Философия — одна из самых увлекательнейших областей человеческого знания, духовной культуры. Зародившись в VII-VI веках до н.э. в Индии, Китае, Древней Греции, она стала устойчивой формой общественного сознания на все последующие века. Однако, как ни странно, до сих пор окончательного согласия в отношении того, является ли философия наукой ли нет, а также о её связи с естественнонаучными дисциплинами, среди ученых нет. Начиная примерно с середины двадцатого столетия наблюдается повышенный интерес к философии в среде физиков, — интерес, обусловленный развитием квантовой теории и необходимостью интерпретации полученных результатов, для чего формальный физический аппарат оказался бесполезен.

Мировоззрение — целостный взгляд на мир и место в нём человека. Русский философ XIX в. Владимир Соловьев в статье «Идея «сверхчеловека» определил мировоззрение как «умственное окошко». В своей статье Соловьев сравнил три таких «окошка»: экономический материализм К. Маркса, «отвлеченный морализм» Льва Толстого и теорию «сверхчеловека» Ф. Ницше.


Таким образом, «умственное окошко», или мировоззрение зависит от ориентации личности. Последняя тоже в свою очередь зависит от многих факторов: исторических условий, социальных перемен.

Мировоззрение — это убеждение. Однако важным фактором убеждения является сомнение, готовность к скепсису. Сомнение необходимо для того, кто хочет продвигаться по пути знания и истины. В противном случае он попадает на дорожку застоя, в болото. Фанатичное, безоговорочное следование избранной доктрине называют догматизмом. Избежать догматизма помогают сомнение, творческая мысль, критичность.

«Мировоззрение скрывает в себе философию, идет, как и она, к целому, универсальному, последнему, конечному и включает в себя не только знание о космосе, но также и оценки, переживаемые субординации ценностей, формы жизни» (Г. Мейер).

Обобщая, мировоззрение есть совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих общее видение, понимание мира, места в нем человека; это жизненная позиция, познавательная, ценностная и поведенческая ориентация.

Различают следующие типы мировоззрения: миф, религия, философия. Исторически первым был мифологический взгляд на мир.

Миф— это:

  1. общественное сознание, способ самовыражения древнего общества.

  2. наиболее ранняя форма духовной культуры человечества, в которой соединены зачатки знаний, элементы верований, политических взглядов, различных видов искусства, собственно философии.

  3. единая, синкретическая форма сознания, выражающая миропонимание и мировосприятие тогдашней эпохи.


В мифах такого рода содержатся попытки ответа на вопросы о происхождении и строении Вселенной, о важнейших явлениях природы — солнечных и лунных затмениях, наводнениях, падениях метеоритов и др., о мировой гармонии. Многочисленные мифы о происхождении человека, стадиях его жизни, проблеме жизни и смерти. Библия — одно из важнейших явлений духовной культуры — тоже базируется в известных пределах на мифологическом фундаменте.

Особое место принадлежит в мифах проблеме культурных достижений человека; мифологический — это не значит полностью оторванный от реальной практики, смысла, элементов науки и т. д.

Для мифологического мировоззрения характерны следующие черты:

  1. эмоционально-образная форма,

  2. очеловечивание природы,

  3. отсутствие рефлексии,

  4. утилитарная направленность.

Очеловечивание природы в мифах проявлялось в переносе человеческих черт на окружающий мир, в олицетворении и одушевлении космоса, природных сил. Мифологии свойственны нежесткие разграничения мира природы и человека, мысли и эмоций, художественных образов и научного знания.


Рефлексия (работа сознания, мысли человека над собственным сознанием; размышление над своими взглядами, психическим состоянием, их оценка, т. е. размышление над собственными размышлениями) в мифологическом мировоззрении отсутствует.

Утилитарная направленность мифологии проявляется в том, что решаемые ею мировоззренческие проблемы тесно связаны с практическими задачами: на удачу, счастливую жизнь, защиту от голода, болезней, нужды и т. д.

В мифологии практически создавалась система ценностей, принятая в данном обществе, осуществлялся поиск единых оснований природы и человека, природы и общества.

Религия (от лат. religio — благочестие, святость) есть форма мировоззрения, фундаментом которого служит вера в наличие тех или иных сверхъестественных сил, которые играют ведущую роль в окружающем человека мире и конкретно в судьбе каждого из нас. Миф и религия взаимосвязаны.

Религия опирается на образно-эмоциональную, чувственно-наглядную форму восприятия. Верующий человек — субъект религиозного сознания. Такой человек переживает в реальных эмоциях свое видение Бога, различных картин, связанных с особенностями того или иного религиозного направления. Важнейшими атрибутами религии являются вера и культ. Религия — не рефлексивный тип мировоззрения.


Вера — это способ осознания мира религиозным сознанием, особые состояния религиозного сознания субъекта.

Религиозных течений много. Только в России их свыше 40. В рамках религиозных систем, религиозного сознания большое значение приобретают этические представления, нормы, идеалы, ценности (этика конфуцианства, десять заповедей в христианской религии и т. д.).

В религиозном сознании культивируются чувства любви человека к человеку, терпимости, сострадания, совести, милосердия. Религия формирует духовный мир человека.

Несмотря на близость религии и философии, они различны — идеализм философский есть теоретическая основа религии.

Идеализм и религия как мировоззрения часто решают сходные задачи по объяснению мира, а также воздействия на сознание и поведение человека.

Их различие состоит в том, что философия есть отражение мира в теоретической, рационально понятной форме. В философии сформировался жесткий категориальный аппарат: логос, причинность, закон, идея, необходимость и т. д.

Язык философии — не образы, не картинки, а категории, понятия. Философия обычно сводит дело к логичности, к доказательствам. Положения философии не просто утверждаются, а выводятся, доказываются в соответствующей систематизированной, логически упорядоченной форме.


ФилософияСогласно историческим свидетельствам, слово «философ» впервые употребил греческий математик и мыслитель Пифагор (VI в. до н.э.) по отношению к людям, стремящимся к высокой мудрости и правильному образу жизни.

На олимпийских играх, говорил Пифагор, можно видеть людей трех основных типов. Одни приходят, чтобы торговать — они стремятся к роскоши и богатству. Другие хотят прославиться — это рабы славы. Третьи — мудры, они довольствуются наблюдениями. Их не терзает страсть к богатству и славе, они свободны от страстей, а потому это свободные люди.

Развитие философии означало не только отмежевание от мифологии, но и выход от тесных рамок обыденного сознания, преодоление его ограниченности.

