Идеальное не тождественно мышлению, оно не реально, но его нельзя отождествлять с ирреальным, ибо ирреальное также является сферой мысли: фантазии, мечты и т.д. Это не продукт абстрагирующего и обобщающего мышления. Наоборот, мышление направлено на него как на свой предмет. Само же мышление — один из процессов реального мира. Это бытие без реальности, потому что оно вне времени. Числа, треугольники, ценности — нечто совсем другое, чем вещи, события, личности, ситуации. Основные типы идеального "в себе бытия": математические сущности и ценности, им соответствуют науки: математика, этика, эстетика.

 

Идеальное ошибочно представляется имманентным сознанию в силу особой непосредственной внутренней данности идеальных образований.


Кажется, что субъект в самом себе находит эти образования. Часто бывает нелегко отделить друг от друга мышление и предмет мысли. Эта близость к сознанию загадочна и не поддается расшифровке. Идеальное представляет собой парадоксальный синтез: оно ирреально и в тоже время в себе сущее. Иллюзия имманентности идеальных образований неуничтожима, можно только открыть это заблуждение, но не снять его совсем. Идеальное бытие лишено временного характера, действительности, проверяемой в опыте, никогда не имеет характера единичных случаев, строго устойчиво, всегда сущее и схватываемо только априори [1].

 

1 См.: Hartmann N. Zur Grundlegung der Ontologie. Berlin, 196S. S. 267.

 

 

Особенности способов бытия с трудом поддаются человеческому осознанию. Так, идеальное бытие скрыто в силу своей вневременности, неизменяемости, оно недоступно для обыденного сознания. Поэтому исторически идеальное бытие было открыто довольно поздно, а в философии Платона мы имеем, по Гартману, лишь первые намеки. Идеальное бытие не высший, как у Платона, способ бытия. Идеальное бытие в силу большой общности является неполным и потому низшим бытием. Изменчивый реальный мир есть высший способ бытия.

 

Наличие сущностных отношений в идеальном мире является свидетельством их бытийного характера, причем характер их бытия иной, чем бытия реального мира, а именно — идеальный.


ера сущностей выступает в реальном мире как его идеальная структура. Идеальное индифферентно по отношению к реальному, в части своей реализации в мире, а реальное, наоборот, уже всегда предполагает идеальную структуру, несет ее в себе, управляется ею. Некоторые математические образования не реализуются, т.е. вообще не содержатся ни в какой реальности (например, мнимые числа).

Источник: www.bibliotekar.ru

Раздел философского знания, аккумулирующий в себе учение о бы­тии, называется онтологией. Современная фило­софия испытывает особый интерес к загадке человеческого бытия.

Проблема бытия по-разному трактуется в философских концепциях монизма (начало бытия идеальное или матер-е), дуализма (матер-е и идеал-е)  и плюрализма (множество независимых видов бытия).

В современный понятийный аппарат онтологии активно вводится категория виртуальное бытие как следствие развития информационных технологий.

!!!Бытие – это философское понятие, обозначающее многообразие реальности, существующих материальных и идеальных объектов. Бытие – философская категория, обозначающая реальность, существующую объективно вне и независимо от сознания человека;  кот-я фиксирует существующие и взаимосвязь предметов и явлений (людей, состояний, идей, мира в целом).


Выделяют два основных вида бытия –  материальное и духовное (идеальное). К материальному бытию относят все то, что составляет объективную реальность (природные объекты, феномены человеческой и общественной жизни). Идеальное бытие представляют явления духовной жизни человека и общества – их чувства, настроения, мысли, идеи, теории.  Эти два основных вида бытия могут быть представлены в четырех основных формах:

1)Бытие вещей и процессов. В свою очередь также может быть представлено  в двух формах:

   а)бытие вещей и состояний природы, кот. большинство людей воспринимают как объективную реальность, кот. сущ-ла до них и от них не зависит. Это взгляд с позиции материализма.

   б)Идеалистич. позиция. Бытие природы, цивилизации. Это бытие двойственно, т.к. с одной стороны, они сделаны из тела природы, а с другой- в них вложена сознание и душа человека.

