Философия буддизма и ее основные положения - Блог интернет магазина HappyWitch

Миллиард человек – именно столько последователей буддизма в мире насчитывается на данный момент, и число это постоянно растет. Центральное понятие философии буддизма основывается на том, что вся человеческая жизнь – это страдание, и следует стремиться к его прекращению. В этой статье мы затронем тему о том, как формировалась философия буддизма, каковы его главные принципы.

Как возникла древняя философия буддизма

В середине I тысячелетия до нашей эры в Индии главенствовал брахманизм. На севере страны возникло течение, противостоявшее ему, – буддизм. Культура, общество и экономика находились в глубочайшем упадке. Традиционные институты и родовые объединения теряли свое влияние, происходило формирование классовых взаимоотношений. По стране путешествовали мудрецы и предлагали по-иному посмотреть на духовную и физическую жизнь человека. В числе учений, которые предлагали под другим углом посмотреть на окружающий мир, был буддизм, получивший наибольшую симпатию народа.

Будда и его учение


Большая часть ученых сходится во мнении, что основоположник исходных понятий философии буддизма был исторической персоной. Им был принц племени шакьев, рожденный в 560 г. до н.э. на северо-востоке Индии. По легенде его имя было Сиддхартха Гаутама, он провел во дворце беззаботное и радостное детство, но после осознал весь ужас идеи о цикле бесконечных перевоплощений и увидел, сколько страданий и горя в окружающем мире. Принц отправился в странствие на семь лет, общался с мудрыми индийцами, пытаясь найти ответ на вопрос: «Что может избавить людей от страданий?».

Однажды, когда он сидел под деревом Бодхи, к нему пришло понимание того, как ответить на свой вопрос. Будда в переводе с санскрита означает «просветленный», «пробужденный». Ошеломленный своим открытием, принц провел под деревом еще несколько дней, затем отправился к людям, чтобы рассказать о новом учении.

Первая проповедь была услышана народом в городе Бенарес. Там к нему присоединились пять его бывших учеников, которые ранее отвернулись от него из-за отказа от аскетизма. Последующие 40 лет он рассказывал о своем учении по всему северу и центру Индии. К нему присоединилось множество сторонников, которым были близки основные положения философии буддизма.

Основные понятия философии буддизма: кратко и понятно


Философия буддизма сформировалась в рамках различных течений и школ этого учения. Она совокупностью осмысленных убеждений в отношении человека, мира и познания реальности. В отличие от Авраамических и других монотеистических религий, в философии буддизма нет понятия о греховном теле и бессмертной душе, которую ждут вечные мучения за неправедную жизнь. Есть просто человек: добрые и злые поступки, совершенные им на протяжении жизни и отражающиеся на его карме.

В философии буддизма много специальных терминов, и центральные из них мы сейчас проясним:

  • Карма. Ключевое понятие в буддийской философии, объясняющее, как и почему с нами происходят те или иные вещи. Оно говорит нам о том, что все поступки, которые мы совершаем, имеют свои последствия.

  • Воплощения. Это явление духовной жизни в философии буддизма, при котором после смерти живого существа его карма переходит к другому живому созданию. Это представление отличается от «переселения душ» и индуистского понятия «атман», означающего вечную душу.

  • Просветление. В таком духовном и ментальном состоянии, свободном от негативных эмоций, мыслей, желаний, человек воспринимает мир таким, какой он есть.


  • Нирвана. Путем глубоких раздумий и медитаций Будда сформулировал одну из главных целей в философии буддизма: стремление к осознанию своей души, основанное на отказе от мирских благ, отречении от комфортного проживания. Достижение состояния нирваны дает человеку контроль над своим разумом, он перестает излишне беспокоиться о том, что думают другие люди, лишается зависимости от вещей, его душа начинает развиваться.

  • Сансара, или «колесо жизни». В философии буддизма все живые существа, кроме тех, которые достигли просветления, находятся в этом состоянии.

Будда считал, что целесообразно идти по «срединному пути». Не нужно отказываться от всех благ цивилизации и быть аскетом, но и не стоит купаться в роскоши. Человеку надо найти среднее между этих двух крайностей.

