Суть задания Ответы
1. Назовите основные этапы в развитии русской философии, их специфику, представителей.  
2. В чем своеобразие русской религиозно-философской мысли первой половины XIX – нач. XX в.в., каковы ее основные черты.  
3. Выделите основных представителей русской философии конца XIX – нач. XX в.в.: а) тип философствования б) философская концепция в) основные категории, с помощью которых она сформулирована  

 

 

4.

Часть вторая. ОСНОВЫ ФИЛОСОФСКОГО ПОНИМАНИЯ МИРА

§ 1. ОНТОЛОГИЯ – УЧЕНИЕ О БЫТИЕ, О СУЩЕМ

Понятие об онтологии. Онтология – философская дисциплина, рассматривающая различные трактовки проблемы бытия.

рмин «онтология» происходит из слияния греческих слов ontos — сущее и logos — учение, понятие. Под понятием "бытие" в философии понимается максимально общая характеристика реальности как целого, то общее, что содержится во всех предметах, явлениях и артефактах мира, то, что объединяет их, позволяя нам сказать: этот мир. Таким образом, онтология рассматривает фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности и категории сущего. Сущее (сущность) – внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия. "Сущее" в онтологии постигается путем редукции (сокращения, "выведения за скобки" случайных характеристик предметов), позволяющей увидеть то общее, что есть в различных явлениях, осознать их глубинную взаимосвязь. Видимое и чувственно-постигаемое проявление сущего называется явлением. Увидеть за явлением сущее важнейшая задача философской онтологии. Категория бытия близка, но не совпадает с категорией существования. Существование есть одна из форм проявления бытия. Бытийствовать могут и несуществующие предметы или явления, если их физическое не-существование наделено особым смыслом. Так, "нуль" в математике выступает как несуществующая численная размерность, но является важным смысловым показателем, без которого немыслимы
Основные понятия: бытие, Бог, единое, единичное, общее, онтология, сущее, существование, феномен, экзистенция, эссенция, явление

современные математические вычисления. Такую же роль играет "нулевое окончание" в грамматике русского языка. С категорией бытия оказываются связанными категории общего, единого и единичного. Общее понимается как признак, сходный с признаками всех предметов фиксированного класса; закономерная форма связи вещей, процессов и явлений в составе целого. Единичное – признак предмета, находящийся в отношении несходства с признаками других предметов исследуемого класса. Восхождение от единичного ко всеобщему позволяет осознать единое, то, что объединяет предметы мира, свидетельствует о его единстве. Онтологическая проблематика строится как выявление общего в единичном, осознание единства реальности и человека в этой реальности. В соответствии с уровнями выделения общего бытие классифицируется на:

Физическое бытие мира, главными проявлениями которого являются пространство и время.

Биологическое бытие, главным проявление которого является феномен жизни.

Личностное бытие – совокупность внешних и внутренних характеристик человека как уникального проявления природы.

Социальное бытие — бытие человеческого общества.

Каждый из частных уровней бытия, обладая рядом особенностей, существует во взаимосвязи, давая основание для выделения бытия как такового – собственно, предмета онтологии.


Термин "онтология" впервые появился у Р. Гоклениуса ("Философский лексикон"). В качестве отдельной, самостоятельной философской категории и философской дисциплины онтология была разработана в философской системе Х.Вольфа.

Становление онтологической проблематики.Впервые онтологическая проблематика была обозначена еще в Древней Греции. В рамках элейской школы (Зенон, Парменид) истинным знанием, противопоставленным "мнению", считалось только знание о вечном, неизменном единстве, о самом бытии. Дальнейшую разработку учение о бытии получило в творчестве Платона. Бытие, по Платону, есть совокупность идей – умопостигаемых сущностей, отражением которых является многообразие вещественного мира. В онтологии Платона проводится грань между бытием (истинным и неизменным) и становлением, изменчивостью мира. Столь же резкую грань он проводит между бытием и "безначальным началом", основанием бытия ("единое" и "ум").

В эпоху средневековья античная онтология была приспособлена к решению теологических проблем. Онтологическое понятие абсолютного бытия отождествляется с богом. Разработанная последователями Платона концепция эманации (нисхождения бытия по иерархическим уровням) сближается у средневековых мыслителей с идеей "ангельской иерархии", являющейся посредником между Богом (истинным Бытием, эссенцией) и видимым миром (экзистенцией). В этот период разрабатывается подробная классификация бытия:


• субстанциональное бытие – Бог;

• акцидентальное бытие – мир человеческой жизни в его случайности и разнообразии;

• актуальное бытие – то, что реализовано Божьим промыслом;

• потенциальное бытие – будущее, предначертанное свыше, но уже существующее как божественная мысль.

В философии Нового времени онтологическая проблематика оттесняется гносеологической. Вслед за Р. Декартом и его "онтологическим аргументом" мыслители этой эпохи считали, что бытие тождественно (совпадает) с формами его познания. Тем самым акцент переносился из области вопроса: "Что такое бытие?", в область вопроса: "Как его изучать?".

Новый этап в разработке онтологической проблематики начинается с творчества И. Канта. По его мнению, тождественность форм бытия и познания не более, чем устойчивый миф. Мы не можем достоверно утверждать, что за рамками наших чувств лежит какая-то конкретная реальность ("истинная онтология"). Кант утверждает, что онтологию задает активный субъект (априорные категории нашего сознания). Он отбирает и конструирует "вещи" из данных органов чувств, тем самым создавая реальность.

