Средневековая философия — длительный отрезок в истории европейской философии, который непосредственно связан с христианской религией. Этим и обусловлена специфика данного периода в философии. Философия, которая складывалась в этот период, имела два основных источника своего формирования. Первый из них — древнегреческая философия, прежде всего в ее платоновской и аристотелевской традициях. Второй источник — Священное писание, повернувший эту философию в русло христианства.

Периоды (между ними нет четкого перехода):

1. Патристика. Патристика — совокупность теолого-философских взглядов «отцов церкви», которые взялись за обоснование христианства, опираясь на античную философию и прежде всего на идеи Платона.

2. Схоластика. Схоластика — представляет собой тип философствования, при котором средствами человеческого разума пытаются обосновать принятые на веру идеи и формулы. Главная отличительная особенность схоластики состоит в том, что она сознательно рассматривает себя как науку, поставленную на службу теологии.


Между схоластикой и патристикой существует различие. Перед учителями патристики ставится задача создать систематическую догматику из того, что содержалось в Священном писании. Схоластики уже располагали догматической конструкцией, в сущности, их задача состояла в том, чтобы ее упорядочить и сделать доступной для необразованных людей.

Проблемы:

1. Отношение к природе в Средние века.

В Средние века формируется новое воззрение на природу. Последняя не есть теперь нечто самостоятельное. Учение о божественном Всемогуществе лишает природу самостоятельности, поскольку Бог не только творит природу, но и может действовать вопреки естественному ходу вещей, то есть творить чудеса.

В силу всего этого в Средние века меняется отношение к природе. Во-первых, она перестает быть важнейшим предметом познания, как это было в античности; основное внимание теперь сосредоточивается на познании Бога и человеческой души. Во-вторых, если даже и возникает интерес к природным явлениям, то они выступают главным образом в качестве символов, указывающих на иную, высшую реальность и отсылающих к ней; а это – реальность религиозно-нравственная. Человек не только занимает отныне первое место во всей природе как ее царь, но в качестве образа и подобия самого Бога он уже вообще выходит за пределы природы, становится как бы над нею.

2. Человек – образ и подобие Божие.

На вопрос, что такое человек, существовали многочисленные и разнообразные ответы. Однако 2 предпосылки этих ответов оставались общими. Первая – это библейское определение сущности человека как «образа и подобия Божьего» – откровение, не подлежавшее сомнению. Вторая разработанное Платоном, Аристотелем и их последователями понимание человека как «разумного животного».


Исходя из этого понимания, средневековые философы ставили такие примерно вопросы: чего в человеке больше разумного начала или начала животного? Какое из них существенное его свойство, а без какого он может обойтись, оставаясь человеком? Что такое разум и что такое витальность (животность)?

Среди религиозных мыслителей шли дискуссии об оптимальной стратегии соединения усилий веры и разума. Главная предпосылка касалась понимания смысла и цели человеческого существования. Созданный по образу и подобию Бога, человек должен стремиться к тому, чтобы душа его стала храмом, в котором постоянно обитает Бог. Земная жизнь с ее делами и заботами, какими бы важными и нужными они ему ни казались, не должна занимать центрального места в жизни человека, не должна поглощать все его внимание. Быть человеком — значит жить не только в "горизонтальной" плоскости (среди вещей и людей), но прежде всего в "вертикальном" измерении, постоянно устремляясь к Богу, памятуя о нем и в радости, и в горестях, непрерывно чувствуя его присутствие.

3. Проблема души и тела.

Согласно христианскому вероучению, Иисус Христос воплотился в человека, чтобы своей смертью на кресте искупить грехи человеческого рода и таким образом даровать людям спасение. До христианства везде господствовало представление о несовместимости божественного и человеческого, а потому не могло возникнуть мысли о возможности слияния этих двух начал.


Другим догматом, определившим христианскую антропологию, был догмат воскресения во плоти. В отличие от прежних, языческих верований в бессмертие человеческой души, которая после смерти тела переселяется в другие тела (как у Платона), средневековое сознание убеждено в том, что человек – когда исполнятся времена – воскреснет целиком, в своем телесном облике, ибо, согласно христианскому учению, душа не может существовать вне тела.

