Основные направления философии с самого ее зарождения традиционно рассматривают вопрос о первоначале Вселенной. В зависимости от количества признаваемых исходных точек, различные философские направления принято делить на три обширные группы.

1. Единая первооснова бытия или монизм. Мыслители определяют его по-разному, в зависимости от своих взглядов. Им считают Бога, Материю, Абсолют или Мировой разум. Единой точки зрения о первоначале Вселенной, не существует. Материалисты определяли во главу всего материю, а человека считали ее порождением.

Идеалисты придерживались мнения, что в основе универсума заложена Бог, идея, мировая воля – духовное начало. Человек – ее продукт, а не объективного мира.

2. Дуализм. Первичность всего во Вселенной принадлежит двум началам: Свет и Тьма, Дух и Материя, Инь и Янь. Дуалисты видели в зарождении Вселенной взаимодействие духовного и материального, сознания и материи. В человеке, как говорили сторонники этой концепции, два начала, которые свободны друг от друга: дух свободен от влияния тела, психика не зависит от работы нервных процессов мозга.

3. Представители плюрализма выделяли многих первоначалах: атомах, стихиях, монадах. Философия знает различные направления плюрализма.


фото 661

В эпоху античности в основу мира включали взаимодействие воды, земли, огня и воздуха.

Экзистенциализм признавал многообразие зарождения Вселенной и делал упор на неразрывную связь бытия и личности.

Прагматизм определял Вселенную как иррациональную и непознаваемую. Из этого следовало, что все теории и идеи о происхождении мира не способны охватить бытие полностью. Это бессмысленно и к философии следует подходить с точки зрения удобства и выгоды в достижении целей.

Характеристики первоначал

Извечный философский вопрос: что же было первым, материя или дух? Античные мудрецы несколько тысяч лет назад первыми задались им, но точный ответ неизвестен до сих пор.

На протяжении человеческой истории идет борьба между сторонниками материализма и идеализма.

Материалисты признают первичной материю, а дух – вторичным. Этой точки зрения придерживались представители древнейшей школы философии – Милетской. А также Демокрит, Бэкон, Спиноза, Локк, Дидро, Маркс и Энгельс.


Приверженцы материализма в своих философских трудах делали упор на научные знания, особенно выделяя такие науки как физика, математика и естествознание. И стремились с помощью логики доказать все положения своих теорий. Но при глубоком изучении суждений материалистов становится явным недостаточность объяснения понятия сознания как материального объекта и невозможность логического объяснения явлений окружающего мира.

Идеализм противопоставляет себя материализму, считая, что дух первичен над материей. Его сторонники – Платон, Пифагор, Беркли, Гегель, Юм.

В идеализме выделяется два направления:

  • Объективный идеализм началом мира признает некую идеальную, духовную субстанцию, которая существует вне и независимо от человеческого сознания. Этого течения идеализма придерживались все ортодоксальные школы Индии, даосизм, конфуцианство и неоплатонизм.
  • Субъективный идеализм определяет духовным началом мироздания сознание человека. К его сторонникам можно отнести буддистов, последователей экзистенциализма и феноменологии.

Слабостью идеалистической учений является отсутствие логического объяснения превращения чистой идеи в материальный объект.

Методы познания

В философии существует три основных метода познания бытия.

1. Эмпиризм, он же – сенсуализм. Его опора – приоритет чувственного опыта в процессе познания. Включает в себя наблюдения, факты и эксперименты.

  • материалистический эмпиризм признает источником опыта объективную реальность, внешний мир, который не зависит от сознания.
  • идеалистический сенсуализм называет опыт совокупностью ощущений и идей, покинуть которые сознание не в силах.

2. Рационализм опирается на доводы разума. Он строится из аксиом, теорем и доказательств. Рационалисты считают мир логично устроенным. Они признают возможность его познания с помощью разума, который и лежит в основе мироздания. Основоположником этого течения философии называют Декарта. Рационализм противопоставляет себя эмпиризму, заявляя, что истинное знание не зависит от чувственного опыта.

3. Иррационализм – суть «сверхразумных» источников познания: интуиции, озарения, откровения, вера, воля. В мире нет устойчивых элементов, все произвольно и условно, мир – это хаос и у него нет внутренней логики. Реальность не развивается закономерно, сущность бытия недоступна разуму. Этой позиции придерживался Шопенгауэр, Ницше, Зиммель.

фото 662

Как понимают Бога различные философы

Точек зрения о том, кто или что такое Бог, существует он или нет, с древних времен и по сей день накопилось множество. Если их обобщить и сгруппировать, то выделяются четыре позиции по отношению к Богу.


  • Теизм воспринимает Бога как разумную личность, обладающую своей волей. Мир сотворил Бог, он же преобразовал идеи в мир материальных вещей. Разум Бога несоизмеримо выше, чем у человека.
  • Деизм выдвигает Бога как безликую причину возникновения мироздания. В некотором роде, деизм можно назвать компромиссом между идеями материалистов и сторонниками существования Бога. Приверженцы его полагали, что Бог сотворил мир и затем отстранился, не участвовал в его развитии, не влиял на жизнь и поступки людей.
  • Пантеизм отождествляет Бога (идеальное начало) и природу (материальное начало). Бог не существует вне природы. Можно утверждать, что Бог – везде, во всем, так говорили пантеисты.
  • Атеизм отрицает Бога и признает его фикцией. Философы, придерживающиеся этой позиции, полностью разорвали отношения с религией. Атеисты во главе мира ставят личность человека и пытаются с помощью всех доступных их эпохам наук разрешить вопросы бытия.

Характер философской системы

Философия – особая наука. В ней не существует положений, которые бы признавались всеми философами, без исключений. Для науки мыслителей характерна множественность взглядов.

Характерно ли для реальности всеобщее развитие? Существует два метода исследования в философии, которые затрагивают этот вопрос: метафизическая и диалектическая.

  1. Метафизика ищет предельные границы бытия и познания. Ее сторонники пытаются постичь мир завершенным и однозначным. Сторонники метафизики относятся к миру как чему-то неизменному в своих наиболее важных корреляций. Вселенная, как и человек, статична, устойчива. Суждения метафизики критикуются за их усложненность рассуждений, за невозможность проверки с помощью логики.

  2. Диалектика ищет истину в столкновении противоположностей, пытается постичь мир через его развитие и противоречия. Последователи диалектики признают общий характер развития мира. Вселенная, как и человек, развиваются при взаимодействии противоположностей. Количественные изменения переходят в качественные, движение происходит от низшего к высшему. Сильным толчком для развития этой концепции стали открытия в области естествознания: эволюционная теория Дарвина, закон сохранения и превращения энергии, большие достижения в области палеонтологии и геологии.