В концепции Гегеля активный субъект выносится за рамки нашего мира (Мировой Дух). По логике Гегеля, основанием бытия является то, что еще более абстрактно (всеобще), чем само бытие. Таким, наиболее абстрактным уровнем в его концепции выступает нe-бытие (дух – есть ничто). Тем самым, бытие оказывается одной из форм саморазворачивания Мирового Духа (инобытие Мирового Духа). Само же бытие – не неизменное и статичное, как было в концепциях предшествующих мыслителей, а изменчивое, развивающееся, стремящееся к единой цели.


В период XIX — начала XX веков онтологическая проблематика занимает достаточно скромное место. Так, марксизм и волюнтаризм вообще отрицают ее самостоятельность, считая частью более общего вопроса (отношения бытия к сознанию, отношения воли к реальности и т.д.).

Лишь в феноменологической традиции (Э. Гуссерль, М. Хайдеггер) онтологическая проблема выходит на первый уровень. В ее рамках создается современная концепция онтологии (фундаментальная онтология").

Феноменологическая трактовка онтологии.Толчком для построения новой концепции онтологии явился переворот в естественных науках, изменивший наши представления о реальности. Если во все предшествующие столетия критерием истинности научных выводов неявно служил здравый смысл, то теперь ситуация изменилась. Положения теории относительности, квантовой механики и некоторых других теорий (генетика, социология знания и т.д.) очень слабо соотносились с повседневными представлениями. Они строились на том уровне абстракции, когда обыденное сознание начинает протестовать против данных науки. Возникал вопрос: каким образом можно согласовать данные науки и мой повседневный мир?, Что именно я изучаю: объективную реальность или собственное сознание с его жизненным опытом и психической организацией? Ответить на эти вопросы и попытались философы-феноменологи.


По их мнению, онтология не зависить о^психических и иных свойств познающего субъекта. Она организуется потоком феноменов. Под феноменом понималась простейшая сущность (единица Бытия). Сочетание этих сущностей, направленных на предмет (интенция), создает его. Этот поток феноменов и воспринимается нами как "вещный мир". Все, что лежит за его пределами, не может быть изучено и не имеет смысла. Уровень феноменов — предельно допустимый уровень рефлексии. Выявив и описав уровень феноменов, философия дает основание для позитивных наук, позволяет им провести действительное исследование, а не бесконечную рефлексию над основаниями собственной деятельности (эмпирическая физика — теоретическая физика — философские проблемы физики, философия науки и т.д. до бесконечности ).

Однако выходу на уровень феноменов препятствует наличие устойчивого (человеческого) здравого смысла и сложившейся системы объяснений (мифов). Они создают самостоятельный уровень реальности. Этот уровень М.Хайдеггер назвал Man — Бытие для Людей. Это Бытие создается "словами" Слова же, сливаясь друг с другом, заслоняют oif человека реальность. Его жизнь проходит не в мире реальных предметов и явлений, а в мире созданных человеком смыслов (неподлинных). На какое-то время эти смыслы способны удовлетворить людей.


наступает момент, когда реальность выходит за рамки человеческой интерпретации, Становится "чужой", "непонятной". Более того, человек, погруженный в мир человеческих смыслов, оказывается неспособным придумать что-то новое. Он продолжает действовать в рамках прежних концепций и моделей деятельности, живет в уже исчезнувшем мире. Для преодоления этой ситуации и построения подлинной онтологии, по мнению М.Хайдеггера, необходимо предпринять "феноменологическую расчистку", очистить предмет от "обиходной шелухи". В этот миг человек выходит на новый уровень Бытия —экзистенцию (здесь-бытие). Здесь-бытие — на мгновение раскрывающийся человеку подлинный смысл вещей и событий. Этот смысл, по Хайдеггеру, может быть понят двумя путями:

• последовательной философской рефлексией (феноменологической расчисткой);

• в особые периоды жизни на "границе Бытия" (в период личной и социальной катастрофы, болезни, экстаза и т.д.). Такие периоды М.Хайдеггер назвал "раскрывающими пространствами".

Но, если смысл здесь-бытия постигается нефилософским способом, то следующий уровень – Бытие (собственно бытие) осознается только в процессе философствования.

Бытие — это некоторая линия, разрывающая прошлое (уже не-бытие) и будущее (еще не-бытие). В каждый исторический период она отличается. В эпоху Средневековья Бытие — это все, что лежит между Грехопадением (прошлым) и Страшным Судом (будущим). Для Нового времени — это время до осуществления идеалов Прогресса (построения Царства Божьего на земле). Эту конкретную размерность Бытия Хайдеггер назвал — "посыл Бытия". Сегодня мы живем в мире, где вновь меняется Посыл бытия. Это заставляет людей вновь и вновь задумываться над реальностью, ее природой, над своим местом в этой реальности, над проблемой философской онтологии.


 

 

Источник: helpiks.org

Вопросы для самопроверки:

1. Раскройте роль античной философии в последующем развитии европейской культуры.

2. Охарактеризуйте гуманистический характер философии Возрождения.

3. Рассмотрите основную проблематику философии Нового времени.

4. Продумайте, какой вклад внесла философия 18-19 вв. в развитие мировой культуры.

5. Раскройте место марксизма в философии XX в.

6. Рассмотрите своеобразие и особенности русской идеалистической философии.

7. Какие черты характерны для неклассической философии XX в.?

 

Литература по теме:

 

1. Алексеев П.В. История философии: – Учебник. – М., Проспект, 2005.

