Определение учения

фото 884

Онтология —это подраздел систематической философии о бытие, которая в общефилософской системе выступает в качестве одной из ее составляющих. Если рассматривать это направление, как раздел философии, то онтология занимается изучением фундаментальных основ устройства, истоков и характеристик мироздания.

Понятие онтология впервые введено Р. Гоклениусом (1613 г.) и одновременно И. Клаубергом, которые применил термин, как «онтософия» в виде эквивалентия к определению «метафизика» (1656 г.).

Позднее, понятие было рассмотрено и расширено в работах Хр. фон Вольфа («Первая метафизика, или Онтология», 1730 г.), где учение изучается в качестве фундаментальной части метафизики. В Европе 18 века работы Хр. Вольфа становятся популярными.

Однако, затем, К.Больф разделил понятия метафизики и онтологии. Эволюция бытия происходит двумя путями:

  1. Бытие, как неосязаемое, неощущаемое. Это закономерное явление, которое строится на универсальных закономерностях.
  2. Развитие бытия, как философской природы.

Переломный момент завершается Кантом, который провозглашает априорные типы чувственности, благодаря которым субъект может принимать бытие.

Онтология, гносеология, аксиология и антропология считаются основными разделами философии.

Как развивалась онотологическая мысль

Развитие философии обо всем сущем, делится на следующие периоды:

  1. Античность. Проблемы онтологического учения восходят к досократовскому времени. Огромный вклад в расширение онтологического знания внесен Платоном и Аристотелем. В это время проводится поиск истоков материального и идеального. Ответы ищутся в природе. Философы стараются отыскать первоначало.
  2. Средневековье. В средневековой онтологии внимание уделялось проблемам существования универсалий — неких абстрактных субстанций. В этот период познается сущность бытия Бога. Онтология используется для решения теологических вопросов.
  3. 16 век связан с появлением термина «онтология», который введен Я. Лорхардом. В 1606 году он опубликовал работу, где впервые было прописано слово «онтология». Затем Р. Гоклениус и И. Клауберг также используют этот термин в своих произведениях. Христиан фон Вольф закрепил употребления термина на практике. В этот временной интервал учение изучает методы научного знания.
  4. 20 век. В это время, проблемами онтологической философии занимались Н. Гартман, М. Хайдеггер и другие философы. Особое место в философии современности занимают онтологические вопросы сознания. В центре всего стоит проблема осознания человеческого существования в универсуме. В это время, изучается бытие с различных сторон, связанных с плюрализмом направлений.

фото 885

Онтологическая теория

Классическая философия рассматривает онтологическое учение, как совокупность общепринятых понятий бытия, которые характеризуют его к деятельности людей без прямого отношения к ним, к их познанию и образу мыслей. Онтология — своеобразная картина реальности, обозначающая место человека в мироздании, позицию различных видов деятельности и познания, назначение и границы конкретных наук. Таким образом, учение становится над философским и научным познаниями, являясь их обобщением и объединяя разнообразные интерпретации бытия в категорийной системе.

Ближе к середине 20 века, ясно выявляется ограниченность бытийного учения в традиционном понимании, которое претендует на объединение метафизических законов бытия, но ограничено к изучению новых областей реальности. Онтология не использует инструменты научной познавательной деятельности и пренебрегает обширным количеством форм человеческого опыта и схемами взаимоотношений индивидуумов.


Кризисное состояние классической онтологии раскрывает в учении отсутствие точного понимания источников мироздания из деятельности, взаимозависимости данных понятий от различных условий. Таким образом, встает вопрос: или философское направление отказывается от традиционной онтологии и затем базируется на развитии научных дисциплин (их методологии и картинах действительности), или строится онтологическое учение нового типа, который формируется на основе понятий бытия человека и проецирует человеческий опыт на мироздание.

Данная ситуация напрямую указала на то, что учение строится на предпосылках, оно зависит от обусловленных культурой форм общественного бытия. В связи с этим современная неоклассическая философия рассматривает онтологию, как раскрытие методов бытия с неопределенным статусом.

В области научных дисциплин, данное направление определяется, как система некой сферы объектных знаний, которая представляет собой концептуальную систему, состоящую из организованных данных из совокупности предметов, их классов и взаимосвязей.

В области методологического знания, онтологическое учение рассматривается, как основная форма отражения объективности в пределах определенной мысленной деятельности. Онтологическое представление порождается мыследеятельностью (знанием) о предмете, которое одновременно применяется в качестве самого предмета, независимо от мыслей о нем.