фото 663

Функции философии

Исследователи выделяют различные функции философии. Главные из них:

  1. Мировоззренческая функция. Философия способна представить описание картины мира и объединить в себе знания из разных наук и искусств. В ее основе – определенная система взглядов на мир. Философия абстрактно-теоретически подходит к трактовке мировоздания. Это придает ей двойственный характер, тяготеющий и к науке, и к лженауке.

  2. Методологическая. Ее задача – выявить оптимальные методы достижения определенных целей. Методы эти имеют фундаментальность, а не узкую направленность (исторический метод).
  3. Гуманистическая функция. Философская наука призывает к предельно внимательному отношению к людям. Выполняя эту функцию, наука мыслителей не ограничивается только лишь научным подходом, а задействует еще этику и эстетику.
  4. Практическая. Включает в себя заботу о благе людей и об их морали.
  5. Функция прогнозирования. Выявляет общие тенденции развития мира, материи, человека и сознания. Выполняя эту функцию, философия опирается на научные знания и способна формировать новые взгляды и идеи.
  6. Критическая функция. Все подвергается сомнению, этот постулат зародился во время возникновения философии. Все подвергнуто конструктивной критике. Рациональность обоснований отбраковывает ошибки, предрассудки, заблуждения и догмы.
  7. Познавательная. Познание мира через философию дает возможность накопления новых знаний и системного подхода к ним.
  8. Функция духовного ориентирования. Направляет человека в его развитии.

Источник: mystroimmir.ru

Философия XX в. представляет собой сложное духовное образование. Ее плюрализм расширился и обогатился как за счет дальнейшего развития науки и практики, так и за счет развития самой философской мысли в предшествующие столетия и особенно во второй половине XIX в.


Философия XX в. предстает в различных направлениях. Среди них такие, как идеализм и материализм, антропологизм и натурализм, рационализм и иррационализм, сциентизм и антисциентизм.

Сциентизм (от лат. scientia – наука} – философско-мировоззренческая ориентация, связанная с обоснованием способности науки решить все социальные проблемы. Сциентизм лежит в основе многочисленных теорий и концепций технологического детерминизма («революции ученых», «революции управляющих», «индустриального общества», «постиндустриального общества», «микроэлектронной революции», «технотронного общества», «информационного общества» и др.), концепций неопозитивизма (прежде всего философии науки).

Антисциентизм не отрицает силы воздействия науки на общественную жизнь и человека. Однако это влияние истолковывается им как негативное, разрушительное. Антисциентизм подвергает пересмотру такие понятия, как истина, рациональность, социальное согласие и др. На основе антисциентизма сближаются экзистенциализм, франкфуртская социально-философская школа, ряд течений Римского Клуба, идеология «зеленых», религиозно-философские учения. Антисциентизм требует ограничить социальную экспансию науки, уравнять ее с другими формами общественного сознания – религией, искусством, философией; взять под контроль ее открытия, не допуская негативных социальных последствий. В своих крайних формах антисциентизм предлагает вообще отказаться от дальнейшего развития науки и техники (концепции «нулевого роста», «пределов роста» и т. п.).


Эти два важнейших направления развития философии нашего столетия органически связаны с рационализмом и иррационализмом, антропологизмом и натурализмом, материализмом и идеализмом. Последние направления, интегрированные сциентизмом и антисциентизмом, получили в XX столетии свои особенности. Так, рациональность и иррациональность развиваются как научная рациональность (философия науки) и научная иррациональность (философия психоанализа). Антропологизм – как научный антропологизм (Г. Плеснер, М. Шелер. Э. Фромм) и как натурализм (современный интуитивизм, «научный материализм»).

Распространенная в современном мире классификация философских учений, как правило, основывается не на противопоставлении идеализма и материализма, а на сравнении идеализма и реализма. Так, например, неотомисты называют свое учение «реализмом», отличают его от материализма и субъективного идеализма. По мнению французского философа, ведущего представителя неотомизма Жака Маритена (1882—1973), материализм философии Нового времени загубил ценностный фундамент средневековой культуры. Ответственность за беды европейской культуры Маритен возлагал на материализм Ж. Ж. Руссо, с позиций которого, на его взгляд, неверно интерпретировалась «природность» человека, тем самым европейская демократия лишалась духовных принципов.

Австрийский философ Людвиг Витгенштейн (1889—1951) считал, что идеализм и материализм – это не подлинная философия. В сочинении «Философские исследования» философия трактуется им как активность, направленная на прояснение языковых выражений. Задача философии, подчеркивает Витгенштейнт, не мировоззренческая, а сугубо «терапевтическая» – устранение путем анализа естественного языка философских и иных обобщений, которые он оценивал как «заболевания».


Экзистенциалист, французский философ Габриель Марсель (1889—1973), продолживший традицию философствования, идущую от Августина, называет свою философию «христианским сократизмом» и считает идеализм и материализм некими абстракциями, не дающими осмысления мира. В работе «Быть и иметь» он подчеркивает, что структура бытия, включающая присутствие Бога, дает человеку надежду на спасение, а поэтому ни материализм, ни идеализм не открывают «человеку дверь из мира обладания в мир аутентичного бытия». На это способна лишь его. Марселя, «конкретная онтология».

Как видим, многие философы не считают себя материалистами или идеалистами. Вместе с тем независимо от их желания они так или иначе отвечают на вопросы об отношении природы и мышления, объективной реальности и сознания. На разных этапах общественного развития в самых различных видах и формах идеализм и материализм выражают как эволюцию форм общественного сознания в соответствии с развитием науки и общественно-исторической практики, так и мировоззренческие ориентации философов.


Вот и XX в. богат и субъективно-идеалистическими, и объективно-идеалистическими, и материалистическими учениями. Так, в конце 50-х гг. XX в. в США и Австралии сформировался научный материализм, который фиксирует внимание на человеке как психофизическом существе, органической части природы.

Научный материализм отличается от диалектического материализма не столько тем, что последний разработал и опирается на диалектико-материалистический метод, сколько разными понятиями природы человека; процессов, которыми сопровождается человеческая жизнедеятельность. Научный материализм стимулирует исследования в области нейрофизиологии, психологии, кибернетики. Тк, например, американский философ Джозеф Марголис (р. 1924) занимается проблемами взаимопроникновения различных свойств материи. Он утверждает, что культурные атрибуты (сущности) не сводимы к их материальным носителям, хотя и не существуют вне их носителей.

Рационализм и иррационализм в XX столетии предстают как философское осмысление важнейших средств познания мира, управления человеческой деятельностью и воздействия на развитие общества.