2)Бытие человека.

   а)бытие человека в мире вещей (человек рассматривается как часть природы,как вещь);


   б)специфич. человеческое бытие (человек не как тело, а как индивидуум).

3)Бытие духовного, идеального.

   а) индивидуальное духовное (сознание индивида)..

   б) объективно-существующее духовное — то, что материализовано в культуре.

4)Бытие социальное.

   а) бытие человека; б) бытие человека в обществе.

Небытие — это то, что реально не существует, что пока еще не возникло или уже прекратило свое существо­вание. Форма проявления бытия — нечто, форма проявления небытия — ничто. Наиболее фундаментальная фило­софская проблема — это проблема отношения бытия и небытия.

В связи с тем, что философы по-разному решали фундаментальную философскую проблему, этот факт поз­волил сегодня говорить о двух основных философских парадигмах — философии бытия и философии небытия.

Наряду с «бытием» в онтологии используется ряд других категорий: «реальность», «существующее», «действительность». Виды реальности: объективная, субъективная, социальная, реальность в науке, виртуальная реальность.


Объективная реальность понимается как то, что существует вне сознания субъекта. Субъективная реальность существует лишь постольку, поскольку существует человек, и является продуктом его психики. В материалистической  Ф  субъективная реальность трактуется как вторичная по отношению к объективно-материальной реальности.

Реальность в науке : 1)исследуемый фрагмент реальности; 2)эксперимет-я реал-ть; 3) реал-ть теор-х конструкций; 4) потенциальная реальность, которая сохраняет свои параметры в незав-ти от простр-ва-времени; 5) актуальная реал-ть, основное качество зависит от простр-ва-времени

Виртуальная. Отсюда можно выделить и два типа виртуальной реальности: гратуал и ингратуал. Гратуал характеризуется повышенной энергетичностью. Реальность такого типа способствует свободе поведения, раскрепощенности, творческому полету. Все как бы получается само собой в таком типе реальности. Ингратуал же, напротив, характеризуется как энергетическая яма, попадание в которую приводит к творческому спаду.

Источник: www.sites.google.com

Как философы открывали для себя мироздание

Первым, кто выделил реальность как категорию, названную «бытием», стал Парменид —древнегреческий философ, живший в VI-V вв. до н.э. Философ использовал наработки своего учителя, Ксенофана и элейской школы, чтобы классифицировать весь мир, используя в основном такие философские понятия как бытие, небытие и движение. По Пармениду, сущее непрерывно, неоднородно и абсолютно неподвижно.


Платон внес большой вклад в разработку проблемы сущего. Античный мыслитель отождествлял бытие и мир идей, и считал идеи подлинными, неизменными, вечно существующими. Платон противопоставлял идеям неподлинное бытие, которое состоит из доступных человеческим чувствам вещей и явлений. Согласно Платону, вещи, воспринимаемые с помощью чувства – тени, которые отображают истинные образы.

Аристотель в основании мироздания расположил первичную материю, не поддающуюся любой классификации. Заслуга Аристотеля в том, что философ первый вывел идею о том, что человек способен познать реальное существование через форму, доступный образ.

Декарт трактовал данное понятие как дуализм. Согласно концепции французского мыслителя, сущее составляет материальная форма и духовная субстанция.

Философ XX М. Хайдеггер придерживался идей экзистенциализма и считал, что сущее и бытие – не тождественные понятия. Мыслитель сравнивал сущее со временем, заключив, что ни первое, ни второе невозможно познать рациональными методами.

Сколько видов реальности существует в философии

Философия бытия включает в себя все в сознании человека, природе и обществе. Поэтому его категории – абстрактное понятие, объединяющее по общему признаку разнообразные явления, предметы и процессы.

Выделяют две категории:

  1. Объективная реальность существует вне зависимости от человеческого сознания.
  2. Субъективная реальность состоит из того, что принадлежит человеку и без него не существует. Сюда относятся психические состояния, сознание и духовный мир человека.