Первым философом, попытавшимся привести в систему христианские догматы и на их основе создать учение о человеке, был Ориген. Он считал, что человек состоит из духа, души и тела. Дух не принадлежит самому человеку, он как бы даруется ему Богом и всегда устремлен к добру и истине. Душа составляет наше собственное «Я», она является в нас началом индивидуальности и выбирает между добром и злом. По природе душа должна повиноваться духу, а тело – душе. Но в силу двойственности души ее низшая часть нередко берет верх над высшей, побуждая человека следовать влечениям и страстям. По мере того, как это входит в привычку, человек оказывается греховным существом, переворачивающим природный порядок, созданный творцом. Таким образом, зло исходит не от Бога, не от самой природы, оно исходит от человека, от злоупотребления божественным даром – свободой. На основе такого подхода к решению проблемы соотношения души и тела в последующем возник средневековый аскетизм, ставивший целью воспитание плоти для будущего подчинения ее высшему, духовному началу.


4. Проблема самосознания.

Личный характер христианского Бога не позволяет мыслить его в терминах необходимости: Бог имеет свободную волю. Соответственно и в человеке воля выступает на первый план, а потому в средневековой философии переосмысливается греческая антропология и характерный для античности рационализм в этике. Если в античности центр тяжести этики был в знании, то в средние века он – в вере, а значит, перенесен из разума в волю. Так, в частности, для Августина все люди суть не что иное, как воли.

Внимание к внутренней душевной жизни, соотнесенной не столько с внешним миром, сколько с трансцендентным Творцом, порождает у человека обостренное чувство своего «Я». В философском плане это приводит к открытию самосознания как особой реальности – субъективной, но при этом более достоверной и открытой человеку, чем любая внешняя реальность.

5. Память и история.

Сакральность исторического бытия. В период раннего средневековья можно заметить острый интерес к проблеме истории, не характерный в такой мере для античного сознания. В Средние века на место «священного космоса» древних встает «священная история». Это и понятно: важнейшее с христианской точки зрения мировое событие – воплощение Бога-Сына в человека Иисуса – есть событие историческое, и оно должно быть понято, исходя из всей предшествующей истории рода человеческого, как она была представлена в Ветхом завете.


6. Проблема универсалий.

 Однако центральной проблемой средневековой философии была загадка статуса универсалий. Универсалии суть общие, родовые понятия (напр., живое существо, человек) в отличие от конкретных вещей. Основной вопрос гласит: приписывать ли собственное бытие лишь универсалиям, считая конкретные вещи их несамостоятельными видами, или реальным бытием обладают только конкретные вещи, а универсалии суть просто имена, присвоенные им человеком?

Источник: www.adload.ru

Как известно, согласно исторической науке 5-15 вв. является одним из значительнейших периодов для философии. Средневековая философия была наиболее характерна для стран Европы и Ближнего Востока и подарила миру таких великих философов, как Августина Блаженного, Фому Аквинского и Григория Паламу. Хотелось бы отметить, что актуальность данной темы достаточно высока по причине того, что способы философствования тех времен были очень своеобразными и отличались от философии других периодов развития философии как науки, при этом данные способы философствования просуществовали большой промежуток времен, измеряемый в тысячах лет! Особенность cредневековой философии обусловлена тесной связью философии как таковой и христианской религией. Если сравнивать философию cредних веков и античности, то можно сделать следующий вывод: Средневековая философию скорее является непосредственным продолжением античной мысли, но с присутствием иной системы осмысления Бога, Мира и самого Человека.


Но, как и у всех этапов развития философии, у средневековой философии существуют свои определенные «минусы», или проблемы.

Прежде всего, необходимо отметить, что средневековую философию можно разделить на три основных периода: Патристика, Схоластика и Мистика.

Первый период, а именно Патристику, можно связать с древнегреческой философией в ее платоновской и аристотелевской традициях.Патристику называют совокупностью теолого-философских взглядов «отцов церкви», взявшихся за обоснование христианства и опирающихся на античную философию, в наибольшей степени на идеи Платона.

Второй период, Схоластика, имеет иной источник формирования в отличие от Патристики. Главным, на что мыслители данного периода опирались, является Священное Писание, которое, как раз таки, и стало большим поворотом для философии в русло христианства. Схоластику относят к такому типу философствования, при котором средствами разума человека пытаются обосновать принятый на веру идеи и формулы. Схоластика вполне сознательно относит себя к науке, которая поставлена на службу теологии, что и является ее отличительной особенностью. Значительную роль в философскую науку этого периода сыграл известный философ Фома Аквинский.


