Категории — это наиболее фундаментальные понятия той или иной науки.

Основные философские категории:

1) бытие и ничто;

2) материя и сознание;

3) пространство и время;

4) причина и следствие;

5) необходимость и случайность;

6) возможность и действительность;

7) содержание и форма;

8) сущность и явление.

В философии основополагающей категорией является бытие.

Бытие — это всеохватывающая реальность, существование, сущность. Антитезой бытия или нечто, является ничто. Основные формы бытия: 1) бытие вещей; 2) бытие человека; 3) бытие духовного; 4) бытие социального. Какие бы формы бытия мы не рассматривали, все они имеют своим основанием материю.

Материя — это есть также основная философская категория, происходит от лат. materia — вещество. Значение материи как вещества удерживалось до 20 в, когда произошла революция в физике. Появление таких понятий, как электрон, атом, электромагнитное поле, ядерный распад и т.д. привело к утрате понимания материи как вещества. Материю стали воспринимать как объективную реальность, существующую вне нашего сознания.


Сознание — это следующая философская категория, сознание — это свойство материи, но не всей, а только высокоорганизованной — человеческого мозга.

Современная наука доказала, что сознание является результатом длительной эволюции материи. Материя, природа существовали всегда, а человек — результат сравнительно позднего развития материального мира.

Сознание неразрывно связано с материей, оно неотделимо от мыслящей материи — мозга, свойством которого является.

Философская категория — пространство и время.

Способом существования материи является движение, материя выявляет себя через движение.

Формами движущейся материи, ее важнейшими атрибутами являются пространство и время. Пространство характеризует ее протяженность, время — длительность ее существования.
Пространство и время обладают своими свойствами.

Пространство обладает трехмерностью, оно а) симетрично; б) однородно (каждая точка пространства может быть взята за начало координат); в) пространство изотропно, т е нет привелигированных направлений (вверх, вниз, влево, вправо).

Время — длительность, оно асимметрично, т е необратимо. Время может пониматься по разному: а) как циклическое время (календари); б) как некоторая симметрия, т. к. ряд процессов не является необратимыми (соединение Н и О2 дает Н2О и обратно, возможно распадение); в) время как необратимый процесс, т.е. нельзя вернуться в прошлое.


Есть две теории относительности:

Специальная. В ней были объединены понятия движение, пространство и время. Пространство и время меняются в зависимости от скорости движения; ритм времени сокращается и линейные размеры тела сокращаются. Было введено понятие — пространственно-временной интервал — это величина, которая не меняется при переходе от одной системы отсчета к другой.

Общая теория относительности связала в едино понятия тяготеющей массы, пространства и времени. Ритм времени замедляется . Пространство искривляется под действием поля тяготения. Наблюдения во время солнечных затмений показали что пространство искривляется. Из этого были сделаны следствия на основе геометрии Лобачевского (отрицательная кривизна) и Римана (положительная кривизна), что при положительном искривлении пространства вселенная замкнута, а при отрицательном вселенная бесконечна.

Фридман сделал вывод, что наша вселенная м б стационарной, она или сужается или расширяется. Наша же вселенная расширяется.

В общей теории относительности (1916 г.) А. Эйнштейн показал, что геометрия пространства-времени определяется характером поля тяготения, которое зависит от расположения тяготеющих масс. Вблизи них происходит искривление пространства (его отклонение от евклидовых параметров) и замедление хода времени. Таким образом, теория относительности фиксирует органичное единство пространства, времени, движения, материи.


Следующую группу категорий: причина и следствие, необходимость и случайность, возможность и действительность рассматривает философское учение, которое называется детерминизм.

Детерминизм от лат determino — определяю, учение о взаимосвязи вещей, процессов и явлений реального мира.

Причина — это явление или действие, которое влечет за собой другое явление; последнее называют следствием

Необходимость — это свойства и связи, обусловленные внутренними причинами объекта или субъекта (предмета или человека).

Случайность — это свойства и связи, обусловленные стечением внешних обстоятельств.
Процесс развития осуществляется путем перехода возможности в действительность.
Возможность — есть объективно существующая тенденция развития предмета.
Действительность — это реальный переход от тенденции к действию.

Возможность и действительность — это категории, фиксирующие основные моменты движения и развития материи.

Также к философским категориям принадлежат категории содержания и формы; сущности и явления.

Содержание — внутреннее состояние объекта (предмета), форма — внешнее.


Сущность — внутреннее состояние субъекта (живой материи), явление — внешнее.

Содержание и форма относятся к неживой материи, сущность и явление — к живой.

Современное понимание единства мира.

