Важной заслугой Декарта стало открытие рефлекса. Признавая существование двух независимых субстанций — души и тела, он пришел к выводу, что тело не нуждается в душе как источнике активности. В его теории тело мыслится как машина, функциони­рующая по законам механики. Источник движения находится не в душе, а в самом теле, в его конструкции, организации, которая «запускается», как любая машина-автомат, внешним толчком. Таким образом, согласно Декарту, душа наделена собственной активностью, направляющей процессы мышления, познания, а основная функция тела — это движение, которое рассматривается как рефлекс. Сам термин рефлекс в работах Декарта отсутствует, но в его описаниях строения и функционирования тела четко прочиты­ваются основные компоненты рефлекторной дуги.

Значительное влияние на создание Декартом его теории рефлекса оказало открытие Гарвеем процесса кровообращения. Прохож­дение нервного импульса Декарт мыслил по аналогии с прохождением крови по сосудам.


считал, что все тело пронизано нервами ми, берущими свое начало в мозге и идущими ко всем частям тела. Нервы он представлял в виде тонких ниточек, окруженных оболочкой, как трубочкой. В этих трубочках помимо ниточек содержатся «животные духи» — наиболее подвижные и легкие частицы крови, которые отфильтровываются от других частиц в мозге (тела, «но имеющие никакого другого свойства, кроме того, что они очень малы и движутся очень быстро»). Через поры в мозге животные духи могут перемещаться в нервы, а из них в мышцы, благодаря чему тело способно совершать разнообразные движения. При внешнем воздействии на нервные окончания натяжение нити открывает клапаны, и животные духи переходят из одной трубочки в другую, направляясь к соответствующей мышце, раздувают ее, заставляя укорачиваться и сокращаться. Таким образом, прослеживается путь, который проходят животные духи по нервам от рецептора к мозгу, а затем к мышцам, Декарт фактически дал описание рефлекторной дуги. Так с учением Декарта в психологии утверждается новый вид детерминизма -механистический детерминизм. Движением животных духов Декарт объяснял все разнообразие действий, поведения человека. Движения животных духов внутри мозга осознаются душой, по его мнению, как ощущения, восприятия и представления. Изменение траектории движения животных духов (следовательно, и вариативность поведения) Декарт объяснял двумя причинами — привычкой, или упражнением, и воздействием души.


Обсуждая возможность изменить течение рефлекса, т.е. возможность обучения и формирования желательного поведения, Декарт использовал понятие ассоциация, введенное еще Аристотелем. Однако если у Аристотеля ассоциации связаны, прежде всего, работой органов чувств, то Декарт распространяет ассоциации наповедение, говоря о связи между двумя действиями или действием и образом предмета. Так, выстрел, который приводит к искусственному движению — убежать, скрыться, может при обучении изменить свою функцию, например, у солдата стать сигналом к атаке, а у охотничьей собаки — к поиску дичи. Такое изменение поведения не связано с влиянием души и происходит потому, что ассоциации, возникающие в результате упражнения или привычки, деформируют клапаны (поры) мозга в результате натяжения определенных «нитей». Это приводит к нарушению естественного движения животных духов, они перемещаются в новом направлении, попадают в другую мышцу, вызывая соответственно другое движение. Описанные идеи Декарта получили более детальное воплощение в ассоциативной теории Гартли. Эти изменения поведения исходят, как было сказано, без вмешательства души, тогда как воздействие страстей на деятельность связано с активностью души. Исследование страстей было предметом последней работы Де­карта «Страсти души», замысел которой возник на основе его переписки в принцессой Елизаветой, проживавшей в эмиграции в Нидерландах. В этой работе Декарт пришел к выводу о том, что существует два вида страстей — активные и страдательные, Страдательные состояния или страсти в его теории рассматри­вая как результат взаимодействия с предметами окружающего мира и отождествляются с чувственным познанием.


о ощущения, восприятия, представления, чувства, идеи, которые не исходят из самой души, а привносятся извне и лишь осознаются ею в готовом виде, т.е. эти страсти душе навязываются, она их не может изменить. В то же время, составляя одну из сторон взаимодействия человека с внешним миром, страсти как составляющая когнитивной оценки окружающего зависят от точности и истинности этой оценки. Таким образом, как говорилось выше, закладывают основы когнитивного подхода к проблеме эмоций.

Активные состояния Декарт отождествлял с желаниями, которые исходят непосредственно от нашей души и зависят только о нее. Основное назначение или функцию страстей Декарт видит том, «что они побуждают и настраивают душу человека желать того, к чему эти страсти подготовляют его тело; так, чувство страх вызывает желание бежать, а чувство отваги — бороться…» Страсти «приучают душу желать признанного природой полезным и никогда не менять своего желания…» В то же время активные страсти могут заставить человека совершать поступки, диктуемые разумом и не связанные с удовлетворением биологически целесообразны желаний. Таким образом, эти страсти представляют собой источник и волевого, и инстинктивного, стремящегося к самосохранению, поведения. Они также отождествляются человеком со стремлениями и аффектами, которые зависят не только от души, но и oт тела и служат связующим звеном между ними.


