Социальная философия — область философии, занимающаяся изучением общества и поведением человека в нём.

Выделяется два типа философствования при этом:

  1. Ценностная (валюативная). Она призвана ответить на вопросы о смысле жизни человека в обществе и истории. В качестве решаемой задачи ставится желаемая форма общества, в которой человек мог бы следовать своему предназначению, в котором бы соблюдались нормы достойного существования человека. Данный раздел социальной философии выступает ещё в роли социального проповедничества, делая акцент на высшие ценности жизни.
  2. Рефлективная. Исследует общество, историю и человека в аспекте сущего, т.е. интересуется собственной логикой их бытия. Здесь анализируется сущность социальной реальности, как подсистемы единого и целостного мира. Рефлективная социальная философия в этом пересекается с теоретической социологией.

Основным вопросом, который решает социальная философия, является взаимодействие общества и человека, влияние человека на общество в зависимости от его меняющихся потребностей (материальных, духовных). Общество же представлено в виде невидимых связей между людьми в форме социальных институтов (языка, семьи, денег, государства), социальных общностей (возрастные, этнические, профессиональные).

Социальная философия не рассматривает человека, как некоего индивида, а как в составе какой-то общности: семья, страна, этнос и т.д. При этом он предстаёт одновременно сразу в нескольких социальных сферах.

В качестве предмета анализа социальной философии выступают:

  • Субъекты социального развития (личности, классы, нации);
  • Типы социального развития (циклическое, линейное, спиралевидное);
  • Особенность процесса социального развития (эволюционный, революционный, коэволюционный);
  • Общественный прогресс (ритерии, необходимость, цена);
  • Движущие силы и перспективы общественного прогресса;
  • Соотношение сознательного и стихийного в общественном развитии.

Социальная философия занимается и вопросами культуры, но не как культурология, а рассматривает культуру, как качественную характеристику общества, этапы её развития, развития цивилизации.

Социальная философия тесно связана с философией истории. Однако она изучает ещё взаимосвязь человека и общества исторически, в виде истории отдельных цивилизаций, то есть более конкретные факторы.

Можно выделить 5 основных функций социальной философии:


  • Познавательная. Состоит в изучении взаимосвязи общественного сознания и общественного бытия.
  • Диагностическая. Анализе общества с точки зрения его нынешнего (кризисного) состояния, оценка вариантов развития, их причин, способов и планов.
  • Прогностическая. Выработка обоснованных прогнозов о тенденциях развития обществ и человечества, социальных противоречий и конфликтных процессов в будущем.
  • Образовательная. Изучение социальной философии студентами, учёными, политиками.
  • Проективная. Разработка проекта преобразования действительности в интересах какой-нибудь социальной общности (группы, класса, нации).

Изучение социальной философии предоставляет человеку целостную картину о мире, обществе, человеке и смысле его жизни. Она становится ведущей составной частью философии, отодвигая в какой-то мере философию природы на второй план. К ней обращаются каждый раз, когда необходимо найти выход из кризиса, в котором оказывается общество, когда требуются новые идеи пути выхода из сложившейся ситуации.


Источник: samopoznanie.ru

В качестве объекта социально-философского анализа выступает общество — локальное или человечество. Общество является объектом анализа разных наук: истории, социологии, философии истории, социальной философии и др. Но каждая из них имеет свой предмет исследования, т.е. свой аспект в изучении общества, а значит, общие и специфические методы социального познания.

Предмет социальной философии — это отношение между обществом людей и общественным человеком. В этом отношении общество выступает в качестве общественного бытия, а человек в форме общественного сознания. Последнее означает, что общественный человек — это люди, объединенные в род, этнос, народ, цивилизацию и т.п., а не индивид. При таком подходе общество, его познание и общественное сознание, а также общественная практика приобретают очевидную специфику по сравнению с другими науками и формами мировоззрения, изучающими общество. Таким образом, социальная философия — это составная часть философии, изучающая взаимоотношение между обществом и человеком в форме взаимодействия общественного бытия и общественного сознания.

Предмет социальной философии — это отношения между общественным человеком, с одной стороны, и социальными институтами, общественными сферами, общественными формациями, общественными цивилизациями и т.п.


8212; с другой. Сущностью общественного человека в этом случае выступает общественное сознание и общественная практика, которые осуществляются в перечисленных общественных формах. В этой связи уместно подчеркнуть, что социальная философия изучает не общественное бытие и общественное сознание в их раздельности, а процесс их функционирования и развития в различных общественных формах (институтах, сферах, формациях и т.п.). Поэтому важной проблемой социальной философии является изучение общества как целостной природно-социальной системы, важнейшими элементами которой являются общественное бытие и общественное сознание человека.

