры – наукой и религией. Следствием такой борьбы является активное влияние науки, религии и искусства на сферу философии, что существенно обогащает предметное поле и методологический инструментарий философии. Соответственно философия приобретает черты, заимствованные от других форм культуры, и роднящие её одновременно с наукой, религией и искусством.

Структура философии. Подобно другим большим областям знания и наукам философия подразделяется на ряд частных философских дисциплин. Вы должны знать название и проблематику важнейших из них. В первую очередь отметим онтологию (учение о бытии) и гносеологию (учение о познании) в качестве основополагающих философских дисциплин.

1. Онтология– учение о бытии. Предметное поле онтологии является чрезвычайно широким. В него входят вопросы, связанные с бытием, его видами, качествами. Онтология исследует вопросы, связанные с материальностью или идеальностью бытия, пространственно-временными характеристиками бытия, причиной и следствием, сущностью и явлением, системностью и пр. Для обозначения онтологической проблематики долгое время использовался термин «метафизика». Метафизика понималась как учение о сверхприродных (надфизических) началах и сущностях, которые познаются не с помощью чувств, а умозрительно (спекулятивно).

2. Гносеология– учение о познании (от греческого «гнозис» — знание). Гносеология изучает все аспекты, связанные с познавательной деятельностью человека. Основными категориями гносеологии можно считать понятия «субъект», «объект», «истина» и пр. Гносеология исследует вопрос о сущности знания, о возможности познания мира, о познавательных способностях человека, об истине как цели познавательной деятельности и пр. В составе гносеологии можно выделить эпистемологию (наукоучение) как учение о науке и научном познании, а также логику – учение о нормах мышления, т.е. о таких правилах мышления, придерживаясь которых, можно прийти к истинному результату.

3. Диалектика – учение о развитии. Диалектика считается философской дисциплиной постольку, поскольку все сферы реальности находятся в процессе непрерывного движения, качественного изменения – развития. Неорганическая и органическая природа, социокультурная сфера, мышление развиваются, переходят от простых форм к всё более совершенным. Диалектика, начиная с Г. Гегеля, на основе соответствующего ей метода и системы категорий пытается постичь законы развития.

4. Натурфилософия– философское постижение природы. Основная задача натурфилософии – создание целостного образа природы, что невозможно сделать усилиями естественных частнонаучных дисциплин, изучающих лишь отдельные сферы природы. Натурфилософия отличается от естественных наук также и по методу. Если естественный науки получают знание о природе, опираясь на опыт, наблюдение и эксперимент, то натурфилософия обращается к умозрительному постижению природы.

5. Антропология – философское учение о человеке. Человек в качестве сознательного, разумного существа является одним из главных объектов философского изучения. В сфере антропологии человечество осуществляет самопознание. Основная задача философской антропологии заключается в том, чтобы ответить на вопрос о сущности человека, о том, что отличает человека от прочих живых существ. Биологическая антропология на этот вопрос ответить не в состоянии, отыскать сущность человека можно лишь средствами социально-философской антропологии.

6. Аксиология– учение о ценностях. Ценности можно определить как то, что предпочитается людьми по сравнению с чем-либо другим. К числу ценностей относятся такие понятия как благо, красота, истина; такие явления как жизнь, честь, свобода, здоровье, любовь и пр. Специфика сферы ценностей, по мнению представителей баденской школы неокантианства, заключается в том, что, не существуя в реальности, ценности «значат», т.е. оказывают влияние на поведение людей.

7. Этика– учение о нравственности и должном поведении людей. Основными этическими категориями являются понятия «добро» и «зло». Соответственно все поступки людей оцениваются по их месту в системе координат, задаваемой этими категориями. Этика как дисциплина интересуется не столько тем, как люди реально поступают, сколько тем, как они должны поступать. Сфера этики – область должного, а не сущего, поэтому мы причисляем этику (наряду с логикой) к нормативным дисциплинам. Этика во взаимодействии с другими дисциплинами помогает ответить на вопрос о смысле жизни человека, определить то, что является хорошим или дурным, должным или постыдным и т.д.

8. Эстетика– учение о выразительных формах бытия. Эстетику интересует не то, что проявляется, а какэто проявляется. Для выяснения этого существует система эстетических категорий, в которой главное место занимает категория прекрасного. Противоположностью этой категории выступает категория безобразного. Кроме этой пары противоположных категорий эстетика оперирует такими категориями как возвышенное и низменное, изящное, смешное и грустное, трагическое и комическое и пр. Эстетику нельзя сводить исключительно к анализу произведений искусства, поскольку с позиции эстетических категорий может оцениваться и природная реальность (дерево, пейзаж за окном).