Любовь к истине и мудрости представляла из себя совершенно новую ценностную ступень развития духовной культуры. Именно мудрость, истина становились высшей ценностью.

Философия относится к рефлексивному типу мировоззрения, т. е. такому, в котором содержатся размышления над собственными представлениями о мире и месте человека в этом мире. Взгляд на свое мышление, свое сознание со стороны — одна из черт философского сознания.

По своей природе философия требует размышления, сомнения, допускает критику идей, отказ от веры в те догматы и постулаты, которые утверждаются массовой практикой верующих. Философия ставит под сомнение предельные основания бытия, включая само существование мира, в том числе такой вопрос — как возможен мир? Философия формировалась в борьбе с религиозно-мифологическим сознанием, она рационально объясняла мир. Исходные типы мировоззрения сохраняются на протяжении всей истории.


«Чистые» типы мировоззрения практически не встречаются, во всяком случае, они редки и в реальной жизни образуют сложные и противоречивые сочетания.

Источник: studfile.net

Вопрос 1. Философия как особая форма мировоззрения.

Знания в мировоззрении – вся совокупность о мире и человеке. Оценки – выражают отношение людей к миру и самим себе. Ценностные ориентации – формируют идеалы. Идеал – всеобщая форма целеполагающей деятельности людей, характерная для всех сфер человеческой жизни (то есть идеалы могут быть нравственными, эстетическими, религиозными). Мировоззрениевоплощает в себе единство познавательного, нравственного, социологического, в каждом из которых проявляется соответствующая его функция.


лософия отвечает на вопросы: Что такое добро и зло? Что такое прекрасное и безобразное, что истина и творчество? Философия давая ответ на наиболее значимое для человека включает в него и искусство, морально значимое и эстетичное. Это делает философию практичной. Таким путем она вырабатывает смысл человеческих деяний, она вплетается в человеческую деятельность и в тоже время это разновидность человеческой деятельности. Философия представляет собой форму теоретического знания одновременно формирует духовность, кругозор, широту знаний, интеллект и стремление к высшим познаниям.Философия — это и любовь к мудрости. Это понятие было введено Пифагором.Философия — это индикатор человеческой мудрости. Это вера в свое бытие, истину мира и стремление к осмысленной целенаправленной деятельности.Философия утверждает рефлективное в духовной культуре человечества.Философия — это особый тип мышления. Философское осмысление жизни фиксируется общественным сознанием.Философия имеет свой предмет исследования — это область духовной деятельности людей, в основании которой лежит рефлексия, над самой этой деятельностью, над ее смыслом, целью и формами в которых заложен смысл сущностных отношений человека к миру. Философия в отличии от мифологии как форма духовной активности переносит основное внимание с идеи бога на человека, который преобразует и творит окружающий мир. на человека познающего и исполняющего или опротестовывающего божественную идею. Т.о. философия как наука и как философский эмоциональный настрой система мировоззренческих чувств.


Философия — это самая древняя область знаний. Она возникла в середине первого тысячелетия до нашей эры практически одновременно в трех районах мира: в Китае, Индии и Греции. Сам термин «философия» древнегреческого происхождения: «фило» — люблю, «софия» — мудрость. Однако термин мало что говорит о содержании этой науки. Можно сказать, что философия — это совокупность ключевых выводов из основного содержания культуры определенной эпохи, ее квинтэссенция. В этом ее смысл и значение. Философия выступает как особый теоретический уровень мировоззрения, рассматривает мир в его отношении к человеку и человека в его отношении к миру.

Философия – это особая, рационализированная форма общественного сознания, рассматривающая наиболее общие проблемы природы, общества и человеческого мышления. Вместе с тем философия не только форма общественного сознания, но и особая наука со своим терминологическим аппаратом, способом постановки проблем со своими задачами. Мировоззренческая функция философии является интегрирующей, так как она решает вопросы космоса и человека, бога и мира, развития и творения, смерти и жизни, смысла истории и человеческого существования. В связи с этим философия иногда отождествляется с мировоззрением.


Мировоззрение – это сложное явление в духовной жизни человека и общества, включает в себя совокупность взглядов, мыслей, идей, чувств, переживаний, оценок и принципов, благодаря которым человеческая деятельность приобретает организованный и упорядоченный характер. Его жизненные позиции становятся осмысленными, а сама деятельность целенаправленной.

Уровни мировоззрения:

— жизненно-практический (обыденный);

— теоретический (интеллектуальный)

Жизненно-практический складывается на основе традиций и опыта. Преобладают здесь чувства, эмоции, переживания, соответствующие условий быта, национальность. В основе теоретического лежат различные формы знания предполагающие теоретическое освоение мира. В результате этих 2-х уровней возникает мировосприятие (мироощущение) и миропонимание. Мировоззрение несет в себе многообразные формы жизненно-практических и теоретических знаний мироощущения и миропонимания. Фундаментом мировоззрения являются знания, оценки, ценности, идеалы. Знания в мировоззрении – вся совокупность о мире и человеке. Оценки – выражают отношение людей к миру и самим себе. Ценностные ориентации – формируют идеалы. Идеал – всеобщая форма целеполагающей деятельности людей, характерная для всех сфер человеческой жизни ( то есть идеалы могут быть нравственными, эстетическими, религиозными). Мировоззрение воплощает в себе единство познавательного, нравственного, социологического, в каждом из которых проявляется соответствующая его функция. Философия отвечает на вопросы: Что такое добро и зло? Что такое прекрасное и безобразное, что истина и творчество?


Философия давая ответ на наиболее значимое для человека включает в него и искусство, морально значимое и эстетичное. Это делает философию практичной. Таким путем она вырабатывает смысл человеческих деяний, она вплетается в человеческую деятельность и в тоже время это разновидность человеческой деятельности. Философия представляет собой форму теоретического знания одновременно формирует духовность, кругозор, широту знаний, интеллект и стремление к высшим познаниям. Философия — это и любовь к мудрости. Это понятие было введено Пифагором. Философия — это индикатор человеческой мудрости. Это вера в свое бытие, истину мира и стремление к осмысленной целенаправленной деятельности. Философия утверждает рефлективное в духовной культуре человечества.

Философия — это особый тип мышления. Философское осмысление жизни фиксируется общественным сознанием.

Философия имеет свой предмет исследования — это область духовной деятельности людей, в основании которой лежит рефлексия, над самой этой деятельностью, над ее смыслом, целью и формами в которых заложен смысл сущностных отношений человека к миру.

