Весьма влиятельный в XIX столетии немецкий философ Людвиг Фейербах (1804 – 1872) был талантливым, остроумным писателем, а по характеру – человеком страстным и пылким. Сам определяя эволюцию своих неоднократно менявшихся философских взглядов, Фейербах отмечал: «Бог был моею первой мыслью, разум – второй, человек – третьей и последней». В юности он собирался стать теологом, затем стал увлекаться гегелевской метафизикой, а от нее перешёл – к сенсуализму в теории познания и к антропологической точке зрения в религии. Таким образом, Фейербах, по меткой характеристике историка материализма Ланге, последовал через те самые три фазиса философской мысли, которые основатель позитивистской доктрины Огюст Конт усматривал в истории всего человечества (теологический, метафизический и позитивный).

Людвиг Фейербах

 

Учение Фейербаха о познании – кратко

Согласно одному из основных положений, подтверждающих материализм Людвига Фейербаха, «истина, действительность и чувства тождественны между собой… Очевидно только чувственное… Только там, где начинается чувственность, исчезает всякое сомнение и всякий спор».


этому чувства – главные органы не только нашего восприятия, но и познания вообще. Бывший поначалу главным авторитетом для Фейербаха Гегель доказывал, что одни чувства не могут дать человеку общего знания, что все чувственное текуче и единично, и, следовательно, не содержит в себе никаких абстрактных категорий. Но Фейербах, подобно сенсуалистам XVIII столетия, утверждал, что чувственность – единственный источник истинного знания. Он доходил даже до отрицания существования общих понятий и признавал истинным лишь единичное, конкретное.

Другой важной чертой теории познания Людвига Фейербаха является то, что Ланге называет «туизмом» (от латинского «tu» – ты). Достоверность бытия, считает Фейербах, определяется не только его доступностью собственному чувству человека, но и его реальностью для другого. Я познаю тебя раньше пробуждения собственного моего самосознания. Любовь к другим живым существам, солидарность с ними раскрывают передо мною истинное, реальное бытие. Таким образом, в гносеологии Фейербаха большую роль играет не только «чисто воспринимающее» ощущение, но и любовно-эмоциональная сторона чувственности.

 

 

Этика Фейербаха – кратко

Наибольшее внимание философия Людвига Фейербаха уделяет этике и религии.


первой трети XIX века в Германии преобладал взгляд, что Кант неопровержимо доказал невозможность общеобязательной этики, основанной на стремлении к индивидуальному счастью (эвдемонизм). Фейербах и получил широкую известность тем, что, вопреки господствующим тогда системам, провёл эвдемонистическую мораль последовательно и даже радикально. По его взгляду, предмет этики – область человеческой воли, но сама эта воля определяется прежде всего стремлением к счастью. «Нравственность без блаженства, – говорит Людвиг Фейербах, – это слово без смысла». По вопросу о том, как сочетать тягу к личному счастью с противоречащим ей на первый взгляд стремлением к самоограничению и служению на благо других, проповедник «туизма» Фейербах разъясняет: так как «я» неотделимо от «ты», то и истинная этика должна быть основана не на одиночном удовлетворении, а на таком, которое учитывало бы и чужие устремления. Взаимозависимость людей неотделима от самой их природы. Её явным выражением служит различие полов. В половой любви «стремление к счастью можно удовлетворить не иначе, как удовлетворив вместе с тем, хочешь ты того, или нет, стремление к счастью другого лица». Мысль о том, что личное стремление к счастью должно быть неотъемлемо от такой же тяги других, мы усваиваем с самого детства – в процессе человеческого общения. Согласно этической философии Фейербаха, конфликт между эгоизмом и долгом возникать может, но он отнюдь не является неизбежным и непреодолимым. В нашей жизни, мы постоянно учимся сочетать исполнение долга с личными склонностями. В итоге, само следование долгу мало-помалу начинает сопровождаться с ощущением удовлетворения и счастья, даже если поначалу оно и выполняется против воли. Даже жертва собственной жизнью во имя счастья другого может принести человеку высокое этическое наслаждение.

 

Философия религии Фейербаха – кратко


Больше всего Людвиг Фейербах прославился своей теорией о происхождении религии. Она, в сущности, довольно незатейлива, но среди его современников признавалась очень оригинальной. По философии Фейербаха, человек на протяжении всей своей жизни имеет дело только с данными чувств. Ничего сверхчувственного нет и быть не может. К сверхчувственному, «потустороннему» Фейербах относит и главные религиозные понятия: идеи Бога, свобода воли и бессмертия души, противопоставляя этим «несуществующим вещам» положение: «довольствуйся данным миром».

