Великий русский философ Федоров Николай Федорович был известен, как «московский Сократ». Он – создатель нового взгляда на эволюцию человечества, как на активный процесс, производимый самими людьми. Из-за привязки учения Николая Федоровича к христианской модели мироздания, большая часть его работ не получала широкой огласки в советский период. Но, благодаря ученикам философа, сохранившим его труды, у современных ученых есть возможность ознакомиться с полным собранием сочинений, и развивать отрасль науки, появившийся на базе его идей: космонавтике.

Особенности русского космизма

фото 781

Космизм – направление в философии, основанное на представлении о Космосе как жилом пространстве, и человеке как «гражданине Мира». Русский космизм противопоставляется западному космизму, основанному на индивидуализме. Федоров предложил новый метод мышления: некоторую часть знаний человек получает непроизвольно, в процессе выживания с другими людьми. Преодоление проблем сообща – важная жизненная задача, решение которой способствует появлению всеобщего братства.


Становление русского космизма началось с идей Николая Федоровича о воскресении предков и заселении Космоса. Продолжателем дела Федорова стал Циолковский – основоположник современной космонавтики. Ему принадлежат все расчеты и уравнения движения ракет, изобретение двухступенчатой ракеты. Он предлагал освоение Космоса с целью его заселения. Предполагалось, что люди будут жить на орбитальных станциях и иметь возможность свободно перемещаться во Вселенной.

Направления русского космизма:

  1. естественнонаучный;
  2. религиозно-философский;
  3. ноосферный;
  4. художественно-поэтический;
  5. эзотерический.

Не смотря на разницу подходов, русский космизм – целостное социокультурное явление. Он направлен на восприятие человека как органической части Космоса, активного участника процесса развития Вселенной, наделенного способностью изменить мироздание.

Основные факты биографии

Федоров Николай Федорович не был сторонником публичности: он не любил массовые собрания и запрещал рисовать его портреты. Большая часть работ Федорова и ключевые моменты биографии сохранились благодаря записям его учеников, к которым философ относился, как к родным детям.

Сведения о семье ученого скудны. Установлено, что он родился 26 мая 1829 г. в селе Ключи Тамбовской губернии. Будучи незаконнорожденным сыном князя Андрея Гагарина, Федоров не имел права носить фамилию отца, претендовать на наследство. Но князь любил своего сына и поручил брату, Константину Гагарину, позаботится о нем.


Константин оплатил племяннику учебу в лицее Ришелье – престижном учебном заведении, программа которого не уступала программе университета. Завершить образование Николаю Федоровичу не удалось – его дядя умер, а рассчитывать на государственную субсидию он не мог. Но даже трех лет в лицее было достаточно, чтобы получить необходимый багаж знаний для дальнейшего развития будущего ученого.

В 1854 г. Федоров, получив аттестат педагога, вернулся домой и стал преподавать географию. Он работал в уездных училищах и давал частные уроки детям московской знати. В 1869 г. он переехал в Москву и стал работать помощником библиотекаря, где познакомился с Константином Циолковским. Со временем, среди учеников Федорова появились студенты московских университетов, а сам он занялся написанием своих первых научных трудов.

Основные произведения Федорова:

  • «Философия общего дела». Сборник сочинений, в которых подробно изложены идеи Федорова о космизме;
  • «Авторское право и авторская обязанность или долг». В этом произведении оспаривается концепция авторского права, и предлагается свободное распространение информации.
  • «Не эгоизм, не альтруизм, а родство». Размышления философа о необходимости объединения людей на равноправных условиях.

Всего им было написано более 100 работ, часть из которых утрачена. Возродившийся в конце ХХ века интерес к идеям мыслителя позволил сохранить его творчество, и популяризовать его среди представителей научного сообщества и интеллигенции.

Что такое космизм

Николай Федорович – основатель модели развития общества, в котором будут возможны путешествия в Космос, и его колонизация. Если человечеству удастся воплотить истинный смысл христианства – воскрешение предков, миллионам людей не хватит места одной на планете, поэтому изучение космического пространства – естественная необходимость.

Господь создал Вселенную в виде безграничного пространства, только планета Земля, его мизерная часть, населена людьми. Все остальные небесные тела должны будут заполнить воскрешенные люди – все умершие, начиная от первобытных общин, до настоящего времени. После воскрешения, люди из других эпох будут изучать науки, усваивать новую культуру и присоединятся к освоению Космоса. Таким образом, воплотится замысел Бога о вечной жизни.

