Философия постоянно развивается как наука. Появляются новые мыслители, новые учения, направления. Особенно, мне кажется, выделяется философия конца 18 начала 19 века – философия немецкого классического идеализма. Основными представителями этого направления были такие философы, как Кант, Гегель, Фихте, Шеллинг и Фейербах. Немецкая классическая философия разрабатывала несколько общих проблем, что позволяет говорить о ней как о целостном явлении. Она повернула внимание философии от традиционных проблем (бытие, мышление, познание и др.) к исследованию человеческой сущности. Также особое внимание она уделила проблеме развития, значительно обогатила логико-теоретический аппарат философии, взглянула на историю как целостный процесс. Немецкий идеализм (так называют его европейцы) впервые поставил вопрос о сущности знания: «Что есть знание?». Для Канта этот вопрос сводится к вопросу о возможности чистой математики и чистого естествознания (Критика чистого разума). В его формулировке этот вопрос о знании сводится к вопросу о возможности синтетических суждений априори.


я Фихте вопрос о знании становится также вопросом о сущности человека. Если субъект является необходимым условием существования мира, то знание становится способом его конструирования. Шеллинг возвращает вопросу о знании его объективную составляющую, рассматривая знание как результат развития самой природы. Гегель синтезирует вопрос о знании в положении: «Истинной формой истины является система знания». Для Фейербаха вопрос о сущности знания на фоне грандиозного успеха науки и техники становится уже несущественным, что свидетельствует о том, что возможность знания перестала быть проблемой.

Из всех представителей немецкого классического идеализма меня больше привлекают Иммануил Кант и Георг Вильгельм Фридрих Гегель. Конечно, оба философа не придерживались какого-либо одного догмата, но их учения тесно пересекались.

Чем же они прославились в 18-19 века? Рассмотрим более краткую характеристику положений данных философов.

 

Философия Иммануила Канта

 

Иммануил Кант (1724-1804) является основоположником немецкого классического идеализма – немецкий (прусский) философ, профессор Кенигсбергского университета.

Само творчество Канта можно разделить на два больших периода:

1) Докритический  период

Важнейшие проблемы для Канта – проблемы бытия, природы, естествознания. Кант утверждал: солнечная система возникла из большого первоначального облака разряженных в космосе частиц материи в результате вращения данного облака; природа имеет свою историю во времени; движении и покой относительны; все живое на земле (в том числе человек) результат естественной биологической эволюции; механические же законы не заложены изначально в материю, а первоначалом является Бог.


2) Критический  период

Фундаментом исследований Канта была проблема познания. Философ утверждал, что причиной трудностей при познании является не окружающая действительность – объект, а субъект познавательной деятельности – человек, а точнее его разум. Познавательные возможности разума человека ограничены, поэтому, как только разум пытается выйти за рамки познания, он наталкивается на неразрешимые противоречия. Это: ограниченность пространства, отношение простого и сложного, свободы и причинности, наличие Бога. Т.е.идет противоречие между утверждением высказывания и отрицанием. Например, отношение простого и сложного – это 2 позиции (противоречия разума): существуют только простые элементы и то, что состоит из простых, и в мире нет ничего простого.

Историческое значение философии Канта в том, что им было:

— дано основанное на науке объяснение возникновения Солнечной системы;

— выдвинута  идея о наличии границ познавательной  способности разума человека;

— выведено 12 категорий – предельно общих  понятий, которые составляют каркас  мышления;


— сформулирован  категорический императив – моральный закон;

— выдвинута  идея демократии и правового  порядка, как в каждом отдельном обществе, так и в международных отношениях;

— осуждены  войны, предсказан «вечный мир»  в будущем, основанный на экономической  невыгодности войн и их правовом  запрете.

 

Философия Гегеля

 

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) – профессор Гейдельбергского, а затем Берлинского университетов, был одним из самых авторитетных философов своего времени как в Германии, так и в Европе, ярким представителем немецкого классического идеализма. Был сторонником идеалистического монизма. В противоположность многим философам рассматривал все реальное в его стремлении стать философией, чистым мышлением. На природу в её эмпирических проявлениях смотрел как на «чешую, которую сбрасывает в своем движении змея абсолютной диалектики». Усматривал во всех вещах «мировой разум», «абсолютную идею» или «мировой дух», целью которого является самосознание, проходящее три основные стадии: пребывание абсолютной идеи в собственном логове, её проявление в «инобытии» в виде явлений природы, анализ и обобщение в мышлении человека. Огромной заслугой Гегеля является введение в философию таких прозрачных понятий как развитие, процесс и история. Занимался также исследованием проблемы разума в истории. Преследуя свои цели, говорил Гегель, человек по дороге создает нечто, от этих целей не зависящее, с чем он потом должен считаться как с предпосылкой.


ким образом, по Гегелю случайность превращается в необходимость. В этом философ видит «хитрость исторического разума», которая заключается в «опосредствующей деятельности, которая, дав объектам действовать друг на друга соответственно их природе и истощать себя в этом воздействии, не вмешиваясь вместе с тем непосредственно в этот процесс, все же осуществляет лишь свою собственную цель». Здесь проявляется панлогическое воззрение Гегеля. Носителем мирового разума на определенных этапах исторического развития является тот или иной народ: восточный мир, греческий мир, римский мир, германский мир. В своих работах Гегель рассматривает причины закономерного появления государственной власти и экономики.

 

Гегель и Кант оказали большое влияние на немецкую философию, особенно с политической точки зрения. Но, по-моему, не все в  их учениях так идеально.

В философии Канта меня больше привлекает идея всеобщей целесообразности. Т.е. во всем должен быть заложен какой-либо смысл. Так у Иммануила Канта выделялись три основные идеи:

— целесообразность в эстетике (человек наделен способностями, которые должен максимально успешно использовать в различных сферах жизни и культуры);

— целесообразность  в природе (все в природе имеет  свой смысл – в организации  живой природы, организации неживой  природы, строении организмов, размножении, развитии);


— целесообразность  духа (наличие Бога).

Т.е. в мире все должно быть взаимосвязано, человек, природа и Бог влияют друг на друга – от этого возникает некая цепочка. Получается, что человек обладает способностями не зря, он должен пользоваться ими в различных сферах. Тем самым влияя на другое звено цепи. А Бог является первопричиной всего (неким первоначалом), от которого и идут все действия. Но, все же, главным звеном является человек. Кант писал: «Относись к человеку как к цели, а не как к средству». Человек является «самым главным предметом в мире», так как у него есть самосознание. Следовательно, он – наивысшая ценность, личность, индивидуальность. Хотя в каждом человеке можно заметить две стороны: «темную» — страсть, некие новые ощущения, чувства, «светлую» — гениальность и талант. Талант – это высший дар для человека, с помощью которого он творит, влияет на мир, создавая нечто прекрасное, возвышенное. Человек является творцом эстетических идей! Тем не менее, человек должен являться идеалом в мере, но ни в коем случае эгоистичным. Ведь человек это всего лишь часть мира, а не «вершина всего». Необходимо, чтобы соблюдался моральный закон. Кант говорил, что человек должен действовать так, чтобы его поступки были образцом для всех; человек должен относиться к другому (как и он – мыслящему существу и уникальной личности) только как к цели, а не как к средству (что было сказано ранее). А вот в учении о морали Гегель решает проблемы субъективной стороны правонарушений, вины как основания ответственности индивида.


Что же касается социально-политических взглядов, то Кант уступает Гегелю. Думаю, взгляды Гегеля были более реалистичны в отличие от Канта. Хотя Кант и выступал за «высший мир» (что является самым идеальным, на мой взгляд), но тогда бы не было и прогресса в социальной сфере. Мы либо скатывались бы вниз, деградируя, либо двигались по прямой, живя скучной жизнью. Гегель, наоборот, утверждал, что противоречия, конфликты в обществе – это не зло, а благо, двигатель прогресса. Происходит революция, за счет которой меняются люди, меняется социум, сфера, в которой мы живем. Философ так же утверждал: государство – форма существования Бога в мире (имеется ввиду сравнение по силе); право – наличное бытие (воплощение) свободы; общие интересы выше частных, и отдельный человек, его интересы могут быть принесены в жертву общему благу; богатство и бедность естественны и неизбежны, это реальность, с которой необходимо смириться; «вечный мир» приведет к загниванию и моральному разложению (войны, наоборот, очищают дух нашей нации).