2. Борисова Е.М., Джохадзе Н.И., Ивлев В.Ю., Смирнов Ю.Б. Философия. Ответственный редактор Борисова Е.М. / Московская финансово-промышленная академия. — М., 2004, тема 2.1-2.6.


3. Замалеев А. Курс истории русской философии, М, 1996.

4. Западная философия XX в., М., 1994.

5. История философии. Россия – Запад – Восток. Кн. 1-2. — М., 1995.

6. Крапивенский С. Общий курс философии. — Волгоград, 2004, разд.I.

7. Малявин С.Н. История русской социально-философской мысли. – М., 2003.

8. Матюхин А.В. Основы философии: учеб. пособие. — Московская финансово-промышленная академия, 2009.

9. Радугин А. Философия. Курс лекций. — М., 2004, темы 3-15.

10. Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 1-3. – СПб., 1997.

 

Практические задания:

 

Задание 1.

Установите соответствие между основными направлениями философии и представляющими их философами:

 

1) Материализм. 2) Идеализм. 3) Дуализм. 1) Эпикур, Ф. Бэкон, Л. Фейербах. 2) Ф. Аквинский, Д. Беркли, Г. Лейбниц. 3) Р. Декарт, И. Кант. 4) Платон, Демокрит, Ф. Ницше. 5) Н. Кузанский, Т. Гегель, И. Кант. 6) Ф. Бэкон, Д. Беркли, Р. Декарт.

Ответ: Материализм —Эпикур, Ф. Бэкон, Л. Фейербах.

        Идеализм — Ф. Аквинский, Д. Беркли, Г. Лейбниц

        Дуализм — Р. Декарт, И. Кант

Задание 2.

Установите соответствие между философскими школами античности и принадлежащими к ним философами:

 

1) Милетская школа. 2) Софистика. 3) Атомизм. 1) Фалес, Анаксимен. 2) Протагор, Горгий. 3) Демокрит, Эпикур. 4) Фалес, Платон. 5) Демокрит, Протагор.

Ответ: 1) Милетская школа —Фалес, Анаксимен

        2) Софистика —Протагор, Горгий

        3) Атомизм —Демокрит, Эпикур

Задание 3.

Установите соответствие между философскими традициями и методами исследования, к которым они тяготеют:

 

1) Эмпиризм. 2) Рационализм. 1) Индуктивный метод, эксперимент. 2) Математический метод, интеллектуальная интуиция, дедуктивный метод. 3) Индуктивный метод, вычислительный эксперимент. 4) Дедуктивный метод, религиозное откровение. 5) Компьютерное моделирование, эксперимент, математический метод.

Ответ: 1) Эмпиризм — Индуктивный метод, эксперимент

       2) Рационализм —Математический метод, интеллектуальная интуиция, дедуктивный метод

Задание 4.

Проанализируйте часть текста, посвященного английскому философу-эмпирику Ф. Бэкону (1561-1626). Внесите соответствующую определенному понятию букву под каждую цифру в таблице.

Единственно надежным источником познания, согласно Бэкону, является чувства, _______________(1) и то, что из них вытекает. В этой связи, философию Бэкона можно определить как эмпирическуюмпирия — опыт, опирающийся на ______________(2), а не изолированное чувственное восприятие). Бэкон считал, что эмпирический _________________(3) требует решительного освобождения человеческого разума от ложных представлений и предвзятых идей, которые он называет «идолами» или ________________(4). «Идолов», унаследованных от прошлого, возникших из особенностей человеческой природы или позиций устоявшихся _____________(5), он делит их на четыре вида:

«Идолы рода» — ложные представления о вещах, возникших из-за несовершенства органов человеческих чувств человека и ограниченности человеческого _____________(6);

«Идолы пещеры» — искаженные представления о действительности, связанные с индивидуальным воспитанием человека, его образованием, а также со слепым поклонением авторитетам;

«Идолы рынка» — ложные представления людей, порожденные неправильным употреблением слов (как обычно употребляются слова на рынках, площадях, в толпе);

«Идолы _________(7)» — искаженные представления людей, заимствованные ими из различных философских концепций и идей.

Своим учением об «идолах» Ф. Бэкон стремился очистить сознание людей от влияния схоластических представлений и разного рода заблуждений, создать тем самым условия для успешного развития и распространения научных знаний. В мире науки он видел и основное средство решения социальных проблем. Естественнонаучный подход Ф. Бэкона напрямую повлиял на становление в XIX в. философии позитивизма.

 

А) метод Д) «призраки»
Б) авторитеты Е) эксперимент
В) опыт Ж) разум
Г) театр  

 

1 2 3 4 5 6 7
             

 

Источник: studopedia.net

Древний Восток

фото 838

К учениям Древнего Востока относят школы, сформировавшиеся в Древнем Китае, Египте, Месопотамии, Индии. Появлению философской мысли способствовали особенности стран: их уровень развития экономической, социальной и политической сферы. Древние мыслители отходили от мистического понимания мира и постепенно вырабатывали рациональный взгляд на природу и людей.

Характерные черты философии Древнего Востока:

  • приближенность к предфилософии;
  • преемственность поколений, сохранение традиций;
  • естественно-научные знания вынесены за рамки философии;

Отсутствие упорядоченных философских систем не помешало народам Древнего Востока развивать науку и искусство. На территории Египта и Месопотамии были найдены первые рукописные труды. Возраст, сохранившихся архитектурных построек египтян, исчисляется тысячами лет, а открытия китайских и индийских врачевателей используются в современной медицине.