Последний, третий период – Мистика. Как известно многим, Мистика – это вера в сверхъестественные силы, и с этими силами человек способен общаться каким-то особым, таинственным способом.

Теперь, собственно, можно перейти к основной теме данной работы, а именно к проблемам философии средних веков.

Первую проблему можно коротко сформулировать как проблему души и тела. Опираясь на христианское нравоучение, нужно отметить тот факт, что Иисус Христос был воплощен в человека, чтобы своей смертью искупить грехи людей и таким образом подарить им спасение. Если ранее везде преобладало представление о несовместимости чего-то божественного и человеческого, то в средние века возникла мысль о возможности слияния этих двух начал. Но помимо этого, в те времена появилось положение о воскресении во плоти. И конечно же, средневековое сознание убеждалось в том, что, когда наступит время, человек воскреснет в своем телесном облике, так как христианское учение повествует: «Душа не может существовать вне тела». Считалось, что человек состоит из духа, души и тела. Дух не принадлежит человеку, был дарован ему Богом и всегда стремится к добру и истине.


ша –есть человеческое «Я», она выбирает между добром и злом. Как правило, душа должна подчиняться духу, а тело – душе. Но иногда человек предавался низшим удовольствиям, влечениям и страстям, так сказать, по причине двойственности души. Следовательно, человек оказывается греховным существом. И тем самым можно сказать, что зло исходит исключительно от самого человека, отего злоупотреблением свободой, которую даровал ему Бог. Вследствие этого и возникла одна из основных проблем средневековой философии, а именно появился средневековый аскетизм, который и ставил целью воспитания плоти для подчинения ее высшему, духовному началу, в будущем.

Второй проблемой средневековой философии можно назвать проблему человека как подобия и образа Божьего. Философы средневековья и нового времени по-разному отвечали на вопрос: «Что же такое человек?», при этом предпосылки оставались общими.  Первой предпосылкой к данному вопросу можно назвать понимание человека как «разумного животного». То есть человек — это существо, наделенное разумом, и благодаря этому отделенное от животного мира. Разум дает человеку превосходство и господство над другими существами. Декарт же истолковал разумность как умение «правильно судить и различать истинное от ложного». Второй – библейское определение сущности самого человека как «образа и подобия Божьего».

Исходя из этого средневековые философы задавались другими вопросами: «Что такое разум и что такое животность?», «Какое из начал превосходит в человеке больше: разумность или животность?»  и «Какое из них имеет большее значение для человека, а без какого он может обойтись?»


Аристотель, например, утверждал, что человек — это животное, то есть тело, наделенное душой, только в отличие от зверей она еще и разумна. Платоники же разумную душу принимали как сущность человеческую, а человек — низшая ступень в длинной лестнице иерархии разумных существ, то есть ангелов и демонов, душ и богов.

Средневековые философы утверждали, что между человеком и всей Вселенной находится непреодолимая пропасть. Человек — пришелец из рая, который должен опять туда вернуться, несмотря на то, что он растет и питается как растения, сотворен из воды и земли, перемещается и чувствует как животное, — но он связан родством не только с ними, но и с Богом.

Также хотелось бы подчеркнуть отношение человека к природе в данный период времени. Так как в средневековье формируется совершенно новое воззрение на мир, природа теперь не есть нечто самостоятельное. Бог всемогущ, он творит природу и помимо этого, вопреки естественному ходу вещей можеттворить чудеса. Из этого следует, что природа отодвигается на второй план и теперь важнейшим предметом познания становится познание Бога и души человека. Даже если и возникает некий интерес к природе и ее явлением, то исключительно в выступлении в качестве символов, которые указывают на что-то высшее, божественное. Человек уже занимает лидирующую позицию над всей природой как ее царь и, так как Человек – образ и подобие самого Бога, он вообще выходит за пределы, рамки природы и становится как бы над нею.


Но, несмотря на все вышеперечисленное, все же центральную роль в проблематики средневековой философии играла загадка статуса универсалий, затрагивающая вопросы соотношения общего и единичного, абстрактного и конкретного. И как следует из истории философии, основной вопрос гласил: «Приписывать ли собственное бытие только лишь универсалиям, если считать конкретные, определенные вещи их несамостоятельными видами, или реальным бытием обладают только конкретные вещи, а универсалии суть просто имена, присвоенные им человеком?» Но особую остроту данной проблеме придавало то, что она обсуждалась скорее не как чисто философская проблема общего и отдельного, а с взаимосвязью с определенными богословскими проблемами. Для католической церкви и ее учений одинаковую опасность составлял и крайний реализм, и крайний номинализм – особенно в связи с положением о триединстве Бога. Так, крайний номинализм отказывался от идеи единства трех ипостасей Бога, в то время как крайний реализм – от идеи троичности единого Бога.