В чем заключается философия буддизма: 4 благородные истины

Есть 4 великих открытия Будды, 4 истины философии буддизма:

  1. Страдание – это суть человеческой жизни. В философии буддизма символ существования – это огонь, который пожирает сам себя, принося только страдания. Окружающий мир непостоянен и все время изменяется. Все, что создано, в конце будет разрушено.

  2. Желания человека являются источником его страданий. Наша глубокая привязанность к материальным сферам существования заставляет нас испытывать жажду жизни. Терзания усиливаются по мере роста этого желания.

  3. Свобода от желаний приводит к свободе от страданий. В нирване человек перестает ощущать жажду к жизни и освобождается от страстей. Это сопровождается чувством блаженства и спокойствием, освобождает от переселения душ.

  4. Восьмеричный или «срединный» путь спасения – это воздержание от крайностей в философии буддизма, которое помогает освободиться от страстей.


Первый и второй этап называют праждня, они нужны для постижения мудрости. Третий, четвертый и пятый воспитывают верное поведение и настраивают нравственный компас (шила). Шестой, седьмой и восьмой называются самадха, они помогают обуздать разум.

Особенности философии буддизма

Борьба с тремя ядами – это способ буддистов обрести три драгоценности:

  1. Отдаление от истины существования и неведения.

  2. Телесные страсти и жажда к жизни, которые приводят к страданиям. Центральным понятием философии буддизма является страдание.

  3. Невозможность принять мир и события такими, какие они есть, гнев и отсутствие сдержанности.

Согласно философии буддизма, человек постоянно страдает духовно и телесно. Рождение, смерть, болезни и недуги на протяжении жизни – это страдания. Такое положение вещей считается ненормальным, поэтому философия буддизма способствует освобождению от этого.

3 основные школы буддизма как философии

Существуют три основные философские школы буддизма, которые образовались в разное время существования этого учения:


  • Тхеравада (Хинаяна). Последователи этой школы не поклоняются культовым религиозным объектам, у них нет святых мучеников, которые могут их поддержать, никакого рая и ада, отсутствуют ритуалы. Ответственность за избавление от реинкарнаций полностью лежит на человеке, она зависит от тогокак он действует, живет и мыслит. Идеалом этой философии служит монах, который достигает просветления.

  • Философия буддизма Махаяна. Появляются святые (институт бодхисатв), которые оказывают содействие людям на пути избавления от страданий. Есть рай, изображения с буддой и с бодхисатвами. Теперь даже человек, живущий мирской жизньюможет спастись от страданий.

  • Ваджраяна. Контроль самосознания и медитации – центральные понятия этой тантрической школы философии буддизма.

Рисунок ниже покажет, как три основные школы философии буддизма распространены в разных странах:

Философия буддизма_школы

Письменные источники философии буддизма

Палийский канон «Ти-питака» или «Трипитака» – книга, которая является главным источником буддийской философии. Название с санскрита переводится как «три корзины», потому что изначально тексты о буддизме писали на листьях пальмы и помещали в корзины. Этот канон состоит из трех частей и записан на языке пали:


  1. Винайя-питака – свод из 227 правил, регулирующий жизнь буддийских монахов. В нем указана информация о дисциплине, церемониях и этических предписаниях.

  2. Сутта-питака, содержит книги «Дхаммапада», что значит «путь к истине» (сборник буддийских притч), и «Джатака» – сборник рассказов о предыдущих инкарнациях Будды. Помимо двух перечисленных книгв эту часть входит и сама философия Будды.

  3. Абидхамма-питака – это тексты, пронизанные буддийской философией, ее восприятием жизни, а также метафизикой, которая есть в буддизме.

Приведенные выше книги из всех течений буддизма особенно почитаются хинаяной. Священным каноном философии буддизма у учеников махаяны является «Праджняпаралшта сутру» (поучения о совершенной мудрости). Для них это откровения самого Будды.