 

 

В заключении хочется отметить, что представители немецкой классики впервые осознают, что человек живет не в мире природы, а в мире культуры. И только глядя на него как на продукт культуры, можно разгадать целый ряд философских загадок. Также немецкая классика идет дальше рационализма Нового времени.


немецкой классике речь идет о разумно организованной действительности, где сущность мира открывается нам непосредственно. И чем дальше продвигается мысль немецких философов, тем яснее то, что речь идет не о первозданной природе, а о мире культуры, организованном в соответствии с законами Истины, Добра и Красоты (метафизика, этика и эстетика — три части философии Канта, которые посвящены открытию этих законов). Немецкие философы выводят этот мир культуры из деятельности человеческого духа, и мыслящий субъект, таким образом, оказывается основой мироздания. Деятельность людей толкуется ими только как духовная деятельность, а потому на самые фундаментальные вопросы представители классической немецкой философии отвечают с позиции сначала субъективного (Кант), и лишь затем объективного идеализма (Гегель).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КНИТУ-КАИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Эссе по философии

На тему:

«Кант и Гегель – философы немецкого идеализма»

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила

Студентка гр.5108

Кузнецова Е.В.

 

 

 

 

 

 

Казань

2012г

Источник: student.zoomru.ru

Критическая философия Канта и диалектика Гегеля


Введение

XX век  ушел с исторической арены, продемонстрировав возрастание динамики социальной жизни, потрясая наше воображение глубинными переменами во всех структурах политики, экономики, культуры. Человечество потеряло веру в возможность обустройства планеты, предполагающего устранение нищеты, голода, преступности. Цель – превратить нашу Землю в общечеловеческий дом, где каждому найдется достойное место под солнцем, где судьба каждого станет болью и заботой общества,  — давно перешла в разряд утопий и фантазий. Неопределенность и альтернативность исторического развития человечества поставила его перед выбором, принудив оглядеться и задуматься над тем, что же происходит в мире и с людьми.

В этой ситуации проблемы мировоззренческой ориентации человека, осознание им своего места и роли в обществе, цели и смысла социальной и личной активности, ответственности за свои поступки и выбор форм и направлений своей деятельности становятся главным.

В становлении и формировании духовной культуры человека философия всегда играла особую роль, связанную с ее многовековым  опытом критически-рефлексивного размышления над глубинными ценностями и жизненными ориентациями. Философы во все времена и эпохи  брали на себя функцию прояснения проблем бытия человека, каждый раз заново ставя вопрос о том, что такое человек, как ему следует жить, на что ориентироваться, как вести себя в периоды кризисов культуры.


На мой взгляд, философия Канта является подходящей для рассмотрения влияния биологии человека на мышление и язык, не только благодаря научному стилю, но и благодаря научному духу, которым она пропитана. Несмотря на то, что многие исходные положения кантовской философии устарели, тем не менее, они могут быть органично изменены и дополнены, не разрушая всю остальную часть философской системы. Эти изменения касаются, прежде всего, разделения чувственного и физического пространства, а также эволюционного и социально-исторического происхождения априорных форм. Впрочем, и без этих изменений 90% текста «Критики чистого разума» можно считать современным и сегодня. Не случайно постоянное обращение к идеям Канта представителей различных наук: психологов, логиков, кибернетиков и др.

В своей работе мне хотелось обсудить  две стороны гегелевской философии, — идеализм и диалектику. В обоих случаях Гегель находился под влиянием некоторых идей Канта, но попытался пойти дальше. Чтобы понять Гегеля, необходимо показать, следовательно, как он использовал теорию Канта. Кант исходил из факта существования науки. Он хотел объяснить этот факт, то есть ответить на вопрос как возможна наука?, или почему человеческое сознание  способно познавать мир?, или как наше сознание может понимать мир?


Гегель в своем идеализме пошел дальше Канта. Гегель тоже задавал себе вопрос: почему наше сознание может постигать мир? И вместе с другими идеалистами он отвечал: «Потому что мир подобен нашему сознанию». Но его теория была более радикальной, нежели Кантова. Он не говорил, как Кант: «Потому что сознание систематизирует или организовывает мир», а говорил, что «сознание есть мир» или еще: «разумное есть действительное; действительность и разум тождественны».
Это и называется гегелевской философией тождества разума и действительности, или кратко: философией тождества.

Философия Гегеля  была кульминационным пунктом развития немецкой философии, которая начинается с Канта. Хотя Гегель часто критиковал Канта, его система никогда не могла бы возникнуть, если бы не существовало системы Канта.  

Глава I

Критическая философия Иммануила Канта

Иммануил Кант родился 22 апреля 1724 года в городе Кенигсберге в семье ремесленника Иоганна Георга Канта.

Канта принято называть "основоположником немецкой классической философии". Действительно, почти все виды классического и современного философствования так или иначе восходят к творчеству этого мыслителя. Его труды положили начало знаменательной традиции в европейском духовном развитии.

Древнегреческий ученый впервые в истории философии отвлекся от космоса и занялся изучением человеческой природы. Для Канта проблема человека стоит на первом месте. Он не забывает о вселенной, но главная тема для него — человек. Он размышлял о законах бытия и сознания только с одной целью: чтобы человек стал человечнее. Идеи Канта подверглись трансформации, но продолжают жить. Особенно актуально они звучат на данном этапе развития человеческого общества — в период гуманизации всех отраслей знания, в том числе и философии.

Весной 1780 года Канту удалось завершить работу «Критика чистого разума». Первоначально Кант хотел посвятить книгу Ламберту, проявившему столь живой интерес к его теоретическим исканиям, но того уже два года не было в живых. В марте 1781 года философ написал посвящение министру Цедлицу, а в мае книга увидела свет.

Кант видел себя продолжателем идеи Френсиса Бэкона, который в свое время, выступил с критикой схоластического разума и житейского рассудка, с требованием отбросить мертвые догмы и укоренившееся предрассудки, проверять на опыте все положения, претендующие на истинность. Разум у Канта не некая общая категория и не объект поклонения. Он, как и все, должен устоять в критическом испытании, и тогда он выступит опорой познания. Ведь без определения границ познания вступать на этот путь опасно. Свою задачу философ видит в том, чтобы преодолеть две мировоззренческие позиции, два вида одностороннего и, следовательно, ложного подхода к проблеме познания — догматизм и скептицизм. Одновременно это преодоление Вольфа, которому принадлежала идея разделения всех философов на скептиков и догматиков. Первые пребывают в сомнении относительно природы вещей, вторые на этот счет придерживаются четкого ("догматического") взгляда. Кант предлагает третий путь — единственно здравый, по его мнению, — путь критики. Причем речь идет не о критике каких — либо книг и философских систем, а о критике самого разума, взятого в чистом виде, то есть независимо от какого бы то ни было опыта. Философ намерен изучить инструмент познания, прежде чем пустить его в дело. Созрел ли разум для самокритики? Кант не сомневается в своевременности своего начинания.