По мнению Федорова – философствование без действия приводит науку в упадок, и, постепенно, вместо пользы начинает приносить человечеству вред. Теоретические знания обязательно должны подкрепляться практикой, и первое, о чем должны позаботиться люди на пути к вечной жизни – создание и принятие новой этики.

Этика для нового мира

Человеку необходима идея (этика), которая станет определять его стремления и жизненные принципы.


лософствование Федорова о новой этике основывалось на христианском учении о Триединстве. Бог един в трех лицах, и его разные ипостаси могут существовать как одна, несмотря на их различия. Люди, следуя Божьему завету, должны преодолеть вражду, основанную на индивидуальных различиях, и научится жить в мире. Федоров был очень набожным человеком, регулярно посещал церковь. Он полагал, что развитие науки невозможно без духовности и моральных норм, предлагаемых христианством.

Для преодоления вражды человечеству нужен повод, объединяющий разные социальные группы. Основная идея, вокруг которой могло бы сплотиться человечество – забота об экологии. Федоров предполагал, что изучение законов природы поможет людям отказаться от искусственных разграничений: разделения единой планеты на государства, враждующие друг с другом. Забота о природе одинаково важна для людей любых национальностей, политических взглядов и уровня образования.

Теория о воскрешении мертвых

Николай Федорович был убежденным сторонником симбиоза науки и религии. Его модель развития общества строится на объединении людей разных рас и национальностей для преодоления всеобщих человеческих проблем: болезней, голода, природных катаклизмов.

Главная человеческая проблема – смертность. Федоров утверждал, что смерть – зло, и должна быть побеждена. Каждый человек, появляясь на свет после смерти своих предков – преступник, и обязан искупить свое право на жизнь, способствуя воскрешению всех умерших.


Воскрешение – процесс, основанный на законах физики. Каждый предмет во Вселенной состоит из атомов, которые связаны между собой энергиями притяжения и отталкивания. Ученые должны найти способ, как с помощью этих энергий воссоздать тела умерших из биологического материала, оставшегося после смерти, и оживить их. Людей можно воссоздать, собрав воедино энергию молекул и атомов, из которых они состояли. Ученый полагал, что есть и другие способы воскрешения. Обнаружение такого способа приведет человечество к истинному бессмертию.

По мнению философа, рай должен быть создан на Земле. Пока он воспринимается, как некое эфемерное пространство, где обитают души праведников, человечество допускает существование пороков (грехов). Если отказаться от этой концепции, и попытаться искоренить в человеке стремление к зависти, ненависти, гордыне и другим грехам, это даст возможность создать землю обетованную – описанное в Библии благословенное место, где люди и животные живут в мире и согласии.

Межполовые отношения: отношение Федорова к семье и браку

У Федорова был свой взгляд на особенности взаимоотношений мужчин и женщин. Он полагал, что в современном мире царит культ женщины и стремление к плотским отношениям, лишенным эмоциональной привязанности между партнерами.

фото 782


Философский подход мыслителя к супружеским отношениям предполагал, что основой брака должно стать Божественное Триединство. Так же, как Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Святой Дух являют собой единое существо, в котором сплотились три индивидуальные ипостаси, так и союз мужчины и женщины должен стать единением двух полноправных личностей, уважающих и поддерживающих друг друга. В браке не должно быть абсолютного альтруизма или абсолютного эгоизма.

Семья должна основываться на принципах:

  • доверия;
  • открытости;
  • уважения;
  • сочувствия;
  • понимания.

Деторождение – цель создания семьи. В браке не должно быть похоти, но должно быть стремление к отцетворению – созданию людей, которые будут населять новые миры. Человек не должен стремиться к продолжению рода, как способу избежать свой собственной смерти, и передавать страх смерти последующему поколению. Победить смертность ему поможет любовь к предкам и переход в эру воссоздания – воскрешения умерших.

Первый путь развития человечества

Монументальный труд Николая Федоровича позволил ему составить свою концепцию развития человечества. Первый возможный путь развития – путь эволюции. Ученые всего мира объединят свои усилия, и будут работать над воскрешением, постепенно воссоздавая человеческий генофонд.

