Биография

Фихте Иоганн Готлиб – философ, выдающийся представитель направления немецкой классической философии, также занимавшийся общественной деятельностью. Мыслитель родился 19.05. 1762 года в поселке Рамменау в многодетном семействе, занимавшемся крестьянским трудом. При содействии зажиточного родственника после выпуска из городской школы мальчик был принят на обучение в элитное учебное заведение, предназначенное для дворян – Пфорту. Затем Иоганн Фихте учился в Йенском и Лейципгском университетах. Начиная с 1788 года, философ работает в качестве домашнего преподавателя в Цюрихе. В это же время мыслитель знакомится со своей будущей супругой, Иоганной Ран.

Знакомство с идеями Канта

Летом 1791 года философ посещает лекции Иммануила Канта, проходившие тогда в Кенигсберге. Знакомство с концепциями великого мыслителя предопределило весь дальнейший ход философского творчества И. Г. Фихте. Кант положительно отозвался о его работе под названием «Опыт критики всяческого откровения». Данное эссе, авторство которого вначале ошибочно приписывалось Канту, раскрыло перед ученым возможность получения профессорского статуса в Йенском университете. Работать там он начал с 1794 года.

Биография Иоганна Фихте продолжается тем, что в 1795 году мыслитель начинает издавать собственный журнал, называвшийся «Философский журнал общества немецких ученых». Именно в тот период были написаны его главные труды:


«Основы общего наукоучения» (1794);

«Основы естественного права согласно принципам наукоучения» (1796);

«Первое введение в наукоучение» (1797);

«Второе введение в наукоучение для читателей, уже имеющих философскую систему» (1797);

«Система учения о нравственности согласно принципам наукоучения» (1798).

Данные работы оказали влияние на философов-современников Фихте – Шеллинга, Гете, Шиллера, Новалиса.

Уход из Йенского университета, последние годы

В 1799 году философа обвинили в атеизме, чему послужила публикация одной из его статей. В ней Фихте говорил о том, что Бог не является личностью, а представляет собой нравственный миропорядок. Философу пришлось покинуть стены Йенского университета.

Начиная с 1800 года, Фихте проживает и трудится в Берлине. В 1806 году после поражения в войне с Наполеоном прусское правительство было вынуждено перебраться в Кенигсберг. Фихте последовал за своими соотечественниками и занялся преподаванием в местном университете до 1807 года. Через некоторое время он снова перебирается в Берлин, и в 1810 году становится ректором Берлинского университета.


Его лекции, которые читались после поражения прусских войск при Йене, призывали немецких горожан к сопротивлению французским оккупантам. Эти речи сделали Фихте одним из главных интеллектуалов тогдашнего сопротивления режиму Наполеона.

Последние дни философа прошли в Берлине. Он умер 29. 01. 1814 года по причине заражения тифом от собственной жены, ухаживавшей тогда в госпитале за ранеными.

Отношение Фихте к Канту

Ученый считал, что Кант в своих работах показывает истину, не демонстрируя ее оснований. Поэтому сам Фихте должен создать философию наподобие геометрии, основанием которой будет сознание «Я». Такую систему знаний он называл «наукоучением». Философ указывает, что это обычное сознание человека, выступающее как оторванное от самого индивида и возведенное в Абсолют. Весь окружающий мир является порождением «Я». Оно является действенным, активным. Развитие самосознания происходит посредством борьбы сознания и окружающего мира.

Фихте полагал, что Кант не доработал до конца несколько сторон своего учения. Во-первых, заявив о том, что истинный смысл каждой «вещи в себе» непознаваем, Кант не смог устранить данный личности внешний мир и без каких-либо строгих доказательств настаивал на том, что он реален. Фихте же считал, что сама концепция о «вещи в себе» должна быть признана результатом умственной работы самого «Я».

Во-вторых, строение априорных форм сознания у Канта ученый считал достаточно сложной. Но при этом Фихте полагал, что данная часть метафизики не была развита у коллеги в достаточной мере, ведь он в своих трудах не вывел единого принципа познания, из которого бы следовали и различные категории, и интуиции.


Другие известные работы Фихте

Среди известных трудов ученого следует выделить работы:

«О назначении ученого» (1794);

«О назначении человека» (1800);

«Ясное, как солнце, сообщение широкой публике о подлинной сущности новейшей философии. Попытка принудить читателей к пониманию» (1801);

«Основные черты современной эпохи» (1806).

