ДИАЛЕКТИКА ГЕГЕЛЯ

Развитие немецкой классической философии достигает своих вершин в творчестве Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770–1831). Основными его работами являются: «Феноменология духа», «Науки логики», «Энциклопедия философских наук», «Лекции по философии истории», «Лекции по истории философии» и др.

Гегель – философ-идеалист. Он признавал источником развития всей действительности не природу, а дух, не материю, а абсолютную идею. Эта идея, по мнению Гегеля, существует вечно и независимо от природы и человека, поэтому и носит название абсолютной. Только абсолютная идея представляет собой настоящую действительность, а реальный мир – природа и общество – есть лишь отражение идеи, результат ее развития.


«Абсолютная идея» в своем движении проходит три ступени: 1) идея порождает и накапливает свое собственное богатство содержания. Этот процесс Гегель рассматривает в «Науке логики»; 2) идея переходит в свои противоположности, обнаруживая себя в материальном мире – в природе. Эту ступень философ рассматривает в «Философии природы»; 3) развитие идеи завершается полным совпадение «мирового разума» с сотворенной им природой и обществом, тождеством идеи и мира, по терминологии Гегеля, – «абсолютным знанием». Эта третья ступень развития идеи показана Гегелем в «Философии духа».

Задача философии, согласно философу, в том и состоит, чтобы раскрыть исторический путь самодвижения идеи как реально существующей активной силы. Для этого необходимо видеть источник развития, который заключается в наличии противоречивых сторон в каждом явлении и предмете, результатом столкновения которых и является их самодвижение. Гегель обосновал основные диалектические законы развития: закон единства и борьбы противоположностей; взаимоперехода количественных и качественных изменений; отрицания отрицания.

Общественные взгляды Гегеля: 1) человеческое общество является высшей ступенью развития духа.


сфере всемирной истории дух реализует себя, ввиду чего вся история человеческого общества выступает необходимой и закономерной. Отсюда вытекает и его знаменитое изречение: «Все действительное разумно, все разумное действительно» как воплощение абсолютного духа. Консерватизм такой позиции проявился в утверждении, что прусские государственные порядки вместе с монархией являются высшим проявлением и воплощением абсолютного духа; 2) Гегель стремился обосновать особое положение германцев во всемирной истории как носителей абсолютного духа. В полном соответствии с этим националистическим принципом Гегель в «Философии права» возвел немцев в ранг господ, а все другие народы низвел до роли рабов; 3) с особым пренебрежением относился Гегель к славянским народам, считая, что славянская нация «до сих пор не выступала как самостоятельный момент в ряде обнаружений разума в мире»; 4) Гегель видел высокое назначение войн в том, что они сохраняют нравственное здоровье народов и предохраняют их от гниения, «которое непременно явилось бы следствием продолжительного, а тем паче вечного мира». 


ly: Times New Roman,Times,serif; color: rgb(51, 51, 51);">
………………………………………………
nitshe.ru философы и философия
 

Источник: nitshe.ru

Философия природы гегеля краткоФилософия Гегеля – вершина классической немецкой философии. Диалектика, знаменитые законы диалектики, были тоже найдены этим великим мыслителем.
Георг Вильгельм Фридрих Гегель – годы жизни (1770-1831). Его труды были написаны под влиянием немецкого философа Канта и в меньшей степени Фихте. Во многих своих философских поисках Гегель опирается именно на труды Канта и получает поистине ошеломляющие результаты, имеющие огромное значение для всего человечества.


Сравнительная характеристика Философских идей Канта и Гегеля.
Кант говорит, что невозможно познать чистый разум без опыта. Окружающий нас мир не может быть познан человеком. Непознаваемое, или (вещь в себе), и явление — то, (как эта вещь является нам), не связаны между собой. Читайте:Философия Канта
Гегель полностью опровергает, подобную идею, и говорит, что человек способен познавать окружающий мир, и вещь в себе и явление, не могут быть разорваны, они должны быть связаны.
У Гегеля и Канта совершенно разное отношение к «противоречию». У Канта; противоречие есть источник заблуждения, понятие очень негативное, а Гегель скажет, что именно противоречие есть критерий, истинны, а отсутствие противоречия, как раз и есть критерием заблуждения. Любой предмет, начиная от самого простого, до самого сложного, как человеческий организм, содержат в себе взаимоисключающие моменты, но одновременно и взаимодополняющие друг друга.