Промышленность сократит отрасли, производящие товары, у которых нет целевого назначения. Основные активы производства перейдут в сельскую местность, большинство людей откажутся от урбанизации. Городская среда способствует развитию у человека потребительского отношения к жизни и паразитизму. Она делает людей ущербными и несчастными, лишает естественной потребности в развитии.


Вооруженные силы больше не будут задействованы в военных конфликтах. Их новой задачей станет защита человечества от стихийных бедствий, и устранение их последствий. Возникновение войны в этом варианте будущего невозможно – она станет пережитком. Человечество сфокусируется на развитии, образование будет обязательным для всех людей – без этого невозможно претворить в жизнь план воскрешения.

Во главе государств будут не президенты, а монархи. Но их форма управления будет демократичной, направленной на повышение качества уровня жизни населения. Монарх будет исполнителем воли Бога на Земле.

Второй путь развития человечества

Мыслитель предполагал и другой вариант развития человечества. Вместо воскрешения умерших и всеобщего развития человечество придет к Страшному Суду.

Федорову удалось нарисовать правдоподобную картину будущего, несмотря на то, что он жил и творил в XIX веке, и не мог ничего знать о научно-техническом прогрессе. К Страшному суду человечество придет в результате отхода от Бога, утраты веры в него, как в Высшую Сущность. Люди постепенно потеряют способность к любви и заботе друг о друге. Гипертрофированное чувство самосохранения и ложное чувство опасности приведет человечество к развитию отраслей науки, губительных для его здоровья.


фото 783

Животные и растения, признанные опасными, будут истреблены. Из-за избыточного производства большая часть природных ресурсов будет безвозвратно уничтожена, продукты питания будут синтезироваться искусственно. Это приведет к возникновению новых форм заболеваний, которые невозможно будет вылечить.

Человечество откажется от развития технологий, перестанет выпускать летательные аппараты. Основной отраслью, на развитие которой будет тратиться большая часть средств, станет военная. Люди начнут истреблять друг друга, и наступит День гнева.

Брак потеряет свою изначальную значимость. Люди откажутся от концепции семьи и необходимости продолжать род. Постепенно, все больше людей будут сознательно отказываться от деторождения, и вступать в противоестественные отношения. Страшный Суд – результат победы человеческих инстинктов над здравым смыслом.

Источник: mystroimmir.ru

Одним из наиболее оригинальных направлений в русской философской мысли конца XIX — начала XX веков является космическая философия или, как чаше ее именуют, русский космизм — учение о неразрывном единстве человека, Земли и космоса, о космической природе человека и о его безграничных возможностях по освоению космоса.


Основной возникновения совершенно оригинального учения в философии – русского космизма (русской космической философии) послужили следующие факторы.

1. Философские источники — диалектические идеи развития и всеобщей взаимосвязи явлений материального и духовного мира, разрабатываемые философией в ходе всего ее исторического развития.

2. Религиозные источники — в нравственных постулатах христианства. Многие из представителей космизма были религиозными мыслителями, например, Н. Федоров, Вл. Соловьёв, П. Флоренский. Христианская идея о братстве всех живущих людей, независимо от их национальных, религиозных и иных различий, о единстве человека и Бога, дают изначальную установку и о единстве всего сущего — земного и небесного миров. Этот постулат лежит в основе русского космизма. Кроме того, религиозное влияние на русский космизм явственно проглядывает и через христианское учение о воскрешении людей. Это наглядно видно в концепции «патрофикации (воскрешения) отцов» Н. Федорова. А попытка ее реализации неизбежно связана с идей единства земного и небесного миров.

3. Естественно-научные предпосылки заключаются в том, что в учении русского космизма помощь человечеству в единении с космосом в немалой степени оказывается благодаря опоре на человеческий разум, на науку, технику.

Бурное развитие науки и естествознания во второй половине XIX в., новые великие открытия в самых различных отраслях знания (в том числе в физике, химии, биологии, астрономии) наталкивали сторонников космизма на гениальные догадки, опирающихся на науку как на практическое средство достижения благородных целей.