Рационализм XX в. представлен неогегельянством: английскими философами Ф. Г. Брэдли (1846—1924), Р. Дж. Коллингвудом (1889—1943); американским философом Д. Ройсом (1855—1916); итальянскими философами Б. Кроче (1866—1952) и Дж. Джентиле (1875—1944) и др.; неорационализмом: французским философом Г. Башляром (1884—1962); швейцарскими философами – математиком Ф. Гонсетиом (1890—1975) и психологом и логиком Ж. Пиаже (1896—1980); рациовитализмом: испанским философом Х. Ортега-и-Гассепюм (1883—1955); лингвистической феноменологией: английским философом Дж. Остином (1911—1960); критическим рационализмом английского философа К. Поппера (1902—1994); философией техники в форме технологического детерминизма: американского философа, социолога Д. Белла (р. 1919), социолога, экономиста Дж. К. Гэлбрепта (р. 1908), политолога, социолога Г. Кана (1922—1984), философа, социолога, публициста О. Тоффлера (р. 1928); французского социолога, публициста Р. Арона (р. 1905), философа, социолога, юриста Ж. Эллюля (р. 1912) и др.; методологией науки: американскими историком, философом Т. К. Куном (р. 1922), философом П. К. Фейерабендом (р. 1924); английским философом, историком науки И. Лакатосом (1922—1974); французским философом, историком науки А. Койре (род. в России, 1892—1964) и др.

Неогегельянство – рационалистическое направление в философии идеалистического толка конца XIX – первой трети XX столетия. Оно представляет собой интерпретации философии Г. В. Ф. Гегеля в духе новых философских идей: разложения с помощью диалектики «чувственности» и «вещественности» для достижения некой «внеэмпирической» реальности; соединение гегелевского учения об абсолютной идее с рассмотрением индивидуальности и свободы личности, интерпретацией исторического процесса и др. Переосмысление гегелевской философии с точки зрения историзма осуществляют Б. Кроче, Дж. Джентиле, Дж. Коллигвуд. Для Робина Джорджа Коллингву-да кризис современной ему западной цивилизации есть следствие отказа от веры в разум как основы организации всей социальной жизни.

Неореализм – другое течение рационалистического направления философской мысли первой половины XX в. Для представителей этого течения реальность открывается в понятиях теоретического научного мышления. При этом математика – это высшее дедуктивное, интеграционное знание, содействующее творческому синтезу в науке.

Рациовитализм – появился как результат критики рационализма, прежде всего декартовского, философией Нового времени. Х. Ортега-и-Гассет не принимает рационализма Р. Декарта, ибо в философии последнего человек только познающий, но не живущий, а поэтому многие проявления бытия человека у Декарта остались за пределами исследования.

Ортега-и-Гассет претендует на открытие и обоснование новой роли разума, позволяющей понять единство человека с миром. И мир этот – не только внешний мир межиндивидуальных отношений, но и внутренний, личностный мир, в основе которого лежит свободный индивидуальный выбор.

Иррационализм XX в. представлен «философией жизни» Ф. Ницше (1844—1900), В. Дильтея (1833—1911), Г. Зиммеля (1858—1918), А. Бергсона (1859—1941); психоаналитической философией З. Фрейда (1856—1939), К. Г. Юнга (1875—1961), А. Адлера (1870—1937), К. Хорни (1885—1952), Э. Фромма (1900—1980); экзистенциализмом, о котором речь пойдет ниже.

Немецкий философ Вильгельм Дильтей считал, что философия является «наукой наук» и поэтому не дает познания сверхчувственных сущностей. Науки делятся на «науки о природе» и «науки о духе». Предметом последних является общественная жизнь, которая постигается «описательной психологией». Человек, по Дильтею, сам есть история, которая постигается психологией как «понимающей» связи всей душевной жизни человека, ее мотивов, выбора, целесообразных действий[179]. Проблемы, которые поставил философ, интересны и значительны. Например, связь индивидуального с социальным: как может чувственная индивидуальность сделаться предметом общезначимого объективного познания?

Французский философ, лауреат Нобелевской премии (получил премию за стиль своих философских сочинений) Анри Бергсон исследовал такие феномены, как длительность, жизненный порыв, поток сознания, воспоминание о настоящем, творческая эволюция. Каждое из опубликованных А. Бергсоном произведений – «Опыт о непосредственных данных сознания», «Материя и память», «Введение в метафизику», «Творческая эволюция», «Два источника морали и религии» – становилось событием европейской интеллектуальной жизни. Центральные понятия его философии – «чистая длительность» как истинное, конкретное время и «неинтеллектуальная интуиция» как подлинный философский метод. Длительность предполагает постоянное творчество новых форм, взаимопроникновение прошлого и настоящего, непредсказуемость будущих состояний, свободу. Познание длительности доступно лишь интуиции.[180]

А. Бергсон первым ввел понятия «открытого» и «закрытого» обществ. Для первого мораль покоится на стремлении к свободе, влечениях, любви. Для второго – на принуждении, давлении, привычке; это мораль «муравья в муравейнике» – она автоматична, инстинктивна, ниже интеллекта. Первая – мораль человеческого братства, устремленная в жизненном порыве к Богу; она творческая, эмоциональная, свободная, выше интеллекта. Жизнь как категория, согласно Бергсону, выражает не просто биологическое в человеке, а духовное – моральное и религиозное.[181]

Психоаналитическая философия вызвала огромный интерес не только у философов-профессионалов, но и у широких слоев интеллигенции. Обращение к исследованию явлений бессознательного, их природы, форм и способов проявления наиболее характерно для австрийского психолога, невропатолога, психиатра Зигмунда Фрейда и его учеников. Основные работы З. Фрейда, содержащие философские идеи и концепции, – «Массовая психология и анализ человеческого «Я»», «По ту сторону принципа удовольствия», «»Я» и «Оно»», «Психология бессознательного», «Неудовлетворенность в культуре», «Цивилизация и анализ человеческого «Я»» и др. Фрейд выдвинул гипотезу об исключительной роли сексуальности в возникновении неврозов. Затем последовало утверждение о роли бессознательного и возможности его познания через толкование сновидений. З. Фрейд уточнил, что психическая деятельность бессознательного подчиняется принципу удовольствия, а психическая деятельность подсознательного – принципу реальности. Сообразуясь с реальностью внешнего мира, подсознательное вытесняет обратно в бессознательное неприемлемые желания и идеи (сексуальные, эгоистические, асоциальные), сопротивляется их попыткам проникнуть в сознание[182]. Ключевой для философии З. Фрейда становится идея о том, что поведением людей управляют иррациональные психические силы, а не законы общественного развития, что интеллект – аппарат маскировки этих сил, а не средство активного отражения реальности, все более углубленного его осмысления. Исследует З. Фрейд роль важнейшего, по его мнению, двигателя психической жизни человека – «либидо» (полового влечения), определяющего противоречия человека и социальной среды, человека и культуры, человека и цивилизации. Инстинктивный импульс может быть или разряжен в действии, или неразряженным вытеснен обратно в бессознательное, или лишен своей энергии посредством реактивных образований (стыд, мораль) и сублимации (переключение энергии с неприемлемых целей и объектов на приемлемые). Через призму сублимации З. Фрейд рассмотрел формирование религиозных культов и обрядов, появление искусства и общественных институтов, возникновение науки и, наконец, саморазвитие человечества. З. Фрейд ввел также понятия космических «первичных позывов» – «Жизнь» и «Смерть».[183]

Как философ З. Фрейд дает свое осмысление человека и культуры. Культура выступает у него как «Сверх-Я», она основана на отказе от удовлетворения желаний бессознательного и существует за счет сублимированной энергии либидо. В работе «Неудовлетворенность в культуре» З. Фрейд приходит к выводу о том, что прогресс культуры уменьшает человеческое счастье, усиливает у человека чувство вины из-за ограничения его природных желаний. При рассмотрении социальной организации общества Фрейд концентрирует внимание не на ее надындивидуальном характере, а на природной склонности человека к агрессии, разрушению, которая может быть обуздана культурой.