Однако его философия кардинально расходится с атеистами XVIII столетия в трактовке вопроса об истоках религиозных верований. Большинство «просветителей» XVIII века полагало, что религия возникает из человеческого невежества и суеверия, а также из сознательного обмана в целях установления господства меньшинства над большинством. Фейербах же считает, что тяга измышлять себе богов коренится в неотъемлемом от людского духа стремлении уподоблять внешний мир собственному идеализированному образу. Всякий человек ограничен в своей физической и психической индивидуальности и не может воплощать в себе все возможные людские совершенства и добродетели.


в каждом индивиде существует желание обрести такой собирательный идеальный образ, реализовать все доступные человеку как виду возможности. Это устремление и ложится в основу религиозных представления о богах. Люди издревле склонны олицетворять лучшие стороны своей натуры в неких вымышленных, несуществующих на деле реальностях. К этому человека толкает всегдашняя резкая противоположность между тем, что есть, и тем, чем он должен быть. Религиозное творчество стремится устранить эту противоположность. Не Бог творит человека «по образу и подобию своему», а наоборот, человек подобным способом творит богов. Кратко этот взгляд формулируется в знаменитом изречении Людвига Фейербаха «человек человеку – бог».

Историческую важность религии философия Фейербаха ничуть не отрицает, говоря даже, что прежде вера в богов воплощала в себе лучшие идеи и чувства человечества. Но в настоящее время нужда в ней отпала. Фейербах убеждён, что его философия и современная ему наука распознала метафизическую иллюзию, лежащую в основе религиозного творчества. Боги тем самым теряют смысл своего существования. Прогрессивное развитие техники, искусств и общественных форм даёт человечеству возможность удовлетворить всё больше самых разнообразных потребностей. Между тем, религия возникала и на почве их неудовлетворённости – теперь устранённой. Ремесленник и поэт ныне уже не нуждаются в покровительстве Гефеста или Аполлона. Человечество научится в будущем искусству быть счастливым и нравственным без содействия религии.


В своём атеизме Фейербах далеко не оригинален. Он имел многих более выдающихся предшественников в XVIII и более ранних веках. Однако его психологическое объяснение процесса возникновения религии создавало впечатление нового слова в философии. «Религиозные» теории Людвига Фейербаха нашли развитие в этнографических исследованиях по первобытной религии Леббока, Тэйлора, Спенсера и других учёных, а также в психологии.

 

 

Источник: rushist.com


Фейербах Людвиг (1804— 1872) — крупнейший материалист домарксовского периода, провозгласивший и защищавший материализм и атеизм в Германии в 30—40-х годах XIX в., идеолог демократической буржуазии. Вначале Фейербах был идеалистом-гегельянцем, но эволюция его философских взглядов шла от идеализма к материализму. Окончательно порвав с идеализмом и перейдя на позиции материализма, Фейербах в своём произведении «К критике гегелевской философии» (1839) резко выступил против идеалистической системы Гегеля (см.).

Критику идеализма Фейербах связывал с критикой религии. Он показывал, что идеализм вообще и гегелевский в особенности есть теоретическая основа религии, что учение Гегеля о первичности идеи и её превращении в процессе развития в природу есть пе что иное, как выраженная в рационалистической форме христианская догма о сотворении мира богом.


критика Гегеля Фейербахом—односторонняя критика. Отказавшись от гегелевского идеализма, Фейербах выбросил за борт и гегелевскую диалектику, он не смог выделить из неё «рациональное зерно». Он не сумел обобщить великие открытия естествознания XIX в. и на их основе выработать диалектический взгляд на природу.

В 1841 г. вышла книга Фейербаха «Сущность христианства», сыгравшая значительную роль в развитии материализма. В этой работе Фейербах с большим мастерством вскрывает гносеологические корни религии, главным образом христианства. Бог, по мысли Фейербаха, есть отчуждённая от самого человека и превращенная в абсолют человеческая сущность. Все свойства, приписываемые богу, суть свойства самого человека, но оторванные от него, представленные как самостоятельные, олицетворённые в боге. «Сущность христианства» получила высокую и вместе с тем критическую оценку в книге Ф. Энгельса «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии » (см.). Основное значение книги «Сущность христианства» Энгельс видел в том, что в ней провозглашается объективное, независимое от человеческого мышления, а следовательно, и от какой бы то ни было философии существование природы. Люди сами являются продуктом природы.

Так называемые высшие существа, созданные религиозной фантазией,— это только фантастические отражения собственной сущности человека.