к, уже в середине XIX в. для разгона облаков и вызывания дождя были использованы мушки. Невиданные ранее достижения техники позволили Н. Ф. Федорову рассчитывать, что будущая наука быстро пойдет еще дальше. В ближайшем будущем она сможет помочь человечеству в его грандиозных идеях, например, в освоении космического пространства, в продлении человеческой жизни, а затем и достижения бессмертия. Именно прогресс мировой науки и техники помог К.Э. Циолковскому осознанно разрабатывать идеи о способах перемещения человека в космическом пространстве.

4. Исторические корни русского космизма имеют самое непосредственное отношение к России, к национальным особенностям русского народа. Один из основных постулатов русского космизма – идея единства людей, всего человечества. Тысячелетняя Россия, огромная страна (своего рода земной космос), всей историей своего развития и географического расположения обеспечивала и укрепляла в сознании людей необходимость территориального, а, главное, духовного единства. Идея русской «соборности», единения, присущая русским, традиционная сельская община есть тот исторический фундамент, на котором возник и развивался русский космизм.

Проблематикой русского космизма активно занимались многие отечественные мыслители, такие, как Н. Федоров, Вл. Соловьёв, Н. Умов, К. Циолковский, П. Флоренский, В. Вернадский, А. Чижевский и

По праву «отцом русского космизма» считается Николай Федорович Федоров (1828-1903).

Учение Федорова, именуемое им как «философия общего дела», концентрируется вокруг главной для него идеи — победы над смертью: достижение человеческого бессмертия и воскрешение всех прежних поколений («патрофикация отцов»).

Величайшей несправедливостью он считал ограничение жизни определенным временем. По мысли Федорова, главной целью деятельности человечества должна стать борьба за человеческое бессмертие. Причем за бессмертие не личное и не для избранных, а для всего человеческого рода, в том числе для давно умерших предков «отцов». Он полагал нравственным долгом потомков вернуть жизнь тем поколениям, на плечах которых они стоят.

Для осуществления грандиозной идеи достижения бессмертия необходимо осуществить ряд конкретных задач. Первое — изменить небратское, «неродственное» отношение людей друг к другу. В реальном мире в отношениях живых людей обычно царит холодная отчужденность.

Человечество для этого мыслителя единый род, который по самой своей первоначальной сути объединяет и современников, и уже давно ушедшие поколения «отцов», (предков). И поэтому «общее дело», борьба всех против смерти, может и должно объединить всех людей и помочь ликвидировать небратские отношения.

В реализации своей мечты Федоров в духе славянофилов возлагал большие надежды на Россию. «Только Россия, — писал Н. Федоров, — как по своему географическому положению, так и по своим физическим особенностям, может стать исходным пунктом «общего дела».

Огромная роль в реализации «философии общего дела» принадлежит науке. Задача: сначала максимально продлить жизнь человека, а затем сделать его организм бессмертным. Затем наука поможет воскресить всех людей, когда-либо живших, причем не в мистически-духовном, а в телесном виде.

Н.Федоров стремится навести мост, соединяющий науку и религию. Для него наука — это в первую очередь мощное такого научного развития, когда человек сможет безгранично «подобно Богу» управлять природой (причем не только внешней, но и своей собственной). Религия, с точки зрения Федорова, дает науке цель — воскрешение и бессмертие, а также нравственное осознание сыновнего долга (в деле воскрешения всех предков, «отцов»).

Другая задача науки — обеспечить человека и все воскресшие предшествующие поколения местом для существования (путем освоения космоса и переселения на другие планеты. Вот она взаимосвязь человека и космоса!

Своеобразие Федоровской идеи заключается в том, что само воскрешение достигается в первую очередь не благодаря Богу, а при помощи науки и техники, то есть усилиями самого человека. Именно поэтому Федоров различает религиозное понятие «воскресение» и естественно-научное «воскрешение».

Божественная благодать является здесь хотя и важным, но все-таки вспомогательным средством. Именно поэтому, принимая саму идею воскрешения, многие русские религиозные мыслители критически отнеслись именно к принижению роли божественного влияния (Вл. Соловьев, Е. Трубецкой, П. Флоренский).

Федоров настаивал на необходимости сознательного управления эволюцией природы. Человечество должно перед собой поставить задачу переделать природу согласно нравственным нормам, установить господство над природой. Покорив ее, человечество будет в состоянии победить смерть и обеспечить братство всех людей и народов.