ФИЛОСОФИЯ ГЕГЕЛЯ: УЧЕНИЕ ОБ АБСОЛЮТНОЙ ИДЕЕ.
Согласно Гегелю в основе мира лежит безличное, духовное первоначало, которое является условием и основой развития мира, человека и природы.


солютная идея – это система само разворачивающихся категорий, которые являются условием, для формирования мира. Ключевая задача у абсолютной идеи — это, ни что иное, как самопознание.
Понятие; безличное первоначало и абсолютная идея – Природа не может быть основой всего существующего. По мнению Гегеля, природа есть пассивная субстанция. Природа сама по себе не содержит активных действий. Творческим толчком для мира должна быть некая абсолютная, безличная, духовная сила (первоначало)

Развитие, эволюция абсолютной идеи:
Метод восхождения от абстрактного, к конкретному. Развитие абсолютной идеи начинается с предельно пустых, абстрактных, не наполненных ни каким, конкретным содержанием понятий.

Чистое бытие у Гегеля равное понятию «ничто».

Сущность – Для Гегеля сущность как бы просвечивается, через те явления, которые мы наблюдаем. Сущность по своей структуре – это проникновение во внутренние закономерности предметов и это проникновение открывает для человека возможность видеть, что любой предмет по своей сути является противоречивым.

Понятие – это категория, которая воспроизводит весь процесс развития бытия и мышления. Гегель говорит, что понятие всегда исторично, оно несёт исторический характер.

Триада в развитие мира и мышления, связка «БЫТИЕ» «СУЩНОСТЬ» и «ПОНЯТИЕ» это закон познания окружающего нас мира. Наше познание всегда начинается с наличного бытия, то, что мы видим, наблюдаем, то, что мы можем обнаружить в своём опыте, затем мы исследуем сущность познаваемого предмета, а когда мы называем предмет, мы получаем понятие. Поэтому Гегель говорит, что понятие исторично, ведь оно впитывает в себя весь предшествующий опыт прежних поколений.


ФИЛОСОФИЯ: ДИАЛЕКТИКА ГЕГЕЛЯ
Существует три закона диалектики Гегеля:
1. Диалектика Гегеля : Закон перехода количественных изменений в качественные и наоборот – это первый закон, самый важный, основной закон. У Гегеля есть четыре ключевые термина, которые характеризуют этот закон:
Количество – внешнее определенность предмета, те показатели, которые фиксируют и демонстрируют нам нахождение предмета в пространстве и времени.
Качество — эта категория фиксирует внутреннюю определённость предмета, тождественность с бытием. Именно эта категория, делает какой то предмет, именно тем чем он является.
Мера – это показатель гармонии, упорядоченность количественных и качественных изменений. Мера – это временной интервал, в рамках которого, предмет может менять свои количественные характеристики, сохраняя при этом прежнее качество.
Скачок – Скачок это всеобщая форма перехода от одного качественного состояния в другое.

2. Диалектика Гегеля : Закон отрицание отрицания, или закон двойного отрицания – в понимании Гегеля, это закон возвращение объекта в процессе его развития к старому качеству, но на уже высшую ступень развития.


r />Отрицание — это логический термин. К примеру; утверждение «А» объявляется неправильным. Как результат возникает отрицание «не-А». В свою очередь отрицанию «не-А» противопоставляется утверждение «не-А» Происходит повторное отрицание «НЕ-НЕ-А» возвращающееся к утверждению «А». Подобный процесс называется, снятие двойного отрицания.
В диалектическом отрицании Гегеля всегда присутствуют три момента; 1) преодоление старого, тех процессов, которые себя уже отжили. Любой процесс развития не возможен без отрицания. 2)Преемственность в развитии. 3) И третий этап – это утверждение нового. Всё, что связанно с развитием человека и его постижением этого мира, имеет спиральную форму. Каждая новая ступень, спираль развития, более усовершенствована, более насыщена. По мнению Гегеля, старое не исчезает, оно трансформируется в новое.

3. Диалектика Гегеля : Закон единства и борьбы противоположностей – Ключевые понятия в этом законе, это — понятие тождества, понятие различия, понятие противоположности и понятие противоречия.
Тождество – это категория, которая выражает равенство объекта или предмета самому себе, т. е. А = А. Если человек осознаёт себя, то он осознаёт себя собой, в любой момент своей жизни. Законы природы, которые мы познаём, встраиваются во внутреннюю структуру нашего мышление и открываются нам, по этому, мы можем сказать о совпадении природы открытой нашему мышлению, и самого мышления.
Различия – категория неравенства самому себе, А? А.


