Психоаналитическая философия — направление в философии, сутью которого является поиск ключа к пониманию общественных явлений, исходя из психики отдельных индивидов или коллективной психики. Данное направление возникает в конце XIX века и получает свое дальнейшее развитие в ХХ столетии. Философия психоанализа представлена фрейдизмом (З. Фрейд) и неофрейдизмом (К. Юнг, Э. Фромм, К. Хорни и др.).

Становление психоаналитической философии связано с попыткой поиска выхода из философских тупиков, которые были обусловлены крайностями: с одной стороны, сциентизма, получившего свое распространение в позитивизме, ориентированном исключительно на естественное знание с его объясняющими функциями, а с другой — иррационализма, обратившего свои взоры к интуитивному постижению социального бытия при помощи описательных и интерпретирующих (герменевтических) приемов.

Несмотря на различие в философских концепциях фрейдизма и неофрейдизма, данному направлению присущи общие черты.


Во-первых,психоаналитическая философия ориентирована на выявление структурных элементов психики как исходных начал жизнедеятельности индивида и социального бытия.

Во-вторых, бессознательное, будь то оно индивидуальное или коллективное, иррационально, вневременно и определяет сознание.

В-третьих, сознание занимает промежуточное положение между бессознательным и социальной сферой, в которой вырабатываются запреты, определяющие поведение индивида в обществе. И, наконец, собственно онтологическая проблематика выносится за скобки, а все воззрения исследователей направлены на проблемы человека, его культуры и истории.

Родоначальником философии психоанализа является Зигмунд Фрейд (1856-1939). Центральным понятием в философии Фрейда является индивидуальное бессознательное, Оно, которое представляет собой «кипящий котел инстинктов». Бессознательное определяет два других уровня психики: сознание и сверхсознание, в котором выражаются нормы и идеалы общества. Исходя из данных положений, Фрейд осмысливает природу и сущность человека и его жизнедеятельности. Человек, по Фрейду, представляет собой биологическое существо, эгоистическое, агрессивное, движущей силой которого выступает бессознательное, проявляющееся в двух инстинктах: сексуальности и страха.

В своей модели личности Фрейд нарисовал картину, согласно которой позади идеалов и разума стоят их скрытые и подлинные властелины — слепые инстинкты или комплексы (подавленные или вытесненные психотравматические ситуации), обитающие в «бессознательной сфере» и определяющие психическую жизнь. При этом важно учитывать уточнение, которое делает Фрейд: «Не только самое низменное, но и самое возвышенное в человеке может быть бессознательным».


Но человек одновременно и социальное существо, хотя социальные характеристики не являются сущностными чертами личности. Социальное представляется как нечто противоречащее человеку и враждебное ему, это своего рода узда, сдерживающая природные инстинкты, ограничивающая его эгоизм, агрессивность, сексуальные устремления. Процесс социализации не уничтожает, а лишь оттесняет и частично модифицирует биологическую сущность человека, отказываясь понять сложную диалектическую связь биологического и социального в человеке.

По мнению Фрейда, давление антисоциальных устремлений людей кладет начало возникновению культуры. Человек как существо либидозное нуждается в любви и авторитете не меньше, чем в самосохранении. Переключение энергии с сексуальных, низших объектов на возвышенное, социально-культурное, т. е. переориентация либидо на иную цель, далекую от сексуального удовлетворения, Фрейд называет сублимацией. Инстинкты, не находящие удовлетворения, направляются в социальную область, обогащая человечество знаниями, учениями, полезными навыками.


оцесс переориентации либидо играет важную роль в возникновении культуры, человек выступает творцом культуры, но движет им не разум, не воля, а бессознательное, направленное в социально приемлемые формы деятельности. Культура, по Фрейду, представляет собой всю совокупность достижений и инстинктов, призванных защищать людей от природы и регулировать их отношения друг с другом. Культура есть не только продукт подавления влечений, но и одновременно источник этого подавления. Все ее институты, нормы и заповеди, идеи и теории направлены на принуждение людей к общественно-полезной деятельности.

Репрессивный характер культуры не может не провоцировать у ее участников осознанного или неосознанного сопротивления. Культуроненавистнические тенденции, по мнению Фрейда, присущи всем людям, но особенно ярко они выражены у эксплуатируемых членов общества. Социальные различия в обществе выводятся автором психоанализа и психологических особенностей индивида, а социальные коллизии в обществе интерпретируются как борьба индивида и общества, природного и социального. Неравенство людей видит в их природе, а не в социальной реальности. Основными движущими силами общества, по Фрейду, являются энергия сексуального влечения (Эроса) и энергия смерти (Танатоса). Ближайшая задача, которая стоит перед человечеством, заключается в уменьшении психологического напряжения, в поиске целесообразного равновесия между потребностями индивида и требованиями общества. Фрейд призывает к укреплению разумного начала в человеке, к моральной и культурной терпимости, к стремлению превращения из врагов культуры в ее носителей. По его мнению, психоанализ должен стать не только методом индивидуальной терапии, но и орудием социального и духовного прогресса.


Идеи З. Фрейда получили развитие в неофрейдизме, одним из наиболее ярких представителей которого был Карл Юнг (1875-1961). В отличие от Фрейда Юнг область бессознательного делил на индивидуальное бессознательное, включающее забытые, подавленные неосознанные переживания, накапливаемые в процессе жизнедеятельности индивида, и коллективное бессознательное, представляющее собой осадок мыслей и чувств предшествующих поколений. Коллективное бессознательное включает в себя наслоение семейного, родового, национального, расового, человеческого опыта, а также отголоски животной предыстории человека. В нем запечатлены типические реакции в ситуациях, имеющих универсальный общечеловеческий характер, таких как рождение, смерть, жизнь и т. д. Коллективное бессознательное закреплено во врожденных структурах человеческой психики и с необходимостью воспроизводится в каждом новом поколении. Оно генетически старше сознания, на базе которого сознание, составляющее поверхностный слой психики, возникает и от которого всецело зависит. Бессознательное выражает себя в символической образной форме. Символы, выходящие за рамки обобщенного личного опыта, фиксирующие коллективно-бессознательные реакции, типичные для всего человеческого рода, Юнг назвал архетипами.


хетипы — априорные организаторы человеческого опыта, могут принимать как персонифицированную, так и безличную форму, могут выражаться с помощью зрительных образов, математических знаков, геометрических фигур и т. п. Будучи языком коллективного бессознательного, архетипические образы выражают наиболее глубокие и сокровенные стороны человеческой души. Архетипы, по Юнгу, воспринимаются только интуитивным путем и в результате бессознательной деятельности проявляются на «поверхности» сознания в виде различного рода видений, религиозных представлений. Они находят свое воплощение в мифах, сновидениях, служат питательной почвой для воображения и фантазий, составляют исходный материал для произведений искусства.

