Основные черты философии Милетской школы

Один из семи мудрецов, Фалес, стал отцом нового направления в философии. Он – основатель школы, которую называют Милетской. Милетская школа философии, кратко о которой мы расскажем в этой статье, отделилась от прочих направлений первой. Именно в ней был поставлен сознательно вопрос о первоосновах сущего. Философия в данный период представляет собой совокупность всех форм и видов познания (как практического, так и теоретического). Но, несмотря на это, основной интерес всех представителей данной школы охватывает вполне определенный круг проблем. Вопрос о сущности мира стоит на первом месте. Его решали по-разному отдельные представители такого направления, как Милетская школа философии. Краткое содержание их трудов, однако, сводится к общему знаменателю. Эти мыслители видят основу мира в определенном материальном принципе.

Материализм в Милетской школе

Милетская школа философии кратко может быть охарактеризована следующим образом: она стихийно тяготеет к материализму.


представители понимали мир интуитивно как материальный, однако в то же время вопрос о взаимодействии духовного и вещественного принципов еще не ставился. Наивная диалектика проявляется также в этот период. То есть развитие предстает во всей его сложности, противоречивости и многообразии форм. Милетские представители при помощи диалектики хотят постичь мир в динамике перемен и развития. Они преодолевали с помощью материализма религиозно-мифологические взгляды иных мыслителей. Вполне материалистический ответ они давали на вопрос о первооснове мира, хотя такие представления были еще наивными.

Фалес

Мы уже отмечали, что Фалес – основатель такого направления, как Милетская школа философии. Кратко расскажем о его жизни и учении.

Примерно в 640-562 годах до н. э. жил Фалес из Милета. Он происходил из зажиточной семьи и занимался, кроме теоретических исследований, политической деятельностью и торговлей. Фалес приобрел хорошие знания в различных областях деятельности. Ему удалось это сделать благодаря высокому развитию его родины – города Милета. Фалес много путешествовал. Он собирал все доступные знания и сведения. Благодаря вавилонскому образованию он познакомился с трудами халдейских ученых.

Считается, что Фалес даже предсказал затмение солнца, произошедшее 28 мая 585 года до н. э. В философии Древней Греции его мысль о разделении «небесной сферы» весьма любопытна. Она делится, согласно Фалесу, на 5 полос: Антарктическую (невидимую постоянно), Зимнюю тропическую, Равноденствия, Летнюю тропическую и постоянно видимую Арктическую.

Геометрия в учении Фалеса


Фалес знакомится во время путешествия в Египет и Вавилон с земледелием, которое было в этих краях довольно развито. Это способствовало формированию у него геометрических знаний. Мыслитель этот, как считает большинство авторов Античности, не только принимал знания, но и пытался их упорядочить и сложить в определенную систему. Ряд положений был сформулирован им, например, касательно треугольника. Фалес отметил, что углы при основании в равнобедренном треугольнике равны. Также этот мыслитель, представитель философии Древней Греции, определил условия, при которых треугольники подобны.

Определенное влияние на дальнейшее развитие его учения имели разносторонние интересы Фалеса. Например, в это время геометрия была настолько развита, что она считалась основой научной абстракции. Это нашло отражение во взглядах Фалеса, которые были направлены на постижение самой сущности мира.

Основа мира, согласно Фалесу

Мыслитель считал основой всего воду. Он ее понимал при этом не как персонификацию мифологической силы или конкретную форму, а как текущее, аморфное сосредоточение мысли. В «бесконечной воде», согласно Фалесу, содержится потенциал дальнейшего развития. Путем «разрежения» или «сгущения» этой первоматерии возникает все остальное.

Учение Фалеса о Земле


С астрономическими и философскими взглядами Фалеса связаны тесным образом его мысли, которые называют в настоящее время географическими и геологическими. Мыслитель считал, что Земля имеет форму диска. С рассмотрением воды как первоосновы было связано его мнение о том, что в бесконечной воде плавает Земля, которая имеет отверстия и поры. Он объяснял землетрясения колебаниями на взволнованной воде. Материалистические взгляды этого мыслителя, как видно, связаны были с развитием науки Античности, в частности астрономии и математики. Однако Фалес не избегал и практики.

Анаксимандр

Какие еще имена может предложить нам античная философия (Милетская школа)? Анаксимандр (годы жизни — с 610 по 545 г. до н. э.) был еще одним выдающимся милетским философом. Подобно Фалесу этот мыслитель тяготел стихийно к материализму. Он являлся учеником знаменитого основателя Милетской школы. Можно судить по сохранившимся свидетельствам, что он, подобно своему учителю, изучал прежде всего природу. У Анаксимандра есть мысли, которые развивают и углубляют взгляды Фалеса, например, в области астрономии. Однако, в отличие от своего учителя, он не уделял геометрии большого внимания.

Вопрос о Земле и о начале мира

Самой интересной из астрономических взглядов Анаксимандра является мысль, что наша планета свободно возносится, что она не связана ничем и не удерживается, поскольку одинаково отовсюду отдалена. В этом заключается прообраз геоцентрического взгляда на Вселенную.


кже Анаксимандр говорит, что наша планета находится в постоянном вращательном движении, служащем источником холода и тепла. Этот мыслитель, подобно Фалесу, затрагивает вопрос о начале мира. По его мнению, основой и первоначалом его является что-то беспредельное. Анаксимандр не определял его как воду или что-либо другое. Он учил, что целое остается неизменным, тогда как части его изменяются. Анаксимандр, таким образом, предложил свое архэ. Он ушел в своей философии от материальной определенности. Архэ характеризуется как что-то неопределенное, безграничное.

Как возникли жизнь на Земле и человек, по мнению Анаксимандра?