Прежде всего, социальная философия изучает общественное бытие, которое трактуется в разных социально-философских системах по-разному. Общественное бытие представляет собой единство объективного (материального) и субъективного (идеального), что затрудняет его понимание и интерпретацию. Приходится конкретизировать методы философского познания: общественная связь и общественное развитие, общественные противоречия, общественные законы, соотношение общественной необходимости и свободы и т.п. И дело здесь не только в соответствующем прилагательном «общественное», но главным образом в выявлении сути новых социально-философских понятий. Поэтому анализ особенностей общественного познания должен предшествовать анализу других проблем социальной философии.


В силу сложности изучаемого объекта в истории социальной философии возникло несколько направлений анализа: исторический идеализм, исторический материализм, исторический реализм. Они по-разному решают проблему взаимосвязи общественного бытия и общественного сознания и другие смежные проблемы. Все эти направления равноценны с точки зрения общественной истинности, т.е. являются гипотезами, имеющими свою познавательную ценность в разных обществах и в разные исторические периоды. Например, исторический материализм господствовал в социалистических обществах, а исторический идеализм в буржуазных. Сейчас и человечество, и социальная философия поднимаются на новую ступень социального познания.

Социальная философия изучает человечество как совокупность локальных (отдельных) обществ, находящихся между собой во взаимной связи. В этом случае понятия «человечество» и «общества«, из которых оно состоит, различаются. Общества представляют собой целостные системы, своеобразные природно-социальные организмы, состоящие из множества сфер-систем: географической, демографической, экономической и т.п. Эти общественные системы анализируются со стороны составных частей и функций в составе общественных организмов. Уже при изучении этой части социальной философии становится ясно, какое сложное образование представляет собой общество, и как мало мы о нем знаем.

Одной из проблем социальной философии является процесс развития обществ и человечества.


есь анализируются основные субъекты социального развития (личности, элиты, классы и нации); типы социального развития (циклическое, линейное, спиралевидное); особенности процесса социального развития (эволюционный, революционный, коэволюционный); общественный прогресс во всей сложности его протекания (критерии, необходимость, цена и т.п.), движущие силы и перспективы общественного прогресса, соотношение сознательного и стихийного в общественном развитии.

Важной проблемой социальной философии является изучение форм связи между основными сферами общественного организма, т.е. изучение способов интеграции элементов общественного бытия. Такими формами интеграции являются формации обществ (общественные формации), выступающие своеобразными метасистемами. Мы выделяем три типа таких метасистем: политические, экономические, смешанные. Им соответствуют и такие же общества. В рамках этих формаций обществ возникают соответствующие им формы общественного сознания, в которых познается экономическое, политическое, смешанное бытие.

Социальная философия издавна занимается проблемой качественных этапов в развитии обществ и человечества, что связано с понятием культуры и цивилизации. В культурологии проблема культуры изучается более подробно, как самостоятельная характеристика человеческого общества и человека. В рамках социальной философии культура рассматривается как качественная характеристика общества, многообразия и этапов развития культуры — цивилизаций. В этой части цивилизации изучаются и как характеристики локальных обществ (египетская, западноевропейская, китайская, российская и т.п.), и как характеристики этапов развития человечества: доиндустриальная, индустриальная, постиндустриальная.

Источник: psyera.ru

Понятие социальной философии


Определение 1

Главная задача социальной философии – это анализ явлений настоящего и прошлого, позволяющий самым лучшим образом понять, каким образом работает современное общество и каковы перспективы его развития. Также социальная философия занимается исследованием того, как функционируют и эволюционируют социальные системы, каким образом взаимосвязаны важнейшие социальные явления, как взаимодействуют общество и природа, а также изучает социальные аспекты человеческого поведения.

Само по себе понятие «общества» зародилось в этой науке из повседневного знания, в котором границы общества идентичны границам современных наций-государств. Социальная философия уточняет данное понятие самыми разнообразными способами, употребляя его, в то же время, в различных смыслах.

Определение 2

Бывает, что имеют в виду отдельное общество в определенный период его развития (к примеру, российское общество конца XVIII в.) или общество как совокупность большой группы или же всех обществ в некий конкретный временной период (общество капитализма, общество Средних Веков и т.д.). Данная многозначность не ведет к неопределенности, т.к. смысл, который вкладывается в само понятие термина всегда ясен из контекста.


Ввиду того, что понятие общества, которое было взято из обычного языка, недостаточно прояснено, считается, что социальная философия анализирует только социальное. Под социальным понимают результат и процесс взаимодействия социальных групп, целых обществ и их объединений, социальных институтов. Социальное не является автономной данностью, оно охватывает все измерения и аспекты жизни общества – экономические, политические, социально-психологические, идеологические, моральные и др.