К. Юнг выступил против фрейдовской трактовки человека как существа эротического и либидозного. Для Юнга человек есть цельная интегрированная личность во всей полноте ее индивидуально-возрастных свойств, моральных качеств, эстетических вкусов, тот уникальный центр, вокруг которого структуризируются все индивидуально-личностные свойства человека. Целостность личности и ее здоровье, по мнению Юнга, зависят от способности человека улавливать гармоническое взаимодействие сознания и бессознательного. Цель и смысл человеческой жизни видится Юнгу в достижении индивидуальной самости. «Самость» как главное понятие личности не отличается определенностью, так как считается, что вообще о личности нельзя ничего определенного знать. Подлинная личность, для Юнга, начинается там и тогда, когда происходит соединение самости и всех представлений в образе бога. Исследователи оценивают юнговское понимание человека как нечто среднее между религиозным представлением и древневосточным мистицизмом.


Кроме того, данное направление европейской философии XX в союзе с философской антропологией в какой-то мере становится интегративным учением. И оно пытается рассмотреть самые разнообразные связи человека с географической природой, биологической и социальной средой, затрагивая в том числе биомедицинскую антропологию на стыке с профилактической медициной, клиническую, спортивную и другие отраслевые антропологии комплесных социальных наук.

Так, например, Клайд Клакхон (США), продолжая воззрения З. Фрейда, К. Юнга, формирует многоуровневое представление о человеке, включающее в себя комплекс биологических, психологических, социологических и лингвистических знаний. Таким образом устанавливаются определённые связи с медициной, с выявлением положения человека, его бытия в современном мире, преодоления различных форм отчуждения человека, сохранения человеческой популяции и культуры в условиях мирового системного кризиса, прогнозирования перспективы человека и общества.

Другой виднейший представитель неофрейдизма — Эрих Фромм (1900-1980), отвергнув биологизм Фрейда, пересматривает символику бессознательного, смещая акцент с подавленной сексуальности на конфликтные ситуации, обусловленные социокультурными причинами.


вводит понятие «социального характера» как связующего звена между психикой индивида и социальной структурой общества. Возрождение жизнеутверждающего мировоззрения и внутреннее моральное обновление, восстановление гармонии между индивидом и природой, личностью и обществом — все это возможно на основе использования «гуманистического психоанализа», предлагаемого Фроммом в качестве социально приемлемого средства освобождения людей от иллюзий их быта. Сущность «гуманистического психоанализа» заключается в способности человека к любви и взаимопониманию, к единению с миром, к гуманистическому управлению другими людьми.

Философия психоанализа оказала значительное влияние на психологию, литературу, искусство, на практику современной психиатрии, стимулировав изучение бессознательного, которым активно занимаются во всем мире до настоящего времени.

Источник: studfile.net

Каково содержание философии психоанализа фрейда

Возникновение психоанализа

Философия психоанализа оказала неоценимое влияние на развитие философской науки, а также на духовную культуру общества. Родоначальником психоанализа стал врач-психиатр из Австрии З. Фрейд, создававший, прежде всего, метод лечения больных. На его основе была сформирована концепция философских взглядов на сущность человека и культуры.


З. Фрейд и его последователи — Г. Юнг, К. Хорни, Э. Фромм — это практикующие врачи, преследующие цели излечения больных и понимающие, что философия психоанализа намного обширнее врачебной практики, и с ее помощью возможно создание новых методов лечения. Именно психоанализ дал толчок к формированию новых концепций, взглядов на философские вопросы, таких как философия антропологии, жизни, культуры. Его особенность заключалась в его направленности исключительно к человеку, его психике, проблемам.

Каково содержание философии психоанализа фрейда

Что такое психоанализ

Как говорилось выше, Фрейд был практикующим врачом-психиатром, по 10 часов ежедневно вел прием больных. Поэтому психоанализ – это медицинский метод излечения, часть психотерапии, первоначально применяемая для больных истерией.


уже в дальнейшем, в процессе работы над ним, он был принят как философская доктрина. Суть ее заключается в том, что определенные патологические представления, большая часть которых носит сексуальный характер, вытесняются из области сознания и действуют из сферы бессознательности, откуда под разными облачениями проникают в сферу сознания, разрушая единство человеческого «Я» и окружающего его мира.

Фрейд и его работы

Фрейд родился и практически всю жизнь провел в Вене. Здесь он получил медицинское образование в университете, после чего занялся медицинской практикой. Именно здесь увидели свет его работы по философии психоанализа, которые пользовались невероятным успехом и имели достаточно мощную критическую оценку. Выводы, которые он в них излагал, взбудоражили общество и вызывают споры по сей день. Это был вызов классической философии, в которой основное внимание уделялось человеческому сознанию.

В 1899 г. выпускается его первая работа по психоанализу «Толкование сновидений», которая до сих пор не утратила актуальности и является настольной книгой многих ведущих практикующих психиатров. Буквально через год выходит его новая книга «Психопатология обыденной жизни». Следом за ней идут «Остроумие и его отношение к бессознательному» и другие значительные работы. Все его произведения, носящие как философскую, так и медицинскую направленность, тут же переводились на разные языки мира. Они и в наше время пользуются огромной популярностью.


Классическая философия утверждала, что сознание является основной регулирующей составляющей человеческой жизни. Философия психоанализа Фрейда устанавливала, что под ним располагаются пласты бессознательных желаний, устремлений, влечений. Они наполнены энергией, от них зависит личная жизнь каждого человека и, вместе с этим судьба, цивилизаций.

Конфликт бессознательного с сознанием, неудовлетворенность сокровенных желаний приводят к расстройству психики, душевным заболеваниям. Современная западная философия психоанализа вышла из работ Фрейда. Метод психоанализа получил широкое распространение среди врачей в странах Западной Европы и особенно Америки.

Каково содержание философии психоанализа фрейда

Два этапа в философской деятельности З. Фрейда

Врачебная практика, наблюдение больных давали ученому большой объем информации к размышлению. На ее основе была проведена работа, сформировавшая определенные взгляды на вопросы психоанализа З. Фрейда – философия с определенными аспектами, которые можно разделить на два этапа. Первый – формирование концепции бессознательного, длительность его продолжалась с 1900-1920 гг. Второй длился до конца жизни. Именно на этом этапе исследуется бессознательное, включая сюда инстинктивные космические позывы жизни и смерти.