Единственным местом, где душа соединяется с телом, является в концепции Декарта шишковидная железа (гипофиз). Воздействие души на протекание рефлекса заключается в том, что своим желанием она заставляет колебаться железу, направляя перемещение животных духов так, чтобы вызвать нужное действие (поведение) которое соответствует этому желанию. Тем самым душа изменяет направление рефлекса, делая поведение волевым и целенаправленным.

Теория страстей служит у Декарта мостом, соединяющим его учение о душе и учение, о нравственности. Декарт считал этику «высочайшей и совершеннейшей наукой, которая предполагает полное знание других наук и является последней ступенью к высшей мудрости». Поэтому можно считать закономерным обращение к этической проблематике именно в его последней работе. Выделяя шесть первичных страстей — удивление, любовь, ненависть, желание, радость и печаль, Декарт считал все остальные страсти производными от них либо их разновидностями.

Он подчеркивал, что возникновение и проявление страстей и зависят от непосредственных волевых усилий и желаний человека. Но душа, какой бы слабой она ни была, в состоянии косвенно повлиять на страсти. Так, чтобы подавить в себе страх и проявит храбрость, человеку недостаточно иметь одно только желание. Но воля может сдержать те движения тела, которые способна вызвать страсть (например, помешать бегству при страхе).


нако, как писал Декарт, «силы души без познания истины недостаточно». Поэтому в промежутках между приступами страха воля и разум принимают меры к тому, чтобы понять причину страха и сделать его новый приступ менее опасным. Вместо того чтобы побеждать страсть другой, что было бы только мнимой свободой, а в действительности означало бы постоянное рабство, душа должна бороться со страстями собственным оружием, т.е. твердыми правилами, основанными на верном понимании добра и зла. Воля побеждает аффекты ясным и отчетливым знанием, которое показывает, какое обманчивое значение, получают вещи при страстном возбуждении, открывая настоящую цену окружающих предметов.

Источник: studopedia.ru


Наиме­но­ва­ние: Детерминизм (образовано от латинского слова: determino — определяю).
Опреде­ле­ние: Детерминизм — это философское учение о закономерной универсальной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений объективной действительности.
Текст: Авторы: И. А. Медведева. В. Е. Кемеров. В. С. Бернштейн. А. В. Александров. Подготовка элект­рон­ной публи­ка­ции и общая редакция: Центр гумани­тарных техно­логий. Инфор­ма­ция на этой стра­нице пери­оди­чески обнов­ля­ется. Послед­няя редакция: 23.04.2019.

Детерминизм — это философское учение (см. Философия) о закономерной универсальной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений объективной действительности (см. Сущее, Мир). Детерминизм, как термин и обобщающее понятие, служит для обозначения класса философских концепций, утверждающих или признающих обусловленность, определяемость (детерминированность) всех существующих явлений наблюдаемого мира, включая и человека с его внутренним, субъективным, духовным миром, и некоторой первичной, субстанциальной реальностью (например, Богом — теологический детерминизм, природой — натуралистический детерминизм, или космосом — космологический детерминизм и другие).


нако чаще с понятием детерминизма связывают философское учение о естественной причинной обусловленности всех явлений объективного [материального] мира их универсальной, закономерной взаимосвязи и взаимозависимости.

Философский детерминизм, сформулированный ещё древнегреческими материалистами-атомистами, оформился в классической философии как вид логического определения понятия (см. Понятие), противостоящий генерализации (обобщению). В XVI–XVII веках понятие детерминизма начинает приобретать новый смысл — смысл обусловленности — и употребляется в этике для выражения позиции, противостоящей «свободе воли». В XVII веке в период выработки элементарных понятий механики происходит сближение понятия детерминизма и причинности, устанавливается тесная связь категории закономерности и причинности, закладываются основы механистического детерминизма. Успехи механики закрепляют представления об исключительно динамическом характере закономерностей, об универсальности причинной обусловленности. Причинность становится формой выражения законов науки (см. Наука), содержанием детерминистской формы объяснения явлений.


лное и гармоническое слияние механической причинности и детерминизма происходит в концепции Пьер-Симона Лапласа. Центральной становится идея о том, что всякое состояние Вселенной есть следствие предыдущих и причина последующих её состояний. Сформированное им понятие причинно-следственных цепей, последующее отождествление этого понятия с понятием связи состояний и теоретико-механическим представлением о движении окончательно утверждают универсальный объяснительный статус лапласовского детерминизма. Одновременно с этим процессом в концепции лапласовского детерминизма наметился выход за рамки механистической методологии в силу немеханистического, но статистического, вероятностного характера закономерностей, которые исследовались Лапласом. Он обосновывал эвристическую ценность новых математических вероятностных методов, но в рамках доминирующих в то время механистических идеалов и норм научного исследования.