Отрицать не стоит, действительно, в средневековой философии существовала некая однотонность. Но, несмотря на все это, она внесла большой вклад в философскую науку и стала достаточно значительным этапом в развитии философского познания мира. Главным образом, заслуживает внимания и тот факт, что стремление данной философии направлено на то, чтобы полнее постичь духовный мир человека и приобщить его к более высокому, а именно к Богу. Философия средних веков сделала большой шаг от натуралистических представлений к осознанию индивидуальности человеческого духа и историчности человека. Отсюда получили свое зарождение такие науки, как герменевтика и семиотика.

 

Список литературы:

  1. Батурин, В. К. Философия науки: учебное пособие / В. К. Батурин. – Москва: ЮНИТИ–ДАНА, 2012. – 303 с.
  2. Гриненко Г.В. История философии: учебное пособие. Мн.: Юрайт-Издат, 2004 – с. 14
  3. Канке, В. А. Философия: исторический и систематический курс: учебник / В. А. Канке. – Москва: Логос, 2014. – 375 с
  4. Малышевский А. Ф. История философии: учебное пособие: Высшая школа, 2003. – с. 358
  5. Нерсесянц, В. С. Философия права: учебник / В. С. Нерсесянц. – Москва: Инфра–М, 2013. – 835 с. 
  6. Осипов, А. И. Философия и методология науки: учебное пособие / А. И. Осипов. – Минск: Беларуская навука, 2013. – 285 с.http://www.zavtrasessiya.com/index.pl?act=PRODUCT&id=3364 (дата обращения 23.11.2016)
  7. Спиркин А.Г. Основы философии: учебное пособие: Наука, 2002. — с.698
  8. Чернышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии: учебное пособие: Высшая школа, 1991. –с. 603
  9. Философия: учебное пособие / А. М. Руденко, С. И. Самыгин, Е. Ю. Положенкова. – Москва: Инфра–М, 2013. – 302 с.  Философия: учебник / Н. Ф. Бучило и др. – Москва: Проспект, 2013. – 358 с.http://www.zavtrasessiya.com/index.pl?act=PRODUCT&id=3364 (дата обращения 23.11.2016)

Источник: sibac.info

Средневековая философия: особенности и характерные черты

фото 670

Средневековая философия – это период, когда произошла смена мировоззренческих ориентиров, философов. Изменяются нормы, идеалы мира и роли человека в нем. Периодизация этой эпохи имеет различные варианты. Наиболее устоявшийся и принятый период в современном мире – II-XIV вв. Поскольку он пересечен с христианством, логично считать его началом периода время появления Библии. В отличии от античной философии, изучающей на протяжении трех этапов своего развития первоздание и человеческую природу, философия средневековья связана с теологией – учением о Боге. Выделяют следующие особенности средневековой философии:

  1. Теоцентризм – реальность, определяющая, что все сущее является Бог, который представлен, как личность над миром.
  2. Философские мышления периода средневековья приобрели религиозный характер и связаны с церковью.
  3. Размышления о сверхъестественном начале изменяют мировоззрение человека. Начинается переоценка истории, поиск целей и смысла жизни.
  4. Ретроспективность мышления – «чем древнее, тем настоящее, чем настоящее, тем истиннее».
  5. Традиционализм – акцент средневековой философии сделан на отрицании новаторства, использование которого считалось гордыней и грехом. Ценностью была не креативность и индивидуализм, а приверженность традициям.
  6. Авторитарность – обращение к Библии.
  7. Комментаторство. Комментаторский жанр в средние века преобладал над остальными жанрами.
  8. Источник философских знаний (священное писание) – не поддается анализу или критике, разрешено только его толкование.
  9. Дидиктизм – присущ философии средневековья. Поэтому, философия приобретает характер учительства, проповедничества.