Вопрос о единстве мира является одним из важнейших вопросов бытия: мир существует как непреходящее единство вне и независимо от воли человека. Природа, человек, мысли, идеи, общество различны по формам своего существования, но они образуют единство бесконечного, непреходящего мира.

Гениальный немецкий философ Гегель считал, что «Вселенная — это единая органическая целостность, и ею управляют всеобщие принципы и законы».

Источник: studopedia.ru

Развитие философских знаний

В процессе становления философии, как научной дисциплины, понятие категории формировалось вместе с ней и отражало в себе предмет познания и специфику мысли.

Для выработки и усовершенствования классификаций человечеству потребовалось много веков духовно-практической деятельности. В процессе познания и отражения мира и было выявлено понятие категории философии.

Еще с древних времен мудрецы осознали, что все вещи в мире взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом, что является основой мирового порядка. В попытках систематизировать свои познания, философы стали применять такие термины, как часть, целое, структура, элемент и система. Лишь много позже в учении мыслителей были выявлены категории.


Данный термин не является постоянной и неизменной с момента своего зарождения. По мере того, как человек познавал мир, и вследствие науки, философия и духовная культура развивались, значение слова трактовалось по-разному и его наполнение со временем расширялось. С развитием общества в нем зарождались доселе неизвестные процессы и явления, которые затем осмысливались философией и становились частью категорий этой дисциплины.

Толкование Аристотеля

Античная философия первая попыталась проанализировать и систематизировать ее категории. Набольшее развитие — это явление получило в трудах Аристотеля, который и ввел данное понятие.

Этот мыслитель всю жизнь стремился классифицировать античную философию. Он первый выработал общие каноны классификации философского мышления и попытался выразить их в научных трудах.

Труд древнегреческого мудреца под названием «Категории» характеризует общие законы мироздания и выделяет десять видов:

  • сущность
  • количество
  • качество
  • место
  • время
  • отношение
  • пространство
  • состояние
  • действие
  • обладание

Приведенная Аристотелем систематизация не является совершенной с точки зрения его коллег и последователей. В основе его философствований – случайное выведение пунктов из частей речи и уподобление одних другим. Последующие античные мудрецы преобразовали классификацию Аристотеля в соответствии со своими взглядами. Стоики вместо десяти, выделили только четыре типа: модальность, отношение, качество и субстанцию. Плотин так же нашел классификацию Аристотеля неверной и предложил на ее основе свою, как в последствие поступали и другие философы.

Средние века и развитие мыслительной науки


Средневековые мыслители были знакомы с работами античных мудрецов.

Представитель неоплатонизма Порфирий написал введение к труду Аристотеля под названием «Категории».

С X века среди мыслителей Европы начинаются споры о классификациях.

Первым кто предложил свою систематизацию философских типов в средние века, считают Раймунда Лулльского. В своих работах он перечислял принципы и основные отношения мышления к предметам.

В период средних веков понятие философских категорий формировалось в границах серьезной борьбы между философским значением реализма и номинализмом.

Главным предметом спора между ними являлся вопрос о существовании общих понятий о вещах вне самих вещей.

Реалисты разделяли общее и единичное. Общее – то, что существует самостоятельно, до появления вещей – как их прообраз в уме Бога, после появления вещей – как божественная реализованная идея. Исходя из этой теории, можно выявить, что общее существовало до вещей, в вещах и будет существовать после них как идея.

У другой стороны – номиналистов, был противоположный взгляд на данный вопрос. Они утверждали, что только вещи существуют реально. Под понятием «общее» указывают только имена некоторых предметов.

Отголоски этой полемики можно встретить и в наше время, когда общее приравнивается к множеству объектов, а единичное – к одному.

Работы Канта


Годы творчества немецкого мудреца Иммануила Канта стали новым периодом в развитии изучения категорий философии. Он попытался систематизировать идеи философии XVII- XVIII веков.

Категории он определял, как инструменты, которые помогают человеку обобщить и синтезировать итоги эмпирического познания. Этим понятием Кант обозначал нечто чистое, что можно назвать подлинным знанием.

фото 659

Кант предложил классификацию, состоящую из 12 пунктов, которые он разделил по группам. Часть из них, по его мнению, формируется и воздействует на чувственном уровне. К ним относятся: опыт, созерцание. Тип, воздействующий на рассудочное мышление, это анализ, время, движение. Третья группой воздействует на разум (мир, душа или Бог). Третья группа, как утверждал представитель классической немецкой школы, является больше предметов веры, чем науки. Кант считал, что все типы имеют доопытный характер и нужны, чтобы квалифицировать разнородные впечатления о мире в нечто осмысленное. Мир представляет собой хаос. А категории позволяют человеку навести порядок в хаосе.