У Анаксимандра мы находим проблематику, которую его учитель обозначает лишь абстрактно. Это вопрос о том, как возникла и оформилась жизнь. Анаксимандр пишет о том, что первые животные нашей планеты зародились «во влажном». У них был покров с шипами. После того, как они вырастали, животные выходили на сушу. Когда ломался покров, они жили еще непродолжительное время. Таким образом, способность к жизни Анаксимандр приписывает определенному виду материи. Данное воззрение было характерно для различных представителей Милетской школы. Его можно определить термином «гилозоизм» (от греческого слова, обозначающего «жизнь», «материя»). Согласно Анаксимандру, вся материя живая.

Другим проявлением материализма можно считать то, что этот мыслитель относит к ряду животных и человека. Человек, по его мнению, родился вначале от животного, принадлежащего к другому виду. Таким образом, мысли Анаксимандра углубляют материализм, которым характеризуется философия представителей Милетской школы.

Анаксимен


Анаксимен (годы жизни — с 585 по 524 г. до н. э.) был третьим выдающимся философом этой школы. Это последователь и ученик Анаксимандра. Так же как Анаксимандр и Фалес, он изучал различные астрономические явления. Он стремился объяснить их естественным образом. Можно сказать, что он в некотором смысле завершил и укрепил тенденцию материализма, которой отмечена древнегреческая философия (Милетская школа). Она заключалась в поиске естественных причин вещей и явлений. Это мировоззрение было новым, возникшим в процессе борьбы со старыми, религиозно-мифологическими, устоями. Представители Милетской школы в античной философии именно поэтому считают важной задачей объяснение природных явлений. Они прилагают много усилий в этом направлении.

Первооснова мира, по мнению Анаксимена

Анаксимен с этой точки зрения, как ранее Анаксимандр и Фалес, выдвигает вопрос о первопричине действия и бытия, об основе мира. Подобно своим предшественникам он полагает первоосновой всего определенный вид материи, а именно воздух. Заметим, что это не просто воздух, а бесконечный, неограниченный, обладающий неопределенной формой. Из него возникает все остальное. Его разрежение приводит к тому, что появляется огонь. Наоборот, сгущение воздуха вызывает ветры, затем тучи, воду, землю и наконец камни. Анаксимен распространяет объяснение того, как возник и развивался мир, и на появление богов. Он отмечает, что воздух является началом всего. Все из него возникает, все божественные и божьи вещи. По его мнению, воздух постоянно колеблется. Анаксимен – это последний представитель Милетской школы. В его трудах можно найти важные особенности, которыми отмечена ранняя греческая философия.


Значение Милетской школы

Эта школа, как видно, стремилась объяснить мир материалистически. Также она пыталась истолковать и отдельные его явления, и его основу, или принцип. Она заложила основы науки, поскольку предложила (впервые) понимание первоосновы мира как чего-то материального.

Другие философские школы Античности

В Древней Греции первые философские школы возникли в ранних полисах в 7-5 вв. до н. э. Самые известные из них следующие:

  • Милетская школа;
  • атомисты;
  • Элейская школа;
  • школа Гераклита Эфесского;
  • пифагорейцы.

Их воззрения имеют общие черты:

  • космоцентризм;
  • недискуссионный (доктринерский) характер их философских учений;
  • одушевление неживой природы (гилозоизм);
  • поиск породившего все сущее первоначала;
  • повышенное внимание философов к объяснению различных явлений окружающей среды.

Милетская и Элейская школы философии сыграли свою роль в развитии этой науки. К трудам их представителей впоследствии обращались многие мыслители, развивая их взгляды или полемизируя с ними. Элеаты, в частности, изучали проблемы познания, считали материальным выражением идей все сущее (то есть являлись предвестниками идеализма), разделяли высшее духовное и чувственное познание.


Источник: www.syl.ru

Милетская школа философии основные идеи Милетская школа философии основные идеи
Фале́с (ок. 625–547 до н. э.) — родоначальник европейской науки и философии


Фалес выдвинув идею субстанции — первоосновы всего, обобщив все многообразие в единосущее и усмотрев начало всего в ВОДЕ (во влаге): ведь она пронизывает собой все. Аристотель сказал, что Фалес впервые попытался найти физическое начало без посредства мифов. Влага и в самом деле вездесущая стихия: все происходит из воды и в воду же обращается. Вода как естественное начало оказывается носителем всех изменений и превращений.

В положении «все из воды» была дана «отставка» олимпийским, т. е. языческим, богам, в конечном счете мифологическому мышлению, и продолжен путь к естественному объяснению природы. В чем же еще состоит гениальность отца европейской философии? Ему впервые пришла мысль о единстве мироздания.

Фалес считал основой всего сущего воду: есть только вода, а всё остальное – ее порождения, формы и модификации. Понятно, что его вода не совсем похожа на то, что мы сегодня разумеем под этим словом. У него она – некое мировое вещество, из которого все рождается и образуется.

Фалес, как и его преемники, стоял на точке зрения гилозоизма — воззрения, по которому жизнь — имманентное свойство материи, сущее само по себе движущееся, а вместе с тем и одушевленное. Фалес полагал, что душа разлита во всем сущем. Фалес рассматривал душу как нечто спонтанно-активное. Фалес называл бога универсальным интеллектом: бог есть разум мира.


Фалес был деятель, соединявший интерес к запросам практической жизни с глубоким интересом к вопросам о строении мироздания. Будучи купцом, он использовал торговые поездки в целях расширения научных сведений. Он был гидроинженером, прославившимся своими работами, разносторонним ученым и мыслителем, изобретателем астрономических приборов. Как ученый он широко прославился в Греции, сделав удачное предсказание солнечного затмения, наблюдавшегося в Греции в 585 г. до н. э. Для этого предсказания Фалес использовал почерпнутые им в Египте или в Финикии астрономические сведения, восходящие к наблюдениям и обобщениям вавилонской науки. Свои географические, астрономические и физические познания Фалес связал в стройное философское представление о мире, материалистическое в основе, несмотря на ясные следы мифологических представлений. Фалес полагал, что существующее возникло из некоего влажного первовещества, или «воды». Все постоянно рождается из этого «единого источника. Сама Земля держится на воде и окружена со всех сторон океаном. Она пребывает на воде, как диск или доска, плавающая на поверхности водоема. В то же время вещественное первоначало «воды» и вся происшедшая из него природа не мертвы, не лишены одушевленности. Во вселенной все полно богов, все одушевлено. Пример и доказательство всеобщей одушевленности Фалес видел в свойствах магнита и янтаря; так как магнит и янтарь способны приводить тела в движение, то, следовательно, они имеют душу.