осознаю себя, собой в любой момент жизни, но с другой стороны я не осознаю себя собой, потому, что я развиваюсь, меняюсь, соответственно меняется моё восприятия себя и окружающего мира.
Противоположности – категория, которая выражает такие характеристики объекта, которые коренным образом друг от друга отличаются, но могут сосуществовать.
Противоречия – эта категория характеризует наивысший этап развития, это необходимое условие, для развития.

Философия доступным языком: Философия Гегеля. (Абсолютная идея. Диалектика Гегеля)

(источник: Лекция по философи к.ф.н., доцент Павлова Елена Леонидовна)

Источник: neo-humanity.ru

Схема 6.5.4. Классическая немецкая философия. Георг Гегель. Философия природы
Георг Гегель. Философия природы
Определения Абсолюта как Абсолютной идеи недостаточно для доказательства его субстанциональности
стрелка
Абсолют должен доказать свою действительность и как разум всей природы
стрелка
Природа развивается не эволюционно, а диалектически – конечная цель (возникновение жизни) определяет последовательность и связь всех ведущих к ней ступеней (циклов)

Философия природы

В сфере Логики Абсолют достигает максимальной всеобщности и действительности, но лишь как Абсолютная идея, как система чистых, без определенного содержания категорий. Ему не хватает доказательства, что он – разумная и деятельная основа всего, что существует предметно. Такое доказательство Абсолют может получить, лишь наполнив свои категории природным содержанием, или, что то же, связав все факты естественных наук систематической связью с Абсолютом. Природа должна раскрыться как иная форма бытия Абсолюта. «Природа есть идея [Абсолют как Понятие] в форме инобытия» («Энциклопедия философских наук»).

Не опыт, а Абсолют обеспечивает единство органической и неорганической природы. «Особенное содержание находится в физике вне всеобщего [вне связи с Абсолютом] и, следовательно, раздроблено, расщеплено, разрознено, разбросано, не имеет в самом себе необходимой связи» (там же).

Взгляд на природу как на череду метаморфоз (модификаций какого-либо одного начала, основания) Абсолюта позволяет понять ее как последовательно развивающуюся систему – от низших ступеней неорганической природы к человеку как высшей ступени органической природы. В основу метаморфозы положена «одна идея, пребывающая во всех различных родах, а также в отдельных органах, так что эти роды и органы являются лишь преобразованиями одного и того же типа» («Энциклопедия философских наук»).


Механика – первая крупная метаморфоза Абсолюта в сфере Природы. Пространство, время, движение и материя – главные смыслы Абсолюта на этой ступени. Здесь господствует механическая всеобщность и безразличие природных объектов к существованию друг друга.

Физика – вторая крупная метаморфоза Абсолюта в сфере Природы. На этой ступени тела обретают индивидуальность (особенные свойства) и между ними, помимо механических сил притяжения и отталкивания, возникают специфические взаимодействия – химические, электрические, магнитные, тепловые и т. п.

Органика (органическая физика) – третья крупная метаморфоза Абсолюта в сфере Природы. Здесь Абсолют познает себя последовательно в виде расширяющегося круга различных организмов – «геологического», «растительного», «животного». Последний – вершина природы. «Животный организм есть микрокосм, приобретший бытие для себя, центр природы, в котором вся неорганическая природа объединилась и идеализировалась» (там же).

Природа развивается ради осуществления своей априорной цели – возникновения жизни и все этапы ее развития суть ступени движения к этой цели. Ничто не появляется постепенно, эволюционно. Каждое видоизменение организмов есть «сразу и целиком то, что оно есть» (там же).

Высшие формы возникают из низших и включают их в себя в преобразованном виде, но никогда к ним не сводимы: целое не равно сумме своих частей.

Источник: an-site.ru

Какие основные идеи философии Гегеля, философа немецкой классической мысли, Вы узнаете из этой статьи.

Гегель основные идеи

Георг Вильгельм Фридрих Гегель является  классиком немецкой мысли, а его философия достижением XIX века.  Взгляды профессора сформировались под воздействием диалектики Дидро, декартовского рационализма, мистицизма Беме и философии Шеллинга. Не последнюю роль в формировании его идей сыграли открытия в области естествознания и духовный настрой Великой французской революции.

Философия Гегеля отличается от других философских систем тем, что мыслитель не пытался понять, в чем смысл всего сущего. Наоборот, все сущее он воспринимал как мышление, которое превращалось в философию. Его взгляды и идеи не подчинены независимому объекту, природе или Богу. Для профессора Бог – это абсолютно совершенный мыслящий ум, а природа является оболочкой диалектической действительности. Для мыслителя суть философии в самосознании.