Античный период

Философия античного периода считается колыбелью науки, непосредственным началом зарождения философской мысли. Основной вопрос, которым задавались мыслители — принципы мироустройства. Они стремились понять законы природы, сущность человека и его место в мире. Вначале, философы в своих суждениях опирались на мифы: они наделяли явления природы чертами личности, а небесные светила считали божествами. Для раннего античного периода была характерна натурфилософия — восприятие мира как единой системы, части которой зависят друг от друга и развиваются параллельно.

Два ярчайших представителя античной эпохи: Демокрит и Платон. Они создали уникальные, противоречащие друг другу взгляды: материализм и идеализм. Демокрит за несколько веков до изобретения микроскопа смог предположить, что все вещества состоят из атомов — маленьких частиц, не видимых глазу. Платон придерживался иррационального подхода, пытаясь объяснить происхождение вещей с мистической точки зрения. Переломный момент в античной философии произошел в 5 веке до н. э., когда Сократ в центр философского познания поставил не природу, а человека.

Средневековье

В эпоху Средневековья, теология была неотъемлемо связана с философией. Философами считались религиозные деятели: богословы, пророки, учителя. Они занимались изучением и переводами религиозных текстов, проповедовали, укрепляли в странах Западной Европы христианство. Средневековье вошло в историю как период самого активного и безапелляционного насаждения религиозных догм. Церковь фактически управляла государством, ведя с несогласными жестокую борьбу. В философии не допускалось вольнодумия, от мыслителей требовали признания главенства веры над разумом.

Согласно представлениям христианства, Бог — творец мира: природы, Космоса и людей. Человек создан по образу Бога: помимо физического тела у него есть душа. Она живет вечно, а после смерти физического тела отправляется в Рай, к своему создателю. Но чтобы заслужить вечную жизнь в Раю, человек должен жить по заповедям, всегда между добром и злом выбирать добро. Души злых людей недостойны быть рядом с Богом, после смерти они попадают в Ад, где искупают свои грехи вечными страданиями.

Адаптированное христианское учение, преподававшееся в школах и университетах, называлось схоластикой. Она объединила в себе все религиозные тексты, с которым должен быть знаком человек, желавший заниматься наукой. Выдающийся философ Ф. Аквинский был первым мыслителем средневекового периода, попытавшимся соединить догматизм религии и развитие науки. Он считал, что познание не противоречит вере, если ученый руководствуется христианской моралью.

Эпоха Возрождения

Среди этапов философии, Возрождение (или Ренессанс) занимает особое место: это революционный период, освободивший науку от влияния религии. Главной проблемой философии становится человек: его происхождение, цель жизни, способы познания и творческие возможности. Человек приравнивается к Богу – будучи его творением, он сам может творить.

Особенности эпохи Возрождения:

  1. Культ искусства: наряду с учеными и политическими деятелями почитаются художники, поэты и драматурги.
  2. Повышенный интерес к красоте, в первую очередь, красоте человеческого тела.
  3. Переосмысление философии античности, частичный возврат к натурфилосфиии.
  4. Развитие общества: ориентация на человека и его потребности, зарождение гуманизма.

Знаменитые представители Ренессанса внесли огромный вклад в развитие мировой науки и культуры. Изобретения Леонардо да Винчи опережали время на столетия вперед, творения Шекспира, Данте, Микеланджело стали классикой литературы и живописи.

фото 839

Новое время

Для философии Нового времени, центром изучения остается человек и общество. Она придерживается гносеологического подхода: понимание мироустройства возможно благодаря познанию. Инструмент познания — логика, рациональное мышление.

Признаки философии Нового времени:

  • изучение методов познания, придание им первостепенной важности;
  • наукоцентризм — наука ставится выше всего остального, философия воспринимается как один из инструментов развития научного знания;
  • создание сводов законов — общественная жизнь претерпевает изменения, подчиняясь новым политическим, правовым, моральным нормам;
  • практический подход довлеет над теоретическим.

Философия Нового времени создала базу для развития научного подхода, применяемого в современной философии. Благодаря открытиям Канта, Локка, Гегеля, Ницше стали возможны фундаментальные изменения в социуме, появились предпосылки к техническому прогрессу.

Период развития классической философии

Для классической и постклассической школы характерен отказ от рационализма, как единственного способа познания. Мыслители отказались и от четкого разграничения концепций идеализма и материализма. Догматизм и опора философской мысли на авторитеты также отошли в прошлое.

Характерные черты классического периода:

  1. Множественность предметов изучения. Появляется много новых предметов изучения, и вследствие этого — новые направления философии.
  2. Плюрализм. Классическая философия поощряет появление разнообразных направлений, основанных на материалистической и идеалистической концепции. Среди мыслителей встречаются как рационалисты и атеисты, так и приверженцы интуитивного подхода. Ни одно из учений не наделяется особой значимостью, допустимы любые способы познания.
  3. Антропоцентризм. Главный предмет изучения — человек. Он рассматривается комплексно, мыслители стараются найти ответы на все, возникающие перед ними, вопросы: смысл жизни, кризис личности, роль человека в мировой истории.
  4. Толерантность. Представители школ, использующих диаметрально противоположные подходы, не вступают в открытую конфронтацию. Они стремятся к диалогу и поиску компромисса.

Большинство представителей классического периода — немецкие философы. Классическая немецкая философия сформировала основные постулаты, перешедшие в новейшую философию.