Фалесу принадлежит попытка разобраться в строении окружающей Землю вселенной, определить, в каком порядке расположены по отношению к Земле небесные светила: Луна, Солнце, звезды. И в этом вопросе Фалес опирался на результаты вавилонской науки. Но он представлял порядок светил обратным тому, который существует в действительности: он полагал, что ближе всего к Земле находится так называемое небо неподвижных звезд, а дальше всего — Солнце. Эта ошибка была исправлена его продолжателями. Его философское представление о мире полно отзвуков мифологии.

«Считается, что Фалес жил между 624 и 546 г. до Р.Х. Частично это предположение основывается на утверждении Геродота (Herodotus, ок. 484–430/420 до Р.Х.), писавшего, что Фалес предсказал солнечное затмение 585 г. до Р.Х.
Другие источники сообщают о путешествии Фалеса по Египту, что было достаточно необычным для греков его времени. Сообщают также, что Фалес решил задачу исчисления высоты пирамид путем измерения длины тени от пирамиды, когда его собственная тень равнялась величине его роста. Рассказ о том, что Фалес предсказал солнечное затмение, указывает на то, что он владел астрономическими знаниями, которые, возможно, пришли из Вавилона. Он также обладал познаниями по геометрии — области математики, которая была развита греками.

Фалес, как утверждают, принимал участие в политической жизни Милета. Он использовал свои математические знания для улучшения навигационного оборудования. Он был первым, кто точно определял время по солнечным часам. И, наконец, Фалес разбогател, предсказав засушливый неурожайный год, в преддверии которого он заранее заготовил, а затем выгодно продал оливковое масло.

Мало что можно сказать о его работах, так как все они дошли до нас в переложениях. Поэтому мы вынуждены придерживаться в их изложении того, что сообщают о них другие авторы. Аристотель в Метафизике говорит, что Фалес был родоначальником такого рода философии, которая ставит вопросы о начале, из которого возникает все сущее, то есть то, что существует, и куда потом все возвращается. Аристотель также говорит, что Фалес полагал, что таким началом является вода (или жидкость).

Фалес задавался вопросами о том, что остается постоянным при изменении и что является источником единства в разнообразии. Кажется правдоподобным, что Фалес исходил из того, что изменения существуют и что существует какое-то одно начало, которое остается постоянным элементом во всех изменениях. Оно является строительным блоком вселенной. Подобный «постоянный элемент» обычно называют первоначалом, «первоосновой», из которой сделан мир (греч. arche).»

Фалес, как и другие, наблюдал множество вещей, которые возникают из воды и которые исчезают в воде. Вода превращается в пар и лед. Рыбы рождаются в воде и затем в ней же умирают. Многие вещества, подобно соли и меду, растворяются в воде. Более того, вода необходима для жизни. Эти и подобные простые наблюдения могли подвести Фалеса к утверждению, что вода является фундаментальным элементом, который остается постоянным во всех изменениях и преобразованиях.

Из воды возникают все остальные объекты, и они же превращаются в воду.

1) Фалес поставил вопрос о том, что является фундаментальным «строительным блоком» вселенной. Субстанция (первоначало) представляет неизменный элемент в природе и единство в разнообразии. С этого времени проблема субстанции стала одной из фундаментальных проблем греческой философии;
2) Фалес дал косвенный ответ на вопрос, каким образом происходят изменения: первооснова (вода) преобразуется из одного состояния в другое. Проблема изменения также стала еще одной фундаментальной проблемой греческой философии.»

Для него природа, physis, была самодвижущейся («живущей»). Не различал он дух и вещество. Для Фалеса, понятие «природы», physis, по-видимому, было очень обширным и наиболее близко соответствующим современному понятию «бытие».

Ставя вопрос о воде как единственной основе мира и начале всего сущего, Фалес тем самым решал и вопрос о сущности мира, все многообразие которого выводится (происходит) из единой основы (субстанции). Вода — это то, что в последующем многие философы стали называть материей, "матерью" всех вещей и явлений окружающего мира.

Милетская школа философии основные идеи Милетская школа философии основные идеи

Анаксимандр (ок. 610 — 546 до н. э.) первым возвысился до оригинальной идеи бесконечности миров. За первооснову сущего он принял апейроннеопределенную и беспредельную субстанцию: ее части изменяются, целое же остается неизменным. Это бесконечное начало характеризуется как божественное, созидательно-движущее начало: оно недоступно чувственному восприятию, но постижимо разумом. Поскольку это начало бесконечно, оно неистощимо в своих возможностях образования конкретных реальностей. Это вечно живой источник новообразований: в нем все находится в неопределенном состоянии, как реальная возможность. Все существующее как бы рассыпано в виде крохотных долек. Так малые крупицы золота образуют целые слитки, а частички земли — ее конкретные массивы.

Апейрон не ассоциируется ни с каким конкретным веществом, порождает многообразие предметов, живых существ, людей. Апейрон беспределен, вечен, всегда активен и пребывает в движении. Будучи началом Космоса, апейрон выделяет из себя противоположности — влажное и сухое, холодное и теплое. Их комбинации дают в итоге землю (сухое и холодное), воду (влажное и холодное), воздух (влажное и горячее) и огонь (сухое и горячее).

