В феврале 2018 года, исполнилось 170 лет со дня опубликования «Манифеста Коммунистической партии», где вся философия марксизма кратко и понятно излагалась в тезисном варианте. Но последующие за этим события в Европе, в частности, поражение рабочих в ряде революционных восстаний, заставили Карла Маркса переработать своё «учение», разбить его на несколько дисциплин и в 1868 году опубликовать в фундаментальном труде «Капитал».

Опираясь на эту книгу, философию марксизма изучали все советские студенты в высших учебных заведениях на протяжении эпохи СССР. Часть из этих идей очень любопытна, некоторые дисциплины, как-то экономика, до сих пор изучаются на всех экономических факультетах.

Марксизм пролетариат.jpg

Основные идеи марксизма


Сводя все основные идеи марксизма в этакий концентрат, можно выделить три составные части марксизма:

1. Исторический материализм.
2. Политэкономия капитализма.
3. Научный коммунизм.

Вся суть марксизма сводилась к тому, что автор начисто отрицал главенство духа над материей. По его представлению материя первична, а сознание вторично. Такой вывод можно было сделать только после трёх веков европейской апостасии.

Схема развития философии западного мира, вылившаяся в марксизм

Начало было положено после средневековых пандемий чумы. Сознание европейского обывателя Средних веков, было обрамлено ватиканским догматом о святости всех священнослужителей. Но во время чумы от заразы гибли целые монашеские общины.

Такое расхождение теории с практикой, требовало новой трактовки христианства. После освоения античных манускриптов, которые оседали в Европе с умалением Византии, схоластик Фома Аквинский выдвинул и доказал идею что богословие следует воспринимать отдельно от Бога. Понтифик поддержал его труды, и даже возвёл Фому Аквинского в достоинство «Учителей Церкви». И с этих пор в сознании европейских мыслителей открылась новая, непроторенная дорожка – отказ от мистической составляющей бытия.

Декарт, основоположник рационализма, развил эту идею в постулат: Cognitoergosum. То есть было обозначено, что не духовные ориентиры должны руководить человеком, а его разум!


Эдуард Герберт, чуть доработав за Декартом, пришёл к выводу что христианство есть не что иное, как религия, возникшая естественным образом, в ходе развития человека. Тем самым он положил начало религиозному синкретизму и дал старт деизму. А на этом эпоха Возрождения закончилась, и наступила эра Просвещения.

Кант в своей монографии «Что такое просвещение», обосновал и доказал, что Бог человеку не нужен, он теперь может сам достичь всего своим разумом. Из этого же труда вышло замечательное утверждение, что мораль человека, была источником религиозных догматов (а не наоборот)! Тем самым, человек из цели превратился в средство! Вот он лозунг фашистов и коммунистов.

Отшлифовал всё это Вольтер, провозгласив что Бог должен существовать потому что это выгодно человеческой цивилизации.

Лаплас поставил жирную точку в этой чреде апостасийных трудов. Он напрямую отказался от Бога, ибо по его утверждению он не нуждался в этом понятии.

Отныне человек, а не Бог стал мерилом всех вещей, то есть провозглашён принцип гуманизма.

Короткий взлёт романтизма, был прерван идеями Феербаха: «Разум не может существовать без сытого желудка и обласканной плоти».

Вот у этого Феербаха, учился основоположник марксизма, идеология которого, была последовательно выведена из всех предыдущих этапов европейской апостасии.

Распространение марксизма в России

Глубокое изучение эволюции народовольческого движения, разделения интеллигенции на западников и славянофилов, позволит понять как шло развитие марксизма в России. По сути, марксизм был следующей ступенью, в развитии западников, их следовании в фарватере апостасийной идеологии.


Но ещё А. Дж. Тойнби отмечал, то западники и славянофилы, это лишь локальное противостояние иродиан и зилотов.

Тем не менее в конец XIX века, в России распространение марксизма началось с работ Струве и Плеханова. И хотя Струве в этом плане известен более Плеханова, но именно последний имел тесную переписку с Энгельсом, и неоднократно встречался с ним.

Марксизм Зибер.jpg

Но после глубокого переосмысления трудов Маркса и Энгельса, Плеханов был убеждён в том, что захват власти в России какой-либо одно партией, чреват для неё большой бедой.

Причины распространения марксизма в России

Эпоха бурного развития капитализма в России, отставала от Европы на 30–40 лет. Но так как прогресс шёл с ускорением, то разрыв быстро сокращался. Однако, Маркс писал свой «Капитал», когда революционный дух витал в Европе: «Призрак бродит по Европе, призрак коммунизма». Но для России это было неактуально. Держава была ещё более аграрной, нежели индустриальной.