Карл Густав Юнг – швейцарский психолог, культуролог, философ, начал свою деятельность как ближайший соратник З. Фрейда и популяризатор его идей. К 1913 г. произошел его разрыв с З. Фрейдом, а также пересмотр его идей о происхождении творчества человека и развитии человеческой культуры с точки зрения «либидо» и «сублимации», вытеснения сексуальности и всех проявлений бессознательного через «Сверх-Я». «Либидо», согласно трактовке Юнга, это не просто некое половое влечение, а поток витально-психической энергии. Поэтому все феномены бессознательной и сознательной жизни человека рассматриваются Юнгом в качестве различных проявлений единой энергии либидо. Эта энергия либидо под влиянием непреодолимых жизненных препятствий способна «поворачиваться вспять», вести к репродукции в сознании человека образов и переживаний, которые не связаны с опытом данного индивида, а являются первичными формами адаптации к миру человеческого рода. Согласно К. Г. Юнгу, бессознательное включает в себя не только индивидуальное и субъективное, вытесненное за порог сознания, но прежде всего это «коллективное» и безличное психическое содержание, уходящее корнями в глубокую древность. Эти коллективно-бессознательные образы Юнг назвал архетипами. Архетипы, по Юнгу, невозможно осмыслить осознанно; они противостоят сознанию и не поддаются выражению в языке. Психология может лишь описывать их и осуществлять возможную типизацию, чему и посвящена значительная часть работ К. Г. Юнга[184]. Его обобщения зачастую не опираются на достаточные логические основания, хотя основному доказательству, ориентированному на науку, он уделяет внимание. Это закон Э. Геккеля о повторении в онтогенезе отдельного индивида филогенеза (исторического развития) группы особей.

К. Г. Юнг ввел в научный оборот такие объекты исследования, как учение о карме, метемпсихозе и реинкарнации, пара-психологические феномены и др. Он исследовал восточные религиозно-мистические культы, в которых личностное начало растворено в архаической стихии коллективного бессознательного.

Юнга интересуют не причинно-следственные связи, а синхронные. Именно поэтому его архетипы выполняют функции и основ мироздания, и фундаментальных структур человеческой психики, обеспечивающих априорную (доопытную) готовность к восприятию и осмыслению мира. К. Г. Юнг называет следующие архетипы коллективного бессознательного: Младенец и Дева, Мать и Возрождение, Дух и Трикстер (образ злобного субъекта, оборотень). Так, Младенец – это возможное будущее; он и Бог, и герой; он покинут, незащищен, но развивается в направлении независимости и непобедимости. Младенец-Христос, младенец-Будда, младенец-Зевс, младенец-Гермес и т. д. и т. п. Архетип младенца имеет в своей основе типическую природу, уходящую в мир неизмеримой древности.[185]

Юнг считает, что общую структуру личности создает архетип, и духовная жизнь личности несет в себе архетипический отпечаток. И хотя архетип как способ связи образов переходит из поколения в поколение с древних времен, он всегда у каждого человека наполняется конкретным содержанием, хотя нейтрален по отношению к добру и злу. Архетипы структурируют понимание мира, себя и других людей. Они лежат в основе творчества и способствуют внутреннему единству человеческой культуры, делают возможным взаимосвязь различных эпох развития и понимания людей. Основные работы К. Г. Юнга: «Метаморфозы и символы либидо» (1912, с 1952 – «Символы превращения»), «Психологические типы» (1921), «Отношения между Я и бессознательным» (1928), «Попытка психологического истолкования догмата о троице» (1940—1941).

Влияние взглядов К. Г. Юнга испытали писатели Т. Манн и Г. Гессе, физики В. Паули и Э. Шредингер, культурологи К. Кереньи и М. Элиаде.

Ведущим представителем неофрейдизма выступил Эрих Фромм (1900—1980). Основные работы: «Бегство от свободы», «Человек как он есть», «Концепция Маркса о человеке», «Искусство любви», «Революция надежды», «О гуманистической технике», «Кризис психоанализа». «Иметь и быть», «Человек для самого себя».

Популярность Э. Фромма во многом объясняется тем, что он на протяжении всего своего философского творчества сохранил верность антропологической теме, рассматривая проблемы природы и сущности человека, формы его существования. Одни и те же сюжеты переходят у него из работы в работу, обрастая новыми аргументами. Так, в работе «Человек для самого себя» он развивает идеи «Бегства от свободы».

Отвергнув биологизм З. Фрейда, Э. Фромм пересматривает феномен бессознательного, смещая акцент с подавленной сексуальности на конфликтные ситуации, обусловленные социально-культурными причинами. Анализ последних заставил его обратиться к марксизму; к осмыслению экономических, социально-культурных факторов. Учение З. Фрейда им преодолевается через рассмотрение механизма взаимоотношения психологических и социальных факторов общественного развития. Он называет капитализм «больным обществом» и предлагает «лечить» его на основе «гуманистического психоанализа». Осознание человеком «неподлинности» своего существования в обществе эксплуатации и угнетения, обретение им своей «самости» вместо «мнимого Я», установление гармонии между индивидом и природой, личностью и обществом возможно лишь на основе гуманистического управления, этики любви и добра[186]. В процессе овладения искусством любви происходит изменение структуры характера человека, возникает заинтересованность в единении с миром, переход от эгоизма к альтруизму, т. е. бескорыстному служению другим людям, к новому гуманистическому духу. Любовь, страх, вера, властолюбие, фанатизм… не они ли правят миром? Не через них ли реализуется бытие человека? И Э. Фромм, в отличие от узкого горизонта фрейдовских инстинктов, «распахнул» огромное жизненное пространство человека. Человеческое бытие, по Фромму, – это становление человека, совершенствование его духа. И хотя Фромм в трактовке человеческого бытия исходит из первичности психических процессов, которые во многом определяют структуру социальных феноменов, он не считает человека внесоциальным индивидом. Напротив, человек у него включен в реальный исторический процесс, социум.