         

§1 Критика чистого разума

Всякое знание, по Канту, начинается с опыта, но не ограничивается им. Часть наших знаний порождается самой познавательной способностью, и носит, по выражению философа, "априорный" (доопытный) характер. Эмпирическое знание единично, а потому случайно; априорное — всеобще и необходимо. Априоризм Канта отличается от идеалистического учения о врожденных идеях. Во — первых, тем, что, по Канту, доопытны только формы знания, а его содержание целиком поступает из опыта. Во — вторых, сами доопытные формы не являются врожденными, а имеют свою историю. Реальный смысл кантовского априоризма состоит в том, что индивид, приступающий к познанию, располагает определенными, сложившимися до него формами познания. Если посмотреть на знание с точки зрения его изначального происхождения, то весь его объем в конечном итоге взят из все расширяющегося опыта человечества. Другое дело, что наряду с непосредственным опытом, есть опыт косвенный (усвоенный). Далее Кант устанавливает различие между аналитическими и синтетическими суждениями. Первые носят поясняющий характер, а вторые расширяют наши знания. Все опытные, эмпирические суждения синтетичны. Это очевидно. Вопрос в том, возможны ли априорные синтетические суждения? Это главный вопрос "Критики чистого разума". В том, что они существуют Кант не сомневается, иначе бы научные знания не были бы обязательными для всех. Проблема состоит в том, чтобы объяснить их происхождение. Главный вопрос работы — как возможно чистое, внеопытное знание — распадается на три. Как возможна математика? Как возможно естествознание? Как возможна метафизика в качестве науки? Отсюда три раздела основной части "Критики чистого разума": трансцендентальная эстетика, аналитика, диалектика. (Второй и третий разделы вместе образуют трансцендентальную логику). Трансцендентальной Кант называет свою философию потому, что она изучает переход в систему знаний условий опыта через познавательную способность. Трансцендентальное Кант противопоставляет трансцендентному, которое остается за пределами возможного опыта, по ту сторону познания. Здесь мы затрагиваем важную проблему кантовского учения, которую он ставит на первых же страницах своей работы. Речь идет о том, что опытные данные, поступающие к нам извне, не дают нам адекватного знания об окружающем нас мире. Априорные формы обеспечивают всеобщность знания, но не делают его копией вещей. То, чем вещь является для нас (феномен), и то, что она представляет сама по себе (ноумен), имеет принципиальное различие. В диссертации 1770 года Кант утверждал, что ноумены постигаются непосредственно умом, теперь он считает их недоступными никакому пониманию, трансцендентными. Сколько бы мы не проникали вглубь явлений, наше знание все же будет отличаться от вещей, каковы они на самом деле, и сколько бы не увеличивались наши знания, их границы не могут исчезнуть. Канта мучает и вопрос об истине, но он понимает невозможность однозначного ответа на него. Можно, конечно, сказать, что истина есть соответствие знания предмету, и автор неоднократно это говорит, но он знает, что эти слова представляют собой тавтологию. Правильно сформулированный вопрос об истине, по мнению Канта, должен звучать следующим образом: как найти всеобщий критерий истины для всякого знания? Ответ Канта: всеобщий признак истины "не может быть дан". Однако, философ отверг всеобщий критерий только относительно содержания знаний. Что касается их формы, такой критерий он знает: непротиворечивость рассуждений. Он понимает, что запрет противоречия представляет собой "только негативный критерий истины", но, руководствуясь им, все же можно возвести прочные конструкции науки. Важное место в философских построениях Канта отведено категории познания. Одна из частей познания — чувственное познание. По Канту, существуют две априорные, доопытные формы чувственности — пространство и время. Пространство систематизирует внешние ощущения, время — внутренние. Философ на отрицал эмпирической реальности пространства и времени. Его взгляд на пространство и время был в известной степени реакцией на механистические представления об абсолютной длительности и не связанном с ней пустом вместилище вещей. Кант рассматривает время и пространство во взаимной связи, но связь эта реализуется лишь в познающем субъекте. Вне человека, в мире вещей самих по себе возможны иные виды сосуществования и последовательности. Бесспорным достижением теории познания Канта был новый взгляд на соотношение созерцания и интеллекта.

В XVII столетии соперничали два противоположных направления в теории познания — сенсуализм и рационализм. Сенсуалисты полагали, что главную роль играет чувственное познание, рационалисты, соответственно, отдавали предпочтение интеллекту. Ни та, ни другая школы не видели принципиальной разницы между обоими видами познания. Кант подчеркнул несводимость одного "ствола познания" к другому. Научное знание, по его мнению, представляет собой синтез чувственности и рассудка. Главной в гносеологии Канта является идея активности познания. Именно в ней философ видел свою основную заслугу. Вся докантовская философия рассматривала интеллект человека как пассивное вместилище идей, которые поступают туда либо естественным, либо сверхъестественным путем. Новое, на чем категорически настаивал Кант, состояло в признании активной роли человеческого сознания. Учение философа об активности сознания помогло ему объяснить один из самых загадочных процессов — образование понятий. Кант видит в человеческом интеллекте заранее возведенную конструкцию — категории, но это еще не само научное знание, это только его возможность, такую же возможность представляют опытные данные. Что бы на базе этих возможностей возникло понятие требуется "продуктивное воображение". В работе недвусмысленно выражена идея бессознательного, притом активного, творческого начала. Кант говорит о "спонтанности мышления". Рассудок, благодаря продуктивному воображению, сам спонтанно, то есть стихийно, помимо сознательного контроля, создает свои понятия. Продуктивное воображение — это рабочий инструмент синтеза чувственности и рассудка. Такова одна из центральных идей "Критики чистого разума". Деятельное начало в интеллекте, которое Кант называл продуктивным воображением представляет собой разновидность интуиции. Помимо образования понятий, интуиция нужна еще в одном важном деле — в их использовании. Ученый должен не только располагать набором общих правил, законов, принципов, но и уметь применять их в конкретных, единичных обстоятельствах. Кант называет это интуитивное уменье способностью суждения. Таким образом, интуиция сопровождает познание при его движении в любом направлении: когда возникают абстракции, и когда эти абстракции применяются в конкретных ситуациях.

Веры требует наш практический разум, то есть наше нравственное сознание. Оно не зависит от чувственных мотивов, и с его помощью человек возвышается над природой.

Мораль не может быть теоретически обоснована. Она, как и религия, покоится на вере, но религия не является источником нравственных норм. «Религия ничем не отличается от морали по своему содержанию, то есть объекту, ибо она касается долга вообще;  ее отличие от морали лишь формальное, то есть религия есть законодательство разума, призванное придавать морали влияние на человеческую волю для исполнения человеком каждого его долга при помощи созданной самим разумом идеи Бога».1

По мнению Канта, знания только тогда имеют ценность, когда позволяют человеку стать лучше, гуманнее. Следовательно, практический разум выше, совершеннее теоретического, а мораль автономна от каких-либо условий жизни и представляет собой область свободы, в которой властвует единое, внутреннее повеление, главный нравственный закон – категорический императив.2 Суть его философ сформулировал следующим образом: «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла в тоже время иметь силу принципа всеобщего законодательства».3 Это требование может противоречить внешним условиям существования и интересам отдельного человека, но оно запрещает действия, которые никогда не станут общечеловеческими нормами поведения.

Предмет практического разума – обнаружение высшего блага, то есть того, что необходимо для свободы человека. Свободный человек свободно мыслит: вначале – дело и поведение, а затем – его осмысление.

Объясняя идею нравственного закона, Кант выдвигает ряд постулатов. Постулат свободы воли говорит о способности каждого определять свое поведение, проникаясь сознанием долга. Если человек хочет быть моральным, то он следует долгу, а если он долгу не следует, то должен понимать, что ему придется отвечать за свои поступки.  Постулат бессмертия души позволяет рассчитывать на достижение нравственного идеала и блаженства даже после смерти. Постулат о существовании верховной причины «высшего блага», Бога, предлагает гарантию такого воздаяния.

Глава II

Объективный идеализм Гегеля.

Диалектический метод предполагает рассмотрение всех явлений и процессов
во всеобщей взаимосвязи, взаимообусловленности и развития. Первоначально
термин «диалектика» означал искусство ведения спора и разрабатывался, по
преимуществу, в целях совершенствования ораторского искусства.
Родоначальниками диалектики можно считать Сократа и софистов. Вместе с
тем, диалектика разрабатывалась в философии как метод анализа
действительности. Вспомним учение о развитии Гераклита, а позже Зенона,
Канта и др. Однако только Гегель придал диалектике наиболее развитую и
совершенную форму.

Гегель Георг Вильгельм Фридрих (1770-1831) – немецкий философ, создатель систематической теории диалектики на основе объективного идеализма. В ранние годы Гегель разделял кантовскую антропологическую теорию. Стремился к познанию. Целостного человека, разрабатывал своеобразную антропологическую метафизику, направленную на постижение конкретного человека. Поздний Гегель растворяет антропологическую тематику в общих рассуждениях о сущности и значении духа.