Первый этап

В начале своей практики, собирая и анализируя экспериментальные данные, Фрейд делает удивительные выводы о наличии в психике людей ранее не известных образований, имеющих определенную структуру и характеристики. На основании сделанных выводов он описывает их как сознание, подсознание и бессознательное.

Несмотря на то что западная философская школа делала акцент на сознании, философия психоанализа Фрейда все внимание уделяла бессознательному. Она определяет его как часть психики, куда выталкиваются неосознанные человеком желания, находящиеся за пределами разума и вневременного пространства.

Второй этап

На основании пересмотра концепции в философии психоанализа Зигмунда Фрейда бессознательное получило некоторые уточнения. Дальнейшее его изучение привело к тому, что к инстинктивным позывам были добавлены еще два – смерть и жизнь. Именно в это период была описана структура психики, а также концепция конфликта между бессознательным и сознательным как принцип человеческого существования.

Каково содержание философии психоанализа фрейда

Три составляющие структуры психики

Если изложить философию психоанализа Фрейда кратко, то необходимо заметить, что человеческая психика имеет три структуры, которые можно охарактеризовать как:

1. Бессознательное (Оно). Этот слой психики наследуется человеком от далеких предков. Именно в нем находятся два основных инстинкта человека:

  • Продолжение рода – это сексуальные влечение и энергия, или, по определению Фрейда, — Либидо.
  • Самосохранение. Определяет агрессивное поведение.

Бессознательное, по определению Фрейда, находится за пределами разумного, другими словами оно иррационально и безнравственно (аморально).

2. Подсознание (Я). Формируется на основание жизненного опыта. «Я» разумно, и, в соответствии с реальностью, старается перевести бессознательное «Оно» в соответствие с моральными принципами «Сверх-Я». Его цель ограничить рефлекторные импульсы «Оно» в соответствии с действующими требованиями реальности, в которой находится человек.

3. Сознание (Сверх-Я). Его можно определить как совесть или судью, контролирующего и наказывающего бессознательное «Оно». Именно в нем сосредоточены все нормы морали, нравственности, все идеалы человека.

При этом каждая составляющая живет своей жизнью и не зависит от других. Даже знакомясь с философией психоанализа кратко, можно сделать вывод, что сознание есть насилие над природными инстинктами.

Значение либидо

Фрейд в созданной им философии психоанализа в бессознательное «Оно» вводит понятие либидо (половое влечение или желание) как составляющий инстинкт. Причем его энергия настолько велика, что в жизни человека оно оставляет незабываемый след. Исследуя его, он приходит к выводу, что либидо включает в себя кроме эротической любви и все другие ее виды: к себе, детям, родителям, животным, Родине и так далее.

Иногда бессознательное (Оно) посылает мощный сексуальный вызов, но он по какой-то причине возвращается обратно, или просто его импульс становится менее интенсивным, разряженным, переключается на другие, более высокие области деятельности человека. Это может быть искусство, наука, политика, общественная деятельность и так далее.

Из этого Фрейд делает логический вывод, что культура, мораль и любая другая деятельность человека есть сублимированная (перенаправленная и преобразованная) сексуальная потребность. Согласно философии психоанализа Фрейда, любая культура на Земле, в том числе и европейская — плод деятельности невротиков, чьи влечения сексуального характера были подавлены и преобразованы в другие виды человеческой деятельности.

Каково содержание философии психоанализа фрейда

Психоанализ и философия неофрейдизма

Идеи Фрейда были подхвачены его последователями, их работы по развитию и дальнейшему осмыслению психоанализа привели к новым взглядам на него. Его ученики и последователи шли дальше, осмысляя и развивая психоанализ. В философии 20 века психоанализ занимает значительное место. Наиболее известными представителями неофрейдизма являются Э. Фромм, К. Хорни, Г. Салливан.

Они признавали определенную роль бессознательного, роль инстинктов, но при этом считали, что немаловажными являются и социальные факторы, к которым относятся общественные связи, взаимоотношения людей, а также культура. Они полагали, что условия, в которых человек проживает, существенно влияют на поведение его в обществе и содержание его деятельности.

Расхождения с Фрейдом состояли прежде всего в том, что они, по сравнению с ним, принимающим только сексуальную энергию, признали в развитии личности участие сознания и общественного фактора. То есть они склонились в сторону классической философии, признающей только роль сознания.

Роль неофрейдистов в разработке теории бессознательного велика. Это можно объяснить тем, что ими исследуется не только индивидуальное, но и общественное сознание при разделении его на сознательное и бессознательное. Они оперируют таким понятием, как сверхкомпенсация – ответная социальная реакция на чувство неполноценности. Это основа для появления великих людей, наделенных недюжинными способностями.

Отсюда следует вывод: если Фрейд пытался выяснить причину совершения человеком определенных поступков, то его последователи, используя базовые идеи философии психоанализа, старались объяснить социальное устройство жизни, в которой этот человек живет.

Каково содержание философии психоанализа фрейда

Карл Юнг и его учение о «коллективном бессознательном»

От последователей Фрейда впоследствии отошли и образовали свои направления А. Адлер (личностная психология) и К. Юнг (глубинная психология). Представитель философии психоанализа К. Юнг – швейцарский врач-психиатр, философ, коллега Фрейда в течение нескольких лет. Его работы расширили и укрепили позиции в данном направлении. Именно Юнг создает новое течение в философии культуры – аналитическую психологию.

Он был поборником методов лечения больных и философии психоанализа Фрейда. Юнг, полностью разделявший медицинские и философские взгляды своего старшего товарища и учителя, со временем разошелся с ним в отношении бессознательного. В частности, это касается либидо.

Юнг не был согласен с философией психоанализа Фрейда в том, что все импульсы «Оно» причислялись к сексуальности, он трактовал его намного шире. Либидо по Юнгу – это все виды энергии жизни, которые человеком воспринимаются как бессознательные желания, стремления.

По Юнгу, либидо не находится в неизменном состоянии, а подвергается трансформации и сложным превращениям в силу тяжелых жизненных ситуаций, и все это далеко от сексуальности. В связи с этим в сознании людей возникают переживания и образы, которые связаны с древними событиями начала жизнедеятельности людей. Это не просто слова, эти факты Юнг брал из своей медицинской практики. Именно философия психоанализа Юнга придает бессознательному «Оно» коллективное и безличное начало, а уже после этого субъективное и индивидуальное.

Что такое архетипы

Коллективное бессознательное составляет архетипы – универсальные базовые врожденные структуры, они являются причиной переживаний событий из древней истории зарождения человечества, которые могут являться человеку в сновидениях и быть причиной волнений и психических расстройств, именно они являются той средой, из которой формируется духовная жизнь человека и вся культура человечества.