Философия в отличии от мифологии как форма духовной активности переносит основное внимание с идеи бога на человека, который преобразует и творит окружающий мир. на человека познающего и исполняющего или опротестовывающего божественную идею. Т.о. философия как наука и как философский эмоциональный настрой система мировоззренческих чувств.

Вопрос 3. Функции философии

Содержательная сторона и предмет философии раскрываются в ее функциях. Впервые вопрос о функциях философии был поставлен Кантом в виде 3-х вопросов: Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться? Тем самым была обозначена гносеологическая, практическая и нравственная функции философии. Дополнительно мировоззренческая, методологическая, аксиологическая.Гносеологическая функция философии несет в себе весь груз вопросов познания.Философия познания имеет 2-а аспекта: 1) вопросы познаваемости мира; 2) познание самого знанияНравственно-аксиологическая функция имеет принципиальное значение для философских учений, провозгласивших философию – нравственной деятельностью. В них в качестве нравственных ценностей признаются поступки и действиялюдей, направленные на нравственность. Их внимание сфокусировано на идеалах, пропитанных духом человечности. Изучением нравственности занимается этика. Однако связи этики и философии взаимообусловлены и являются определяющими в аксиологии. Аксиологическая функция философии раскрывает все типы ценностей: 1.положительные и отрицательные; 2.нормативные и предписывающие, оценочные; 3.материальные и духовныеМировоззренческая функция философии является интегрирующей, так как она решает вопросы космоса и человека, бога и мира, развития и творения, смерти и жизни, смысла истории и человеческого существования. В связи с этим философия иногда отождествляется с мировоззрением.Мировоззрение – это сложное явление в духовной жизни человека и общества, включает в себя совокупность взглядов, мыслей, идей, чувств, переживаний, оценок и принципов, благодаря которым человеческая деятельность приобретает организованный и упорядоченный характер. Его жизненные позиции становятся осмысленными, а сама деятельность целенаправленной.Уровни мировоззрения: — жизненно-практический (обыденный); — теоретический (интеллектуальный)Жизненно-практический складывается на основе традиций и опыта. Преобладают здесь чувства, эмоции, переживания, соответствующие условий быта, национальность. В основе теоретического лежат различные формы знания предполагающие теоретическое освоение мира. В результате этих 2-х уровней возникает мировосприятие (мироощущение) и миропонимание. Мировоззрение несет в себе многообразные формы жизненно-практических и теоретических знаний мироощущения и миропонимания. Фундаментом мировоззрения являются знания, оценки, ценности, идеалы.Знания в мировоззрении – вся совокупность о мире и человеке.Оценки – выражают отношение людей к миру и самим себе.Ценностные ориентации – формируют идеалы.Идеал – всеобщая форма целеполагающей деятельности людей, характерная для всех сфер человеческой жизни ( то есть идеалы могут быть нравственными, эстетическими, религиозными).Мировоззрение воплощает в себе единство познавательного, нравственного, социологического, в каждом из которых проявляется соответствующая его функция.Если исходить из понимания философии как науки, то можно говорить о методологической функции.Методология – учение о методе.Метод – вид или способ познания, где соотносится объективное и субъективное. Метод вступает и в качестве приемов выработанных для познания и деятельности.Философия может быть методологией, потому что ее понятие в отличие от конкретных наук имеет универсальный характер и применим к любым сферам деятельности.Философский метод многообразен и дает общий путь решения задач, то есть выступает в качестве одного из принципов знания; в силу совпадения объективного и субъективного в методе, философия позволяет не навязывать никому своей воли.

Вопрос 10. Атомизм

Не порвав до конца с мифологией, греческие мыслители отводили богам второстепенное место и пытались объяснить мир из него самого. Иными словами, они положили начало развитию теоретических и рациональных взглядов и представлений. Наиболее яркими представителями материализма в то время были такие философы, как Левкипп, Демокрит (род. около 470 г. до н. э.), Эпикур (341-270 гг. до н.э.), Тит Лукреций Кар (99-95 гг. до н.э.) и др. Особенно большое значение имело развитие Левкиппом и Демокритом атомистической теории. Левкипп заложил основы древнегреческой атомистики, а Демокрит развил целую систему атомистического материализма.

Атомисты занялись анализом теории элеатов и отвергли мысль о том, что апории беспредельно делимы. Они предположили, что вещество, пространство, время в принципе нельзя делить бесконечно, т.к. в основе их находятся неделимые атомы. Движение, по их мнению — преодоление определенного расстояния, состоящего из определенного числа замеров. Время состоит из определенного числа своих квантов. Атомисты делают вывод атомы неизменны, неделимы и однородны. Т.о. они пытались проблему изменения привести к неизменному атому. Наиболее яркой фигурой среди атомистов являлся Демокрит. По его мнению, все в природе состоит из атомов и пустоты. Атомы различаются формой, расположением, весом, движутся в разных направлениях. Первичные группировки атомов сосредоточены в земле, воде, воздухе и в огне. Сочетание атомов образует мир, а коль этих сочетаний множество, то и миров бесконечное множество. Человек по утверждению Демокрита состоит из одних атомов, душа его из других атомов. Т.о. Демокрит преодолел противоположность материи и духа. Установил единую, универсальную природу материи и духа. Отсюда берет начало материалистическое направление в философии как доктрина.

Атомистическая теория строения материи явилась величайшим достижением научной мысли древнего мира и одним из показателей мощи теоретического мышления. Конечно, представления древних философов об атоме как неделимой и простой материальной частице носили наивный характер, но для того времени это была гениальная догадка о строении материи, которая была экспериментально подтверждена лишь через два с лишним тысячелетия.

Вопрос 21. Философия Гегеля

Выдающимся представителем немецкой классической философии является Георг Вильгельм Фридрих Гегель. Родился в Штутгарте в 1770 г. в семье крупного чиновника. Изучал философию и телеологию в Тюбингенском университете. После его окончания некоторое время работал домашним учителем. В 1801 г защитил докторскую и стал профессором Иенского университета. Первым выдающимся трудом Гегеля является его “Феноменология духа”(1806). В 1818 г. Гегель был приглашен в Берлинский университет, где он работал профессором и даже ректором.

