Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) – представитель классической немецкой философии. Наибольшее влияние на его труды оказал Иммануил Кант.

С некоторыми суждениями своего предшественника Гегель был не согласен и старался опровергнуть их в своих работах.

фото 721Кант утверждал, что без опыта познание чистого разума не существует. Гегель возражал ему: человек способен познать окружающий мир. Явление и «вещь в себе» взаимосвязаны и их связь никогда не будет разорвана.

Два немецких философа расходились в суждениях и о природе противоречий. Кант относился к противоречиям негативно. Для него это – источник заблуждений. Гегель называл противоречия критерием истины, а их отсутствие – критерием заблуждений.

Гегель все равно поддерживал идеи предшественника о свободе личности, уважал законы и видел в государстве источник разумного управления обществом. Оба мыслителя критиковали насилие и рабство, произвол и гнет. Кроме Канта, гуманистическая направленность гегелевских суждений опиралась на учения Декарта, Шеллинга и Дидро.

Тема Духа, которую подробно изучал Гегель, развивалась еще со времен Платона. Сам философ признавал, что на его суждения повлияли Прокл, Экхарт, Лейбниц, Руссо.

Суть философии немецкого мудреца


Философия Гегеля в своей основе опиралась на идею постепенного развития бытия. От бытия в себе (идея, разум) через бытие вне себя (природу) к бытию в себе и для себя (Духу).

В процессе саморазвития чистый разум – не реальная, а идеальная и логическая субстанция. Превратить субстанцию в субъект, бессознательный разум в самостоятельный разум, дух или абсолютный Дух является целью мирового процесса. Субстанция выливается из первоначального состояния в качестве логической идеи в инобытие, природу, для достижения цели: осознание себя как единого и истинно действительного, понимание абсолютной истины какой она есть сама по себе и внутри себя.

Абсолютная Идея – основа мироздания. Природа не способна стать основой всего сущего, потому что является пассивной субстанцией, а Абсолютная Идея меняет ее, производя те или иные действия.

Окружающий мир, согласно гегелевской философии, можно познать с помощью инструмента познания – чувственного и рассудочного опыта. Противоречия являются критериями истины, и заблуждением является их отсутствие. Эти два суждения противоречили идеям Канта, который оказал сильное влияние на формирование мировоззрения германского мыслителя.

Диалектика и логика в трактовке Гегеля


Учение Георга Гегеля о диалектике оставило заметный вклад в философии. Немецкий мыслитель первый систематизировал диалектическое мышление и выделил три его закона. В своем труде философ пытался понять взаимосвязь между различными компонентами одного процесса.

Законы диалектики:

  1. Количественные изменения преобразуются в качественные. Основной закон диалектики.
  2. Закон двойного отрицания. В процессе развития объект вновь обретает старое качество, но теперь на высшей ступени развития
  3. Единство и борьбы противоположностей.

Начало гегелевской логики лежит в его диалектическом методе: если в рассуждениях исключить все мысли, имеющие какое-либо содержание, то останется неопределенное общее понятие, названное бытием, которое исключить уже нельзя. Бытие не имеет содержания и качества, следовательно, равно небытию. Так бытие переходит в небытие, и рассуждения о бытии приводят к противоположному.

Учение о логике представителя классической немецкой философии разделено на:

  • Учение о бытии. Исследует такие понятия как количество, качество и мера.
  • Учение о сущности. Объект изучения – явления, сущности и действительность.
  • Учение о понятии. Познание объективности, субъективности и идеи.

Философские размышления о природе и духе


В теории Гегеля об основе мира, Абсолютная Идея выражена безграничным духовным началом, условие существования и развития мира, человека и природы. Главная задача Абсолютной Идеи – самопознание.

Природа не способна являться Абсолютной идеей, она не станет основой всего сущего. Природа, согласно германскому философу, это пассивная субстанция. Сама по себе она не содержит активных действий. Первоначалом мира следует быть чему-то безликому, какой-то абсолютной духовной силе.

Гегелевская философия представляет путь идеи в ее инобытии. Природа в его учении предстает промежуточным звеном. Идея в своем развитии становится материальной природой, а затем развивается в дух, истинный и сознательный.

Философия о Духе одна из наиболее разработанных тем в трудах немецкого мыслителя.

Учение разделяется на три ступени: субъективный, объективный и абсолютный дух.

Кратко концепцию Гегеля можно выразить так: вначале, на определенной ступени развития природы, возник разумный человек. Сперва он живет в естественном состоянии, под влиянием природы, и подчиняется инстинктам. Человек и представляет собой субъективный дух.