Новейшая философия

фото 840

Современная или новейшая философия начала свою историю с критического анализа немецкого идеализма, в частности, концепции Гегеля. Главные постулаты эпохи Просвещения и немецкого идеализма теперь воспринимаются как абстрактные понятия, не имеющие под собой рациональной основы. Чистый разум уступает место разуму зависимому, подверженному влиянию различных внешних обстоятельств.

Ведущие направления:

  • позитивизм;
  • марксизм;
  • иррационализм.

В 20 веке возникают новые направления: феноменология и аналитическая философия. Они становятся ведущими и определяют развитие учения и в 21 веке.

Источник: mystroimmir.ru

Дух, идея, сознание составляют первооснову всего сущего. Эти явления идеальные. Идеализм, несмотря на большую разнообразность, проявляется в двух основных формах:

    • объективный идеализм;
    • субъективный идеализм.

Объективный идеализм признает основой мира, его творящим и определяющим началом, «Мировой разум» («Мировой дух», «абсолютная идея»), который существует как объект, независимо от сознания человека. Это духовная сила, стоящая над миром. Материальный же мир – «мир вещей» есть иллюзорный мир, порождаемый на основе «мира идей». Классическим представителем объективного идеализма является немецкий философ Г. Гегель (1770-1831). В философской системе Гегеля основу мира, его первоначало составляет «абсолютная идея» — мировое мышление, существующее до природы. Абсолютная идея Гегеля нематериальна, вечна, существует независимо от человека вне пространства и времени, и только в процессе саморазвития идея из «ничто» воплощается в природный материальный мир; происходит «отчуждение» идеи.

Субъективный идеализм определяющим началом в мире признает сознание субъекта, его разум, волю. Свойства мира определяются особенностями человеческого сознания. Предметы, которые мы видим, осязаем, обоняем, не существуют независимо от наших чувственных восприятий и выступают как комбинации наших ощущений, представлений. По мнению представителей субъективного идеализма, единственное, в чем можно быть твердо убежденным – это в существовании человеческого сознания, сознания субъекта. Чтобы не делал человек, он не может выйти за пределы своих представлений, восприятий, идей. Поэтому говорить о существовании внешнего мира бессмысленно. Английский философ 18-го столетия, епископ Джордж Беркли (1685-1753), «Трактате о началах человеческого знания» писал: «Я вижу эту вишню, я осязаю ее, я пробую ее — она реальна. Устрани ощущения мягкости, влажности, красноты, терпкости и ты уничтожишь вишню… Вишня, я утверждаю, есть не что иное, как соединение чувственных впечатлений или представлений…». Далее Д. Беркли заключает: «Вещи… суть представления, а представления не могут существовать вне ума, их существование, поэтому состоит в том, что они воспринимаются». Таким образом, основной тезис Беркли: существовать значит быть воспринимаемым. То, что не воспринимается, не существует. Без субъекта нет объекта. Вне чувственных восприятий, вне ощущения человека ничего не существует. Вещь – это совокупность представлений, объединяемых единым мнением. Никакого материального источника эти ощущения не имеют. Уничтожьте эти ощущения, исчезает и вещь.

Идеализм как философское направление господствовал в пла­тоновской Греции, в средние века, в настоящее время широко рас­пространен в США, Германии, других странах Западной Европы.

Материалисты —  философы, которые за основу мира, его первоначало принимают материю. Первичность материи и вторичность сознания означает: что сознание не может существовать без материи; сознание является свойством высокоорганизованной материи; что сознание, его элементы по своему содержанию являются отражением материального мира в мозгу человека. Такому материалистическому решению основного вопроса философии соответствует материалистическая философия.

Материализм как господствующее направление философии был распространен в демократической Греции, Англии периода буржуазной революции (17 в.), Франции 18 в., СССР и социалистических странах в 20 в.

Источник: jurkom74.ru

Зарождение философии

Развитие философии началось практически одновременно в нескольких частях земного шара. В греческих средиземноморских колониях, Индии и Китае в VII-VI веках до нашей эры впервые началось формирование рационального философского мышления. Не исключено, что более древние цивилизации уже практиковали философское мышление, но никаких работ или доказательств, которые могли бы это подтвердить, не сохранилось.

Отдельные исследователи считают древнейшими образцами философии афоризмы и пословицы, сохранившиеся от цивилизаций Месопотамии и Древнего Египта. При этом считается несомненным влияние этих цивилизаций на греческую философию, на мировоззрение самых первых философов. Среди источников зарождения философии Арсений Николаевич Чанышев, занимавшийся этой проблемой, выделяет науку мифологию и «обобщение обыденного сознания».

Общим элементом развития и возникновения философии стало формирование философских школ. По схожей схеме происходило становление индийской и греческой философии, а вот развитие китайской сдерживалось из-за консервативного общественно-политического устройства общества. Изначально хорошо проработаны были только области политической философии и этики.

Причины

Развитие философии — это обобщение существующих типов человеческого мышления, которые отражают существующую действительность. До определенного момента реальных причин для ее возникновения не существовало. Впервые они начинают формироваться в первое столетие до нашей эры. Появляется целый комплекс причин, связанных с гносеологическими и социальными.

Рассказывая кратко о развитии философии, остановимся на каждой группе причин. Социальные проявляются:

  • в формировании подвижной социальной классовой структуры;
  • в появлении разделения физического и умственного труда, то есть впервые формируется класс людей, которые постоянно занимаются мыслительной деятельностью (аналог современной интеллигенции);
  • происходит территориальное социальное разделение на две части — город и село (в городе аккумулируется человеческий опыт и культура);
  • появляется политика, развиваются межгосударственные и государственные связи.