Анаксимандр расширяет понятие начала до понятия «архе», т. е. до первоначала (субстанции) всего сущего. Это первоначало Анаксимандр называет апейрон. Основная характеристика апейрона заключается в том, что он «беспредельный, безграничный, бесконечный». Хотя апейрон веществен, о нем ничего нельзя сказать, кроме того, что он «не знает старости», находясь в вечной активности, в вечном движении. Апейрон не только субстанциональное, но и генетическое начало космоса. Он — единственная причина рождения и гибели, из чего происходит рождение всего сущего, в то же самое время исчезает по необходимости. Один из отцов средневековья сетовал, что з своей космологической концепции Анаксимандр «ничего не оставил божественному уму». Апейрон самодостаточен. Он все объемлет и всем управляет.

Анаксимандр решил не называть первооснову мира именем какой-либо стихии (воды, воздуха, огня или земли) и считал единственным свойством первоначального мирового вещества, все образующего, его бесконечность, всеобъемность и несводимость к какой-либо конкретной стихии, а потому – неопределенность. Оно стоит по ту сторону всех стихий, все их в себя включает и называется Апейроном (Беспредельным, бесконечным мировым веществом).

Анаксимандр признал единым и постоянным источником рождения всех вещей уже не «воду» и вообще не какое-либо отдельное вещество, а первовещество, из которого обособляются противоположности теплого и холодного, дающие начало всем веществам. Это первоначало, отличное от остальных веществ (и в этом смысле неопределенное), не имеет границ и потому есть «беспредельное» (apeiron). По обособлении из него теплого и холодного возникла огненная оболочка, облекшая воздух над землей. Притекающий воздух прорвал огненную оболочку и образовал три кольца, внутри которых оказалось заключенным некоторое количество прорвавшегося наружу огня. Так произошли три круга: круг звезд, Солнца и Луны. Земля, по форме подобная срезу колонны, занимает середину мира и неподвижна; животные и люди образовались из отложений высохшего морского дна и изменили формы при переходе на сушу. Все обособившееся от беспредельного должно за свою «вину» вернуться в него. Поэтому мир не вечен, но по разрушении его из беспредельного выделяется новый мир, и этой смене миров нет конца.

До наших времен сохранился только один фрагмент, приписываемый Анаксимандру. Кроме того, имеются комментарии других авторов, например, Аристотеля, который жил на два столетия позже.

Анаксимандр не нашел убедительного основания для утверждения о том, что вода является неизменной первоосновой. Если вода преобразуется в землю, земля в воду, вода в воздух, а воздух в воду и т. д., то это означает, что все что угодно преобразуется во все что угодно. Поэтому логически произвольно утверждать, что вода или земля (или что-то другое) является «первоосновой». Анаксимандр предпочел утверждать, что первоосновой является апейрон (apeiron), неопределенное, беспредельное (в пространстве и времени). Этим способом он, очевидно, избежал возражений, аналогичных упомянутым выше. Однако с нашей точки зрения, он «утратил» нечто важное. А именно, в отличие от воды апейрон не является наблюдаемым. В результате Анаксимандр должен объяснять чувственно воспринимаемое (объекты и происходящие в них изменения) с помощью чувственно невоспринимаемого апейрона. С позиции экспериментальной науки, подобное объяснение является недостатком, хотя такая оценка, конечно, является анахронизмом, поскольку Анаксимандр вряд ли обладал современным пониманием эмпирических требований науки. Возможно, наиболее важным для Анаксимандра было найти теоретический аргумент против ответа Фалеса. И все же Анаксимандр, анализируя универсальные теоретические утверждения Фалеса и демонстрируя полемические возможности их обсуждения, называл его «первым философом».

В Космосе существует свой порядок, не созданный богами. Анаксимандр предполагал, что жизнь зародилась на границе моря и суши из ила под воздействием небесного огня. От животных со временем произошел и человек, родившись и развившись до взрослого состояния из рыбы.

Милетская школа философии основные идеи Милетская школа философии основные идеи

Анаксимен (ок. 585–525 до н. э.) полагал, что первоначалом всего сущего является воздух («апейрос»): все вещи происходят из него путем сгущения или разрежения. Он мыслил его как бесконечное и видел в нем легкость изменяемости и превращаемости вещей. Согласно Анаксимену, все вещи возникли из воздуха и представляют собой его модификации, образующиеся путем его сгущения и разряжения. Разряжаясь, воздух становится огнем, сгущаясь — водой, землей, вещами. Воздух более бесформенный, чем что-либо. Он менее тело, чем вода. Мы его не видим, а только чувствуем.

Самый разреженный воздух – это огонь, более густой – атмосферный, еще гуще – вода, далее – земля и, наконец, – камни.

Последний в ряду милетских философов — Анаксимен, достигший зрелости ко времени завоевания Милета персами, — развил новые представления о мире. Приняв в качестве первовещества воздух, он ввел новую и важную идею о процессе разрежения и сгущения, посредством которого из воздуха образуются все вещества: вода, земля, камни и огонь. «Воздух» для него — дыхание, обнимающее весь мир, подобно тому как наша душа, будучи дыханием, держит нас. По природе своей «воздух» — род пара или темного облака и сродни пустоте. Земля — плоский диск, поддерживаемый воздухом, так же как парящие в нем плоские, состоящие из огня, диски светил. Анаксимен исправил учение Анаксимандра о порядке расположения в мировом пространстве Луны, Солнца и звезд. Современники и последующие греческие философы придавали Анаксимену значение большее, чем другим милетским философам. Пифагорейцы усвоили его учение о том, что мир вдыхает в себя воздух (или пустоту), а также кое-что из его учения о небесных светилах.

От Анаксимена дошли только три небольших фрагмента, один из которых, вероятно, неподлинный.