марксизм состав населения.jpg


К моменту выхода 2 и 3 томов, которые доработал Энгельс, Россия уже вошла в стадию дикого и необузданного развития производств, наращивания капиталов. А вот в Европе, коммунистическо-революционные идей сменились реформизмом.

Именно в России, были налицо все неприглядные лики капитализма: детский труд, алкоголизм, проституция, барачно-казарменное проживание пролетариата. А главное – чудовищное расслоение доходов в обществе, которое нарастало ужасными темпами. Распространение марксизма и требовало подобного фундамента.

В Европе это было уже преодолено, и несколько завуалировано III веками апостасии. А в России, отступление от христианских норм проходило очень стремительно. Люди, вырвавшиеся из деревень, из традиционных обществ, попадали в «шестерни капиталистической мясорубки», и утратив религиозную парадигму сознания, заполняли её если не водкой, то прокламациями марксистов.

Но выглядело это довольно странно, ибо нельзя сказать, чтобы пролетариат голодал, вот для сравнения недельный набор продуктов для английского и русского рабочего.

марксизм продуктовая корзина.jpg

Возникновение рабочего движения в России, пришлось как раз на начало XX века, в момент наивысшего экономического бума. По оценкам экспертов, ряд экономика в Российской Империи, в начале XX века росла по 14–15% в год! Что по современным реалиям, является, вообще, фантастическими показателями.


Источник: forum-msk.info

1. Марксистская философия была создана совместно двумя немецкими учеными Карлом Марксом (1818 — 1883) и Фридрихом Энгельсом (1820 — 1895) во второй половине XIX в. и является составной частью более широкого учения — марксизма, который наряду с философией включает в себя экономику (политэкономию) и социально-политическую проблематику (научный коммунизм).

Философия марксизма дала ответы на многие жгучие вопросы своего времени. Она получила широкое распространение (вышла за рамки Германии, стала интернациональной) в мире и завоевала большую популярность в конце XIX — первой половине ХХ вв.

В ряде стран (СССР, социалистические страны Восточной Европы, Азии и Африки) марксистская философия была возведена в ранг официальной государственной идеологии и была превращена в догму.

Актуальной задачей для сегодняшнего марксизма является освобождение от догм и приспособление к современной эпохе, учет результатов научно-технической революции и реальности постиндустриального общества.

2. Возникновению марксизма и марксистской философии способствовали:


• предшествующая материалистическая философия (Демокрита, Эпикура, английских материалистов XVII в. — Бэкона, Гоббса и Локка, французских просветителей XVIII в., и особенно атеистическо-материалистическая философия Людвига Фейербаха середины XIX в.);

• бурный рост открытий в науке и технике (открытие законов сохранения материи и энергии, эволюционная теория Ч. Дарвина, открытие клеточного строения живых организмов, изобретение проволочного телеграфа, паровоза, парохода, автомобиля, фотографии, многочисленные открытия в сфере производства, механизация труда);

• крушение идеалов Великой французской революции (свобода, равенство, братство, идеи французского Просвещения), их невозможность воплощения в реальной жизни;

• нарастание социально-классовых противоречий и конфликтов (революция 1848 — 1849 гг., реакция, войны, Парижская коммуна 1871 г.);

• кризис традиционных буржуазных ценностей (превращение буржуазии из революционной в консервативную силу, кризис буржуазного брака и нравственности).

3. Главными произведениями основателей марксизма являются:

• "Тезисы о Фейербахе" К. Маркса;

• "Капитал" К. Маркса;

• "Экономическо-философские рукописи 1844 г." К. Маркса;

• "Манифест Коммунистической партии" К. Маркса и Ф. Энгельса;

• "Святое семейство" и "Немецкая идеология" К. Маркса и Ф. Энгельса;

• "Диалектика природы" Ф. Энгельса;


• "Анти-Дюринг" Ф. Энгельса;

• "Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека" Ф. Энгельса;

• "Происхождение семьи, частной собственности и государства" Ф. Энгельса.

4. Марксистская философия материалистична по своему характеру и состоит из двух больших разделов — диалектического материализма и исторического материализма (нередко исторический материализм рассматривается как часть диалектического).