Н. Федоров стремится навести мост, соединяющий науку и ре

Н.Ф. Федоров мыслил глобально. Наука должна не только помочь воскресить всех умерших и дать бессмертие будущему человечеству. Необходимо также обеспечить его местом для нормального существования. Мыслитель решает эту задачу с помощью освоения космоса. Для этого нужно переселить людей на другие планеты для освоения новых «мест обитания».

И здесь открывается достойная новая задача для науки — помочь людям овладеть космосом. Об этом до Н.Ф. Федорова никто не говорил! Не К.Э. Циолковский, как полагают зачастую, а именно Н.Ф. Федоров первым заявил, что Земля не является границей для человека: «нужно считать Землю только исходным материалом, пунктом, а целое мироздание — поприщем нашей деятельности». Разумеется, для достижения этой цели потребуется создать соответствующие технические средства, что позже было блестяще теоретически обосновано К.Э. Циолковским.

Русский мыслитель в своих дерзновенных мечтах предлагал свой вариант решения вопроса о способе перемещения человека в космосе. Для этого необходимо освоить электромагнитную энергию земного шара. Это позволит регулировать его движение в пространстве и превратит Землю в космический корабль («земноход» — для полетов в космос).

По дерзновенным замыслам ученого, в перспективе человек объединит все миры и станет «планетоводом». В этих путешествиях и последующем расселении людей на других планетах тесно проявится идея единства человека и космоса.

Философия Н. Федорова оказала сильное идейное влияние на творчество других представителей русского космизма, в том числе на таких выдающихся ученых-естествоиспытателей, как К. Циолковский, В. Вернадский, А. Чижевский.

Источник: studopedia.ru

«ФИЛОСОФИЯ ОБЩЕГО ДЕЛА» – название, закрепившееся за сводом сочинений Н.Ф. Федорова, подготовленных к печати его учениками В.А. Кожевниковым и Н.П. Петерсоном. Предложено Кожевниковым в 1904 г. В 1906–1913 гг. в свет вышли два первых тома. Редакционная и составительская работа над третьим томом была оборвана смертью обоих издателей.

I том «Философии общего дела», изданный в 1906 г. в г. Верном тиражом 480 экземпляров с грифом «Не для продажи» и рассылавшийся издателями библиотекам и частным лицам, включил в себя основные работы Ф., дающие целостное представление об его учении. Книга открывалась главным сочинением мыслителя «Вопрос о братстве, или родстве, о причинах небратского, неродственного, т. е. немирного, состояния мира и о средствах к восстановлению родства» (1878–1990-е гг.), изложенным в форме «Записки от неученых к ученым, духовным и светским, к верующим и неверующим» (I, 35) с призывом к единению в общем деле регуляции природы и воскрешения.

«Неученые» у Ф. – своеобразная философская категория, выражающая идеал коллективного чувствования, мышления и оценки в противоположность индивидуализированному философствованию (конкретное «я» Декарта). Самый жанр проникновенно «простодушного» обращения с самыми главными, больными вопросами, мучающими всех, и «ученых», и «неученых», определяет особый тон и слог автора. Ф. создает свою систему ключевых понятий идеального патриархального сознания: родственность – неродственность, несовершеннолетие – совершеннолетие, сын человеческий – блудные сыны и т.д. Важное место в работе занимают символические образы: «объективные», концентрирующие в себе характеристики несовершенного и порочного уклада мира (выставка, банкет, обращение кладбища в гульбище), и «проективные», возносящие к высшей сфере должного и чаемого (кремль, музей, школа-музей, школа-храм и т.д.). Примечательно, что Ф. одновременно излагает одни и те же идеи и в системе естественно-научной и нравственной аргументации, обращенной к неверующим, и на языке и в образах, внятных религиозному сознанию.