Определения большинства архитипов стало нарицательным и вошло в обыденную жизнь людей, как поговорки, например:

  • Маска — лицо человека, которое он «натягивает» при любых контактах с посторонними, а также на официальных встречах;
  • Тень — второе лицо человека, которое состоит из вытесненных в подсознание порочных черт характера или неприемлемых качеств.

Большое значение для человека, по определению Юнга, имеет архетип «Мое истинное Я» или «Самость», которое представляет собой синтез всех архетипов. Постижением этого своего «Я» человек должен заниматься на протяжении всей жизни. Первые результаты этого развития, по мнению Юнга, появляются не ранее среднего возраста.

В это время человек уже обладает достаточным жизненным опытом. Еще для этого необходимы обязательный высокий уровень развития интеллекта, настойчивая работа над собой. Только достигнув заветной вершины, личность может реализоваться в полной мере, понять «непостижимое», закрытое простым смертным. Познают его единицы, большинству этого не дано.

Каково содержание философии психоанализа фрейда

Э. Фромм и его концепция «экзистенциальной дихотомии»

Немецкий философ, психоаналитик Э. Фромм, последователь учения Фрейда, привнес в психоанализ понятия экзистенциализма, а также марксизма. Он сформулировал свою концепцию в книге «Душа человека». Понятие «экзистенциализм» можно определить как философию выживания, которая стоит на двойственности человеческой сущности. Дихотомия – это раздвоенность, постепенное деление на две сущности, внутренняя связь которых более ощутима, чем внешняя. Примером может служить человек, который по сути своей является биологическим существом, но наличие у него разума выводит его из этого круга, делает в природном мире чужаком, разделяет его и природу.

Философия экзистенциализма и психоанализа – это, по определению Фромма, гуманистический психоанализ, призванный изучать личность человека с точки зрения взаимоотношений его и общества, а именно отношение человека к себе, окружающим его людям и обществу.

Огромное значение Фромм придавал любви. Он утверждал, что возникновение чувства, его развитие меняют человека, делают его лучше, открывают в нем скрытые глубины, качества, способные его облагородить, поднять на небывалую высоту. В нем проявляется ответственность за другого, чувство привязанности к любимому, к целому миру. Это ведет человека от пагубного эгоизма к гуманистическим чувствам и альтруизму.

Источник: homsk.com

n1.doc

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Уральский государственный университет путей сообщения»

(УрГУПС)
Факультет «Экономики и управления»

Кафедра «Философии и истории»

Реферат

по дисциплине: «Философия»

на тему: «Философия психоанализа З.Фрейда»

Проверил:

Тарасова Ольга Валерьевна

Выполнила:

Ст. гр. Мт-121
Кондратьева Екатерина Игоревна

Екатеринбург

2прямоугольник 1011 год

Содержание

Стр.

  1. Введение……………………………………………………………………………………………………………. 3
  2. Биография З.Фрейда…………………………………………………………………………………………….4
  3. Философски предпосылки психоанализа………………………………………………………………5

  4. Психоанализ З.Фрейда………………………………………………………………………………………….8
  5. Философия психоанализа

  6. Список литературы………………………………………………………………………………………………..
  1. Введение

Среди психологов XX века доктору Зигмунду Фрейду принадлежит особое место. Его главный труд «Толкование сновидений» увидел свет в 1899 г. С тех пор в психологии восходили, сменяя друг друга, различные мыслители. Но ни один из них не вызывает поныне такой неугасающий интерес, как Фрейд и его учение. Объясняется это тем, что его работы, изменившие облик психологии в XX столетии, осветили коренные вопросы устройства внутреннего мира личности, ее побуждений и переживаний, конфликтов между сознанием и подсознанием, причин душевных надломов, ложных представлений человека о самом себе и окружающих. З.Фрейд один из величайших мыслителей всех времен. Его работы захватывают целиком и заставляют пересматривать отношение к себе и к окружающему миру. Его работы удивляют и вдохновляют, поражают и заставляют размышлять.

Фрейд открыл, что за обычным человеческим сознанием стоит глубинный пласт, неосознаваемых человеком могущественных стремлений, желаний, намерений, которые имеют невероятную силу и могут, как осчастливить человека, так и погубить его. Будучи лечащим врачом, он столкнулся с тем, что эти неосознаваемые переживания и мотивы могут серьезно отягощать жизнь и даже становиться причиной психических заболеваний. Это направило его на поиски средств избавления своих пациентов от конфликтов между тем, что говорит их сознание, и бессознательными побуждениями. Так родился фрейдовский метод исцеления души, названный психоанализом.

Цель работы: раскрыть особенности философии психоанализа З.Фрейда

Задачи работы:

  1. Познакомиться с биографией З.Фрейда
  2. Определить понятия психоанализа
  3. Рассмотреть взгляды З. Фрейда на организацию психики
  4. Проанализировать вклад З.Фрейда в философию
  1. Биография З. Фрейда

Сигизмунд (Зигмунд) Шломо Фрейд родился 6 мая в 1856 году в моравском городке Фрайберге в Австро-Венгрии (ныне это город Пршибор, и он находится на территории Чехии) в традиционной еврейской семье 40-летнего отца Якуба Фрейда и его 20-летней жены Амалии Натансон. В 1859 году семья переехала в Лейпциг, а затем в Вену. В гимназии проявил лингвистические способности и закончил ее с отличием (первым учеником).

В 1873 году поступил в Венский Университет на медицинский факультет, отлично закончил его в 1881 году, проявив склонность к исследовательской деятельности. В 1885 году получил звание приват-доцента и отправился в Париж в клинику Сальпетриер к знаменитому психиатру Ж.М. Шарко, который применял гипноз для лечения психических заболеваний. Практика в клинике Шарко произвела на Фрейда большое впечатление. на его глазах происходило исцеление больных истерией, страдавших преимущественно параличом.

По возвращении из Парижа Фрейд открывает частную практику в Вене. Он сразу решает испробовать гипноз на своих больных. За первые несколько недель он добился моментального исцеления нескольких больных. Но вскоре появились и неудачи. Он разочаровался в гипнотической терапии, как в свое время в лекарственной и физической терапии.