Существует иное распределение бытия как совокупной реальности:


  • Природное. Разделяется на то, что существовало до появления человека (атмосфера) и та часть природы, которая преобразована человеком. Сюда можно отнести селективные сорта растений или промышленную продукцию.
  • Человеческое. Человек как объект и субъект, подчиняется законам природы и в то же время является социальным, духовно-нравственным существом.
  • Духовное. Разделяется на сознание, бессознательное и сферу идеального.
  • Социальное. Человек как личность и как часть общества.

Материальный мир как единая система

С зарождения философии первые мыслители стали задумываться о том, что представляет собой окружающий мир и как он возник.

фото 725

Сущее, со стороны человеческого восприятия, двояко. Его составляют вещи (материальный мир) и духовные ценности, созданных людьми.


Еще Аристотель основой бытия назвал материю. Явления и вещи можно объединить в одно целое, единую основу, которой и является материя. Мир образуется из материи как единство, не зависящее от воли и сознания человека. Этот мир воздействует через окружающую среду на человека и общество, а те, в свою очередь, прямо или опосредованно воздействуют на окружающий мир.

Но не взирая ни на что бытие едино, вечно и беспредельно. Различные формы: космос, природа, человек и общество существуют равнозначно, хотя представлены в различных формах. Их наличие создает единый, универсальный, бесконечный универсум.

На каждом этапе развития философской мысли человечество стремилось к пониманию единства мира во всем его разнообразии: мира вещей, а также духовного, природного и общественного миров, образующих единую реальность.

Из чего складывается единое мировоздания

Бытие как суммарное единство, включает в себя множество процессов, вещей, природных явлений и человеческую личность. Эти компоненты имеют взаимосвязь друг с другом. Диалектика полагает, что формы сущего рассматриваются только в неразрывном единстве.

Разнообразие частей бытия чрезвычайно велико, но существуют признаки, обобщающие сущее и выделяющие из него некоторые категории:

  • Всеобщее. Вселенная в целом. Включает в себя космос, природу, человека и результаты его деятельности
  • Единичное. Каждый человек, растение или животное.
  • Особенное. Происходит от единичного. В эту категорию относятся различные виды растений и животных, социальные классы и группы людей.

Бытие человека тоже классифицировано. Философы выделяют:

  • Материальный мир вещей, явлений и процессов, которые возникли в природе или были созданы человеком
  • Материальный мир человека. Личность предстает как телесное существо и часть природы, и в то же время как существо мыслящее и социальное.
  • Духовный мир. Объединяет духовность каждого индивидуума и общечеловеческую духовность.

Между идеальным и реальным бытием выявляются различия.

  • Реальное или существование. Сюда относятся материальные вещи и процессы. Носит пространственно-временной характер, неповторимо и индивидуально. Считался основой бытия в материализме.
  • Идеальное или сущность. Включает в себя сознание, внутренний мир человека и психическое состояние. Лишено характера времени и действия. Неизменно и вечно.

Реальный и идеальный миры

Два мира, реальный и идеальный, отличаются по способу существования.

Физический мир существует объективно и не зависит от воли и сознания людей. Идеальный – субъективен и возможен только благодаря человеку, зависит от человеческой воли и желаний.

Человек находится одновременно в обоих мирах, поэтому человеку в философии отведено особое место. Люди – существа природные, наделенные материальными телами, на которые влияет окружающий мир. Используя сознание, человек рассуждает как о вселенной, так и личном существовании.

Человек – воплощение диалектического единства реализма и идеализма, тела и духа.

Что думали о мироздании философы


Н. Гартман, немецкий философ, противопоставил «новую онтологию» теории познания и считал, что все философские направления изучают бытие. Бытие многолико, оно включает в себя физические, социальные, психические явления. Единственное, что объединяет части этого разнообразия – они существуют.

Согласно М. Хайдеггеру, немецкому экзистенциалисту, существует связь между ничто и бытием. Отрицая ничто возникает и помогает раскрыться бытие. Этот вопрос – главный вопрос философии.