Философский детерминизм сыграл значительную роль в развитии науки Нового времени, и сам, в свою очередь, проделал сложную эволюцию в своём развитии под влиянием научных достижений и общественной практики. Длительное время детерминизм был частью общих материалистически-механистических представлений о мире и процессе его познания, сложившихся в естествознании XVII–XVIII веков и господствовавших в нём, по существу, до конца XIX века.


nbsp;рамках этих представлений мир рассматривался как гигантский механизм, все действия которого строго однозначно детерминированы в своём появлении и изменении чисто материальными причинными взаимодействиями и в конечном счёте законами механики Ньютона. Ум, которому было бы доступно знание всех координат и скоростей существующих в мире тел и который был бы способен произвести соответствующие математические вычисления, мог бы точно предсказать будущую судьбу мира (и любого явления в нём), как, впрочем, определить и его прошлое состояние. В таком мире нет места не только какому-либо произволу или провидению, но и случаю, возможности, вероятности (концепция абсолютного или лапласовского детерминизма). Но уже с середины XIX века стали возникать концепции (статистическая физика, теория естественного отбора в биологии и другие), которые выходили за рамки такого представления о мире.

Переход науки от изучения простых динамических систем к вероятностным, эволюционирующим природным и социальным объектам сопровождался кризисом концепции лапласовского детерминизма, обусловив тем самым изменение идеалов аналитического, поэлементного характера познания, расхождение принципа причинности и принципа детерминизма.


nbsp;формированием статистического вероятностного детерминизма в учении Чарльза Дарвина о естественном отборе, утверждающем целесообразный характер развития живых систем в биологии, обнаружилась существенная ограниченность причинного типа объяснений в научном познании. Дальнейшее освоение наукой саморегулирующихся систем (кибернетических, экологических, социальных) обусловило формирование новых категорий — цель, самоорганизация, саморазвитие, прямые и обратные связи, отражение и других, а также соответствующих конкретно-научных форм и новых методологических регулятивов. Соответственно менялся категориальный каркас естественнонаучных концепций, структура теоретических построений, идеалы и нормы научного исследования.

В XX веке создание детерминистских концепций приобрело характер неудержимого потока (квантовая механика в физике, генетика и синтетическая теория эволюции в биологии, теория информации, кибернетика, синергетика и другие), что поставило науку и философию науки перед необходимостью выработки принципиально новой картины мира. В этих научных теориях при описании и объяснении соответствующих природных явлений и явлений социального порядка всё более существенная роль стала отводиться понятиям неопределённости, случайности, возможности, вероятности, целесообразности. В изменении структуры познавательной деятельности стали участвовать новые категориальные детерминистские схемы.

Одну из первых классификаций форм детерминации предложил Марио Бунге. В ней, наряду с классической причинной детерминацией (или причинностью), выделяются также:

  1. Количественная самодетерминация последующего (состояния системы) предшествующим (состоянием).
  2. Механическая детерминация последующего предшествующим с прибавлением действующих причин и взаимных действий.
  3. Статистическая детерминация конечного результата объединённым действием независимых сущностей.
  4. Структурная (или холистская) детерминация частей целым.
  5. Телеологическая детерминация средств целями или задачами.
  6. Диалектическая детерминация или качественная самодетерминация всего процесса внутренней «борьбой» существенных противоположных сторон, или компонентов, системы.
  7. Взаимодействие, или детерминация следствия взаимным действием двух (или более) сущностей.

Современное философское и методологическое осмысление детерминизма раскрывает взаимосвязь философского и естественнонаучного статусов (аспектов) этих принципов. Философский детерминизм фиксирует разнообразные формы взаимосвязей и взаимоотношений явлений объективной реальности: генетические (причинно-следственные) и статистические, пространственные и временные, связи состояний и коррелятивные связи, функциональные и целевые зависимости и так далее. Все они выражаются через систему таких философских детерминистических категорий, как необходимость и случайность, возможность, действительность, закономерность, причинность и ряда других. В настоящее время концепция общего детерминизма в философии дополняется и углубляется такими идеями, как глобальный эволюционизм, принцип системной организованности и концепция уровней бытия (см. Бытие). На этой основе по-новому ставятся и решаются такие традиционно сложные для детерминистского мировоззрения проблемы, как телеология живого или природа свободной, целе- и ценностно-ориентированной деятельности человека. Однако работа по созданию такой целостной теоретической концепции общего детерминизма ещё только начата и на сегодня намечены лишь самые приблизительные контуры её возможного содержания.

Наряду с этим, в современной философии традиционные презумпции детерминизма подвергаются радикальному переосмыслению в контексте парадигмы неодетерминизма (см. Неодетерминизм). В целом, современная ситуация может расцениваться как транзитивная с точки зрения осуществляющегося в ней перехода от линейных представлений о детерминационных отношениях — к нелинейным; данный переход обнаруживает себя как в естественнонаучной, так и в гуманитарной проекциях, — синергетика (см. Синергетика) и постмодернизм являются наиболее последовательными выразителями этого перехода, соответственно, в сферах науки и философии.

Методологическая природа (см. Методология) принципа детерминизма проявляется в том, что он выступает не только как философское учение, но и конкретно-научный норматив описания и объяснения универсальной закономерной связи и обусловленности развития и функционирования определённым образом системно-организованных объектов в процессе их взаимодействия. Принципиальная историчность этого учения обусловлена необходимостью формирования новых естественнонаучных форм детерминизма при переходе науки к изучению объектов с новыми системно-структурными характеристиками.