9. Социальная философия– философское изучение общества как особой сферы бытия. Социальная философия в постижении общества взаимодействует с социологией. Отметим, что в отличие от социологии социальная философия исследует общество как целостное образование, взаимодействующее с другими сферами бытия, и не занимается частными проблемами, изучаемыми социологией. Также стоит уяснить, что при изучении общества социальная философия исходит из отвлечённых предпосылок и осуществляет познание умозрительно, социология же опирается на эмпирические методы изучения (опросы, анкетирование и другие методы сбора фактической информации). Провести чёткую границу между социологией и социальной философией невозможно. Все наиболее выдающиеся социологи так или иначе выходили на уровень философских обобщений и поэтому их идеи могут изучаться в курсе социальной философии. Примерами подобных социологов являются М. Вебер, Э. Дюркгейм, П. А. Сорокин и пр.

10. Философия истории (историософия)– философское постижение истории как процесса развития человеческого общества. В отличие от исторической науки историософия изучает не столько конкретные исторические события, сколько пытается понять смысл исторического процесса, постичь его направленность и движущие силы. В частности обсуждается вопрос о цели истории, о возможном конце истории, о соотношении случайности и необходимости в истории и пр.

11. История философии– изучение процесса исторического развития философской мысли от момента её зарождения вплоть до современного её состояния. Изучение истории философии является чрезвычайно важным, без знакомства с ней невозможно говорить об изучении философии в целом. Современный физик вполне может считать себя специалистом, даже не имея представления о средневековой физике, но вряд ли мы можем считать специалистом в философии человека, не знакомого с дискуссией номиналистов и реалистов, или онтологическим доказательством Ансельма Кентерберийского. Это объясняется «вечным» характером философских вопросов, благодаря чему ответы, даваемые философами прошлых эпох, никогда не устаревают.

В заключение стоит отметить, что на стыке философии и других наук (или изучаемых областей реальности) возникают смежные философские дисциплины (философия медицины, философия математики, философия политики, философия религии и пр.). В этих сферах может быть налажено успешное сотрудничество философов с представителями частнонаучных дисциплин и профессионалами в соответствующей сфере деятельности ради решения общих проблем и постижения той или иной области явлений.

Источник: lektsia.com

Философия (от греч. phileo — люблю, sophia — мудрость) — любовь к мудрости.

Философия — это наука о всеобщем, она — свободная и универсальная область человеческого знания, постоянный поиск нового.

Философию можно определить как учение об общих принципах познания, бытия и отношений человека и мира.

Цель философии — увлечь человека высшими идеалами, вывести его из сферы обыденности, придать его жизни истинный смысл, открыть путь к самым совершенным ценностям.

Философия как система делится: на теорию познания; метафизику (онтологию, философскую антропологию, космологию, теологию, философию существования); логику (математику, логистику); этику; философию права; эстетику и философию искусства; натурфилософию; философию истории и культуры; социальную и экономическую философию; религиозную философию; психологию.

Философия включает в себя:

— учение об общих принципах бытия мироздания (онтология или метафизика);

— о сущности и развитии человеческого общества (социальная философия и философия истории);

— учение о человеке и его бытии в мире (философская антропология);

— теорию познания;

— проблемы теории познания и творчества;

— этику;

— эстетику;

— теорию культуры;

— свою собственную историю, т. е. историю философии. История философии являет собой существенную составляющую предмета философии: она есть часть содержания самой философии.

Предмет философии — все сущее во всей полноте своего смысла и содержания. Философия нацелена не на то, чтобы определить внешние взаимодействия и точные границы между частями и частицами мира, а на то, чтобы понять их внутреннюю связь и единство.

Основные усилия осознавшей себя философской мысли направляются к тому, чтобы найти высшее начало и смысл бытия.

Фундаментальные проблемы (или разделы) философской науки, ее предметное самоопределение — это уникальность и смысл бытия человека в мире, отношение человека к Богу, идеи познания, проблемы нравственности и эстетики, проблемы сознания, идея души, ее смерть и бессмертие, социальная философия и философия истории, а также история самой философии.

Функции философии:

— мировоззренческая функция (связана с понятийным объяснением мира);

— методологическая функция (заключается в том, что философия выступает как общее учение о методе и как совокупность наиболее общих методов познания и освоения действительности человеком);

— прогностическая функция (формулирует гипотезы об общих тенденциях развития материи и сознания, человека и мира);

— критическая функция (распространяется не только на другие дисциплины, но и на саму философию, принцип «подвергай все сомнению» свидетельствует о важности критического подхода к существующему знанию и социокультурным ценностям);

— аксиологическая функция (от греч. axios — ценный; любая философская система содержит в себе момент оценки исследуемого объекта с точки зрения самих различных ценностей: нравственных, социальных, эстетических и т. п.);

— социальная функция (опираясь на нее, философия призвана выполнять двуединую задачу — объяснять социальное бытие и способствовать его материальному и духовному изменению).

Следующая глава >

Источник: fil.wikireading.ru


Categories: Философия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.