Хайдеггер переосмыслил понятия Бога, реальности, сознания и логики с точки зрения подведения философии под научное основание. Философ считал, что человечество утратило осознание связи между человеком и бытием еще со времен Платона, и стремился это исправить.

Ж. Сартр определял бытие как чистое, логическое тождество с самим собой. Для человека – бытие-в-себе: подавленная умеренность и самодовольство. По представлениям Сартра, по мере развития человечества, ценность бытия постепенно утрачивается. Это смягчает то, что частью сущего является ничто.

фото 726

Все философы сходятся в мыслях, что мироздание существует. Некоторые считают его основой материю, некоторые – идеи. Интерес к этой теме неиссякаем: вопросы бытия интересуют людей на всех этапах развития человечества, потому что однозначный ответ еще не найден, если его все же можно найти.

Источник: mystroimmir.ru

Идеальное бытие: сознание, мышление, язык.  
 
Работа студентки 2- го курса Гришениной Анны Валентиновны  
 
Бытие может иметь множество форм. Важнейшими являются материальное и идеальное бытие (не вещественное). 
 
1. Проблема соотношения материального и идеального в классической и современной философии.  
 
Ещё Платон утверждал, что мир включает в себя два вида реальности: 1)мир вечных идей, который он считал основным; 2)мир смертных вещей.  
 
Это представление сохранилось и в средневековье. Фома Аквинский утверждал, что человек, как и природа – есть единство духовного и телесного; божественного и греховного. Поэтому в античной и средневековой философии центре внимания находятся два вопроса: 
 
Что такое дух? Что такое идеальное бытие? 
 
Каково соотношение идеального и материального? Что первично, а что вторично? 
 
Демокрит один из первых дал ответы на эти вопросы. Он считал. Что человеческая душа, как и его тело, состоит из атомов, но они более легкие. Т.о. в мире нет ничего кроме атомов и, следовательно, идеальное тождественно материальному. Идеальное вторично. Производно от материального.  
 
Сразу же против него выступил Платон. По его мнению, основой всего материального является идеальное. Эта критика продлилась и позднее. Годфрид Лейбниц говорил: «Если увеличить человеческий мозг до размеров ветряной мельницы. То и тогда все равно нигде нельзя будет увидеть идеального. Видны будут только отдельные части вещества, а атомы нет. Следовательно, идеальное не есть материальное. А есть нечто иное, бестелесное. Конечно, между ними есть связь».  
 
Вещь и идея находятся рядом, но даже эта связь совсем не является свидетельством тождественности, однокачественности вещей идей. 
 
2. Признаки идеального бытия.  
 
Идеальное бытие относится к группе самых широких философских понятий. Поэтому его определение так же, как и понятие материального бытия дается в философии путем описания его основных признаков, путем сопоставления с противоположным.  
 
Его признаки: 
 
идеальное бытие противоположно материальному. Это состоит в его не материальности, в его не вещественности. Это нечто иное, чем материальное бытие. 
 
Идеальное бытие в отличие от материального воспринимается человеком с помощью его чувств, а только рационально, разумом. 
 
Хотя идеальное противоположно материальному, тем не менее, идеальное тесно связано с материальным. Существует рядом с ним, Все вещи существуют вместе со словами. Природа существует вместе с созданной человеком её идеальной моделью. 
 
Все это возникает в силу двух факторов: 
 
1.Существованию человека с его мозгом. 
 
2.Существованию материального мира. 
 
Т.о. идеальное особый продукт взаимодействия связи человека, его мозга с окружающей средой.  
 
4)Активность сознания. Сознание весьма активно. Эта активность ярко проявляется в предметно – практической деятельности человека.  
 
Т.о. идеальное для человек не самоцель, а лишь средство для активного преобразования природы, общества. Это свойство идеального бытия может иметь для человека и природы и положительный и отрицательный результат.  
 
Все что создано людьми (современная цивилизация) все это результат именно активности бытия.  
 
Одновременно человек преображает и свой внутренний мир, душу, психику.  
 
Мир идеального прошел преобразование; душа человека тоже прошла длительный путь развития и приобрела сложную структуру. 
 