Есть три подтипа гносеологических причин:

  • появление науки, а именно: математики и геометрии, которые основаны на определении единого и всеобщего, обобщении действительности;
  • возникновение религии — это приводит к нахождению в ней единой божественной сущности и духовного сознания, в которых отражается вся окружающая действительность;
  • формируются противоречия между религией и наукой. Философия становится своеобразным посредником между ними, духовный триединый комплекс обслуживает формирование человечества — это религия, наука и философия.

Существует три особенности развитии философии. Изначально она возникает как плюралистическая, то есть идеализм, материализм, религиозная философия.

Затем она возникает в двух основных типах — рациональная и иррациональная. Рациональная опирается на теоретическую форму изложения, науку и социальную проблематику. В результате греческая философия стала духовным выражением всей западной культуры. Восточная иррациональная философия опирается на полухудожественную или художественную форму изложения и вселенскую проблематику, определяя человека как космическое существо. А вот с точки зрения греческой философии, человек — социальное существо.

Этапы развития философской мысли

Существует несколько этапов развития философии. Их краткую характеристику приведем в этой статье.

  1. Первый исторический этап развития философии — период ее становления, который пришелся на VII-V века до нашей эры. В этот период ученые стремятся осознать сущность мира, природы, устройства космоса, первопричины всего, что их окружает. Яркими представителями являются Гераклит, Анаксимен, Парменид.
  2. Классический период в истории развития философии — это IV век до нашей эры. Сократ, Аристотель, Платон и софисты осуществляют переход к изучению человеческой жизни и гуманитарной проблематике.
  3. Эллинистический период развития философии — III век до нашей эры — VI век нашей эры. В это время на первый план выходит индивидуальная этика стоиков и эпикурейцев.
  4. Философия Средневековья охватывает достаточно большой временной пласт — с II по XIV века. Именно в этот исторический этап развития философии появляются два основных источника. Это установки монотеистической религии и идеи античных мыслителей прошлого. Формируется принцип теоцентризма. Ученых преимущественно беспокоят вопросы о смысле жизни, душе, смерти. Принципом откровения становится божественная сущность, обнаружить которую удается только при помощи искренней веры. Философы массово толкуют священные книги, в которых ищут ответы на большинство вопросов мироздания. На этом этапе развитие философии это три стадии: анализ слова, патристика и схоластика, то есть максимально рациональное толкование различных религиозных идей.
  5. XIV-XVI века — философия эпохи Возрождения. В этот период развития философии мыслители возвращаются к идеям своих античных предшественников. Активно развивается алхимия, астрология и магия, которые в то время мало кто считает лженауками. Сама философия прочно связывается с новой космологией и развитием естествознания.
  6. XVII век — время расцвета новейшей европейской философии. Многие науки оформляются отдельно. Разрабатывается метод познания, основанный на чувственном опыте. Разуму удается очиститься от некритичного восприятия окружающей действительности. Это становится ключевым условием достоверного знания.
  7. Английская философия просвещения XVIII века занимает особое место в периодах развития философии. Просвещение появляется в Англии параллельно зарождению капитализма. Выделяются сразу несколько школ: юмизм, берклианство, концепция здравого смысла шотландской школы, деистический материализм, который подразумевает, что Бог после сотворения мира перестал принимать участие в его судьбе.
  8. Век Просвещения во Франции. В это время начинается становление и развитие философии, во время которого на первый план выходят идеи, ставшие идеологической основой будущей Великой Французской революции. Двумя главными лозунгами этого периода стали прогресс и разум, а его представителями Монтескье, Вольтер, Гольбах, Дидро, Ламетри, Гельвеций, Руссо.
  9. Немецкая классическая философия дает возможность анализировать разум в познании, достигать свободы. В представлении Фихте, Канта, Фейербаха, Гегеля, Шеллинга познание превращается в активный и самостоятельный творческий процесс.
  10. В 40-е годы XIX века происходит становление и развитие философии в направлении исторического и диалектического материализма. Его основателями становятся Маркс и Энгельс. Их главная заслуга состоит в открытии неосознаваемой мотивации человеческих действий, которое обусловлено материально-экономическими факторами. В этой ситуации социальными процессами движет экономическая необходимость, а борьба между классами обусловлена стремлением владеть конкретными материальными благами.
  11. Во второй половине XIX века развивается неклассическая философия. Она проявляется в двух крайних ориентациях: критическая проявляется в нигилизме по отношению к классической философии (яркие представители — Ницше, Кьеркегор, Бергсон, Шопенгауэр), а традиционалистская пропагандирует возврат к классическому наследию. В частности, речь идет о неокантианстве, неогегельянстве, неотомизме.
  12. В процессе развития философии Новейшего времени яркими проявлениями становятся ценностная окраска и антропологизм. Главный вопрос, который их беспокоит, — как придать смысл человеческому существованию. Они выступают за уход от рационализма, ставят под сомнение лозунг победы разума над косностью природы и несовершенством окружающего их общества.

В таком виде можно себе представить историческое развитие философии.

Развитие

Одно из первых понятий, которым заинтересовались философы, стало развитие. Современному представлению о нем предшествовали сразу две идеи развития в философии. Одна из них была платонической, которая определяла данное понятие как развертывание, которое позволяет проявлять возможности, заложенные в зародыше, с самого начала, исходя из имплицитного существования к эксплицитному. Вторая идея заключалась в механическом понятии развития как количественного увеличения и совершенствования всего сущего.