фото 722

В процессе развития человек признает других людей равными себе, начинает воспринимать их как духовных существ, к которым следует относиться с уважением. Приходит осознание, что свобода одного мыслящего существа заканчивается там, где начинается свобода другого. Эта ступень – объективный дух, жизнь людей в коллективе.

Абсолютный дух, третья ступень, единство субъективного и объективного. Дух освобождается от противоречий, примиряется с самим собой и постигает истинное, совершенное знание о себе.

Гегельянство – что это?


После смерти Георга Гегеля его последователи образовали школу, названную гегельянством. Единой школа оставалась недолго и вскоре разделилась на несколько направлений. Причиной разлада стали религиозно-богословские разногласия.

Гегель считал ортодоксальной созданную им философскую систему. Но некоторые представители его школы увидели в трудах философа низвержение государства и церкви, отвержение Бога и бессмертия человека. Началу этого положило сочинение Д. Штрауса «Жизнь Иисуса».

Школа распалась на тех, кто придерживался «классической» гегелевской философии и тех, кого увлекли левые взгляды. Последние были неоднородны и разделились на три группы: крайне левые (Бауэр, Фейербах), консервативные правые (Габлер, Гешель, Эрдман) и центральное крыло (Батке, Конради, Розенкранц).

Среди левых гегельянцев, которых прозвали младогегельянцами, было много критиков истории церкви, а также философов, критикующих религию.

Крайне левые гегельянцы пошли дальше других и расширили сферу изучения, кроме философских вопросов религии, на политические и социальные темы. Маркс трактовал философские идеи Гегеля в материалистическом ключе и взял ее за основу своей системы экономического материализма.


фото 723

Приверженцы гегельянства оказали большое влияние на развитие науки, особенно на философию религии, историю философии, эстетику и философию истории.

Влияние Гегеля на западных и русских философов

Немецкий мыслитель стал предтечей концепции Модерна и модернизма. В трудах Гегеля описан ряд проблем, чья актуальность и сейчас неоспорима: отчуждение, социальная разобщенность, поиск свободы и внутренней гармонии. Некоторые исследователи творчества Гегеля отмечают его заметный вклад в формирование социальных наук.

Попытки немецкого философа соединить рациональное и идеалистическое начало нашли многих приверженцев, особенно на рубеже XIX-XX вв. В это время работы Гегеля были переведены на все основные европейские языки.

В России гегелевская философия сыграла немаловажную роль в культуре страны. В 30-40 годы XIX века многие образованные люди интересовались идеями Гегеля. Об этом спорили, читали многочисленные брошюры. Весь образованный свет был знаком со взглядами выдающегося немецкого мыслителя на темы философии, религии, эстетики, права и морали.

Особенностью русской философии является то, что участники двух противоположных течений русской общественно-философской мысли: западники и славянофилы, были хорошо осведомлены о философии Гегеля и черпали из нее свои идеи. Славянофилы разрабатывали его идеи со своей позиции. Самые видные представители западничества выросли на работах Гегеля.


Заслуги Гегеля в философии велики и его влияние на развитие человеческой истории трудно приуменьшить. Мыслитель занимался как вопросам религии, так и диалектики. А еще заложил основы социальных наук, которых в его время не существовало.

Источник: mystroimmir.ru

Георг Вильгельм Фридрих Гегель — немецкий философ конца XVIII — начала XIX веков. Он является одним из представителей классической немецкой философии.

Философ пытался разрешить проблему равенства мышления и бытия. В процессе развития сознание человека проходит те же стадии, которые проходило все человечество за свою историю, таким образом, по мнению Гегеля, человек может оценить свою жизнь с точки зрения завершившийся истории или, как называет философ, "абсолютного духа". И, благодаря этому, достигается то самое равенство мышления и бытия.


Развитие индивидуального сознания происходит через движение (от абстрактного к конкретному) и на каждом новом этапе происходит воспроизведение опыта, накопленного на предыдущем этапе, но на более высоком уровне. Развитие проходит определенные этапы:

Первый — сознание антагонистично человеческому "Я" и является только созерцающим; Второй — сознание становится самосознанием (осознание человеком самого себя, как личности); Третий — осознание духовности окружающего мира и осознание себя, как части этого мира.

Философ стремиться обобщить все бытие во всех его проявлениях единым понятием. И этим понятием становится "Абсолютная идея", которая так же развивается путем движения. А средством для этого развития выступает природа, которая была сотворена Богом, чтобы из нее появился человек и человеческий дух.

