Идеализм — философское направление, противоположное материализму в решении осн. вопросе философии. И. исходит из первичности духовного, нематериального, и вторичности материального, что сближает его о догмами религии о конечности мира во времени и пространстве и сотворенности его богом. И. рассматривает сознание в отрыве от природы, в силу чего неизбежно мистифицирует его и процесс познания и часто приходит к скептицизму и агностицизму. Материалистическому детерминизму последовательный И. противопоставляет телеологическую т. зр. (Телеология). Буржуазными философами термин «И.» употребляется во мн. смыслах, а само это направление рассматривается подчас как подлинно философское. Марксизм-ленинизм доказывает несостоятельность этой т. зр., однако в противоположность метафизическому и вульгарному материализму, рассматривающему И. только как нелепость и чепуху, подчеркивает наличие гносеологических корней у любой конкретной формы идеализма (Ленин В. И., т. 29, с. 322). Развитие теоретического мышления приводит к тому, что возможность И.- отрыв понятий от их объектов — дается уже в самой элементарной абстракции.


а возможность становится действительностью только в условиях классового об-ва, где И. возникает как наукообразное продолжение мифологических, религиозно-фантастических представлений. По своим социальным корням И. в противоположность материализму выступает, как правило, в качестве мировоззрения консервативных и реакционных слоев и классов, не заинтересованных в правильном отражении бытия, в коренной перестройке общественных отношений. При этом И. абсолютизирует неизбежные трудности в развитии человеческого познания и этим тормозит научный прогресс. Вместе о тем отдельные представители И., ставя новые гносеологические вопросы и исследуя формы процесса познания, серьезно стимулировали разработку ряда важных философских проблем.

В противоположность буржуазным философам, насчитывающим множество самостоятельных форм И., марксизм-ленинизм все разновидности его подразделяет на две группы: объективный И., принимающий за основу действительности личностный или безличный всеобщий дух, некое сверхиндивидуальное сознание, и субъективный И., сводящий знания о мире к содержанию индивидуального сознания. Однако различие между субъективным и объективным И. не абсолютно. Мн. объективно-идеалистические системы содержат элементы субъективного И.; с др. стороны, субъективные идеалисты, пытаясь уйти от солипсизма, нередко переходят на позиции объективного И. В истории философии объективно-идеалистические учения первоначально возникают на Востоке (Веданта, Конфуцианство).


Классической формой объективного И. была философия Платона. Особенность объективного И. Платона, свойственная древн. И. вообще,- тесная связь с религиозно-мифологическими представлениями. Эта связь усиливается в начале н. э., в эпоху кризиса античного об-ва, когда развивается неоплатонизм, сросшийся не только с мифологией, но и с крайним мистицизмом. Эта особенность объективного И. еще сильнее выражена в эпоху средневековья, когда философия полностью подчиняется теологии (Августин, Фома Аквинский). Перестройка объективного И., произведенная прежде всего Фомой Аквинским, основывалась на искаженном аристотелизме. Осн. понятием объективно-идеалистической схоластической философии после Фомы Аквинского стало понятие нематериальной формы, трактуемой как целевое начало, выполняющее волю внеприродного бога, к-рый мудро распланировал конечный во времени и пространстве мир.

Начиная с Декарта в буржуазной философии нового времени по мере усиления индивидуалистических мотивов все больше развивался Субъективный И. Классичским проявлением субъективного И. стала гносеологическая часть системы Верили и философии Юма. В философии Канта с материалистическим утверждением о независимости «вещей в себе» от сознания субъекта сочетается, с одной стороны, субъективно-идеалистическое положение об априорных формах этого сознания, обосновывающее агностицизм, а с др.- объективно-идеалистическое признание сверхиндивидуального характера этих форм. Субъективно-идеалистическая тенденция в дальнейшем возобладала в философии Фихте, а объективно-идеалистическая — в философии Шеллинга и особенно Гегеля, к-рый создал всеобъемлющую систему диалектического И. Эволюция И. после распада гегелевской школы определялась утратой буржуазией прогрессивной общественной роли и борьбой ее против диалектического материализма.