В 1895 году Фрейд совместно с Й. Брейером издают книгу «Исследования по истерии», где впервые говорится о взаимосвязи возникновения невроза с неудовлетворенными влечениями и эмоциями, вытесненными из сознания. Фрейда занимает также и другое состояние человеческой психики, сходное с гипнотическим — сновидение. В том же году он открывает основную формулу тайны сновидений: каждое из них — это исполнение желания. Пятью годами позже он изложил эти идеи в своей книге «Толкование сновидений», которую неизменно считал своим лучшим трудом. Развивая свои идеи, Фрейд делает вывод о том, что главная сила, направляющая все поступки, мысли и желания человека — это энергия либидо, то есть сила сексуального влечения. Этой энергией наполнено человеческое бессознательное и потому оно находится в постоянном противоборстве с сознанием — воплощением моральных норм и нравственных устоев. Таким образом он приходит к описанию иерархической структуры психики, состоящей из трех «уровней»: сознания, предсознательного и бессознательного.

  1. Философские предпосылки психоанализа

Из всего многообразия проблем, связанных с осмыслением психической реальности, можно выделить две главные, от правильного понимания которых во многом зависело решение всех остальных. Это, во-первых, проблема содержания психической реальности и, как более частный аспект ее, вопрос о правомерности сведения психики к сознанию; во-вторых, проблема метода исследования собственно психических явлений.

Возникновение психоанализа как раз и связано со своеобразным видением 3. Фрейдом этих основных, краеугольных проблем, с его попытками их собственной интерпретации и разрешения. Первая из этих проблем, вызвавшая оживленную дискуссию в конце XIX-начале XX века, имеет свою предысторию, уходящую корнями в философскую мысль предшествующих столетий. Рассуждения о взаимоотношениях между телом и душой, материей и сознанием составляют, как известно, основу многих философских систем прошлого.

Изречение «познай самого себя», принадлежащее родоначальнику античной философии древнегреческому мыслителю Фалесу и ставшее впоследствии центральным тезисом философии Сократа, показывает, какое большое значение придавалось в древнем мире постижению человека, его духовной жизни. При этом уже у Фалеса наблюдается разграничение души и тела, как не сводящихся друг к другу сущностей человеческого бытия.

Представление о разумности души, положенное в основу многих философских систем древности, в более поздние века переросло в учение о сознательности психической жизни человека. В XVII веке Декарт сформулировал тезис о тождестве психического и сознательного.

Многие мыслители прошлого пытались понять внутреннюю жизнь человека, скрытое от непосредственного наблюдения содержание его души, врожденные и приобретенные в процессе воспитания качества, свойства, черты характера индивида. Их волновал вопрос о том, каков человек: является ли он от природы добрым или злым, разумным, способным контролировать свои действия, или существом, которое не в состоянии сдерживать и обуздывать свои страсти? От эпохи к эпохе менялось содержание понятий добра и зла, смещались акценты в направлении развития природных и приобретенных качеств человека, однако вопрос о том, добр человек от природы или зол, постоянно всплывал на поверхность философского сознания: он поднимался и в «Диалогах» Платона, и в «Мыслях» Паскаля, и в дискуссиях просветителей от Гельвеция до Руссо и Дидро, сохранив свою актуальность для многих философских систем современности. Дилемма «добр человек от природы или зол» ставила мыслителя перед проблемой соотношения разума и страстей, рассудка и чувств, осознанных желаний и неясных

В истории философии трудно, пожалуй, найти такого мыслителя, который бы отрицал возможность проявления в человеке безудержных страстей. Даже Декарт, провозгласивший тождество сознательного и психического, в последние годы своей жизни специально обратился к исследованию страстей души человеческой. В трактате «Страсти души» он не только попытался дать классификацию страстей, но и писал о борьбе, происходящей между «низшей» частью души, названной им «чувствующей», и «высшей» ее частью — «разумной». Для Платона, например, ответ на этот вопрос был предельно однозначным: разум может и должен подчинить себе вожделения, он способен осуществлять контроль над желаниями иррационального начала души. По убеждению Декарта, человек приобретает абсолютную власть над страстями посредством своей воли.
Но были мыслители, которые считали, что страсти человека не поддаются разумному контролю: разум бессилен в своем стремлении. Сдержать натиск страстей, единственное, на что он способен, это осознать свое бессилие перед ними. Против абсолютизации власти разума над страстями выступил, например, Спиноза, утверждавший, что эта власть не безусловна. Еще более категоричную позицию по данному вопросу занял Юм, который утверждал, что «разум есть и должен быть лишь рабом аффектов и не может претендовать на какую-либо другую должность, кроме служения и послушания им».

Проблема соотношения разума и страстей постоянно поднималась в философии и психологии и в дальнейшем, постепенно перемещаясь в плоскость рассмотрения взаимоотношений между сознательными и бессознательными восприятиями, идеями, побуждениями, мотивами поведения человека.

В философии Лейбница эта проблема ставилась в связи с рассмотрением так называемых «малых» «незаметных восприятий», которые человек не осознает. Немецкий мыслитель исходил из того, что без разумного постижения этих «незаметных восприятий» или «бессознательных страданий» представление о личности, о внутреннем мире «Я» оказывается далеко не полным. Он и предпринял попытку проникновения во внутренний мир человека, различая в личности сферу явлений «Я» и сферу сознания «Я».

Перед И. Кантом проблема бессознательного обнажила свою остроту в связи с допущением им возможности существования в душе человека «смутных» представлений, доставляющих беспокойство рассудку, пытающемуся подчинить их своему влиянию, но не всегда способному «избавиться от тех нелепостей, к которым его приводит влияние этих представлений…».

Философские рассуждения о бессознательном имели место и у Гегеля. В гегелевской «Философии духа», например, рассмотрение бессознательных актов духа соотносилось с освещением темного «бессознательного тайника», в котором «сохраняется мир «бесконечно многих образов и представлений без наличия их в сознании». При этом Гегель подробно прослеживает, как именно образы и представления, дремлющие в глубинах человеческого существа, поднимаются на поверхность сознания, включаясь в житейский опыт человека. Нечто внешне похожее имеет место и в психоаналитическом учении Фрейда.

Решаемая на философском уровне, проблема содержания психической реальности совершенно четко выявила, таким образом, полярные позиции, занимаемые различными теоретиками: традиционную точку зрения, согласно которой в содержании психики нет ничего, чего не было бы в сознании, и точку зрения, признающую, что в психике человека наряду с сознанием имеется сфера бессознательного, которая по своим Масштабам значительно превосходит область сознательного.

В основе классического психоанализа лежали идеи не только «описательной», но и «объяснительной психологии». Фрейдовский психоанализ в известной степени был попыткой синтезирования двух плоскостей исследования человеческой природы рассмотрения природных элементов человеческого существа, раскрытия психических влечений человека, его внутреннего мира, смысла человеческого по ведения и значения культурных и социальных образований для формирования психической жизни человека и его психологических реакций. Метод «описательной» и «объяснительной психологии» органически переплетаются между собой в учении Фрейда, образуя своеобразный метод психоаналитического исследования человеческой природы, особый подход к анализу человека.