3. Структура человеческой психики. Психография.  
 
Философия и психология тесно связаны. Существуют 4 подсистемы человеческой психологии. 
 
Структура идеального:

 
По поводу подсознания: этот уровень  является общим для психики человека и животного. Он обеспечивает до 90% всех импульсов, определяющих наше поведение.  
 
По поводу чувственного уровня: он тоже сближает нас с животным. Они близки.  
 
Рациональный уровень доступен только человеку, т. к. это уровень мыслителей.  
 
Уровень сверхсознания является главной основой научного творчества человека. Это синтез чувственного и рационального. Этот уровень может дать открытия. 
 
4. Материальные факторы человеческого сознания. Современные естественно – научные данные о мозге.  
 
Два фактора сознания: 1) человек, его мозг; 2) окружающая человека среда.  
 
Без человека и его мозга, сознание идеального не существует. Невозможно сознание человека, который изолирован от внешней среды. Сознание идеального – результат взаимодействия человеческого мозга и среды. 
 
Основными элементами мозга являются нейроны, которые отличаются от других клеток сложным устройством и количеством (50 млд.). В свою очередь каждый нейрон имеет до 10 тыс. ответвлений. 
 
Мозг – это целый микрокосмос! 
 
Команды по клеткам мозга передаются мгновенно.  
 
Асимметричность мозга  
 
Левое полушарие отвечает за формирование абстрактных понятий , суждений. 
 
Правое – обратное: целое восприятие мира. Источник художественного образного отображения мира. 
 
У каждого из нас доминирует либо одно, либо другое. 
 
Функционирование мозга 
 
Вместе со всей центральной, периферической нервными системами регулируются все другие системы. Благодаря этим связям мозг обеспечивает постоянство всех систем организма. 
 
Кроме этого он обеспечивает и состояние удовольствия, радости; состояние тревоги, гнева, тоски. Обеспечивает процесс обучения. 
 
Внимание, воля импульсы, память обеспечиваются путем выработки некоторых химических веществ – нервная трафика. 
 
Механизм действия наркотиков в том, что наркоман обеспечивает искусственный выброс адреналина.  
 
Динамика мозга 
 
Мозг совершенствуется в процессе его эксплуатации. 
 
100 тыс. клеток отмирает от тоски, когда они не используются. Человек активно использует лишь 4% своих клеток. Мозг осуществляет активную работу: собирание, анализ, группировку, отбор информации… 
 
Никакие самые чувственные приборы не в состоянии зафиксировать, сфотографировать этот процесс работы мозга. Возможно, зафиксировать лишь физические проявления этой работы: 
 
учащения пульса; 
 
увеличение кровяного давления; 
 
повышение температуры и др. 
 
5. Материализация идеального 
 
Мир идеального, находящийся внутри нашего мозга иногда выходит наружу, опредмечивается  
 
Мир материализуется двумя способами: 
 
через наш язык. Он часто делает тайное явным. 
 
наши дела, наше поведение, действия 
 
Материальные формы бытия: мышление и язык 
 
Мышление – обобщающие , синтезирующее, опосредованное сознание 
 
итоговый процесс обработки 
 
оперирует уже возникшее на более низком уровне ощущения, восприятиями на этой основе вырабатывает свой продукт. 
 
всегда понятийное мышление 
 
В мышлении наиболее ярко проявляется природа идеального, его уникальность. 
 
6. Понятие двух форм 
 
Конкретные формы мышления: термины, выражения, отдельные вещи. 
 
Абстрактные формы. Отвлеченные термины 
 
Внутренняя речь связана с молчанием. 
 
Язык – средство выражения духа мышления, то, что делает дух телесным, видимым и слышимым. 
 
Виды языков: 
 
Речевые формы (устная, письменная) 
 
Неречевые (жесты, мимика, телодвижения) 
 
Специальный (система сигнализации) 
 
Все языки связаны с сознанием. 
 
Слово – создание нашего духа, из которого мы выплескиваем во весь мир. 
 
Сходство и различие сознания и языка

 

1

Источник: stud24.ru


Categories: Философия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.