В общественных науках детерминизм рассматривает вопросы о движущих силах и закономерностях общественного развития (см. Общество), о воздействии общества и отдельных его подсистем на формирование человеческих индивидов и их деятельность (см.  Деятельность). Центральным вопросом детерминизма здесь является вопрос о существовании и действии законов. Признание законов, по существу, означает возможность научного познания природы и общества, возможностей науки (в её «классическом» понимании), научно ориентированной адаптации человека к различным процессам (или управления ими). Отрицание законов стимулировало взгляд на природу и общество как на полностью неуправляемые и непредсказуемые процессы. Применительно к обществу такой взгляд часто возникал из попыток выявить специфику социальных процессов сравнительно с природными, подчеркнуть значение деятельности людей, индивидуального творчества для хода социальной истории. В таком смысле концепция детерминизма противостоит различным фаталистическим и провиденциалистским концепциям, связывающим процессы обусловливания, детерминирования явлений общества и существования человека с деятельностью разного рода эзотерических субстанций (судьбы, фатума, рока и тому подобных).

Сложность вопроса о социальных законах объясняется и тем, что в процессе становления обществознания доминировало стремление формировать представление о законах общества по образцу законов естественнонаучных. Такой подход порождал упрощённые, «механические» образы и схемы закономерных связей общественной жизни. Эта тенденция не преодолена полностью и до настоящего времени, хотя теперь упрощения общественных законов стимулируются не механикой, а преимущественно биологией. Особую методологическую трудность всегда представляла трактовка законов, выводимая из деятельности взаимообусловленных человеческих индивидов. Понимание общественных условий в качестве продуктов деятельности людей создаёт возможности для преодоления этой трудности.

В специальных науках детерминизм и детерминацию нередко понимают как синоним постоянной и строго однозначной связи. Именно в таком смысле говорят о «детерминированных процессах», «детерминированных механизмах», «детерминированных уравнениях» и так далее. Во всех этих случаях имеются в виду процессы, поддающиеся строго однозначному описанию и предсказанию. Наличие же в поведении систем, объектов и механизмов элементов вероятности, неопределённости квалифицируется в таком случае как отсутствие детерминизма, или индетерминизм. Индетерминизм полностью или частично отрицает универсальный характер принципа причинной обусловленности, то есть существование причинно-следственных связей, как и возможность их детерминистского объяснения. Так, в физике индетерминизм опирался на открытые квантовой механикой объективные непричинные типы взаимосвязей в микромире, в биологии он оформился в учении витализма.

В целом, как показывает научная практика, эффективность научного поиска связана с дальнейшим углублением философской и методологической оснащённости науки, а не с отказом от её фундаментальных принципов. Принцип детерминизма является одним из наиболее выраженных интенций научного познания, явно или косвенно участвующим в регуляции научного поиска. Фундаментальным идеалом детерминизма в естествознании является объяснение исследуемого предмета (в отличие от гуманитарного познания, ориентированного на такую когнитивную процедуру как понимание).

Выходные сведения: И. А. Медведева. В. Е. Кемеров. В. С. Бернштейн. А. В. Александров. — Детерминизм. / Гуманитарная энциклопедия: Концепты [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий, 2002–2019 (последняя редакция: 23.04.2019). URL: https://gtmarket.ru/concepts/7319

Источник: gtmarket.ru

Особенность механистического детерминизма состояла также в том, что детерминация рассматривалась как вызываемая внеш­ними причинами (условиями). Так, в системе физической причин­ности, воссозданной в механике Ньютона, все процессы опреде­ляются предыдущим состоянием движения и силами, оказываю­щими действие извне. Далее, поскольку детерминация рассмат­ривалась как однозначная, отсюда делался вывод о возможности точного предсказания (или ретросказания) состояний материаль­ных систем и даже Вселенной в целом в будущем (или прошлом). Обосновывалось это следующим образом. Состояние Вселенной определяется хотя и большим, но конечным числом параметров. Если известно число этих параметров в любой данный момент, а также известны их производные по времени, то может быть вы­числено значение этих самых параметров в предыдущее и после­дующее время. Такое понимание иногда еще называют лапласовским детерминизмом — по имени французского ученого Лап­ласа, четко сформулировавшего идеи механистического детерми­низма.

Классической формой детерминизма в его ме­ханистическом истолковании явился детерминизм, развитый французским ученым П. Лапласом и предполагавший однознач­ную (динамическую) причинную обусловленность одного собы­тия другим и потому приводящий к возможности абсолютно строгого предсказания. Свое классическое выражение механи­стический детерминизм получил у Лапласа в следующей фор­мулировке: если бы существовал ум, осведомленный в данный момент о всех силах природы в точках приложения этих сил, то не осталось бы ничего, что было бы для него недостоверно, и будущее, так же как и прошедшее, предстало бы перед его взором.

Развитие познания, особенно в XIX—XX веках, убедительно выявило ограниченность такого понимания. Укреплялось пред­ставление, что детерминация вызывается не только внешними причинами, что она не исчерпывается лишь количественной сто­роной дела и не обязательно является однозначной или хорошо определенной. Открытие в процессах биологической эволюции, в развитии общества, наконец, в физике микромира иных, более сложных, диалектичных форм детерминации на какое-то время реанимировало концепцию индетерминизма — отрицания законо­мерностей и причинной обусловленности явлений. Так, кризис механистического материализма в физике на рубеже XIX и XX сто­летий (вывод: «материя исчезла») включал в себя и кризис меха­нистического, или метафизического, детерминизма. Уже не в об­ласти философии, а на почве самой науки диалектически пере­осмысливались жесткие представления ученых о причинных свя­зях и законах.