Помимо теоцентризма, для средневековой философии характерны и следующие особенности:

  1. Монотеизм – Бог не только един, но и отличен от всего сущего.
  2. Креационизм – понимание мира, как сотворение Богом из ничего.
  3. Провиденциализм – непрерывное осуществление божественного замысла – спасение мира и человека, на протяжении истории.
  4. Эсхатологизм – учение о конце исторического процесса, и представление человека особым существом, который уподобен Богу в безгрешности, святости и любви.

Развитие средневековой философии

Философия средневековья была лишена скептицизма и рационализма, предшествующего периода – античности. Мир не представлялся больше понятным и постижимым, его познание происходило через веру. Известно три этапа развития средневековой философии:

  1. Патристика – литература, оставленная отцами церкви. Такими считались духовные наставники с определенным учительским авторитетом. Спустя время, это понятие расширило свое значение, и стало состоять из 4 основных признаков: святость жизни, древность, ортодоксальность учения, официальное принятие церкви. В патристику были заложены основы христианских догматов. Истинная философия приравнивалась к теологии. По роли в обществе, патристику разделяют на апологетическую и систематическую, по языковому критерию – на греческую и латинскую, или на восточную и западную. Важнейшим вопросов патристики был вопрос соотношения веры и знаний, религии и философии. Религия опирается на веру, а философия на знание. Поскольку, это было время господства христианства, главенство религии было неоспоримым, но необходимо было прийти к выводу, что делать с философией: оставить ее подпоркой религии, и дальше переплетать в тесную нить, или отвергнуть, как богопротивное занятие, приносящее вред религии и вере.
  2. Схоластика – максимальное подчинение теологии, объединение догматических предпосылок и рационалистической методики, интерес к формально-логической проблематике. Цель схоластики – доступность догматики для простых людей. Ранняя схоластика возродила интерес к знаниям. Основными проблемами развития ранней схоластики были: отношение веры и знания, проблема универсалий, согласование аристотельской логики и других форм познания, согласование мистики и религиозного опыта. Расцвет схоластики – это время появления университетов и широкого распространения трудов Аристотеля. Поздняя схоластика – это время упадка средневековой философии. Системы старых школ подвержены критике, новые идеи не введены.
  3. Мистика – осмысление религиозной практики единения человека с Богом. Мистические учения наполнены иррациональными и интуитивными чертами, часто намеренной парадоксальностью.

Мировоззрение в период философии средневековья

Поскольку, основой духовной жизни средневековья было христианство, то и сама жизнь в этот период приобретала характерные черты. Жизнь средневекового человека воспринимается, как путь к искуплению грехов, возможность восстановления гармонии между Богом и человеком. Это связано с грехом Адама и Евы, который начал искупать Иисус. Человек – богоподобен, и искупление Иисус делит с человеком.

Само понятие «человек» – разделено на «душу» и «тело». «Душа» – это сам человек, поскольку душу вдохнул в человека Бог, а «тело» – презренно и греховно. Человек в этом мире должен искупить грехи, получить оправдание на Страшном Суде и беспрекословно повиноваться Церкви.

Картина мира для средневекового человека складывалась из образов и толкований Библии.

Отношение к внешности человека, по сравнению с периодом античности, когда воспевались красивые тела и мускулистые фигуры, изменилось. В период средневековья человеческая красота – это торжество духа над телом.

Объяснение мира упирается в разделении на два полюса: душа и тело, небо и земля, Бог и природа.

Любая деятельность человека расценивалась в русле религиозных представлений. Все что противоречило религиозным догматам было запрещено на уровне законов. Любые выводы и мнения проходили библейскую цензуру.

Такие особенности мировоззренческих взглядов в средние века привели к тому, что наука не просто стояла на месте, а двигалась назад. Любые нововведения и идеи пресекались. Ограничение и сдерживание развитие науки вскоре приобрело настойчивый характер.