5. Философским новаторством К. Маркса и Ф. Энгельса стало материалистическое понимание истории (исторический материализм). Суть исторического материализма в следующем:

на каждом этапе общественного развития люди для обеспечения своей жизнедеятельности вступают в особые, объективные, не зависящие от их воли производственные отношения (продажа собственного труда, материальное производство, распределение);

• производственные отношения, уровень производительных сил образуют экономическую систему, которая является базисом для институтов государства и общества, общественных отношений;

• указанные государственные и общественные институты, общественные отношения выступают в качестве надстройки по отношению к экономическому базису;

• базис и надстройка взаимно влияют друг на друга;

• в зависимости от уровня развития производительных сил и производственных отношений, определенного типа базиса и надстройки выделяются общественно-экономические формации первобытнообщинный строй (низкий уровень производственных сил и производственных отношений, зачатки общества); рабовладельческое общество (экономика основана на рабстве); азиатский


способ производства — особая общественно-экономическая формация, экономика которой основана на массовом, коллективном, жестко управляемом государством труде свободных людей — земледельцев в долинах крупных рек (Древний Египет, Месопотамия, Китай); феодализм (экономика основана на крупной земельной собственности и труде зависимых крестьян); капитализм (промышленное производство, основанное на труде свободных, но не являющихся собственниками средств производства наемных рабочих); социалистическое (коммунистическое) общество — общество будущего, основанное на свободном труде равных людей при государственной (общественной) собственности на средства производства;

• рост уровня производственных сил приводит к изменению производственных отношений и смене общественно-экономических формаций и общественно-политического строя;

• уровень экономики, материальное производство, производственные отношения определяют судьбу государства и общества, ход истории.

6. Также Марксом и Энгельсом выделяются и разрабатываются

следующие понятия:

• средства производства;

• отчуждение;


• прибавочная стоимость;

• эксплуатация человека человеком.

Средства производства — уникальный товар, функция труда высшего уровня, позволяющие производить новый товар. Для производства нового товара помимо средств производства необходима сила, обслуживающая их, — так называемая "рабочая сила".

В ходе эволюции капитализма происходит процесс отчуждения основной работающей массы от средств производства и, следовательно, от результатов труда. Основной товар — средства производства — сосредоточиваются в руках немногих собственников, а основная масса трудящихся, не имеющая средств производства и самостоятельных источников заработка, в целях обеспечения своих насущных потребностей вынуждена обращаться к собственникам средств производства в качестве наемной рабочей силы за заработную плату.

Стоимость произведенного наемной рабочей силой продукта выше стоимости их труда (в виде зарплаты), разница между ними, по Марксу, является прибавочной стоимостью, часть которой идет в карман капиталисту, а часть вкладывается в новые средства производства для получения в будущем еще большей прибавочной стоимости.

Выход из данного положения основоположники марксистской философии видели в установлении новых, социалистических (коммунистических) общественно-экономических отношений, при которых:

• будет ликвидирована частная собственность на средства производства;


• будет ликвидирована эксплуатация человека человеком и присвоение результатов чужого труда (прибавочного продукта) узкой группой лиц;

• частная собственность на средства производства будет заменена общественной (государственной);

• произведенный продукт, результаты труда будут делиться между всеми членами общества благодаря справедливому распределению.

7. В основу диалектического материализма Маркса и Энгельса была положена диалектика Гегеля, но на совершенно иных, материалистических (а не идеалистических) принципах. По выражению Энгельса, диалектика Гегеля была поставлена марксистами с "головы на ноги". Можно выделить следующие основные положения диалектического материализма:

основной вопрос философии решается в пользу бытия (бытие определяет сознание);

• сознание понимается не как самостоятельная сущность, а как свойство материи отражать саму себя;

• материя находится в постоянном движении и развитии;

• Бога нет, Он является идеальным образом, плодом человеческой фантазии для объяснения явлений, непонятных человечеству, и дает человечеству (особенно его невежественной части) утешение и надежду; Бог не оказывает никакого влияния на окружающую действительность;

• материя вечна и бесконечна, периодически принимает новые формы своего существования;

• важным фактором развития является практика — преобразование человеком окружающей действительности и преобразование человеком самого человека;

• развитие происходит по законам диалектики — единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качество, отрицания отрицания.

Источник: filosofedu.ru

Ключевые моменты биографии

фото 817

Карл Маркс родился в 1818 г, в семье потомственного раввина. Незадолго до рождения Карла его родители приняли лютеранство. Карл учился в гимназии, после поступил в университет. Он углубленно изучал историю, философию, языки. Во время учебы Карл присоединился к клубу гегельянцев — приверженцев философии Гегеля. Он собирался стать преподавателем философии, но изменения в политическом курсе Германии заставили его изменить планы.