Буддизм – это религия или философия

В философии буддизма нет понятия Бога как творца всего нематериального и материального, всесильного существа, создавшего мир. В этом состоит отличие от привычных для россиян представлений о религии. В космологии буддизма есть существа «дэва», их ошибочно называют «богами». Они не создали Вселенную и не управляют судьбами, это обычные люди из другой реальности.


Вопрос: «Верите ли вы в Будду?» – бессмысленный в философии буддизма, так как Будда это реальный исторический персонаж, который жил около 2500 лет назад. Он был обычным человеком, как и все мы.

Многим людям при упоминании Будды приходит на ум Будда Шакьямуни (Сиддхартха Гаутама), это верно, но только отчасти. Любой сторонник буддизма, который достиг просветления, может считаться буддой, и таких было очень много. Ведь слово «будда» с санскрита переводиться как «пробужденный», «просветленный». Но только Великих Будд принято писать с большой буквы, таких как Будда Настоящий (Шакьямуни) и Великие Будды прошлого, которых по канонам разных буддийских школ от 6 до 21. Имена всех остальных пишут с маленькой буквы.

5 мифов о философии буддизма

  • Пацифизм.

Одним из основных положений философии буддизма является ненасилие над живыми существами. Это мало похоже на пацифизм, который отрицает любое насилие. Буддист в случае опасности может защитить себя, что отражено в массовой культуре. В документальном и художественном кино часто показывают монаха, постигающего боевые искусства. Великие мастера используют любую возможность, чтобы избежать боя, но в критической ситуации принимают его с достоинством.

  • Медитации.

При упоминании буддистов у многих возникает такая картина: медитирующий человек в позе лотоса, который поет мантры. Исследователи изучили этот вопрос и выяснили, что очень малая часть буддистов медитируют на постоянной основе, в том числе и монахи.

Ученые опросили приверженцев разнообразных религиозных направлений, оказалось, что сторонники философии буддизма медитируют в среднем даже меньше, чем сторонники других философских школ. Более половины медитирующих делают это нерегулярно.

  • Будда.

Философия буддизма_Будда

Неподготовленный читатель может подумать, что это образ Будды Шакьямуни – первого просветленного человека. Это заблуждение. Смеющийся толстый человек, принявший позу лотоса, – это Будай или Хотэй, считающийся в философии буддизма очередной инкарнацией одного из Будд – бодхисаттвы Майтрея. По преданиям, он приносит счастье, материальное благополучие и веселье людям. Хотя вряд ли он выглядел как толстяк, потому что Майтрей большое количество времени провел в путешествиях.

  • Страдание.

Существует ошибочный стереотип о том, что причинение себе боли и мучений – основное назначение буддийской практики. Нет, через болезненные ощущения буддисты учатся принимать их, стараются познать изменчивость жизни, чтобы стать высшим существом в следующем цикле перерождений.

Философия буддизма исходит из того, что одной из важнейших целей жизни человека является победа над страданиями. Настоящие буддисты не занимаются ни моральным, ни физическим самоистязанием просто так, хотя знают, что мир несовершенен. Они просто продолжают следовать по пути к просветлению.

  • Реинкарнация.

Человек, мало знакомый с буддийской философией, может полагать, что все буддисты поддерживают идею о переселении душ и круге сансары. Однако все немного сложнее из-за неточного перевода священных книг. Большинство буддистов под реинкарнацией понимают «возрождение», а не «перерождение». Очень малая часть буддийских традиций поддерживает принцип переселения душ в различных животных.

Источник: happywitch.ru

 

 

Традиционно буддизм рассматривается в качестве одной из трех мировых религий (наряду с христианством и исламом). Являясь наиболее древней из них, буддизм оказал огромное влияние на жизнь Востока, однако в Европе до середины 19 века о нем было известно достаточно немного. Но то, что было известно, воспринято неоднозначно. Для одних буддизм ассоциировался с системой догматов, во многом заимствованной у брахманизма и соединенной с элементами магии и с верой в бессмертие души (В. Пуссен), для других буддизм представлял собой открытие основы мира, о которой не говорится в христианстве (Шопенгауэр).