Последние полтора десятилетия исследователи культуры, в том числе философии, пишут о модернизме и постмодернизме. Модернизм (фр. moderne – новейший, современный) как феномен имел в истории культуры разные толкования: как новое в искусстве и литературе (кубизм, дадаизм, сюрреализм, футуризм, экспрессионизм, абстрактное искусство и т. п.); как направление в католицизме, стремящееся к обновлению вероучения на основе науки и философии; наконец, как осмысление качественно новых феноменов или качественно новой интерпретации уже известного в философии. Так, к модернизму в свое время относили позитивизм, марксизм, а еще раньше просвещение. Для модернизма, с точки зрения Хабермаса, характерна «открытость» того или иного учения другим учениям. Совсем недавно в англосаксонских странах, отмечает он, господствовала аналитическая философия, в то время как в Европе, в таких странах, как Франция и Германия (ФРГ), были свои философские кумиры: во Франции – Ж. П. Сартр, а в Германии– Т. Адорно. Однако последние 20 лет французы стали восприимчивы к философской мысли и США, и Германии, а немецкие философы опираются на идеи К. Леви-Строса. М. Фуко, Д. Лукача. Т. Парсонса. К модернистам Хабермас относит американского социолога, социального философа Толкотта Парсонса (1902—1979), автора теории дифференцированного, все усложняющегося общества, где складывается отчуждение структур деятельности в «жизненном мире» от структур социальной системы.[187]

Одним из первых философов постмодернизма является французский философ Жан Франсуа Лиотар (р. 1924). Всвоей книге «Состояние постмодерна» (1979) он объясняет феномен постмодерна как не только философский, но в целом культурологический, как своего рода реакцию на универсалистское видение мира в модернистской философии, социологии, религиоведении, искусстве и т. д. Ж. Ф. Лиотар, так же как и Ю. Хабермас, видит отличие постмодернистской философии от марксистской в утверждении идеи выбора из нескольких альтернатив, представляемых не столько в познанном, сколько в исторической конфигурации жизненных практик, в социальной сфере[188]. Постмодернизм представлен, таким образом, современным постструктурализмом (Ж. Деррида, Ж. Бордрийяр), прагматизмом (Р. Рорти).

Американский философ Ричард Рорти (р. 1931), профессор университета в Вирджинии, известен своим проектом «деструкции» всей предшествующей философии. По его мнению, вся до сих пор существовавшая философия искажала личностное бытие человека, ибо лишала его творчества. Прежней философии не хватало гуманитарности, считает Р. Рорти. Он в своем учении соединяет прагматизм с аналитической философией, утверждая, что предметом философского анализа должны быть социум и формы человеческого опыта. Рорти, таким образом, толкует философию как «голос в разговоре человечества», картину всеобщей связи, посредницу во взаимопонимании людей. Для него социум – общение людей и ничего больше… В социуме главное – интересы личности, «собеседника».[189]

К постмодернистам причисляют французского философа Жака Дерриду (р. 1930), одного из ярчайших представителей современного постструктурализма. Он ставит вопрос об исчерпанности ресурсов разума в тех формах, в которых они использовались ведущими направлениями философской мысли. Деррида выступает с критикой понимания бытия как присутствия. Философ заявляет, что «живого настоящего» как такового не существует: оно распадается на прошлое и будущее. Настоящее не равно самому себе, не совпадает с самим собой: оно затронуто «различием», «движением ситуаций». Встает диалектическая проблема «присутствия» и «отсутствия» и даже возникает философия «присутствия-отсутствия». Важно использовать границы «наличия присутствия» и здесь может помочь герменевтика.

Многие постмодернисты выдвигают новый тип философствования – философствование без субъекта.

Можно сказать, что постмодернизм представляет собой реакцию на изменение места культуры в обществе: на сдвиги, происходящие в искусстве, религии, морали в связи с новейшей техникой постиндустриального общества. Постмодернизм настаивает на гуманитаризации, антропологизации философского знания.

Сегодня в нашей стране, да и в других странах рождается новый тип материалистической философии, ориентированный на материалистическое понимание истории, обращенное к личности, жизненному миру человека, решению проблем материального и духовного, природного и общественного, индивидуального и социального, объективного и субъективного, личностного и коллективного.

Следующая глава >

Источник: fil.wikireading.ru

Структура и функции философии

Структура лекции:

1.2.1 Структура философии как науки

1.2.2 Философские дисциплины

1.2.3 Основные направления современной мировой философской мысли (XX-XXI века)

1.2.4 Функции философии

1.2.5 Виды философов

Структура философии как науки

При изучении философии обычно выделяют 4 основных раздела:

1. Онтология (с греч. ontos – то, что существует и logos – слово, речь) учение о бытии, основах существования. Её задача исследовать наиболее общие и фундаментальные проблемы бытия.

2. Гносеология (с греч. gnosis – знание, познание и logos – слово, речь) или другое название эпистемология (с греч. episteme – научное знание, наука, достоверное знание, logos – слово, речь) – это учение о способах и возможностях познания мира. В этом разделе изучаются механизмы, при помощи которых человек познаёт окружающий мир.

3. Социальная философия – это учение об обществе. Она имеет своей задачей изучение общественной жизни. Поскольку жизнь любого индивида зависит от общественных условий, то социальная философия изучает, прежде всего, те общественные структуры и механизмы, которые определяют эти условия. Конечная цель социального познания состоит в том, чтобы усовершенствовать общество, порядки в нём, создать наиболее благоприятные условия для самореализации личности. Для того чтобы достичь этой цели необходимо выявить движущие силы общественного развития, т.е. законы функционирования общества, причины тех или иных наблюдаемых нами социальных явлений. Чем более глубоко мы познаём существующие в обществе взаимосвязи, законы, тем более тонко мы способны усовершенствовать общественные структуры и механизмы, способствующие процветанию общества.

4. История философииэтораздел, посвященный истории философских учений, эволюции философской мысли, а также наука с соответствующим предметом изучения.

5.

1.2.2 Философские дисциплины[1]

Поскольку философия изучает практически все области знания, то в рамках философии происходила специализация на определённые дисциплины, ограничивающиеся изучением этих областей:

1. Этика – философское исследование морали и нравственности.

2. Эстетика – философское учение о сущности и формах прекрасного в художественном творчестве, в природе и в жизни, об искусстве как особой форме общественного сознания.

3. Логика – наука о формах правильного рассуждения.

4. Аксиология – учение о ценностях. Изучает вопросы, связанные с природой ценностей, их местом в реальности и структурой ценностного мира, т. е. о связи различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами и структурой личности.

5. Праксиология – учение о человеческой деятельности, о реализации человеческих ценностей в реальной жизни. Праксиология рассматривает различные действия с точки зрения их эффективности.

6. Философия религии – учение о сущности религии, её происхождении, формах и значении. В ней содержатся попытки философских обоснований существования бога, а также рассуждения о его природе и отношении к миру и человеку.

7. Философская антропологияучение о человеке, его сущности и способах взаимодействия с окружающим миром. Это учение стремится интегрировать все области знания о человеке. Прежде всего, оно опирается на материал психологии, социальной биологии, социологии и этологии (изучает генетически обусловленное поведение животных, в том числе людей).