Высшим достижением немецкой классической философии являлась диалектика Гегеля, великая заслуга которого состоит в том, что он впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т.е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения и развития. Значение философии Гегеля заключалось в том, что в ней в систематической форме было изложено диалектическое миропонимание и соответствующий ему диалектический метод исследования. Гегель разрабатывал диалектику как философскую науку, обобщающую всю историю познания и исследующую наиболее общие закономерности развития объективной действительности. В особенности же Гегель стремился исследовать и всесторонне обосновать важнейшие принципы диалектического способа мышления, в корне противоположного метафизике. Подвергнув глубокой и основательной критике метафизический метод, Гегель сформулировал, правда в идеалистической форме, законы и категории диалектики. Категории качества и количества. Качество это то, без чего объект существовать не может. Количество безразлично к объекту, но до определенного предела. Количество плюс качество есть мера. Три закона диалектики (суть истории развития).

§ 1 Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений.

 Закон перехода количественных отношений в качественные (при изменении количественных отношений после определенной стадии происходит изменение качества из-за неразрушения меры). Закон перехода количественных изменений в качественные описывает механизм саморазвития. Гегель дал, прежде всего, определение категорий качества, количества и меры, считая их тремя формами начальной ступени бытия идеи. Качество Гегель характеризовал как тождественную с бытием внутреннюю определенность. Качество – это внутренняя определенность предмета, явление, которое характеризует предмет или явление в целом. Качественное своеобразие предметов, явлений выступает, прежде всего, как их специфика. Оригинальность, неповторимость, как то, что отличает данный предмет от другого. Качество любого предмета, явления, по Гегелю, определяется через его свойства. Свойства предмета – это способность его определенным образом соотноситься, взаимодействовать с другими предметами. То есть свойства проявляются в отношении между предметами, явлениями и т.д. Сами по себе свойства не существуют. Глубинной основой свойств является качество того или иного предмета, т.е. свойство – это проявление качества в одном из многих отношений данной вещи к другим вещам. Качество выступает как внутреннее основание всех свойств, присущих данной вещи, но это внутреннее основание проявляется только при взаимодействии данного предмета с другими предметами. Число свойств у каждого предмета теоретически бесконечно, ибо в системе универсального взаимодействия возможно бесконечное количество взаимодействий. Различия между свойствами предмета и его качествами всегда относительны, ибо, то, что является свойством в одном отношении, становится качеством в другом отношении.

 Количество Гегель определял как внешнюю для бытия определенность, видел в нем нечто относительно безразличное для той или иной вещи. Например, дом остается тем, что он есть, независимо от того, будет ли он больше или меньше и т.д. Вместе с тем, Гегель рассматривал качество и количество как взаимопроникающие противоположности и считал, что как нет качества без количественных характеристик, так нет и не может быть количества, абсолютно лишенного качественной определенности. Непосредственно конкретное единство качества и количества, качественно определенное количество Гегель выражал в категории меры. Мера – это не просто указатель не единство качества и количества в виде их связи друг с другом, но и указание на определенное соответствие их друг другу. Мера – это единство качественной и количественной определенности предмета, показатель того, что одному и тому же качеству может соответствовать определенный диапазон количественных характеристик. Следовательно, понятие меры показывает, что качеству принадлежат не каждые, а лишь определенные количественные значения. Предельные количественные значения, которые может принимать данное качество, границы количественных интервалов, в рамках которых оно существует, называются границами меры. Гегель писал, что те или иные предметы и явления могут изменяться – уменьшаться или увеличиваться – в количественном отношении, но если эти количественные изменения протекают в границах специфической для каждого предмета и явления меры, то их качество остается прежним, неизменны. Если же подобное уменьшение или увеличение перейдет границы, выйдет за пределы своей меры, то это необходимо приведет к изменению качества: количество перейдет в новое качество. Так, например, «степень температуры воды, — писал Гегель, — сначала не оказывает никакого влияния на ее капельно — жидкое состояние, но затем, при возрастании или уменьшении температуры достигается точка, на которой это состояние сцепления качественно изменяется, и вода переходит с одной стороны, в пар, и, с другой – в лед»1.

Показывая переход количества в качество, Гегель обращал внимание на обратный процесс, выраженный этим законом, а именно, на переход качества в количество. Эти взаимопереходы Гегель рассматривал как бесконечный процесс, который, по его мнению, состоит в том, что количество, переходя в качество, отнюдь не отрицает качества вообще, но отрицает лишь данное определение качество, место которого одновременно занимает другое качество. Это вновь образованное качество означает новую меру, то есть новое конкретное единство качества и количества, которое делает возможным дальнейшее количественное изменение нового качества и переход количества в качество.

Гегель показал, что переход от одной меры к другой, от одного качества к другому совершается всегда в результате перерыва постепенного количественного изменения, в результате скачка. Скачок – это всеобщая форма перехода от одного качественного состояния к другому. Гегель характеризует скачок как сложное диалектическое состояние. Скачок – это единство бытия и небытия, означающее, что старого качества уже нет, а нового качества еще нет, и одновременно, прежнее качество еще есть, а новое – уже есть. Скачок – это состояние борьбы нового со старым, отмирание прежних качественных определенностей и замена их новыми качественными состояниями. Не существует другого вида перехода от одного качественного состояния в другое помимо скачка. Однако скачок может принимать бесконечное многообразие форм в соответствии со спецификой той или иной качественной определенности.

§2 Закон отрицания отрицания.

Закон направления развития (отрицание отрицания).

Голое отрицание — нечто идущее после данного объекта, полностью его уничтожающее. Диалектическое отрицание: сохраняется нечто от первого объекта — воспроизведение этого объекта, но в другом качестве. Вода — лед. Смолотить зерно — голое отрицание, посадить зерно — диалектическое отрицание. Развитие происходит по спирали.

При характеристике действия этого закона  Гегель оперирует категориями: тождество, различие, противоположности, противоречия. Тождество – категория выражающая равенство объекта самому себе или  нескольких объектов друг другу. Различие – это категория, выражающая отношение неравенства объекта самому себе или объектов друг другу. Противоположности – это категория, отражающая взаимоотношения таких сторон объекта или объектов друг с другом, которые коренным образом отличаются друг от друга. Противоречие – это процесс взаимопроникновения и взаимоотрицания противоположностей.

Категория противоречия является центральной в данном законе. При раскрытии действия этого закона, прежде всего, Гегель подчеркивал существование связи и взаимодействия между противоположностями. Он доказывал, что истинные действительные противоположности постоянно находятся в состоянии взаимопроникновения, что они представляют собой движущиеся, взаимосвязанные и взаимодействующие тенденции и моменты. Неразрывная взаимосвязь и взаимопроникновение противоположностей выражаются в том, что каждая из них, в качестве своей противоположности, имеет не просто некую иную, а свою иную противоположность и существует как таковая лишь постольку, поскольку существует эта ее противоположность. Взаимопроникновение противоположностей Гегель показывал на примере таких явлений как магнетизм и электричество.  «Северный полюс в магните, — писал он, — не может быть без южного. Если разрежем магнит на две половины, то у нас не окажется в одном куске северный полюс, а в другой южный. Точно также и в электричестве положительное и отрицательное электричество не суть два различных, отдельно существующих флюида».1

Всяческое отрицание означает уничтожение старого качества новым, переход из одного качественного состояния в другое. Однако, отрицание, по Гегелю, не просто уничтожение старого новым. Оно обладает диалектической природой. Эта диалектическая природа проявляется в том, что отрицание представляет собой единство трех основных моментов: 1) преодоление старого; 2) преемственность в развитии; 3) утверждение нового.

Отрицание отрицания в двойном виде включает в себя эти три момента и характеризует цикличность развития. Эту цикличность, Гегель, прежде всего, связывал с происхождением в процессе развития трех стадий: утверждение или положение (тезис), отрицание или противоположение этого утверждения – (антитезис) и, наконец, отрицание отрицания, снятие противоположностей (синтез). Эту существенную сторону действия закона – отрицание отрицания – Гегель демонстрирует как на абстрактном уровне, уровне движения чистой мысли, так и на конкретных примерах. Процесс отрицание отрицания, как чисто логический процесс, складывается, по Гегелю, так, что мысль сначала полагается, затем противополагается самой себе и, наконец, сменяется синтезирующей высшей мыслью, в которой борьба снятых ею предыдущих мыслей, как противоположностей, является движущей силой дальнейшего развития логического процесса. На уровне природы действие этого закона Гегель иллюстрирует на примере роста растений. Берем, например, зернышко овса. Бросим его в землю. Из него, прорастает стебель, отрицающий это зернышко. Стебель через какое-то время начинает колоситься и дает новое зерно, но уже в десятикратном и более размере.