В 1 части «Вопроса о братстве…» ставится вопрос о разрыве мысли и дела, теоретического и практического разума, в чем Ф. видит глубинную слабость человечества, и о преодолении этого разрыва в общем деле познания и управления миром; вводится понятие проективности; дается критика позитивистской концепции прогресса. Центральное место во 2 части занимает проективное толкование догмата о Троице как образца для будущего бессмертного человеческого общежития и изложение представления о «культе предков» как основе религиозного чувства человека. 3 часть представляет историософскую систему Ф. В необычной оптике мыслителя все развитие человечества представляет собой воплощение, неосознанное или неузнаваемо искаженное, чувства смертности, одной идеи, одной потребности в возвращении утраченного, победе над смертью. Разворачивание исторической жизни народов подчинено этому господствующему импульсу к воскрешению, лежащему в самых глубинах коллективного бессознательного человечества. Всемирная история предстает в истолковании Ф. и как грандиозное развертывание восточно-западного вопроса, как борьба двух крайних принципов жизнеустроения: Восток – насильственное единство, деспотизм, приводящий к неразличимому слиянию, давящий личность; Запад – свобода личности, приводящая к ее атомизации, к постоянной розни и соперничеству. Россия, занимающая срединное положение между Западом и Востоком, открывает по мысли Ф., перспективу их мирного схождения, выдвигая в качестве основы человеческого устроения идею соборности, предлагая миру проект жизнетворческого, воскресительного дела. Наиболее важная для усвоения взглядов Ф. 4 часть развивает идеи регуляции природы, выхода в космос и управления космическими процессами, преображения несовершенного, смертного организма человека в совершенный и бессмертный («полноорганность»), намечает пути имманентного воскрешения, рисует образ «идеальной общины» всеобщего дела, основанной на психократии. Следовавшая за «Вопросом о братстве…» работа «Самодержавие» (1895–1897) представляла опыт историософии русского государства, на протяжении столетий осуществлявшего труд собирания, умиротворения земель и народов, давала проективно-символическое истолкование идеи царской власти (самодержец, «стоящий в отцов и праотца место», патриархальный глава державы, исповедующей родственно-нравственный принцип устроения, водитель своего народа на общее дело). Работа «Супраморализм» (1902) предлагала сжатое изложение учения «всеобщего дела» в виде «двенадцати пасхальных вопросов». В работе «Собор» (1880-е гг.) и примыкающих к ней статьях, посвященных проектам храмовой росписи, развивались взгляды Ф. на задачи священного, религиозного искусства, способного представлять в художественных образах высочайшие истины веры. В статье «Проект соединения церквей» (1892–1893) мыслитель выстраивал свой, активно-христианский вариант разрешения вопроса о соединении церквей, выдвигая в качестве главного критерия не столько примирение в догмате и обряде, сколько примирение в общем богочеловеческом деле, которое, в сущности, стало бы исполнением, осуществлением догмата. В работе «Разоружение» (1898), размышляя о путях, ведущих ко «всеобщему миру», Ф. писал о необходимости обратить «военное дело в исследование, в изучение природы», враждебно противостоящие друг другу армии – к действию на природные стихии, радикально сместив тем самым направление людской заботы и ненависти – пойти войной не на себе подобных, а на «слепой» ход умерщвляющей всех силы. В статье «Выставка 1889 года…» вскрывал суть фундаментального выбора неоязыческого, потребительского общества, заклинивающего человека в его несовершенной, смертной природе, разжигающего в нем животное начало, препятствующего дальнейшему развитию духа, осознанию человечеством своих эволюционных задач. Замыкали том статьи по библиотечному делу, представлявшие Ф. как философа книги, «служителя духа вечной памяти» (определение В.Н. Ильина), и работа «О значении обыденных церквей» (1893–1897), посвященная древнерусскому обычаю строительства однодневных храмов: согласное, братски-любовное соединение людей в благом, божеском деле, которое являло это строительство, философ противопоставлял западным теориям «преступной толпы». Во II томе «Философии общего дела» (М., 1913) статьи и заметки Ф. были разделены составителями на пять разделов. В раздел «Статьи религиозного содержания» вошли статьи на религиозные, евангельские темы и сюжеты. В раздел «Статьи философского содержания» были включены статьи о Канте, Гегеле, Шопенгауэре, немецких «философах чувства и веры», Ницше, славянофилах, Вл. Соловьеве. В этих статьях выразительно проявился проективный характер мышления Ф. Рассматривая другие философские системы в оптике собственного учения, он зачастую выстраивает своего рода «проект» их должного развития, радикально переосмысляя при этом традиционные философские категории. Замыкали раздел статьи по философии искусства, куда по ошибке была включена статья Н.П. Петерсона «Искусство, его смысл и значение». «Статьи о регуляции природы» углубляли и обогащали основную идею философии Ф. – необходимость «внесения в природу воли и разума», обращения ее «слепого хода» в «разумный», вытесняющего, смертного порядка бытия – в благой и бессмертный. В «Статьях об умиротворении» развивались темы статьи «Разоружение». В раздел «Статьи разного содержания» вошли статьи о Толстом, критикующие религиозно-нравственное учение писателя, а также статья «Музей, его смысл и назначение», посвященная одной из основных реалий федоровского проекта идеального общества. «Всенародный», «всенаучный» музей не просто хранит память о прошлом, об ушедших эпохах и людях, но и становится центром всеобщего познания и исследования, одушевленного нравственным, сердечным чувством, любовью к отцам и предкам.