Уже в представлении о социальном развитии философии Гераклит изначально сформулировал положение, в котором подразумевал, что все одновременно существует и не существует, так как все постоянно изменяется, находится в непрерывном процессе исчезновения и возникновения.

К этому же разделу можно отнести идеи развития рискованным приключением разума, которые в XVIII веке излагал Кант. Многие области было просто невозможно представить как развивающиеся. К ним относится органическая природа, небесный мир. Кант применил данную идею, чтобы объяснить возникновение Солнечной системы.

Одной из главных проблем методологии истории и философии является исторической развитие. Его следует отличать от телеологической идеи прогресса, как и от естественнонаучного понятия эволюции.

Философия развития для человека стала одной из центральных тем.

Направления

Как только цивилизованный человек научился осознавать себя в окружающем мире, у него сразу появилась потребность теоретически определить систему отношений между универсумом и человеком. В связи с этим в истории этой науки существует несколько основных направлений развития философии. Два основных — это материализм и идеализм. Также существует несколько разнообразных течений и школ.

В основе такого направления развития философии, как материализм, лежит материальное начало. Сюда можно отнести воздух, природу, огонь, воду, алейрон, атом, непосредственно материю. В связи с этим человек понимается, как порождение материи, которая развивается максимально закономерно. Он атрибутивен и субстанциален, обладает уникальным собственным сознанием. В его основе лежат не духовные, а материальные явления. При этом бытие человека определяет его сознание, а образ жизни непосредственно влияет на его мышление.

Яркими представителями данного направления считаются Фейербах, Гераклит, Демокрит, Гоббс, Бэкон, Энгельс, Дидро.

В основе идеализма духовное начало. К нему относятся Бог, идея, дух, некая мировая воля. Идеалисты, среди которых стоит выделить Канта, Юма, Фихте, Беркли, Бердяева, Соловьева, Флоренского, определяют человека как порождение духовного начала, а не объективно существующего мира. Весь предметный мир в этом случае считается произведенными от объективного или субъективного. Сознание определенно осознает бытие, а образ жизни определяется мышлением человека.

Философские течения

Теперь разберем самые крупные и популярные из существующих философских течений. Рибо, Декарт, Липпс, Вундт относятся к дуалистам. Это устойчивое философское течение, в основе которого лежат два самостоятельных начала — одновременно и материальное, и духовное. Считается, что они существуют параллельно, одновременно и в то же время независимо друг от друга. Дух не зависит от тела и наоборот, мозг не считается субстратом сознания, а психика не зависит от нервных процессов в мозге.

Основной принцип диалектики заключается в том, что в человеке и универсуме все развивается по законам взаимодействия противоположностей, с переходом от качественных изменений к количественным, с поступательным движением от низшего к высшему. В диалектике как раз выделяют идеалистический подход (его представители Гегель и Платон), а также материалистический (Маркс и Гераклит).

Смысл метафизического течения состоит в том, что и в человеке, и в универсуме все либо устойчиво, статично и постоянно, либо все постоянно изменяется и течет. Такого взгляда на окружающую действительность придерживались Фейербах, Гольбах, Гоббс.

Эклектики предполагали, что в человеке и универсуме есть что-то изменчивое и постоянное, а есть абсолютное и относительное. Поэтому никогда ничего определенного о состоянии объекта сказать просто нельзя. Так считали Джеймс и Потамон.

Гностики признавали вероятность познания объективного мира, а также способность сознания человека адекватно отражать окружающий его мир. К ним относились Демокрит, Платон, Дидро, Бэкон, Маркс, Гегель.

Агностики Кант, Юм, Мах отрицали вероятность познания человеком мира. Они даже ставили под сомнение саму возможность адекватно отражать мир в человеческом сознании, а также познавать мир в целом или его причинах.

Скептики Юм и Секст Эмпирик утверждали, что не существует однозначного ответа на вопрос о познаваемости мира, так как существуют непознанные и познанные явления, многие из них могут быть таинственными и загадочными, есть и мировые загадки, которые человек просто не в состоянии осознать. Философы, относившиеся к этой группе, постоянно сомневались во всем.

Монисты Платон, Маркс, Гегель и Фейербах давали объяснение всему окружающему миру исключительно на основании единственного принципа идеального или материального. Вся их система философии была построена на едином общем основании.

Позитивисты Мах, Конт, Шлик, Авенариус, Карнап, Рейхенбах, Мур, Витгенштейн, Рассел определяли эмпириокритицизм, позитивизм и неопозитивизм как целую эпоху, которая отражала идеи, означающие все позитивное, подлинное, то, что может быть получено в ходе синтетического объединения результатов частных наук. При этом саму философию они рассматривали как особую науку, способную претендовать на самостоятельные исследования действительности.

Феноменологи Ландгребе, Гуссерль, Шеллер, Финк и Мерло-Понти становились на субъективно идеалистическую позицию в системе «человек-универсум». Свою философскую систему они строили на интенциональности сознания, то есть его направленности на объект.

Экзистенциалисты Марсель, Ясперс, Сартр, Хайдеггер, Камю и Бердяев давали двойственную оценку системе «человек-универсум». Они определяли ее с атеистической и религиозной точки зрения. В конечном счете они сходились в том, что постижение бытия является нерасчлененной целостностью объекта и субъекта. Бытие в этом смысле представляется как непосредственное данное человечеству существования, то есть экзистенция, конечной точкой отсчета которой является смерть. Время, которое отводится на жизнь человеку, определено его судьбой, связано с сущностью экзистенции, то есть смертью и рождением, отчаянием и судьбой, раскаянием и деянием.