У самих буржуазных философов понятие «И.» стало отождествляться только с его наиболее откровенной, спиритуалистической формой. Появилось мн. якобы «промежуточных» и даже будто бы «возвышающихся» над И. и материализмом учений (позитивизм, неореализм и др.). Усилились агностические и иррационалистические веяния, мифологизация философии как «необходимого самообмана», неверие в человеческий разум, в будущее человечества и т. д. Получил развитие реакционный псевдоатеизм (ницшеанство, фашистские философские концепции, нек-рые виды позитивизма и др.). В период общего кризиса капитализма распространились такие формы И., как экзистенциализм и неопозитивизм, а также ряд школ католической философии, прежде всего неотомизм. Три названных течения — гл. разновидности И. середины 20в., но наряду с ними и внутри них во второй половине века продолжался процесс расщепления И. на мелкие эпигонские школки. Гл. социальными причинами «многообразия» форм совр. И. (феноменология, критический реализм, персонализм, прагматизм, философия жизни, философская антропология, концепции франкфуртской школы и др.) являются углубляющийся процесс распада буржуазного сознания и стремление закрепить иллюзию «независимости» идеалистической философии от политических сил империализма.


др. стороны, происходит отчасти и противоположный процесс — сближения и даже «гибридизации» различных течений И. на основе общей антикоммунистической направленности буржуазной идеологии 20 в. Научные основы критики совр. форм И. заложены Лениным в книге «Материализм и эмпириокритицизм», где дан марксистский анализ не только махистской разновидности позитивизма, но и осн. содержания всей буржуазной философии эпохи империализма.

Монизм

Монизм (греч. один, единственный) — философское учение, к-рое принимает за основу всего существующего одно начало, материалисты началом, основой мира считают материю. Идеалисты единым началом всех явлений считают дух, идею и т. д. Наиболее последовательным направлением идеалистического М. является философия Гегеля. Научный и последовательный материалистический М. характерен для диалектического материализма, исходящего из того, что мир по своей природе материален, что все явления в мире представляют собой различные виды движущейся материи. В философии марксизма материализм распространен и на общественные явления. Противоположность М.- дуализм.

Источник: studopedia.ru

Идеализм как философское понятие


Само слово, как философский термин, происходит от слова идея. Здесь важно не путать со словом идеал. Идеал – стремление к чему-то лучшему, совершенному. К философскому идеализму понятие идеала не имеет никакого отношения.

Это философское учение, это учение о духе, духовности, сознании, мышлении. Мысль, работа человеческого мозга, способы восприятия человеком окружающего мира – вот та база, на которой оно и выстраивается.
Философы – идеалисты полагают, что человеческий дух определяют жизнь человека, его мировоззрение, а главное – быт (бытие). В противовес материализму, они считают, что идеи и мысли человека формируют его окружение, его материальный мир.

Что такое человеческое сознание, как оно влияет на восприятие? Существует ли всеобщий разум, формирующий материальность? Как соотносятся между собой сознание отдельного человека с о всеобщим, всеохватывающим разумом? Эти вопросы задавались и задаются идеалистами, предпринимаются постоянные попытки их осмыслить и получить на них ответы.

Основные направления

Философы – идеалисты в своём понимании мира не едины и внутри идеалистического философского течения они разделились.

Сторонники объективного идеализма признают реальность существования материального мира, реальность существования сознания каждого индивида и существование всеобщего разума, идеи, некой разумной субстанции, формирующей всё сущее и влияющей на развитие человеческого сознания и на развитие материального мира.