Как видим, для возникновения психоанализа была подготовлена соответствующая теоретическая и эмпирическая почва.

  1. Психоанализ З.Фрейда

Для рассмотрения основных вопросов реферата необходимо провести разграничение

основных понятий, используемых в ходе работы.

Психоанализ (от греч. psyche-душа и analysis-решение) – часть психотерапии, врачебный метод исследования, развитый З. Фрейдом для диагностики и излечения истерии. Затем он был переработан Фрейдом в психологическую доктрину, направленную на изучение скрытых связей и основ человеческой душевной жизни.

Эта доктрина строится на предположении, что известный комплекс патологических представлений, в особенности сексуальных, «вытесняется» из сферы сознания и действует уже из сферы бессознательного (которое мыслится как область господства сексуальных стремлений) и под всякими масками и облачениями проникает в сознание и угрожает духовному единству Я, включенного в окружающий его мир. В действии таких вытесненных «комплексов» видели причину забывания, оговорок, грез, ложных поступков, неврозов (истерий), и лечение их пытались проводить таким образом, чтобы при беседе («анализе») можно было свободно вызывать эти комплексы из глубины бессознательного и устранять их (путем беседы или соответствующих действий), а именно предоставить им возможность отреагировать. Сторонники психоанализа приписывают сексуальному («либидо») центральную роль, рассматривая человеческую душевную жизнь в целом как сферу господства бессознательных сексуальных стремлений к удовольствию или к неудовольствию.

Исходя из вышеизложенного, сущность психоанализа мы можем рассматривать на

трех уровнях:

1.психоанализ — как метод психотерапии;

2.психоанализ — как метод изучения психологии личности;

3.психоанализ — как система научных знаний о мировоззрении, психологии,

философии.

Рассмотрев основной психологический смысл психоанализа, в дальнейшем мы будем

обращаться к нему как мировоззренческой системе.

В результате творческой эволюции З. Фрейд рассматривает организацию психической жизни в виде модели, имеющей своими компонентами различные психические инстанции, обозначенные терминами: Оно (ид), Я (эго) и сверх-Я

(супер-эго).

Под Оно (ид) понималась наиболее примитивная инстанция, которая охватывает

все прирожденное, генетически первичное, подчиненное принципу удовольствия и

ничего не знающее ни о реальности, ни об обществе. Она изначально иррациональна и аморальна. Ее требованиям должна удовлетворять инстанция Я (эго).

Я (эго) — следует принципу реальности, вырабатывая ряд механизмов, позволяющих

адаптироваться к среде, справляться с ее требованиями. Эго посредник между стимулами, идущими как из этой среды, так и из глубин организма, с одной стороны, и ответными двигательными реакциями с другой. К функциям эго относится самосохранение организма, запечатление опыта внешних воздействий в памяти, избегание угрожающих влияний, контроль над требованиями инстинктов (исходящих от ид).

Особое значение придавалось сверх-Я (супер-эго), которое служит источником

моральных и религиозных чувств, контролирующим и наказывающим агентом. Если ид

предопределен генетически, а Я – продукт индивидуального опыта, то супер-эго – продукт влияний, исходящих от других людей. Оно возникает в раннем детстве (связано, согласно Фрейму, с комплексом Эдипа) и остается практически неизменным в последующие годы. Сверх-Я образуется благодаря механизму идентификации ребенка с отцом, который служит для него моделью. Если Я (эго) примет решение или совершит действие в угоду Оно (ид), но в противовес сверх-Я (супер-эго), то Оно испытывает наказание в виде эфоров совести, чувства вины. Поскольку сверх-Я черпает энергию от ид, постольку сверх-Я часто действует жестоко, даже садистски. От напряжений, испытываемых под давлением различных сил, Я (эго) спасается с помощью специальных «защитных механизмов»вытеснения, рационализации, регрессии, сублимации и др.

Вытеснение означает непроизвольное устранение из сознания чувств, мыслей и стремлений к действию.

Перемещаясь в область бессознательного, они продолжают мотивировать поведение, оказывают на него давление, переживаются в виде чувства тревожности.

Регрессия – соскальзывание на более примитивный уровень поведения или мышления.

Сублимация — один из механизмов, посредством, которого запретная сексуальная

энергия, перемещаясь на несексуальные объекты, разряжается в виде деятельности,

приемлемой для индивида и общества. Разновидностью сублимации является

творчество.

Учение Фрейда прославилось прежде всего тем, что проникло в тайники бессознательного, или, как иногда говорил сам автор, «преисподнюю» психики. Однако если ограничиться этой оценкой, то можно упустить из виду другой важный аспект: открытие Фрейдом сложных, конфликтных отношений между сознанием и неосознаваемыми психическими процессами, бурлящими за поверхностью сознания, по которой скользит при самонаблюдении взор субъекта. Сам человек, полагал Фрейд, не имеет перед собой прозрачной, ясной картины сложного устройства собственного внутреннего мира со всеми его течениями, бурями, взрывами. И здесь на помощь призван прийти психоанализ с его методом «свободных ассоциаций». Следуя биологическому стилю мышления, Фрейд выделял два инстинкта, движущие поведением инстинкт самосохранения и сексуальный инстинкт, обеспечивающий сохранение не индивида, а всего вида. Этот второй инстинкт был возведен Фрейдом в разряд психологической догмы и назван – либидо. Бессознательное трактовалось как сфера, насыщенная

энергией либидо, слепого инстинкта, не знающего ничего, кроме принципа

удовольствия, которое человек испытывает, когда эта энергия разряжается.

Подавленное, вытесненное сексуальное влечение расшифровывалось Фрейдом по

свободным от контроля сознания ассоциациям его пациентов. Такую расшифровку

Фрейд назвал психоанализом. Исследуя свои собственные сновидения Фрейд, пришел к

выводу, что «сценарий» сновидений при его кажущейся нелепости не что иное, как код потаенных желаний, которое удовлетворяется в образах – символах этой формы ночной жизни. Идея о том, что на наше повседневное поведение влияют неосознаваемые мотивы,

рассмотрена Фрейдом в книге «Психопатология обыденной жизни» (1901).