Произошло отрицание отрицания. Гегель придает значение этому тройственному ритму, но не сводит цикличность в этой «триаде». Главное в этой цикличности состоит в том, что в развитии осуществляется повторение прошлого, возвращение к исходному состоянию, «якобы к старому», и переходящую на новую, более высокую ступень. Каждая новая ступень богаче по своему содержанию, поскольку она включает в себя все лучшее, что было накоплено на предшествующей ступени. Этот процесс обозначен в гегелевской философии термином «снятие». Таким образом, процесс развития характеризуется поступательным движением расширяющейся спирали.

§3 Закон единства и борьбы противоположностей

 Закон единства и борьбы противоположностей. Противоречие между формой и содержанием, возможностью и реальностью. Причина развития — единство и борьба противоположностей. Это присуще духу. Изначально тождество, но потенциально таит различие. Тождество — различие — противоположность. Противоположности взаимодействуют, то есть борются. Борьба ведет к трем исходам: взаимное уничтожение, иллюминация одной из сторон или компромисс. Противоположности – это такие  стороны, моменты, предметы, которые одновременно неразрывно связаны, взаимоисключают друг друга, причем не только в разных, но и в одном и том же отношении, взаимопроникают и – при определенных условиях – переходят друг в друга.
 Помимо диалектического истолкования категории и разработки трех
законов, диалектический метод Гегеля включает в себя такие принципы
анализа действительности, как восхождение от абстрактного к конкретному,
соответствие исторического и логического, всесторонности и другие. Это
наследие вошло в сокровищницу мировой философской мысли.

Исходя из диалектического положения о единстве сущности и явления, Гегель отверг кантовское учение о непознаваемости "вещи в себе"; в природе вещей нет никаких непреодолимых преград для познания. «Все что разумно — действительно, а все что действительно – разумно». Абсолютный идеализм Гегеля заключается в выносе всей причины вовне. Существуют три стадии развития абсолюта: 1. субъективный дух (уровень индивида), 2. объективный дух 3. абсолютный дух. Абсолют является в этих трех ипостасях.

В итоге система Гегеля есть объективный идеализм, абсолютная идея существовавшая до природы, порождая ее и общество. Тождество бытия и мышления служит обоснованием единства законов внешнего мира и мышления (против агностицизма Канта). Построена на единстве триады тезис – антитезис — синтез. Его система вбирает логику и философию природы, антропологию и психологию, философию права и этику, философию государства и гражданского общества, философию  религии и эстетику, историю философии и философию истории и т.д.

Философия Гегеля проникнута глубоким противоречием. Что же это за противоречие? Метод, разработанный Гегелем, направлен на бесконечность познания. Поскольку же объективной основой его является абсолютный дух, а целью — самопознание этого абсолютного духа, постольку познание конечно, ограничено. То есть система познания, пройдя цикл познавательных ступеней, завершится последней ступенью — самопознание, реализацией которого является сама философия Гегеля. Таким образом, она оказалось обращенной в прошлое — отражение пути, пройденного человечеством, при этом настоящее есть вершина, конечная ступень. К тому же нет диалектики материи — нет ее развития во времени. так как это просто результат материализации идеи или ее отчуждения.

В основе диалектики Гегеля лежит идеалистическое представление о том, что источник всякого развития — как природы, так и общества, и человеческого мышления — заключен в саморазвитии понятия, а значит имеет логическую, духовную природу. Согласно Гегелю, "только в понятии истина обладает стихией своего существования", и поэтому диалектика понятий определяет собой диалектику вещей — процессов в природе и обществе. Диалектика вещей, по Гегелю, есть, отраженная, "отчужденная" форма подлинной диалектики, присущей "только жизни понятия", или, иначе говоря, жизни бога, как он существует сам по себе, как бы в его мышлении. Сам бог мыслится Гегелем не как личный бог христианской религии, а как безличный процесс самодвижения понятия, с неуклонной необходимостью развивающего свои определения в диалектическом процессе — через развертывание исходного противоречия и его последующее преодоление.  

Своеобразным введением в гегелевскую систему является "Феноменология духа" (1807), одна из наиболее сложных и наиболее содержательных работ немецкого философа. В ней он ставит задачу преодоления точки зрения индивидуального сознания, для которого, по его утверждению, только и существует противоположность субъекта и объекта. Снять эту противоположность можно лишь путем поступательного развития сознания, в ходе которого индивидуальное сознание проходит весь тот путь, все те этапы, которые прошло человечество на протяжении своей истории. При этом Гегель дает философскую интерпретацию всего того богатства исторического знания каким обладал сам. Тем самым Гегель предлагает как бы лестницу, поднимаясь по которой каждый отдельный человек приобщается к духовному опыту, накопленному человечеством, приобщается к всемирной культуре и поднимается с точки зрения обыденного сознания до точки зрения философской. На вершине этой лестницы любой индивид в состоянии, по мнению Гегеля, посмотреть на мир и на себя с точки зрения завершившейся мировой истории, "мирового духа", для которого больше нет противоположности субъекта и объекта, "сознания" и "предмета", а есть абсолютное тождество, тождество мышления и бытия.

Достигнув абсолютного тождества, философия покидает точку зрения обыденного сознания и только теперь попадает в свою подлинную стихию — стихию чистого мышления, где, по Гегелю, все определения мысли развертываются из нее самой. Это — сфера логики, где протекает ничем субъективно не замутненная жизнь понятия.

В диалектике понятий, в их взаимосвязи, взаимопереходах Гегель угадал и выразил действительную диалектику, диалектику вещей. Однако Гегель был непоследователен в проведении того или иного диалектического принципа, так как диалектика разрабатывалась в рамках идеалистической системы. Удовлетворяя требованиям своей объективно-идеалистической  системы, Гегель вынужден был изменять диалектическому методу. Его метод был направлен на бесконечность познания, а идеалистическая система его ограничивала. Противоречие между методом и системой Гегеля – это противоречие между конечным и бесконечным. Тем не менее Гегель поднял на новый уровень разработку диалектического метода и осуществлял с его помощью анализа познания, исторического процесса, человеческой деятельности.

Заключение

Центральное место в немецкой  классической философии занимало исследование активности человека, т.е. практики, составляющей основу познания и преобразования действительности. Немецкие философы высказали немало плодотворных догадок, в частности о тождественности законов исторического процесса и деятельности людей, об общественной природе и др. Главные достижения немецкой классической философии лежат в области теории познания. Попытки преодоления созерцательности привели к представлению об общественно обусловленном и активно-творческом характере познавательной деятельности.

Одним из первых эти вопросы поставил Кант. Признавая существование объективного мира («вещь в себе»), Кант, однако, считал, что человеку доступен лишь мир явлений. Таким образом, в философии Канта сочетались идеи материализма и идеализма, агностицизма.

Гегель же положил в основу всего сущего абсолютную идею, которая в процессе своего развития познает самое себя. Пройдя цикл развития в сфере «чистого» мышления, абсолютная идея превращается затем в природу и в заключение познает свое содержание в истории духа, т.е. в человеческой истории. В явно идеалистической форме здесь выражена мысль о тождестве законов природы, общества и мышления. Исходя из этого, Гегелю удалось представить деятельность человека в ее зависимости от развития всей истории человечества. Поэтому он близко подошел к пониманию обусловленности теоретического освоения мира его практическим преобразованием, к пониманию познания как вида деятельности и т.д.

Философия немецкой классики и в наши дни продолжает свою жизнь как относительно единое образование. Но немецкая классическая философия — созвездие, которое состоит из ярчайших звёзд. На всю последующую жизнь человечества они зажглись на небосклоне немецкой, европейской, мировой культуры. И одна из самых ярких этих звёзд — Иммануил Кант. Жизнь и поистине бессмертные идеи Канта стали предметом размышлений в данной работе, хотя ее границы и не позволяют подробно остановиться на рассмотрение трудов этих великих философов, я постаралась выделить в ней основные моменты.