В III том «Философии общего дела» предполагалось включить разнообразные материалы: философские, богословские, эстетические, литературно-критические статьи и заметки, статьи по проблемам отечествоведения, а также письма философа и воспоминания о нем Кожевникова и Петерсона. Большинство текстов было переписано составителями, часть – отредактирована. Но в целом работа над томом так и не была завершена. В 1920–1930-е гг. подборки материалов из III тома «Философии общего дела» печатались в эмигрантских изданиях («Путь», «Версты», «Евразия»), в 1970–1990-х – в российских журналах и сборниках. В настоящее время опубликованы в III–IV томах «Собрания сочинений» Н.Ф. Федорова (М., 1997, 1999).

А.Г. Гачева, С.Г. Семенова

Источник: nffedorov.ru

В доктрине «Философия общего дела» Федоров высказывал:

Федоров считал, что мало верить в Божественную силу спасения, нужно принимать участие в нем, тогда человек из помощника смерти, каковым есть теперь, превратится в оружие жизни. Со временем все умершие и живые должны достичь вершины в искусстве, морали и науке. Люди со временем будут расселены не только по Земле, а по всей Вселенной и будут добровольно трудиться, осознавая свои обязанности и нравственный долг. Благоустроят Вселенную и закончат ее создание.

Николая Федоровича Федорова считают основоположником философско-культурной течения космизма.

Космизм — это представление о космическом сверхъестественном назначении человека, необходимость существования и всестороннего гармоничного развития человечества для упорядочения и развития Вселенной. Космизм возник в Российской империи в начале XX века.

По мнению Николая Федоровича для человека наиболее ужасным является ограниченность жизни (во всех ее проявлениях) и времени на эту жизнь, т.е. смерть. Главной по доктрине для человечества должна стать борьба вечной жизни не только для себя, но и для всех живых и умерших, некогда живших на земле. Все человечество является единым родом, и каждый должен болеть за жизнь каждого живого или когда-то умершего, потому что все люди, все человечество является «родными» через родство с праотцами.

Задумываясь о морально-этических аспектах доктрины Николая Федоровича понимаешь, что главная ценностью для него — жизнь, а моральный аспект деятельности — «дело».

Думаю, реализация доктрины Николая Федоровича не представляется возможной, хотя человечество с каждым днем и приближается к решению глобальных проблем. Излечивая ранее неизлечимые заболевания, добилось значительного прогресса в лечении ВИЧ- СПИДа, значительно продлило срок жизни. Сейчас нет препятствий для налаживания совместной деятельности между людьми с разных континентов.

Современное общество осваивает Космос. Но весь этот прогресс человечества и каждого человека в отдельности не может сравниться с природой. Тысячи лет развития и миллионы ученых не могут преодолеть природу. На фоне лечения ранее неизлечимых болезней возникают уже новые устойчивые к лекарствам штаммы и уносят тысячи жизней. На фоне прогресса и увеличения комфорта человечество по-прежнему убивает себя самостоятельно и вредит природе. Стихийные бедствия уносят не менее, а может и более человеческих жизней, чем раньше.

Если общество когда-то и сможет разработать технологии для преодоления природы и смерти и рецепт вечной жизни, то со временем возникнет проблема перенаселения и человечество все равно себя с уничтожит.

Несмотря на то, что современное общество XXI века частично разделяет морально-этические взгляды, которые определяет Николай Федорович в своей доктрине «Философия общего дела», основной ценностью современного общества является человеческая жизнь и общество делает все возможное для продления жизни и улучшения ее качества. Но до вечной жизни еще очень и очень далеко.

Источник: moral.infotaste.com


Categories: Философия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.