Анаксимен, третий натурфилософ из Милета, обратил внимание на другое слабое место в учении Фалеса. Каким образом вода из ее недифференцированного состояния преобразуется в воду в ее дифференцированных состояниях? Насколько нам известно, Фалес не ответил на этот вопрос. В качестве ответа Анаксимен утверждал, что воздух, рассматриваемый им как «первооснова», сгущается при охлаждении в воду и при дальнейшем охлаждении сгущается в лед (и землю!). При нагревании воздух разжижается и становится огнем. Таким образом, Анаксимен создал определенную физическую теорию переходов. Используя современные термины, можно утверждать, что, согласно этой теории, разные агрегатные состояния (пар или воздух, собственно вода, лед или земля) определяются температурой и величиной плотности, изменения которых ведут к скачкообразным переходам между ними. Этот тезис является примером обобщений, столь характерных для ранних греческих философов.

Анаксимен указывает на все четыре субстанции, которые позднее были «названы «четырьмя началами (элементами)». Это — земля, воздух, огонь и вода.

Душа также состоит из воздуха. "Подобно тому, как душа наша, будучи воздухом, сдерживает нас, так дыхание и воздух объемлют весь мир". Воздух обладает свойством бесконечности. Его сгущение Анаксимен связывал с охлаждением, а разрежение — с  нагреванием. Являясь источником и души, и тела, и всего космоса, воздух первиичен даже по отношению к богам. Не богами создан воздух, а они сами из воздуха,  совсем как наша душа, воздух подддерживает все и управлет всем.

Обобщая взгляды представителей Милетской школы, отметим, что философия здесь возникает как рационализация мифа. Мир объясняется, исходя из него самого, на основе материальных начал, без участия в его создании сверхприродных сил. Милетцы были гилозоистами (греч.hyle и zoe — вещество и жизнь — философская позиция, в соответствии с которой любое материальное тело обладает душой), т.е. говорили об одушевленности материи, считая, что все вещи движутся по причине наличия в них души. Они были также пантеистами (греч. pan — все и theos — Бог — философское учение, в соответсвии с которым "Бог" и "природа" отождествляются) и пытались выявить природное содержание богов, понимая под этим фактически природные силы. В человеке милетцы усматривали, прежде всего, не биологическую, а физическую природу, выводя его из воды, воздуха, апейрона.
Дмитрий Алексеевич Гусев. «Популярная философия. Учебное пособие.» Прометей, 2015.
Дмитрий Алексеевич Гусев. «Краткая история философии: Нескучная книга.» НЦ ЭНАС, 2003.
Игорь Иванович Кальной. «Философия для аспирантов.»
Валентин Фердинандович Асмус. «Античная философия.» Высшая школа, 2005.
Скирбекк, Гуннар. «История философии.»

Милетская школа философии основные идеи

Источник: anchiktigra.livejournal.com

Фалес из Милета (греч. – Θαλής ο Μιλήσιος) (ок. 640—625 до н. э. – ок. 546 до н. э.) – основатель первой в мире философской школы – милетской. По словам Аристотеля, Фалес был первым греческим философом. Фалес также являлся одним из Семи Мудрецов – по сведениям Диогена Лаэртского, он был первым из их числа.

Как сообщает Плутарх, философ выделялся из числа «семи мудрецов» в силу того, что «по всей вероятности, в те времена [во времена Солона] мудрость одного только Фалеса вышла за границы практических нужд и пошла дальше них в умозрении (theôria), а остальные снискали имя „мудрецов“ за свою политическую доблесть» (Плутарх. Солон, 3, 8).

Как уже говорилось, семью мудрецами назвали особо чтимых древнегреческих философов, стоявших у истоков науки. В разных источниках в качестве этих мудрецов фигурируют разные имена. Так, в диалоге Платона «Протагор» автор указывает в качестве основной Семерки Фалеса Милетского, Питтака Митиленского, Брианта Приенского, Солона из Афин, Клеобула Линдийского, Мисона Хенейского и Хилона из Спарты.

Плутарх считал Фалеса мудрейшим из них и приводил следующую историю:

«Рассказывают, что мудрецы эти сошлись однажды в Дельфах, а потом в Коринфе, где Периандр устроил какое-то пиршество. Но еще больше уважения и славы доставила им история с треножником, который обошел их всех, как по кругу, и который они уступали друг другу с благожелательным соревнованием. Косские рыбаки (так гласит молва) закидывали сеть, и приезжие из Милета купили улов, еще не зная, каков он будет. Оказалось, что они вытащили треножник, который, по преданию, Елена, плывя из Трои, бросила тут, вспомнив какое-то старинное предсказание оракула. Из-за треножника сперва начался спор между приезжими и рыбаками; потом города вмешались в эту ссору, дошедшую до войны; наконец, пифия повелела обеим сторонам отдать треножник мудрейшему. Сперва его послали к Фалесу в Милет: жители Коса добровольно дарили ему одному то, из-за чего они вели войну со всеми милетянами. Фалес объявил, что Биант ученее его, и треножник пришел к нему; от него он был послан еще к другому, как к более мудрому. Потом, совершая круг и пересылаемый от одного к другому, треножник вторично пришел к Фалесу. В конце концов он был привезен из Милета в Фивы и посвящен Аполлону Йеменскому. Но Феофраст говорит, что треножник сперва послали в Приену к Бианту, а потом Биант отослал его в Милет к Фалесу; так обойдя всех, он вернулся к Бианту и, наконец, уже был отправлен в Дельфы. Последняя версия более распространена; только одни говорят, что подарок этот был не треножник, а чаша, посланная Крезом, а другие, – что кубок, оставшийся после Бафикла.»

Плутарх (Солон, 4)

Фалеса также часто называют «отцом науки». Согласно некоторым источникам он был назван «отцом философии» еще при жизни. Знаменитый британский философ Бертран Рассел в книге «История западной философии» соглашается с мнением Цицерона о том, что наука началась с Фалеса. К сожалению, собственные сочинения древнегреческого философа не сохранились до наших дней.