Диалектизация принципа причинности шла в различных направлениях. В механистическом материа­лизме простая схема причинности мыслилась как однозначное соответствие между причиной и следствием. Предполагалось, что одна и та же причина всегда производит одно и то же след­ствие, что имеется единственное следствие для каждой причины, однозначным образом вытекающее из этой причины. Уточнение простой схемы причинности, насыщение ее диалектикой происхо­дило таким образом, что сначала была осознана роль условий:

при одинаковых условиях выделенная причина всегда производит одно и то же следствие. Затем становится понятным, что одинако­вых причин, условий и результатов не бывает. Поэтому происхо­дит следующее уточнение: подобные причины при подобных усло­виях всегда производят подобные следствия. Наконец, слово «всегда» заменяется более точным «в большинстве случаев»:

подобные причины при подобных условиях в большинстве случаев производят подобные следствия. Большинство случаев — это мак­симальная частота случаев. Тем самым от ньютоновской детерми­нации (в причине — одна возможность) совершается переход к статистической детерминации, многооднозначному соответствию между причинами и следствиями (в причине ряд возможностей). Это делает изменение, развитие многовариантным, не заданным жестко, что не означает, однако, отсутствия детерминации, произ­вольного характера переходов.

Диалектический детерминизм рассматривает категории причины и следствия в зависимости от категорий необходимо­сти, случайности и вероятности. В противоположность механи­цизму диалектика определяет детерминизм как учение об отно­сительной, а не абсолютной необходимости. Подтверждением принципа диалектического детерминизма служит реальный процесс развития общества, в Котором развитие всегда осущест­вляется на основе экономической необходимости, в конечном счете прокладывающей себе путь через массу случайностей.

Иначе говоря, понимание детерминизма выступает как доста­точно гибкое, открытое для новых типов детерминации и вместе с тем настолько четкое, чтобы исключать представления индетер­минизма. Согласно диалектико-материалистической концепции детерминизма, причина и следствие не обязательно должны быть связаны жесткими и однозначными связями, то есть необходимым образом. Эта связь может носить статистический, вероятностный характер, и тогда форма детерминации статистическая. Статисти­ческая детерминированность — результат взаимодействия большо­го числа элементов, индивидуально детерминированных в соответ­ствии с другими типами детерминации. Статистическая детерми­нация касается ситуаций, в которых имеется несколько (иногда много) альтернатив.

Признание реальности вероятностей, случайных явлений по­влекло также диалектическое переосмысление понятия закона. На первый взгляд кажется, что случайность в принципе отрицает детерминизм. Однако она имеет свои законы, свою обусловлен­ность. Диалектико-материалистический детерминизм включает в себя случайность. В игре случая конечные результаты возни­кают из определенных условий, по определенным законам. Так, в квантовой теории «одинаковые» физические ситуации могут сопровождаться большим количеством различных состояний. Игра случая не подчиняется ньютоновскому типу законов, она стати­стически детерминирована. Иначе говоря, квантовая механика решительно ограничивает ньютоновскую форму детерминизма. Она отрицает не причинность или закономерность, а их жесткую форму.

Принцип закономерности не требует, чтобы каждое инди­видуальное событие всегда происходило одинаково. Универсаль­ная закономерность (коллективная регулярность) совместима в некоторых отношениях с индивидуальными исключениями, не­регулярностью. Это не отрицание, а расширение детерминизма, переход к более богатой, диалектичной его модели, полнее и тоньше отражающей сложные социальные и природные про­цессы.

Индетерминизм — это методологическая позиция, в которой отрицается как объективность причинных связей, так и цен­ность причинных объяснений в науке. Так, согласно немецко­му философу Г. Риккерту, причинное объяснение действитель­но лишь в пределах «наук о природе» и неприменимо к «наукам о духе», то есть к наукам общественным. Человеческая воля (или в теологии — воля божественная) рассматривается с пози­ций индетерминизма как автономная сила, свободная в своих проявлениях от всякой причинности и необходимости, то есть абсолютно ничем не обусловленная. Индетерминисты трактуют принцип объективной необходимости как фатализм, не разли­чая при этом механистический и диалектический детерминизм, не видя разницы между абсолютной и относительной необходи­мостью. Последняя, однако, не только не чужда свободе воли, но, напротив, предполагает ее в человеческой деятельности, ибо только на ее основе возможны познание необходимости и дейст­вие в соответствии с ней.

В области наук о природе одна из последних вспышек ин­детерминизма была связана с развитием квантовой физики, законы которой по форме своего проявления имеют статистиче­скую (вероятностную) природу. Явлениям микромира, в част­ности электрону, приписывалась «свобода воли», которая якобы позволяет ему «выбирать» тот или другой тип поведения вне всякой объективной необходимости. Отсутствие однозначной предсказуемости для процессов микромира, их вероятностная природа и статистичность квантовых законов свидетельствуют, однако, не об индетерминизме микромира, но о наличии раз­ных — динамических и статистических — способов проявления причинной связи.