Источник: www.BiblioFond.ru

Классической немецкой философией называется теоретическая деятельность выдающихся мыслителей последней трети XVIII — первой трети XIX вв.: Иммануила Канта, Иоганна Готлиба Фихте, Фридриха Йозефа Шеллинга, Георга Вильгельма Гегеля и Людвига Андреаса Фейербаха. В Германии этого времени сложилось новое философствование, стиль мышления, ставший определяющим для последующего развития. Это не означает того, что все философские течения ХIX — ХХ вв. развивались только под влиянием немецкой классики. Но их подход к пониманию мира, новации в гносеологии, онтологии, антропологии и этике стали основными и бесспорными (а значит и «парадигмальными» в какой-то мере) координатами размышлений для других философов. Можно не соглашаться с представлениями Канта о «вешах-самих-по-себе» и «вещах-для-нас», но вряд ли кто сейчас будет оспаривать идею Канта об активизме человеческого сознания, которое формирует свои познавательные категории, втискивая в них (и модифицируя этим «втискиванием» сами категории) многообразие чувственного содержания. Вряд ли кто, желая оставаться на уровне современной философской квалификации и иметь добрую репутацию среди коллег, рискнет отождествлять свое понимание мира с миром самим по себе (конститутивная и регулятивная функции разума). Современная этика (и индивидуалистская, и коллективистская) основывается на принципе автономности человеческой морали, обоснованном Кантом. Антропологический принцип, на котором также зиждется современное мышление, имеет под собой именно трансцендентальное основание: человек, благодаря качествам своего отношения с миром (сознание), создает значения «своей реальности», особенности, интерпретации которых и образуют наше современное понимание «онтологии» и»гносеологии».

Напротив, Гегель сформулировал универсалистский образ мира, прозрачного и постигаемого диалектическим мышлением. Гибкость, операциональность, легкость мысленного содержания, его внутренняя бесконечная многоформность задали необходимые сущностные установки самой возможности исследования внутренних процессов порождения значения — в мысли (феноменология) и языке (лингвистическая философия). Не стоит забывать также, что один из центральных концептов эмансипационных философских учений (марксизм, фрейдизм, экзистенциализм, постструктурализм) задал не кто иной, как Гегель — с его знаменитым анализом «отчуждения». Гегелевская «феноменология духа»: исследование параллелей развития индивидуального человеческого сознания и общечеловеческого, равно как и конструкции «всемирной истории», «историко-философского процесса» с критериями человеческой свободы, заложили основания историософских концепций.

И. Кант (1724 — 1804 гг.) родился в семье скромного седельного мастера, окончил гимназию, а в 1745 г. и местный университет. После университета он в течение 9 лет работал домашним учителем в разных городах Восточной Пруссии. Кстати, все философы этого времени прошли этот путь домашнего учителя. В 1755 г. Кант в качестве приват-доцента Кенигсбергского университета начинает чтение лекций по метафизике и многим естественнонаучным дисциплинам, вплоть до физической географии и минералогии. Долгое время он испытывал большую стесненность в средствах: как и в наши дни, академическая карьера была неблагодарным и отнюдь не прибыльным занятием. Он так и не обзавелся спутницей жизни исключительно из-за нужды. Позднее Кант так охарактеризовал свою жизненную ситуацию: «Когда у меня была потребность в женщине, тогда у меня не было средств содержать жену, сейчас у меня есть средства, но, увы, уже нет потребности». Только в возрасте 46 лет он получил, наконец-то, профессорскую кафедру логики и метафизики, позднее был деканом и дважды ректором. Кант организовал свою жизнь в виде однообразного, до мелочей продуманного распорядка. Вставал и ложился всегда в строго определенное время (5 утра и 10 вечера, бессмысленно стараться дольше жить, чтобы больше спать), за 30 лет только два раза нарушил этот порядок (один раз всю ночь читал произведение Руссо, другой раз при известии о Французской революции). У него была слабая память и дабы компенсировать этот недостаток, он носил с собой листки, куда записывал тотчас же в любом месте мысль, пришедшую ему в голову. Его пунктуальность поражала жителей города, которые сверяли часы со временем выхода Канта на прогулки.

В интеллектуальном развитии Канта выделяют два периода: докритический и критический. В до критический период (до 1770 г.) Кант выступал прежде всего как натурфилософ. Ему принадлежит приоритет в обосновании зависимости приливов и отливов от положения Луны, а также обоснование гипотезы о происхождении Солнечной системы из гигантской газовой туманности.

Но специфическая кантовская философия сформировалась в так называемый «критический период», после опубликования им трех «Критик»: «Критики чистого разума» (1781 г.), «Критики практического разума» (1788 г.), «Критики способности суждения» (1790 г.). Все эти работы связаны единым замыслом и представляют собой последовательные ступени обоснования системы трансцендентального идеализма. Второй период творчества Канта назван критическим не только потому, что «Критиками» назывались основные произведения этого периода, а потому, что Кант поставил перед собой задачу провести в них критический анализ всей предшествующей ему философии; противопоставить критический подход при оценке возможностей и способностей человека господствующему до него, как он считал, догматическому подходу.

Кант осуществил коренной переворот в постановке и решении философских проблем. В средневековой философии и философии эпохи Возрождения центральной частью философских систем является учение о бытии. Философы Нового времени, рационалисты и эмпирики, перенесли акцент на проблемы гносеологии. Однако в центральной проблеме взаимодействия субъекта и объекта докантовская философия акцентировала внимание на анализе объекта познания. Кант же делает предметом философии специфику познающего субъекта.

В философии Нового времени до Канта субъективное начало рассматривалось как помеха на пути к истинному знанию, как то, что искажает и затемняет действительное положение вещей. У Канта же возникает задача: установить различие между субъективными и объективными элементами знания в самом субъекте, в его различных уровнях и структурах. В самом субъекте Кант различает два уровня: эмпирический (опытный) и трансцендентальный (находящийся по ту сторону опыта). К эмпирическому уровню он относил индивидуально-психологические особенности человека, а к трансцендентальному, скорее, индивидуально-духовное начало в человеке, т. е. всеобщее начало, начало самосознания, «я».

Одна из основных проблем «Критики чистого разума»: как возможно достоверное научное знание? Эта проблема конкретизируется у Канта в трёх частных вопросах:

* Как возможна математика?
* Как возможна физика (естествознание)?
* Как возможна метафизика (философия)?

Кант уверен в научном характере математики и естествознания и его критическое исследование сводится у него к попытке выяснить, чем объясняется и от чего зависит их научность. Но к метафизике (философии) Кант подходит критически и полагал, что метафизика — это не наука.

Кант считал, что достоверное, или научное, это значит объективное знание, и для того, чтобы знание несло достоверный характер, оно должно обладать чертами всеобщности и необходимости. Объективность знания обусловливается наличием у познающего субъекта всеобщих врожденных форм восприятия: пространства, времени, форм рассудка. Пространство и время, по Канту, это не формы бытия вещей, существующих независимо от нашего сознания, а, напротив, субъективные формы чувственности человека, изначально присущие человеку как представителю человечества. Пространство есть форма внешней организации чувственных впечатлений, посредством пространства мы представляем себе мир единым, а время есть форма организации внутренних впечатлений, посредством времени мы воспринимаем свое душевное единство.

Математика как наука и возможна на основе функционирования пространства (геометрия) и времени (арифметика). Доопытные формы чувственности, или пространство и время, создают предпосылки достоверности математического знания. Реализация же этих предпосылок в действительность осуществляется на основе деятельности познавательной способности, или рассудка. Рассудок есть мышление, оперирующее понятиями и категориями. Рассудок, по Канту, выполняет функцию подведения многообразного чувственного материала, организованного с помощью доопытных форм созерцания, под единство понятий и категорий. Не предмет является источником знаний о нем в виде понятий и категорий, а, напротив, формы рассудка конструируют предмет. Поэтому предметы и согласуются с нашими знаниями о них. Мы можем познать только то, что сами создали.

Но фундаментальное единство субъекта определяются тем, что Кант назвал трансцендентальной апперцепцией. Это акт самосознания субъекта: я есмь я.