Систематизация философских типов, созданная Кантом, явилась оригинальной системой, оказавшей заметное влияние на философию Европы в целом и немецкую науку мудрости в частности.

Труды Гегеля


Еще один мыслитель классической немецкой школы, Фридрих Гегель, считал мир единой органической целостностью, которой управляют общие законы и принципы.

На основе работ Канта, Гегель предложил свою, более подробную систему. Она состоит из 21 вида, включающие сущность, взаимодействие, причину, противоположность, взаимодействие, ничто и пр. Ее цель – выразить движение мысли от абстрактного к конкретному, выразить абсолютную идею.

В своих работах, таких как «Наука логики» Гегель спорил с Кантом. Он попытался реабилитировать метафизику, попутно указывая на ошибочные суждения предшественника. Гегель посчитал, что различие в опыте между мысленным и данным – это ложная проблема разума. По его мнению, логическая структура, которая проявляется в развитии и изменении понятий, является и структурой бытия тоже.

фото 660

Идеи Гегеля сильно повлияли на дальнейшее развитие философии. Они способствовали тому, что в данной науке в качестве основного метода систематизации утвердились категории. Гегелевская классификация представила мир как единое и динамичное целое, нечто взаимосвязанное, где одно вытекает из другого.

Современное видение


ХХ век сильно изменил все стороны человеческой жизни. Глобальный экономический кризис, непростой процесс глобализации – все это служит поводом различным наукам на их скорейшее развитие и взаимодействие.

Открытия, совершенные в области астрофизики, обоснование математикой теории относительности, возникновение концепции субъективной и объективной вероятности – все это и многое другое влияет на современные философские концепции. Заметно скорректировала и помогла понять идеи систематизации такая наука как синергетика. Совершенно новая область знания – виртуалистика, активно влияет на исследования в этой области.

В нынешней философии радикально меняются взгляды на научное и ненаучное познание. Меняется восприятие роли философских классификаций на процесс познания и практическую деятельность.

Нельзя сказать, что происходит полный отказ наработок мыслителей прошедших эпох. Они лишь трансформируются и затем формируются по законам мировоззрения, что происходило и раньше, в другие периоды исторического развития. Наука и практическая деятельность преображают представления о мире, вносят изменения в философские классификации.

Источник: mystroimmir.ru

Категория в философии это определение  Категория диалектики — наиболее общие понятия, которыми оперирует философия для раскрытия сути диалектических проблем.


тегории диалектики отражают всеобщие и существенные связи, стороны объективной реальности. Категории есть продукты познавательной и практической деятельности человечества. К основным категориям диалектики относятся:
  • единичное, особенное, всеобщее;
  • причина и следствие;
  • необходимость и случайность.
  • возможность и действительность;
  • сущность и явление;
  • структура, форма и содержание.

  •   Категория «отдельное» фиксирует отдельно существующие объекты, предметы, явления.
  •   Категория «единичное» фиксирует неповторимые свойства конкретного предмета, явления.
  •   Категория «общее» фиксирует наличие во множестве отдельных предметов неких сходных, общих свойств.
  •   Категория «особенное» выполняет различающую функцию по отношению к разным классам предметов: сравнивая разные классы объектов, человек замечает, что общее для одного класса не является таковым для другого класса.
  •   Категория «всеобщее» — это общее, присущее всем без исключения классам объектов.
  •   Категории «причина» и «следствие» отражают всеобщую обусловленность явлений. Причина — это то, что вызывает, порождает другое явление (следствие), предшествуя ему. Важно различать причину и условия: хотя условия и влияют на следствие, но они в отличие от причины не порождают следствия. Следствие является причиной другого явления, в результате чего образуются сложные причинно-следственные цепи. Одна и та же причина может привести к разным следствиям, и наоборот, одно и то же следствие может быть вызвано разными причинами (например, огонь может быть следствием удара молнии, трения спички, замыкания электропроводки).
  •   Категория «необходимость» фиксирует, что необходимым называется то, что причину своего существования имеет в себе и обусловливается внутренней природой материального образования.
  •   Категория «случайность» отражает, что случайным является то, что причину своего существования имеет в другом явлении, в стечении внешних обстоятельств. Зарождающаяся необходимость может вначале выражаться в форме случайных проявлений, прокладывать себе дорогу через массу случайностей как закономерность, как тенденция, так как процессы в природе имеют вероятностный характер. Случайность является формой проявления и дополнения необходимости. Случайность со временем может стать необходимостью, и наоборот, необходимость в процессе развития может стать случайностью.
  •   Категории «возможность» и «действительность» характеризуют процесс развития. Возможность — это потенциально осуществимое, но еще не осуществленное (хотя во многом предвидимое человеком) бытие, которое реализуется при определенных условиях. Действительность — это реализованная возможность, реально существующее бытие.
  •   Категория «структура» фиксирует способ организации процессов и взаимодействий, относительно устойчивую систему взаимосвязей компонентов какого-либо объекта, явления.
  •   Категория «сущность» фиксирует совокупность внутренних и необходимых сторон и связей вещи, устойчивых, сохраняющихся законов ее функционирования.
  •   Категория «явление» означает внешнее проявление сущности объекта в определенных внешних обстоятельствах, во взаимосвязях с окружающими условиями. Поэтому явление богаче сущности. Но сущность глубже явления. Явление и сущность взаимосвязаны, но не совпадают. Поэтому познание человека движется от явления к познанию сущности.