Гегель в своей философии смог обобщить все важнейшие философские категории и вывел три основополагающих закона.

Закон перехода количественных изменений в качественные. Развитие чего-либо происходит через накопление некоторых количественных изменений, которые, в определенный момент, нарушают меру и перетекают в качественные изменения.

Закон о взаимопроникновении противоположностей. Противоположности, находясь в непрерывном движении, взаимно переходят друг в друга и начинают себя определять и предполагать, но, в то же время, и отрицать.


Закон отрицания. Который описывает развитие в виде прохождения трех стадий: приобретение тезиса, отрицание этого тезиса (антитезис) и снятие отрицания или противоречия (синтез).

Гегель своими трудами смог повлиять на развитие социологических наук (он одним из первых изучил и описал процесс социального развития личности). Его труды повлияли на взгляды К. Маркса и способствовали появлению социологии конфликта. Он разработал концепцию гражданского общества, разделив государственную и гражданскую сферы. Его по праву можно считать классиком философии, так как его труды оказали огромное влияние на становление и развития многих направлений в науке и философии.

Источник: zen.yandex.ru

Философия истории Гегеля.

Одной из частей философии Гегеля была философия духа. В разделе об объективном духе есть подраздел «всемирная история», т.е он создал свою концепцию философии истории. Гегель читал курс лекций по ней и после его смерти на основе конспектов, набросков была воссоздана концепция философии истории.

Великая французкая ревоюция ясно показала, что существуют некие объективные силы, которые управляют ходом исторических событий.


зеф Де Местр – реакционер, ярый противник революции, подчеркивал объективную предопределенность хода Великой французской революции. В его книге – «Размышления о Франции» — отчетливо показано, что это объективный процесс, что революции не могло не быть. Есть бог, который определяет ход истории и революция – божье предустановление. Г.Гегель в своих попытках разработать собственную историософскую концепцию с идеалистических позиций, разработал и обосновал учение о противоречии как движущей силе всякого развития, то есть предложил ученым инструмент, позволяющий объяснить процессы развития, прогресса в истории человеческого общества.

Суть философии Гегеля.

Существуют некая объективная сила, определяющая ход истории, не зависящая от воли и сознания людей, определяющая общественное мнение, общественную среду, взгляды и волю людей. Эта объективная основа не остается неизменной, она меняется по линии прогресса, и когда она это происходит, меняется и общество в целом, т.е. развитие общества поступательно. Эта сила – Абсолютный Дух. Абсолютный Дух воплощается в народном духе. Дух народа – совокупность представлений народа – философских, научных, религиозных, эстетических. Абсолютный дух воплощается на каждом этапе развития в дух какого-либо народа. Такой народ становится передовым, и определяет развитие общества в целом. Он не только прогрессирует во времени, он перемещается. Однако, есть неисторические народы, где дух никогда не воплотится. Происходит историческая эстафета, когда новый народ усваивает все достижения предыдущего и становится двигателем прогресса. При этом критерием прогресса Гегель считал степень осознания свободы. Каждый новый шаг – движение к свободе человека.

Периодизация истории.

Гегель вводит понятие исторических миров. Он выделяет 4 исторических мира.


  1. Восточный – т.к. считается, что цивилизация зародилась на Востоке. Для него характерно полное отсутствие свободы – все рабы одного человека. Он делится на 3 подэтапа: Китай, Индия и Персия.
  2. Греческий мир – часть населения осознали свободу и стали свободными, а те, кто не осознал, остались рабами.
  3. Римский мир – больше вызревает понятие свободы. Начинает зарождаться христианство и подготавливает этот мир к приходу следующего.
  4. Германский мир. В него входили территории, которые входили в состав западно-римской империи, завоеванную германцами – Франция(завоеванную германскими племенами — франками), западная Германия, Испания, Италия, Англия.

В германском мире христианство получило полное развитие, которое требует любви, братства и свободы людей, значит только в германском мире свобода стала достоянием людей. Германский мир делится на 3 эпохи:

  1. Христианско-германский мир. 6, 7, 8 и половина 9 века. Империя Каролингов.
  2. Эпоха средних веков. 9-16вв. Для этой эпохи характерна феодальная раздробленность.
  3. Начало нового времени. Движение, направленное за реформацию христианской церкви. Гуггеноты, протестанты. Французкая революция.

Гегель считал германский мир – последним миром, а Пруссию – самым идеальным государством. Развитие закончилось, т.к. все обрели свободу. Развитие философии, исскуства закончилось. Дух развивался во времени, но он сам себя познал, поэтому теперь развитие остановилось. В этом Гегель противоречив – с одной стороны вечное развитие, с другой все закончилось.