Вместе с тем, буддизм представляет собой совершенно особое явление, о котором до сих пор имеется множество мнений, не соответствующих действительности, что частично объясняется тем, что буддизм как таковой – неоднородное учение (выделяют буддизм Хинаяны и Махаяны (иногда, в рамках последней – Ваджраяны)).


этой связи представляет некоторый интерес краткое рассмотрение вопроса о том, что же такое буддизм – философия, религия или этика, и осуществление такого рассмотрения прежде всего в отношении раннего буддизма. Для начала такого рассмотрения нам необходимо осуществить краткий экскурс в историю возникновения буддизма.

Возникновение буддизма связывают с Буддой Шакьямуни, который родился в местности Лумбии, расположенного в северо-восточной части Индии, в царской семье. Детские и юношеские годы Будды проходят во дворце среди роскоши, но когда он узнает о существовании в мире болезней, старости и смерти, а также видит безмятежного монаха, он покидает свою семью и страну и становится аскетом [1].

Нищенствуя, он странствует и знакомился с аскетами, мудрецами и философами Индии. У бродячего аскета Каламы он учится йоги, у шрамана Рамапутры – технике медитации. Не удовлетворенный тем, чего он узнал и чему научился в своих поисках, он садится под деревом и клянется умереть, но не сойти с места, пока озарение не постигнет его. Так, в состоянии медитации, он проводит семь недель и достигает просветления.

Первая проповедь Будды, в которой он изложил четыре благородные истины пятерым аскетам, состоялась в Антилопьем парке. После этого началось быстрое распространение учение по Индии (в котором Будда принимал достаточно активное участие). В возрасте 80 лет Будда умер («ушел» в нирвану).

Современная история связывает жизнь Будды с 7-5 веком до Р.Х. Однако в настоящее время трудно отделить реальные события жизни Будды от тех огромных наслоений, которые были сделаны приверженцами и противниками буддизма на протяжении многих веков. Сейчас среди ученых нет единого мнения не только о времени жизни Будды, но даже о том, является ли он реальной исторической личностью [2].

Наибольшие сложности в изучении раннего буддизма связаны с двумя обстоятельствами. С одной стороны, Будда не оставил собственноручных записей; большая часть того, что нам известно о раннем буддизме, содержится в источниках, написанных его учениками и систематизированных (объединенных) на первом соборе. В дальнейшем каждая школа давала свои комментарии на них, главным образом с философской точки зрения. Вопрос о том, что же представляло собой учение Будды, а не отдельных школ Хинаяны, во многом не выяснен до настоящего времени.

Другой сложностью в изучении раннего буддизма является тот факт, что у него нет единого канона: все буддисты изучают Абхидхармакошу Васубандхи и Вопросы Милинды Нагасены, но вот тексты Нагарджуны – уже нет. Известно, что многие произведения буддизма приписывались самому Будде, хотя на самом деле содержали философию, во многом не соответствующую (по мнению представителей других школ) первоначальному учению Будды. В частности, этим занимались представители Махаяны, заявив, что главные тексты Большой колесницы были скрыты Буддой, т.к. содержали слишком глубокие знания для того времени, и были открыты только тогда, когда для этого пришло время.

Представляется, что для понимания того, является ли учение буддизма философией или нет, необходимо ответить прежде всего на следующие вопросы: (1) был ли Будда достаточно образованным и оригинальным человеком для того, чтобы создать собственную философию, (2) характерно ли для его учения рациональное построение и логическая непротиворечивость, т.е. тот минимум, с которым обычно связывают философское построение, и (3) какое значение буддизм уделяет рациональному познанию мира.

Из краткого экскурса в историю буддизма мы видим, что Будда был крайне просвещенным человеком для своего времени. Еще до достижения просветления он много путешествовал, изучал философию, а также религиозные методы своего времени (самоистязание, медитация и т.д.). Литература буддизма, в т.ч. та, которой можно доверять, не боясь быть обманутым тем, что она имеет целью приукрасить Будду в глазах последователей – мирян, или которая относится к буддизму Махаяны (и соответственно, обожествляет Будду), содержит ряд сведений, подтверждающих это, что позволяет предположить, что Будда имел возможность четко и ясно изложить свои взгляды на ряд серьезных философских вопросов, т.е. мог создать именно философское, а не религиозное или этическое учение [3].