сновной вопрос философии (см.) Фейербах решает материалистически. Материалистически решает Фейербах и вопрос о возможности познания. Он подвергает критике кантовский агностицизм. Ощущение, по Фейербаху, не отделяет нас от внешнего мира, а связывает с ним, оно есть образ объективного мира. Однако теория познания Фейербаха, как и его материализм в целом, носит метафизический, созерцательный характер. Фейербах не понял диалектического перехода от ощущения к мышлению, от единичного к общему, не понял роли абстракций в познании. Он не понял, что в познании решающее значение имеет практическая деятельность людей.

Фейербах оставался идеалистом в области понимания общественных явлений: он различал эпохи в развитии человечества исключительно по формам сознания, по сменяющим друг друга религиям. Материализм Фейербаха — антропологический материализм. В основе всех его рассуждений выступает абстрактный человек, «человек вообще», рассматриваемый им как биологическое существо. Фейербаху совершенно чужд исторический подход к человеку и человеческому обществу. Он хотя и говорил о «родовой» связи между людьми, но эту связь понимал как чисто природную, преимущественно как связь полов.

Он был далёк от мысли, что действительно социальная связь между людьми определяется их отношениями в процессе общественного производства, что люди могут существовать, лишь воздействуя с помощью созданных ими орудий производства на природу, и что в процессе этого воздействия люди сами изменяются, переживают свою истинную историю.


оэтому, — говорит Маркс, критикуя Фейербаха,— у него человеческая сущность может быть понята только как «род», как внутренняя, немая общность, связующая множество индивидов только природными узами». Из антропологического характера его материализма вытекает и слабость, ограниченность его критики религии. Не осознав, что человек есть совокупность общественных отношений, он не мог понять, что и религия есть продукт развития исторических общественных отношений людей, не мог вскрыть классовых корней религии. Его борьба против религии хотя и была прогрессивной, тем не менее это была борьба с позиций буржуазного просветительства.

С этим была связана и его позиция в борьбе классов в Германии середины XIX в. Фейербах не понимал значения политики, политической борьбы в общественном развитии. Он не понял революции 1848 г., и, хотя на склоне своих лет вступил в социал-демократическую партию, его взгляды на законы общественной жизни были глубоко чуждыми пролетариату.
Учение Фейербаха об обществе нашло своё яркое выражение в его морали. Здесь наиболее сильно сказалась ограниченность его философии. Основной принцип морали Фейербаха — сердечное влечение людей друг к другу, свойственное от природы человеку стремление к счастью. Чтобы люди были счастливы, они должны, говорил Фейербах, любить друг друга. «Любовь» выступает у пего как панацея от всех зол. Проповедуя всеобщую любовь в обществе, разделённом на антагонистические классы, Фейербах изгоняет из своей философии последние остатки её революционности. Мораль Фейербаха есть мораль буржуазная, проповедующая классовый мир, смазывающая противоположность классовых интересов, отрицающая борьбу классов.


Положительные и слабые стороны философии Фейербаха глубоко вскрыты в тезисах Маркса о Фейербахе и в произведении Энгельса «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философий». Недостатки материализма Фейербаха не умаляют, однако, его исторического значения. Материализм Фейербаха оказал серьезное влияние на Маркса и Энгельса в период формирования их философских взглядов. Это не означает, что материализм Маркса и Энгельса тождественен материализму Фейербаха.

Маркс и Энгельс взяли из материализма Фейербаха лишь его «основное зерно», развив его дальше в научно-философскую теорию материализма и отбросив прочь его идеалистические и религиозно-этические наслоения. Ленин в произведении « Материализм и эмпириокритицизм» (см.) противопоставляет яркие и глубокие материалистические положения Фейербаха идеалистическим, антинаучным идеям махистов. Основные труды Фейербаха: «К критике гегелевской философии», «Сущность христианства», «Предварительные тезисы к реформе философии» (1842), «Основы философии будущего» (1843).

Источник: filslov.ru

Людвиг Фейербах (1804-1872) – один из наиболее значительных представителей младогегельянства, основатель философии материализма.


1. Концепция антропологичесого основания религии. Фейербах считал религию и христианство в частности формой отчуждения человека от его собственной сущности, что является причиной экономического и политического угнетения. Чтобы изменить социальные порядки, реальные условия человеческого бытия, нужно преобразовать человеческое сознание, избавить людей от ложного понимания своей сущности, каковым является христианство.