Развитие абсолютного духа

Но возникает вопрос – как развивается дух? С точки зрения Гегеля развитие происходит руками людей. Дух влияет на их сознание, он внушает необходимость перемен. Великий человек раньше и лучше других понимает потребности абсолютного духа. Человек может действовать в согласии с логикой абсолютного духа, руководствуясь иллюзорным сознанием исторической необходимости. (Сравните девиз французской революции «Свобода, равенство и братство» и ее истинную цель – установление капиталистического строя). Это называется хитростью абсолютного духа. Гегель показал, что все либо предопределено, либо не предопределено. Ход истории не предопределен в деталях, но в глобальных процессах – обязательно. Он говорил: необходимость необходима, но она случайна. Случайность случайна, но она необходима. Например, если б не Наполеон, так кто-то другой захватил бы власть и установил диктатуру.

Гегель открыл, что есть «черный ящик», который определяет ход истории, но забраться в него, раскрыть механизм он не смог.

Младогегельянство.

Гегель умер в 1831г. Спустя несколько лет школа распалась, наступил раскол в стане гегельянцев. Они раскололись на два течения – право-(старо-)гегельянцы и лево-(младо-)гегельяцны. Этот раскол был неизбежен. Германия к началу 19в была страной, в которой капиталистические отношения развивались, но медленно, плохо. Надеялись, что старый король Вильгельм III, и придет новый король, и на трон взойдет новый, который поймет необходимость реформ. Но на трон взошел Фридрих Вильгельм 4. Но никаких преобразований он не провел. Нарастало недовольство. Возникла оппозиция. Но она не была политической, поскольку в то время была абсолютная монархия, и демонстрации, манифестации просто были невозможны в то время. Поэтому оппозиционные течения действовали в области литературы, поэзии, драматургии, богословия, философии.

А господствующим философским течением стало учение Гегеля. Но оно было крайне противоречивым, в связи с чем последователи раскололись на два лагеря. В философии Гегеля можно было найти все – и оправдание революции, и оправдание реакции. Возник раскол в философии, который был связан с поляризацией сил охранительных и радикальных. Старогегельянцы ухватились за его систему, они оправдывали существующий строй, а младогегельянцы видели в учении прежде всего диалектику, призывы к движению, обновлению, что нет ничего вечного. Младогегельянцы были и довольно умеренные, и которые требовали свержения монархии и утверждения республики. Они выступали как революционные демократы.

Давид Фридрих Штраусс(1808-1874)

Был доцентом университета, занимался богословием. Написал книгу «Жизнь Иисуса». Штраусс проанализировал всю евангиельскую литературу, и сделал вывод, что все это – просто миф. Он говорил, что Христос был как человек, но вокруг него выросли мифы. Миф же Штраусс рассматривал как результат бессознательного творчества группы людей. За свою книгу был изгнан из университета.

Бруно Бауэр(1809-1882)

Как и Штраусс, был богословом, теологом. Однако к моменту написания книги «Критика евангельских историй, синоптиков и Иоанна», Бауэр уже был республиканцем, безбожником, и он этого не скрывал. В своей работе он пришел к выводу, что Христа не существовало, он чисто мифический персонаж. Бауэр положил начало мифологической школе исследования евангелия, где евангелие рассматривается как миф. «Молчание века» — ни один автор 1 в н.э. ничего не говорит о Христе. Кроме того есть некоторые несоответствия в датах: по Евангелию Христос родился при правлении Ирода в год, когда проводилась перепись населения, но Ирод умер в 4 г. до н.э., а перепись проводилась в 7 г. н.э. Кроме того убийство всех новорожденных также не могло не оставить следа в исторических хрониках. Происхождение мифа о Христе Бауэр обозначил как прямой осознанный вымысел отдельных людей. В работе «Трубный глас страшного суда над Гегелем» — Бауэр разоблачает Гегеля, как страшного потрясателя общественных основ, почти антихриста. Враг религии, церкви, государства, поклонник французкой революции.

Людвиг Фейербах(1804-1872)

Фейербах родился в Баварии. Отец – крупный криминалист. Учился в Гейдельбергском университете, но услышал о славе Гегеля и перешел в Берлинский университет, который и окончил. Там Фейербах слушал его лекции. Стал работать доцентом в Эрландонском университете. В 1830 Фейербах написал работу – «Мысли о смерти и бессмертии», в которой он приходит к выводу, что никакого бессмертия нет. Книгу он писал с позиций пантеизма. Книга вышла без фамилии афтара, но вскоре его нашли и выгнали из университета. После чего Фейербах женился на наследнице фарфоровой фабрики, поселился в деревне, где жил безвылазно и работал над последующими книгами.