Источник: www.filosofa.net

Исторические этапы

Одной из самых первых известных нам версий данной концепции являлось учение Демокрита. Всякая свобода, полагал философ, Практически каждый человек с лишним весом мечтает похудеть. И чаще всего это начинается с выбора диеты. У некоторых хватает силы воли держать ее долго, и им удается скинуть несколько килограмм. Кто-то бросает, и через некоторое время садится на новую диету. В чем причина такого поведения? это всего лишь мнение смертных. Человек разумный зрит в корень вещей, и понимает, что все на свете – это атомы и пустота. А вот Эпикур предполагал некую свободу даже в движениях атомов. Демокрит же полагал, что нет ничего подобного, и особенно случайного. Просто мы не видим между какими-то явлениями связи и необходимости, и они выглядят для нас таким образом.

Концепция детерминизма в таком виде получила название механистической. В более или менее развитом виде он просуществовал до начала девятнадцатого века. Расцвет ее популярности приходится на семнадцатое и восемнадцатое столетия.

Гоббс, Декарт и другие просветители

Механистический детерминизм – это попытка приравнять живые существа к автоматам. Все тела – это вещи. Они перемещаются, имеют форму, количество, протяженность. Их движения состоят из толчков и усилий. Некоторые из них являются одушевленными (то есть имеют ощущения, которые все это отражают, память, способность к сравнению). Таким видел наш мир Томас Гоббс. Рене Декарт предпочитает каузальный, логический детерминизм, отделяя материю от духа. Последнему он предоставляет творческую энергию, но связывает его мышление особыми законами. Материя же, из которой состоит мир, представляет собой некогда заведенный Богом часовой механизм, в котором, естественно, все винтики друг от друга зависят. Практически все известные деятели французского Просвещения в той или иной степени разделяли эту точку зрения.

Спиноза

Этот философ стоит особняком в постановке данной проблемы, хотя многие исследователи относят его к детерминистам. Но он является оригинальным мыслителем. Следуя методу Декарта, Спиноза пришел к выводу, что в изначальной субстанции, которой он считал природу, и в Боге, свобода и необходимость совпадают. Он действительно полагал, что все в мире связано причинностью. Но это не относится к природе. Она является причиной самой себя. Ведь она – вечная субстанция. И поэтому природа является имманентной причиной всех вещей. Одной из них можно назвать и человека. Спиноза также очень оригинален в вопросах этики. Здесь у него проявляются и детерминизм, и индетерминизм. С одной стороны, он отрицал так называемую «свободу воли». Он полагал, что человек в очень большой степени зависит от своих аффектов. С другой стороны, он вовсе не отрицал существование свободы. Только трактовал он ее следующим образом. Всякая вещь только тогда по-настоящему свободна, когда исполняет свое предназначение. Поэтому таким можно назвать человека, следующего своей природе. Значит, свобода – это осознанная необходимость.

Теологический детерминизм

Особенно богословие было популярным в христианстве. Причем проблема возникла очень рано. Ведь христианские теологи постоянно пытались каким-то образом совместить всемогущество Бога и свободную волю человека. Можно сказать, что католицизм в его классическом варианте совмещал детерминизм и индетерминизм. Но были и такие богословы, и даже Отцы Церкви, которые занимали иную позицию. К примеру, Августин Блаженный считал, что у человека нет свободы воли, и он не может не грешить. Только по особой, даруемой Богом благодати он может сойти с этой скользкой дорожки. Во времена Реформации его поддержал Мартин Лютер. Он заявил, что свобода воли является достоинством Бога. Поэтому человек ее иметь не может. Это противоречило бы принципу Божьего всемогущества.

Постклассический детерминизм

Механистическая модель мира прекрасно согласовывалась с научной картиной того времени. Поэтому Лаплас, один из творцов теории происхождения Вселенной, довел концепцию классического детерминизма практически до логического абсурда. Он заявил, что связь между причинами и следствиями однозначна, и всегда можно вывести одно из другого. Никаких случайностей не существует. Однако уже в его время возникла масса вопросов, на которые нельзя было найти ответ, исходя из этой теории. Поэтому, начиная с девятнадцатого века, научные концепции, которые основывались на детерминизме, изменились. В настоящее время он существует в так называемой постклассической форме.

С точки зрения новых веяний, детерминизм – это идея о том, что причинно-следственные связи не являются однозначными. Они определяют основную линию развития. Тем не менее, в чистом виде закон проявляется редко, и существует масса отклонений. Такой взгляд на детерминизм и развитие сделал возможным появление теории эволюции, психоанализа, квантовой механики, и многих других наук.

Социальный детерминизм

Данная философская концепция с восемнадцатого века стала весьма популярной в общественных науках. Ее классическим примером является географический детерминизм, который полагает, что характер нации и образ жизни государства обусловлены внешними факторами – климатом, расположением и так далее. Самым известным сторонником этой теории был Монтескье. Но в девятнадцатом столетии социальный детерминизм – это уже более сложная концепция. Она в какой-то степени совпадает с религиозной версией этого философского направления или же отталкивается от него. В свое время Августин заявил, что история человечества развивается от падения к спасению, и в этом смысл времени. Социальный детерминизм в лице гегельянства фактически повторил эту идею, заменив божественный план законами развития Абсолютного духа.