Категория в философии это определение Законы диалектики отличаются от законов других наук (физики, математики и др.) своей всеобщностью, универсальностью, поскольку они:
  • охватывают все сферы окружающей действительности;
  • раскрывают глубинные основы движения и развития — их источник, механизм перехода от старого к новому, связи старого и нового. 

Выделяются три базовых закона диалектики, описывающие развитие мира и процесс познания:

  •  — закон перехода количественных изменений в качественные,
  •  — закон единства и борьбы противоположности,
  •  — закон отрицания отрицания.
  • 1) Закон перехода количественных изменений в качественные вскрывает всеобщий механизм развития: то каким образом оно происходит. Основные категории закона — качество, количество, мера, скачок.  Сущность закона состоит в следующем. Постепенное накопление количественных изменений (степени и темпов развития предметов, числа его элементов, пространственных размеров, температура и др.) в определенный момент времени приводит к достижению меры (границы, в рамках которых данное качество остается самим собой, например, для воды — 0-100), происходит качественный скачок (переход от одного качественного состояния к другому, например, вода, достигая температуры 0 гр., превращается в лед), в результате возникает новое качество. 
  • а) неразрывно связаны (нет добра без зла, света без тьмы); 
  • б) взаимоисключают друг друга; 
  • в) их борьба — противоречивое взаимодействие дает импульс развитию (порядок рождается их хаоса, добро крепнет в преодолении зла и т.д.). 
  • 3) Закон отрицания отрицания выражает направленность развития и его форму. Его суть: новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается в старое и отрицается все более новым и т.д. Например, смена общественно-экономических формаций (при формационном подходе к историческому процессу), эволюция рода (дети «отрицают» родителей, но сами становятся родителями, и их уже «отрицают» их собственные дети, которые в свою очередь становятся родителями и т.д.).

Источник: www.sites.google.com

Понимание категорий в философии Аристотеля, И. Канта и Г. Гегеля

Мыслители эпохи Античности в поисках первоосновы бытия столкнулись с проблемами не только определения его оснований, но и с проблемой выражения данных оснований.

В трактате «Категории» Аристотель предлагает найти нечто такое, где одновременно присутствует неизменная самотождественность подлинного бытия и обособленность конкретного бытия преходящих вещей. Аристотель ставит перед собой задачу построить такую систему категорий, которая способна «схватить» то, что находится посередине между бытием и небытием, то, что выступает как потенциально возможное.

Возможное нельзя считать существующим, но ему нельзя отказать и в определенной форме предсуществования. Возможное принципиально отличается от того, что не может быть никогда, ни при каких условиях.

Как полагает И. Кант, в процессе познания принимают участие два компонента: чувственный опыт и рассудочное мышление. Второй компонент оснащен категориями.

Кант создает собственную конструкцию категорий, которая обладает следующим видом:

  1. Количественные категории (единство, множественность и целостность).
  2. Качественные категории (отрицание, отграничение и реальность).
  3. Отношенческие категории (принадлежность и самостоятельность, действие и причина, взаимодействие как отношение между действующим и страдающим).
  4. Модальные категории (способность и неспособность, бытие и небытие, необходимость и случайность).

Первообраз частной системы категорий А.С.Борчикова. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Первообраз частной системы категорий А.С.Борчикова. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Классификация категорий по основаниям определенности, обусловленности и целостности

  • Первый аспект неразрывно связывается с установкой определенности. Помимо этого, необходимо заняться поиском ответа на очень важный вопрос: что же являет собою исследуемый объект.
  • Второй аспект подразумевает установку обусловленности – причинно-следственной связи. Так, необходимым действием будет определение причины, почему исследуемый предмет, такой, а не другой.
  • Третий аспект связан неразрывно с установкой выбора информации, необходимости обоснования оптимального отношения к исследуемому объекту.

Данные этапы освоения определенного объекта соотносятся с категориями обусловленности, определенности и целостности.

Источник: spravochnick.ru


Categories: Философия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.