Различные ошибочные действия, забывание имен, оговорки, описки обычно принято

считать случайными, объяснять их слабостью памяти. По Фрейду же в них

прорываются скрытые мотивы, потому что ничего случайного в психических

реакциях человека нет. Все причинно обусловлено. В другой работе «Остроумие и

его отношение к бессознательному» (1905) шутки или каламбуры интерпретируются

Фрейдом, как разрядка напряжения, созданного теми ограничениями, которые накладывают на сознание индивида различные социальные нормы. Схема психосоциального развития личности от младенческого возраста до стадии, на которой возникает естественное влечение к лицу противоположного пола рассматривается Фрейдом в «Трех очерках по теории сексуальности» (1905). Одной из ведущих версий Фрейда является Эдипов комплекс, как извечная формула отношения мальчика к родителям: мальчик испытывает влечение к матери, воспринимая отца как соперника, который вызывает и ненависть и страх.

В период первой мировой войны Фрейд вносит коррективы в свою схему инстинктов. Наряду с сексуальным в психике человека присутствует инстинкт стремления к смерти (Тонатос как антипод Эросу), по Фрейду, этот инстинкт включает в себя и инстинкт самосохранения. Под именем Тонатос имелось в виду не только особое тяготение к смерти, но и к уничтожению других, стремление к агрессии, которая возводилась в ранг известного, заложенного в самой природе человека биологического побуждения.

Источник: perviydoc.ru

Психоанализ Зигмунда Фрейда 

В период XX века особую значимость начало приобретать новое направление, разработанное Зигмундом Фрейдом (1856 – 1939), которое получило название «психоанализ». Появление данного направления связано с тем, что в процессе анализа психики человека З. Фрейд начал обращать внимание не на него сознание, а на бессознательное. 

Самые значимые труды З. Фрейда: 

В структуре психики Фрейд выделил три значимые подструктуры: 

  1. «Оно» — доминирующая структура, которая представлены в двух врожденных (основных) инстинктах: Эросе (половом влечении) и Танатосе (инстинкта смерти). 
  2. «Эго» («Я») – сознательная подструктура. 
  3. «Супер-Эго» («Сверх-Я») – подструктура, которая располагается между «Оно» (бессознательной структурой) и «Эго» (структурой сознания). Данная структура отвечает за «цензуру» –то есть следование личностью различным общественным требованиям.

Динамические процессы развития психики человека, согласно Фрейду, определяются в бессознательном и на начальном этапе выражаются в Эдиповом комплексе – бессознательной и врожденной тяге ребенка к родителю противоположного пола, совместно с выражением враждебности к родители своего пола.

При нормальном развитии психики, данный паттерн является результатом вытеснения, либо подавления вытесненных воспоминаний из детства, которые были извращены социальными импульсами в отношении отца, матери, сестры или брата.

Неврозы, появление которых связано с воспоминаниями из детства сексуального характера могут в значительной степени проявляться в ситуациях, где решение жизненных проблем по ряду случаев не может быть реализовано.

Неврозы, согласно позиции З. Фрейда, прежде всего корректируются методами психоанализа, сущность которых заключается в побуждении человека к осознанию и подчинению собственному сознанию бессознательных импульсов. 

Бесспорно, применение психоанализа является необходимым и эффективным в области психиатрии. Однако при этом, использование одинаковых средств психоанализа З. Фрейдом происходило и при объяснении смысла некоторых культурных паттернов, совместно с историей, религией, моралью, культуры и прочих областей, что впоследствии становилось причиной неверных теоретических обобщений. 

Пример 1

Вместе с тем, из-за вины за содеянное у людей начинались ссоры, так как людям было необходимо вытеснять агрессивные паттерны для поиска (здесь представляется уместным использовать современное определение) компромиссов. 

Процессы сублимации, вытеснения влечений, осознания и осознанные формы разрешения конфликтов сознания и бессознательного согласно позиции Фрейда являлись начальными формами зарождения культуры и социума.

Чувство вины и раскаяния сыновей за содейнное преступление – причинение зла отцу – стало причиной возникновения нравственности и религий. «Религия является общечеловеческим неврозом принуждения. Также, как и у детей, его основы берут начало в Эдиповом комплексе, из взаимоотношений с отцом» – отмечал автор.

Так, именно культура, а не Бог является высшей нравственной санкцией. «Люди объединяются в общество из-за одинаковых опасений за ненадежное течение жизни, а в обществе, как известно, убийства запрещены». 

У З. Фрейда было очень негативное отношение к религиям, он полагал что это форма массового сумасшествия. Обычный среднестатистический человек, которого одолевают повседневные заботы собственной жизни верует в то, что заботливым Провидением осуществляется присмотр за безопасностью его жизни, и в следующей жизни ему воздастся за все сложности этой.

В сознании обычного человека данные представления о Провидении существуют в форме возвышенного Отца: именно такой отец знает все, в чем нуждаются его человеческие дети, именно такой отец поддается смягчению средствами молитв и может смягчиться при наблюдении искреннего раскаяния.

Согласно замечанию З. Фрейда «Это все является настолько инфантильным и далеким от настоящего положения дел, что гуманно настроенным личностям было бы больно даже допустить мысль о том, что большая часть всего населения всегда будет не в состоянии возвыситься над такими формами понимания жизненных процессов».

Замечание 1

Культура воспринималась З. Фрейдом в качестве фактора, который способствует затормаживанию, что свойственно личности, при воздействии Эроса и Танатоса. «Серх-Я», в качестве культуры выступает как форма воплощения норм нравственности и способна противостоять агрессивным выпадам, которые адресованы «Я».

В результате столкновения «Сверх-Я» (совести) и «Я» появляется чувство вины. В конечном итоге, происходит ослабление опасных агрессивных страстей, в то время как чувство вины и совесть становятся инстанциями, которые «находятся в самом индивиде в контексте оккупационных форм власти в городе, который пал». При этом, увеличение состояния вины, которое обеспечивает культурный прогресс, протекает совместно с ощущением счастья. 

Согласно позиции З. Фрейда, в эпоху его современности, особенно значимым становятся паттерны сдерживания агрессивных порывов, так как это влияет на способность человечества к обеспечению своего дальнейшего существования и развития. Как отмечал З. Фрейд: «Человечество так привыкло к доминированию над природными факторами, что люди могут легко уничтожать друг друга благодаря стремлению к власти.

Позитивным остается только то, что люди начали осознавать эту опасность. Именно в этом кроется причина их общей обеспокоенности и тревожности». З. Фрейд очень желал, чтобы благодаря Эросу – инстинкту жизни, станет возможным сохранение собственного естества при противоборстве с Танатосом – влечением к смерти. 

Психоанализ Карла Густава Юнга

Карл Густав Юнг (1875 – 1961 годы) – психолог и философ из Швейцарии, который является основателем направления «аналитической психологии». Он, также, как и З. Фрейд выступал за значимость в жизни человека бессознательных паттернов и процессов вытеснения.