Вопрос 28. Русский космизм

В отличие от Соловьева и его последователей, рассматривавших мир с точки зрения преимущественно общепланетарного единства человечества, в недрах русской философии уже в конце XIX в. начал формироваться иной взгляд на пути развития современной цивилизации. Он выходил за рамки планетарного мышления и призывал взглянуть на судьбы человечества с позиций космического измерения его бытия. Наиболее ярко эту тенденцию представляет русский космизм (Н. Ф. Федоров, К. Э. Циолковский, В. В. Вернадский). Центральная идея космоцентрического подхода – единство человека с космосом, космическая природа человека и космический массштаб его деятельности.Особенно рельефно эта идея представлена в "Философии общего дела" Николая Федоровича Федорова (1828-1903), который пытался синтезировать два методологических подхода к человеку: антропологизм и космизм, объединить судьбы человека и судьбы вселенского бытия. Человек в его космическом проекте получил невиданно широкое поле для своей самореализации, стал гарантом сохранения и увековечивания жизни. При этом нравственный критерий человеческих деяний он распространил не только на отношения человека к человеку, но и на всю область отношений человека к природе. "Философия общего дела" ориентирована и на победу человеческого духа на Земле, и на повсеместное, в русле античной традиции, превращение Хаоса в Космос. Эту идею Федоров обосновал с позиций религиозного мировоззрения. Однако он не был в плену какой-то узко конфессиальной традиции. Федоров отвергал догматизированную религию, проповедующую бездеятельность человека, покорность судьбе, смирение. Бога он понимал не как потустороннюю всемирную силу, творящую все "из ничего", а как внутренне присущий бытию верховный Разум, всеобщую мирообъединяющую Любовь. Несводимый к природе, но и неотделимый от нее, Бог действует через волю и разум людей. Боговоплощение понимается им как очеловечивание, т.е. внесение в природу человеческих начал и чувств.Ключевую роль в учении Федорова играла идея преодоления смерти. Действительным антиподом смерти он считал жизневоссоздание, воскрешение умерших. В отличие от ортодоксальных христианских верований, воскрешение человека, по его мнению, соберется не в потустороннем мире, а в посюстороннем, и не духовно, а физически, в вещественном воскрешении души и тела, в их единстве. Воскрешение, по Федорову, это не единичный акт, не удел избранных, а призвание и достояние не только всех людей, независимо от их звания и сословной принадлежности, но и всех народов, т.е. общенародное, всемирное дело. Федоровская концепция воскрешения охватывает два аспекта.Первыйпредполагает оживление в прямом смысле этого слова, пробуждение к подлинной жизни, которая включает в себя способность природы к самовоссозданию; второй — идею "оживления" живых, т.е. раскрытия и использования их творческого потенциала, воодушевление на "общее дело" жизнеутверждения и жизнетворчества. В комплекс идей, охваченных проблемой воскрешения, входит и "санитарный вопрос": экологические мероприятия, направленные на оздоровление Земли, сохранение существующей на ней жизни (устранение заболеваний, эпидемий, голода, старческого одряхления).Хотя Федоров особо настаивал на буквальном, натуралистическом понимании воскрешения, эта идея не замыкается у него в чисто технические рамки. Она имела космические параметры. Связь между проектами воскрешения и выхода в космос Федоров усматривал в перенаселенности Земли: воскрешенные поколения неизбежно столкнутся с острой нехваткой жилья и продуктов питания. Чтобы выжить, они. должны будут позаботиться о заселении космоса и таким образом обеспечить гармонизацию Вселенной.Общее дело — это главным образом всеобщая регуляция природы, управление ее силами. Она, по мнению философа, имеет внутренний и внешний аспекты.Внутренний аспект подразумевал психофизиологическую регуляцию, т.е. управление слепыми силами в человеке. Внешняя регуляция простирается от Земли ко всему целостному миру — Космосу. Она имеет три ступени: – метеорическую (объектом которой является Земля); – планетарную (солнечная система); – всеобщую космическую (бесконечная Вселенная).На последней ступени Федоров считал вполне возможным сдвинуть Землю с постоянной орбиты и отправить ее в космические просторы по сознательно прокладываемому курсу, т.е. превратить нашу планету в космический корабль — "Земноход".С развитием регуляции вся природа, по мнению Федорова, станет сферой человеческого обитания, объектом разума и труда, единой космохозяйственной системой. Человек, выйдя за земные пределы, объединит все миры Вселенной и превратит "Земноход" в "Планетоход".

Исходные положения логического позитивизма.

Первое положение: научное знание, как утверждали логические позитивисты, включает два вида высказываний. Первый – аналитические или логико-математические высказывания, которые тавтологичны и не несут нового познавательного содержания. Второй тип высказываний – эмпирические, синтетические, которые несут новые знания и фиксируют данные опыта. Все остальные высказывания логическими позитивистами трактуются как либо бессмысленные, либо лишенные смысла.

Второй принцип логического позитивизма– принцип редукционизма, т.е. возможности сведения теоретических положений науки к элементарным эмпирическим высказываниям.

Третье исходное положение: наше знание относится не к объективному миру, а к «наблюдениям», «опыту» либо к высказываниям о них.

Итак, наука сводится к эмпирическим высказываниям и логическим выводам из этих высказываний по правилам логики. Но перед логическими позитивистами встал вопрос о способах проверки истинности эмпирических высказываний. Так возникла проблема верификации (проверки) эмпирических высказываний.

Важнейшие теоретические положения науки, ее законы не могут быть редуцированы, сведены к элементарным эмпирическим высказываниям, а значит, и проверены, не говоря уже о высказываниях, касающихся прошлого и будущего. Не спасла логический позитивизм и замена принципа верификации принципом верифицируемости, т.е. возможности проверить опытом, равно как и замена последнего принципом фальсифицируемости знания, иными словами, опровержения утверждения опытными данными, не согласными с ним.

Последний этап в развитии позитивизма, начало которому было положено сравнительно недавно, в 60-х годах, представлен постпозитивизмом. Его появление на свет было связано с кризисными явлениями в лингвистической философии. Представители постпозитивизма в отличие от своих предшественников сосредоточили свое внимание не на языке логике науки, а на более общих проблемах ее развития: на анализе структуры научных теорий и их функциях, на процедурах проверки подтверждения и опровержения теорий, законов и гипотез, на вопросах истории науки и закономерностях ее развития. Наиболее видные представители постпозитивизма (Т.С. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд) в своих работах высказали целый ряд оригинальных положений относительно закономерностей развития науки.

Заслуги неопозитивизмасостоят в углубленной разработке широкого круга проблем логики, в особенности логики математической. Не меньшее значение имеет закладка фундамента механизмов формализации мышления, разработка науки о знаковых системах – семиотики. Все это имеет особенно большое значение для развития процессов компьютеризации и информатики. Важна и проработка проблем, связанных с языком науки, с соотношением мышления и языка. Наконец, определенное значение для развития философии, если отбросить крайности, имела критика позитивизмом традиционной философии за ее отрыв от действительности, за туманный, неясный язык и т.д.