Принято считать, что Фалес был знатного рода, что позволило ему получить хорошее образование. Несмотря на то, что как точная дата рождения, так и дата смерти философа являются предметом споров и обсуждений историков и философов, можно с большой долей уверенности утверждать, что Фалес был свидетелем солнечного затмения 585 года до н. э. Это, естественно, ставит под сомнение данные некоторых источников о том, что Фалес был известен в пору седьмой Олимпиады, т. е. в 750-х годах до н. э. Согласно современным исчислениям, солнечное затмение, пришедшееся на период войны между Мидией и Ливией, состоялось 28 мая 585 года до н. э. В работах Диогена Лаэртского указывается, что Фалес умер в возрасте 78 лет во время 58-й Олимпиады. В работах же Сосикрата упоминается тот факт, что Фалес умер в возрасте 90 лет. Во многих источниках сообщается, что философ умер во время спортивных состязаний, вероятнее всего от обезвоживания в один из жарких дней.

Под сомнение некоторыми историками ставится сам факт рождения Фалеса в Милете, многие отмечают наличие у философа финикийских корней. Такой точки зрения придерживался, например, Демокрит, а в работах Геродота указывается, что семья Фалеса приехала в Милет именно из Финикии.

Что же касается семейного положения Фалеса, то на этот счет историки также не сходятся. Одни из них полагают, что Фалес был женат, другие утверждают, что Фалес оставался холостым, а третьи настаивают на том, что у философа не было жены, но им был усыновлен сын его сестры. В трудах Диогена Лаэртского упоминается возможное имя сына Фалеса – Сибист. Диоген указывает также еще одну теорию – Фалес так и не женился, в раннем возрасте объясняя это тем, что еще рано, а в старости – тем, что уже поздно.

Фалес обладал обширными знаниями в различных областях как науки, так и общественной жизни. Считается, что на обширный кругозор философа повлиял тот факт, что Фалес увлекался путешествиями, а согласно некоторым источникам, занимался торговлей. Так, он посетил Египет, Вавилон, ряд стран Средней Азии. Именно из этих путешествий он почерпнул знания в областях географии, математики, астрономии и т. д. В ходе своих путешествий он значительное время провел в Египте, где изучал геометрию, в том числе измеряя различными способами размеры пирамид. В Греции же геометрии как таковой на тот момент еще не сформировалось и именно знания Фалеса позволили ему стать основателем этой науки в своей стране.

Когда Фалес окончательно осел в Милете, он стал первым философом, посвящавшим все свое время именно науке.

Рассмотрим вклад Фалеса в развитие целого ряда наук и его влияние на общественно-политическую жизнь.

Политика

Стоит отметить значительные достижения Фалеса в области политики и дипломатии. Будучи другом правителя Фрасибула, он принимал активное участие в политической жизни Милета, в частности выступая за союз городов Ионии против персов. Идея объединения ионийских полисов представляла собой подобие современных конфедераций.

Стоит отметить, что Фалес в своих политических воззрениях исходил из принципа «меньшего зла». Так, во время войны между Лидией и Персией он охотно помогал лидийскому царю Крезу (о чем речь пойдет ниже), но в то же время выступал против заключения союза между Милетом и Лидией. Многими источниками доказывается правота Фалеса, когда после победы персидского царя Кира он пощадил милетцев, сохранивших нейтралитет в противостоянии Лидии и Персии.

Согласно некоторым источникам, практические навыки и широта познаний пригодились Фалесу при переправе лидийского войска через реку Галис. Войска Креза не могли переправиться через бурную реку и несли ощутимые потери. На реке не было моста и Крез никак не мог сократить число жертв и решить данную проблему, вследствие чего ему пришлось обратиться за помощью к философу. Фалес предложил пустить реку в другое русло. Под его руководством была построена плотина и канал для воды. Таким образом, это позволило снизить уровень воды в реке Галис и организовать переправу армии Креза.

Являясь военным инженером при войске Креза, Фалес много путешествовал по свету, применяя свои знания, а также значительно расширяя собственный кругозор. Лидия в тот промежуток времени воевала с Мидией и к 585 году до н. э. война продолжалась уже пять лет. На шестой год она была остановлена внезапным солнечным знамением. Естественно, что как лидийцы, так и мидяне были поражены и даже испуганы таким внезапным явлением, что сразу же прекратили битву. Согласно многим источникам, Фалес предсказал это затмение. Его пророчество привело к тому, что враждующие стороны заключили союз, на выгодных Лидии условиям.

Астрономия

Фалес зачастую рассматривается как первый из древнегреческих философов и ученых, который занимался проблемой движения планет и, в частности, Солнца. Так, согласно некоторым данным, он вычислил время солнцестояний и равноденствий, а также промежутков между ними.

Фалес впервые предположил, каковы размеры Солнца и Луны. Наблюдая за движением этих небесных тел, он рассчитал, что их размер составляет 1/720 часть от их кругового пути. Наблюдения позволили Фалесу также сделать некоторые выводы о соотношении Земли, Солнца и Луны. Так, он впервые стал утверждать, что солнечное затмение является результатом прохождения Луны между Солнцем и Землей. Лунное же затмение он связывал с тем, что Луна попадает в тень от Земли.

Еще одним достижением Фалеса можно считать первое в Греции применение знакомого нам календаря, состоящего из 365 дней, разделенных на 12 месяцев. Впрочем, историками установлено, что такого рода календарь ко времени его первого использования Фалесом в Греции уже длительное время применялся в Египте. Судя по всему, Фалес позаимствовал это изобретение в одном из своих путешествий.

Впрочем, наблюдая за затмениями солнца и луны, Фалес мог высчитать продолжительность солнечного года. Некоторые ученые настаивают на том, что, узнав о продолжительности года у египтян, Фалес, тем не менее, проверил эти данные опытным путем. Причем философ не стал заимствовать еще и метод, а египтяне, по всей видимости, рассчитали продолжительность года в днях с помощью ежегодно восходящей в июле звезды Сириус. Можно сказать, что несмотря на то, что Фалес, возможно, и не открыл продолжительности и времен года, философ определил взаимосвязь солнечных и лунных затмений и изменения месторасположения светил в течение года с сезонными климатическими изменениями.