Канта нельзя упрекнуть в полном идеализме. Он утверждал совершенно определенно: что существуют вещи сами по себе. Эти вещи действуют на органы чувств человека, порождают многообразные ощущения. Эти ощущения упорядочиваются доопытными формами чувственности, или пространством и временем, т. е. располагаются в традиционном измерении и фиксируются как длительность.

На основе этих преобразований формируются восприятия, которые носят субъективный и индивидуальный характер. Деятельность рассудка на основе форм мышления (понятий и категорий), придает этим восприятиям всеобщий и необходимый характер. Таким образом, вещи сами по себе через каналы органов чувств, формы чувственности и рассудка становятся достоянием сознания субъекта, «являются ему,» и он может делать об этих вещах определенные умозаключения. Вещи, как они существуют в сознании субъекта, Кант называл явлениями, или феноменами. Человек, по мнению Канта, может знать только явления. Каковы вещи сами по себе, т. е. каковы их качества и свойства, их взаимоотношения с человеком, вне сознания субъекта, он не знает и знать не может. Он знает о вещах только в той форме, как они даны его сознанию. Поэтому вещи сами по себе для человека становятся «вещами в себе», или ноуменами, непознанными, нераскрытыми.

Кант считал, что у человека нет средств установить связь, сопоставить «вещи сами по себе» и явления. Отсюда вытекал вывод об ограниченности возможностей в познании форм чувственности и рассудка, формам чувственности и рассудка доступен только мир опыта. Все, что находится за пределами опыта — умопостигаемый мир, может быть доступен только разуму. Разум — это высшая способность субъекта, которая руководит деятельностью рассудка, ставит перед ними цели. Разум оперирует идеями. Идеи у Канта — это не сверхчувственные сущности, обладающие реальным бытием и постигаемые с помощью разума. Идеи — это представления о цели, к которым стремится наше познание, задачи, которые оно перед собой ставит. Идеи разума выполняют регулирующую функцию в познании, побуждая рассудок к деятельности. Побуждаемый разумом, рассудок стремится к абсолютному знанию и выходит за пределы опыта. Но его средства — понятия и категории — действуют только в этих пределах. Поэтому рассудок впадает в иллюзии, запутывается в противоречиях. Доказательству положения о том, что идеям разума не может соответствовать реальный предмет, что разум опирается на мнимые идеи, служит учение Канта об антиномиях разума.

Антиномии — это противоречивые взаимоисключающие, но равно доказуемые положения. Например, если мы возьмем идею мира в целом, то, оказывается, можно доказать справедливость двух противоречащих друг другу утверждений: мир конечен и мир бесконечен в пространстве-времени, бытие Бога и отсутствие его, свободу человека и его абсолютную подчиненность обстоятельствам. Антиномии имеют место там, где с помощью конечного человеческого рассудка пытаются делать заключения не о мире опыта, а о мире «вещей самих по себе».

Кант совершил переворот не только в теории познания, но и представлениях о нравственности, которым была посвящена его «Критика практического разума». Новое слово, сказанное Кантом о поведении человека — это тезис об автономии человеческой нравственности. Предшествующие теории были гетерономны, т. е. выводили мораль из внешних по отношении к ней принципов. Одни моралисты видели корень нравственных принципов в некой принудительной силе — воле Бога, установлениях общества, врожденного чувства. Другие настаивали на том, что представления о добре и зле являются производными от целей, которые добивается человек. То есть, нет объективно злого или доброго, все относительно, ибо «человек есть мера всех вещей». Кант же обосновывает принципиальную самостоятельность и самоценность нравственных принципов, человек сам должен быть источником добрых поступков. Причем он должен основываться не на стремлении к счастью, будь то личное или всеобщее, а на долге. Именно выполнение долга делает поступок человека моральным. Кант сформулировал знаменитое всеобщее требование в морали, или, как он сам его называл, категорический императив. Он гласит: «Старайся поступать так, чтобы максима твоей воли могла стать и принципом всеобщего законодательства». Другая форма этого императива звучит так: «Не относись к человеку как к средству, но всегда только как к цели».

И наконец, после разрушения многих догм и устанавливаний прежней метафизики и религии, Кант считает, что человеку все равно нужны определенные руководящие, прагматистские идеи. Некоторые регулятивные принципы для своей деятельности он должен принять в качестве необходимо-полезных для самоорганизации своего опыта, своей жизни.

Это три постулата практического разума.

— Постулат свободной воли, означающий человеческую уверенность в том, что он имеет самоопределяющуюся волю и реальные возможность и право выбора.

— Постулат бессмертия души, означающий человеческую уверенность в том, что он может ставить себе цели, нравственные заповеди, которые он сумеет реализовать, ибо времени для души не существует и она может бесконечно самосовершенствоваться.

— Постулат Бога, означающий человеческую уверенность в наличии объективно-высшего начала, которое сакрализует содержание человеческой нравственности и гарантирует разумность мироздания.

Г. В. Ф. Гегель родился в 1770 г. в семье крупного чиновника. После гимназии он учился с 1788 по 1793 гг. в Тюбингенском лютеранском теологическом институте. Кстати, там он познакомился и подружился с другим выдающимся философом — Шеллингом. Хотя Шеллинг был на пять лет младше Гегеля, долгое время он духовно доминировал в их дружбе. Это был яркий и рано развившийся талант. Будучи совсем молодым человеком, Шеллинг выпускает философский труд, сделавший его известным в Германии — «Система трансцендентального идеализма». Гегель долгое время находился под влиянием друга. К тому же, он, как и Кант, — пример позднего философского созревания: свой первый значимый труд он выпускает в 37 лет — «Феноменология духа», а свою важнейшую работу «Наука логика» — в 42-46 лет. Впоследствии Шеллинг и Гегель стали непримиримыми врагами из-за того, что Шеллинг обвинил своего друга в плагиате важнейших философских идей. Справедливости ради, следует отметить некоторую правомерность обвинений Шеллинга, ибо действительно, ключевую идею своей системы — принцип тождества субъекта и объекта — Гегель взял у Шеллинга. Однако трактовка его в философской системе Гегеля совершенно иная, чем у Шеллинга.

С 1793 г., после окончания института, и по 1800 г. Гегель работал в качестве домашнего учителя в богатых семьях в швейцарском городе Верне и немецком Франкфурте-на-Майне. В эти годы его волнуют вопросы о связи духовной жизни и религии. Затем в течение семи лет он живет и преподает в Иенском университете, где подготавливает свой первый классический труд «Феноменология духа», в котором рассматривает генезис человеческого сознания. В 1807 г. французские войска одержали победу над прусскими в сражении под Иеной и оккупировали город. Гегель, прихватив с собой рукопись книги, бежит из города.

Период жизни Гегеля в городе Нюрнберге, где он был директором местной гимназии, очень важен как для его философской работы, так и для личной жизни. Именно здесь, в возрасте 41 года, после продолжительного знакомства, Гегель женится на двадцатилетней Марии фон Тухер. Биографы в один голос заявляют о полном счастье и благополучии семейной жизни философа. Оба его сына — Карл и Иммануил, стали уважаемыми людьми: первый стал профессором истории, другой — религиозным деятелем. Гегель поразил своих биографов тем, что в первые полгода своего счастливого брака написал объемную книгу сложнейшего текста — «Наука логика». Только в 1816 г. Гегель получает кафедру философии в Гейдельбергском университете, где он создает сжатое изложение всей своей системы — «Энциклопедия философских наук».

С конца 1818 г. начинается последний берлинский период деятельности Гегеля. Имя и труды его постепенно становятся широко известными, лекции тщательно записываются и изучаются. Правда, современники — слушатели лекций, в один голос отмечали слабость Гегеля как лектора — тяжелую речь, несвязность, трудность восприятия и понимания. В берлинский период жизни выходит «Философия права», а после смерти философа (по материалам лекций) — «Философия истории», «История философии», «Лекции по эстетике». Гегель скончался осенью 1831 г., заразившись холерой, которая свирепствовала в то время в Берлине.