Вопрос 42. Сознание и мозг

Количество функций сознания зависит от критериев их выделе­ния — необходимости и достаточности. Д.И. Дубровский в моногра­фии «Мозг и разум» (М., 1994) пишет, что в последние десятилетия выделяются три главных концептуальных подхода к проблеме «мозг и сознание» — физикалистский, бихевиоральный (от англ. behaviour — поведение) и синергатический (функционалистский).

Физикалистский подход заключается в стремлении провести прин­цип физикалистского монизма в объяснении явлений сознания. Мир есть не более чем совокупность физических процессов. Отсюда следу­ет программа — дать полное описание человека в физико-химических терминах. Истоки данного подхода лежат в сциентизме, в философ­ских воззрениях Ламетри, Кабаниса, а также у вульгарных материали­стов Бюхнера, Фогта, Молешотта. Сознание выступает в крайне упро­щенном виде.

Бихевиоральный подходсостоит в том, что явления сознания и моз­говые процессы берутся нерасчлененно, в единстве и описываются в поведенческих терминах. Поведенческий акт включает единство пси­хического и физиологического. Поэтому бихевиоральная установка имеет смысл. В ней сознание равно поведению, сознание равно реф­лексу. Здесь теория высшей нервной деятельности претендует на сво­еобразное решение психофизиологической проблемы. Бихевиористы считают, что клеточкой сознания выступает действие.

Синергетический подход. Идеи синергетики позволяют наметить новые подходы к деятельности мозга, решить проблемы мозг-сознание. Синергетика проясняет роль процессов самоорганизации в живых системах, в том числе и в мозге. Явления самоорганизации в деятель­ности мозга основаны на том, что мозг как целое рождает, запускает свойства, кооперирующие элементы мозга в систему, способствующие кооперации элементов.

Вопрос 55. Страдание

Страдание— состояние болезни, горечи, печали, страха, тревоги. Страдание в философии чаще всего рассматривается в двух аспектах: как необходимый удел человека, поскольку он подвержен болезням, старению, смерти; как единственно возможный путь к преображению, к совершенствованию личности.

В иудейско-христианской религиозной традиции страдание есть результат божественной кары за грехи. Жизнь большинства людей, согласно А. Шопенгауэру, бьется между двумя полюсами: страданием и скукой. Страдание возникает от неудовлетворенных желаний, когда же желания удовлетворяются, — наступает скука. Что бы ни дала природа, что бы ни дало счастье, кем бы мы ни были и чем бы ни владели, нельзя избыть страдания присущего жизни. Страдание неслучайно выпадают на долю человека, от случая зависит только форма, только вид, какой они принимают. Вся художественная литература свидетельствует, по Шопенгауэру, о том, что страдание имеет отрицательный, а не положительный характер, она никогда не изображает окончательное или постоянное счастье, а только страдание на пути к нему.

О положительном характере страдания писал М. Экхарт, полагая, что страдание — быстрейшее животное, которое довезет вас до совершенства. Страдание — это знак любви Бога к человеку. Человек должен страдать для того, чтобы стать человеком. Человек, считал Ф.М. Достоевский, должен быть глубоко несчастливым, тогда он будет счастлив. Только страдние раскрывает человеческую природу; пройдя через испытание свободой, через страдание через наказание, человек раскрывается в бездонной сложности своего бытия, раскрывается антиномичный и иррациональный характер его природы. Эти же идеи получили развитие в философии Ф. Ницше, который считал, что в каждом человеке живут тварь и творец, в каждом есть глина, грязь, бессмыслица, хаос, человек страдает по необходимости и должен страдать, чтобы из твари стать творцом, закалить, сформовать и «обжечь» себя, добиться твердости молота. Со страданием тесно связано понятие сострадания, которое является основой христианской морали — через сострадание человек очищается, преодолевает собственный животный эгоизм. Сострадание — это и опыт непосредственного мистического проникновения в чужое «Я». Однако, с точки зрения Ницше, сострадание умаляет человеческое достоинство, принижает человека. Человек, пытающийся выковать из себя человека, достоин не сострадания, а любви. Сострадание, по Ницше, — черта рабской морали.

Направления биоэтики

В узком смысле понятие биоэтика обозначает весь круг этических проблем во взаимодействии врача и пациента. Неоднозначные ситуации, постоянно возникающие в практической медицине как порождение прогресса биологической науки и медицинского знания, требуют постоянного обсуждения как в медицинском сообществе, так и в кругу широкой общественности.

В широком смысле термин биоэтика относится к исследованию социальных, экологических, медицинских и социально-правовых проблем, касающихся не только человека, но и любых живых организмов, включённых в экосистемы, окружающие человека. В этом смысле биоэтика имеет философскую направленность, оценивает результаты развития новых технологий и идей в медицине и биологии в целом.

Ключевые вопросы биоэтики

Эвтаназия— вопрос о приемлемости добровольного ухода из жизни становится всё более актуальным — по мере того, как растут технические возможности сохранения «жизни тела» — при вполне возможной «смерти мозга».

Пересадка органов— гомотрансплантация и аллотрансплантация.

· Прижизненное изъятие органов. В России прижизненное изъятие органов (в основном почки) допускается только от ближайших родственников, с обоюдного согласия участников.

· Использование органов от умерших людей. Чем раньше будет пересажен орган погибшего от каких-либо причин донора, тем выше шансы на успех операции. Однако процедура фиксации смерти и её критерии до сих пор остаётся предметом дискуссий. В России принята практика, при которой, если человек или его родственники не высказывались прямо против возможности использования органов после смерти, считается потенциальным донором.

Наиболее сложным вопросом остаётся доверие к службам, обеспечивающим изъятие органов (контроль за отсутствием злоупотреблений — потенциально опасными считаются прецеденты доведения больных доноров до смерти, неоказание должной помощи потенциальному донору, и даже изъятие органов у здоровых людей, под предлогом тех или иных искусственно навязанных врачом операций).

· Ксенотрансплантация. Пересадка органов от животных может подвергаться негативной оценке со стороны отдельных религиозных конфессий или их представителей. В частности, по тем или иным соображениям, для мусульман или иудеев неприемлемыми могут быть ткани и органы свиньи, а для индуистов — коровы. Так же ксенотрансплантация подвергается критике со стороны защитников прав животных и людей, считающие подобную практику неэтичной по отношению к животным.