Но постепенно он переходил к более радикальным позициям. Стал материалистом. В 1839г написал «Критику философии Гегеля». Подвергает жесточайшей критике объективный идеализм Гегеля, отрекается от него. Самая знаменитая работа – «Сущность христианства». В этой книге он отстаивал материализм. Стал первым крупным немецким материалистом. Показал, что материализм не только не уступает идеализму, но и превосходит его. Фейербах говорил, что это искаженное представление реальности, а вовсе не глупость. В основе религии лежат чувства зависимости человека от каких-то сил, будь то природа или социальное общество. Она – оплот неравенства в обществе. И с религией необходимо бороться. Альтернатива – создание новой религии, в центре которой был бы человек, религию без богов. Антропологический материализм. Человек – центр философской мысли.

Сознание существует только человеческое и является продуктом деятельности мозга человека, т.е. является продуктом материи, т.е. вторично по отношению к ней, вторично по отношению к природе. Природа вечна, бесконечна, материальна. Природа движется. У Фейербаха появляются идеи о развитии, но он их далеко не разрабатывает. Он находится на позиции сенсуализма. Объективное мышление является источником знаний, а восприятие, ощущения – лишь образы, отражения этого объективного мышления. Не отвергал идею разума. Все познаваемо. Ум дает знания о том, что органы чувств дать не в состоянии – например ИК, УФ излучение.

Человек стремится к тому, что ему полезно, приятно, и стремится отстраниться от того, что ему неприятно, вредно. Человеком движет эгоизм. Понятие коллективного эгоизма: человек счастлив, когда стастливы и остальные. Главное для счастья – любовь ко всему. Человек занимает место в обществе, живет в нем, и все стремления человека имеют корни в структуре общества. Критикуя Гегеля, Фейербах не понял, что он открыл мышление как объективный процесс, открыл диалектику. Он считал, что абсолютные вещи – это плохо.

Кризис материализма на рубеже 19-20вв.

Начало XIX века было отмечено расцветом науки, подтверждавшей материалистические воззрения. И казалось бы, материализм должен был восторжествовать. Однако происходит оттеснение материализма на задний план. На это повлияли две причины:

Буржуазные революции прошли успешно, у власти встала крупная буржуазия, но необходимо было этот успех закрепить. Для этого нужна религия, чтобы опять вернуть народ к послушанию. Лояльной к религии философией был идеализм, в связи с чем появляется критика материализма.

Другая причина – слабость самого материализма. Он не мог решить ряд проблем в теории познания и мировоззрения. Материалисты исходили из того, что существует объективный мир. Он воздействует на органы чувств, и отражается в сознании человека. Они были сенсуалистами. Нет ничего в разуме, чего нет в чувствах. Но в разуме появляются законы, человек раскрывает сущность явлений, которая недоступна органам чувств. Откуда? Значит мышление активно, работает, извлекает законы откуда-то. Где корни активности мышления? Материалисты отвечали, что нет никакой активности(некоторые материалисты стали агностиками – человек знает явления, но сущность нет).

Человек знает законы, исходя из них изменяет мир, но еще существует не только активность мышления. Человек проявляет волевую активность – строит планы, ставит цели, рисует картину того, что должно быть, приступает к реализации. При этом он заглядывает в будущее, а чувства в этом не участвуют, т.к. они относятся к прошлому и настоящему. Значит, человек – свободен, может выбирать из массы вариантов. Но материалисты – сторонники детерминизма. В результате материалисты стали отрицать и активность сознания, и свободу, и пр.

Но и вопросы о понимании общества также заводили в тупик. Знаменитый круг – среда определяет мнение, а мнение определяет среду. Если не разорвать этот круг, развитие невозможно. Великие люди – полные творцы истории, а почему не такие идеи – а потому что не такие умы. Откуда такой ум – непонятно. В результате они переходили на позиции полной свободы. Французские материалисты были материалистами лишь в понимании природы. Создать законченное материалистическое мировоззрение, которое охватывало бы не только природу, но и общество, они не смогли потому, что не сумели, несмотря на все усилия, обнаружить объективный источник общественный идей (общественного мнения). То, что они именовали общественной средой, таким источником никак не могло быть названо. Фейербах говорил о познаваемости мира, но не объяснил, как мы узнаем о сущности явлений.

Источник: philosophy.ivlis.com


Categories: Философия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.