Вот что писал о достижениях философа древнеримский писатель Апулей:

Фалес малыми линиями открыл круговорот времен года, направления ветров, движения и орбиты звезд, громов дивные громыхания, Солнца годичные повороты, нарождающейся Луны прибывание, стареющей убывание, затмевающейся преграды. В старости он открыл божественную пропорцию, вычислив, сколько раз своим диаметром Солнце меряет им пробегаемую окружность.

Апулей. Флориды, 18

Фалес также известен тем, что применял в своих путешествиях путеводную звезду. Он ориентировался на созвездие Малой Медведицы, установив, что Полярная звезда всегда занимает один и тот же угол над горизонтом.

Некоторыми учеными высказана идея о том, что Фалес первым предложил разбить небесную сферу на пять зон: арктический видимый пояс, летний тропик, экватор, зимний тропик, антарктический невидимый пояс. Впрочем, зачастую авторство этой идеи приписывают Пифагору.

Геометрия

Принято считать, что помимо собственно основания геометрии как науки, Фалес стал первооткрывателем самого принципа доказательства тех или иных теорем. Ему приписывают доказательство целого ряда теорем.

Рассмотрим некоторые из них:

При пересечении двух прямых образуемые ими вертикальные углы равны. На приведенном рисунке равны углы 1 и 3, а также 2 и 4.

Углы при основании равнобедренного треугольника равны и соответственно, если углы равны, то треугольник считается равнобедренным.

Два треугольника равны, если у них равны одна сторона и два угла, прилегающие к ней. На приведенном рисунке прилегающие к стороне АВ углы 1 и 3, а также 2 и 4 равны. Треугольники АВС и ABD равны.

Диаметр делит круг пополам. Исходя из этой теоремы философ сформулировал знаменитую Теорему Фалеса – «Если А, В и С – точки на окружности, и АС – диаметр круга, то угол АВС=90 градусов»

Фалес зачастую принимал участие в строительстве тех или иных объектов. Так, однажды при постройке храма он доказал, что угол, вписанный в полуокружность, всегда будет прямым. Считается также, что Фалес впервые смог вписать прямоугольный треугольник в круг.

Некоторые источники упоминают о том, что во время своего визита в Египет Фалес смог измерить точную высоту пирамиды Хеопса, чем поверг в восторг и неслыханно удивил фараона Амасиса и его придворных жрецов. Метод исчисления Фалеса был на самом деле достаточно прост и, конечно же, достаточно известен. Он выждал момент, когда длина тени от использованной им для измерения палки стала равна ее реальной высоте. Ему оставалось лишь измерить длину тени, отбрасываемой пирамидой без необходимости измерения самой пирамиды или ее составных частей.

Космогония

В основе концепции сотворения мира Фалеса лежит теория о происхождении всего сущего из воды.

Как утверждал философ, все возникает из воды и все в нее превращается. Все образуется из воды путем ее замерзания или сгущения, а также испарения. Сгущаясь, вода становится землей, а испаряясь – воздухом.

Многими учеными отмечается тот момент, что Фалес все же признавал наличие четырех основных стихий, отдавая явное предпочтение воде.

Фалес полагал, что Земля плавает в воде. Данная теория, к примеру, прекрасно для своего времени объясняла причину частых землетрясений. В самом деле, любое колебание водной поверхности должны бы было приводить к «встряске» Земли. Учитывая то, что планеты находятся выше Земли, Фалес предположил, что они питаются испарениями от той воды, в которой расположена Земля. При этом Фалес считал именно Землю центром вселенной, что делает его теорию первой предпосылкой развития геоцентрической системы мира. Аристотель в книге «Метафизика» говорит, что Фалес был родоначальником направления философии, которая ставит вопросы о начале, из которого возникает все сущее. Философ считал, что природа, как живая, так и неживая, обладает неким движущим началом (душой, ψυχή). Аристотель в книге «О душе» пишет: «Некоторые утверждают, что душа разлита во всем. Возможно, исходя из этого, Фалес и выводил, что «все полно богов» (Аристотель, О душе, книга 1, 5, 10)

Бизнес

Согласно некоторым данным, Фалес прославился и тем, что мог извлекать реальную материальную прибыль с помощью своих знаний и умений. Согласно одной версии, многие упрекали Фалеса в том, что философия не приносит никаких дивидендов, а сам философ живет в нищете. В ответ на упреки, Фалес сумел предсказать удачный урожай маслин, предварительно скупив все маслодавильни в Милете и Хиосе, став монополистом. Естественно, что спрос породил предложение и купленные Фалесом за бесценок прессы были проданы им гораздо дороже, в один миг сделав его богачом.

Согласно другой версии, Фалес провернул такого рода «аферу» не ради богатства, а только лишь для демонстрации милетцам, что его интеллект при необходимости позволяет в любой момент разбогатеть, но он, как философ, заботится не об этом. Как пишет Аристотель: «Собрав много денег, он показал, что философы при желании легко могут разбогатеть, но это не то, что их заботит. Фалес показал свою мудрость». (Аристотель. Политика, А IV, 4, 1259)

Предприимчивость Фалеса описывается еще в одной истории, которую связывают с его именем. Однажды на переправе через реку упал один из мулов, перевозивших тюки с солью. Часть соли растворилась в воде и ноша животного стала намного легче. С тех пор каждый раз при переправе мул окунал тюки в воду, облегчая себе жизнь. Находчивый Фалес решил проучить животное. В следующий раз он наполнил мешки не солью, а шерстью. Естественно, что опустив тюки в воду, мул не только не облегчил себе жизнь, но и значительно утяжелил несомый вес. С того времени мул стал носить мешки крайне осторожно. Эту и многие другие занимательные истории можно найти в книге Плутарха «О сообразительности животных».