Можно сказать, что социальная философия, которая является наукой о социальном – это попытка интеграции всех обширных знаний об обществе, сведение их в единую теорию общественного развития и функционирования. Вместе с тем социальная философия является и определенным способом видения отдельных явлений социума, который позволяет соотнести их с широким контекстом. Данный контекст может, в случае необходимости, включать в себя всю известную историю человечества.

Социальная философия занимает место в списке таких наук об обществе, как политология, теоретическая социология, история, социальная психология, экономическая наука, этика и др. Однако, в то время как все эти науки занимаются исследованием отдельных аспектов жизни общества, социальная философия направлена на изучение жизни во всей ее полноте и целостности.


Из подходов к изучению общества выделяют два диаметрально противоположных – внешний и внутренний. При внешнем подходе социальные явления рассматривают так же, как исследуют объекты естественных наук – химические вещества, звезды и др. Все эти явления оказываются внешними по отношению к индивидам, объективными и принудительными.

Внутренний подход основывается на том, что общество состоит из индивидов, которые обладают сознанием и действуют на основе идей, которые у них есть. Таким образом, первоначальным объектом социального исследования становится сознательное действие, а основой понимания происхождения и причинно-следственных связей социальных событий становятся человеческие поступки.

В случае внешнего подхода сохраняется надежда на то, что будут открыты универсальные законы эволюции социума, которые похожи на законы физики Ньютона или биологии Дарвина. Данный подход внушает веру в то, что люди, которые создали цивилизацию и общество, способны изменять их по своему усмотрению для того, чтобы они лучше соответствовали их устремлениям.

Оба представленных выше подхода к исследованию социальной реальности не принимают во внимание все своеобразие деятельности человека. Человек отличается от объектов природы тем, что у него есть сознание и способность спланировать свою деятельность. В то же время сознательные действия человека способны привести к незапланированным, неожиданным последствиям. К примеру, основные фундаментальные социальные институты (язык, деньги, мораль, государство, рынок и т.д.) появились ненамеренно, вне зависимости от каких-то человеческих проектов, которые были придуманы и затем воплощены в жизнь.


Основная задача реалистической социальной философии – избежать крайностей обоих подходов (и внешнего, и внутреннего) и найти «золотую середину», при которой существует возможность соединить объяснение социальных явлений с их пониманием, а также выявить общие тенденции развития социума с целью его усовершенствования. Целенаправленное последовательное осуществление внутреннего подхода могла бы дать «понимающую социальную философию», которая опирается на конкретные общие оценки. Последовательная реализация внешнего подхода позволяет превратить социальную философию в гипотетико-дедуктивную систему, в которой социальные явления можно было бы объяснить на основе общих законов общества, которые не зависят от деятельности человека. В рамках социальной философии причинной объяснение социальных явлений на базе общего описания должно гармонично сочетаться с тем, как понимаются явления на основе ценностей, которые существуют в обществе.

Социальная философия рассуждает не только о том, что существует в жизни социума, но также и о том, что должно в ней присутствовать. Теоретически исследовать социальную действительность можно только в том виде, в каком она существует, проходя при этом сквозь фильтр оценочных суждений. Человеческую деятельность невозможно представить без норм и оценок. Философия, которая изучает общество и человек и конечной целью которой является рационализация человеческой деятельности, всегда будет постулировать явные или, как это обычно бывает, неявные ценности. Оценки, которые с ними связаны будут лежать в основе понимания социальных явлений.

Социальная философия постоянно развивается. Изменяются основные направления ее исследований, а также ее взаимосвязи с другими науками (с социологией и историей). Изменяются и представления о возможностях философского осмысления самого общества и его истории, а также об основных задачах социальной философии.

Основные темы социальной философии

Для того, чтобы точнее обозначить представление о современной социальной философии необходимо перечислить некоторые ее темы, которые вызывают самые острые споры.