Основные идеи Иоганна Фихте были изложены в серии работ, вышедшей под общим названием «Наукоучение». Центром всего сущего, подобно Декарту, философ признает факт самосознания. По мнению Фихте, уже в этом ощущении заключаются все те категории, что выводил в своих трудах Кант. К примеру, «Я есмь» эквивалентно выражению «Я есмь Я». Из данной концепции вытекает и другая философская категория – тождество.

Идея свободы

В философских работах Иоганна Фихте выделяют два главных периода: этап концепции деятельности и этап концепции Абсолюта. Под деятельностью сознания философ в первую очередь понимал нравственное поведение человека. Обрести свободу и достичь активности, способной преодолеть любые препятствия – это нравственный долг каждого человека.


Философ приходит к важнейшему выводу, что к осознанию свободы человек может прийти только в определенных исторических условиях, на определенной ступени развития социума. Но вместе с тем, Иоганн Фихте полагал, что свобода сама по себе неотъемлема от знания. Она может быть обретена только лишь при высоком уровне развития духовной культуры личности. Таким образом, культура в совокупности с нравственностью делает возможной всю работу личности.

Практическая деятельность в работах мыслителя

Одной из ценнейших идей философии Фихте – это рассмотрение деятельности через призму снятия промежуточных целей при помощи всевозможных средств. В процессе жизнедеятельности человека практические противоречия неизбежны, и возникают почти постоянно. Именно поэтому процесс деятельности представляет собой бесконечное преодоление этих конфликтов, несовместимостей. Саму деятельность философ понимает, как работу практического разума, но при этом вопрос активности заставляет задумываться философов над своей природой.

Одно из важнейших достижений философии Фихте – разработка диалектического метода мышления. Он говорит о том, что все сущее противоречиво, но при этом противоположности находятся в своем единстве. Противоречие, полагает философ, является одним из важнейших источников развития. Фихте рассматривает категории не просто в качестве совокупности априорных форм сознания, а как системы понятий. Эти системы впитывают в себя те знания, которые появляются у человека по ходу деятельности его «Я».

Вопрос свободы


Свобода личности, по мнению Фихте, выражается в работе произвольного внимания. Человек, пишет философ, обладает абсолютной свободой направлять фокус своего внимания на нужный объект или же отвлекать его от другого объекта. Однако, несмотря на желание сделать личность независимой от внешнего мира, Фихте все же признает, что сама первичная активность сознания, посредством которой оно отделяется от внешнего мира (разделяется «Я» и «Не-Я»), не зависит от свободной воли отдельно взятого человека.

Высшая цель активности «Я», согласно Фихте, заключается в одухотворении противоборствующего ему «Не-Я», и поднятии его на более высокую ступень сознания. При этом реализация свободы становится возможной при условии того, что «Я» будет окружено не бездушными предметами, а другими подобными ему свободными существами. Только они могут проявлять произвольную, а не предсказуемую, реакцию на поступки «Я». Общество – это масса таких существ, постоянно взаимодействующих друг с другом и побуждающих коллективно преодолевать такое внешнее воздействие «Не-Я».

Субъективизм философа

Кратко субъективизм Иоганна Фихте можно определить его знаменитой фразой:

Весь мир – это Я.


Конечно, не стоит расценивать буквально данное выражение философа. Например, главной мыслью другого философа – Дэвида Юма – была идея о том, что весь окружающий мир является совокупностью ощущений, испытываемых человеком. Это положение не интерпретируется буквально, а понимается в том смысле, что вся окружающая действительность дается людям через их ощущения, а какой она является на самом деле, не знает никто.

Проблема онтологии

Интересовал философа и вопрос о том, что такое онтология. Определение данного понятия звучит так: онтология – это система знаний метафизического характера, раскрывающая особенности категории философского понимания бытия. Фихте вводит новое понятие в науку – онтологию субъекта. Это бытие является диалектическим процессом культурно-исторической активности всей человеческой цивилизации. В процессе раскрывания своей сущности, «абсолютное Я» содействует ограничению некоего эмпирического индивида, и посредством него познает самого себя.

Активность «Я» раскрывается в разумной интуиции. Именно она представляет собой ту путеводную нить, которая помогает перейти из статуса эмпирического субъекта посредством практической деятельности к абсолютному субъекту. Таким образом, вопрос о том, что такое онтология, Фихте рассматривается в контексте историко-культурной деятельности индивида и тех преобразований, которые происходят с ним в процессе этой активности.