Таким образом, рассматривая онтология на основе той или иной мыследеятельности, как систематизированная и структурная целостность, она исполняет функцию реальности, проецируя мысленную деятельность на логику реальности. В связи с этим, все части мыследеятельности интерпретируются с точки зрения онтологии и рассматриваются объективно, находя и получая свою сущность. Методология конструирования онтологической картины получила названия онтологизации.

Сейчас, создано большое количество онтологических теорий, которые предлагают разнообразные модели деятельности. Такое многообразие форм учения связано с огромным количеством проблем познания — от постижения сущности познания до философии появления вещей, от осмысления структуры предметов до проведения анализа всего сущего, как объединение процессов.

Философско-правовая онтология

Сущность права нераздельно связана с пониманием философско-правовой онтологии. Обыденной жизни противопоставляется мир, как система нормативно-оценивающих определений, в подчинении которой находится человек. Индивидууму диктуются правила и предъявляются требования. Такая система подчиняет своим нормам, которые вносятся в жизненный круговорот человека (например, посещение школы). Здесь закреплены поведенческие нормы, отклоняясь от которых человек становится отщепенцем.

Философско-правовая онтология — метод систематизации и трактования общественной жизни и человеческого бытия.

Право и само бытие отличаются, поскольку правовое бытие предполагает исполнение конкретных обязательств. Человек обязан чтить общепринятые законы. Философско-правовая онтология специфична. Правовая реальность рассматривается как система, существующая в пределах человеческого существования. Оно включает в себя составляющие, которые выполняют конкретные функции. Это надстройка, включающая правовые структуры, отношения и сознание.

Фундаментальная онтология Хайдеггера


Мартин Хайдеггер занимался изучением человеческого бытия. В произведении «О сущности истины», философ описывает понятие свободы, как суть истинной реальности. Свобода не есть несвязность действий или возможность делать что-то. Свобода частично раскрывает сущее, как оно есть. В экзистентном понимании, объяснено само обнаружение, где есть простота простого. В этой форме бытия, человеку предоставлена основа существования, которая долго была необоснованна.

фото 886

Предмет учения о бытие

Бытие — центральный объект изучения в онтологической науке, который понимается, как полное объединение всех типов реальности.

Действительность по традиции рассматривается, как материя и делится на косвенную, живую и социальную.

Бытие, в качестве объекта мысленной деятельности, ставится в противоположность неосмысливаемому небытию. В феноменологической и экзистенциальной философии 20 века, все сущее ассоциируется с человеком, как существом, которое может мыслить и задаваться вопросами о сущем. Однако в метафизике рассматривается теологическая основа бытия. Человек в этом смысле волен в выборе.

Как рассматривается онтология в точных науках


В науках программирования, под онтологией понимается очевидное описание большого количества объектов, взаимосвязанных между собой (концептуализация). На формальном уровне онтология складывается из таких составляющих:

  • определений и понятий, обобщенных в таксономию — науку о принципах подразделения и систематизации сложных сущностей, соотносящихся по иерархиям;
  • их истолкования;
  • правил подведения итогов.

Виды онтологий

Онтологическое учение подразделяется на несколько видов:

  1. Мета-науки онтологии, которые рассматривают общие понятия, независящие от объектных сфер.
  2. Онтология предметной сферы — формализованное описание предметной сферы, применяемое, как правило, для уточнения понятий из мета-онтологии и/или определения общей терминологической базы объектной сферы.
  3. Онтология определенной задачи — учение, которое определяет общую базу терминов для конкретной задачи или проблемы.
  4. Сетевые онтологии зачастую применяются для рассмотрения итогов действий, которые выполняются объектами предметной сферы.

Антология в философии — сборник произведений от отдельных авторов, представляющий собой литературу определенного временного периода.

Модель онтологической науки

Онтология в философии предполагает поиск и применение связанных и зависимых между собой трех составляющих:

О=<X,R,F>, где:

  • Х — количество определений объектной сферы;
  • R — количество взаимоотношений между терминами;
  • F — количество функциональных особенностей интерпретации.

Обобщение некоторых моделей учения производится так, чтобы:

  • представлять большое количество концептов в форме схемы;
  • использовать достаточное множество R, содержащее как отношения в таксонометрии, так и отношения, которые отображают специфичные особенности определенной сферы, а также инструменты, позволяющие расширить множество R;
  • применять декларативные и процедурные интерпретации и отношения, в том числе определение новых понятий.

После этого, можно рассматривать модель расширяемой онтологии, которая представляет собой учение для создания пространств знаний в интернете. Одновременно с этим, эта модель не является полной, поскольку пассивна в определении процедурных интерпретаций и введении специализированных функций расширения учения.