При этом, он был противником психоаналитической позиции, согласно которой доминирующим в человеческом поведении является сексуальное влечение. Согласно позиции К. Г. Юнга, не меньшей, чем сексуальность, значимостью, обладает процесс социальной адаптации, совместно с подавленностью из-за трагических событий, а также репутацией и прочего.

Вместе с тем, взгляды К. Г. Юнга отличались от позиции З. Фрейда в том, что в человеческой жизни приоритетными являются не личные, а коллективные формы бессознательного. Согласно концепции К. Г. Юнга, каждый человек находится в этом мире с конкретной ориентацией, которая изначально в нем заложена.

Так, он неосознанно и инстинктивно реализует в себя прошлый опыт своих предков. Опыт прошлых поколений, как правило воплощен в соответственных формах – архетипах, которые обуславливают и организуют целостный и единый конструкт психических форм жизни.

Замечание 2

Вместе с тем, если для примитивных людей они являются неотъемлемой частью информации об устройстве Вселенной, то современные люди не признают страхов перед суевериями, что способствует созданию сознательного мира, который является безопасным и управляемым с той позиции, что естественные законы занимают в мире те же позиции, что и изданные законы в определенной стране.

Вместе с тем, согласно Юнгу, даже в таком обществе периодически творческие личности могут видеть образы, которые находятся в ночном мире, они представлены духами, демонами и богами. Таким образом, творческий человек способен воспринимать некоторые образы психики, которые наводят страх на варваров и дикарей. 

Не смотря на это, К. Г. Юнг отмечал, что им были обнаружены некоторые образы и ассоциации, которые являются неотъемлемой частью подсознания и могут отражаться в сновидениях каждого индивида, вне зависимости от уровня его образования, культуры и грамотности.

Данные образы не относятся к «рудиментарным» частям, уже не имеющих смысла и форм выражения: они до сих пор способны воплощаться в жизнь, имея при этом большую значимость из-за своих исторических корней. Именно благодаря данным образам образуются связи присущих человеку созидательных способов формулирования мысли с более примитивными, но в тоже время и более образными и яркими формами выражения собственной индивидуальности.

Основные архетипы по К. Г. Юнгу: 

  1. Архетип «Персона» – отражает роль человека в обществе. 
  2. Архетип «Тень» – отражает асоциальные и неприемлемые желания (данные желания могут быть переведены в формы творческой деятельности). 
  3. Архетип «Анима» – отражение бессознательной женской стороны в мужчине. 
  4. Архетип «Анимус» – отражение бессознательных мужских сторон в женщине. 
  5. Архетип «Самость» – является выражением сердцевины личности. В качестве символа данного архетипа выступает Мандала – символ абстрактного круга, либо нимба у святых. 

В ситуациях любого мирового кризиса, согласно позиции Юнга, паттерны коллективного бессознательного выходят и активируются сквозь внешние формы цивилизации, науки и разума. В качестве примера данного «прорыва», согласно позиции автора, могут выступать мировые войны.

В них, как нигде больше обнаруживается вся неустойчивость границ, которые сдерживают упорядоченные и сознательные формы организации мира от хаоса, который может через них прорываться. 

Эти же паттерны обнаруживаются в каждой отдельной личности, особенно в его разумной организации мира: ум пытается «обмануть» естественные природные паттерны, которые стремятся отомстить и ожидают подходящего периода ослабления препятствующих границ с целью разрушения форм сознательной жизни человека.

При этом, согласно Юнгу, личность не должна отождествлять себя с категорией бессознательного. Личность находится под контролем бессознательного в той же мере, что и бессознательное под контролем личности. В любом случае, человек должен помнить о том, что единственным смыслом жизнедеятельности личности является улучшение процессов собственной жизнедеятельности. 

Психоанализ Эриха Фромма 

Эрих Фромм (1900 – 1980 годы) является главным представителем неофрейдистского течения, который являлся противником теории З. Фрейда о либидо (бессознательном сексуальном влечении). Согласно его взглядам, человеческое поведение может иметь адекватную трактовку исключительно в контексте культурного воздействия.

Личность является результатом взаимодействия врожденных потребностей и социальных норм. Э. Фромм считал, что современный человек находится под влиянием болезненной дилеммы: желанием индивидуальной свободы и потребности в личностной безопасности, совместно с чувством низкой индивидуальной значимости.

В такой ситуации, люди как правило делают выбор не в пользу свободы. Э. Фромм отмечает три формы поведения в данном случае: форма авторитаризма (в которой существует две тенденции: к мазохизму и садизму), форма деструктивности (желание властвовать над окружающими) и форма конформизма (стремление не выделяться их окружения). Так, желание быть свободной личностью встречает значительные сложности и требует большой отваги. 

Э. Фроммом было реализовано сравнение эпохи его современности с периодом Реформации. Согласно его взглядам, Реформация является одной из основ идей о свободе и личностной независимости, в том контексте, который представлен современными демократическими государствами.

Однако в Реформации, согласно взглядам Э. Форомма, существует и другая сторона, а именно – акцентирование на прочности человеческих свойств, совместно с человеческой беспомощностью и необходимостью в подчинении человека высшим силам.

Пример 2

XV – XVI века ознаменовались сменой средневековых укладов. Человек приобрел свободу, однако при этом утратил уверенность ощущение общности с человеческой общиной. Лютером был найден выход: человек может обрести покой в случае отказа от собственной свободы, собственного мнения и начнет покоряться Богу.

Как отмечал Э. Фромм «Так, вызволяя людей от церковной власти, Лютер способствовал их подчинению более тираническим формам правления: божьего правления, которое нуждается в полном подчинении себе личности человека, совместно с уничтожением его индивидуальности, как важнейшего средства, необходимого для его спасения.

Такая позиции во многом имеет схожие черты с принципами полного властвования над людьми государства, либо вождей». Согласно мнению философа, любые формы зависимости и подчинения является препятствие в развитии человека в качестве гражданина и личности.

Вместе с тем, согласно его взглядам, быть свободным от подчинения и угнетения не является исключительной формой свободы, она представляет только негативный аспект свободы. Истинные, позитивные формы свободы всегда связаны с созиданием, творчеством и трудом. 

Согласно позиции философа, жизнь имеет собственную динамику: человеку необходимо развитие для полноценного проявления собственных качеств и в полной мере проживании собственной жизни. В случае подавления данной динамики, энергия, которая направлена на реализацию жизнедеятельности постепенно распадается и становится энергией, которая все разрушает.

Замечание 3

 

Источник: Zaochnik.com


Categories: Философия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.