О душе

По словам Диогена Лаэртского, Аристотель и Гиппий говорили, что Фалес «приписывал неодушевленным предметам душу (psuchê), приводя в пример магнит» (Диоген Лаэртский I, 24).

Аэций указывал на то, что «Фалес первый провозгласил, что природа души такова, что она находится в вечном движении или самодвижении» (Аэций IV, 2).

В работах самого Аристотеля мы также встречаем упоминание об этом факте. Аристотель писал, что по мнению Фалеса душа представляет собой движущую силу и также приводил в пример слова философа о том, что магнит имеет душу в силу того, что он способен двигать железо.

Многие современные ученые полагают, что в качестве этого источника знаний Аристотеля о Фалесе необходимо рассматривать труды Гиппия, философа пятого века до н. э. В силу того, что Гиппия и Фалеса разделяли почти полтора века, сложно судить о том, действительно ли точку зрения второго отстаивал первый. Тем не менее, Гиппий от лица Фалеса высказал следующие предположения:

– Если что либо обладает «мотором» (движущей силой), то у него есть душа,

– Магниты и куски янтаря обладают движущей силой.

– Магниты и куски янтаря имеют душу.

Разное

Согласно некоторым данным, Фалес принимал участие в Панэллинских играх и даже дважды их выигрывал. Возможно, его победы были в области ораторского искусства.

Фалесу приписывают изобретение или первое в Греции использование дальномера, позволяющего определять расстояние от точки наблюдения до различных объектов. Естественно, что такого рода изобретение оказалось крайне полезным, позволяя узнавать, насколько далеко находятся вражеские войска или торговые суда.

Фалесу (а также зачастую Филону) приписывают изречение γνῶθι σεαυτόν (gnõthi seautón) – «познай самого себя».

Платон однажды описал историю, которую ему рассказал Сократ. По легенде Фалес часто смотрел на небесные тела и в один день засмотрелся настолько сильно, что упал в колодец. Согласно некоторым версиям эта история стала причиной насмешек над философом, который, задумываясь о высоком, не видел, что у него под ногами. Впрочем, Аристотель и Плиний указали, что этот эпизод из жизни философа стал значительным этапом в развитии как теорий самого Фалеса, так и развития науки.

Оказавшись в колодце Фалес, увидел небо словно через подзорную трубу, более того, лишенный яркого сияния солнца, он смог увидеть звезды, ранее невидимые днем. Хотя звезды являются такими же яркими днем, как и в ночное время, из-за солнечного света человек не может их рассмотреть, что становится очевидным при солнечном затмении, или когда звезда находит свое отражение в очень глубоком колодце. Как бы то ни было, кажущийся забавным факт падения в колодец привел к тому, что Фалес открыл совершенно новые возможности для исследования небесных тел. Возможно, что именно после этого он и сделал приписываемое ему открытие созвездия Малой Медведицы.

Сочинения

К нашему времени не сохранилось ни одного сочинения Фалеса. В связи с этим невозможно сказать – записывал ли свои труды Фалес или ограничивался устными речами. Основная информация о Фалесе известна из «вторых рук», прежде всего из работ Аристотеля и Диогена Лаэртского.

Так, Диген указывает на то, что многими отмечается тот факт, что Фалес не оставил после себя ни одного сочинения, а приписываемая ему книга «Морская астрономия» была на самом деле написана Фоком Самосским. Тем не менее, чаще всего Фалесу приписывают авторство двух работ: «О поворотах солнца» и «О равноденствии». Естественно, что авторство этих книг находится под большим вопросом.

Высказывания

Блаженство тела состоит в здоровье, блаженство ума – в знании

Более всего пространство, ибо оно вмещает все

Быстрее всего – мысль, ибо она бежит без остановки

Ищи одну мудрость, выбирай одно благо…

Какие взносы сделаешь родителям, такие взымай с детей. (Другая формулировка – Дети ваши будут обходиться с вами так же, как вы обходитесь со своими родителями)

Какую невидаль довелось увидеть? Тирана, дожившего до старости

Многословие не означает мудрость

Может ли человек тайком от богов совершить беззаконие? – Не только совершить, но и замыслить не может

Мудрее всего время, ибо оно обнаруживает (раскрывает) все

Не красуйся наружностью, будь прекрасен делами

Не наживай богатства нечестным путем

О друзьях должно помнить не только в их присутствии, но и в их отсутствии

Прекраснее всего космос, ибо он творение бога

Сильнее всего – необходимость, ибо она одолевает всех

Старше всех вещей бог, ибо он не рожден

Что есть божество? – То, у чего нет ни начала ни конца

Что легко? – Наставлять другого

Что самое общее для всех? – Надежда; ибо если у кого более ничего нет, то она есть

Что трудно? Узнать себя

Интересный факт

В рассказе Рекса Стаута «Смерть Докси» о похождениях сыщика Ниро Вульфа преступник-математик использовал псевдоним Милтон Фалес (Milton Thales), что является прямой отсылкой к Фалесу из Милета (Thales of Miletus).

Обобщение:

Философ – Фалес

Годы жизни – ок. 625 до н. э. – ок. 546 до н. э.

Философская школа/направление – Милетская

Оказал влияние на Анаксимандра, Анаксимена

Основная идея – Вода как первоначало

Достижения в областях:

Астрономия – Изучение движения планет и их размера, изобретение календаря

Политика – Военный инженер при войске Креза, теория об объединении полисов

Геометрия – Теорема Фалеса и прочие математические теоремы, применение знаний на практике

Космогония – Теория сотворения мира, модель вселенной

Прочее – Успехи в деловых вопросах, ораторском искусстве, изобретательстве

Источник: kartaslov.ru


Categories: Философия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.