Источник: FB.ru

1. В отличие от объективных идеалистов (Гегеля и др.), которые считали, что первичная по отношению к материи идея существует сама по себе как объективная реальность, независимо от сознания человека, сторонники субъективного идеализма были убеждены в том, что:

— во-первых, единственной реальностью является идея;

— во-вторых, что идея существует только в сознании человека, то есть сознание человека является существенной реальностью, вне которого ничего не существует.

Видными представителями субъективного идеализма являлись Беркли, Юм, Фихте.

 

2. Джордж Беркли (1685 – 1753) – английский философ нового времени, субъективный идеалист. Можно выделить следующие основные идеи его философии:

— само понятие материи ложно;

— существуют отдельные вещи, отдельные ощущения, но единой материи как таковой нет;

— материализм – тупиковое направление в философии, материалисты не способны доказать первичность отдельных вещей (которые они именуют материей) по отношению к идее,

— наоборот, первичность идеи легко доказуема – перед изготовлением любой вещи существует ее идеал, замысел в уме человека, как и замысел окружающего мира в сознании Бога-творца;


— единственная очевидная реальность есть сознание человека;

— со смертью человека и его сознания исчезает все;

— идеи – это самостоятельный субстрат, а не отражение чего-либо, окружающий мир» подстраивается под идеи;

— высшим доказательством первичности идеи является существование Бога; Бог вечно существует и не может исчезнуть, в то время как его творенье, окружающий мир непостоянен, хрупок и всецело зависит от него.

 

3. Дэвид Юм (1711 – 1776) – другой английский философ, субъективный идеалист – придерживался следующих взглядов:

— проблема отношения бытия и духа неразрешима;

— человеческое сознание склонно к идеям;

— сам человек есть концентрированная идея (вся человеческая жизнь есть процесс роста его идеальной силы – опыта, знаний, чувств);

— без своей идеальной сущности (например, без воспитания, опыта, системы ценностей) человек не смог бы вообще полноценно воспринять мир;

— человек состоит из двух идеальных начал: «впечатления внешнего опыта» – приобретенные знания и опыт; «впечатления внутреннего опыта» –

— аффекты, страсти; аффекты, страсти играют большую роль в жизни человека и в ходе истории.

 

4. Особый вклад в разработку системы субъективного идеализма внес Иоганн Готлиб Фихте(1762 – 1814) – представитель немецкой классической философии, профессор (в последний годы жизни – ректор) Берлинского университета.


Ключевым моментом философии Фихте было выдвижение так называемой «Я-концепции». Повод к ее выдвижению – противоречия в философии Канта, учеником и сторонником которого был Фихте. Главное противоречие Фихте видел в кантовском разделении познающего субъекта (человека) и непознаваемого окружающего мира («вещей в себе»). Данное разделение, по Фихте, как и идеал об ограниченных познавательных возможностях разума, антиномиях, окончательно лишает философию надежды выполнить ее главную задачу – объединить бытие и мышление.

Фихте идет дальше своего учителя Канта:

— отвергает саму идею «вещей в себе» – непознаваемой разумом внешней реальности;

— единственной реальностью провозглашает внутренне, субъективное, человеческое «Я», в котором заключается весь мир (то есть объединяет бытие и мышление путем помещения бытия внутрь мышления, причем субъективного, перенесения субъекта в объект);

— считает, что жизнь окружающего мира происходит только внутри субъективного «Я»;

— вне мышления, вне «Я» самостоятельной окружающей действительности нет;

— само «Я» – не просто сознание человека, это движение, творящая сила, вместилище окружающего мира, наддействительность, фактически высшая субстанция (по аналогии с высшей субстанцией – Богом в философии Декарта и Спинозы).


— «Я» имеет сложные взаимоотношения с окружающим миром, которые Фихте описываются диалектически по схеме «тезис – антитезис – синтез», а именно:

— Абсолютное Я полагает само себя («Я» полагает Я);

— «Я» полагает (образует) «не-Я» – внешнюю окружающую действительность (антитезис);

— «Я» (активное творение, начало, субъект, сознание человеческой личности) взаимодействует с «не-Я» (пассивным началом – окружающим миром) внутри Абсолютного Я (вместилища, высшей субстанции).

 

Иоганн готлиб фихте философия кратко

 

Взаимодействие между «Я-человеком» и «не-Я» – окружающим миром внутри «Абсолютного Я» – субъективного духа может быть:

— практическим (от «Я» – к «не-Я»; «Я» – творит, определяет «не-Я», основной вид взаимодействия);

— теоретическим (от «не-Я» к «Я» – второй, более редкий вид взаимодействия, эмпирический, передача опыта, информации из «не-Я» – окружающего мира – в «Я» (конкретное сознание).