Субъективные идеалисты считают, что всё зависит только от мышления и восприятия самого индивида. Внутреннее содержание человека, его мысли, его отношения определяют его реальность. Для каждого человека, по мнению субъективистов, существует своя собственная реальность, которая определяется его способностью воспринимать и мыслить. Ощущения и их комбинации определяют предметы реального, видимого и осязаемого человеком мира. Можно сказать проще – нет ощущений, нет мира, нет реальности.

Источник: ege59.ru

ИДЕАЛИЗМ (от греч. idea — идея) — направление в философии, считающее духовное первоосновой мира, природы, сущего. Идеализм является философским антиподом натурализма, материализма и  реализма. Термин «идеалист» впервые был использован Лейбницем в 1702 г., который  противопоставил «величайшего идеалиста» Платона «величайшему  материалисту» Эпикуру. Однако  исторически первым идеалистическим учением следует признать  пифагореизм, считавший  первоосновой вещей бестелесные начала: число, предел и беспредельное.


атон, испытавший влияние  пифагореизма, создал классический образец идеализма. В его учении чувственно постигаемый мир  вещей и людей объявляется  производным в качественном и  генетическом отношении от  умопостигаемых идей — бестелесных  образцов вещей, вечных,  неизменных и совершенных, которые, по Платону, существуют более  реально, чем бренные, изменчивые вещи. Еще более  последовательная и систематическая форма идеалистической философии  была представлена неоплатониками. У них вещи, тела, материя  рассматривались как  деградировавшая до единичного,  индивидуального мертвеющая периферия  духовного бытия, истекающего из бестелесного абсолюта —  Единого. Платонизм являет собой  разновидность идеализма,  впоследствии получившего название  объективного (Гегель). Объективный идеализм признает реальное  существование вещей вне сознания  человека и наделяет объективным  бытием духовное; оно субстанциально (существенно), а потому и более  реально, чем телесное. Духовное в  человеке (мысли, образы, понятия) есть присутствие (или проявление) объективированного духовного вне человека, поэтому формы  человеческого мышления тождественны формам бытия (панлогизм).  Истина, добро, прекрасное и т.д., таким образом, объективны. Ввиду своей близости к религии объективный идеализм безраздельно  господствовал в философии Средневековья.

ъективный идеализм получил также широкое распространение в XIX—начале XX вв. под именем  абсолютного идеализма (Шеллинг,  Гегель) и неогегельянства (Грин, Бред ли, Бозанкет, Ройс, Джентиле, Кроче и др.). В XVIII в. в философии  Беркли и Юма оформляется идеализм субъективный, и в силу  исторического стечения обстоятельств  первоначально (до XIX в.) словом  «идеализм» именовали берклианство.  Выдвинутое Беркли кредо  субъективного идеализма гласит:  «существовать — значит быть в восприятии». Субъективный идеализм, таким  образом, занимает  антиреалистическую позицию, сомневается в  существовании чего-либо (как вещей, так и бестелесных идей, духов и т. п.) вне сферы опыта. Бытие в  субъективном идеализме совпадает с  опытом, являющимся единственной реальностью. Теоретически  возможна (но в чистом виде в  истории философии не встречалась) также крайняя форма  субъективного идеализма — солипсизм,  который ограничивает бытие  сознанием познающего субъекта.  Наиболее близко к солипсизму  подошла имманентная школа (Шуппе, Шуберт-Зольдерн). На практике субъективный идеализм  объявляет вопрос о существовании вещей вне опыта «лишенным смысла». Субъективный идеализм получил наибольшее распространение во второй половине XIX—в первой половине XX вв. (прагматизм, эмпириокритицизм, махизм,  неопозитивизм). В зарубежной  литературе также нередко встречается кантианская классификация  идеализма, который идеализм  Беркли называл «догматическим», а философию Декарта —  «проблематическим» идеализмом,  приписывая последнему сомнения в  существовании вещей в  пространстве. Свою же собственную  философию Кант именовал  «трансцендентальным» идеализмом.

Источник: Platona.net


Categories: Философия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.