В своем главном труде "Сущность христианства" (1841) он предпринял попытку свести религию к ее антропологическим основаниям, показать, что религия в целом есть не что иное, как извращенное, гипостазированное самосознание родовой сущности человека. Иначе говоря, по его мнению, собственные, реальные человеческие качества в религиозных представлениях, догмах и ритуалах идеализированы, преувеличены, превращены в абсолют. Так, таинство крещения имеет в своем основании почитание реальных свойств воды, ее способности очищать человека от грязи; таинство причащения, соответственно, абсолютизирует реальные свойства хлеба и вина; Божественное семейство есть не что иное, как идеал семейных отношений людей, и т.д. и т. п.

Сам Бог, как всемудрейшее, всеблагое, всемогущее идеальное существо, есть не что иное, как рафинированный, избавленный от пороков, недостатков, ограниченностей и слабостей человек — короче, идеальный человек, которого ложное сознание объективировало, превратило в высшую реальность. Или, иначе человек спроецировал в Боге самого себя как человеческий идеал; он сам создал Бога "по своему образу и подобию". Но, к сожалению, чем более совершенным в процессе такого человеческого самообожествления становится Бог то есть идеал человека тем более ничтожным в собственном мнении делается сам человек и, как следствие, тем более бедной, тусклой и ничтожной становится его реальная, земная жизнь.

По Фейербаху, избавленные от иллюзорного религиозного сознания, понимающие человеческие истоки религиозных представлений, люди должны заменить поклонение Богу уважительным отношением и любовью друг к другу. Речь поэтому не идет о тотальном отрицании религии (поскольку даже этимологически, как полагал Фейербах, слово "религия" означает не что иное, как "связь"), а о перестройке религии на антропологических принципах, и тем самым о замене религии, иллюзорной религии подлинной, в качестве основ которой сам философ предлагает собственный антропологический принцип философии.

2. Концепция антропологического материализма. Фейербах материалист, с его точки зрения, философия должна начинаться с признания реальности бытия как такового, т.е. природы или материи. Фейербах предпринял попытку "материалистического переворота" гегелевской философии. Основой этой обновленной философии должно быть обращение к "конкретно-индивидуальному", в противоположность "абстрактно-всеобщему" в гегельянстве. Соответственно, необходимо отказаться от идеи "чистого сознания", по Фейербаху, базового принципа всей философии Нового времени.



Природа является бесконечной в пространстве и времени; нет ничего существующего вне пространства и времени, но нет также и пространства и времени вне природы. В центре внимания Фейербаха находится человек. Поэтому его учение получило название антропологический материализм.Человек рассматривается как психофизиологическое существо, являющееся и материальным, и разумным. Его сущность составляет разум, воля и сердце (чувство). Человек – природное, биологическое существо. Человека надо принимать как целостность, сущность которого включает не только его "голову", но и его "сердце".

3. Теория познания. Для Фейербаха характерен "природного" сенсуализм. Решающая роль в познании отдается органам чувств. Мышление опирается на чувства. Органом мышления является мозг, но он служит лишь в связи с человеческой головой и телом. Мыслит не мозг, а человек с помощью мозга. Соответственно, постигать действительность следует, руководствуясь не только разумом, но и любовью: человек не только мыслящее существо, но также (и, прежде всего!) существо чувствующее. По мнению Фейербаха, истина, действительность и чувственность тождественны. Истинным есть, по Фейербаху, то, что соответствует сущности рода, ложно то, что не противоречит ему. Это значит, что сам человек есть "предметное существо", что сущность человека следует определять, отталкиваясь от его предметного бытия, что нет другого способа понять человека, кроме изучения его предметного мира, области его реальных потребностей и средств их удовлетворения. Итак, чувственное знание есть критерий истины.

4. Фейербах разработал диалектическую концепцию метафизического материализма, в которой показал, что идеалистическая диалектика невозможна. Он связал принципы материализма с принципами развития, чем заложил основы материалистической диалектики.

В конце своей жизни Фейербах несколько отходит от "природного" сенсуализма, поскольку выстраивает некую иерархию чувственных объектов: самыми важными из чувственных объектов для человека, согласно его представлениям, являются другие люди. Отсюда следует, что истина не дана непосредственно как чувственность, ее следует проверять в процессе диалога. Живой диалог « Я – Ты» основа человеческого взаимопонимания.Таким образом, взгляды Фейербаха, и, прежде всего, его попытка "материалистически перевернуть" гегелевскую философию, оказали огромное влияние на Карла Маркса (1818-1883) и Фридриха Энгельса (1820-1895).

Вывод: Немецкая классическая философия является вершиной достижения классической метафизики. Это оптимистическая прогрессивно-диалектическая философия, ставившая проблемы духа, разума и бытия как ключевые ценности Универсума.

Источник: studopedia.su


Categories: Философия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.