  • Причины, которые определяют характер и динамику общественной жизни. Некогда было популярно суждение о том, что ход истории и устройство социума предопределены Божьей волей. Позже выдвинули теорию об общих исторических законах, которые неуклонно вели человечество от дикого, первобытного состояния к цивилизации через варварство. Предлагались различные социальные теории, в основе которых лежал закон прогресса. В соответствии с теорией марксизма считалось, что вершина развития общества – это коммунизм, при котором материальное изобилие сочетается со свободой личности и исчезновением государства. XX век сумел развеять большую часть иллюзий, кроме всего прочего также и то, что человеческий разум всемогущ, что прогресс является неуклонным, а законы истории – железными. Вновь стали актуальны споры на тему того, могут ли определять социальную жизнь (и если да, то в какой мере) экономические и материальные структуры, борьба наций и государств, классов, стратегия возвышения и установления равновесия в отношения между различными частями больших социальных групп, семейные формы и др.;
  • Деление истории человечества на эпохи, культуры и цивилизации, ее периодизация. Быстро отбросили чересчур простую схему «дикость – варварство – цивилизация». Несостоятельной была определена и марксистская историческая периодизация, которая начиналась от первобытного коммунизма и заканчивалась индустриальным. Открытым остался и вопрос о том, какие существенные признаки позволяют разбить историю на крупные эпохи, чтобы затем выделить в их рамках культуры и цивилизации;
  • Отношения между прошлым, будущим и настоящим в процессе развития социума и его важнейших институтов. Известны теории, в соответствии с которыми история имеет форму круга, в ней постоянно повторяется одно и то же и ничто не является принципиально новым. Или же существует теория о том, что история – это прямая линия, а значит времена не могут повторяться. История также может иметь форму спирали, которая сочетает в себе как линейное, так и кругообразное движение, или же форму колебаний отдельных обществ между двумя полюсами, которые являются устойчивыми. То, в какой форме протекает история – все еще является актуальной проблемой, необходимой для изучения в рамках социальной философии;
  • Смысл истории человечества, ее цель или предназначение. На протяжении долгого времени историю наделяли объективным смыслом, который не зависел ни от человеческой воли, ни от их деятельности. Альтернативной идеей является то, что история человечества имеет только субъективный смысл, который определяют сами люди и то, достижимы ли цели, поставленные человечеством, будет зависеть не от каких-либо внешних факторов, а от того, насколько люди настойчивы и разумны в процессе реализации данных целей;
  • Вероятные перспективы процесса формирования единого человечества (и подлинно мировой истории, соответственно), который стал очевидным в последние два столетия. Крайними случаями в контексте данной проблемы являются демократическая конфедерация государств с широкой автономией и диктатура государств, которые объединились для этой цели над остальными народами и странами;
  • Общие направления развития современных обществ. Из истории ушел национал-социализм, постепенно уходит и коммунизм. В то же время не существует причин или социальных законов, которые бы совершенно исключали возвращение данных агрессивных форм тоталитарзима в новом виде. Сложно предсказать направленность последующего развития развитых посткапиталистических или демократических обществ и, более того, их отдаленные исторические перспективы;
  • Основные опасности, которые таятся в развитии современного социума. Выживание человечества зависит от решения глобальных проблем, которые продолжают обостряться. В их числе – предотвращение мировой термоядерной войны, уменьшение быстрого роста численности населения, борьба с катастрофическим загрязнением окружающей среды, с терроризмом и т.д. Серьезная опасность скрывается в том, что народ постепенно преобразовывается в однородную, импульсивную, подверженную воздействию пропаганды массу, а затем данные массы становятся решающим фактором всех событий, которые происходят. В разных странах постоянно повторяются опасные попытки введения тотального планирования общественной жизни. Ускоряется темп перемен, происходящих в современном обществе и кажется, что сама глубинная человеческая природа может быть поставлена под угрозу;
  • Человеческая природа и ее взаимосвязь с историей. В соответствии с философской антропологией, человека принято истолковывать как явление, которое является уникальным в мире живых существ, не предопределенным, открытым будущему, а также обладающим определенной степенью свободы и в отношении общества, в котором он проживает. Вместе с тем, человек является конечным, недостаточным и неполным существом, метафизическим, трансцендирующим и меняющимся в ходе истории. От животного его отличают только его недостатки. В соответствии с иным крайним подходом, человеческая природа неизменна, в то время как сам человек – это отображение уже существующего социума. Промежуточная позиция между этими двумя крайностями отсутствует. Одна из крайностей чересчур излишне возвеличивает человека, в то время как другая толкует его как простую модель общества, которое уже существует и, тем самым, убивает интерес к нему. Следовательно, поиск данной позиции посередине является одной из актуальных проблем социальной философии;
  • Перспективы развития современного общества. Ввиду того, что коммунизма и национал-социализма уже нет, возникает вопрос о том, сможет ли могущественный прежде капитализм существовать неограниченно долгое время. Он уже успел претерпеть серьезные изменения и теперь совершенно неясно, какой результат нас ждет в будущем;
  • Особенности социального познания. Возможно ли применить в науках об обществе и человеке научный метод, который требует эмпиризма, рациональности, реальности и объективности? Должна ли социальная философия быть свободной от ценностей и, в случае если должна, то может ли она быть средством рационализации деятельности социума?

Все данные вопросы не могут исчерпать огромного круга проблем, которые стоят в центре внимания современной социальной философии.

Источник: Zaochnik.com


Categories: Философия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.