Рассмотрим особенности гегелевской философии. Источниками его грандиозной по охвату философской системы были многие идеи. Поскольку Гегель стал автором диалектического метода познания, то многие историки философии указывают на важность для философского становления гегелевских идей учений таких мыслителей-диалектиков, как Гераклит, Платон, Аристотель, Декарт. Очень важен для Гегеля Спиноза, у которого он взял идею субстанции, поняв ее как идеальную первооснову мира. Важным источником гегелевского учения была монадология Лейбница. Из нее Гегель заимствовал отождествление познания с саморазвитием бытия и духа, единство субстанции и деятельности. Однако непосредственными источниками системы Гегеля являются концепции Фихте и Шеллинга. Первый из них провозгласил, что субстанция есть не только объект и не только субъект, но и то, и другое вместе. Второй более убедительно попытался реализовать эту мысль. Гегель близко примыкает к Шеллингу, но подчеркивает, что ему удалось более диалектическим образом обосновать тождество бытия и мышления через их саморазличение и самоотрицание.

В основании системы Гегеля, которую можно квалифицировать как диалектический объективный идеализм лежит принцип тождества бытия и мышления. Он был сформулирован еще Фихте и Шеллингом, но свое последовательное и логическое раскрытие получил у Гегеля. Если ранее философы стремились решать проблемы исходя из противопоставления духа и материи, мышления и бытия, субъекта и объекта, то Гегель заявил, что между ними нет противоположности. Это, скорее, стороны одного абсолюта, разные его проявления в разные моменты его саморазвития.

Если Канта интересовали в теории познания вопросы влияния человеческой субъективности на познание объективных свойств вещей, то для Гегеля подобной проблемы нет. Для него теория познания должна выявлять связь законов познания объекта с его же собственными свойствами. Гегель приходит к выводу, что законы бытия являются законами познания бытия. А поскольку Гегель идеалист, то этот тезис получил у него обратный смысл: выведение законов бытия из законов его познания, так что онтология совпала с гносеологией. А сама гносеология была отождествлена с логикой как наукой о категориях мышления. Эти категории мышления (качество, количество, сущность, явление, действительность, причинность и т. п.) и составляют, по Гегелю, идеальный каркас бытия, его законы и одновременно средства его достижения. Отсюда — знаменитый тезис Гегеля о совпадении вплоть до тождества логики, гносеологии и онтологии.

Сущностью мироздания является саморазвитие, самостановление абсолюта или абсолютной идеи. Последняя представляет собой духовную первооснову мира, или «субстанцию,» выражаясь языком Спинозы. «Абсолютная идея» — есть все сущее, где природа, общество и человек есть проявления, формы саморазвития, ступени эволюции абсолюта. Это не Бог, поскольку это не личное существо. Абсолют Гегеля имеет историю становления, причем не только идеальные, но и материальные стадии своего развития. Это когда дух «отпускает себя в природу», а потом (после природного развития) поднимается в человеческом сознании до понимания самого себя. В лице человека абсолютный дух познает самого себя.

Узловыми точками этого грандиозного саморазвития абсолютного духа являются логические категории мышления. Начинает Гегель с понятий «бытие» и «ничто» и завершает «понятием» и «суждением». Движению же от понятия к понятию он попытался придать естественный и как бы объективный характер. Категории в его «Науке логике» как бы сами движутся и сами превращаются из одной в другую. Такое впечатление создается потому, что Гегель изобрел и блестяще продемонстрировал новый метод познания — диалектику. Сам термин взят Гегелем у Платона, у которого он обозначал метод диалога с целью выяснения истины. У немецкого же философа диалектика — это способ существования и саморазвития категориальной структуры мира.

Диалектика у Гегеля — это определенное видение мира, позиция его восприятия и интерпретации в принципах: саморазвития, всеобщей связи, детерминации. Соответственно мир понимается с диалектической позиции как находящийся в постоянном изменении, саморазвитии. В свою «диалектику» Гегель включил, по существу, все традиционные категории мышления, придав им порядок и выстроив их в определенную последовательность — органическую систему.

Матрицей, элементарной «ячейкой» диалектического метода является «триада» — представление развития как последовательности: «тезиса», «антитезиса», «синтеза». Общая метафора развития — восходящая вверх спираль (смысл усложнения и внутренней дифференциации).

Взаимосвязанность категорий выражается в диалектических закономерностях.

> Закономерность взаимопревращения количественных и качественных изменений, или, как говорят марксисты, переход количества в качество и наоборот.

> Закономерность противоречивости как внутреннего источника бытия сущего. Внутри объектов идет раздвоение прежде единого, которое приводит к различию, противоречию и «борьбе» между противоположностями, кончающейся взаимоуничтожением сторон и появлением нового качества.

> Закономерность «отрицание отрицания”. Данная закономерность выражает явления преемственности, воспроизведения некоторых ранних черт развития в более поздних вариантах развития объекта.

По Гегелю, диалектика являлась одновременно и методом познания, и содержанием объективного саморазвития мира, поскольку являлась не чем иным как способом бытия абсолюта.

Второй частью системы Гегеля является философия природы. Философское учение о природе разбито Гегелем на три отдела: механику, физику и органическую физику, т. е. биологию. Причем речь здесь идет о философских науках, в противоположность частным наукам, выступающим под теми же названиями. Это своего рода комплексы философских проблем механики, физики и т. д. Область природы, по мнению Гегеля, производна от логической стадии развития абсолюта, являясь «переходным пунктом» между Логической сферой бытия и индивидуальным Духом. Это временное «отпадение» мира от Мысли в материю. Дух «отпускает» тебя в природу. Если Мысль, абсолютная идея есть истинное бытие мира, то природа, материя есть инобытие, существующее во времени. В этом смысле мир сотворен, творится теперь и был вечно сотворен. Природа, по Гегелю, объективна, поскольку субъект в ней отчужден. Она познаваема, поскольку дух преодолевает отчуждение.

Природа есть сфера конечного, т. к. Дух в ней ограничен своими материальными порождениями. Сама же природа ограничена бесконечным духом и в ней действует ограниченная диалектика. Соответственно, в природе нет развития, а есть бесконечный круговорот. Эта часть философской системы Гегеля справедливо считается наиболее слабой частью. Здесь много искусственных построений, натяжек, да и просто нелепостей типа того, что «Земля есть истина солнечной системы», «воздух есть в себе огонь» или «огонь есть материализованное время» и т. п. Именно гегелевские претензии на роль учителя естествознания оттолкнули в первой половине XIX века многих ученых не только от Гегеля, но и вообще от философии. В возникновении конфликта между философией и естествознанием, который просуществовал вплоть до 60-х гг. ХХ века, большую роль сыграла именно позиция Гегеля, а впоследствии и его последователей — марксистов.

Третьей частью философской системы Гегеля явилась философия истории, одна из наиболее сильных сторон гегелевского учения. Здесь Гегель явился автором концепции объективного историзма. Движение истории есть не что иное, как прогресс народов, где развитие отдельных народов является отдельным моментом развития мирового целого — человечества. Ключевой тезис историософии Гегеля такой: «Всемирно-исторический процесс совершается разумно», т. е. в истории есть цель, порядок, закономерность.

Именно эти тезисы впоследствии легли в основу исторического материализма Маркса. Гегель указывал, что под внешним хаосом истории, которая предстает нагромождением случайностей, скрывается порядок и закономерность. В истории царствует то, что Гегель называл «хитростью мирового разума». Она заключается в том, что разум заставляет людей через их страсти служить общему замыслу, люди, казалось бы, действуют «свободно» — так, как они хотят. Но результаты их усилий часто прямо противоположны тому, что они планировали. Чем менее разумна история, тем более мировой разум действует не прямо, а опосредованно через человеческие слабости и эмоции. «Хитрость разума» является посредствующим звеном между необходимостью духа и произволом индивидов, между свободой духа и физической необходимостью поступков людей.

Прогресс в истории имеет один критерий — возрастание степени свободы как индивидуальной, так и общественной.
Свобода есть, по Гегелю, осознание и принятие людьми исторической необходимости. Хотя, в конце концов, он пришел к парадоксу: «… те, кто делает историю, не поняли ее, а те, кто ее понимает, не делают, и не будут делать ее».

Источник: arheologija.ru


Categories: Философия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.