Диалектический материализм как детерминизм

Большинство философов девятнадцатого века считали, что устройство общества и его специфика определяются разделяемыми им идеями. Идеи и разум, с их точки зрения, правили миром. В то же время Маркс, а также его сторонники и последователи решили подойти к проблеме с другой стороны. Основным фактором, определяющим социальное развитие, они объявили материальный. То есть то, что люди в процессе совместной работы производят средства к жизни, представляет собой фундамент общества. Они детерминируют все остальные виды деятельности людей, а также их социальную, психологическую, духовную активность. Более того, всякая мораль, религия и прочее являются всего лишь отражением материальной жизни, а если они и имеют какую-то самостоятельность, то разве что относительную. Теория детерминизма в таком изложении сосредотачивалась на роли экономического фактора и его доминирования. Однако в современном мире эти концепции больше не являются определяющими.

Индетерминизм

Идеи отрицания необходимости как главной движущей силы мира и природы тоже всегда были присущи философии. Прежде всего, таковой была концепция целеполагания – то есть того, что все процессы происходят от «божественного произвола». Интересно, что теологические идеи о «высшем плане» приводили уже к детерминизму. Но не только богословие было уделом отрицания всеобщности причинности. В философии индетерминизм сделался одной из основ теорий Юма и Канта. Великий немецкий мыслитель полагал, что причина и следствие – это априорные формы нашего мышления, поэтому они имеют субъективный характер. Другими словами, мы делаем выводы из своей практики, но понятия не имеем, насколько они соответствуют реальности. С рождением статистики индетерминизм стал популярен и в науке.

Подводя итог, можно сказать, что противостояние этих двух подходов в современной философии не является столь острым как раньше. А в концепциях многих современных школ и направлений можно встретить элементы как детерминизма, так и его оппонента.

Источник: www.syl.ru

Категории детерминизма

Выше мы узнали, что детерминизм является учением, основанным на теории взаимодействия вещей и явлений. К категориям этого понятия относятся:

  • связи;
  • причины и следствия;
  • Детерминизм основан на теории взаимодействия вещей и явленийвзаимодействия;
  • вероятности;
  • связи состояний;
  • корреляция;
  • предвидение;
  • условия;
  • необходимости;
  • детерминация и многое другое.

Классификация детерминизма

Данное понятие в философии имеет свои категории. Можно рассматривать такие виды детерминизма, имеющие свои теории и особенности:

  • философский детерминизм;
  • естественно-научный, который включает в себя такие понятия, как телеология и телеономия;
  • технологический и технический, этот вид детерминизма опирается на опыт в технологической сфере;
  • социальный — такой вид определяет отношения в человеческом обществе.

В чем заключается принцип детерминизма

Современные технологии и наука постоянно совершенствуются и постоянно руководствуются такими принципами познания, как:

  • дополнительности;
  • соответствия;
  • детерминизма.

Принцип детерминизма построен на теории о том, что все, что происходит с нами в этом мире – это неслучайные совпадения, каждое событие или явление имеет то или иное объяснение. Знания в каждой науке построены именно по этому принципу.

Первоначально детерминизм ограничивался механической трактовкойЕсли говорить простым языком, то детерминизм – это теория, которая объясняет те или иные действия при определенных обстоятельствах определенной связью и логикой.

Первоначально детерминизм ограничивался лишь понятием влияющих причин, а трактовка была исключительно механической. А вот объективная природа случайностей не воспринималась, теория вероятности вообще не входила в рамки этого учения.

А в наше время наука трактует такое понятие намного шире. Согласно современным видениям детерминизма, существуют объективные виды взаимосвязи между разными явлениями, которые, на первый взгляд, вовсе не виды, при этом эта связь может быть не явной и не причинной. К числу таких связей относят:

  • пространственные корреляции;
  • временные корреляции;
  • функциональные зависимости и многое другое.

Также в настоящее время особое внимание уделяется соотношениям неопределенностей, нечетких множеств и других величин, которые формулируются лишь статистическим путем.

Исторические формы и концепции детерминизма

Есть несколько исторических теорий и концепций детерминизма, которые сменяли друг друга в разных эпохах, но при этом существуют даже в наше время:

  • античная (наивная и стихийно-диалектическая форма);
  • лапласовская (механическая жесткая);
  • естественно-научная (статистическая);
  • современная (синергетическая).

Теперь рассмотрим эти формы и теории более подробно.

Самыми первыми идеями в теории детерминизма были связанные с причинностями. Они были признаны в Древней Греции при развитой юридической и политической активности. Также идеи причинности и необходимости были описаны еще в V веке до нашей эры Левкиппом, затем ими интересовался Демокрит.

Пьер-Симон Лаплас - математик, автор одной из концепций детерминизмаБолее поздняя форма – это лапласовский детерминизм, которая даже сейчас считается фундаментом таких наук, как физика и механика. Концепция подкрепилась успехами в научной сфере. Суть ее заключается в том, что определенные силы, а также внешние факторы или причины действуют на материальную систему в начальном состоянии, при этом они жестко и линейно определяют ее развитие, а также последующие события. Также данная теория широко отразилась и в философии.