Проблемы философии средневековья

Временные рамки философии средневековья определяют ее продолжением античности, но это новая система осмысления Бога, Мира и человека. Основная мысль философии средневековья – теоцентризм. Главными проблемами, рассматриваемыми в эпоху средневековой философии, являются:

  1. Отношение к природе. Природа более не рассматривается как нечто самостоятельное, посколоьку над всем стоит Бог, которому подвластно сотворение природы и чудес. Античные познания природы ушли в прошлое, теперь внимание сконцентрировано на изучении и познании Бога, человеческой души. Такая ситуация понимания природы несколько меняется в позднем средневековье, но и тогда природа воспринимается только как символические образы. Мир человеку дан не только во благо, но и для поучения.
  2. Человек – это образ и подобие Бога. Определение понятию «человек» во все времена было разнообразным, не стало исключением и средневековье. Главным определением было то, что человек – это образ и подобие Божье. Платон и Аристотель пришли к мысли, что человек – это разумное животное. В связи с таким истолкованием возникал вопрос – чего в человеке больше – разумного начала или животного? Какие свойства в человеке существенны, а какие второстепенны? Равно, как и библейское понимание человека, также вызывало вопросы – если человек подобие Бога, то какие свойства Бога ему можно приписать? Ведь человек не всевластен и не бесконечен.
  3. Проблема души и тела. Христианское вероучение гласит, что Бог воплотился в человека для искупления грехов человека и спасения мира. Дохристианские учения рассматривали различие и несовместимость божественной и человеческой природы.
  4. Проблема самопознания (разума и воли). Бог даровал человеку свободу воли. Воля, в эпоху средневековой философии, выносится на первый план, в отличие от античности, когда основой основ был разум. Воля и Бог помогают человеку творить добро, а не зло. Статус человека, в этот период – не определен. Он вырван из космоцентризма античности, и поставлен над ним, однако, но в силу греховной природы приземлен и несамостоятелен, потому что зависит от воли Бога.
  5. История и память. Сакральность истории бытия. Возникает интерес к истории человечества, что привело к анализу памяти – антропологической способности, составляющей основу исторического знания. Время больше не рассматривается под призму жизни космоса и движения небесных светил. Время – достояние самой человеческой души. Строение человеческой души создает условие возможности времени – ожидание, устремление к будущему, внимание, прикованность к настоящему, память, направленная на прошлое.
  6. Универсалии – нечто общее, а не конкретный предмет. Вопрос состоял в том, существует ли универсалии сами по себе, или же они возникают только в конкретных вещах. Это породило спор между реализмом (изучение вещественности, действительности) и номинализмом (изучение наименований).

Представители философии средневековья

фото 671

Философия средних веков нашла свое яркое выражение в учениях Августина, прозванного Блаженным. Августин – выходец из северной Африки, отец его атеист, а мать – верующая христианка. Благодаря матери, Августин с детства впитывал христианские знания. Размышление, поиски истины – главные черты учений Августина Блаженного. Философ был склонен к отказу от своих взглядов, которых он придерживался ранее. Признание собственных ошибок и заблуждений – его путь к совершенству. Самые знаменитые работы философа: «Исповедь», «О граде Божием», «О Троице».

Фома Аквинский – философ, теолог, доминиканский монах, систематизатор схоластики и учений Аристотеля. Получил хорошее образование в области теологии, чему противилась семья философа. Несмотря на это, на протяжении своего становления как философа, он достигал цель за целью, и получал желаемое. Фома Аквинский известен тем, что в своих учениях ему удалось объединить догматы церкви и знания Аристотеля. Он провел четкую границу между верой и знанием, создал иерархию законов, поставив во главе Закон Божий. Известные работы: «Сумма философии», «Суммы теологии», «О правлении государей».

фото 672

Аль-Фарби – существуют сведение, что до философских учений, Аль-Фарби занимал должность судьи. Натолкнуло на философствование его учения Аристотеля, которым он заинтересовался, изучая огромные литературные труды своего времени. Будучи выходцем восточной культуры, Аль-Фарби много времени проводил в раздумьях, самопознании и созерцании. Известен он был также в области математики, филологии, естественных наук и астрономии. После себя, оставил огромное литературное наследие и учеников, продолжающих его учение.

Яркими и известными философами средневековья, на которых основывалась философия того периода, являлись:

  • Альберт Великий, благодаря работам которого, общество восприняло идеи и методы аристотелизма;
  • Тертуллиан, изучавший и толковавший практичные темы: отношение христиан к язычеству, христианскую мораль;
  • Дунс Скот, оказавший влияние на церковную и светскую жизнь;
  • Мейстер Экхарт, утверждающий, что в каждом человеке есть «божественная искорка».

Средневековая философия – господство религиозного сознания, период обслуживание веры философией. Этот период подарил миру неповторимый по содержанию и форме духовный мир. Философия повлияла на формирование университетов и научных дисциплин.

Источник: mystroimmir.ru


Categories: Философия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.