Окончив университет, Маркс стал работать журналистом. В своих статьях он жестко критиковал власть и призывал к восстанию. Опасаясь ареста, он вынужден был вместе с семьей переехать в Париж. Там он встретил много единомышленников среди радикально настроенных пролетариев, съезжавшихся во Францию со всего мира. После парижской революции Маркс уехал в Берлин, и начал выпускать собственную газету. Чтобы подавить зарождающее восстание, философа снова выслали из Германии. Он переехал в Лондон и занялся разработкой новой экономической теории.

Карл активно участвовал в общественной деятельности, и вскоре стал известен далеко за пределами Франции. С ним стремились сотрудничать представители всех «левых» движений. В 1867 г. философ опубликовал свой главный рукописный труд — «Капитал». В нем он изложил основные идеи относительно необходимости революции для становления социализма. К величайшему разочарованию мыслителя, его революционные идеи остались только теорией. Его сторонники из разных политических движений не смогли прийти к компромиссу, постепенно большинство из них депортировали. Карл Маркс умер в своем доме в Лондоне в 1883 г.

Принципы марксизма

Главная идея марксистской философии — материалистическое понимание истории. Индивид определяет себя через материальные предметы окружающего мира и его главная цель — производство.

Фундаментальный принцип, по которому должны строиться отношения в обществе, — производство материальных благ. Люди воздействуют на окружающую среду, преобразовывая ее под свои нужды. Их задача — получение средств для существования в обществе: еды, полезных ископаемых, строительного материала.

Основные принципы идеологии марксизма:

  • человеческое общество сформировалось благодаря производству, виды которого отличались в зависимости от исторического периода;
  • социальная, политическая и духовная жизнь общества определяется материальным производством;
  • образ мышления людей определяется их материальными условиями.

фото 818

Согласно представлениям философа, расслоение общества происходит из-за отчуждения труда: правящий класс богатеет за счет отъема результатов производства у рабочего класса. Поэтому для создания социализма необходимо вернуть рабочим средства, которые они бы получили за свой труд, а для этого — искоренить буржуазию.

Место человека в обществе

Индивид и его деятельность заняли ключевое место в философии марксизма. Сущность складывается из результатов социальной деятельности. Возможности человека внутри коллектива не ограничены: он может наследовать и воспроизводить любую деятельность. Как часть коллектива, он обязан следовать общественным интересам.

Индивид, рассматриваемый отдельно от коллектива, не является полноценной личностью. Его сущность — результат работы коллектива. Нельзя описать личность, просто перечислив ее характеристики. Важно представить ее, как часть социума. Ценность личности определяется качеством его труда.

Концепция личности Маркса подвергалась постоянной критике. Сторонники индивидуализма считали ее несостоятельной, нивелирующей значение индивида. Философа обвиняли в стирании человеческой личности, стремлении подавить естественные индивидуальные потребности.

Практика в марксизме

По Карлу Марксу, философия должна быть направлена на улучшение условий жизни. Марксизм предлагает совершенствовать их с помощью практики. Производственная практика — это изменение субъектом (человеком) объекта (природы). В процессе изменения субъект руководствуется своими потребностями, используя навыки и знания, полученные в результате развития технического прогресса.

Проблема отчуждения

Понятие «отчуждение» Маркс взял из философии Гегеля. В своей работе «Философия истории» он писал, что сущность индивида отчуждена (отдалена) от его существования. Для марксиста главная проблема отчуждения — разрыв связи между человеком и результатом его деятельности, как главного маркера личности.

фото 819

Типы отчуждения:

  1. Отчуждение от процесса труда. Принуждение к трудовой деятельности вызывает у людей отвращение к самому процессу труда. Они отказываются от возможности реализации себя через приятные виды работы в пользу высокооплачиваемых, но в процессе труда испытывают неудовлетворение.
  2. Отчуждение от результата труда. Рабочий не может распоряжаться результатом деятельности. Он не обладает произведенным им товаром, не ценит его и не воспринимает как неотделимую часть личности.
  3. Отчуждение от сущности. Отчуждение мешает самореализации человека. Он лишается возможности на свободный творческий труд, к которому стремится его сущность.
  4. Отчуждение от мира. В процессе деятельности человек стремится взаимодействовать с природой и другими людьми. В процессе отчуждения труда он неизбежно отдаляется от других людей, видя в них либо конкурентов, либо инструменты производства.

Решить проблему отчуждения можно, избавившись от эксплуатации и разделения общества на классы.

Источник: mystroimmir.ru


Categories: Философия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.