Гегель основные идеи: кратко

Идеи философа выражены через основные понятия его философии.

  • Гегель считал, что выдающаяся личность, которая творит всемирно-исторические деяния, является неподсудной морали. Значение имеет только величие дела, а не его нравственный смысл.
  • Абсолютные идеи философии Гегеля подразумевают идеализм конкретной и безусловной всеобщности с исходным пунктом и конечной целью познания.
  • Субъективный дух – это индивидуализация души, которая характеризуется отчуждением абсолютной идеи.
  • Объективный дух – это отчуждения абсолютной идеи в объективном мире, которое сопровождается появлением морали, права и нравственности.
  • Абсолютный дух – это последняя ступень отторжения абсолютной идеи. На ней абсолютный дух приобретает форму искусства, философии и религии, как истинного воплощения абсолютного знания.
  • Отчуждение. Гегель говорил, что это отражение абсолютного духа в природе и истории, отношения между созданной действительностью и человеком.
  • Снятие. Это процесс отрицания отрицания, преемственность в развитии из старого нового.
  • Триада. Она представляет собой универсальное отображение всех процессов развития и состоит из 3 ступенек: тезис — исходный фактор, антитезис — отрицание первоначальной сути, синтез — объединение тезиса и антитезиса.

Кроме того, философская точка зрения Гегеля нашла свое отображение в философских принципах. Они заключаются в переходе от абстракции к историзму, системности, конкретике и противоречии.

  1. Принцип восхождения к конкретному от абстрактного. Это главный диалектический метод  познания. Глубокое конкретное знание, объединяющее особенное и общее происходит через познание бессодержательного и общего путем углубления знаний.
  2. Принцип историзма. Любой объект познания является результатом процесса развития. При этом познание учитывает историческое измерение объекта.  Гегель считает, что исторический и логический аспекты совпадают.
  3. Принцип системности. Реальный мир рассматривается как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны друг с другом в необходимой степени. Примечательно, что система развивается не по элементам, а целиком.
  4. Принцип противоречия.  Это причина и первопричина развития. Оно может разрушить былую систему и построить совершенно новую.

Надеемся, что из этой статьи Вы узнали, какие основные идеи Г. Гегеля.

Источник: kratkoe.com

Суть философии немецкого мудреца

Философия Гегеля в своей основе опиралась на идею постепенного развития бытия. От бытия в себе (идея, разум) через бытие вне себя (природу) к бытию в себе и для себя (Духу).

В процессе саморазвития чистый разум – не реальная, а идеальная и логическая субстанция. Превратить субстанцию в субъект, бессознательный разум в самостоятельный разум, дух или абсолютный Дух является целью мирового процесса. Субстанция выливается из первоначального состояния в качестве логической идеи в инобытие, природу, для достижения цели: осознание себя как единого и истинно действительного, понимание абсолютной истины какой она есть сама по себе и внутри себя.

Абсолютная Идея – основа мироздания. Природа не способна стать основой всего сущего, потому что является пассивной субстанцией, а Абсолютная Идея меняет ее, производя те или иные действия.

Окружающий мир, согласно гегелевской философии, можно познать с помощью инструмента познания – чувственного и рассудочного опыта. Противоречия являются критериями истины, и заблуждением является их отсутствие. Эти два суждения противоречили идеям Канта, который оказал сильное влияние на формирование мировоззрения германского мыслителя.

Диалектика и логика в трактовке Гегеля

Учение Георга Гегеля о диалектике оставило заметный вклад в философии. Немецкий мыслитель первый систематизировал диалектическое мышление и выделил три его закона. В своем труде философ пытался понять взаимосвязь между различными компонентами одного процесса.

Законы диалектики:

  1. Количественные изменения преобразуются в качественные. Основной закон диалектики.
  2. Закон двойного отрицания. В процессе развития объект вновь обретает старое качество, но теперь на высшей ступени развития
  3. Единство и борьбы противоположностей.

Начало гегелевской логики лежит в его диалектическом методе: если в рассуждениях исключить все мысли, имеющие какое-либо содержание, то останется неопределенное общее понятие, названное бытием, которое исключить уже нельзя. Бытие не имеет содержания и качества, следовательно, равно небытию. Так бытие переходит в небытие, и рассуждения о бытии приводят к противоположному.