Аборт— вопрос о возможности проведения медицинского аборта, о допустимости, решается законодательно, в разных странах по-разному, в зависимости от светского или религиозного характера государства. Православие, католицизм и ислам отрицают возможность аборта, даже по медицинским показаниям. В большинстве светских государств считается, что телесная автономия женщины дает ей право распоряжаться своим организмом, а появление новой личности, обладающей правами, происходит в момент появления на свет. Поэтому во всех развитых странах аборт разрешён.

Клонирование— клонирование человека

Стволовые клетки.В отдельных случаях для получения стволовых клеток используют эмбриональные ткани (чаще всего используют либо СК самого пациента, либо недифференцированные клетки бластоцисты). В некоторых странах запрещено использование абортивного материала для этой цели, в других странах явно разрешено только использование тканей, выращенных in vitro.

Проведение клинических испытаний.Проведение клинических испытаний новых лекарственных средств и вакцин необходимо для совершенствования методов терапии, поиска наиболее эффективных препаратов. Раньше проведение таких испытаний не было столь масштабным, как теперь, а у врачей — было меньше сомнений в отношении возможности проявления тех или иных побочных эффектов или осложнений. Современная фармакология приобрела значительный опыт в направлении проведения доказательных и этичных клинических испытаний. На формирование этого опыта оказали влияние и судебные иски пациентов, волонтёров, других категорий испытуемых, которые были зафиксированы за последние 50 лет. В настоящее время основным требованием для участия в испытаниях является получение т. н. «информированного согласия» пациента или волонтёра.

Суррогатное материнство.Технология суррогатного материнства запрещена в некоторых странах (Германия), но разрешена в России и на Украине. В каждой стране имеются особенности законодательства, по-разному нормирующие эту практику.

Евгеника.Значительная часть проблем связана с потенциальной возможностью принятия тех или иных решений на основании данных о геноме человека, или же отдельных результатов биометрических тестов. Эти данные составляют врачебную тайну, и существует целый ряд опасений относительно их «нецелевого использования», в частности — для учёта этих данных при страховании, при приёме на работу. Возможность пренатальной диагностики определённых характеристик эмбриона (пол, маркеры наследственных заболеваний, маркеры наличия изоферментных систем и др.) сегодня реально обеспечивают путь к изменению пула естественных генов человека.

Вопрос 74. Личность

Термин "личность"обозначает:

во-первых, человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности;

во-вторых, устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности.

Слово «личность» производно от латинского «persona» — маска, роль актера, а всё, относящееся к личности, можно называть персональ­ным, личным. На русском языке понятие «личность» связано со словом «личина», что по «Толковому слова­рю» В.И. Даля означает накладная рожа, харя, маска, а «личный» — относящийся к лицу, особе, человеку. Действительно, слово «личность» изначально означает широко понимаемое «лицо», в значении — индивид с его человеческим свойствами, проявляемыми в поступ­ках, деятельности. Как видим, понятие личности рассматривается в связке с понятиями: индивид и человек. Понятие «человек» обозначает как весь род людей (че­ловечество), так и отдельных его представителей единичных биопсихосоциальных существ (лиц, индиви­дов). Понятие индивид, часто отождествляемое с поня­тием индивидуальности, означает отдельный человек (лицо) в своеобразии его качеств и особенностей, отно­сящийся к популяции людей (Homo sapiens). Личность предстает как человек в совокупности его социальных, в первую очередь качеств, формирующихся в разных ви­дах деятельности и общественных отношений.

Поскольку человек в своей жизни по­стоянно изменяется, его духовный мир, житейский и социальный опыт обогащаются, то логично заключить, что личность это человек в процессе его становле­ния и развития.

По вопросу о свойствах личности, ее социально значимом содержании, также существуют разные мне­ния.

Широко распространение получила так называемая ролевая концепция личности.

Фрейдистские концепции (по имени австрийского врача и мыслителя XIX в. 3. Фрейда) ведущим компо­нентом в структуре личности считают могущественное «Оно», которое, как биологический инстинкт продол­жения рода через стремления к удовольствиям полового общения, определяет главные особенности личности.

В религиозных учениях (неотомизме, персонализ­ме) главным в человеке признается душа, обладание ко­торой делает личность самодостаточной, возвышаю­щейся над низменным материальным и греховным ми­ром. Человек оказывается личностью в качестве вопло­щения божественного замысла, как духовный феномен.

Своеобразные представления о личности сложи­лись в экзистенциализме— «философии существова­ния». Ряд представителей этого течения считает, что большинство людей не могут быть личностями. Для них это — непосильная задача.

В «фило­софии абсурда» французского экзистенциалиста А. Ка­мю (XX в.) человек становится личностью, осознавая абсурдность бытия как движения к смерти во времена катастроф и поднимаясь на бунт против абсурдного ми­ра. Бунтующий человек не имеет надежды на успех, но обретает подлинное существование.

В марксизме сущность личности раскрывается че­рез деятельностный поход. Известна характеристика К. Марксом сущности человека как совокупности всех общественных отношений.

Историософия августина

Августин(354–430) — гениальный, выдающийся мыслитель, который вписал заключительные страницы в историю духовной культуры Рима и всей Античности своими многочисленными трудами и заложил мощный фундамент религиозно-философской мысли Средневековья. Он являлся вдохновителем многочисленных и разнообразных идей и течений в области богословия, общей философии, научной методологии, этических, эстетических и историософских воззрений.

Согласно Августину, все сущее, потому что оно существует, — это благо. Зло является не субстанцией, а недостатком, это порча субстанции, порок и повреждение формы, небытие. А вот благо — это субстанция, «форма» со всеми ее элементами: видом, мерой, числом, порядком. Бог является источником бытия, чистая форма, наивысшая красота, источник блага. Поддержание бытия мира — это постоянное творение его Богом вновь. Если когда-нибудь творческая сила Бога прекратится, мир тотчас же вернется в небытие.

Мировоззрение Августина является глубоко тео-центричным: в центре духовных устремлений — Бог как исходный и конечный пункт размышлений. Проблема Бога и его отношения к миру является у Августина центральной.

Креационизм (творение), который сформулирован в Священном Писании, осмысливается и комментируется крупнейшими мыслителями. Августин рассматривает Бога как внематериальный Абсолют, который соотнесен с миром и человеком как своим творением.