Однако, в литературе буддизма мы постоянно сталкиваемся с тем, что Будда совершенно по разному отвечает на одни и те же вопросы. В некотором смысле такое положение вещей связано с тем, какое место занимает рациональное познание в учении буддизма, и есть ли у него границы.

И здесь мы видим, что согласно Будде главным для освобождения человека является его «менталитет», чистота сознания, но не степень его теоретической подготовки. Размышление над четырьмя благородными истинами является необходимым, первым этапом для вступивших на путь Будды. Таким образом, рациональность, филофствование являются лишь инструментами, которые каждый буддист должен использовать на пути к конечной цели, но которые, после того как они были использованы и цель, которая может быть достигнута только с их помощью, уже достигнута, должны быть отброшены прочь [4].

Вместе с тем мы видим, что рациональность, выражающаяся в языке, бессильна перед рядом философских вопросов. Известно, что Будда обходил молчанием многие «конечные» вопросы, которые были полем отчаянной битвы философов того времени, что отчетливо показывает нам позицию раннего буддизма, согласно которой роль разума серьезно ограничена не только в практической сфере буддизма [достижения спасения], но и в сфере теоретической – рационального познания человека и окружающего его мира [5]. Будда требует от своих последователей, чтобы они оставили попытки определить неопределимое и не занимались спорами по метафизическим вопросам, достичь истины в которых невозможно [6]. «Спасение души не достигается тонкими различиями метафизических понятий, неустанным задаванием вопросов или утонченностью рассудка, достигаемой с помощью хитроумных споров сект» [7].

В этой связи Розенберг О.О. обращает наше внимание на тот факт, что учение Будды всегда имело своей целью не теоретическое размышление на различные философские темы, но практическое спасение. Соответственно то, что мы видим в литературе раннего буддизма, имеет единую основу, но разную форму выражения, всегда рассчитанную на конкретного человека, которого поучал Будда, на уровень его развития и понимания [8]. Для Будды всегда главным было донесение до слушателей сути своего учения, а не создание всеобъемлющей метафизики, которую можно было бы защищать перед философами – оппонентами. Отношение Будды к философской полемики ярко иллюстрируют ответ Будды на просьбу брахмана Паччаники об изложении своего учения. Услышав, что Паччаника будет возражать ему, что бы он не сказал, Будда замечает, что нет пользы обучать того, чье сердце испорчено жаждой споров: даже хорошо изложенное не будет воспринято имеющим дух противоречия [9].

Таким образом, представляется, что учение Будды не следует рассматривать в качестве только философского учения. В этой связи перед нами встает вопрос о том, можно ли рассматривать его как учение этическое.

Для ответа на вопрос о том, является ли учение раннего буддизма этическим, представляется необходимым прежде всего ответить на вопрос о том, какое место занимает этика в этом учении.

Этическое поведение как цель отрицает буддизмом, этика рассматривается скорее как способ, который позволяет достигнуть провозглашаемую буддизмом цель, а именно спасение. В этой связи, ранний буддизм можно было бы назвать этическим учением, если бы данный способ был единственным способом или занимал хотя бы особое место среди других способов достижения спасения.

Зачастую, упоминая о буддизме, люди имеют ввиду именно этическое, нравственное учение, представляют себе буддийского монаха, с уважением и симпатией относящегося к каждому живому существу на земле. Учитывая общее количество этических правил, установленных, например, в Сутта – Нипата, некоторые исследователи склонны рассматривать буддизм как этическое учение. «Каково же было учение мудреца Гаутамы? Насколько оно выясняется в нашем памятнике, это есть учение о достижении личного нравственного совершенства, выражающегося внутренне в ощущении непорочного счастья, внешне – безупречно-нравственной жизнью» [10].