8. Философия науки – изучает общие закономерности и тенденции научного познания. Отдельно существуют также такие дисциплины как философия математики, физики, химии, биологии, экономики, истории, права, культуры, техники, языка и т.д.

Основные направления современной мировой философской мысли (XX-XXI века)

1. Неопозитивизм, аналитическая философия и постпозитивизм (Т. Кун, К. Поппер, И. Локатос, С. Тулмин, П. Фейерабенд и др.) – эти учения являются результатом последовательного развития позитивизма. Они занимаются анализом проблем, с которыми сталкиваются частные (остальные, кроме философии) науки. Это проблемы физики, математики, истории, политологии, этики, лингвистики, а также проблемы развития научного знания в целом.

2. Экзистенциализм (К. Ясперс, Ж.П. Сартр, А. Камю, Г. Марсель, Н. Бердяев и др.) – философия человеческого существования. Человеческое бытие в этом учении понимается как поток переживаний индивида, который всегда уникален, неповторим. Экзистенциалисты делают акцент на индивидуальном человеческом бытии, на сознательной жизни индивида, уникальности его жизненных ситуаций, пренебрегая при этом изучением, лежащими в основе этого бытия, объективными всеобщими процессами и законами. Тем не менее, экзистенциалисты стремятся создать направление философии, которое бы было наиболее приближено к актуальным проблемам жизни личности, анализировало наиболее типичные жизненные ситуации. Основными их темами являются: истинная свобода, ответственность и творчество.

3. Неотомизм (Э. Жильсон, Ж. Маритен, К. Войтыла и др.) – современная форма религиозной философии, занимающаяся осмыслением мира и решением общечеловеческих проблем с позиций католицизма. Главной своей задачей видит внесение в жизнь людей высших духовных ценностей.

4. Прагматизм (Ч. Пирс, У. Джемс, Д. Дьюи и др.) –связан с прагматической позицией по решению всех проблем. Рассматривает целесообразность тех или иных действий и решений с точки зрения их практической полезности или личной эмоциональной выгоды. Например, если человек неизлечимо болен и в дальнейшем его существовании не просчитывается никакой пользы, то, с позиции прагматизма, он имеет право на эвтаназию (помощь в смерти тяжело и неизлечимо больному человеку). Критерием истинности, с точки зрения этого учения, также является полезность. При этом отрицание представителями прагматизма существования объективных, общезначимых истин и понимание, что цель оправдывает любые средства её достижения, бросает тень на гуманистические идеалы и нравственные ценности. Так, Дьюи пишет: «Я сам – и больше никто не может решать за меня, как я должен поступать, что для меня правильно, истинно, полезно и выгодно». Если каждый в обществе встанет на такую позицию, то в конечном счёте оно превратится лишь в поле столкновения различных эгоистичных побуждений и интересов, где не будет никаких правил и норм, никакой ответственности.

5. Марксизм (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин, Э.В. Ильенков, В.В. Орлов и др.) –материалистическая философия,претендующая на то, чтобы иметь статус научной. В своём анализе действительности опирается на материал частных наук. Стремится выявить наиболее общие законы и закономерности развития природы, общества и мышления. Основным методом познания является диалектический[2]. Социальная философия марксизмаоснована на идее создания коммунистического общества, построенного на идеалах равенства, справедливости, свободы, ответственности и взаимопомощи. Конечной целью построения такого общества является создание условий для свободной самореализации любой личности, наиболее полное раскрытие её потенциала, где было бы возможным осуществление принципа:«от каждого по способностям, каждому по потребностям». Однако для реализации этих идеалов в ней недостаточно проработана проблема индивидуального, уникального бытия личности, богатства её внутреннего мира и потребностей.

6. Феноменология (Э. Гуссерль, М. Мерло- Понти и др.) –учение, которое исходит из того, что необходимо очистить наше мышление от всех наносных, искусственных логических построений, но при этом оно пренебрегает изучением сущностного мира, независимого от человеческого восприятия и осмысления. Феноменологи считают, что познание объективного мира невозможно, поэтому изучают лишь мир смыслов (называя при этом их сущностями), закономерности в формировании смысловой реальности. Они считают, что наше представление о мире не является отражением самого объективного мира, а является искусственным логическим построением. Чтобы восстановить истинную картину мира, мы должны исходить лишь из нашего практического отношения к вещам и процессам. Наше понимание о вещах должно складываться в зависимости от того как мы их используем, как они себя по отношению к нам проявляют, а не какова их действительная сущность, способная объяснить причинно-следственные связи. Например, для них не имеет значения какими физическими или химическими свойствами обладает материал, из которого создана вещь, какие бактерии в ней живут и какие микроскопические процессы в ней происходят, для них большее значение имеет её форма и функции, которые она выполняет. С их позиции, говоря о вещах, мы должны вкладывать в них лишь практический смысл их возможного использования. Говоря о природных и социальных процессах, мы должны подразумевать, прежде всего, их возможное влияние на нас или то значение, которое они для нас несут. Тем самым, феноменологический подход отрывает человека от действительности, снимает установку на понимание взаимосвязей и законов мира, дискредитирует стремление к мудрости и объективной истине, упускает из виду ценность накапливаемых человечеством опытных знаний.

7. Герменевтика (В. Дильтей, Ф. Шлейермахер, Х.Г. Гадамер и др.) – философское направление, вырабатывающее методики правильного понимания текстов, избегая собственной предвзятости, «пред-понимания» и, пытаясь проникнуть не только в замысел автора, но и в его состояние в процессе написания, в ту атмосферу, при которой этот текст создавался. При этом в понятие текста вкладывается очень широкий смысл, в их понимании вся понимаемая нами реальность есть особый вид текста, поскольку мы осмысляем её через языковые структуры, все наши мысли выражены на языке.

8. Психоаналитическая философия (З. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер, Э. Фромм) – исследует закономерности функционирования и развития психики человека, механизмы взаимодействия сознательного и бессознательного. Анализирует различные психические явления (например, сновидения), наиболее типичные переживания человека, стремится выявить их природу и причины, найти способы лечения психических расстройств.

9. Постмодернизм (Ж.Делез, Ф.Гваттари, Ж.-Ф. Лиотар, Ж.Деррида и др.) философия, которая, с одной стороны, является выражением самоощущения человека современной эпохи, а с другой, – стремится разрушить классическую философскую традицию, стремящуюся к познанию мудрости и истины. Все классические философские истины и вечные ценности в ней начинают пересматриваться и дискредитироваться. Если современную эпоху, современную культурную ситуацию (постмодерн) можно назвать восстанием чувств против разума, эмоций и мироощущений против рациональности, то философия постмодернизма восстаёт против любой формы, способной претендовать на ограничение свободы личности. Однако на пути к такой абсолютной свободе оказываются объективность, истинность, правильность, закономерность, всеобщность, ответственность, любые нормы, правила и формы долженствования. Всё это объявляется инструментом власти и элит по манипуляции общественным мнением. Высшими ценностями провозглашаются свобода, новизна, спонтанность, непредсказуемость и наслаждение. Жизнь, с их точки зрения, – это своеобразная игра, к которой не стоит относиться серьёзно и ответственно. Однако разрушение тех норм, идеалов и ценностей, которые вырабатывались путём проб и ошибок на основе обобщения опыта многих поколений людей, опасно для дальнейшего существования человечества, поскольку это путь к тому, чтобы общество создало бы невыносимые условия для жизни (борьба эгоистичных побуждений, постоянное использование друг друга, бесконечные войны, разрастание экологического кризиса, обострение личностных проблем и т.д.).