Учение о логике представителя классической немецкой философии разделено на:

  • Учение о бытии. Исследует такие понятия как количество, качество и мера.
  • Учение о сущности. Объект изучения – явления, сущности и действительность.
  • Учение о понятии. Познание объективности, субъективности и идеи.

Философские размышления о природе и духе

В теории Гегеля об основе мира, Абсолютная Идея выражена безграничным духовным началом, условие существования и развития мира, человека и природы. Главная задача Абсолютной Идеи – самопознание.

Природа не способна являться Абсолютной идеей, она не станет основой всего сущего. Природа, согласно германскому философу, это пассивная субстанция. Сама по себе она не содержит активных действий. Первоначалом мира следует быть чему-то безликому, какой-то абсолютной духовной силе.

Гегелевская философия представляет путь идеи в ее инобытии. Природа в его учении предстает промежуточным звеном. Идея в своем развитии становится материальной природой, а затем развивается в дух, истинный и сознательный.

Философия о Духе одна из наиболее разработанных тем в трудах немецкого мыслителя.

Учение разделяется на три ступени: субъективный, объективный и абсолютный дух.

Кратко концепцию Гегеля можно выразить так: вначале, на определенной ступени развития природы, возник разумный человек. Сперва он живет в естественном состоянии, под влиянием природы, и подчиняется инстинктам. Человек и представляет собой субъективный дух.

фото 722

В процессе развития человек признает других людей равными себе, начинает воспринимать их как духовных существ, к которым следует относиться с уважением. Приходит осознание, что свобода одного мыслящего существа заканчивается там, где начинается свобода другого. Эта ступень – объективный дух, жизнь людей в коллективе.

Абсолютный дух, третья ступень, единство субъективного и объективного. Дух освобождается от противоречий, примиряется с самим собой и постигает истинное, совершенное знание о себе.

Гегельянство – что это?

После смерти Георга Гегеля его последователи образовали школу, названную гегельянством. Единой школа оставалась недолго и вскоре разделилась на несколько направлений. Причиной разлада стали религиозно-богословские разногласия.

Гегель считал ортодоксальной созданную им философскую систему. Но некоторые представители его школы увидели в трудах философа низвержение государства и церкви, отвержение Бога и бессмертия человека. Началу этого положило сочинение Д. Штрауса «Жизнь Иисуса».

Школа распалась на тех, кто придерживался «классической» гегелевской философии и тех, кого увлекли левые взгляды. Последние были неоднородны и разделились на три группы: крайне левые (Бауэр, Фейербах), консервативные правые (Габлер, Гешель, Эрдман) и центральное крыло (Батке, Конради, Розенкранц).

Среди левых гегельянцев, которых прозвали младогегельянцами, было много критиков истории церкви, а также философов, критикующих религию.

Крайне левые гегельянцы пошли дальше других и расширили сферу изучения, кроме философских вопросов религии, на политические и социальные темы. Маркс трактовал философские идеи Гегеля в материалистическом ключе и взял ее за основу своей системы экономического материализма.

фото 723

Приверженцы гегельянства оказали большое влияние на развитие науки, особенно на философию религии, историю философии, эстетику и философию истории.

Влияние Гегеля на западных и русских философов

Немецкий мыслитель стал предтечей концепции Модерна и модернизма. В трудах Гегеля описан ряд проблем, чья актуальность и сейчас неоспорима: отчуждение, социальная разобщенность, поиск свободы и внутренней гармонии. Некоторые исследователи творчества Гегеля отмечают его заметный вклад в формирование социальных наук.

Попытки немецкого философа соединить рациональное и идеалистическое начало нашли многих приверженцев, особенно на рубеже XIX-XX вв. В это время работы Гегеля были переведены на все основные европейские языки.

В России гегелевская философия сыграла немаловажную роль в культуре страны. В 30-40 годы XIX века многие образованные люди интересовались идеями Гегеля. Об этом спорили, читали многочисленные брошюры. Весь образованный свет был знаком со взглядами выдающегося немецкого мыслителя на темы философии, религии, эстетики, права и морали.

Особенностью русской философии является то, что участники двух противоположных течений русской общественно-философской мысли: западники и славянофилы, были хорошо осведомлены о философии Гегеля и черпали из нее свои идеи. Славянофилы разрабатывали его идеи со своей позиции. Самые видные представители западничества выросли на работах Гегеля.

Заслуги Гегеля в философии велики и его влияние на развитие человеческой истории трудно приуменьшить. Мыслитель занимался как вопросам религии, так и диалектики. А еще заложил основы социальных наук, которых в его время не существовало.

Источник: mystroimmir.ru


Categories: Философия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.