Герменевты Шлегель, Дильтей, Хайдеггер, Шлейермахер и Гадамер имели особое видение взаимоотношений между человеком и универсумом. В герменевтике, по их мнению, было основание всех наук о философском аспекте природы, духе, историчности человека и исторического познания. Любой, кто посвящал себя герменевтике, был в состоянии дать максимально прозрачное описание ситуации, если избегает ограниченности и произвола, а также вытекающих из него неосознанных ментальных привычек. Если человек ищет не самоутверждения, а понимания другого, то готов признать собственные ошибки, вытекающие из неподтвержденных предположений и ожиданий.

Персоналисты представляли немецкую, русскую, американскую и французскую систему философских взглядов. В их системе присутствовал приоритет в философском осмыслении действительности человеком. Особое внимание уделялось личности в ее вполне конкретных проявлениях — действиях и суждениях. Персона, сама личность в данном случае являлась базовой онтологической категорией. Основным проявлением ее бытия были волевая активность и деятельность, которые сочетались с непрерывностью существования. Истоки личности коренились не в ней самой, а в бесконечном и едином божественном начале. Эту философскую систему развивали Козлов, Бердяев, Якоби, Шестов, Мунье, Шелер, Лендсберг, Ружмон.

Структуралисты совершенно по-своему воспринимали человека и универсум. В особенности их восприятия действительности было выявление совокупности отношений между элементами единого целого, которые в состоянии сохранить свою устойчивость в любых ситуациях. Науку о человеке они вовсе представляли невозможной, исключение — полное абстрагирование от сознания.

Отечественная школа

Исследователи всегда выделяли, что важной особенностью возникновения и развития русской философии всегда было обусловлено перечнем культурологических и исторических факторов.

Еще одним ее важным источником было православие, которое формировало важнейшие духовные связи с мировоззренческими системами остального мира, в то же время позволяло проявлять специфику отечественной ментальности по сравнению с Востоком и Западной Европой.

В формировании и развитии русской философии большая роль принадлежит нравственно-идеологическим основаниям древнерусских народов, которые получили выражение в ранних эпических памятниках славян и мифологических традициях.

Особенности

Среди ее особенностей выделяли то, что вопросы познания, как правило, отодвигались на второй план. При этом отечественной философии был свойственен онтологизм.

Другая ее важнейшая черта — антропоцентризм, так как большинство вопросов, которые она была призвана решать, рассматривались через призму проблем конкретного человека. Исследователь отечественной философской школы Василий Васильевич Зеньковский отмечал, что эта черта проявилась в соответствующей моральной установке, которую соблюдали и воспроизводили практически все русские мыслители.

С антропологизмом связаны и другие черты философии. Среди них стоит выделить склонность к акцентированию внимания на этической стороне решаемых вопросов. Сам Зеньковский называет это панморализмом. Многие исследователи делают акцент на неизменных социальных проблемах, называя в связи с этим отечественную философию историософичной.

Этапы развития

Большинство исследователей считает, что отечественная философия зародилась в середине первого тысячелетия нашей эры. Как правило, вести отсчет начинают с формирования религиозных языческих систем и мифологии славянских народов того периода.

Еще один подход связывает возникновение философской мысли на Руси с утверждением христианства, некоторые находят основания, чтобы отсчитывать начало русской истории философии с укреплением Московского княжества, когда оно стало главным культурными и политическим центром страны.

Первый этап развития русской философской мысли продолжался до второй половины XVIII века. В это время произошло зарождение и развитие отечественного философского мировоззрения. Среди его представителей выделяют Сергия Радонежского, Иллариона, Иосифа Волоцкого, Нила Сорского, Филофея.

Второй этап формирования и становления отечественной философии пришелся на XVIII-XIX века. Именно тогда появилось русское просвещение, его представители Ломоносов, Новиков, Радищев, Феофан Прокопович.

Григорий Саввич Сковорода сформулировал бытие, состоящие из трех миров, к которым он относил: человека (микрокосм), Вселенную (макрокосм) и мир символической реальности, который объединял их воедино.

Наконец, свой вклад в развитие русской философии внесли идеи декабристов, в частности, Муравьева-Апостола, Пестеля.

Современный период

Развитие современной философии в России фактически продолжается со второй половины девятнадцатого века. Вначале все развивалось в двух противоборствующих направлениях. Сначала обозначилось противостояние славянофилов и западников. Одни считали, что у страны собственный уникальный путь развития, а вторые были за то, чтобы на пути прогресса страна перенимала зарубежный опыт. Среди ярких представителей славянофилов нужно вспомнить Аксакова, Хомякова, Киреевского, Самарина, а у западников — Станкевича, Грановского, Герцена, Кавелина, Чаадаева.

Потом появилось материалистическое направление. В нем выделялся антропологический материализм Чернышевского, позитивизм Лаврова, естественнонаучный материализм Мечникова и Менделеева, анархизм Кропоткина и Бакунина, марксизм Ленина, Плеханова, Богданова.

Фактически в противовес им выступали представители идеалистического направления, к которым себя относили Соловьев, Федоров, Бердяев, Булгаков.

В завершение темы стоит непременно отметить, что отечественная философия всегда отличалась разнообразием течений, направлений и воззрений, которые нередко совершенно противоречили друг другу. Но лишь в своей совокупности они сегодня отражают всю глубину, сложность и оригинальность идей великих русских мыслителей.

Источник: FB.ru


Categories: Философия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.