Действительно, в результате такой постмодернистской тенденции в обществе начинает цениться упрощённое понимание жизни, человек начинает понимать мир так, как ему о нём удобно думать. И потому люди начинают сталкиваться со многими проблемами только из-за своей недальновидности, только от того, что представляют себе жизнь иначе, чем она есть на самом деле. Их ожидания о жизни оказываются обманутыми, их мечты и цели оказываются недостижимы или достижимы, но приводят к иному результату, чем они ожидали, приносят им лишь разочарования. Неслучайно, что истоки современного мирового экономического кризиса исходят из недальновидности государственных правителей, руководителей финансовых структур и обычных людей, которые, не просчитывая последствий, набирали кредиты и долги, намного превышающие разумные рамки.

Функции философии

1. Мировоззренческая. Философия как наиболее рациональные и общие знания лежит в основе нашего мировоззрения. Философское мышление, основанное на этих знаниях, сближает человека с действительностью, помогая ему рационально осмыслить окружающий мир и сформировать рациональное отношение к нему. Если из нашего мировоззрения отбросить все философские знания, то оно окажется эклектичным, разрозненным, бесполезным и иллюзорным, оторванным от реальности. Философский стержень делает нашу картину мира целостной и непротиворечивой. Философия способствует формированию представлений об устройстве мироздания и месте в нём человека.

2. Гносеологическая (познавательная).При помощи философского мышления познаются наиболее важные стороны мира. Философия разрабатывает общую теорию познанияс целью выявления механизмов, приемов и методов познания. Она раскрывает закономерности противоречивого процесса познания, обозначает трудности на его пути и предлагает способы их преодоления.Философия также обосновывает саму возможность познания объективного мира, возможность существования объективных, общезначимых истин.

3. Методологическая. Эта функция тесно связана с предыдущей. Философия вырабатывает правила и методы правильного познания и преобразования действительности. В рамках философии сформировались наиболее общие подходы к изучению природных и социальных явлений. Она снабжает человека средствами получать наиболее объективные, истинные знания, позволяющие наиболее эффективно осуществлять практические задачи. Одним из наиболее важных философских методов является диалектический. Диалектика (др. греч. dialektike – искусство спорить, вести рассуждение) — это умение осмыслить предмет в его целостности и развитии, в единстве его противоположных свойств и тенденций, в многообразных связях с другими предметами и процессами. Изначальный смысл этого понятия был связан с философским диалогом, умением вести дискуссию, выслушивать и учитывать мнения оппонентов, стремясь найти путь к истине.

4. Интегративная (рационализации и систематизации).Сущность этой функции заключается в том, чтофилософия интегрирует, согласует между собой все области человеческого знания, обобщает весь опыт человечества, выявляет в нём наиболее рациональное и ценное, упорядочивая эти знания в стройные, логически обоснованные системы.

5. Критическая.Философия критически осмысляет накопленные человечеством знания, существующие нормы, ценности и взаимоотношения людей, жизнь общества в целом. Это необходимо для того, чтобы расчистить их от всего ложного, бесполезного, вредного или даже несущего потенциальную опасность благополучию общества. Философское мышление, чтобы освободиться от догм, стереотипов и предубеждений, подвергает сомнению даже собственный ход рассуждения.

6. Ценностная (аксиологическая).Критически осмысляя жизнь общества, философия стремится дать тем или иным её проявлениям адекватную, рационально-обоснованную оценку, тем самым, выделяя в нашем опыте наиболее важное и ценное. Благодаря чему она помогает расставить правильные приоритеты в жизни, сформировать правильные ценностные ориентации, обосновывает какие идеалы, ценностные установки, цели и задачи общественного развития будут наиболее оптимальны для лучшей жизни общества, принесут наибольшее его процветание. Как говорил И. Кант, философия призвана научить человека тому, «каким надо быть, чтобы стать человеком» в точном и полном смысле этого слова. Человек ещё должен заслужить называться человеком, быть достойным этого, занять в мире то место и выполнять ту роль, которые подобают его сущности, предназначены его природой и происхождением. Если же человек руководствуется лишь эгоизмом и животными потребностями, то он не достоин этого гордого имени.

7. Прогностическая.На основе анализа существующих условий, тенденций и закономерностей развития и глубокого понимания сути происходящих процессов, философия способна давать прогнозы по дальнейшему течению событий, предупреждать о возможных кризисных или проблемных ситуациях и давать рекомендации по их предотвращению.

8. Конструктивная (проективная).На основе изучения опыта прошлых поколений и обобщения накопленных знаний, философия способна создавать проекты преобразования действительности в интересах наибольшего числа людей. Это преобразование может касаться изменения социальных структур, механизмов управления обществом и воспитания личности. Воодушевляя своими глубоко аргументированными идеями, философия способна направлять развитие общества в наиболее конструктивное русло.

Виды философов

Философия многолика в своих проявлениях, в различные эпохи и в разных странах мыслители понимали её предмет и задачи по-разному, руководствовались в своих философских трудах различными мотивами. При этом далеко не все философы главным своим мотивом считали постижение истинного и мудрого. Так, по видению целей и задач философии, её предмета изучения, можно условно разделить философов на несколько видов.

Некоторых мыслителей можно с определённой долей условности назвать философами-эстетами (Ф. Ницше, А.Бергсон, П. Коэльо, К. Кастанеда и др.). Их характеризует то, что для них большую важность приобретает красота и оригинальность мысли, т.е. эстетическое восприятие их философского произведения. Действительно, прекрасное, доброе, истинное и гуманное очень часто лежат рядом. Рациональность и глубокий гуманизм мысли, как правило, создают в нас ощущение её красоты. С другой стороны, красиво оформленная мысль глубже проникает в сознание читателя, легче увлечёт его «за собой». И если цели такого философа возвышенны, то это вдохновляет читателя на нравственные поиски и поступки. Однако эстетический момент в произведениях может использоваться и в менее благородных целях. Некоторые мыслители в своём увлечении эстетизмом теряют более важные ориентиры, что может подтолкнуть их почитателей на путь заблуждений, сулящий им лишь неприятности.