Источник: mystroimmir.ru

1. Основной вопрос философии

Среди совокупности проблем, которые исследует та или иная отрасль знания, всегда можно выделить основные, базисные. Такой основной, базисной проблемой философии, от решения которой, в конечном счете, зависит решение всех других философских проблем, является вопрос об отношении мышления к бытию, духа к природе, сознания к материи. Оговоримся сразу, что понятия «бытие», «природа», «материя» в данном случае употребляются как синонимы, равны как и понятия «дух», «мышление», «сознание».


Данный вопрос имеет глубокие жизненные основания. Дело в том, что в существующем мире есть две группы, два класса явлений: явления материальные, т.е. существующие вне и независимо от сознания, и явления духовные, т.е. идеальные, существующие в сознании.

Основным в философии традиционно считается вопрос об отношении мышления к бытию, а бытия – к мышлению (сознанию). Термин «основной вопрос философии» ввел Ф. Энгельс в 1886 г. в работе «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии». Некоторые западные мыслители отрицают значимость основного вопроса фи­лософии, считают его надуманным, лишенным познавательного смысла и значения. В отечественной литературе также иногда высказывается предложение лишить этот вопрос ореола универсальности. Но ясно и другое. Невозможно игнорировать противоположность материального и идеального. Очевидно, что предмет мысли и мысль о предмете — это не одно и то же. Уже Платон отмечал тех, кто за первичное брал идею, и тех, кто за первичное принимал мир вещей.

Более четко этот вопрос сформулировал Ф. Шеллинг. Он говорил о соотношении объективного, действительного мира, ко­торый находится «по ту сторону сознания» и «идеального мира», находящегося «по эту сторону сознания»


Важность данного вопроса заключается в том, что от его достоверного разрешения зависит построение целостного знания об окружающем мире и месте человека в нем, а это и является главной задачей философии.

Материя и сознание (дух) – две неразрывные и в то же время противоположные характеристики бытия. В связи с этим существуют две стороны основного вопроса философии – онтологическая и гносеологическая.

Онтологическая (бытийная) сторона основного вопроса философии заключается в постановке и решении проблемы: что первично – материя или сознание?

Суть гносеологической (познавательной) стороны основного вопроса: познаваем или непознаваем ли мир, что первично в процессе познания?

В зависимости от онтологической и гносеологической стороны в философии выделяются основные направления — соответственно материализм и идеализм, а также эмпиризм и рационализм.

2. Онтологическая сторона основного вопроса философии

При рассмотрении онтологической (бытийной) стороны основного вопроса философии можно выделить такие направления, как:

— объективный идеализм

— субъективный идеализм

— материализм

— вульгарный материализм

— дуализм

— деизм

Материализм (так называемая «линия Демокрита») – направление в философии, сторонники которого считали, что в отношениях материи и сознания первичной является материя.


Следовательно:

— материя реально существует

— материя существует независимо от сознания (т. е. существует независимо от мыслящих существ и от того, мыслит о ней кто-либо или нет)

— материя является самостоятельной субстанцией – не нуждается в своем существовании ни в чем, кроме самой себя

— материя существует и развивается по своим внутренним законам

— сознание (дух) есть свойство (модус) высокоорганизованной материи отражать саамы себя (материю)

— сознание не является самостоятельной субстанцией, существующей наряду с материей

— сознание определяется материей (бытием).

К материалистическому направлению принадлежали такие философы как Демокрит, философы Милетской школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен), Эпикур, Бэкон, Локк, Спиноза, Дидро. И иные французские материалисты, Герцен, Чернышевский, Маркс, Энгельс, Ленин.

Достоинство материализма: опора на науку, в особенности на точные и естественные (физику, математику, химию и т. д.). Логическая доказуемость многих положений материалистов.

Слабая сторона материализма – недостаточное объяснение сущности сознания, наличие явлений окружающего мира, необъяснимых с точки зрения материалистов.

В материализме выделяется особое направление – вульгарный материализм. Его представители (Фохт, Молешотт) абсолютизируют роль материи, чрезмерно увлекаются исследованием материи с точки зрения физики, математики и химии, ее механической стороной, игнорируют само сознание как сущность и его возможность ответно влить на материю.

Материализм как господствующее направление философии был распространении в демократической Греции, эллинистических государствах, Англии периода буржуазной революции (XXII в.), Франции XVIII в., СССР и социалистических странах в XX в.