Вместе с тем, этическое поведение всегда было лишь одним из шагов на пути достижения освобождения. Более того, такое поведение представляло собой поведение скорее пассивное, выражающееся в том, чтобы не причинить вред, чем в том, чтобы активно делать добро. «Правильное поведение определяется негативно как отказ от уничтожения живого, от воровства, от половой распущенности» [11]. Однако в любом случае необходимо определить, каково место этического поведения в учении раннего буддизма.

Восьмеричный путь, как единственный способ достижения освобождения, действительно предусматривает в качестве одного из шагов правильное поведение, что, по нашему мнению может ассоциироваться с этическим поведением. В некотором смысле к этике может быть отнесена и правильная речь. Однако наряду с правильным поведением и речью, восьмеричный путь предполагает и шесть других шагов, среди которых правильное воззрение и правильный сосредоточение, которые прямо не могут быть отнесены к этическому. Таким образом, этическое поведение рассматривается не как нечто, имеющее набольшее влияние на достижение освобождение, но наравне с другими «шагами» на длительном пути к освобождению.

Вместе с тем, при определении места этики в раннем буддизме необходимо также обратить внимание на то, что этическое поведение всегда рассматривалось скорее как внутреннее состояние человека, а не как оценка действий человека со стороны других людей. Именно внутреннее отношение человека к собственному поведение, а не внешнее проявление данного поведения, не регистрация этого поведения другими людьми, составляет главное в раннем буддизме.

Таким образом, на наш взгляд нет достаточных оснований называть ранний буддизм только этическим учением. Поэтому необходимо рассмотреть учение раннего буддизма как религии.

Конечно, в данном случае нельзя выбирать «по остаточному основанию», рассуждая подобным образом: если раннее учение буддизма – это не философия и не этическое учение, то оно должно быть религией. При рассмотрении учения раннего буддизма с точки зрения религии мы сталкиваемся с тем, что оно не обладает теми существенными атрибутами, которые западная философия неизбежно приписывает религии: «Три главные идеи являются достоянием всякой религии: бытие Бога, бессмертие души и свобода воли – без них не может быть построено учение о нравственности…» [12]. Всего это нет в буддизме: «В самом начале 19 века… европейцы (вначале ученые-востоковеды, а потом и более широкие круги «образованной публики») увидели религию без Бога или богов в привычном смысле, религию, отрицающую существование души и заменяющую учение о промысле божьем доктриной причинной обусловленности и «законом кармы». Короче говоря, европейцев потрясло то обстоятельство, что положения, характерные для европейской философии скептического направления оказались в буддизме включенными в религиозный контекст» [13].

Вместе с тем, ранний буддизм роднит с религией то, что он провозглашает целью жизни человека достижение освобождения («нирваны»), которое обусловлено в том числе рациональным познанием и этическим поведением, однако сама цель не поддается философскому осмыслению [14].

Таким образом, учение раннего буддизма нельзя охарактеризовать как только философское, этическое или религиозное учение. С одной стороны, оно говорит об освобождении как цели жизни, и указывает на путь достижение такового. Этическое поведение является одним из этапов на этом пути. С другой стороны, оно пользуется четкими и рациональными построениями (в частности, в связи с анализом человека – теория дхарм), и проводит именно философский анализ многих вопросов.

В этой связи, при попытке дать учению раннего буддизма какую-либо характеристику, наиболее прав, пожалуй, Розенберг О.О., заявивший, что буддизм является и религией, и этикой, и философией в равной степени, но на разных уровнях своего учения.

Источник: www.topos.ru

Кратко об истории возникновения буддизма

Буддизм является одной из самых древних религий мира. Его зарождение произошло в противовес господствовавшему тогда брахманизму еще в середине первого тысячелетия до нашей эры в северной части Индии. В философии Древней Индии буддизм занимал и занимает ключевое место, тесно переплетаясь с ней.

Если рассмотреть возникновение буддизма кратко, то, по мнению отдельной категории ученых, этому явлению способствовали определенные изменения в жизни индийского народа. Приблизительно в середине VI века до н.э. индийское общество настиг культурный и экономический кризис.