С развитием таких наук, как статистическая физика и термодинамика возник и вероятностный детерминизм. Поначалу его считали неотрывным от предыдущей лапласовской формы. Согласно ему динамические законы считаются первичными, а статистические – производными и второстепенными.

Если говорить о современном детерминизме, то он это синтез всех предыдущих теорий и подходов, даже античного. Например, особенности причинения трудно понять без категории взаимодействия, то бишь взаимосвязи разных процессов, объектов или явлений. Материя и движение способны переноситься, видоизменяться, информация переносится и превращается из одной формы в другую.

Причинные связи следует трактовать как направленное взаимодействие, сразу же вслед за причинами в следствии можно говорить о действующей причине. Причины и условия нельзя противопоставлять друг другу, поскольку условие само частично – это причина, а причина – это в какой-то степени условие.

Взаимодействия в теории детерминизма

Временное соотношение между причинами и следствием имеет три версии происхождения:

  • причина – это первичное явление, а за ней следует следствие;
  • при близкодействии и конечной скорости отношений причины и следствия существует промежуток;
  • причина и следствие – это одновременные явления, причина зарождается и тут же провоцирует следствие, сама же причина впоследствии затухает.

В теории науки детерминизма есть острый вопрос, который касается понятия случайности, а также ее связи с причинностью и необходимостью. Однако практически ни у кого нет споров на тему определения необходимости в качестве непреложности. Это было обусловлено развитием детерминизма до этого.

А вот случайное можно рассматривать как то, что не является следствием внутренней закономерности, оно это следствие из внешних связей и отношений, которые имеют малую длительность и неустойчивость.

График корреляционной связи явленийСвязи состояний – это важные категории, благодаря изучению состояний можно выяснить, не именно то, почему случилось то или иное событие, а как протекает процесс его происхождения от начала и до конца. Это качественно-количественная мера реализации бытия чего-либо в определенный отрезок времени, в науке это имеет совокупность параметров конкретного объекта. В широком смысле связь состояний может быть и безотносительной по отношению к непричинной связи, как это бывает в функциональной связи.

Что же такое функциональная связь? Такое понятие означает функцию, как более общую форму описания последовательностей, все безотносительно к содержанию между объектами. Такие отношения отображены в законе Бойля-Мариотта, где давление и объем – это не причины друг друга, несмотря на то, что они функционально связаны друг с другом.

А вот корреляционная связь – это выражение количественного конкретного соотнесения объектов, состояний и прочего. А также берется во внимание их соответствие друг другу на фоне изменений, а также параллельность на фоне слабой связи, которая может быть вызвана наличием большого временного промежутка или промежуточных объектов.

Наиболее развитой категорией детерминизма является научная телеология при условии достаточного развития.

Детерминизм и великие ученые

Механический детерминизм – это наука, при которой есть возможность поставить знак равенства между живыми существами и автоматами, согласно теории о том, что все тела – это вещи. Они способны двигаться, обладают качественными и другими показателями, имеют ощущения.

Эта теория принадлежит Томасу Гоббсу. А вот Рене Декарт считал, что материя и дух – это разные вещи. Так, по его теории, дух имеет творческую энергию, но мышление имеет свои законы. А вот материя является «строительным материалом» мира – это некий механизм, который состоит из взаимосвязанных компонентов. Большинство деятелей Просвещения склонялись к такой точке зрения по поводу детерминизма.

Если говорить о видении детерминизма в философии такого ученого, как Спиноза, то такая теория в постановке проблемы всегда стояла особняком

Бенедикт Спиноза - философ-рационалист. Сделал вывод о том, что необходимость и свобода совпадаютТак, Спиноза был последователем Декарта, соответственно, он сделал вывод о том, что в первостепенной субстанции, то есть природе и Боге, совпадают такие категории, как необходимость и свобода. Он на самом деле считал что причинность – это связующее звено между всем, что существует в мире. Однако к природе она не относится, поскольку – это вечное и причина природы – это она сама. Причина, по мнению Спинозы, это первоначальная причина всего существующего, включая человека.

В этических вопросах Спиноза связывал детерминизм и индетерминизм. Так, он отрицал такое понятие, как сила воли, по мнению ученого, человек во многих вещах зависит от аффектов. Однако, с другой стороны, существование свободы Спиноза не отрицает как таковое. Но трактовка данного понятия у него особая: Спиноза говорил, что вещь или человек по-настоящему свободен, когда выполняют свое предназначение.

Индетерминизм: что это?

В философии также всегда присутствовали идеи и теории, отрицающие необходимость в качестве главной движущей природы и мира. Первоначальной была концепция целеполагания, в основе которой была теория о том, что все процессы являются следствием «божественного произвола». При этом теологические идеи, связанные с «планом свыше», приводят к детерминизму.

Индетерминизм - идея отрицания причинности, противоположен детерминизмуИндетерминизм как идея отрицания причинности проявлялся в богословии, а также в теориях известных философов, например, Канта или Юма. Так, в философии есть теория и о том, что причина и следствие имеют субъективный характер. Иными словами, человек, делающий определенный вывод, не понимает, насколько он соответствует реальности.

В науке индетерминизм стал развиваться в науке с развитием статистики.

Источник: psiho.guru


Categories: Философия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.