Другого плана философами являются философы-гуманисты (Конфуций, Лао-Цзы, Ж.Ж. Руссо, Вольтер, К. Маркс, В.И. Ленин, Л.Н. Толстой, Н.А. Бердяев, В.С. Соловьёв и др.). Они ставят своей задачей усовершенствование условий человеческого бытия, решение наиболее актуальных проблем для общества. Их отличает гуманистическая направленность в мышлении, стремление обосновать гуманистические идеалы, стремление к созданию совершенного общества, где каждый сможет найти для себя благоприятные условия для самореализации. Они стремятся создать такие инструменты, такие общественные структуры и механизмы, которые бы воспитывали в людях всесторонне и гармонично развитую личность.

Среди мыслителей, которых также относят к философам можно встретить и популистов.Порой главным мотивом, который движет мыслителями, является достижение славы и популярности. Ради этого они готовы играть на чувствах людей, на том, что для обычного человека наиболее близко и актуально. Но на деле чаще у них нет даже такой цели как решение действительных проблем, их философия увлекательна по форме, но, как правило, спекулятивна, пуста по содержанию. В их трудах, если и присутствуют действительно ценные мысли, то скорей в виде исключения. По сути, их нельзя назвать философами в лучшем смысле этого слова, однако стремление к рациональной аргументации, популярность их идей, резонанс их мыслей в обществе, позволяет им сохранить данный статус за собой. Особенно много такого рода «философов» среди современных постмодернистов, ибо их идеи ещё не были проверены достаточным временем, чтобы общество могло убедиться в пагубности последствий многих их идей.

К схожему типу философов можно отнести тех, кого бы можно было назвать субъективистами (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, софисты, античные скептики, Д. Юм, Ж.П. Сартр, большинство постмодернистов). В отличие от популистов, их главный мотив – самовыражение. Для них главное ни познание, ни общественная польза, а изложение собственного мироощущения, своих оценочных суждений; ни стремление к истине и мудрости, а комфорт и удобство в своём мышлении. Как правило, они стоят по позиции плюрализма мнений, считают, что истина у каждого своя и отрицают существование объективной, общезначимой истины. Такой образ мысли в угоду лишь эгоизму и анархии в обществе. В то же время такой подход может порождать и весьма интересные мысли, давая повод задуматься, взглянуть на вещи другими глазами.

Отдельно можно выделить философов мистического, эзотерического или религиозного толка (натурфилософы эпохи Возрождения, Н. Рерих, Е. Блаватская, Тейяр дэ Шарден, Дж. Рэдфилд, Д. Мельхиседек, Д. Андреев, Я. Бёмэ и др.). Их рассуждения строятся под призмой мистического или религиозного переживания бытия. Несмотря на их иррациональный подход, в большинстве своём, они нацелены на благо для общества. Как правило, они ориентируют человека на развитие духовности, отдавая приоритет духовным ценностям над материальными. Понятие совершенного бога помогает им обосновать их этические идеалы. В то же время также как и субъективисты, они опираются ни на чёткие логические обоснования и доказательства, а на собственные мироощущения и интуитивные способы познания мира, что содержит возможность заблуждений. Такие их позиция и методы делают их взгляды далеко не бесспорными и не позволяют такого рода знаниям получить статус общепринятых.

Следующий вид философов – это философы- учёные (Р. Декарт, Ф. Бэкон, Г. Лейбниц и др.). Они отличаются тем, что в получении знаний, познании действительности пользуютсястрогим научным методом. Для них большое значение имеет строгая научная выверенность, доказанность всех положений. Однако любой серьёзный научный прорыв – это всегда слом старой логики мышления и создание более совершенной новой. Логика мышления человека под влиянием новых открытий, новых знаний постоянно развивается, всё более тонко схватывая хитросплетения взаимосвязей действительности. Главным критерием истинности идей служит не просто логическая обоснованность, а общественная практика, проверка опытом и временем.

Особо следует выделить тех философов, которые наиболее точно соответствуют дословному своему значению, т.е. тех, кто руководствуется прежде всего мудростью, кто обладает определённой степенью развития личности и богатым жизненным опытом. Их особенностью является то, что благодаря их опыту, способностям, у них очень хорошо развита интуиция, позволяющая им тонко и глубоко схватывать саму суть происходящего, а в некоторых случаях даже предвосхищать будущее, быть дальновидными. Поэтому их самовыражение, даже если оно не основано на научной методологии, несёт в себе ценные и мудрые умозаключения. Это позволяет им применять свои способности, не ограничиваясь узкими, научно поставленными задачами, а использовать их практически в любой жизненной ситуации. К таким философам-мудрецам также можно отнести Конфуция, Лао-Цзы, Л.Н. Толстого, Раджаниша Ошшо, Сократа и др.

Такое разделение философов достаточно условно и многих из них можно отнести сразу же к нескольким видам. Выделяемые виды показывают спектр специфик философского мышления, подходов к пониманию философии, её предмета изучения, методов и целей.

Краткие итоги: При изучении философии обычно выделяют 4 основных раздела: онтологию, гносеологию, социальную философию и историю философии; а также несколько философских дисциплин: этику, эстетику, логику, философскую антропологию, аксиологию, праксиологию, философию религии, дисциплины относящиеся к философии науки и т.д.. Существует несколько основных направлений современной мировой философской мысли: феноменология, аналитическая философия, неотомизм, прагматизм, марксизм, постмодернизм, экзистенциализм, психоаналитическая философия и герменевтика. Выделяются следующие функции философии: мировоззренческая, гносеологическая, методологическая, прогностическая, критическая, проективная, ценностная и интегративная.

 

Список используемых источников:

Алексеев П.В., Панин А.В Философия: учебник. /П.В. Алексеев, А.В. Панин. – М.: Проспект, 2008. – 608 с.

Гриненко, Г.В. История философии / Г.В. Гриненко. – М.: Юрайт, 2008. – 688 с.

Губин В.Д. Философия: актуальные проблемы: учебное пособие для студентов вузов. /В.Д. Губин. – М., 2005. – 288 с.

Спиркин А.Г. Философия/ А.Г. Спиркин М.: Гардарики, 2008. – 735 с.

Орлов В.В. Основы общей философии / В.В. Орлов. – Пермь, Изд. ПГУ. 2007. – 258 с.

 

[1] Названия большинства разделов философии (социальная философия, история философии и эпистемология) совпадают с названиями соответствующих философских дисциплин, которые их изучают. Поэтому здесь они повторно не называются.

[2]Диалектика (др. греч. dialektike – искусство спорить, вести рассуждение) — это способ мышления, стремящийся осмыслить предмет в его целостности и развитии, в единстве его противоположных свойств и тенденций, в многообразных связях с другими предметами и процессами. Изначальный смысл этого понятия был связан с философским диалогом, умением вести дискуссию, выслушивать и учитывать мнения оппонентов, стремясь найти путь к истине.

Источник: megaobuchalka.ru


Categories: Философия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.