Те родовые и традиционные связи, которые существовали до этого времени, стали постепенно претерпевать изменения. Очень важно то, что именно в тот период происходило становление классовых отношений. Появилось много аскетов, бродящих по просторам Индии, у которых сформировалось свое видение мира, чем они делились с другими людьми. Так, в противостояние устоев того времени появился и буддизм, заслуживший у народа признание.

Большое количество ученых считает, что основоположником буддизма был реальный человек по имени Сиддхартха Гаутама, известный как Будда Шакьямуни. Родился он в 560 году до н.э. в зажиточной семье царя племени шакья. С самого детства он не знал ни разочарований, ни нужды, был окружен безграничной роскошью. И так прожил Сиддхартха юность, пребывающий в неведении о том, что существуют болезни, старость и смерть.

Настоящим потрясением для него стало то, что он столкнулся однажды во время прогулки за пределами дворца со старцем, больным человеком и похоронной процессией. Это повлияло на него настолько, что в свои 29 лет он примыкает к группе странствующих отшельников. Так он начинает поиски истины бытия. Гаутама пытается понять природу человеческих бед и пытается отыскать способы их устранения. Осознавая, что бесконечная череда перевоплощений неминуема, если не избавиться от страданий, он пытался отыскать ответы на свои вопросы у мудрецов.

Философия раннего буддизма» data-spai=»1″ data-spai-src-meta=»u=aHR0cHMlM0ElMkYlMkZpbmRpYWRhLnJ1JTJGd3AtY29udGVudCUyRnVwbG9hZHMlMkYyMDE1JTJGMTElMkZwaGlsb3NvcGh5LWJ1ZGRpc20uanBn;w=630;h=356″ alt=»Краткая история возникновения буддизма» width=»630″ height=»356″ />
Краткая история возникновения буддизма

Проведя в странствиях 6 лет, он испытывал разные техники, практиковал йогу, но пришел к выводу, что такими способами просветления не достичь. Действенными методами он считал размышления и молитвы. Именно тогда, когда он проводил время в размышлениях под деревом Бодхи, он испытал просветление, благодаря которому нашел ответ на свой вопрос.

После своего открытия он провел еще несколько дней на месте внезапно наступившего озарения, а затем отправился в долину. И стали звать его Буддой («просветленным»). Там он начал проповедовать людям учение. Самая первая проповедь состоялась в Бенаресе.

 

Основные понятия и идеи буддизма

Одной из основных целей буддизма является путь к нирване. Нирвана – это состояние осознания своей души, достигаемое с помощью самоотречения, отказа от комфортных условий внешней среды. Будда, проведя долгое время в медитациях и глубоких размышлениях, осваивал метод контроля над собственным сознанием. В процессе этого он пришел к выводу, что люди очень привязаны к мирским благам, чрезмерно беспокоятся о мнении других людей. Из-за этого человеческая душа не только не развивается, а и деградирует. Достигнув нирваны, можно лишиться этой зависимости.

 

Неотъемлемые четыре истины, лежащие в основе буддизма:

  1. Есть понятие дукхи (страдание, гнев, страх, самобичевание и другие негативно окрашенные переживания). Каждый человек находится под влиянием дукхи в большей или меньшей степени.
  2. У дукхи всегда есть причина, которая способствует появлению зависимости – алчность, тщеславие, похоть и др.
  3. От зависимости и страдания можно избавиться.
  4. Полностью освободиться от дукхи можно благодаря пути, ведущему к нирване.

Будда придерживался мнения, что необходимо придерживаться «срединного пути», то есть каждый человек должен отыскать «золотую» середину между обеспеченным, пресыщенным роскошью, и аскетичным, лишенных всяческих благ человечества, образом жизни.

В буддизме выделяют три главные драгоценности:

  1. Будда – им может быть как сам создатель учения, так и его последователь, достигший просветления.
  2. Дхарма – непосредственно само учение, его основы и принципы и то, что оно может дать его последователям.
  3. Сангха – община буддистов, придерживающихся законов данного религиозного учения.