Идеализмлиния Платона») – направление философии, сторонники которого в отношениях материи и сознания первичным считали сознание (идею, дух).

В идеализме выделяют два самостоятельных направления:

— объективный идеализм (Платон, Лейбниц, Гегель и др.)

— субъективный идеализм (Беркли, Юм)

Основателем объективного идеализма считается Платон. Согласно концепции объективного идеализма:

— реально существует только идея

— идея первична

— вся окружающая действительность делится на «мир идей» и «мир вещей»

— «мир идей» (Эйдесов) изначально существует в Мировом Разуме (Божественном Замысле и т. д.)

— «мир вещей» — материальный мир не имеет самостоятельного существования и является воплощением «мира идей»

— каждая единичная вещь – воплощение идеи (Эйдеса) данной вещи. Например, лошадь – воплощение общей идеи лошади, дом – идеи дома, корабль – идеи корабля и т. д.

— большую роль в преобразовании «чистой идеи» в конкретную вещь играет Бог-Творец

— отдельные идеи («мир идей») объективно существуют независимо от нашего сознания.

В противоположность объективным идеалистам существуют субъективные идеалисты (Беркли, Юм и др.) считали, что:

— все существует только в сознании познающего субъекта (человека), идеи существуют в разуме человека

— образы (идеи) материальных вещей также существуют только в разуме человека через чувственные ощущения

— вне сознания отдельного человека ни материи, ни духа (идей) не существует.

Слабая черта идеализма: отсутствие достоверного (логического) Объяснения самого наличия «чистых идей» и превращения «чистой идеи» в конкретную вещь (механизма возникновения материи и идеи).

Идеализм как философское направление господствовал в платоновской Греции, средние века, в настоящее время широко распространён в США, Германии, других странах Западной Европы.

Наряду с полярными (конкурирующими) главными направлениями философии – материализмом и идеализмом – существуют промежуточные (компромиссные) течения – дуализм, деизм.

Дуализм как философское направление был основан Декартом. Суть дуализма заключается в том, что:

— существуют две независимые субстанции – материальная (обладающая свойством протяжения) и духовная (обладающая свойством мышления)

— все в мире производно (является модусом). Либо от одной, либо от другой указанных субстанций. (Материальные вещи – от материальной, иди – от духовной)

— в человеке соединяются одновременно две субстанции – и материальная и духовная

— материя и сознание (дух) – две противоположные и взаимосвязанные стороны единого бытия

— основного вопроса философии (что первично – материя или сознание) в действительности не существует, т. к. материя и сознание взаимодополняют друг друга и существуют всегда.

Деизм направление в философии. Сторонники которого (преимущественно французские просветители XVIII в.) признавали наличие Бога, которые, по их мнению, единожды сотворив мир, уже не участвует в его дальнейшем развитии и не влияет на жизнь и поступки людей. (Т. е. признавали Бога, практически не имеющего никакими «полномочий», который должен лишь служить нравственным символом). Деисты также считали материю одухотворенной и не противопоставляли материю и дух (сознание).

Источник: studfile.net

Общее понятие основного вопроса философии, его стороны.

Основным в философии традиционно считается вопрос об отношении мышления к бытию, а бытия – к мышлению (сознанию). Важность данного вопроса заключается в том, что от его достоверного разрешения зависит построение целостного знания об окружающем мире и месте человека в нем, а это и является главной задачей философии. Материя и сознание (дух) – две неразрывные и в то же время противоположные характеристики бытия. В связи этим существуют две стороны основного вопроса философии – онтологическая и гносеологическая.

Онтологическая (бытийная) сторона основного вопроса философии заключается в постановке и решении проблемы: что первично – материя или сознание?

Суть гносеологической (познавательной) стороны основного вопроса: познаваем или непознаваем ли мир, что первично в процессе познания?

В зависимости от онтологической и гносеологической сторон в философии выделяются основные направления – соответственно материализм и идеализм, а также эмпиризм и рационализм. При рассмотрении онтологической (бытийной) стороны основного вопроса философии можно выделить такие направления, как:

объективный идеализм;

субъективный идеализм;

материализм;

вульгарный материализм;

дуализм;

деизм;

гносеологической (познавательной) стороны:

гностицизм;

агностицизм;

эмпиризм (сенсуализм);

рационализм.

Онтологическую сторону основного вопроса философии представляют:

материализм;

идеализм;

дуализм.