Августин старательно противопоставляет свои воззрения всем разновидностям пантеизма, что означает единство Бога и мира. Бог, по мнению Августина, сверхприроден. Мир, природа и

Источник: lektsia.com

Философия в переводе с греческого означает «любовь к мудрости». Философия — важная составная часть духовной культуры общества на том или ином этапе его исторического развития. Философия исследует основания культуры. Фундамент культуры предполагает ценности, знания, но оценку и анализ им дает именно философия. В центре рассмотрения философии лежат смысложизненные ценности.

Мировоззрение -система принципов, взглядов, идеалов и убеждений, определяющих: отношение к действительности, целостное понимание мира, смысложизненные позиции, программу деятельности человека. Мировоззрение имеет сложную структуру, в которой необходимо выделить:

1) познавательную систему — совокупность обобщенных знаний о действительности (обыденных, научных). Данная система представляет собой универсальную картину мира, в которой систематическим образом обобщаются результаты познания, характерные для той или иной эпохи в развитии цивилизации. Эта система характеризуется как «миропонимание» — как система точных знаний о мире.

2) ценностно-нормативная система — включает идеалы, убеждения, верования. Человек должен знать не только то, что представляет собой действительность, знать как построить жизнь в этом мире, как определить свои отношения с ним. Отношение к себе и к миру, человек выстраивать в виде ценностной иерархии, вырабатывает религиозные, моральные, правовые, трудовые нормы, способствующие адекватному сближению поведения человека со шкалой ценностей.

3) эмоционально – волевая система — вырабатывает психологическую установку, схему деятельности. Она определяется такими понятиями как «мироощущение» и «мировосприятие». Мировосприятие отражает непосредственный контакт человека с миром, содержит многообразие проявлений чувств. Мировосприятие отражает ситуация в целостном виде, обеспечивает чувственную ориентацию человека в мире.

4) практическая система мировоззрения — готовность человека к конкретному и определенному типу поведения.

Указанные системы, характеризующие понятие мировоззрения с содержательной точки зрения представляют собой совокупность представлений о действительности, убеждений, идеалов, обуславливающих практическое и теоретическое отношение человека к окружающего его миру, способ восприятия мира, осмысление окружающей действительности, а так же осмысление самого себя как конкретно-исторического субъекта познания и деятельности.

 
  Философия как тип мировоззрения кратко

1.2. Становление философии.

 

Философия является рациональным теоретическим мировоззрением. Она выделяется из некого культурно-исторического целого в качестве самостоятельной части. Под влиянием чего это произошло?

В основании цивилизационного процесса заключена рационально-логическая компонента. Ее содержанием следует считать, ориентированные на практику предметные связи, включающие наглядные феномены, практические действия, особенности поведения. Первоначально как одно, так и другое существовали в качестве целого. Исторически и этнографические сведения показывают наличие синкретического сознания, в котором миф непосредственно связан с объективным знанием, знанием об окружающей реальности. Мифологическая компонента первобытного сознания выражалась в художественной переработке природного мира, с безусловным толкованием образов дает начало одушевлению (анимизм), оживотворению (гилозоизм), уподоблению природных отношений человеческим (антропоморфизм) и общественным (родовой социоморфизм) отношениям.

Однако перечисленные особенности первобытного сознания не покрывают всего многообразия форм взаимодействия с окружающим миром. Уже на ранних этапах первобытной истории усиливается функция эмпирического опыта, которая дает человеку достоверные наглядные и наглядно-образные обобщения. Возникает некая рационализация предметно-практических связей, формируется абстрактное мышление. Таким образом необходимо зафиксировать двусоставность архаического (первобытного) интеллекта, которая представляла собой отношение как образно-символического так и рационального компонентов.

Предпосылкой философии является нерасчленный мифо-поэтический комплекс, представляющий собой совокупность чувств и образов, ассоциаций и понятий. Характерная черта этого комплекса — синкретичность. Это — смешение, слияние разнородных частей и элементов (эмоциональных, рациональных, практически, духовных) в первобытном сознании. Синкретичность олицетворяла принадлежность к мифо-поэтическому комплексу. Так, искусство аэдов (ок. 700 г. до н.э.) представляла собой эпическую систему состоящую из двух подсистем: 1) эмоционально-образная, ассоциативная; 2) понятийно-рассудочная. В первом случае фиксировались практически-духовные – мифология, искусство, религия), во втором — рационально-теоретические способы освоения мира.

Мифология — система преданий, легенд, с помощью воображения объясняющая происхождение и протекание природных и социальных процессов. В мифологии выделяется следующие компоненты мифа:

— когнитивный — познавательный: происхождение мира, описание первопричины вещей, богов и людей;

— нормативно-императивная — принципы жизнедеятельности: установки, нормы, регулятивы;

— практическая — социальное взаимодействие, межиндивидное взаимодействие.

Религия— мировоззрение и мироощущение, соответствующее поведение, опирающиеся на уверенность в существование высших, сверхъестественных сил, сакрального («священного») начала порождающее мир и человека в нем.

Содержание понятия религии включает: 1) мифологическое миропонимание; 2) фетишизм (обожествление явлений природы); 3) ритуалы (стереотипные последовательности действий, содержащие специфические жесты с целью воздействия на сверхъестественные силы).

Идейное основание религии является двойственным. С одной стороны, это объективация человеком продуктов своей духовной деятельности. С другой — стереотипизация, традиционализация устоев, норм, образцов деятельности, придающая им транссубъективный (сверхличностный) характер, связывающая их порождение с тем или иным священным авторитетом. В познавательном плане, религия представляла собой создание мистико-символического образа мироздания с двойственностью миров, лежащих в его основе. Трансформации сакрального в естественные отношения вытеснялись более зрелыми обобщенными понятиями освященного универсума.

Формирование в системе представлений о мире элементов теоретического мировоззрения заключается в кристаллизации рационального миропонимания. В содержательном отношении данный процесс проходил как подготовленный на уровне практических связей переход от мифа к логосу. Решающие условия этого перехода следующие: 1) постепенное вытеснение синкретичности и антропоморфичности мифа («оборотнической логики» мифа). У человека — носителя мифологического сознания все сливается в единое целое, в нем отсутствует граница между реальным и фантастическим, между объективным и субъективным.; 2) замена субъективного-личностного отношения к действительности объектно-предметным. Разрушение синкретического тождества природы и человека привело к формированию объектных представлений. Объект — предмет, часть объективной реальности, которая находится во взаимодействии с субъектом. Выделение того или иного объекта осуществляется при помощи форм познавательной и практической деятельности. Действительность представлена в сознании человека не как сакральная, а как некий вещный объект, самодостаточное и внесубъективное образование; 3) формирование естественного истолкования событий. Здесь имеется в виду изменения в процессе познания, который происходит под давлением требования апеллировать к вещественным и органическим процесса. Происходит замена всего сверхприродного на противоположные качества и свойства;

Философия —как особый тип мировоозрения, представляет синтез наиболее общих взглядов на природу, общество и человека. Философское знание возникает в результате формирования причинно-следственной типологизации явлений и процессов действительности.Антропоморфизация мифологического сознания использовало схему восприятия «причина-значение», где главный акцент делался на субъекте. Формировалось некое тождество эмоций и событий. Постепенный отход от мифологического миропонимания, способствовал поиску оснований явлений действительности не в субъекте, а в ней самой. Идея самодостаточности действительности породила вопрос об особенностях ее организованности.