Философия раннего буддизма» data-spai=»1″ data-spai-src-meta=»u=aHR0cHMlM0ElMkYlMkZpbmRpYWRhLnJ1JTJGd3AtY29udGVudCUyRnVwbG9hZHMlMkYyMDE1JTJGMTElMkZidWRkaGlzbS1wb255YXRpYS5qcGc=;w=630;h=356″ alt=»Основные понятия буддизма» width=»630″ height=»356″ />

Чтобы достигнуть всех трех драгоценностей, буддисты прибегают к борьбе с тремя ядами:

  • отстранение от истины бытия и неведения;
  • желания и страсти, способствующие возникновению страданий;
  • несдержанность, гневливость, неспособность принять что-либо здесь и сейчас.

Согласно идеям буддизма, каждый человек испытывает и телесные, и душевные страдания. Болезни, смерть и даже рождение являются страданием. Но такое состояние противоестественно, поэтому от него нужно избавляться.

 

Кратко о философии буддизма

Это учение нельзя назвать лишь религией, в центре которой стоит Бог, создавший мир. Буддизм – философия, кратко принципы которой мы рассмотрим ниже. Учение предполагает помощь в направлении человека на путь саморазвития и самосознания.

В буддизме нет идеи о том, что существует вечная душа, искупающая грехи. Однако, все, что человек делает и каким образом, найдет свой отпечаток – это обязательно вернется к нему. Это не божественная кара. Это последствия всех действий и мыслей, оставляющих следы на собственной карме.

 

В буддизме есть основные истины, открытые Буддой:

  1. Жизнь человека – есть страдание. Все вещи непостоянны и переходящие. Возникая, все должно быть уничтожено. Само существование символизируется в буддизме как пламя, пожирающее себя, а ведь огонь может принести только страдание.
  2. Страдания возникают из-за желаний. Человек настолько привязан к материальным аспектам существования, что неистово жаждет жизни. Чем больше будет это желание, тем больше он будет страдать.
  3. Избавление от страданий возможно только с помощью избавления от желаний. Нирвана – это состояние, достигнув которого человек испытывает угасание страстей и жажды. Благодаря нирване возникает чувство блаженства, свобода от переселения душ.
  4. Для достижения цели избавления от желания следует прибегнуть к восьмеричному пути спасения. Именно этот путь называется «срединным», позволяющим избавиться от страданий с помощью отказа от крайностей, заключающимся в чем-то среднем между истязанием плоти и потаканием физическим удовольствиям.
Философия раннего буддизма» data-spai=»1″ data-spai-src-meta=»u=aHR0cHMlM0ElMkYlMkZpbmRpYWRhLnJ1JTJGd3AtY29udGVudCUyRnVwbG9hZHMlMkYyMDE1JTJGMTElMkZidWRkaXlza3llLWhyYW15LmpwZw==;w=630;h=356″ alt=»Комплекс буддийских храмов» width=»630″ height=»356″ />
Комплекс буддийских храмов

Восьмеричный путь спасения предполагает:

  • правильное понимание – самое главное, что нужно сделать, это осознать, что мир полон страданий и скорби;
  • правильные намерения – необходимо стать на путь ограничения своих страстей и стремлений, первоосновой которых является человеческий эгоизм;
  • правильная речь – она должна нести добро, поэтому стоит следить за своими словами (чтобы они не источали зло);
  • правильные поступки – следует совершать добрые дела, воздерживаться от недобродетельных поступков;
  • правильный образ жизни – только достойный образ жизни, не вредящий всему живому, способен приблизить человека к избавлению от страданий;
  • правильные усилия – необходимо настраиваться на добро, гнать от себя все зло, тщательно следя за ходом своих мыслей;
  • правильные помыслы – самое главное зло исходит от нашей собственной плоти, избавившись от желаний которой можно избавиться и от страданий;
  • правильная сосредоточенность – восьмеричный путь требует постоянной тренировки, сосредоточения.

Первые две ступени называются праджня и предполагают этап достижения мудрости. Три последующие – регулирование нравственности и правильного поведения (шила). Оставшиеся три ступени олицетворяют дисциплину ума (самадха).

 

Источник: indiada.ru


Categories: Философия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.