Материализм(так называемая «линия Демокрита») – направление в философии, сторонники которого считали, в отношениях матери и сознания первичной является материя. Следовательно:

материя реально существует;

материя существует независимо от сознания (то есть существует независимо от мыслящих существ и от того, мыслит о ней кто-либо или нет);

материя является самостоятельной субстанцией – не нуждается в своем существовании ни в чем, кроме самой себя;

материя существует и различается по своим внутренним законам;

сознание (дух) есть свойство (модус) высокоорганизованной материи отражать саму себя (материю);

сознание не является самостоятельной субстанцией, существующей наряду с материей;

сознание определяется материей (бытием).

К материалистическому направлению принадлежали такие философы, как Демокрит; философы Милетской школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен); Эпикур; Бекон; Локк; Спиноза; Дидро и иные французские материалисты; Герцен; Чернышевский; Маркс; Энгельс; Ленин. Достоинство материализма – опора на науку, в особенности на точные и естественные (физику, математику, химию и т.д.), логическая доказуемость многих положений материалистов. Слабая сторона материализма – недостаточное объяснение сущности сознания, наличие явлений окружающего мира, необъяснимых с точки зрения материалистов. В материализме выделяется особое направление – вульгарный материализм. Его представители (Фохт, Молешотт) абсолютизируют роль материи, чрезмерно увлекаются исследованием материи с точки зрения физики, математики и химии, ее механической стороной, игнорируют само сознание как сущность и его возможность ответно влиять на материю. Материализм как господствующее направление философии был распространен в демократический Греции, эллинистических государствах, Англии периода буржуазной революции (XVII в.), Франции XVIII в., СССР и социалистических странах в ХХ в.

Идеализм («линия Платона»)– направление в философии, сторонники которого в отношениях материи и сознания первичным считали сознание (идею, дух).

В идеализме выделяются два самостоятельных направлениях:

объективный идеализм (Платон, Лейбниц, Гегель и др.);

субъективный идеализм (Беркли, Юм).

Основателем объективного идеализма считается Платон. Согласно концепции объективного идеализма:

реально существует только идея;

идея первична;

вся окружающая действительность делится на «мир идей» и «мир вещей»;

«мир идей» (эйдосов) изначально существует в Мировом Разуме (Божественном Замысле и т.д.);

«мир вещей» — материальный мир не имеет самостоятельного существования и является воплощением «мира идей»;

каждая единичная вещь – воплощение идеи (эйдоса) данной вещи (например, лошадь – воплощение общей идей лошади, дом – идеи дома, корабль – идеи корабля и т.д.);

большую роль в преобразовании «чистой идеи» в конкретную вещь играет Бог-Творец;

отдельные идеи («мир идей») объективно существуют независимо от нашего сознания.

В противоположность объективным идеалистам субъективные идеалисты (Беркли, Юм и др.) считали, что:

все существует только в сознании познающего субъекта (человека);

идеи существуют в разуме человека;

образы (идеи) материальных вещей также существуют только в разуме человека через чувственные ощущения;

вне сознания отдельного человека на материи, ни духа (идей) не существует.

Слабая черта идеализма – отсутствие достоверного (логического) объяснения самого наличия «чистых идей» и превращения «чистой идеи» в конкретную вещь (механизма возникновения материи и идеи). Идеализм как философское направление господствовал в платоновской Греции, средние века, в настоящее время широко распространен в США, Германии, других странах Западной Европы. Наряду с полярными (конкурирующими) главным направлениями философии – материализмом и идеализмом – существуют промежуточные (компромиссные) течения – дуализм, деизм.

Дуализмкак философское направление был основан Декартом. Суть дуализма заключается в том, что:

существуют две независимые субстанции – материальная (обладающая свойством протяжения) и духовная (обладающая свойством мышления);

все в мире производно (является модусом) либо от одной, либо от другой указанных субстанций 9материальные вещи – от материальной, идеи – от духовной);

в человеке соединяются одновременно две субстанции – и материальная, и духовная;

материя и сознание (дух) – две противоположные и взаимосвязанные стороны единого бытия;

основного вопроса философии (что первично – материя или сознание) в действительности не существует, так как материя и сознание взаимодополняют друг друга и существуют всегда.

Деизм – направление в философии, сторонники которого (преимущественно французские просветители XVIII в.) признавали наличие Бога, который, по их мнению, единожды сотворив мир, уже не участвует в его дальнейшем развитии и не влияет на жизнь и поступки людей (то есть признавали бога, практически не имеющего никаких «полномочий», который должен лишь служить нравственным символом). Деисты также считали материю одухотворенной и не противопоставляли материю и дух (сознание).

Источник: studopedia.ru


Categories: Философия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.