Таким образом, предпосылками становления рационального мировоззрения из мифологического сознания являются:

— упразднение антропоморфической логики мифа, представляющие образно-символическое обобщение действительности. Одно событие символизировало другое событие, утверждающее многозначность и художественность

— становление способов познания, базировавшихся на рационально-логических компонентах миропонимания, порождающих элементы объектного мышления, направленные на получение знания об объективной действительности.

 

Взаимодействие образно-символического и рационально-логического миропонимания, с их постепенным разграничением и дифференциацией составили необходимые предпосылки для оформления философии. Исторически возникновение философии необходимо рассматривать в «осевое время» — рубеж UIII-II вв. до н.э., когда в разных частях мирового пространства — на Ближнем и Дальнем Востоке, в античной Греции — возникает специфическое духовное производство, формы которого существуют и в настоящее время. В «осевое время» приходит к завершению непосредственное отношение человека к действительности, человека к человеку. Формируется рефлективная (мыслительная, познавательная) стадия существования, на которой человек создает ценности и цели, мышление постепенно становится собственным объектом анализа.

 

 
  Философия как тип мировоззрения кратко

 

 

Функции философии

 

 

Задача философского анализа относительно компонентов и комплексов культуры реализуется ею в посредством следующих эвристических функций:

1.Аналитическая функция – выявление предельных положений, составляющих условие возможности и необходимости всех видов теоретического и практического опыта;

2.Рефлективная функция: осмысление и переосмысление допущений и положений в предмет специализированного исследования. Сюда входит так же экспликация общих положений, обуславливающих уникальные и универсальные принципы, формы реализации деятельности.

3.Онтологическая функция: формирование фундаментальных гипотез существования, задание схем деятельности, схем строения действительности.

4. Гносеологическая функция: выработка и оценка характера познавательного процесса. Имеет место следующая проблема: является ли знание систематизацией субъективного опыта или фиксирует закономерности окружающего нас мира?

Методологическая функция: выработка нормативных представлений, способствующих анализу познавательной деятельности.

5. Критическая функция: анализ негативного опыта исследований, решение противоречий и парадоксов, развенчивание привычек, догм, предрассудков, стереотипов. Философия выступает в роли ценностного фильтра, задавая реальности определенные стандарты прочтения, условий понимания. Критика аспектов существующего знания подчинена серьезной задаче – формированию позитивного исследовательского поиска.

6. Интегративная функция: понятийная реконструкция и системное обобщение многообразия социальной практики и культуры. Философия соединяет в единое целое, согласует разнообразные типы отношений человека к действительности. Сюда следует отнести познавательные, ценностные, практические, социальные и личностно-экзистенциальные типы отношения человека к действительности.

7. Социальная функция: сознательное объединение людей в рамках коллективных общностей. Человек самоутверждается в многомерном пространстве, в котором кристаллизуются обобщенные параметры его деятельности.

8. Аксиологическая функция: формирование, конституирование социальных форм межличностного взаимодействия. Формирование систем деятельности, ценностно регламентирующих обмен взаимодействия индивидов. Деятельность человека опосредована социально удостоверенными стандартами, структурирующими Я-концепцию. Именно они предопределяют схемы персональной деятельности, персональной мобильности, содержание межиндивидной коммуникации и интеракции. Общество в этом случае определяется как некий ценностный фильтр, шкала предпочтений. Ценностная шкала позволяет трактовать социально разнообразие как приемлемое и рационально обоснованное.

9. Гуманистическая функция: фундаментальная задача философии сформулировать концепцию человека. Философия как теоретический концепт мира не является неким фиксированным потоком сознания. Философские положение несут в себе социальную реализацию, социальное звучание, гражданскую позицию. Любая человеческая общность, утверждает Хайдеггер, опирается на метафизику, и посредством нее вступает в сущностные отношения с действительностью и тем самым так же и к самим себе.

Необходимо выделить два уровня философии: теоретическую и прикладную. Данное различие имеет своим основанием разные виды теоретизирования, которые закрепляются в виде разных пониманий предмета. Теоретическая философия имеет своим предметом всеобщие характеристики рефлектирующего сознания, категориальный характер мышления. Прикладная же понимает предмет философии в качестве разных видов бытия: природы, общества, культуры, самого человека.

Основанием для фиксирования и воспроизводства данных различий является наличие в структуре сознания двух разнонаправленных векторов: мышления и рассудка. Разум обращен к внутренней стороне мышления, на развертывание содержания идущего изнутри. Деятельность рассудка разворачивается во «вне» сознания, рассудок взаимодействует с бытием. Деятельность разума может быть определена как когнитивное творчество, тогда как деятельность рассудка как некое моделирование окружающего мира. Данные два метода одинаково важны и каждый из них выполняет свою познавательную функцию.

Однако, очевидно, что суть философии как обобщающего, как всеобщего знания относится именно к теоретическому уровню философии.

Одним из важнейших условий теоретической философии является определение решение вопроса о том в каком смысле философия может быть теоретической формой мировоззрения, в отличии от других форм мировоззрения. Важно, что философское означает – развертывание содержания разума, а не обобщение чувственного, эмпирического или практического опыта. В античной философии термин «теория» понимался как видение разумом объективной истины, как результат умозрения, которое в отличие от чувственного познания не характеризуется наличием единичного и особенного как источника частных истин. Теоретизирование как способ философствования означает не только мыслительную, но и рефлексивную деятельность, способность мышления познавать самого себя в качестве процесса и результата мыслительной деятельности. Наконец, теоретический уровень философии включает такой тип мышления, который способен не только к понятийному абстрагированию, но способен создавать с помощью мышления идеальных объектов.

 

Источник: studopedia.ru


Categories: Философия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.