Другой вопрос философии Фихте – проблема свободы. По Фихте, свобода – добровольное подчинение всеобщей необходимости. Вся человеческая история – процесс распространения свободы, путь к ее торжеству. Основа всеобщей свободы – наделение всех частной собственностью.

В конце жизни Фихте стал постепенно переходить с позиций крайнего субъективного идеализма (солипсизма) на позиции умеренного объективного идеализма – начал признавать объективный высший дух, существующий независимо от человеческого сознания, объективную реальность – воплощение духа.

Преждевременная смерть в расцвете сил (в 1814 г.) помешали Фихте внести изменения и глубже проработать «Я-концепцию». Несмотря на то, что «Я-концепция» осталась незавершенной и была не понята и не принята многими его современниками (особенно материалистами), она остается оригинальным взглядом на окружающий мир, его устройство, нетрадиционной попыткой его философского осмысления.

ВОПРОС 26. Философия Людвига Фейербаха –
завершение периода немецкой классической
философии, начало перехода к материализму

Источник: megaobuchalka.ru

Схема 6.3. Классическая немецкая философия. Иоганн Фихте
Иоганн Фихте
Свобода – высшая ценность.
Но философия Канта – философия несвободы
стрелка
Философия Канта дуалистична, понятие вещи в себе должно быть отброшено, так как противоречиво
Новая философия должна быть монистической, основанной на признании абсолютной свободы и творческой природы познающего сознания
Диалектическое выведение категорий из одного основоположения – самая продуктивная форма философствования

Иоганн Готлиб Фихте (1762-1814) трансформировал «критицизм» Канта в абсолютный субъективный идеализм: исключив понятие вещи в себе и создав монистическую философию исходя из одного познающего сознания.

Основные сочинения Фихте: «О понятии наукоучения или так называемой философии» (1794), «Основы общего наукоучения» (1794).

Человек в философии Канта не свободен, так как зависит от власти вещей. Противоречия чистого разума, порождаемые попытками познать вещь в себе, доказывают несвободу человека. Нужна новая философия, обосновывающая полную свободу человека.

«Моя система – это первая система свободы… моя система освобождает от вещей самих по себе» (из личного письма).

Философия должна быть наукой (теорией) о науке, или наукоучением. Под наукой понимается система знаний, имеющая форму круга: в ней все положения выводятся из некоторого основоположения по средством раздвоения его на противоположности, их последующего синтеза в третьем положении, раздвоении последнего и нового синтеза и так до тех пор, пока не будут получены все необходимые следствия. Полученная система знаний полна, только если основоположение совпадает с конечным результатом вывода (несовместимость противоположностей оказывается мнимой).

Философия Канта двойственна. В ней два основоположения – вещь в себе и чистый разум. Фихте отбрасывает вещь в себе (вместе с чувственностью) как противоречивое понятие: вещь в себе – причина ощущений, но сама непознаваема; порождает ощущения, но не имеет с ними ничего общего.

Основоположение наукоучения – чистый разум, «совершенно безусловное и ничем высшим не определимое» «Я» (абсолютное сознание-субъект).

Допущения наукоучения

• Без субъекта нет объекта, без объекта нет субъекта.

• «Я» абсолютно свободно в познании самого себя.

• «Я» развивается посредством диалектического саморазвития (создания и разрешения противоречий).

Начало саморазвития «Я» («Я» и «не-Я» – противоположные формы единого «Я»):

1. «Я» познает себя в качестве своего собственного субъекта («Я») – тезис.

2. «Я» познает себя в качестве своего собственного объекта-природы («не-Я») – антитезис.

3. ««Я» познает себя в качестве противоречивого единства субъекта («Я») и объекта-природы («не-Я»), которое требует разрешения и формирования нового тезиса – синтез тезиса и антитезиса.

«Тут ясно, как солнце, обнаруживается то, чего не могли понять столь многие философы… а именно то, что «Я» может развить все, что только должно происходить в нем когда-либо, исключительно из себя самого, ни самомалейшим образом не выходя при этом за свои пределы и не разрывая свой круг» («Основа общего наукоучения»).

Особенности наукоучения Фихте, повлиявшие на дальнейшее развитие философии: отстаивание монизма, свободной и продуктивной деятельности сознания, диалектической формы саморазвития.

Источник: an-site.ru


Categories: Философия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.